Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка моделей расчета аэродинамических характеристик турбомашин и их применение на этапе проектирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время основное направление численных методов расчета турбулентных течений состоит в решении осредненных уравнений Навье-Стокса. При осреднении по времени в уравнениях возникают слагаемые, интерпретируемые как градиенты «кажущихся» напряжений и тепловых потоков, связанных с турбулентным движением. Эти новые величины зависят от характеристик осредненного течения посредством моделей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Методы математического моделирования течения газа в межлопаточных каналах турбомашин
      • 1. 1. 1. Основные уравнения газовой динамики
      • 1. 1. 2. Моделирование турбулентности
    • 1. 2. Обзор работ посвященных численному моделированию течения газа в турбомашинах
      • 1. 2. 1. Численные методы и подходы
    • 1. 3. Выводы
  • 2. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛ
    • 2. 1. Физическая модель
    • 2. 2. Математическая модель
      • 2. 2. 1. Двухмерная модель течения газа
      • 2. 2. 2. Модель течения газа в слое переменной толщины на поверхности струйки тока
    • 2. 3. Численный метод
      • 2. 3. 1. Выбор численного метода
      • 2. 3. 2. Конечно-разностная схема численного метода
        • 2. 3. 2. 1. Двухмерные уравнения в декартовой системе координат
        • 2. 3. 2. 2. Двухмерные уравнения в слое переменной толщины для цилиндрической системы координат
      • 2. 3. 3. Граничные условия
    • 2. 4. Алгоритм расчета
    • 2. 5. Выводы
  • 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА И ВЕРИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
    • 3. 1. Верификация математической модели на примере турбинных лопаток
    • 3. 2. Верификация математической модели для слоя переменной толщины
    • 3. 3. Сравнение моделей турбулентности на лопатке с развитой зоной обратных токов
    • 3. 4. Выводы
  • 4. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН
    • 4. 1. Применение математических моделей на стадии проектирования лопаток основанное на решении стационарных задач аэродинамики
    • 4. 2. Перспективные задачи аэродинамического проектирования лопаточных венцов
      • 4. 2. 1. Нестационарное взаимодействие венцов
      • 4. 2. 2. Прямое численное моделирование (DNS)
    • 4. 3. Выводы

Разработка моделей расчета аэродинамических характеристик турбомашин и их применение на этапе проектирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Возросшая мощность вычислительной техники позволяет, численно смоделировать практически любой физический процесс. Известно, что расчет течения газа в решетках турбомашин является одной из важных тем при проектировании лопаточных машин.

В настоящее время основное направление численных методов расчета турбулентных течений состоит в решении осредненных уравнений Навье-Стокса. При осреднении по времени в уравнениях возникают слагаемые, интерпретируемые как градиенты «кажущихся» напряжений и тепловых потоков, связанных с турбулентным движением. Эти новые величины зависят от характеристик осредненного течения посредством моделей турбулентности, что приводит к новым гипотезам и аппроксимациям.

Решение задач газовой динамики сопряжено с трудностями при осреднении производных и аппроксимации различных функций, а так же при качественном описании турбулентного течения. Масштабы турбулентных величин (пульсации) составляют малую величину. При описании мелкомасштабных возмущений характеристик турбулентности необходимо сильно сгущать сетку в расчетной области. Из работы Хусани (Hussaini М. Y.) следует, что размер расчетной сетки должен составлять 105 ячеек на 1 см³. Такое высокое требование к расчетной сетке возникает из-за низкого порядка аппроксимации производных (второй). По мнению группы авторов во главе с Липановым А. М. для подробного исследования турбулентного течения достаточно сетки размером 43×25×17, но их подход базируется на решении уравнений Рейнольдса с высоким порядком аппроксимации производных (восьмой, десятый).

Целью создания численных моделей различного уровня является получение достоверных результатов определения аэродинамической эффективности лопаток турбомашин. Речь идет о двухмерных моделях течения турбулентного газа. При этом возникает необходимость в создании промежуточной двухмерной модели течения турбулентного газа в слое переменной толщины, которая отражала бы основные особенности течения трехмерной модели (изменение радиуса и раскрытия проточной части). Использование данной численной модели позволит сократить время аэродинамического проектирования в несколько раз, вследствие, сокращения количества расчетов.

