Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Национальная идея как форма концептуализации национального самосознания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Вдовин А. И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX в. и общенациональная российская идея.- М., 1995; Межуев В. М. О национальной идее //Вопросы философии. — 1997. -N12. — С. 3 — 14- Коваленко В. И., Голошумов Е. В. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. — 1998.-N 4- Российская… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. НАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. Идея нации в истории философской мысли
    • 2. Проблемы нации в марксистском и современном российском обществознании
  • Глава II. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА
    • 1. Специфика национального самосознания и особенности национальной самоидентификации
    • 2. Национальные чувства
    • 3. Национальные интересы
  • Глава III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
    • 1. Национальная идея в социально-философской ретроспективе
  • Национальная идея как идейно-теоретический комплекс национального самосознания
    • 3. Национальная идея на уровне специализированного национального самосознания
  • Глава IV. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ
    • 1. От идеологии национального нигилизма к идее национального возрождения России
    • 2. Российская общенациональная идея как единство многообразного

Национальная идея как форма концептуализации национального самосознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена по сути необходимостью дальнейшего переосмысления традиционной для отечественного обществознания проблемы «роли национального фактора в общественном развитии», определяемой нынешними процессами роста самосознания наций и активизацией их деятельности в качестве субъектов социально-исторического процесса.

Переходный, кризисный период в жизни наций и народов, характерный, в частности, для нынешней России, обусловливает интенсификацию деятельности национальной интеллигенции по формированию идей и концепций более совершенного устройства общества. Разработка идей и теорий будущности нации способствует оформлению национальной идеи, которая в общей, концентрированной форме аккумулирует в себе результаты национального самосознания, отражает актуальные для общности интересы, идеалы, цели и оптимальные пути их достижения, выступает в качестве важнейшего фактора национальной интеграции и мобилизации. Отсюда актуальным является исследование природы, структуры и функциональной направленности национальной идеи, которое могло бы способствовать более глубокому пониманию причин активизации и сущности процессов национально-культурного возрождения и национальных движений.

Актуальность анализа национальной идеи тесно связана с необходимостью дальнейшего исследования природы, структуры и социальных функций национального самосознания, которое со всеми издержками и противоречиями формируется как массовый феномен во многих странах и регионах мира, в т. ч. и России, и представляет собой основу и средство формирования национальной идентичности народов, их концепций дальнейшего развития.

Изучение национальной идеи имеет не только теоретическое значение, но и вызывается практическими интересами общественных систем. Разработка национальных идей и концепций тесно связана с потребностями общества в определении перспектив социального развития и дальнейшего прогресса.

Для современного кризисного этапа истории России чрезвычайно насущной является проблема формирования общенациональной идеи, разработка которой органично связана со степенью и уровнем теоретического анализа национального самосознания и национальной идеи. В данной связи актуальность исследования приобретает определенный социально-политический аспект. Адекватное теоретическое освещение проблемы позволит учитывать степень влияния национальных идей и концепций на процессы, происходящие в обществе, и корректировать практические решения в области межнациональных отношений.

Степень изученности проблемы. В общетеоретическом плане вопросы, связанные с проблемой национальной идеи, исследуются в отечественном обществознании с начала 90-х г. в связи с изучением реальных проявлений национального самосознания в разных сферах постсоветского общества, активизацией деятельности различных партий и национальных движений и актуализацией ими целого спектра национально ориентированных интересов, идеалов, идей.

Данные исследования стали возможны благодаря разработкам различных аспектов проблемы нации, национального самосознания, национальных отношений в трудах таких отечественных ученых, как Р. Г. Абдулатипов, А. Г. Агаев, С. Н. Артановский, С. М. Арутюнян,.

A. 0. Бороноев, Ю. В. Бромлей, А. Х. Гаджиев, А. Д. Дашдамиров, Н. Джандильдин, М. С. Джунусов, Л. М. Дробижева, В. И. Затеев, С. Т. Калтахчян, М. И. Куличенко, П. М. Рогачев, М. А. Свердлин,.

B.А. Тишков, К. Н. Хабибуллин и др.

К настоящему времени по данной проблеме имеется определенный корпус исследований, которые по своей общей направленности можно выделить в следующие группы.

