Актуальность исследования. Важнейшими сферами социальной жизни являются здравоохранение и медицинское образование. Изучение их развития значимо потому, что с середины 80-х гг. XX в. и до настоящего времени происходит реформирование и поиск путей эффективного обучения медиков и достижение высокого уровня организации медицинской помощи населению. К сожалению, изменения в этих сферах идут по пути перехода от бесплатной и общедоступной помощи к платной медицине, то же самое происходит и с образованием медиков. Изучение истории отечественной медицины помогает лучше понять и оценить положительный опыт здравоохранения, предвидеть основные направления его последующего развития.
История здравоохранения и медицинского образования является частью социальной истории общества и на данный момент наименее изучена исследователями. Это объясняется тем, что проблематика, связанная с обучением медиков и организацией здравоохранения, находится в междисциплинарном пространстве на стыке истории, медицины и образования. Понимание социальной истории региона невозможно без изучения данных сфер.
Уровень медицинской помощи, как и состояние образования, зависели и зависят от общего социально-экономического и политического развития страны и отдельных регионов. На Дону и Северном Кавказе развитие лечебных учреждений и медицинских школ получило распространение после включения региона в состав России. Процесс освоения и заселения территорий сопровождался открытием больниц, поликлиник и учебных медицинских заведений, повторяющих систему здравоохранения и образования Центральной России.
Здравоохранение и медицинское образование на всех этапах исторического развития были тесно связаны, так как подготовка медиков, их специализация, количество выпускников напрямую зависели от потребностей практического здравоохранения. Кроме того, долгое время (на протяжении практически всего XX в.) эти социальные области находились под единым руководством: сначала Народного комиссариата здравоохранения, впоследствии Министерства здравоохранения.
Научная значимость диссертации актуализируется тем, что проблемы развития медицинского образования и здравоохранения на Дону и Северном Кавказе в отечественной историографии освещены недостаточно.
Объектом исследования выступает такая важная часть социальной сферы, как здравоохранение и медицинское образование.
Предметом исследования является возникновение, развитие и особенности системы здравоохранения и медицинского образования на Дону и Северном Кавказе в разные исторические эпохи.
Территориальные рамки исследования включают Ставрополье, Дон, Терек, Кубань, т. е. регионы юга России, схожие по социально-экономическим условиям развития, исторически сложившейся системе здравоохранения и медицинского образования, а также территорию современных автономных образований Северного Кавказа: Чечню, Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Адыгею. Территориальные рамки позволяют выявить как общероссийские тенденции, так и региональные особенности в вопросах организации здравоохранения и подготовки медицинских работников. Объединение указанных районов в рамках исследования объясняется устойчивостью существовавших между ними исторических, политических, экономических и культурных связей.
Хронологические рамки исследования охватывают период — с XIX в. по 40-е гг. XX в. Начальная дата связана с появлением первых лечебных заведений в регионе. В это время происходит и зарождение медицинского образования. В пореформенный период сеть лечебных заведений увеличивается и открываются постоянные фельдшерские школы. В 20−30-е гг. XX в. начинается новый этап в развитии как здравоохранения, так и медицинского образования. Окончательной датой служит 1940 г., который позволяет подвести итоги, достигнутые к предвоенному времени, и провести сравнительный анализ состояния медицинской помощи, обеспеченности населения квалифицированными медицинскими кадрами в дореволюционный период и первые годы Советской власти.
Степень изученнности проблемы. В изучении проблемы развития здравоохранения и медицинского образования имеются определенные традиции и достижения. В историографии можно выделить три периода (дореволюционный, советский и современный) и два сквозных направления (общероссийское и региональное).
В дореволюционный период обобщающих работ по истории здравоохранения как России, так и рассматриваемого региона не появилось.
Отдельные сведения о санитарном состоянии Ростова-на-Дону и организации медицинской помощи в нем содержатся в работе А. Ильина Некоторые этапы истории здравоохранения на Кубани и Тереке получили отражение в работах Ф. А. Щербины, Е. Д. Фелицына, И. Д. Попко. Здесь содержатся интересные материалы о состоянии лазаретов и госпиталей, мероприятиях по борьбе с холерой, цингой, кратко упоминается о создании Врачебных управ, обязанностях станичного сбора, в отношении больных и престарелых, показывается роль народной медицины и др. Ф. А. Щербина сделал вывод о том, что в XIX в. действительная помощь населению не выходила из рамок чрезвычайных мероприятий.
В дореволюционный период появилось исследование по истории медицинского образования. Работа К. Мовчана 3 посвящена деятельности первого на Кубани медицинского учебного заведения с момента его основания до 1915 г.
Большое количество исследований, рассматривающих подготовку медиков и историю здравоохранения, изданы в советский период 4. В ряде публикаций приводятся сведения о жизни и деятельности известного хирурга Н. И. Пирогова, его пребывании на Северном Кавказе, участии в подготовке сестер милосердия 5.
1 Ильин A.M. История города Ростова-на-Дону: Очерк. Рспр. изд. — Ростов н/Д. 1991. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. — Екатеринодар. 1913. Т.2. Фелицын Е. Д., Щербина Ф. А. Кубанское казачье войско. Репр. изд. — Краснодар. 1996: Попко И. Д. Терские казаки со стародавних времен. Гребенское войско. Вып.5. Репр. изд. — Нальчик, 2001; Попко И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: очерки края, общества, вооруженные силы и службы. В 2-х частях. Репр. изд. — Краснодар, 1998. Мовчан К. Екатсринодарская военно-фельдшерская школа. — Екатеринодар. 1915. Очерки по истории отечественной медицины середины XIX в. / Под ред. М. П. Мультановского. — М., 1958; Пал-кин Б. Н. Русские госпитальные школы XVI11 века и их воспитанники. — М&bdquo- 1959; Зиновьев И. А. К истории высшего медицинского образования в России. — М. 1962; Петров Б. Д. Очерки истории отечественной медицины. -М., 1962; Среднее медицинское образование в СССР / Под ред. Г. Е. Волковой. — М. 1963; Высшая медицинская школа в СССР / Чикин С. Я., Исаков Ю. Ф., Чекнсв Б. М. и др. — М: Медицина, 1973; Грибанов Э. Д. История развития медицинского образования. — М., 1974; Мирский М. Б. Николай Александрович Семашко (К 100-лстию со дня рождения). — М., 1974; Мирский М. Б. М. И. Барсуков. — М. 1978; Кузьмин M.K. История медицины. — М., 1978; Горелова JI.E., Кудря Д. П. История подготовки медицинских сестер в СССР // Медицинская сестра. 1988. № 3. С. 48−51- Веселов Н. Г. Охрана здоровья детей в СССР // Медицинская сестра. 1988. № 4. С. 3−7- Владимирова Л. И., Лаврова И. Г. В. И. Ленин и советское здравоохранение // Медицинская сестра. 1988. № 4. С.3−7- Чикин С. Я. Из далекого прошлого отечественной медицины // Медицинская сестра. 1990. № 2. С. 54−57.
5 Николай Иванович Пирогов (1810−1881)//Люди русской науки: очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Сост. и ред. И. В. Кузнецов. — М. 1948. С. 659−667- Нсстерснко А. И. Н. И. Пирогов как учитель и воспитатель сестер милосердия (1854−1855)// Из истории медицины: Сборник статей. Вып. 9. — Рига. 1973. С. 244−250.
П.И. Калью, И. Д. Страшун, М. М. Левит собрали сведения об общественной русской медицине XIX в., показали положительные стороны и недостатки земской медицины, дали характеристику здоровья населения во второй половине XIXначале XX в. 1 Так же были изданы монографии и статьи по истории Красного Креста, где затрагиваются вопросы обучения сестер милосердия и участии медиков в военных конфликтах 2.
В советский период появились обобщающие работы по истории национальных республик и отдельных народов Северного Кавказа. Они содержат ценный материал о становлении здравоохранения и медицинского образования в отдельных автономиях 3. В трудах, посвященных Предкавказью, также затрагиваются некоторые проблемы организации медицинской помощи 4.
В монографиях и статьях изучалось развитие отдельных медицинских учебных заведений. Г. И. Панков и Л. Г. Зарубинская 5 рассмотрели историю Ростовского медицинского института. Сведения о медицинском факультете Кубанского университета (затем медицинском институте) нашли отражение в ряде работ. Одна из первых статей написана ректором медицинского вуза Н.Ф. Мельниковым-Разведенковым в 1922 г. 6.
1 Страшун И. Д. Русская общественная медицина в период между двумя революциями. — М. 1964; Калью П. И. Очерки истории русской общественной медицины. — М., 1965; Левит М. М. Становление общественной медицины в России. — М., 1974.
