Кадровый потенциал автомобильной промышленности Среднего Поволжья в 1991-1998 гг
Приватизация предприятий означала превращение предприятий, находящихся в государственной собственности, в частные фирмы, что согласно замыслу, должно было обеспечить возникновение позитивных стимулов у собственников, управляющих и рабочих. Приватизация государственных предприятий, где новыми собственниками обычно оказывались старые менеджеры, обусловила появление частных монополий… Читать ещё >
Содержание
Начавшаяся в СССР в 1985 году перестройка выявила несостоятельность и неготовность властей к эффективному решению основных проблем, поставленных жизнью. Обстановка вне с каждым годом становилась все напряженнее и острее: замедлились темпы экономического роста, снизились общие и качественные показатели экономики, во всех сферах жизни общества продолжали нарастать трудности и негативные явления.
Все это отражало существо глубинных деформаций в народном хозяйстве, накапливавшихся десятилетиями. Экономика, казавшаяся мощной и внушительной, оказалась неповоротливой и невосприимчивой к научно-техническому прогрессу, что больше и больше ослабляло механизм ее развития. Кроме того, темпы приростов производства, достигавшиеся за счет безудержного импорта нефти по сложившимся тогда высоким ценам и форсированной продажи алкогольных напитков, т. е. на нездоровой, конъюнктурной основе неуклонно снижались.
На результатах развития экономики резко отрицательно сказывалась и уродливая, однобокая структура государственной промышленности, в продукции которой львиная доля приходилась на группу «А» (в значительной степени она работала на воспроизводство самой себя) и небывало высокая степень монополизации советской промышленности. Производство однотипных видов продукции одним — тремя предприятиями было не исключением, а правилом. Наконец, истощали и подавляли нашу экономику непомерные претензии военно-промышленного комплекса (ВПК), поглощавшего в ходе гонки вооружений огромные средства.
Трудно не согласиться с В. Батюком, научным сотрудником института США и Канады, заметившим, что «чрезмерное бремя военных расходов. буквально раздавило советскую экономику, что, кстати, и стало одной из основных причин распада СССР"1. Военная промышленность СССР производила 20% внутреннего валового продукта (ВВП), поглощала 75% ассигнований на научные исследования и включала 40% всего машиностроения. Вряд ли стоит сомневаться, что ранее, в период погони за военным паритетом, эти процентные показатели были у еще более убедительными в пользу ВПК .
К середине 80-х годов в жизни советского общества стали явственно проступать застойные, кризисные явления. Общественные болезни не обнажались и не излечивались, а загонялись вглубь, что еще более усиливало напряжение в обществе.
Противоречия разной степени и остроты буквально пронизывали все сферы и поры общества. Прежде всего, это антогонизм между объективными потребностями общественного развития и существовавшей административно-командной системой, наглядно показавшей свою неэффективность и полную несостоятельность.
В экономике основным было несоответствие между потребностями развития производительных сил и закостеневшей структурой экономических отношений. Отсюда возникновение деформаций в системе общественной собственности, в сфере распределительных отношений и отношений обмена. В итоге это привело к отчуждению производителей от средств производства и от власти, к утрате ими чувства хозяина, к искажению принципов социальной справедливости и оплаты по труду. В жизни стала укореняться психология уравниловки и рвачества, возникли такие явления, как «теневая экономика» и организованная преступность, чудовищных размеров достигла коррупция и взяточничество.
Налицо были также противоречия между темпами, уровнем развития сельского хозяйства и потребностями общества в его продукции, между
1 Российская газета, 1992,1 апреля. постоянным ростом платёжеспособного спроса населения и имеющимся рынком потребительских товаров и услуг.
Негативные процессы затронули и социальную сферу, прямо и непосредственно связанную с нуждами и запросами людей. В течение длительного времени социальным вопросам не уделялось должного внимания. Существовал порочный остаточный принцип, в соответствии с которым на нужды этой сферы использовались остатки средств от промышленного строительства. Отсюда трудности с жильем и снабжением, недостатки и прогрессирующий развал системы народного образования, медицинского и бытового обслуживания. В результате возникло противоречие между развитием производственной и непроизводственной сфер, находившихся к тому же на одинаково низком материально-техническом уровне.
