Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансовый инструментарий инвестирования предприятий малого бизнеса и пути его совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из опыта экономического развития зарубежных государств, можно с уверенностью утверждать, что малому бизнесу в рыночной Р экономике принадлежит ведущее место, определяющее темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Как известно, для большинства передовых стран на долю малого предпринимательства приходится около 70 процентов валового национального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ И ЗНАЧЕНИЕ В НИХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
    • 1. 1. Этапы становления и развития малого бизнеса в РФ
    • 1. 2. Исследование организационно-правовых аспектов экономики малого предпринимательства в РФ
    • 1. 3. Экономические проблемы финансового обеспечения малого бизнеса и предпринимательства
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
    • 2. 1. Концепции и подходы финансового инструментария расчетов эффективности в малом бизнесе
    • 2. 2. Формирование методологии и построение методических оценок экономической эффективности инвестирования в малом бизнесе

Финансовый инструментарий инвестирования предприятий малого бизнеса и пути его совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Малому бизнесу присуще на данном этапе особое место в решение многих экономических проблем. Роль его для Российской Федерации возрастает, и хотя он медленно развивается, для обеспечения ускоренного подъема экономики необходимо обеспечить вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости населения, роста ВВП, насыщения рынка товарами и услугами на уровне стран с развитой рыночной экономикой.

Исходя из опыта экономического развития зарубежных государств, можно с уверенностью утверждать, что малому бизнесу в рыночной Р экономике принадлежит ведущее место, определяющее темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Как известно, для большинства передовых стран на долю малого предпринимательства приходится около 70 процентов валового национального продукта. В России этот показатель выглядит намного скромнее на уровне 12 процентов, причем, если в мире малым бизнесом занято половина трудоспособного населения, то в России на уровне 10 процентов, т. е. 7 млн. работников, которые трудятся на 994 тыс. малых предприятий. На одну тысячу населения в Российской Федерации ф приходится в среднем около 7 малых предприятий, что в 5−10 раз ниже, по сравнению с передовыми странами.

Таким образом, без должного уделения внимания малому бизнесу, рыночная экономика Российской Федерации не может развиваться устойчиво, целенаправленно. Более того, придание ему одного из приоритетных направлений будет решением проблем экономической политики в условиях перехода к цивилизованной рыночной экономике.

В резолюциях ООН указывается, что для борьбы с бедностью большое значение имеет целевая финансовая помощь, направляемая в т. ч. на развитие ® малого предпринимательства. Эта помощь должна идти на создание 3 социальной и производственной инфраструктуры, поддержку индивидуального и семейного предпринимательства, малых предприятий. Именно малый бизнес способен дать людям дополнительные рабочие места, вывести их из нищеты, создать условия для нормальной жизни.

Вместо поддержки и создания самых благоприятных условий для развития малого предпринимательства, в чем должно быть заинтересованно любое государство, в Российской Федерации наблюдается ослабление государственной поддержки, административные барьеры, «узкие места"' в нормативно-правовой базе, все еще тяжелое налоговое бремя, недостаточность начального капитала, сложность нахождения финансовых источников и инвестиционных ресурсов, трудности получения лизинговых услуг, сбыта продукции, проблемы получения зданий и помещений, их высокая арендная плата и др. На практике можно столкнуться с тем, что нет четкого отнесения предприятий к малому бизнесу в связи с тем, что имеются различные толкования основных категорий в малом бизнесе. Таких как: малое предприятие, инвестиционный проект, бизнес-план. Нет конкретных методических инструментов и методик оценки экономической эффективности применительно к малому бизнесу и другие экономические проблемы. Все это намного усложняет организацию и ведение малого бизнеса, устраняет стимулы и инициативу предпринимательства.

В связи с выше указанным актуальность научного исследования и выбранной темы не вызывает сомнения.

Степень разработанности проблемы исследования. Анализ и обзор публикаций и научных исследований по тематике малого предпринимательства показывает, что разработке проблем становления и функционирования малого бизнеса посвящены работы многих отечественных и зарубежных экономистов. Среди них работы отечественных ученых по малому бизнесу: А. Авиловой, В. Афанасьева, Н. Брагин, Г. Васильева, А. Виленского, С. Глазьева, В. Горфинкеля, Е. Голубкова, А. Грунина, Б. Давыдова, JI. Данченок, Э. Дунаева, Б. Ичитовкина,.

Ю. Кочеврина, М. Лапусты, Е. Лебедевой, И. Маяцкой, В. Меньшов,.

A. Мешкова, Н. Нагапетьянца, А. Пакрухина, Н. Пилипенко, А. Романова,.

B. Рубе, И. Синяевой, Б. Соловьева, Е. Татарского А. Ткаченко, И. Цветова, А. Цыганова, В. Шахового, А. Шулуса и др. По ценке эффективности инвестиций: В. Ковалева, И. Липсица, Д. Львова, А. Марголина, Я. Мелкумова, В. Новожилова, Т. Хачатурова, Е. Яковенко и др.

Исследования зарубежных специалистов: И. Ансоффа, В. Беренса, Дж. К. Ван Хорна, Дж. Гэлбрейта, Ф. Котлера, П. Уилсона, П. Хавранека, К. Шим Джейя, Й. Шумпетера и др.

Однако имеется пробел в изучении, анализе, исследовании некоторых методологических, методических, практических вопросов направленных на решение задач в области финансирования в малом бизнесе, особенности принятия решения вложения капитала в инвестиционные проекты в малом предпринимательстве и связанные с этими экономическими процедурами категориями, понятиями, определениями. В диссертационном исследовании сделан упор на состояние развития малого бизнеса в Российской Федерации. На основе научного исследования, статистических данных раскрыты тенденции и недостатки в малом предпринимательстве РФ. Исследование затрагивает методологические основы организации и управления финансов развития малого предпринимательства РФ, финансовый инструментарий принятия экономических решений в малом бизнесе.

Цель и задачи исследования

Диссертационная работа ставит целью разработать рекомендации по совершенствованию финансовыми инструментариями развития малого бизнеса в России на макро уровне. На микро уровне, разработка принципов оценок (методических инструкций) экономической эффективности, учитывающих специфические особенности малого предпринимательства, нахождение критериев и показателей характерных для этой формы хозяйства.

В соответствии с данной целью в работе ставились и решались следующие задачи:

— обзор и анализ отечественного, зарубежного опыта, программ поддержки и этапов развития малого предпринимательства, нахождение в них передового и положительного и его адаптация к современным российским условиям хозяйствования;

— исследование недостатков и особенностей в экономических реформах финансирования, кредитования, налогообложения и инвестирования в малом бизнесе как на макро уровне (в т.ч. федеральном, региональном) так уровне хозяйствующих субъектов малого предпринимательства;

— исследование методологических и методических подходов, позиций, направлений оценки экономической эффективности инвестиционных решений в области предпринимательства на основе чего разработка методических принципов оценки экономической эффективности в малом бизнесе;

— разработка основных направлений формирования методологических и методических принципов финансового инструментария инвестирования предприятий малого бизнеса на основе использования существующей нормативно-правовой базы, экономических понятий, категорий и практическое обоснование данных решений.

