Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие российского рынка информационных продуктов и услуг: Теория, методология, практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, при всем многообразии существующих точек зрения, отсутствует системный подход к определению места и роли рынка информационных продуктов и услуг в современном экономическом развитии. Неполно изучены такие вопросы как структура данного рынка, механизм, условия эффективного функционирования, направления и перспективы развития, влияние на экономический рост, что обусловливает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-методологические основы анализа рынка информационных продуктов и услуг
    • 1. 1. Понятие информации как экономического ресурса хозяйственной деятельности человека
    • 1. 2. Характеристика содержания информационных продуктов и услуг как результатов экономической деятельности
    • 1. 3. Рынок информационных продуктов и услуг, его место в процессе общественного развития
    • 1. 4. Методологические основы исследования рынка информационных продуктов и услуг
  • Глава 2. Системообразующая роль рынка информационных продуктов и услуг в развитии современной экономической системы
    • 2. 1. Характеристика основных подходов к типологизации экономических систем
    • 2. 2. Особенности применения системного подхода к исследованию современных экономических систем
    • 2. 3. Влияние рынка информационных продуктов и услуг на системные характеристики современной экономики
  • Глава 3. Особенности становления российского рынка информационных продуктов и услуг
    • 3. 1. Сравнительная характеристика рынков информационных продуктов и услуг зарубежных стран
    • 3. 2. Предпосылки формирования российского рынка информационных продуктов и услуг
    • 3. 3. Особенности функционирования рынка информационных продуктов и услуг на современном этапе
  • Глава 4. Структура и механизм российского рынка информационных продуктов и услуг
    • 4. 1. Методические подходы к исследованию структуры национального рынка информационных продуктов и услуг
    • 4. 2. Состояние и развитие сектора телекоммуникаций и услуг связи
    • 4. 3. Особенности функционирования сектора информационных услуг (интернет-услуги)
    • 4. 4. Анализ потребительской структуры рынка информационных продуктов и услуг
    • 4. 5. Организационно-экономический механизм функционирования рынка информационных продуктов и услуг
  • Глава 5. Регулирование рынка информационных продуктов и услуг в России
    • 5. 1. Правовое обеспечение рынка информационных продуктов и услуг
    • 5. 2. Экономические инструменты государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг
    • 5. 3. Развитие страхования информационных рисков как нового регулятора российского рынка информационных продуктов и услуг

Становление и развитие российского рынка информационных продуктов и услуг: Теория, методология, практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные характеристики экономического роста и современные трансформации хозяйственных систем связаны с возрастающей значимостью наукоемкого, высокотехнологичного производства и сферы услуг. Стремительное повышение объемов и скорости передачи информации в современном обществе приводит к увеличению и усложнению социально-экономических связей и взаимодействий. В этих условиях особую значимость в экономическом развитии приобретает информационный фактор. Его практическое содержание реализуется как процесс информатизации общественного производства, который характеризуется широким распространением и использованием информационных продуктов и услуг во всех сферах хозяйственной деятельности. Информатизация становится условием, целыо, средством и результатом развития национальных и международных рынков. Сегодня производительность труда, качество оборудования, эффективность управления и сбыта в значительной степени определяются микропроцессорами, компьютерной техникой, информационными и коммуникационными технологиями.

В связи с этим одним из важных направлений технологической и структурной модернизации российской экономики является становление и развитие рынка информационных продуктов и услуг как институционального проявления информатизации общественного производства.

Процесс становления и функционирования российского рынка информационных продуктов и услуг вызвал многочисленные трансформационные сдвиги, которые проявились в структурной перестройке экономики в пользу высокотехнологичных отраслей и сферы услуг, развитии научно-технического потенциала страны, повышении эффективности производства и управления на основе широкого использования новых информационных и коммуникационных технологий.

Все это свидетельствует о том, что назрела необходимость теоретического и научно-практического исследования сущности происходящих изменений, связанных с функционированием рынка информационных продуктов и услуг. Поэтому выявление качественной определенности, принципов, функциональных форм и направленности развития рыночных отношений в информационной сфере экономики особенно необходимо и своевременно.

Становление и развитие российского рынка информационных продуктов и услуг имеет специфику, отличающую его от рынков развитых стран. Характер этого процесса определяется особенностями современного этапа функционирования национальной экономики, сырьевой направленностью ее роста, что ведет к усилению зависимости от внешней конъюнктуры и консервирует технологическое отставание России. Этим определяется необходимость пересмотра модели хозяйствования, изменения экономических подходов к оценке источников и качества роста.

Особую актуальность в рамках оценки конъюнктурных и долгосрочных тенденций экономического развития страны приобретает изучение влияния российского рынка информационных продуктов и услуг на качественные характеристики хозяйственной системы, а также вопросы сочетания государственного регулирования и механизма рыночной конкуренции.

Таким образом, исследование российского рынка информационных продуктов и услуг с целью усиления его воздействия на качество экономического роста требует разработки теоретико-методологических основ становления и развития данного рынка, а также изучения состояния реальных рыночных процессов в информационной сфере для определения практических мер по ее совершенствованию в условиях современной экономики России.

Степень разработанности проблемы. Отдельные направления становления и развития рынка информационных продуктов и услуг получили отражение в мировой и отечественной экономической литературе.

Общие вопросы анализа информации, связанные с развитием систем управления, кибернетики, теории информации освещены в работах Н. Винера, Дж. Ф. Неймана, А. Харта, К. Шеннона, У. Эшби и др.

Исследования, посвященные природе и сущностным характеристикам экономической информации, отражены, в трудах отечественных ученых: А. И. Анчишкина, В. М. Глушкова., А. Н. Колмогорова, В. А. Котельникова, A.M. Майминаса, А. Урсула, А. А. Харкевича и др. Наиболее полно дана характеристика информационных ресурсов и раскрыто их значение в работах таких российских экономистов, как А. А. Аузан, Р. Т. Зяблюк, Р. П. Малахинова, Д. Г. Плахотная, А. И. Московский и др.

