Инновационные компьютерные технологии как средство обеспечения качества подготовки инженеров: Социально-философский анализ
Диссертация
Применение инновационных компьютерных технологий в обучении один из наиболее рациональных и целесообразных путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в ВУЗе на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности слушателей — к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процессаот жесткой унификации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философско-социальный анализ современных. информационных технологий
- 1. 1. Компьютерные технологии: сущность и содержание
- 1. 2. Познавательный аспект применения компьютерных систем
- 1. 3. Современные информационно-технологические модели передачи информации
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Классификация средств предъявления познавательной информации в информационном обществе
- 2. 1. Характеристика технических средств предъявления информации
- 2. 2. Классификация и виды информационно-обучающих потоков
- 2. 3. Контроль и информационная поддержка обучающих информационных потоков
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Системно-кибернетический подход к обеспечению качества процесса передачи познавательной информации
- 3. 1. Проблемы управления потоками учебной информации
- 3. 2. Восприятие слушателями учебной информации
- 3. 3. Динамика изменения информации в процессе познания
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. -336 с.
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий,— М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. -128 с.
- Аванесов B.C. Математические модели педагогического измерения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. -170с.
- Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 234 с.
- Аванесов B.C., Челышкова М. Б. Адаптивное обучение и адаптивный контроль: Тезисы докладов: Сборник педагогического института им. Ушинского-Петропавловск, 1991.-210с.
- Агеев В.Н. Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы. М.: ИЦПКПС, 2001.- 80 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование^ кн.-М.:Педагогика, 1982.-539с.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею.- Новосибирск: Наука, 1986.- 209 с. Ю. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука М.: Советское радио, 1979. -245 с.
- П.Багдасарьян Н. Г. Профессиональная культура инженера: Механизмы освоения. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. -260 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 255 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Институт профессионального образования Министерства образования России, 1995.-336 с.
- М.Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М.:Прогресс, 1981.-188с.
- Берков В.Ф. Логика вопросов в преподавании. Минск: Изд-во «Университетское», 1987.-56 с.
- Бершадский A.M., Кревский И .Г., Макурина Т. А. Анализ образовательных систем с помощью новых информационных технологий. М.: ИЦПКПС, 2001. -48 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога, — М.: Политиздат, 1975, — 399 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1990.-413 с.
- Беркгофф Г. Математика и психология. М.: Советское радио, 1977.-96с.
- Бирюков Б.В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики: Формализация мышления от античных времен до кибернетики.- М.: Знание, 1985.-192с.
- Бирюков Б.В. Формы ослабления понятия алгоритма, связанные с введением актов выбора и «расплывчатости»: VI симпозиум по кибернетике. Тбилиси, 1972.-Ч.2. — 156 с.
- Блецкан М.И. Диалектика формирования научных абстракций. Львов: Высшая школа, 1989.- 180 с.
- Блонский П.П. Память и мышление: Избранные педагогические и психологические произведения, — М.: Педагогика, 1979. Т. 1 — 301с.- Т.2 — 399 с.
- Боровин Г. К., Комаров М. М., Ярошевский B.C. Ошибки-ловушки при программировании на фортране,-М.: Наука, 1987.- 144 с.
- Бородай Ю.М. Воображение и теория познания,— М.: Высшая Школа, 1966.150 с.
- Брунер Дж. Процесс обучения. М.: АПН РСФСР, 1962.-498 с.
- Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Наука, 1977, — 412 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т./ Под ред. А. И. Петровского, — М.: Педагогика, 1979. -589 с.
- Бондаренко Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. -СПб.: С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1997.- 247 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 890 с.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1968.-200с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв В.К. Розов и др.: под ред. В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1998.- 239 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1956. — 529 с.
- Выготский J1. С. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996.- 414 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Наука, 1960.280 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956. — 143 с.
- Вульфов В.Н., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.:ИЧП «Магистр», 1995, — 217 с.
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии.- 1966, № 6.-32 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР.-1959.-ТЛ.- С. 96−101.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Прогресс, 1997.-380с.
- Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов педагогических вузов.- М.: Высшая школа, 1986, — 288 с.
- Гнеденко Б.В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания, 2е-издание, перераб. и доп. М.: Наука, 1987. — 400 с.