Предметом исследования выступают инструменты и методические принципы оценки экономической эффективности финансирования в малом бизнесе.

Объектом исследования являются малый бизнес и предпринимательство в Российской Федерации, его современное состояние и перспективы развития.

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные положения, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных ученых, занимающиеся теоретическими и практическими аспектами малого предпринимательства и связанной с этими вопросами оценкой эффективности инвестиционных решений.

В работе использованы монографии, методические разработки научно-исследовательских институтов академии наук, министерств, ведомств, научные труды опубликованные на международных и российских конференциях, выставок, семинаров, а также материалы сайтов сети Интернет.

В качестве методологической основы исследования также использованы законодательные акты и прочие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность малого бизнеса.

В процессе исследования при обработке статистических данных Госкомстата РФ, Правительства Москвы, Московской области и других регионов России, их анализе, применялись методы фундаментального анализа, доходный, затратный, сравнительный, метод дисконтирования.

В процессе анализа и обобщения информации применялись различные экономико-статистические методы научных исследований: группировки, динамические сопоставления, факторный анализ, экспертные оценки и др. Научная новизна исследования состоит в следующем: -рассмотрены проблемы развития малого предпринимательства в России и зарубежных государствах, на основе чего раскрыты сложности и деформации принципов оценок экономической эффективности инвестиционных проектов в малом бизнесе;

— используя системный анализ, исследованы и спрогнозированы основные тенденции в развитии малого предпринимательства в России, предполагающие стратегические цели и показатели развития отечественного малого бизнеса;

— на основе исследования методологических и методических подходов оценки экономической эффективности инвестиционных решений в области предпринимательства, выявлено место и роль малого бизнеса на современном этапе экономических реформ России;

— разработан комплекс методологических и методических подходов по совершенствованию финансового инструментария предприятий малого бизнеса в РФ, на основе рассмотрения различных экономических подходов и точек зрения, классификации малых предприятий по видам, формам, количественным и качественным критериям их степени устойчивости.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту:

— на основании всестороннего исследования и анализа сущности, основных признаков, имеющегося мирового опыта, различных трактовок, специфических особенностей малого бизнеса в Российской Федерации обосновывается и предлагается экономическое понятие категории «малое предприятие» как на макроуровне, так и на уровне малого предприятия, которые адекватны данному периоду переходной экономики России;

— проанализированы имеющиеся в отечественной экономической литературе подходы этапов развития малого бизнеса, показаны их достоинства, недостатки в результате чего предложен оригинальный подход этапов развития малого предпринимательства в России, раскрывающий детали происходящих процессов предпринимательства;

— предложены рекомендации по совершенствованию механизма управления финансового инструментария малого бизнеса, направленного на повышение эффективности кредитования, налогообложения, страхования, инвестирования малого бизнеса на макроуровне;

— на основе исследования и анализа понятий «инвестиционный проект», «бизнес-план», в работе обоснованны и предложены определения данных категорий адаптированные для малого бизнеса;

— на базе изучения имеющегося методического материала, практического опыта по оценке эффективности различных мероприятий и принятия решений для малых предприятий, в диссертации предложены основные направления формирования методологических и методических принципов финансового инструментария предприятий малого бизнеса.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы в программах поддержки малого бизнеса в Российской Федерации на государственном уровне, в программах субъектов федерации, муниципальных программах. Предложенные методические принципы по оценке экономической эффективности мероприятий малых предприятий, могут использоваться, как инструкции позволяющие предпринимателям цивилизованно развивать свой бизнес, применяться в качестве методических документов для обучения и руководства в бизнес — инкубаторах, бизнесцентрах.

Также результаты научного исследования могут широко использоваться в учебных программах в ВУЗах по дисциплинам «Финансовый менеджмент в малом бизнесе», «Инвестиции».

Апробация работы. Научные результаты диссертационного исследования были доложены на различных конференциях, семинарах посвященных проблемам развития малого бизнеса в Российской Федерации. Основные результаты работы опубликованы в 3 печатных работах общим объемом 1,9 п.л.

Основные положения диссертации нашли практическое применение при реализации инвестиционных проектов ряда отечественных малых предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Общий вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости ® населения, формирование валового внутреннего продукта в России пока существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. По данным ООН, в мире малым бизнесом занято примерно 50% населения, насчитывается 53−55 млн. малых предприятий. В Российской Федерации на начало 2003 г. в этом секторе функционирует лишь 890,9 тыс. предприятий, на которых занято только 7,4 млн. работников. На 1000 человек населения России приходится в среднем 6 малых предприятий, что в 5−8 раз ниже, чем в развитых странах. Малыми предприятиями в России создается лишь около # 12% внутреннего продукта, тогда как в развитых странах их доля в ВВП достигает 50−60%. Представляется, что для обеспечения поступательного развития рыночных реформ и развития экономики России, по нашим расчетам необходимо увеличить занятость в российском малом бизнесе минимум до 30 млн. человек, доведя число действующих малых предприятий на первых порах до одного миллиона, а затем до 3 миллионов. Это позволит создать реальную конкурентную базу, оптимизировать структуру экономики государства, значительно повысить жизненный уровень населения, обеспечить финансовую и социально-экономическую стабильность в стране, ф 2. Данные о развитии и состоянии малого предпринимательства в.

России позволяют говорить, что в стране после нескольких лет реформ малое предпринимательство становится самостоятельным и важным сектором национальной экономики.

Чтобы систематизировать процесс развития малого предпринимательства в Российской Федерации, сделать правильные выводы и рекомендации, необходимо рассмотреть этапы развития малого бизнеса в России. С нашей точки зрения, выявление этапов развития малого бизнеса в России должно преследовать прежде всего важных моментов в Ш формировании предпринимательства в России в переходный период и продолжающихся экономических реформ. Также, необходимо наметить дальнейшие этапы становления малого бизнеса. Исходя из этого, на наш взгляд, предложенные в литературе подходы этапов развития малого # предпринимательства в России не достаточно реально отражают сложившуюся ситуацию, и не учитывают некоторые важные моменты.

С этих позиций нами предлагается иная трактовка этапов развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Первый этап. (1986;1990гг). Он начался еще в советский период, с началом перестройки, появлением кооперационного движения и кооперативов. Отличительной чертой этого этапа — неопределенность продолжения реформ и не уверенность населения в продолжении ф намеченного курса, экономическая неграмотность населения в рыночных процессов и экономических законов, высокая инфляция, разгосударствление и приватизация, первоначальное накопление капитала и не простая политическая ситуация в стране, в условиях противоречия нового и старого.