Проблемы влияния процессов информатизации на развитие рыночных отношений в современных условиях отражены в исследованиях Г. А. Артамонова, Т. В. Вишняковой, Ю. В. Пашкуса, И. К. Рыженковой, А. И. Черного, Ю. А. Шрейдера и др.

Теоретические основы отдельных направлений становления информационного общества разработали О. А. Антипина, С. 10. Глазьев, Г. Р. Громов, Ю. А. Денисов, С. Н. Майоров, А. И. Ракитов, В. J1. Иноземцев, P.M. Нижегородцев и др. Значительные достижения в формирование концепции информационного общества принадлежат зарубежным ученым: А. Тоффлеру, Д. Беллу, Е. Масуде, Дж. Несбиту, М. Кастельсу, М. Порату, Ф. Махлупу, Т. Стоуньеру, К. Дж. Эрроу и др.

Изучению рынка информационных продуктов и услуг посвящены работы современных российских ученых B.JI. Тамбовцева, И. И. Родионова, Т. П. Николаевой, О. Н. Вершинской, Д. С. Черешкина и др., которые рассматривают его особую роль в становлении информационной экономики.

Вместе с тем, при всем многообразии существующих точек зрения, отсутствует системный подход к определению места и роли рынка информационных продуктов и услуг в современном экономическом развитии. Неполно изучены такие вопросы как структура данного рынка, механизм, условия эффективного функционирования, направления и перспективы развития, влияние на экономический рост, что обусловливает объективную потребность в его исследовании для решения практических вопросов совершенствования функционирования современной экономической системы. * Объективная необходимость выбора новых ориентиров будущего развития российской экономики повышают научно-практическую значимость изучаемых проблем. Указанные обстоятельства предопределили тему, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы заключается в теоретико-методологическом обосновании концепции становления и развития российского рынка информационных продуктов и услуг, раскрытии закономерностей и особенностей его функционирования, оценки влияния на формирование нового качества экономического роста.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявить подходы к определению базовых характеристик, связанных с пониманием информации как отношения, отражающего сущность изменений, происходящих в экономической системеуточнить и дополнить понятие «рынок информационных продуктов и услуг», раскрыть его содержание и сущностные характеристикиисследовать специфику формирования рынка информационных продуктов и услуг, раскрыть особенности функционирования с помощью классификации структурных элементов, определить место и роль в развитии национальной экономикираскрыть и обосновать основополагающие принципы организационно-экономического механизма рынка информационных продуктов и услуграссмотреть особенности правового обеспечения рынка информационных продуктов и услуг, возможности использования экономических инструментов государственной политики и других регулирующих факторов, влияющих на его развитиеразработать практические меры по совершенствованию российского рынка информационных продуктов и услуг в современных условиях хозяйствования.

Объект диссертационного исследования — рынок информационных продуктов и услуг на современном этапе развития российской экономики.

Предметом научного исследования являются отношения, складывающиеся на российском рынке информационных продуктов и услуг в процессе его становления, функционирования и развития, как важнейшего элемента современной экономической системы, определяющего новое качество ее роста.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили теории цикличности социально-экономического I развития, эволюционная теория экономикисистемный и диалектический подходыметоды статического, функционального, динамического и комплексного анализаиндуктивные и дедуктивные методы исследованияметоды эмпирического, статистического анализа, табличные и графические приемы, элементы моделирования, а также нормативные и правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность информационной сферы экономики.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили материалы Федеральной службы государственной статистикиоперативная и годовая отчетность субъектов рынка информационных продуктов и услугэлектронная информация, сведения официальных сайтов компаний и органов государственного управления.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: в области теории.

— разработка теоретических основ новой концепции становления и функционирования рынка информационных продуктов и услуг с учетом тенденций социально-экономического развития современной России;

— теоретическая модель информатизации производства и общества, отражающая качественно новое направление развития экономической системы, позволяющая выявить особенности этого процесса в реальных хозяйственных условиях;

— теоретическое обоснование основополагающих принципов организационно-экономического механизма функционирования рынка информационных продуктов и услуг;

— системная модель рынка информационных продуктов и услуг, в которой отражены взаимосвязи ключевых элементов, факторов и механизмов его эффективного развития. в области методологии:

— методология исследования рынка информационных продуктов и услуг, основанная на применении системного подхода, выявлении основных связей и взаимодействий элементов экономической системы и результата этих взаимодействий, проявляющегося в новом системном качестве;

— методика классификации основных элементов российского рынка информационных продуктов и услуг по выделенным критериям. в области практики:

— социально-экономические предпосылки и условия становления российского рынка информационных продуктов и услуг, позволяющие определить основные факторы его эффективного функционирования на современном этапе развития российской экономики;

— характеристика состояния современного рынка информационных продуктов и услуг, специфика развития его отдельных секторов и сегментов, которая определяется действующим рыночным механизмом;

— практические предложения по совершенствованию институциональных условий развития национального рынка информационных продуктов и услуг, основанные на повышения роли регулятивных функций бизнеса и государства.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции становления и развития рынка информационных продуктов и услуг, в ' обосновании его влияния на достижение нового качества роста российской экономики, повышения ее конкурентоспособности в современных условиях.

