Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования
Диссертация
Научная новизна исследования состоит в следующем: систематизированы и развиты имеющиеся представления об информатизации школы как о специфическом процессе ее последовательных преобразований в ходе поиска решений стоящих перед ней задач с использованием средств ИКТсформировано и развито представление о пространстве информатизации школы как о пространстве возможных состояний образовательных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ШКОЛЫ
- 1. 1. Представление об информатизации образования в современной педагогической науке
- 1. 2. Истоки и движущие силы процесса информатизации школы
- 1. 3. Информатизация образования как инновационный процесс
- 1. 4. Выводы к первой главе
- ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Моделирование процесса информатизации образования
- 2. 2. Преобразование школы в условиях информатизации образования как развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды
- 2. 3. Обобщенные описания преобразования школы в условиях информатизации образования
- 2. 4. Практико-ориентированные описания процесса информатизации школы
- 2. 5. Кластерная модель процесса информатизации школы
- 2. 6. Выводы ко второй главе
- ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОСТРАНСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ
- 3. 1. Сбор и первичная обработка данных
- 3. 2. Выявление структуры пространства информатизации школы
- 3. 3. Обсуждение структуры пространства информатизации школы
- 3. 4. Выводы к третьей главе
- ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- 4. 1. Лонгитьюдная устойчивость кластерной структуры пространства информатизации школы
- 4. 2. Изучение изменения положения образовательных учреждений в пространстве информатизации
- 4. 3. Применение Кластерной модели для управления преобразованием школы в условиях информатизации образования
- 4. 4. Выводы к четвертой главе
Список литературы
- Адамчук, Д. Анализ факторов, оказывающих влияние на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ. 2006 Электронный ресурс. -http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/schoolteams/about/ikt/edu-metod.
- Африна, Е.И., Медведев, О.Б., Уваров, А. Ю. Школа информационного века // Информатика и образование. 1996. — № 2. — С. 31−36.
- Бауман, 3. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. — 390 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. — М., 1986.496 с.
- Библер B.C. Основы программы: Школа диалога культур /под ред. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1992. С. 5−38.
- Бим-Бад, Б. М. Общее образование, 2008. Электронный ресурс. -http://bimbad.reability.ru/biblioteka/articlefull.php?aid= 1088&binnrubrikplarticles=125.
- Бляхер, Л.М. Нестабильные социальные состояния. М.: РОССПЭН, 2005.-207 с.
- Бурдье П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пьер Брдье, Жан Клод Пассрон- пер. H.A. Шматко. Моск. высш. шк. Социальных и экон. Наук. М.: Просвещение, 2007. — 267 с.
- Илич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет) — пер. / Илич Иван- под редакцией Т. Шанина- Моск. высш. шк. Социальных и экон. Наук. М.: Просвещение, 2006. — 160 с.
- Вартофский, М.В. Модели: репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.-508 с.
- Ваулина, Е.Ю. Мой компьютер: толковый словарь. М.: Эксмо, 2006.496 с.
- Вахромов, Е.Е. Психология новой эры: компетентность или беспомощность. 2001. Электронный ресурс. http ://psy. 1 september.ru/2001/47/45 .htm.
- Вернадский, В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. — Т. 18. — Вып. 2. — С. 119.
- Винниченко, Н.Л., Гвоздева Е. С., Окушова Г. А., Сартакова Е. Е. Теория и практика обучения. Педагогические технологии: учебное пособие. Март, 2007. Электронный ресурс., -http://old.tspu.edu.ru/ebooks/vinichenko4/.
- Водопьян, Г. М., Уваров, А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы. М.: РФРДПО, 2006. — 340 с.
- Волынская, М.В. О месте инноваций в образовании // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2005. — № 5. — С. 45^-9.
- Глушков, В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования // Вопросы философии. 1965. — № 10. — С. 63−71.
- Голуб, Г. Б., Чуракова О. В. Попытка определения компетенции как образовательного результата // Материалы семинара «Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию» / под ред. A.B. Великановой. Самара: Профи, 2001. — 60 с.
- Григорьев, С.Г., Гриншкун, В.В. Информатизации образования необходимо учить: Труды ИТО-2002. Электронный ресурс. -http://ito.edu.rU/2002/P/P-0−225.html.
