Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационные аспекты управления научно-техническим потенциалом в Российской Федерации: На примере геолого-разведочной отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель исследования заключается в разработке и обосновании предложений по совершенствованию организации управления научно-техническим потенциалом страны и отрасли, с практическими рекомендациями по созданию необходимых предпосылок усиления восприимчивости национальной экономики к достижениям современной науки и техники. Используя фактологический материал выявить недостатки и достоинства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-технический потенциал как объект управления
    • 1. 1. Научно-технический потенциал страны в системе потенциала национальной экономики
    • 1. 2. Организация управления научными исследованиями в России
  • Глава II. Анализ опыта управления процессом реализации научно-технического потенциала (НТПл)
    • 2. 1. Практика реформирования отраслевой науки за период
  • 1985−1997 гг. (на примере геологоразведочной отрасли)
    • 2. 2. Зарубежный опыт государственного управления процессом использования и развития НТПл
  • Глава III. Направления совершенствования организации управления научно-технической деятельностью в геологоразведочной отрасли
    • 3. 1. Правовые и финансовые аспекты проблем управления в геологоразведочной отрасли
    • 3. 2. Управление процессом формирования рынка научно-технической продукции (НТПр) геологоразведочной отрасли
    • 3. 3. Программно-целевое управление процессом создания и реализации НТПр геологоразведочной отрасли '.организационный аспект проблемы
    • 3. 4. Основные направления реструктуризации системы управления научно-технической сферой геологоразведочной отрасли
    • 3. 5. Пути реструктуризации организации управления процессом создания и реализации НТПр в геологоразведочой отрасли

Организационные аспекты управления научно-техническим потенциалом в Российской Федерации: На примере геолого-разведочной отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный мир вступает в третье тысячелетие — начало которого знаменуется переходом многих стран мира от индустриального общества к информационному, развивающемуся на базе принципиально новых технологий. Это потребует от них крупномасштабного освоения достижений современной науки и техники во всех сферах жизнедеятельности общества. Для того, чтобы не остаться на обочине общественного прогресса, не превратиться в третьеразрядное государство, Российская Федерация должна мобилизовать все силы и средства для придания нужной динамичности своей экономике, задействовать для этого в полном объеме отечественный научно-технический и интеллектуальный потенциал, в максимально возможной мере использовать все достижения зарубежной науки и техники.

Решение данной задачи осложняется чрезвычайно сложным и трудным переходом России к рыночной экономике. Безусловно, это обстоятельство предопределяет всю важность и остроту проблем управления процессом реализации возможностей научно-технического потенциала (НТПл) страны в новых условиях, когда радикальным образом меняются формы собственности, формируется национальная рыночная экономика, а, следовательно, и механизм ее регулирования, меняются инструменты государственного воздействия на протекание социально-экономических процессов.

Совершенно очевидно, что успешное решение возникших перед страной проблем в указанной сфере невозможно без четкого представления о сущности и структуре современного научно-технического потенциала, его месте и динамическом взаимодействии с другими структурными элементами потенциала национальной экономики, реализации результатов его функционирования, организации управления научно-технической деятельностью на отраслевом уровне, опирающейся на рыночный механизм. Все это представляет не только особый научный, но и практический интерес, так как в процессе формирования механизма управления научно-техническим потенциалом необходимо опираться на все подтвердившие свою жизнеспособность концепции, принципы, методы, организационные схемы с учетом, естественно, специфики переходного характера российской экономики.

Одной из важных специфических особенностей присущих РФ, является абсолютная монополия Государственного заказчика на рынке НИОКР, т. е. государства, которое используя присущие ему механизмы и инструменты, формирует научно-технический потенциал и создает благоприятную среду для реализации результатов его функционирования. Подтверждением сказанного может служить тот факт, что в современной России 90% расходов на науку, так или иначе идет через федеральный бюджет. По выполненным НИОКР на предпринимательский сектор приходится не более 15% (Н.Иванова. Наука и инновации.// М., «Экономист», 1998 г., № 7., -С.73).

К глубокому сожалению, на многие вопросы, возникшие перед страной в сфере управления научно-техническим потенциалом, современная отечественная наука не может дать четкого ответа. Так, одним из наиболее мало изученных в настоящее время аспектов управления научно-техническим потенциалом, является организационный. Между тем, он имеет чрезвычайно важное значение для управления, поскольку все функции последнего (к ним мы относим: подготовку и принятие управленческих решений, организацию их реализации, стимулирование выполнения решений, оперативное управление) имеют организационный срез. Это, а также ряд других, не менее важных вопросов (организационно-правовых, финансовых и др.) предопределили выбор темы диссертации.

Как известно, существенным компонентом научно-технического потенциала современной России является отраслевой научно-технический потенциал. Уникальный характер природных ресурсов России, их роль в развитии национальной экономики обусловливают все возрастающую значимость добывающих отраслей и геологоразведочной отрасли, поскольку разведывание залежей полезных ископаемых и их последующее освоение во многом предопределяют перспективы ростанациональной экономики, ее отраслевую структуру. Указанные обстоятельства предопределили предмет и объект исследования.

Объектом диссертационного исследования является научно-технический потенциал геологоразведочной отрасли, •. а предметом — организационные аспекты управления научно-техническим потенциалом отрасли.

Управление научно-техническим потенциалом, современные методы и формы управления процессом создания и реализации результатов его деятельностинаучно-технической продукции (НТПр) — тема, в недалеком прошлом, достаточно активно исследовалась советскими экономистами. Поэтому теоретическую основу проделанного автором исследования составляют фундаментальные положения экономической науки, позволяющие выявить и исследовать закономерности формирования и реализации научно-технического потенциала и его взаимосвязи с другими компонентами экономической системы.

При подготовке диссертации были использованы труды известных советских и российских экономистов, занимающихся теоретическим анализом общих проблем управления научно-техническим потенциалом (Абалкин Л.И., Вернадский В. И., «. Гвишиани Д. М., Добров Г. М., Ланге К. А., Малов B.C., Моцалов Б. М., Селезнев A.M., Федорович В. А. и др.). В настоящее время среди российских ученых эти проблемы рассматриваются в работах: Азроянца Э. А., Кривцова А. И., Логвинова С. А., Тарасова В. Н., Толкушкина А. В., Уткина Э. А. и др. авторованализируются в научных докладах Министерства науки и технологии РФ и ОЭСР, обсуждаются на страницах периодической печати.

