Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процедура вступления в гражданство Российской Федерации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР. Закон СССР «О гражданстве Союза ССР» N 8497-IX от 01 декабря 1978 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. переизд. Москва: Государственное издательство юридической литературы, 2013 г. ст. 214, 918 с. Закон по — иному сформулировал условие… Читать ещё >

Процедура вступления в гражданство Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

гражданство правовой законодательный Население любого современного государства неоднородно. В его составе выделяют различные группы в зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности. Для того, чтобы выявить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством всех этих групп, необходимо обратиться к понятию гражданства.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

Все вопросы, связанные с гражданством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом «О гражданстве РФ» Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. в действующей редакции от 31.12.2014 г. // М., ЮристЪ, Собрание законодательства РФ, № 19 от 17 февраля 2015 г., ст. 1101, 1139 с. от 31 мая 2002 года с изменениями, внесенными в 2003, 2005 гг. и последней действующей редакцией от 31.12.2014 г.

Гражданство — это первый и основополагающий элемент правового статуса личности.

Гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь человека с Россией, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей гражданина и государства. Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. // М., СЛОВО, переизд. 2013 г., стр. 21

Актуальность данной темы обусловлена тем, что наличие у человека российского гражданства дает ему возможность пользоваться всей совокупностью прав и свобод, имеющихся у граждан России, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Россия так же обязана обеспечивать своему гражданину покровительство и защиту за пределами страны.

Но следует помнить, что сам факт наличия у человека гражданства России, накладывает на него также определенные обязанности, распространяющиеся исключительно на граждан России (например, воинскую обязанность), которые следует неукоснительно соблюдать и исполнять.

Степень разработанности данной темы достаточно велика, и существует значительное количество трудов, статей и публикаций юристов в области Конституционного права по вопросу гражданства в Российской Федерации.

Целью данной курсовой работы выступает рассмотрения гражданства РФ, процедуры его получения и его основных принципов.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений при приобретении гражданства Российской федерации.

Предметом исследования выступает совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих вопросы приобретения гражданства РФ.

Для достижения данной цели следует осуществить ряд задач:

— определить понятие гражданства и его основных принципов;

— рассмотреть законодательство о гражданстве РФ;

— дать определение двойному гражданству;

— рассмотреть механизмы функционирования государственных органов по делам гражданства в РФ.

Нормативной базой для данной работы выступают труды юристов и политиков в области конституционного права в РФ, учебная литература, методические издания, а также интернет ресурсы.

1. Понятие и принципы гражданства гражданство правовой законодательный Действующая Конституция Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г., N 7-ФКЗ) // М., ЮристЪ, Собрание законодательства РФ, № 20 от 18 мая 2015 г., ст. 1419, 1951 с. закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. в с изменениями и дополнениями.

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании, уважении достоинства основных прав и свобод человека.

Гражданство — это правовое, а не фактическое состояние. Гражданство юридически оформляется документами:

1) паспорт гражданина РФ;

2) свидетельство о рождении.

Принципы гражданства:

— Гражданство РФ является единым. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являющиеся одновременно гражданами республики.

— Гражданство является равным (все граждане РФ равны перед законом).

— Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Россия поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Закон закрепляет право граждан изменить гражданство.

— Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства по инициативе государства в одностороннем порядке — ст. 6 ч. 3 Конституции РФ.

— Гражданину РФ представляется возможность иметь двойное гражданство — ст. 62 Конституции РФ.

Условия:

а) требуется ходатайство лица;

б) разрешение на это гражданство;

в) наличие соответствующего договора с тем государством в гражданстве которого состоит или хочет принять ходатайствующее лицо.

г) решение о разрешении гражданства РФ принимается Президентом

— Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ;

— Принцип, на основании которого заключение или расторжение брака иностранным гражданином, лицом без гражданства, не несет изменение гражданства РФ, равно как и при изменении гражданства обоих супругов;

— Гражданам РФ, находящийся за ее пределами, РФ гарантирует свою защиту и покровительство (ст. 61 ч.2);

— Наличие института почетного гражданства. Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. // Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, переизд. 2012 г., стр. 107

Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином РФ, имеющему выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

Ст. 11 закона «О гражданстве» устанавливает, что оно приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Сайт Правовед: http://cribs.me/pravovedenie/grazhdanstvo-rf

Ребенок является гражданином РФ, если он находится на территории РФ и родители неизвестны, если он родился на территории РФ от лиц без гражданства или от иностранных граждан, если они не предоставляют ему своего гражданства.