Второй этап (1990;1993 гг). Период обретения независимости государств, распада советского государства, создания элементарной правовой базы малого бизнеса.

Третий этап (1993;1996гг). Создание в основном правового поля и законодательной базы малого бизнеса Российской Федерации. Системы организаций оказывающих содействие субъектам малого предпринимательства.

Четвертый этап (1996; 1997гг.). Период в малом бизнесе Российской Федерации, особенностью которого было создание понимания регионального, равномерного развития малого предпринимательства по всей территории России.

Пятый этап (1998;2000гг.). Период финансового кризиса, так называемого дефолта 1998 г. и посткризисная ситуация с малыми предприятиями в Российской Федерации, создавшая условия и новые? возможности для малого бизнеса.

Шестой этап (начиная с 2000 г. и по настоящее время). Период совершенствования институциональной среды функционирования малого бизнеса в Российской Федерации.

3. Можно констатировать, что малый бизнес в Российской Федерации начинает играть в настоящее время важную, характерную для него роль в экономике.

Тем не менее, сектор малого бизнеса в России еще далеко не сформирован. По оценкам экономистов «критическая масса» малых предприятий должна составлять 30 — 60 (в среднем 40) малых предприятий на каждую тысячу жителей. Решая данную пропорцию можно рассчитать, что размер «критической» массы" малых предприятий для России составляет шесть миллионов. Конечно эта величина отдаленной перспективы, но уже сейчас в стратегии развития малого бизнеса России необходимо заложить этапы его перспективного развития. С нашей точки зрения, в дальнейших программах поддержки малого бизнеса необходимо заложить количество малых предприятий в 2010 году на уровне 2 млн., в 2015 году этот показатель довести до 3 млн.

На 1 января 2006 года в РФ была зарегистрировано 994 тысяч малых предприятий, что составляет около 7 малых предприятий на 1000 жителей, то есть российское предпринимательство еще только начало свое становление. При достижении малых предприятий уровня «критической массы» в стране возникает новый экономический фактор, который создает абсолютно новую конкурентную среду — по существу сам рынок. Ведь только с появлением широкого слоя малого предпринимательства формируется система рыночной экономики, появляется масса собственников, которые закрепляются в этой системе, изменяется отношение общества к этому слою, так как большая часть его становится так или иначе связана с малым бизнесом.

4. В начале реформ малый бизнес был авангардным сектором экономики, который не только поддерживал, но в значительной степени и стимулировал многие прогрессивные рыночные преобразования. Затем малые предприятия сдали свои позиции и начали усугублять общеэкономическое положение. На раннем этапе экономических преобразований он выполняя роль специфического канала для перелива финансовых средств и выплаты сотрудникам более высоких заработков. В это время форму малых предприятий принимали наиболее эффективные и работоспособные подразделения государственных структур, а также ведущие научноисследовательские лаборатории. Начиная с 2000 года, малые производства оказались в равном положении с другими юридическими лицами. В конце прошлого века в Российской Федерации малые предприятия сформировались в собственно сектор малого бизнеса, который примерно эквивалентен малому бизнесу в других развитых странах.

5. Рассмотрев и проанализировав разные подходы к понятию малое предприятие, считаем, что.

Во-первых, не существует какого-то единого, универсального (в т. ч для разных стран) критерия отнесения того или иного предприятия к малому. Отсюда, каждое государство, иногда из экономической и политической ситуации, целей и задач, специфических национальных особенностей, сложившихся традиций, производственных дифференциаций, отраслевой культуры экономики правомерно устанавливать свои критерии (вектор критериев) отнесения предприятий к малым.

Вовторых, малые предприятия — это не вид (торгово-посредническое, производственное, сфера сервиса, государственное, семейное, арендное, совместное и.т.д.) и не форма (организационногоправовая).

В рассмотренных нами точках зрения и позиций отнесения предприятий к малым, можно на наш взгляд, предложить следующую классификацию: а) по видам малых предприятийб) по формам малых предприятийв) по количественным критериям (количество работников, объем капитала, выручки, продаж и т. д.) — г) по качественным критериям (отношение хозяина-собственника предприятия к труду) — д) по сочетанию количественных и качественных критериеве) по степени устойчивости и неустойчивости предприятия.

С нашей точки зрения, все выше перечисленные позиции и подходы правомерны для определенных ракурсов рассмотрения проблемы.

Учитывая, что универсальных критериев отнесения предприятий к малым — нет. С нашей точки зрения, безошибочно сортировать и относить предприятия к малым невозможно. Вследствие чего, необходимо ориентироваться на численность работников, дифференцировать по определенным отраслям, видам, направлениям, учитывая специфику предпринимательской деятельности, вид производства и т. п. принимать решение, что не относится к малому предприятию. По спорным вопросам в индивидуальном порядке, на основе детального анализа, уточнять, что относится к малому предпринимательству.

В своем исследовании мы руководствуемся прежде всего той экономической ситуацией в Российской Федерации и целями стоящими перед экономикой страны. Поэтому, с нашей точки зрения, для России в данный момент необходимо трактование понятия малого предприятия, прежде всего исходя из стоящих целей и задач, продолжающихся экономических реформах, формирования цивилизованных рыночных отношений в Российской Федерации.

С таких позиций, на наш взгляд, представляется следующие два определения, которые несколько различаются на государственном уровне (макро уровне) и на хозяйственном уровне (микро уровне).

На государственном уровне или макро уровне, малое предприятие — это ячейка в системе предпринимательства страны, позволяющая заполнить все ниши рынка, удовлетворить потребности населения в товарах и услугах, активно реагирующая на изменения конъюнктуры рынка, способствующая гибкости экономики, не требующая крупных финансовых вложений, обеспечивающая свободную конкуренцию, оперативное внедрение новых технологий, передовых методов, новых товаров и услуг, решение проблемы занятости и самое главное создание среднего класса собственников и предпринимателей, заинтересованных в стабильной экономической ситуации в стране.

На государственном уровне, главной целью является создание стабильной экономической ситуации в стране, способствующей росту и политической стабильности. Исходя из этой трактовки, правительство страны строит свою стратегию по развитию малого бизнеса, в .т.ч. уточняет какие количественные или качественные критерии необходимы, какова необходима государственной поддержки в.т.ч. финансовая на развитие малого бизнеса в стране, для достижения поставленных целей.