2 Митерев Г. А. 100 лет Красного Креста в нашей стране. -М., 1966; Горелова Л. Е. Кудря Д.П. Роль Красного Креста в подготовке сестер милосердия // Медицинская сестра. 1987. № 12. С. 52−56- Кузионов П. В. Участие женщин в помощи раненым и больным во время Крымской и русско-турецкой войн // Медицинская сестра. 1988. № 2. С. 47−49- Курбасова Т. И., Сироткина Л. Б. Страницы истории Советского Красного Креста. — М. 1988; Блохина Н. Н. Hi истории участия среднего медицинского персонала в Крымской войне // Медицинская сестра. 1990. № 9. С. 54−58.
3 Очерки истории Карачаево-Черкесии: С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. / Отв. ред. В. Н. Невская, В. А. Романовский. — Ставрополь, 1967; История Кабардино-Балкарской АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2-х т. — М., 1967; Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. — Грозный, 1967; Калосв Б. А. Осетины: историко-этнографичеекое исследование. — М&bdquo- 1971; История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Изд. 2. — Орджоникидзе. 1987; см.: История народов Северного Кавказа (конец XVllI в. — 1917 г.) / Отв. ред. А. Л. Нарочницкий. -М&bdquo- 1988.С. 517−518.
1 Краснов П. Ставрополь на Кавказе. — Ставрополь, 1953; Шацкий П. А., Муравьев В. Н. Ставрополь. Исторический очерк. — Ставрополь. 1977; Очерки истории Ставропольского края. — Ставрополь, 1986. Т. 2- Ага (|юнов А. И. Область войска Донского и Приазовье в доре (]юрмснный период. — Ростов н/Д., 1986.
5 Панков Г. И. Кузница медицинских кадров: очерки истории Ростовского медицинского институ та. — Ростов н/Д., 1968; Зарубинская Л. Г., Панков Г. И. Ростовскому медицинскому институту 60 лет // Здравоохранение Российской Федерации. 1990. № 12. С. 34−35.
6 Мельников-Разведенков Н. Ф. Сказка действительности о Кубанском медицинском институте // Известия Общества любителей изучения Кубанской области. — Краснодар, 1922. Вып. 7. С. 103−107- Кубанский университет: Материалы по изучению истории вуза. — Краснодар, 1987; Войцсхович Б. А., Ковальская А. Г. К истории организации первого медицинского вуза на Кубани // Советское здравоохранение. 1991. № 5. С. 70−72.
Таким образом, в советский период появились первые обобщающие работы по истории медицинского образования и здравоохранения в России. Региональная тематика в них не получила отражения. На Дону и Северном Кавказе, несмотря на возросший интерес к проблеме, специальных исследований так и не было проведено.
В постсоветский период изучению истории организации медицинской помощи и связанных с этим вопросов стало уделяться больше внимания. Истории российской медицины посвящены работы М. Б. Мирского, Т. С. Сорокиной, В. О. Самойлова и др. 1 В них авторы уделяют внимание обучению медицинских работников в разные периоды развития России, противоэпидемическим мероприятиям, реорганизации государственных органов управления медицинским делом, а так же благотворительности и женскому медицинскому образованию. В монографиях и статьях, рассматривающих развитие просвещения, больше места стало отводиться Л медицинскому образованию, истории учебных заведений, готовивших медиков .
Становление медицинской помощи на Дону и Северном Кавказе нашло отражение в ряде работ по истории региона. В них приводятся сведения о первых лечебных заведениях и медиках, которые в них работали, собраны материалы о медицинских учебных заведениях и др.3.
1 Мирский М. Б. Обязаны жизнью. — М., 1991; Сорокина Т. С. История медицины. — М. 1994: Гусаков Н. И. Петр I и медицина. — М., 1994; Мирский М. Б. Очерки истории медицины в России XV1-XV111 вв. — Владикавказ, 1995; Мирский М. Б. Медицина России XVIXIX веков. — М., 1996; Самойлов В. О. История российской медицины. -М&bdquo- 1997.
2 История среднего специального образования в России / Под ред. П. Ф. Анисимова, В. М. Зуева. В 2-х т. — М., 2001; Клычникова М. В. Из истории становления светского образования на Северном Кавказе в 30 — 60-х гг. XIX века // Актуальные проблемы археологии и истории региона Кавказских Минеральных Вод: сборник научных трудов. -Пятигорск. 2004. Виноградов В. Б., Чернова Л. Н. Отмечен совершенным бескорыстием // Виноградов В. Б. Страницы истории Средней Кубани. — Армавир. 1993. С.72−76- Екатеринодар — Краснодар: Материалы к лстописи. — Краснодар, 1993; Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под ред. В. Н. Ратушняка. — Кргюнодар, 1996; Иванов Е. М. Армавир — мой город родной (аул — селение — город). — Армавир, 1996; Беликов Г. А. Ставропольврата Кавказа. — Ставрополь, 1997; Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г. / Под ред. Б. А. Трехбратова. — Краснодар, 1998; Бардадым В. П. Радетели земли Кубанской: (О выдающихся людях Кубани). — Краснодар, 1998; Кран наш Ставрополье: Очерки истории / Научные редакторы: проф. Д. В. Кочура, проф. В. П. Невская. — Ставрополь, 1999; Клычников Ю. Ю. Деятельность А.П.Ермолова на Северном Кавказе (1816−1827). — Ессентуки, 1999; Трехбратов Б. А. История Кубани с древнейших времен до начала XX века. — Краснодар, 2000; Бардадым В. П. Кубанские арабески: краеведческие очерки. — Краснодар, 2000; Именитые граждане Армавира / Под ред. Ю.А. Стец>ры. — Армавир, 2000; Ованесов А. Г. Армавирцы в единой семье народов России. — Армавир, 2000; Ктиторов С. Н. История Армавира (досоветский период: 1839−1918). -Армавир, 2002; Клычников Ю. Ю. Российская политика на Северном Кавказе (1827−1840 гг.). — Пятигорск, 2002; Астапенко М. П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г. — Ростов н/Д. 2004; Цыбульникова А. А. Казачки Кубани в конце XVIII — середине XIX в./ Под ред. проф. В. Б. Виноградова. — Армавир. 2005 и др.
В 90-е гг. усилился интерес исследователей к традиционной медицине народов южнороссийского региона. Вышли работы, рассматривающих состояние и особенности народной медицины казаков, их представления о болезнях, применение основных растительных, минеральных и других средств для оказания помощи, атак же методы лечения, используемые северо-кавказскими народами в дореволюционный период.
В статьях рассматривают отдельные аспекты организации медицинской помощи на Кубани, Тереке и Ставрополье в дореволюционный период 2.
Усилилось внимание исследователей к истории как высших, так и средних медицинских заведений в регионе 3.
Достижения предыдущих периодов, накопление новых источников вызвали появление первых обобщающих работ, в которых рассмотрена история здраво.
1 Семенцов М. В. Народная медицина кубанских казаков. — Краснодар, 1992; Тхагапсова Г. Г. Лечение бешенства в народной медицине адыгов // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Дикаревские чтения (4). — Белореченск, 1998. С. 51−53- Семенцов М. В. Очерки по традиционной медицине этносов и этнических групп Северо-Западного Кавказа. — Краснодар, 2002; Очерки традиционной культуры казачеств России. В 2-х т. / Под общ. ред. Н. И. Бондаря. — Москва-Краснодар, 2003. Т. 2- Семенцов М. В. Народные представления о болезни у кубанских казаков (этиология, диагностика, прогностика) // Памяти Ивана Дио-мидовича Попки: Из исторического прошлого и духовного наследия северокавказского казачества. — Краснодар, 2003. С. 151−161- Семенцов М. В. Использование средств и проду ктов животного происхождения в народной медицине кубанских казаков XIX — XX вв. // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2002 г. Дикаревские чтения (9). — Краснодар, 2003. С. 75−89- Семенцов М. В. Траволсчснис и использование средств растительного происхождения в народной медицине кубанских казаков // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культу р Кубани за 2003 г. Дикаревские чтения (10). — Краснодар, 2004. С. 62−87- Тхагапсова Г. Г. Хирургические методы лечения в народной медицине адыгов // Там же. С. 88−91 и др.
