Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философский анализ истинности человеческой духовности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рядом философов исследуется такой компонент духовности и духовного мира человека, как знание и его виды (А.А. Лекторский, В.Г. Федотова), как вера и убеждение (В.П. Андрющенко, Н. К. Бородина, И. И. Дубинин, П.В. Копнин), воля (И.М. Ильичева), милосердие, любовь, совесть, добролюбие, долг, стыд, раскаяние (В.В. Зеньковский, B.C. Соловьёв), переживание человеком Бога, стремление к совершенству… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ИСТИННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ
    • 1. 1. Ретроспективный анализ истинности человеческой духовности в античной и средневековой философии
    • 1. 2. Эволюция взглядов на истинность человеческой духовности в философии Нового времени
    • 1. 3. Проблема истинности человеческой духовности в русской религиозной философии
  • ГЛАВА 2. ПОЗНАНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТИННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ
    • 2. 1. Онтологические основания духовности человека и ее философские реминисценции
    • 2. 2. Специфика познания онтологической истинности духовности человека

Философский анализ истинности человеческой духовности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

1. Духовность, проблема ее генезиса и онтологической истинности имеет самое непосредственное отношение к решению глобальных проблем современности. Взятая в своей онтологически истинной данности духовность в состоянии не только противостоять разрушительным глобальным тенденциям, направленным на масштабную трансформацию традиционных антропогенных пространств и гуманистических традиций, но поддерживать и корректировать новые созидательные и прогрессивные тенденции, ценности и приоритеты в развитии человеческой цивилизации с учетом изменившихся социальных и культурных реалий мирового развития.

2. Обращение к истинности духовности особенно актуально в ситуации постмодернистского хаоса, культурного коллапса и абсурда, «угнетения первичных ценностных систем» (К. Касьянова) и «цивилизационной дезориентации народа» (А.С. Панарин), «всеобщей дезориентации и распада» (К.Г. Юнг). Разработанные в рамках постмодернизма «деконструкция», «шизоанализ», «номадология» переполнены образами «тела без органов», «дерево без корней», «текста без автора», «мира как хаоса». Среди этих конструкций постмодернистского сознания удобно заниматься интеллектуальной эквилибристикой, но нет места живой, переживающей, универсально чувствующей душе. Подобно тому, как проблема рациональности «впервые формулируется в эпоху, когда пошатнулась вера в разум» [19, с. 249 250], к необходимости осознания истинности человеческой духовности в ее онтологической данности приводит чувство ее дефицита, ощущение сложившейся в обществе атмосферы бездуховности.

3. В настоящее время человек ориентируется на принцип «иметь», а не «быть» [169]. Люди ориентируются на принцип обладания вещами, материальными благами и услугамино тем «ничтожнее становится их бытие».

104, с. 131], угасает дух и иссякает духовная энергия (Н.А. Бердяев). Современный человек остается один на один с гнетущим чувством смыслоутраты и потери жизненных ориентиров, когда ему не с чем себя соотнести, не во что верить. Выход из этой трудной и во многом драматичной ситуации автору видится в обращении к духовности, к проблеме увеличения ее производства, воспроизводства и аккумуляции. Только так можно остановить духовную деградацию человека до уровня усложненного человеческого животного, оправдывающего с помощью напыщенных идеологий наихудшие из своих действий. Приоритетность данной задачи определяется, в первую очередь, интересами развития отдельной личности, для которой духовность составляет условие ее нормального самочувствия, продуктивного развития и самореализации.

