Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Златоустовская гравюра на стали XIX-XX веков. 
Историческое развитие, вопросы стиля и технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Урал в начале XIX века был крупным промышленным центром, масштабы которого превосходили известные европейские металлургические и оружейные производства. Кроме того, это был относительно молодой стремительно развивающийся регион, предприятия которого использовали самые передовые научные достижения. Все это способствовало созданию необходимых условий для высокого уровня технической и художественной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Исторический очерк. Периоды. Мастера
  • Глава II. Стилистические особенности и художественный образ Златоустовской гравюры на стали
  • Глава III. Типология и виды произведений Златоустовской художественной гравюры на стали
  • Глава IV. Специфика техники и технологии создания Златоустовской гравюры на стали, изготовления и декорирования Златоустовского холодного оружия

Златоустовская гравюра на стали XIX-XX веков. Историческое развитие, вопросы стиля и технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное научное исследование посвящено уникальному явлению отечественной культуры — Златоустовской гравюре на стали, зародившейся как элемент художественного убранства холодного оружия в XIX веке в России и далее распространившейся на широкий круг предметов декоративно-прикладного искусства. Сегодня Златоустовская гравюра на стали переживает своеобразный Ренессанс. Златоустовское клинковое оружие, сочетающее в себе высокие технические качества и уникальный художественный образ, стоит в одном ряду с выдающимися мировыми достижениями в области создания и украшения оружия. Произведения декоративно-прикладного искусства, украшенные с расточительной роскошью или, напротив, в лаконичном стиле минимализма, востребованы государством и церковью, общественными структурами и частными лицами.

В настоящее время все активнее ставиться вопрос о составлении общей и наиболее полной картины, представляющей характер и развитие культурного пространства отдаленных русских промышленных центров и провинциальных городов. Кроме того в последнее время возрос интерес к Златоустовскому украшенному оружию среди коллекционеров, специалистов, любителей. Составляются масштабные коллекции. Проходит научная обработка уже имеющихся музейных собраний. Практически ни одна международная выставка не обходится без представительного участия Златоустовских художников и оружейников.

К сожалению, на современном этапе, исследованию этого уникального культурного явления уделено мало внимания. Практически все научные изыскания ограничиваются хронологическими рамками XIX века. Деятельность Златоустовских художников-граверов и оружейников в период второй половины XX века изучена недостаточно. И лишь некоторые произведения мастеров второй половины XX века можно увидеть в периодических изданиях и каталогах выставок. Из научного оборота выпал целый пласт, содержащий то выдающееся культурное явление, каким является Златоустовская гравюра на стали. Несмотря на некоторые попытки осветить этот предмет в научной литературе, необходимо признать, что публикаций на эту тему очень мало. Большей частью они носят характер кратких предисловий к художественным альбомам и каталоги, которые издают сами Златоустовские мастера. Недостатком таких самодеятельных изданий является практически полная анонимность опубликованных произведений и отсутствие не только дат создания представленных предметов, но и года выпуска таких каталогов-буклетов, что отчасти могло бы служить критерием хотя бы верхней границы датировок.

