Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все эти процессы значительно расширили возможности звукорежиссера, существенно обогатив его техническую палитру, предоставив новые возможности по формированию звукового образа записываемого произведения искусства. Использование аналогового оборудования этого периода, огромный опыт и мастерство звукорежиссеров позволило отработать новые методы и приемы звукозаписи и создать огромное количество… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление и формирование средств художественной выразительности на раннем этапе развития профессии звукорежиссера в период 20−40 гг. ХХ века
    • 1. 1. Онтологические признаки средств художественной выразительности раннего этапа развития звукорежиссуры 20−40 гг. XX века
    • 1. 2. Детерминантные признаки средств художественной выразительности на раннем этапе становления звукорежиссуры 20−40 гг. XX века
    • 1. 3. Формирование средств художественной выразительности звукорежиссуры на первом этапе развития 20−40 гг. XX века
  • Выводы
  • Глава II. Развитие средств художественной выразительности звукорежиссуры в период 50−70 гг. XX века
    • 2. 1. Онтологические признаки средств художественной выразительности звукорежиссуры второго периода 50−70гг. Ххв
    • 2. 2. Детерминантные признаки средства художественной выразительности звукорежиссуры в период 50−70 гг. Хх века
    • 2. 3. Творческие и эстетические задачи звукорежиссуры на втором этапе 50−70 гг. XX века
  • Выводы
  • Глава III. Современное состояние средств художественной выразительности звукорежиссуры (конец XX- начало XXI века)
    • 3. 1. Современный технический инструментарий как онтологический признак средств художественной выразительности звукорежиссуры
    • 3. 2. Детерминантный признак средств художественной выразительности звукорежиссуры на современном этапе
    • 3. 3. Эстетический аспект средств художественной выразительности звукорежиссуры третьего периода (конец XX — начало XXI века)
  • Выводы

Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время можно утверждать, что звуко-режиссура представляет собой самобытное художественное явление, специфическую область художественного творчества.

Вместе с тем, исследование этого вида деятельности с искусствоведческих позиций как молодого направления технического искусства не предпринималось, что и определяет актуальность настоящего исследования.

За время с момента появления фонографа Эдисона, первых экспериментов, открытий и изобретений в области науки и техники, подготовивших почву для появления в 20−30 годы XX века новой области творческой деятельности — звукорежиссуры, обладающей своими специфическими средствами художественной выразительности, профессия звукорежиссера прошла путь от выполнения чисто технических функций в области звукозаписи до полноценного творческого участия в создании произведений искусства.

Необходимость данного исследования обусловлена тем, что роль звукорежиссера в формировании и развитии современной художественной культуры несоизмеримо выросла за последние годы, в связи со значительным расширением его деятельности в различных сферах художественной активности, связанной с интенсивным развитием современных средств массовой коммуникации (студийной звукозаписи, радиовещания, телевидения, кинематографа, мультимедиа и др.).

От эстетических концепций звукорежиссера, его музыкальной культуры, художественного вкуса и творческого использования им всей палитры современных средств художественной выразительности в значительной степени зависит уровень музыкальной культуры современного общества.

Реализация творческих задач звукорежиссуры основана на дуалистическом процессе создания звукового/звукозрительного образа произведения искусства особыми средствами художественной выразительности, предполагающем синтез художественных и технических задач.

В данном исследовании, в этом контексте, затрагивается ряд принципиальных моментов, относящихся как к технике, так и к искусству звукорежиссуры, единство которых требует концептуального осмысления в исторической ретроспективе. Особую значимость представляет исследование прошлого опыта в области звукозаписи, как части художественного наследия, хранящего в себе духовный опыт культурно-исторического развития общества.

Компьютерная научно-техническая революция в конце XX века дала звукорежиссеру широкие возможности по полноценной реализации пространственного звукового/звукозрительного образа, по управлению параметрами звучания для придания ему художественной выразительности и использованию синтезированных звучаний как основы развития новых направлений искусства.

Все это требует научного осмысления творческих задач звукорежиссуры на современном этапе ее развития в контексте развития технических средств для их воплощения.

Диссертация конкретизирует и углубляет проблему анализа средств художественной выразительности звукорежиссуры, выстраивая концепцию ее эволюционного развития.

Объект исследования — звукорежиссура — новое направление технического искусства в ее эволюционном развитии.

Предмет исследования — средства художественной выразительности звукорежиссуры как синтез творческих и технических задач, и их роль в становлении и развитии современного искусства звукозаписи.

Цель настоящей работы — выявление общих тенденций развития средств художественной выразительности в творческой деятельности звукорежиссера в их неразрывной связи с эволюцией технических средств записи, воспроизведепия и обработки звукаанализ особенностей этого вида творчества, обусловленных пространственно-временной структурой звукового материалаосмысление роли и задач творческой деятельности звукорежиссера как активного участника в создании произведений искусства.

Задачами работы, в связи с этим, являются:

— определение характера и специфических особенностей средств художественной выразительности звукорежиссуры;

— исследование этапов эволюции средств художественной выразительности звукорежиссуры в соответствии с развитием онтологических признаков (технической палитры) звукорежиссуры;

— рассмотрение творческих концепций звукозаписи в формировании звукового/звукозрительного образа, воспринимаемого реципиентом;

— изучение динамики диалектического взаимодействия компонентов творческой деятельности звукорежиссера в ее эволюционном развитии;

— анализ влияния средств художественной выразительности звукорежиссуры на творческие возможности звукорежиссера в создании звукового/звукозрительного образа произведения искусства в различных сферах художественной деятельности;

— изучение влияния современных компьютерных технологий, процессорной обработки звука, новых звуковых технологий пространственной звукопере-дачи на художественно-эстетическое качество звукового продукта ХХ1-го века.

Степень разработанности проблемы.

В отечественном искусствознаиии не существует специальных исследований, посвященных проблеме изучения эволюции средств художественной выразительности звукорежиссуры. Тем не менее, имеется ряд работ зарубежных и отечественных исследователей, направленных на рассмотрение отдельных аспектов эстетической составляющей звукорежиссуры. Среди них можно выделить зарубежные публикации, посвященные отдельным вопросам художественной выразительности звукорежиссуры, авторами которых являются: D. Sonnenschein, B. Gibson, D. Gibson, G. Petersen, B. Owsinski, P. Buik, B. Nazaryn, R. Streicher, F. Rumsey, W. Moylan и др. [138- 114- 115- 130- 10- 57- 140- 136- 127].

