Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рациональные основания образовательных стратегий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1- Батлук О. В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. 2000. Л1'2- Карлов I I.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998. № 11. Коменский Я. Л. Антология гуманной педагогики. М., 1996; Коменский Я. Л. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Прага. 1966; Коменский Я. Л. Избр. нед. соч. М., 1939; Коменский Я. Л. Соч. М., 1997; Локк ЛН Литология… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Аксиологические аспекты проблемы образовании в контексте культуры
    • 1. Пайдейя и теоретические обоснования возможности образования
    • 2. Концептуальные предпосылки классической модели образования
    • 3. Целеполагание как основание выработки возможных образовательных стратегий
  • ГЛАВА II. Пнтсгратнвныи образ человека и образовательные стратегии
    • 1. Идеал образованного человека и смена приоритетов образовательных стратегий
    • 2. Нравственное измерение образовательных стратегий
    • 3. Парадигмальный поворот в конструировании образовательных стратегий

Рациональные основания образовательных стратегий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследовании. Философский анализ социально-экономических, общественно-политических, культурных процессов современности предполагает изучение их исторических корней, в том числе философских. Это имеет отношение и к проблемам образования. Следует прояснить смысл рациональных оснований, на которых возможна разработка эффективных образовательных стратегий, учитывающих сложное положение дел в постоянно меняющемся, делающим нестандартные вызовы обществу, мире. Ценностные формы сознания и деятельности зачастую рассматриваются в оппозиции к рационализированным формам освоения действительности. Ценностное сопоставляется и даже противопоставляться «научному». Однако делается это в гносеологическом аспекте. Исследование проблемы единства ценностного и рационального в освоении действительности остается актуальным как в социокультурном, так и в теоретическом плане.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что в образовании целепола-гание выступает как процесс, на основе которого конституируются стратегии образования, представленные в виде целей образования. Благодаря образовательной системе появляется возможность достичь конечного результата, исходя из поставленных целей. Образовательная система в идеале строится на основе сложившегося или сконструированного представлении о неизменной сущности человека. 13 самой модели образования основным элементом, как правило, является процесс познания, посредством которого реализуется поставленная цель. То есть существует убеждение, что целенаправленно организованный процесс становления человека может осуществляться посредством удачно сконструированной модели образования. 3.

Основанием интегративнои стратегической образовательной модели может стать идея целостности человеческой природы, которая позволяет адекватно понять предназначение человека и смысл его существования в мире, реализовать единство образования и нравственного воспитания. Сегодня происходит потеря человеком целостного восприятия мира, разрыв нравственных и образовательных аспектов жизнедеятельности. Только целостное видение мира и человека может иметь определяющее значение для конструирования интегративнои стратегической модели образования.

Поиск оптимальных образовательных стратегий возрождения в обществе нравственных ориентиров в подлинном смысле этого слова является актуальной задачей данного исследования, решение которых создает возможность соответствовать потребностям современного развития социума. Эти процессы затрагивают широчайший круг проблем, связанных как с анализом уже состоявшихся образовательных систем и доктрин, так и с конструированием моделей, учитывающих существующий, хотя и не всегда позитивный, воспитательный и образовательный опыт.

Степень научной разработанности проблемы. В основе европейских систем образования лежит определенный философско-этический идеал, имеющий ценностный характер, впервые, теоретически разработанный в Древней Греции. Основанием для анализа античного образовательного опыта стали труды В. Иегера, А. Ф. Лосева, И. Кучуради, A.C. Богомолова, В. Ф. Асмуса, Т. Н. Ойзермана, Л. П. Буевой, О. В. Батлука, Н. В. Карлова, в работах которых дан анализ основных идей и направлений античной образовательной мысли1. Социокультурные основания античной Пайдейи наиболее.

1 Иегер В. Пайдейя. Воспитание античног о грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М, 1997; Лосей А. Ф. Античная философия истории. СПб., 2001; Кучуради И. Паидеия как субъективное условие разумного осуществления нрав человека // Вопросы философии. 1999. № 8- Богомолов A.C. Античная философия. М&bdquo- 1985; Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1999; Ойзерман Т. П. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского прогресса. М., 1971; Буева JI.II. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. 1999. № 3- Батлук О. В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопросы философии. полно представлены в работе В. Йегера, в которой образовательная практика Древней Греции интерпретирована как неотъемлемая часть данной культуры, естественным образом порожденная только ей характерными особенностями, прежде всего материального порядка. В свою очередь А. Ф. Лосев выявил духовные основания уникального античного опыта, в частности, в области образования, показав, что при всей «пластичности» древнегреческой культуры ей не были чужды духовные искания, реализовавшиеся в конечном счете в философских учениях, которые были направлены, прежде всего, на проблемы образования.

Диссертационное исследование также базируется на анализе классических концепций образования (Я. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песта-лоцци). В частности, Я. Д. Коменский строил свою теорию на религиозно-метафизических посылках, в отличие от Д. Локка и Ж. Руссо, стремившихся обосновать свои взгляды, исходя из анализа специфически понятых естественных оснований возможного развития человека и общества. Эти мыслители разработали оригинальные теории образования, причем в разных смысловых измерениях". Их научно-философские изыскания в свое время предоставили возможность апробировать на практике образовательные модели. В результате последующие концепции образовательных систем приобрели более динамичный характер.

В любом обществе нравственно-ценностные ориентиры оказывают определяющее влияние на образование как целенаправленную деятельность. Философское понимание цели образования менялось на всем протяжении истории европейской культуры. Представления о цели образования прпсутст.

2001. № 1- Батлук О. В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. 2000. Л1'2- Карлов I I.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998. № 11. Коменский Я. Л. Антология гуманной педагогики. М., 1996; Коменский Я. Л. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Прага. 1966; Коменский Я. Л. Избр. нед. соч. М., 1939; Коменский Я. Л. Соч. М., 1997; Локк ЛН Литология гуманной педагогики. М&bdquo- 2002; вуют к философских размышлениях Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Хаидеггера, Г.-Г. Гадамера3. В частности, И. Кант, отталкиваясь от учения Платона об идеях, в своих работах, посвященных проблемам образования, в рамках трансцендентального подхода обосновал функциональную значимость и социальную действенность целе-полагания. При этом было обращено внимание на место социо-культурного контекста, в рамках которого реализовывается образовательный процесс. Данный подход был учтен, как в положительном, так и в отрицательном отношении, последующими философами — представителей различных философских направлений. Крайне критически Ф. Ницше и позитивно в плане создания новой онтологии Э. Гуссерлем, М. Хайдеггерем, Х-Г. Гадамером.

