Генезис массовой художественной культуры в России: Конец ХIХ — начало ХХ вв
Диссертация
Источниковедческая база исследования Проведенное исследование основывалось на изучении музейных коллекций городского пластического фольклора в собраниях Русского музея и Третьяковской галереи. К исследованию были привлечены данные, содержащиеся в историко-культурных трудах А. Веселовского, В, Жирмунского, Д. Зеленина, Н. Зоркой, И. Некрыловой, В. Проппа, Ю. Радугина, И. Снегирева, Н. Толстого, В… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава. !. Историография изучения генезиса массовой художественной культуры в России и Зяпялнгнл Евпппр
- §-1.Зарубежная наука об основаниях массовой культуры
- §-2.Проблема массовой художественной культуры в отечественной научно-публицистической мысли
- Глава II. Массовая художественная культура в
- России на рубеже Х! Х — XX веков
- §-1.Социокультурные предпосылки возникновения массовой культуры в России
- §-2.Пути становления массовой культуры в России
- §-3.Основные формы русской массовой художественной культуры на рубеже XIX — XX веков
- Яякптирнмр ««» «¦ * ¦ V ¦ «ш ¦ V | V V
Список литературы
- Андреев А. Очерки русской этнопсихологии. — СПб., 1998. — 248с.
- Анисимов С. Духовные ценности: производство и потребление. — М., 1988. — 311с.
- Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб., 1997. — 728с.
- Арсланов В. Надо ли сопротивляться «массовой культуре»? // Творчество, 1989, № 8. — 33с.
- Баоенбаум И. Истооия книги. — М. 1984. —490с.------J — ¦—---------- 1 — - • -
- Барышников М.Н. История делового мира России. — М., 1994. —222с.
- Бахтиаров А. Брюхо Петербурга. Очерки столичной жизни. — СПб., 1994. —221с.
- Бедков П.Н. История русской комедии XVIII века. — Л., 1977.352 с.
- Белкин А. Русские скомооохи. — М. 1975. — 381с.1.'
- А ГК Г". — «А Т» / / Л -Iш. ьелкин м. I еатр скоморохов на гуси // Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. искусствоведения. — М., 1971.20с.
- Белл Д. Массовая культура и современное общество. — Журн. «Америка», 1963, № 103. —65с.
- Белый А. Начало века. — М., 1933. — 421с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. — М.-СПб., 1914. — 216с.
- Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии, 1990, к 1. Л ^ ЛЛю9с.
- Блинов Г. Скоморохи // Народное творчество, 1993, № 1,2, с. 18−20.
- Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии, 1993, № 10. — 180с.
- Богуславская И. Русское народное искусство. — Л., Советский художник, 1968. — 298с.
- Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986. — 301с.
- Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1−2. — СПб, 1861, — Т.1 655с. + 24 илл. Т.2 -435с. — 110 илл.
- Буслаев Ф. О русских народных книгах и лубочных изданиях.1. Mi ЛЛ i л лiö-ö-4. — ozc.
- Быт Великорусских крестьян-землепашцев (Этнографическое бюро кн. В.Н.Тенишева). — СПб., 1993. — 271с.
- Виноградов H.H. Белорусский вертеп // Известия отделения русского языка и словесности императорской Академии наук.
- СПб., 1906, т. XI, с.45−80.л л I, а л. ял ^ л л 4
- Z4. витаньи v. иощество, культура, социология. — ivi., iyo4. — 298с.
- Власов В. Стили в искусстве (словарь). — СПб., 1995. — 666с.
- Власова З.И. Скоморохи и фольклор // В сб.: Русский фольк. 1−1 J ЛЧЛ-Ч 1 | 4 4/44лор. —ji., 1у0/, Т. XXlV, c.44-O4.
- Воронов В. О крестьянском искусстве. — М., Советский художник, 1972. — 351с.
- Гациский A.C. Ярмарочные райки // В кн.: Нижегородский сборник. —Н.Новгород, 1867, с. 160−228.
- Генис А. Вавилонская башня (Искусство настоящего времени). — М., 1997. — 252с.
- Георги И.Г. Описание столичного города Санкт-Петербурга.1. СПб., 1794. — 680с.
- Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. —1. К Н, А ?"4 /Г Л ЛЛ .iv!., 1уо^. — jojc.
- Голомшток О. Тоталитарное искусство. — М., 1994. — 296с.
- Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры. —СПб., 1997. — 201с.
- Григорьев В. Наука и техника в контексте культуры. — М. 1989. — 132с.
- Гройс Б. Утопия и обман. — М., 1993. — 374с.
- К Я R Н w Л. .ЯЛ, А Л Л J J J f"1.ромыко м. мир русской деревни. — ivi., 1уу i. — ччос.
- Гудков Л. Интеллигенты и интеллектуалы // Знамя, 1982, № 31. Л Л Л4, с. ?u3.
- Гулыга A.B. Искусство в век науки. — М., 1978.
- Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. — СПб., 1993.— 110с.
- Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII нач. XX века. — М., 1980.— 367с.
- Давыдов В. Рассказ о прошлом. — М.-Л., 1962. — 287с.
- Давыдов Ю. Искусство и элита. — М., 1966. — 342с.
- Демидов Э.С. Наукотехника и урбанистическая культура. — М., 1977.— 296с.
- Дмитриев С.С. Очерки русской культуры нач. XX века. — М., 1985.— 256с.
- Дмитриев Ю.А. Русский цирк. — М., 1958. — 304с.
- Дмитриев Ю.А. Цирк в России. От истоков до 1917 года. — М., 1977.—415с.
- Дмитриев Ю.А., Королькова Т. Е. Драматургия балаганного театра // Памятники культуры — М., 1989, с.63−89.
- Долгий В.М., Лебода Ю. А., Левинсон А. Г. К проблеме изыскания социального пространства времени в процессе урбанизации // Урбанизация и развитие новых районов. — М., 1. Л Л"9Л ЛЛ Л А1. У/D, c. zo-o4.
- Дрндурей Д. Женитьба искусства на деньгах // Смена, 1991, № 6, 140с.
- Думова Н. Московские меценаты. — М., 1992. — 345с.
- Дьяконицын Л. Эволюция модернизма. — М., 1967. — 32с.
- Европейский альманах. История. Традиции. Культура. — М., 1. J л л J1уу i.
- Жегалова С. Пряник, прялка и птица Сирин. Изучение произведений народного искусства. — М., Просвещение, 1983. —191с.бб.Жегалова С. Русская народная живопись. — М., Просвещение, 1975. — 189с.
- Жислина С. Из истории народного театра // Народное твор. ^ Л ЛЧ л к I. ^ л, А А л Ачество, «1У30, с. 1,5−14.
- Засосов Д., Пызин В. Из жизни Петербурга 1890−1910-х годов (записки очевидцев). —Л., 1991. — 270с.
- Зеленин Д. Восточнославянская этнография. — М., 1991. —507с.
- Зоркая Н. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. — М., 1981. — 166с.
- Зоркая Н. Фольклор, лубок, экран. — М., 1994. — 238с.
- Зоркая Н. Зрелищные формы художественной культуры. — М., 1981, —47с.
- Игнатьева И. Антропология техники: человек как субъект мира техники. — Екатеринбург, 1992.— 130с.
- Иконников Г. Технологические фальсификации общественного процесса. — М., 1986. — 174с.
- История русского театра. Под ред. В. В. Каллаша. — М., 1914, т.1. — 364с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. — М., 1974. — 328с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. — СПб., 1997.544с.
- Кагановский В.В. История культуры России. — Минск, 1997. л л лл с.
- Каррьер М. Искусство в связи с общим развитием культуры.1. Н Я Л АЧЛм., '¡-97и.
- Карцева Е. Массовая культура в США и проблема личности.ял ^ Л Л Л» Л Ам., «i у/4. — ?? ¡-с.
- Кертман П. Е. История культуры стран Европы и Америки
- Л Л ^ л, А А —9 ЯЛ Л л л^ <4 Л А18/и-19 i /. — м., 1уо/. — ?и4с.
- Кино. Энциклопедический словарь. Гл. редактор Юткевич С. И. — М., 639с.