Положение осложнялось тем, что с середины 80-х годов возможности экстенсивного развития за счет прироста ресурсов были исчерпаны, а потребности хозяйства и населения значительно возросли. В результате к началу 90-х годов резко обострились кризисные явления в экономике. Варианты выхода из кризиса, предложенные руководством СССР во второй половине 80-х годов, не только не создали предпосылок для решения проблем, но и еще более их обострили. Причиной этого было непонимание истинных причин возникших кризисных явлений, непоследовательность в их решении, попытки компенсировать экономические неудачи расширением политической демократизации.
Существование СССР в его прежней структуре и формах взаимоотношений, несомненно, было обречено, так как подобное государство сохраняло способность жить и развиваться только в условиях тоталитаризма, под защитой самой мощной в мире армии и самой разветвленной системы государственной безопасности.
Коммунистическая система в стране оказалась эффективной только в атмосфере тотальной «холодной войны» и начала разрушаться в условиях разрядки международной напряженности и демократизации общества. Это не означало, конечно, что постепенный демонтаж тоталитарных порядков был невозможен. Все могло происходить в рамках эволюционных реформ, а не в форме обвала3.
Одну из основных тенденций начала 90-х годов в России можно определить как поиск путей перехода от исчерпавшей себя социально-экономической модели общества к более эффективной. Стало очевидным, что новые горизонты будут открываться перед теми странами, чье общественное устройство окажется способным в максимальной степени обеспечить, с одной стороны, реализацию творческого потенциала своих граждан, с другой — удовлетворить их потребности, создать условия для дальнейшего повышения образовательного, культурного и жизненного уровня.
Распад Советского Союза и последовавшие за ним преобразования значительно изменили все стороны жизни государства и общества. Радикальные преобразования в экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям, потребовали серьезных структурных изменений прежде всего в промышленности, составной частью которой была и автомобильная промышленность Среднего Поволжья.
Для понимания всех проблем, вставших на пути отечественной индустрии, предстоит изучить особенности и основные черты преобразований, затронувших конкретные производственные комплексы в регионах Российской Федерации, что и предопределило актуальность темы исследования.
Объектом исследования настоящей диссертации является процесс развития автомобильной промышленности Среднего Поволжья в период 1991—1998 гг., когда Россия перестала быть одной из республик СССР и начала проводить широкие социально-политические и экономические преобразования в условиях отсутствия государственной концепции развития экономики. Именно этот период можно назвать переходным, так как, пройдя ряд этапов в своем развитии, он лишь обозначил направления преобразований и круг проблем, которые необходимо решить в будущем для дальнейшего поступательного движения.
Автомобилестроительный сектор машиностроения Среднего Поволжья — один из наиболее перспективных в структуре промышленности страны. Предприятия отрасли, как правило, являются градообразующими и формируют доходные статьи федерального и местного бюджетов. Вместе с тем, автомобилестроение Среднего Поволжья — это высокотехнологичное поточно-массовое производство, составляющее весьма значительную часть промышленного потенциала России.
Предприятия, производящие автомобильную технику, работали в тесной кооперации, составляющей 70%, и находились в зависимости от смежных отраслей — химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, станкостроительной, стройматериалов, текстильной и др. В выпуске продукции участвовали сотни предприятий ближнего и дальнего зарубежья. С другой стороны, автомобильные заводы Среднего Поволжья определяли условия развития смежников, повышения технического уровня их продукции, поставляемой как для автомобилестроительных заводов и предприятий по обслуживанию и эксплуатации автомобильной техники, так и для других отраслей машиностроения. Эти предприятия влияли на рынок средств производства.
Важным фактором дальнейшего развития автомобилестроения региона являлось наличие в Среднем Поволжье необходимой сырьевой, энергетической и научно-технической базы. Сделанные еще в советское время значительные капиталовложения определили наиболее развитый в
Среднем Поволжье уровень машиностроительного комплекса. Ведущая отрасль его специализации — автомобилестроение, одна из высокоэффективных, технически передовых отраслей, занимала приоритетное положение в индустриальной структуре региона как экономически выгодная.