2 Ксмпинский Э. В. Организация медицинской помощи в Ставропольской губернии и Терской области на рубеже XIX — XX вв. // Северный Кавказ в межцивилизационных контактах и диалогах: от древности к современности (тезисы конференции). — Армавир, 2001. С. 69−71- Жабчик С. В. Из истории народного здравоохранения на Кубани (конец XIX — начало XX в.) // Там же. С. 80−82- Беляева М. В., Покотилова Т. Е. К истории создания и деятельности Ставропольского Красного Креста // Там же. С. 62−67- Котричева В. Г. Из истории становления профессиональной медицины в Чсрномории (1794−1860) // Голос минувшего. 2002. № 3−4. С. 15−18- Котричева В. Г. Екатеринодарский войсковой госпиталь // Памяти Ивана Диомидовича Попки: Из исторического прошлого и духовного наследия северокавказского казачества. — Краснодар. 2003. С. 90−93- Емельянов О. Б. Развитие медицины в Терско-Гребснских станицах в первой половине XIX века // Научно-творческое наследие Федора Андреевича Щербины и современность. — Краснодар, 2004. С. 443−446.
3 Войцехович Б. А. Кубанская государственная медицинская академия (1920;2000 гг.). — Краснодар, 2000; Ермо-шенко Б. Г. Кубанской Государственной медицинской академии 80 лет // Южно-Российский медицинский журнал. 2000. № 5−6. С. 8−12- Сошников H. Г. Школа исцелителей. — Краснодар, 2000; Стецура Ю. А. Василенко В.Г. Армавирское медицинское училище. Этапы возникновения, становления и развития. 1929;2000. — Армавир, 2000; Плахтий С. Я. История Северо-Осетинской государственной медицинской академии. — Владикавказ, 2001; Стецура Ю. А., Василенко В. Г. Зарождение, развитие среднего медицинского образования в г. Армавире. — Армавир, 2002; Жабчик С. В. К истории военно-фельдшерской школы в г. Екатеринодаре // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. — Краснодар, 2002. С. 177−193- Данилов А. Г. Варшавский университет в Ростове-на-Дону (1915;1917 гг.) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 3. С. 29−34. охранения Ставрополья с момента появления первых лечебных заведений и до 1917 года. Здесь представлены сведения о развитии курортного дела, особое внимание уделено медицинской помощи в годы Первой мировой войны В диссертации М. В. Беляевой исследуется процесс создания и деятельность л.
Ставропольского Красного Креста .
Работы П. Б. Виноградова отразили историю медицинского дела на Северном Кавказе 3. В монографии 4 автор подробно остановился на развитии здравоохранения Чечено-Ингушетии в советский период, рассмотрел процесс формирования санитарной службы, охраны материнства и детства, курортного дела. При отсутствии архивных документов этих республик ценность научного труда П. Б. Виноградова возрастает.
Народной медицине, здравоохранению, в том числе развитию курортов Карачаево-Черкесии посвящено исследование Ф. А. Борлаковой 5.
При разработке темы нами использовались ресурсы сети Интернет, содержащие материалы по вопросам здравоохранения и медицинского образования.
В постсоветский период было накоплено большое количество источников и на их основе вышли в свет статьи и монографии, посвященные данной проблематике применительно к некоторым краям и республикам.
1 Беликов Г. А., Ованесов Б. Т, Леденев А. В. Ставрополь. Своя строка в истории. Книга II: Очерки истории образования и медицины. — Ставрополь, 2003; Ованесов Б. Т., Судавцов Н. Д. Здравоохранение Ставрополья в конце.
XVIII — начале XX вв. — Ставрополь. 2002. Беляева М. В. Российское Общество Красного Креста в истории России 1867−1921 гг. // Авторсф. дис.. кан. ист. наук. — Ставрополь, 2002.
1 Виноградов П. Б. Отражение некоторых вопросов медицины в кавказских произведениях Л. Н. Толстого. (К 140-летию приезда писателя на Кавказ) // Клиническая медицина. Т.70. 1992. № 1. С. 122−124- Виноградов П. Б., Пра-стова С.В. Н. И. Пирогов на кубанских берегах // Виноградов В. Б. Страницы истории Средней Кубани. — Армавир, 1993. С. 88−95- Виноградов П. Б. А. В. Суворов и его военно-медицинские преобразования на Кубани (по материалам книги проф. И. Д. Страшуна «Русский врач на войне») // Историческое регионоведение — вузу и школе. Материалы Четвертой региональной научно-практической конференции / Под ред. В. Б. Виноградова, С.Л. Дуда-рева. — Армавир, 1995. С. 38−39- Виноградов П. Б. Медицина и медики в кавказских произведениях Льва Николаевича Толстого. — Армавир, 1995; Виноградов П. Б., Клычников Ю. Ю. Воснно-санитарная деятельность А. П. Ермолова на Кавказе // Вопросы Северо-Кавказской истории: сборник научных статей аспирантов и соискателей.
— Армавир, 1997. Вып. 2. С. 34−43- Виноградов П. Б., Руднева Н. П. К истории российской медицины на Кавказе в.
XIX в. // Вопросы Северо-Кавказской истории: сборник научных статей аспирантов и соискателей. — Армавир, 1999. Вып.4. С. 27−34- Виноградов П. Б. Л. Н. Толстой о народной медицине терских казаков // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы 2-й международной Кубано-Терской научно-просветительской конференции / Под. ред. В. Б. Виноградова, С. Н. Лукаша. — Армавир. 2000. С. 46−47 и др.
1 Виноградов П. Б. Страницы истории развития здравоохранения Чечено-Ингу шетии в 1917;1937 годах. — Тверь, 2003.
5 Борлакова Ф. А. Развитие здравоохранения Карачая и Черкесии (1860-е — 1941) // Автореф. дис.. канд. ист. наук.
— Нальчик, 2002.
Таким образом, в дореволюционный период появились первые разрозненные сведения об организации здравоохранения на Дону и Северном Кавказе, в советский — разделы в обобщающих исторических трудах. В настоящее время созданы специальные работы, отражающие развитие здравоохранения и медицинского образования в отдельных районах региона.
Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является комплексное изучение проблемы зарождения, формирования и развития здравоохранения и медицинского образования в регионе. Выбор и обоснование темы, отбор изучаемого материала определили задачи исследования:
— рассмотреть особенности традиционной медицины народов данного региона до включения в состав России и осветить первые противоэпидемические и профилактические мероприятия Российского государства;
— охарактеризовать здравоохранение и медицинское образование в дореволюциi онный период и показать вклад в их развитие государства, общественных организаций и частных лиц Дона и Северного Кавказа;
— проанализировать изменения, произошедшие в системе здравоохранения и медицинского образования после установления Советской власти, выявить приоритетные направления государственной политики в области просвещения и медицинской помощи.
Методологическая база. Исследование выполнено на основе принципов научной объективности, который предполагает отказ от предвзятости, обусловленной стремлениями, установками субъекта, его политическими или идеологическими пристрастиями, а также историзма, предполагающего изучение любого явления в конкретных исторических условиях и развитии. Исследование проводилось с применением событийно-интегративного принципа, разрабатываемого школой академика В. Б. Виноградова С помощью указанного принципа удалось показать, как по мере включения региона в состав России здравоохранение и медицинское образование получали и здесь широкое распространение.
1 Виноградов В. Б. Характер и специфика бытования новой (армавирской) периодизации всемирной истории // Проблемы всеобщей истории. Вып. 10. — Армавир, 2005. С. 123−128.
Формационный подход был полезен при объяснении особенностей каждого периода: феодального (первая половина XIX в.), капиталистического (60-е гг. XIX в. — начало XX в.), социалистического (20 — 30-е гг. XX в.).
Количественный и статистический методы применялись при работе с цифровыми данными. Сравнительный метод широко употреблялся для выявления региональных особенностей становления организации медицинской помощи населению и обучения медиков. В ходе исследования использовались и специальные исторические методы (историко-системный, ориентированный на изучение целостности объекта, механизмов, обеспечивающих его деятельностьисторико-генетический, с помощью которого можно рассмотреть предмет исследования с момента его появления), позволившие решить поставленные задачи.
Источниковая база диссертационного исследования многочисленна и включает как опубликованные, так и неопубликованные документы.
Неопубликованные источники. Наиболее обширной группой источников являются архивные материалы. Автором изучены документы двух центральных (Государственного архива Российской Федерации — ГАРФ, Российского Государственного военно-исторического архива — РГВИА) и семи местных архивов: Государственного архива Ростовской области — ГАРО, Центра документации новой и новейшей истории Ростовской области — ЦДНИРО, Государственного архива Краснодарского края — ГАКК, Центра документации новейшей истории Краснодарского края — ЦДНИКК, Государственного архива Ставропольского краяГАСК, Центра документации новейшей истории Ставропольского краяЦДНИСК, Архивного отдела администрации Армавира — АОАА. В ходе работы над диссертацией были изучены документы Армавирского краеведческого музея и текущего архива Армавирского медицинского училища. Всего было изучено 59 фондов (271 дело).