Среди интересных научных публикаций можно отметить статьи A.C. Бурмакина «Исторические данные по ведению изготовления холодного оружия в Златоустовской оружейной фабрике немецкими мастерами» в Горном журнале в 1912 г. и В. Бокова «Немецкие оружейники на Златоуствском заводе», опубликованную в Журнале императорского русского военно-исторического общества в 1913 г. Эти работы, характеризующие меру участия иностранных специалистов в становлении и развитии Оружейной фабрики, основанные на исторических и статистических данных, очень важны для понимания специфики начального этапа развития Златоустовской гравюры. Многочисленный исторический материал приведен М. М. Денисовой в исследовании «Художественной оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики», опубликованном в 1947 году в сборнике статей по материальной культуре ГИМа. Работы М. Глинкина «Златоустовская гравюра на стали», 1967 г.- Гуревича Ю. Г. «Загадка булатного узора», 1985 г.- Т. И. Абольской «Златоустовское художественное оружие XIX века из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи», 1986 г. стали своеобразными основополагающими и хрестоматийными изданиями, содержащими ценнейшие сведения о истории развития, мастерах, художественных особенностях Златоустовской гравюры. В 1992 г. в Магнитогорске было издано исследование Л. Г. Никифоровой «Златоустовская гравюра на стали», предложившей периодизацию этапов развития этого вида декоративно-прикладного искусства. Возможно некоторым недостатком работы, можно считать недооценку участия профессиональных художников к созданию эталонных образцов в гравюре. Среди популярных изданий можно считать прекрасно изданный альбом"Гравюра на стали из Златоуста", 1994 г. (авторы статей Гриер О. М., Самойлов Б. С., Ячменев В.А.) с многочисленными иллюстрациями, раскрывающий тонкости художественного образа Златоустовской гравюры. Известным специалистом в области изучения Златоустовского украшенного оружия является Е. В. Тихомирова — автор ряда публикаций, посвященных вопросам сохранения традиций в современном художественном оружии и введении в научный оборот произведений современных авторов.

Этот небольшой список работ, который можно дополнить двумя краеведческими сборниками статей «Бушуевские чтения», практически и есть тот основной материал, посвященный вопросам истории и развития Златоустовского холодного оружия и предметов декоративно-прикладного искусства украшенных гравюрой на стали. Все это говорит о необходимости дальнейшего изучения в самых разных аспектах Златоустовской гравюры на стали.

Предметом исследования данной работы стала эволюция стиля, художественный образ, технико-технологические особенности Златоустовской гравюры на стали.

В этом контексте исследование исторической и художественной традиции, систематизация произведений Златоустовских оружейников и мастеров гравюры на стали приобретает особое значение. Среди основных задач, решение которых способствовало бы упроченью места Златоустовской гравюры на стали в ряду отечественных культурных и художественных достижений — выявление индивидуальной специфики произведений Златоустоваской гравюры на стали и установление критериев, необходимых для атрибуции памятников, а так же введение в научный оборот произведений Златоустовских мастеров. В связи с этим необходим комплексный искусствоведческий, культурологический, технико-технологический анализа произведений Златоустовских мастеров и сравнение их произведений с зарубежными и отечественными аналогами для определения своеобразия стиля, специфики художественного образа и техники создания.

Источниковедческой базой данного исследования послужили собрания Государственного Эрмитажа, Государственной Оружейной палаты, Государственного Исторического музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Ассортиментного кабинета Златоустовского металлургического завода им. Ленина (16 цех), Златоустовского краеведческого музея, частных собраний и др., а также публикации Златоустовского оружия и гравюры на стали в различных изданиях, производственные базы оружейных мастерских г. Златоуста. б.

Заключение

.

Культура промышленных центров России, и в особенности, таких многогранных по этническому составу, социальному строю, историческим и культурным традициям, каким является Урал, привлекает внимание исследователей самых разных направлений. Для искусствоведческого анализа особенно интересно развитие и становление художественной традиции, созданной искусственно, но в течении короткого времени совершенно органично вписавшейся в реалии окружения и ментальность общества. Именно в этом качестве перед исследователем предстает Златоустовская гравюра на стали, уходящая своими корнями в западноевропейскую традицию художественного декора клинков и развившаяся в выдающееся достижение российской культуры.

Урал в начале XIX века был крупным промышленным центром, масштабы которого превосходили известные европейские металлургические и оружейные производства. Кроме того, это был относительно молодой стремительно развивающийся регион, предприятия которого использовали самые передовые научные достижения. Все это способствовало созданию необходимых условий для высокого уровня технической и художественной культуры. В заводских школах и училищах Урала при общем высоком уровне образовательных программ, установленных еще Татищевым, изучали архитектуру и изобразительные искусства. При всех заводах, ориентированных на художественную промышленность, были созданы «знаменательные» (художественные школы). В высоком уровне художественной подготовки Златоустовских мастеров можно усматривать также тот факт, что начавшаяся по немецким образцам, Златоустовская гравюра переросла в многогранный развившийся во времени в различных художественных стилях вид особый вид декоративно-прикладного искусства. В то время как в Золингене немецкие мастера более уделяли внимание технологической и ремесленной стороне вопроса. Возможно, по этому в существующем и в настоящее время оружейном производстве Золингена украшенные клинки не встречаются совсем.

