Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение качества государственных конкурсов на основе совершенствования системы взаимодействия государственных органов и коммерческих структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате расчетов у государственного органа, проводящего конкурс, появляется возможность получить достоверную оценку успешности выполнения условий торгов по всем участникам. С учетом высокой конкуренции такая оценка определяет наиболее эффективный вариант удовлетворения государственных потребностей в условиях неопределенности. В работе показано, что рассмотренный выше алгоритм получения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУР
    • 1. 1. Особенность государственных конкурсов и взаимодействия государственных органов и коммерческих структур
    • 1. 2. Проблемы качественного взаимодействия государственных органов и коммерческих структур при проведении государственных конкурсов
    • 1. 3. Рекомендации по повышению качества оценки государственных потребностей при проведении государственных конкурсов
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНКУРСОВ
    • 2. 1. Повышение качества организационного взаимодействия государственных органов и коммерческих структур при проведении государственных конкурсов
    • 2. 2. Соблюдение интересов государственных органов и коммерческих структур для повышения качества государственных конкурсов
    • 2. 3. Методика расчета количественных показателей оценки качества государственных конкурсов

Повышение качества государственных конкурсов на основе совершенствования системы взаимодействия государственных органов и коммерческих структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность научной задачи повышения качества государственных конкурсов за счет совершенствования системы взаимодействия государственных органов и коммерческих структур подтверждается рядом важных обстоятельств.

Во-первых, развитие взаимоотношений государства и частных структур по удовлетворению государственных нужд является одной из наиболее важных проблем в любой экономике, функционирующей на основе рыночных принципов. Использование коммерческими структурами различных, в том числе неэкономических, методов конкурентной борьбы в отдельных случаях приводит к искажению информации и потерям государства в результате заключения невыгодных сделок с поставщиками товаров, работ или услуг. В этих условиях, если государство заинтересовано в снижении собственных затрат на осуществление закупок, оно должно постоянно развивать и совершенствовать систему взаимоотношений с коммерческими структурами. Одним из приоритетных направлений совершенствования взаимоотношений является повышение качества государственных конкурсов, что в свою очередь предполагает повышение уровня осведомленности потенциальных участников при определении условий предполагаемого конкурса, а также прозрачности процесса определения победителей государственных конкурсов.

Во-вторых, государственные органы в настоящее время при проведении конкурсов ориентированы только на показатель стоимости заявки, поскольку именно такие требования предъявляет действующее законодательство. Тем не менее, во многих конкурсах такой подход является явно недостаточным. Это подтверждается достаточно большим удельным весом конкурсов, условия выполнения которых неоднократно пересматриваются после подписания документов между государственным органом и коммерческой структурой для изменения цены. В итоге государство зачастую не только не получает требуемые услуги, но и вынуждено переплачивать значительные средства в ходе текущего выполнения работ по государственному контракту. Для повышения объективности оценки участников конкурса целесообразно использовать инструменты рейтинговой оценки участников, например, на основе бенчмаркинга.

В-третьих, активное внедрение механизма планирования в практику формирования и размещения государственного заказа требует повышения его качества, направленное на полноценное функционирование всей системы государственных закупок. Отсутствие методологического обеспечения и четких механизмов планирования государственных закупок ведет к снижению их качества, а также к ухудшению принимаемых стратегических решений развития национальной экономики, особенно в условиях преодоления последствий финансового кризиса. Указанные выше обстоятельства в комплексе предопределяют актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Взаимодействие государства и предпринимательства в отечественной литературе является относительно новым объектом исследования. Тем не менее, в отечественной и зарубежной литературе данный вопрос рассмотрен уже достаточно широко. В частности, весомый вклад в исследование различных аспектов взаимосвязей государства и хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики внесли Ю. П. Алексеев, П. Г. Бунич, С. Ю. Глазьев, A.A. Земцов, C.B. Иванов, В. И. Корняков, Д. А. Рубвальтер, В. И. Савченко, С. А. Санинский, Е. В. Титова, В. Ф. Уколов, С. Е. Хорзов, Ф. И. Шамхалов, В. М. Яковлев, Х. В. Янакидис и другие.

Различные аспекты проблем осуществления государственных закупок в России и за рубежом освещены в работах таких отечественных ученых и практиков, как: Д. А. Абдрахимов, Н. В. Афанасьева, Г. М. Веденеев,.

В.М. Дидковский, В. А. Кныш, К. В. Кузнецов, Н. В. Нестерович, В. И. Смирнов, Ю. А. Тихомиров, А. А. Храмкин.

Фундаментальный вклад в теорию управления внесли труды Дж. М. Кейнса, Дж. Гэлбрейта, А. Смита, Дж. С. Милля, Д. Рикардо, Дж. Стиглица, Л. И. Абалкина, Н. Д. Кондратьева, С. Ю. Глазьева и др. В зарубежной литературе концептуальные взгляды относительно механизма взаимодействия государства и коммерческих структур нашли отражение в работах Ф Алехандро, Р. Коуза, Т. Питерса, Р. Уотермана, И. Шумпетера. Р. Эйреса, Л. Эрхарда и других.

В большинстве перечисленных работ рассматривается, как правило, роль государства, как регулятора экономической системы. При этом проблемы взаимодействия государственных органов и коммерческих структур как партнеров, совместно действующих при проведении государственных конкурсов, практически не находят своего отражения.

Цель исследования заключается в разработке направлений повышения качества государственных конкурсов за счет совершенствования системы взаимодействия государственных органов и коммерческих структур. На основе декомпозиции цели для исследования сформулированы следующие приоритетные задачи:

1. Выявить основные факторы качества государственных конкурсов в современных условиях.

2. Предложить направления повышения качества оценки государственных потребностей при проведении конкурса.

3. Разработать методику расчета количественных показателей оценки качества государственных конкурсов.

4. Обосновать показатели уровня качества государственных конкурсов.

5. Предложить направления повышения качества оценки государственных конкурсов на основе бенчмаркинга и рейтинговой оценки участников.

Объект исследования — государственные органы и предпринимательские структуры, участвующие в государственных конкурсах.

Предмет исследования — экономические отношения по поводу повышения качества государственных конкурсов за счет совершенствования системы взаимодействия государственных органов и коммерческих структур.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили положения, базирующиеся на исторически сложившейся теории управления, опубликованные работы отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории и практики, посвященные проблемам размещения государственного заказа, развития экономического механизма использования правовых процедур для повышения качества межсубъектных взаимоотношений. Решение поставленных задач предопределило целесообразность использования различных научных методов исследования: статистического анализалогических (анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, обобщения) — эвристических (экспертный опрос) — экстраполяции (проекции в будущее).

В качестве информационной и эмпирической базы диссертации были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации в части бюджетного регулирования, порядка размещения государственного заказа, а также официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы Минэкономразвития РФ, Министерства финансов РФ, Департамента по конкурентной политике города Москвы, других министерств и ведомств Российской Федерации.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту.

