Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экономической политики государства в условиях трансформации экономической системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или требуются большие вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Социально-экономическое содержание экономической 12 политики
    • 1. 1. Сущность и формы проявления экономической политики 12 государства
    • 1. 2. Эволюция функций государства в реализации 49 экономической политики
  • 2. Основные направления формирования экономической 74 политики в условиях системной трансформации
    • 2. 1. Специфика формирования национальной модели 74 экономической политики
    • 2. 2. Приоритетные направления трансформации 93 экономической политики
      • 2. 2. 1. Обеспечение пропорционального развития экономики
      • 2. 2. 2. Повышение качества жизни населения
    • 2. 3. Структурная политика: пути повышения 126 конкурентоспособности и эффективности национальной экономики

Формирование экономической политики государства в условиях трансформации экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эволюция экономических отношений современного общества ведет к изменению представлений об их специфике, требует систематизации разработанных ранее концепций. Трудности, связанные с трансформацией народного хозяйства в рыночную экономику, вызваны, как показал пятнадцатилетний опыт экономических реформ, в первую очередь отсутствием адекватной переходному периоду экономической политики.

Сегодня сложилась комплексная система постоянного государственного воздействия на экономику, функционирующая на основе достижений НТП и базирующаяся на идеях той или иной научной экономической школы. Иными словами, экономическая политика опирается на экономическую науку, которая определяет сущность экономической политики, задачи-и методы ее реализации.

При разработке государственной’экономической политики учитывается переплетение интересов отраслей, регионов и компаний, отношения между центральными и местными, органами власти, позиции Национального^ банка, национальных органов, партий^ и общественных движений, в целях достижения (максимального блага в рамках существующего строя.

Следовательно, научная концепция экономической политики государства должна строиться с акцентом на страновую специфику. Поэтому с учетом своеобразия развития Казахстана, можно предложить научную модель рыночного реформирования отечественной экономики. Эта модель строится на синтезе идей различных экономических школ, но с учетом того, что некоторые теории были разработаны для развитой рыночной1 экономики, а поэтому возможность их применения в Казахстане на данный момент ограничена.

Необходимость национальной экономической политики связана с усложнением общественной и экономической жизни, комплексностью задач, решение которых невозможно без экономического анализаопасностью экономических потрясений.

Экономическая политика выражает интересы всех слоев населения. Ее можно представить как цепочку взаимосвязанных эпизодов: появление объективных трудностейполитические действия, включающие оценку трудностейпринятие решенийзаконодательное утверждениеэкономический эффект, т. е. ответнуюреакцию рынка и экономических агентов. Многое зависит от скорости распространения. информации, от развития сети коммуникаций, деловой активности людей и т. д. Рынок со свойственной ему анархией и кризисами вызывает необходимость государственного регулирования.

Рост экономики последних лет в целом подтвердил правильность новой концепции экономической, политики, проводимой в Казахстане. Однако нельзяне видеть ее очевидной ограниченности, проявляющейся в том, что стихийно возникшие в результате кризиса факторы конкурентоспособности (девальвациятенге по отношению к доллару) во многом исчерпанысохраняется высокий уровень зависимости от конъюнктуры* мирового рынка энергетических ресурсовструктурные измененияспособствуют закреплению сырьевой’специализации, а динамика инвестиций существенно отстает от требований модернизации экономики.

Успех реформирования экономики во многом 'зависит от научной концепции экономической политики государства, претворения ее в жизнь.

Отсюда необходимо и, следовательно, актуально проведение в общетеоретическом плане комплексного системного исследования роли экономической политики государства в условиях трансформации экономической системы Казахстана.

Степень разработанности проблемы. Многосторонний' характер исследуемой проблемы предполагает при характеристике ее разработанности учитывать исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных роли государства в экономике, научным концепциям экономической политики государства, перспективам развития экономики государства в переходный период.

В современных условиях эти проблемы разработаны в трудах отечественных ученых. В них рассматриваются вопросы о роли государствам экономике, необходимости реформирования национальной экономики и ее структуры, проведения экономической политики, соответствующей современным требованиям. Особое внимание было уделено работам Мамырова Н. К., Ихданова Ж., Елемесова Р., Жатканбаева Е., Баймуратова' У.Б., Бибатыровой И. А., Сабденова О, Гайнуллина Ф. Р., Гамарник Г. Н: и др. Всегодняшнем Казахстане особенно актуальна научно обоснованная государственная политика, базирующаяся на синтезе различных теорий. Комплексная научная концепция экономической", политики — это не эклектическое смешение теорий, а диалектический процесс выбора элементов различных теорий и их синтеза в ходе практической реализации. Это означает выработку норм цивилизованного хозяйствования, что придает гибкость экономической политике, многовариантность ее использованию:

В’процессе исследования-были использованы работы экономистов из ближнего и дальнего зарубежья. Так, особое внимание было* уделено* исследованиям видных современных российских учены?^ в работах которых затронуты проблемы научных основ экономической политики государстваи применимости их к современным реалиям. Эти проблемы стоят в центре внимания Абалкина Л., Леонтьева В., Шамхалова Ф., Албеговой И. М., Емцова Р. Т., Холопова А. В., Ходова Л. Г. Бункиной М.К. Семенова A.M., Градова А. П., Тамбовцева В., Марцинкевич В. и др. Серьезный вклад в анализ практического использования идей различных школ экономической мысли, как научной базы экономической политики государства внесла М. А. Сажина. Особое вниманиебыло уделено фундаментальным разработкам представителей западнойэкономической мысли: Дж. Кейнса, К. Маркса, Х. Ламперта, В. Ойкена, Э. Аткинсона, Дж. Стиглица, А. Смита, К. Р. Макконелла, С. Л. Брю, Я. Тинбергена, Д. Рикардо, Э. Хекшер, Б. Олина, М. Портера и др.

Однако, в современных условиях появляется необходимость исследования новых моментов, определяющих изменения в системе функций государства, пропорций в структуре национальной экономики, произошедших под влиянием трансформации экономических отношений, качества жизни основной массы населения, в первую очередь, с экономической. точки зрения.

Актуальность темы

степень ее научной разработанности и практической значимости определили не только выбор темы, но и цель и задачи диссертационной работы.

Цель и основные задачи исследования. Цель предлагаемой диссертации состоит в том, чтобы раскрыть сущность, необходимость и особенности формирования экономической политики на примере Казахстана в условиях трансформации экономической системы.

В соответствии с поставленной целью в работе сделана' попытка решить ряд следующих задач:

• исследовать содержание и формы проявления экономической политики государства;

• рассмотреть эволюцию функций государства в' реализации экономической политики;

• выявить специфику формирования национальной модели I экономической политики Казахстана;

• проанализировать приоритетные направления экономической политики Казахстана;

• оценить эффективность экономической политики в период трансформации национальной экономики.

Предмет исследования. Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе формирования и реализации экономической политики.

Объект исследования. Объектом исследования выступает национальная экономика Казахстана в условиях трансформации экономической системы.

Теоретическая основа. Теоретической основой исследования послужили результаты фундаментальных исследований, изложенные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых. А также законодательные и нормативные документы государственных органов власти Республики Казахстан.

Методологическая! база: Методологической базой исследования-, являются общенаучные методы познания, включая диалектический, метод научной абстракции, историко-логический, анализа и синтеза, а также методы системного, структурно-функционального, экономико-статистического анализа. В совокупности данные методы позволили обеспечить достоверность экономическогоанализа и обоснованность выводов.

Информационная база. Информационную и эмпирическую базу* диссертационной, работы составили официальные статистические данные Республики1 Казахстан и Российской Федерации, данные периодической печати. Проанализированы и учтены законодательные акты Правительства РК, официальные статистические данные опубликованные в научной литературе, экспертные оценки специалистов, а также собственные расчеты автора.

Научная новизна диссертационной работы. Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии теоретических и методологических подходов к анализу формирования' экономической политики, выявлении ее особенностей в Казахстане, а также оценке эффективности взаимодействия экономики и политики. Наиболее значимые результаты, полученные в ходе исследования и составляющие его научную новизну, сводятся к следующим положениям:

— Доказано, что экономическая политика подразумевает поведение государства в отношении национальной экономики: систему действий, направленных на поощрение или коррекцию экономических процессов с целью повышения благосостояния общества, и стабильного, сбалансированного и эффективного развития экономики в. рамках существующего экономического строя.

— В зависимости от целей и направлений ее действия* уточнена классификация экономической политики. От целей: стабилизационная политика, социальная политика, политика «общеэкономического равновесия», политика «экономического роста». От направления действия: социальная, структурная, инвестиционная, промышленная, аграрная, научно-техническая, налоговая, ценовая, внешнеэкономическая и др. — Предложена новая цель экономической политики -«сбалансированность развития экономики», обусловленная отсутствием учета многостороннего характера экономических процессов в связке со всеми отраслями национальной экономики, что приводит к нарушениям пропорционального развития экономики, ее перекосам (например: развитие топливно-энергетического комплекса, акцент на конкурентноспособности и эффективности только предприятий добывающей промышленности).

— Выявлены факторы, определяющие необходимость рационализации экономической политики и сдерживающие положительный эффект ее проведения: экономические и институциональные. Экономические: низкий уровень управления на предприятиях, небольшой опыт функционирования в условиях рыночной экономики, слабое развитие консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров, низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему. Институциональные факторы: недостаточное развитие инфраструктуры и гибкости рынка труда, обусловленные барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и отсутствием системы профессионального образования и переквалификации.

— С учетом специфики национальной экономики Казахстана систематизированы показатели качества стратегии экономической политики, под которой понимается результативность проведения экономических реформ в соответствии с поставленными целями и к числу которых относятся: уровень экономического роста, инвестиционная активность, уровень безработицы и инфляции, объем государственного долга, отсутствие бюджетного дефицита, социальная безопасность.

Обоснован противоречивый характер структурных сдвигов экономики Казахстана периода рыночной трансформации (положительные и отрицательные тенденции). Положительные тенденции: увеличении доли услуготносительно стабильная доля промышленности (в основном, за счет нефтегазодобывающих отраслей) и наличие потенциала роста транспорта и связи (благодаря удобному географическому положению), а также в предоставлении услуг (финансы, страхование, образование и наука и проч.). Отрицательная: рост удельного веса добывающего сектора, что привело к сокращению секторов, генерирующих более высокую добавленную стоимостьсокращение доли сельского хозяйства.

— Предложены пути создания стратегии структурного маневра, основанного на сценарии «активного позиционирования на рынках»: постепенное изменении сложившейся структуры экономики за счет имеющихся преимуществ отраслей, наиболее конкурентоспособных в национальной экономике и на мировом рынкепоследовательное распространение импульсов роста в смежные отраслй промышленности и другие народнохозяйственные комплексы.

Достоверность исследования. Полученные результаты являются достоверными. Это обеспечено использованием фундаментальных работ отечественных и зарубежных авторов, изучением и критическим анализом экономической литературы, анализом статистических материалов Госкомстата РК и РФ. Выдвигаемые положения аргументированы и апробированы на научных конференциях.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно развивает недостаточно разработанную в отечественной литературе проблему, имеющую научное и прикладное значение. На основе системного подхода к анализу экономической политики и роли государства в ней обоснованы направления развития ее в рыночной экономике. Теоретические выводы могут быть реализованы государственными органами управления в определении путей совершенствования экономической ситуации в целях закрепления положительной ее динамики.

Практическая значимость работы заключается в томчто основные положения диссертации, полученные выводы и результаты данного исследования могут быть использованы, во-первых, для дальнейших исследований проблем роли государства в экономике и необходимости реформирования экономической’политики на современном этапево-вторых, при выработке государственной стратегии^ экономической политики и* ее составляющихв-третьих, при чтении^ курсов «Общая! экономическая, теория», «Макроэкономика», «Государственное регулирование экономики» и «Экономическая политика» в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения, результаты, выводы и предложения, сформулированные в диссертации, докладывались на региональных и республиканских и международных конференциях в Западно-Казахстанском Государственном Университете (Уральск 2006, 2007), Западно-Казахстанском Аграрно-Техническом Университете (Уральск 2004), Саратовском Государственном Социально-Экономическом Университете (Саратов 2006), Актюбинском Государственном университете им. А. А. Жубанова (Актобе 2007), Евразийском Национальном университете им. JI.H. Гумилева (Астана 2006), на заседаниях кафедры экономической теории ЗКГУ в течение 2003;2007 годов. Кроме того, содержание диссертации нашло отражение в публикациях автора общим объемом 8,8 печатных листа.

Результаты исследования использовались в процессе преподавания курса экономической политики в Западно-Казахстанском государственном университете.

Структура и содержание исследования. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, с представленными в них 13 таблицами, 2 схемами, заключения, библиографического списка использованной литературы, 3 приложений, состоящих из таблиц.

Данные выводы подтверждаются прогнозом ИМЭМО РАН.(см. приложение 1). Существуют и другие оценки, близкие, впрочем, к.

38 представленным в таблице, (например, по оценкам С. Лолла, доля сырьевых товаров в мировом экспорте с 1985 по 1998гг. упала почти в 1,5 раза — с 21%.

— in.

Тодаро М. П. Экономическое развитие /Тодаро М.П.- М.:Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

38 Lall S. The Tehnologikal Strukture and Perfomanse of Developing Countries Marufaktured Exports, 1985 1998 / S. Lall //QEH Working Paper Series. -2000,-Working Paper № 44. P. U. до 14,5%, в то время как доля высокотехнологичной продукции выросла почти вдвое — с 12 до 21%). Всего лишь за 10 лет (с 1990 по 2000 гг.) доля сырья и материалов упала почти на 40%, а в 2015 году, по прогнозам, данное снижение будет просто огромным — в 2,3 раза. Темпы роста мирового экспорта высокотехнологичной продукции почти вдвое выше этих темпов роста экспорта ресурсов. И с экономической и с финансовой стороны это было бы более выгодно. При этом необходимо обратить внимание на национальную принадлежность перерабатывающих заводовРынок не гарантирует полной занятости, и стабильного уровня цен, кроме того, Чисто рыночные механизмы не всегда и не в полной мере могут защищать социально уязвимые слои населения. Актуальным сегодня является осуществление стратегически определенных приоритетов социальной политики вместо разрозненных мероприятий, направленных на разовую поддержку тех или иных категорий населения. Следовательно, необходимо пересмотреть финансовую сторону социальной политики в частности ее увеличение, возможно, за счет перераспределения налогов от доходов после реализации готовой продукции из полезных ископаемых за рубеж. Таким образом, государство должно создавать механизмы, препятствующие возникновению социальной нестабильности в обществе.

Переход к рыночным формам хозяйствования сам по себе не гарантирует успех. Кроме свободных цен, стабильной денежной системы и приватизации собственности нужны структурные перестройки в экономике с учетом сложившихся связей, в том числе со странами СНГ, а также научно-обоснованные технические «и организационно взвешенные подходы к решению экономических задач, которые напрямую зависят от деятельности государства. Это определяет необходимость очень продуманного, взвешенного подхода к реализации функций государства. Особенно недопустимы при этом спекулятивные наскоки на государство под предлогами обеспечения свободы рынка, так и обвинения в крайней степени его бюрократизации и криминализации39. В связи с тем, что отношение к участию государства в функционировании рыночной экономики было различным на разных этапах ее становления и развития, с известной долей условности можно выделить несколько моделей взаимоотношений государства и экономики, обусловленных конкретным состоянием общества, уровнем развития его производительных сил:

Классическая модель взаимоотношений экономики и государства. Первая и основная функция государства во времена Адама Смита получившая название «ночного сторожа», — это создание «правил игры» для участников рынка и контроль за соблюдением этих правил, их охрана и совершенствование. Эта функция сводится к разработке хозяйственного законодательства, обеспечению его нормативной базой ч строгому контролю за его выполнением, в том числе и самим государством. Рыночная система способна саморегулироваться и обеспечивать полное и эффективное использование имеющихся* ограниченных ресурсов общества. Экономика способна развиваться сама по себе, без вмешательства из вне. Д. С. Милль делает заключение о том, «что общим практическим принципом должно быть laissez faire и любой отход от него,. является несомненным злом». Поэтому государству отводилась роль «ночного сторожа», главными экономическими функциями которого были охрана собственности и сбор налогов. Идеи классического направления регулирования экономики в разное время и в разных условиях актуализировались экономистаминеоклассиками. Сторонники неоклассического направления предлагали разные меры государственного регулирования экономкой. Хотя среди них были разные варианты неоклассического направлена (неолибералисты,.

Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. /Под общей ред. д.э.н., проф. Сидоровича А. В. — М.: «Дело и Сервис», 1998.-С.5 монетаристы и др.), главная суть их концепций была все той же — | государство не должно нарушать законы рыночной экономики, оно не способно эффективно руководить экономическими процессами.

В марксистской экономической теории государству отводится особая роль. Марксизм исходил из того, что государство является основным орудием политической власти в классовом обществе. Лежащая в основе этой модели государственная собственность на основные средства производства объективно предполагает необходимость регулирования всех экономических (и не экономических) процессов из единого центра., подавляя рынок, придавая рыночным инструментам формальный, даже иррациональный характер. Преимуществом этой модели является то, что возможно полностью, по крайней мере теоретически, исключить явную безработицу с помощью систематического управления ресурсами.

Кейнсианская модель взаимоотношений государства и экономики. В начале XX века мировая экономика характеризуется бурным развитием промышленности как основного двигателя экономического роста. Вместе с этим обостряются социальные противоречия. Все это формирует объективные социально-экономические предпосылки изменения роли государства, расширения его экономических функций. Главными чертами этого периода являются:

— социально-экономической основой выступает крупная монополистическая частная собственность на основные ресурсы производства, формируется государственный сектор, особенно в отраслях военного производства;

— свободная конкуренция трансформируется б несовершенную конкуренцию, формы и методы конкурентной борьбы видоизменяются;

— монополии устанавливают более или менее жесткий контроль над ценами, регулируют объемы производства;

— цикличность экономического развития становится нормальным явлением.

Яркое выражение эти процессы получили во время мирового экономического кризиса 1929 — 1933 гг. Механизмы рыночного регулирования оказались неспособными справляться с нарастающими экономическими проблемами (сокращением совокупного спроса, безработицей, обнищания масс и т. д.) Все это заставило пересмотреть роль государства в экономике. Джон Мейнард Кейнс обосновал необходимость активного вмешательства государства в экономические процессы. В своей известной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) Кейнс доказал, что Laissez faire не способен обеспечить и поддержать достаточный уровень совокупного спроса, чтобы осуществлять производство при полной занятости. Необходимы государственные меры по стимулированию совокупного спроса путем увеличения государственных расходов, формирования соответствующей инвестиционной, кредитной и налоговой политики, увеличения трансфертов, а так же путем использования других экономических и административных инструментов, которыми располагает государство. А увеличение совокупного спроса с объективной неизбежностью поднимет общий уровень занятости и поможет рынку идти по пути наибольшей эффективности. Основной предпосылкой кейнсианства является отсутствие в условиях господства монополий эффективного саморегулирования и, следовательно, необходимость государственного регулирования экономики для достижения для достижения стабилизации. «Нашей конечной целью, — писал Кейнс, — может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем40». Этим обосновывалась важная роль государства в экономической жизни общества и государство наряду с рынком признавалось равноправным субъектом, активно участвующим в регулировании экономических процессов.

40 Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег.-М., 1992.-С.240.

Со времен Дж. М. Кейнеа по данному вопросу экономисты разделились. Разновидностью кейнсианства можно считать появившуюся в 50−70-е годы XX века школу «государственного дирижизма», обосновывающую необходимость усиленного воздействия государства на экономику. Именно в управлении экономическими процессами они видели средство для эффективной структурной перестройки и преодолении спада в экономике. Наряду с этим на Западе появились теории «промышленной стратегии» и «индикативного планирования», которые также выступают за усиление государственного вмешательства в экономику. В реальной жизни «регулирование и дерегулирование» идут как бы волнами. В трудных экономических ситуациях (затяжные кризисы, воины и т. д.) на передний план выдвигается регулирование, в более спокойное для бизнеса времядерегулирование. Этот теоретический спор и выбор практической V экономической политики достигли и Казахстана. У нас за «свободный рынок» с минимальным государственным вмешательством выступают, как правило, зарождающийся класс торговой буржуазии и молодая государственная бюрократия. В то же время часть теоретически подготовленных ученых — экономистов, часть руководителей бывшей крупной государственной промышленности и аграрного сектора, часть высшего государственного чиновничества и т. д. стоят за усиление государственного регулированияпо крайней мере, на переходный период. Государство, ослабленное революционными переменами, концентрировало внимание на рыночных реформах и макроэкономической стабилизации. Представляется несомненным, что роль государства на стадии модернизации должна быть усилена по сравнению с периодом рыночных реформ, в первую очередь заключавшихся в либерализации. Такой вывод следует из того, что рыночные механизмы и частный бизнес далеко не всегда могут без с поддержки государства выиграть борьбу за конкурентоспособность, стартуя с низких конкурентных позиций41.

Однако, некоторыми экономистами отмечается необходимость сокращения участия государства в экономической жизни. Как отмечает Кудров В.: «Государству в принципе не следует участвовать в бизнесе или заниматься бизнесом. В условиях рыночных отношений оно должно играть вспомогательную роль в экономике и, как правило, не вмешиваться напрямую в реальную хозяйственную жизнь. Вмешательство допустимо 'лишь в кризисные годы, в чрезвычайных обстоятельствах"42.

В связи со сказанным выше представляется возможным более подробно проанализировать основные экономические функции современного государства. Так, в качестве представителя интересов всего общества государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты), структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп, в том числе и экономической сфере, поддерживая порядок внутри государства и осуществляя или регламентируя взаимоотношения с другими государствами от и в интересах всех своих граждан43. Таким образом, государство формирует правовые рамки функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т. д.). Как подчеркивает В. Тамбовцев: «Любая сделка (обмен) предполагает наличие того или иного гаранта — лица, группы лиц или социального института, который выполнял бы роль субъекта, фиксирующего, признающего перераспределившиеся между партнерами права собственности на предмет сделки. История показывает, что эта функция выполняется с.

41 Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации/ Е. Ясин //Вопросы экономики.-2006.-№ 4.-С.4−31.

42 Кудров В. Государство и экономика: меняющееся равновесие / В. Кудров //Проблемы теории и практики управления, 2002, № 3 стр. 11.

43 Дембицкий С. Г. Регулирование национальной экономики: вмешательство, участие или имманентная функция государства?/ С. Г. Дембицкий // Финансы и кредит.-2004.-№ 29.-С.81. наименьшими издержками для национальной экономики в том случае, когда роль гаранта берет на себя государство".441.

Необходимость государственного регулирования экономики не отрицалась даже А. Смитом, основоположником теории «невидимой руки» и принципа «Laissez faire». Он, в частности, писал, что у государства есть -«.три весьма важные обязанности: обеспечение военной безопасности, отправление правосудия и обязанность создавать и содержать определенные общественные учреждения, создание и содержание которых не могут быть выгодны отдельным лицам или небольшим группам, потому, что прибыль от них не сможет возместить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет, часто с излишком, возместить их большому обществу».45 Здесь речь идет о так называемых, общественных товарах, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма, поскольку требуют слишком крупных вложений, которых не в состоянии обеспечить отдельные предприниматели или их небольшие группы.' Это такие товары или услуги, которые не приносят достаточной прибыли.

На современном этапе государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной и других формах. Законодательная форма, регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером может служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов-и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования.

44 Тамбовцев В. Л. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. • М.: ТЕИС, 1997. С. 111.

45 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.:Дело ЛТД, 1994 С.51−52. общественного капитала. На основе субсидий оказывается поддержка сферам науки, образования, социальным программам.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или требуются большие вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т. д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства,' которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли производственной инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь приоритетным наукам и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйствепроведение региональной политики — строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющихся по закону государственной монополией. Речь должна идти не об увеличении присутствия государства в экономике, а о повышении эффективности и качества государственного регулирования, серьезной и грамотной поддержке развивающегося предпринимательства и рыночной инфраструктуры, модернизации промышленности и других отраслей. Важно, чтобы.

46 государство пользовалось доверием народа и предпринимательского слоя .

46 Кудров В. Государство и экономика: меняющееся равновесие / В. Кудров //Проблемы теории и практики управления, 2002, № 3 стр. 12.

Подчеркивая необходимость государственного регулирования рыночных отношений и других общественных отношений, следует признать границы государственного вмешательства для предотвращения авторитарных и тоталитарных тенденций и обеспечения принципа народовластия и индивидуальной свободы, прав и свобод личности.

В настоящее время, когда в республике идет процесс становления и развития институтов рыночной экономики, роль государства как координатора и организатора социально-экономической жизни не может ослабевать, но и, качественно совершенствуясь, должна усиливаться.

Новая система формируется не как рынок совершенной конкуренции, а как смешанная, многоукладная экономика, поэтому государство в переходный период должно дополнительно отвечать за: формирование новой системы отношений, характерной для смешанной, многоукладной экономики;

— становление малого предпринимательства в республике, в том числе и фермерского (крестьянского) хозяйства. В государственной поддержке нуждаются также высокоорганизованные структуры типа финансово-промышленных групп и аналогичных им образованийосновные элементы рыночной экономики — финансовый и фондовый рынки, институты регулирования рынка труда и занятости, инфраструктура рыночной экономики в целом, которые без государственного регулирования не сложатся. • j.

Возрастание роли государства в переходный период, нужное для осуществления глубоких социально-экономических преобразований^ и ^ придания демократии требуемого характера, таит в себе определенную угрозу, которая может проявиться в усилении власти исполнительных органов по сравнению с законодательными, в возрастании роли различных комитетов и комиссий внутри самого парламента и, наконец, концентрации 1 власти в руках незначительного по численности меньшинства.

Превращение государства в главный инструмент общественных преобразований требует постоянно действующих механизмов, важнейшими из которых являются последовательное разделение власти в социальном и институциональном планах, консенсусная технология принятия и реализации политико-управленческих решений.

В Казахстане, так же: как в ряде других постсоциалистических странмы сталкиваемся с недооценкой роли государства в экономике. Недопонимание экономической роли государства мешает разработать приемлемую концепцию, государственной экономической политики. Не секрет, что реформы у нас проводятся ."сверху", и в этом никакой трагедии нет, более тогоэто единственно приемлемая форма. И особенно ответственна роль государства в переживаемый нами: исторический период, получивший название переходного.1 Без. активной государственной экономической политики невозможно реформировать экономику.

В середине 90-х годов экономика Казахстана переживала небывалый в. истории кризис, где переплелись все экономические «болезни"^.Кризис имеет, объективные причины, и поэтому ни одна постсоциалистическая' страна не избежала его. Где-то он оказался менее, а где-то более глубоким, чем у нас. «Разгосударствление», объявленное одним из основных направлений реформирования экономики, само по себе правильное, но неверно воспринятое, привело в первые годы реформ к полной потере управляемости экономики, в том числе и государственного сектора, который был у нас практически единственным «легальным» сектором во всей стране.

Идеологической основой концепции национальнойэкономики должна быть задача создания правовых основ в экономическом пространстве республики. Необходимо создать оптимальные условия хозяйствования для всех участников экономики. К тому же экономические отношения быстро меняются, что заставляет законодателей приспосабливаться к этим изменениям. Законодательство должно быть таким же непрерывным процессом, как и сама экономическая жизнь. Однако, здесь возникает дилемма: для участников экономической жизни нужны стабильные законы, без чего нем может быть сколько-нибудь объективного плана хозяйственных решений, хотя бы на период инвестицийв то же время, быстрое изменение экономической конъюнктуры требует оперативного вмешательства.

Исторически государство выступало главным образом регулятором национальных экономических систем. Однако глобализация вносит коррективы в масштабы, функции и механизмы государственного воздействия на хозяйственные процессы. При этом объективно снижается роль государственных барьеров на пути движения факторов производства. В условиях глобализации для многих экономических процессов национальные рамки делаются слишком узкими. Поэтому все чаще макроэкономическое регулирование осуществляется с оглядкой на политику других правительств, появляется необходимость координировать с ними собственные действия, вырабатывать общие правила игры. Таким образом, макроэкономическое регулирование приобретает межгосударственный характер, хотя и имеет целью развитие экономики в национальных интересах. Раньше ведущую роль •• играли национальные экономики: они определяли характер, формы, направления и механизм международных экономических отношений, т. е. внутристрановые отношения были первичными, а международные — вторичными. Сегодня ситуация меняется на противоположную. Международные экономические отношения, в первую очередь транснациональные, становятся определяющими, а внутристрановые — все в большей степени приобретают производный характер. Традиционные функции государства испытывают все возрастающее давление со стороны глобальных рынков.

Либерализация мирового хозяйства расширяет доступ иностранных товаров на национальные рынки, и это требует от государства определенных мер для выравнивания условий конкуренции и поддержки отечественных производителей. Существует мнение, что выигрывают, в основном, развитые страны, а остальной мир, в особенности периферийные государства, все более отдаляются от лидирующих государств по жизненным стандартам.

Они становятся более уязвимыми от внешней среды и неспособны противостоять негативным последствиям глобализации47.

Поскольку для нормальной жизнедеятельности общества необходимо устойчивое, по возможности бесконфликтное, согласованное развитие всех его подсистем (каждая из которых выполняет свои функции), то заинтересованное в этом государство должно либо стимулировать частный сектор к организации такого бизнеса в данных отраслях, либо брать организацию их работы на себя' (таким образом, чтобы их услуги были доступны потребителям в необходимом количестве). При этом вопрос о долевом участии государства и частного сектора в производстве услуг указанных отраслей будет решаться в каждой конкретной стране.(в зависимости от сложившихся условий и традиций)48.

Государственное регулирование, если оно правильно сориентировано,-способствует достижению) как экономического так и социального.

I <. равновесия. Вместе с тем, было бы ошибкой переоценивать роль государства и связывать с усилением его вмешательства возможность бесперебойного, устойчивого функционирования экономики. Такая переоценка обычно обусловлена восприятием государства через призму иллюзий, подвергающихся в последнее время справедливой критике. К подобным t заблуждениям относятся, в частности, следующие:

— мотивом действий государства является повышение общественного благосостояния, а представители центральной власти вовсе не стремятся к личной выгоде и получению доходов. Мировой опыт, многочисленные исследования и публикации последних десятилетий показали несостоятельность таких гипотез;

47 Бибатырова И. А. Государственное регулирование национальной экономики. Члматы. «Казак университетЬ>.2004.-с.15.

48 Серегина С. Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход.- М.: Дело и Сервис.-2002.-С.129−131.

— процесс государственного регулирования является рациональным и прозрачным, что исключает возможность принятия противоречащих друг другу, не взаимосвязанных решений и стратегий на разных уровнях — правительства, ведомств и государственных предприятий. В реальности противоречия и несогласованность действий внутри этой сферы чрезвычайно велики;

— государство в полной мере может обеспечить реализацию своей экономической политики через административный аппарат. Однако факты свидетельствую о распространении коррупции и многочисленных случаях действий чиновников исходя из собственной выгоды или политических мотивов и т. п.

Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет все общество, а не интересы отдельной, пусть даже весьма инициативной части представителей частного бизнеса. За предыдущее десятилетие масштабы государственного вмешательства в экономику заметно сократились. Значительная часть производственных компаний, предприятий сферы услуг теперь относится к частному сектору экономики. Экономическое развитие сдерживается недоверием бизнеса и общества к государству, его способностям гарантировать право собственности и устанавливать стабильные и предсказуемые правила рыночного поведения. Отношения государства и общества не прозрачны и обременены массой административных барьеров.

Помимо поддержки предпринимательства и регулирования основной части социальной сферы, оборонного комплекса и структур внутренних дел, косвенного воздействия на экономику государство должно проводить антикризисную, промышленную, антиинфляционную политику, стимулировать инвестиционный процесс, бороться с безработицей, поддерживать научно-технический и культурно-интеллектуальный потенциал страны, стабильный курс валюты, сокращать численность неэффективно функционирующего государственного аппарата49.

Конечно, провалы рынка сами по себе не могут оправдать вмешательство государства, необходима уверенностьчто оно способно I устранить выявившиеся недостатки и что его действия пойдут на благо обществу. Сегодня мало кто оспаривает целесообразность централизованного регулирования тех или иных сторон и явлений экономической жизни общества. Однако вопрос о том, где проходит раздел между рациональным и неэффективным вмешательством государства, остается предметом острых дискуссий. I j I.

49 Кудров В. Государство и экономика: меняющееся равновесие /Кудров В.//Проблемы теории и практики управления, — 2002, — № 3, — с. 12. ', ' 74.

Глава 2. Основные направления формирования экономической политики в условиях системной трансформации 2.1 Специфика формирования национальной модели экономической политики.

Национальная (страновая) модель развития относится к числу экономических понятий, наиболее востребованных в наши дни. Следует учитывать, что в специфике стран, хотя и в разных формах реализуется (или не реализуется) достижение общих для всех фундаментальных условий эффективности. Национальные особенности выражают конкретные и не обязательные для других формы приспособления деятельности управленческих и исполнительских структур данной страны к специфическим национальным традициям, сложившемуся уровню и образу жизни с целью наилучшего использования сильных и преодоления слабых сторон своего национального наследия50.

Если общие условия эффективного ведения хозяйства представляют безусловную ценность, то национальный опыт других стран может оказаться для отечественной практики и безразличным, и бесполезным, и вредным в зависимости от множества условий. Причем сразу выявляется то важное обстоятельство, ' что в ряду специфических особенностей чужого опыта наибольшее социально-экономическое значение имеют именно те характеристики, которые в принципе нельзя перенести из одной страны в другую. К их числу относятся прежде всего национальные особенности (гражданский и бытовой уклад, религия, традиции и т. д.). поэтому с точки зрения формирования стратегии эффективной экономики вопрос заключается не в том, какая национальная практика или система хозяйствования лучше сама по себе, а то, в какой мере она соответствует имеющемуся в данной стране спектру социально-экономических потребностей, способствует наилучшему использованию. ресурсов, особенно.

50 Марцинкевич В. Национальная модель социально-экономического развития (концепция и структура), Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 1, стр. 16. человеческого потенциала. Следовательно, наиболее полезной целью изучения национальных особенностей является не только сами специфические формы, сколько то, что как эти страны в процессе своего исторического развития ¦ нашли те или иные наиболее пригодные для себя методы, средства и пути приспособления к общим условиям воспроизводства, которые дают высокий конечный результат.

Необходимо подчеркнуть, что не ставится. задача неизменного переложения моделей развитых стран Запада на наши условия социально-экономического развития. Это невозможно из-за следующих причин объективного характера:

1. Республика Казахстан отличается от других стран геополитическими природно-экономическими, социально-демографическими, этно-культурными и др. особенностями;

2. В условиях Казахстанамы имеем дело с процессами создания национальной экономики и перехода от директивно-плановой • модели хозяйствования к рыночной, чему очень трудно найти аналогию в мировой экономической истории;

3. Радикальные изменения в системе управления и хозяйствования происходят без должного, обоснования и носят «революционный» характер, тогда как меры по государственному регулированию в странах с рыночной экономикой являются «продуктом» их эволюционного развития.

За годы рыночной трансформации национальные экономики бывших социалистических стран существенно изменили свой облик. Преодолена их изолированность от остального мира, полностью демонтированы механизмы командной экономики. В. этот период созданы и начали функционировать формальные институты рыночной экономики — коммерческие банки, товарные и фондовые рынки, качественно новые налогцвые механизмы и т. д.

Значительное достижение — обуздание галопирующей инфляции и резкое сокращение бюджетных дефицитов51.

В целом, необходимо обратить внимание на то, что экономики странне статичные системы. Они изменяются в различные периоды времени с разной степенью интенсивности под воздействием многих факторов, в том числе неэкономических, например политических, демографических, социальных, исторических.

Положение национальной экономики в мировой’системе хозяйствования определяется уровнем имеющегося национального богатства и совокупностью политических факторов, которые формируют конкурентоспособность страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

В широком смысле слова понятие «конкурентоспособность» означает, возможность того или иного субъекта, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за счет этого обеспечивает себе длительное процветание. Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.

В 90-е гг. XX в. появилась теория конкурентных преимуществ, разработанная М. Портером, суть которой в том, что конкурентное преимущество отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип справедлив как на уровне фирмы, так и на уровне национальной экономики в целом. 4.

51 Гринберг Р. Результаты экономических реформ в постсоветских странах/ Гринберг Р. // Проблемы теории и практики управления.-2003.-№ 3. С.10−18.

Политические факторы.

Национальное богатство страны.

Рис. 2. Схема влияния национальных и политических факторов на конкурентные преимущества государства.

Республика Казахстан располагает богатыми природными ресурсами, что составляет хороший фундамент для дальнейшего экономического развития нашего государства. Для сравнения: при современном уровне добычи и использования мировых запасов нефти должно хватить на 40 лет, газа — на 60 лет, угля — на 200 лет, Казахстану же нефти — на 116 лет, газа — на 252 года, угля — на 512 лет.

Черная и цветная металлургия являются валютными генераторами. Из 110 элементов таблицы Менделеева в Казахстане обнаружено 99, ведутся разработка и добыча 60. Однако необходимы инвестиции в модернизацию оборудования.

Продукция отдельных сегментов пищевой промышленности и большинство отраслей потребительских товаров имеют очень маленькие доли на отечественном рынке и считаются низкоконкурентными. Часть предприятий текстильной и обувной промышленности, по пошиву одежды 1 вошла в стадию упадка. Особенно ощутимо давление на них международной 4 конкуренции.

Отрасли сельского хозяйства находятся в запущенном состоянии, за годы реформ резко сократилось поголовье скота, снизилась урожайность I зерновых. Несмотря на то, что Казахстан был и остается крупнейшим ч экспортером пшеницы, АПК Казахстана требует вложений в обновление материально-технической базы, возрождение селекции и развитие. перерабатывающих отраслей.

Наиболее эффективным и оперативным инструментом для одновременного поддержания конкурентоспособности всех отраслей является регулирование курса валюты. В настоящее время в нашей стране курс тенге необходимо регулировать для поддержания обрабатывающей промышленности и создания условий для обновления технологического оборудования с учетом изменений курса российского. рубля, темпов инфляции в России и в Казахстане .

Для анализа конкурентоспособности Казахстана произведем-сравнительный анализ динамики валового внутреннего продукта страны с некоторыми странами СНГ и мира.

Заключение

.

Под термином «политика» понимается совокупность принципов, которых придерживается государство по тому или иному вопросу, а также проводимый в соответствии с ними комплекс мероприятий. В зависимости от того, в отношении какой сферы жизнедеятельности общества применяются регулирующие меры государства, политика имеет свои особенности. Экономическая политика включает в себя принципы и действия, соотносимые с управлением национальной экономикой.

Объективная цель государственной экономической политики, которая остается неизменной в любой период, на любой стадии развития страны,-поддержание эффективности рыночной экономики, смягчение противоречия рыночного механизма, т. е. государственная политика должна находиться в консенсусе с рыночным механизмом. Задачи экономической политики диктуются теми потребностями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период. Таким образом, в зависимости от периода развития меняются не только задачи экономической политики, но и ее виды: антициклическая, антиинфляционная, экономического роста или стабилизации.

Для реализации экономической политики государство использует различные формы и методы, которые образуют инструментарий. Выбор инструментов реализации экономической политики определяется наиболее оптимально выбранными стратегией и путями развития экономики. Набор инструментов может быть одним и тем же в разных странах. Однако страны имеют политические и социальные особенности, различные насущные проблемы, цели и задачи, особенно краткосрочные Все это вызывает необходимость наиболее рационального выбора форм и видов экономической политики, определения их приоритетности и сочетания.

Эффективность экономической политики является относительной, поскольку эта политика строится на базе стихийного рыночного механизма, что подтверждается следующими моментами. Прежде всего необходимо отметить тот факт, что отдельные государственные мероприятия в одном случае могут быть эффективными, а в другом — неэффективными. Далее, косвенная, опосредованная связь методов регулирования с экономикой создает всегда временной лаг, от чего эффективность государственного воздействия на экономику снижается. К этому следует добавить, что меры государственного воздействия на экономику, как правило опаздывают, принимаются после очевидных кризисных процессов. К тому же существует разрыв между временем принятия государственных мер ц временем, когда они дают определенный результат. Все это снижает результативность государственного воздействия на экономику.

Концепция государственной экономической политики должна предполагать обеспечение устойчивого развития экономики и иметь следующие основные черты: обеспечивать сбалансированный экономический рост обеспечивающий достижение нового качества жизни и высокую занятость т населения, сохранение и улучшение окружающей среды. Устойчивый рост может быть достигнут только на основе комплексной активной промышленной политики, развития обрабатывающих отраслей, высоких технологий в производстве конечного продукта;

— социальную и гуманитарную направленность экономики, приоритетный курс на развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, на человеческий потенциалвключение народного хозяйства, природы и образа мышления людей в единую динамичную, стабильную эколого-экономическую систему, ориентированную на учет интересов настоящих и будущих поколений;

— региональную экономическую интеграцию и равноправное и взаимовыгодное включение в мирохозяйственные связи;

— целенаправленное и сознательное регулирование этого развития на основе международного права, новой деловой этики к демократии и др.

Научная концепция государственной экономической политики должна включать несколько основных компонентов (инвестиционная политика, социальная политика, политика в сфере культуры, науки и образования, государственный бюджет и налоговая политика и т. д.), подходы к которым могут быть различны и строиться на разных направлениях экономической теории.

Главный вектор современной экономической политики — создание институциональных основ, в рамках которых может эффективно функционировать рыночный механизм. Сейчас все острее встает вопрос повышения эффективности экономической политики.

В настоящее время отечественная экономическая наука переживает новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг. В конце 90-х гг. она была вынуждена обратиться к необходимости совершенствования государственной экономической политики, к теме государственного регулирования экономики, к выработке экономической стратегии государства.

Эта стратегия должна осуществляться в следующих взаимосвязанных приоритетных направлениях деятельности государства:

— институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;

— структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономикиинвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования;

— финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов. контроля за целевым использованием средств государственного бюджета;

— региональная политика по отношению к экономической интеграции регионов и их социально-экономического развития;

— внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж;

— кроме того, составляющими государственной экономической политики являются государственные научно-техническая, инновационная, антимонопольная, налоговая политики, а также политика обеспечения' национальной экономической безопасности.