При анализе конкретных экономических проблем реализации научно-технического потенциала в России и в зарубежных странах, автор в значительной мере опирался на результаты исследований, полученных ранее советскими и российскими экономистами. Среди них следует отметить труды: Воронцова Н. А., Грицая О. В., Громеки В. И., Денисова Ю. Д., Жукова Е. Ф., Никитина С. П., Ступицкого А. И., Масленникова В. И., Сумарокова В. Н., Федоровича В. А. и др. Центральное место в этих исследованиях занимают вопросы формирования стратегии научно-технической политики, особенно в военно-промышленной и космической областях.

Из зарубежных авторов, занимающихся проблемами управления в научно-технической сфере, следует отметить лауреатов Нобелевской премии, таких как: Бруса Меррифилда, Карла Рубб из} Джарома Карле и других, не менее известных ученыхХерберта Хауптмана, Гуттберлета K. JL, Питера Кука. Ими были исследованы взаимоотношения научной общественности и правительства, проблемы интеграции международной деятельности в сфере науки, стимулирования и финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ряд других, не менее важных проблем управления НТПл.

Однако, несмотря на казалось бы достаточную разработанность указанных проблем, многие результаты научных исследований в данной сфере остаются по существу не восстребованными. Главная причина этого — формулировка структуры воспроизводственного процесса НТПл волевым порядком, без учета экономической целесообразности, игнорирование объективной обусловленности состава НТПл, его качества и результатов научно-технической деятельности.

Цель исследования заключается в разработке и обосновании предложений по совершенствованию организации управления научно-техническим потенциалом страны и отрасли, с практическими рекомендациями по созданию необходимых предпосылок усиления восприимчивости национальной экономики к достижениям современной науки и техники. Используя фактологический материал выявить недостатки и достоинства существующего организационно-экономического механизма управления научно-техническим потенциалом страны и отрасли, наметить пути его совершенствования. Данная цель предопределила постановку ближайших конкретных задач: * систематизировать подходы представителей отечественной экономической науки по вопросам, касающимся сущности, структуры и места научно-технического потенциала в системе потенциала национальной экономики, его качественных и количественных характеристик до начала осуществления рыночных преобразований (1985;1991 гг.),. начальный период их осуществления (1992;1996 гг.), а также дать характеристику современного его состояния на примере геологоразведочной отрасли.

Изучить отечественный и зарубежный опыт управления НТПл, оценить возможности его использования в современных экономических условиях России.

Наметить основные направления перестройки процесса управления формированием рынка научно-технической продукции геологоразведочной отрасли.

Определить основные формы и методы стимулирования создания и реализации результатов научно-технической деятельности НТПл — научно-технической продукции (НТПр).

В целях реализации, недавно принятой Концепции о реформировании науки в РФ, разработать предложения по реструктуризации системы управления научно-технической сферой геологоразведочной отрасли.

Обозначить пути реструктуризации организации управления процессом создания и реализации НТПр в геологоразведочной отрасли.

Фундаментальные исследования НТПл, проблем антикризисного управления научно-техническим потенциалом, существующей концепции переходной экономикиявились теоретико-методологической базой исследования.

В работе использовались данные государственной и отраслевой статистики, публикации Министерства науки и технологий РФ, геологоразведочной отрасли, в т. ч. текущая документация и информациядокументы правительственных и законодательных органов, доклады ОЭСР о научном потенциале России (1991;1996 гг.). В своем исследовании соискатель опирался на принципы и методы, применяемые в анализе экономических процессов, а именно: диалектический метод социально-экономического анализа, метод эталонов и аналогий, принципы системного подхода используемые в изучении объектов и процессов научно-технической сферы. Проведению диссертационного исследования способствовали личный опыт автора, проработавшего в геологоразведочной отрасли 20 лет, из них 13 — в Отделе научно-технического прогресса Мингео СССР (1979;1992 гг.), а также опыт преподавания на кафедре «Менеджмент» в Финансовой академии при Правительстве РФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке новых и модернизации старых компонент системы организации управления научно-техническим потенциалом с целью переориентации отраслевой науки на рыночные экономические отношения. Элементы научной новизны содержат следующие теоретические и практические результаты, полученные автором:

— уточнены определения сущности НТПл и его структуры;

— предложена система мер по адаптации государственных предприятий геологоразведочной отрасли к рыночным условиям;

— даны новые подходы к формированию организационной структуры управления НТПл геологоразведочной отрасли;

— разработана схема движения финансовых потоков геологоразведочной отрасли;

— намечена программа мероприятий по выходу геологоразведочной отрасли из кризисной ситуации;

— Зополцена? система мониторинга за состоянием НТПл геологоразведочной отрасли;

— рассмотрены возможные пути реализации Концепции реформирования науки применительно к отраслевой науке.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использования, подготовленных автором, рекомендаций в процессе государственного регулирования научно-технической сферы, в том числе, антикризисного управления отраслевой наукой. Положения диссертации могут найти применение в разрабатываемых федеральным правительством программах по реформированию управления научной сферой. Выводы, полученные на основе анализа практики управления процессом реализации научно-технического потенциала в геологоразведочной отрасли, могут быть полезны как в целом для отраслевой науки, так и для смежных отраслей народного хозяйства. Материалы диссертации могут быть также использованы в учебном процессе: в преподавании курсов «Экономическая теория», «Менеджмент», «Стратегическое планирование», «Маркетинг», «Цены» .

Основные положения исследования прошли апробацию на Учебно-методической конференции Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (Москва, 1994 г.). Ряд теоретических выводов диссертации внедрен в учебный процесс Финансовой академии при Правительстве РФ в преподавании курса «Стратегическое планирование» и реализованы Российским Геологическим обществом (РосГео): в выработке направлений деятельности РосГеопри разработке Комплексной научно-технической программы «Стандартизация, метрология и сертификация в области геологического изучения недр» и «Системы управления научно-технической и инновационной деятельностью геологической отрасли» — в производстве геологоразведочных работ, что подтверждено справками о внедрении.

По материалам диссертационного исследования опубликовано пять печатных работ, общим объемом 2,43 п.л.

Структура и логика работы определены избранной темой, предметом и целью исследования.

Результаты исследования показали, что разработанная исследователями система понятий, раскрывающих сущностный и содержательные аспекты научно-технического потенциала, может быть дополнена употреблением таких понятий, как структура кадров науки, эффективность ее функционирования.

Определение места НТПл в системе потенциала национальной экономики позволило нам сделать вывод о том, что для полного и эффективного использования заложенных в нем возможностей необходима поддержка со стороны государства передовых ученых и научных коллективов, создание развитой системы образования, создание достаточного числа наукоемких производств. От качественного и количественного состояния уровня научно-технического потенциала и экономики страны зависят возможности реализации мировых достижений научно-технического прогресса. Таким образом НТПл по праву считается движущей силой НТП и занимает первое место в системе потенциала национальной экономики.