Особую значимость для диссертационного исследования представляют материалы докладов и публикаций Всемирных Конгрессов и семинаров AES (Audio Engineering Society — Всемирное общество звукоинжеиеров), а также интервью с ведущими зарубежными специалистами в области звукорежиссуры, текст которых приводится в приложении к диссертации.

Важную роль при подготовке материалов диссертации сыграли труды отечественных исследователей — в области музыкальной акустики, психоакустики — T. Rossing, H.A. Гарбузова, B. Moor, И. А. Алдошиной, J. Blauert и т. д. [126- 1- 101], а также целый ряд публикаций, авторами которых являются практики звукорежиссуры разных поколений — A.B. Гросмаи, Д. И. Гаклин,.

B.Б. Бабушкин, Л. Харон, В. Трахтенберг, И. Веприпцев, В. В. Виноградов, П. К. Кондрашии, Б. В. Венгеровский, В. М. Персов, В. И. Шарун, Э. В. Ванунц,.

C.Г. Шугаль, Е. В. Никульский и др. [17- 15- 8- 89- 81- 72- 12- 11- 62].

Исследования в данной сфере опираются на труды классиков и современных авторов различных направлений в сфере кинематографа, радиовещания, телевидения, мультимедиа, звукорежиссуры, среди них работы Б. Балаша, Д. Довженко, З. Кракауэра, В. Пудовкина, С. Эйзенштейнаисследования А.Андриевского, О. И. Дворниченко, Т. Егоровой, З. Лиссы, С. Д. Гуревич,.

А.А.Шерель [46- 98- 24- 18- 91], а также В. Г. Динова, Б .Я. Меерзона, Г. Н. Стародубровской, Г. Я. Франка, С. В. Пучкова, В. Ф. Познина и др. [ 28- 29- 55- 78- 83- 84- 85- 86- 68- 22].

Источники исследования:

— рукописные труды, научная литература, связанная с тематикой диссертационного исследования (теория и история искусства, музыковедение, эстетика, психология и социология искусства, акустика, психоакустика, звукорежис-сура).

— результаты анализа личных интервью с зарубежными и отечественными звукорежиссерами.

Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии и теории искусства, эстетике, музыковедению, психологии искусства, звукорежиссуре.

В частности:

— понимание искусства как фундаментального человеческого опыта (М. Хайдеггер, К. Юнг, Г. А. Орлов, К. Э. Разлогов, В. М. Розин [88- 70- 73]).

— психологическое и социально-психологическое обоснование процессов художественного восприятия (Д.А. Леонтьев, O.A. Кривцун, Р. Арнхейм, Л. Я. Дорфман, Г. В. Иванченко, и др. [51- 34- 47- 7- 25]).

— осмысление природы и функции художественной ценности (М.С. Каган, Л. Н. Столович, Я. Б. Иоскевич, С. Н. Иконникова, В. Г. Горохов [38- 35- 37- 16]).

— понимание процесса художественного творчества в области музыкального исполнительского искусства (Г.Г. Нейгауз, Г. М. Коган, Д. К. Кирнарская, Л. М. Кадцын и др. [41- 39]).

— понимание теоретических вопросов взаимодействия техники и искусства (И.И. Иоффе, Ю. Лотман, Я. Б. Иоскевич, К. Э. Разлогов, В. Михалкович [36- 35- 37- 70]).

— понимание звукорежиссуры как полифуикциональной сферы творческой профессиональной деятельности (Н.И. Дворко, P.A. Казарян, Е. А. Русинова, H.H. Ефимова [20- 74- 32]).

Методы диссертационного исследования:

Ввиду междисциплинарного характера поставленных задач в диссертационном исследовании использовался комплексный метод современного искусствознания, включающий в себя аналитический, сравнительно-исторический, типологический, художественно-психологический, метод описания и анализа процессов творческой деятельности звукорежиссера и др., направленные на описание и осмысление современных средств художественной выразительности звукорежиссуры. В диссертации также использован метод интервьюирования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественном искусствознании рассмотрены специфические средства художественной выразительности звукорежиссуры в эволюционном развитии, и их роль в творческой деятельности звукорежиссера как молодого вида художественного творчества, относящегося к области технических искусств.

Предложена периодизация основных этапов становления средств художественной выразительности, рассмотренных в их взаимодействии с развитием техники и технологии звукозаписи.

Рассмотрена эволюция средств художественной выразительности в контексте исторической ретроспективы развития техники и технологии звукорежиссуры, что позволило определить специфические художественновыразительные средства для каждого этапа в деятельности звукорежиссера в соответствии с состоянием и требованиями средств массовой коммуникации.

Выявлены эстетические концепции1 современного этапа развития звуко-режиссуры, обусловленные новыми технологиями в звукорежиссуре, обеспечивающие полноценное формирование акустического реального и виртуального пространства и обогащение звуковой фактуры за счет регулирования пространственных, временных и частотных параметров звучания.

Данное исследование вводит в теоретический тезаурус отечественного искусствознания характеристику средств художественной выразительности звукорежиссуры.

Практическая значимость работы.

Практическая значимость настоящего диссертационного исследования связана с возможностью использования основных положений и результатов исследования в учебно-педагогической практике подготовки звукорежиссеров, композиторов, музыковедов, режиссеров мультимедиа и др. в высших учебных заведениях.

Полученные в работе результаты и методология исследования представляет практическую ценность для специалистов и исследователей в области теории и истории искусств, аудиовизуальных средств массовой коммуникации и современной музыкальной культуры.

Полученные в диссертационной работе результаты могут быть использованы в разработке учебно-методического пособия, что может способствовать дальнейшему развитию профессии звукорежиссера, в связи с увеличением потребности в этих специалистах для обеспечения дальнейшего развития средств массовых коммуникаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1 Понимание концепции в смысле единого, определяющего замысел создания модели звукового/звукозрительного образа.

1) Средства художественной выразительности звукорежиссуры, которые рассматриваются как система создания звукового/звукозрительного образа, возникающая в результате записи, пространственной организации и обработки различных звуковых компонентов фонограммы в художественно осмысленное, эстетически единое целое. Специфический характер средств художественной выразительности связан с их дуалистической природой, проявляющейся в диалектическом единстве искусства и техники, прогресс в развитии которой приводит к значительному расширению палитры возможностей звукорежиссера в решении им творческих и эстетических задач.