К наиболее значимым результатам, составляющим научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие: разработан категориальный аппарат, характеризующий предмет исследования, включающий такие понятия как: информация, информационные ресурсы, информационные технологии, информатизация, информационная экономика, рынок информационных продуктов и услуг, позволяющий выявить и раскрыть новые тенденции современного социально-экономического развитияобоснована необходимость существования как самостоятельного элемента современной экономической системы рынка информационных продуктов и услуг, социально-экономическое значение которого обусловлено интенсификацией общественного развития, усилением роли научно-технического прогресса и необходимостью удовлетворения растущих потребностей общества в информационных продуктах и услугахопределены и систематизированы методологические подходы к исследованию объектов и процессов, связанных с функционированием рынка информационных продуктов и услуг, которые являются основой для проведения мониторинга рыночных процессов в информационной сфере, принятия управленческих решений по информационному обеспечению fci бизнеса и разработки государственных целевых программпредложены новые критерии определения источников и факторов экономического развития («информатизация производства», «системообразующий элемент»), позволяющие выявить направления развития современной экономикиобоснована системообразующая роль рынка информационных продуктов и услуг, которая состоит в том, что он выступает как системообразующий элемент современной экономики, выполняющий системосохраняющую (целостность, устойчивость) и системоразвивающую (новое качество) функции, что позволяет раскрыть и обосновать его влияние на изменение характеристик современной экономической системывыявлены и раскрыты факторы становления национального рынка информационных продуктов и услуг, связанные со спецификой функционирования российской экономики, которые необходимо учитывать при разработке государственной стратегии развития информационной сферывыделены критерии структуризации российского рынка информационных продуктов и услуг, которые положены в основу классификации его секторов: информационные технологии (ИТ) и ИТ-I услугипрограммное обеспечение (ПО) — компьютеры, электронное и электрическое оборудованиетелекоммуникации и услуги связиинформационные услуги (интернет-услуги) — раскрыты основополагающие принципы функционирования рынка информационных продуктов и услуг: саморегуляция, самоорганизация, ^ саморазвитие, лежащие в основе организационно-экономического механизма, действующего в современных условиях, как сочетание конкуренции и различных типов регулированияразработаны специальные меры, направленные на регулирование российского рынка информационных продуктов и услуг на основе совершенствования правового обеспечения, экономических инструментов государственной политики и других регулирующих факторов, влияющих на его стабильное и эффективное развитие.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что выполненное исследование развивает новое и малоразработанное в экономической науке направление — становление и развитие рынка информационных продуктов и услуг, имеющее большое значение для теории и практики хозяйствования.

Выводы, сформулированные автором в результате диссертационного исследования, уточняют и дополняют ряд методологических положений, но проблемам развития рыночных отношений в информационной сфере экономики, раскрывают особенности становления и функционирования российского рынка информационных продуктов и услуг.

Разработанная научно-методическая база дает возможность субъектам хозяйственной деятельности создавать эффективные методики анализа рынка информационных продуктов и услуг, проведения его мониторинга, выработки I маркетинговых и управленческих решений по внедрению и использованию новых информационных продуктов и услуг, способствующих эффективному функционированию экономических структур.

Рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы участниками рынка информационных продуктов и услуг для выработки стратегических направлений деятельности, выявления, создания и усиления своих конкурентных преимуществ в условиях динамичной, быстро меняющейся рыночной среды.

Результаты и выводы исследования доведены до уровня практических рекомендаций, направленных на совершенствование институциональных условий функционирования рынка информационных продуктов и услуг.

Теоретические положения и практические результаты проведенного исследования могут быть положены в основу разработки учебных курсов для подготовки студентов и аспирантов по экономике организации, управлению, маркетингу, экономической информатике, предпринимательству, а также для создания и обновления программ переподготовки и повышения квалификации специалистов. b.

3) Результаты исследования современной хозяйственной практики свидетельствуют, что большая зависимость общества от информационных продуктов, ограниченность средств, выделяемых на обеспечение безопасности, являются факторами потенциальных рисков для компании любого размера и форм собственности. Рост количества сетей, глобализация и интернационализация коммерческих и некоммерческих операций усилили эти угрозы.

4) Из числа положений закона об ЭЦП, определяющих правила применения электронных документов, необходимо выделить единое рамочное регулирование, которое предполагает установление критериев, относящихся к правовому эффекту (юридической силе) электронных подписей. Вместе с тем,.

429 Реферативный журнал ИНИОН, 2001, с. 141−145. этот закон не согласован в своем применении с существующим Налоговым кодексом, поэтому введенный электронный документооборот на уровне совершения различных сделок по-прежнему необходимо сопровождать соответствующими бумажными документами.430.

5) Вопросы правового обеспечения функционирования рынка информационных продуктов услуг в условиях информатизации и глобализации мировой экономики остаются актуальной проблемой взаимодействия законодательных органов власти и органов юстиции любой страны мира. Задачей международных экономических и финансовых организаций является формулирование общих подходов к решению этой проблемы в рамках.

6) Концепцию правового обеспечения российского рынка информационных продуктов и услуг необходимо считать важнейшей составляющей решения главных регулирующих и управленческих задач российского государства.

5.2 Экономические инструменты государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг.

Информационные технологии начинали свое развитие как технологии конкретного, ограниченного применения, однако затем быстро распространились на иные области практического использования и скоро вошли во все сферы жизнедеятельности общества, что потребовало различных форм и методов государственного регулирования этого процесса.

На современном этапе к наиболее значимым направлениям государственного регулирования рынка информационных продуктов и услуг относятся:

• промышленная политика;

• инвестиционная политика;

• налоговая политика.

Поддержание и стимулирование современного научно-технического развития страны зависит от эффективности промышленной политики государства, в рамках которой должны проводиться анализ тенденций развития новых отраслей и определение «точек роста» экономики, задаваться ориентиры для разработки и проведения инвестиционной и налоговой политики.

Сегодня одним из самых главных направлений государственного регулирования экономического развития является определение приоритетных отраслей российской экономики, которые на современном этапе являются наиболее конкурентоспособными и могут составить основу для создания нового качества экономического роста. Это заставляет по-новому подходить к выбору «точек роста» .