С нашей точки зрения, имеющиеся в законодательстве Российской Федерации количественные критерии не должны быть строго очерчены, т.к. в случае незначительного превышения предела по количественному критерию, предприятие не войдет в список малых. В любом случае соответствующие органы должны индивидуально рассматривать различные варианты. В случае необходимости, конкретное предприятие рассматривать индивидуально и принимать решение относительно включения предприятия в реестр малых предприятий.

Что касается микро уровня, и трактовки малого предприятия на этом уровне, то здесь прежде всего мы должны уяснить, что для предпринимателя не имеет значение, как будет называться предприятие-малым, или не малым. Для предпринимателя главное является получить статус малого предприятия с целью возможности обеспечения в процессе деятельности данного предприятия, прежде всего государственной, региональной, муниципальной поддержки, в виде льготного финансирования, льготного налогообложения и др. форм поддержки.

В таком ракурсе, на микро уровне, малое предприятие представляет собой-субъект предпринимательской деятельности в рыночной экономике, небольшой группы (количества) людей, для которого гарантированно созданы нормативно-правовая база и экономический механизм, способствующий самым благоприятным организационно-экономическим условиям создания, открытия бизнеса и дальнейшего его развития, обеспечивающие цивилизованно и самостоятельно получать стабильно необходимые доходы жизнедеятельности основной массы населения страны.

6. Наша позиция предполагает разработку государственной программы (концепции) развития малого бизнеса Российской Федерации, где необходимо уточнить и определить какие конкретно малые предприятия необходимо развивать, какие из них необходимо обеспечить государственной поддержкой, и какие региональной и муниципальной. Какая непосредственно будет оказана поддержка для разных малых предприятий, с точки зрения видов, отраслей, направленности. Имеется в виду, что для одних это будет финансовая поддержка (кредиты, налоги и т. п.), для других обеспечение госзаказами, для третьих информационная поддержка и т. д.

В программе, на государственном уровне необходимо решить какие регионы являются приоритетными для особой поддержки, с целью выравнивания экономического уровня регионов, в каких необходимо стимулировать занятость и т. д.

В программе все мероприятия, проекты затраты на них должны быть обоснованны с точки зрения социально-экономической эффективности.

Наряду с этим, учитывая сегодняшнее состояние нашей денежно-кредитной системы, необходимо принять меры к усилению не финансовой, а материальной составляющей поддержки малого предпринимательства, то есть предоставление малым предприятиям на приемлемой основе площадей, производственных мощностей, высвобождаемого инвентаря и оборудования.

Одновременно система поддержки малого предпринимательства должна базироваться на планах социально-экономического развития регионов, учитывать в полной мере интересы базисных предприятий российской экономики, определяющих стратегию стабилизации и выхода из кризиса. Ни одна экономическая реформа в развитых странах не проводилась на базе исключительно принципов либеральной политики. Важно задействовать механизмы протекционизма и поэтапного достижения целей на основе методов государственного регулирования, социальной адаптации.

В этой связи возникает объективная необходимость более детального анализа отраслевой структуры малого предпринимательства. В частности, деятельность предприятий малого бизнеса в силу высокой адаптации к изменяющимся условиям рынка наиболее оправдана в таких отраслях экономики, как легкая, пищевая, лесная промышленность, строительство, мелкооптовая и розничная торговля, инновационная деятельность.

Реструктуризация отраслей и реформирование предприятий, развитие кооперационных связей крупного производства с малыми предприятиями целесообразно в наукоемких отраслях автомобилестроении, авиастроении, оборонной промышленности, металлургии.

Вместе с тем представляется целесообразным расширение сферы влияния малого бизнеса и в других составляющих российской экономики. К примеру, следует начать осваивать такое перспективное направление — как проведение энергоаудита и внедрение энергосберегающих технологий на предприятиях страны.

Осуществление этих целей предусматривает широкое использование малыми предприятиями современных финансово-кредитных механизмов, вовлечение малых предприятий в реализацию государственных и муниципальных заказов, стимулирование инновационных инициатив малых предприятий, совершенствование их информационного обеспечения.

7. Оценивая федеральные программы поддержки малого предпринимательства, необходимо признать, что все они устанавливают важные для малого бизнеса проблемы. Но проблем много, а финансовых средств недостаточно, что реализация этих программ заведомо проблематична. К тому же нереалистичность федеральных программ связана во многом с нестыковкой различных блоков программы, например аналитического и конкретных мероприятий, декларативности и неконкретности поставленных задач, а также слишком широкого спектра мероприятий, что и приводит к распылению средств.

Здесь возникают задачи повышения роли господдержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Эта проблема, решение которой имеет большое практическое значение, пока разработана слабо. По нашему мнению, оценка эффективности поддержки малых предприятий должна носить комплексный характер и включать:

— выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;

— оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и др.);

— определение экономии на трансакционных издержках- -оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса- -выявление и оценку негативных явлений, возникающих в том числе из-за невысокого уровня поддержки.

Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит решить проблему оценки степени государственной поддержки и ее влияние на развитие.

8. В результате изученной информации можно представить следующие сложности, возникающие при оценке малых предприятий:

— недостаточность аналогов;

— закрытость рынка;

— отсутствие достаточной информации, ограниченность статистической и бухгалтерской информации;

— отсутствие информации о продаже малых предприятий;

— невозможность использования метода отраслевых коэффициентов при оценке малых предприятий, т.к. нет нужной статистической информации;

— малые предприятия относятся к закрытым предприятиям, их акции не # котируются на рынке ценных бумаг;

— при оценке необходимо учитывать корректирующие поправки.

9. Несовершенство рынка ценных бумаг в Российской Федерации, даже для многих крупных предприятий не позволяет на фондовой бирже оценивать стоимость той или иной фирмы, не говоря уже для малого бизнеса.

Поэтому на сегодняшний момент чаще всего оценка малой фирмы (ее стоимость) представляет собой суммарную стоимость основных и оборотных фондов данного малого предприятия с учетом потенциальных возможностей ф развития предприятия.

Кроме данной задачи, в малом бизнесе встречаются и другие задачи оценки малого бизнеса.

Например, расчет и оценка принятия решения о покупке нового оборудования или технологии, оказание новой услуги, расширения предприятия, прогнозирования результатов деятельности малого предприятия, фактической оценки (подведения итогов) деятельности предприятия за определенный период и т. д.

Также в малом бизнесе, встречаются задачи оценки на различных этапах развития малого бизнеса. Например, на этапе создания малого предприятия, начиная от появления идеи, воплощения идеи в виде проекта, экспериментирование, моделирование, возможно опытное производство, и до воплощения и реализации проекта на практике в процессе деятельности малого предприятия.

Следует отметить, что в настоящее время в отечественной практике нет каких-либо специфических методик с помощью которых можно было бы руководствоваться при проведении расчетов эффективности.

На сегодняшний день, официальным документом в этом вопросе являются — «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов».

Как отмечено в данных методических рекомендациях, они учитывают особенности нынешней российской экономики, в частности: высокую инфляцию, возможность использования в проектах несколько валют одновременно, неоднородность инфляции, специфическую роль государства, ограниченность бюджетных средств, отсутствие эффективных рынков, значительную неопределенность исходной информации и высокий риск, сложность и нестабильность налоговой системы, отличие западной системы бухгалтерского и статистического учета.

Важно отметить, что методические рекомендации не ставят перед собой цели описать конкретные алгоритмы оценки эффективности во всех случаях, которые могут встретиться на практике. В них подробно освещены общие методы оценки, которые могут быть конкретизированы в (отраслевых) документах, а также применены для решения конкретных задач, в том числе, например для оценки эффективности (для фирмы и для государства) выделения бюджетных средств предприятию на условии закрепления за государством части его акций, для определения оптимальных средств службы конкретных фондов на предприятиях различных отраслей, сравнения долгосрочных коммерческих контрактов, не совпадающих по объемам, качеству, срокам и ценам поставляемой продукции или условиям представления коммерческого кредита.

Практическое решение всех перечисленных и многих других задач, возникающих в инвестиционной сфере, естественно, должно опираться на данные «Методические рекомендации», но воплощаться в соответствующих алгоритмах, учитывающих уникальность каждого инвестиционного проекта.

Далее в рекомендациях отмечается, что они предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов (ИП).

В методических рекомендациях подчеркивается, что они могут быть приняты в качестве основы для создания нормативно методических документов по разработке и оценке эффективности отдельных видов ИП, учитывающих их специфику.

Таким образом, на основе выше изложенного в методических рекомендациях, мы можем взять за основу при оценке эффективности малого бизнеса, принципы заложенные в этих рекомендациях.

С нашей точки зрения методические рекомендации в типовом виде не могут быть использованы для оценки эффективности мероприятий присущих малым предприятиям.

10. В нашем понимании инвестиционный проект представляет собой документ необходимый для реализации задуманной идеи, в основе которой технико-экономическое исследование целесообразности реализации проекта, включающий также стадии оценочного заключения, проведения переговоров и заключения контрактов, проектирование строительства, обучение, эксплуатацию.

Как показало наше исследование, в отечественной практике, предприниматели работающие в малом бизнесе часто путают, иногда отождествляют понятия «инвестиционный проект» и «бизнес-план».

Под бизнес — планом мы понимаем систему увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам действий, направленных на успешное достижение цели — получения максимально возможной прибыли путем предпринимательской сделки.

Ценность бизнес-плана в том, что он дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия, а также контролировать эффективную работу действующего предприятия, содержит ориентиры, в соответствии с которыми бизнесмен будет действовать на этапе становления и развития предприятия, служит инструментом получения финансовой поддержки, инвестиций, кредитов от различных внешних финансовых источников.

Опыт предпринимательской деятельности и малого бизнеса показывает, что именно в этой форме предпринимательства устанавливаются несложные цели и задачи, осуществление которых предполагает небольшие инвестиционные вложения, а реализация занимает непродолжительное время. В малом бизнесе основная масса сделок реализуется за срок до одного года, а если взять торгово-закупочные сделки, то как правило они реализуются в течении месяца.

Таким образом, для малого бизнеса нет необходимости проводить сложные технико-экономические исследования, проектные и изыскательские работы. По сути, инвестиционный проект, как документ для малого предпринимательства совпадает с бизнес-планом. То есть в малом предпринимательстве, на наш взгляд, достаточно подготовить качественный, всеохватывающий бизнес-план, который будет выполнять функции и инвестиционного проекта и бизнес-плана.

С нашей точки зрения, в малом предпринимательстве бизнес-план представляет собой документ, подготовленный на основе маркетингового исследования местного рынка, в котором определены стратегические цели и задачи, текущие тактические решения обеспечивающие управление, контроль, создание, развитие, состоятельность, привлечение финансирования в малое предприятие.

И. В малом бизнесе достаточно два показателя по которым можно принимать правильные решения. Первый. Чистая дисконтированная прибыль. Оценка с помощью чистой дисконтированной прибылью относится к абсолютной эффективности.

Причем, с помощью этого показателя можно решать следующие задачи:

— рассчитывать фактическую абсолютную эффективность;

— рассчитывать плановую (проектную) абсолютную эффективность.

Первая задача оперирует с фактически полученной информацией.

Например, фактически произведенные затраты, в т. ч. налоги, амортизация, сырье, материалы, которые обеспечили получение фактически полученного дохода и прибыли. С помощью этой задачи можно делать выводы о результатах деятельности малого предприятия по итогам года.

Второй. Дополнительным (сопутствующим) показателем оценки абсолютной эффективности малого предприятия может стать срок окупаемости. Мы предлагаем в нашей методике эффективности малого бизнеса, нормативный срок окупаемости определять для каждого малого предприятия индивидуально. В основе такого подхода, конкретного малого предприятия необходимо учитывать особенности деятельности малого предприятия, виды оборудования с точки зрения их капиталоемкости, сроки реализации проектов.