Научная новизна состоит в решении научной задачи разработки направлений повышения качества государственных конкурсов на основе реализации взаимосвязанных алгоритмов совершенствования взаимодействия государственных органов и коммерческих структур в процессе подготовки, реализации и последующего мониторинга результатов конкурса с использованием моделей удовлетворенности и рейтинговых оценок. В результате выполненных исследований на защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснованы основные факторы качества государственных конкурсов в современных условиях. На основании тезиса о том, что качество государственных конкурсов представляет собой совокупность условий, факторов и требований, предъявляемых к сделкам между государственными органами и коммерческими структурами для эффективного удовлетворения государственных потребностей в различных товарах, работах, услугах установлено, что к таким факторам относятся: качество оценки государственных потребностейкачество отбора участников конкурсакачество поданных заявок на конкурскачество процедуры определения победителя конкурсакачество документов взаимодействиякачество выполнения обязательств участниками взаимодействия.

2. Разработаны направления повышения качества оценки государственных потребностей: 1) повышение уровня осведомленности потенциальных участников при определении условий предполагаемого конкурса- 2) повышение прозрачности процесса определения победителей государственных конкурсов- 3) заключение договоров между государственным органом и коммерческой структурой на выгодных для обеих сторон условиях- 4) включение в алгоритм выбора победителя показателей экономической привлекательности, социальной ответственности коммерческой структуры- 5) определение весовых коэффициентов рейтинговых показателей в соответствии со спецификой продукта, по поводу которого проводится государственный конкурс.

3. Предложена методика расчета количественных показателей оценки качества государственных конкурсов. Методика представляет собой набор показателей, условий и требований к их расчету и оценке, а также целевых значений, в соответствии с которыми оценивается качество проводимого конкурса. Показателями являются: показатели соответствия стандартам и требованияминтегральный результат взаимодействия государственных органов и коммерческих структур при проведении государственных конкурсовэкономическая эффективность государственных органов и коммерческих структурэффект коммерческой структуры как функция технологических, инновационных, маркетинговых, сервисных, информационных и политических эффектов, взвешенных по значимости.

4. Разработаны показатели уровня качества государственных конкурсов, использующие для расчета: среднюю цену товара из предложенных поставщикамисреднерыночную цепу товараконтрактную цену товара на предыдущем конкурсе. Также используется итоговая формула для оценки уровня качества мероприятий по подготовке государственного конкурса. От того, насколько качественно будет проведена подготовка к проведению государственного конкурса, зависит уровень реальной экономии бюджетных средств, потраченных на приобретение товаров, работ или услуг для государственных нужд.

5. Обоснован подход для проведения рейтинговой оценки участников для повышения качества оценки государственных конкурсов на основе бенчмаркинга: 1) значения показателей по коммерческим структурам группируются в таблицу- 2) по всем показателям выбирается наилучшее значение, которое заносится в столбец эталонных значений- 3) для каждой коммерческой структуры рассчитывается вектор нормированных значений- 4) для каждой анализируемой коммерческой структуры значение ее рейтинговой оценки определяется методом наименьших квадратов- 5) участники конкурса 8 ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Также используются формулы для рейтинговой оценки участника по минимальному удалению от эталона.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии положений теории управления качеством в части многомерной оценки качества межсубъектных отношений, а также в развитии положений многофакторной оценки производителя продукции на основе рейтинговых подходов. Также предложены положения, развивающие теорию государственного и муниципального управления в части совершенствования институционального подхода к организации взаимодействия государственных органов и коммерческих структур.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения органами федерального и регионального уровней, бюджетными учреждениями методического аппарата для повышения качества проведения государственных конкурсов за счет совершенствования взаимодействия с коммерческими структурами. Реализация основных результатов исследования дает возможность объективно оценивать качество принимаемых управленческих решений при формировании и размещении государственного заказа, рационально использовать методы планирования, исходя из имеющихся у государственных органов и коммерческих структуры полномочий.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности.

Диссертация соответствует Паспорту специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции).

Апробация и реализация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на ряде международных и российских конференций, в том числе на У-ом Международном научном конгрессе «Роль бизнеса в трансформации российского общества». (Москва, 2010 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие конкуренции на рынке информационных технологий» (Москва, 2009 г.). Разработки и рекомендации, содержащиеся в диссертации, апробированы коммерческой компанией ООО «Делар» при исполнении государственного контракта на разработку учебных и практических пособий для гостиничных предприятий. Данные результаты подтверждены соответствующей справкой о внедрении из ООО «Делар».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 170 страниц текста, 4 рисунка, 4 таблицы.

Список использованных источников

включает 201 наименование. Автором по теме диссертации опубликовано 7 научных работ, общим объемом 3,0 печатных листа, в том числе в 2-х журналах, рекомендованных ВАК РФ для опубликования основных результатов диссертационных исследований на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обоснованы основные направления повышения качества государственных конкурсов в современных условиях. Показано, что качество государственных конкурсов может пониматься как совокупность условий, факторов и требований, предъявляемых к сделкам между государственными органами и коммерческими структурами для эффективного удовлетворения государственных потребностей в различных товарах, работах, услугах. К таким факторам относятся: качество оценки государственных потребностейкачество отбора участников конкурсакачество поданных заявок на конкурскачество процедуры определения победителя конкурсакачество документов взаимодействиякачество выполнения обязательств участниками взаимодействия.

Сделан вывод, что взаимодействие государственных органов и коммерческих структур необходимо рассматривать с точки зрения форм взаимодействия. Целесообразно выделить три наиболее важных формы взаимодействия: экономическое взаимодействиеправовое взаимодействиеорганизационное взаимодействие. Экономическое взаимодействие предполагает осуществление совместной коммерческой деятельности государственными органами и коммерческими структурами, направленной на получение неналогового бюджетного дохода путем использования ресурсов коммерческого сектора.

Правовое взаимодействие заключается в совместной организации процесса регулирования коммерческой деятельности со стороны государства. Для этого коммерческие структуры могут участвовать в рабочих группах по разработке законодательства, создавать саморегулируемые организации с привлечением специалистов из органов государственной власти, а также использовать другие формы и методы государственного регулирования бизнеса.

Для оценки качества выполнения обязательств участниками взаимодействия целесообразно определить соответствие качества услуг потребностям получателей услуг. Для данной оценки следует определить наиболее значимые для государственного органа факторы при предоставлении услуг Полученные данные следует сопоставить со степенью удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых коммерческими структурами. По каждому из критериев определяется среднее статистическое значение уровня качества.

В результате рассмотрения различных вариантов проведения государственных конкурсов и обобщения накопленного опыта мы считаем, что государственный конкурс — это проводимое государственными органами в определенный промежуток времени соревнование для выявления наилучших из числа коммерческих структур, объявивших о своем намерении выполнить государственный заказ или удовлетворить государственную потребность. Как правило, государственный конкурс осуществляется в виде конкурсных торгов, которые представляют собой механизм распределения заказов на поставку товаров, закупку услуг или выдачу подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников торгов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для их организатора.