Первую из них составляют труды общетеоретического характера, в которых с методологических позиций рассматривается сущность и структура национальной идеи в ее взаимосвязи и взаимообусловленности национальным самосознанием. Сюда следует отнести исследования Э. А. Баграмова, А. И. Вдовина, А. И. Доронченкова, P.M. Нигома-туллиной, В. Н. Сагатовского, А. К. Уледова и др. /1/.

В следующую можно включить работы, связанные с исследованием содержания, характера и направленности национальных идей в истории отдельных /в т.ч. и российских/ народов /2/.

1. См.: Баграмов Э. А. Национальная идея и интернационализм. -Киев, 1991; Доронченков А. И. «Национальная идея» как политический феномен// Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. Вып. 4. СПб, 1996. С. 30−44- Нигоматулли-на P.M. Национальное самосознание как фактор становления культурно-исторической целостности мира. Дисс. к.ф.н. — Казань, 1994; Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб., 1994 и др.

2. См.: Аюшеева А. Б. Проблема национального самосознания в идеологии бурятского просвещения. Дисс. к.ф. н. -Улан-Удэ, 1998; Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. — М., 1990; Макарец Н. Ф. Становление «украинской идеи» // Национальная психология и проблемы ее исследования.-Днепропетровск, 1991. — С.44−55- Молодяков Э. А. «Школа национальных наук» и формирование японской идеи// Восток, — 1994, — N 3.-С.45−53- Тульчинская Т. В. Идея нации в политической культуре (исторический опыт Франции)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки.-1996. N 3. С.48−63- Шпак Н. С. Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления (на примере белорусской нации). Дисс. к.ф. н. — М., 1993 и др.

В отдельную группу, как нам кажется, следует выделить труды, представляющие собой исследования «русской идеи» и составляющие подавляющую в количественном отношении часть публикаций по рассматриваемой проблеме /3/.

Определенный вклад в развитие представлений о природе национальной идеи вносят исследования, связанные с теоретической разработкой положений российской общенациональной идеи и опирающиеся на анализ национального самосознания и национальной идеи /4/.

Несмотря на имеющиеся в изучении различных аспектов национальной идеи результаты, вряд ли сегодня было бы правомерно признавать достаточной степень разработанности этой проблемы.

Отдавая должное научной и практической значимости работ, касающихся данной проблемы, нельзя не отметить, что многие из них не обладают необходимой глубиной анализа и недостаточно состоятельны в методологическом плане. Последнее нередко обнаруживается в необоснованном отождествлении отечественными исследователями понятия «национальная идея» с такими категориями, как «националь.

3. См.: Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. — М., 1995; Кобылянский В. А. Русская идея и возрождение России. — Иркутск, 1997; Мокренко В. И. Русская идея и современная Россия (социально-философский анализ). Дисс. к.ф.н. — М., 1993. Подберезкин А. И. Современная Русская Идея и Государство. — М., 1995; Троицкий Е. С. Возрождение русской идеи: социально-философские очерки. — М., 1991; Чубайс И. Б. От Русской Идеи — к идее новой России. Как нам преодолеть идейный кризис. — М., 1996 и др.

4. См.: Вдовин А. И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX в. и общенациональная российская идея.- М., 1995; Межуев В. М. О национальной идее //Вопросы философии. — 1997. -N12. — С. 3 — 14- Коваленко В. И., Голошумов Е. В. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. — 1998.-N 4- Российская общенациональная идея.- М., 1996; Россия: опыт национально-государственной идеологии. — М., 1994 и др. ный интерес", «национальный идеал», «национальный вопрос», неправомерным, на наш взгляд, употреблением концепта «идея нации» для обозначения национальной идеи и т. д.

Свидетельством незавершенности, недостаточности анализа сущности национальной идеи является также употребление данного понятия без обоснования и определения даже в специальных работах, равно как и то, что в большинстве появившихся в последние годы словарных и справочных изданиях по этнонациональным проблемам отсутствует сам термин «национальная идея». Отсюда необходимость дальнейших исследований природы, сущностных характеристик и функций национальной идеи как важнейшего компонента самосознания нации, инкорпорирующего в себя все содержание составляющих это самосознание элементов.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ национальной идеи как формы концептуализации национального самосознания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть роль нации как коллективного носителя национального самосознания и национальной идеи;

— проанализировать особенности природы, структуры национального самосознания как основы формирования национальной идеи;

— исследовать сущностные характеристики национальной идеи как важнейшего, определяющего фактора развития самосознания и деятельности современных наций;

— рассмотреть существенные моменты состояния национального самосознания народов России в нынешний кризисный период и роль общенациональной идеи в их духовном возрождении;

Объект исследования: национальная идея как концептуальная форма национального самосознания.

