Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование конкурентной стратегии российских предприятий на мировом рынке минеральных удобрений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается, и сохранением ведущего положения России на мировом рынке минеральных удобрений, и потребностью совершенствования методов и способов I повышения конкурентоспособности и эффективности конкурентной стратегии российских предприятий, работающих на этом рынке. Дан подробный обзор ситуации на мировом и российском рынке минеральных удобрений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы формирования современных конкурентных ^ стратегий предприятий в мировой экономике
    • 1. 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности
    • 1. 2. Классификация современных конкурентных стратегий
    • 1. 3. Стратегические факторы развития конкурентного преимущества
  • Глава 2. Характеристика отрасли минеральных удобрений
    • 2. 1. Характеристика основных видов минеральных удобрений
    • 2. 2. Мировое производство минеральных удобрений
      • 2. 2. 1. Характеристика мировых рынков удобрений
      • 2. 2. 2. Структура спроса на минеральные удобрения в ^ мире
    • 2. 3. Характеристика рынка минеральных удобрений в России
      • 2. 3. 1. Структура российского экспорта минеральных удобрении
      • 2. 3. 2. Особенности внутреннего спроса на минеральные удобрения в России ^ ^
    • 2. 4. Характеристика и тенденции развития мирового рынка минерального сырья и удобрений ^
  • Глава 3. Формирование и развитие конкурентоспособного jq2 производства химических предприятий
    • 3. 1. Стратегия повышения конкурентоспособности jq^ предприятия
      • 3. 1. 1. Внешнеэкономическая деятельность как ^ q^ составляющая повышения конкурентоспособности предприятия
      • 3. 1. 2. Формирование организационной структуры 114 управления современным конкурентоспособным предприятием
      • 3. 1. 3. Организация конкурентоспособного производства с по использованием технологических инноваций
    • 3. 2. Модель конкурентной стратегии химического предприятия 128 с учетом мирового опыта
    • 3. 3. Конкурентная стратегия развития минерально-сырьевой 139 базы и химической промышленности РФ

Формирование конкурентной стратегии российских предприятий на мировом рынке минеральных удобрений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оценивая место и роль России в современной мировой экономике, можно сказать, что наша страна в очередной раз переживает один из сложнейших этапов своего развития. Сегодня для России важнейшей задачей становится не завоевание места среди участников мирового рынка, а ориентация на укрепление позиций отечественной продукции и повышения конкурентоспособности страны в целом. В любой национальной экономике существуют локомотивные отрасли. Применительно к развитым экономикам, включая РФ, таковыми являются машиностроение, электроэнергетика, металлургия (черная и цветная) и химическая промышленность. Производство минеральных удобрений — один из наиболее развитых сегментов российской химической промышленности. Россия входит в пятерку крупнейших в мире производителей и экспортеров каждого вида минеральных удобрений, по производству калийных удобрений она занимает второе место (около 24% мирового производства), по производству фосфатных удобрений — также второе место (около 8% мирового рынка), азотных — четвертое (около 8%). На долю минеральных удобрений приходится более 20% товарной продукции химической и нефтехимической промышленности России и более 35% экспорта химической продукции [93]. Однако, помимо количественных показателей, немаловажную роль играют вопросы качества. Отечественная продукция отрасли минеральных удобрений на мировом рынке отличается высоким качеством и конкурентной ценой, благодаря специфическим свойствам ресурса и низкой внутренней стоимости газа, как основной составляющей производства.

Несмотря на все преимущества, проблема повышения конкурентоспособности минеральных удобрений на мировом рынке становится более актуальной в свете динамичных изменений цен на сырье, поступательного движения научно-технического прогресса, изменения уровня спроса.

Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается, и сохранением ведущего положения России на мировом рынке минеральных удобрений, и потребностью совершенствования методов и способов I повышения конкурентоспособности и эффективности конкурентной стратегии российских предприятий, работающих на этом рынке.