- Готвальд Ф.Т., Ховальд В. Помоги себе сам. М.: СП «Интерэксперт», 1993. -356 с.
- Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: ИОСО РАО, 1985.- 208 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Просвещение, 1965. -280с.
- Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 458 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1972. — 476 с.
- Гнеденко Б.В. О математических моделях в педагогике // Вести высшей школы. -1966 № 9 — 56−97 с.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. — 190 с.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 248 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972.-176 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996, — 544с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна-Вита, 1995. -340с.
- Долженко О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.-191с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: 1985. -234с.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. -М.:Просвещение, 1990.-240с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.- 462 е.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.- 320с.
- Ильина Т.А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение // Советская педагогика. 1967, — № 235. — 48 с.
- Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход./ Акимова М. К. и др./ М.: Педагогика, 1992. -187с.
- Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. -484с.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Клайн П. Я. Введение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994.-213 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: ИОСО РАО, 1994. — 134 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология. М.: Наука, 1989. — 218 с.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта, -М.: Прогресс, 1983, — 300 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Под ред. А. И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1982.- 224с.
- Краснова Т.Д., Челышкова М. Б. Оценка качества обучения на основе использования количественных критериев оценки знаний / Теория и практика обучения и воспитания иностранных учащихся: Тез. докл. научн.-метод. конф. -Иркутск, 1986, — 180 с.
- Кендалл М.Дж., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.: Наука, 1976, — 169 с.
- Купер К. Индивидуальные различия. М.: Аспект Пресс, 2000.-290 с.
- Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Наука, 1967.- 295 с.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении-М.: Просвещение, 1966.-126 с.
- Леватес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. -М.: «Институт практической психологии», 1998 288 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры.
- М.: Педагогика, 1980. 264 с.
- Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание, — М.: Наука, 1980.~ 259 с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы метода обучения. М.:Наука, 1981.-355с.
- Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть? М.: Знание, 1983. — 187 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1992. — 379 с.
- Лобачев С. А., Поляков А. А. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации. -М.: ИЦПКПС, 2001.- 40 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.- М.: Педагогика, 1991.- 296 с.
- Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. М.:Наука, 1994.-305с.
- Мараховская Н.В., Пилипенко А. И. Проблемы дистанционного обучения: Аспект психолого-познавательных барьеров.- Брянск, 2001 -280 с.
- Математическая статистика./Под редакцией A.M. Длина.- М.: Высшая школа, 1975.- 289 с.
- Махмутов М.И., Шакерзянов А. З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей М.: Высшая школа, 1985. — 285 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — 389 с.
- Нар дюжев В.И., Нардюжев И. В. Алгоритмы и программное обеспечение подготовки и проведения компьютерного тестирования, обработки и анализа его результатов. М.: ИЦПКПС, 200 140 с.
- Нерсесянц B.C. Сократ. М.: Наука, 1984, — 190 с.
- Нейман Ю.М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: Прометей, 2000.- 230 с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука, 1970.-206 с.
- Омельченко И.А., Ляудис В. А. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. Воронеж: 1982. -250 с.
- Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для педагогических специальных высших учебных заведений/ И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос и др.- под ред. И. А. Зязюна, — М.: Просвещение, 1989. 302 с.
- Педагогика. В.И. Журавлёв, П.И. Пидкасистый и др.- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996, — 604 с.
- Педагогика. В.И. Журавлёв, В.В. Краевский и др.- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998 — 638 с.
- Педагогический поиск: Сборник / Составитель И. Н. Баженова. 3-е изд.-М.: Педагогика, 1989. — 300 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры, плодотворные идеи.-М.: Педагогика, 1989.- 224 с.
- Пилипенко А.И. Феномен психолого-познавательных барьеров в обучении: опыт теоретического исследования: Монография.-Курск:КГТУ, 1995.-103с.
- Пилипенко А.И. Концепция психолого-познавательных барьеров в обучении основа альтернативной технологии обучения: Тез. докл. международной конференции «Технологическая подготовка учащейся молодежи» — Брянск, 1994.256 с.
- Пилипенко А.И. Психолого-познавательные барьеры и проблема адекватной модели учебной мыслительной деятельности студентов: Тез. докл. юбилейной конф. ученых КПИ.- Курск, 1994 249−250 с.