430 Мининформсвязь об электронной подписи // Экономическая и философская газета. № 46 (578) ноябрь 2005.

В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума сводный индекс конкурентоспособности составляется на основе агрегирования • трех индексов, характеризующих состояние технологии, общественных институтов и макроэкономической среды. Россия по этому индексу находится на 67 месте, которое она получила за передовые технологии в сфере военно-промышленного комплекса, относящимися к достижениям НИОКР 80-х годов прошлого века.

По оценкам экспертов, производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50−55 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 такими технологиями, владеют 80% этого рынка.

Практика хозяйствования развитых стран показывает, что потенциальные точки высокотехнологического роста в современном мире лежат в новых секторах экономики, связанных с инновациями, прежде всего в области информационных и коммуникационных технологий и услуг. Поэтому создание и развитие последних является одной из важнейших задач российского бизнеса и государства. Россия по степени освоения ИКТ в списке Всемирного экономического форума занимает 72 место (из 115 стран).431.

Выбор высокотехнологических секторов осуществляется на основе определения перечня критических технологий. Такие перечни в разных странах составлялись с применением различных критериев их значимости. В России правительственной комиссией по научно-технической политике в 1996 году был утвержден первый перечень критических технологий (КТ) федерального уровня. При этом значимая роль в нем отводилась информационным ^ технологиям. В 2004 году перечень КТ был пересмотрен. Выбор производился исходя из перспектив развития до 2015 года с выделением технологий, отличающихся наибольшей степенью готовности для практической реализации. Новый вариант КТ сокращен с 52 до 33 позиций и первым пунктом в нем стоят ИКТ. На основе данных перечня сформирована новая структура Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002;2006 годы.432.

Отличительная особенность высокотехнологичных секторов состоит в том, что разрабатываемые ими конкретные технологии могут находить применение в самых разных отраслях, в том числе базовых, сырьевых и обрабатывающих, укрепляя общую конкурентоспособность национальной экономики.

Определение конкурентоспособных отраслей и высокотехнологичных секторов в рамках промышленной политики государства позволяет выйти на формулировку и разработку оптимальной стратегии экономического развития. В программе развития отечественных отраслей на период до 2010 года предусматриваются годовые темпы роста промышленного производства порядка 5,1 — 5,5%.

Для того чтобы Россия могла развиваться на высокотехнологичной основе производство инноваций, эффективно использовать возможности.

431 Ведомости, от 29 марта 2006.

432 Известия, от 1 апреля 2005. современных информационных продуктов и услуг, необходимо определить первоочередные задачи промышленной политики. • 1) Нужно создать такие экономические условия, которые, с одной стороны, предоставляли бы возможность хозяйственным субъектамсоздателям новых технологий и связанными с ними поставщиками услугэффективно функционировать. С другой стороны, ориентировали национальную экономику на мировые тенденции развития.

С начала 90-х годов прошлого столетия Россия прошла несколько этапов в развитии различных видов деятельности в области информационных продуктов и услуг. Первый этап характеризовался тем, что многие высококвалифицированные специалисты уезжали работать за границу. На втором этапе отечественные программисты, в одиночку или в рамках небольших мобильных коллективов, начали работать в России, выполняя при этом задания зарубежных заказчиков. Третий этап связан с созданием компаний, которые целенаправленно ориентированы на аутсорсинг, т. е. производство или программирование на заказ для сторонних организаций.

Очевидно, что все указанные виды деятельности относятся к бизнесу с низкой добавленной стоимостью, в рамках которого интеллектуальная собственность не создается. На современном этапе законы развития глобальной экономики заставляют разработчиков и инвесторов ориентироваться на создание конкурентоспособной продукции, т. е. инноваций в области интеллектуальной собственности.

В настоящее время, располагая высококвалифицированными ^ специалистами, Россия имеет все основания стать лидером аутсорсинга научно-технических разработок. Общемировые расходы на научно-исследовательские разработки в 2006 году составят 1,02 трлн. долл. — значительную долю этого рынка может занять Россия.433 Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2,3 трлн. долл., в том числе на аутсорсинг приходится 60 млрд долл. (доля России в этом секторе составляет пока в 1 млрд долл.).

2) Процессы информатизации нарушают сложившиеся паритеты. Расширение глобального виртуального пространства приводит к устранению имеющихся границ между странами и регионами. В этих условиях существует опасность, что мировое сообщество распадется на страны, которые смогут извлечь пользу из новых источников развития, и страны, которые утратят значение и проиграют в глобальном инновационном соревновании.434 (Еще А. Смит и К. Маркс говорили о колонизации и формировании единого общества, построенного на мировом рынке как о неизбежности и той базе, на которой только и возможен материальный прогресс.) В настоящее время структура глобального рынка отражает не столько сложившееся международное разделение труда, сколько качественные особенности предоставляемых информационных услуг и квалификации рабочей силы.

433 Ведомости, от 6 февраля, 2006.

434 См.: Макушин А. Экономические границы «наций-государств» — больше границ" национальных хозяйственных технологий //Свободная мысль, № 11,1999, с. 31.