Впервые в нашей стране постановка и численное решение задачи турбулентного течения газа была осуществлена Ивановым М. Я. в 1989 г. И хотя уровень развития ЭВМ в то время был недостаточен для проведения тонких численных экспериментов и решения практических задач проектирования, это новое научное направление получило быстрое развитие. В настоящее время научная школа М. Я. Иванова (ЦИАМ) наиболее известна своими разработками в области численного моделирования стационарных и нестационарных явлений в турбомашинах.

Большой вклад в развитие численных схем внесли известные ученые: Годунов С. К. (Новосибирский университет), Richard М. Beam and R. F. Warmingt (NASA Ames Research Center), Иванов M. Я. (ЦИАМ),.

C. P. Чакраварти и Жем К.-И. (Member Technical Staff, Computational Fluid Dynamics Department), Hah C. (General Electric), Ершов С. В. u Русанов А. В. (ОАО FlowER, Харьков). Известные авторы моделей турбулентностей:

D. С. Wilcox (DCW Industries, Inc., La Canada, California), Секундов A. H. (ЦИАМ), G. Medic and P. A. Durbin (Mechanical Engineering Department, Stanford University). Авторы новых подходов LES и DNS: Липанов A. M. (Институт прикладной механики УрО РАН, Ижевск), М. R. Visbal (Air Force Research Laboratory), M. Y. Hussaini (Florida State University).

Сегодня особенности технологии и системно обобщенные данные этих исследований являются «ноу-хау» фирм-разработчиков. Имеющаяся информация по вопросу численного моделирования является разрозненной и неполной. Отсутствуют рекомендации по формированию граничных условий расчета и точной постановки численной схемы. Опубликованные результаты в некоторых случаях противоречивы.

В связи с изложенным, тема диссертационной работы, посвященная численным моделям расчета аэродинамических характеристик турбомашинах и их применению при разработке газотурбинных двигателей (ГТД) является актуальной.

Работа выполнена на кафедре «Физики» Рыбинской государственной авиационной технологической академии.

Цель работы состоит в: а) создании математических моделей, методов и алгоритмов для численного анализа аэродинамических характеристик турбулентного потока в турбомашинахб) разработке методологии использования результатов численного моделирования в процессе проектирования турбомашин.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи.

1. Разработан программный комплекс «TurbBlade2D» для расчета профильных потерь кинетической энергии турбулентного, сжимаемого газа в двухмерной постановке.

2. Разработан программный комплекс «TurbBlade2.5D» для расчета потерь кинетической энергии турбулентного, сжимаемого газа в двухмерной постановке на условно выбранной линии тока в слое переменной толщины.

3. Выполнена серия расчетов с целью верификации программных комплексов с экспериментальными данными на пакете плоских лопаток турбин и проведено сравнение программного комплекса «TurbBlade2.5D» с коммерческим программным комплексом на предмет предсказания особенностей трехмерного течения, связанных с изменением радиуса проточной части и изменением меридиональной площади сечения межлопаточного канала турбин.

Метод исследования. Поставленные в диссертационной работе задачи решены с использованием метода конечных объемов с неявной коррекцией по давлению — метода прямого численного интегрирования уравнений газовой динамики.

Научная новизна результатов заключается в следующем.

1. Впервые для решения задач аэродинамического совершенства лопаток турбомашин предложен численный метод, позволяющий получать решение в диапазоне чисел Маха от 0.01 до 1.8 при отсутствии дополнительных диссипативных слагаемых в уравнениях вычислительной газовой динамики.

2. Предложена и апробирована математическая модель течения турбулентного газа в межлопаточном канале лопаток турбомашин в двухмерной постановке на условно выбранной линии тока переменной толщины.

3. Разработана и апробирована методика расчета течения турбулентного газа в межлопаточном канале лопаток турбомашин в двухмерной постановке на условно выбранной линии тока переменной толщины для проектирования турбины низкого давления (ТНД).