Теоретической и методологической основой исследования конкурентоспособности послужили труды экономистов, среди них по экономической теории можно отметить работы таких зарубежных ученых, как P.P. Блейк, Дж.К. Грейсон, Дж.М. Кейнс, Д. С. Моутон, К. Рише, П. Самуэльсон, М. Хассель, Й. Шумпетер, Л. Эрхард, К. Фримен и др. Проблемы стратегического управления исследованы И. Ансоффом, К. Боуменом, П. Дойлем, М. Портером, А. Томпсоном и др., а также отечественными экономистами в области проблем конкуренции и инноваций — Азгальдовым Г., Комковым Н., Фатхутдиновым Р., Лузиным А., Ивановой Н. И., Дермановым В. К., и др. Исследователи в области минеральных удобрений — Ангелов А. И, Алейнов Д. П, Левин Б.В.

Активно проводятся исследования в области конкурентных стратегий в научных школах ИНП РАН (Мельников Н.Н.), ГИ Кольского НЦ РАН (Пахомовский Я.А., Жиров Д.В.) и др.

В развитии отечественной экономики в рыночных условиях ощущается недостаток теоретической и методической литературы по вопросам повышения эффективности инновационной деятельности на основе использования имеющихся у промышленных предприятий резервов. Этот недостаток сказывается и на развитие конкурентных стратегий многих российских предприятий (в т.ч. химического профиля).

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы диссертационной работы, предопределило комплекс задач исследования.

Цель диссертационной работы заключается в формировании конкурентной стратегии российских предприятий на мировом рынке минеральных удобрений.

В рамках реализации указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

• определить основы формирования современных конкурентных стратегий предприятия в мировой экономике;

• исследовать факторы развития конкурентного преимущества;

• дать характеристику мирового рынка минеральных удобрений;

• охарактеризовать российский рынок минеральных удобрений.

• выявить тенденции развития мирового рынка минеральных удобрений;

• разработать предложения по формированию и развитию конкурентоспособного производства химических предприятий.

• определить изменения конкурентоспособности химических предприятий за счет реструктуризации компаний, модернизации производства и внедрения инноваций;

• предложить подходы к оценке конкурентоспособности продукции предприятий химического профиля;

Информационной базой исследования послужили:

• статистические данные и документы международных, зарубежных и российских организаций, таких как Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Федеральной таможенной службы России, Всемирной торговой организации, Всемирного банка и др.;

• материалы Росстата, отчетные и плановые данные предприятий отрасли (Апатит, Уралкалий, Сильвинит), холдинговых структур химического профиля (Акрон, Фосагро, ЕвроХим, Potash, BASF), а также оценки отечественных и зарубежных аналитиков (АКПР, IF А).

• отраслевые периодические издания и материалы (WEF).

Объектом исследования являлось химическое предприятие, которое занимается внешнеэкономической деятельностью.

Предметом исследования является формирование и функционирование конкурентной стратегии российских предприятий на мировом рынке минеральных удобрений.

Научная новизна состоит в следующем:

• сформирована сбалансированная трехмерная модель повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке, основанная на трех взаимосвязанных компонентах: скорости роста, сегментации рынка и дифференциации производимого продукта;

• проранжированы конкурентные преимущества химической продукции на мировом рынке минеральных удобрений (ресурсные, технологические, инновационные, культурные);

• разработан авторский прогноз развития внешней торговли минеральными удобрениями РФ;

• разработаны и систематизированы подходы к совершенствованию конкурентной стратегии химических предприятий, обеспечивающей прирост объемов продукции за счет реструктуризации производства и системы менеджмента, развития внешнеэкономической деятельности и внедрения инноваций;

• дана оценка влияния различных факторов инновационной деятельности на реализацию конкурентной стратегии химических предприятий на мировом рынке и предложена модель определения экономической эффективности инвестиционного проекта;

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования предложенной модели для построения конкурентной стратегии российских предприятий на мировом рынке минеральных удобрений.