Благодаря развитию информационного сектора рыночных услуг в российской экономике (с постоянно растущей долей информационных услуг) • появляются, помимо прочего, новые возможности для выравнивания на международном уровне различий в общественном воспроизводстве рабочей силы и условий труда (табл. 18). Для России, создающей открытую экономику, эти вопросы являются особенно актуальными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Приказ Росархива от 11 ноября 1993 года, 95.
  4. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 годам 2141−1.
  5. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года N2 3523−1.
  6. Патентный закон РФ" от 23 сентября 1992 года, JVQ 3 517−1.
  7. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 года 3526−1.
  8. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1992 года Хе 2124−1.
  9. Постановление правительства РФ «Вопросы Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития при Правительстве РФ» от 6 января 1993 года, N 16.
  10. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года]2 5351−1.
  11. Закон РФ О государственной тайне" от 21 июля 1993 года 5485−1.
  12. Закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ.
  13. Постановление Правительства РФ «Об обязательных экземплярах изданий» от 24 июля 1995 года JT 739. S"
  14. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» от 5 июня 1995 года 85-ФЗ
  15. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года, >fe 24 -ФЗ.
  16. Закон РФ «О связи» от 16 февраля 1995 года 15-ФЗ.
  17. Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года, N-ФЗ.
  18. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» от 12 мая 2004 года Х2 611.
  19. Л. Спасти Россию.- М.: 1999.
  20. . Электроника вытащит экономику Парламентская газета, от 23 октября, 2002.
  21. А. И. О предпосылках устойчивого экономического роста. Экономист, 2005.-№ 10.
  22. А.И. О формировании теории эволюционной экономики Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Паука, 2000.
  23. О., Иноземцев В. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе Мировая экономика и международные отношения, 1998 №N2 5, 6, 7.
  24. Антонец Е. О необходимости приоритетного развития производства 285
  25. Ю.М., Гиляревский Р. С., Егоров B.C. и др. Информационный рынок в России. М.: 1996.
  26. Г. Т. Феномен информации в нолитической экономии Научно-техническая информация, 1989.- 4.
  27. О. В. Инновационная политика и конкурентоспособные преимущества в эпоху глобализации Экономика и управление, 2005.- 1.
  28. В. Существует ли информация? Компьютерра, 2000.- 13.
  29. И.Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. Учебник под ред. Топорнина Б. Н. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
  30. Д. Край ничейного поля Компьютерра, 2004, 4.
  31. Д. Грядущее постиндустриальное общество.- М.: Academia, 1999.
  32. Д. Третья технологическая революция и ее возможные социальноэкономические последствия. М.: ИИИОН, 1990.
  33. А. Мировая индустрия управленческого консалтинга на пороге XXI в. Мировая экономика и международные отношения, 2001.- J 2 9. V
  34. Л. Большой Интернет Эксперт, 1999.- 48.
  35. В. Беспризорная электроника Энергия востока, 2002.- 7.
  36. В.П. Теоретические основы социальной синергетики Петербургская социология. 1997, 2.
  37. Бронников М.К. К вопросу о цене информации Проблемы теории и практики управления, 1999,
  38. Д., Цыганов А. Страхование «электронных рисков» Директор-инфо, 2002.- 47.
  39. Булгак В. XXI век век глобализации и персонализации связи Радио, 1997.-№ 5.
  40. П. Ставка на зеро Эксперт, 2004. J b 1. V
  41. А. Чудеса творят не компьютеры, а учителя Независимая газета, от 29 ноября 2001.
  42. А.И. Электронная ловушка (Как застраховаться от мошенников, промышляющих в сети) Газета 107, от 14 июня 2005.
  43. А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) Автореферат диссер. на соиск. уч. степ. докт. юр. наук. Санкт-Петербургский Университет МВД РФ/СПб, 1999.
  44. Ю.А. Отношения и права собственности в эпоху НТР: масштабы перемен. Полис, 1991, — 2.
  45. Ю.А. Гражданское общество эпохи НТР Полис, 1991, 4. 46. ВВП. Российское экономическое издание, 2006. JVs 15.
  46. Ведомости форум, апрель, 2005.
  47. Ведомости, от 28 апреля, 10 ноября, 22 декабря 2004. 286
  48. Ведомости, от 27, 31 января- 6, 13, 23, 26, 27 февраля- 1, 3, 10, 16, 21, 22, 24, 28, 29, 31 марта- 6, 7, 12, 13, 18 аиреля- 5, 16, 17, 18 мая- 6, 8, 9, 16, 27 июня 2006.
  49. А.П., Гочаков В. В. Иванов И.В., Голодова О. В. Информационные ресурсы для принятия решений. М.: Академический проект, Екатеринбург, Деловая книга, 2002.
  50. О.Н. Социально-экономические предпосылки и последствия информатизации.-М.: 1994.
  51. М. Технологии мультимедиа и экономическое развитие Internationale Politik (Новые технологии), 1998. Хз 8.
  52. И.Н., Жирнов А. А.и др. Реальные деньги виртуальной реальности. Компьютерра, Ш 5 (529), 2004.
  53. Е. Этюды о симметрии. М Мир, 1971.
  54. Т.Д. Условия достижения социального макроравновесия в переходный период. Вестник ВГИА, 2004.- JT 1. Se
  55. И. Богатство в мозгах, а не в недрах Известия, от 20 ноября 2004.
  56. К. Ария российского гостя Итоги, от 14 декабря 2004. 59. Все ясно, 2006.-ХоЗ.
  57. А. Денег в Сети меньше, чем надо, но больше, чем кажется. Итоги, от 23 ноября 1999.
  58. Д., Г. Смолян, Д. Черешкин. Социальные аспекты ипформатизации Коммунист, 1990.- № 10.
