Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творчество как сущностная характеристика личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании выявлены особенности мотива-ционной сферы личности как субъекта творческой деятельности. Предпосылки, служащие мотивами творческой деятельности, складываются в социальной реальности в виде противоречий, требующих разрешения новыми средствами и способами. Высокой степенью значимости для личности является сам процесс творчества, порождающий такие мотивации, как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Творчество как социально-философская проблема
    • 1. 1. Творчество как вид деятельности
    • 1. 2. Личность как. субъект творчества
    • 1. 3. Амбивалентность творчества: социальные последствия
  • Глава 2. Механизмы формирования и реализации творчества личности
    • 2. 1. Проблема детерминизма и свободы в бытии личности
    • 2. 2. Мотивация творческой активности личности
    • 2. 3. Особенности творческой активности инновационной личности

Творчество как сущностная характеристика личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего анализа предпосылок и условий творчества личности как субъекта культурно-исторического процесса, поиском новых философских установок и ориентиров, связанных с современными культурными и научно-техническими достижениями.

I I.

Потребность в' продолжении и более углубленном исследовании отдельных аспектов феномена творчества во многом обусловлена той ситуацией, которая сложилась на сегодняшний день. Разрешение сложившихся к настоящему времени глобальных проблем (напряженной экологической ситуации, геополитической обстановки, угрозы техногенных катастроф) невозможно без активизации творческого начала личности и разработки проблематики творческого диалога. В связи с этим раскрытие творчества как механизма преодоления кризисных процессов или решения конкретных прагматических задач приобретает в настоящее время столь важное значение.

Творчество, по сути, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности. По мнению автора, именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество становится той смыслообра-зующей базой, на фундаменте которой выстраивается' вся жизненная стратегия личности.

Современная действительность, характеризующаяся в социально-философской мысли с позиций концепций глобализации, постидустри-ального, информационного, инновационного общества позволяет переосмыслить природу творческой деятельности посредством раскрытия новых аспектовкоторые возникают в становящейся социальной реальности. Перемены затрагивают в первую очередь социальные отношения, организующиеся на новых основаниях — инновационной деятельности, и распространяются на прочие сферы. Так, в частности, перед обществом ставится задача создания условий, дающих возможность воспитания инновационной личности как формирующегося социального типа, отвечающего императивам эпохи.

Степень научной разработанности темы. Античная философия противопоставляла творческую деятельность человека как нечто преходящее вечному бытию. Вместе с тем в философии Платона творческая личность (философ) в ее стремлении к познанию обращается к высшему созерцанию сущности мира, идее Блага. В средние века, как правило, феномен творчества теологизируется и мистифицируется. Верховным субъектом творчества предстает Богчеловеку же отводится роль канала, посредством которого изъявляется его воля. Становление творческой саморефлексии происходит в эпоху Ренессансав творческом акте личность уподобляется божественным силам.

И. Кант в качестве субъекта творческой деятельности принимает личность. Творчество оказывается возможным благодаря способности суждения, продуктивной и рефлективной деятельности воображения1. Г. Гегель рассматривал творчество как процесс саморазвития, импульс которому дает лежащее в его основании противоречие2. К. Маркс рассматривал становление личности в результате предметно-деятельностного характера взаимоотношения человека и миратворчеству он отводил роль разновидности деятельности3.

Ф. Ницше, критикуя современную ему культуру, видел назначение творчества в преобразовании самой сущности человека4. С интуитивист-ских позиций рассматривал данную проблему А. Бергсон. Он утверждал,.

См.: Кант И. Критика способности суждения / Соч.: В б т. Т. 5. М., 1966.

2 См.: Гегель Г. Философия духа / Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М., 1977.

3 См.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М. 1955; К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. М., 1959; Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. М., 1974.

4 См.: Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1999. что эволюция природы представляет собой постоянное рождение нового, то есть процесс творчества, спонтанный и непредсказуемый1.

В философских произведениях А. Камю творчество осмысливается как экзистенциальная проблема личности, как бунт против абсурдности существования в действительном миретворчество представляется ему способом преодоления абсурда. Ж.-П. Сартр рассматривает творчество 2 как средство созидания собственной личности творческого субъекта .

В русской философии В. Соловьев рассматривал творчество как средство, которым человек стремится выразить ценности Красоты, Истио ны и Добра и постигнуть сущность «всеединства» .

Свободному творческому самоопределению личности посвящены работы Н. А. Бердяева. Философ полагал, что способность к творчеству заложена в человеке, это есть его призвание и предназначение. Творчество человека представлялось ему как продолжение дела божественного творения, сотворчество с Богом, поэтому именно творчеством человек оправдывает свое существование4.

В .рамках отечественной философии более позднего периода творчество как проблема установления диалогичных взаимоотношений творческой личности с «Другим» рассматривалась в философии М. М. Бахтина. В дальнейшем Г. С. Батищев, исследуя человека с позиций деятельно-стного субъекта, приходит к выводу о необходимости формирования у него опыта глубинного общения с окружающим миром5.

См.: Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.

2 См.: Камю А. Бунтующий человек: философия, политика, искусство. М., 1990; Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Сумерки богов. М., 1989; Он э/се. Бытие и Ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

3 См. Соловьев B.C. Общий смысл искусства / Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

4 См.: Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Он otee. О назначении человека. М., 1993.

5 См.: Бахтин М. М1 Эстетика словесного творчества. М., 1979; Батищев Г. С-. Диалектика творчества. СПб., 1997.