Практическая ценность состоит в следующем:

1. Разработаны комплексы программ (КП) «TurbBlade2D» и «TurbBlade2.5D», которые могут быть использованы для расчета потерь кинетической энергии плоских решеток профилей и на линиях тока.

2. Результаты численного эксперимента могут быть использованы как инструмент проверки аэродинамического совершенства решеток профилей.

3. Статистически обработанные результаты расчетов используются на ОАО «НПО «Сатурн» и могут быть использованы как критерии проектирования турбомашин.

Достоверность результатов работы подтверждается хорошим согласованием расчетных данных с результатами натурного эксперимента.

Внедрение результатов. Комплексы программ (КП) «TurbBlade2D» и «TurbBlade2.5D» применяются на ОАО «НПО «Сатурн» для аэродинамического проектирования и оценки аэродинамического совершенства лопаток турбин высокого и низкого давления.

На защиту выносятся:

1. Математическая модель для плоского и квазитрехмерного турбулентного течения газа в межлопаточном канале турбин.

2. Методология использования результатов численного моделирования квазитрехмерного турбулентного течения в процессе аэродинамического проектирования турбомашин.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 2000» (Пермь: ПГТУ, 12- 14.04.2000), «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 2001» (Пермь: ПГТУ, 12- 14.04.2001), «Аэрокосмическая техника и высокие технологии — 2002» (Пермь: ПГТУ, 10- 12.04.2002), Всероссийской научно-технической конференции «Аэрокосмические технологии и образование на рубеже веков» (Рыбинск: РГАТА, 2002), «Международная научно-техническая конференция посвященная памяти генерального конструктора аэрокосмической техники академика Н.Д. Кузнецова» (Самара, 21 — 22. 06. 2001).

Публикации. Основное содержание работы отражено в 12-и печатных работах, в том числе статья в реферативном журнале (Техника машиностроения. 2001, № 5 (33). Серия «Авиационные двигатели» АКТ 2001) статья в сборнике НПО «Сатурн» 2003 с рецензией ЦИАМ, тезисах к шести конференциям.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, изложенных на 144 листах машинописного текста и списка использованных источников из 52 наименований.

4.3 Выводы.

В результате аэродинамического проектирования ТНД, разбитого на этапы проектирования, произведена оценка эффективности работы моделей различного уровня в частности 2D (TurbBladelD) и 2.5D (TurbBlade2.5D). Удалось понять области применения математических моделей и степень достоверности результатов расчета по отношению к результатам расчета, полученным в трехмерной постановке. Выделим ряд важных факторов по применимости этих моделей:

— 2.5D необходимо использовать в случае переменного радиуса проточной части турбины, причем результаты расчета будут правдоподобными, если вторичные течения имеют неразвитый характер по высоте лопатки;

— применение 2.5D на стадии проектирования позволяет сразу указать особенности потока в турбине, в частности, локальный переразгон потока на входной кромке лопатки со стороны «спинки»;

— использование двухмерных математических моделей расчета позволяет сократить время проектирования примерно в 10 раз (не потребуется несколько раз считать турбину в трехмерной постановке);

— из анализа результатов расчета по 2.5D видно, что профилирование базовых сечений велось с применением плоского профилятора, т. к. на периферийных и корневых сечениях были существенные отличия 2D расчета от 3D расчета. Следовательно, при использовании 2.5D расчетов в проектировании профилятор так же необходим на линии тока;

— результаты расчета на 2D и 2.5D практически не отличаются, если проточная часть имеет постоянный радиус (пример: третья ступень ТНД);

— в последующем в аэродинамическом проекте необходимо предусмотреть сквозной расчет на линии тока в осредненной постановке, он поможет точнее определить угЛы атаки на лопатки в составе турбины (если говорить о первом этапе) и быстрее получить результаты расчета всей турбины по высоте проточной части (если говорить о втором этапе проектирования);

— на базе разработанной математической модели автором предложен способ решения задачи нестационарного взаимодействия венцов и прямого численного моделирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Впервые для контроля аэродинамического совершенства лопаток турбомашин получены результаты расчетов с применением численной схемы без искусственно введенных диссипативных слагаемых в систему уравнений Рейнольдса и отсутствия расщепления по пространству и времени.