Сущность образовательного моделирования была проанализирована в исследованиях АЛО. Уварова и Е. Русаковой. Кроме того, историко-образовательный процесс и его развитие были изучены и представлены М. В. Богословским и Г. Б. Корнетовым в пяти инвариантных сферах: во-первых, в его направленности и результатахво-вторых, во взаимоотношениях его субъектовв-третьих, в принципах отбора содержания образованияв-четвертых, в средствах образовательной деятельностив-пятых, в характере отношений государства и образовательно-воспитательных структур.

Руссо Ж.-Ж. // Антология гуманной педагогики. М., 2002; Пссталонпи И. Г. // Там же. М., 1998.

3 Платон и его эпоха. М., 1979; Федр. М&bdquo- 1989; Платон. Соч. В 3 Т. М&bdquo- 1968;1972; Платон: Pro ct contra: Платоническая традиция и оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2001; Аристотель. Соч. В 4 т. М&bdquo- 1975;1984; Кант И. Как возможно познание из чистого разума // Кант И. Соч. В 6 т. М&bdquo- 1965. 'Г. 4- Кант П. Критика практического разума //П. Кант. Соч. В 6 т. М&bdquo- 1965. Т. 4. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1995;1966; Кант П. Трактаты и письма. М&bdquo- 1980; Кантонский сборник. Межвуз. темат. сб. научи, грудой. Калининград. Вып. 17. 1993; Гегель Г. Философия духа. N1., 1974; Гегель Г. Работы разных лет. В 2 т. М., 1970. Т. 2- Гегель Г. Соч. В 14 т. 1., JI. 1929;1959; Гегель Г. Феноменология духа. М. 2000; Гегель и философия н Росси В 30-е гг. XIX и. -20-е гг. XX и. Сб. статей. М., 1974; Нишие Ф. Рождение трагедии. М., 2001; Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994; Хайдсггер М. Время и бытие. М&bdquo- 1993; Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Философия Маргина Хаидеггера и современность. М., 1991; Хайдеггер М. Разговор па проселочной дороге. М., 1991; Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Данный подход позволяет раскрыть сущность образовательных стратегий, поставив в центр образовательного процесса термин «метод», который используется для обозначения «способов делать что-либо». Образовательная стратегия представляет собой общую точку зрения и план действий, принимаемые для выбора педагогических методов. Тем самым образовательная стратегия нацелена на участие обеих сторон (субъекта и объекта) в образовательном процессе. Они вступают между собой во взаимодействия не как абстрактные сущности, а как социально определенные индивиды, принадлежащие к тем или иным группам, на которые распадается общество, как их представители во взаимоотношениях внутри образовательной сферы. В результате историко-образовательный процесс можно представить как трансформацию во времени и пространстве. В таком случае различные направления, концепции, интеллектуальные течения, образовательные системы выступают как «вариации на определенные темы» на основании которых на первый план выдвигается социальная роль человека, а образование своей целыо имеет его подготовку к служению государству и жизни в обществе. В другом — человек рассматривается как самоценность, а главной целыо образовательной деятельности становится его полноценное развитие. Иными словами, образовательная стратегия направлена на достижение определенной цели, что позволяет считать её общим профессиональным планом, включающим содержание образования и его методику, самообразование, коммуникации в профессиональном сообществе.

Формирование образа человека как основы конструирования образовательных стратегий исследовалось в трудах П. Наторпа, К. Манхейма, Д. Дыои, Т. Хыосена, П. Л. Бергера, Т. Лукмана, М. Фуко4. Так в работе П. Л. Бергера и Т. Лукмана утверждается, что формирование целенаправлен.

4 Натори II. Разнитис народа и развитие личности. СПб., 1912; Натори П. Социальная педагогика. Теория воспитания ноли на основе общности. СПб., 1911; Натори ГТ. Философия как основа педагогики. М., 1910; Манхеим К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Дыои Д. Демократия и образование. М., 2000; Дыои Д. Реконструкция в философии. М&bdquo- 2001; Хыосен Т. Образование в 2000 г.: Исследовательский проект. М., 1977; Бергер ПЛ., Лукно заданной образовательной ситуации самым непосредственным образом влияет на реальный социальный процесс, и, по существу, ведет к изменению пространства бытия человека. Причем отстаивается точка зрения, что аналогичные взаимодействия и взаимовлияния происходили как в древних культурах, так и в современной культуре, в которой они имеют тенденцию приобрести решающий характер.

Развитие человека в данных исследованиях ставится в зависимость от развития человеческого познания и человеческой воли через образовательные условия общественной жизни. Так, в этой ситуации насущной задачей становится уже не индивидуальное спасение человеческой свободы посредством напряжения внутренних сил и иррационального действия, но поиск «нового» человека, новых форм «перевода» индивидуального опыта на общезначимый язык социального действия. Образование определяется как нравственно правдивая общественная жизнь человека.

Нравственное измерение в конструировании образовательных стратегий основано на идее свободы, то есть на возможности личностно-нравственных исканий человека. Нравственное измерение также задает основания для определения цели образования. Эта позиция позволяет конструировать образ нравственного человека. В этом отношении характерными являются философские взгляды М. Бубера, М. Хайдеггера и других европейских философов.

Современные идеи образования осмысливались в контексте социальной, культурной и идеологической сфер такими российскими авторами как II.Б. Крылова, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий, П. Ю. Уваров, Б. С. Гершунский, В. В. Гузеев, Л. I I. Джуринский, 10.В. Сенько, Б.М. Бим-Бад, В. Леонтьева, B.C. Борзенков, А. А. Гусейнов, Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагиман 'Г. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1974. мова5. Характерна в этом отношении работа Б. С. Гершунского, в которой реализован проективно-прогностический подход к решению насущных образовательных задач, в рамках которого конструирование образовательных стратегий неизбежно становится вариативным в силу реальной множественности стоящих перед человечеством задач.