Предмет исследования: сущность, специфика и особенности функционирования национальной идеи в самосознании и бытии нации.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу работы составили системно-структурный подход, принципы единства особенного и общего, историзма и конкретности. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области философии, этнологии, социологии, социальной психологии, истории, культурологии, политологии.

Научная новизна диссертационного исследования. В процессе разработки темы получены следующие результаты:

— выделены основные подходы зарубежных и отечественных исследователей к осмыслению нациеобразующих факторовпроанализирована роль нации как коллективного носителя национального самосознания и национальной идеи;

— осуществлен социально-философский анализ природы, специфики, структуры национального самосознания как основы формирования национальной идеирассмотрена взаимосвязь национальных, общественных и государственных интересовдифференцированы понятия «чувство патриотизма» и «чувство патриотического национализма» ;

— рассмотрены сущностные характеристики национальной идеи как важнейшего компонента национального самосознаниядифференцированы понятия «национальная идея» и «идея нации» — осуществлена реконструкция основных моментов процесса оформления национальной идеи;

— рассмотрены существенные черты современного состояния национального самосознания российских народоввыявлены основные методологические подходы к оформлению российской общенациональной идеи как важнейшему фактору духовного возрождения России.

Научно-практическая значимость исследования. Значимость работы обусловлена особой важностью рассматриваемой проблематики для российской государственности и национального бытия народов России.

Материалы диссертации могут иметь определенное значение для осмысления процессов, происходящих в сфере духовной деятельности российских народов. Результаты диссертационного исследования могут найти практическое применение в общетеоретических и специальных вузовских курсах социальной философии, этнологии, политологии, социальной психологии.

Апробация работы. Выводы и материалы по теме диссертации докладывались и обсуждались на международных конференциях «Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты» /Улан-Удэ, 1997/, «Молодежь мира на рубеже тысячелетий» /Чита, 1998/, на региональной конференции «Национальная идея: образование и воспитание» /Чита, 1998/. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедр философии Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского и Бурятского государственного университета.

Основные положения диссертационного исследования отражены в более чем десяти научных публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих десять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществленный в предыдущем изложении анализ позволяет сформулировать обобщающие выводы и наметить некоторые перспективы дальнейшей разработки представленной проблематики.

Изучение природы национальной идеи представляет собой одну из давних исследовательских проблем отечественной философской мысли, особенно ярко со второй половины XIX века проявившийся в трудах творцов русской идеи и разрабатываемой до середины XX века в творчестве мыслителей пореволюционного зарубежья.

Национальная идея рассматривается исследователями в качестве существенного и необходимого элемента духовной жизни и деятельности нации как сложно организованной полиэтнической, демократической этносоциальной общности людей. Нация является коллективным носителем национальной идеи, способствует продвижению и реализации заложенных в ее содержании интересов, идеалов, целей.

Основой и средством формирования содержания и направленности национальной идеи выступает национальное самосознание, являющее собой результат осознания народом себя, своих национальных ценностей и интересов, значения своей истории, языка, культуры, своего места в мире и перспектив дальнейшего развития.

Национальная идея есть наиважнейший компонент национального самосознания, обобщающий и аккумулирующий в себе все прошлые и $ современные результаты национального самопознания.

Национальная идея — это теоретически оформленное национальное самосознание, базирующееся на осознании нацией собственного единства, суверенности, своих интересов и выражающееся в системе взглядов и представлений о смысле ее бытия /главным образом, о ее дальнейшей судьбе, путях развития, взаимоотношениях с другими народами/, содержащей определенную мировоззренческую установку, доминанту духовно-практического отношения к миру, идеал мироустройства, общества, человека и человеческой деятельности.

Интегрируя в себя содержание элементов структуры национального самосознания, национальная идея выступает в виде целой совокупности идей и теорий, представляющих собой результат глубокого научного анализа национальной самоидентичности.

В национальных идеях осмысляются разные аспекты жизнедеятельности нации, ее исторического прошлого, современного состояния, перспектив будущего развития, значения ценностей национальной общности. Наиболее разработанные в теоретическом плане национальные идеи органично входят в национальные теории.

