Субъективная оценка как смысловой компонент текста современной французской авторской песни: На материале песен Ж. Бреля и Ж. Брассенса
Диссертация
Гипери десемантизация в песнях Бреля служат цели создания иронической характеризации объекта (чаще отрицательной, нежели положительной), а также повышенной экспрессивности текста, что связано с установкой на убеждения слушателя в правильности собственных оценок. Выводы (оценочные суждения) уже предложены автором, остается лишь сделать их убедительными для слушателя. Это достигается употреблением… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. Формирование оценочного смысла текстов АП и роль субъективной оценки в реализации коммуникативно-прагматической установки произведения
- 1. 1. Лингвистические аспекты проблемы формирования и восприятия смысла.] ]
- 1. 2. Оценка в языке и речи
- 1. 3. Соотношение понятий «эмоциональность», «экспрессивность», «оценка» и «оценочность»
- 1. 4. Категория образа автора и особенности ее реализации в авторской песне
- 1. 5. Функция воздействия как часть прагматического намерения автора и условия ее реализации
- Выводы по 1-й главе
- ГЛАВА 2.
- Авторская перспектива как способ выражения субъективной модальности
- 2. 1. Субжанры песен в зависимости от доминирующей оценочности
- 2. 1. 1. Лирические песни
- 2. 1. 2. Песни-кредо
- 2. 2. Композиционно-речевая форма текста АП как способ выражения авторской субъективности
- 2. 2. 1. Авторское размышление
- 2. 2. 2. Песня. — описание
- 2. 2. 3. Фабульная песня
- 2. 3. Лирический герой и персонаж как субъекты и объекты оценки в лирической и масочной песне
- 2. 1. Субжанры песен в зависимости от доминирующей оценочности
- Выводы по 2-й главе
- ГЛАВА 3.
- Специфика использования средств выражения субъективной оценки как стилеобразующая черта АП
- 3. 1. Лексико-грамматические средства выражения оценки как индивидуальные особенности авторского стиля
- 3. 2. Лексико-фразеологические средства выражения оценки
- 3. 3. Межтекстовый образ (метаобраз) как элемент концептуальной картины мира автора
- Выводы по 3-й главе
Список литературы
- Абельская Р.Ш. Поэтика Булата Окуджавы: истоки творческойиндивидуальности. Автореф. дисс. канд. фил. наук. — Екатеринбург, 2003. — 20 С.
- Агаджанова М.Г. Образ автора как семантическая составляющая художественного текста. Автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 1997. -23 С.
- Азнаурова Э.С. Прагматика художественного текста. — Ташкент: Фан, 1988.- 122 С.
- Андреева С.А. Когнитивные механизмы образования смыслового пространства поэтического произведения //Стилистика: семантика, прагматика / Сб. науч. Трудов МГЛУ.- Вып. 442. М., 1998. — С. 3 — 18.
- Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 472 С.
- Арнольд И.В. Стилистика декодирования. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.
- Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. — М.: Флинта: Наука, 2002.-384 С.
- Арнольд И.В., Банникова И. А. Лингвистический и стилистический контекст. // Стиль и контекст. Ленинград, 1972. С. 3 13
- Артемьева Е. Ю, Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980. -126 С.
- Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции. Изв АН СССР / СЛЯ. — Т. 32. -вып. 1.-М., 1973.
- Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантическиепроблемы. М., 1976.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988,-208 С.
- Арутюнова Н.Д. Фактор адресата. // Изв. АН СССР/ СЛЯ. 1981. -Т. 40. -#4.-С. 356−367.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: «Языки русской культуры», 1999.-896 С.
- Арутюнова Н.Д., Падучева Е. В. Истоки, проблемы и категории прагматики / Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1985. -Вып. 16.-С. 3−43.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1969. 606 С.
- Багдасарян М.А. Прагматический аспект функционирования фразеологических единиц в газетном тексте сатирической направленности. // Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. вып. 292. -М., 1987.-С.5−21.