Процесс образования трактуется и как созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного иолагания себя в мир интеллектуальной, социальной и духовной культуры. При этом усиливается значение субъ- -ективного опыта как условия изучения и понимания человека. В таком случае действительное отношение между индивидуальным и личностным (И.И. Резвицкий, В. И. Филатов, В. П. Барышков, В. В. Сериков, A.M. Новиков) должно строиться по принципу развития и сохранения целостности человека (П.С. Гуревич, Б. В. Марков, Д. Д. Вербицкий, В.М. Розин'). Человече.

5 Крылова II.Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. N1., 2001; Мамарда-швили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984; Наука и культура // Как я понимаю философию. М., 1992; Мамардаппшли М. К. Необходимость себя. М., 1997; Щедровицкий Г. П. Избр. труды. М., 1995; Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Щедровицкий Г. П. Педагогика и логика. М.&bdquo- 1993; Уваров АЛО. Педагогический дизайн за рубежом: основные понятия и определения // Вопросы Интернет — образования. ФИО Московский центр Интернет-образования. М., 2003; Уваров АЛО. Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия // Вопросы философии. 1998. 1- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепции). М., 1998; Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996; Джуринский А.II. Развитие образования в современном мире. М., 1999; Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000; Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 1998; Леонтьева В. Гуманистические перспектив!, I образования // ВЕлсшее образование в России. 1999. № 4- Борзенков В. Преодоление раскола? // Высшее образование в России. 1999. № 5- Гусейнов А. А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. 1999. № 3- Ибрагимова II.М., Ибрагимов Г. И. Из истории одной педагогической идеи // Педагогика. 1996. Л1−6.

6 Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973; Филатов В. П. Становление и утверждение целостности человека. Автореф. д. фил.наук. Омск, 2002; Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. Саратов, 2001; Барышков В.II. Взаимосвязь теории и метода в развити исторического знания. Саратов, 1984; Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999; Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе (парадигмы наследия, векторы развития). М., 2000.

7 Гуревич П. С. Поиск новой научной рациональности (по материалам трех всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995; Гуревич П. С. Проблема целостности человека. М., 2004; Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в.

V" екая целостность вырастает из самой жизни и воплощает в себе свойственное ей единство нравственного и разумного начал.

Объектом диссертационного исследовании являются рациональные основания возможных образовательные стратегий.

Предметом исследования выступают классические и вероятностные образовательные модели, анализируемые на основе рационального подхода к пониманию целей и задач образования.

Целыо диссертационного исследовании стал анализ рациональных оснований образовательных стратегий посредством изучения гносеологических и аксиологических аспектов проблемы образования в контексте культуры и построения интегративной образовательной модели.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда исследовательских задач, а, именно:

— исследование основополагающей античной концепции образования как базисной идеи классической модели образования;

— изучение принципов концептуализации моделей образования;

— обоснование возможности образовательных стратегий посредством философской интерпретации сущности целеполагания;

— определение функции образа человека в процессе смены приоритетов образовательных стратегий;

— осмысление возможности парадигмальиого поворота в конструировании образовательных стратегий;

— анализ интегративной модели образования человека с учетом нравственного измерения его существования.

Теоретическая и. методологическая основа исследования представлена системным и когнитивным подходами, позволяющими различать теоретические направления познания форм и методов образовательной практики. пространстве культуры. СПб., 1999; Вербицкий А. Д. Иротинорсчия образования и культуры // Психолог ия образоиания: проблемы и перспективы. 2004. № 12- Розии В. М. Человек культурный.

Введение

в антропологию: Учеб. пособие. М&bdquo- 2003.

При этом используются элементы аксиологического и философско — антропологического подходов.

Существенную роль в разработке проблемы сыграли идеи отечественных философов, касающиеся проблем рациональности, в частности, ориентированной на некий образец логико-научной дисциплины (Ы.С. Автономова, П. П. Гайденко, В. А. Лекторский, Т. Б. Романовская, М. К. Мамардашвили, Е.В. Золотухина-Аболина, Б.И. Пружинин), а также теории научной рациональности, ориентированной на определенные правила и критерии. Требования рациональной аргументации (С.С. Аверенцев, Е. А. Алексеева, Ю. Н. Давыдов, П. С. Гуревич, И. Т. Касавин, В. В. Ким, С. Ю. Миляева, АЛ. Маркова, Ю. И. Мирошников, C.B. Никитин, A.A. Никифоров, В. В. Скоробогацкий, И.Б. Фан) предъявляются и к образовательным стратегиям, построенным на основе научного познания, выступающем необходимой основой для усвоения определенного объема информации и развития познавательных способностей.

В качестве конкретного материала были привлечены результаты исследования представлений об образе человека в рамках сложившихся традиций осмысления проблем образования в отечественной и зарубежной философии. Теоретическим основанием возможности конструирования стратегий образования послужили классические модели образования. Метод моделирования задал вариативное поле целеполагания в области образования и способствовал разработке возможных направлений целостного образовательного процесса, его структуры, выявлению особенностей его функционирования. Стратегии образования рассматривались в контексте культуры, что предполагало исследование условий развития образовательного процесса в диалоге разнообразных смыслов и ценностей.

Идеи М. Вебера о единстве рационального и ценностного были использованы в соответствии со степенью общности этих двух важнейших составляющих человеческого бытия применительно к стратегиям образования.

Представления об образовании как «истинном познании» также содержат в себе рациональные и ценностные аспекты и делают возможной теорию образования. Данный подход был обоснован Э. Гуссерлем в его теории феноменологии познания. Сознание есть всегда знание о чем-то. Философ стремился создать учение о «чистом сознании», то есть наук’оучение о сущности познания, мышления, истины, которое может быть интерпретирована как своего рода предпосылка теории образования, имеющая методологическое значение, в частности, в аспекте анализа ценностного сознания, его природы и оснований.

Раскрыть проблемы, связанные с вопросами философской антропологии в аспекте конструирования образовательных стратегий, помогли работы Э. Л. Баллера, Б. И. Берлина, Г. М. Борликова, М. Бубера, Н. Б. Крыловой, П. С. Гуревича, Г. Дебора, Р. Жирара, В. Йегера, Б. В. Маркова, Н.В. Мотро-шиловой, П. Маторпа, Л. Б. Панькина, В. В. Просвирина, И. И. Резвицкого, В. М. Розина, Е. Русакова, В. В. Серикова, Л. И. Титаренко, Л. Хьелла, Д. Зиг-лера, Т. Хыосена, Н. Элиаса.