- I- i /Г V НЯ «Я Я J Л Л Г» ллло. кокс Харви, мирскои град. — ivi., |9уо. — гъгс.
- Коллаж- Социально-философский и философско-антропологический альманах. — М., 1997. — 177с.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М., 1994. — 658с.
- Конечный A.M. Петербургские гуляния // Декоративное искус1. Л ЛЛЛ Ь. лctbo, |9в0, №у, c./-i5.
- Костомаров В. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. — М., 1994. — 247с.
- Котенко В.П. История философии техники. Естествознание —. ^.. /Г. ^ /Г ^ Л ¦—I Г- J лл^практическая деятельность: учеоное посооие. — uno., iyy/164с.
- Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. — М., 1992.229с.
- Кризис буржуазной культуры и музыка. Сборник статей. — М., «iy/Z. — ?X5(С.
- Крокинская O.K. О различии ценностных систем разных культур /'/ В кн.: Петербуржцы (этнонациональные аспекты массового сознания). Социологические очерки. — СПб. 1995.
- Кукаркин А. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. — М., 1978. — 348с.
- Кукаркин А. По ту сторону расцвета. — М., 1981. — 491с.
- Культура в век электроники // ЮНЕСКО, 1985, № 4.
- Культурные традиции и современность. — М., 1989. — 200с.
- Культурология. История культуры России IX—XX вв. — СПб., л л л лууо.
- Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995. — 309с.
- Лифшиц М. Искусство и современный мир. — М., 1973. — 391с.
- Лихачев Д. и др. Смех в Древней Руси. — Л., 1984. — 341с.
- Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. /'/' Вопросы философии, 1992, № 3, 163с.
- Эб.Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. — Таллинн, 1994.214с.
- Лубок. Русские народные картинки ХУИ-Х1Х вв. Автор текста Ю.Овсянников. — М., 1968. — 195с.
- Луначарский А. Об изобразительном искусстве. Т.2. — М., л л1. ЗУ «1С.
- Мазаев А. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. — М., 1978. — 281с.
- ЮО.Мазур М. Качественная теория информации. — М., 1971. — 239с.
- Макдональд Ф. Город. Горожане и цивилизации. — М., 1994.378с.
- Массовая культура и кризис буржуазной культуры Запада. — М., 1074. — 271с.
- Массовая культура и советское изобразительное искусство. /У Искусство, 1988, № 2, 122с.
- Массовые виды искусства и современная художественнаял «я я -Л л л ^ л о лкультура. — м., 1Уоо. — ¿-¿-ус. ЮЭ. Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура. Курс лекций. — СПб., 1997. — 51с.
- Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. — М.1. Л Л Л Л J Л Л ^9(эу. — «1^ус.
- Маца Т.А. Проблемы художественной культуры XX века. —к я j л л лiv!., 1уоу.
- Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. — М., 1982. — 327с.
- ИЗ.Мелетинский Е. Поэтика мифа. — М., 1995. —408с. 114-Миллс Р. Властвующая элита. — М., 1959. — 351с.
- Милловский А. Вертеп — зрелище в лицах // Вокруг света, 1. А ллл ь ¦ л л, А л лlyö-ö-, nsy, с. 1о- 1у.
- Мир цирка. Энциклопедия. Гл. редактор Дриго А., т.1. Клоуны. — М., 1995. — 504с.
- Мириманов В. Искусство и миф. — М., 1997. — 327с.
- Модернизация в России и конфликт ценностей. — М., 1994. — 250с.
- Моисеев H.H. Цивилизации на переломе пути России. — М., 1. Л ЛЛЛ Л Л^1ууо. — «кз/с.
- Морли Ж. Развлечения. Сцена, экран, актеры. — М., 1994. —л л л4 1С.
- Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса) — М., 1996.— 386с.
- Народный театр. Библиотека русского фольклора. — М., 1991 541 с
- Неклюдова М.В. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX нач. XX века. — М., 1991.
- Некрылова А. Русские народные городские праздники и зрелища. Конец XVIII начало XX века. — М., 1975. — 154с.
- Некрылова А. Народная ярмарочная реклама // В кн.: Театральное пространство. Материалы научной конференции. — М., 1979, с.335−350.