Развитие предприятий автомобилестроения, оказывая прямое воздействие на формирование социальной структуры региона, позволяло решать и проблемы занятости. Работники автомобильной индустрии Среднего Поволжья, являясь одной из наиболее профессионально подготовленных частей работников промышленности в регионе, влияли на профессионально-квалификационный уровень занятых в экономике. Выступая как «основное ядро» работников отрасли, промышленно-производственный персонал автомобилестроительных предприятий включал в себя руководителей, специалистов и служащих, рабочих, учеников, младший обслуживающий персонал без военизированной охраны и пожарной службы. Изучение этой категории работников промышленности региона позволит выявить основные тенденции и результаты преобразований, проводимых в отрасли с 1991 года.
Промышленно-производственный персонал индустрии представляет большой интерес для научного исследования, так как именно он определяет темпы промышленного развития, от чего зависит решение многих социально-экономических проблем. Особенно важные из них -расширение гаммы продукции и улучшение ее качества, подготовка и переподготовка рабочих кадров, повышение безопасности и улучшение условий труда, повышение эффективности производства -рассматриваются автором на примере автомобилестроительного сектора машиностроения Среднего Поволжья. Объективная необходимость изучения этих вопросов с целью внедрения результатов исследования в практику работы не только автомобилестроительной отрасли, но и промышленности в целом и предопределила предмет и содержание данной диссертации.
Цель исследования состояла в том, чтобы комплексно рассмотреть и изучить кадровый потенциал автомобильной промышленности Среднего Поволжья в 1991—1998 гг.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
— изучить влияние кризисных явлений на изменения в среде промышленно-производственного персонала-
— исследовать связь демографических изменений в составе населения и динамики численности, занятых в экономике работников-
— изучить ход и влияние реформ на автомобилестроение Среднего Поволжья как пример реального территориально-производственного комплекса и индикатор, характеризующий государственную политику в переходный период-
— исследовать процессы и явления, происходившие в системе общего, профессионального, высшего образования и их влияние на квалификационный уровень промышленно-производственного персонала-
— изучить качественные изменения в среде промышленно-производственного персонала.
Методологической основой исследования послужил системный диалектический подход к изучению исторических процессов, включающий в себя два основных принципа: объективность и историзм.
В данном исследовании рассматривается деятельность автомобильных предприятий Среднего Поволжья Российской Федерации, которые размещены в Ульяновской и Самарской областях. Вышеизложенные причины и определили географические рамки исследования.
Интерес к изучению промышленности в целом и отдельных ее отраслей в советской исторической науке был достаточно большим. Это направление укладывалось в лоно идеологического постулата о прогрессивности индустриализации в народном хозяйстве и возрастающей роли рабочего класса в научно-техническом прогрессе. В период 60-х-первой половине 80-х годов сформировалось целое научное направление по изучению истории рабочего класса на различных этапах его исторического развития, что было обусловлено установкой, оценивающей рабочих как передовой отряд в общественной структуре государства, как ведущую социальную силу. Появился ряд исследований по истории рабочего класса4, в которых предпринимались попытки проследить основные тенденции изменений в социальной структуре советского общества, роль и место рабочих в социальном прогрессе, изменения в численности рабочих и других социальных групп5.
Роль рабочих кадров в различных сферах жизни общества, формирование и их рост, изменение социального и культурного облика, состояние трудовой и общественно-политической деятельности постоянно находились в центре внимания исследователей6.
Следует отметить, что уже в 70−80-е годы все сильнее ощущалось определенное несоответствие «трехчленной формулы» социально-классовой структуры общества, включающей два класса — рабочих и
4 Сенявский С. Л. Рост рабочего класса СССР, 1951−1965 гг. М, 1966- Рабочий класс СССР. 1951−1965 гг. М., 1969- Полетаев В. Е., Сенявский С. Л. Рабочий класс — ведущая сила в строительстве социализма и коммунизма. М., 1972- Останенко И. П. Рабочий класс СССР и управление производством. 1956−1970 гг. М&bdquo- 1976.- Вопросы методологии и историографии. М. 1977- История советского рабочего класса. В 5 т. Рабочий класс в Октябрьской революции на защите завоеваний 1917−1920 гг. Т.1. М. 1984- Рабочий класс-ведущая сила в строительстве социалистического общества 1921−1937 гг. T.2. М 1984- Рабочий класс СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1938−1945 гг. Т.З. М. 1984- Рабочий класс в годы упорядочения и развития социалистического общества 1945−1960 гг. Т.4. М. 1987- Рабочий класс СССР на новом этапе развития социалистического общества. 1961−1970 гг. М. Т.5., 1988 и др.