Научная новизна диссертации заключается в следующих исследовательских результатах:

— социокультурные основания становления образовательных стратегий интерпретированы с точки зрения идеи рациональности как в широком смысле, так и в рамках ее научного понимания;

— исследованы рациональные основания конструирования возможных образовательных моделей посредством анализа представлений об их различных культурно-исторически обусловленных типах и формах;

— раскрыты историко-культурные и логические основания применения идеи целеполагания к образовательной деятельности;

— проанализировано место и роль образа человека применительно к процессу конструирования образовательных стратегий;

— определено значение нравственного измерения бытия человека в конструировании образовательных стратегий;

— дан анализ функциональной значимости интеллектуализма и инструментализма в структуре интегративной образовательной стратегии, включающей в себя нравственное измерение бытия человека.

С учетом общих теоретических результатов на защиту выносятся следующие оснопныс положении:

1. Ценностное отношение к действительности является необходимым основанием для ее познавательного и практического освоения. Поэтому возможные образовательные стратегии должны учитывать ценностные установки индивида и включать в себя, в частности, этическую составляющую.

2. Образовательная модель может быть представлена как система, как предмет деятельности и как инструмент управления этой деятельностью. В качестве основы выступают принципы человеческого познания как исходного пункта всякой теории образования, распределения знаний по универсальному порядку бытия, которое становится основой образовательной стратегии.

3. При создании модели образования системообразующей основой является целеполагающая деятельность. Цель выступает как основа интеграции различных действий в систему образования как средство и как результат. На этой базе складываются ориентиры и нормы конкретной образовательной теории и деятельности.

4. Определяющее место в конструировании образовательных стратегий идеала образованного человека приводит к утверждению в качестве главенствующей в образовательном процессе идею управления природой человека, основанную на опытном начале самого человека.

5. Идея целеполагания, реализуемая в практике конструирования образовательных стратегий, в современном мире интерпретируется как существенный фактор изменения самого мира. Требования ясности и однозначности образовательных действий входят в противоречие с постоянно меняющимися социальными реалиями. ¡-Множественность и вариативность образовательных стратегий частично снимает это противоречие. Тем самым актуализируется задача сохранения базовой идеей всякого образования, утверждающая человека как цель, а не как средство достижения цели.

6. Парадигмальный поворот восприятия современной образовательной ситуации, характеризующейся полипроблемностыо и неясностью перспектив развития общества, требует применения интегративного подхода в конструировании образовательных стратегий. В данном случае интегративность подразумевает ориентацию на различные идеальные планы конструирующей деятельности и области образования — рационально-прагматический и метафизический в широком смысле слова, связующим звеном между которыми являются представления о нравственной составляющей человеческого бытия, основывающиеся на идее свободы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты способствуют решению актуальной задачи оптимизации процесса конструирования современных образовательных стратегий. Положения диссертации предполагают возможность их использования в преодолении кризиса современной системы образования в аспекте более четкого определения его целей с учетом динамики социальных изменений.

Научно-практическая значимость исследования также определяется обозначенными актуальностью и новизной работы. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ, а также в области фундаментальной философско-педагогической проблематики и в рамках учебных курсов «Философия» и «Философия образования».

Апробации диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации апробировались в аспирантском семинаре кафедры философии Педагогического института Саратовского государственного университета (Саратов, сентябрь 2003 г.) и следующих научных и научно-практических конференциях: «Модель образования. „Школа — Вуз“: проблемы и перспективы» (Саратов, февраль 2005 г.) — «Гуманистическая парадигма непрерывного образования» (Саратов, май 2004 г.) — «Психология и духовное здоровье общества» (Томск, сентябрь 2004 г.) — «Актуальные проблемы современной психологии» (Томск, ноябрь 2004 г.) — «Совершенствование образовательно-воспитательного процесса как социально-педагогическая проблема» (Элиста, ноябрь 2003 г.), а также отражены в шести публикациях автора.

Ряд положений диссертационного исследования использовался при чтении лекций и проведении семинаров по курсам «Философия» и «Концепции современного естествознания». Диссертационная работа обсуждалась на кафедре философии и социально-экономических наук Педагогического института Саратовского государственного университета.

Структура диссертационного псследокаиин. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы современного образования, в частности, отечественного, заключаются в отсутствии целеполагания, вернее в том, что в качестве целей на самом деле ставятся такие задачи как, например, фундаментальное или узко специальное образование. Но это не цели, а средства, то есть инструменты и способы достижения определенных целей. Идеальный план, цель, находящая свое выражение в модели образования, как следствие, в конкретной образовательной стратегии, базируется на определенном образе человека, являющемся базовым основанием любой системы образования, претендующей на осмысленную деятельность. В свою очередь, отсутствие четко выпаженной цели свидетельствует об отсутствие понимания оснований каких-либо возможных образовательных стратегий.

Исследование рациональных оснований образовательных стратегий показывает, что данная проблема как философская сложилась еще в античности, когда были заложены основные парадигмы ее восприятия и изучения. На этапе своего формирования эти парадигмы уже содержали в себе рациональные и ценностные аспекты, которые сделали возможной разработку теорий образования. В рамках данной культуры описывали функции формирования человека и способы человеческого восприятия, а образовательная стратегия в своей основе стала целерациональной деятельностью, основанной на осознании целей и средств достижения этих целей. Стало очевидным, что образовательная практика ценна как по своему содержанию, так и по тем результатам, которых достигает, а, значит, определяет место человека в космосе, практика, складывающаяся в том числе и на основе философских концепций, которые в центр образовательных проблем выдвигают человека.

Многовековой опыт показал, что в некотором отношении различные подходы в трактовке целей образования способствуют преобразованию и формированию культуры через систему образования. Тем самым появляется возможность для развития идей независимости в противовес традиционным стереотипам, сложившимся задолго до осмысления идеи индивидуальной самостоятельности, ориентируемой в рамках этических воззрений и ценностей нравственного порядка. Основой стратегий образования является процесс интеллектуального познания, реализуемый с учетом нравственного измерения человеческого бытия. Духовное освоение действительности предполагает ценностно-ориентированную деятельность, разработку идеалов, нравственных норм, воспитание культуры мышления, поведения и чувств.

В определенный исторический период философия естественного образования стала частью общей европейской культуры, внесшей ценностный аспект в развитие всей теории образования. Разработка альтернативных моделей образования стала частью общих образовательных процессов, где существенным элементом человеческой деятельности является целеполагание, представленное в самой модели образования, имеющей динамический характер. Образовательная практика происходит через целеполагание как первичное основание выработки образовательной стратегии. Целеполагание выступает основой проекта действий в образовании, достижения конечного результата. Понятие «целеполагание» в образовании основывается на идеальном представлении о человеке, где высшая цель образования заключается в развитии природных качеств человека. Через целеполагание осуществляется взаимодействие образования и культуры.

Средства современного образования подразумевают наличие идеала образованного человека, в рамках которого процесс познания рассматривается как выраженный результат применения набора практических операций в образовательной деятельности, учитывающей нравственное измерение человеческого бытия. Эффективное образование возможно благодаря, прежде всего, основополагающему единству познания и нравственного воспитания. Система образования должна творить свою систему образцов, критериев и методов, закрепляя под общим тезисом непреходящей значимости обучения и воспитания утверждение о необходимости учета нравственного измерения существования человека.

Смена ведущей цели образовательных стратегий позволяет осуществить иарадигмальный поворот в конструировании стратегических моделей образования. В применении к современной интегративной образовательной стратегии должно быть осуществлено насыщение содержания и форм образования нравственными компонентами. Образы-модели нравственного и образованного человека являются эффективным инструментом для осуществления парадигмальиого поворота в конструировании образовательных стратегий. Показателем эффективного образования должны стать интегративные модели образования, базирующиеся на основе осуществления положительного предшествующего образовательного опыта с обстоятельствами и вызовами современности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. № 3. С.3−14.
  2. Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. 286с.
  3. Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь // Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФ РАН, 1995. С.56−90.
  4. Э. Возрожденшлй Тантал. М.: Прогресс, 1969. 232с.
  5. Е.А. Рациональность и сознание: историко-теоретический очерк проблем обоснования рациональности. Минск: Навука и тэхника, 1991.95с.
  6. В.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленпнгр. ун-та, 1968. 339с.
  7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-нач. XX века. В 4 Т. М.: Педагогика, 1985−1990.
  8. Антология педагогической мысли. В 3 т. М.: Высшая школа. Т. 2. 1988. 446с.
  9. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М.: Изд-во «Мысль», 1975−1984.
  10. В.Ф. Античная философия. М.: «Высшая школа», 1999. 400с.
  11. Э.А. Свобода. Какая? Для кого? М.: «Советская Россия», 1977. 333с.
  12. Э.А. Человек и свобода. М: «Высшая школа», 1990. 400с.
  13. Э.А., Косолапов С. М. Культура и мораль. М., 1979. 62с.
  14. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии. 1999. № 4. С.42−54.
  15. В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 188с.
  16. В.П. Взаимосвязь теории и метода в развитии исторического знания. Саратов, 1984. 199с.
  17. О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала// Вопросы философии. 2001. № 1. С.143−158.
  18. О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 115−140.
  19. П.Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1995. 180с.
  20. И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 2000. JNL"5. С.51−63.
  21. Р. Образование в третьем тысячелетии // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы III Российского философского конгресса (16−20 сентября 2002 г.). В 3 т. Ростов н/Д, 2002. Т.1. С.358−390.
  22. В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. 403с.
  23. B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Изд-во политической лит-ры, 1991. 412с.
  24. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М.: Изд-во УРАО, 1998. 575с.
  25. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Педагогика. 1991. № 9. С. 123−128.
  26. A.C. Античная философия. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1985. 366с.
  27. М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. Май. С.15−21.
  28. В. Преодоление раскола? // Высшее образования в России. 1999. № 5. С.23−32.
  29. Г. М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста. Волгоград: Перемена, 2001. 346с.
  30. М. Два образа веры. М.: Высшая школа, 1995. 205с.
  31. М. Я и ты. М.: Высшая школа, 1993. 173с.
  32. Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. 1999. № 3. С. 12−20.
  33. Е.Ф. Мысль и школа: Философские исследования образования в Росси. Новосибирск, 2003. 140с.
  34. А.Н. Проблема культурного пространства (опыт философского анализа). Новосибирск, 2004. 240с.
  35. И.В. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, 1976. 159с.
  36. М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988. 506с.
  37. М. Избранные произведения. М.: Изд-во Юрист, 1990. 704с.
  38. А.А. Противоречия образования и культуры // Психология образования: проблемы и перспективы. 2004. № 12. С. 15−18.
  39. В. О свободе воли. СПб., 1900. 362с.
  40. А. Концепция Пансофии у Я.А. Коменского // Человек -Культура Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С. 153−160.
  41. Л.Г., Тарский Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемого. Саратов, 1994. 92с.
  42. Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. (Критика философских концепций М. Хайдеггера и К. Ясперса). М.: Изд-во «Наука», 1972. 222с.
  43. Гадамер Х-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 699с.
  44. К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии. 1998. № 12. С.3−20.
  45. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. № 2. 103с.
  46. П.П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII—XVIII вв. // Вопросы философии. 2001. № 7. С.77−99.
  47. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. 367с.
  48. . Г. Нравственность // Гегель. Г. Философия духа. М.: Мысль, 1974. 457с.
  49. Г. Работы разных лет. В 2 т. М.: Мысль, 1970. Т.2. 630с.
  50. Г. Сочинения. В 14 т. М., Л.: Госизд-во, 1929−1959. Т.2. 1934. 679с.
  51. Г. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495с.
  52. Г. Энциклопедия философских наук. Часть 1: Логика // Гегель Г. Сочинения. М.: Госиздат, 1930. Т.1. 367с.
  53. Гегель и философия в России в 30-е гг. XIX в. 20-е гг. XX в. Сборник-статей. М.: Наука, 1974. 264с.
  54. Ш. «Зигзаг» как метод обучения, или может ли из сумбура возникнуть порядок? // Вестник МГУ. Сер. 16. Биология. 1994. № 2. С.58−67.
  55. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепции). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608с.
  56. Л. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992. JL>3. С.54−64.
  57. P.M. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во Ле-шшг. Ун-та, 1991. 272с.
  58. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. 112с.
  59. Гуревич П. С Поиск новой научной рациональности (по материалам трех всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФРАН, 1995. 226с.
  60. П.С. Проблема целостности человека. М., 2004. 178с.
  61. Л.Л. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. 1999. № 3. С.7−12.
  62. Э. Натуралистическая философия // Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. С. 133−158.
  63. Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. 357с.
  64. Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. 184с.
  65. C.B., Купцов В. И. Взгляды позитивистов // Философия и методология науки. В 4 ч. 4.1. M.: SvR-Apcyc, 1994. 304с.
  66. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Вла-докс, 1999. 200с.
  67. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208с.
  68. В.Н. Психология общих способностей. СПб- М.: Питер, 2000. 368с.
  69. Э. Критический рационализм и его возражения против позитивизма. Замечания о методе К. Поппера, о его значении, и его границах // Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. М., 1983. С.102−108.
  70. Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 383с.
  71. Д. Реконструкция в философии. М.: Логос, 2001. 162с.
  72. Р. Насилие и священное. М.: Новое лит. обозрение, 2000. 400с.
  73. Г. А., Соколов В. В. От философии античности к философам Нового времени. Субъект-объективная парадигма // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 185−186.
  74. Л. Образование: философия, культурология, политика. М.: «Наука», 2002. 454с.
  75. Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социус, 1997. № 2. С.3−17.
  76. Ф.Ф. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. Петроград: Изд-во «Слово», 1916. 102с.
  77. Ф.Ф. Античная гуманность // Ф. Ф. Зелинский. Соперники христианства. СПб., 1995. С. 218.
  78. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1988. 139с.
  79. Ибрагимова Е. М, Ибрагимов Г. И. Из истории одной педагогической идеи // Педагогика. 1996. № 6. С.85−89.
  80. И.И. О рационалистической ереси // Вопросы философии. 2003. № 5. С. 172−477.
  81. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. 302с.
  82. И.А. Философия права. Нравственная философия. В 2 т. М.: Изд-во «Медиум», 1993. Т. 1. 509с.
  83. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М. «Знание», 1972. 88с.
  84. Историко-философский ежегодник. М: Издательство «Наука», 1989. 367с.
  85. Исторические типы рациональности: В 2 т. М.: ИФ РАН, 1995. Т.1. 350с. Т.2. 320с.
  86. В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М.: Греко-латинский кабинет, 1997. 336с.
  87. И. Как возможно познание из чистого разума // Кант И. Соч. В 6 т. М.: «Мысль», 1965. Т.4. С.90−95.
  88. . И. Критика практического разума // И. Кант. Соч. В 6 т. М.: «Мысль», 1965. Т.4. С.311−499.
  89. И. Антропология с прагматической точки зрения // И. Кант Соч. В 6 т. М.: «Мысль», 1966. Т.6.
  90. И. Соч. В 6 т. М.: «Мысль», 1966. Т.6. 743с.
  91. И. Трактаты и письма. М.: Изд-во Наука, 1980. 709с.
  92. Кантовский сборник. Межвуз. темат. сб. науч. трудов. Калининград: Изд-во КГУ. Вып. 17. 1993. 148с.
  93. В.И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград: Перемена, 1999. С.3−18.
  94. Н.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998. № 11. С.3−19.
  95. И.Т. О ситуациях проблематизации рациональности // Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФРАН, 1995. С. 187−208.
  96. И.Т. Штрих к образу. Индивидуальная культурная лаборатория Василия Гроссмана//Вопросы философии. 2000. № 7. С. 13−36.
  97. И.Т., Сокулер З. А. Рациональность в познании и практике. Критический очерк. М.: Наука, 1989. 192с.
  98. Ким В.В., Миляева С. Ю. Наука и вненаучные формы рациональности (к проблеме генезиса рациональности) // Рациональность науки и практики: Закономерность сближения. Свердловск: УРГУ, 1989. С.3−12.
  99. Л.Ф., Турченко В. Н. Стратегия образования в интересах безопасности страны // Педагогика. 1999. № 5. С.3−7.
  100. Я.А. Антология гуманной педагогики. М.: Амоношвили, 1996. 221с.
  101. Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Прага, 1966.
  102. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. В 3 Т. Т.2. 287с.
  103. Я.А. Соч. М.: Наука, 1997. 477с.
  104. Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. № 3. С.43−49.
  105. И.Б., Александрова Е. Л. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001. 448с.
  106. В.В. Феномен ценностей в культуре // Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990. С.75−88.
  107. В.Н. Конструирование философской рациональности. Диверсификация и конфликт рациональностей в античной философии // Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. М., 1983. С.102−108.
  108. В.Б. Философско-педагогическая антология: проблемы и тенденции // Вопросы философии. 1985. № 6. С.132−142.
  109. C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., 2000. 205с.
  110. В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии. 2003. № 1. С.63−75.
  111. И. Пайдейя как субъективное условие разумного осуществления прав человека // Вопросы философии. 1999. № 8. С.29−35.
  112. А. Н. Идеи соборности и свободы в русской религиозной философии. М., 2003. 153с.
  113. В.А. Рациональный критизм и идеалы либерализма (на примере социальной философии и эпистемологии К. Поппера) // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С.282−301.
  114. В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. 1999. Л"8. С.72−80.
  115. В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256с.
  116. В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. 1999. № 4. С.33−38.
  117. Д. // Антология гуманной педагогики. М.: Амоноппшли: Моск. го-суд. пед. ин-т, 2002. 223с.
  118. О.М. Генеалогия воспитания: философско-педагогическая антология. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб ун-та, 2003. 261с.
  119. Лосев А. Ф, Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М.: «Молодая гвардия», 1993. 258с.
  120. А.Ф. Античная философия истории. СПб.: Алетейя, 2001. 258с.
  121. А.Ф. История античной эстетики. М.: Изд-во «Искусство», 1974. 597с.
  122. А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. 719с.
  123. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т.1. 720с.
  124. А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979. С.36−41.
  125. А.Д. Категория существования в «этике» Спинозы // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 172−180.
  126. Г. К. Единый разум и многообразие рациональностей // Вопросы философии. 1997. № 9. С.57−66.