- Новиков А.И. Нигилизм и нигисты. —Л., 1972.
- Новиков А.И. Русская культура во времени и пространстве // Русская культура: традиции и современность. — М., 1993, с. 57.129.0бщественное развитие и НТР. — Л., 1982. — 198с. 130.0ганов Г. Блеск и нищета модернизма./'/' Кто правит бал? —
- М., 1976. — 192с. 131. Орлова 3. Современная городская культура и человек. —
- М., 1987. — 218с. 132.0ртега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991. — 586с.
- Парамонов Б. Конец стиля. — М., 1997. —464с.
- Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство. — Л., 1976. — 157с.
- Петров-Водкин К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самар-кандия. —Л., 1970. —237с.
- Повилейко Р. Эстетика и техника. — М., 1965. — 32с.
- Пожарская М.Н. Русское театрально-декоративное искусство конца XIX нач. XX века. — М., 1970. — 410с.
- Поздравительная открытка в России (конец XiX века — начало XX века — СПб., 1994. — 190с.
- Полевой В. Двадцатый век. — М., 1989. — 452с.
- Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. — М., 1997. —л л л1. Azq.
- Померянц Г., Кублановский Ю., Агеев А. Русская классика и Октябрьская революция. (Заочный «круглый стол» «Знамени») //Знамя, 1992, № 5, с. 221.
- Поспелов Г. Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. — М., 1983. — 201с.
- Поспелов Г. «Бубновый валет». Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х гг. — М., 1990. —л л л0УС.
- Потебня А. Эстетика и поэтика. — М., 1976. — 614с.
- Провоторова A.A., Штуден Л. Л. История мировой и отечественной культуры. — Новосибирск, 1995. — 224с.
- Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. — СПб., 1996.— 361с.
- Пропп В. Русские аграрные праздники. — СПб, 1995. —1. J л ^i оэс.
- Пропп В. Фольклор и действительность. — М., 1976. — 225с.
- Разлогов К. Художественный процесс и потребности человека в искусстве // Вопросы философии, 1986, № 8, 192с.
- Райнов Б. Массовая культура. — М., 1979. —486с.
- Ракитов А. Философия компьютерной революции. — М., 1991, —283с.
- Ренбблат А.И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XiX века. — М., 1991. — 283с.
- Ровинский Д.А. Русские народные картинки. — СПб., 1900.1. ТЛ ЛЛЛ «Г I- Л I— Л2, ¿-оес.- i .о, ?Э4С.
- Русская культура в переходный период от средневековья к Новому времени / Сб. ст. — М., 1992. — 171с.
- Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908−1917). Книга третья. Зрелищные искусства. — М., 1977.508с.
- Русские народные гулянья. По рассказам, А Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Евг. Кузнецова. — М., 1948.351с.
- Русский рисовальный лубок конца XVIII начала XX века. Сост. Иткина Е. И. — М., 1992. —254с.
- Русский торгово-промышленный мир. Сост. Примаченко П. 1. М&bdquo- 1993. — 352с.
- Савушкина Н. Русская народная драма- художественное своеобразие. — М., 1988. — 231с.
- Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991. —1. Л Л J30 «i с.
- Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX нача// Л ЯЯ J Л Л Л Л ЛЛла XX века. — ivi., i ууз. — зуос.
- Селиванов В. Искусство XX века: эстетические теории и художественная практика. —Л., 1991. —20с.
- Семенов Ю.С. Константы, словарь русской культуры, опыт исследования. — М., 1997. — 823с.
- Семенов Ю.С. Массовая культура в современном мире. —ап, А л л лю., 1уу1.
- Сент-Экзюпери Антуан де. Письмо заложнику. Сочинения. — М, 1964.—458с.
- Серж. Москвичи. Век толп. — М., 1996. —478с.
- Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации //"Человек», 1992, № 2−5.
- Сноу Г. Две культуры. — М., 1973. — 141с.
- Соболев Н. Русский орнамент (камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка). — М., 1948. — 219с.
- Соколов Ю. Русский фольклор. — М., 1941. — 558с.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
- Стернин Г. Художественная жизнь России 1900−1910-х гг. — М., 1988.— 315с.