Критике творческой деятельности как феномену массовой культуры посвящены работы Т. Адорно и М. Хоркхаймера, Г. Маркузе1.

Общефилософским вопросам творчества посвящены работы.

A.Н. Лощилина, Н. П. Французовой, Т. А. Шумилина. Творчество как феномен культуры исследует В. Ф. Овчинников. Амбивалентные проявления творчества как социокультурного явления рассматриваются В.А. Кутыре-вым, С. В. Максимовой. Отдельные аспекты бытия творческой личности л отражены в трудах Е. Я. Басина, A.C. Майданова, М. Г. Селюч .

Э.В. Ильенков, а также Б. Н. Бессонов, П. О. Гуревич, раскрывают общегуманитарные аспекты проблематики личности как-субъекта творческой деятельности. Личности, как субъекту творчества, факторам и условиям ее формирования, характеристикам общественного бытия посвящены работы М. С. Кагана, исследования-Ю.В. Сычева, В.Н. Томалинце-ва. Когнитивные аспекты творческого процесса отражены И. А. Бесковой,.

B.C. Библером, В. П. Зинченко, В: А. Лекторскимсовременные антропологические аспекты — В. М. Розиным, С. А. Смирновым, Б. Г. Юдинымпсихологические исследования личности — в работах А. Н. Леонтьева .

См.: Адорно Т., Хорюсаймер М. Диалектика Просвещения. М., 1997; Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.

2 См.: Лощилин А. Н. Философские основания теории творчества. М., 1998; Французова Н. П. Принцип историзма и социальное творчество / Теория и методология творчества: итоги и перспективы. М., 2000; Философия творчества / Под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. М., 2002; Шумилин Т. А. Проблемы теории творчества. — М., 1989; Овчинников В. Ф. Феномен таланта в русской культуре. Калининград, 1999; Кутырев В. А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. 1994. № 7−8- Максимова C.B. Творчество: созидание или деструкция? М., 2006; Басил Е. Я. Творческая личность худодника. М., 1988; Майдалов A.C. Интеллект решает неординарные проблемы. М., 1998; Селюч М. Г. Творчество как предмет исследования: теории, идеи, концепции. М., 2007. з.

См.: Ильенков Э. В. Философия и культура. Mi, 1991; Бессолов Б. Н. Назначение человека. М., 1995; Гуревич П. С. Философия человека. М., 2001; Кагал М. С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека // Вопросы философии. 1987. № 10- Сычев Ю. В. Бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации / Социальная теория и современность. М., 1992; Томалилцев В. Н. Человек на рубеже тысячелетий: Парадоксы духовного развития: Опыт исследования феномена изощренности в культуре и творчестве. СПб., 1999; Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? М., 1993; Библер B.C. Мышление как творчество. Ввег.

Особенности социального детерминизма творческой деятельности рассмотрены у М. В. Демина, Л. И. Чинаковой, вероятностного детерминизма как методологического подхода — в работах С. П. Курдюмова, И. Пригожина и Г. Хакена1. В настоящее время данная проблематика разрабатывается К. Х. Делокаровым," Ф. Д. Демидовым, E.H. Князевой, А. П. Назаретяном, B.C. Степиным2.

Исследованию сущностных особенностей постиндустриального общества, глобализации и иных трансформационных процессов, имеющих место в современной действительности, как условий формирования и развитияинновационной личности, посвящены исследования Д. Белла, А. Тоффлера, П. Штомпки, в отечественной философской мысли — работы B.JI. Иноземцева, В. Ж. Келле, JI.H. Москвичева, а также B.C. Егорова, дение в логику мыслительного диалога. М., 1975; Зинченко В. П. Гетерогенез творческого акта: слово, образ и действие в «котле Cjgoto» / Когнитивный подход. Научная монография / Отв.ред. В. А. Лекторский. М., 2008; Лекторский В. А. О настоящем и будущем (размышления о философии) // Вопросы философии. 2007. № 1- Розин В. М. Мышление и творчество. М., 2006; Розан В. М. Как можно помыслить развитие личности? // Философские науки. 2007. № 6- Смирнов С. А. Человек перехода // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. 2003. № 32- Смирнов С. А. Бытие в свободе или проблема культурной идентичности в ситуации перехода // Философские науки. 2004. № 6- Юдин Б. Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. 2004. № 2- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2004.

См.: Демин М. В. Детерминизм и специфика взаимообусловленности социальных явлений // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1987. № 2- Чи-накова Л. И. Социальный детерминизм: Проблема движущих сил развития общества. — М., 1985; Пригожий И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6- Хакен Г. Самоорганизующееся общество / http://www.spkurdyumov.narod.ru.

2 См.: Делокаров К. Х., Демидов Ф. Д В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность. М., 1999; Демидов Ф. Д., Егоров B.C. Немарковские процессы и становление современного мировоззренческого подхода в общест-вознании // Синергетика: человек, общество. М., 2000; Делокаров К. Х., Демидов Ф. Д. Синергетика и социальная онтология // Синергетика, философия, культура. М., 2001; Князева E.H., Курдюмов С. П. Основания, синергетики. Человек, конструирующий своё будущее. М., 2006; Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М., 2001; Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и философия синергетики // Путь в будущее — наука, глобальные проблемы, мечты и надежды. Материалы междунар. конф. М., 2007.