Политика регулирования и поддержки научно-технического потенциала ведущих стран Западной Европы, США и Японии показывает, что невозможно добиться эффективного функционирования экономики и ускорения НТП, опираясь только на рыночные механизмы. Необходимо государственное регулирование в виде минимального государственного вмешательства в ход экономических процессов, при максимальном использовании законодательных средств прямого и косвенного воздействия, стратегическом планировании и прогнозировании основных направлений научно-технической политики, направленной на решение приоритетных задач НТП.

Специфика проблем научно-технического потенциала, раскрытая во второй главе настоящей работы, предполагает неоднозначность оценки подходов к использованию опыта промышленно развитых стран в России. Тем не менее, совершенно очевидно, что если этот опыт не будет реализован на рациональной основе в ближайшее время, деформации и пороки российской экономики могут стать хроническими.

Необходимость государственной поддержки науки в современной России подтверждают предлагаемые нами пути совершенствования организации управления научно-технической деятельностью в геологоразведочной отрасли, которые вытекают из следующих первоочередных стратегических задач отрасли в современных условиях:

— прогноз глобального состояния минерально-сырьевых ресурсов на ближнюю и дальнюю перспективу и определение места Российской Федерации в минерально-сырьевом сообществе с учетом геополитических, суверенных и реальных экономических интересов России и направлений формирования отечественной экономики;

— создание объективных геологических, геолого-экономических, правовых и методических основ федеральной минерально-сырьевой политики, адаптированной к современным условиям России и главным направлениям ее развития в будущем столетии;

— разработка рекомендаций по формам, способам и методам реализации национальной минерально-сырьевой политики на федеральном и региональном уровнях.

Основными проблемами отрасли мешающими решению поставленных задач являются:

1. Несовершенство сложившейся в стране законодательной базы в сфере минерально-сырьевых и природных ресурсов, имеющей тактическое содержание и не отражающей необходимости достижения стратегических целей национального характера, адаптированных к глобальным сырьевым тенденциям XXI века.

2. Не получили законодательной реализации положения Указа Президента о федеральной собственности на природные ресурсы, до сих пор не сформирована федеральная минерально-сырьевая политики России.

3. Реформирование всей отрасли и отраслевой науки и недооценки ее возможностей в сфере создания объективных основ национальной и глобальной минерально-сырьевой политики и способов ее эффективной реализации приводят к нагромождению избыточных (частных) управленческих решений, совокупность которых препятствует своевременному достижению стратегических целей реформирования экономики России в сфере ее природных и минерально-сырьевых ресурсов.

4. Федеральный фонд недр в форме в различной степени изученных и оцененных месторождений оказался практически полностью распределенным между владельцами различных форм собственности без достижения ожидавшегося ускоренного освоения минерально-сырьевых ресурсов и соответствующей экономической эффективности в национальных интересах.

5. Экономика Министерства природных ресурсов основана на фонде природных ресурсов (недропользования и водопользования), который через систему лицензирования реализуется в финансовые поступления в форме различного рода сборов при выдаче лицензий на конкурсных основах, платежей за недрои водопользование и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, составляющих внебюджетный фонд (ФВ МСБ). Указанный фонд распределяется на три доли: добывающим предприятиям, субъектам РФ и федеральному центру. В 1997 году Минфином РФ федеральному центру от полагающейся ей доли всего было выделено менее третьей части.

На-целевое использование средств фонда предприятиями и субъектами РФ при неполном и нерегулярном финансировании федеральной геологической службы привели к тому, что по ряду ведущих полезных ископаемых приросты запасов не восполняют их добываемые массы, а федеральный фонд объектов недропользования практически перестал пополняться.

6. МПР не удалось создать эффективную систему мониторинга недропользования владельцами лицензий, обеспечивающую должный госконтроль за соблюдением лицензионных соглашений в части своевременной реализации организационно-технических мероприятий, полноты и своевременности поступления соответствующих платежей. Законодательные возможности лишения прав недропользования практически не используются в значительной мере из-за неразработанности соответствующих процедур и механизмов.

Первоочередными организационными мерами, способствующими решению вышеназванных задач, должны быть:

Полная инвентаризация распределенного и нераспределенного фонда недропользования с целью проведения лицензирования на современных организационных и экономических основах.

Организация работ по воспроизводству федерального фонда объектов недропользования (с целью последующего лицензирования) путем соответствующей переориентировки деятельности отраслевой науки, пока еще сохраняющей должный потенциал.

Актуализация федеральной и территориальных минерально-сырьевых программ на основе сложившихся приоритетов и системы финансирования геологоразведочных работ.

Использование косвенных методов государственного регулирования сферой науки в отрасли. Учитывая высокую наукоемкость отрасли необходимо смягчить налоговую и таможенную политику в отношении приобретаемого оборудования, необходимого для проведения научных исследований и в отношении предприятий, не являющихся товаропроизводителями.

Использование контрактной основы для осуществления крупных проектов и программ, что обеспечит развитие сферы НИОКР по рыночным принципам «выживания» и нацелит их на конкретного потребителя, повысит эффективность НИОКР в частном предпринимательстве.

Создание системы мониторинга владельцами лицензий недропользования, обеспечивающей должный госконтроль за соблюдением лицензионных соглашений и своевременность поступления соответствующих платежей во внебюджетный фонд воспроизводства МСБ.

Нами разработаны и даны рекомендации следующего характера:

1. Разработать новый Федеральный Закон «О минерально-сырьевой базе РФ», учитывающий все недоработки ныне действующего законодательства, регулирующего процессы использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы страны.

2. Для повышения эффективности использования НТПл и совершенствования рынка НТПр необходимо: завершить процесс формирования системы управления отрасльюсоблюдать оптимальные пропорции между созданием и реализацией ранее созданной НТПр за счет федеральных средствпри проведении конкурсов соблюдать принципы гласности и доступности, независимости и согласованности, объективности и информированности и гарантированностизащита коммерческих интересов может быть обеспечена: через регламентацию отношений между организациями-собственниками НТПр и организациями, уполномоченными обеспечивать ее хранение и использованиеопределение коммерческой значимости НТПр и ее оценкиустановление прав собственности на НТПр.

3. Для адаптации в отрасли программно-целевых подходов разработки научно-технических программ необходимо: соблюдение принципов системности, значимости, ответственностииспользование различных форм сотрудничества на многосторонней основе.