В процессе осуществления конкурсных торгов государственные органы вступают во взаимодействие с предпринимателями, таким образом, осуществляя выбор наилучших условий выполнения государственного заказа. Эффективность конкурсных торгов может быть определена как их способность обеспечить своевременное выполнение предпринимателем своих обязательств по стоимости и в сроки, удовлетворяющие обе стороны конкурса. В процесс проведения государственного конкурса возникает и реализуется механизм взаимодействия государственных органов и предпринимательства. В диссертации показано, что механизм взаимодействия при проведении государственного конкурса имеет трехэтапную структуру:

I. Организация конкурса.

II. Проведение конкурса.

III. Контроль выполнения условий.

Повышение качества оценки государственных потребностей в настоящее время является одной из приоритетных задач для совершенствования взаимодействия государственных органов и коммерческих структур. Для повышения качества оценки используются различные методы. Мы считаем, что наиболее применимыми в условиях ограниченной информации являются: нормативный методстоимостной методисторический методбенчмаркинг. Нормативный метод применяется, когда услуга оказывается редко и объемы потребностей не могут быть измерены из-за отсутствия исторических данных. В этой ситуации объем потребностей рассчитывается как норматив потребления услуги, обусловленный социально-экономическими условиями и политическими гарантиями.

Стоимостной метод используется в условиях непостоянных объемов, когда главным фактором становится объем финансирования конкретной потребности. Исторический метод используется, когда потребность возникает регулярно. В этом случае стоимость и объем потребностей являются исторически наследуемыми показателями. Бенчмаркинг осуществляется, когда существует достаточно большая база данных по конкретным коммерческим структурам, имеющим возможность удовлетворить конкретную потребность. Объемы потребностей и стоимость их удовлетворения являются результатом построения идеальной модели по набору параметров. Для повышения качества данного механизма в диссертации предложены следующие направления:

1) повышение уровня осведомленности потенциальных участников при определении условий предполагаемого конкурса;

2) повышение прозрачности процесса определения победителей государственных конкурсов;

3) заключение договоров между государственным органом и коммерческой структурой на выгодных для обеих сторон условиях;

4) включение в алгоритм выбора победителя показателей экономической привлекательности, социальной ответственности коммерческой структуры;

5) взвешивание рейтинговых показателей в соответствии со спецификой продукта, по поводу которого проводится государственный конкурс.

Указанные направления позволят повысить качество государственных конкурсов, в том числе, за счет увеличения количества участников торгов и повышения процента экономии. В связи с быстрыми темпами развития института государственных закупок в нем проявляется ряд проблем, характеризующих уровень развития всей национальной экономики в целом. По нашему мнению, проблемами, наиболее сильно влияющими на эффективность системы государственных закупок, являются проблемы, вызванные отсутствием прозрачности рассматриваемой системы: коррупция и лоббизм.

В работе показано, что в настоящее время процесс взаимодействия государственных органов и коммерческих структур развивается достаточно интенсивно, особенно в форме экономического взаимодействия. Однако для повышения качества государственных конкурсов целесообразно развивать организационное взаимодействие. В связи с этим в диссертации обоснована необходимость разработки методики оценки качества взаимодействия государственных органов и коммерческих структур при проведении государственных конкурсов. В составе методики используются различные критерии эффективности, учитывающие требования различных обеих групп участников взаимодействия, при этом интегральным критерием эффективности является взвешенный с учетом важности всех участников интегральный критерий эффективности.

По нашему мнению, система показателей эффективности применяется на различных этапах взаимодействия при проведении государственного конкурса.

Понятие «качество взаимодействия» является интегрированным.

Взаимодействие является эффективным с точки зрения его участника, если оно взаимодействие) удовлетворяет интересам этого участника. Показатель эффективности — количественная или качественная характеристика (мера),.

142 посредством которой выражается степень эффективности процесса взаимодействия.

Показатели соответствия стандартам и требованиям затрагивают всех основных участников взаимодействия при проведении государственных конкурсов: государственные и коммерческие структуры, подрядчиков и потребителей, а также другие элементы национальной экономики, которых затрагивает выполнение конкретных работ в рамках государственного конкурса.

Следовательно, целью решения о выработке квалификационных требований должна стать разработка альтернативных вариантов того, каким требованиям должно соответствовать лицо для участия в процедуре по размещению заказов на поставку продукции. Такие требования должны быть, с одной стороны, вполне конкретными, и с другой стороны — не слишком жесткими для того, чтобы позволить достаточному количеству участников, имеющих желание и возможность произвести поставку, принять участие в конкурсе.

Необходимо опасаться того, чтобы квалификационный отбор не стал орудием в руках недобросовестных заказчиков, применяющих его для отсеивания нежелательных конкурентоспособных поставщиков. От правильности принятого решения зависит, насколько широк и профессионален будет круг участников конкурса, а значит, и эффективность предстоящей поставки в целом.

Второй уровень критериев — это критерии, по которым осуществляется выбор победителя конкурса. Анализ и оценка ситуации в данном случае заключается в установлении тех факторов будущей поставки (выполнения работ, оказания услуг), которые являются для заказчика наиболее существенными. Основным фактором является цена продукции. Кроме того, это могут быть качество продукции, сроки поставки, сроки и форма платежа и т. д. В каждом конкретном случае соотношение названных факторов может быть разное. В одном случае в числе основных факторов для заказчика.

143 являются сроки поставки и форма платежа, в другом сроки поставки и форма платежа вообще не берутся в расчет.

Чтобы выразить суть принимаемого решения следует отметить, что его оптимальностью является наилучшее соотношение «цена-качество». Именно здесь возможна и необходима выработка и оценка альтернативных вариантов решения. Наличие множества факторов и характеристик закупаемой продукции и вариантов их оценки, неизбежно формирует различные варианты критериев определения победителя конкурса. Критерии, установленные заказчиком, а также способ оценки этих критериев формируют модель механизма принятия решения о победителе конкурса. Эта модель должна быть построена таким образом, чтобы субъективный фактор принятия решения о победителе был сведен к минимуму. Идеальная модель представляет собой такой механизм, который может быть использован любым лицом, принимающим решение о выигравшей заявке. Это означает, что после вскрытия конвертов с заявками участников, каждый может, применяя содержащиеся в конкурсной документации способы оценки критериев, сделать вывод о том, какая заявка или заявки будут признаны выигравшими, причем во всех случаях такой вывод должен быть идентичным.

Конечно на практике при принятии решения о выработке критериев, по которым будет происходить выбор победителя, приходится учитывать гораздо большее количество факторов, что зависит в некоторых случаях от сложности предмета закупки. Например, если закупаются технологии для производства, то помимо цены необходимо учитывать срок службы и возможности технического обслуживания, производительность и множество других факторов. Понятно, что в данной ситуации может потребоваться привлечение разного рода специалистов и консультантов. Такая обязанность заказчика должна быть предусмотрена и нормативно закреплена в процедурах закупок.

Решения об установлении квалификационных требований и критериев, по которым будут происходить определение победителя, включая другие необходимые составляющие, оформляется в виде конкурсной документации,.

144 которая должна в обязательном порядке утверждаться приказом органа исполнительной власти — организатора конкурса. На практике об этом требовании зачастую просто забывают.