Из материалов ГАРФ нами использовались: фонд 374 «Центральное статистическое управление РСФСР», где содержатся статистические сведения о заболеваемости в Краснодарском крае, Ростовской области, ряде национальных республик, количестве больниц, медиков на Северном Кавказе в целом и по национальным республикам. Из фонда 482 «Народный комиссариат здравоохранения РСФСР» взяты планы подготовки врачей и средних медицинских работников в 20-е годы, отчеты о состоянии санитарно-курортного дела в 1918;1920 гг. В фонде 1565 «Главный комитет профессионально-технического образования Нарком-проса (Главпрофобра). Отдел медицинского образования» имеется ряд интересных дел по истории медицинского образования: Положения о Кубанском мединституте и Кубано-Черноморских медицинских школах, отчеты о работе Ставропольской фельдшерской школы и школы в г. Владикавказе.
Много материалов о здравоохранении и медицинском образовании исследуемого региона находятся в РГВИА. В фонде 546 «Главное военно-санитарное управление» есть документы о санитарном осмотре войск и лечебных заведений Области войска Донского, количестве воспитанников в военно-фельдшерских школах России, о недостатках в лечебных заведениях Кубанской, Терской и Донской областей. В фонде 879 «Медицинский департамент Военного министерства» представлены сведения об эпидемиях в Области войска Донского и методах, направленных на их устранение, а также материалы о количестве госпиталей на Кавказе, дела о командировании Н. И. Пирогова в Крым, об учреждении в Черноморском войске Врачебной управы, проект фельдшерской школы Новочеркасска.
Важную часть источников составили архивные документы ГАРО. Фонд 746 «Новочеркасская военно-фельдшерская школа» содержит сведения о количестве учеников, правилах приема и средствах, выделяемых для существования школы, списки учащихся по возрастам, социальному положению родителей. Фонд 1746 «Донской областной отдел здравоохранения» отражает данные о численности медиков и лечебно-профилактических учреждений, о Донском университете (медицинском факультете). Источниковой базой для изучения истории высшего медицинского образования послужил фонд 2508 «Ростовский-на-Дону Государственный медицинский институт», где находятся сведения о штате профессорско-преподавательского состава, числе кафедр, научно-исследовательской работе вуза, циркуляры НКЗ, касающиеся медицинского института.
В ЦДНИРО сосредоточены интересные материалы по организации медицинской помощи и открытию медицинских вузов. Так, из фонда 8 «Азово-Черноморский крайком ВКП (б)» взяты данные о состоянии здравоохранения области и больничной сети, медицинских кадрах, отчеты о работе Ростовского медицинского института. Фонд 7 «Северо-Кавказский крайком ВКП (б)» содержит протоколы, характеризующие состояние учебного и жилого фонда Ростовского мединститута, Краснодарских медицинских института и техникума.
Важное значение для исследования имеют многочисленные документы, обнаруженные нами в ГАКК. В ф. 249 «Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска», ф. 250 «Войсковая канцелярия Черноморского казачьего войска», ф. 252 «Войсковое правление Кубанского казачьего войска», ф. 318 «Отделения казачьих войск штаба отдельного Кавказского корпуса и штаба Кавказского военного округа», ф. 373 «Войсковая врачебная управа Черноморского казачьего войска», ф. 396 «Войсковой штаб Кубанского казачьего войска» собраны материалы о противоэпидемических мероприятиях, о госпиталях Кубани и обучении в них фельдшеров, инспектировании лечебных заведений, о страховании медиков, ассигновании денег на покупку сывороток и др.
В ф. 158 «Кубано-Черноморский областной революционный комитет», ф. 890 «Кубанский окружной отдел образования», ф. 914 «Краснодарская зубоврачебная школа», ф. 365 «Кубано-Черноморский областной отдел народного образования», ф. 1393 «Отдел здравоохранения Краснодарского крайисполкома (крайздравотдел)», ф. 1432 «Коллекция документов по истории здравоохранения Кубани», ф. 1547 «Коллекция документальных материалов по истории Кубани, собранная Мироновым», ф. 1629 «Кубанский медицинский институт имени Красной Армии» представлены протоколы заседаний Кубанского медицинского общества и заседаний ученого совета мединститута, устав вуза, письмо А. Луначарского о необходимости существования медицинского вуза в Краснодаре, данные о санитарном состоянии Екатеринодара — Краснодара в дореволюционный период и 20-е гг. XX в.
В ЦДНИКК хранятся документы, рассказывающие о развитии здравоохранения области, обеспеченности студентов Кубанского мединститута стипендиями, общежитием, а также о социальном составе учащихся (ф. 1 «Кубано-Черноморский областной комитет ВКП (б)»), ф. 8 «Кубанский окружной комитет ВКП (б)», ф. 17 «Краснодарский отделком РКП (б)»).
В процессе работы над темой были использованы дела ГАСК. В ф. 60 «Ставропольское губернское по городским делам присутствие», ф. 62 «Ставропольское местное управление общества попечения о раненых и больных воинах», ф. 65 «Кавказская областная врачебная управа», ф. 66 «Ставропольская губернская врачебная управа», ф. 67 «Ставропольское губернское по земским и городским делам присутствие», ф. 68 «Ставропольское губернское правление», ф. 101 «Канцелярия Ставропольского гражданского губернатора г. Ставрополя», ф. 116 «Ставропольский губернский комитет помощи больным и раненым воинам», ф. 240 «Кавказский приказ общественного призрения», ф. 311 «Ставропольская губернская земская управа» собраны документы XIX — начала XX в. о санитарном состоянии Ставрополя и назначении медиков в города губернии, проект доктора Гефта об учреждении в Ставрополе повивальной школы, устав Ставропольской фельдшерско-акушерской школы, сведения о мобилизации медиков в период Первой мировой войны, о реорганизации медицинской части Ставропольской губернии в дореволюционный период, отчеты Приказа общественного призрения, документы по истории Красного Креста.
В ф. 164 «Отдел народного образования Ставропольского губернского революционного комитета», ф. 243 «Отдел здравоохранения исполнительного комитета Ставропольского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», ф. 300 «Отдел народного образования исполкома Ставропольского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», ф. 2431 «Ворошиловский государственный медицинский институт», ф. 2795 «Управление здравоохранения исполкома Северо-Кавказского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», ф. 3129 «Отдел здравоохранения Ставропольского революционного комитета (губздравотдел)» собраны документы о работе Ставропольского мединститута, паспорта Ворошиловской и Грозненской школ, а так же распоряжения НКЗ по вопросам охраны материнства и детства, сведения о количестве умерших от инфекционных заболеваний, о мерах по борьбе с эпидемиями.
В ЦДНИСК содержатся дела о состоянии курортов, их пропускной способности, недостатках в работе, а также планы комплектования фельдшерских школ,.
0 количестве мест, выделяемых для национальных кадров. В документах подводятся итоги работы курортов в Терском округе в 20-е годы XX века. (ф. 1 «Ставропольский крайком КПСС», ф. 5938 «Терский окружком ВКП (б)»).
Автором детально изучены материалы АОАА, в частности ф. 17, ф. 96, ф. 145, ф. 151, ф. 224, ф. 247, ф. 475, ф. 490, ф. 494, ф. 514, ф. 1271. Здесь содержатся приказы краевого отдела здравоохранения, касающиеся деятельности Армавирского училища, сведения о санитарном состоянии города, об оказании медицинской помощи в дореволюционный и советский периоды по профилям (терапевтический, хирургический и др.).
В Армавирском муниципальном краеведческом музее собраны материалы о состоянии здравоохранения в Армавире в первые годы Советской власти, истории лечебных учреждений города и первых медикам (ф. 4 «Армавир в период развития капитализма», ф. 11 «Советский период. Здравоохранение»),.
Для исследования нами был использован архив Армавирского медицинского училища, в котором находятся личные дела преподавателей разных лет, сведения о количестве выпускаемых студентов, фотодокументы и др.
Опубликованные документы. Важнейшей группой источников правового характера явились правительственные декреты, постановления и другие нормативные акты, касающиеся развития и преобразования в сфере здравоохранения и медицинского образования '.
Информационно насыщенная группа источников — это периодическая печать, представленная разнообразными статьями, как историков, так и медиков. В газетах 20−30-х годов XX века «Власть Советов», «Армавирская коммуна», «Тру.
