Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма сбалансированного развития промышленности на основе управления информационными ресурсами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены основные особенности реформирования российского информационного рынка: а) опережающий рост рынка носителей информации и программного обеспечения, относительно рынка государственной статистической информации, б) высокие характеристики информационной обеспеченности оказываемыми информационными услугами по отношению к ВВП и основным фондам отраслей, производящих товары, что характерно для… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы организации управления информационными ресурсами
    • 1. 1. Исследование содержания основных понятий
    • 1. 2. Методические основы организации управления информационными ресурсами
    • 1. 3. Оценка эффективности в управлении информационными ресурсами
  • 2. Анализ современных проблем организации системы управления государственными ресурсами в информационном секторе
    • 2. 1. Анализ формирования рынка информационных ресурсов
    • 2. 2. Исследование особенностей развития государственных информационных ресурсов России и Республики Татарстан
    • 2. 3. Значение информационного ресурса как условие устойчивого развития национальной промышленности в странах мира,
  • России и Республике Татарстан
  • 3. Система организации управления устойчивым развитием экономики промышленности на основе системы управления государственными информационными ресурсами
    • 3. 1. Концепция системы организации управления государственными информационными ресурсами
    • 3. 2. Инструментарий управления информационными ресурсами
    • 3. 3. Апробация подходов и обоснование прогнозов

Формирование механизма сбалансированного развития промышленности на основе управления информационными ресурсами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В современной системе международного разделения труда происходят серьезные трансформации. На позиции лидеров начинают претендовать Индия и Китай, предлагающие качественно новые решения в сфере высоких информационных технологий. К сожалению, Российская Федерация, сконцентрировавшая основных усилия на решении проблем текущей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, последовательно утрачивает свои позиции в наукоемких отраслях. Диспропорции в структуре экономики, внешней торговли стали существенным ограничением экономического роста, роста общественной эффективности промышленного производства.

В этих условиях информационный ресурс приобретает новое важное качество — он выступает не только как инструмент, катализатор и условие рационального сочетания традиционных факторов производства, но и как фактор производства, обладающий самостоятельной производительностью, позволяющий мультиплицировать эффекты национальной производственной системы.

Вместе с тем, следует отметить, что современные работы в этой области в основном сконцентрированы на решение проблемы распространения информации, обеспечения системы доступа к ней путем внедрения информационных технологий, создания корпоративных информационных сетей. И крайне недостаточно исследований, касающихся важных проблем воспроизводства самой информации, каналов движения информационных потоков, характеристики форм взаимодействия с другими ресурсами, и, наконец, проектирования общей организационной схемы информационного механизма управления производственными и общественными процессами.

В настоящей работе предпринята попытка раскрыть механизмы трансформации институциональной среды в источник ресурсов для качественных преобразований и обеспечения рыночного «рывка» отечественной экономики.

Степень изученности проблемы. Фундаментальные и прикладные аспекты управления информационными ресурсами в практику деятельности предприятий хорошо освещены в зарубежной и российской литературе.

Из зарубежных авторов одними из первых исследовали данное направление А. Харт, Ф. Найт, Р. Коуз, заложившие принципиальную основу информации как экономической категории. В вопросе анализа информации с точки зрения теории управления заложили фундамент Н. Винер, К.Шеннон.

Из современных зарубежных ученых наибольший вклад в развитие изучаемого направления внесли такие исследователи, как Д. Родрик, Ф. Хайек, А. Дайан, Г. Армстронг, Д.Сондерс. Особо обращу внимание на работы Д. Маршака, Г. Саймона, Ф. Кинни, П. Фишберна, Стиглера, уделивших внимание оценке практической ценности информации. Следует отметить работы Я. Корнай, выявившие природу дефицита информационных ресурсов.

Среди российских ученых уделивших внимание изучаемой проблеме и расширивших рамки экономической теории в данной проблематике хотелось бы выделить ученых: B. J1. Макарова, A.A. Аузана, А. Ю. Прихача, Д. Н. Таганова, A.B. Хорошилова, М. Н. Андрееву, P.C. Гиляровского, Ю. Ф. Симеонова, В. П. Романова, Е. Ю. Иванова, О. Г. Голиченко. Особо отмечу труды P.M. Нижегородцева, весьма повлиявших на идеи данной работы.

Также хотелось бы назвать российских исследователей: А. Е. Браверманн,.

И.С. Березин, И. И. Родионов, уделявших внимание прикладным аспектам управления информацией для современного бизнеса.

Среди региональных исследователей, разрабатывавших это направление, надо отдать должное М. Р. Сафиуллину, С. Н. Абдуллиной, Н. В. Ведину, Ш. Р. Агееву, И. В. Гилязутдиновой, Т. В. Андреевой.