- Банина E.H. Оценочный компонент значения в семантике метафоры. -Автореф. .дисс. канд. фил. наук. Киров, 2001.-20 С.
- Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Университета, 1993. -182 С.
- Барт Р. Лингвистика текста. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. — М.: Прогресс, 1978. — С.442−449.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. / Под ред. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. — 616 С.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советская Россия, 1979.-320 С.
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М. Бахтин Работы 1920-х годов. Киев: Next, 1994. — С. 69 — 257.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство, 1979. -423 С.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народные культуры Средневековья и Ренессанса. М., 1990. — 543 С.
- Белянин В.П. Психолингвистические особенности художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988. -124 С.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 448 С.
- Богданов В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -87 С.
- Богин Г. И. Субстанциальная сторона понимания текста. — Тверь: ТГУ, 1993.-138 С.
- Болотов В.И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и неязыковой вариативности (основы эмотивной стилистики текста). — Ташкент: Фан, 1981.
- Большой энциклопедичский словарь языкознания. Под ред. В. М. Ярцевой. — М., 2000. — 688 С.
- Бондарева Л.М. Сопоставительный анализ окказионального трансформирования ФЕ в различных типах коммуникации (прагматический аспект). Автореф. .дисс. канд. фил. наук. — М., 1994. -21 С.
- Бондарева Л.М. Двуканальность и проблема соотнесенности слова и фразеологизма. // Сб. науч. трудов МГЛУ / М., 2000 Вып. 450. — С. 131 -137.
- Бонецкая Н.К. Образ автора в системе художественного произведения (На материале творчества Н.В. Гоголя) // К вопросу об эстетической природе образа автора. М., 1986.
- Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. — М.: Высшая школа, 1960.-440 С.
- Борухов Б.Л. Введение в мотивирующую поэтику. // Филологическая герменевтика и общая стилистика. — Тверь, 1992. — С. 5 — 28.
- Брутян Г. А. Актуальные проблемы теории аргументации // Философскиенауки.-М., 1999.- № 5.
- Брусенцова Г. Н. Высказывание высокой степени оценки в современном французском языке. Дисс.. .канд. фил. наук. — М., 1985.
- Будагов P.A. Филология и культура. М.: МГУ, 1980. — 302 С.
- Булыгина Т.В. О границах и содержании прагматики. // Изв. АН СССР. СЛЯ.- 1981.-Т. 40. #4. — С. 333 — 342.
- Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира. — М.: «Языки русской культуры», 1997. 574 С.
- Ван Дейк Т. А. Вопросы прагматики текста. // новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1978. вып. 8.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. // Под ред. В. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1989. — 312 С.
- Вербицкая О.М. Текстообразующий потенциал когезии . Автореф.дисс. канд. фил. наук. — Брянск, 2001. -21 С.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963.-225 С.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971, — 118 С.
- Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц.-М., 1980.
- Вольф Е.М. Варьирование в оценочных структурах // Семантическое и формальное варьирование. М.: Наука, 1979. — С. 273 — 294.
- Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. — 228 С.
- Вольф Е.М. О соотношении квалификативной и дескриптивной структур в семантике слова и высказывания // Изв. АН СССР. СЛЯ. 1981. -№ 4.
- Воробьева О.П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста. Автореф. докт. дисс. — М., 1993. — 38 С.
- Высоцкий В.В. Выступление в г. Ворошиловграде 25 января 1978 года. Стенограмма. http://otblesk.com/vysotsky/c3sevd09.htm
- Гак В. Г. Деятельностный аспект языка // Отв. ред. Телия В. Н., М.: Наука, 1988.-212 С.
- Гак В.Г. О семантической организации текста. // Лингвистика текста. — М., 1974.-Ч. 1.-С. 61−67.
- Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. Синтаксис. — М.: Высшая школа., 1986. — 220 С.