Полученные результаты практической апробации также позволяют:

— оценить качество и конкурентоспособность промышленной продукции на мировом рынке;

— выявить факторы, воздействующие на конкурентоспособность продукции и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности российского предприятия;

— формировать конкурентную стратегию российского химического предприятия на основе совершенствования выявленных организационно-экономических факторов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были апробированы и нашли практическое применение в виде рекомендаций по формированию конкурентной стратегии, а также системы информационного обеспечения химического холдинга «Акрон», успешно работающего на рынке минеральных удобрений.

Основные результаты проведенных исследований докладывались на научно-практических конференциях Санкт-Петербургского государственного университета в 2006;2008гг. и опубликованы в статьях периодических изданий.

Публикации: по теме диссертации опубликовано 3 работы, общим объемом 1,9 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы общим объемом 162 стр., включая 21 рисунок и 12 таблиц.

Выводы по главе 3.

1. Для обеспечения экономической независимости России на мировом рынке в условиях инвестиционного кризиса в добывающих отраслях необходимо создавать конкурентоспособные ресурсоемкие производства.

2. Показано, что при программном подходе к реструктуризации промышленных производств эффективной возможностью для экономического роста является создание интегрированных структур, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции (на примере российских и иностранных предприятий).

3. В условиях современного рынка в основу стратегии развития промышленных предприятий может быть положена базовая стратегия внешнеэкономической деятельности и маркетинга химически ориентированных холдингов (экспортно-ориентированная продукция), рациональная организация производства которых обеспечивает 20%-ый прирост объема производства продукции.

4. На основе анализа существующих организационных структур управления обоснована необходимость создания матричной структуры управления химически ориентированными холдингами, которая позволит производить конкурентоспособную продукцию.

5. Показано, что инновационный путь развития предприятия становится одним из ведущих, поскольку аккумулирование и последующий расход финансовых средств возможен только в новых приоритетных направлениях.

По результатам анализа инновационной деятельности выявлено, что экономические показатели инновационно-активных организаций были выше, чем у организаций, не осуществлявших эту деятельность.

6. Исследованиями показано, что конкурентная стратегия промышленных предприятий определяется конкурентоспособностью выпускаемой продукции, которая зависит от различных факторов.

7. Разработанная методика оценки конкурентоспособности продукции химического предприятия позволила определить наиболее перспективные виды экспортируемых видов минеральных удобрений России.

8. Показано, что в качестве современного механизма роста конкурентоспособности экономики могут быть использованы технологические кластеры, обеспечивающие высокий мультипликативный эффект воздействия на весь производственный процесс промышленного предприятия.

Заключение

.

Исследованиями, проведенными в диссертации сформулировано понятие конкурентной стратегии, являющейся комплексом организационных действий и управляющих подходов, используемых для эффективного достижения задач и целей предприятия, которые позволяют ему занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают конкурентное преимущество перед ними. По мнению автора для выработки рациональной стратегии развития отрасли по производству минеральных удобрений и определения ее места на мировом рынке необходимо эффективное использование экономических ресурсов промышленных предприятий, улучшение качества продукции и повышение ее конкурентоспособности. Динамику экономического роста производства минеральных удобрений страны в условиях рынка в значительной степени определяют крупные корпорации, которые позволяют увеличить объем выпуска продукции за счет сокращения производственных издержек. Показано, что для корпораций важной составляющей конкурентной стратегии помимо структурных преобразований и внешнеэкономической деятельности служат инновации. Анализ влияния инноваций (таких как современные информационные технологии, новые компоненты и оборудование, автоматизированные системы управления и т. п.) показал, что именно они за счет сокращения издержек и сроков освоения продукции служат главным источником получения прибыли. В рыночных условиях переориентация российской экономики на смещение акцентов от показателей качества и цены продукции к показателям ее конкурентоспособности приведет к укреплению позиций России в мире. Совершенствование конкурентной стратегии химических предприятий, обеспечивающей прирост объемов продукции, осуществляется за счет интеграции производства, реструктуризации системы менеджмента, развития внешнеэкономической деятельности и внедрения инноваций. В результате анализа мероприятий по реструктуризации предприятий вводится понятие вертикально-интегрированной структуры, которая является оптимальной формой для повышения конкурентоспособности предприятий.