Цель и задача исследования. Разработка на основе анализа передового отечественного и зарубежного опыта использования информационных ресурсов в формировании промышленной политики системы понятий об изучаемом объекте в рамках исследования, а также действенные механизмы и комплекс инструментов устойчивого развития промышленности на основе системы организации управления государственными информационными ресурсами.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

• Исследование содержания основных понятий;

• Исследование методических основ организации управления информационными ресурсами;

• Изучение структуры и состава государственных информационных ресурсов;

• Оценка эффективности в управлении информационными ресурсами;

• Проведение анализа теоретических основ организации управления информационными ресурсами;

• Анализ современных проблем системы организации управления государственными информационными ресурсами, измерения тенденций информационной экономики в промышленном секторе экономически развитых и развивающихся стран;

• Разработка предложений реализации инструментов устойчивого развития экономики промышленности на основе системы управления государственными информационными ресурсами;

• Апробация подходов, разработка и обоснование прогнозов.

В целях эффективной реализации поставленных целей и задач исследования была разработана собственная концепция исследования (см. рис. 1).

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений и система управления государственными статистическими информационными ресурсами. Объектом исследования является промышленность Российской Федерации и Республика Татарстан.

Рис. 1 Логика и структура выполненной работы.

Методологические основы исследования.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили труды российских и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, менеджменту, периодическая литература. В работе использованы законодательные и нормативные акты, регулирующую деятельность на рынке информации.

Информационной базой послужили статистические данные и официальные отчеты национальных статистических ведомств мира, стран СНГ, годовые отчеты, данные служб маркетинга региональных подразделений Федеральной службы государственной статистики РФданные, полученные в ходе исследований предприятий и организаций Республики Татарстан, исследовательских центров России и отдельных стран мира, а также материалы глобальной информа ционной сети Интернет.

Для анализа осуществления поставленной задачи были использованы следующие методы анализа: статистические, балансовые, абстрактно-логические, экономико-математические.

Научная новизна. Основные научные результаты работы состоят в следующем:

1. Обоснована целесообразность введения в научный оборот для оценки информационной эффективности общественных воспроизводственных процессов новых понятий: стоимость владения государственными информационными статистическими ресурсами и добавленный информационно-статистический ресурс.

2. Предложена концепция организации управления информационными ресурсами, основанная на принципе коллективного формирования и использования информационных ресурсов, реализуемая в формате системы некоммерческого партнерства.

3. Выявлены и систематизированы глобальные тенденции и особенности в развитии мирового, реформирования российского, специфичного становления регионального информационных рынков.

4. Предложен механизм обеспечения устойчивого развития промышленности на основе информационного ресурса базирующийся на концепции дефицита профессора Я.Корнай.

5. Уточнена форма производственной функции, где в качестве самостоятельного элемента был добавлен фактор экономической информации.

6. Разработаны методы прогнозирования устойчивого развития промышленного сектора региона на основе предложенного механизма устойчивого развития промышленности путем организации управления государственными информационными ресурсами.

7. Предложена методика определения экономической эффективности использования информационных ресурсов при помощи оценки взаимозаменяемости факторов в производственной функции.

Практическая значимость работы заключается в том, что научные результаты могут быть применены в системе общефедерального планирования, совершенствования государственного управления в субъектах России для:

— повышения эффективности управления структурными преобразованиями в народном хозяйстве и в первую очередь в промышленном секторе;

— обоснования концепции экономического и информационного сотрудничества и промышленной кооперации;

— совершенствования организационной структуры государственного регулирования экономики.

Оперативного и результативного проведения комплекса согласованных работ с участием органов государственной власти и управления, предприятий и ВУЗов на основе предложений в формируемой среде совместного управления информационными ресурсами.

Разработки также могут успешно применяться в учебной практики в преподавании дисциплин «Экономика», «Организация и управление предприятием».

Апробация работы. Предложения и рекомендации по диссертационной работе нашли отражение в деятельности ряда государственных учреждений, предприятий и организаций. Разработки внедрены в Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Территориальной органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, ряде крупных промышленных предприятий (ОАО «ЕлАЗ», ОАО «КамАЗ», ОАО «Хитон», ОАО «Казанский завод газовой аппаратуры», ООО «Инкомсистем» и др.) — ВУЗах.

Результаты диссертации изложены в 22 публикациях — общероссийских и республиканских изданиях и докладывались на ряде научных республиканских конференциях и практических семинарах в Татарстанстате, Казанском государственном финансово-экономическом институте, Торгово-промышленной палате Республики Татарстан.