В результате проведенного исследования можно констатировать, что в течение уже первого десятилетия своего существования на российской почве, искусство гравюры на стали совершенно отошло от привнесенных немецкими мастерами схем и шаблонов в композиции, рисунке и самой специфике технологии, влияющей на художественный образ, и переродилось в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства, объемлющий широкий круг холодного оружия, а позже и бытовых и памятных предметов, украшенных гравюрой на стали.

Предметы, декорированные Златоустовской гравюрой на стали, и типы декора, включающие сюжетные, пейзажные сцены, развитые декоративные композиции из символических и аллегорических изображений, шрифты и орнаменты сложились в устойчивые во времени типологические и видовые группы, характерные для этого вида декоративно-прикладного искусства, получившего устойчивое терминологическое название — Златоустовская гравюра на стали.

Сложился особый уникальный художественный язык, сохраняющийся неизменным в течении смен стилистических явлений и направлений. Для него характерны выразительность золотых силуэтов и орнаментов, прорисованных иглой и травленных на разную глубину в несколько приемов, что создавало совершенно специфический прием — почти рельефный рисунок на глубоких цветных фонах. Произведения, украшенные Златоустовской гравюрой на стали, отмечены индивидуальной спецификой художественного стиля и технических приемов отличных от аналогов западноевропейских и отечественных мастеров, что является основой критериев, необходимых для атрибуции памятников.

Большое значение для сложения художественного образа Златоустовской гравюры на стали имели особенности уникального технико-технологического процесса и цветовой палитры металла. Благодаря технологии гравюры на стали, включающей гравировку, травление, синение, никелирование и золочение золотом высшей пробы, возникла специфическая колористическая гамма, присущая только Златоустовской гравюре на стали.

Благодаря развитию технико-технологических приемов сложился разнообразный набор художественных методов, включающий кроме традиционных силуэтных рисунков на равнотонных фонах, еще и изображения с тонкой светотеневой моделировкой. Освоение этого художественного метода в гравюре Златоустовских мастеров стало основой нового художественного направления. Эти разные подходы к созданию композиций на стали достигли своих высших точек в различные исторические периоды. Отточенные золотые силуэты в орнаментах и сюжетных сценах стали в 1820−40 гг. вершиной развития стиля Златоустовской гравюры. Явным упадком, отмечены произведения первой четверти XX века, когда в основе метода и художественного языка Златоустовской гравюры на стали лежала имитация специфики других видов искусств (живописи, фотографии), созданная с помощью никелевых полутонов.

С конца XX века Златоустовская гравюра на стали переживает особенный подъем. Преодолен период ремесленного копирования, образцов. Активно создаются уникальные произведения, выполненные в лучших традициях Златоустовской гравюры на стали. Возникли и успешно развиваются художественные мастерские и объединения, работающие в традиционном направлении Златоустовской гравюры на стали и гармонично совмещающие все художественные методы и технические приемы. Среди них, наиболее известные — художественные мастерские «Булат», ООО «Златоустовская гравюра на стали», художественная мастерская «Практика», художественная мастерская «АРТ-ГРАНИ», ЗАО «Формула ЛТД», ООО «Златоустовская Оружейная Компания», Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК», «Грифон».