Исследования, проведенные в данной работе, позволили сделать следующие выводы:

1. Конкурентную стратегию предприятия можно описать тремя принципиальными компонентами: скоростью роста, дифференцированием рынка и дифференциацией производимого продукта.

2. Определены ресурсы предприятия, которые надо развивать для эффективного внедрения программы развития конкурентоспособностиперсоналтехнологииинновации.

Промышленное предприятие только тогда может претендовать на долю рынка, когда развивает не только техническую сторону производства (мощности и технологический уровень производства), накапливает финансы, но и активно использует инновации и трудовой потенциал (соответствие сотрудников выполняемым ими обязанностям и технологическим операциям).

3. Дан подробный обзор ситуации на мировом и российском рынке минеральных удобрений, выявлены крупнейшие игроки. Проведен анализ перспектив развития мирового и внутреннего рынка минеральных удобрений, сделана оценка конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке, выявлен потенциал развития внешней торговли.

4. Охарактеризован объем и структура внутреннего спроса на минеральные удобрения.

5. При прогнозировании объемов внешней торговли учитывались такие факторы, как тенденции развития мирового рынка различных видов минеральных удобрений, технологический уровень оснащения производств, их географическое положение, наиболее вероятное изменение цен на продукцию естественных монополий.

6. Для обеспечения экономической независимости России в условиях инвестиционного кризиса в добывающих отраслях необходимо создавать конкурентоспособные ресурсоемкие производства.

7. Показано, что при программном подходе к реструктуризации промышленных производств эффективным путем экономического роста является создание интегрированных структур, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции.

8. В условиях современного рынка в основу стратегии развития промышленных предприятий могут быть положена базовая стратегия внешнеэкономической деятельности и маркетинга, которая определяется существенной ролью экспорта продукции химически ориентированных холдингов, обеспечивающего 20%-ый прирост объема производства продукции.

9. На основе анализа существующих организационных структур управления обоснована необходимость создания матричной структуры управления химически ориентированными холдингами, которая позволит производить конкурентоспособную продукцию.

10. Показано, что инновационный путь развития становится одним из ведущих, поскольку аккумулирование и последующий расход финансовых средств возможен только в приоритетных направлениях.

11. По результатам анализа инновационной деятельности выявлено, что экономические показатели инновационно-активных организаций были выше, чем у организаций, не осуществлявших эту деятельность.

12. Исследованиями показано, что конкурентная стратегия промышленных предприятий определяется конкурентоспособностью выпускаемой продукции, которая прямо пропорционально качеству продукции и обратно пропорционально цене ее реализации.

13. Разработанная методика оценки конкурентоспособности продукции химического предприятия позволила определить наиболее перспективные виды экспортируемых видов минеральных удобрений России.