Национальные теории являют собой высокого уровня научного обобщения системы взглядов на историю, современные проблемы жизни нации, ценности национальной культуры и т. п., воплотившихся в трудах выдающихся представителей общественной мысли.

Важное место в национальных идеях и теориях занимает осмысление того, что есть данная нация как социальная, политическая и культурная общность, т. е. идея нации. Идея нации представляет собой целую совокупность идей единства нации, идей, связанных с восприятием и представлениями о родной природе, языке, культуре, отечестве и т. п. Идея нации выступает как необходимая ступень развития, существенный момент в становлении и развертывании национальной идеи.

Адекватные национальным реалиям идеи и теории объективируются в самых различных формах: от изложения их в государственных документах и программах политических партий, объединений, движений до научных трудов по проблемам национальной жизни, произведений искусства, публицистических работ и т. п. Идеи, обладающие практи-ческо-политической направленностью, включаются в содержание национальной идеологии.

Национальная идея как результат теоретического обобщения содержания национального самосознания органически взаимосвязана со всеми элементами его структуры — национальными интересами, идеалами, чувствами, мифами и др.

Основой и условием формирования содержания национальной идеи являются реальные потребности национальной общности, отражающиеся в коллективном национальном самосознании в виде целого Комплекса осознанных национальных интересов.

Благодаря включенности такого комплекса национальных интересов содержание национальной идеи изначально являет собой концентрированное выражение значимых в данных исторических условиях материальных и духовных потребностей нации, представлений о должном и желаемом в ее бытии. Адекватная национальным потребностям и интересам национальная идея воспринимается ее носителями как важнейший национальный интерес, реализация которого способствует ее восходящему движению нации в более совершенное будущее.

Представления о необходимом и желаемом общественном устройстве и более совершенных будущих социальных отношениях, возникающие благодаря осознанию интересов общности, оформляют такой важный компонент национальной идеи как национальный идеал, который концентрирует в себе ключевые национальные ценности и исходный образ цели национального самопреобразования. В зависимости от особенностей национального идеала национальная идея может иметь либо перспективную /футурологическую/, либо ретроспективную направленность.

Национальная идея органично связана с той частью национальных мифов, в которых аккумулированы результаты осмысления народом собственного бытия и представления о его более совершенном устройстве.

Немаловажную роль в оформлении содержания национальной идеи играют религиозные системы благодаря содержащимся в них духовно-нравственным ценностям и нормам отношения к миру, обществу, человеку.

Одним из источников формирования целей национальной идеи и основанием, определяющим ее содержание, выступают национальные чувства, являющиеся также одним из факторов ее реализации.

Благодаря национальным символам выражаются наиболее значимые для национальной общности ценности, отражаемые национальной идеей в ее итоговой формуле.

Носителем национальной идеи выступает нация /или ее большинство/, а ее субъектом — та ее часть, которая на данном конкретном историческом этапе продуцирует идеи и теории, связанные с национальной идентификацией.

К числу важнейших социальных функций национальной идеи относятся мировоззренческая, преобразующая, а также функции мобилизации и интеграции.

В связи с актуальной потребностью современного российского общества в объединяющей общенациональной идее необходима интенсификация деятельности отечественной интеллигенции по выработке ее основных положений. Российская общенациональная идея воспринимается как важнейший" фактор духовного возрождения страны, без которого невозможен выход из нынешнего системного кризиса.

В разработке общенациональной идеи необходимо исходить из существующего теоретико-методологического анализа национального самосознания и национальной идеи, знаний об особенностях процесса национальной самоидентификации и диалектике взаимосвязи и взаимоотношений основных этапов его протекания.

Российская общенациональная идея должна формироваться на основе реализации принципа единства в многообразии, как синтез совпадающих актуальных элементов прежде всего национального, а также формируемого регионального /общероссийского/ и становящегося общечеловеческого самосознания. Она с необходимостью должна вобрать в себя общие для российских народов национальные интересы, идеалы, цели, не противоречащие разумным запросам и устремлениям народов остального мирового сообщества, и выступать как консолидирующая, мобилизующая и преобразующая идея.