Произведения, украшенные в лучших традициях Златоустовских мастеров востребованы на государственном уровне, в музейной и выставочной практике, у коллекционеров и любителей искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.И. Златоустовское художественное оружие X1. века из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Л., 1986 г.
  2. Авторское холодное художественное оружие 2002. М., 2002 г.
  3. П.П. Собрание сочинений. М., Из-во АН СССР, 1954 г.
  4. Архангельский Л. Стальная экзотика. Справочник «Клинок». М2003 г
  5. В. И.Х. Гамель и его «Описание тульского оружейного завода» // Вопросы социально-экономической истории СССР.- Тула, 1976 г.- С.98−104.
  6. О. Н. Древнейшие металлурги Приуралья. М., 1964 г.
  7. Н. Б. Златокузнецы Дагестана: о кустарях металлистах селения Кубачи. М., 1926 г.
  8. Г. Кованная медь. София, 1957 г.
  9. В. Д. Исторический очерк Уральских горных заводов. СПб., 1896 г.
  10. Н. И. О булате // Горный журнал 1874 г. — № 6.
  11. Н. Т. Аносова в области металлургии// Горный журнал. -1914 г.-№ 3.
  12. А. Златоуст в 1905 году. Свердловск, 1930.
  13. И. Н. Секрет булата. М. — Свердловск, 1957 г.
  14. В. Е. Посещение высочайшими особами г. Златоуста 30 июня 1904 г.-Уфа, 1904.
  15. В. Немецкие оружейники на Златоуствском заводе. Журнал императорского русского военно-исторического общества. 1913 г. №№ 5, 6, 7, 8,11,12,13.
  16. А. С. Исторические данные о введении изготовления холодного оружия в Златоустовской фабрике немецкими мастерами. // Горный, журнал. 1912 г. — № 10, 11.
  17. Быков 3. Н., Майков Н. К. Конструирование архитектурно-художественных изделий из металла. М., 1950 г.
  18. В. С. Комсомольские топоры. М.-Л.1931 г.
  19. Василенко Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М., 1977 г.
  20. Великий русский металлург П. П. Аносов: Сб. Челябинск, 1949
  21. В. А., Черноземцев В. В., Понуров Н. В. Златоуст./ 2-е изд., доп. Челябинск, 1984 г.
  22. Н. В. Златоустовский им. Ленина. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1971 г.
  23. Н. В. Наследие славы: К 240-летию ПО <Булат>. -Златоуст: Газета, 1994 г.
  24. Н.В. Имена, вошедшие в историю. Златоустовский завод имени Ленина. Стр. 23−28: О П. П. Аносове.
  25. Н. Геогностическое описание седьмого и части восьмого участков округа златоустовских заводов// Горный журнал. 1837. — № 3.
  26. В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. -Екатеринбург, 1904.
  27. Е. Ф. Художественный Златоуст, 1933 г. № 4 (апр.).
  28. М. П. Горнозаводский Урал в 1900—1917 гг.. М.-Л.: Наука, 1965 г.
  29. А. Русский ампир. М., 2000 г.
  30. И. Ф. Описание заводов, под ведомством Екатеринбургского горного начальства стоящих: В 2 т. Екатеринбург, 1808. — Т. 1−2.
  31. М. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967 г.
  32. Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII—XIX вв.: Сб. док. Свердловск: УФ АН СССР, 1956.
  33. Гравюра на стали. В/к «Новоэкспорт» СССР, Москва. Внешторгиздат, заказ № 4063СС), без даты.
  34. О. М., Самойлов Б. С., Ячменев В. А. Гравюра на стали из Златоуста, Челябинск, 1994 г.
  35. Г. Ф., Гудкова 3. И. Из истории Южно-Уральских горных заводов XVIII—XIX вв.: Ист.-краевед, очерки: В 2 ч. Уфа, 1985−1993. -Ч. 1−2.
  36. Ю. Г. Загадка булатного узора. М., 1985