- Григорьев, С. Г., Гриншкун, В.В. Информатизация образования новая учебная дисциплина: Труды ИТО-2005. Электронный ресурс. -http://ito.edu.rU/2005/Troitsk/2/2−0-6.html.
- Громов, Г. В. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. — 176 с.
- Гроф, С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. 2007. Электронный ресурс. http://www.koob.ru/grofstanislav/beyondthebrain.
- Гусинский, Э.Н., Турчанинова, Ю.И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 240 с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972.423 с.
- Давыдов, В.В. Научно-исследовательская деятельность Российской Академии образования // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 3−12.
- Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе // Вопросы Интернет-образования. 2004. Вып. 22 Электронный ресурс. -http://vio.fio.ru/vio21/cdsite/Articles/artl6.htm.
- Днепров, Э.Д. Четвертая школьная реформа. М.: Интерпракс, 1994.320 с.
- Долгова, JIM. Дидактические принципы индивидуализации процесса обучения устной и письменной речи в начальной школе // Индивидуализация в начальной школе: подходы и технологии. Томск, 2001. С. 3215.
- Дылян, Г. Д., Ратобыльская, Э.С., Цветкова, М. С. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. М.: БИНОМ, 2005.- 111с.
- Дьюи, Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.324 с.
- Дюран, Б., Одел, П. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1977. — 264 с.
- Ершов, А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2 (1318). — С. 3846.
- Жданов С.А., Каракозов С. Д. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования в области информатизации // Состояние информатизации общего образования: Аналитический обзор. М.: Алана, 2003. — С. 55−92.
- Загвоздкин, В.К. Определение и границы понятия ключевых компетенций. 2001. Электронный ресурс. http://psy. 1 september.ru/2001/47/45.htm.
- Зотов, В.В. Обзор Интернет-новостей от 17.01.2007 // Российские новости Электронный ресурс. http://www.educom.ru/ru/publications/reviews/newsdetail.php?ID=5127.
- Иберла, К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980.
- Иванников, А.Д. Поднятая целина информатизации // Поиск. № 40 (542). — 8 октября 1999.
- ИКТ-среда как объект инфраструктуры образовательного учреждения // ИКТ в образовании. 2008. — № 2. — С. 14−18.
- Илич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет) — пер. / Илич Иван- под редакцией Т.
- Шанина- Моск. высш. шк. Социальных и экон. Наук. М.: Просвещение, 2006.- 160 с.
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса М.: Педагогическое общество России, 2004.- 384 с.
- Кантор, И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. -М.: Педагогика, 1980.
- Каракозов, С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Барнаул: БГПУ, 2005.
- Карпинская, P.C. Биология, идеалы научности и судьбы человечества // Вопросы философии. 1992. — № 11. — С. 139−148.
- Каспржак, А.Г., Левит, М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994. — 144 с.
- Каспржак, А.Г. Как новые учебные материалы могут помочь решить проблемы, стоящие перед российским образованием?: учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация системы образования». М.: Локус-Пресс, 2008. — 64 с.
- Кибернетика и проблемы обучения / под ред. А. И. Берга. М.: Прогресс, 1970.-392 с.
- Ким, Дж., Мюллер, Ч., Клекка, У. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / под ред. К. С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. -325 с.
- Кинелев, В.Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 2−7.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике Обучение на основе исследования, игр, дискуссии, анализ зарубежного опыта. Рига: Эксперимент, 1995.- 176 с.
- Кларин, М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: Наука, 1997.-223 с.
- Клейман, Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1988. — 166 с.
- Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. М.: ACADEMIA, 2000. — С. 68.
- Колин, К.К. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов // Открытое образование. 2006. — № 2(55). — С. 73−77.
- Колин, К.К. Информатизация образования и фундаментальные проблемы информатики: Труды ИТО-2007. Электронный ресурс. -http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0−20 070 424.html.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование.- 1988,-№ 6.-С. 3−30.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование.- 1990. -№ 1.-С. 3−16.
- Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.). М., 1994. — 100 с.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. — №№ 3−4 (13−14). — 322 с.
- Концепция информатизации сферы образования Республики Узбекистан. Март, 2007. Электронный ресурс. http://www.edunet.uz/index.php?id=164.
- Корнетов, Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учебное пособие. М.: УРАО, 2001. — 268 с.
- Косарева, J1.M. Социокультурный генезис науки Нового времени. М.: Наука, 1989.
- Краевский, В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: ЧТУ, 2001.