4. В современном динамично развивающемся мире цена истинных знаний или знаний об истинном положении и состоянии вещей резко возрастает, как, впрочем, и цена расплаты за допущенные ошибки — следствия заблуждений. Знание «истинной природы вещей» [3, с. 711] в форме истинных знаний необходимо для человека, чтобы делать свою жизнь более совершенной, красивой и доброй. Истинность того, что создает человек, зависит от истинности его знаний. Без истинного знания прогресс во всех сферах жизни общества просто невозможен. В связи с этим вопрос об истинности человеческой духовности в ее онтологической потенциальности приобретает сегодня чрезвычайно актуальное значение. Конечно, мы никогда не достигнем всей полноты охвата истинности знания о духовности, но стремление к нему послужит своеобразным прокладыванием «тропинок» к ее более глубокому и истинному познанию. Связь истины и духовности выражается не только в том, что «постижение истины. есть. Свободный творческий выбор» [29, с. 261], но, прежде всего в том, что без объективно истинного знания невозможно «планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» [183, с. 116]. В связи с этим возникает следующий вопрос: «Что такое духовность в ее онтологически истинной данности?». Этот вопрос сегодня приобретает актуальное значение, поскольку современный человек и современный социум озабочен поиском истоков оптимизации социокультурного бытия.

5. Вопрос о возможности получения истинного знания человеческой духовности, способах обоснования ее достоверности и значимости для жизни человека — актуальная философская проблема, поскольку касается оснований человеческой нравственности и культуры. Истинное знание есть величайшая ценность. Стремление к нему и достижение его через преодоление множества преград — увлекательное и необходимое для человека занятие. Истина в человеке может интерпретироваться не только как результат познавательных усилий, но и как кристаллизация повседневного, духовно напряженного опыта. Достижение истины, выступая целью философского познания, является одновременно и основополагающей целевой установкой личности, достигшей духовного бытия. Стремление к истинному и достоверному знанию о духовности призвано, в конечном счете, помочь человеку в его становлении как духовного, а не только природного, биологического существа. Оно необходимо и для понимания самой сути духовности, чтобы человек «не выламывался» из развития современной цивилизации, сохраняя способность целенаправленно изменять (одухотворять, духовно обновлять) социокультурную реальность.

6. Осознание истинной сущности духовности, ее генезиса и онтологических оснований приводит к пониманию философии не только как профессии, но и самой жизни, способа существования человека, его глубоких размышлений о мире и высших переживаний, напряженного труда поисков самого себя и путей самосовершенствования и саморазвития. Причем любая тематизация духовности — философская, религиозная, культурологическая, психологическая, педагогическая и т. д., «погружает» человека в сферу гуманизма, нравственности и культуры, поиска смыслов и способов самореализации. В духовной жизни человека происходит выбор идеалов и ценностей, осуществляемый им не путем простого усвоения знаний, а на основе личностного, согласно своему внутреннему нравственному закону, рефлексивному переживанию. В результате этого духовность органичным образом находит свое воплощение в структуре личности, делая ее достаточно автономной и суверенной.

7. Осмысление истинности человеческой духовности актуально как с теоретической, так и с жизненно-практической точек зрения. «Познание истины, — как утверждал Н. А. Бердяев, — есть посвящение в тайны бытия [19, с. 112]. По словам А. Швейцера, единственная возможность придать своему бытию какой-либо смысл состоит в том, чтобы приподнять свое естественное отношение к миру до уровня истинно духовного отношения. Диссертация имеет практическую актуальность и потому, что «истинная» и «подлинная» человеческая духовность связана с благополучием материальным и духовным, причем как отдельного человека, так и всего общества, государства и народа в целом. Онтологическая истинность духовности — один из философских показателей (критериев) того, что общество в целом благополучно, что в нем нормальные люди могут достичь нормальным человеческим трудом подлинного человеческого счастья, реализации своих жизненных потенций.

Степень научной разработанности проблемы. Диссертационное исследование выполнено в проблемном поле онтологии, которая рассматривает духовность как-то, что есть, бытийствует, существует, имеет внутренний, интимно-личностный смысл и обладает силой бытия в самом социокультурном бытии.

Интерес мировой и отечественной философии к проблеме духовности, ее возникновению и функционированию, культурной, социальной и личностной значимости был и остается чрезвычайно великим. В корпус философских материалов, на которые опирается исследование истинности человеческой духовности, необходимо включить работы классиков мировой философии. Индивидуально-этическая сторона духовности представлена в трудах Сократа, Аристотеля, Эпикурарелигиозные основания — Ф. Аквинского, Августина.