14. Показано, что в качестве современного механизма роста конкурентоспособности экономики могут быть использованы технологические кластеры, обеспечивающие высокий мультипликативный эффект воздействия на весь производственный процесс промышленного предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И.Абалкина. Эволюционный подход к переходной экономике / Под ред. М.: 1995
  2. Р. Абраме. Успешный бизнес-план. Калифорния. США, (пер.с англ.), 1991.
  3. Г. Г. Азгальдов, А. В. Костин Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. № 2(60).
  4. Г. Л. Азоев Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  5. Д.П. Алейнов «А нужны ли нам удобрения?», Химическая промышленность сегодня, № 12 2007г.
  6. Д.П. Алейнов «Биотопливо: альтернатива нефти и новый, крупный потребитель минеральных удобрений» Химия и бизнес, № 7−8 2007 г.
  7. А.И. Ангелов, Б. В. Левин, ЮД Черненко. Фосфатное сырье, М.: Недра, 2000
  8. А.А. Арбатов. Проблемы освоения и воспроизводства минерально-сырьевой базы с учетом регионального фактора // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, № 4, 1999.
  9. Ш. Ш. Байбусинов. Региональная минерально-сырьевая политика //"Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития", № 1,2001
  10. П.Л. Виленский и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Академия народного хозяйства при правительстве РФ, изд. «Дело», 1998.
  11. О.С. Виханский. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2002.
  12. С.И. Вольфкович. Проблемы производства минеральных удобрений. М, 1965.
  13. М.Н. Вяткин, С. Г. Федоров. Экономические пути оздоровления промышленных предприятий в рыночных условиях.// Сборник рефератов НИОКР, ВИМИ, 1999.
  14. А. Глудкин. Всеобщее управление качеством. М.: Радио и связь, 1999.
  15. В.А.Гончарук. Развитие предприятия М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, изд. «Дело», 2000.
  16. И.С. Грамберг. Глобальный аспект нефтегазоносности континентальных окраин океанов/Геология нефти и газа. № 10, 1998.
  17. Д. Грейсон, К. О Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ., предисловие Б. З. Милнера. -М.: Экономика, 1991.
  18. С.П. Гржибовский. Новые информатизационные технологии в управлении АПК М: Агропромиздат, 1991.
  19. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, т. 1−3, 1955.
  20. Н.Г. Долинская, И. А. Соловьев Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Экономика, 1991.
  21. Е.А. Ерасова Экспортные возможности оборонно-промышленного комплекса России. Учебные записки, С-Пб, 2008. с 26
  22. Е.А. Ерасова. Конкурентоспособность в современной экономике: вопросы теории и практики: Учебное пособие. СПб.: ОЦЭиМ, 2006.
  23. П.Н. Забелина Инновационный менеджмент. -М.: Центр исследований и статистики науки. 1998.
  24. П.С. Завьялов. Методология изучения конъюнктуры капиталистического рынка машин и оборудования. // Приложение к N1. -ВНИКИ, 1981
  25. А. Зайко Синтез без анализа // Энергия промышленного роста, вып.5, 2006.
  26. В.А. Ириков. Технологии стратегического планирования и формирование финансово-экономической политики фирмы. // Учебное пособие, М.: Московский физтех, 1997.
  27. В.В. Ивантера. Инновационно-технологическое развитие экономики России. Проблемы, факторы, стратегии, прогнозы. М: РАН, Институт народнохозяйственного прогнозирования, Макс-пресс, 2005.
  28. С.И. Ильенкова. Управление качеством. М, 2003
  29. Н.Я. Кац, А. Н. Жеглов. Анализ эффективности международного сотрудничества предприятий. // Финансы и статистика, -1991.
  30. М. И. Кныш. Конкурентные стратегии. СПб., 2000.
  31. А.В. Козлов Стратегическое планирование и управление инновативным предприятием / Управление наукой в странах ЕС. М.: Наука, т. 3, 1999.
  32. Н.И. Комков, А. Ю. Шатраков и др. Перспективные направления инновационно-инвестиционной деятельности организаций в рыночных условиях. М.:ГОУ «МАРТИТ», 2002.
  33. Ю.И. Коробов Теория и практика конкуренции. Саратов: Саратовская, гос. экон. акад., 1996.