  127. Н.И., Наливайко II.В. Насилие-ненасилие в современном образовании (или педагогика ненасилия как философская проблема). Новосибирск, 2004. 264с.
  128. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Меуниереба, 1984. 81с.
  129. М.К. Наука и культура // Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992. 414с.
  130. М.К. Необходимость себя. М., 1997. 373с.
  131. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700с.
  132. .В. Герменевтика // Марков Б. В Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999. С. 112−117.
  133. .В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: «Алетейя», 1999. 296с.
  134. .В. Философствование на краях порядков // Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999. С.244−249.
  135. Г. П. Принцип универсальной театральности барокко. Я. А. Коменский и постмодернизм // Информационный бюллетень МАИРСК. Вып.27. М, 1993. С.74−75.
  136. Микешина JI. A, Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. 240с.
  137. Л.А., Опенков М. Ю. Новые тенденции в понимании знания и познавательной деятельности // Микешина JI.A., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. С. 10−95.
  138. JI.A., Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая // Вопросы философии. 2002. № 1. С Л 80−184.
  139. Ю.И. Рациональность различных уровней общественного сознания // Рациональность науки и практики: закономерности сближения. Свердловск: Урал, гос-го ун-та, 1989. С.72−90.
  140. Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8. С.92−119.
  141. Многомерный образ человека: комплексное исследование человека. М.: Наука, 2001.237с.
  142. E.H. Проблема знания в истории науки и культуры. СПб.: Алетейя, 2001. 252с.
  143. Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. 463с.
  144. Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. 143с.
  145. Мыслители образования. Я. А. Коменский // Перспективы. 1994. №½.
  146. П. Развитие народа и развитие личности. СПб.: Изд-во газ. «Школа и жизнь», 1912. 1 Юс.
  147. П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. СПб.: Изд-во «Школа и жизнь», 1911. 144с.
  148. П. Философия как основа педагогики. М., 1910. 106с.
  149. Научно-исследовательская деятельность в высшей школе. Вып. 1−2. Обзорная информация. М., 1995. 28с.
  150. Ф.М., Трубицин А. П. Социально-практическая природа рациональности // Рациональность науки и практики: закономерности сближения. Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1989. С.22−32.
  151. В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. 200с.
  152. А.А. Рациональность и свобода // Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФРАН, 1995. С.171−186.
  153. А.А. Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности // Исторические типы рациональности. В 2 т. М., 1995. Т.1. С.283−298.
  154. Ф. Рождение трагедии. М.: Изд-во Ad Marginem, 2001. 725с.
  155. A.M. Российское образование в новой эпохе (парадигмы наследия, векторы развития). М.: Изд-во «Эгвес», 2000. 272с.
  156. Новые идеи в философии. Ежегодник философского общества СССР. Культура и религия. М: Изд-во «Наука», 1991. 230с.
  157. Новые ценности образования: образование и сообщество. М.: Иннова-тор. Вып.4. 1996. 184с.
  158. О.М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ категории свободы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 188с.
  159. Образование в конце XX века: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992. № 9. С.3−21.
  160. Образование в мире на пороге: XXI в. М.: НИИТИИТ, 1991. 99с.
  161. А.П. Культ наблюдающего и экспериментирующего разума (особенности просветительской философии науки) // Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993. С.7−41.
  162. А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993. 213с.
  163. Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философского прогресса. М.: Мысль, 1971. 383с.
  164. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 441с.
  165. Р. Мир Коменского. // Человек Культура — Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С.46−63.
  166. А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград: Перемена, 2001. 446с.
  167. Педагогика и логика. М.: Кастань, 1993. 416с.
  168. И.Г. // Антология гуманной педагогики. М.: Амоношвили, 1998.222с.
  169. Я. Философская основа творчества Я.А. Коменского // Человек Культура — Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С. 144−151.
  170. П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2003. 608с.
  171. Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979. 317с.
  172. Платон. Федр. M.: Прогресс, 1989. 130с.
  173. Платон. Сочинения. В 3 Т. М.: Мысль, 1968−1972.
  174. Платон: Pro et contra: Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во Рус. христ-го гуман-го ин-та, 2001. 647с.
  175. И.П. Педагогика. Учеб. для ВУЗов. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. 573с. Кн. 2. Процесс воспитания. 255с. М.: Из-во «Владос», 2003.
  176. А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 119−128.
  177. В.II. Парадоксальная рациональность // Рациональность на перепутье. В 2 т. М.: УРАО, 1999, Т.1. С.339−365.
  178. В.Н. Парадоксы научной рациональности и этики // Исторические типы рациональности. В 2 т. M., 1995. Т. 1. С.317−331.
  179. В.Н. Принцип и характеристики рациональной критики // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С.243−281.
  180. Проблема знания в истории науки и культуры. СПб.: Алетейя- М.: Институт истории естествознания и техники РАН, 2001. 224с.
  181. В.В. Политическая активность личности в бытие культуры: философско-онтологический анализ. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 168с.
  182. Б. И. Микешина JI.A., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности // Вопросы философии. 1999. Л"8. С. 153−155.
  183. .И. Рациональность как предмет философского исследования, М.: ИФРАН, 1995. С.121−142.
  184. Развитие образования и науки на пороге XXI века. М., 1995. 161с.
  185. Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. М.: Изд-во МГУ, 1983. 168с.
  186. Рациональность и ее метаморфозы. Ульяновск: УлГТУ, 2000. 184с.
  187. Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФРАН, 1995.226с.
  188. Рациональность на перепутье. В 2 т. М.: РОССПЭН, 1999. Т.1. 368 с. Т.2. 464с.
  189. Рациональность науки и практики. Закономерности сближения. Свердловск: Урал. гос. ун-та, 1989. 129с.
  190. Рациональность, рассуждение, коммуникация. Киев: Наукова думка, 1987. 217с.
  191. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. 208с.
  192. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 416с.
  193. М.И., Байбородова A.B. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 256с.
  194. В.М. Человек культурный. Введение в антропологию: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социальиого института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 304с.
  195. Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 208с.