  59. Глазьев Экономическая ситуация в России и ее перспективы на 2001 год. Правда Москвы, март, 2001.- J b 21. V
  60. Глазьев. теория долгосрочного технико-экономического развития. М.:ВлаДар, 1993.
  61. В.М. Основы безбумажной информатики. М Наука, 1987.
  62. И. К онлайновой экономике искусств. Компьютерра, 2000. № 13.
  63. Н. Социальная составляющая экономического развития: региональный аспект Мировая экономика и международные отношения, 2006.- 5.
  64. Т., Ивантер А. Ностколониальная матрица. Эксперт, 2004 1.
  65. А. И. Информационная теория экономики. М.: Налев, 1996.
  66. . Ш. Неред прыжком. Эксперт, 2004.- 1.
  67. Диалектика плана и рынок. Материалы «круглого» стола Экономист, 2005. № 7.
  68. К. Ни цифры, ни буквы. Компьютерра, 2004.- 8.
  69. А. Что день прошедший нам принес или жизнь в постреволюционный период Компьютерра, 2003. 46.
  70. П. От капитализма к обществу знания. Изд. Нафег Collins, 1999. 287
  71. Д. Страхование информационных рисков как метод защиты информации Хозяйство и право, 2001. 3.
  72. А. Информационная нарадигма социально-экономического развития Известия, СпбуУЭФ. 1995. J bV 3,4. VJ b
  73. А. Принципы информационного общества. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  74. Л., Евстигнеев Р. От стандартной экономической теории к экономической синергетике Вопросы экономики, 2001. 10.
  75. Л.И. Управление сферой бытовых услуг в условиях смешанной экономики. Тольятти: Изд дом «Довгань.» 1995.
  76. Н. Глобальное информационное общество и Россия Мировая экономика и международные отношения, 2005.- Ш 7. 81.3айнашева
  77. Организационно-экономический механизм современного развития сферы услуг Экономика и управление, 2004.- 6.
  78. И. Информация, коммуникация и рекреация Пезависимая газета, от 18 января 2002. 83.3ахарченко А. Глобализация уязвимостей Компьютерра, 2003. 13.
  79. В.А. Финансовая разведка России: на пути становления. Финансы, 2005. 6.
  80. А.П. Менеджмент пятого поколения Актуальные проблемы управления.- М.: 2001.
  81. Известия, от 10 марта- 1, 6,14, 19 апреля- 13, 14 мая- 7, 20, 23 июня 2005.
  82. Известия, от 9 сентября- 3,14 октября- 26 ноября 2004.
  83. А. Проект для России Ведомости, от 28 апреля 2005.
  84. Г. ООН ищет рецепт борьбы с российской бедностью Известия, от 15 февраля, 2005.
  85. И., Медовников Д. Лавочки для академиков Эксперт, 2004.-№ 1.
  86. В. Пределы догоняющего развития. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2000.
  87. Информационная цивилизация: пространство, культура, человек. Под ред. Устьянцева В. Б. Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 2000.
  88. М.В. Формирование рынка информационных продуктов и услуг. М.: 1998.
  89. Итоги, от 14 декабря 2004.
  90. Л., Москаленко Л. Быстро скачем. Эксперт, 2004. -Kl.
  91. В.А., Патрикеев В. П. Собственность в XXI веке. М.: Экономика, 2004.
  92. П. Кто есть кто в мире бизнес-курсов Известия, от I апреля 2005.
  93. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ./ Под науч. Ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУВШЭ, 2000. 288
  94. К. Условия экономического роста. М Экономика, 1960.
  95. В., Щедровицкий П. Кто оплатит издержки глобализации Эксперт, 2004. 1.
  96. Е.Н., Курдюмов С П Антропный принцип в синергетике Вопросы философии, 1997. 3.
  97. Ю. Существуют правила игры «Персонал-Микс», 2005.-№ 3.
  98. П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб.: Экономическая школа, 1996.
  99. А. Стечение обстоятельств Эксперт, 2004. 1.
  100. А.П. Три подхода к определению понятия «количества информации». В кн.: Проблемы передачи информации. М.: 1969, вып. 3.
  101. Коммерсант ВЛАСТЬ, 15 августа- от 17 октября 2005.
  102. Коммерсант Деньги, 2005. 42,45.
  103. Компьютерра, 2000. 2 13.
  104. Компьютерра, 2003. 4, 13, 39,43,46,47.
  105. Компьютерра, 2004. 3, 5, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 18, 24, 25, 37, 42, 46,47,48.
  106. Компьютерра, 2005. 3, 5,4, 6,18.
  107. И. Д. Большие циклы экономической конъюнктуры Проблемы экономической динамики. М.: Паука, 1989.
  108. В.А. Информационное право. М.: Изд-во «Юрист», 2002.
  109. В.П. Критика буржуазных теорий «экономических систем». М.: Паука, 1981.
  110. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993.
  111. Г. В. Либо бегунком, либо борцом. От науки в Москве остались (ются) одни фасады. П цветочные клумбы Экономическая и философская газета, ноябрь 2005. Nn 46.
  112. А., Скородумов А. Альтернативы новым технологиям нет Экономика России. XXI век. 2005. 20.
  113. В. Электронное правительство вместо бумажной бюрократии Парламентская газета, от 29 ноября 2002.
  114. А. Экономические механизмы. М.: 1993.
  115. Р. Теория согласований и анализ предприятия Вопросы экономики, 1997 10.
  116. В. П. Полное собрание сочинений. М.: ПСС, т. 1.
  117. П.П. О содержании информации (Как измерить расстояние между словом и делом?) ПТП, сер. 2, 1999. 2.
  118. Лесков Паука против реформ Известия, от 18 мая 2005. 289
  119. А. Страхование информационных рисков//Сети, 2003.№ 12.
  120. Любимцева Законы структурной эволюции экономических систем Экономист, 2003. 10.
  121. Е.З. Информационное общество и парадигма экономической теории Вопросы экономики, 1997. 11.
  122. СИ. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1993.
  123. А. Финансовая глобализация //Свободная мысль, 1999. № 10.
  124. А. Экономические границы «наций-государств» больше границ национальных хозяйственных технологий Свободная мысль, 1999.-№ 11.