На наш взгляд, конкурсная документация должна проходить стадию согласования. Эта стадия служит для того, чтобы расширить круг компетентных лиц, которые участвуют в обсуждении документации, и учесть их мнение при окончательной доработке и утверждении решения. При наличии разногласий у заинтересованных отделов и служб к выбранному проекту прилагаются письменные заключения. Руководитель знакомится с содержанием этих заключений и оценивает, насколько представленные замечания являются принципиальными и могут отразиться на эффективности принимаемого решения. Согласованный проект приказа и конкурсной документации, которая должна оформляться в виде приложения к приказу, утверждается руководителем или его заместителем, к компетенции которого относятся вопросы закупок.

Обычно считается, что стадия согласования — факультативная стадия. Она используется лишь тогда, когда вследствие сложности и важности решаемой проблемы необходимо учесть мнение заинтересованных служб и специалистов. При государственных закупках стадия согласования является, по нашему мнению, обязательной. Это, прежде всего, касается утверждения конкурсной документации, поскольку именно она является одним из ключевых решений в процессе закупки. На этой стадии приказ об утверждении конкурсной документации визируется всеми членами конкурсной комиссии, в состав которой, как уже отмечалось, должны входить все лица, к компетенции которых можно отнести вопросы государственных закупок.

Помимо утверждения конкурсной документации, на этой стадии оформляется соответствующий приказ органа исполнительной власти, в котором должны быть установлены сроки проведения квалификационного отбора, дата проведения конкурса, поручения соответствующим службам и отдельным лицам о проведении необходимых организационных мероприятий, намечены пути и способы практического их осуществления.

Можно выделить следующие мероприятия, проводимые в рамках процедур конкурсного размещения заказов на поставку продукции:

• составление текста приглашения к участию в квалификационном отборе и к участию в конкурсе и его опубликование в средствах массовой информации;

• прием от участников заявок на участие в квалификационном отборе и на участие в конкурсе и их регистрация;

• выдача участникам расписок о приеме соответствующих заявок и приложенных к ним документов;

• осуществление связи с участниками конкурса. Эти обязанности должны возлагаться на лицо, обладающее необходимыми знаниями и навыками для того, чтобы иметь возможность предоставлять участникам достоверную и объективную информацию по интересующим их вопросам, связанным с предстоящей закупкой;

• подготовка и рассылка уведомлений о результатах прохождения квалификационного отбора;

• ведение протокола процедур закупокподготовка помещения для проведения конкурса.

Показатели также позволяют измерять соответствие целям других участников процесса взаимодействия (например, других участников конкурса, различные социальные институты и т. п.). Вышестоящее руководство нуждается в измерении соответствия процесса взаимодействия стандартам, правилам и закономерностям. Поставщики стремятся к обеспечению процесса наиболее подходящими ресурсами и исходными данными, удовлетворяющими условиям выполнения конкурса с минимумом неэффективных расходов. Поставщики заинтересованы в таких способах поставки ресурсов и финансирования активов, которые позволяют максимизировать эффективность результатов взаимодействия.

По мнению автора, интегральный результат взаимодействия государственных органов и коммерческих структур при проведении государственных конкурсов может быть измерен в виде дополнительного эффекта, получаемого обеими сторонами взаимодействия, причем этот дополнительный эффект может быть получен в удаленное от момента оценки время. Таким образом, в зависимости от целей и задач государственного конкурса оценка может осуществляться как предварительно, так и по фактическим данным. Сделан вывод, что причина прироста результатов едина — процесс взаимодействия, а эффект для каждого участника — свой:

1) для государственного органа — решение социальных и экономических задач без прямого использования бюджетных средств;

2) для коммерческой структуры — балансирование административного давления и обеспечение дополнительного финансирования деятельности;

3) для подрядчиков — возможность получения дополнительного дохода и диверсификация портфеля заказов, обеспечивающая эффективность и рентабельность деятельности;

4) для конечных потребителей — сокращение затрат на приобретение необходимых ресурсов за счет схемы финансирования с использованием государственных средств.

В работе показано, что эффект, получаемый коммерческой структурой, не сводится только к финансовым результатам. Часто государственный заказ бывает убыточным для частной компании. В этой связи, целесообразно рассчитывать не только финансовый, но и другие эффекты, возникающие у сторон при проведении государственного конкурса. По мнению автора, в общий эффект входят: технологическая, инновационная, маркетинговая, сервисная, информационная и политическая составляющие.

В качестве маркетинговых эффектов могут использоваться: рост доли рынка, снижение барьеров входа на новые рынки, усиление.

147 конкурентоспособности за счет государственного финансирования новых технологий, а также получение доступа к информации о состоянии рынка по конкретным видам продукции, работ, услуг. В качестве информационных эффектов могут рассматриваться: освещение работы предпринимателя в СМИ, возможности использования информации о сотрудничестве с государством при проведении переговоров, доступ к лицензионным правам и др.

Затраты предпринимателя сводятся к затратам на обслуживание обязательств по договору о выполнении государственного заказа. Таким образом, в зависимости от уровня эффекта и затрат на его достижение оценивается эффективность предпринимателя в результате взаимодействия с государственными органами по выполнению государственного заказа.

В настоящее время наиболее востребованными являются три способа определения качества проведения конкурсных процедур. Эти способы различаются по методу выбора ценового значения, с которым сравнивается цена конкурсной заявки победителя. Данное ценовое значение при разных способах оценки качества может определяться как:

4) средняя цена товара, из предложенных поставщиками;

5) среднерыночная цена товара;

6) контрактная цена товара на предыдущем конкурсе.

В ряде случаев в качестве средней цены товара можно принять средневзвешенную величину цен поставщиков-участников конкурса. Это, в частности, имеет смысл, если различаются предлагаемые к поставке объемы продукции. Очевидно, что данный способ расчета будет реально отражать эффективность от проведения конкурса лишь в том случае, когда число поставщиков, подавших заявки, соизмеримо с фактическим числом поставщиков данного товара, в частности такой вариант будет давать адекватные результаты при проведении закрытого конкурса.

Кроме того, может возникнуть ситуация, когда конкурсная комиссия будет выбирать из предложений, которые изначально имеют завышенную цену.

При этом несложно заметить закономерность, что чем выше цены заявок, в том.

148 числе, возможно, и по сговору, тем выше абсолютная эффективность от проведения конкурса.

Очевидно, что в случае, если законодательством не предусмотрена возможность отклонения всех заявок, вследствие неудовлетворения интересов заказчика, и подобная возможность не отражена в условиях предоставляемой поставщикам конкурсной документации, закупка по цене, равной среднерыночной, предполагает при расчете по первому способу большее значение достигнутой заказчиком эффективности, чем при закупке по цене ниже среднерыночной. Таким образом, отсутствие четких критериев относительно выбора способа расчета абсолютной эффективности может привести к самостоятельному выбору заказчиком метода, использование которого будет улучшать показатели качества функционирования соответствующего ведомства.

Такой способ определения качества государственного конкурса отражает уровень экономии средств, который может быть получен в результате снижения цены удовлетворения государственных потребностей в данном периоде по сравнению с предлагаемой ранее и может характеризовать динамику работы государственного органа по проведению конкурсов. Однако в условиях инфляции, когда цена победителя всегда будет выше контрактной цены на предыдущем конкурсе, абсолютная эффективность будет иметь отрицательное значение. Очевидно, что он более подходит для расчета эффективности в случае регулярного согласования с уполномоченным органом исполнительной власти закупки у единственного источника. Для каждого из трех рассмотренных случаев может быть определено относительное значение уровня качества.