П.Г. Щедровицкого1. Анализ понятия инновационной личности приведен в работах Ю. А. Карповой, Б. Ф: Усманова, В. Н. Шевченко, Ю. В. Яковца .

Цель работы состоит в исследовании творчества личности с позиции его влияния на формирование сущностных черт личности, в раскрытии механизма реализации свободы и необходимости, становления в современных условиях личности инновационного типа.

Задачи исследования вытекают из его целей:

— рассмотреть творчество как вид деятельности человека;

— раскрыть особенности личности как субъекта творчества, выявить те признаки в ее структуре, которые позволяют характеризовать творчество как сущностную характеристику личности;

— выявить взаимосвязь свободы творческой деятельности личности и ее обусловленность социальными факторами;

— раскрыть особенности мотивации творческой личности;

— рассмотреть амбивалентные тенденции творческой деятельности;

— раскрыть сущность феномена инновационной личности, рассмотреть определяющие ее характеристики.

Объектом исследования выступает творчество личности как деятельность по созданию нового.

Предметом исследования выступает творчество как сущностная характеристика личности, благодаря которому происходит наиболее пол.

См.: Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986; ТоффлерА. Футурошок. СПб., 1997; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000; Келле В. Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М., 2003; Москвичёв JI.H. Социальная трансформация общества как предмет философского анализа. Предисловие / Государственное управление в условиях социальной трансформации российского общества. М., 2004; Егоров B.C. Философия открытого мира. М.- Воронеж, 2002; Щедровицкий П. Г. Изменения в мышлении на' рубеже XXI столетия: социокультурные вызовы // Вопросы философии. 2007. № 7.

2 См.: Карпова Ю. А.

Введение

в социологию инноватики: Учебное пособие. СПб., 2004; Усманов Б. Ф. Социальная инноватика. М., 2000; Шевченко В. Н. Инновационная личность как социальный тип // Личность. Культура. Общество. 2007. Вып.4- Яковег! Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М., 2004. ное раскрытие сущностных сил человека, воплощение в действительности его способностей и реализация творческого потенциала.

Методологическая основа. В диссертационном исследовании феномен творчества рассматривается с позиций деятельностного подхода. С целью философского осмысления творческой сущности личности в работе нашли применение методологические принципы, разработанные в рамках философской антропологии, социологические и социально-психологические концепции социализации. Автор использует теоретико-методологические принципы, разрабатываемые в областях, связанных с исследованием синергетики, теории самоорганизации, концепцией вероятностного детерминизма.

В качестве методологической основы в работе применяются такие общенаучные принципы: объективностьучет объективных и субъективных факторовпринцип всеобщей связи и развитияпринцип историзма. Кроме того, в исследовании использованы анализ, синтез, индукциядедукция и другие методы научного познания.

Научные результаты, полученные в ходе исследования:

— в исследовании феномен творчества рассмотрен в общем контексте деятельностного подхода. Это позволяет определить творчество как специфическую для человека форму его активности, которой принадлежит важная роль в социально-историческом процессе, выявить особенноститворческой деятельности, состоящей в создании нового, в привнесении качественных изменений в действительность;

— в диссертационной работе сущность личности исследуется с точки зрения репрезентации социальных, отношений, присущих той общности, которой она принадлежит. Сущность творческой личности определена как внутреннее устойчивое содержание, выражающееся в многообразных и противоречивых формах ее бытия, диссертант выделяет такие ее содержательные стороны, как социальность, мировоззренческий образ собственного-«Я» и мира, субъектность как целостность и автономность, свободу, понимание необходимости, активность, открытость (в смысле незавершенности и готовности к восприятию нового). Сущность творческой личности раскрывается в обретении и реализации смысла жизни;

— разноплановость и многомерность творчества как социального феномена приводит к различным социальным последствиямтворчество воплощается в разных видах не только в' созидательном, но иногда в амбивалентном проявлении;

— исследована проблема детерминации творческой деятельности, свободы творчества. Понимание свободы как осознанной необходимости дополняется в исследовании концепцией вероятностного детерминизма, вытекающей из синергетической теории. Свобода заключается в свободе самоопределения и возможности личности быть «открытой», созидать собственное будущее, осуществлять процесс как самотворчества, так и творчества условий своего бытия;

— в диссертационном исследовании выявлены особенности мотива-ционной сферы личности как субъекта творческой деятельности. Предпосылки, служащие мотивами творческой деятельности, складываются в социальной реальности в виде противоречий, требующих разрешения новыми средствами и способами. Высокой степенью значимости для личности является сам процесс творчества, порождающий такие мотивации, как познание и самопознание, самореализация, формирование идентичности в определенной культуре. Новые возможности творческого роста открывает интерсубъективный опыт, обращение «Я» личности к «Другому». Важным фактором становления творческой личности является формирование идентичности с профессиональным творческим сообществом, которое выступает для нее в качестве эталона;

— раскрыта сущность личности инновационного типа как качественно нового социального явления, которая заключается, прежде всего, в-формировании свойства креативности, необходимого для осуществления профессиональной деятельности в условиях современной действительности. Инновационная личность определяется совокупностью таких характеристик, как владение информационной культуройгибкостью мышления, его интегрирующего характераготовностью к риску в условиях нестабильности и непредсказуемостиготовностью к непрерывному самотворчеству, самовоспитанию, переосмыслению собственного «Я» на качественно новом уровне.