- Пилипенко А.И., Шкодкина Н. Н., Митасова О. В. Психолого-познавательные барьеры свертки мышления в обучении: Педагогические нововведения в высшей школе: технологии, методики, опыт.-Краснодар: 1997- 127с.
- Проблема гуманизации образования: Материалы III Всерос. науч.-метод, конф. Краснодар: 1998, — 279 с.
- Поддубная Л.М., Татур А. О., Челышкова М. Б. Задания в тестовой форме для автоматизированного контроля знаний студентов. М.:МИФИ, 1995.-236с.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение. М.: ВЛАДОС, 1998 — 201 с.
- Полат Е. С. Новые педагогические технологии.-М.:ВЛАДОС, 1997−265с.
- Полат Е.С. Компьютерные системы обучения.- М.: ВЛАДОС, 2001 301с.
- Разработка моделей системы контроля качества подготовки специалистов высшей школы: Создание новой технологии контроля знаний студентов / Заключительный отчет-Киев: КНИГА, 1991.- 248 с.
- Родионов Б.У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М.: МИФИ, 1995, — 278 с.
- Саймон Б. Общество и образование.- М.: Прогресс, 1989.- 200 с.
- Селевко Т.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем: Школьные технологии. 1996. — 180 с.
- Селевко Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества: Республиканская конференция по активным методам обучения.-Пермь:1991.-158с.
- Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение.- Ярославль: ИПК, 1996.-290с.
- Селевко Т.К. Технологии развивающего обучения. М.: Народное образование, 1998, — 463с.
- Селевко Г. Н., Бройде Б. А., Артамонова Р. Б. Дифференциация обучения: Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования. Ярославль: ИПКПРРО, 1996.-345с.
- Селевко Т.К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройкашколы.-Ярославль: 1990. -200 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика. 1994.-№ 5. С.96−105
- Сигорский В.П. Математический аппарат инженера. М.: Техника, 1977−300 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. М.: РИА, 1997.-158 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: «Академия», 2001.-304 с.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: 1974. — 395 с.
- Субетто А.И. Качество образования в России: Состояние, тенденции, перспективы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 184 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.:3нание, 1983. -240 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.:МГУ, 1969.- 197 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. -290 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование математических понятий: Формирование приемов математического мышления/Под ред. Н. Ф. Талызиной.- М.:1995−230с.
- Тарасов Е.Ф. Методологические проблемы сознания. Введение. Язык и сознание: парадоксальная рациональность. Монография. М.:1993.-315с.
- Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.: Наука, 1970. -400 с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-300 с.
- Учиться решать физико-технические и изобретательские задачи на ЭВМ: Методическое пособие/ Пилипенко А. И. и др.-М.:НИИТПи-ПОРАО, 1993−139с.
- Федюкова Ю.В. К вопросу об адаптивной системе тестирования: Тез. докл. Всерос. конф. «Развитие системы тестирования в России». Часть 2. —М.:МПГУ, 1999.- 151 с.
- Филатов O.K. Информатизация технологий обучения в высшей школе. М.: 2001 г. -283 с.
- Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения, М.: Наука, 1994. -200 с.
- Харькин В.Н., Гройсман А. Психолого-педагогические тренинги. М.: ИЧП «Магистр», 1995. — 268 с.
- Хей Дж. Введение в методы байесовского статистического вывода. М.: Финансы и статистика, 1987.-350с.
- Челышкова М.Б. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995−120с.
- Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 134 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. M.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.- 176 с.
- Челышкова М.Б., Ступак В. М. Условие эффективной организации адаптивного обучения в высшей школе: Тезисы докл. Всесоюзная межвуз. конф. -Иркутск: ИГУ, 1991. 148 с.
- Челышкова М.Б. Адаптивное тестирование в образовании: теория, методология, технологии. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 г. 165 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. — 203 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-367 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М.: Логос, 1993. -433 с.
- Шапиро С.И. От алгоритмов к суждениям: эксперименты по обучению элементам математического мышления. — М.: Советское радио, 1973. — 288 с.
- Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике, ч. 1. Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. — 317 с.
- Шелихова Н.И. Техника педагогического общения / Под общей редакцией Гинзбурга М. Р. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.128 с.
- Штейнгауз Г. Задачи и размышления М.: Мир, 1974.- 400 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся,— М.: Педагогика, 1988, — 208 с.