2. Реализована математическая модель течения турбулентного газа на условно выбранной линии тока переменной толщины (2.5D) в межлопаточном канале турбомашин. Результаты 2.5D расчетов при сравнении с трехмерным обтеканием отражают трехмерные особенности течения проточной части турбомашин.

3. Исследование лопаточных венцов ТНД в 2.5D постановке показало локальный переразгон потока на входной кромке лопатки со стороны «спинки» не видимый при расчете в плоской постановке, что подтверждает требования о необходимости профилирования лопаточных венцов на условно выбранной линии тока.

4. Разработанные комплексы программ TurbBlade2D и TurbBlade2.5D позволяют существенно сократить время проектирования лопаток турбомашин с учетом всех аэродинамических особенностей течения турбулентного газа.

5. На базе разработанной математической модели предложен способ решения задачи нестационарного взаимодействия венцов и прямого численного моделирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. Вычислительная гидромеханика и теплообмен Текст.: в 2 т. / Д. Андерсон, Дж. Таннехилл, Р. Плетчер- пер. с англ. М.: Мир, 1990. -728 с.
  2. , О. М. Метод крупных частиц в газовой динамике Текст. / О. М. Белоцерковский, Ю. М. Давыдов // Вычислительный эксперимент. М.: Наука, 1982. — 352 с.
  3. , С. К. Численное решение многомерных задач газовой динамики Текст. / С. К. Годунов. М.: Наука, 1976. — 400 с.
  4. Barakos, G. Investigation of nonlinear eddy-viscosity turbulence models in shock/bondary-layer interaction Text. / G. Barakos, D. Drikakis // AIAA Journal. -2000. V. 38, N 3. — P. 461 — 469.
  5. Бим, P. M. Неявная факторизованная разностная схема для уравнений Навье-Стокса течения сжимаемого газа Текст. / Р. М. Бим, Р. Ф. Уорминг // Ракетная техника и космонавтика. — 1978. — № 4. — С. 145 156.
  6. Расчеты двух и трехмерных трансзвуковых течений в решетках с использованием уравнений Навье-Стокса Текст. / Вайнберг, Янг, Макдональд [и др.] // Энергетические машины. 1986. — № 1. — С. 58 — 68.
  7. Ха. Метод расчета трехмерных турбулентных течений в каналах турбинных решеток на расчетных и нерасчетных режимах с применением уравнений Навье-Стокса Текст. / Ха // Энергетические машины. 1984. — № 2. — С. 72 — 80.
  8. Hussaini, M. Y. On Large-Eddy Simulation of Compressible Flows Text. / M. Y. Hussaini // AIAA Paper. 1998. -N 2802. — 12 p.
  9. , А. Н. созданию универсальной однопараметрической модели для турбулентной вязкости Текст. / А. Н. Гуляев, В. Е. Козлов, А. Н. Секундов // Механика жидкости и газа. 1993. — № 4. — С. 61 — 81.
  10. Weinerfelt, Per. Prediction of lift losses due to surface roughness by means of a 2D Navier-Stokes solver Text. / Per Weinerfelt // ICAS-2000 CONGRESS. -W. C., 2000.-P 2113.1 -2113.10.
  11. CFX-TASCflow computation fluid dynamics software. Theory documentation Version 2.11. Discretization Text. // AEA Technology. W. C., 2001.-P. 97−125.
  12. Yang, R. J. Turbine Blade Heat Transfer Prediction in Flow Transition Using k-w Two-Equation Model Text. / R. J. Yang, W. J. Luo // AIAA Paper. -1996.-N2793.- 11 p.
  13. , M. Я. Расчет трехмерного течения вязкого газа в прямой решетке профилей Текст. / М. Я. Иванов, В. Г. Крупа // Механика жидкости и газа. 1993. — № 4. — С. 58 — 68.