Положения, выносимые на защиту:

— особенность творчества как феномена социальной реальности состоит в том, что оно представляет собой деятельность, ориентированную на созидание нового, расширяющего прежнее поле деятельности и дающего для этого новые возможности;

— содержательные компоненты сущности личности, репрезентирующей в себе все социальные отношения (социальность, свобода, понимание необходимости, активность, открытость при определяющей роли мировоззрения, выражающих субъектность личности) позволяет рассматривать творчество как важнейшую характеристику личности. Особенности процесса социализации, в ходе которого личность обретает свойства субъекта общественных отношений, вырабатывая в своей структуре указанные свойства, во многом определяют возможность ее становления в качестве субъекта творчества;

— творческая деятельность как преодоление существующего и расширение границ для нового не всегда осуществляется в конструктивной форме. Творчество многогранно в своих проявлениях, поэтому столь же многогранны, зачастую амбивалентны его последствия;

— личность наделена той степенью свободы, которая позволяет ей выстраивать собственную стратегию деятельности, исходя из ее личностных представлений. Вместе с тем свобода личности не может преодолеть ограничения, оказываемые на неё социальной системой. Творческая деятельность всякий раз детерминирована указанными пределами. Эта детерминация носит нередко вероятностный характер. Учитывая это, можно полнее раскрыть свободу как предпосылку творческой деятельности, состоящей в самоопределении личности и выстраивании условий своего бытия (посредством выбора предпочтительного варианта или его созидания);

— особенности мотивации творческой активности определяются исходя из. потребностей общества и личности в осуществлении творческой деятельности. Из нее, в частности, выводятся’и другие факторы, составляющие в совокупности мотивационную сферу творческой личности;

— современный этап развития общества формирует инновационную личность как конкретный социальный тип. Его особенность состоит в осуществлении деятельности творческого характера в неопределенной, динамической, непрерывно изменяющейся социальной среде (инновационной деятельности), что способствует наиболее полной реализации творческого потенциала личности, а также ее эффективного взаимодействия с современным социумом.

Практическая значимость исследования. Рассмотрение творчества как сущностной характеристики личности может способствовать разработке методик раскрытия личностного творческого потенциала для решения общенаучных и частных задач.

Материалы исследования могут быть использованы в ходе обучения самых различных категорий слушателей, включая-государственных и муниципальных служащих. Результаты диссертационного исследования можно применять при чтении специальных курсов, посвященных изучению данной или смежных тем.

Апробация" работы. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» от 15.05.2008 (протокол № 6) и принята к защите на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 в.

Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Результаты работы нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

В диссертационном исследовании реализованы поставленные задачи, а именно: выявлены основные признаки, составляющие сущность личности: субъектность, свобода, активность, социальность, открытость, развитие. Свойство субъектности предполагает способность индивида быть субъектом активности, осознавать себя в качестве причины собственной деятельности. Субъектность предполагает самостоятельность личности во всех проявлениях, признание своей свободы и возможности личностного проявления во внешнем мире, то есть осуществление самостоятельной творческой деятельности. Свойство социальности раскрывается в том, что личность есть одновременно результат и условие возникновения социальных отношений. Открытость личности понимается как ее незавершенность, процессуальность и готовность к восприятию нового, изменению своей природы, самосовершенствованию. Способность личности к развитию выводится из ее свойства открытости, а также противоречивого содержания ее сущности. Стремлению к снятию противоречий становится пусковым моментом творческой деятельности. Таким образом, мы считаем обоснованной постановку проблемы творчества как сущностной характеристики личностираскрыты критерии творчества: создание нового, произведение качественных изменений, социальнаязначимость, целесообразность, принцип преемственности. Творчество представляет собой создание нового, того, что еще не имело места в действительности. Новое качество вносит изменения, которые, встраиваясь в социальное бытие, складываются в целостный социальный процесс. Творчество, исследуемое нами в соответствии с заявленной темой, в рамках деятельного подхода, является специфической для человека формой активности, что подразумевает включение в характеристику деятельности личности сознательности, це-леполагания, свободы, социальной ориентированности. В социальноисторическом процессе творчеству отводится роль движущей силы, благодаря которой в мире происходят качественные изменения и осуществляется развитие.

— определены основные особенности личности как субъекта творческой деятельности, которые проявляются в совокупности ее уникальных свойств, сформировавшихся* в ходе социализации. Творческая уникальность личности формируется в процессе социализации, в ходе которого творческая личность проявляет себя как самостоятельно выстраивающая свою деятельность, не исходя из наличных обстоятельств, а создавая их. В этом состоит основная отличительная черта творческой личности;

— выявлена взаимосвязь свободы творческого самоопределения личности и ее обусловленность многофакторными социальными процессами. В современной интерпретации свобода и детерминизм оказываются взаимообразными явлениями. Так, личность в процессе осуществления свободной творческой деятельности преобразует окружающую действительность, направляя ее последующее развитие в русло предпочтительной возможности, конструируя, таким образом, будущие состояния, как свое личное, так и системы в целом. В то-же время свобода творческой деятельности личности осуществляется в соответствие с внутренними тенденциями системы, то есть в определенных границах;

— определено значение мотивационных факторов в творческой деятельности, состоящее в-признании личностью ценности самого процесса творчества, в результате которого происходит становление творческой индивидуальности и уникальности, обретение собственного «Я», самосознание себя в качестве творческого субъекта, что во многом становится-возможным благодаря, опыту интерсубъективного взаимодействия, самоопределение посредством, свободного выстраивания стратегии своей жизни и, тем самым, обретение и реализация ее (жизни) смысла;

— отражен механизм творчества в становлении' инновационной личности как нового социального^ типа личности, формирующейся' в современных условиях. Отличительная особенность инновавционной личности состоит в том, что она обладает комплексом характеристик, отвечающих требованиям социальной среды и вызовам времени, как то: владение информационной культурой, особенным типом мышления, способного к интеграции различных областей знания, гибкостью мышления, способного к мгновенному переходу от одной смысловой сферы к другой, готовностью к риску в условиях нестабильности и непредсказуемости, а также принятию всей полноты ответственности^ готовностью к постоянному самовоспитанию и развитию.