Российская общенациональная идея должна представлять собой комплекс взглядов, ценностей, ориентиров, идей, идентифицирующих территориальное пространство России в качестве целостной геополитической, социально-экономической, социокультурной системы и инициирующих теоретическую и практическую активность российской многонациональной общности людей в реализации их потребности в органическом соединении народов, культур, конфессий и совместном преодолении кризиса, выживании, самопреобразовании ради достойного существования, сосуществования и взаимообогащения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природам парадоксы национального «Я»,-М.: Мысль, 1991, — 169 с.
  2. Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. — 222 с.
  3. А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. Махачкала, 1992.
  4. А.Г. Нациология: проблемы конституирования// Философские науки.-1991.- N 5.- С. 66−70
  5. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?// Этнографическое обозрение.- 1996.- N 3,-С. 13−22
  6. Т.А., Капустин Б. Г., Пантин И. К. «Национальная идеология»: иллюзия или непонятая потребность?// Октябрь, — 1997.-N1.-0.137−153
  7. . Воображаемые сообщества. Размышления о происхождении и распространении национализма // Этнографическое обозрение, — 1992. N 6.
  8. Р.Г. Проблема другого «Я» и моральное сознание личности// Философские науки, — 1986, — N 6, — С.53−59
  9. С.Н. Идея нации в контексте интеллектуальной истории// Интеллигенция и нравственность (социологические очерки).- М., 1993, — С. 70−71
  10. С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций.-СПб., 1994, — 225 с.
  11. И. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., Наука, 1989, — 243 с.
  12. Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.- М., Политиздат, 1982. 336 с.
  13. H.A. Русская идея// Вопросы философии, — 1990.- N 1, — С. 77−144- N 2, — С. 87−154
  14. H.A. Судьба России, М., Мысль, 1990.- 207 с.
  15. .Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей.-М., 1992.
  16. А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 104 с.
  17. А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991. — 60 с.
  18. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер и судьба страны. СПб., 1992.
  19. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.412 с.
  20. Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. — 208 с.
  21. Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики// Советская этнография. 1989.-N 6.
  22. Т.Ю. Теория социалистической нации. Л., 1970.
  23. В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской»-М.: Пилигрим, 1994. 406 с.
  24. А.И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX в. и общенациональная российская идея. М.: Либрис, 1995.
  25. А.И. Российская нация (к нынешним спорам вокруг национальной идеи)// Кентавр.- 1995, — N 3. С.3−11
  26. М. Избранное. Образ общества, — М.: Юрист, 1994. -702 с.
  27. А.И. Проблема национального самосознания в спорах западников и славянофилов// Aima mater. 1992.- N 7−9
  28. А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии.- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1982, — 184 с.
  29. К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990.- 239 с.
  30. Г. Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988.- 48 с.
  31. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. СПб., 1993.
  32. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук.- М., 1977
  33. Э. Нации и национализм// Вопросы философии.1989.- N 7, — С.119−131
  34. Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.- 320 с.
  35. И.Г. Избранные сочинения. М.: Гослитиздат, 1959. -392 с.
  36. П.И. Национальный характер: мифы и реальность. -Киев: Вища школа, 1984, — 152 с.
  37. М. Государственная идеология и общенациональная идея// Власть, — 1996, — N 12.
  38. A.B. Русская идея и ее творцы,— М.: Соратник, 1995, — 310 с.
  39. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 496 с.
  40. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-350 с.
  41. А.Ф. Нация и личность, Баку: Элм, 1976, — 226с.
  42. Н. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. Алма-Ата: Казахстан, 1971.302 С.
  43. Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке//Советская этнография.- 1987. N 4.- С.9−21
  44. M.G. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. Ашхабад: Ылым, 1988.- 402 с.
  45. М. С. Национализм в различных измерениях.- Алма-Ата, 1990
  46. М.С. Нация как социально-этническая общность// Вопросы истории.- 1966, — N 4
  47. М. Угасание национализма в Западной Европе// Со-цис.- 1993. -N 3.- С. 86−98