Для оценки качества подготовки государственного конкурса необходимо учитывать, что в мероприятиях, связанных с процессом организации и проведения государственного конкурса задействовано значительное количество квалифицированного персонала государственного органа: заказчик, организатор конкурса, конкурсная комиссия, а также, возможно, и руководитель контракта.

Очевидно, что сокращение значения этой функции не обязательно приведет к росту качества государственного конкурса, поскольку он все же основывается на минимальной цене предложения и выгодно заключенном контракте. Это, в свою очередь, зависит от квалификации специалистов, и чем ока выше, тем выше оплата их труда. Более того, если оплата организаторов торгов за участие в проведении конкурса будет рассчитываться, исходя из достигнутого размера экономии, то есть доплачиваться процент от нее, то в действие вступит объективный механизм конкуренции, позволяющий достигать заданный уровень экономии.

Вторым видом затрат, который может возникнуть на этапах проведения открытого конкурса является публикация в печати. Здесь необходимо учитывать стоимость публикации в конкретном печатном издании. В связи с существованием специализированной страницы http://www.gostorgi.ru может возникнуть впечатление, что затраты на размещение информации практически отсутствуют. Но в действительности необходима дополнительная информация о конкурсе, если стоит цель реально понизить цену закупки.

В работе сделан вывод, что для оценки качества подготовки конкурса целесообразно сопоставить реальные затраты государственного органа как организатора конкурса с реально достигнутой экономией средств, полученной в результате широкого конкурентного соперничества участников и представления рыночных цен на продукт, удовлетворяющий государственные потребности. От того, насколько качественно будет проведена подготовка к проведению государственного конкурса, зависит уровень реальной экономии бюджетных средств, потраченных на приобретение товаров, работ или услуг для государственных нужд. Таким образом, деятельность государственного органа по организации конкурса является объектом оценки уровня качества не только на этапе подведения итогов, но и на этапах подготовки и проведения самого конкурса.

Если государственный орган готов проводить конкурс не только по параметру цены, но и по другим параметрам, то важно иметь в своем распоряжении конкретный инструмент оценки участников конкурса. По мнению автора, одним из наиболее применимых инструментов сравнения является бенчмаркинг, в рамках которого участники конкурса сравниваются с эталонным участником, который формируется из совокупности однотипных объектов.

В большинстве случаев эталон может формироваться из показателей работы коммерческих структур, занимающихся различными видами деятельности. Это не является препятствием для оценки качества, потому что коммерческие структуры имеют сопоставимые показатели, которые можно сравнивать между собой. Автор считает, что приведение показателей к сопоставимому виду возможно за счет использования удельных показателей, позволяющих нивелировать эффект масштаба деятельности. Тем не менее, подбор исходных субъектов для сравнения должен быть обоснованным и прозрачным.