  14. , О. М. Численное моделирование в механика сплошных сред Текст. / О. М. Белоцерковский. М.: Наука, 1984. — 519 с.
  15. , М. Я. Неявная схема С. К. Годунова повышенной точности для интегрирования уравнений Навье-Стокса Текст. / М. Я. Иванов, В. Г. Крупа, Р. 3. Нигматуллин // Журнал вычисл. матем. и матем. физ. 1989. -Т. 29, № 6.-С. 888−901.
  16. , А. М. Численное моделирование вязких дозвуковых потоков при числе рейнольдса 104 Текст. / А. М. Липанов, Ю. Ф. Кисаров, И. Г. Ключников // Математическое моделирование. 1997. — Т. 9, № 3. — С. 3 — 12.
  17. , D. В. М. Midspan Flow-Field Measurements for Two Transonic Linear Turbine Cascades at Off-Design Conditions Text. / D. В. M. Jouini, S. A. Sjolander, S. H. Moustapha // Jornal of Turbomachinery. 2002. — V. 124, N 2. -P. 176- 186.
  18. Medic, G. Toward Improved Prediction of Heat Transfer on Turbine Blades Text. / G. Medic, P. A. Durbin // Jornal of Turbomachinery. 2002. — V. 124, N 2. -P. 187−192.
  19. Yershov, S. V. Numerical simulation of 3D viscous turbomachinery flow with high-resolution ENO scheme and modern turbulence model Text. / S. V. Yershov, A. V. Rusanov // Task quarterly. 2001. — V. 5, N 4. — P. 459 — 476.
  20. Rizzetta, D. P. Direct Numerical and Large-Eddy Simulation of Supersonic Flows by a High-Order Method Text. / D. P. Rizzetta, M. R. Visbal, D. V. Gaitonde // AIAA Paper. 2000. — N 33 834. — 12 p.
  21. , Л. Г. Механика жидкости и газа Текст. / Л. Г. Лойцянский: учеб. для вузов. 7-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2003. — 736 с.
  22. , Л. Гидроаэромеханика Текст. / Л. Прандтль. Ижевск: НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, 2000. — 576 с.
  23. CFX-TASCflow computation fluid dynamics software. Theory documentation Version 2.11. Turbulence Closure Models Text. // AEA Technology. -W. C., 2001.-P. 25−73.
  24. Wilcox, D. C. Reassessment of the Scale-Determining Equation for Advanced Turbulence Models Text. / D. C. Wilcox // AIAA Journal. 1988. -V. 26, N 11. — P. 1299- 1310.
  25. Tsan-Hsing Shih. Turbulence model developments at ICOMP Text. / Tsan-Hsing Shih // AIAA 98−3243. Cleveland, 1998. — 15p.
  26. , M. X. Применение метода моделирования отсоединенных вихрей для расчета гидродинамики и теплообмена в отрывных турбулентных потоках Текст.: в 8 т. / М. X. Стрелец, А. К. Травин, М. JL Шур // РНКТ-3. -Санкт-Петербург, 2002. Т. 3. — С. 273 — 276.
  27. , М. Я. Неявная схема С.К. Годунова повышенной точности для численного интегрирования уравнений Эйлера Текст. / М. Я. Иванов, Р. 3. Нигматуллин // Вычисл. матем. и матем. физ. 1987. — Т. 27, № 11. -С. 1725- 1735.
  28. , Л. Н. Расчеты трансзвукового обтекания крыла истребителя на основе уравнений Эйлера Текст. / Л. Н. Санкар, Дж. Б. Мэлоун, Д. Шустер // Аэрокосмическая техника. 1987. — № 11. — С. 3 — 10.
  29. , С. Р. Расчет трехмерных сверхзвуковых течений с дозвуковыми зонами на основе уравнений Эйлера Текст. / С. Р. Чакраварти, К.-Й. Жем // Аэрокосмическая техника. 1987. — № 11. — С. 22 — 35.
  30. Йи, Г. С. Неявные схемы TVD для гиперболических систем уравнений, записанных в консервативной форме относительно системы криволиненйных координат Текст. / Г. С. Йи, А. Хартен // Аэрокосмическая техника. 1987. -№ 11.-С. 11−21.