  48. А.И. «Национальная идея» как политический феномен// Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. Вып.4.- СПб., 1996.- С.30−44
  49. Ф. М. Полн. собр. соч. В 30-ти т. Л., 1978.Т. 18.
  50. Л.М. Культура и национальное самосознание// Советская культура: 70 лет развития. М., 1987.
  51. Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика// Советская этнография.-1991.- N 1.
  52. Э. Метод социологии. М.: Наука, 1991
  53. . Одномерная логика российских модернизаторов // ОНС.- 1995. N 2.
  54. В.И. Диалектика национальных процессов в СССР.-Улан-Удэ, 1980.
  55. В.И. Интеллигенция и национальное самосознание// Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность, — Улан-Удэ, 1994. С.23−27
  56. В.И. Интеллигенция в системе национальных отношений// Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты. Ч.1- М.- Улан-Удэ, 1997, — С.36−39.
  57. Э.Ф. Эволюция самосознания /историко-философский аспект/. Красноярск: Изд-во Красноярского у н-та, 1987.176 с.
  58. А. Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика// ОНС, — 1997, — N 5, — С.115−121
  59. A.A. Этнонационализм: основные концепции американской социологии (аналитический обзор)// Социс.- 1992, — N 2.-С.118−125
  60. В.А. Буржуазная футурология о будущности нации. Критический анализ, — Киев: Наукова думка, 1982, — 152 с.
  61. И.А. Полн. собр. соч. В 10-ти т. М.: Русская книга, 1993, — Т. 2, Кн. 1, — 496 с.
  62. М.В. Интернационализм против национализма. М.: наука, 1980
  63. В.Б. Этнос и нация// МЭиМО.- 1992. N 3.
  64. В.Б. Две грани общественного сознания: этническая и национальная// МЭиМО, — 1993. N 6.
  65. С., Кумачев В. «Национальная идея» для России: бремя или инструмент политики?// Власть.- 1997, — N 5.
  66. A.C. Нация и общественное сознание, — Алма-Ата: Казахстан, 1984. 208 с.
  67. С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образова-ия интернациональной общности людей. М.: Изд-во МГУ, 1976. -406 с.
  68. С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М.: Политиздат, 1983, — 368 с.
  69. К. О русском национальном характере. М., -367 с.
  70. В.А. Русская идея и российский патриотизм// Патриотизм общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология, — М., 1996, — С. 81−85.
  71. В. А. Интеллигенция и национальная идея// Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты, — М. Улан-Удэ, 1997, — С.40−43.
  72. В.А. Русская идея и возрождение России.- Иркутск, Ирк. гос. ун-т, 1998.
  73. В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма// Педагогика, — 1998, — N 5.
  74. В. А. Национальная идея как фактор образования и воспитания// Вестн. Бур. ун-та. Сер.5. Философия. Социология. Политология. Культурология. Вып.2, — Улан-Удэ, — 1998, — С.91−103.
  75. А. Нация в истории и современности (исследования в связи с историко-материалистической теорией нации). М.: Прогресс, 1978, — 293 с.
  76. Н.Г. Интересы русского народа в пространстве национального нигилизма России// Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в России. М., 1998.
  77. О.Н. Развитие идеологий и социальные конфликты// Социс, — 1993, — N 4. С. 26
  78. В.И. Национализм и национальный нигилизм// Свободная мысль, — 1996. N 6.- С.98−108
  79. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// Советская этнография, — 1974, — N2.- С.79−92
  80. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.
  81. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  82. Н.И. Запад и Восток.- М.: Наука, 1972.- 496 с.
  83. Концепция национальных интересов: общие параметры и специфика («круглый стол»)// МЭиМО.- 1996, — N 7.
  84. Ю. Национальные интересы: миф или реальность?// Свободная мысль.- 1996, — N 3, — С.73−12.
  85. H.A. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов// Вопросы философии.- 1994.- N 1
  86. М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. М.: Мысль, 1981. — 444 с.
  87. М.И. Нация и социальный прогресс. М.: Наука, 1983.- 320 с.
  88. Т.И., Клямкин И. М. Русские идеи// Полис.- 1997. N2, — 118−140.
  89. В.В., Пантин И. К. Русский порядок// Полис.- 1997.-N3.- С. 74−88.
  90. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания// Социальная психология и общественная практика. М., 1985.
  91. В. И. Полн. собр. соч. ТТ. 26,39.
  92. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. -М.: Политиздат, 1974.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  94. Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии, — 1990, — N 4, — С. 3−6
  95. А.Ф. Диалектика мифа. //Миф. Число. Сущность, — М.: Мысль, 1994, — С.5−216
  96. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1976.- 368 с. .
  97. В.В. Отечество и патриотизм. Саратов, 1988.