  125. В., Каверинский В. Информация для лакокрасочной промышленности Информационные ресурсы России, 2000. 3.
  126. К., Энгельс Ф. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Избр. произв.- М.: 1980, ч. 1.
  127. К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., М., Политиздат, 1954, т. 3, 23, 24,25.
  128. А. Портрет новейшей эпохи Компьютерра, 2004. 7.
  129. Мининформсвязь об электронной подписи Экономическая и философская газета, 46 (578), ноябрь 2005.
  130. В. Развитие ассортимента патентно-информационных продуктов и услуг Федерального института промышленной собственности (ФРШС) Информационные ресурсы России, 2000. 4.
  131. А. Экономическая информация. М.: 1974.
  132. .Т. Теории экономического роста и региональная ассиметрия //Финансы, 2004.-№ 12.
  133. Е. Быстрый путь наверх Итоги, от 23 ноября 1999.
  134. М. Модернизация современного мира Обозреватель, 1996-№ 91.
  135. Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М.: 1921.
  136. Наука и технологии в промышленности, 2006. 1.
  137. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы: Мегатенденции. Год 2000 Пер. с англ.- М.: Республика, 1992.
  138. P.M. Информационный переворот в экономической теории.- М.: МГУ, 2002.
  139. Т.П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. СПб.: 1999.
  140. А.Г., Попов Р. Ю. Проблема малого предпринимательства в сфере бытовых услуг.- М.: 1994. 290
  141. Оболенский В. Россия в международном
  142. В. Царство хай-тек Российская газета, от 17 февраля 2006.
  143. Основы экономической информатики.- Минск.: БГЭУ, 1998.
  144. Отчет Международной организации труда (МОТ) за 2002 год.
  145. .Н., Гриценко В. И. Новая информационная технология в организационных системах управления Управляющие системы и машины, 1988. JT 1. So
  146. Парламентские вести, 2006. -Ш.
  147. А. Почему Россия не Америка. М.: ФОРУМ, 2000.
  148. Подпругин Рынок информационных продуктов и услуг: сущность, эволюция, специфика. М.: 2004.
  149. А. Эволюция структуры американской экономики Вопросы экономики, 2005. J" 11.
  150. Приватизационные процессы в инфраструктуре: успехи и ошибки реформ. Доклад Мирового банка Мировая экономика и международные отношения, 2005. Х2 8.
  151. А.И. Философия компьютерпой революции. М.: Политиздат, 1991.
  152. М.М. Информационное право. М.: Изд-во «Юрист», 1999.
  153. О. Еще раз вокруг колеса (по поводу «софтверных» патентов). Компьютерра, 2003. М 47.
  154. Л. Перспективы развития связи в России Свободная мысль, 2000.-№ 11.
  155. Реферативный журнал ИНИОН, 2001 3.
  156. Е.А. Спрос на информацию и развитие информационного сектора в США к началу XXI века. М.: Ин-т США и Канады, 2002.
  157. И.И. Формирование и развитие рынка информационных услуг и продуктов в условиях глобализации. М.: 2002.
  158. Российская газета, от 17 февраля, 21 апреля 2006.
  159. Российская газета, от 18 апреля 1998.
  160. Россия в цифрах. 2005 год. М.: Росстат, 2006.
  161. А.П. Информация сырье для инновации, основа для принятия важных управленческих решений Информационные ресурсы России, 2000. 5.
  162. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.
  163. П. Экономика. М.: МГИ, Алгон, БНКИСИ, 1992. 291
  164. Е. Информационно-энтропийные свойства социальных систем.-М.: 1993.
  165. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: ГТроснект, 2001.
  166. СП. Иерархический подход к построению комплексных систем информационной безопасности Газовая промышленность, 2003. .№ 11.
  167. Собрание законодательных актов РФ. 1998. 10.
  168. О. Паследники Мэрдока. РБК, апрель, 2006.
  169. Т. Рынок услуг: методологические основы формирования и функционирования. Диссер. на соис. уч. ст. д. э. н., СПб.: 1999.
  170. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса. Под редакцией Плахотной Д. Г. М.: Изд. МГУ, 1992.
  171. <span itemprop="author">Ставцева</span> Т.И. <:Информация и информационный рынок. Теория и практика формирования Автореф. диссер. на соис. уч. ст. канд. эконом, наук.-Орел. 1996.
  172. Т.Е. Роль знаний в развитии национальной экономики Экономика и управление, 2005. J f 1. Se
  173. Дж. Экономическая теория информации. Теория фирмы Под ред. Гальперина В. Н. СПб.: Экономическая школа, 1995.
  174. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  175. Стратегия научно-технического прорыва: Сборник научных трудов Под ред. Ю. В. Яковца и О. М. Яня. М.: МФК, 2001.
  176. И.А. Организационно-экономические проблемы информационного обеспечения системы управления предприятия (на примере предприятий строительства). М.: ИСА РАП, 1999.
  177. И.А. Роль информации в формировании новой экономической реальности в России В сб.: Формирование экономической системы России в координатах мирового развития. М.: МГУ, 2001.
  178. И.А. Особенности социально-экономического развития обш, ества на современном этапе.- М.: Вестник ВГПА МПС России, 2004, № 5.
  179. И.А. Роль рынка информационных продуктов и услуг в экономике России Экономика и управление, 2005. J 2 2. Y
  180. И.А. Сравнительная характеристика рынков информационных продуктов и услуг зарубежных стран Аудит и финансовый анализ, 2005. Nn 3.
  181. И.А. Становление рынка информационных продуктов и услуг в России. М.: ВГПА Минфина РФ, 2005. 292
  182. И.А. Развитие российского рынка интернет-услуг Информационные ресурсы России, 2006. 4.
  183. И.А. Структура и механизм российского рынка информационных продуктов и услуг. М.: ВГНА Минфина РФ, 2006.