  34. Д.А. Кореньков. Минеральные удобрения и их рациональное применение, М., 1969
  35. В.Коршунов, А.Ангелов. «Внутренний рынок минеральных удобрений» (НИУИФ) июнь, 2005 г.
  36. Н.П. Кузнецова, В. А. Зуев Формирование инновационного типа роста в энергоориентированной экономике. Вестник Санкт-Петербургского университета, 2005. с126
  37. Е.Н. Куличков, И. В. Трайнев Маркетинговые системы и информационные процессы в деятельности менеджера (Теория и практика). -М., 1994.
  38. Б.В. Левин, генеральный директор НИУИФ им. Я. В. Самойлова. «Роль российских производителей агрохимической продукции в обеспечении потребностей агропромышленного комплекса России», Московский международный химический саммит, 2005 г.
  39. И.В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик, А. А. Нещадин, А Эйкельпаш, Т. А. Рыбакова Выбор конкурентных стратегий для приватизированных предприятий: сравнительное исследование на материалах Восточной Германии и России. Экономический журнал ВШЭ, № 4, 1998, с. 488
  40. А.Н. Литвиненко. Основные принципы оценки конкурентоспособности промышленной продукции. // Приложение к N12. ВНИКИ, 1984.
  41. А.Г. Ломакин. Международный Форум «Земля и Урожай», 2007 г. «Мировой рынок минеральных удобрений. Тенденции и перспективы развития»
  42. Д.С. Львов. Развитие экономики России и задачи экономической науки. -М., Экономика, 1999.
  43. И.И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге и др. Корпоративный менеджмент. М, «Высшая школа», 2003.
  44. В. Михайлов Основы мировой конкурентоспособности. М: Издательство «Познавательная книга плюс», 1999.
  45. Н.К.Моисеева, Ю. П. Анискин. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М: Внешторгиздат, 1993.
  46. И.А. Никонова. Анализ инвестиционных проектов в условиях высокой инфляции// Финансы, № 12, 1994.
  47. В.Ю. Огвоздин. Управление качеством: Основы теории практики. М.: Дело и сервис, 1999.
  48. С. Огородов. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей // Проблемы теории и практики управления., № 1. 2002.
  49. В.П. Орлов. Минеральные ресурсы и геологическая служба России в годы экономических реформ (1991−1999). М. Геоинформмарк. 1999.
  50. Г. В. Осипов. Парадигма нового мирового порядка и Россия. М. Институт эколого-технологических проблем. 1999.
  51. С.М. Панкин, В. В. Статиев. Методологические аспекты оценки конкурентоспособности сырьевых товаров. М.: ВНИКИ. -1982.
  52. O.K. Платов. Формирование современного интегрированного предприятия и организационной структуры его управления //Сб.статей «Инновационная деятельность предприятия: анализ, перспективы, активизация, Ярославль, 1997 г.
  53. М.Е. Позин. Технология минеральных солей (удобрений, пестицидов, промышленных солей, окислов и кислот), 1974 г.
  54. М. Портер Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский дом. «Вильяме», 2001. с 201.
  55. А.П. Пятибратов. Информатизация общества: Экономика и эффективность -Киев: Наукова думка, 1993.
  56. Б.А. Райзберг., Р. А. Фатхутдинов. Управление экономикой. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  57. Дж. Робинсон Экономическая теория несовершенной конкуренции. М: Прогресс, 1986.
  58. К. Рожкова, Теория конкуренции стран. Теория жизненного цикла продукта в международной торговле (Верной), теория международной конкуренции (М. Портер), 1997.
  59. Ю.Б. Рубин, В. В. Шустов. Конкуренция: реалии и перспективы. М.: Знание, 1990.
  60. Д.В. Рундквист. Природные национальные богатства в России и их использование /Вестник ОГГГН РАН, № 1(11), 2000.
  61. Дж.Д. Сакс, Ф. Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. -М.: изд. Дело,-1996.
  62. Д.В. Сергеев. «Вертикальная интеграция как фактор эффективности инноваций // Инновации, № 3 (40), 2001.
  63. Е.К. Смирницкий. Экономические показатели промышленности. Справочник. Москва, 1989.65.под ред. С. Ф. Сутырина. ВТО: механизмы взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. М.: ЭКСМО, 2008.