- Галич А. «Верю в торжество слова» (Неопубликованное интервью Александра Галича) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1.-М., 1997.-С.368 -372.
- Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сб. статей по яз-знанию МГУ / М.: Изд-во МГУ, 1958. С. 103 — 124.
- Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. М.: Высш. Школа, 1974.-176 С.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-140 С.
- Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: Тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1988.-С. 125 — 137.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. — 420 С.
- Гончаренко С.Ф. Стилистический анализ испанского стихотворного текста.- М.: Высшая школа, 1988. 192 С.
- Гончарова Е, А. Лингвостилистические средства создания образа персонажа в художественном тексте // Лингвистические исследования худ. Текста. межвуз. сб. науч. трудов. — Л., 1983. — С. 85 — 98.
- Гончарова Е.А. Категории автор персонаж и их лингвостилистическоевыражение в структуре художественного текста.: Автореф. докт. дисс. — Ленинград, 1989.-32 С.
- Гринева Е.Ф., Громова Т. Н. Словарь разговорной лексики французского языка. М.: «Цитадель», 1997. — 640 С.
- Гришунин А. Л. Автор как субъект текста. // Изв. АН СССР / С ЛЯ. 1993. -Т. 52. -#4.-С.12−30.
- Демьянков В.З. Прагматические основы интерпретации высказывания // Изв. АН СССР / СЛЯ. 1981. — Т. 40. — #4. — С. 368 — 378.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987. — 140 С.
- Долинин К.А. Интерпретация текста. — М: Просвещение, 1985. 283 С.
- Долинин К.А. Стилистика французского языка. М.: Просвещение, 1987. -300 С.
- Долинин К.А. Практикум по интерпретации текста. М.: Просвещение, 1992.- 160 С.
- Домашнев А.И., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. М.: Просвещение, 1989. — 208 С.
- Донец С.М. Импликативный аспект речевого образа: Автореф.. дисс. канд. фил. наук. М., 1990. — 26 С.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984. — 268 С.
- Дудникова Т.С. Повтор как элемент ритма и его стилистическое значение во французской песне: Автореф. .дисс. канд. фил. наук. Л., 1975. — 23 С.
- Еременко Е.И. Реализация категории образа автора в драматургическихпроизведениях: Автореф. .канд. фил. наук. СПб., 1998. — 19 С.
- Есенина O.A. Конструкции экспрессивной оценки в современном английском языке: Автореф. канд. дисс. М., 1991. — 16 С.
- Жаров В.Е. Прагматический аспект стилистических средств выражения иронии в синтагматике. — Автореф. канд. дисс. — М., 1997. — 16 С.
- Жебровска А.-И. Советская авторская песня в восприятии критики (60-е — 80-е годы): Докт. дисс. М.: МГУ, 1994. — 344 С.
- Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация поэтического текста. М.: Высшая школа, 1984. — 152 С.
- Звегинцев В.А. Проблемы знаковости языка. М., 1956. — 34 С.
- Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М.: МГУ, 1973. — 248 С.
- Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. — М.: Наука, 1973.-351 С.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982.
- Ивин А.А. Основания логики оценок. М.: МГУ, 1970. — 232 С.
- Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. — 152 С.
- Карапетян Е.А. Экспрессивно-семантическая структура русской лирической песни как жанровой формы художественной речи и лексические средства ее формирования: Автореф. канд. дисс. -Ставрополь, 2001. -24 С.
- Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 1975. — 232 С.
- Колшанский Г. В. Контекстная семантика. -М.: Наука, 1980. 152 С.
- Коровин А. Жорж Брассенс и французский шансон. -www.poezia.ru/dnevnik.htm. 31.10.2001.
- Краже С.Г. Прагматический аспект теории текста и импликации // Контекстно обусловленная вариативность единиц языка. Рига, 1989. — С. 82 — 87.
- Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986.- 158 С.