В результате расчетов у государственного органа, проводящего конкурс, появляется возможность получить достоверную оценку успешности выполнения условий торгов по всем участникам. С учетом высокой конкуренции такая оценка определяет наиболее эффективный вариант удовлетворения государственных потребностей в условиях неопределенности. В работе показано, что рассмотренный выше алгоритм получения рейтинговой оценки может быть модифицирован. На основании рейтинга формируются рекомендации по повышению качества выбора победителя. В работе сделан вывод, что сопоставление важности показателя и текущего значения степени удовлетворенности государственного органа или конечных потребителей по данному показателю позволяет сформировать «дорожную карту» повышения качества государственных конкурсов на основе совершенствования взаимодействия государственных органов и коммерческих структур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абе Н. и др. Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития / под ред. Т. Г. Долгопятовой, И. Ивасаки, А. А. Яковлева. М.: Юстицинформ, 2009.
  2. Р. А. Региональные особенности инновационной деятельности в Российской Федерации: монография. — М.: ИПЦ Маэка, 2010.
  3. С. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // С. Авдашева, А. Шаститко // Вопросы экономики, 2003. № 9.
  4. Ю.В. Государственная власть и местное самоуправление: практика взаимодействия и проблемы // Регион: системы, экономика, управление, 2010. Т. 11. — № 4.
  5. H.A. «Проблемы формирования системы государственных закупок в свете нового законодательства». Материалы научно-практической конференции. «Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития», 2006.
  6. H.A. Анализ механизма планирования размещения государственного заказа в г. Москве. // «Микроэкономика», 2009. № 4.
  7. H.A. Методический аппарат повышения качества планирования государственных закупок в условиях финансового кризиса. // Актуальные экономико-правовые проблемы современной экономики России. Вып. 4-М.: ИНИОН РАН, 2008.
  8. H.A. Особенности механизма планирования размещения государственного заказа. // Транспортное дело России, 2009. № 4.
  9. H.A. Порядок формирования начальной цены контракта Экономико-правовое обеспечение функционирования хозяйствующих субъектов в России. С-Пб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2008.-№ 1.
  10. Ю.Артемов С. А. Взаимодействие властных и предпринимательских структур в системе государственного ипотечного жилищного кредитования: организационно-функциональный аспект: на примере г. Москвы. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2009.
  11. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  12. O.A. Аукционы и конкурсы. Комментарий судебно-арбитражной практики. М.: Издательства: Контракт, Волтерс Клувер, 2010.
  13. Бизнесу предлагают объединиться в единую структуру // О. Губенко, Е. Загородняя, Н. Орлова и др. //Известия. 2004. — 30 января. -№ 16.
  14. С. Не нравится мне этот шум в отрасли: Интервью с президентом государственной нефтяной компании «Роснефть» // Известия. 2003. — 8 сентября. — № 162.
  15. Большой энциклопедический словарь: А-Я. // Гл. ред. А. М. Прохоров. СПб.: Большая рос. энцикл.: Норинт, 1997.
  16. В.Н., Карпов Ю. А., Струков А. Ю. Разработка механизмов взаимодействия в хозяйственных объединениях // Системы управления и информационные технологии, 2010. Т.41. — № 3.
  17. В.Г. Формирование механизма управления взаимодействием органов власти и бизнес-структур сферы малого и среднего предпринимательства // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, 2010. — № 1.
  18. В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // ПОЛИС, 2003. № 4.
  19. С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов. // Вопросы экономики, 2009. № 3.
  20. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. I, ст. 2.153
  21. А. Российский капитализм становится более авторитарным: Интервью с зам. руководителя бюро ПАСЕ //Известия. 2003. — 3 ноября. -№ 202.
  22. А. Легитимность государственной власти и ее основные типы // Государственная служба. М., 2002. — № 2.
  23. В.М. Подрядные торги в строительстве — теория и практика / В. М. Дидковский // Конкурсные торги. 1998. — № 3.
  24. В.Г. Совеременный опыт проведения закупок // Госзаказ, 2005.-№ 1.
  25. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. Пер. с англ. М., 1992.
  26. В. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой / В. Дудкин, Ю. Петров // РЭЖ. — 1998. — № 7−8.
  27. А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике //Вопросы экономики. М., 2002. — № 4.
  28. O.A. Анализ квалификации поставщиков (финансовые аспекты): Учебно-методическое пособие / O.A. Емцова. М.: ГУ-ВШЭ, 1999.
  29. К. В. Тендеры в коммерческих предприятиях. М.: Издательство: Феникс, 2009.
  30. В.Н., Пехов Б. М. Экономико-математическая модель взаимодействия предпринимательских и государственных структур в процессе земельных отношений // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2010.- № 3.
  31. C.B. Государственный строительный заказ как элемент бюджетной системы региона // В прил. к журн. «Экономические науки» -№ 4−2005.
  32. C.B. Зарубежный и отечественный опыт проведения государственных заказов // Актуальные экономические и правовые проблемы России М.: ИНИОН РАН, 2006.
  33. C.B. Исследование зарубежного опыта проведения государственных конкурсов на примере США // В прил. к жури. «Экономические науки» № 4 — 2005.
  34. C.B. Конкурсные процедуры государственного заказа в строительстве // Экономика России: тенденции, перспективы, возможности М.: ИНИОН РАН, 2006.
  35. C.B. Экономическая сущность механизма проведения государственных конкурсов // Экономические науки 2007. № 7.
  36. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. — 488 с.
  37. Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект: монография. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010.
  38. Исследование «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса в крупных российских городах». Фонд «Институт экономики города», 2002.
  39. С. Госснабжение умерло. Да здравствует контракт?! / С. Карнаухов // Экономка и жизнь, 1992. № 40.
  40. В. Взаимодействие крупного капитала и государственной власти (зарубежный опыт) // Проблемы теории и практики управления. -2004. -№ 1.
  41. П., Петр Авен. Лакировка беспрецедентного хищничества, или свет во тьме? // Российский Кто есть кто. М., 2000. — № 6.
  42. И. К. Политическая активность предпринимательства в постсоветской России // Мировая экономика и международные отношения, 2000. № 2.
  43. Кластерная и корпоративная модели взаимодействия власти, бизнеса и общества. М.: Проспект, 2009.
  44. И. В. Процессы концентрации на товарных рынках и методы антимонопольного регулирования / И. В. Князева. — Новосибирск: СибУПК, 2001.
  45. А. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России // Вопросы экономики. М., 2000. — № 6.
  46. А. Президент сторговался с крупным бизнесом: Предприниматели уже смирились с тем, что Михаил Ходорковский не последний человек в черном списке Владимира Путина // Коммерсантъ-дэйли, 2003. 24 декабря. — № 34.
  47. С. В. Нефтеолигархи и власть: нанайская борьба // Власть, 2003. -№ 11.4 8. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. М., .1995.
  48. М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007.
  49. В., Ахломов В. Чукотка. В поисках смысла // Известия. -М. 2002. 19 октября. — № 191.
  50. В. А. Корпоративное управление: собственник и совет директоров: учебное пособие по курсу «Корпоративное управление и совет директоров» для предпринимателей и директоров. М.: Либрайт, 2010.
  51. Корпоративное управление: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». М.: Форум, 2010.
  52. А.И. Процесс измерения эффективности взаимодействия предпринимательских структур // Проблемы современной экономики, 2009. -№ 2.
  53. . Пименова Л. Введение в предпринимательство. С-Пб: Политехника, 1995.
  54. O.B. Трансформация бизнес-элиты России: 19 982 002. // Социологические исследования, 2002. № 8.
  55. Кто скажет: «Я знаю, как надо?»: Гражданский форум в Нижнем Новгороде пытается научить бизнес и власть жить дружно // А. Амелькина и др. // Известия, 2003. 24 октября. — № 196.
  56. . Ни планов, ни заданий, ни госзаказов! / Б. Кузьменко // Экономика и жизнь, 1991. № 2.
  57. A.B. Взаимодействие властных и предпринимательских структур в системе межсекторного социального партнерства. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. — Великий Новгород, 2009.
  58. В. Капиталу предложено делиться // Российская газета, 2003.-27 ноября.№ 241
  59. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. -М, 1993.