4. Для осуществления структурных преобразований в отрасли необходимо: окончательно разделить управленческие и хозяйственные функцииукрупнить государственные организациипередать в территориальную собственность или приватизировать те организации, которые не вошли в состав государственной службы. Ввести конкурсный порядок распределения Госзаказа на НТПр для федеральных нужд, ввести систему отраслевых Грантов для целевой поддержки научных школ, независимо от статуса научных организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами диссертационное исследование организационных аспектов управления научно-техническим потенциалом в Российской Федерации (на примере геологоразведочной отрасли, являющейся особо значимой в развитии национальной экономики страны, позволяет сделать вывод о том, что научно-технический потенциал России остается пока еще достаточно мощным (что соответствует оценкам ОЭСР. [Антюшина Н. М. Сфера НИОКР.//М., Свободная мысль, № 11, 1995., -С.84]).

Вместе с тем, существуют весьма серьезные проблемы, связанные с адаптацией НТПл к рыночным условиям. Государство в этих условиях оказалось неспособным полностью финансировать НИОКР, а рыночные каналы финансирования еще не сформировались, отчего научная сфера фактически оказалась без средств к существованию. Такое положение в сфере науки недопустимо, так как ведет к прямому уничтожению научной мысли, отбрасыванию страны в разряд развивающихся стран, среди которых Россия может оказаться на одном из последних мест, а ее научно-технический потенциал окажется перед угрозой уничтожения.

В целях коренного изменения сложившейся ситуации в сфере науки нами разработана и обоснована концепция по совершенствованию организации управления научно-техническим потенциалом страны и отрасли с практическими рекомендациями ее реализации. Были решены следующие задачи:

1. Уточнена структура научно-технического потенциала, его качественные и количественные характеристики, определено место НТПл в системе потенциала национальной экономики;

2. Дана оценка возможности использования как отечественного опыта, так и зарубежного опыта организации управления научно-техническим потенциалом, в современных экономических условиях России;

3. Определены направления перестройки процесса управления формированием рынка научно-технической продукции (НТПр);

4. Определены основные формы и методы стимулирования создания и реализации результатов научно-технической деятельности — (НТПр);

5. Разработаны предложения по реструктуризации системы управления отраслевой наукой;

6. Обозначены пути реструктуризации организации управления процессом создания и реализации НТПр в отрасли.