Сегодня творческий потенциал как отдельного индивида, так и общества в целом становится основой функционирования социальной организации нового типа. В связи с этим особую актуальность приобретает задача выявления и культивирования творческих способностей, а также создание условий их реализации в социально одобряемом и значимом направлении.

В то же время остается ряд вопросов, нуждающихся в дальнейшем исследовании. Так, например, более подробного изучения требует феномен творчества в рамках глобализации и размывания культурной идентичности народов. Глобализационный процесс, сопровождающийся все большей поляризацией социальных слоев усугубляет проблему отчуждения, порождения неадекватных (зачастую асоциальных) форм творческого выражения, характерного для маргинальных слоев общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. — 528 с.
  2. Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.: Медиум, 1997.-311 с.
  3. К.З. Феномен творчества: историко-лингвистический аспект // Философские науки. 2006. — № 4. — С. 114−130.
  4. Альбуханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. Том 4. — 1983. — № 1. — С. 14−29.
  5. O.A. Риск и нестабильность // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С.75−80.
  6. О.С. Креативная акмеология. М.: РАГС, 2007. — 276 с.
  7. С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С.82−88.
  8. А.Н. Об иррационализме как философии изменчивости // Вопросы философии. 1998. — № 6. — С. 133−142.
  9. В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. 1995. — № 1. — С. 52−69.
  10. Ю.Астафьева О. Н. Параметры порядка социокультурного пространства // Синергетика: человек, общество. М. РАГС, 2000. — 342 с.
  11. Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. — 64 с.
  12. Г. С. Диалектика творчества. СПб.: РХГИ, 1997. — 464 с.
  13. Г. С. Истина и ценности // Познание в социальном контексте. -М.:ИФ РАН, 1994.- 174 с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
  15. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — 450 с.
  16. В. Произведение искусства в эпоху его технического воспроизведения. -М.: Медиум, 1996, С.66−91.
  17. А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс- Кучково поле, 1998.-231 с.
  18. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 384 с.
  19. А.Н. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 448 с.
  20. H.A. Творчество и объективация. Минск: Экономпресс, 2000. -301 с.
  21. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-608 с.
  22. И.А. Как возможно творческое мышление? М.: ИФРАН, 1993. -196 с.
  23. И.А. Проблема творчества и буддийская традиция // Вопросы философии. 1999. — № 7. — С. 158−173.
  24. .Н. Назначение человека. М.: РАГС, 1995. — 103 с.
  25. Г. Современное общество как общество риска // Вопросы философии. 2007. — № 1. — С.26−46.
  26. B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991. — 176 с.
  27. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  28. . Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. — 258 с.
  29. Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 672 с.
  30. В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. — № 4. — С. 112−129.
  31. С. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. — 115 с.
  32. И. Человек в информационном обществе // Наш современник.- 2004. № 5. — С.201−208.
  33. JI.C. Движущие силы исторического процесса// Общественные науки и современность. -2006. № 6. — С. 124−137.
  34. Э.П. Творческая молодёжь современной России: особенности социализации // Социально-гуманитарное знание. 2003. — № 2″. — С. 241−250.
  35. А.Б. К дискуссиям о стратегиях развития // Прогнозы и стратегии. 2007. — № 1. С.86−91.
  36. М. Объективность социально-научного и социально-политического знания / Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.- 808 с.
  37. Г. С. Социально-психологические условия творчества // Инновации в образовании. 2007. — № 4. — С.93−108.
  38. П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980. — 567с.
  39. Е.М. Культура отсутствующего пространства: от антропо- к ки-берцентризму // Виртуальное пространство культуры: Материалы науч. конф. СПб.: Сантк-Петербургское философское общество, 2000. — С. 12−14.
  40. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. М.: Мысль, 1970 — Т.1. Учение о бытии.-501с.
  41. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. М.: Мысль, 1970 — Т.2. Учение о сущности. — 248 с.
  42. Г. Философия духа / Энциклопедия философских наук: В 3 Т. -Т.З.-М.: Мысль, 1977.
  43. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  44. Ю. Будущее России принадлежит прогрессивным технологиям // Инновационные технологии. 2007. — № 1. — С.24−25.
  45. Глобализация: синергетический подход. М.: РАГС, 2002. — 472 с.
  46. М.К. Российское общество как новая социальная реальность // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. — М.: Институт социологии РАН, 2007. — 408 с.
  47. Т. Мир без России? Режим доступа: http://www.borba.chat.ru/
  48. A.B. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. — 416 с.
  49. П.С. Философия человека. М.: ИФРАН, 2001. — 209 с.
  50. Э. Феноменология//Логос. 1991.-Т. 1.-С. 12−21.
  51. К.Х. Открытое общество и социальные трансформации в России // Синергетика: человек, общество. М. РАГС, 2000. — 342 с.
  52. К.Х. Рациональная парадигма и инновационное управление: проблемы и перспективы // Инноватика государственного управления: прорыв в будущее. М.: Прогресс, 2006. — 467 с.
  53. М.В. Детерминизм и специфика взаимообусловленности социальных явлений // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1987. — № 2. — С.35−47.
