Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы регионального управления как фактор развития экономики региона: на примере экономики Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система информационного обеспечения органов регионального управления должна обеспечивать эффективную информационную поддержку решения политических, социальных, экономических и экологических задач развития и учитывать сложившиеся особенности системы регионального управления. Данная система должна строиться как иерархическая, территориально-распределенная система, содержащая информацию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты построения и развития региональных систем управления
    • 1. 1. Характеристика общих принципов и методов управления
    • 1. 2. Организация управления регионом как сложным социально -экономическим образованием
    • 1. 3. Система показателей оценки результативности функционирования региональных структур управления
  • Глава 2. Анализ основных социально — экономических показателей развития региональной экономики
    • 2. 1. Общая характеристика состояния экономики Республики Адыгея
    • 2. 2. Оценка динамики показателей социальной подсистемы региона
    • 2. 3. Анализ эффективности деятельности региональных органов власти
  • Глава 3. Повышение эффективности функционирования региональных органов управления на основе совершенствования методов организационного моделирования
    • 3. 1. Принципиальные основы построения прогнозных моделей развития региональных социально — экономических систем
    • 3. 2. Моделирование вариантов совершенствования структуры регионального управления
    • 3. 3. Формирование комплексной информационной системы для обеспечения эффективного функционирования регионального управления

Совершенствование системы регионального управления как фактор развития экономики региона: на примере экономики Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время, когда в стране стабилизируется социально-политическая ситуация, реализуются меры по укреплению вертикали власти, активно идет процесс становления и развития рыночных отношений, изменяются отношения собственности, сущность и характер управленческих отношений, появились реальные возможности для коренных преобразований хозяйственного комплекса страны, трансформации экономики регионов в высокоэффективную рыночную экономику, обеспечивающую общемировые стандарты жизнедеятельности населения.

На современном этапе система управления претерпевает радикальные преобразования вместе со всем обществом. Их необходимость вызвана тем, что рецидивы административно-командной системы, до сих пор сохраняющиеся в государственном управлении на местах, вошли в очевидное противоречие с новыми требованиями регионального развития, с развитием демократических начал в управлении, его децентрализацией, повышением роли местного самоуправления в решении социально-экономических задач. Развитие рыночных отношений накладывает новый отпечаток на формы территориальной организации: формируется региональное хозяйство как самостоятельный субъект экономики, который обладает определенной целостностью и самостоятельностью.

В то же время существующая система управления оказалась неспособной к реализации указанных возможностей. Становится все более очевидным, что требуется создание новой системы регионального управления, где органы власти должны и могут значительно полнее и результативнее реагировать на потребности, интересы и ожидания населения, защищать жителей от дефектов рыночных отношений, стихии переходной экономики, снижения уровня и качества жизни.

Преобразования, производимые в сфере экономических отношений, не сопровождались сопутствующими изменениями в организационной структуре управления, что особенно негативно сказалось на уровне регионов. Так, в Республике Адыгея система регионального управления формировалась не на основе научно обоснованных методов организации управления динамично развивающимся хозяйственным комплексом, а как административная структура, изначально характеризующаяся значительной бюрократической инерционностью.

Таким образом, отсутствие целостной концепции и научно обоснованных рекомендаций по радикальному обновлению существующей системы управления социально-экономическим развитием регионов не позволяет местным органам власти активно реализовать благоприятные условия.

Меры, принимаемые региональными органами власти, без научного обеспечения процесса преобразований вместо обновления системы управления приводят к возрождению командно-административных методов и форм управления, подмене моделей рыночного и государственного регулирования автократическими моделями. В этих условиях, несмотря на создание дополнительных структур управления и рост численности персонала, эффективность управления экономикой регионов остается низкой, и как следствие — положительная динамика уровня и качества жизни населения в большинстве регионов России практически отсутствует.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством, п. 5.11-территориальная организация регионального экономического развитиятипы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктивные и диверсифицированные и т. д.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов- 5.16 — управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных систем и механизмов управления.

Степень разработанности проблемы. Теоретические принципы производственной специализации регионов были впервые введены в рамках теорий международных экономических отношений классиками английской политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо и шведскими экономистами Э. Хекшером и Б. Олином.

Теоретические обоснования экономического районирования и связанного с ним формирования хозяйственных региональных комплексов получили наибольшее развитие в работах H.H. Колосовского.

Вопросами формирования эффективно функционирующих управленческих структур на региональном уровне интересовались как отечественные, так и зарубежные ученые. В числе исследователей, активно занимавшихся изучением данных проблем, можно выделить Гутмана В. Г., Дорогова Н. И., Кетову Н. П., Керашева A.A., Мироедова А. А., Овчинникова В. Н., Тамова A.A., Федина В. Ф.

Создание систем управления в настоящее время осуществляется на основе системного подхода и применения методов линейного программирования и математического моделирования. В этой сфере наибольший вклад в изучение экономических и управленческих проблем внесли такие ученые, как Гранберг А. Г., Волкова В. Н., Денисов А. А., Куев А. И., Лагоша Б. А., Кендалл М., Такахара Я. и другие. Как показала экономическая практика, данное направление является одним из наиболее перспективных в области оптимизации как принимаемых решений, так и организаций функционирования региональных систем управления.