Блаженного и Плотинарациональное понимание — Б. Спинозы, Р. Декарта, Ф. Бэконамотивы гуманизма и общекультурного характера — М. Монтеня, Н. Кузанского, Салютатигуманитарно-антропологическое направление — В. Дильтея, О. Шпенглера, Г. Плеснера, Э. Фромма, М. Шелера, П. Тейяр де Шардена, Ф. Ницшеэкзистенциальные стороны — А. Камю, С. Кьеркегора, М. Марселя, X. Ортега-и-Гассетафеноменология внутренней жизни и индивидуального бытия духа — Э. Гуссерля, Э. Мунье, Ж.-П. Сартраукорененность человеческого духа и онтологические основания духовности — М. Хайдеггера, К. Ясперсатеоретические основания и аспекты духовности в плане исследования идеи «трансцендентного субъекта» — Г. Гегеля, И. Канта, И. Фихте.

К настоящему времени философия и социально-гуманитарные науки располагают достаточно мощным интеллектуальным полем и обширным материалом по теме исследования «духовности». В частности, общетеоретические и методологические аспекты духовности рассматриваются в работах А. В. Ботвиновой, Г. Э. Бурбулиса, Л. П. Буевой, М. С. Кагана, А. Я. Канапацкого, В. И. Ксенофонтова, А. Д. Косичева, С. Б. Крымского, Р. Л. Лившица, В. А. Лекторского, А. Б. Невелева, Н. А. Некрасовой, Г. В. Платонова, И. В. Силуяновой, З. В. Фоминой.

Духовность, как фундаментальное, основополагающее качество человека и его потенциальная сущность, рассматривают М. Ф. Калашников, Г. В. Осипов, И. Б. Черновакак высшее проявление нравственности — А. Иванова, В. А. Ремезов, М. Г. Тайчиновкак систему личностной активности и отношений к различным сферам жизнедеятельности человека — В. А. Бачинин, Н. В. Гавриленко, Л. А. Савенкова, Т. В. Холостовакак стремление личности к высшему идеалу и сфере трансцендентного — В. Н. Щердаков, В. И. Красиков,.

B.И. Ксенофонтовкак выход за пределы замкнутого феноменального мира —.

C.Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиковкак ориентацию на решение смысло-жизненных проблем — З. Я. Рахматуллина, З. Н. Хабибуллинакак особое душевное и интеллектуальное состояние — Г. А. Аванесова, А. А. Какурин, Д. В. Пивоваровкак ценностное содержание сознания — В. Ф. Барановский, С. С. Аверинцев, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, С. А. Нижниковкак особый слой сознания — В. П. Зинченко, А. Г. Спиркин, Б. С. Братуськак личностное социально-психологическое образование и психологическое явление — И. М. Ильичева, Н. А. Коваль, Г. М. Пурынычевакак феномен человеческой реальности в ее субъективной проекции — Е. И. Исаевкак способность — Н. К. Бородина, И. М. Дугин, В. В. Пронинкак актуализацию глубинных резервов души и тела, как волю к жизни — Д. Б. Богоявленская, А. П. Лизогуб, В. Н. Пономаренкокак потребность — П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский.

В целом ряде исследований духовность раскрывается в контексте ее конституирования (Л.В. Карлова), неотъемлемого имманентного богатства человека (B.C. Барулин), многомерности бытия человека и характеристики его внутреннего мира (М.М. Бахтин, Л.И. Казакова), осмысления бытийных основ мироздания и утверждения приоритета духовных начал в человеческом существовании, в горизонте повседневности и за его пределами (С.Б. Токарева).