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебник. М.: Академия, 2003.-244 с.
- Крамаров, С.О. Сколько стоит информатизация средней школы. Март, 2007. Электронный ресурс. -http://rspu.edu.ru/journals/schools/kramarov.html.
- Крюков, В.Ф., Уваров, А.Ю. Электронные вычислительные машины и педагогические исследования. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1970. — 274 с.
- Кузьминов, ЯМ. Образование в России. Что мы можем сделать? // Вопросы образования. 2004. — № 1. — С. 5−30.
- Лазарев, B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304с.
- Леднев, B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 45 с.
- Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., СПб., 1998. — 26 с.
- Мамардашвили, М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968. — № 6. — С. 14−25.
- Мамардашвили, М.К., Соловьев, Э.Ю., Швырев, B.C. Классика и современность. Две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. М.: Наука, 1972. — С. 28−94.
- Манин, Ю.И. Математика как метафора. М.: МЦНМО, 2008. — 4 с.
- Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1974. — Т. 42.535 с.
- Мешков, A.A. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социс. 1996. — № 5. — С. 12−22.
- Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / под ред. А. Г. Каспржака, Л. Ф. Ивановой. -М.: Просвещение, 2004. 416 с.
- Моисеев, H.H. Математика в социальных науках: Математические методы в социологическом исследовании. М.: Наука, 1981. — С. 10−24.
- Неклесса, А. Анатомия аномии // РЖ, 2003. Электронный ресурс. -http ://www.russ .ru/politics/20 030 409-nekl .html.
- Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе: Постановления ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. Электронный ресурс. -http://www.referats.net.ua/ru/view/25 780.
- Образовательные стандарты: как это было. 2006. Электронный ресурс. http://www.standart.edu.ru/default.asp?obno=2210.
- Обухова, Л.Ф., Король, A.M., Флейдер, Н. Г. Состояние и перспективы информатизации системы общего образования Хабаровского края // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования-2000». Хабаровск, 2000. — С. 9−12.
- Основы открытого образования / под ред. В. И. Солдаткина. М.: НИИЦ РАО, 2002.- 676 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. -528 с.
- Петруша, Е.П. Роль директоров школ в процессах информатизации системы образования. Ноябрь, 2002. Электронный ресурс. -http://www.ito.su/2002/IV/IV-0−675.html.
- Пинский, A.A. Мотыга, конвейер, компьютер // Первое сентября, 25.12.1999.
- Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос 2001.296 с.
- Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад Российской Федерации. II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», Москва, 1−5 июля 1996. Электронный ресурс. http://www.mifp.ru/pedagogika/p2all.htm.
- Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь -справочник. М.: Новая школа, 1995. — С. 21.
- Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Педагогика, 1993.- 144 с.
- Попов, Н. Паноптикум. Персонажи виртуальных баталий // РЖ, 2002. Электронный ресурс. http://labazov.livejournal.com/73 633.html.
- Поташник, М.М. Инновационные школы в России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996. — 122 с.
- Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989. — 36 с.
- Проблемы методологии постнеклассической науки / под ред. Е. А. Мамчура. М.: ИФРАН, 1992. — 199 с.
- Программа развития информационной среды общеобразовательного учреждения. Проектирование и реализация / под ред. A.JI. Семенова, Е.И. Булин-Соколовой / сост. A.A. Муранов, С. А. Трактуева. М., ЦИТУО, 2003.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. A.B. Брушлинского. М., Ин-т психологии РАН, 1997. -220 с.
- Республиканская программа «Информатизация системы образования: обоснование программы республики Беларусь» (одобрено постановлением совета министров № 129 от 29.01.1998). Электронный ресурс. -http :// www.cacedu.unibel .by/Partner/Fond/PROGESiF .htm.
- Ричмонд, У. Учителя и машины. М.: Мир, 1968. — 276 с.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М., 1994. — 116с.
- Роберт, И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования: методические рекомендации. М.: НМЦ СПО МОПО РФ, 1999. — 96 с.
- Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 2−6.
- Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. — № № 5, 6. — С. 22−29- 63−70.
- Роберт, И.В., Панюкова, C.B., Кузнецова, A.A., Кравцова, А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Дрофа, 2008.-312 с.
- Рорти, Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: НГУ, 1991.
- Российская педагогическая энциклопедия. Электронный ресурс. -http://post. index.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=9&f=57.