— Гражданство в порядке регистрации. Регистрация — это упрощенный порядок приобретения гражданства. Регистрация осуществляется Федеральной миграционной службой РФ. Лица, проживающие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территории РФ после 6 февраля 1992 года могут приобрести гражданство РФ, если они до 31 дек. 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. Лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ или же у которого, на момент рождения 1 из родителей является (был) гр-ном РФ, могут воспользоваться правом регистрации Российского гражданства в течение 5 после достижения 18 лет. Это право распространяется на детей бывших гр-н России, родившихся после прекращения у них гражданства.

— В порядке приема гражданства. Прием гражданства осуществляется при наличии условий:

1) дееспособность;

2) достижение 16 лет;

3) постоянное проживание на территории РФ в течении 5 лет либо 3 г. непосредственно перед обращением.

Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжает за пределы РФ для учебы или лечения не более 3-х месяцев.

Обстоятельства, облегчающие прием гражданства:

1. состояние в гражданстве бывшего СССР;

2. усыновление ребенка, являющего гражданином РФ;

3. наличие заслуг в области науки, техники, культуры;

4. обладание профессией, представляющей интерес для РФ;

5. получение убежища на территории РФ;

6. состояние лица в прошлом или по прямой восходящей линии одного из родственников в российском гражданстве по рождению. Овчинников И. И. Российское гражданство: новый правовой статус. // СПб, Гражданин и право № 9−10, 2014 г. 211−227 с., № 9. Стр. 25

Отклоняется ходатайство о приеме гражданства РФ следующих граждан:

1. которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ;

2. состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с Конституцией РФ;

3. осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ;

4. в результате восстановления в гражданстве;

Ст. 15 ФЗ «О гражданстве РФ» регламентирует порядок восстановления в гражданстве:

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частями второй — четвертой статьи 13 настоящего Федерального закона и в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, если они относятся к категориям лиц, указанным в частях второй — четвертой статьи 13 и в статье 14 настоящего Федерального закона.

Регистрация может использоваться лицами, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства или в связи с изменением гражданства родителей. В этих случаях срок 5 лет по достижению 18 лет. Признание факта восстановления распространяется на бывших граждан России, лишенных гражданства без свободного волеизъявления. Остальные гр-не могут подать ходатайство о восстановлении.

— Выбор гражданства (оптация). Выбор гражданства (оптация) применяется при изменении государственной принадлежности территории. Проживающие на таких территориях лицам предоставляется право выбора либо оставления прежнего гражданства либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 3-е изд. перераб. И доп. // М., ЮристЪ, 2013 г., стр. 311

При территориальных изменениях право оптации возникает в следующих случаях:

— возникновение нового государства путём отделения его от другого государства;

— распад одного государства на несколько новых государств;

— переход части территории одного государства в соответствии с международным договором под суверенитет другого государства.

Лица, которым предоставлено право оптации, должны в течение заранее определённого срока сделать выбор: либо сохранить гражданство государства, где они ранее проживали (путём переселения в другую местность); либо получить гражданство того государства, которому фактически отходит территория. Дети, как правило, при оптации следуют гражданству родителей. Также при оптации за лицами сохраняются их имущественные права.

Примером оптации, связанной с территориальными изменениями после Второй мировой войны, является Мирный договор с Италией 1947 Парижский мирный договор с Италией. Вступил в силу 15 сентября 1947 года.// Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» статья http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1 296 294 года, согласно которому гражданам, постоянно проживавшим до 1946 года на территориях, переходящих к другим государствам, было предоставлено право оптации гражданства в течение 1 года.

В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано, прежде всего с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации.

Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.

Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено.

Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства.

Заключение

или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился. Гражданство — это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество и нести некоторые другие обязанности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, сто одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации Вопросы о гражданстве РФ регулируются конституцией РФ, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами РФ. В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:

а) дворяне;

б) духовные лица;

в) городские обыватели

г) сельские обыватели;

2) инородцы;

3) финляндские обыватели. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 3-е изд. перераб. И доп. // М., ЮристЪ, 2013 г., стр. 217

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях. Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // Информационно правовой портал «BestPravo» статья http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-instrukcii/x4k.htm

В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики. 1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Декрет ВЦИК «О приобретении прав российского гражданства» от 05.04.1918 // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 477, 1274 с. Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 10 июля 1918 г. // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 229, 1274 с.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7, Конституции СССР 1924 года Конституция СССР от 31 января 1924 г. // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 397, 1274 с. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. в действующей редакции от 31.12.2014 г. // М., ЮристЪ, Собрание законодательства РФ, № 19 от 17 февраля 2015 г., ст. 1101, 1139 с.

Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей. Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 Положение ЦИК и СНК СССР «О гражданстве Союза ССР» от 13.06.1930 г. // Консультант + статья http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=28 593 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него. Это было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года. Положение ЦИК и СНК СССР «О гражданстве Союза ССР» от 22 апреля 1931 г. // Консультант + статья http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=27 209 Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство, этой республики. В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик. Кручинин А. С. Проблемы формирования понятия «неграждане». // СПб, Конституционное и муниципальное право. № 1, 2015 г., стр. 86

Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР, для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении:

а) иностранцев рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно — освободительную деятельность;

б) лиц, меняющих гражданство в связи со вступлением в брак. В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР.

Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Конституция СССР от 7 февраля 1936 г. // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 216, 1274 с.

19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Закон СССР «О гражданстве Союза ССР» от 19 августа 1938 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. переизд. Москва: Государственное издательство юридической литературы, 2013 г. ст. 427, 918 с. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются:

а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;

б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении.

Конституция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Конституция СССР от 07 октября 1977 г. // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 300, 1274 с. Согласно данной Конституции все вопросы гражданства входили в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

1 декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР. Закон СССР «О гражданстве Союза ССР» N 8497-IX от 01 декабря 1978 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. переизд. Москва: Государственное издательство юридической литературы, 2013 г. ст. 214, 918 с. Закон по — иному сформулировал условие принадлежности к гражданству СССР, применив так называемый нулевой вариант. Исходным началом признавалось состояние в гражданстве на день вступления в силу настоящего Закона. Перестройка, учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 года был принят Закон о гражданстве СССР. Закон СССР «О гражданстве СССР» N 1518−1 от 23.05.1990 // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 319, 1274 с. В нем появились разделы об органах, принимающих решение по вопросам гражданства; об исполнении и обжаловании решений. Полномочия принятия решений по вопросам гражданства перешли к Президенту СССР.

Таким образом, мы видим, что принятый в 1991 году Закон «О гражданстве РФ» обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством. Именно его прямым последователем и стал закон ФЗ № 62 «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г., находящийся в действующей редакции от 31.12.2014 г. и на сегодняшний день являющийся основным правовым инструментом регулирования вопросов гражданства на всех уровнях.

3. Двойное гражданство Двойное гражданство — предусмотренная законом возможность для гражданина России иметь гражданство иностранного государства. Двойное гражданство — это такое правовое состояние, когда какой-либо гражданин одного государства на законном основании приобретает гражданство другого государства. Получение гражданином РФ двойного гражданства возможно при условии:

а) наличия со страной, гражданство которой намеревается приобрести данный гражданин, договора и федеральных законов, предусматривающих возможность получения лицом двойного гражданства;

б) обращения гражданина с ходатайством в полномочные органы РФ о предоставлении ему двойного гражданства. Новостной портал «Ассесор»: http://www.assessor.ru/notebook/grazhdanstvo-rf/dvojnoe_grazhdanstvo_rf/

От понятия «Двойное гражданство» следует отличать понятие «многогражданство». Это понятие получило свое распространение в связи возникновением Европейского союза. Идея многогражданства объективно связана с экономической интеграцией. Многогражданство в этой связи означает возможность гражданина Европейского государства — члена Европейского союза иметь гражданство других государств — участников этого Союза. С целью упорядочения отношений, вытекающих из многогражданства, в 1963 г. была подготовлена и открыта для подписания Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства. Она предусматривала утрату гражданства одного государства после добровольного приобретения гражданства другого государства, а также содержала указание на то, что лицам, имеющим гражданство двух и более государств и проживающим постоянно за пределами одного из них, следует отказываться от гражданства другого государства. Конвенция значительного распространения среди Европейских государств не получила ввиду затруднения ее практической реализации. Многие Европейские государства предпочли выступать в поддержку двойного гражданства. В 1997 г. была принята новая Европейская конвенция о гражданстве, Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства от 6 мая 1963 г. с комментариями // М. Элита, 2013 г. 207 с. которая не создавала препятствий для многогражданства, но и не требовала от государства признавать многогражданство как общий принцип. Конвенция предоставляла лицам, имеющим второе гражданство, равные права на территории проживания.