  98. М.К. Как я понимаю философию.- М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  99. В.В. Образ, знак, условность. М., 1980.
  100. Г. И. Методологические подходы к исследованию этнополитических явлений// Вестник МГУ. Политические науки. 1995.- N 1.- С. 5−16- N2.- С. 52−60
  101. В.М. Национальная культура и современная цивилизация// Освобождение духа. М.: Политиздат, 1991. — С.255−271
  102. А.Н. Размышления о нациях: опыт перестройки понимания национального развития. Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1989.- 149 с.
  103. А. Национализм как фактор развития// ОНС.- 1992.-N 1.- С. 124−132
  104. В.А. Субъективные основы национального движения, — Саратов, Сарат. ГУ, 1993, — 148 с.
  105. В.Д. Философия согласия. М.: Гуманитарий, 1995.- 222 с.
  106. В.Э. «Школа национальных наук» и формирование японской идеи// Восток. 1994.- N 3. — С.45−53
  107. Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  108. М.А. Национализм в эпоху постиндустриализма: попытка нового прочтения// Кентавр, — 1994, — N 1. С.12−19.
  109. Нации и национальные отношения в современном мире. Словарь-справочник.- Л., 1990.
  110. Национальное государство: теория, история, политическая практика (мат-лы «круглого стола»)// Полис.- 1992.- N 5−6.- С. 8−41.
  111. Национальные интересы: теория и практика. М.: ИМЭиМО, 1991, — 236 с.
  112. Национальные процессы в СССР.- М.: Наука, 1991, — 261 с.
  113. В. Национальная идея не чужда демократии// Российская газета.- 27 сентября 1996.
  114. Е. Формирование национального самосознания: социально-философский анализ. М., 1993.
  115. Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности.-СПб, 1992.
  116. О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990, — 528 с.
  117. И.И. Интеллигенция, национальные и региональные проблемы// Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты. М.- Улан-Удэ, 1997.
  118. Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия// Диалог, 1997, — N 5.
  119. .Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971. 351 с.
  120. Патриотизм общероссийский и национальный: истоки, сущность, типология. М.: АКИРН, 1996.
  121. Платон Сочинения. В 3-х т. Т.З. 4.1.
  122. Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М.: Прогресс, 1994.- 123 с.
  123. Политология. Энциклопедический словарь, — М.: Изд-во МКУ, 1993.
  124. К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. М., 1992.- Т. 1.
  125. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. — 232 с.
  126. Постсоветское пространство: Этнополитические проблемыкруглый стол")// Социс.- 1997, — N 1,2.
  127. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. — N 4. — С. 14−34.
  128. Э. Что такое Нация? Лекция, читанная в Сорбонне. -СПб., 1886.
  129. Реформирование России: итоги и перспективы.- М.:ИСПИ РАН, 1996.
  130. П.М., Свердлин М. А. Нация народ — человечество. М.: Политиздат, 1967.- 91 с.
  131. Россия: Опыт национально-государственной идеологии. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 231 с.
  132. Русская идея. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1989.-182 с.
  133. Русская философия. Малый энциклопедический словарь.- М., 1995.
  134. Русский народ: историческая судьба в XX веке.- М.: Анко, 1993. 352 с.
  135. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь?- СПб.: Петрополис, 1994, — 217 с.
  136. Самосознание в философии. Л., 1987. — 154 с.
  137. Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации. //Этнографическое обозрение. -1996.- N 1.- С. 3−18.
  138. Ю.И. Общество, страны, народы// Этнографическое обозрение.- 1996. N2, — С.3−18.
  139. Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1996.- 185 с.
  140. Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989, — 319 с.
  141. B.C. Русская идея// Русская идея, — М.: Республика, 1992.- С. 185−204.
  142. В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации// Психологический журнал. 1997, — N 1.
  143. Социальная идентификация личности. М., 1993.
  144. Социальная и социально-политическая ситуация в России.-М.: Academia, 1995.
  145. Социологические теории национализма. Научно-аналитический обзор. М., 1991. — 36 с.
  146. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.- 304 с.
  147. И.В. Сочинения. М.: Политиздат, 1959.- Т.2.
  148. Э.Х. Классовое и национальное сознание. М., 1976, — 64 с.
  149. П. Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи.// Из глубины. М., 1991.
  150. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  151. В.А. О нации и национализме. //Свободная мысль. -1996.- N 3.
  152. В.А. Социальное и национальное в историко-антро-пологической перспективе // Вопросы философии. 1990.- N 12.-С.3−16.
  153. В.А. Что есть Россия? (перспективы нацие-строи-тельства)// Вопросы философии.- 1995, — N 2, — С.3−17.
  154. В.А. Этничность, национализм и государство в постсоветском обществе //Вопросы социологии, — 1993, — N 1−2.
  155. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991, -736 с.
  156. Е.С. Возрождение русской идеи: социально-философские очерки. M., 1991.
  157. Е.С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление.- М.: Советская Россия, 1989.- 272 с.
  158. В.П. Философия сознания (Современные вопросы).- М.: Мысль, 1971, — 199 с.
  159. Т.В. Идея нации в политической культуре (исторический опыт Франции) // Вестн. МГУ. Политич. науки.- 1996.-N 3, — С. 48−63
  160. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  161. А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования.- М.: Мысль, 1980, — 272 с.
  162. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1980, — 268 с.
  163. А.К. Русская идея как феномен национального самосознания.// Aima mater. 1992.- N 7−9.
  164. Философский энциклопедический словарь.- М.: Совет, энциклопедия, 1983, 1989.
  165. К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. л., 1989. — 36 с.
  166. К.Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. Пермь, 1974.
  167. K.M. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  168. Христианский социализм (С.Н. Булгаков): споры о судьбах России. Новосибирск: Наука, 1991.- 350 с.
  169. И.П. Национальные отношения в СССР,— М.: Мысль, 1987. 184 с.
  170. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭИА, 1991.- 236 с.
  171. П.Я. Апология сумасшедшего.//Русская идея.- М.: Республика, 1992.- С.37−48.
  172. C.B. Архетипы сознания и реальности бытия.// ОНС.-1992, — N 6.
  173. C.B. Человек и этничность. // Этнографическое обозрение.- 1994.- N 6.
  174. И.Б. От Русской идеи к идее новой России. Как нам преодолеть идейный кризис. — М.: ГИТИС, 1996.- 104 с.
  175. C.B. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения. //МЭиМО.- 1993, — N 1.
  176. Г. Г. Сочинения.- М., 1989.
  177. Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М.: Наука, 1991.- 192 с.
  178. А. От национального кризиса к национальному соразвитию: в поисках адекватной модели.// ОНС. 1994. — M 5.
  179. В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1961, — 121 с.
  180. А. Россия: альтернативы развития // Власть, — 1996.-N 1, — С. 39−45
  181. Н.З. Национальная идея: как ее понимать?// Вестн. РФО. 1998. — N 2. — С. 10−15.
  182. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ
  183. А.Б. Социально-философские аспекты формирования этнонационального сознания и самосознания. Автореф. дисс. канд. филос. наук.- Ставрополь, 1997.
  184. С.К. Особенности формирования национального идеала. Автореф. дисс канд. филос. наук.- Н. Новгород, 1996.
  185. А. Р. Религиозное и историческое в национальном самосознании.- Автореф. дисс канд. филос. наук. -М., 1991.
  186. А.Я. Этническое самосознание (сущность и особенности формирования: методологический аспект) Автореф. дисс. канд. филос. наук, — Уфа, 1994.
  187. В.Л. Методологический анализ национального и интернационального сознания: категории, структура, тенденции развития. Автореф. дисс докт. филос. наук. — Куйбышев, 1988.
  188. М.М. Национальное самосознание (вопросы теории и истории).- Дисс. докт. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 1995.
  189. А.Н. Субъект национальных отношений: опыт методологической реконструкции генезиса, — Автореф. дисс. докт. филос. наук.- Иркутск, 1997.
  190. Н.В. Нация как субъект культуры.- Автореф. дисс. канд. филос. наук.- М., 1994.
  191. В.И. Русская идея и современная Россия: социально-философский анализ. -Дисс канд. филос. наук.- М., 1993.
  192. О.Б. Национальное самосознание (социопсихологический анализ) .- Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 1992.
  193. P.M. Национальное самосознание как фактор становления культурно-исторической целостности мира, — Дисс. канд. филос. наук. Казань, 1994.
  194. Ю.А. Национальное самосознание и национальная культура: сущность, специфика и взаимодействие (социально-философский аспект) .- Дисс... докт. филос. наук.- Иркутск, 1997.
  195. В.Н. Национальная психология как структурный элемент национального самосознания. Автореф. дисс канд. филос.наук. Фрунзе, 1970.
  196. Л.П. Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования. Автореф. дисс. канд. филос. наук.- М., 1992.
  197. Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции и особенности проявления в современных условиях.- Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1993.
Заполнить форму текущей работой