Рядом философов исследуется такой компонент духовности и духовного мира человека, как знание и его виды (А.А. Лекторский, В.Г. Федотова), как вера и убеждение (В.П. Андрющенко, Н. К. Бородина, И. И. Дубинин, П.В. Копнин), воля (И.М. Ильичева), милосердие, любовь, совесть, добролюбие, долг, стыд, раскаяние (В.В. Зеньковский, B.C. Соловьёв), переживание человеком Бога, стремление к совершенству и состоянию благодати (B.C. Соловьев), преодоление эгоцентризма и «одуховления» жизни (Н.А. Бердяев), жизнь души в духе (С.Л. Франк, И.А. Ильин). Идеи богоподобия, своеобразия и уникальности духовных возможностей человека раскрываются в трудах Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, Е.Н. и С. Н. Трубецких. Следует при этом выделить ряд ученых, интерпретирующих духовность как приобщение человека к универсальному одухотворенному началу мира — космическому принципу, наделяющему его сверхъестественными силами — В. И. Вернадский, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, A.JI. Чижевский, Н. К. Рерих.

Сегодня появляется всё больше публикаций, ставящих вопрос о необходимости разработки проблем онтологии сознания, исследования бессознательных и иррациональных пластов внутреннего мира человека (В.У. Бабушкин, А. Гулыга, В. И. Ксенофонтов, В.А. Кутырев). Эволюция взглядов на сознание и представление о внутреннем мире личности не могла не отразиться на содержании понятия духовности человека, которая всё более стала утверждаться в качестве особой реальности человеческого бытия и целостной характеристики личности.

В последний десятилетия отечественная философия активно разрабатывает вопросы, связанные с исследованием онтологии духовности, ее онтологических оснований, истоков, внутренней архитектоники, статуса и самоопределения как явления, существующего объективно и подчиняющегося своим внутренним законам, своей логике бытия, становления и развития (А.А. Какурин, А. В. Лукьянов, Г. П. Меньчиков, В. И. Мурашов, С.В. Пролеев). А. Я. Канапацким непосредственно выполнено диссертационное исследование по проблематике онтологической истинности духовности.

Значительный вклад в формирование концепции онтологической истинности человеческой духовности внесли современные российские методологи (П.Л. Кулиш, М. А. Лифшиц, A.M. Коршунов, B.C. Хазиев) и философы-представители уфимской философской школы «онтологической истины» (Ю.Ф. Абдрашитов, А. Р. Ахметов, Д. И. Бахтизина, А. Р. Гареев, A.M. Рудаков, Е. В. Хазиева, Н.В. Хазиева). Ценные положения для осмысления теоретических аспектов онтологической истинности человеческой духовности содержатся также в трудах В. Н. Бондаренко, У. С. Вильданова, ГШ. Гайденко, Л. А. Доброхотова, A.M. Максимова, Л. А. Микешиной, С. А. Мухамедьянова, Е. М. Удовиченко.

Обобщая степень разработанности проблемы в современной отечественной и зарубежной литературе, можно сделать тот вывод, что избранная тема в качестве специального самостоятельного исследования пока еще не рассматривалась. Вместе с тем, если говорить в целом об общей тенденции в области исследования духовности, то она все же заключается в движении к все более целостному, системно-концептуальному представлению духовности человека, как онтологически истинного явления.

Целью исследования является философский анализ истинности человеческой духовности в ее онтологическом аспекте.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Исследовать эволюцию взглядов и логику накопления исторически формировавшихся представлений об истинности человеческой духовности в эпоху античности и Средневековья.

2. Раскрыть эволюцию взглядов на проблему истинности человеческой духовности в философской мысли Нового времени.

3. Исследовать проблему истинности человеческой духовности в русской религиозной философии.

4. Выявить онтологический статус человеческой духовности и ее философские реминисценции.

5. Показать специфику познания истинности духовности человека в ее онтологической данности.

Объектом исследования выступает истинность человеческой духовности.

Предметом исследования — истинность человеческой духовности в ее онтологически предметной данности.