2) Периодизация эволюционных путей становления, формирования и развития средств художественной выразительности звукорежиссуры, как сферы художественного творчества, позволила выделить три базовых этапа:

— первый этап (20−40гг.ХХвека) характеризуется появлением первых технических средств для звукозаписи (микрофонов, громкоговорителей, усилителей и др.), разработкой и внедрением механического, оптического и оптико-механического методов записи, позволивших решать творческие задачи, прежде всего, в звуковом сопровождении кинофильмов, а также в грамзаписи и на радио;

— второй этап (50−70гг.ХХвека) характеризуется появлением магнитной звукозаписи, стереофонии, внедрением новой техники (магнитофонов, микшерных пультов, устройств электроакустической обработки звукового сигнала) и новых технологий на их основе, позволившего поднять звукозапись до уровня технического искусства;

— третий этап (80гг.ХХвека — по настоящее время) характеризуется появлением цифровой звукозаписи, многоканальных систем пространственной зву-копередачи, цифровых компьютерных технологий, обеспечивших переход к решению принципиально новых творческих задач создания трехмерного звукового пространства.

3)0пределение концептуального отношения к звуковому/звукозрительному образу, возникающему в воображении слушателя или зрителя в результате моделирования звукорежиссером реального или синтезированного художественного звукового пространства, в соответствии с мировым опытомСША, Япония, Западпая Европа, как три основные творческие концепции:

— создание звукового/звукозрительного образа, отображающего реально существующее в пространственно-временных координатах звуковое событие, с той степенью приближения, которое определяется возможностями существующих на данный период развития технических и технологических средств записи и воспроизведения звука.

— построение виртуального звукового/звукозрительного пространственного образа, который заполняется звукорежиссером новыми синтезированными или трансформированными звучаниями, в том числе, и несуществующими в реальности.

— воссоздание звукового/звукозрительного образа, соединяющего обе предыдущие концепции моделирования художественного пространства, что позволяет создать новую среду «обогащенной реальности» — Augmented Reality.

4) Определение творческих возможностей звукорежиссера на современном этапе развития компьютерных технологий, процессорной обработки звука и многоканальных систем пространственной звукопередачи для создания звукового продукта XXI века как принципиально нового этапа в его творческой деятельности с использованием всей палитры средств художественной выразительности звукорежиссуры.

Апробация работы. Проблематика и основные положения данного диссертационного исследования прошли апробацию в различных формах: в лекциях, прочитанных на подготовительных курсах Молодежного Телевизионного Канала СПБГУП (Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов) (2003;2004 гг.), в лекциях и семинарах для студентов кафедры режиссуры Мультимедиа и Звукорежиссуры СПбГУП по дисциплинам «Ау-диодизайн» и «Акустические Основы звукорежиссуры"(2005;2006г.), в двух докладах на 116-м и 118-м Всемирных Конгрессах AES (Audio Engineering Society) в Берлине и Барселоне, в четырех докладах на научных конференциях в СПБГУП и Российском Институте Истории Искусств 2004;2006г.г. и научных статьях.

Выводы.

Таким образом, огромный арсенал технических средств и новые цифровые и компьютерные технологии позволили звукорежиссеру в конце ХХ-го — начале XXI века перейти на принципиально новый этап творческой деятельности. Именно в этот период раскрываются в полной мере творческие и артистические аспекты этой профессии, а звукорежиссура становится полноправным направлением в развитии новых видов «технического искусства».

На протяжении всего последнего столетия профессия звукорежиссера по мере развития техники все более смещается от чисто технической к творческой деятельности, и эта тенденция будет только ускорятся в ближайшие десятилетия, по мере повышения возможностей «интеллектуальных компьютерных помощников звукорежиссера», способных взять на себя решение ряда стандартных операций (баланс, панорамирование и пр.), все больше освобождая творческие возможности звукорежиссера для решения эстетические задач по формированию звукового образа, как это было предсказано Р. Курцвайлом.

Обладание такими техническими возможностями расширяет творческую роль звукорежиссера в эстетическом формировании звукового образа (наряду с композитором, исполнителем и другими участниками проекта). В процессе создания конкретного музыкального проекта звукорежиссер реализует свои творческие планы, выбирая ту или иную эстетику звукозаписи среди огромного пространства возможностей, находящихся между перечисленными выше основными направлениями.

Процесс создания музыкальных записей представляет собой совместную деятельность многих участников (композитор, исполнитель, режиссер, звукорежиссер и др.). Используя комплекс оборудования для звукозаписи звукорежиссер может обеспечивать реализацию идей других участников, может «выражать» свои идеи в процессе звукозаписи, может интерпретировать музыкальные идеи нетрадиционными путями, которые невозможно достичь «живым» акустическим способом.

Звукорежиссер в зависимости от выбранного аспекта эстетики звукозаписи может формировать с помощью выбора микрофонной техники, процессорной обработки звукового сигнала, процессов многодорожечного сведения, реальное, улучшенное или виртуальное пространственное окружение. Таким образом, в процессе звукозаписи звукорежиссер может сохранять реальность, обогащать ее и создавать новые виртуальные звуковые миры.

Изменения живого слушательского опыта в процессе звукозаписи, есть центральный вопрос в современной эстетике звукозаписи. Звукорежиссер может с помощью современных технологий формировать образ музыки (Gestalt), который значительно отличается от живого образа, что и происходит сейчас в массовой музыкальной культуре, от пего зависит снижение или повышение уровня музыкальной культуры, вкусов и возможностей слушателей.

Учитывая, что в настоящее время, подавляющее большинство слушателей воспринимает музыку в записи, становиться очевидным насколько велика роль и ответственность звукорежиссера в формировании эстетических вкусов целых поколений. Вместе с тем необходимо отметить, что современные технологии, несмотря на огромную палитру возможностей, которые они предоставляют, являются только новым этапом эволюции технических средств, они не заменяют творчество, талант и культуру композиторов, музыкантов и звукорежиссеров, которые становятся полноправными соучастниками творческого процесса.

Новые эстетические и творческие принципы профессии звукорежиссера как представителя нового вида искусства требуют дальнейших глубоких исследований и должны служить предметом новых научных разработок.

Заключение

.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что с расширением палитры специфических средств художественной выразительности звукорежиссуры, профессиональная деятельность звукорежиссера, представляющая собой особый вид художественного творчества, играет всё возрастающую роль в художественной культуре современного общества в контексте интенсивного развития средств массовых коммуникаций (студийной звукозаписи, радиовещания, телевидения, кинематографа, мультимедиа).