  31. Аэродинамический расчет и оптимальное проектирование проточной части турбомашин Текст. / А. В. Бойко, Ю. Н. Говорущенко, С. В. Ершов [и др.]. Харьков: НТУ «ХПИ», 2002. — 356 с.
  32. , К. Вычислительные методы в динамике жидкостей Текст.: в 2 т. / К. Флетчер. М.: Мир, 1991. — 552 с.
  33. , Т. С. Simulation of Trailing Edge Vortex Shedding in a Transonic Turbine Cascade Text. / Т. C. Currier // Journal of Turbomachinery. 1998. — N 1. -P. 45−53.
  34. Turbulence modeling methods for the compressible Navier-Stokes equations Текст. // AIAA Paper. 1983. — N 83−1693. — 13 p.
  35. Нестационарные явления в турбомашинах Текст. / В. Г. Августинович, А. А. Иноземцев, Ю. Н. Шмотин [и др.]- под ред. В. Г. Августиновича. -Екатеринбург-Пермь: Уральское отделение РАН. 1999. — 280с.
  36. , Г. Н. Прикладная газовая динамика Текст. / Г. Н. Абрамович. -М.: Наука, 1969. 824 с.
  37. О. P., Kopper F. С., Knudsen L. К. Text. // Report NASA. -1982. CR-165 592. — 86 p.
  38. Анализ газодинамической эффективности плоских решеток ТВД изд. ПС-90 Текст.: Технический отчет № 10 049 / ЦИАМ им. П.И. Баранова- рук. Венедиктов В. Д. М., 1983. — 63 с. — № ГР 80 157 138. — Инв. № Б119 691.
  39. , С. А. Адаптивно-гармонические сетки Текст. / С. А. Иваненко. М.: Вычислительный центр РАН, 1997. — 182 с.
  40. , С. А. Управление формой ячеек в процессе построения сетки Текст. / С. А. Иваненко // Журнал вычислительной математики и математической физики. 2000. — Т. 40, № 11. — С. 1662 — 1684.
  41. Основные методические особенности программы выбора параметров турбины на среднем диаметре Текст.: Технический отчет № 0043−89−050 / ОАО «НПО «Сатурн" — рук. Елизаров В. В. Рыбинск, 1989. — 36 с. — № ГР 258 151. -Инв.№ 81 691.
  42. Расчет распределения параметров турбинной ступени вдоль радиуса Текст.: Техническая справка № 0043−99−019 / ОАО «НПО «Сатурн" — рук. Елизаров В. В. Рыбинск, 1999. — 48 с. — № ГР 259 023. — Инв. № 82 375.
  43. , М. Я. Расчет трехмерного течения вязкого газа в прямой решетке профилей Текст. / М. Я. Иванов, В. Г. Крупа // Механика жидкости и газа. 1993. — № 4. — С. 58 — 67.
  44. Инструкция № 0043−03−050. Система профилирования турбинных лопаток по методу доминирующей кривизны Текст. / Б. И. Мамаев, Е. К. Рябов. Рыбинск: ОАО «НПО «Сатурн», 2003. — 63 с.
  45. Аэродинамический проект силовой турбины двигателя ГТД-10РМ Текст.: Технический отчет№Е943−02−191 / ОАО «НПО «Сатурн" — рук. Карпов Ф. В. Рыбинск, 2002. — 89 с. — № ГР 258 390. — Инв. № 81 990.
  46. Аэродинамический проект ТНД Текст.: Технический отчет № 422-SM146−0255-T0−2003 / ОАО «НПО «Сатурн" — рук. Карпов Ф. В. Рыбинск, 2003. — 61 с. — № ГР 258 453. — Инв. № 82 139.
  47. Аэродинамический анализ ТНД Текст.: Техническая справка № 462-CSM7700−0075-TC-2003 / ОАО «НПО «Сатурн" — рук. Карелин Д. В. Рыбинск, 2003. — 41 с. — № ГР 258 492. — Инв. № 82 294.1. Утверждаю
  48. В настоящее время программные комплексы TurbBlade2D и TurbBlade2.5D внедрены и применяются в ОАО «НПО «Сатурн» при проектировании газовых турбин.
  49. Зам. генерального конструктора1. С.П. Кузнецов
  50. Зам. генерального конструкте1. Ю.Н. Шмотин1. Начальник КО Турбин1. С.М. Пиотух
Заполнить форму текущей работой