  54. В.А., Кочетков М. В. Методология творчества: постановка проблемы, направления разработки и внедрения // Известия Российской академии образования. 2000. — № 4. — С.37—45.
  55. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. М.: Интерфакс, 1994.-432 с.
  56. В.И. Риск как предмет социологического анализа // Социологи-чекие исследования. 1999. — № 4. — С. 3−9.
  57. Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991.-464 с.
  58. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000 — 304 с.
  59. Интервью с С. П. Курдюмовым // Вопросы философии. 1991. — № 1. — С. 53−57.
  60. В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры. Луганск: Свгашця, 2003. — 188 с.
  61. К. «Общество риска» в условиях глобализации // Социологические исследования. 2001. -№ 12. — С. 15−21.
  62. Искусство в контексте информационной культуры // Проблемы информационной культуры. М.: Смысл, 1997. — Вып. 4. — 205 с.
  63. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 4. М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина. — 446 с.
  64. М.С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека // Вопросы философии. 1987. — № 10. — С.15−26.
  65. М.С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996. — 415 с.
  66. М.С. Формирование личности как синергетический процесс // Обсерватория культуры. 2005. — № 2. — С. 4−10.
  67. В.М. Традиции и исторический процесс. -М.: Луч, 1994. 189 с.
  68. Н.И. Проблема творческого развития человека // Мир образования образование в мире. — 2004. — № 2. — С.32−38.
  69. И. Критика способности суждения / Соч. в 6 т., Т.5. М: Мысль, 1966.-367 с.
  70. А. Бунтующий человек: философия, политика, искусство. М.: Политиздат, 1990. — 416 с.
  71. А. Изнанка и лицо. М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 1998. -863 с.
  72. А. Творчество и свобода М.: Радуга, 1990 — 608 с.
  73. А.О. К проблеме феноменологии творчества // Философские науки.-2005.-№ 5.-С. 105−119.
  74. Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2004. 192 с.
  75. Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1988. — 780 с.
  76. В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 147 с.
  77. Г. С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. — № 4. — С. 9−23.
  78. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. -М.: МГУК, 1995. 136 с.
  79. E.H. И личность имеет свою динамическую структуру // Мост. -2000. — № 37. С.21−24.
  80. E.H. Конструирование будущего // Путь в будущее наука, глобальные проблемы, мечты и надежды. Материалы междунар. конф. — М.: Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, 2007. — Режим доступа: http://www.spkurdyumov.narod.ru
  81. E.H. Синергетический вызов культуре. Режим доступа: http://www.spkurdyumov.narod.ru
  82. E.H. «Я» как динамическая структура-процесс // Синергетика: человек, общество. М. РАГС, 2000. — 342 с.
  83. E.H., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий свое будущее. М.: КомКнига, 2006. — 232 с.
  84. E.H., Курдюмов С. П. Основные принципы синергетического мировоззрения. Режим доступа: http://www.spkurdyumov.narod.ru
  85. A.A. О единой модели, задающей творчество в самом широком его понимании (Основы общей теории творчества). Режим доступа: http://www.spkurdyumov.narod.ru
  86. Когнитивная эволюция и творчество / Отв. ред. И. П. Меркулов. М.: Институт философии РАН, 1995. — 226 с.
  87. О.Н. Личность граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 4. — С.81−97.
  88. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самопознание. М.: Политиз: дат, 1984.-335 с.
  89. Т.В. Многомерность фактора субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) // Психологический журнал. -Том 19. 1998. — № 6. — С.40−52.
  90. П.Ф., Зотов B.B. Творчество личности в глобальном информационном пространстве // Личность. Культура. Общество. 2006. — № 4. -С. 217−227.
  91. O.A. Художник и его двойник. Перепетии идентификации в творчестве // Человек. 2006. — № 4, № 5. — С. 37−51, 63−77.
  92. O.A. Художник XX века: поиск смысла творчества // Человек. -2002. № 2−3. — С.29—40.
  93. У.Р. Карьера художников: творческий потенциал и продолжительность жизни // Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова и др. — М.: Наука, Смысл, 2000. — 549 с.
  94. .Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
  95. Культурология XX век / Под ред. С. Я. Левит. СПб.: Универ.кн., 1997. -630 с.
  96. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. — 300с.
  97. В.А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. 1994. -№ 7−8. — С.72−81.
  98. В. А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М: ЧеРо, 1999. — 230 с.
  99. В.А. Человек в XXI веке: уходящая натура // Человек. 2001. -№ 1. — С.9−16.
  100. В.А. О настоящем и будущем (размышления о философии) // Вопросы философии. 2007. — № 1. — С.3−15.
  101. В.А. Умер ли человек? // Человек. 2004. — № 4. — С. 10−16.
  102. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Академия, 2004. — 345 с.
  103. Д. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л. С. Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004. С. 214−223.
  104. Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. М.: Экономика, 2005. — 170 с.
  105. A.A. Гениальность: Божий дар или наказание? // Человек. -2008. -№ 1. С.5−9.
  106. А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. — № 3. — С.20−50.
  107. В.А. Этапы становления феноменологии Э.Гуссерля //Я и МЫ: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. (Серия «Мыслители». Выпуск X). С.297−307.