Несомненно, что прошлый опыт звукозаписи начала XX века, сохранивший культурное наследие человечества в области литературы и музыкального искусства представляет при этом особую значимость.

Дальнейшее развитие звукорежиссуры, связанное с возникновением и развитием радиовещания, кинематографа, телевидения создало основу для освоения нового художественного опыта средствами звукорежиссуры.

В связи с вышесказанным, проведенный анализ процессов творческой деятельности звукорежиссера, направленный на описание и осмысление средств художественной выразительности звукорежиссуры в их эволюционном развитии, подтверждает теоретическую значимость этих процессов и позволяет ввести в теоретический тезаурус отечественного искусствознания характеристику понятия средств художественной выразительности звукорежиссуры.

Средства художественной выразительности звукорежиссуры рассматриваются как система создания звукового/звукозрительного образа, возникающую в результате записи, пространственной организации и обработки различных звуковых компонентов фонограммы в художественно осмысленное, эстетически единое целое, позволяет сделать вывод, что их специфической особенностью является синкретическая сущность и дуалистический характер, проявляющийся в диалектическом единстве искусства и техники, прогресс в развитии которой приводит к значительному расширению художественной палитры звукорежиссера, позволяя решать новые творческие и эстетические задачи.

В результате анализа исторической ретроспективы отечественной и зарубежной звукорежиссуры как сферы художественного творчества, определена периодизация эволюционных путей становления, формирования и развития средств художественной выразительности звукорежиссуры, выделены три базовых этапа. 20−40 гг.- 50−70 гг.- 80-е годы по настоящее время.

— первый этап (20−40 гг. XX в.) характеризуется появлением первых технических средств для обработки звука (микрофонов, громкоговорителей, усилителей и др.), разработкой и внедрением механического, оптического и оптико-механического методов записи, позволивших решать творческие задачи, прежде всего, в звуковом сопровождении кинофильмов, а также в грамзаписи и на радио;

— второй этап (50−70 гг. XX в.) отмечен внедрением магнитной звукозаписи, стереофонии, новых видов техники (магнитофонов, микшерных пультов, устройств электроакустической обработки звукового сигнала) и новых технологий на их основе, позволивших поднять звукозапись до уровня технического искусства;

— третий этап (80 гг. XX в. — по настоящее время) характеризуется появлением цифровой звукозаписи, многоканальных систем пространственной зву-копередачи, цифровых компьютерных технологий, обеспечивших переход к решению принципиально новых творческих задач создания трехмерного звукового пространства.

Данные этапы являются принципиально важными в истории звукорежиссуры, которая прошла путь от первых экспериментов в области звукозаписи на технически несовершенном оборудовании до создания звукового и звукозрительного образа произведения искусства с использованием всего спектра возможностей цифровой техники и современных компьютерных технологий.

Можно констатировать как факт, что появление новых технологий всегда приводило к расширению и обогащению выразительного языка звукорежис-суры. В свою очередь необходимость в появлении новых средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера стимулировала создание и совершенствование повой звукозаписывающей и звуковое производящей техники.

Выявленные методом сравнительно-исторического анализа закономерности в эволюции средств художественной выразительности звукорежиссуры позволяют утверждать, что период 20−40-е гг. можно считать первым этапом становления звукорежиссуры как творческой профессии, использующей в качестве средств художественной выразительности технологию звукозаписи. Можно утверждать также, что наработанные технологические методы и приемы создания монозаписей заложили фундамент для дальнейшего развития искусства звукозаписи.

С развитием магнитной записи было введено существенное изменение в технологию работы звукорежиссеров, что позволило радикально улучшить параметры звучания фонограмм. Появилась возможность монтажа и перезаписи фонограмм, исключающая недостатки оптической технологии, а также новые технологии вписывания и последовательной записи методом наложения. Многоканальная запись с последующим сведением открыла дополнительные возможности обработки фонограммы, особенно для записи музыки. Использование компрессоров, позволило сделать звучание фонограмм более плотным и насыщеннымприменение искусственной реверберации позволило звукорежиссерам обогатить звучание естественных источников и т. д.

Вместо «живой» записи с микрофона механическая запись стала вестись путем перезаписи с предварительно подготовленной магнитной фонограммы. Принципиальным шагом в развитии технологии звукорежиссуры явилась также разработка и внедрение стереофонической записи и воспроизведения звука, что существенно изменило методы работы с микрофонами. Появился метод полимикрофонной записи с последующей обработкой полученных сигналов на микшерном пульте.

Все эти процессы значительно расширили возможности звукорежиссера, существенно обогатив его техническую палитру, предоставив новые возможности по формированию звукового образа записываемого произведения искусства. Использование аналогового оборудования этого периода, огромный опыт и мастерство звукорежиссеров позволило отработать новые методы и приемы звукозаписи и создать огромное количество записей музыкальных произведений различных стилей и жанров. Именно в этот период происходит процесс трансформации технологии звукозаписи в процесс художественного творчества, относящегося к области технических искусств со своими специфическими средствами художественной выразительности.

В результате анализа второго периода развития звукорежиссуры можно утверждать, что творческая деятельность звукорежиссера второго периода (50−70 гг.) стремительно развивалась как молодой вид художественного творчества, обладающего своими специфическими средствами звуковырази-тельности.

С расширением и обогащением выразительного языка звукорежиссуры творческая функция звукорежиссера — создателя акустического протокола эволюционировала до звукорежиссера-интерпретатора и звукорежиссера-художника звуковых картин, ставшего полноправным соучастником творческого процесса создания произведения искусства в различных сферах художественной деятельности второй половины XX века (студийная звукозапись, кинематограф, радиовещание, телевидение, театрально-зрелищные мероприятия).

Огромный опыт и мастерство звукорежиссеров второго поколения позволили отработать новые методы и приемы звукозаписи, что, в свою очередь, привело к расширению художественной палитры выразительных средств звукорежиссуры и позволило создать огромное количество как студийных, так и концертных записей музыкальных произведений различных жанров, добиться значительных результатов в создании звукозрительного образа в аудиовизуальных искусствах, внести важный вклад в создание радиопрограмм, проведение театрально-зрелищных мероприятий.