1 Врачебные кадры: Сборник указаний, постановлений и распоряжений правительства / Под ред. Н. А. Виноградова. — М. 1949; Становление и развитие здравоохранения в первые годы Советской власти (1917—1924 гг.): Сборник доку ментов и материалов / Под ред. М. И. Барсукова. — М., 1966: Ленинские декреты по здравоохранению 1917;1921 гг. / Сост. А. И. Нестеренко, ред. Ю. А. Ахапкин. -М., 1970. довой путь", «Орджоникидзевская правда», «Северокавказская жизнь», «Ставропольская правда» и др. рассказывается о приезде американских врачей на Кавказские Минеральные Воды, открытии медицинского института в Ставрополе и медицинского техникума в Армавире, борьбе с эпидемиями.
Определенный интерес представляют мемуары Н. И. Пирогова, И. Акопова, С. И. Мицкевича, И. Д. Дроздовского, где содержатся ценные сведения о развитии медицинского дела в регионе 1.
Статистические данные позволяют восстановить численность лечебно-профилактических учреждений, врачей, среднего медицинского персонала, обеспеченность коечным фондом в разные периоды развития здравоохранения как в л.
России, так и в регионе. Это дает возможность провести сравнительный анализ организации медицинской помощи.
Интересные сведения, касающиеся военной и народной медицины казаков и горцев, приведены в произведениях JI.H. Толстого, М. Ю. Лермонтова 3.
Новая информация об учебных медицинских заведениях Владикавказа, Нальчика, Краснодара и Ставрополя была получена автором при непосредствен.
1 Пирогов Н. И. Отчет о путешествии по Кавказу. — М., 1952; Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. Репр. изд. — М., 1950; Мицкевич С. И. Записки врача-общественника (1888−1918). — М. 1969; Дроздовский И. Д. Краткий медико-топографический очерк Кабардинского округа Терской области // Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. В 2-х т. — Нальчик. 2001. Т.1. С. 354−378- Акопов И. Э. Все так и было.(наброски воспоминаний). — Ростов н/Д., 2003.
2 Кубанский календарь на 1899 г. / Под ред. А. С. Собрисвского. — Екатеринодар. 1899- Кубанский календарь на 1901 г. / Под ред. С. В. Руденко. — Екатеринодар, 1900; Кубанский календарь на 1911 г. / Под ред. Л. Т. Соколова. — Екатеринодар, 1911; Кубанский календарь на 1912 г. / Под ред. Л. Т. Соколова. — Екатеринодар, 1912; Кубанский сборник. — Екатеринодар, 1900. Т. 6- Майстрах КВ. Советское здравоохранение за 40 лет. — М., 1957; Ставрополье за 40 лет Советской власти / Под ред. Г. Д. Краснова. — Ставрополь, 1957; Трофимов В. В. Здравоохранение Российской Федерации за 50 лет. — М., 1967; Кубань за 50 советских лет. — Краснодар, 1967; Краснодарский край за 50 лет. Статистический сборник. — Краснодар, 1967; Ростовская область за 50 лет. Статистический сборник. — Ростов н/Д., 1967; 60 победных лет. 1917;1977 гг. Цифры и факты. — М. 1977; Северная Осетия за 60 лет. -Орджоникидзе, 1977; Достижения здравоохранения на Кубани за 60 лет Советской власти. — Краснодар, 1977; Наш край: Документы, материалы (1777−1917 гг.). — Ставрополь, 1977; Наш крайДокументы, материалы (19 171 977 гг.). — Ставрополь, 1983; Культурное строительство в РСФСР (1917;1927): Документы и материалы. — М., 1984. Т. I, ч. 2- Пятигорск в исторических документах (1803−1917 гг.). — Ставрополь, 1985; Кисловодск в исторических документах (1803−1917 гг.). Сборник документов. — Ставрополь. 1997; 60 лет Краснодарскому краю: юбилейный статистический сборник / Председатель редколлегии Ю. А. Луняев. — Краснодар. 1998.
1 Толстой Л. Н. Как умирают русские солдаты // Собрание сочинений: В 22-х т. — М., 1979. Т. 2. С. 378−382- Толстой Л. Н. Казаки // Собрание сочинений: В 22 т. — М&bdquo- 1979. Т. 3. С. 151−302- Толстой Л. Н. Хаджи-Мурат // Собрание сочинений: В 22-х т. — М., 1979. Т. 14. С. 22−137- Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Собрание сочинений в 2-х т. — М. 1990.T.2.C. 455−589. ной переписке с руководством медицинских техникумов и институтов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— впервые на примере одного из регионов проанализирован процесс развития медицинского дела и подготовки медиков с XIX в. по 1940 г.;
— освещено становление организации медицинской помощи и подготовки медиков у народов Северного Кавказа в XIX в. — первой трети XX в.;
— в диссертации отмечено, что в дореволюционный период на юге России обучение медиков и организация медицинской помощи осуществлялась с использованием опыта Центральной России;
— утверждается, что в развитии, как здравоохранения, так и медицинского образования наблюдается определенная преемственность в течение всего рассматриваемого периода, в то же время дореформенный, пореформенный и советский периоды имели свои особенности;
— показана роль государства, медицинских обществ и частных лиц в организации медицинской помощи и открытии учебных медицинских заведений;
— доказано, что в первые десятилетия Советской власти в развитии здравоохранения и медицинского образования произошли количественные и качественные изменения- '.
— в ходе исследования впервые здравоохранение и медицинское образование рассмотрены в едином комплексе, как взаимосвязанные структурные компоненты;
— научная новизна диссертации обусловлена так же характером и объемом использованных источников, среди которых большинство впервые вводится в научный оборот.
Положения, выносимые на защиту:
1. По мере освоения и заселения региона происходило распространение здесь систем здравоохранения и медицинского образования, существующих в Центральной Россииотставание в развитии этих сфер было обусловлено политической обстановкой, поздним включением региона в социально-культурное поле России.
2. Особенности развития здравоохранения в отдельных частях региона определялись сословным составом населения.
3. В пореформенный период дальнейшему развитию здравоохранения, в том числе и в национальных округах, и медицинского образования способствовали установление мира в регионе и возросшие масштабы финансирования. В открытии лечебных и учебных заведений принимали участие государство, земства и войсковая администрация (там, где они были), медицинские организации, частные лица.
4. Приезжие медики, которые доминировали в регионе в дореволюционный период, вносили свой вклад в развитие здравоохранения. Оказывая квалифицированную помощь нуждающимся, они разрушали барьеры отчуждения, способствовали распространению на окраинах гуманистических и научных представлений, с которыми всегда было связано развитие российской медицины.
5. В дореволюционный период региональные системы здравоохранения и медицинского образования, хотя и с опозданием, прошли тот же путь, что и в центре страны, но в более сжатые сроки (от военных лечебных заведений к гражданским, от обучения медиков только «у постели больного» к собственным медицинским учебным заведениям).
6. В годы Советской власти в развитии здравоохранения и медицинского образования произошли не только количественные, но и качественные изменения. Охрана здоровья населения стала одной из приоритетных задач государства, усилилась специализация лечебных учреждений (открылись диспансеры, санатории, женские консультации и др.) и медиков. Лечебные, санаторные и медицинские учебные заведения (в том числе и открывающиеся вузы) стали доступны широким слоям населения. В этой сфере проявились и действовали такие принципы большевисткой политики, как интернационализм и классовый подход.
7. В годы Советской власти здравоохранение и медицинское образование республик Северного Кавказа развивалось ускоренными темпами, что было связано с политикой «выравнивания» экономического и социально-культурного уровня российских окраин. «Коренизация» медицинских кадров способствовала формированию национальной интеллигенции.
8. Рассмотренные периоды (дореформенный, пореформенный и советский довоенный) при всех качественных различиях сохраняли и определенную преемственность как в развитии здравоохранения, так и медицинского образования.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при написании научных работ и учебников по проблемам истории региона, просвещения и здравоохранения. Возможно их применение в учебном процессе, при проведении спецкурсов и лекций при изучении истории учебных медицинских заведений.
Апробация исследования. Результаты исследования апробировались автором в научных изданиях. Общий объем публикаций составил 19,2 п. л. Доклады и сообщения были обнародованы на двух международных и четырех всероссийских научно-практических конференциях. Материалы диссертации были использованы в учебном процессе кафедры истории России Армавирского государственного педагогического университета при разработке спецкурса «История Кубани» для студентов факультета дошкольного воспитания и образования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории России Армавирского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ. В 20−30-е гг. произошли качественные преобразования в системе здравоохранения. Народный комиссариат здравоохранения объединил все лечебно-профилактические учреждения, аптечное и курортное дело. На Дону и Северном Кавказе для руководства медицинской помощью были созданы губернские, краевые, областные отделы здравоохранения. Кроме этого, диреотивы партийных съездов, пленумов и конференций, на которых рассматривались вопросы организации медицинской помощи, принимались как руководство к действию местными партийными органами.