  37. М.М., Портнов М. Э. Тульское художественное оружие XVIII—XIX вв..в. в собрании Государственного исторического музея. М., 1952 г.
  38. М.М. Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики. Труды Государственного исторического музея. М., 1947 г.
  39. В.А. Русское наградное оружие VIII-начала XX вв. Москва-Смоленск, 1994 г.
  40. Дизайн и технология художественной обработки материалов. Сборник статей. Челябинск, 2004 г.
  41. С. Раскрывший тайну «дамасской стали» // Южноурал. панорама. 1998. — № 40. — С. 9-
  42. Златоустовская гравюра на стали. Внешторгиздат. Изд. № 2940СО.
  43. Златоустовская оружейная компания. Каталог № 2. Челябинск, 2003
  44. Златоустовская энциклопедия. Т. 1: А К / Сост. Козлов A.B., Косиков H.A., Чабаненко В. В. — Златоуст, 1994.
  45. Златоустовские художественное оружие XIX века: из собрания Воен.-ист. музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Авт. вступительной статьи Т. И. Абольская. Л.: Художник РСФСР, 1986 г.
  46. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. М., 1967 г.
  47. Золотой век русского оружейного искусства. Царское оружие и конское убранство VII века (из собрания Государственной оружейной палаты). М., 1993 г.
  48. . Н. Художественное литье. М., 1959 г.
  49. В. Работы Златоустовского завода // Хозяйство Урала. 1926 г. № 2.
  50. Из истории Урала: Урал с древнейших времен до 1917 г. Сб. док. и материалов. Свердловск, 1971 г.
  51. Изделия Златоустовских мастеров. М., 1977 г.
  52. А. А. Отчет о действии Златоустовских заводов. // Горн. журн. -1857 г.-Кн. 3,21.
  53. Исторический очерк 27-й Омской стрелковой дивизии РККА. М.-П, 1923 г.
  54. История Урала в период капитализма. М.: Наука, 1990 г.
  55. История Урала: В 2 т. /Под общ. ред. Ф. С. Горового. Пермь, 1963−1965.-Т. 1−2.
  56. А. Князе-Михайловская сталепушечная фабрика в Златоусте// Горный журнал. 1868 г. -№ 1.
  57. А. Павел Матвеевич Обухов // Русская старина. 1905 г. -Кн. 7.
  58. . Н. Кузнецы Урала. Екатеринбург, 2002 г.
  59. В. Художники крепостного Урала. Свердловск, 1957
  60. Л. В. Искусство обработки металла М., 1924 г.
  61. Д. История металлургии Урала. М.-Л.: ГОНТИ, 1939
  62. А. Обозрение чугуноплавильного и железного производства завода хребта Уральского в 1827 г.// Горный журнал 1830 г. — Ч. 4.
  63. Е., Окунцов 10. Оружейная фабрика / Златоустовская энциклопедия. Златоуст, 1997. — С. 68 — 69.
  64. И. И., Очерский В. Златоустовская гравюра: Очерк. -Челябинск, 1943 г.
  65. Краткое описание Златоустовской оружейной фабрики // Горный журнал. 1836 г. — Ч. 4.
  66. С. Н. Художественный металл Златоуста XIX начала XX вв.: синтез технологии и искусства / Первые Бушуевские чтения: Сборник статей. — Челябинск, 2003. — С. 95 — 98.
  67. С. Обухов Павел Матвеевич / Златоустовская энциклопедия. Златоуст, 1997. — Т. 2. — С. 63. Об инженере-металлурге, управителе фабрики в 1854 — 1860 гг.
  68. А. Н. Европейское холодное оружие. СПб., 2003 г.
  69. А. Н. Русское холодное оружие. СПб., 2005 г.
  70. А.Н. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800- 1917 годов: Определитель. СПб., 1994 г.
  71. Кустарные промыслы Уфимской губернии. Уфа, 1912.
  72. А. О приготовлении стальных орудий // Артиллерий-ский журн. 1866 г. -№ 10.