  184. Тайлакова С В Теоретические аспекты формирования основ рынка информационных ресурсов в современной экономике России. Кемерово, 2002.
  185. В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации.-М.: 1992.
  186. В. Диалог о естественном и искусственном. Компьютерра, 2004. 18−19.
  187. Телеком Вести, от 27 ноября 2003.
  188. Токарев Война, XXI век Компьютерра, 2003. 13. Г
  189. О. Можно ли прожить на дивиденды Финанс, 2005. 34.
  190. О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация.- СПб.: 1996.
  191. А.Д. Проблема информации в современной науке. М.: Наука, 1975.
  192. А.Д. Становление информационного общества и переход к устойчивому развитию Проблемы информатизации, 1997. 4.
  193. Фельди Т. Краткое введение
  194. Финансовая газета, 2002. J 2 14. N
  195. Ф. Частные деньги. М.: 1993.
  196. А.А. О ценности информации В сб.: Проблемы кибернетики. М.: Ризматгиз, 1960. 4.
  197. Р. Теория информации и ее приложения. М.: 1969.
  198. Ю.И., Клинова СП., Никитина Л. М. Собственность в транзитивной экономике. Воронеж, 2001.
  199. Р. Экономическая теория как универсальная наука //THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993, т. 1. вып. 1.
  200. П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1992.
  201. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности Вопросы экономики, 2001. 8.
  202. П. Я начинаю свое дело. М.: 1996.
  203. Дж. Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. СПб: Амфора Эврика, 2001.
  204. И. Электронная эпоха науки Мировая экономика и международные отношения, 2005. 8. 293
  205. СЕ. Информационное нраво России. М.: Приор-издат, 2004.
  206. . Т.В. Механизм миграции в постиндустриальной трансформации: типология, содержание
  207. Д.С., Цаленко М. С. Роль новых информационных технологий в НТП. М.: 1985.
  208. А.И. Особенности подготовки и использования информации при принятии управленческих решений. М., 1977.
  209. А.Г. Системная организация информационных технологий и их влияние на развитие и повышение эффективности субъектов экономической деятельности. Дис. на соис. уч. ст. доктора эконом наук. М.: 1998.
  210. О. Информационные аспекты информатизации. М.: 1989.
  211. М. Культ дистанционного управления Коммерсант Деньги, 2005. Хе 42.
  212. К. Работы, но теории информации и кибернетике.- М.: ИЛ, 1963.
  213. Ю.А. Об одной семантической теории информации Проблемы кибернетики, выпуск 13, 1965.
  214. Ю.А. О феномене информационного нродукта НТИ. Сер. 1,1989.-№ 11.
  215. Й. Теория экономического развития. Пер. с нем., М.: Прогресс, 1982.
  216. Экономика и жизнь, 2006.-№№ 15,23,24.
  217. Экономика и управление, 2005. 1.
  218. Экономическое обозрение, 2005. 2,4.
  219. Экономическое развитие России, т. 12, 2005. 7.
  220. Эмерсон Т. Макроэкономические чипы Итоги 2001. J f 6. Se
  221. К. Дж. Информация и экономическое поведение Вопросы экономики, 1995. 5.
  222. Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. М.: 1996.
  223. . Карьера менеджера. М.: 1995.
  224. К. Смена парадигм в экономике по мере становления информационного общества. Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия Материалы ко 2 междунардной конференции. Спб. 15−17 марта 1995. М 1995.
  225. Abramovitch М. Resources and Outputtrends in the U.S. since 1870// American Economic Reviem Papers and Proceeding, XLYI May, 1956- 294
  226. Bell D. Liberalism in the Postindustrial Societi. In: Bell D. Sociologcal Journeys: Essaus 1960−1
  227. Borko H., Hayes R/ Mathematical models of information system use Information processing Management- 1983. Vol. 19, N2 3.
  228. Economic Report of the President, 2005, Wash., 2005.
  229. Fabricent S. Economic progress and economic change 34 the Annual Report of the Nation Bureau of Economic Research. 1954. J T 4. Ns 249. FORBES, май 2005.
  230. Hart A. Risk, Uncertainty and the Unprofitability of Compound Probabilities. In: Studies in Mathematical Economics and Econometrics. Chicago University of Chicago press, 1942.
  231. International Business Guide, 2006. N2 5/6.
  232. Machlup F. The production and distribution of knowledge in the United States. N.Y. 1962.
  233. Masuda Y. Post-Industrial Society, Tokio, 1980.
  234. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society, Tokio, 1981.
  235. Penn M. Current Status of NIS Semiconductor Industry and Future Opportunities. The Third Semi Executive Mission to the Newly Independent States. Moscow, 1996.
  236. Pieters R. A note on cosi in economic psycology Journal of Economic Psycology. 1
  237. Rapport sur le commerce electronigue et le developpement. New York- Geneve: NU, 2001.
  238. Rheinghold H. Virtual community (2 Ed). The MIT Press. 2000.
  239. Statistical Abstract of the United States, 2004−2005.
  240. Stiglitz J. Information and the Change in the Paradgm in Economics. American Economic Review. 2002, vol. 92, 3.
  241. Telecommunications and global competitiveness Vital speeches of the day. N.Y., 1990, 15 Jan. Vol. 57. 1−2. 262. The Internet//The Economist, 1995, July, I, 263. The Sources of Economic Growth in OECD Countries. OECD. 2003.
  242. Toffler A. The Third Wave. N. Y., 1980. 265. www.csfb.com 266. http: www.cnews.ru newtop index. shtml? 2005 09 29 /1881 267. http:// www.webmonev.ru/. 268. http: //www.e-commerce.ru /cgi /print.asp 269. www.chls.ruhttp://www.ris.ru 270. http://www.amulet-group.ru 295
Заполнить форму текущей работой