Человек может находиться в статусе двойного гражданства в том случае, если между странами, гражданином которых он является, подписан Договор о двойном гражданстве. То есть, оба государства взаимно признают оба гражданства как равноценные.

Если человек имеет паспорта гражданина двух или более стран, между которыми отсутствуют заключенные соглашения о двойном гражданстве — это означает, что он находится в статусе «двух гражданств».

Лица, являющиеся гражданами двух или более государств, именуются бипатридами. Чиркин В. Е. Конституционное право. Учебник. // Москва., Слово, 2012 г., стр. 274

В части 1 статьи 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», вступившего в силу 31.05.2002 года определено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также гражданство иного государства, может рассматриваться «только как гражданин Российской Федерации». Для случаев, которые предусмотрены международными договорами, в законе содержатся оговорки. В данном Законе также содержится оговорка в отношении предусмотренных федеральным законом случаев, трактовка которой гласит, что в определенных законодательно обстоятельствах российский гражданин, имеющий гражданство другой страны, может рассматриваться как иностранец с вытекающими из этого статуса ограничениями в правах.

Российский закон о гражданстве не содержит в себе полного набора ограничителей, препятствующих возникновению двойного гражданства, а значит, его не запрещает, хотя и не поощряет.

Конституция РФ в части 2 статьи 64 гласит, что наличие у гражданина РФ иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и также не освобождает от вытекающих из российского гражданства обязанностей. При этом ни конституция, ни прочие нормативно-правовые акты не проводят каких-либо различий в правовом статусе российских граждан, получивших гражданство России по рождению или в результате натурализации.

Тем не менее, при урегулировании вопросов двойного гражданства возникает целый ряд проблем. Это, прежде всего, касается вопросов налогообложения бипатридов, их дипломатической защиты государствами, исполнения воинской повинности, а также вопросов устройств на государственную службу.

Идея европейского гражданства наиболее плодотворно реализуется в гражданстве Европейского союза, зафиксированном в положениях Маастрихтского договора от 7 февраля 1992 г. Маастрихтский договор (Договор о Европейском Союзе) от 7 февраля 1992 г. // Электронная библиотека статья http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/ Такое гражданство, как следует из данного Договора, имеет субсидиарный, или дополнительный, характер по отношению к национальному гражданству государств. Из договора вытекает, что каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Европейского союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство. Права граждан Европейского союза, содержащиеся в Договоре, включают в себя две их группы:

1) миграционные — право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории другого государства-члена, гражданином которого является субъект;

2) политические — право участвовать в голосовании и баллотироваться кандидатом на выборы в Европарламент; право избирать и быть избранным в муниципальные органы на равных условиях с гражданами данной страны; право обращаться с жалобами в Европарламент и к омбудсмену; право гражданина, находящегося на территории государства, не входящего в Европейский союз, на дипломатическую защиту со стороны представительства любого государства — члена Европейского союза. Европейское гражданство, таким образом, направлено на более гарантированное обеспечение прав и свобод граждан тех стран, которые входят в Европейский союз.

Присоединение России к Европейской конвенции о гражданстве (1997) способствовало изменению взглядов на проблему Двойное гражданство В новом Федеральном законе о гражданстве РФ введено понятие «двойное гражданство», под которым понимается наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства. Закон исходит из того, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ; приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения гражданства РФ; прохождение военной или альтернативной службы гражданами РФ, имеющими двойное (множественное) гражданство, регулируется международными договорами РФ и федеральными законами. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 3-е изд. перераб. И доп. // М., ЮристЪ, 2013 г., стр. 270

Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство. Закон о гражданстве Итальянской республики. // International Immigration Agency статья http://wesmir-inc.net/zakony1/171-zakon-o-grazhdanstve-italii

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта). Сайт Правовед: http://cribs.me/pravovedenie/grazhdanstvo-rf

Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества. Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.

Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

4. Государственные органы по делам гражданства Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Федеральная миграционная служба РФ и её территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет полномочия каждого из них.

В Законе регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений, сроки подачи и рассмотрения заявлений, исполнение решений по делам о гражданстве. Последними изменениями, в частности, предусмотрен отказ от процедуры оформления наличия у детей в возрасте до 14 лет гражданства Российской Федерации, по рождению, за исключением случаев, когда ребенок остался без попечения родителей и не имеется документов, подтверждающих наличие у него российского гражданства.

Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так, решение полномочного органа об отклонении заявления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд. Правовые юридические консультации: http://pravo812.ru/useful/274-dvojnoe-grazhdanstvo

Отказ в рассмотрении заявлений по вопросам гражданства, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Весьма демократический порядок приобретения российского гражданства помогает многим людям приобрести гражданство Российской Федерации.

Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, Федеральная миграционная служба РФ, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого из них.

В Законе подробно регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений и ходатайств, порядок вынесения заключений и представлений по ходатайствам, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств, исполнение решений по делам о гражданстве. Строгая регламентация в данном отношении призвана исключить чиновничий волюнтаризм в решении вопросов гражданства и защитить права человека.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются (ст. 28 ФЗ «О Гражданстве РФ»):

Президент Российской Федерации;

1. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

2.федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

3. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

В Законе подробно регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений и ходатайств, порядок вынесения заключений и представлений по ходатайствам, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств, исполнение решений по делам о гражданстве.

Президент РФ решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по восстановлению в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства (двойное гражданство); отменяет решения о приеме в гражданство. В осуществление полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует Комиссия по вопросам гражданства.

Федеральная миграционная служба РФ и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ей органы имеют следующие полномочия в вопросах предоставления гражданства:

— возвращенные на доработку из Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации дела должностное лицо ФМС России направляет в территориальный орган с рекомендациями Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

— при издании Указа Президента Российской Федерации о приеме в гражданство Российской Федерации должностное лицо территориального органа извещает заявителя о принятом решении, направляет в случае необходимости уведомление полномочному органу иностранного государства в порядке, установленном пунктом 39 Положения, и в военный комиссариат по месту жительства заявителя в отношении лица, подлежащего постановке на воинский учет.

— лицу, в отношении которого состоялся Указ Президента Российской Федерации о приеме (восстановлении) в гражданство Российской Федерации, выдается паспорт гражданина Российской Федерации в сроки, установленные Административным регламентом Федеральном миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо сведения о ребенке вносятся в паспорт (паспорта) родителя — гражданина Российской Федерации, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в свидетельство о рождении.

— должностное лицо территориального органа вносит в учетную карточку) информацию о принятом решении о приеме в гражданство Российской Федерации. Стрекозов В. Г. Конституционное право России. // М.: Новый Юрист, 2012 г., стр. 110

Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения выполняют аналогичные функции в вопросах гражданства по отношению к лицам, проживающим за пределами Российской Федерации.

Таким образом, оформление приобретения или прекращения гражданства РФ начинается по месту жительства заявителя. Затем, если это необходимо, документы поступают в Комиссию по вопросам гражданства, которая вносит на рассмотрение Президента предложения по каждому ходатайству.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи всех необходимых документов, а в упрощенном порядке — до шести месяцев.

Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так, отказ в регистрации приобретения или прекращения гражданства либо в принадлежности к гражданству Российской Федерации может быть обжалован в месячный срок в суд.

Заключение

Вопросы гражданства — это вопросы взаимоотношения человека и государства. Соответственно, они затрагивают основные права и свободы человека и гражданина. Данные вопросы относятся к ведению Конституционного права.

В Российской Федерации в 2002 законодательство о гражданстве и положении иностранных граждан на территории Российской Федерации приведены в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации и требованием времени. В отличие от старого закона РФ «О гражданстве» увеличены сроки проживания граждан на территории России для получения гражданства. Этот вопрос при обсуждении проекта нового закона вызвал немало дебатов. В частности коммунисты ратовали за интересы граждан бывшего СССР, на что Президент России Путин В. В. ответил, что кто хотел получить гражданство России, его уже давно получил, т.к. старый закон РФ «О гражданстве» находился в действии 10 лет.

В целом, можно считать, что законодательство России, регулирующее вопросы гражданства и положения иностранных граждан на территории России соответствует международным требованиям и духу времени.

Гражданство — один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Понятие гражданства определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основывается на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство — правовое состояние, а не фактическое. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. // М.: Издательская группа ИНФРА * М—НОРМА, 2012 г., стр. 50

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание государства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства, которое выражается в их общем правовом нормировании и в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, а также основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянстве (эти отношения длятся от рождения до смерти гражданина)

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г., N 7-ФКЗ) // М., ЮристЪ, Собрание законодательства РФ, № 20 от 18 мая 2015 г., ст. 1419, 1951 с.

2. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 10 июля 1918 г. // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 229, 1274 с.