- Кузнецов В.Г. Текстообразующие синтаксические средства аргументирующего текста газетно-публицистического стиля. // Сб. науч. трудов МГЛУ. вып. 450. — М., 2000. — С. 48 — 55.
- Кунин А. В Курс фразеологии современного английского языка. М.: Высшая школа, 1986. — 396 С.
- Курилов Д.Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпози. Дис. канд. фил. наук. -М., 1999.- 202 С.
- ЮЗ.Кухаренко В. А. Интерпретация текста. Л.: Просвещение, 1988. — 192 С.
- Ладыгин Ю.А. Актуализация личностных смыслов автора в системе коннотативных значений французского прозаического художественного текста. Докт. дисс. — Иркутск, 1999. — 394 С.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.-www.flogiston.ru/library/leontev.
- Лингвистический энциклопедический словарь /ЛЭС/. — М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 С.
- Логический словарь-справочник./под ред. Кондакова Н. И. — М.: Наука, 1975.-720 С.
- Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994. — 283 С.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. — 272 С.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970. —384 с.
- Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. -М.: «Ось-89», 1999. 192 С.
- ПЗ.Маркелова Т. В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: Докт. дисс. М, 1996. — 554 С.
- Мартемьянов Ю.С. Афоризм: проблема построения имплицитного текста. IIII Имплицитность в языке и речи. М.: «Языки русской культуры», 1999. — С. 115 — 124.
- Мешкова И.Н. Прагматическая направленность передовой газетной статьи. // Сб. науч. трудов МГЛУ / М., 1987. вып. 292. — С. 95 — 104.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981. — 117 С.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. — 606 С.
- Муханов И.Л. Имплицитные смыслы как составная часть семантико-прагматического потенциала высказывания // Имплицитность в языке и речи. М.: «Языки русской культуры», 1999. С. 81 — 88.
- Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1990. — 108 С.
- Наер В.Л. Прагматический аспект английского газетного текста // Коммуникативные и прагматические особенности текстов разных жанров. М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1981. — С. 106 -116.
- Наер В.Л. Из лекций по теоретическим основам интерпретации текста. — М.: МГЛУ, 2001.-75 С.
- Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. М.: Высшая школа, 1988.-169 С.
- Николаева М.А. Оценочная лексика как одно из средств реализации прагматических установок автора. // Сб. науч. трудов МГУ / вып. 188. -М., 1986.-С. 36−48.
- Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков.-www.newasp.omskreg.ru/intellect/f52.htm
- Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. — М.: Едиториал УРСС, 2003.-304 С.
- Оборина M.B. Понятие «импликационная и экспликационная тенденции текстопостроения» как средство интерпретации текста: Автореф. канд. дисс.-М., 1993.- 18 С.
- Одинец А.И. Прагматический аспект номинативных высказываний // Сб. науч. трудов МГЛУ / вып. 379. М., 1991. — С. 68 — 75.
- Остин Дж.Л. Слово и действие // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17. — С. 22 — 129.
- Павиленис В.М. Проблема смысла. М.: Мысль, 1983. — 286 С.
- Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985. — 372 С.
- Палагина О.И. Субъект речи во французской прессе: Автореф. канд. дисс. Воронеж, 1998. — 16 С.
- Пермякова Т.М. Динамика соотношений категории оценки и аргументативности в газетных текстах 1980 -90-х гг. под влиянием социальных факторов: Автореф. канд. дисс. — Пермь, 1997. — 24 С.
- Полякова А.Ю. Композиционно-речевая организация художествнного текста и ее специфика в одном из типов полифонической прозы: Автореф. канд. дисс. М., 1985. — 24 С.
- Попова Г. Ф. Модальная оценка как смысловой компонент текста комической направленности: Автореф. канд. дисс. — М., 1985. — 24 С.
- Попова Н.Б. Эволюция информативности поэтического текста: вопросы тилистики и интерпретации текста (на мат. фр. поэзии XVII — XIX веков): автореф. докт. дисс. — М., 1994. 48 С.
- Потебня A.A. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. 614 С.
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев: Высшая школа, 1987.-236 С.
- Прокофьева И.В. Модальность как выражение концепции автора: Автореф. канд. дисс. Тбилиси, 1990. — 20 С.
- Рыбакова М.В. Эмоциональность в системе коммуникативных типов предложений. Автореф. .канд. дисс.- М., 1985. — 18 С.
- Сахарова Н.Г. Поэтический язык блюза США: автореф. канд. дисс. — М., 1999.- 18 С.
- Сахарова Н.Ю. Текстовая эмпатия и языковые формы ее выражения // Стилистический анализ художественного текста. — Смоленск, 1988. — С.46−57.
- Советский энциклопедический словарь. — М., 1980.
- Солганник Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое). — М.: Высшая школа, 1991.
- Спасская Е.Л. Соотношение слова и образа в поэтическом тексте (на материале поэзии фр. сюрреализма) // Лингвистические закономерности организации текста / Сб. науч. трудов МГЛУ. вып. 379. — М., 1991. — С.19−29.
- Степанов Ю.С. В поисках прагматики (проблема субъекта) // Изв. АН СССР / СЛЯ. Т. 40. — #4. — М., 1981. — С. 325 — 332.
- Степанов Ю.С. Французская стилистика. М.: Высшая школа, 1965. — 345 С.
- Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, Факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века. М.: РАН, 1995. — С. 37 -73.
- Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
- Сусов И.П. Семантика и прагматика предложения // Изв. АН СССР / СЛЯ. М., 1982. — Т. 42. — #4. — С. 5 — 20.
- Тарасова И.П. Структура смысла и структура личности коммуниканта // Вопросы языкознания. -1992. № 4. — С. 103 -110.
- Телия В.Н. Коммуникативный аспект семантики языковых единиц. — М.: Наука, 1988.-144 С.
- Телия В.Н. Метафора как проявление антропоцентризма в естественном языке // Язык и логическая теория. М&bdquo- 1987. — С. 186 — 192.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста. — М.: Просвещение, 1986. — 128 С.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопросы языкознания. 1994. — #3. — С. 105 — 114.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции // Б. А. Успенский Семиотика искусства. — М.: «Языки русской культуры», 1995. — С. 7 218.
- Хованская З.И. Стилистика французского языка. — М.: Высшая школа, 1984.-344 С.
- Хрусталев A.C. Роль фразеологических единиц в поэтическом тексте: автореф. канд. дисс. М., 1999. — 16 С.
- Чернухина И.Я. Поэтическое речевое мышление. Воронеж: ВГУ, 1993. -188 С.
- Чернявская Е.А. Оценка и оценочность в языке и художественной речи. Канд. дисс. — Брянск, 2001. — 148 С.
- Шаховский В.И. Типы значений эмотивной лексики // Вопросы языкознания. 1994. — #1. — С. 20 — 25.
- Шаховский В.И. Языковые стили и их конвергенция в художественном произведении // Филологические науки. № 2. — 1994.
- Шашурина А.Ю. Роль игры слов в формировании смысла текста // Сб. Науч. Трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. вып. 292. — С. 136 — 146.
- Юдина Н.Е. К вопросу об эмоционально-оценочных конструкциях в составе диалогических единств. М., 1973. — 163 С.
- Якобсон Р. Работы по поэтике. — М.: Прогресс, 1987. 464 С.
- Austin J.L. Quand dire, c’est faire. P., 1970.
- Benveniste E. Problemes de linguistique generale. P.: Gallimard, 1966.
- BRUNSCHWIG C., CALVET, L.-J / KLEIN, Jean-Claude CENT ANS DE CHANSON FRANCAISE 1880−1980 Editions du seuil (coll. Points #P223), Paris, 1981. 443 P.-
- Calvet L.-J. Georges Brassens. P., 1993. — 354 P.-
- Cohen J. Structure du langage poetique. P.: Flammarion, 1966. — 235 P.