  64. А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стинленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М, СПб, К, 2003.
  65. К.Н., Мурко В. Его зовут ВУТ// Промышленный Вестник. Февр., 2000.
  66. Р.А. Фатхутдинов Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление, М.: ИНФРА-М, 2000. С. 47−49
  67. Р.А. Фатхутдинов Управление конкурентоспособностью организации, М.: Эксмо, 2005. С.80
  68. Р.А. Фатхутдинов Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М: Изд. центр «Маркетинг», 2002.
  69. С.Г. Федоров Стратегия развития: акционерное общество «Апатит» -взгляд за горизонт //Мир удобрений и пестицидов, вып.1, 1999.
  70. С.Г. Федоров. Проблемы развития холдинговых структур добывающей промышленности на основе обеспечения инновационной и инвестиционной активности. М.: Институт предпринимательства и инвестиций. 2003, с 45−67.
  71. Н.С. Федорова, Ю. Н. Лазинцев. О возможности развития инновационной системы российской экономики и способах комплексной оценки ее эффективности.// Вопросы радиоэлектроники, выпуск 1. Организация и управление. М., 2007, 0,7 п.л.
  72. Е.Т. Шевцова. Приоритетные направления НТП. Выбор и обоснование. -М.: Экономика, 1991.
  73. Й. Шумпетер. Теория экономического развития М., 1982.
  74. Б.А. Яцкевич. Ключи от кладовых России/Природно-ресурсные ведомости. № 12,Октябрь, 1999.
  75. Blaine J. Effect on Price on Subjective Product Evaluations in Perceived Quality, MA: Lexington Books, 1985.
  76. Deming W. E. Quality, productivity, and competitive position. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982.
  77. Levitt Th. Marketing Myopia. Harvard Business Review 53, #26, 1975.
  78. Maslow A. New Knowledge in Human Values. Harper and Row, 1959.
  79. Milgrom P., Roberts J. The economics of Modern Manufacturing: Technology, Strategy and Organization. American Economic Review. № 80, 1990.
  80. Murrey H. A. Some basic psychological assumptions and conceptions. Dialectics, 5, 1951.
  81. In T. Parsons, E. A. Shils. Toward a classification of interaction, Toward a General Theory of Action. Harvard University Press, 1951.
  82. Porter ML Competitive Advantage. New York: Free Press, 1985- Salter M. S., Wienhold W. A. Diversification hrough Acquisition. New York: Free Press, 1979.
  83. Porter M. What is a Strategy? Harvard Business Review, 1996.
  84. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. — № 9 (165).
  85. Большой экономический словарь. М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
  86. Данные торгово-промышленной делегации за рубежом. Кельн: Институт немецкой экономики, 1997 г.
  87. Кластеры в экономике и их конкурентоспособность. Проект МГТУ им. Н. Э. Баумана «Обзор конкурентоспособности российских регионов», -М, 2005.
  88. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию //Бюллетень центра экологической политики России. 1996. № 3.
  89. Краткий экономический словарь. Издание второе, дополненное. Москва, 1989.
  90. Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции, М.: Издательство стандартов, 1984.
  91. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: НПКЦЦ «Терминвест, 1994.
  92. Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации -М.: Совет Безопасности Российской Федерации, вып. З, МАИК «Наука/Интерпериодика», 2002.
  93. Отчет «Среднесрочные перспективы мирового спроса, предложения и торговли минеральными удобрениями в 2008—2012 гг." — Ассоциация Производителей Удобрений (IFА).
  94. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 г. 9738. Программа правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг."//Вопросы экономики. N4, 1995.
  95. Российский статистический ежегодник, 2002. М.: Госкомстат России, 2002.99."Северный экономический район: Проблемы, тенденции, перспективы развития». -С-Пб.: Наука, 1992.
  96. Эксперт Северо-Запад, 2007 #4 (306) — Доля стран в мировом наукоемком экспорте
Заполнить форму текущей работой