С появлением современных звуковых технологии, программных продуктов, компьютерных цифровых монтажных станций и т. д., у звукорежиссеров появились новые средства художественной звуковыразительности, обеспечивающие полноценное формирование акустического пространства, введение в звуковую ткань новых тембров, обогащение звуковой фактуры произведения за счет регулирования тональных, громкостных, временных и пространственных параметров звучания, что позволяет сохранить и передать слушателям полноценное восприятие авторского замысла музыкального произведения.

Таким образом, огромный арсенал технических средств и новые цифровые и компьютерные технологии позволили звукорежиссеру в конце ХХ-го — начале XXI века перейти на принципиально новый этап творческой деятельности. Именно в этот период раскрываются в полной мере творческие и артистические аспекты этой профессии, а звукорежиссура становится полноправным направлением в развитии новых видов «технического искусства».

На протяжении всего последнего столетия профессия звукорежиссера по мере развития техники все более смещается от чисто технической к творческой деятельности, и эта тенденция будет только ускорятся в ближайшие десятилетия, по мере повышения возможностей «интеллектуальных компьютерных помощников звукорежиссера», способных взять на себя решение ряда стандартных операций, все больше освобождая творческие возможности звукорежиссера для решения эстетические задач по формированию звукового образа, как это было предсказано в докладе Р. Курцвайла на конгрессе АЕБ.

Обладание такими техническими возможностями расширяет творческую роль звукорежиссера в эстетическом формировании звукового образа (наряду с композитором, исполнителем и другими участниками проекта). В процессе создания конкретного музыкального проекта звукорежиссер реализует свои творческие планы, выбирая ту или иную эстетику звукозаписи среди огромного пространства возможностей.

Процесс создания музыкальных записей представляет собой совместную деятельность многих участников (композитор, исполнитель, режиссер, звукорежиссер и др.). Используя комплекс оборудования для звукозаписи звукорежиссер может обеспечивать реализацию идей других участников, может «выражать» свои идеи в процессе звукозаписи, может интерпретировать музыкальные идеи нетрадиционными путями, которые невозможно достичь «живым» акустическим способом. Звукорежиссер в зависимости от выбранного аспекта эстетики звукозаписи может формировать с помощью выбора микрофонной техники, процессорной обработки звукового сигнала, процессов многодорожечного сведения, реальное, улучшенное или виртуальное пространственное окружение. Таким образом, в процессе звукозаписи звукорежиссер может сохранять реальность, обогащать ее и создавать новые виртуальные звуковые миры. Широкие возможности по формированию звукового образа, приближенного к реальному объемному звучанию, появились в художественной палитре звукорежиссера, начиная с внедрения стереофонии, которая позволила из узкого окна в концертный зал (при монофоническом воспроизведении) распахнуть его во всю стену, коренным образом изменив слушательский опыт в звукозаписи. С появлением современных многоканальных звуковых технологий пространственной звукопередачи стало возможным поместить реципиента в любую точку внутри концертного зала или сделать участником событий, происходящих на киноэкране, раздвинувшего свои границы прямо в зрительный зал, оснащенный новыми системами воспроизведения Dolby Surround и др.

В определении концептуального отношения к звуковому / звукозрительному образу, возникающему в воображении слушателя или зрителя в результате моделирования звукорежиссером реального или синтезированного художественного звукового пространства, в соответствии с мировым опытом можно выделить на данном этапе три основные творческие концепции:

— создание звукового (или звукозрительного) образа, отображающего реально существующее в пространственно-временных координатах звуковое событие, с той степенью приближения, которое определяется возможностями существующих на данный период развития технических и технологических средств записи и воспроизведения звука.

— построение виртуального звукового (или звукозрительного) пространственного образа, который заполняется звукорежиссером новыми синтезированными или трансформированными звучаниями, в том числе, и несуществующими в реальности.

— воссоздание звукового (или звукозрительного) образа, соединяющего обе предыдущие концепции моделирования художественного пространства, что позволяет создать новую среду «обогащенной реальности» — Augmented Reality.

Изменения живого слушательского опыта в процессе звукозаписи, есть центральный вопрос в современной эстетике звукозаписи. Звукорежиссер может с помощью современных технологий формировать «образ музыки», который значительно отличается от живого образа, что и происходит сейчас в массовой музыкальной культуре, от него зависит снижение или повышение уровня музыкальной культуры, вкусов и возможностей слушателей.

Учитывая, что в настоящее время, подавляющее большинство слушателей воспринимает музыку в записи, становиться очевидным насколько велика роль и ответственность звукорежиссера в формировании эстетических вкусов целых поколений. Вместе с тем необходимо отметить, что современные технологии, несмотря на огромную палитру возможностей, которые они предоставляют, являются только новым этапом эволюции технических средств, они не заменяют творчество, талант и культуру композиторов, музыкантов и звукорежиссеров, которые становятся полноправными соучастниками творческого процесса.

Анализ диалектического взаимодействия компонентов творческой деятельности звукорежиссера позволяет сделать вывод, что творчество звукорежиссера представляет собой сложный синтетический процесс, состоящий из целого комплекса детерменированных и недетерменированных составляющих. Детерменированные составляющие являются, в определенной мере, общими в творчестве звукорежиссеров и обусловлены, с одной стороны, заданной сферой художественной активности, общими принципами построения концептуальной модели соответствующей звуковой программы в рамках существующих технологий в соответствии со стилем, жанром, сюжетом, и, с другой стороны, достаточно жесткими требованиями соответствия записи техническим и художественным критериям. Недерменированные составляющие, к которым можно отнести такие подвижные компоненты, как вкус, культуру, эрудицию, опыт, творческие находки, выбор концепции звукозаписи, что, в конечном итоге, определяет выбор соответствующих средств художественной выразительности звукорежиссера, и определяют индивидуальную манеру, творческий почерк того или иного звукорежиссера, позволяя по прослушанной записи узнать мастера.

Проведенные в ходе исследования интервью с ведущими звукорежиссерами Штрайхер Р., Приттс Р., Виноградов В., Шугаль С. Г., Динов В. Г. и др., имеющими большой опыт практической деятельности в области звукозаписи, позволили подтвердить основные положения диссертации, касающиеся периодизации развития средств художественной выразительности и основных концептуальных проблем в решении эстетических задач звукорежиссуры (Приложение 1).