В работе исследован и проанализирован фактологический материал геологоразведочной отрасли, обобщены и систематизированы подходы представителей отечественной экономической науки по вопросам, касающимся сущности, структуры и места научно-технического потенциала в системе потенциала национальной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. М.: Известия, 1993. 61с.
  2. Федеральный Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». // М.: Российская газета, 1994 г., 21. 12. № 247
  3. Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике». // М.: Российская газета, 1996 г., 03.09., -№ 167
  4. Федеральный Закон «О перечне федеральных целевых программ и ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1996 год». // М.: Российская газета, 1996 г., 28.08., № 163
  5. Указ Президента РФ от 16.12.93 № 2144 «О федеральных природных ресурсах». // М.: Российская газета, 29.12.93 — № 239
  6. Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами». // М.: Российская газета, 1994 г., 10.01. № 4.
  7. Указ Президента РФ от 15.04.96 № 558 «О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Российской академии наук». // М.: Российская газета. 1996 г., 24.04. № 78.
  8. Указ Президента РФ от 04. № 942 «О перечне государственных предприятий, организаций и объектов геологической службы Комитета РФ по геологии и использованию недр, приватизация которых запрещена». //М.: Российская газета, 1994 г., 21.05.,-№ 95
  9. Указ Президента РФ от 14.08.96 № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // М.: Российская газета, 1996 г., 16.08., -№ 155, -С.7
  10. Указ Президента РФ от 01.12.93 № «О разграничении государственной собственности на природные ресурсы».//М.: Российская газета, 1993 г. 12.,-№
  11. Указ Президента РФ от 01.-4.96 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».// М.: ЭКОТАСС, 1996., № 65.-С.7
  12. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». // М.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1987, № 26 — С. 385.
  13. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.90 № 4 //М.: Закон, 1993 — № 2 -С.312.
  14. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 № //М.: Закон, 1993 № 5 — С.5−15.
  15. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. //М.: Закон, 1996 № 3 — С. 10.
  16. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.09.92 № .// М.: Закон, 1994, -№ 3 -С.39.
  17. Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 №. //М.: Экономика и жизнь, 1992 — № 18 — С. 21, № 20-С. 18.
  18. Гражданский кодекс РСФСР от 24.06.92 № 3119.// М.: Российская газета, 1992 04.09.-№ 197 — С. 4.
  19. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». // М.: Российская газета, 1992 20.10. — № 227 — С. 5.
  20. Закон РФ от 23.09.92 № 3521−1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 23.09.92 № 3520−1. // М.: Закон 1994 — № 1 — С.56−65.
  21. Кодекс законов о труде Российской Федерации (09.12.71 с изменениями и дополнениями на 06.10.92). Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодексзаконов о труде РСФСР от 25.09.92 № 3543−1. // М.: Ведомости СНД, 1992 № 41 -Ст.2254.
  22. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 № 2116−1. /ПЛ.: Закон, 1996 № 3 — С. 4.
  23. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г. Утверждена Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.92 № 2980−1. // М.: Известия, 1992 27.06. — № 149 — С. 2.
  24. Постановление Правительства РСФСР от 05.12.91 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». // Собрание Постановлений Правительства РФ -М.: 1992-№ 1−2-С.8−9.
  25. Постановление Верховного Совета РФ от 14.07.92 № 3301 «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономических реформ». //М.: Российская газета, 1992 24.07. — № 167, С. 4.
  26. Постановление Правительства РФ от 03.08.92 № 540 «О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах». // М.: Российские вести, 1992 29.08. -№ 79, С. 5.
  27. Постановление Правительства РФ от 27.08.92 № 638 «Об организации работ по реализации Закона РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд». // М.: Российская газета, 1992 12.09. — № 203 — С. 5.
  28. Постановление Правительства РФ от 26.07.94 № 870 «Положение о приватизации объектов научно-технической сферы». //М.: Коммерсант, 1994 № 30 — С. 60.
  29. Постановление Правительства РФ от 30.07.94 № 876 «О федеральной программе развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994−2000 годы». //М.: Собрание законодательства РФ, 1994 № 15 — Ст. 1788.
  30. Постановление Правительства РФ от 12.08.94 № 932 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр». //М.: Собрание законодательства РФ, 1994 № 18 — Ст. 2083.
  31. Постановление Правительства РФ от 17.04.95 № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок». // М.: Экономика и жизнь, 1995 -№ 17 -С.37.
  32. Постановление Правительства РФ от 13.06.96 № 884 «О доктрине развития российской науки». // М.: Российская газета, 1996 20.06. — № 115 — С. 4.
  33. Постановление Правительства РФ от 07.05.97 № 543 «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки отечественной науки Российской Федерации». //М.: Собрание законодательства РФ, 1997 № 20 — Ст. 2292.
  34. Постановление Правительства РФ от 17.05.97 № 588 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов. // М.: Российская газета, 1997 03.06. — № 107 — С. 4.
  35. Об утверждении Положения о Министерстве науки и технологий РФ- Постановление Правительства РФ от 12.09.97 № 1158. // М.: Российская газета, 1997 24.09. — № 185 — С. 5.
  36. Постановление Правительства РФ от 18 мая 1998 г. № 453 «О концепции реформирования российской науки на период 1998—2000 годов». // М.: Российская газета, -1998 -03.06,-№ 105 С.4−5.
  37. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.98 № 573-р «О плане действий по реализации Концепции реформирования российской науки на период 1998- 2000 годы». //М.: Российская газета, 1998 09.06. — с.5.
  38. Инструкция о финансировании и кредитовании капитального строительства. Утверждена 25.04.87 Госбанком СССР (№ 21) и Стройбанком СССР (№ 1) письмо Промстройбанка СССР от 08.12.87 № 2413, письмо Мингео СССР от 18.10.87 № 2−3-37.48.
  39. Инструкция о порядке взимания в бюджет платы за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за производственные фонды) и плата за трудовые ресурсы с объединений, предприятий и организаций. (1988 г.)
  40. Рекомендации по обеспечению договорных цен на научно-техническую продукцию. //ГКНТСССР, М., 1987 г.
  41. Положение о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции. Утверждено постановлением ГКНТ СССР от 19.11.87 № 435.
  42. Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций № 4 (Государственная налоговая служба Российской Федерации № 4 от 06.03.92). // М.: Бухгалтерский учет, 1992 № 7 — С.38−52.
  43. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314−1 «Положение о порядке лицензирования пользования недрами». // Ведомости СНД, М.: 1992- № 33 -Ст. 1917.