  108. Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1998. -№ 2. — С.54−64.
  109. А.Н. Философские основания теории творчества. М., Всемирный следопыт, 1998. — 132 с.
  110. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  111. H.H. Творчество как детерминанта профилактики правонарушений детей и подростков // Известия Российской академии образования. -2000. № 4. — С.42−46.
  112. И.В. Человек разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. — Таганрог: ИЗ ДАТ, 1999. — 55 с.
  113. A.C. Интеллект решает неординарные проблемы. М.: ИФ-РАН, 1998.-321 с.
  114. Маклюэн. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. М.- Жуковский: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003. — 464 с.
  115. C.B. Творчество: созидание или деструкция? М.: Академический проект, 2006. — 224 с.
  116. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Институт философии РАН / Аверинцев С. С., Давыдов Ю. Н., Турбин В. Н. и др. М.: Наука, 1992. -С.111—115.
  117. В.Н. Личностные основы социальной устойчивости // Общественные науки и современность. 2002. — № 1. — С. 136−143.
  118. Марксистко-ленинская теория исторического процесса / Под ред. Ф. В. Константинова, Ю. К. Плетникова. М.: Наука, 1981. — 464 с.
  119. Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: Рефл — бук, 1994. — 368 с.
  120. А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Прес, 2002 — 272 с.
  121. Д.А. Выступление на Y Красноярском экономическом форуме «Россия 2008 2020. Управление ростом». — Режим доступа: http://medvedev2008.ru
  122. В.М. Гуманитарная наука и идеология // Российская гуманитарная наука: генезис и состояние. Материала постоянно действующего научного семинара. М.: Научный эксперт, 2007. — Вып.2. — С. 8−40.
  123. A.A. Гармония и дисгармония личности. М.: Политиздат, 1990.-221 с.
  124. H.H. Современный рационализм. М.: МГВП КОКС, 1995. -376 с.
  125. Л.Н. Социальная трансформация общества как предмет философского анализа. Предисловие / Государственное управление в условиях социальной трансформации российского общества. М.: РАГС, 2004.
  126. O.A. Ценностно-оценочный фактор в контексте социосинерге-тической парадигмы. Ростов н/Д: Ростовский университет, 2006. — 240 с.
  127. И.И. Политика свобода — мораль // Вопросы философии. -2007.-№ 4.-С. 24−35.
  128. И.С. Западно-европейская философия XIX века. М.: Высшая школа, 1976.-584 с.
  129. H.H. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 3−26.
  130. Ф. По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 658 с.
  131. Ф. Так говорил Заратустра- К генеалогии морали- Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сб. Минск: Попурри, 2001. -623 с.
  132. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001.
  133. В.Ф. Феномен таланта в русской культуре. Калининград: Янтар. Сказ, 1999. — 356 с.
  134. Д.А. Основы идеологии модернизма. Режим доступа: http://www.antropology.ru.
  135. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT, 2001.-510 с.
  136. Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений / В. Д. Зотов, В. Н. Шевченко, К. Х. Делокаров и др. М.: Наука, 1994.-208 с.
  137. П.С. Философско-психологические аспекты творчества. (Учебное пособие) Новосибирск: Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики, 2004. — 83 с.
  138. В.П. Движущие силы и основные пути развития человеческого общества. М.: 2000. — 72 с.
  139. И.М. Синергетика и глобальный мир // Синергетика: человек, общество. М. РАГС, 2000. — 342 с.
  140. Политическая экономия. Т.1. / Под.общ. ред. Г. А. Козлова. М.: Мысль, 1969.-717 с.
  141. К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. — № 10.-С. 65−75.
  142. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. — 271 с.
  143. И. Философия нестабильности // Вопросы философии. -1991.-№ 6.-С. 46−52.
  144. Проблема человека в западной философии / Общ. ред. Ю. Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. 552 с.
  145. Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарёва М.: Наука, 1990. — 224 с.
  146. В.В. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление Президента Российской Федерации на расширенном заседании государственного совета Российской Федерации / Государственный совет Российской Федерации. М.: Известия, 2008. — 38 с.
  147. Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России. Вестник Российской академии наук. — Том 74. — 2004. — № 3. — С. 209−218.
  148. В.М. Как можно помыслить развитие личности? // Философские науки. 2007. — № 6. — С. 141−156.
  149. В.М. Мышление и творчество. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 306 с.
  150. В.М. Смысл, свобода и обусловленность жизнедеятельности человека // Человек-RU. Гуманитарный Альманах. Новосибирск: НГУЭУ, 2005.-312 с.
  151. В.JI. К становлению новой парадигмы обществоведения // Синергетика: человек, общество. М. РАГС, 2000. — 342 с.
  152. Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. — № 6. -С. 29−34.
  153. С.Л. Бытие и сознание. -М.: АМН СССР, 1957. 327 с.
  154. Русская философия. Конец XIX начало XX века. Антология. — СПб.: С.-Петерб.университет, 1993. — 592 с.
  155. В.Н. Социальная синергетика и концепции доопределения бытия // Философские науки. 2007. — № 6. — С.83−103.
  156. В.И. Творчество и энергии самоутверждения // Вопросы философии. 2006. — № 5. С. 346.
  157. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: опыт феноменологической онтологии. -М.: Республика, 2000. 640 с.
  158. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Полииздат, 1989. — С. 319−344.