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А., Приттс Р. Музыкальная акустика: Учеб. — СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2006. — 720 с.
  2. И.А., Войшвилло А. Г., Высококачественные акустические системы и излучатели. М.: Радио и связь, 1985. — 168 с.
  3. И.А. История пространственного звука // Шоу-Мастер. -2003. № 3. — С.74−82.
  4. И.А. 109-й конгресс AES Surrounded by Sound. // Звукорежиссер. — 2000. — № 9. — С. 32
  5. Р. Очерки по истории развития звукозаписи // Шоу-Мастер. -2001. № 3.-С. 100−103.
  6. Л.П., Шумова Н. Д. Механическая звукозапись М.: Энергия, 1978.-232 с.
  7. Р. Кино как искусство. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. -206 с.
  8. В.Д. Современные технические средства обработки звуковой информации при записи музыки кинофильмов //Техника кино и телевидения. 1978. — вып.8. -С. 12.
  9. Р. Компьютер-композитор. М.: ЭКОМ, 1998. — 447с.
  10. П. Живой звук: РА для концертирующих музыкантов: Пер. с англ.- М.: Шоу Мастер, 1998. — 178 с.
  11. Э.В. Проблемы творческого звукового решения фильмов // Техника кино и телевидения. -1985. Вып.1. — С.35−41
  12. . Просто надо подойти ближе других // Искусство кино, 2003. № 12.-С. 12
  13. Волков Ланнит Л. Ф. Искусство запечатленного звука, очерки по истории граммофона. — М.: Искусство, 1964. — 233 с.
  14. И.Н. Звуковое решение фильма. М.: Искусство, 1984.118 с.
  15. Д. Звукорежиссер и исполнитель в процессе звукозаписи. М.: Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, 1966.-40 с.
  16. В.Г., Розин В. М. Введение в философию техники. М.: ИРФРА, 1998.-223 с.
  17. А. Художественные проблемы передачи звука // Труды ВНИИТР. М.: 1972. — № 2. — вып. 2. — С. 232−240.
  18. С .Д. Динамика звука в кино. СПб.: ВНИИИ, 1992. — 134 с.
  19. Н.И., Познин В. Ф., Кузнецов И. Р., Каурых А. Е. Основы режиссуры мультимедиа-программ: Учеб. пособие / Под общ. ред.Н. И. Дворко.- СПб.: СПбГУП, 2005. 164 с.
  20. Н.И. Режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 2004. — 47 с.
  21. Н.И. Компьютерные средства обработки звука для задач звуко-режиссуры и режиссуры компьютерной графики // Проблемы развития техники и технологии кинематографа. Вып. 10. — СПб.: СПбИКиТ, 1999 .-С .22−24
  22. Н.И., Иоскевич Я. Б., Познин В. Ф., Каурых А. Е., Пирогова Г. И. Мультимедиа: творчество, техника, технология./Под общ. ред. Н. И. Дворко. СПб.: СПбГУП, 2005.- 176 с.
  23. Н.И., Динов В. Г., Шугаль С. Г., Кубицкий Ю. А. Основы звуко-режиссуры, творческий практикум: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н. И. Дворко. СПб.: СПбГУП, 2005. — 304 с.
  24. О.И. Музыка как элемент экранного синтеза: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1975 — 27 с.
  25. Л.Я. Эмоции в искусстве. -М.: Смысл, 1997.-426 с.
  26. С.Б., Ершов К. Г. Звукотехнические системы и комплексы. Комплекс записи музыки: Учеб. пособие. Л.: ЛИКИ, 1988. — 30 с.
  27. B.B. Синтез и обработка звука на PC. СПб.: БХВ-Петербург, 2002.-352 с.
  28. В.Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. СПб.: Геликон Плюс, 2002. — 368 с.
  29. В.Г. Палитра звукорежиссера. СПб.: Геликон Плюс, 2006. — 80 с.
  30. Д.Ю. Компьютер для музыкантов, любителей и профессионалов. М.: Триумф, 1999. — 398 с.
  31. H.H. Звуковые решения телевизионных программ: Учеб. пособие. М.: ИПКРТиР, 1999. — 34 с.
  32. H.H. Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. -М., 2005.-44 с.
  33. П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб.: BHV, 1999.-605 с.
  34. Г. В. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. — 252 с.
  35. Я.Б. Новые технологии и эволюция художественной культуры. СПб.: РИИИ, 2003. — Вып. 7.-188 с.
  36. И.И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино. Л.: ГМНИИ, 1937.-412 с.
  37. Искусство и новые технологии: Сб. науч. тр./ РИИИ/Отв. ред. Я. Иоскевич. СПб.: РИИИ, 2001.- 147 с.
  38. Л.М. Творчество слушателей: механизм слухового восприятия инструм. произведений: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. Киев., 1989.-46 с.
  39. Д.К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард, 1997. -157 с.
  40. Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004.-496 с.
  41. Ю.А. Стереофония. М.: Радио и связь, 1989. — 269 с.
  42. Ю.И. Звукозапись с микрофона. М.: Радио и связь, 1988. -112 с.
  43. И.Г. Философия виртуальной реальности // Виртуальная реальность. М.: 1997. — С. 37 — 55.
  44. М.Т. Звуковое и телевизионное вещание: Учеб. Мн.: ИП «Эко перспектива», 2000. — 304 с.
  45. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / Сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. М.: Искусство, 1974. — 423 с.
  46. O.A. Психология искусства М.: Лит. Ин-т им. A.M. Горького, 2000.-223 с.
  47. JI.M. Достижения в технике звукозаписи. М.: Книга, 1980. -14 с.
  48. Ю. М. Тембр как специфическое качество хорового унисона-М.: Музыка, 1995.
  49. В.И. Музыкальные компьютеры: новые способы звукового оформления фильмов // Техника кино и телевидения. 1989. — вып.5
  50. Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998. -111с.
  51. Э. Музыка, речь и компьютер / Пер. с нем. К.: Торгово-издательское бюро BHV, 1995. — 308 с.
  52. B.C. Акустика студий и залов для звуковоспроизведения. -М.: Искусство, 1966. 374 с.