Методологическая основа диссертационного исследования. В качестве методологической основы выступает концепция, в соответствии с которой духовность не потребляется до конца, а вечно осваивается. Методология исследования основана на историческом, диалектическом и онтологическом подходах с использованием методов системного, структурно-функционального и морфологического анализа, метода феноменологической редукции и принципов единства исторического и логического, а также восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретическую основу исследования составляют труды классиков мировой и отечественной философии, а также современных философов, исследующих социально-философские проблемы онтологии духовности человека.

Научная новизна исследования заключается в осуществлении оригинального философского анализа онтологического аспекта истинности человеческой духовности.

На защиту выносятся следующие положения, содержащие научную новизну:

— обосновано, что человеческая духовность сущностно порождается своими онтологическими основаниями, посредством которых она воплощается в содержании социокультурного поля, а также в стремлении личности к укоренению своего «я» в этом мире при «строительстве» своего личностного бытия;

— доказано, что духовность человека определяется соотношением двух измерений: ее внутреннего измерения личности, ее духовного ядра, сокровенного центра к ее внешнему трансцендентому измерению;

— выявлено, что онтологическая ценность и истинность человеческой духовности проявляются в том, что она есть бытие, опосредованное нравственным духом;

— обосновано, что познание онтологической истинности человеческой духовности осуществляется через выявление степени соответствия ее конкретных реалий существования ее же собственной сущности.

Теоретическая значимость исследования состоит в обнаружении основополагающих структурных элементов и онтологических оснований человеческой духовности, определяющих ее как реальность онтологического плана, а кроме того, в выявлении особенностей функционирования духовности в ее онтологически истинной данности как феномена личностного бытия человека.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования будут полезны при разработке курсов лекций по дисциплине «Онтология и теория познания», а также в процессе подготовки соответствующих спецкурсов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в сообщениях и докладах автора на научных конференциях и семинарах, а также опубликованы в статьях и монографии. Материалы диссертации применялись при чтении лекций по философии в БашГПУ им. М. Акмуллы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии, социологии и политологии БашГПУ им. М. Акмуллы, кафедры философии Магнитогорского государственного университета и рекомендована к публичной защите. По теме диссертации опубликовано 14 работ общим объемом 10,7 печатных листов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 195 наименований. Общий объем диссертации составляет 161 страницу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Во «Введении» к нашей работе мы поставили цель проанализировать предметно-проблемное поле истинности человеческой духовности в аспекте ее онтологической данности. В результате проведенного исследования мы получили нижеследующую информацию и сделали следующие выводы.

Проблема истинной сущности духовности всегда была в центре внимания и относилась к числу фундаментальных и вечных философских проблем. Зародившись в античной философии, она, трансформируясь в соответствии с требованиями времени, занимала умы философов, в большей или меньшей мере, на протяжении всего периода существования философии. Проблемы истинности человеческой духовности, истинности знаний или знаний об истинном положении и состоянии вещей продолжают существовать и по сей день.

Необходимость, с одной стороны, противостоять разрушительным глобальным тенденциям, направленным на масштабную трансформацию традиционных антропогенных пространств и гуманистических традиций, с другой — поддерживать и корректировать новые созидательные и прогрессивные тенденции, ценности и приоритеты в устойчивом развитии человеческой цивилизации, актуализировала вопрос об истинности человеческой духовности. К тому же расширение информационного, культурного пространства и нарастающий массив знаний в области духовной проблематики требует концептуального осмысления и поиска методологических оснований, на которых строилось бы исследование истинности человеческой духовности. При этом для философии важнейшим всегда было и остается выявление и анализ онтологических аспектов исследуемого феномена. Только в этом случае исследование человеческой духовности может быть естественным образом вплетено в общий проблемный узел современной философии. Именно в силу этого наше исследование мы посвятили выявлению, философскому осмыслению и анализу истинности человеческой духовности, которое преследует цель не только выявить особенности и специфику конкретно-исторического понимания истинности духовности человека, но и выявить всеобщие структурные элементы и онтологические основания данного явления, определяющие его как реальность сугубо онтологического плана.

В философии античности проблема истинности человеческой духовности в аспекте ее онтологической данности рассматривалась наряду с проблемой выяснения подлинного содержания и назначения человеческого бытия, ценности и цели самой жизни, стремления к совершенству качеств души, умения найти собственную неповторимую природу и жить в согласии с самим собой.

Понимание истинности духовности в греческой философии постепенно приходит к связи с постепенным развитием идей Божественного Единства как такого целого, который приемлет и впитывает в себя множества сущностей, сил, проявлений, различных ступеней и уровней иерархии.

Духовность человека связывалась с присутствием в мире человека некоего надмирного, надындивидуального и сверхъестественного начала, привносящего в жизнь смыслообразы сакральности, истины, красоты, добра и объединяющего людей в созидании, сотворении бытия. Истинность духовности и есть жизнедеятельное сопричастие человека с этим началом, интенциональное следование ему в своих поступках и помыслах.

В средневековой философской парадигме акцент в интерпретации истинности человеческой духовности падает на субъективность, на желание, на волю, на любовь. Истинность духовности человека связывалась с состоянием любви к Богу. Вместе с тем духовность становиться все более личностной, индивидуальной, трепетно переживаемой, человеческой. Рефлексия объявляется реальностью более достоверной и более открытой, чем все другие сферы и акты человеческого существования. Самосознание оказалось сближено и переплетено с богопознанием. «Идеальными» требованиями к духовности человека средневекового общества, определяющие непосредственно ее истинность, становятся высокая степень самосознания и рефлексия.

Духовное бессмертие человека, немыслимое вне его связи с социокультурным бытием, есть важнейшая ценность, которую пытались обосновать средневековые философы. Стремление человека к нравственному и духовному — главный критерий его духовности и ее онтологической истинности.

В философии Нового времени представления об истинности человеческой духовности формируются на основе понимания сущности человека как размышляющего субъекта, высокоактивного и самопознающего, морального и культурного существа, направленного на поиски истины и смысла жизни. Истинность духовности стала рассматриваться с позиции осознания личностью фундаментальных ценностей человеческой жизни и способностью субъекта обрести самого себя. А тем самым и свою самодостаточность как важнейшую предпосылку личностной самореализации.

Проблема истинности человеческой духовности философской мысли Нового времени трансформировалась в проблему сознания как уникальной способности человеческой души не только ощущать и мыслить, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью.

Анализ универсалии «духовного бытия» приводит к пониманию истинности духовности не как чувства, а как нравственного благоволения, имеющего своим следствием благодеяние.

Человеческая духовность есть порождение человека «человеческим трудом» (К. Маркс). Эта человечность труда есть предпосылка развития человеческой духовности и ее онтологической истинности.

Анализ идеи истинности «духовности» в русской философии показывает, что данная идея направлена против исчерпания социальной и духовной действительности какой-либо логической схемой. Русская религиозная философия постоянно «подпитывалась» примерами «высокой» Веры, Подвига,.

Жертвы и Любви, примерами достигнутого уровня развития духовных потенций личности и по своему духу обращена к «сердцу» человека. Сладость «сердца» и любовь есть основа и начало всему сущему. Духовность есть начало всему: ее всепроникающая сила охватывает макрокосм, микрокосм и мир философско-культурной символикой. Истинная сущность духовности выражается в приоритете высшего духовного начала над природным и в осуществлении во всем бытии разумной идеи добра.

Онтологический статус человеческой духовности выражается в стремлении личности к укоренению своего «Я» в социокультурном мире.

Человеческая духовность сущностно определена своими онтологическими основаниями, посредством которых она воплощается в содержании социокультурного поля и в стремлении личности к укоренению своего «я» в этом мире и «строительству» своего личностного бытия в инобытии.

Истинность духовности в ее онтологическом статусе есть, по существу, то, что связано с проблемой существования того, что есть. При этом то, что есть, часто превосходит все то, что только может быть. Духовность обладает, поэтому потенцией самоопределения, что и составляет предпосылку ее онтологической истинности.