Кроме абсолютной эффективности, в малом бизнесе важную роль должна иметь сравнительная эффективность. Данный вид эффективности позволяет предпринимателям выбирать из нескольких вариантов, наиболее предпочтительный с точки зрения экономической эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 1. от 31.07.1998.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.2. от 05.08.2000.
  5. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 6.12.1990.
  6. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации от 03.07.1991.
  7. Закон РФ „О государственной пошлине“ (в редакции ФЗ от 31.12.1995).
  8. Закон РФ „О налоге на имущество предприятий“ от 13.12.1991.
  9. Закон РФ „О валютном регулировании и валютном контроле“ от 09.10.1992.
  10. Закон РФ „О страховании“ от 27.11.1992.
  11. Федеральный закон РФ „О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ от 18.06.1995.
  12. Закон РСФСР „Об инвестиционной деятельности в РСФСР“ от 26 июня 1991 г. № 1488−1 (в редакции от 19.06.1995 г. № 89-ФЗ и от 25.02.1999 г. № 39-Ф3)
  13. Федеральный закон „Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.
  14. Федеральный закон РФ „Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ от 29.12.1995.
  15. Федеральный закон РФ „Об обществах с ограниченной ответственностью“ от 08.02.1998.
  16. Федеральный закон РФ „Об акционерных обществах“ от 26.12.1995.
  17. Федеральный закон РФ „О рынке ценных бумаг“ от 22.04.1996.
  18. Федеральный закон РФ „О лизинге“ от 28.10.1998.
  19. Федеральный закон РФ „О несостоятельности (банкротстве)“ от 08.01.1998.
  20. Федеральный закон РФ „О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ от 29.06.1999.
  21. Федеральный закон РФ „О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001.
  22. Федеральный закон РФ „О государственной регистрации юридических лиц“ от 08.08.2001.
  23. Федеральный закон РФ „о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ от 08.08.2001.
  24. Указ Президента РФ „О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней“ от 22.12.1993 г. № 2270
  25. Указ Президента РФ от 2 февраля 1993 г. № 184 „О создании Государственной инвестиционной корпорации“ (в редакции указа от 16.05.1997 г. № 491).
  26. Указ Президента РФ от 26 февраля 1993 г. № 282 „О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков“.
  27. Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 „О совершенствовании работы с иностранными инвестициями“.
  28. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 „О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации“ (в редакции постановления от 27.12.1995 г. № 1294).
  29. Постановление Правительства РСФСР „О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР“ от 18.07.1991 г. № 406
  30. Постановление Правительства РФ „О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ от 11.05.1993 г. № 466
  31. Постановление Правительства РФ „О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации“ от 27.): 1996 г. № 752
  32. Постановление Правительства РФ О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29.06.1995 г. № 633
  33. Постановление Правительства РФ «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд» от 29.04.1996 г. № 523
  34. Постановление Правительства РФ «О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» от 04.12.1995 г. № 1184
  35. Постановление Правительства РФ «О комплексе мер по развитиюи государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» от 31.12.1999 г. № 1460
  36. Постановления Правительства РФ «Об утверждениифедеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» на 1994 1995гг., 1996 — 1997гг., 1998 — 1999гг., 2000 — 2001гг., 2002 — 2004гг.
  37. А.В. Методы стимулирования малого и среднего бизнеса за рубежом // Сер. Экон. за рубежом 1994. — № 1. С.67−81.
  38. А. Кредитные гарантии для малого бизнеса // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 3. — С. 151−157.
  39. Ш З. Алпатьев В. В. О государственной поддержке малого бизнеса // Изв. вузов Сев.-Кав. региона. Общественные науки. — 1994. — № 1−2. — С. 69−70
  40. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997.
  41. Анализ коммерческого риска / Под ред. М. И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 1998.
  42. Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
  43. Антикризисное управление: Учеб. Пособие/Под ред. Проф.
  44. Э.С.Минаева и проф. В. П. Панагушина. М.: ПРИОР, 1998.184
  45. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М., Прогресс, 1989
  46. В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский # экономический журнал. 1993. № 2.
  47. Ю.Бабкина С. И. Влияние немонополистического сектора на динамику занятости (на примере США). МГУ, 1990.
  48. И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.
  49. В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Инфра- М, 1995.
  50. И.Э. Экономика фирмы -М., 1997 г.
  51. Ф 14. Бирман С., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционныхпроектов. М.: ЮНИТИ, 1997.
  52. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. — М.: «Ось-89», 1997. — 336 с.
  53. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1995. № 2
  54. А.О. и др. Экономика и организация малого предпринимательства. М. Фон, 1996 г.
  55. А., А., Мамрыкин Г. Мировой рынок микроэлектроники: потенциал, конкуренция, кооперция // МэиМО.
  56. С. Экономические реформы и малый бизнес Бизнес — Консультант. — 1997. —№ 2−3, —С. 14−16.
  57. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: ЮНИТИ, 1997.
  58. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. Пер. с англ,-М., Финансы и статистика, 1996
  59. Н., Долгова О. Технопарки как форма поддержки малого предпринимательства (опыт Голландии) // МэиМО. 1996. № 6.
  60. А. Этапы развития малого предпринимательства в ф России // Вопросы экономики. — 1996. — № 7. — С. 55−64.
  61. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ. М.: Банки и биржи, 1998.25 .Волкова СВ. Деятельность федеральных органов США по • стимулированию экспорта// США: ЭПИ. 1993. — № 5. — С. 118−125.
  62. А. Малому бизнесу предложен новый диалог // Эксперт. —1999. —№ 44. С. 6.
  63. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992.
  64. П.Г. Риски в современном бизнесе. М.: Алане, 1994
  65. ДЖ., О Делли К. Американский менеджмент на пороге1. Ф XXI
  66. Р. Финансовый капитал. — М., 1951. — 650 с.
  67. В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // МэиМО. 1993. № 6.
  68. В. Частный сектор в России: занятость и оплата труда // МЭиМО. 1997. № 2.
  69. Л.Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. М.: Дело, 1997.
  70. В.В. Экономика малого предприятия, Санкт-Петербург, 1997.
  71. Н.В. Опыт развития малого предпринимательства в индустриально-развитых странах и в России. Московский коммерческий университет, 1996.
  72. В.М. Экономический риск. М.: 1999.
  73. К. Инвестиционная деятельность в регионах // Экономист. -1994. № 3. С.54−65
  74. Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
  75. ГромекаВ.И. США: научно-технический потенциал. М., 1977. ф 40. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. — М.:1. Прогресс, 1976.-312 с.
  76. В.И. Словарь живого великорусского языка. — М., Спб., 1889. — 673 с.
  77. Г. Мелкий бизнес в Великобритании // Мироваяэкономика и международные отношения. — 1992. — С. 120— 127.
  78. М. Стимулирование частных инвестиций становится основой стратегии государства// Финансовые известия. 1994. — № 42. — СЛ.
  79. В. Роль малого бизнеса в экономике Тайваня // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. № 9. — С.104−108.
  80. Э.П. Объединение предприятий как форма обобществления производства. — М., 1974. — 298 с. ф 46. Дунаев Э. П. Мелкое предпринимательство и его специфика в
  81. Российской Федерации. М.: Диалог-МГУ, 1997.
  82. Д.А. Мелкий бизнес в Западной Европе. М .: «Наука», 1991 г.
  83. Е.А., Коробейников JI.C., Сысоева Е. С. Практикум по инвестиционному анализу. М.: Финансы и статистика, 2001.
  84. Я. Японский опыт государственного регулирования экономики// Экономика Украины. — 1998. — № 3. — С. 72−75.
  85. Н.Г. Государство и малый бизнес США (социально
  86. Q политический аспект). М.:Наука, 1987
  87. А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Филинъ, 1997.
  88. Инвестиционная деятельность в РФ: условия, факторы, тенденции.• М.: Госкомстат РФ, ОИПД ГМЦ ГКС РФ, 2000.
  89. Иновационный процесс в странах развитого капитализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  90. B.JI. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Наука, 1998.
  91. М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности. /Экономист, 1992, № 5.
  92. Ф бО. Иорданская Э. Мелкие и средние предприятия в Германии //
  93. Мировая экономика и международные отношения. — 1993. — № 9. — С. 130−138.
  94. .Н. Немонополистический сектор экономики в системе современного монополистического капитализма. — Красноярск, 1988. — 243 с.
  95. .Н. Малые формы хозяйствования. — М.:1. Экономика, 1991. —204 с.
  96. Как рискуют, как избегают рисков // Эксперт. 1996. № 37.
  97. В. Антитрестовское законодательство США: принципы и опыт использования // МэиМО. 1990. № 2
  98. А. Н. Стандартизация в США. Экономические аспекты и проблемы организации. М.:Наука, 1982. -125 с.
  99. К., Сиверин Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики // РЭЖ. 1995. № 2.
  100. В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: «Финансы и статистика», 1998.
  101. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2000.
  102. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, планирование инвестиций. -М.: Финстатинформ, 1996.
  103. Г., Пономаренко А., Семенцева Г. Российские предприниматели в инновационном бизнесе // Российский экономический журнал. 1997. № 4.
  104. А.Б. Экономическая метрология. JL: Наука, 1990. — 120 с.
  105. Комплексная методика оценки экономической эффективности хозяйственных мероприятий. М., 1982. — 27с.
  106. Конечные народнохозяйственные результаты. За «Круглым столом» журнала Вопросы экономики., 1968. 208 с.
  107. Ф. Основы маркетинга./ Пер. с англ. В. Б. Боброва. — М.: Прогресс/1990. —736 с.
  108. Критерии и показатели социально-экономической эффективности новой техники. М.:Наука, 1982. — 248 с.
  109. А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука, 1991.
  110. Н.Ю. Инновационный менеджмент / Под ред. Д. С. Львова. М.: Ступень, 1996.
  111. Кочеврин. Малый бизнес в США. М.:Мысль, 1965.
  112. А.Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. — СПб., 1998. — 295 с.
  113. Р.И., Кузьмин P.P. Теневая экономика: легализация и хозяйственно-управленческие функции // Предпринимательство, хозяйство и право.— 1997.-№ 12.-С. 3.
  114. М.Г., Старостин Ю. Малое предпринимательство., М1997г.
  115. М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: Инфра — М, 1996.
  116. И.В. Бизнес-план основа успеха, М.: «Дело ЛТД», 1994 г.
  117. И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект. М.: БЕК, 1996.
  118. Е.А., Недотко П. А. Внедрение изобретений в промышленности США (роль мелкого исследовательского бизнеса) М.: Наука, 1984.
  119. Д., Рубинштейн А. Измерение эффективности производства. -М.: Экономика, 1974.
  120. П. Критерии и методы оптимального определения капитальных вложений. М, Экономика, 1971.
  121. В.Э., Фрэнсис А. Л., Лоуренс Дж.М. Мировые финансы: Пер. с англ. М.: ДеКа, 1998.
  122. Н. Инвестиционный климат в цифрах. Статистический обзор.//Российский инвестиционный вестник, май 1997.
  123. Малые предприятия. Тула, 1990 г.
  124. Малые предприятия -М.:"Ось-89″, 1996.
  125. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. Сб.,/ Росстат.-М., 2004.-158с.
  126. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики. М.:ИНИОН, 1990г
  127. Мендельсон Мартин. Руководство по франчайзингу. М.: Сибли интернешнл. Инк, 1995.
  128. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. —М.: РАРМП, 1996.—С. 11.
  129. Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе. — М.: РНИСиНП, 1997.391 с.
  130. ЮО.Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах.
  131. М.: ИНИОН РАН, 1998. — 165 с.
  132. Малые предприятия в Великобритании // Коринф. — 1994. — № 42.—С. 13−15.
  133. Ю2.Малые и средние предприятия в западных странах // Коринф. -1995. -№ 17.-С. 20.
  134. ЮЗ.Марголин A.M., Семенов С. А. Инвестиционный анализ. М.: РАГС, 1999.
  135. A.M., Быстряков, А .Я. Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики. Челябинск, Южно-Уральское книжное из-во, 1998.
  136. Мел кумов Я. С. Теоритическое и практическое пособие по финансовым вычислениям. М.: ИНФРА-М, 1996.
  137. Юб.Менеджмент организации / Под ред.З. П. Румянцевой и Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1995.
  138. Ю7.Меньшиков С. М., Клименко JI. А. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу. — М.: Международные отношения, 1989. — 356 с.
  139. Ю8.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов // Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом РФ и Госстроем РФ (№ 7−12/ 47 от 31.03.1994г) М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.
  140. Ю.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.1. М.:Информэлектро, 1 994 111. Методологические вопросы определения социально-экономической эффективности новой техники. М.: Наука, 1977. — 229 с.
  141. Микрокредиты — путь борьбы с бедностью//Бизнес и банки. — 1997. —№ 24. —С. 7.
  142. Научно-технический прогресс и капиталистическое воспроизводство / Отв. ред. С. М. Никитин и др. — М.: Мысль, 1987. — 310 с.
  143. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.М., 1988.
  144. Никитин С, Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной экономики и в России // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. —№ 4. —С. 3−12.
  145. Пб.Новожилов В. В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Экономика, 1967. — 376 с.
  146. Г. А. Совершенны ли методические подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов? Российский экономический журнал. 1997. № 2.
  147. А.Б., Смирнова А. А. Поощрение местного экспорта: российские реалии и опыт США // США: ЭПИ, 1993. № 10 — С. 31.
  148. А.С. и Шепеленко Малые предприятия, Москва -1996г.
  149. JI.П., Долгова О. В. Формы организации предпринимательства. Учеб. Пособие, Воронеж, 1997г
  150. Е. А. Монополии и финансовая олигархия в # современной Японии. — М.: Наука, 1966. — 265 с.
  151. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управление (опыт лучших компаний.). М.: Прогресс, 1986. — 312 с.
  152. Ю.В. Достоверность экономических сравнений // Теория хозяйственных систем: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1996.