  53. .Я. Акустические основы звукорежиссуры: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 205 с.
  54. .Я. Из истории российской звукозаписи // Звукорежиссер. -2006. -№ 3.-74−79 с.
  55. Н.Т., Папернов JT.B. Аппаратура студийных трактов и систем звукоусиления. -М.: Связьиздат, 1963. 174 с.
  56. . Технология производства звукозаписи для музыкантов / Пер. с англ. M.: «IN/OUT», 1997. — 80 с.
  57. В.А. Цифровая звукозапись, технология и стандарты / Под ред. М. В. Фипкова. СПб.: Наука и техника, 2002. — 247с.
  58. Никамин В. А. Системы пространственного звучания. СПб.: КОРОНА принт, 2004, — 192 с.
  59. A.B. Звукорежиссерские микшерные пульты. М.: Б. и., 1986. -110с.
  60. A.B. Звукотехническое оборудование радиодомов и телецентров. М.: Радио и связь, 1986. — 147 с.
  61. Е.М., Дворко Н. И. Ершов К. Г. Технология звукозаписи и звукорежиссура: Учеб. пособие. Л.: ЛИКИ, 1988. — 80 с.
  62. А. Звуковая студия / Пер. с апгл. М.: Редакция «IN/OUT». 1996. Кн. 1.-464 с.
  63. Ф. Звукозапись, Акустика помещений /Пер. с англ. Кравченко А. M.: «IN-OUT», 2004. — 197с.
  64. Ньюэлл Ф. Project-студии. М.: Шоу-Мастер, 2002. — 271 с.
  65. В.Д. В мире застывших звуков: история звукозаписи. -Л.: Гос. изд. техн., 1951. -27 с.
  66. А., Колесникова Н. Диалог о киномузыке. М.: Искусство, 1982. -175 с.
  67. C.B. Компьютерные технологии как новый инструментарий современного творчества: Автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб., 2002.-27 с.
  68. Д.М. Музыка и компьютер: настольная студия / Пер. с англ. Апищенко Р. Н. и Лашковский А. Э. -Мн.: ООО «Попурри», 1998. -271с.
  69. К.Э. Искусство экрана. Проблемы выразительности. М.: Искусство, 1982. -158 с.
  70. А.Б. Компьютер в музыкальном творчестве // «В мире персональных компьютеров». 1988. -№ 1. — С. 56−59.
  71. Рождение звукового образа. Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах на радио: Сб. / Сост. Е. М. Авербах. М.: Искусство, 1985.-239 с.
  72. В.М. Виртуальная реальность как форма современного дискурса // Виртуальная реальность. М., 1997. — С. 56 — 64.
  73. Е.А. Влияние новых многоканальных звуковых технологий на кипоязык (на опыте зарубежного кинематографа): Автореф. дис. канд. искусствоведения. М.: ВГИК. — 2004. — 30 с.
  74. СевашкоА.В. Звукорежиссура и запись фонограмм. М.: Альтекс-А, 2004.-431 с.
  75. А.Г. Монтаж изображения и звука. М.: ВГИК, 1988. — 79 с.
  76. .Ф. Философия и психология творчества. Орёл.: ОГУ, 2000. -103 с.
  77. Г. Н. Уроки звукорежиссуры: Учеб. пособие. М.: Б. и., 1985.- 130 с.
  78. А. 100 лет российской звукорежиссуре // Звукорежиссер. -2002.-№ 1.-С. 62−68.
  79. Л.С. Мастерство звукооператора. М.: Искусство, 1972. -192 с.
  80. Л.С. Кинофильм и звукооператор. М.: Искусство, 1963. -192 с.
  81. Д. Микширование живого звука / Пер. с англ. М.: «1Ы/ОиТ», 1996.- 132 с.
  82. Г. Я. Музыкальная звукорежиссура: Учеб. пособие, 4.1, 4.2.1. СПб.: ЛИКИ, 1997.- 108 с.
  83. Г. Я. ". Как много в этом звуке!" (Из записных книжек звукорежиссера). СПб.: ЛИКИ, 2002. — 110 с.
  84. Г. Я. Шесть бесед о звуке. М.: Искусство, 1971. — 88 с.
  85. Г. Я. Звук как зрительная ассоциация. Л.: СПИКиТ, 1993. — 90 с.
  86. В.В. Акустические основы вещания. М.: Связьиздат, 1960. -112 с.
  87. М. Вопрос о технике. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  88. Я.Е. Из жизни звукооператора. (Немое! Звуковое? Звукозрительное!!!). -М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1987. — 91 с.
  89. Е. Г. История и техника записи и воспроизведения звука. М.: ЦПБ, 1950.-5 с.
  90. A.A. Радио на рубеже двух веков. М.: ИПКРТиР, 2002. — 62с.
  91. A.A. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 576 с.
  92. А.Ф. Как экран стал говорящим / Под общ. ред. Б. Н. Коноплева. М.: Госкомиздат, 1949. — 96 с.
  93. А.Ф. Аппарат «Шоринофон» и его применение в кино // Советская кинопромышленность. 1935. — № 6
  94. Д.В. Французская спектральная музыка 1970−1980-х годов (теоретические основы музыкального языка): Автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб., 2004. — 23 с.
  95. В.И. Цифровая звукозапись. М.: Радио и связь, 1989. — 190 с.
  96. В.И. Цифровые магнитофоны. М.: Радио и связь, 1986. — 55 с.
  97. С.М. Монтаж.- М.: ВГИК, 2000, — 588 с.
  98. Е., Глин М. Звук и изображение: Звукотехника в телевидении и кино / Перев. с англ. Г. Н. Митрофанова. М.: Связь, 1978. — 135с.
  99. Электроакустика и звуковое вещание: Учеб. пособие / Под ред. Ю.А.
  100. Ковалгина. M.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 872с.
  101. Blauert J. Spatial Hearing: The Psychophysics of Human Sound Localization. Cambridge.: MIT Press, 1997.
  102. Blauert J. Spatial Hearing. Cambridge.: MIT Press, 1997. — 494p.
  103. Blumlein A. U.K. patent 394,325 (1931) — reprinted in Stereophonic Technique. New York.: Audio Engineering Society, 1986.
  104. Borwick J. Microphones: Technology and Technique. London.: Focal Press, 1990.-260p.
  105. Clark M., Dutton G., Vanderlyn P. The 'Stereosonic' Recording and Reproducing System, J. Audio Eng. Soc., vol. 6, no. 2. 1958. P. 102−108.
  106. Dodge C, Jerse J. A Computer Music: Synthesis, Composition & Performance. N. Y: Schimmer Books, 1985.