  159. М.Г. Творчество как предмет исследования: теории, идеи, концепции. М.: МГОУ, 2007. — 210 с.
  160. B.C. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке // Вопросы философии. 2007. — № 4. С.94−113.
  161. М. Творчество и открытие // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1999. — № 4.-С.101−110.
  162. Г. С. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980. — 463 с.
  163. С.А. Бытие в свободе или проблема культурной идентичности в ситуации перехода // Философские науки. 2004. — № 6. — С. 5884.
  164. Смирнов С А. Современная антропология: Аналитический обзор // Человек.-2004.-№ 1.-С.61−67.
  165. С.А. Практика работы с будущим. Режим доступа: http://www.antropolog.ru.
  166. С.А. Человек перехода // Кентавр. Методологический и игро-технический альманах. 2003. — № 32.
  167. Ю.Н. Воображение и познание в исторических науках // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 1113 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.90−93.
  168. Социальный кризис и социальная катастрофа. Материалы конф. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 272.
  169. Социология. Основы общей теории. / Под ред. Г. В. Осипова, JI.H. Мо-сквичева. М.: Норма, 2005. — 888 с.
  170. С.Г. Духовно-творческое начало бессмертия человека // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 4. — С.97−118.
  171. С.Г. Социализация человека // Социально-гуманитарные знания. -2002. № 5. — С.101−122.
  172. А.Г. Философия. М.: Гардарика, 2007. — 736 с.
  173. B.C. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. -№ 2. — С. 16−26.
  174. Е.С. Проблемы российского самосознания // Вопросы философии. 2007. — № 4. С.3−8.
  175. Ю.В. Бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации // Социальная теория и современность. Вып.5. М.: Луч, 1992. -99 с.
  176. Ю.В. Что такое человек: социально-философский взгляд. М.: РАГС, 2001.-170 с.
  177. Теория и жизненный мир человека: Сб. М.: ИФРАН, 1995. — 206 с.
  178. В.Н. Человек на рубеже тысячелетий: Парадоксы духовного развития: Опыт исследования феномена изощренности в культуре и творчестве. СПб: Санкт-Петербургский университет, 1999 — 112 с.
  179. А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 461 с.
  180. Г. Л. О природе свободы // Вопросы философии. 2006. -№ 4.-С. 17−31.
  181. Г. Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология // Человек. 2008. — № 1. — С.43−57.
  182. .Ф. Социальная инноватика. М.: Институт молодежи, 2000. -344 с.
  183. Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.-400 с.
  184. С. Неопределенность и риск. Место инновационного риска в классификации рисков // Управление риском. — 2000. — № 4. С.25−30.
  185. Философия: Курс лекций. -М.: РАГС, 2001. 564 с.
  186. Философия творчества. Монография. /Под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. -М.: ФО, 2002. 131 с.
  187. Философские перспективы человечества. -М.: Луч РАУД993. 104 с.
  188. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. -719 с.
  189. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.
  190. Э. Бегство от свободы. -М.: ЭСИ, 1993.-272 с.
  191. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
  192. Г. Самоорганизующееся общество. Режим доступа: http://www.spkurdyumov.narod.ru
  193. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. — № 1. — С.33−48.
  194. Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 606 с.
  195. Цивилизация, культура, личность / Под ред. В. Ж. Келле. М.: Эдито-риал УРСС, 1999. — 224 с.
  196. Т.А. Социокультурные детерминанты идентификации личности. Ростов н/Д: Ростовский университет, 2006. — 320 с.
  197. Человек, культура, общество в контексте глобализации: материалы международной научной конференции. М.: Академический Проект- Российский институт культурологи, 2007. — 340 с.
  198. Человек и его мир в философской мысли А. Камю и Ж.-П. Сартра // Социальная теория и современность. Вып. 14. -М.: Луч, 1994. 189 с.
  199. М.Н., Чернавский Д. С. Проблема творчества с точки зрения синергетики. Режим доступа: http://www.spkurdyumov.narod.ru
  200. Л.И. Социальный детерминизм: Проблема движущих сил развития общества. М.: Политиздат, 1985. — 159 с.
  201. Е.А. Введение и культуру и философии постмодернизма. Учебное пособие. М.: Современный писатель, 1999. — 67 с.
  202. В.Н. Инновационная личность как социальный тип // Личность. Культура. Общество. 2007. — Вып.4. — С. 90−111.
  203. Т.Е. Художественное воображение и логика фрактала // Виртуальное пространство культуры: Материалы науч. конф. СПб.: Сантк-Петербургское философское общество, 2000. — С.58−62.
  204. X. Глобализация, цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — ТЛ, № 2. — С. 71−84.
  205. Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С.85−86.
  206. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.-415 с.
  207. П. Философская антропология. Новосибирск: НГУ, 1996. -118 с.
  208. Т.А. Проблемы теории творчества: Моногр. М.: Высш. шк., 1989.- 143 с.
  209. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социальные исследования. 1988. — № 2. — С. 129−137.
  210. П.Г. Изменения в мышлении на рубеже XXI столетия: социокультурные вызовы // Вопросы философии. 2007. — № 7. — С.36−54.
  211. П.К. Теория творчества. М.: ЛКИ, 2007. — 204 с.
  212. .Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. 2004. — № 2. — С. 16−28.
  213. Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. — 444 с.
  214. М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества // Вопросы философии. 1995. — № 12. — С.118−127.
Заполнить форму текущей работой