  153. С.Д. пути развития современного предпринимательства. -М.: Луч, 1993ф 129. Пономаренко А. О контрактных взаимоотношениях крупного ималого бизнеса // Российский экономический журнал. — 1997. — № 7. — С 111−112.
  154. Привлечение капитала./Пер. с анг. М. «Джон Уайли энд Санз», 1995 г.
  155. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку.-М., 1993
  156. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996.№ 7
  157. .А. Основы бизнеса. М.: «Ось-89″, 1995 г.
  158. И.И. Мелкие фирмы США: Экономика и управления, М.: 1989.
  159. В.Б. Мелкие и средние предприятия в послевоенной Японии. М.:Наука, 1965.
  160. Ф.М. и др. Япония: экономика, средний и малый бизнес. -М: РАУ, 1992.
  161. В.А. Мелкое и среднее предпринимательство в условиях господства монополий. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 256 с. щ 138. Рубе В. А. Сотрудничество или эксплуатация? — М.: Мысль, 1986.— 178 с.
  162. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. — М.: ТЕИС.2000. — 231с.
  163. В. Новая техника старое общество: Кремниевая долина / Пер. санг. М., 1988.
  164. П. Экономика. — М., 1964. — 632 с.
  165. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск, 1997.-498 с.
  166. В.А. Очерки хозяйственного права России. — Иркутск: ИГЭА, 2001. —С. 52−53.
  167. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. — М.: Дело, 1997. —525 с.
  168. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. —М.- 1998.
  169. Т.А., Яркин Е. В. Инвестиции: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М. 2003.- 176 с.
  170. Словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 1988. —• 624 с.
  171. Д. Роль местных предпринимательских агентств в развитии предпринимательства. Опыт Великобритании // Малый бизнес. Рынок. Общество. 1991. — № 2. — С. 19−35.
  172. В. Малый бизнес по-британски // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 9. — С. 100−110.
  173. Н. Реформы налогообложения как важный фактор развития малого и среднего бизнеса в Венгрии // Экономика. Финансы. Право. — 2000. — № 4. —С. 36−40.151 .Срок окупаемости. Теория сравнения плановых вариантов. Богачев В. Н. М.,"Экономика». 1966.-279с.
  174. Д.В., Крутик А. Б. Финансовый менеджмент в промышленности. -СПб: Изд-во СПб УЭФ. 1995г
  175. Стратегия развития малого и среднего бизнеса // Бизнес и банки. —1997. — № 45. — С. 7- № 46. — С. 6−7.
  176. В. Государственная поддержка предпринимательства в США (региональный аспект) // Проблемы теории и практики управления. —1994. —№ 3. —С. 111−114.
  177. JI. Малый бизнес обещают поддержать. В который раз. // Новая генерация. — 2000. — № 11. — С. 2.
  178. А.Б. и др Малый бизнес и инфраструктура (Учебное пособие) СПб: Изд-во СПб У ЭФ, 1995.
  179. . Управление научно-техническими нововведениями / Пер. с анг. М.:Экономика, 1989.
  180. Т.М. Экономическая история России. — М., 1998. — 512с. Титов А. Б. и др Малый бизнес и инфраструктура (Учебное пособие) -СПб :Изд-во СПб УЭФ, 1995.
  181. А.Н. Немонополистический сектор в условиях современного капитализма. — М.: Наука, 1985. — 169с.
  182. П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе/Пер. с англ. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
  183. Е. Гармонизация в налоговой сфере в ЕС: влияние на межфирменные связи // Мировая экономика и международные отношения. —1995. —№ 4. —С. 120−126.
  184. Е. Либерализация рынков государственных заказов в ЕС // Мировая экономика и международные отношения, -1995. —№ 12.— С. 125−128.
  185. Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // МэиМО. 1994. № 2
  186. Уроки организации бизнеса-СПб :Лениздат, 1994 г.
  187. В. А. Управление инновационной деятельностьюв процессе создания новой техники и технологии. М., 1995.
  188. Э.А. Бизнес -план. Организация и планирования предпринимательской деятельности. Москва — 1997 г.
  189. В.А. Американский империализм и государственное хозяйствование. — М.: Наука, 1979. — 487 с.
  190. А. Концепция государственной инвестиционной # политики на 1995 год // Экономист.-1994. -№ 10.-С. 3−15.
  191. В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа// Вопросы экономики. 1994.-№ 7.-С. 22−30.
  192. Г. Поддержка среднего и малого бизнеса — совместные усилия Банка реконструкции и коммерческих банков // Бизнес и банки. — 1999. —№ 24. —С. 7.
  193. В.А. Эволюция организационных форм научно-Ф технического прогресса в частном секторе. М., 1989.
  194. Т. Еще раз об эффективности капитальных вложений. -Вопросы экономики. 1983, № 3, с. 54−66.
  195. Р., Питере М., Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1,2,3,4,5 М.:Прогресс, 1992г
  196. К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
  197. И.С. Новые явления в структуре японского бизнеса // Япония 1988. Ежегодник. —М.: Наука, 1989. —С. 171−190.
  198. А. Государство и малый бизнес: опыт Испании // Человек и труд.— 1994.— № 8. — С. 113−122.
  199. А. Малый бизнес — катализатор регионального развития. Опыт Испании // Человек и труд. — 1995. — № 4. — С. 98−103.
  200. А. Предприниматель и власть // Вопросы экономики. -1997:-№ 6.-С. 34−43.
  201. Э.О., Сидорова М. А. Управление риском и устойчивое развитие.-М: 1999.
  202. Н.Г. Экономические реформы и свободные экономические зоны Китая. — Донецк: ИЭП НАН Украины, 1994. — 76 с.
  203. Л. Общеэкономическая оценка инвестиционных программ и проектов // Экономист. — 1994. — № 5. — С. 41−49.
  204. Н. Иностранные инвестиции в экономику Латинской ф Америки: опыт привлечения и регулирования// Вопросы экономики, 1994.8.-С. 25−30.
  205. СИ. Рыночная модернизация в Восточной Азии: опыт Тайваня // Современный Тайвань. М.: ИВ РАН, 1994. — С. 204−209.
  206. Шин И. А. Тайвань: эволюция массового сознания в контексте модернизации общества // Современный Тайвань. — М.: ИВ РАН. 1994. С.180 190.
  207. Шим Д.К., Сигел Д. Г. Финансовый менеджмент. М.: Филинъ, 1996.
  208. Шим Джей К, Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат/Пер. с англ. -М.: Филинъ, 1996.
  209. Д., Берджес Д. Основы управления малым бизнесом/Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997.
  210. А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ // Российский экономический журнал. — 1993. — № 3. — С. 81−90.
  211. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкурс) // Российский экономический журнал. — 1997. — № 5−6. — С. 80−86.Uф 193. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.
  212. Экономика СНГ: 10 лет реформирования и интеграционного развития / Исполком СНГ. М.: Финстатинформ. 2001. — 420 с.
  213. Ю.Н. Организационно-экономические измерения в • планировании и управлении. —Л.: ЛГУ, 1998. — 144 с.
  214. Экономическая оценка инвестиций // авт. Марголин A.M., Быстряков А. Я. // Учебник. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2001 — 240с.
  215. А.В. Региональные особенности Северо-запада России и их влияние на развитие фондового рынка: Сб. докладов. — СПб.: Изд-во МАИ, 1996.
  216. Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. — № 5. — С. 115−121.
  217. Н. Регулирование предпринимательской деятельности в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. — 1991. —№ 12.— С. 91−98.
  218. Е.Г., Басс М. И., Махров И. Я. Циклы жизни экономических процессов, объектов и систем. М.: Наука, 1991.
  219. Японская экономика в преддверии XXI века. М.: Наука, 1991.
Заполнить форму текущей работой