Советская власть с первых дней своего существования признала охрану здоровья населения делом первостепенной важности. Лечебно-профилактические и курортные учреждения перешли в государственную собственность. Становление здравоохранения проходило на основе четырех организационных принципов: 1) государственный характер- 2) профилактика- 3) участие населения в здравоохранении- 4) единство медицинской науки и практики. В этой сфере также нашли воплощение интернационализм и классовый подход.
С установлением Советской власти, несмотря на многочисленные трудности, ассигнования на здравоохранение постоянно увеличивались. Для развития медицинской помощи использовались не только государственные федеральные, но и средства местных бюджетов, также применялось самообложение населения.
До середины 20-х гг., меры принимаемые правительством, носили характер чрезвычайных и были направлены на борьбу с эпидемиями, которые давали высокую смертность населения. В короткие сроки открывались «заразные бараки», госпитали и др., выделялись средства на создание вакцин и массовые прививки граждан, активно проводилось санитарное просвещение с привлечением широких слоев населения, использовалась мобилизация медиков, в том числе и студентов медицинских вузов.
С середины 20-х гг. правительство перешло от экстренных мер к плановым мероприятиям. Регулярными становились вакцинации населения, просветительская деятельность. Все эти меры привели не только к снижению заболеваемости, но и к ликвидации ряда инфекционных болезней, таких, как чума, холера, тиф и др. В 20−30-е гг. улучшилось санитарное состояние населенных пунктов региона.
Наши материалы показывают, что в дореволюционный период и 20-е гг. наибольшую смертность населения региона давали инфекционные заболевания. К концу 30-х гг. ситуация изменилась. На первое место вышли эндогенные причины (болезни сердца, дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта). Это свидетельствовало о завершении 1-й и 2-й стадий демографического перехода, который до сих пор слабо изучен.
В 20−30-е гг. открылись лечебно-профилактические заведения различного профиля: больницы, поликлиники, диспансеры, амбулатории, станции скорой помощи, различные лаборатории и др. С увеличением их числа наблюдалось усиление специализации как медиков, в них работающих, так и самих медицинских заведений.
К началу 40-х гг. на Дону и Северном Кавказе были созданы многочисленные дома отдыха и санатории. Выделялись значительные суммы на их обустройство, что способствовало притоку сюда населения для получения специализированной медицинской помощи.
Ускоренное развитие было характерно для здравоохранения в национальных республиках Северного Кавказа. Эти районы получали всестороннюю помощь (медиками, финансами и др.) из соседних и отдаленных краев и областей, открываемые здесь лечебные учреждения сразу брались на государственное содержание. Успехи здравоохранения отразились не только на увеличении числа больниц, амбулаторий, диспансеров и пр., но и на снижении смертности, росте продолжительности жизни, большем естественном приросте населения региона.
В рассматриваемый период партия и правительство уделяли большое внимание вопросам медицинского образования. Новая власть из-за ряда трудностей, в том числе и материальных, не смогла сразу открыть средние учебные медицинские заведения, поэтому в 20-е гг. продолжали работать те школы, которые начали функционировать еще в дореволюционный период (в Ростове, Новочеркасске, Екатеринодаре, Ставрополе). Новые медицинские техникумы появились только в годы первой пятилетки (в Армавире, Владикавказе, Нальчике и др.).
1 Мсдков В. М. Демография. -М.: ИНФРА — М, 2003.
В 20−30-е гг. была проведена унификация медицинских учебных заведений (частные, повивальные школы были закрыты, земские и военные преобразованы), установлены единые правила приема, требования к образовательному цензу, единые сроки обучения. Все средние медицинские школы и вузы в 1930 г. были переданы из Наркомпроса в Наркомздрав, а в 1936 г. установлена единая для всего Советского Союза система медицинского образования, что позволило готовить специалистов с хорошими теоретическими и практическими знаниями. Во второй половине 30-х гг. и в медицинских учебных заведениях все большее внимание стало уделяться общественным и «военным» (противохимическая оборона и др.) дисциплинам.
В 20-е г. обучение было платным, и не всегда у желающих его получить были средства. С годами количество платных мест уменьшалось и росло число студентов, обучающихся бесплатно. Для того, чтобы дать возможность малоимущим студентам получить образование, им выплачивали стипендии, предоставляли общежитие, бесплатные обеды и др.
В более чем 10 средних медицинских учебных заведениях региона готовили медиков различных специальностей: медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, помощников врачей — маляриологов, зубных техников, фармацевтов и др. Государственное планирование и финансирование позволило открывать техникумы там, где это было необходимо.
Социальный состав учащихся был разнообразным, но приоритет отдавался выходцам из пролетарских семей, из-за чего особенно в первые годы работы медицинских школ абитуриентам из других слоев населения отказывали в приеме.
Появление средних медицинских учебных заведений в Грозном, Нальчике, Владикавказе, Майкопе и других городах Северного Кавказа позволило готовить национальные кадры медиков, формировать собственную интеллигенцию. Таким образом, для преодоления разрыва между медицинским образованием в Центральной России и в регионе были созданы все условия. В 1939 г. в городах и селах Северного Кавказа штаты средних медицинских работников были заполнены следующим образом: в Кабардино-Балкарии (соответственно 104% - 96%), Северной Осетии (95%- 80%), Чечено-Ингушетии (100% - 89%).
1 ГАРФ, ф. А-482, оп. 10, д. 3092. Лл. 30,39,156.
К началу Великой Отечественной войны Советской власти в целом удалось ликвидировать дефицит средних медицинских работников. За 20 лет из малочисленных разрозненных учебных заведений, имевших различные программы и требования к абитуриентам, была создана единая система подготовки средних медицинских работников, действующая на всей территории страны.
Преобразования коснулись и высших учебных медицинских заведений. В 20-е гг. продолжил работу организованный в дореволюционный период медфак в Ростовском университете. Затем он был преобразован в медицинский институт. В 1920 г. медицинский вуз открылся и на Кубани.
Возникновению вузов способствовали наличие в регионе лечебно-профилактических учреждений, присутствие на юге России выдающихся медиков, а также заинтересованность в открытии мединститутов со стороны государства, центральных и местных партийных органов, которые уделяли пристальное внимание вопросам обучения медиков. С открытием вузов на Дону и Северном Кавказе увеличилось количество врачей, получавших распределение в первую очередь в региональные лечебные заведения.
Высшее медицинское образование особенно в 30-е гг. находилось в постоянной связи с практическим здравоохранением.
Государственная централизация, получившая распространение с установлением Советской власти, имела и свои отрицательные стороны. В частности, открытию новых вузов мешали бюрократические проволочки, когда решения принимались в высших инстанциях (НКЗ, СНК) и не всегда выполнялись местными органами власти. Долгая переписка между организациями не способствовала быстрому решению проблем.
Социальный состав студентов определялся партийными установками: предпочтение отдавалось детям рабочих, комсомольцам и партийцам, в разное время проводилась их мобилизация в педагогические и медицинские вузы СевероКавказского края. С конца 30-х гг., согласно уставам институтов, в них принимали всех желающих без ограничений по социальному положению. «Чистки» студентов, проводимые в довоенный период, коснулись и медицинских учебных заведений. Часть мест в медвузах оставлялась для представителей северокавказских народов. С годами изменялось количество женщин в высших медицинских заведениях. К началу 40-х гг. они составляли больше половины от всех обучающихся. В это время была отменена плата за обучение, которая первоначально взималась с части учащихся.
Становление ставропольского и северо-осетинского вузов проходило в конце 30-х гг., когда в результате преобразований была произведена унификация медицинского образования, что зафиксировали принятые уставы. При открытии вузов оснащение, книги, учебные пособия присылались из Центра, для того чтобы институты могли полноценно работать при нехватке собственных средств.
Преподаватели, работавшие в вузах Дона и Северного Кавказа, получили образование на медфакультетах Московского, Казанского, Киевского и др. университетов. Некоторые из них работали до этого за границей (И.Г. Савченко), имели международное признание и в последующем явились основоположниками как научных школ, так и направлений медицины (Н.Н. Петров, М. М. Дитерихс и др). Они были зачислены в категорию выдающихся ученых и тем самым получили самую высокую оценку своей работы. В вузах осуществлялась большая научная работа.