5 Шкаратан О. И. Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР. М., 1970- Семенов B.C.
Диалектика развития социальной структуры общества в СССР. М. 1977- Развитие социальной структуры общества в СССР. М. 1985. И др.
8 1967- Сенявский СЛ., Тельпуховский В. В. Рабочий класс СССР 1938−1965 гг. — М., 1971- Рабочий класс СССР 1966−1970 гг. М. 1979- Лельчук B.C., Бейлина В. Э. Промышленность и рабочий класс в условиях НТР. М. 1982- Гордон A.A., Назимов А. К. Рабочий класс СССР. Тенденции и перспективы социально-экономического развития. -М., 1985- Клоков Э. В. Рабочий класс (тенденции развития в 60−70 годы) — М. 1985. И др. колхозное крестьянство, а также народную интеллигенцию. Многочисленные исследования подводили к осознанной необходимости разработки более конкретного представления о социальной структуре общества. Нечеткое представление об этом затрудняло анализ социальных групп, в том числе и работников промышленности, ибо осложняло учет следующих моментов: быстрое стирание различий между инженерно-техническим работниками и наиболее квалифицированными рабочими- несуществующие социальные различия в положении колхозного крестьянства и сельской части рабочего класса, а также имеющиеся существенные профессионально-квалификационные различия между социальными слоями внутри каждого класса и другие.
В традиционном контексте рассматривались изменения и в среде
ГП рабочих автомобильной промышленности СССР. Авторы краеведческих работ пытались в рамках заявленных тем раскрыть особенности социально-экономической ситуации в Поволжье, выявить тенденции местного значения в развитии промышленного комплекса, указать на предпосылки, сформировавшие структуру производства в регионе8. Главной целью некоторых исследований стало рассмотрение предприятий автомобильной отрасли в контексте градообразующего характера, выделение их как основных в структуре промышленности Среднего Поволжья9.
Были опубликованы и исследования, освещающие опыт работы отдельных предприятий автомобильной промышленности по различным
7 Автомобильная промышленность СССР. М., НИИНавтопром. 1967- Пивовар Е. И. Изменения в численности и составе рабочих автомобильной промышленности СССР в условиях научно-технического прогресса. М., 1975.- он же. Советские рабочие и НТР: По материалам автомобильной промышленности СССР, 1966−1975 гг. М. 1983.- Смирнов A.B. Главный источник нашей силы: Рабочие промышленности СССР. 1945−1970 гг. М., 1984.
8 Проблемы размещения производительных сил Поволжья. Куйбышев, 1965.- Долгополов К., Федорова Е. Поволжье. М. 1967. Ванчинов Д. П. Военные годы Поволжья (1941−1945). 1980. — и др.
9 Волин Л. Г. Волжское притяжение: [ВАЗ]. М. 1979.- Романюк В. Я. ВАЗ — семья рабочая. Куйбышев. 1979. вопросам их деятельности10. В большинстве своем авторы этих работ -работники и руководители отрасли и предприятий, экономисты, технологи, поэтому характерной особенностью данных исследований являлась их технико-экономическая направленность. Вопросы развития технологии, организации системы управления, анализа опыта повышения качества и рентабельности рассматривались порой в отрыве от социальных процессов. Технократический подход к изучению проблем предприятий не давал возможности выйти на уровень осознания взаимозависимости социальных процессов и производства в регионе. В названных трудах основной упор делался на преимущественно позитивные, наиболее «выгодные» аспекты исследуемых вопросов.
В научной литературе 60−80-х гг. искусственно наметилась тенденция изучать рабочих в отрыве от других категорий работников промышленности. Более того, не было публикаций, рассматривающих работников промышленности в комплексе, что затрудняло необходимый анализ процессов социально-экономического развития страны. Многие проблемы развития рабочих кадров освещались недостаточно объективно. Сказались накопившиеся за годы идеологической цензуры робость научной мысли, привычка идти по заданной траектории, трудности доступа к архивам и другим материалам, раскрывающим сложные и противоречивые явления в материальном производстве. В результате разработка некоторых тем останавливалась на эмпирическом уровне изложения, не доходя до теоретических выводов. Они же, в свою очередь, уже были заданы господствующей марксистско-ленинской идеологией.