  60. Г. Элитные группы России: продвижение во власть //Общество и экономика, 2000. № 2.
  61. Н., Чирикова А. Региональная власть и экономические элиты: социологическая хроника начала XXI века // Общество и экономика, 2002. -№ 6,7.
  62. П., Чирикова А. Власть и бизнес в российских регионах // Общество и экономика, 2000. — № 1.
  63. В.В. Организационная структура управления государственными закупками в территориальных образованиях субъектов Российской Федерации. http://cmo.kliabkrai.ru/tema-25-mnogourovnevaya-sistema-upravleniya-zakupk/
  64. Д. В. Корпоративный центр: ключевые вопросы управления группой компаний. -М.: Альпина, 2010.
  65. А. Е. Франчайзинг в сфере малого предпринимательства: Учеб. пособие / А. Е. Леонов, Министерство образования Рос. Федерации,
  66. Новосиб. целевой образоват. консоциум. Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т.-2005.
  67. Ли И. Российский капитализм в эпоху глобализации: задачи и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2004. — № 2.
  68. Лоббизм в России: этапы большого пути. // Коммерсант. 2002. 19 дек.- Олейник А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма //Вопросы экономики, 2001. — № 5.
  69. Ю. Национальные приоритеты и направления технологического прорыва // Проблемы теории и практики управления, 2004. № 2.
  70. Г. Конкурсы, тендеры и предложения. Выигрывайте, используя лучший опыт — М.: Издательство: Баланс Бизнес Букс, 2007.
  71. Ф.А. Взаимодействие предпринимательских структур на региональном уровне. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. — Великий Новгород, 2008.
  72. Май ер A.A. Совершенствование управления экономическим взаимодействием населения, власти и бизнеса в регионе // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2009. Т.1. -№ 25.
  73. K.P., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -М.: Издательство: Инфра-М, 2009.
  74. В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре. Критерии оценки концессионных конкурсов. М.: Издательство: Альпина Паблишерз, 2010.
  75. В. Государственные закупки: принципы, законодательные нормы и институциональные схемы / В. Малочко, Е. Береснева, В. Житковский. Турин, 2002. — 244 с.
  76. Мельников В. В. Совершенствование механизма государственных закупок на основе повышения эффективности конкурсных торгов в158
  77. Российской Федерации. дисс. канд. экон. наук, 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (макроэкономика). — Новосибирск, 2005.
  78. Методические рекомендации по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд: Письмо Минэкономики России от 2.06.2000 г. №АС-751/4−605.
  79. Методические рекомендации по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд: Письмо Минэкономики России от 2.06.2000 г. №АС-751/4−605.
  80. А.Е. Интегральный подход к ресурсному регулированию взаимодействия предпринимательских структур // Управленец, 2010. Т.4.
  81. Н.В. Реляционный подход к взаимодействию налоговых органов и предпринимательских структур // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2010. № 1.
  82. С. У бизнеса плохи дела: Как живется предпринимателям в разных странах //Коммерсантъ-ДЭЙЛИ, 2003. — 31 октября. № 200.
  83. Д. Финансово-промышленные группы: специфика России. // Мировая экономика и международные отношения, 1997. № 4.
  84. Михельс Р. Демократическая аристократия и аристократическая
  85. О., Вардуль Н. Бизнес и власть обменялись запросами // Коммерсантъ-дэйли, 2003. 24 октября. — № 195.
  86. A.B. Взаимодействие государства и частных предпринимательских структур в условиях переходной экономики России. — дисс. канд. экон. наук: 08.00.01.-Ярославль, 1998.
  87. А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран / А. Мукерджи // Мировая экономика и международные отношения, 2003. — № 6.
  88. P.A., Мельников A.B. Совершенствование взаимодействия власти и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, 2010. № 2.
  89. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 528 с.
  90. Н.В. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд / Н. В. Нестерович, В.И. Смирнов- под ред. А. Г. Свинаренко. М.: ИНФРА-М, 2000. — 360 с.
  91. И. Экономические издержки законотворчества / И. Николаев, И. Шульга // Общество и экономика, 2004. № 3.
  92. O.E. Взаимодействие крупного и малого бизнеса как фактор инновационного развития экономики. дисс. канд. экон. наук: 08.00.01. — Йошкар-Ола, 2009.
  93. О ходе реализации системы конкурсного размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Российской Федерации в 2003 году // Конкурсные торги, 2004. № 13.
  94. Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска: Постановление Правительства РФ от 31 августа 1999 г. № 975.
  95. A.M. Управление взаимодействием федеральных и региональных организаций здравоохранения, оказывающихофтальмологическую помощь населению крупного города. // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. № 6.
  96. С.И. Словарь русского языка (1949) М.: Издательства: Оникс, Мир и Образование, Харвест, 2010.
  97. В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. / общ. Ред. JI.T. Лациса. — М.: «Прогресс», 1995.
  98. А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма //Вопросы экономики. — М., 2001. № 5.
  99. Опыт реформирования экономической, социальной и инновационно-технической систем управления предприятий и отраслей. / под общ. ред. В. В. Бондаренко. Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2010.
  100. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд: Учебно-методическое пособие для государственных служащих / Под ред. В. И. Смирнова, Н. В. Нестеровича. -М.: ГУ-ВШЭ, 2001. 332 с.
  101. В.В. государственно-частное партнерство как механизм взаимодействия государства и капитала // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова, 2010. Т. 16. — № 1.
  102. И. К. Демократия в России: противоречия и проблемы // ПОЛИС, 2003.-№ 1.
  103. С. Корпорация как социальный институт: Российский крупный бизнес уже в состоянии разделить с государством ответственность за благополучие общества //Независимая газета. 2004. — 23 марта. — № 57.
  104. С. П. Крупная российская корпорация в системе власти // ПОЛИС, М., 2001. № 3.
  105. К.А. Практика государственных закупок: проблемы и пути их решения. // Госзаказ, 2005. — № 1.
  106. A.B. Управление государственными закупками: монография. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2006.
  107. . Проблемы воспроизводства в современных условиях. // Вопросы экономики, 1997. № 1.
  108. В.В. Система государственных закупок в США / В. В. Пономарев // Конкурсные торги, 1998. -№ 13.
  109. О.В. Оценка эффективности кооперационного взаимодействия субъектов малого предпринимательства // Экономические науки, 2010.-№ 66.
  110. Правовые основы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации: Интернет-интервью с заместителем министра экономического развития и торговли A.B. Шароновым. -garant.ru>HHTepHeT-MeponpMTHfl>interview/10 282
  111. Проблемы и пути формирования нормативно-правовой базы проведения конкурсов. www.deol.rn
  112. Публичные услуги и функции государственного управления / Под ред. А.Е. Шаститко- Авт. коллектив: Н. С. Батаева, П. В. Крючкова, М. С. Потапенко, B.JI. Тамбовцев, А. Е. Шаститко. Бюро экон. анализа. -М.-.ТЕИС, 2002.
  113. О.В. Государственно-частное партнерство новый этап взаимодействия государства и бизнеса // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2010. — Т.44. — № 4.
  114. П., Исаев В. Глубокое обновление деятельности государства условие оздоровления российского общества //Общество и экономика. — М., 2000. — № 7.
  115. Развития отношений между государством и бизнесом в России // Независимая газета, 2003. — 12 ноября. — № 243.163
  116. Рекомендации по организации и проведению торгов по закупке товаров, подготовке тендерной документации и контрактов на поставку оборудования и услуг. М. — СПб.: Энергопрогресс, 1995.
  117. Д. А. Формирование государственного рынка и механизмы его регулирования // Д. А. Рубвальтер // Экономическая наука современной России, 2001. № 1.
  118. Ю. Б. Конкуренция. Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. -М., 2010.
  119. В. Феномен предпринимательства. // Российский экономический журнал, 1995. № 9.
  120. С.А. Управление взаимодействием предприятий-продуцентов и их потребителей // Перспективы науки, 2009. — № 1.
  121. В.К. Экономика России: состояние, угрозы, вызовы, безопасность // Бизнес и банки, 2003. № 49.
  122. Г. Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправлении. М.: Издательства: Юнити-Дана, Закон и право, 2008.
  123. A.B., Шашихин Е. Ю. Механизм конкуренции и его влияние на эффективность конкурсной процедуры в системе государственных закупок. Режим доступа: http://www.gorzakaz.ru/details-right.ptp?ID=2028.