Состав и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы из 151 наименований, 36 приложений. Работа изложена на 185 страницах, исключая таблицы и рисунки, и содержит 28 рисунков, 60 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного исследования, которое ставило своей целью разработки на основе анализа передового отечественного и зарубежного опыта использования информационных ресурсов в формировании промышленной политики систему понятий, предложения действенных механизмов и инструментов устойчивого развития промышленности на основе системы управления государственными информационными ресурсами были достигнуты следующие результаты:

1. Отправной точкой нашего исследования послужил анализ современных подходов к пониманию значения и роли информации. Установленные нами имеющиеся взаимосвязи в результате исследования содержательной характеристики позволили выстроить следующую общую связь и логику важнейших понятий в концепции управления информацией. Это дало возможность придания четкого экономического смысла информации в контексте эволюции уровня хозяйственной деятельности. В предлагаемой трактовке понятие информация будет представлено в более широком плане — как источника процесса трансформации общества с целью более оптимального приспособления к условиям внешнего мира путем приращения общественного блага в виде его высшей точки — знания и его дальнейшая материализация в иных материальных благах.

2. Обоснована целесообразность введения в научный оборот для оценки информационной эффективности общественных воспроизводственных процессов новых понятий: стоимость владения государственными информационными статистическими ресурсами которое понимаем как совокупные затраты, которые несет общество при формировании и совместном использовании государственных информационных ресурсов и добавленный информационно-статистический ресурс — это созданный новый статистический ресурс, вызванный новыми возникающими потребностями развивающегося общества и который востребуем и используем в общественном обороте.

3. Предложенные нами дополнения в общую теорию исследуемой проблемы, позволили перейти к обоснованию необходимости модернизации концепции взаимодействия между участниками информационного рынка. Действующие концепции организации рынка информации предполагают четкое разделение на производителей и потребителей информационных продуктов, имея слабую интеграцию в информационную инфраструктуру в производственно-воспроизводственные циклы. Но в постиндустриальном обществе такая концепция перестает удовлетворять ввиду целого ряда причин: а) резко возрастает роль информации как ресурса, б) возрастает роль системы знаний об информации, в) возникает необходимость консолидации ресурсов по производству необходимой информации и одновременно осуществлять гибкую трансформацию в системе ее сбора и структуры показателей. Это стало основанием для разработки новой концепции организации — совместного управления информационными ресурсами, в основе которого лежит принцип коллективного формирования, владения и использования информационных ресурсов. Данный принцип информационного партнерства в отличие от иных действующих позволяет дополнительно решать несколько задач оптимизации: а) решение вопроса информационной лояльности производителей и потребителей информационных ресурсовб) уменьшение объема существующего информационного дефицита при одновременном уменьшении формируемого неиспользуемого запасав) снижение стоимости владения информационными ресурсами.

4. Анализ полученных данных позволил нам выделить следующие основные глобальные тенденции в организации и структуре мирового информационного рынка: а) глобализация — за счет включения в рынок новых экономических территорий (крупные развивающиеся страны — где фактор информации ран^е являлся малозначимым и локальным, что означало низкую информационную емкость) — б) консолидация информационных ресурсов — мировая программа глобальное партнерство во имя знанияв) рост значения фактора информации в экономике стран, отражающий характеристику экономики знаний и инновационный подъем экономики для большинства развитых стран сдерживаемый фактом информационного дефицита. Рассмотренные тенденции нашли свое отражение в изменении в стратегии распространения государственных информационных ресурсов в развитых и развивающихся странах. Полученные тенденции находят отражение и в установленных взаимосвязях с основными макроэкономическими показателями (ВВП, труд, капитал) характеристик информационного рынка: а) качественных (количество запросов информации или посещений официальных сайтов) — б) количественных (реализация информационных услуг). В результате анализа статистических данных мы сформировали метод позиционирования стран, который комплексно отражает происходящие структурные изменения в накапливаемые количественные и качественные конкурентные преимущества для экономики постиндустриальных стран.

5. Определены основные особенности реформирования российского информационного рынка: а) опережающий рост рынка носителей информации и программного обеспечения, относительно рынка государственной статистической информации, б) высокие характеристики информационной обеспеченности оказываемыми информационными услугами по отношению к ВВП и основным фондам отраслей, производящих товары, что характерно для высокоразвитых стран (факт объясняется высокой долей статистической информации на информационном рынке) в) сохранение тенденции разработки малоиспользуемых и малоактуальных информационных ресурсов, т. е. низкая информационная эффективность экономики, г) рост зависимости инновационной активности промышленности России от информационных ресурсов, (она аналогична и для Республики Татарстан).