- Стернин Г. Художественная жизнь России нач. XX века. — М., 1976. —222с.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. — Л., 1963. — 523с.
- Структура культуры и человек в современном обществе (Э.А.Орлова, А.И.Арнольдов). — М., 1987. —483с.
- Судьба города// Курьер ЮНЕСКО, 1991, № 3, с.3−50.
- Тавризян Г. Техника, культура, человек. — М., 1986. — 253с.
- Тагер Е.Б. У истоков XX века /'/' Избранные работы о литера-™е. — М. 1988. — 284с.18и.Тайнен К. На сцене и в кино. — М., 1969. — 241с.
- Тасалов В. Прометей или Орфей. Искусство техническогоп л, а л л^ л ^ авека. — м., 1уол — зпс.
- Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России 19 081 917. — М., 1995.—410с.
- Толстой Н. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. — М., 1995. — 509с.
- Торговая реклама и упаковка в России Х1Х-ХХ века. (Из фондов Государственного Исторического музея). — М., 1993. — 35с.
- Трубина Е. Посттоталитарная культура: «Все дозволено» или «ничего не гарантировано»? /'/' Вопросы философии, 1993, № 3, 123с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М. 1986. — Т.1, 638с.- Т.2, 682с.
- Федоров-Давыдов А. Русское и советское искусство. — М., 1975. — 739с.
- Фрейденберг ОМ. Семантика архитектурного вертепа // Декоративное искусство СССР, № 2, с.41−44.
- Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1995. — 247с.
- Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1986. — 330с.
- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. — ivi., 441с.
- Ханжонков А. Первые годы русской кинопромышленности. — М., 1937.— 218с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993. —446с.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. — М., 1997. — 310с.
- Художественная культура в докапиталистических формациях. Научн. ред. М. С. Каган. —Л., 1984. — 303с.
- Художественные процессы в русской культуре ii половины XIX века. (Сб. ст.) — М., 1984. — 190с.
- Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. — М., 1994. — 356с.
- Ценципер И. Апология продажного искусства // Огонек, 1990, № 42, 58с.
- Цуккерман В. Народная культура. — Свердловск, 1982. — 348с.
- Человек и социокультурная среда: Научно-аналитический обзор. — М., 1989 — 132с.
- Чередниченко Т. Музыкальные увеселения: культура радости вчера и сегодня /'/' Новый мир, 1993, № 6, с. 205.
- Черкасов А.Г. Проблемы массовой культуры. Неоконсервативные тенденции в массовой беллетристике США (Автореф.) — М., 1989.
- Шведковский O.A. Актуальные задачи изучения художественной культуры предреволюционных десятилетий и художественные процессы в русском и польском искусстве XIX нач. XX века. — М., 1977.
- Шестаков В. Мифология XX века. — М., 1989. — 320с.
- Шкловский В. Матвей Комаров — житель города Москвы. — Л., 1929. — 65с.
- Шкловский В. Чулков и Левшин. — М., 1933, 178с.
- Щеглов И. Народ и театр. — спб., i9ii. — 159с.
- Элиаде Мирна. Аспекты мифа. — Ульяновск, 1995. — 238с. 209. Энциклопедический словарь, славянская мифология. — М., 1995.—413с.2Ю.Юренев Р. Краткая история советского кино — М. 1979. —г- л ло^ис.
- Якимович В. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии, 1991, № 11, 125с.
- Яранцева Н. Преемственность и взаимодействие культур в художественной жизни общества. — Киев, 1990. — 198с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994. — 526с.
- Arnoid М. Cuiture and Anarchy. — L, 1869, p.29.
- Culture for the Millions? Mass media in Modern Society. Ed. N.Jacobs. —Toronto L. — N.Y., 1961, p.59.
- Hasbitt W. The Complete Works. — L., 1930, p.352.
- Hauser A. The Phiiosophy of Art History. — Cieveiand-N.Y., 1963. d.342.
- Huxiy A. On Art and Artists. — 1960, N4, p.76.
- Wordsworth W. Preface to Lyrical Ballads. — L., 1800, p. 182.
- Wright L. Miadie Ciass Culture in Elizabethan. — Chapei Hiii, 1935, p.659.