  196. Т.Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии. 1994. № 9. С.23−37.
  197. Г. И. Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании // Вопросы философии. 2003. С.57−71.
  198. Е. Факторы ксенофобии школьников и выбор педагогических стратегий // Социологические исследования. М., 1998. № 7. С. 13−15.
  199. Руссо Ж.-Ж. // Литология гуманной педагогики. М.: Амоношвили: Моск. госуд. пед. ин-т, 2002. 222с.
  200. В.Н. Очередные сумерки Минервы (ответ «историсофскому маньеризму») // Вопросы философии. 1998. № 10. С.134−135.
  201. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Academia, 2000. 232с.
  202. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос», 1999. 272с.
  203. И.Н. Наука и философия в прагматическом синтезе Д. Дыои // Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990. С.231−239.
  204. Я. Постулат Коменского «все для человека» и современная концепция образования и воспитания // Человек Культура — Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С.200−206.
  205. В.В., Фан И.Б. Рациональное в структуре ценностного отношения // Рациональность науки и практики: закономерности сближения. Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1989. С.39−47.
  206. A.B. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? // Вопросы философии. 1999. № 3. С. 168−188.
  207. Смирнов В. А Логические методы анализа научного знания. М.: Эдито-риал УРСС, 1987. 264с.
  208. Т.А. Символизм и логика: два полюса средневековой рациональности // Исторические типы рациональности. В 2 т. М.: ИФ РАН, 1995. Т.2. С. 127.
  209. Н.М. Рациональность социального знания: когнитивный нормативизм и стратегии интерпретации // Рациональность на перепутье. В 2 т. М.:УРАО, 1999. Т.1. С.205−230.
  210. Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998. 302с.
  211. B.C. Саморазвивающиеся системы и постиеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. С.5−18.
  212. JI.H., Каган М. С. Философская теория ценности // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 155−158.
  213. В. История философии. Античная и средневековая философии. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. 482с.
  214. А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1984.478с.
  215. А.И. Нравственные чувства в общении и воспитании // Титаренко А. И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М., 1984. С. 171−231.
  216. Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России. Саратов, 2001. 160с.
  217. A.IO. Педагогический дизайн за рубежом: основные понятия и определения // Вопросы Интернет-образования. ФИО Московский центр Интернет-образования. М., 2003. 215с.
  218. П.Ю. Университет для России: взгляд на историю культуры XVIII столетия // Вопросы философии. 1998. Кч 11. С.151−155.
  219. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: «Мысль», 1971.311с.
  220. А. И. Цофнас А.К. Формальный анализ принципа универсальности системного подхода// Философские науки. 1988. № 11. С.25−34.
  221. И.П. Модель коммуникативной рациональности (на основе социально-культурной концепции Ю. Хабермаса) // Рациональность на перепутье. В 2 т. М.:УРАО, 1999. Т.1. С.264−291.
  222. В.И. Становление и утверждение целостности человека. Авто-реф. дис. д-ра филос. наук. Омск, 2002. 22с.
  223. Философия и ее место в культуре. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990 241с.
  224. М. Хайдеггера и проблема сознания // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. С. 154−161.
  225. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. 253с.
  226. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1981. 176с.
  227. И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск, 2004. 142с.
  228. Французское Просвещение и революция. М.: Наука, 1989. 272с.
  229. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития (школа взросления) // Вопросы психологии. № 1. 1993. С.24−32.
  230. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: «Ас1 Маг-ginem», 1999.478с.
  231. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1974.488с.
  232. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 458с.
  233. М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 192−221.
  234. М. Хайдеггср. Преодоление метафизики // Философия Мартина Хайдег-гера и современность. М.: Наука, 1991. С.214−233.
  235. М. Разговор на проселочной дороге: М.: Высш. шк., 1991. 192с.
  236. Хьелл JI, Зиглер Д. Теория личности: Основные положения и применение. СПб.: Питер, 2000. 608с.
  237. Т. Образование в 2000 г.: Исследовательский проект. М.: Прогресс, 1977. 342с.
  238. Д. Некоторые актуальные аспекты понятия культуры у Я.А. Коменского // Человек Культура — Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С. 137 142.
  239. Человек — Культура Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. 336с.
  240. С.А. Телеология свободы // Кантовский сборник. Межвузовский тематический сборник науч. трудов. Калининград: Изд-во КГУ, 1993. Вып. № 17. С.21−29.
  241. Е.А. Рациональность — критика — свобода // Исторические типы рациональности. В 2 т. М., 1995. Т.1. С.299−316.
  242. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 342с.
  243. B.C. Рациональность в спектре ее возможностей // Исторические типы рациональности. В 2 т. М., 1995. Т.1. С.7−29.
  244. А.К. Проблема рациональности эстетического суждения в истории эстетики // Рациональность, рассуждение, коммуникация. Киев: Наукова думка, 1987. С.41−52.
  245. Ф. Э. Социология образования прикладные исследования. М.: Academa, 2001. 464с.
  246. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: «Наука», 1971. 223с.
  247. Ю.Л. Институциональный аспект проблемы рациональности: развитие образовательных и научных школ // Рациональность на перепутье. В 2 т. М.: УРАО, 1999. Т.2. С. 166−201.
  248. В.А. Роль моделей в познании. JI.: Изд-во Ленингр ун-та, 1963. 128с.
  249. Г. П. Избранные труды. М.: Школа культ. Полит., 1995. 800с.
  250. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ)// Педагогика и логика. М.: Кастань, 1993. С. 193−201.
  251. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. (К. Поппер и его критики). М.: Эдиториал УРСС, 2000. 461с.
  252. Н. Общество индивидов / Пер. с нем. М.: Праксис, 2001. 336с.
  253. Я.И. Социодинамика общения: социологический анализ информационного взаимодействия в социальном диалоге. Автореф.. к. социол. наук. Ростов-на Дону. 1997. 23с.
  254. Cary М. Life and thought in the Greek and Roman world. London, 1957. 123p.
  255. Curtis S.A. A short history of educational ideas. London, 1956. 560p.
  256. Jalger W. Humanizm and theology. Milwakkee, 1943. 360p.
  257. Komensky J. A. Vybrane spisy. Pr., 1966. 538s.
  258. Patoka J.A. Kaminski. Gesammelte Schriften zur Comeniusforschung // Ver-offentlischungen der Comeniusforschungsstelle im Institut fur Padagogik der Ruhr-Universitet Bochum, 1981. 367s.
  259. Polisensky J., Parizek V. Jan Amos Komensky a jeho odkaz dneski. Pr., 1987. 43s.
Заполнить форму текущей работой