- Cressot M., James L. Le style et ses techniques. P., 1993.
- Delas D., Filliolet J. Linguistique et poetique. — P.: Librairie Larousse, 1973. — 206 P.
- Delas D. Presentation // Langages, 1995, #118. -P. 5 7-
- Dijk T.A. Van. Pragmatics and poetics // Pragmatics of language and literature. — Amsterdam, 1976-
- Dijk T.A. Van. Text and context. Explorations in the Semantics of Discourse. — London and New-York: Longman, 1977. 261 P.
- Dubois J. Dictionnaire de linguistique. P.: Larousse, 1973.-516 P.
- Ducrot O. Dire et ne pas dire: principes de semantique linguistique. Paris: Hermann. — 283 P.
- Fontanier P. Les figures de discours. Paris: Flammarion, 1977. — 506 P.
- Fowler R. The Languages of Litterature. L., 1971.
- Gans E. Hyperbole et ironie // Poetique. 1975. — VI /24/ - P. 488 — 494.
- Genette G. Fiction et discours. Paris: Seuil, 1991.
- Guiraud P. Essais de stylistique. P.: Klincksiek, 1969. — 286 P.
- Guiraud P. La semantique. Paris: Presses Universitaires de france, 1972. — 125 P.
- Jakobson R. Essais de linguistique generale. Paris: Minuit, 1963.
- Jaubert A. La lecture pragmatique. Paris: Hachette, 1990. — 240 P.
- Kerbrat-Orecchioni K. L’ironie comme trope // Poetique. 1980 (30). P. 108 -127.
- Kerbrat-Orecchioni C. L’enonciation de la subjectivite dans le langage. -Paris: Armand Colin, 1980.
- Kristeva J. Semiotike. Recherches pour une semanalyse. P.: Seuil, 1969. -225 P.
- Kristeva J. Le langage, cet inconnu. Une initiation a la linguistique. P.: Seuil, 1981.-336 P.
- Leech G. N/ Principles of Pragmatics. London and New-York: Longman, 1983.-250 P.
- Ligot M.-T. Ellipse et presupposition // Poetique. 1980 (10). — P. 422 — 436.
- Lundquidst L. L’analyse textuelle. Methodes. Exercices. P.:Cedic, 1983. -160 P.
- Maingeneau D. Nouvelles tendencies en analyse du discours. P.: Hachette, 1987.- 143 P.
- Perrin L. L’ironie mise en trope. P.: RIME, 1996. — 236 P.
- Pottier B. Semantique generale. P.: PUF, 1992. — 237 P.
- Riffaterre M. Essai de stylistique structurale. P., 1976. — 326 P.
- Rossari C. Essai de l’analyse linguistique d’un texte litteraire // Cahiers de linguistique francaise. 1992. — #13. — P. 215 — 231.
- Ruwet N. Limites de l’analyse linguistique en poetique // Langages. — 1968. -#12.-P. 175- 190.
- Searle J.R. Sens et expressions: Etudes de theories des actes de langage. P.: Minuit, 1982.-343 P.
- Todorov T. Theories du symbole. Paris: Seuil, 1977. — 376 P.
- Todorov T. Poetique de la presse. Paris: Seuil, 1978. — 170 P.
- Wellec F., Warren A. Theory of literature. -N.-Y., 1955.
- Брель Ж. Стихи и песни: Сборник/Сост. Н. С. Бордовских. М.: Радуга, 1988.-368 С.
- Georges Brassens. Les paroles des 216 chansons. http://www.paroles.net/artis/1007-
- Paroles des chansons de Jacques Brel. 137 textes disponibles. -www.paroles.net/artis/1006-
- Toutes les chansons de Brassens. http://www.georges-brassens.com/brassens.htm.