  44. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ развития Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 27.08.92 № 638).
  45. Порядок закупки и поставки товаров (продукции), выполнения работ (услуг) для федеральных государственных нужд (приложение № 2 к постановлению РФ от 27.08.92 № 638.
  46. Порядок подготовки и заключения государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров для федеральных государственных нужд (приложение № 3 к постановлению Правительства РФ от 27.08.92 № 638).
  47. Положение о порядке лицензирования пользования недрами. Приложение № 1 -Лицензия на право пользования недрами. // М.: Российские вести, 1993 04.03. — № 43, Курьер, № 4, С. 1.
  48. Письмо Госналогслужбы РФ от 31.05.93 № НП -4−02/81 Н «О порядке взимания платы за пользование недрами. // Нормативные акты по ФНС, М., 1993 № 8 — С. 107−108.
  49. Письмо Минфина РФ «О порядке отражения валютной выручки нефтегазодобывающих и геологоразведочных предприятий». // Нормативные акты по ФНС, М.: 1993 № 8 -С.26.
  50. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОЙ ОТРАСЛИ
  51. Указания по заполнению плановых документов. Приказ Мингео СССР от 30.04.87 № 240.
  52. Приказ Мингео СССР от 22.09.87 «О переводе в порядке эксперимента на полный хозяйственный расчет и самофинансирование объединений, предприятий и организаций Министерства геологии СССР».
  53. Приказ Мингео СССР от 22.10.87. № 429-д «О порядке формирования, рассмотрения и утверждения планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1988 год .
  54. Приказ Мингео СССР от 22.12.87 № 718 «О переводе в порядке эксперимента на полный хозрасчет и самофинансирование объединений, предприятий и организаций Министерства геологии СССР и утверждение экономических нормативов».
  55. Приказ Мингео СССР от 28.01.88 «О порядке выполнения НИОКР на договорной основе с подразделениями Центрального аппарата Мингео СССР в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования».
  56. Приказ Мингео СССР от 11.-6.90. № 193 «О порядке государственной регистрации и учета открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и представление по ним отчетных документов во ВНТИ-центр».
  57. Приказ Геолкома России от 16.11.92 № 195 «О порядке создания и поставки научно-технической продукции в 1993 году».
  58. Положение о Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.92 № 1017.
  59. Приказ Роскомнедр от 28.08.95 № 109 «О формировании сети лабораторных центров»
  60. Приказ Роскомнедр от 30.05.95 № ВГЦ-61/1553 «О перечне предприятий и организаций Роскомнедр, уполномоченных осуществлять деятельность по государственному геологическому информационному обеспечению."1. МОНОГРАФИИ
  61. Л.И. На перепутье. (Размышления о судьбах России).- М.: Институт экономики РАН, 1993. 247 с.
  62. А.Н., Кулькин A.M. Система государственной поддержки научно-технической деятельности. Опыт США. РАН ИНИОН М.: ИНИОН, 1994, — 285 с.
  63. Э.А. Перестройка хозяйственного механизма в геологоразведочном производстве. М.: Недра, 1992, — 253 с.
  64. М.Л. Хозяйственный расчет в отраслевых НИИ и КБ. М.: Московский рабочий, 1971, — 223 с.
  65. А.И. Разработка показателей измерения научного потенциала научно-исследовательских организаций./ Ростов н/Д.: Ростовский гос. ун-т, 1979, — 16 с.
  66. П.И. Наука и жизнь. Часть 1. Пгр., научн.-хим.-техн. из-во, 1922, С.92
  67. В.И. Очерки и речи, Пгр."ВСНХ», Науч.хим.-техн.из-во, 1922, 1 т., С.30−31.
  68. В.И. Труды по всеобщей истории науки. // под ред. Микулинского С. Р.: М.: Наука, 1988, 334 с.
  69. Н.А. Научно-техническое развитие СССР: 50−80-е годы (исторический опыт КПСС и советского государства), ЛГУ, Ленинград, 1989, 208 с.
  70. Я.В. Основные тенденции и противоречия государственной научно-технической политики США на новом этапе НТР- Автореф. дисс. к.э.н. // АН СССР, Ин-т США и Канады, М.: 1990, С. 18.
  71. Вопросы теории и практики управления и организации науки. // Редколлегия- отв. ред. Гвишиани Д. М., М.: Наука, 1975, 358 с.
  72. А.А. Методы анализа и оценки государственных программ в США, М.: Наука, 1986, 190 с.
  73. Д.М. Государственная политика в области науки и формы участия научно-технических специалистов в государственном управлении, М.: изд-во ВИНИТИ, 1969, 28 с.
  74. Геологическая служба России. К 300-летию основания. Монография-справочник, М.: Роскомнедра, 1995, 160 с.
  75. Государство и управление в США, М.: 1985, С. 159.
  76. Государственное финансирование НТП в развитых капиталистических странах. А. В. Жемчужникова, А. В. Толкушкин и др., М.: Финансы и статистика, 1989, 239 с.
  77. О.В. Западная Европа. Региональные контрасты на новом этапе НТП. // Отв. ред. Алаев Э. Б., АН СССР, Ин-т географии, М.: 1988, 148 с.
  78. О.В., Колосов В. А. Транснациональные корпорации и региональное развитие в капиталистических странах, Известия Сибирского отделения АН СССР, Серия: региональная экономика и социология, 1990, Вып.1, С.65−74.
  79. В.И. и др. Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники, М.: 1989, 256 с.
  80. В.И. США. Научно-технический потенциал. Социально-эконом. проблемы формирования и развития, М.: Мысль, 1977, 245 с.
  81. В. А. Ключников И.К. Государственно-монополистическая научно-техническая политика: границы и противоречия. Вестник Ленинградского университета, Серия: Экономика, 1989, № 3, С.66−74.
  82. Ю.Д. Основные направления научно-технического прогресса в современной Японии, М.: Наука, 1987, 184 с.
  83. Г. М. Типология прогнозов и анализ метода Дельфи, Сб. Анализ тенденций и прогнозирования НТП/ Киев.: Наук, думка, 1967,
  84. Г. М. Прогнозирование науки и техники, М.: Наука, 1977, 209 с.
  85. Г. М. Актуальные проблемы науковедения, М.: «Знание», 1968, 46 с.
  86. Г. М. Потенциал науки. Киев.: «Наукова думка», 1969, 152 с.
  87. Г. М. Наука о науке. Киев.: «Наук, думка», 1970, 320 с.
  88. Г. М. и др. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. Киев.: 1987, 347 с.
  89. Г. М. Наука о науке. Начала науковедения, 3-е изд. доп. и перераб. Киев.: «Наук, думка», 1989, 302 с.
  90. JI.B. К истории создания институтов научно-технического отдела ВСНХ в кн. Организация научной деятельности, М.: Наука, 1968, С.187−202.
  91. Е.Ф. Самофинансирование при капитализме: теория и практика, М.: Финансы и статистика, 1990, 159 с.
  92. С. Инвестиционная политика: границы маневра. М.: Плановое хозяйство, 1989, № 2, С.30−41.
  93. И. Наука как логическая и общественная система. Киев.: «Наук, думка», 1979, С. 183−193.
  94. М.М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. Б. США: управление наукой и нововведениями./ Отв. ред. Евенко Л. И., Кочетков Г. Б., АН СССР, Ин-т США и Канады, М.: Наука, 1990, 214 с.
  95. Кагаку гидуюцу хакусе. // гидзюцуте: хэн, Токио: окюрасе инсацукеку, 1985, Белая книга по науке и технике в Японии, 1985 г. В т.ч. государственная политика в области развития науки и техники, 1985, 1986, 6.2, 456 с.
  96. Капитализм США в зеркале технологической революции. Ступицкий А. И., Киев.: Изд-во при КГУ, 1989, С.45−65.