3. Конституция СССР от 31 января 1924 г. // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 397, 1274 с.

4. Конституция СССР от 7 февраля 1936 г. // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 216, 1274 с.

5. Конституция СССР от 07 октября 1977 г. // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 300, 1274 с.

6. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. в действующей редакции от 31.12.2014 г. // М., ЮристЪ, Собрание законодательства РФ, № 19 от 17 февраля 2015 г., ст. 1101, 1139 с.

7. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 21. июня 2002 г., с изменениями и дополнениями на 10.08. 013 г. // М., ЮристЪ, Собрание законодательства РФ, № 22 от 26 апреля 2015 г., ст. 1327, 1216 с.

8. Закон СССР «О гражданстве СССР» N 1518−1 от 23.05.1990 // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 319, 1274 с.

9. Закон СССР «О гражданстве Союза ССР» от 19 августа 1938 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. переизд. Москва: Государственное издательство юридической литературы, 2013 г. ст. 427, 918 с.

10. Закон СССР «О гражданстве Союза ССР» N 8497-IX от 01 декабря 1978 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. переизд. Москва: Государственное издательство юридической литературы, 2013 г. ст. 214, 918 с.

11. Декрет ВЦИК «О приобретении прав российского гражданства» от 05.04.1918 // М. Логос ПЛЮС, Собрание нормативно-правовых актов республик СССР, ст. 477, 1274 с.

12. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // Информационно правовой портал «BestPravo» статья http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-instrukcii/x4k.htm

13. Положение ЦИК и СНК СССР «О гражданстве Союза ССР» от 13.06.1930 г. // Консультант + статья http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=28 593

14. Положение ЦИК и СНК СССР «О гражданстве Союза ССР» от 22 апреля 1931 г. // Консультант + статья http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=27 209

15. Российское законодательство и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Обзор материалов научно-практической конференции в Институте государства и права РАН). // М. Элита, 2014 г. 419 с.

16. Парижский мирный договор с Италией. Вступил в силу 15 сентября 1947 года.// Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» статья http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1 296 294

17. Маастрихтский договор (Договор о Европейском Союзе) от 7 февраля 1992 г. // Электронная библиотека статья http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/

18. Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства от 6 мая 1963 г. с комментариями // М. Элита, 2013 г. 207 с.

19. Закон о гражданстве Итальянской республики. // International Immigration Agency статья http://wesmir-inc.net/zakony1/171-zakon-o-grazhdanstve-italii

20. Авакьян С. Конституция Российской Федерации: нормы и действительность // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. М. 2013 г., № 5, 119 с.

21. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. // М.: Издательская группа ИНФРА * М—НОРМА, 2012 г., 319 с.

22. Бахрах Д. И., Россинский Б. В. Административное право. // М.: Норма, 2014 г., 280 с.

23. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 3-е изд. перераб. И доп. // М., ЮристЪ, 2013 г., 478 с.

24. Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. // М., СЛОВО, переизд. 2013 г., 600 с.

25. Броунли Я. Международное право: В 2 кн. Кн.2 // М., ЛОГОС, переизд., 2011 г., 411 с.

26. Кобец П. Н. «Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ на современном этапе развития общества». // СПб, Конституционное и муниципальное право., № 3, 2014 г., 87 с.

27. Коваленко А. И. Основы конституционного права РФ. // М., ЮГРА, 2012 г., 400 с.

28. Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. Курс лекций. // М., Норма-ИНФРА., 2013 г., 519 с.

29. Ковлер А. И. Двойное гражданство: панацея или ловушка? // Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. // М. 2014 г. 307 с.

30. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 3-е изд. перераб. И доп. // М., ЮристЪ, 2013 г., 478 с.

31. Кручинин А. С. Проблемы формирования понятия «неграждане». // СПб, Конституционное и муниципальное право. № 1, 2015 г., 220 с.

32. Моленский М. Б. Конституционное (государственное) право России. // Ростов-н/Д, 2012 г., 307 с.

33. Овчинников И. И. Российское гражданство: новый правовой статус. // СПб, Гражданин и право № 9−10, 2014 г. 211−227 с.

34. Синкевич А. И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. // М., СЛОВО, 2011 г., 416 с.

35. Стрекозов В. Г. Конституционное право России. // М.: Новый Юрист, 2012 г., 300 с.

36. Чиркин В. Е. Конституционное право. Учебник. // Москва., Слово, 2012 г., 489 с.

37. Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. // Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, переизд. 2012 г., 321 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой