Проблема теургического творчества в концепциях культуры мыслителей серебряного века
Диссертация
Данное диссертационное исследование посвящено взглядам крупнейших русских мыслителей начала XX века на природу искусства, на его место и роль в культуре. Основу предпринятого исследования составил анализ «теургических» идей Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, А. Белого, В. И. Иванова. Существует обширная критико-аналитическая литература, как у нас, так и за рубежом, посвященная… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Кризис искусства и проблема возрождения российской культуры
- 1. Философско-религиозная концепция кризиса искусства
- 2. Проблема мистического реализма
- Глава II. Поэты-философы о теургическом творчестве
- 1. А.Белый: теургия как свободный полет
- 2. Вяч.Иванов о границах искусства
- Глава III. Религиозная философия о судьбах искусства в культуре XX века
- 1. Н.Бердяев: теургия и искусство будущего
- 2. С.Булгаков: теургия или софиургия?
- 3. П.Флоренский о теургических возможностях искусства.,
Список литературы
- Автономова Н.С. Абсолютизация эстетического // Рассудок. Разум. Рациональность. М., Наука, 1988. С. 127 — 138.
- Альтман М.С. Разговоры с Вяч. Ивановым. СПб., Инапресс, 1995. 367 с.
- Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации. Сборник / Сост. Ст. Лесневский, Ал.Михайлов. М., Советский писатель, 1988. 832 с.
- Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции / Сост., вступ. ст., коммент. М. Ф. Пьяных. М., Высш. шк., 1990. 678 с.
- Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М&bdquo- Искусство, 1987. С. 140 149.
- Андреев А.Л. Искусство. Культура. Сверхкультура. М., Знание, 1991. 64 с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX в. Л., Музыка, 1968. 324 с.
- Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М., Прогресс, 1994. 208 с.
- Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиогр. очерки. М., Кн. палата, 1993. 480 с.
- Ю.Бажанов Л. А., Турчин B.C. К суждению об авангардизме и неоавангардизме / «Советское искусствознание' 77». Сб. ст. Вып. 1. М., Советский художник, 1978. С. 16 54.
- Белый А. Символизм: Книга статей. М., 1910. 200 с.
- Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания в 3-х кн. Кн. 1. М., Худож. лит., 1989. 543 с.
- Белый А. Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы. М., Республика, 1994. 559 с.
- Белый А. Собрание сочинений. Петербург: Роман в 8 гл. с прологом иэпилогом. М., Республика, 1994. 464 с.
- Белый А. Символизм и философия культуры // Символизм как миропонимание. М., Республика, 1994. С. 18 326.
- Белый А. Символизм и творчество // Символизм как миропонимание. М., Республика, 1994. С. 328 417.
- Белый А. О теургии // Новый путь. 1903. N 9. С. 102 -121.
- Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. М., Искусство, 1994. Т. 1. 478 е., Т. 2. 571 с.
- Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., Республика. 1994. 480 с.
- Бердяев H.A. Философия свободы- Смысл творчества: Прил. к журн. «Вопросы философии». М., Правда, 1989. 607 с.
- Бердяев H.A. Самопознание. Д., Лениздат, 1991. 398 с.
- Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М., Искусство, 1994. Т. 1. 542 е., Т. 2. 510 с.
- Бердяев H.A. О русской философии / Сост. и вступ. ст. Б. В. Емельянова. Свердловск, УрГУ, 1991. Ч. 1. 288 е., Ч. 2. 239 с.
- Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., Республика, 1995. 383 с.
- Бердяев H.A. Очарования отраженных культур // Биржевые ведомости, 1916, 30 сент.
- Бердяев H.A. Смысл творчества. М., Правда, 1989. 330 с.
- Бердяев H.A. О русских классиках. М., Высш. шк., 1993. 366 с.
- Блок A.A. Об искусстве. М., Искусство, 1980. 503 с. 26.
- Блок A.A. О современном состоянии русского символизма // Соч. в 8-мит. Т. 5., М.-Л., Гослитиздат, 1962. С. 425−437.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., Республика, 1994. 415 с.
- Булгаков С.Н. Труп красоты // Соч. в 2-х т. Т. 2., М., Наука, 1993. С. 527 545.
- Булгаков С.Н. Искусство и теургия // Соч. в 2-х т. Т. 2., М., Наука, 1993. С. 318−335.
- Булгаков С.Н. Сны Геи // Тихие думы. М., Республика, 1996. С. 95 -102.
- Булгаков С.Н. Толстой // Тихие думы. М., Республика, 1996. С. 234 -251.
- Бытие культуры: сакральное и светское. Сборник статей. Екатеринбург, УРГУ, 1994. 225 с.
- Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев, Наукова думка, 1992. 268 с.
- Бычков В.В. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского). М., Знание, 1990. 64 с.
- Валери П. Об искусстве / Пер. с фр. М., Искусство, 1976. 622 с.
- Ванчугов В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., РИЦ «Пилигрим», 1994. С. 129 243.
- Ведмецкая Н. Основные философские проблемы концепции «творчества» Андрея Белого // Из истории философской мысли России второй половины XIX начала XX века. М., 1984. С. 100 — 111. депонирована в ИНИОН РАН.
- Вейдле В.В. Русская философия и русский серебряный век // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сб. статей. Питтсбург, 1978. С. 42−51.
- Вислова A.B. На грани игры и жизни. (Игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века») // Вопросыфилософии. 1997, N 12. С. 28 38.
- Волошин М.А. Лики творчества. 2-е изд. Л., Наука, 1989. 848 с.
- В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. М., Русская книга, 1992. 384 с.
- Воронкова Л.П. В поисках истины и красоты (Культурология П.А. Флоренского). М., (Тр / Центр по пробл. упр. кач. подготовки спец.), 1992. 111 с.
- Вячеслав Иванов: Материалы и исследования. М., Наследие, 1996. 358 с.
- Гаврюшин Н.К. Вехи русской религиозной эстетики // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. М., Прогресс, 1993. С. 7−33.
- Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. N 1. С. 60 68.
- Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., Искусство, 1970. 247 с.
- Гальцева P.A. Николай Бердяев философ творчества и теоретик культуры // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. 2-х т. М., Искусство, 1994. Т. 1. С. 7 — 36.
- Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. М., Изд-во УДН, 1987. 87 с.
- Дмитриева Н.К., Моисеева А. П. Философ свободного духа: Николай Бердяев: жизнь и творчество. М., Высш. шк., 1993. 269 с.
- Долгополов Л. Роман А.Белого «Петербург» и философско-эстетические идеи Достоевского // Достоевский: Материалы и исслед./
- АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л., 1976. Т.2. С. 217 -224.
- Дубейковская Я.С. Онтологические основания эстетики П.А. Флоренского. Автореф. канд. дисс., Екатеринбург, 1995. 21 с.
- Дьяконицын Л.Ф. Сущность модернизма. Л., «Художник РСФСР», 1975. 35 с.
- Егоров Б.Ф. Вяч.Иванов и русские славянофилы // Русский текст. СПб, Россия Лоуренс Канзас, США. 1993, N 1. С. 43 — 57.
- Емельянов Б.В. Очерки русской философии нач. XX века. Екатеринбург, УрГУ, 1992. 100 с.
- Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 1995. 264 с.
- Иванов Вяч. По звездам: Статьи и афоризмы. СПб., ОРЫ, 1909. 80 с.
- Иванов Вяч. Борозды и межи: Опыты эстетические и критические. М., Мусагет, 1906. 60 с.
- Иванов Вяч. Родное и вселенское. Статьи, 1914 1917. М., 1917. 48 с.
- Иванов В.И. Родное и вселенское. М., Республика, 1994. 428 с.
- Иванов В.И. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. 343 с.
- Иванова Л.В. Воспоминания. Книга об отце. М., РИК «Культура», 1992.431 с.
- Ильин И.А. О художественном совершенстве // Путь к очевидности. М., Республика, 1993. С. 332 340.
- История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 1. М., Искусство, 1985. 464 с.
- Каган М.С., Хлостова Т. В. Культура философия — искусство. М., Знание, 1988. 102 с.
- Казин А. Неоромантическая философия художественной культуры: (Кхарактеристике мировоззрения русского символизма) // Вопросы философии. 1980. N 7. С. 146 154.
- Казин Ф.Л. Образ мира. Искусство в культуре XX века. СПб., Наука, 1991. 143 с.
- Кандинский В. О духовном искусстве. М., Архимед, 1992. 107 с.
- Кантор K.M. Тысячеглазый Аргус: Искусство и культура. Искусство и религия. Искусство и гуманизм. М., Сов. художник, 1990. 197 с.
- Клизовский А.И. О красоте и искусстве // Основы миропонимания Новой Эпохи. Минск, ООО «Вида Н» — ИП «Лотаць», 1997. С. 406 -428.
- Коган Л.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург, 1994. 208 с.
- Колобаева Л. Человек и его мир в художественной системе Андрея Белого // Науч. докл. высш. школы. Филол. науки. 1980. N 5. С. 12 -20.
- Короткая Т.П. В поисках новой рациональности: Религиозная философия в России конца XIX начала XX века. Минск, Наука и техника, 1994. 190 с.
- Кривцун O.A. Ценности культуры и судьбы искусства. М., Знание, 1989.64 с.
- Кривцун O.A. История искусств в свете культурологии // Современное искусствоведение. М., 1994. С. 51 -77.
- Кривцун O.A. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. М., Наука, 1992. 300 с.
- Крохина Н.П. Эстетика символа и мифа Вяч. Иванова. М., ИНИОН, 1990. 48 с.
- Кувакин В.А. Религиозная философия в России начала XX века. М., Мысль, 1980. 309 с.
- Лавров A.B. Андрей Белый в 1900-е годы. М., Новое лит. обозрение, 1995. 335 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., Искусство, 1976. 367 с.
- ЮО.Лосский Н. О. История русской философии. М., Прогресс, 1994. 460 с.
- ЮКЛосский Н. Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии // Путь: Орган русской религиозной мысли. Кн. 1. (I VI). М., Информ-Прогресс, 1992. С. 152- 160.
- Ю2.Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М., Наука, 1992. 116 с.
- Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., Сов. писатель, 1981. 552 с.
- Ю4.Мамонтов С. П. Основы культурологии. 2-е изд., доп. М., Изд-во РОУ, 1996. С. 190- 196.
- Ю5.Мигунов A.C. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. М., Знание, 1991. 64 с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. Т. 2, ч. 1. М., Изд. гр. «Прогресс-Культура», 1994. С. 317 -362.
- Минц З.Г. Понятие текста и символистская эстетика // Всесоюзный симпозиум по вторичным моделирующим системам. 1 (5). Тарту, Тарт. гос. ун-т, 1974. С. 134- 141.
- Минц З.Г., Пустынина Н. М. «Миф о пути» и эволюция писателей-символистов // Творчество A.A. Блока и русская культура XX века. Тарту, Тарт. гос. ун-т, 1975. С. 58 71.
- Минц З.Г. О некоторых неомифологических текстах в творчестве русских символистов // Блоковский сборник. III. Ученые записки Тартусского университета. Тарту, 1979. С. 78 91.
- ПО.Морева JI.M. Взаимодействие философии и искусства в контексте культуры. Автореф. канд. дисс. Д., 1988. 16 с.
- Ш. Москвина И. К. Критика философско-эстетических взглядов деятелей «нового религиозного сознания». Автореф. канд. дисс. Д., 1989. 17 с.
- Мочульский К.В. Андрей Белый. Париж, Ymca Press, 1955.252 с.
- И.Никулеску Т. И. Андрей Белый и театр. М., Искусство, 1995. 205 с.
- Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., Мысль, 1990. 1660 с.
- Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., Худож. лит., 1993.672 с.
- Полевой В.М. Искусство XX века: 1901 1945. Малая история искусств. М., Искусство, 1991. С. 6 — 134.
- П.Полторацкий Н. П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992, N 2. С. 126 140.
- Прот. Сергий Булгаков Булгаков С. Н. Купина неопалимая. Вильнюс, Алка, 1990. 288 с.
- Розанов В.В. Уединенное. М., Современник, 1991. 108 с.
- Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. М., Кн. палата, Вып. 1, 1993. 386 е.- Вып. 2, 1994. 424 с.
- Самохвалова В.И. Художественное мышление и его реализация в языке искусства // Поиск смысла. Н. Новгород, 1994. С. 120−147.
- Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки история — проблемы. М., Искусство, 1989. 294 с.
- Сарабьянов Д. Стиль и индивидуальность в русской живописи начала XX века // Вопросы искусствознания. 1994. N 2/3. С. 373 380.
- Сергеев A.M. Онтологические основания культуры в религиозной, философско-эстетической мысли конца XIX начала XX вв. Дисс.канд. филос. наук. СПб., 1991. 18 с.
- Серебряный век в России. Избранные страницы. М., Радикс, 1993. 340 с.
- Соловьев B.C. Первое начало теоретической философии // Соч. в 2-х т. Т. 1.М., Мысль, 1990. С. 758−796.
- Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соч. в 2-х т. Т. 2. С. 139−288.
- Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Соч. в 2-х т. Т. 2. С.289 323.
- Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. Соч. М., Мысль, 1988. 112с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Сборник. Пер. с англ. / Общ. ред., сост. и предисл. Согомонова А. Ю. М., Политиздат, 1992. 543 с.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900 1910-х годов. М., Искусство, 1988. 285 с.
- Степун Ф. Россия накануне 1914 года // Вопросы философии. 1992, N 9. С. 85- 120.
- Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб., Алетейя, 1995.651 с.
- SILENTIUM. Философско-художественный альманах.
- Непериодическое издание фил.-культурологич. исследов. лаборатории «Эйдос». Отв.ред. Л.Морева. Вып. I. СПб., 1991. 302 с. 138-Таранов П. С. Анатомия мудрости: 120 философов. В 2х т. Т. 2. Симферополь, Реноме, 1997. 624 с.
- Тираспольский Л.А. Золотой век. М., Прогресс, 1995. 247 с.
- Трубецкой E.H. Свет Фаворский и преображение ума // П. А. Флоренский: pro et contra. СПб., РХГИ, 1996. С. 285 315.
- Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи // Смысл жизни. М., Республика, 1994. С. 223 291.
- Тростников М.В. Пространственно-временные параметры в искусстве раннего авангарда // Вопросы философии. 1997, N 9. С. 66 -81.
- Успенский Б.А. Семиотика иконы // Семиотика искусства. М., Школа «Языки русской культуры», 1995. С. 221 294.
- Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., Наука, 1992. 250 с.
- Фейнберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы Философии. 1997, N7. С. 54−62.
- Философия в России XIX начала XX вв.: преемственность идей и поиск самобытности. Сборник / АН СССР. Ин-т философии. М., 1991. 146 с.
- Философия и культура в России: методологические проблемы: Сб. статей / РАН. Ин-т философии. М., 1992. 135 с.
- Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. СПб., Лань, 1998. 448 с.
- Философы России XIX XX столетий (биографии, идеи, труды). М., Книга и бизнес, 1993. 222 с.
- Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. М., Прогресс, 1993. 400 с.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины // Соч., Т. 1, кн. 2. М., Правда, 1990. С. 493 839.
- Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., Издательская группа «Прогресс», 1993. 324 с.
- Флоренский П.А. Обратная перспектива: Избр. тр. по искусству. СПб., Мифрил, Рус. книга, 1993. С. 7 69.15.4.Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. Вып. XVII. М., 1997. С. 85 248.
- Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Соч. в 4-х т. Т. 2. М., Мысль, 1996. С. 370 382.
- Флоренский П.А. Небесные знамения (Размышления о символике цветов) II Соч. в 4-х т. Т. 2. С. 414 418.
- Флоренский П.А. Иконостас // Соч. в 4-х т. Т. 2. М., Мысль, 1996. С. 419−526.15В-Флоренский П.А. О реализме // Соч. в 4-х т. Т. 2. М., Мысль, 1996. С. 527−531.
- Флоренский П.А. Записка о христианстве и культуре // Соч. в 4-х т. Т. 2. С. 547 559.
- Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века» / Сост., послесл., прим. И.Войцкой. Мн. М., «Алкиона» — «Присцельс», 1996. В 2-х т. Т. 1 .352 с. Т. 2. 544 с.
- Хренов Н.А. Культурологический аспект художественного процесса XX в. // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М., Наука, 1994. С. 29−50.
- Чистякова Э. К вопросу об эстетико-философских взглядах А.Белого // Вопросы теории и истории эстетики / Моск. ун-т. Филос. фак. Каф. эстетики. М., 1977. Вып. 10. С. 211 220.
- Чистякова Э. Эстетико-философские взгляды Андрея Белого: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Моск. ун-т. М., 1979. 25 с.
- П1еллинг Ф. В. Философия искусства. М., Худож. литерат., 1994. 416 с.
- Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Соч. в 2-х т. Т. 1.М., Мысль, 1987. С. 227−489.
- ПО.Эстетика как философия культуры. М., 1990. 166 с. 153.
- Эстетические воззрения П. А. Флоренского. Научно-аналитический обзор. М., ИНИОН РАН, 1991. 67 с.
- Эткинд Александр. Содом и Психея: Очерки интел-лектуальной истории Серебряного века. М., ИЦ Гарант, 1996. 413 с.
- ПЗ.Эфрос A.M. Профили: (Русские художники XX века). М., Федерация, 1930. 306 с.
- Дж.Медисона (Вирджиния США) Санкт-Пет. гос. ун-т. СПб., 1993. С. 70 — 87.
- Юрьева З.О. Андрей Белый. Преображение жизни и теургия //
- Univ. Press, 1985. 221 p. 17 7. Depermann M. Andrej Belyjs asthetische Theorrie des schopferischen Bewusstseins: Symbolisierung und Krise der Kultur um die Jahrhundertwende. Munchen, Sagner, 1982. 256 S.
- Philosophy and art. Washington: Catholic Univ. of America Press, 1991.266 p.
- West J. Russian Symbolism. A study of Vjacheslav Ivanov and Russian symbolist aesthetic. L., Methuen, 1970. 250 p.