Духовность в значении истинности всегда и везде одинаково истинна. Независимо от ее оценки и общественной значимости духовность истинно существует и истинно бытийствует. Духовность никогда не исчезает из сферы человеческого бытия и не меняется с течением времени. Она есть некий инвариант, остающийся неизменным в различных культурных формах и разных исторических эпохах.

Духовность человека концентрирует в себе потенции души и нравственного сознания человека. Но «духовность» не сводится к «душевному» мируее онтологическая истинность — в превосхождении эмпирических чувств человека, в том, что она выступает как бытие, опосредованное нравственным духом;

Духовность человека определяется соотношением двух начал: отношением человеческой личности (ее внутреннего измерения, духа, духовного ядра, сокровенного центра) к измерению трансцендентному (конечная реальность, конечная цель). Духовность есть та идеальная (не содержащая ничего эгоистического, чувственного, агрессивного) реальность, которая выходит за пределы личностного проявления духа и за границы всякого возможного культурного опыта.

Духовность человека — это сложное идеальное образование, гармонизирующее категории «множественности» и «всеобщности». Во «всеобщем» стремлении человека к любви и ценностям рода, скрывается экзистенциальное стремление к «увековечиванию» ценности любимого «лица», то есть индивидуального начала.

Познание онтологической истинности человеческой духовности осуществляется через определение соответствия ее конкретных реалий существования ее же собственной сущности.

Онтологическая истинность духовности не определяется через соответствие духовности наличным в ней психофизиологическим основаниям. Духовность проявляется в практических формах взаимодействия человека с внешним миром. При этом степень осознания человеком онтологической истинности духовности формирует и саму духовность в качестве гуманитарной силы индивидуального развития и становления социокультурного бытия.

Основным перспективным направлением исследования истинности человеческой духовности выступает анализ самых различных ее проявлений, имманентно содержащихся в каждой межличностной установке, в действительном выходе установки человека к «Другому Я».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Н. Цивилизационный смысл преемственности культуры и развития духовности личности / Б. Н. Абросимова // Перспективы самоорганизации общества в стратегиях глобального развития. Саратов, 2006.-Ч. 1.-С. 91−95.
  2. , Г. А. Духовный проект Н. Бердяева (опыт системного подхода к наследию) / Г. А. Аванесова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. -2005.-№ 4.-С. 37−57.
  3. Аль-Кинди. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока: антология / Аль-Кинди М.: Соцэкгиз, 1961. — 711 с.
  4. , В.А. Возможности контент-анализа при работе с гуманитарными текстами / В. А. Андрусенко, Г. Р. Валиулина. Оренбург: ООИПКРО, 2002. С. 51−53.
  5. , A.M. Смысл жизни / A.M. Арзамасцев // Ценности интеллигибельного мира. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. С. 68−90.
  6. Аристотель. Сочинения в 4-х т. / Аристотель. М.: Мысль, — Т.1. 1976. — С. 63−367.
  7. Аристотель. Соч. в 4-х т. / Аристотель М.: Мысль, 1978. — Т. 4. — С. 53 294.
  8. , Ю.Л. Бытие как воля и принцип основания / Ю. Л. Аркан // Философия науки. 2004. — № 3. — С. 63−75.
  9. , Е.Б. Гуманизм как основа духовности современной личности / Е. Б. Бабошина // Ценности интеллигибельного мира. Магнитогорск, 2007. Вып. 4.-С. 18−33.
  10. , M.IO. Антиномия свободы и ответственности (духовная воля как необходимое условие осуществления подлинной свободы и ответственности) / М. Ю. Байдаков // Соврем, гуманит. исслед. М., 2008. -№ 1. — С. 56−58.
  11. , Е.А. Духовность как основа целостности бытия человека // Человек и общество в современном мире / Е. А. Балтина. Казань, — 2006. — С. 14—21.12.
Заполнить форму текущей работой