  73. Н. Р. Русская художественная бронза. Декоративно-прикладная скульптура XIV в. М., 1958 г.
  74. В. С. Современная художественная ковка. М., 1994 г.
  75. Э. Булат. //Труды Гос. Эрмитажа. Вып. 2. — Петроград, 1923 г. 76. «Лик» Златоуста. Мастерские декоративно-прикладного искусства «Лик» Альбом. М., 2004 г.
  76. Р. М. Города-заводы России: XVIII перв. пол. XIX вв. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993 г.
  77. И. В. Художественная обработка металлов. М., 1988 г.
  78. М. Д. Тульские златокузнецы. Л., 1974 г.
  79. В., Козин И. Слава Златоуста: Очерк о гравюре. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1963 г.
  80. Мастерские декоративно-прикладного искусства «Лик». Каталог. Челябинск, 2001 г.
  81. Материалы к изучению Златоустовского округа: Сб.-Златоуст, 1926
  82. Материалы по истории Златоуста: Сб. Златоуст, 1958 г. — (Златоуст, краеведч. музей)
  83. . Т. Ровесник века: Из истории Златоустовского металлургического завода. Челябинск, 1971 г.
  84. Д. И. Технология художественной обработки металлов М, 1947 г.
  85. Н. А. Украшенная сталь / Мастеровые / Челябинск, 1988 г. -С. 58−66.
  86. H.A. Повесть о мастерах железного дела. М., 1973 г.-С. 6272.
  87. П. Обзор работы Златоустовского метал-лургического завода. М.: ЦНИИЧермет, 1960 г.
  88. Металлургические заводы на территории СССР с XVIII века до 1917 г.: Чугун. Железо. Сталь. Медь. М.-Л.: АН СССР, 1937 г.
  89. О.Л. Златоустовская оружейная фабрика. Отечественная история: история России с древнейших времен до 1917 г.// Энциклопедия. М., 1996. — Т. 2. — С. 277 — 278.
  90. Е. Русское холодное оружие XIX века. Париж, 1962. -(Воен.-ист. б-ка <Военные были>).
  91. К. Я. Материалы к биографии Аносова// Горный журнал. 1918 г. — № 1−6.
  92. JI. Г. Златоустовская гравюра на стали: (Прошлое и настоящее). Магнитогорск: Гос. пед. ин-т, 1992 г.
  93. В. П. Современные художественные изделия из металла Л., 1990 г.
  94. Ю.П. Военная приемка на Златоустовских заводах. Бушуевские чтения. Сборник материалов. Челябинск, 2003 г.
  95. Н. И. История металлургии России в XVIII в. М.: АН СССР, 1962.
  96. . В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. -М.: Искусство, 1975 г.
  97. . В. Урал в Эрмитаже: К 200-летию основания Эрмитажа// Урал. -1964. № 10.
  98. П. П. Первые русские стальные пушки: История изобретения// Ист. вестник. 1894 г. — Т. 56.
  99. Переселенцы и переселенческое дело в Златоустовском уезде Уфимской губернии. Уфа, 1898 г.
  100. К., Швецов В. Из прошлого Златоустовских заводов. -Златоуст: Общество краеведения. 1926 г.
  101. И.С. Аносов. 2-е изд., испр. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1987 г.
  102. A.C. Холодное оружие. М., 2003 г. 104. «Практика» художественная мастерская. Златоустовская гравюра на стали, Златоустовское украшенное оружие. Каталог. Челябинск, 1999 г.
  103. Д. А. Павел Петрович Аносов: 1799−1851. М.: Наука, 1971 г.
  104. Просвещение на Южном Урале: Сб. Златоуст: Общество краеведения, 1928 г.
  105. ПС (Павел Свиньин). Златоустовский завод. // Отечественные записки. 1825. — Ч. XXII, XXIII. — 1826. — Ч. XXVI.
  106. Т. М., Суслов И. М. Русский художественный металл. М., 1958 г.
  107. JI. С. Горный инженер Н. В. Воронцов. Пермь, 1988 г.
  108. Рафиенко J1. С., Ковина Е. П. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Челяб. обл. М.: Изд-во НИИ культ. 1986 г.
  109. Ш. Савин В. А. Златоустовский металлургический завод. Златоуст, 1934 г.
  110. В. А. Златстрой. Златоуст, 1932 г.
  111. В. А. Косотурские художники. Свердловск, 1937 г.
  112. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии: Т. 6. Златоуст, уезд. Оценочно-стат. материалы по данным местных исслед. 1897 г.-Самара, 1899 г.
  113. Сборник статистических, исторических и археологических сведений по бывшей Оренбургской и нынешней Уфимской губерниям, собранных и разработанных в течение 1866 и 1867 гг. Уфа, 1868 г.
  114. Г., Богман К. Художественная ковка и слесарное искусство. М, 1982 г.
  115. Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959 г.
  116. Современное авторское холодное оружие. Каталог выставки ГИКМЗ «Московский Кремль». М., 2004 г.
  117. К. А. История художественного металла. М., 1963 г.
  118. И.И. Словарь древнерусского языка в трех томах. Т. 3, Ч.2.М, 1989 г.
  119. М. А. Чудесный сплав. Челябинск, 1987 г.
  120. Е.В. Традиции и современность в художественном оружии. Справочник «Клинок». М., 2003 г.
  121. И.Л. Булат некоторые аспекты современного понимания. Справочник «Клинок». М., 2003 г.
  122. .Г. Холодное оружие. М., 2004 г.
  123. Уральская железная промышленность в 1899 г. Отчет о поездке ученых во главе с Д. И. Менделеевым на Урал. СПб, 1900 г.
  124. Уральская советская энциклопедия: Т. 1. Свердловск, 1933 г. 127. «Формула». Златоустовская гравюра на стали. Народно-художественный промысел. Каталог. Златоуст. Б/г.
  125. Холодное оружие (под редакцией Лемиговой Г.). М., 2004 г.
  126. Холодное оружие. Энциклопедический словарь. М., 2005 г.
  127. Художественные работы тульских оружейников. Л., 1971 г.
  128. Художественный металл в России XVII—начала XX вв. Г. Э. Л., 1983 г.
  129. Художественный металл России: Традиции и современность Вып II. М., 2003 г.
  130. Художественный металл России: Традиции и современность Вып. I. М., 2002 г.
  131. Художники Южного Урала. Л., 1963 г.
  132. А. А. Развитие Златоустовского ордена Трудового Красного Знамени машиностроительного завода в 1917—1977 гг.. Златоуст: ПО <Булат>, 1994 г.
  133. Г. А. О женском труде на горных заводах Урала в первой половине XX в.// Сов. архивы. 1983 г. — № 5.
  134. Шедевры тульских оружейников. М., 1981 г.
  135. JI. Почетный гражданин Златоуста XIX века. Об управителе фабрики в XIX веке А. X. Деви. Челябинск, Златоуст, рабочий. 1994 г.
  136. В. Город славных традиций. Челябинск, 1955. С. 3
  137. И. 1896 год: признание в Нижнем Новгороде. Челябинск. / Златоуст, рабочий. 1996 г.
  138. И. Первое оружие. Челябинск. / Златоуст, рабочий. 1996 г.
  139. Deutsch Kunstschmiede—Arbeiten: Verschiedener Stylepochen. — Leipzig, 1877.
  140. Jubinal. M. A. Illustrated catalogue of a collection of anoient cutiery. London, 1874 (каталог ножевых изделий)
  141. Miller J.A., Stahl-Glanz-Gold. Zlatouster Prunk-Klingen aus der Zarenzeit. Ausstellung in Hagen bei Solingen. 295 S., 133 abgebildete Objekte, davon 75 in Farbe. Ardey-Verlag, Munster 2000
  142. Schobel J., Prunkwaffen. Waffen und Rustungen aus dem Historischen Museum Dresden. Aufnahmen von Jur gen Karpinski. 257 S., 184 meist farb, fotogr. Abb. Econ, Wien/Dusseldorf 1973.
Заполнить форму текущей работой