Проведенный анализ экономического развития Казахстана с позиций конкурентного измерения иллюстрирует, что за видимостью экономического роста неизменно обнаруживаются продолжающаяся деградация', индустриальных производительных сил и нарастание системной отсталости. Практически единственным источником роста ВВП служит добыча и экспорт сырья и продукции со слабой степенью индустриальной переработки. Республика Казахстанпо существу находится в факторно-инвестиционной стадии развития, перед которой стоят задачи перехода в инвестиционно-инновационную. В этой связи предстоит коренным образом изменить хозяйственный механизм, усилить стимулирование притока инвестиций и научно-технического прогресса в обрабатывающую промышленность, направив накопленные финансовые ресурсы на инновационное развитие промышленности и кластерное развитие экономики, чтобы поставлять на экспорт не сырьевые товары, а конкурентоспособную продукцию обрабатывающих отраслей. Это позволит решить другие проблемы, связанные с высокой изношенностью основных фондов и привлечением новых технологий, а также усилит процессы межотраслевой и межрегиональной экономической интеграции внутри страны.

Главной целью развития экономики Казахстана является не только стабилизация и рост производства, но и перестройка его' структуры, восстановление единства воспроизводственного процесса. Позитивное будущее Казахстана может быть основано только на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности. Именно их динамика определяет, с одной стороны, уровень инвестиционной активности и технологического обновления производства, а с другой стороны — динамику и структуру потребления населения.

Основным направлением модернизации экономики является создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Для этого необходимо решить ряд задач. Это — защита прав собственности и улучшение корпоративного управления, развитие института банкротства и защита прав кредитороввыравнивание условий конкуренции и действенная антимонопольная политика, дебюрократизация экономики, повышение эффективности управления государственной собственностью, развитие финансовой инфраструктуры .

Финансовые средства за счет реализации энергоносителей могут и должны сыграть ключевую роль в процессах создания конкурентоспособной национальной экономики.

На наш взгляд, для обеспечения динамичного экономического роста в Казахстане в среднесрочной перспективе необходимо выполнение минимум следующих трех предпосылок. Это, во — первых, максимально возможное использование еще имеющегося в стране и сохранившего технологические свойства потенциала.

Во-вторых, сохранение в Казахстане генерируемых в рамках отечественной экономики финансовых ресурсов и превращение их в источник спроса на отечественную продукцию.

В-третьих, создание в экономике условий для нормальной инвестиционной деятельности и осуществления процесса расширенного производства. Именно под углом зрения создания этих условий должны рассматриваться все вопросы экономической политики и формироваться концепция экономического роста развития Казахстана на перспективу.

Необходимо постепенно создавать условия для увеличения доли инвестиций, направляемых в науку, повышение квалификации и внедрение передовых технологий, учитывая главную роль информационных технологий в перспективе.

Идеологической основой концепции национальной экономики должна быть задача создания правовых основ в экономическом пространстве республики. Необходимо создать оптимальные условия хозяйствования для всех участников экономики. Законодательство должно быть таким же непрерывным процессом, как и сама экономическая жизнь.

Казахстан располагает реальными потенциальными возможностями ускорения экономического развития: широкий спектр полезных ископаемых, создающих надежную сырьевую основу практически любого вида производствабольшие площади сельхозугодий и пашни, позволяющие республике стать заметным экспортером продовольствияналичие достаточно развитого производственного потенциала и грамотного контингента рабочих во всех отрасляхбогатый арсенал научных идей, открытий и изобретенийудобное географическое месторасположение.

Эти условия являются фундаментом экономического прогресса Казахстана.

Проведение действенной экономической политики является единственным способом реализации потенциальных возможностей. Поиск казахстанской модели государственной экономической политики не завершен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию. Указ Президента Республики Казахстан № 216 2006г.
  2. О Государственной программе развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004−2010 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149
  3. О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003−2015 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года N 1096
  4. Программа Правительства Республики Казахстан на 2006−2008 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 30 марта 2006 г. № 80
  5. Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735,
  6. Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», Казахстанская правда, 1 мая 2003 г.
  7. Закон Республики Казахстан «О занятости населения», Казахстанская правда, 30 января 2001 г.
  8. О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики «Казахстан. Закон Республики Казахстан от 6 июля 2007 года N 279.
  9. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба гос.статистики.-М.-2006.
  10. Статистические ежегодники Казахстана 2000−2006гг. Алматы, 2003 г. 2004 г., 2005 г.
  11. Стратегический план развития Републики Казахстан до 2010 года.
  12. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики.- 1997.-Х26.-С.5.
  13. . Стратегия и приоритет национальных интересов Казахстана, / Б. Айдарбеков // Саясат, 2005, № 2.
  14. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. /Под общей ред. д.э.н., проф. Сидоровича А. В. -М.: «Дело и Сервис», 1998. 320 с.
  15. М. Факторы устойчивого развития национальной экономики в условиях глобализации/М. Алинов //Транзитная экономика.-2007.-№ 1.-С.27−36.
  16. Л., Райзберг Б. Проблемы структурной перестройки экономики / Л. Арцишевский, Б. Райзберг //Экономист.-№ 1.-С.47−52.
  17. К. Экономическая политика Казахстана в условиях высокого уровня иностранных инвестиций/Арыстанбеков К. //АльПари.-2004.-№ 4.-С. 17−28.
  18. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теорииIгосударственного сектора./ Пер. с англ. Под ред. Л. Л. Любимова.-М.: Аспект Пресс, 1995.(1980).
  19. И.Д., Ковалев С. Г., Муравьев А. И., Попов А. И. Очерки теории переходной экономики.- СПб: СПбУЭиФ.-1995.
  20. И. Системный подход методологическая основа создания эффективной модели национальной экономики / И. Ахметов // Транзитная экономика, 2003. № 1, стр. 11−25.
  21. А.Т. Структура экономики: закономерности формирования, тенденции и приоритеты развития. / А. Т. Ашимбаева // Алматы, Дайк-пресс, 2000.
  22. Н.И., Гурко С. П., Базылева М.Н Макроэкономика, уч. пособие, М., Инфра, 2003.24
Заполнить форму текущей работой