6. Выявлена специфика в организации и определены основные тенденции формирования информационного рынка в региональном контексте: а) системная интеграция крупных промышленных предприятий как пользователей и источников рыночной информации в самонастраиваемую информационную инфраструктуруб) структурирование производственной и распределительной части рынка статистической информации, в) низкая капитализации знаний в структуре нематериальных активов крупных промышленных компаний, г) опережающий рост в общей структуре затрат на производство затрат на продвижение продукции и информационно-вычислительных услуги, нежели сырьевых или энергетических ресурсов.

7. В результате проведенного теоретического исследования и изучения современных тенденций и проблем развития промышленности и информационного рынка был предложен новый механизм обеспечения устойчивого развития промышленности. За основу этого механизма была выбрана концепция изучения дефицита профессора Я.Корнай. Данный механизм позволяет не только объяснять явление наблюдаемого дефицита информации, переходящего в отсутствие восприятия информации как ресурса при одновременном наличии формируемых невостребуемых запасов и природу их взаимодействия. Предложенные управляющие элементы, в случае согласованного использования, позволяют осуществлять эффективное управление практически на каждом этапе производственного процесса, осуществляя взаимодействие и преобразование ключевых факторов производства. Ключевым инструментом в рассматриваемой схеме является биржевой принцип распространения информации, выполняющий функцию насоса в этой системе.

8. Для того, чтобы количественно оценить форму и характеристику взаимодействия различных производственных факторов и информационного ресурса была разработана следующая форма производственной функции. В ПФ в качестве самостоятельного элемента был добавлен фактор экономической информации, рассчитываемой как объем информационных услуг и информационных продуктов, предоставленных на платной основе национальными органами государственной статистики. Она приняла линейную форму с включением следующих компонентов — капитала, труда и экономической информации, которая производится и используется в производственном процессе. Полученные результаты основаны на анализе макроэкономических показателей за последние 8 лет. Были проведены расчеты коэффициентов производственной функции для ряда стран мира. Отличительной чертой нашего исследования является факт использования в качестве фактора информации объема оказываемых информационных услуг органами государственной статистики различных стран мира, отражающей информационную эффективность государства. Дополнительно наша функция позволяет перейти к комплексной взаимозаменяемости отдельных ресурсов в рамках их технической заменяемости.

9. На основе производственной функции было проведено прогнозирование на ближайшую перспективу.

10. При помощи производственной функции был предложен алгоритм оценки эффективности использования информационных ресурсов через характеристики взаимозаменяемости факторов производства в производственной функции — как степени замещения труда и капитала информационными ресурсами на основе управления знаниями. Они позволяют определять возможность технической взаимозаменяемости отдельных ресурсов и их общей обеспеченностью в экономике. В нашей работе также разработаны частные случаи заменяемости факторов труда и информации, основных фондов отраслей, производящих товары и информации для различных стран.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Толмачева Е. Кто владеет информацией владеет миром // Материалы междунар. форума «Финансовая информация в России — 97». — М., 1997.
  2. Айван. Другие законы Меткалфа // Секрет Фирмы. 2005. — № 13. — С. 353 -355.
  3. Александр Савин. Информация не может быть складирована. http://www.biznes-karta.ru/r5/dk8.htm
  4. М.В. Нужна ли России единая государственная политика в сфере обеспечения науки и образования научной информацией? http://www.opec.ru/analizedoc. asp? dno=55 926
  5. Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. СПб.: Феникс, 2005.-372 с.
  6. Ананьев Олег // http://www.e-xecutive.ru/successpage2/
  7. М.Н. Исследование внешних информационных потоков и методика их систематизации в масштабе организации / Семинар «Электронный бизнес. Рынок информационных ресурсов (информационных продуктов и услуг)» М. 2003.-С. 11−14
  8. Т.В. Развитие инновационной деятельности в современной экономической системе: Дис. канд. экон. наук. Казань: КГФЭИ, 2005. — 185 с.
  9. Т. Организация маркетинговой службы субъектов информационного рынка// Деловой визит. 1999. — № 4. — С.29−31.
  10. В.М., Скляров В. Ф. Научно-методические принципы определения цены информационного продукта / ВНИИТЭИагропром. М., 1988. — 36 е.- Рукопись деп. вИНИОН АН СССР 11.05.88 № 33 867.
  11. П.Н. Инновационная деятельность в Республике Татарстан в 2004 году./ Аналитическая записка. Татарстанстат, Казань, 2005. — 21с.
  12. Бендиков М. Интеллектуальный капитал в оценке стоимости предприятий13
Заполнить форму текущей работой