10 Горьковский автозавод в 10-й пятилетке. Основные направления и технико-экономические показатели развития объединения. — Издание 2-е. Горький. 1976.- ВАЗ — не только «Жигули»: [Опыт работы Волжского автомобильного завода. Статьи.]. — Экономика и организация промышленного производства, 1976, № 1. С.45−220.- «АвтоВАЗ» -современное производственное объединение: [Сборник статей]. М 1977.- Горьковский автомобильный завод. Исследования и разработки на Горьковском автомобильном заводе: [Сборник статей]. Горький. 1976. Вып. 2. 1977. ГАЗ. — ВАЗ: эффективность и качество: Из опыта работы Волжского автомобильного завода им. 50-летия СССР. Куйбышев. 1978.- Опыт внедрения системы организации производства, труда, управления и заработной платы, применяемой на Волжском автомобильном заводе: [СборникЭДСоставигеяь И. Цюните]. Вильнюс. 1980.- Колмыков Ю. П. Организация финансовой работы по мобилизации денежных накоплений и повышению рентабельности. М. 1983. Ида.
Само время ограниченного доступа к архивным и статистическим материалам оставляло на выводах свой отпечаток, не позволяло раскрыть всех реалий жизни.
Поэтому особая роль в исследовании процессов, происходящих в промышленности и в среде ее работников, принадлежит трудам, вышедшим во второй половине 80-х — начале 90-х годов11, в которых предпринимаются попытки переосмыслить прошлое, оторвавшись от прежних идеологических штампов, расширить темы исследований. Прежде всего, это касается тенденций и перспектив изменений в структуре рабочих кадров, динамики всех сфер жизнедеятельности производственного и социального потенциала работников промышленности. Конечно, не всегда удавалось добиться абсолютной объективности отражения исторического развития, подача фактического материала часто грешила диспропорцией то в сторону положительных, то негативных факторов, само изложение резко менялось от откровенно комплиментарного до агрессивно критического.
Специфика этих публикаций заключалась в том, что разработка теоретико-методологической базы стала прерогативой самих исследователей.
К середине 90-х годов усилиями ученых, занимающихся проблемами методологии исторических исследований (А.А.Данилов, В. В. Журавлев, А. И. Уткин, Ю. Н. Афанасьев и других)12, удалось найти взвешенный подход к изучению недавнего исторического прошлого: идти по пути не очернительства, поиска сенсаций, вынесения «судебных вердиктов»,
11 Селунская В. М. Социальная структура советского общества. История и современность. М., 1987- Общественно политические проблемы истории СССР в 80-е годы. Итоги и задачи. М., 1989- Аганбегян А. Г. Меры и этапы оздоровления и стабилизация экономики СССР. М., 1991- Останенко И. П. Профсоюзы и рабочий класс в 60-е -первой половине 80-х годов //Проблемы истории и теории профсоюзного движения в СССР. Челябинск, 1991. И др.
12 История России. В 2 т./Рук. А. А. Данилов. М., 1998. Политическая история: Россия-СССР-Российская Федерация. В 2-х т. М. 1996- Уткин А. И. Так пришла война: (История подготовки Германии к войне против СССР). Екатеринбург, 1992. Советская историография. /Под ред. академика Ю. Н. Афанасьева, научный ред. профессор А.П.Логунов- и др. примитивного латания «белых пятен» и «черных дыр», а внимательного и вместе с тем критического осмысления трудов предыдущих поколений историков- вводить в научный оборот новые пласты документальных источников- вместо избирательного партийно-классового принципа, который доминировал многие годы, осуществлять объективное рассмотрение исторического процесса- выдвигать принципиально иные исследовательские задачи, позволяющие медленно, но уверенно подходить к творческому анализу этапов становления, стабилизации, кризиса и распада советской общественной системы.
В поле зрения исследователей находилось и промышленное развитие Поволжья. Авторами были рассмотрены различные аспекты общественного облика рабочих региона, в том числе пересматривались роль и место отраслей промышленности в структуре хозяйства Поволжья. Тщательному анализу подвергались источники и формы изучения поколений рабочих, динамика численности, половозрастного состава13.