  107. Dooley W., Streicher R, M-S Stereo: A Powerful Technique for Working in Stereo. J. Audio Eng. Soc. Vol. 30, No. 10, 1982. P. 702−707
  108. Eagle J. The Microphone Book. Oxford: Focal Press, 2001. 486 p.
  109. Eargle J. Music, Sound and Technology. N. Y, Van Nostrand Reinhold, 1995. -341 p.
  110. Fletcher N. H., Rossing T. D. The Physics of Musical Instruments. N. Y.: Springer-Verlag, 1991. 756 p.
  111. Fukada A., Tsujimoto K., Akita S. Microphone Techniques for Ambient Sound on a Music Recording, 103rd Audio Eng. Soc. Conv., New York, 1997. Preprint No. 4540
  112. Gardner В., Martin K. HRTF Measurements of a KEMAR Dummy-Head Microphone. Tech. Rep. 280, MIT Media Lab Perceptual Computing, Cambridge, MA .1994.
  113. Gernemann A. Stereo+C: An Allpurpose Arrangement of Microphones Using Three Frontal Channels. 110th Audio Eng. Soc. Conv., Amsterdam, 2001. Preprint No. 5367
  114. Gibson В., Mixing. CA.: Artist pro, 2002. — 80 p.
  115. Gibson D., Petersen G., The art of mixing. USA.: Artist pro, 1997. — 144 p.
  116. Griesinger D. The Psychoacoustics of Listening Area, Depth, and Envelopment in Surround Recordings, and their relationship to Microphone Technique, 19th Audio Eng. Soc. International Conference, Elmau, 2001. Preprint No. 1913
  117. Houtsma A. Pitch and Timbre: Definition and Use. Journal of New Music Research, 1997. V. 26.
  118. Kleiner M. Auralization-An Overview. JAES, V. 41, № 11. 1993.
  119. Kramer L., DTS: Brief History and Technical Overview, www.dtstech.com
  120. Kornacki A., Kostek B., Odya P., Czyzewski A. Problems Related to Surround Sound Production. 110th Audio Eng. Soc. Conv., Amsterdam, 2001. Preprint 5374
  121. Lehrman P., Tully T. MIDI for the Professional. N.Y.: Amsco Publication, 1993.
  122. Mason R., Rumsey F. An investigation of microphone techniques for ambient sound in surround sound systems, 106th Audio Eng. Soc. Conv., Monachium, 1999. Preprint No. 4912
  123. Miles D. Modern Recording Techniques. Oxford.: Focal Press, 2001 -430 p.
  124. Mitchell D. Teaching Concepts in Mixing for Surround Sound Pedagogical Changes With the Shift to 5.1, 103rd Audio Eng. Soc. Conv., New York, 1997. Preprint No. 4544
  125. Mitchell D. Toward an Aesthetic in Mixing for Multichannel Music Presentation. 105th Audio Eng. Soc. Conv., San Francisco, 1998. Preprint No. 4818
  126. Moore B. Introduction to the psychology of hearing. N.Y.: Academic Press, 2003.-413 p.
  127. Moylan W. The art of recording, understanding and crafting the mix. USA.: Focal Press, 2002.-336 p.
  128. Nyquist H. P. Music & Technology. N. Y: Billboard Book, 1989.
  129. Olson H. Music, Physics and Engineering.N. Y: Dover Publ., 1967.460 p. 130.0wsinski B., The Mixing Engineer’s Handbook. CA.: Artist pro, 1999. -219 p.
  130. Pawera N. Microphones. Dachau, West-Germany: ARSIS Baedeker & Lang Verlags GmbH, 1981. — 95 p.
  131. Pulkki V. Localization of Amplitude-Panned Virtual Sources, II: Two- and Three-Dimensional Panning, J. Audio Eng. Soc., vol. 49, no. 9, 2001 Sept. P. 753−767
  132. Pulkki V. Virtual Sound Source Positioning Using Vector Base Amplitude Panning, J. Audio Eng. Soc., vol. 45, 1997. P. 45666
  133. Pulkki V., Karjalainen M. Localization of Amplitude-Panned Virtual Sources. I: Stereophonic Panning. J. Audio Eng. Soc., vol. 49, P. 739−752
  134. Rossing T. D. The Science of Sound. N.Y.: Addison-Wesley Publ., 1982.
  135. Rumsey F., McCormick. Sound and Recording. Oxford.: Focal Press, 2002. -481 p.
  136. Rumsey F. Spatial Audio. Oxford.: Focal Press, 2001. — 256 p.
  137. Sonnenschein D., Sound Design, the expressive power of music, voice and sound effects in cinema. USA.: Michael Wiese, 2001. — 245 p.
  138. Streicher R., Dooley W. Basic Stereo Microphone Perspectives A Review. JAES, vol. 33, no. 7/8, 1985. P. 548−556
  139. Streicher R., Everest F. The New Stereo Soundbook. Pasadena: Audio Engineering Associates, 1998. — 280 p.
  140. The evolution of the «surround sound» decca tree http://mixguides.com/microphones/basics/audiodeccatreeseptember/
  141. Toshiyuki Nishiguchi & Kimio Hamasaki: Differences of Hearing Impressions among Several High Sampling Digital Recording Formats, 118th Audio Eng. Soc. Conv., Barcelona, 2005. Preprint No. 6469
  142. Watkinson J. The Art of Sound Reproduction. Oxford: Focal Press, 1998. -322 p.
  143. Welch W. L. and L. B. S. Burt. From Tinfoil to Stereo: The Acoustic Year soft the Recording Industry, 1877−1929. Gainesville: University Press of Florida, 1994.-P. 20
  144. Williams D. B., Webster P. R. Experiencing Music Technology. N. Y.: Schirmer Books, 1996. 275 p.
  145. Williams M. Microphone Arrays for Stereo and Multichannel sound recording. MI.: Editrice II Rosto, 2004. — 169 p.
  146. Williams M., Le Du. Microphone Array Analysis for Multichannel Sound Recording, 107th Audio Eng. Soc. Conv., New York, 1999. Preprint No. 4997
  147. Wittek H. The Effect of Downmixing: 3/2 2/0, www.hauptmikrofon.de/downmix.htm
  148. Wuttke J. Surround recording of Music: Problems and Solutions. 119th Audio Eng. Soc. Conv., 2005. Preprint No. 6556
  149. Zwicker E., Fasti H. Psychoacoustics: Facts and Models. Heidelberg.: Springer, 1990. Vol.39, No. 3. — P. 115−126
Заполнить форму текущей работой