В медицинском образовании наблюдалась определенная преемственность с дореволюционным периодом. Так, на кафедрах работали преподаватели, получившие образование на медицинских факультетах дореволюционных университетов. Среди методов, которые использовались и в XIX в., и в XX в., важную роль играло обучение студентов «у постели больного». Базой для практических занятий оставались многие больницы и амбулатории, также открытые до установления Советской власти.
Но в 20-е и особенно в 30-е гг. большое внимание стало уделяться идеологическому воспитанию учащихся. Так, во всех медицинских вузах обязательным было изучение диалектического материализма и марксизма-ленинизма. К концу 30-х гг. в регионе улучшилась обеспеченность высшим медперсоналом, но заполнить должности на 100% так и не удалось. В целом был сделан значительный шаг вперед в развитии регионального здравоохранения и медицинского образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
До включения региона в состав России здесь господствовала традиционная медицина, получившая несколько направлений. Различные народы и этнические группы Дона и Северного Кавказа чаще всего обращались к растительным средствам. Но при этом у них были и свои особенности. Так, горцы лучше справлялись с ранами и другими травматическими повреждениями. Традиционная медицина имела свои положительные и отрицательные стороны. Не все заболевания (особенно эпидемические) можно было вылечить народными средствами. Диагностика знахарей была приблизительной, лекарства составлялись «на глаз» и возможные ошибки приводили к ухудшению состояния больного. В то же время положительный опыт народных целителей после клинической и экспериментальной проверки стал успешно применяться в современной практике (например, фитотерапиялечение травами).
Даже с появлением профессиональных медиков в первой половине XIX в. казаки, офицеры и чиновники продолжали обращаться за помощью к знахарям, а к врачам зачастую сохранялось настороженное отношение.
С укреплением позиций России в регионе здесь начинает складываться система здравоохранения. Открываются лечебные учреждения: войсковые госпитали и лазареты, богадельни и больницы, войсковые и частные аптеки. При этом ведомственная разобщенность, имевшая место в Центральной России, была характерна и для данного региона. Вопросами подготовки медиков занималось Министерство просвещения, лечебными учреждениями — Приказ общественного призрения, Министерство внутренних дел, Военное министерство, Министерство государственных имуществ. Таким образом, вопросами здравоохранения ведали учреждения, не имевшие к медицине прямого отношения, что негативно сказывалось на развитии здравоохранения.
В начале века в медицинских учреждениях Дона, Кубани, Терека в основном лечили казаков и солдат. Гражданское население этой возможности было практически лишено. Так, первый гражданский врач в Екатеринодаре появился только в 1831 г. Это было связано с военными действиями, которые проходили на Северном Кавказе, госпитали и лазареты были необходимы прежде всего для лечения раненых. Лазареты казачьи правительства открывали и содержали на свои средства, воспринимая это как дополнительную повинность. Но со временем государство стало играть все возрастающую роль в этом деле. При организации лечебных заведений использовались и пожертвования частных лиц. Ими были как рядовые казаки, так и высшие офицеры и их жены, понимающие важность развития здравоохранения в регионе. Однако нехватка средств приводила к тому, что состояние лечебных учреждений зачастую было неудовлетворительным.
Поскольку собственных медицинских учебных заведений в регионе не существовало, врачей приглашали из Центральной России, при этом сильной была текучесть кадров. С возникновением Врачебных управ в первой трети XIX в. контроль над лечебными учреждениями и работой медперсонала улучшился. Врачебные управы ходатайствовали о назначении медиков и выделении медикаментов, им подчинялись оспенные комитеты.
После крестьянской реформы (1837 — 1841 гг.) в Ставропольской губернии была организована медицинская часть при Палате государственных имуществ. Это привело к увеличению числа медиков и открытию новых лечебных учреждений для государственных крестьян. Однако по-прежнему не хватало оспопрививателей, фельдшеров, повивальных бабок.
В исследуемый период происходило освоение природных богатств и развитие курортов Кавказских Минеральных Вод, которые во многом благодаря деятельности А. П. Ермолова стали популярным местом лечения и отдыха не только среди военных, но и среди гражданских лиц.
Данный регион, несмотря на удаленность от центральных губерний России, не был изолирован от новинок научной медицины. Так, в 40-х гг. XIX в. на Северном Кавказе побывал выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов, который ознакомил местных врачей с методами применения наркоза. Подвижническая деятельность известных врачей (Ф.П. Гааз, А. П. Нелюбин и др.) способствовала распространению передового медицинского опыта на южных окраинах России.
Профилактические мероприятия в регионе были такими же, как и в Центральной России. Вакцинация против натуральной оспы в первой половине XIX в. значительно снизила заболеваемость и смертность населения. Тщательно регламентировался порядок прохождения через кордоны, проводилась обработка вещей приезжих. Для населения и медиков были разработаны правила и предписания для борьбы с холерой и другими болезнями. Они способствовали распространению гигиенических и санитарных знаний. Во время эпидемий из-за недостатка лечебных учреждений создавались временные карантины и госпитали. Но в данном случае, как справедливо писал Ф. А. Щербина, помощь населению не выходила за рамки чрезвычайных мероприятий. Инфекционные заболевания по-прежнему серьезно влияли на показатели смертности.
В первой половине XIX в. завершился процесс присоединения Северного Кавказа к России. Но многолетние военные действия привели к остаточному финансированию как здравоохранения, так и просвещения. Войсковые правительства, Врачебные управы региона, столкнувшись с проблемами оказания экстренной помощи населению, проявили инициативу в деле подготовки специалистов в учебных заведениях страны. Открыть собственные медицинские школы в первой половине XIX в. не удалось, но началось обучение медиков на фельдшерских курсах в г. Черкасске. Кроме того, возникшие в регионе лечебные учреждения послужили основой для практической подготовки медиков. Обучение в них проходило «у постели больного», но теоретические знания учащихся были недостаточно глубокими. В условиях, когда собственных учебных медицинских заведений не существовало, такая подготовка медиков давала возможность восполнять недостаток специалистов, который ощущался постоянно.
В дореформенный период были сделаны первые шаги в организации здравоохранения и медицинского образования на Дону и Северном Кавказе и заложены основы для его дальнейшего развития и совершенствования.
Во второй половине XIX в. в регионе устанавливается мир и появляются возможности и условия для развития как просвещения, так и здравоохранения. С окончанием военных действий организации медицинской помощи стало уделяться больше внимания государством, войсковой администрацией, общественными организациями и частными лицами. Стали появляться лечебницы на предприятиях, в учебных заведениях и т. п. С увеличением лечебных заведений оказание помощи больным улучшилось, причем не только в городах, но и в сельской местности. Например, село Армавир к 1914 г. имело 6 лечебниц.
В конце XIX в. в регионе появились узкие специалисты-медики (офтальмологи, хирурги и т. д.), и хотя их насчитывались единицы по каждому профилю, это позволило лучше проводить диагностику и лечение заболеваний. Специализированная помощь женщинам не получила широкого распространения, но уже стали открываться первые небольшие платные лечебницы и для них. Из профилактических мероприятий преобладало оспопрививание. Для предотвращения и прекращения эпидемий других заболеваний закупались сыворотки. Впервые стало вводиться страхование семей медиков, погибших при ликвидации эпидемий.
Проведение административных реформ в 60 — 70-е гг XIX в. способствовало распространению системы здравоохранения и на горные районы Северного Кавказа. Медики, работавшие в округах, оказывали квалифицированную медицинскую помощь всем нуждающимся и своей деятельностью разрушали барьеры отчуждения, возникшие в результате «Кавказской войны». Они способствовали распространению на окраинах гуманистических и научных представлений, с которыми всегда было связано развитие российской медицины.
По-прежнему учреждения здравоохранения относились к различным ведомствам: Приказу общественного призрения, Министерству внутренних дел, Военному министерству и др. Разобщенность и отсутствие единого руководящего органа приводили к распылению сил и средств.
С введением земств на Ставрополье заметно улучшилось оказание медицинской помощи населению: открылся санитарный отдел, который приглашал медиков и организовывал противоэпидемические мероприятия, в открытых лечебницах помощь оказывалась представителям различных сословий, без каких-либо ограничений. Земства организовывали госпитали во время Первой мировой войны, выплачивали компенсации семьям погибших медиков, открыли в Ставрополе зубоврачебную амбулаторию и др.
В «казачьих» областях Дона, Кубани, Терека средства на здравоохранение выделялись в основном из войсковых сумм и были незначительными. В частности, на Дону средств на одного человека выделялось в 2 раза меньше по сравнению со среднероссийскими показателями. Медицинская помощь для иногородних оставалась платной, хотя к началу века они составляли большую часть населения областей.