Вместе с тем надо отметить, что большинство работ в данной области посвящено созданию наиболее общих теоретических концепций или узкоспециализированных рекомендаций, имеющих своей целью совершенствование управления в конкретном регионе России.

Приведенные выше проблемы обусловили выбор темы исследования, а также определили его цель и основные задачи.

Концепция работы основывается на необходимости совершенствования современных систем управления на различных уровнях при сопутствующей этому структурной оптимизации. Это обусловливает необходимость поиска новых методов решения управленческих задач с учетом их многоаспектности и различной качественной основы.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью данного исследования является научное и практическое обоснование наиболее перспективных путей совершенствования систем управления региональными хозяйственными комплексами. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: определение наиболее действенных принципов и методов управления региональными хозяйственными системами;

— изучение региона как совокупности взаимосвязанных сфер и отраслей социальноэкономической деятельности;

— оценка динамики развития воспроизводственного комплекса и социальной сферы Республики Адыгея на современном этапе;

— анализ динамики управленческих расходов в регионе как основа оценки уровня эффективности управления;

— обоснование направлений совершенствования региональных систем управления и повышения эффективности их функционирования;

— создание комплексной региональной информационной системы для целей регионального управления.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает социально — воспроизводственный комплекс Республики Адыгея.

Предмет исследования. Предметом исследования в диссертационной работе является система управления регионом, сложившаяся на современном этапе.

Информационной и эмпирической базой исследования послужили статистические данные, предоставленные Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по РА, а также информация об итогах экономического развития Республики Адыгея Министерства экономического развития и торговли РА.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Современные методы управления региональными воспроизводственными системами в достаточной степени разработаны и прошли апробацию как в развитых странах, так и во многих регионах Российской Федерации. Вместе с тем их реальное применение в рамках отдельно взятого региона должно осуществляться на основе проведения предварительного анализа современной экономической ситуации и перспектив дальнейшего социально — экономического развития. В противном случае автоматическое заимствование даже самых передовых методов управления, позволивших активизировать развитие экономики в одном регионе, может привести к негативному развитию ситуации в другом.

2. Современное понимание региона предполагает его рассмотрение как сложной системы, функционирующей под воздействием множества факторов экономического, социального, политического и экологического характера. Эта система имеет единую структуру, включающую в себя физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую подструктуры, соответствующие подструктурам социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона.

3. Построение системы показателей, реально отражающих изменение уровня эффективности управленческих действий, предпринимаемых региональной администрацией, является весьма сложной задачей, так как здесь возникают проблемы, характерные для методов оценки управления: ни одна управляющая система не может быть охарактеризована прямыми количественными показателями. Само по себе управленческое воздействие направлено на объект, занимающийся достижением цели, а не на саму цель. Кроме того, реального конечного результата добивается воспроизводственная система, а не управляющая система. То есть производство является результатом деятельности именно предприятий, а не администрации предприятий или региона.

4. Повышение эффективности управления региональной экономикой и ее развитием в перспективе возможно лишь при наличии научно обоснованных моделей, которые отражают реальную динамику основных показателей, характеризующих современное состояние и тенденции изменения в структурных элементах мезоэкономической системы.

5. Функционируя, как сложная открытая динамическая система, экономика постоянно формирует внутри себя некоторую информационную среду, являющуюся следствием постановки и реализации ее целей. В результате региональные подсистемы находятся в информационном пространстве, программируемом национальной системой. Исследование, анализ и прогноз функционирования и развития столь сложных и слабоформализуемых систем, какими являются взаимосвязанные комплексы социальной, экономической и общественно-политической сфер жизнедеятельности регионов, не может производиться на основе интуитивных представлений органов управления о конечном результате. Все это приводит к росту понимания региональными органами власти и управления значимости информационной и аналитической деятельности.

6. Система информационного обеспечения органов регионального управления должна обеспечивать эффективную информационную поддержку решения политических, социальных, экономических и экологических задач развития и учитывать сложившиеся особенности системы регионального управления. Данная система должна строиться как иерархическая, территориально-распределенная система, содержащая информацию, интегрированную по предметным областям, по функциональным направлениям использования и по уровням административно — территориального деления субъекта Российской Федерации на основе общих методологических, технологических и организационных принципов, согласованных информационно-лингвистических и программно-технических средств обеспечения совместимости и взаимодействия информационных ресурсов.

Научная новизна результатов исследований заключается в обосновании и разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию региональных систем управления. Основными элементами приращения научного знания можно считать следующие:

— уточнено понятие и показатели эффективности в приложении к региональным системам управления, обоснован подход к рассмотрению результативности деятельности региональных систем управления с точки зрения экономических, социальных и экологических результатов;

— предложена комплексная система показателей, включающая набор количественных и качественных характеристик развития регионального социально — воспроизводственного комплекса, которые позволяют провести оценку результативности функционирования систем управления регионом;

— обоснованы варианты совершенствования региональных систем управления по параметрам эффективности принимаемых решений и оптимальности структуры на основе использования методов математического моделирования;

— разработана методика создания комплексной информационной системы, целью которой является обеспечение органов региональной власти необходимыми экономико-статистическими данными, поддержание нормального уровня жизни граждан.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение данной работы заключается в том, что здесь рассмотрены в комплексе основные принципы и методы формирования достаточно эффективных структур управления большими системами, частным случаем которых выступает региональная хозяйственная система.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке методических принципов по совершенствованию системы управления, для чего предлагается использовать методы организационного моделирования и сформировать информационную систему, целью создания которой является обеспечение потребностей управления.

Разработанные в диссертационном исследовании предложения могут быть применены как с целью совершенствования организационно-экономических основ управления региональной экономики, так и для сравнительной оценки эффективности управленческих воздействий органов власти в современных условиях.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на научно — практических конференциях Кабардино-Балкарского государственного университета (г. Нальчик, 2004 г., 2006 г) — на V Всероссийской научно-практической конференции «Агропромышленный комплекс и актуальные проблемы экономики регионов» (г. Майкоп, 2005 г.) — II Всероссийской научно — практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Теоретические проблемы экономической безопасности России в XXI веке» (г. Томск, 2005 г.) — III Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (г. Майкоп, 2006 г.).

Публикации. Основные итоги диссертационного исследования отражены в 8 статьях общим объемом 1,3 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение

.

Теоретические и практические исследования, проведенные в рамках диссертационной работы, позволили сделать следующие выводы:

1. Регион является полиаспектной и многофункциональной системой, включающей в себя множество различных по количественным характеристикам и качеству получаемых результатов сфер и подсистем, поэтому управление при помощи какого — то одного типа методов не принесет желаемых результатов и не позволит региону развиваться как единой комплексной системе.

2. В современной региональной экономике Российской Федерации явно выражены два основных типа организации региональных систем управления.

Первый — интенсивный, представляет собой адаптированную к рыночным условиям систему, которая оперативно подстраивается под возникающие изменения в социальной и экономической структурах общества и поэтому позволяет активно решать все проблемы, возникающие в ходе производственнохозяйственной, социальной и иных видов деятельности, осуществляемых в пределах территориального и социально-экономического пространства регионов. Второй тип — экстенсивный, характеризуется преобладанием бюрократических процедур управления, замедленным принятием решений, что недопустимо в рамках интенсивно и активно развивающейся рыночной системы. Более подходящей формой организации системы мезоэкономического управления, несомненно, является интенсивная система, хотя большинство регионов до сих пор характеризуются региональными системами управления с ярко выраженным экстенсивным типом ее организации.

3. Для организации эффективно функционирующей системы управления на любом уровне экономики необходим набор теоретических принципов, на которых эта система должна базироваться. В настоящее время выделен ряд основополагающих принципов, которые являются базой формирования управленческих систем любой степени сложности.

На указанных принципах основываются те функции, которые призвана исполнять управленческая система, являющаяся в свою очередь базой для формирования определенных методов. По своему содержанию методы регионального управления отражают требования различных объективных законов экономического и социального развития общественной системы, складывающейся в рамках отдельно взятой территории.

Наиболее общая классификация методов управления на мезоэкономическом уровне выделяет три крупных группы методов управления: социальные и социальнопсихологические, экономические и организационноадминистративные методы управления.

4. Для того чтобы определить степень эффективности выполнения органами регионального управления своих функций и обязанностей по руководству развитием региональной социально — экономической системой, необходимо вначале четко определить те цели, которые ставит перед собой региональная экономика. В настоящее время наиболее популярна концепция, согласно которой основной целью функционирования регионального управления является обеспечение гражданам, проживающим на территории, наиболее высокого уровня доходов и благосостояния. Все остальные цели (экономические, финансовые или организационноадминистративные) носят в некотором роде вспомогательный характер и обеспечивают возможность достижения базовой социальной цели.

Установление последовательности достижения целей позволяет осуществлять количественные измерения самой цели. Это необходимо для того, чтобы потом, измерив достигнутые в действительности результаты, их можно было сопоставить с изначально запланированными. В итоге эффективность функционирования регионального управления напрямую связана с эффективностью развития региональной социальноэкономической системы в целом.

5. Анализ современного состояния развития регионов России и межрегиональных взаимоотношений показывает, что функционирование социальных и хозяйственных комплексов, созданных в отдельных регионах, отличается значительной неоднородностью, уровнем и скоростью развития, а также направленностью к тем или иным целям. Регионы, которые изначально имели высокий промышленный потенциал, характеризуются более высокой скоростью развития и меньшим остаточным влиянием кризисных проявлений на современную экономику. Регионы, которые ранее были в состоянии глубочайшего экономического, финансового и социального кризиса, в настоящее время все еще характеризуются как отстающие или проблемные, и в них ситуация складывается таким образом, что их качественные характеристики пока еще несопоставимы со среднероссийским уровнем.

6. Исследование основных показателей, описывающих количественное и качественное состояние социальноэкономической системы в Республике Адыгея, позволяет сделать следующие выводы: во-первых, относительные показатели, которые характеризуют степень развитости экономической и социальной сфер, показывают тенденцию к постоянному росту, это связано с активным развитием отдельных отраслей промышленности и ростом производства сельскохозяйственной отрасли. Во-вторых, изучение абсолютных показателей говорит о том, что экономика Республики Адыгея все еще отстает от средних показателей по стране. Так, средний уровень доходов населения практически в три раза ниже в Республике Адыгея, чем в среднем по России. Таким образом, несмотря на постоянный рост экономических показателей, характеризующих приращение производимой продукции в регионе, в целом ситуация все еще остается далекой от состояния стабильности и эффективного функционирования.

7. Анализ структуры государственного управления, построенной в Республике Адыгея, говорит о том, что она относится в большей степени к экстенсивному типу организации иерархических структур и характеризуется невысокой эффективностью исполнения различных решений и рекомендаций. Примером тому может быть региональная целевая программа, разработанная с целью социальноэкономического развития региона. Данная программа финансируется и реализуется с постоянным отставанием, что свидетельствует о невысоком уровне эффективности функционирования субъекта управления в данном регионе.

8. Современные системы управления сложноорганизованными образованиями, такими, как региональные воспроизводственные комплексы, должны совершенствоваться на основе принципа оптимизации функционирования не только самой системы управления, но и объекта управления — экономики региона. Одним из наиболее перспективных и высокоэффективных методов совершенствования мезоэкономических систем управления является применение инструментов экономикоматематического моделирования. В частности, весьма эффективным является методический подход к рассмотрению региональных управленческих структур как систем с распределенным управлением. В рамках этого подхода структуры управления отдельными отраслями и сферами региона определяются как метацентры, имеющие свои целевые функции, которые заключаются в стимулировании и координации деятельности активных элементов мезоэкономической системы — промышленных предприятий, банковских учреждений, социальных и общественных организаций. Совместное функционирование метацентров (органов управления) и активных элементов (субъектов экономики) должно стремиться к оптимуму, выгодному для всех участников социально — экономических процессов. Таким образом, будет достигнута цель удовлетворения на максимально возможном уровне потребностей разных сторон, и одновременно будет осуществлена стабилизация функционирования оптимизируемой системы.

9. Оптимальное и стабильное функционирование региональной экономики, в целом, и системы управления ею, в частности, может быть достигнуто только при условии создания достаточно полной и комплексной информационной базы, позволяющей дать реальную характеристику процессам, протекающим в регионе, выявить тенденции и спрогнозировать развитие социально — экономических процессов. Наибольший эффект принесет реализация данной системы в виде общерегиональной информационной сети, которая будет обеспечивать необходимыми количественными данными различные органы региональной власти. Дополнительным преимуществом создания данной информационной системы является возможность осуществления мониторинга и перманентного контроля как за развитием отдельных отраслей и предприятий региональной экономики, так и эффективности реализуемых органами власти управленческих воздействий на субъекты экономических отношений.

Такой комплексный подход к совершенствованию региональных систем управления позволит оптимизировать деятельность органов региональной администрации и заложить теоретические и практические основы дальнейшего развития региональной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Г. Управление и эффективность / А. Г. Аганбегян. М., 1981.
  2. , A.B. Моделирование и управление процессами регионального развития / A.B. Аргучинцев, В. К. Аргучинцев, В.А. Батурин- под ред. С. Н. Васильева. М.: Физматлит, 2001. — 432 с.
  3. , Ю.П. Основы местного самоуправления / Ю. П. Алексеев. М.: Норма, 1996.-289 с.
  4. , A.M. Комплексное оценивание: принцип бинарности и его приложения Препринт / A.M. Анохин, В. А. Глотов, В. В. Павельев. М.: Институт проблем управления, 1994.
  5. , Н.Г. Модели и методы оптимизации региональных программ развития Препринт / Н. Г. Андроникова, С. А. Баркалов, В. Н. Бурков. М.: Институт проблем управления, 2001.
  6. , B.C. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин- под. ред. A.A. Емельянова. -М.: Финансы и статистика, 2005. 368 с.
  7. , A.C. Россия: критика исторического опыта: социокультурный словарь: в 3 т. / A.C. Ахиезер. -М., 1991. Т. 1 -318 е.- Т. 2−378 е.- Т. 3−470с.
  8. , В.А. Специфика российского регионализма / В. А. Аверченко // Экономика Дона. -1999. № 18−20.
  9. , Т.Ю. Устойчивое развитие и экономическая безопасность региона / Т. Ю. Анисимова. Казань, 2002.
  10. Ю.Атаманчук, Г. В. Управление социальная ценность и эффективность / Г. В. Атаманчук. — М., 1995. — 268 с.
  11. П.Ашманов, С. А. Математические модели в экономике / С. А. Ашманов. -М., 1980.
  12. , М.И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 1995. — 285 с.
  13. , О.М. Региональное управление: реалии и перспективы / О. М. Барбаков. СПб.: Лань, 1999. — 288 с.
  14. , С. Регион как политическое пространство / С. Барзилов, А. Чернышев // Свободная мысль.- 1997. № 2. — С. 3−13.
  15. , А.Н. Внешнеэкономические связи субъектов РФ и укрепление единого экономического пространства России / А. Н. Барковский, A.B. Комиссаров // Проблемы прогнозирования. 2000. — № 3.
  16. , Г. Основы учения о рыночной экономике / Г. Бартлинг, Г. Луциус- под ред. И. И. Столярова. М.: Агент, 1997.-308 с.
  17. , Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. М.:ИНФРА-С, 2001. — 260 с.
  18. , О.С. Теория переходной экономики: учеб. пособие / О. С. Бескрыова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с.
  19. , B.C. Региональное развитие в условиях становления рыночных структур / B.C. Бильчак. СПб., 1993.
  20. , A.M. Россия город — власть / A.M. Брячихин. — М., 1995.
  21. , Н. Социально-экономические факторы устойчивого функционирования сельского хозяйства / A.M. Брячихин // АПК: экономика, управление. 2003. — № 6.
  22. , В.И. Основы региональной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Бугов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. М.- Ростов н/Д: Университет: МарТ, 2000. — 448 с.
  23. , В.Н. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма / В. Н. Бурков и др. М.: Наука, 1984. — 271 с.
  24. . В.Н. Теория графов в управлении организационными системами / В. Н. Бурков, А. Ю. Заложнев, Д. А. Новиков. М.: СИНТЕГ, 2001. — 124 с.
  25. , Л.Б. Проблемы внешней открытости регионов в контексте развития российской экономики / Л. Б. Вардомский. М., 1999.
  26. , С.Г. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях / С. Г. Васьков. М.: Экономика, 1990. — 191 с.
  27. Внешнеэкономическая деятельность регионов: роль федерализации России // Перспективы федерализма в России: теоретические и практические аспекты: материалы научного семинара. Казань, 1999.
  28. , Н.В. Современное состояние экономики ВЭД регионов России: проблемы развития / Н. В. Волгин // Внешнеэкономический бюллетень. -2000.-№ 9.
  29. , А.И. Проблемы повышения эффективности местного самоуправления / А. И. Гаврилов. М.: БЕК, 1994.
  30. , A.JI. Управление экономическим развитием / A.JI. Гапоненко.-М.: ИНФРА, 1993.
  31. , A.JI. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления / A.JI. Гапоненко, В. Г. Полянский. М.: РАГС, 1999.
  32. , A.B. Правовые основы местного самоуправления / A.B. Гладышев. М.: ИНФРА, 1996.
  33. , Ю.П. Основы региональной политики / Ю. П. Гладких, А. И. Чистобаев. СПб.: Изд-во Михайлова, 1998.
  34. , В.В. В поисках совершенства управления: руководство высшего управленческого персонала / В. В. Гончаров. М.: Сувенир, 1993. -325 с.
  35. , Е.В. Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона: дис.. д-ра экон. наук / Е. В. Горшенина. Тверь, 2000. -207 с.
  36. Госкомстат России. Регионы России. Социально- экономические показатели: официальное издание. М., 2002.
  37. Госкомстат России. Регионы России. Социально-экономические показатели: официальное издание. М., 2003.
  38. Государственное и муниципальное управление на рубеже веков / под ред. А. Г. Поршкова, В. Б. Зотова. М.: Прима-пресс, 1998. — 208 с.
  39. Н. Россия в «шкуре леопарда»: социальные проблемы региональной политики / Н. Гоффе, И. Цапенко // МЭ и МО. 1996. — № 2. -С.17−25.
  40. , А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2006.-495 с.
  41. , А.Г. Региональный разрез экономической реформы / А. Гранберг // Экономика и жизнь. 1992. — № 39.
  42. , Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, A.A. Мироедов, С.В. Федин- под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002.-176с.
  43. , Г. В. Регионоведение / Г. В. Гутман, A.A. Мироедов. Владимир: ВФ РАГС, 2000.- 123 с.
  44. , Дж. Эконометрические методы / Дж. Джонстон. М., 1980.
  45. , A.A. Макроэкономическое управление и моделирование / A.A. Денисов. СПб.: Омега, 1997. — 38 с.
  46. , О.Г. Региональная экономическая динамика / О. Г. Дмитриева. -СПб., 1992.
  47. , Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности / Н. И. Дорогов. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1998. — 269 с.
  48. , П. Эффективное управление: пер. с англ. / П. Друкер. М., 1998. -349 с.
  49. , A.M. Компонентный анализ и эффективность в экономике: учеб. пособие / A.M. Дубров. М.: Финансы и статистика, 2002. — 352 с.
  50. , Ю.С. Региональная политика и управление / Ю. С. Дулыциков. М.: РАГС, 1998. — 227 с.
  51. , Ф.Н. Проблемы перехода России к рыночной экономике / Ф. Н. Емельянов. М.: Экмос, 2000. — 384 с.
  52. , В.И. Мониторинг в управлении региональной экономикой / В. И. Зарубин, С. Г. Чефранов // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. 2003. — № 2. — С. 87−92.
  53. , B.C. Экономические условия развития федерации в России / B.C. Золотарев, В. Ю. Наливайский, Э. В. Чебанова. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-176 с.
  54. , В.Г. Регионоведение: методология, политика, экономика, право / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. Ростов н/Д, 1998. — 319 с.
  55. , В.Г. Экономическое развитие Юга России и проблемы управления им / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. Ростов н/Д, 2000.
  56. , У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / У. Изард. М.: Знание, 1966. — 188 с.
  57. Итоги социально- экономического развития Республики Адыгея за 2002 год. Майкоп, 2003. — 21 с.
  58. , В. Советское пространство: конструкция и деструкция / В. Каганский // Регионология. 1998. — № 5. — С. 38−56.
  59. , Н.П. Региональная экономика / Н. П. Кетова. Ростов н/Д: Гефест, 1998.
  60. , Н.П. Инновационный потенциал региона: развитие и регулирование / Н. П. Кетова // Экономическая система современной России. Концепция проблемы, приоритетные цифры, региональная специфика. М.: Маркетинг, 2001. — 184 с.
  61. , В.В. Региональная экономика России: учебник / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2002 — 584 с.
  62. , В.И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. М.: Инфра-М-Норма, 2004. — 544 с.
  63. , JI. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика регионов России / JL Козлов // Российский экономический журнал. 1999. — № 3.
  64. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. 1996. — 9 апреля.
  65. Корпоративное управление в переходных экономиках / под ред. Масахико Аоки и Хьюнг Ки Кима. СПб.: Лениздат, 1997. — 558 с .
  66. , Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. М.: Прогресс, 1992.
  67. , А. Эффективность системы государственной власти / А. Кочетков // Власть. 1997. — № 5.
  68. , В.В. Экономика в Южном федеральном округе: проблемы и перспективы развития, совершенствование управления / В. В. Крохмаль // Управление региональным экономическим развитием Юга России. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2002.
  69. , П.Р. Международная экономика. Теория и политика: учеб. для вузов: пер. с. англ. / П. Р. Кругман, М. Обстфельд- под ред В. П. Кулакова. -М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. 799 с.
  70. , О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов / О. Кузнецова // Вопросы экономики. -2002.-№ 4.
  71. , Б.П. Очерк теории государственного управления / Б. П. Курашвили. М., 1987.
  72. , В.Н. Сущность, проблемы и механизмы общероссийской системы мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем / В. Н. Лексинг, В. Е. Силиверстов // Регион: экономика и социология. 1999. -№ 4.
  73. , В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: УРССД, 1997.-348 с.
  74. , В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / В. Лексин, Е. Андреева, А. Ситников // Российский экономический журнал. 1993. — № 9.
  75. , Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. 4-е изд. перераб. и доп. — M.: ABF, 1996.-704 с.
  76. , К. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования) / К. Лиско. М.: Наука., 1991.
  77. , Б.Г. Разработка управленческого решения / Б. Г. Литвак. М.: Дело, 2001.-392 с.
  78. , K.P. Экономика. Принципы, проблемы и политика. Т. 2 / K.P. Макконелл, С. Л. Брю. М.: Республика, 1992. — 400 с.
  79. , М.И. Теория выбора и принятия решений / М. И. Макаров и др.-М.: Наука, 1982.
  80. , С.А. Стадии структурных преобразований региональной экономики / С. А. Маськов // Агропромышленный комплекс и актуальные проблемы экономики регионов: III Всероссийская научно-практическая конференция. Майкоп: Изд-во МГТИ, 2003.
  81. , Л.Г. Методика комплексной оценки соответствия потенциала системы управления хозяйствующего субъекта целям экономики региона / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева // Стратегии и проблемы региональной экономики: научный вестник. Ростов н/Д, 2002.
  82. , Д.А. Анализ экономического взаимодействия регионов России / Д. А. Мацнов и др. // Проблемы прогнозирования. 1995. -№ 7.
  83. , Д.А. Сохраним ли целостность общероссийского экономического пространства? / Д. А. Мацнов // Российский экономический журнал. 1995. — № 7.
  84. , С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кризиса / С. Б. Мельников. М., 1996.
  85. , Б.В. Введение в инструментарий региональной экономики: учеб. пособие по курсу «Региональная экономика» / Б.В. Мелентьев- Новосиб. гос. акад. экономики и упр. Новосибирск, 1999. — 158с.
  86. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор. -М., 1994.
  87. Местное самоуправление в России: сб. материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации. Вып. 1.-М., 1995.
  88. Местное самоуправление в России: технологии, проблемы, перспективы: спецкурс. Вып. 6. М., 1997.
  89. , М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М.: Дело, 1992. 702 с.
  90. Микроэкономика / под ред. Е. Б. Яковлевой. М.: АКАЛИС, 1997. — 329 с.
  91. , Б.З. Реформы управления и управление реформами / Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1994. — 165 с.
  92. , Б.З. Системный подход к организации управления / Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, B.C. Рапопорт. М., 1983.
  93. , Б.З. Реформы управления и управление реформами / Б. З. Мильнер. М.: ИЭ РАН, 1994. — 167 с.
  94. , П. Трансформация региональной экономической политики / П. Минакир // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 2. — С. 8792.
  95. , В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде / В. Н. Моргачев. М., 1987.
  96. , Н.Н. Региональная экономика / Н. Н. Некрасов. М.: Экономика, 1975.
  97. , А.С. Теория и практика региональной экономики / А. С. Новоселов // ЭКО. Новосибирск, 2001. — № 9. — С. 172−182.
  98. , Д.А. Курс теории активных систем / Д. А. Новиков, С. Н. Петраков. М.: СИНТЕГ, 1999. — 104 с. 10 106 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон // Российская газета. 1995. — 9 апреля.
  99. , A.B. Человек и государственное управление / A.B. Облонский. М., 1987.
  100. , Т.А. Структурная перестройка и проблемы управления экономикой региона (на примере Республики Адыгея) / Т. А. Оводова // Власть и управление: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2002.
  101. , В.Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России / В. Н. Овчинникова. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2002.
  102. , A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления / A.M. Омаров. М., 1987. — 366 с.
  103. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Регионология. 1996. -№ 2. — С. 1−18.
  104. Основы рыночной экономики: учеб. пособие / под ред. И. Т. Трубилина и
  105. B.В. Сидоренко. Краснодар: КГАУ, 2000. — 452 с.
  106. В. А. Три контура управления или бизнес-план и его исполнение Электронный ресурс. / В. А. Петрухн // Вестник торгово-промышленной палаты Ставропольского края. 2003. — Декабрь. — Режим доступа: www.stavropolaudit.ru/model.
  107. Петрова, JL О значении и роли межотраслевого баланса для анализа и прогнозирования развития экономики региона (на примере Омской области) / JI. Петрова, И. Гриднева, П. Хейфец // Вопросы статистики. 1996. — № 8.1. C. 33−36.
  108. , Н.Я. Кибернетические проблемы управления экономикой / Н. Я. Петраков. -М.: Наука, 1984. 160 с.
  109. P. Микроэкономика: пер. с англ./ Р. Пиндйк, Д. Рубинфельд. -М., 1992.
  110. , Т. В поисках эффективного управления: пер. с англ. / Т. Питере, Р. Уотермен. М., 1986.
  111. , P.A. Региональный менеджмент: учебник / P.A. Попов. -Краснодар: Сов. Кубань, 2000. 384 с.
  112. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  113. , Н.И. Кавказский фактор и будущее России / Н. И. Пшиканокова // Россия: Социальные силы и пути преодоления системного кризиса: сб. тр. / под ред. A.B. Бузгалина. М.: Экономическая демократия, 2001.
  114. , А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А. И. Ракитов // Вопросы философии. 1994. — № 4.-С. 67−73.
  115. Рациональный выбор в политике и управлении / ред. Л. В. Сморгунов. -СПб., 1998.
  116. Региональное управление. Зарубежный опыт / отв. ред. Г. И. Иванов. -М., 1993.119. .Региональная экономика / под ред. Т. Г. Морозовой. М., 1993. — 472 с.
  117. Регион и Федерация: в поисках оптимума. Невельск, 1966.
  118. Регионоведение: учеб. для вузов / Т. Г. Морозова, М.П. Победина- под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 419 с.
  119. Региональная экономика: учеб. пособие / под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2001.-463 с.
  120. Региональная экономика / сост. Н. П. Кетова. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-298 с.
  121. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / под общ. ред. Б. М. Штульберга. М., 1997.
  122. Регионы России: стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999−2000.
  123. , Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений / Я. Р. Рейльян. М.: Финансы и статистика, 1989. — 410 с.
  124. , В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 307 с.
  125. Сборник Россия-97. Экономическая конъюнктура. М., 1997.
  126. , И.Б. Комплексное оценивание в задачах управления системами социально-экономического типа. Препринт. / И. Б. Семенов, С. А. Чижов, С. В. Полянский. М.: Институт проблем управления, 1996.
  127. , В.И. Региональная экономика, управление, планирование / В. И, Сигов. JL: Ленингр. финансово-экономический ин-т, 1982.
  128. Системный анализ в управлении / B.C. Анфилатов и др.- под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  129. Социокультурная методология развития российского общества. Специфика социокультурных исследований // Рубеж. 1996. — № 5. — С. 5569.
  130. Социокультурная методология анализа российского общества. История как феномен культуры // Рубеж. 1996. — № 9. — С. 34−41.
  131. Социология: словарь-справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990. — 204 с.
  132. Социально-экономическое положение РА: стат. сб. Майкоп, 2002.
  133. С.Н. Региональные аспекты социальной политики / С. Н. Смирнов. М.: Дело, 1999. — 298 с.
  134. Социально экономическое положение Республики Адыгея за 2003 г. — Майкоп: Госкомстат России. Комитет государственной статистики РА, 2004.
  135. Статистические показатели регионов и округов РФ // Российская газета. 2001. — 4 авг.
  136. , Л.Н. Социальное управление: опыт философского анализа / Л. Н. Суворов, А. Н. Аверин. М.: Мысль, 1994. — 232 с.
  137. , М. Регионализм в Европе и Российской Федерации / М. Столяров // Международная жизнь. 1997. — № 9.
  138. , А.Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования / А. Х. Тамбиев. М.: Экономика.-1999.- 119 с.
  139. Теория и практика антикризисного управления: учеб. для вузов / Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, Л. П. Белых и др.- под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1996. — 469 с.
  140. Тихонов, Р. Е Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления / P.E. Тихонов. М., 1994.
  141. , С.Г. Региональная экономика / С. Г. Тяглов, Е. А. Черныш, Н.П. Молчанова- под ред. проф. Н. Г. Кузнецова и проф. С. Г. Тяглова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 320 с.
  142. , Э.А. Государственное и региональное управление / Э. А. Уткин, А. Ф. Денисов. -М.: ЭКСМО, 2002. 320 с.
  143. , P.A. Разработка управленческого решения / P.A. Фатхутдинов. -М.: Бизнес-школа: Интел-Синтез, 1999. 265 с.
  144. , Н.П. Оптимизация экономики / Н. П. Федоренко. М.: Наука, 1977.
  145. , В.В. Экономико-математические методы и прикладные модели: учеб. пособие для вузов / В. В. Федосеев, А. Н. Гармаш, Д. М. Дайитбегов и др.- под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 2002. — 391 с.
  146. Федерализм и региональная политика: проблемы и зарубежный опыт: сб. науч. тр. Вып. 3. Новосибирск, 1996.
  147. , С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике / С. Хавина // Вопросы экономики. 1994. -№ 11.
  148. , Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т. / Д. Н. Хайнман. М., 1995.
  149. , С. Зависимость экономического развития от политики государства: пер. с англ. / С. Хантингтон. М.: Вектор, 1998. — 261 с.
  150. , JI.M. Эффективное управление социально-экономическими системами / Л. М. Чистов. СПб.: Петрополис, 1998. — 475 с.
  151. , Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой / Ю. И, Черняк. М.: Экономика, 1976. — 258 с.
  152. , Л.С. Экономика. Рынок. Государство. Что нужно сделать, чтобы возродить Россию / Л. С. Черной. М.: Наука, 2000. — 236 с.
  153. , Н.Г. Региональное управление и научно-технический прогресс / Н. Г. Чумаченко. Киев: Наукова думка, 1990.
  154. , И.М. Теория и практика региональной экономики / И. М. Шабунина, O.A. Ломовцева, М. Ю. Трубин. Волгоград: Экономика, 1996.-296 с.
  155. , С.А. Экономические проблемы регионального развития: учеб. пособие по спецкурсу / С. А. Шанин. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 251 с.
  156. , P.A. Экономические методы управления / P.A. Шнипер. -Новосибирск: Экономика, 1991. 165 с.
  157. , Р.И. Регион: экономические методы управления / Р. И. Шнипер. Новосибирск: Знание, 1991. — 306 с.
  158. Экономика: учебник / под ред. A.C. Пулатова. М.: БЕК, 1994.
  159. Экономика переходного периода / под ред. В. В. Радаева, A.B. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 410 с.
  160. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л.И. Абалкин- Ин-т экон. РАН. М.: Экономика, 1999. — 980 с.
  161. Экономическая статистика / под ред. Ю. Н. Иванова. М.: Инфра-М, 1998.- 284 с.
  162. Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей / McKinsey Global Institute. M., 1999.
  163. Эффективный экономический рост: теория и практика / под ред. Т. В. Чечелевой. М.: Экзамен, 2003. — 320 с.
  164. , З.К. О программе экономической стабилизации на Северном Кавказе / З. К. Юзбеков // Общество и экономика. 1999. — № 6.
  165. , Ю.В. Тенденции структурных сдвигов в экономике / Ю. В. Яковец // Экономист. 1996. — № 12. — С. 10−20.
  166. , Е.Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ / Е. Г. Ясин // Экономист. 2002. — № 7.
  167. Barzelay, Michael, 2001, The New Public Management: Improving Research and Policy Dialogue, Berkeley, University of Caligornia Press and Russel Sage Foundation.
  168. Kettl, Donald, 2002, The Transformation of Governance, Baltimore and London, The John Hopkins University Press.
  169. Peters, В. Guy and Pierre Jon, eds, 2001, Politicians, Bureaucrats and Administrative Reform, London, Routledge.
  170. Отраслевая структура промышленного производства РАк общему объему производства
  171. Показатель 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
Заполнить форму текущей работой