На большом фактическом материале анализировались направления работы коллективов автомобильных предприятий Среднего Поволжья. Исследования посвящались разработке и внедрению новых для советской индустрии методов и форм хозяйствования. Самоуправление коллективов работников предприятий, самофинансирование производства впервые в СССР апробировались в столь широком масштабе на крупных производственных объединениях. Отмечался большой практический эффект от внедрения новых форм хозяйствования и для предприятий других отраслей промышленности14.
13 Широков Г. А. Промышленные рабочие послевоенного Поволжья 1945−1960 гг. Саратов, 1987- Мышенцев Н. П. Индустриальное Поволжье в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 1988.- Репинецкий А. И., Широков Г. А. Рабочие Поволжье в послевоенные годы. Куйбышев, 1988.- Репинецкий А. И. Демографический состав работников промышленности Поволжья (1945−1965). Самара. 1996- и др.
14 «АвтоВАЗ» в новых условиях хозяйствования. Под ред. Ясинского А. И. Тольятти, 1988. И др.- Сидорский И. А. На кругом повороте: Первые итоги экономического эксперимента в объединении «АвтоВАЗ», Куйбышев. 1988.- он же. Самоуправление в трудовом коллективе. Куйбышев. 1998.
Интересно и то, что со во второй половины 80-х годов начали выходить в свет переведенные на русский язык книги зарубежных авторов, рассматривающих иностранный опыт развития автомобилестроительных компаний. Работы были посвящены исследованию методов эффективного управления, повышения качества продукции, особенностям изменений в среде работников автозаводов, сопоставлению европейских, японских и американских автопродуцентов15. Однако зарубежные авторы знакомили читателей с отраслевой проблематикой, жестко ограничиваясь в своих анализах и выводах территориально-экономическим пространством капиталистических стран. Кроме того, многие книги вышли в советской печати в сокращенном переводе, что также затрудняло анализ излагаемого материала. Одновременно появились работы советских авторов, исследующих развитие автомобилестроения за рубежом16. Их главной чертой было не только ознакомление читателей с основными явлениями в зарубежном автомобилестроении, но и попытка выявить общие черты развития, свойственные всем предприятиям отрасли в мире.
Необходимость решения проблем интенсификации производственной сферы в конце 80-х — начале 90-х годов привела к актуализации исследований трудового потенциала, категории, которая появилась в отечественной экономической науке еще в 70-е годы. Это привело к появлению работ, исследующих не только такие качественные характеристики работника как профессия, квалификация, образование, здоровье, но и общую культуру, систему нравственных ценностей, отношение к труду. Авторы попытались отойти от технократического подхода к изучению проблемы, обобщая опыт исследований зарубежных
15 Райг Д. П. «Дженерал моторе» в истинном свете: Автомобильный гигант: взгляд изнутри. Пер. с англ. М. 1985.- Соубел Р. Автомобильные войны. Перевод с английского. М. 1985.- Автомобильная промышленность за рубежом. Пер. с англ. /Общая ред. Ю.НКарпова. М. 1986.- Потере Т. Ф., Уотермен Р. В. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний. М. 1986.- Монден Ясукиро. «Тойота»: методы эффективного управления: Сокращенный перевод с англ. М 1989. И др.
16 Спандарьян В. Б., Спандарьян М. В. Автомобильная промышленность Японии. М. 1986.- Ускорение социально-экономического развития объединения: опыт АвтоВАЗа. М. 1988. И др. ученых Г. Беккера, Т. Шульца, Б. Вейсброда, считавших образование, миграцию, рождение и воспитание детей важными формами «инвестиций в
1 П человека". Но так как авторами работ были экономисты, то ряд социальных явлений остался неисследованным. Среди них деклассирование некоторых групп занятого в экономике населения, появление новых социальных слоев и причин изменения структуры общества. Главное, что в вышеупомянутых работах были учтены реалии углубляющегося кризиса, который обозначил задачу не сохранения, а качественного изменения в формировании трудового потенциала в
18 условиях перехода к рынку .
Большой фактический материал содержали исторические исследования, посвященные теме становления и развития производства на Ульяновском и Волжском автомобильных заводах. Вышедшие в советский период работы рассматривали этапы роста предприятий в контексте деятельности КПСС, подчеркивая главную направляющую роль рабочих коллективов в управлении и организации производства19.
В исторических исследованиях 90-х годов появляется новый подход к рассмотрению развития предприятий через призму роста технологической и материальной базы, совершенствования системы управления и организации производства20. К сожалению, в задачи данных исследований не входило рассмотрение вопросов, касающихся развития качественных характеристик работников предприятий. Большинство публикаций скорее носили рекламно-информационный характер.
11 Липатова Л. Н. Управление формированием рабочей силы предприятий в условиях НТП: Автореф. дис. кавд. экон. наук. М., 1989.- Голодец О. Ю. Пути улучшения использования трудового потенциала специалиста на предприятии, дис. канд. экон. наук. М., 1990.- и др.
18 Козлова O.A. Формирование и использование трудового потенциала в регионе в условиях становления рыночных отношений.: дис. канд. экон. наук. Екатеринбург, 1992.- Зыон Куанг Тунг. Управление трудовым потенциалом предприятий в условиях перехода к рынку.: дис. канд. экон. наук. М., 1993. И др.
Эшелоны идут на восток. / ред. П. И. Смирнов. М. 1966.- Ульяновский автомобильный. Саратов. 1966. — Дудкин Д. К Правофланговый. Саратов. 1969.- История Ульяновского автозавода. М. 1988.- и др.
20 ВАЗ. Страницы истории: Воспоминания и факты / ред. А. А. Шаврин., Н.С.Быстрова/ в 3 кн. Тольятти. 1988. и др.
В ходе работы автор столкнулся с тем, что по исследуемому периоду в 90-е годы не было опубликовано монографий по проблематике диссертации. Вместе с тем оценки ученых-специалистов по развитию автомобильной промышленности, опубликованные в разные исторические периоды, оказали существенную помощь автору при написании настоящего исследования.
Составной частью данной диссертации является изучение воспитания и обучения рабочих кадров. Проблема роли молодежи в обществе, преемственности поколений относится к числу актуальных вопросов истории развития трудового потенциала и ей посвящена обширная научная
литература21.
Особую ценность имеют сравнительные исследования становления образования систем развитых стран мира и России22. Они позволяют обозначить место России в мировом общеобразовательном пространстве, выявить общие и частные тенденции на ближайшие годы, а также разработать методологические подходы для анализа статистических классификаций отличающихся по структуре систем образования различных стран.
Интересны исследования зарубежных и российских ученых, анализирующих социально-экономические процессы 90-х годов в России. На страницах ряда публикаций четко прослеживается критика политики реформ 90-х годов, главный лейтмотив которой — необходимость повышения роли государства в период глубоких рыночных преобразований23.
21 Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994- Ткаченко Е. В. Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год //Вестник образования. 1996. № 3, с.7−44- Кинелев В. Будущее у страны такое, какое настоящее у ее детей //Поиск. 1997. № 5, с. 13- он же. О развитии дошкольного и начального профессионального образования //Учительская газета. Февраль. 1997.
22 Сравнительный анализ развитая образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. К. Н. Цейкович, Л. Н. Тарасюк, Н. И. Давыдов, О. ЛВорожейкина, В. Ф. Пугач, Е. Б. Покладюк. М. 1994. — Майор Ф. Р. Высокий образовательный замысел //Педагогика. 1996. № 6. С.3−20.
23 Реформы глазами американских и российских ученых./Общ. ред. О. Т. Богомолова. М. 1996.- Бирман И. Аномальное полузнайство. //Свободная мысль. М., 1997.№ 9. С.84−92. и др.
В ряде работ исследуются социально-педагогические аспекты и значение современных достижений в педагогике, психологии, социологии, профессиональной ориентации для школы будущего.24 Анализируя и обобщая результаты реформы образования в России, авторы указывают на ценность богатейшего опыта отечественной дореволюционной и советской школы, ее бесспорных достижений. Обращается внимание на тенденцию снижения социальной всеохватности образовательно-воспитательного пространства, на грубые перекосы процесса капитализации российского общества.
В центре внимания специалистов находились вопросы содержания профессий, условия обучения в системе профессионального образования и их перспективы 25.
Часть работ посвящена исследованию стратегических приоритетов развития образования в условиях переходного периода, когда изменяется мировоззрение, ментальность и философия образования. Все эти размышления дополняются анализом современной экономической ситуации. В контексте с тяжелой финансовой проблемой в образовании обсуждался процесс появления и утверждения сектора коммерческого и негосударственного обучения. Выявлялись плюсы и минусы, очерчивался социальный рынок, выявлявлялся новый статус учебных заведений27.
Ученые Поволжья тоже изучали процессы развития системы образования в регионе. Рассматривали различные этапы становления
24 Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышления социолога. М. 1998- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М. 1991- Руткевич М. Н. Изменения социальной роли общеобразовательной школы в России. //Социологические исследования. 1997. № 11- Лигачев Б. Т. Реформаторство в российском образовании: прожекты и результаты //Педагогика. 1996. № 6. С.18−25.
Новиков A.M. Профтехшкола: Стратегия развития. М. 1991- он же. Профессиональное образование в России: Перспективы развития. М. 1997. — Путилин В. Д., Кузнецов В. М. Формирование личности молодого рабочего в условиях становления системы непрерывного образования. М. 1994.- и др.
Гершунский В. П. Научите меня ментальносги//Открытая политика. 1997. № 1. C.42−49- Добринская Е. И. Философия образования на сломе времен //Открытая школа. 1997. № 1. C.53−68- Ерошин В. И Современная экономическая ситуация в образовании. 1996. № 5. C.55−70- Российское образование: итоги 1995 года и очередные задачи. Минобразование России. М. 1996.
27 Дятлов С. А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб. 1995. Егоров А. Д. Лицеи России: (опыт исторической хронологии): в 5 кн. 1993- и др. регионального образовательного пространства в сравнении с
ЛО общероссийским .
Проведенный анализ свидетельствует, что проблемам развития автомобильной промышленности Среднего Поволжья, формированию кадров ее работников посвящено значительное число работ. Все они различаются по глубине анализа и широте поставленных задач, научной ценности. Однако все они внесли свой вклад в разработку истории промышленности Поволжья и заслуживают того, чтобы войти в анналы исторической науки. В них нашли отражение реальные исторические процессы.
Дополнит ряд исследований по истории Среднего Поволжья изучение явлений, проявившихся в среде работников автомобильной промышленности региона в 1991—1998 гг. Масштабы изучаемого в настоящей диссертации конкретного территориально-промышленного комплекса дают возможность найти связующую линию между чередой различных, порой противоположных по общественному смыслу событий, увидеть общий, единый вектор движения.
Для детального раскрытия темы диссертации автором были использованы различные источники, из которых важную группу составляют государственные документы, законы и другие нормативные акты Советского Союза и Российской Федерации, регламентирующие работу автомобилестроительной отрасли, учреждений образования и других сфер жизнедеятельности государства. Приказы и другие официальные акты Министерств и ведомств, а также руководства АО «АвтоВАЗ» и АО «УАЗ» регламентирующие основную деятельность предприятий.
28 История развитая системы образования Поволжья (на материалах Самарского субрегиона)/ Т. И. Адаевская, И. П. Плеханов, Е. А. Прыскина, А. А. Семашкин, Т. А. Чичканова Самара. 1997.- От ремесленного училища до технического лицея. 1945−1995. Сост. И. П. Саранцев. Ульяновск. 1997.- и др.
Большой объем сводных данных был взят в статистических сборниках и справочниках по Российской Федерации, публикациях Госкомстата РФ, статистических сборниках по областям Среднего Поволжья, данных единовременных обследований статистических органов областей, в которых отражена численность, половозрастной состав, распределение работников по годам, уровню механизации труда, образования и квалификации29. Опубликованные цифровые данные позволяют сделать сравнительный анализ изучаемых вопросов по исследуемым областям Среднего Поволжья. К сожалению, в статистических сборниках приведено очень мало сведений, позволяющих показать развитие народного хозяйства Среднего Поволжья на фоне достижений других стран, что дало бы возможность углубить настоящее исследование.
Поисковая работа была проведена в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в фондах Р-9507 и Р-7523. Тематические находки позволили обозначить начальный этап становления системы подготовки кадров для предприятий отрасли в регионе.