Врачами в регионе в основном работали приезжие из Центральной России. Хотя их количество с годами увеличивалось, рост населения происходил быстрее и поэтому в расчете врачей на 1000 жителей регион отставал от общероссийских показателей.
Во второй половине XIX в. получили дальнейшее развитие как уже известные курорты (Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки), так и новые, связанные с Черноморским побережьем и горными районами Северо-Западного Кавказа. С 1863 г. в Пятигорске начало работать научное Бальнеологическое общество, которое изучало применение лечебных вод при заболеваниях органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др. В начале XX в. впервые в Анапе дети могли не только получать необходимое лечение, но и продолжать обучение.
В пореформенный период в регионе стали создаваться медицинские общества. Медики, входившие в эти организации, не только повышали квалификацию, делясь опытом и приобретая новую литературу, но и ставили перед собой широкие задачи по улучшению медицинской помощи населению. Они открывали лечебницы, где бесплатно лечили неимущих больных.
В 1864 г. был организован Международный Красный Крест, вскоре было создано и Российское общество Красного Креста. Его местные организации начали функционировать на Ставрополье (1869 г.) и Кубани (1893 г.). Работа местных управлений РОКК была направлена на обучение сестер милосердия, которые в мирное время работали в лечебных учреждениях региона, а в период военных действий отправлялись на фронт. В годы Первой мировой войны были открыты курсы сестер милосердия, которые делали по нескольку выпусков ежегодно, обучая девушек по ускоренной программе. Медицинские общества оказывали помощь всем нуждающимся и вносили свой вклад в развитие здравоохранения региона.
Во второй половине XIX — начале XX в. в регионе произошло увеличение числа начальных и средних учебных заведений. Это было необходимой базой для получения специального образования, в частности медицинского.
В конце XIX — начале XX в. на Дону и Северном Кавказе работало четыре средних медицинских учебных заведения (в Новочеркасске и Екатеринодаре — военно-фельдшерские школы, Ростове-на-Дону и Ставрополе — фельдшерские), что позволило выпустить около 800 медиков, среди которых были и первые фельдшера из числа горцев Северного Кавказа. Обучение специалистов в собственных учебных заведениях позволило приблизить медицинскую помощь к населению, обеспечить снижение заболеваемости и смертности. В то же время сохранялась плата за образование, что делало обучение недоступным для неимущих слоев населения, значительным был отсев учащихся. Выпускники как военных, так и гражданских фельдшерских школ, получившие образование бесплатно, должны были отработать несколько лет в лечебных учреждениях губернии или области.
В начале XX в. был сделан первый шаг в организации высшего медицинского образования. В 1915 г. на базе университета, эвакуированного в Ростов из Варшавы, начал функционировать первый медицинский факультет, но к 1917 г. выпустить студентов в связи со сложной обстановкой он так и не успел.
Первая мировая война приостановила поступательное развитие здравоохранения в регионе. Основные проблемы — действительное удовлетворение потребностей населения в медицинском и санитарном обслуживании, серьезное снижение и предупреждение исключительно высокой заболеваемости и смертности, улучшение здоровья населения — в пореформенный период не были разрешены.
С установлением Советской власти произошли коренные изменения в системе здравоохранения. Был создан Народный комиссариат здравоохранения, который объединил все лечебно-профилактические учреждения, аптечное и курортное дело. Это способствовало улучшению деятельности медицинских организаций, которые перешли на государственное финансирование. На Дону и Северном Кавказе для руководства медицинской помощью на местах были созданы губернские, краевые, областные отделы здравоохранения. Кроме этого, директивы партийных съездов, пленумов и конференций, на которых рассматривались вопросы организации медицинской помощи, принимались как руководство к действию местными партийными органами. Советская власть с первых дней своего существования признала охрану здоровья населения делом первостепенной важности. Советское здравоохранение формировалось на принципах бесплатности, доступности, профилактической направленности. Здесь также нашел применение интернациональный и классовый подход. Особое внимание уделялось охране материнства и детства.
В то же время в здравоохранении и медицинском образовании наблюдалась определенная преемственность с дореволюционным периодом. Так, врачами и преподавателями работали лица, получившие образование в медицинских дореволюционных учебных заведениях. Многие больницы и амбулатории были открыты до установления Советской власти. Среди методов, которые использовались и в XIX в., и в XX в., важную роль играло обучение студентов «у постели больного» и др.
Несмотря на многочисленные трудности первых лет Советской власти, ассигнования на здравоохранение постоянно увеличивались. Большой рост их наблюдался в 20-е гг., а в 1940 г. по сравнению с 1928 г. расходы на здравоохранение возросли еще в 30 раз.
Примерно до середины 20-х гг. меры, принимаемые правительством, носили характер чрезвычайных и были направлены на борьбу с эпидемиями, которые давали высокую смертность населения. Затем власти в центре и на местах перешли к плановым мероприятиям, которые привели к снижению заболеваемости и ликвидации ряда инфекционных болезней, таких, как чума, холера, тиф и др.
В 20 — 30-е гг. повсеместно открывались лечебно-профилактические заведения различного профиля: больницы, поликлиники, диспансеры, амбулатории, станции скорой помощи, лаборатории и др. С увеличением их числа наблюдалось усиление специализации медиков. К началу 40-х гг. в регионе были созданы многочисленные дома отдыха и санатории, в том числе и на Северо-Восточном Кавказе. Стали выделяться значительные суммы на их обустройство, что способствовало притоку сюда населения для получения специализированной медицинской помощи.
Ускоренное развитие здравоохранения было характерно для национальных республик Северного Кавказа. Эти районы получали всестороннюю помощь (медиками, финансами и др.) из соседних и отдаленных краев и областей. Для представителей горцев оставлялись места в учебных заведениях региона и Центральной России. Все это свидетельствует о заинтересованности государства в повышении образовательного уровня и улучшении медицинского обслуживания северокавказских народов.
Новая власть из-за ряда трудностей, в том числе и материальных, не смогла сразу открыть в регионе средние учебные медицинские заведения, поэтому в 20-е гг. продолжали работать те школы, которые начали функционировать еще в дореволюционный период (в Ростове, Новочеркасске, Екатеринодаре, Ставрополе). Новые медицинские техникумы появились только в годы первой пятилетки (в Армавире, Нальчике, Грозном и др.). В более чем 10 средних медицинских учебных заведениях региона готовили медиков различных специальностей: медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, помощников врачей маляриологов, зубных техников, фармацевтов и др. Государственное планирование и финансирование позволяло открывать техникумы там, где это было необходимо. Но централизация, получившая распространение с установлением Советской власти, имела и свои отрицательные стороны. В частности, открытию новых учебных заведений мешали бюрократические проволочки и многолетние переписки между различными инстанциями.
К началу Великой Отечественной войны Советской власти в целом удалось ликвидировать дефицит средних медицинских работников, даже в национальных республиках, где в дореволюционный период медиков почти не было.
Преобразования коснулись и высших учебных медицинских заведений. В 20-е гг. продолжил работу организованный в дореволюционный период медфак в Ростовском университете. Вскоре он был преобразован в медицинский институт. В 1920 г. медицинский вуз открылся и на Кубани. Становление ставропольского и североосетинского вузов проходило в конце 30-х гг.
Появление средних и высших медицинских учебных заведений в Грозном, Владикавказе, Нальчике и других городах Северного Кавказа позволило готовить национальные кадры медиков, формировать собственную интеллигенцию.
В 1930 г. все медицинские учебные заведения были переданы из Нарком-проса в Наркомздрав, что позволило обеспечить взаимодействие с практическими лечебными заведениями, контролировать распределение специалистов, направляя их в наиболее нуждающиеся районы, осуществлять подготовку по новым специальностям. Первоначально сохранялась платность обучения в медицинских вузах и техникумах. Но для того чтобы дать возможность выходцам из рабоче-крестьянских семей получить образование, им выплачивали стипендии, предоставляли общежитие, продуктовые пайки, путевки в санатории и др. В конце 30-х гг. плата была отменена и в медицинские учебные заведения стали принимать всех желающих без ограничений по социальному положению. С годами изменялось количество женщин в медицинских заведениях. К началу 40-х гг. они составляли больше половины от всех обучающихся.
В целом в 20 — 30-е гг. был сделан значительный шаг вперед в развитии регионального здравоохранения и медицинского образования. Успехи здравоохранения отразились не только на увеличении числа поликлиник, больниц, амбулаторий, диспансеров и медиков, в них работавших, но и на снижении смертности, росте продолжительности жизни, большем естественном приросте населения региона.