  97. Кара-Мурза С. Г. Проблемы организации научных исследований. М.: Наука, 1981, -205 с.
  98. Кара-Мурза С. Г. Проблемы интенсификации науки: технология научных исследований, М.: Наука, 1989, 248 с.
  99. В.Н. Управление развитием и использованием научного потенциала. Киев.: «Наук, думка», 1974, 207 с.
  100. Е.А. На путях перестройки, М.: Недра, 1988, 223 с.
  101. А.С. Вопросы системного подхода к анализу деятельности отраслевых научных организаций (Методологический аспект). Автореф. дисс. к.э.н., Л., 1980, 14 е., Ленингр.фин.экон.ин-т им. А. Н. Вознесенского.
  102. Кривцов А.И.(ред.). Геологическая служба и развитие минерально-сырьевой базы, М.: ЦНИГРИ, 1993,616 с.
  103. К.А. Организация управления научными исследованиями/ изд. Наука, Ленинградское отделение, Ленинград.: 1971, С.54−55.
  104. Г. А. Тактика науки./ Новосибирск.: С. О. Изд. Наука, 1969, 252 с.
  105. Г. А. Организация советской науки: история и современность. // Отв. ред. Соминский B.C., АН СССР, Ин-т истории естествозн. и техники, М.: Наука, 1990, 219 с.
  106. Е.А., Недотко П. А. Финансовые и организационные механизмы НТП в США. // Отв. ред. Аникин А. В., АН СССР, ИМЭ и МО, М.: Наука, 1987, 174 с.
  107. Ю.В. Управление отраслевой наукой. Вопросы теории и практики, М.: Наука, 1991, 224 с.
  108. М.М. Паттерн-метод и прогнозирование научных работ./ М.: «Сов. радио», 1971, 157 с.
  109. Лук А. Н. Формы и методы управления творческим потенциалом научного коллектива. Аналит.обзор. / АН СССР, ИНИОН, М.: ИНИОН АН СССР, 1982, 45 с. Сер.: Науковедение за рубежом.
  110. И. НТП в Японии./ М.: Наука, 1990,
  111. B.C. Прогресс и научно-техническая деятельность. / Отв. ред. Ларичев О. И., АН СССР, ВНИИсист.исслед./ М.: Наука, 1991, 102 с.
  112. В.И. США: государство и наука, М.: Наука, 1971, 219 с.
  113. .З. и др. Японский парадокс (реальности и противоречия капиталистического управления), М.: Мысль, 1985, 264 с.
  114. У.Г. Наука об управлении: Бейесов подход. Пер. с англ., М.: Мир, 1971, 304 с.
  115. В.А. Управление научно-техническим прогрессом в промышленности США./ М.: Наука, 1988, 144 с.
  116. Наука и техника современного капитализма. Соц.экон.справочник. / Авилова А. В., Александрова Д. Л., Артамонов Б. В. и др. Отв. ред. Седов В.И./ М.: Мысль, 1987, 349 с.
  117. Наука в экономической структуре народного хозяйства. / Салтыков Б. Г., Ломакин И. В., Кузнецов Б. В. и др. Отв. ред. Салтыков Б. Г., АН СССР, Ин-т экономики и прогнозирования научн.техн.прогр./ М.: Наука, 1990, 192 с.
  118. Научно-технический прогресс и пути его ускорения. Под ред. к.э.н. Ватаманюка и др./Львов: Изд-во «Вища школа», 1986, С.76−91.
  119. А.Л. НИИ и КБ: путь к рынку/ М.: Финансы и статистика, 1993,
  120. А.Л. Государственный рынок НИОКР в США и механизмы его функционирования в 80−90-е годы. Автореф. дисс. к.э.н. / РАН, Ин-т США и Канады, М.: 1995,31 с.
  121. Новые приоритеты науки и техники. Док. для руководства (нормат. основа). / М.: Изд-во общего и проф. образован. РФ, М.: 1996, 27 с.
  122. Основы науковедения./ М.: 1985,
  123. Организация управления. Проблемы перестройки. Под ред. д.э.н. Мильнера Б. З. и др./ М.: Экономика, 1987, 279 с.
  124. Основные проблемы финансирования исследований и разработок в капиталистических странах. / Отв. ред. Громека В.М./ М.: 1984, 151 с. (Сб. трудов ВНИИсистемн. исслед., вып. 5).
  125. П.С. Геология и разведка недр. Органы управления отраслью. От Геолкома до Министерства геологии СССР (1882−1985 гг.),/ Ленинград.: Недра, Ленинградское отделение, 1990, 687 с.
  126. В.К. Производительность труда и НТП в условиях рыночного хозяйства. (Экономика США в истор. перспективе). / Ин-т мир.эк. и межд.отн., М.: 1995, 69 с.
  127. В.М. Минеральные ресурсы и национальная безопасность./ М.: Научный мир, 1996,
  128. Проблема выбора: политика научных приоритетов на Западе. В. И. Терещенко./ Киев.: Политиздат Украины, 1989, С.10−91.
  129. Проблемы эффективности научных исследований. Реф.сб. / Ред. сост.: Виноградов Т. В., Иванова Т. П., /АН СССР. ИНИОН, 1991, 147 с. (Сер.: Науковедение за рубежом).
  130. A.M. Научный потенциал современного общества./ М.: Издательство МГУ, 1989, С.9−10- 25 145. СП СССР, 1983, № 24.
  131. Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП./ М.: Наука, 1989, С. 183 215, 228−259.
  132. Современные тенденции научно-технической политики США. Учебное пособие для студентов спец. «Международные экономические отношения УССР». Киев.: 1990, 83 с.
  133. Справочник банкира./Под редакцией д.э.н., проф. Уткина Э. А. / М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. С.414−430
  134. Социально-экономические противоречия НТР при капитализме. / Громека В. И., Баранов В. И., Хозин Г. С. и др. Под ред. Громеки В.И./ М.: Мысль, 1985, 270 с.
  135. Справочное пособие по анализу деятельности научных организаций. / Казанцев А. К., Майданчик Б. И., Моторыкин Б. Д. и др. Редкол.: Михайлов В. А. (гл.ред.)/ М.: Финансы и статистика, 1989, 304 с.
  136. США: государство и экономика (механизм государственно-монополистического регулирования/М.: Наука, 1976,
  137. США: Государство и корпорация в эпоху НТР./ Назаревский В. А., Большакова Г. К., Астапович А. З. и др. Отв.ред. Назаревский В. А., Институт мировой экономики и международных отношений/ М.: Наука, 1984, 220 с.
  138. США: Новые финансовые инициативы наращивания научно-технического потенциала. Реф. обзор/М.: 1987, 10 с.
  139. В.Н. Новый подход к оценке влияния научно-технических достижений на показатели производства в геологии,/М.: ВИЭМС, 1993,
  140. В.Н. Методологические основы управления научно-техническим прогрессом в геологии. / Диск, на соискание уч. степени д.э.н. в форме научного доклада/ М.: ВИЭМС, 1995, 54 с.
  141. . Управление научно-техническими нововведениями. Сокр.пер. с англ./ М.: Экономика, 1989, 271 с.
  142. Термины науковедения. / Разраб. Жамин В. А. и др. Отв. ред. Сидоров В. И., АН СССР, Ком. научно-техн.терминологии/ М.: Наука, 1986, 31 с.
  143. М.Г. Парадоксы государственной научной политики в России: история и современность- западное содействие российской науке на современном этапе. / Ин-т Европы РАН,/ М.: 1995, 137 е., табл.
  144. А.В. Налоговые методы стимулирования научно-технического прогресса в развитых странах. /. НИИ фин. ин-т, М.: 1991, 60 с. (Актуальн.валютн.фин.пробл.заруб. стран).
  145. А.В. Финансирование НИОКР в рыночной экономике/ М.: Финансы и статистика, 1994, С. 112−113.
  146. П. Управление исследованиями и разработками. Сокр.пер. с англ. // Под ред. Бобрышева Д.Н./М.: Экономика, 1982, 160 с.
  147. Управление исследованиями, разработками и внедрением новой техники. Под ред. Трапезникова В.А./ М.: Экономика, 1977, 287 с.
  148. Управление и новая техника. Исследования, разработка, внедрение. Под.ред. Трапезникова В.А./ М.: Экономика, 1978, 238 с.
  149. Управление исследованиями и инновациями. Сборник Междунар. центр науки и высоких технологий и др., Сост. Форти А./ М.: Наука, 1993, 142 с.
  150. В.А. Хозрасчет в сфере науки. Нормативные и методические материалы/ М.: Финансы и статистика, 1990, 320 с.
  151. Экономические проблемы научно-техн. прогресса развитых кап. стран. Сб. научных трудов. Ред.колл.: Никитин С. М. (отв.ред.) и др. АН СССР, Институт мировой экономики и междунар.отнош./ М.: 1987, 227 с.
  152. Экономика науки. Оценка деятельности и стимулирования/ Минск.: 1981.
  153. Экономический потенциал развитого социализма. Под ред. Мо."/8Л&*>ва Б.М./ М.: 1982, С.140−141.
  154. Эффективность научных исследований и разработок. Сокр.пер. с англ.
  155. Г. И. Фасфелд, У. И. Фолк, Р. Б. Миллер и др. Под ред. Г. Фасфелда, Р. Ланглуа./ М.: Экономика, 1986, 144 с.
  156. Янг, Стенли. Системное управление организацией. Пер. с англ. Э. А. Антонова, А. В. Горбунова, Г. И. Шепелева. Под ред. Никанорова С. П., Батасова С. А., М.: «Советское радио», 1972, 455 с.
  157. Яхиел, Нико. Вопросы системно-структурного подхода и наукознание. (Сообщение), София, 1968, 7 с.
  158. ВНУТРИВУЗОВСКИЕ ИЗДАНИЯ ФА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
  159. С.А. Стимулирование создания научно-технической продукции. Сб. научн. трудов. «Особенности первого этапа рыночного хозяйства в современной России."/ Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации., М.: ФА, 1995., -С. 161−165
  160. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ1. ИЗДАНИЯ
  161. Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание, М.: Советская Энциклопедия, 1964,
  162. Словарь иностранных слов, М.: Советская Энциклопедия, 1964.
  163. Словарь иностранных слов, М.: Русский язык, 1997.
  164. Философский энциклопедический словарь, М.: Советская Энциклопедия, 1983, С. 17, 87.
  165. Наука России 1992 год. Статистический сборник, М.: Финансы и статистика, 1993.
  166. Россия в цифрах. Госкомстат России. 1996 г./ М.: Финансы и статистика, 1996.
  167. Россия и страны Мира. Госкомстат России. 1996. статистический сборник/ М.: 1996.
  168. Геологическое изучение недр: экспресс-информация. Справочно-информационный сборник. АОЗТ «Геоинформация», М.: 1995, вып.8−9.
  169. Народное хозяйство СССР в 1989 г. Статистический ежегодник,/ М.: Финансы и статистика, 1990.1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  170. Э.А., Кривцов А. И. Развитие хозрасчета в отраслевой науке. // Советская геология, 1989, № 3, с.
  171. Гутберлет К.-Л. Alternative Strategien der Forschungs forderung Tubingern Mohr, 1984 -IX. 120., ill (Kiler Studien, 184) — Bibliogr. S. 115−120
  172. Г. М. Науковедение и экономика науки. // Вопросы экономики, М.: 1974, № 2, С. 134.
  173. В.П., Федорович В. А. Администрация Клинтона: научно-техническая политика и глобальная конкуренция. // М.: США, 1997, № 1.
  174. Н. Наука и инновации.//М.: Экономист, 1998, № 7., -С.73
  175. Изменения в структуре монополистического капитала и государственно-монополистическое регулирование. // МЭ и МО, 1989, № 2, С.5−25.
  176. В.В. Методологические принципы оценки взаимодействия научного потенциала и процесса распределения государственных финансов США. // Прогнозирование развития и размещения научно-технического потенциала. Киев: 1988, С.23−26.
  177. Е.М. Некоторые вопросы государственного регулирования научно-технического развития в капиталистических странах. //Вестник МГУ, Серия: Экономика, 1989, — № 2, С.40−47.
  178. Н., Еременко К. К созданию системы регулирования инноваций. //М.: РЭЖ, 1993,-№ 2,
  179. О., Побываев С. Японская экономическая реформа: опыт и уроки. //Вопросы экономики, М.: 1994, Кя 4.
  180. Н.В., Бакулин Ю.И. XXIX сессия Международного геологического конгресса цифры, факты, впечатления. // МРР — 1992, № 6, С.
  181. Научные кадры. Реферативный сборник. // М.: ВИНИТИ, 1990, Вып. З, С.5−13, 26−35, 59- 66.
  182. И. Оценка результативности научных программ ведомствами США. //ПТ и ПУ, М.:№ 5, 1996.
  183. В.П. Новый порядок финансирования как фактор структурной перестройки геологоразведочных работ. // М.: МРР, 1994, — № 1, С. 10
  184. В.П., Шульгин Ю. Г. О совершенствовании управления в области геологического изучения и использования недр. // МРР, 1994, — № 4, С.
  185. Организация и планирование научных исследований. //Реферативный сборник, М.: ВИНИТИ, 1990, — Вып. З, С. 1−25, Вып.4, С.61−69.
  186. Организация и планирование научных исследований. //Реферативный сборник, М.: ВИНИТИ. 1989, Вып. 10, С. 1−8.
  187. Основные направления научно-технических программ в развитых капиталистических странах. Обзорная информация. //Алма-Ата: КазНИИНТИ, 1989, С. 1−24.
  188. Ю.Н., Сушон А. Р., Щербаков В. П. Совершенствование законодательства о недрах в условиях перестройки народного хозяйства. // МРР, № 10, 1991,
  189. Питер Кук. Наука в условиях рынка. //Science in a market economj Mining Jornal, London, April 5., 1996., S. 258
  190. A.K. Научно-техническая деятельность: факторы интенсификации. // М.: Знание, 1989 (Новое в жизни, науке и технике. Серия: Практика социалистического хозяйствования. Вып.2).
  191. А.Ф. О праве собственности на геологическую информацию. // МРР, 1993, -№ 4, — С.
  192. В. Налоговое регулирование капиталовложений в ведущих капиталистических странах и его реформа в 80-е годы. // Известия АН СССР, Серия: Экономика, 1988,-№ 5, С.131−143.
  193. В. Сдвиги в государственном регулировании и экономическая роль государства. // МЭ и МО, 1989, — № 1, С.5−22.
  194. В.Н. Новые тенденции в государственных расходах США. // Вестник ФА, ., 1997,-№ 1, С. 45−51.
  195. А.В. Финансирование международных программ НИОКР гражданского назначения развитыми капиталистическими странами. // Актуаль.фин.-кредит.пробл.: экспресс-информ. М.:1989, Вып.4, С.37−42.
  196. А.В. Вопросы управления экономическими системами. //Автоматизация и телемеханика, М.: 1969 № 1 — С. 12−14
  197. ФРГ. Реформа государственного финансирования НИОКР. // М.: БИКИ, № 30/ 7136, 05.11.96.
  198. Экономика минерального сырья и геологоразведочных работ. // М.: МГП «Геоинформмарк», 1992.
  199. Экономика минерального сырья и разведочных работ. Новый подход к оценке влияния научно-технических достижений на показатели производства в геологии. //М.: МГП «Геоинформмарк», 1993.
  200. Е.П. Научно-технический потенциал Японии. // Вестник РАН, 1996, том 66,№ 6.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
  201. Вестник РАН, том 67, № 3, С. 209.
  202. Коммерсант-Дэйли, М.:1977, 11 марта, № 27, С.З.
  203. Коммерсант-Дэйли, Еженедельное приложение. 3/11 марта 1997 г., С. 8.
  204. Общество и экономика. 1996 г. № 9−10, С. 16, 17, 31- 23, 32, 35.
  205. Поиск № 17 (415) 19−25 апреля 1997 г., С. 4.
  206. Российские вести. 14 мая 1997 г., № 86, С. 2.
  207. Российская газета. Март 1997 г.
  208. Финансы и общество. 1997 г., 27 февраля, С.ХП.
  209. Финансовые известия, 1998 г., 05 марта, № 16.
  210. Экономика и жизнь. 1997 г., № 26, июнь, С. 29.
  211. ЧИСЛЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ТИПАМ ОРГАНИЗАЦИЙ (человек)
Заполнить форму текущей работой