  124. А. И. Институциональный дизайн российской власти: исторический римейк или матрица развития? //Общественные науки и современность, 2004. — № 1.
  125. Ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г.№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  126. Становление рыночной системы государственных закупок в России //В. И. Смирнов, Н. В. Нестерович, Е. Ю. Гончаров и др. Казань: НПО БизнесИнфоСервис, 2000.
  127. Статистика госзакупок. // http://www.tria.newmail.ru/ analytics/stat/intro.html. 10.10.2001.
  128. Статистика госзакупок. Режим доступа: http ://www.tria.newm ail.ru/ analytics/stat/intro .html
  129. Дж. Ю. Экономика государственного сектора // Дж. Ю. Стиглиц. М.: ИНФРА-М, 1997.
  130. В. Государственные закупки: масштаб, структура, регулирование // В. Студенцов // РИСК. 1995. — № 2−3.
  131. С. С. Романихин А. В. Как национальной промышленности защищать свои интересы (О создании системы цивилизованного лоббизма в России) // Власть, 2002. № 10.
  132. В. А. История российского предпринимательства: Учеб. пособие для студентов лицеев, колледжей, вузов / В. А. Сущенко.- Ростов на Дону: Феникс, 1997.
  133. П.И. Еще раз о подходах к управлению городским заказом // П. И. Талеров // Городской заказ Санкт-Петербурга. 2001. — № 9.
  134. П.И. Конкурсные торги в условиях рыночной экономики. // http://www.gorzakaz.ru/details-right.ptp?ID= 1600. 10.10.2001.
  135. E.B. Механизм взаимодействия предпринимательских структур в территориально-отраслевом кластере // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6.
  136. Ю. А. Предприниматель и закон: Практическое пособие // Ю. Л. Тихомиров. М.: Экономика, 1996.
  137. Т. Антимонопольное регулирование спасает свободную конкуренцию / Т. Ткачева // Московские торги. 2000. — № 7−8.
  138. О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация // О. И. Уильямсон. СПб.: Лениздат, 1996.
  139. В. Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. М.: Издательство: Экономика, 2009.
  140. В.П. Организация государственных закупок. // Госзаказ, 2005.-№ 1.
  141. В.А. США: Федеральная контрактная система и экономика: Механизм регулирования / В. А. Федорович, А. П. Патрон, В.П. Заварухин- Ин-т США и Канады. М.: Наука, 2002.
  142. О. Регулирование взаимодействия в системе социально-экономического партнерства // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. № 5.
  143. С. Н. Основные направления региональной экономической политики по повышению конкурентоспособности товаров местного производства Новосибирской области // С. Н. Чирихин // Бизнес-практика, 2000. № 9.
  144. И. М. Власть и бизнес в современной России // Социально-гуманитарные знания. М., 2001. — № 6.
  145. JT.H. Госзаказ в системе государственного регулирования экономики // JI. И. Шевченко, Г. Н. Гредин. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999.
  146. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки.// Российский экономический журнал. 1996.
  147. П. Российские преобразования в европейском контексте //Власть, 2001.-№ 9.
  148. Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Издательство: Эксмо, 2007.
  149. Электронные торги экономят бюджетные деньги // Советская Сибирь, 2002. № 208.
  150. JI. Благосостояние для всех. — Русское издание. — Грани, США, 1990.
  151. Ю. Б. Рубин Конкуренция. Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе
  152. М. М. Основы теории контрактов: модели и задачи: Учеб. пособие // М. М. Юдкевич, Е. А. Подколзина, А. Ю. Рябинина. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.-352 с.
  153. И. Всероссийское партнерство бизнеса и власти // Российский Кто есть кто, 2002. № 4.
  154. В.М. Конструктивное предпринимательство. М., 1994.
  155. Х.В. Взаимодействие хозяйствующих агентов в инновационной деятельности // Проблемы современной экономики, 2009. -№ 4.
  156. Anton J., Yao D. Coordination in split award auctions// Quarterly Journal of Economics. 1992. -№ 107.
  157. Anton J.J., Yao D.A. Second sourcing and the experience curve: price competition in defense procurement // Rand Journal of Economics. — 1987. Vol. 18. — № 1.
  158. Branco F. Favouring domestic firms in procurement contracts // Journal of international economics. 1994. — Vol. 37.
  159. Busse M. Transaktionskosten und Wettbewerbspolitik. Режим доступа: http://www.hwwa.de/Publications/DiscussionPaper/2001/1 16.pdf. -18.12.2004.
  160. Choi I. Long and winding road to the government procurement agreement: Korea’s accession experience. Режим доступа: http://wwwl.worldbank.org/wbiep/trade/ maniIa7gpaKorea.pdf. 10.01.2005.
  161. Cordell V. Effects of consumer preferences for foreign sourced products // Journal of international business studies. 1992. Vol. 23. — № 2.
  162. Dickheuer G. Beitrage zur angewandten Mikrookonomik. J. Schumann zum 65. Geburtstag. Berlin, Germany: Springer-Verlag, 1995.
  163. Evenett S., Hoekman B. Government procurement: how does discriminations matter? Режим доступа: http://wwwl.worldbank.org/wbiep/trade/papers2000/BPproc.PDF. -18.05.2004.
  164. Federal and State and local government current receipts and expenditures, national income and product accounts (NIPA), 1959−2004. Economic Report of the President: 2004. Report Spreadsheet Tables. TABLE B-82.
  165. Government consumption expenditures and gross investment by type, 1954−2001. Режим доступа: http://www.bea.org. 20.02.2005.
  166. Guidelines Procurement under IBRD Loans And IDA Credits. -Washington, D.C.: The World Bank, 1999.
  167. Hoekman B.M. Using international institutions to improve public procurement // The World Bank research observer. 1998. — Vol. 13. — № 2.
  168. Hoekman B.M., Mavroidis P.C. The WTO’s agreement on government procurement: expanding disciplines, declining membership? // Public procurement law review. 1997. — № 4.
  169. Hong H., Shum M. Increasing competition and the winner’s curse: evidence from procurement. Режим доступа: http://www.econ.jhu.edu/people/ shum/papers/winner.pdf. 28.12.2004.
  170. Hong H., Shum M. Increasing competition and the winner’s curse: evidence from181. http://www.garant.park.ru
  171. Input-Output Accounts of the United States 1998−2003. Режим доступа: http://www.bea.gov.
  172. Klein M., So J., Shin B. Transaction costs in private infrastructure projects — are they too high? // Private sector. 1996. — № 8. — P. 21−24.
  173. Kuhbach P.D., Planting M.A. Annual Input-Output Accounts of the U.S. Economy, 1997. Режим доступа: http://www.bea.org. 14.06.2001.
  174. Mattoo A. The government procurement agreement. Implications of economic theory // The world economy, 1996. — № 19. — P. 695−720.
  175. Mauro P. The effects of corruption on growth, investment, and government expenditure: A cross-country analysis. Режим доступа: http://www.iie.com/ publications/chapterspreview/ 12/4iie2334.pdf -24.08.2004.
  176. May В. Экономическая реформа и политический цикл в современной России.// Вопросы экономики, 1996. — № 6.
  177. McLachlan D.L. Discriminatory public procurement, economic integration and the role of bureaucracy // Journal of common market studies. — 1985.-Vol. 23.-P. 357−373.
  178. McMillan J. Competition in government procurement. Режим доступа: http://www.oecd.org/trade
  179. Milgrom P.R., Weber R.J. A theory of auctions and competitive bidding // Econometrica, 1982. № 50.191. Offentliches Auftragswesen in der EU. Режим доступа: http://simap.eu.int/EN/pub/docs/gspubde.htm.
  180. Peterhoff R. Orientierungsprobleme der russischen Wirtschaftsordnungspolitik. — Stuttgart, Germany: Deutsche Gesellschaft fur Osteuropakunde, JV" 4, 1999.
  181. Roy S., Viaene J.-M. Preferences, country bias, and international trade // Review of international economics, 1998. — Vol. 6. № 2.
  182. Schmolders G. Das Irrazionale in der offentlichen Finanzwirtschaft. Probleme der Finanzpsychologie. Hamburg, Germany: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1960.
  183. Soudry O. A cost-effective policy in competitive bidding for public procurement. Режим доступа: http://www.bepress.com/cgi/viewcontent.cgi? article^! 058&context=gwp.
  184. Srivastava V. India’s accession to the GPA: identifying costs and benefits. Режим доступа: http://wwwl .worldbank.org/wbiep/trade/services-files/Srivastava.pdf. 10.01.2005.
  185. Staatliche Beschaffungspolitik muss okologischer und sozialer werden. Режим доступа: http://www.greng.lu/presse/MarchesPublics.htm.
  186. Vergaberecht. Offentliches Auftragswesen. Режим доступа: http://www.thonline.de/foerderung/gewerbe/vergabe/inhalt.htm.
  187. Westring G., Jadoun G. Public Procurement Manual. Turin, Italy: International Training Centre of the ILO, 1996.200. tendery.ru201. torgi.gov.ru
Заполнить форму текущей работой