- Рыжаков, M.B. Ключевые компетенции в стандарте. Возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — С. 2023.
- Савченко, H.A. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем и среднем образовании. Март, 2007. Электронный ресурс. http://ido.rudn.ru/nfpk/ikt/iktl.html.
- Сайт ММЦ № 59 436 проекта ИСО. Февраль, 2007. Электронный ресурс. http://59 436.ocpi.ru/index.htm.
- Самарский, A.A. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент // Вестник АН СССР. 1979. — № 5. — С. 38−49.
- Самарский, A.A., Михайлов, А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. М: Наука, 1997. — 320 с.
- Саппэс, П. Образование и вычислительные машины: Информация / под ред. A.B. Шилейко. -М.: Мир, 1968.
- Сачков, Ю.В. Случайность формообразующая // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. -М., 1994. С. 132−133.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.
- Семенов, A.JI. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования. 2005. — № 3. — С. 248−270.
- Семенов, A.JT. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании: теория и практика. Париж: ЮНЕСКО, 2006. — 327 с.
- Семенов, В.П., Корнещук, Н.Г. Состояние информатизации образования в Челябинской области. Ноябрь, 2003. Электронный ресурс. -http://www.ito.su/2003/VII/VII-0−1747.html.
- Сенокосов, А.Н. Опыт информатизации школы // Информатика. 2002. -№ 23 (359).
- Симур Паперт и образовательные технологии в российской перспективе / под ред. А. Л. Семенова. М.: МИПКРО, 2001.- 104 с.
- Скаткин, М.Н., Логвинов, И.И., Уваров, А.Ю. О видах обобщения в обучении // Советская педагогика. 1973. — № 11. — С. 37−42.
- Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников (науч.-метод. журнал). 2004. — № 2,3. -С. 6−18- 5−15.
- Сноу, Ч.П. Две культуры: Сборник публицистических работ. М., Прогресс, 1973.
- Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Современный толковый словарь. Электронный ресурс. -http ://v ос.metromir.ru/sovrtolkslov/.
- Соколов, Б.Ф. Перспективы развития информатизации системы образования. Чебоксары. Январь, 2007. Электронный ресурс. -http://gov.cap.ru/list2/view/02SVSPEECHOY/form.asp?govid=139&link=139&p reurK&FKey=FJURLID&id=3433 2007.
- Степин, B.C. Теоретическое знание. М.: 1999. — 464 с.
- Степин, B.C., Горохов, В.Г., Розов, М. А. Философия науки и техники. -М.: Контакт-Альфа, 1995. С. 346−347.
- Стрейчи, К. Анализ систем и программирование: Информация — М., 1968.
- Стругацкий, А. Послушная стрелка часов: Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна багровых туч: Повесть- Рассказы- Статьи, интервью. М.: Текст, 1993.
- Съедин, Ю.В. Методологические аспекты информатизации профессионального образования. Март, 2007. Электронный ресурс. -http://pn.pglu.ru/index.php?module:=:subjects&func=viewpage&pageid=1635.
- Тихомиров, В.Н. В ранге национальной политики // Мир электронного обучения. 2004. — № 4. — С. 5.
- Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: ИИО РАО, 2006. — 88 с.
- Уваров, А.Ю. О перспективах внедрения ЭВМ в образование // Прогнозирование развития школы и педагогической науки. Ч. 1 / под ред. М. Н. Скаткина, Г. В. Воробьева. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1974. — С.3916.
- Уваров, А.Ю. ЭВМ на пути в школу // Информатика и образование. -1986. -№ 1.- С. 13−18.
- Уваров, А.Ю. Перестройка образования и информатизация общества // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / под ред. И.В. Бестужева-Лады. М.: Наука, 1989. — С. 76−104.
- Уваров, А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. — № 3. — С. 3−15.
- Уваров, А.Ю. Вступая в «Век информации» // Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 4−7.
- Уваров, А.Ю. (2001)а) Компьютеризация 2001 г. // Информатика. -2001.-№ 14(14).-04.08.2001.б) Интернет в школе: смена парадигмы // Информатика и образование. -2001.-№ 3.-С. 7−13.
- Уваров, А.Ю. Пространство задач информатизации школы // Информатика (приложение к газете «Первое сентября»). 2002. — № 23 (359). Электронный ресурс. — http://www.lseptember.ru.
- Уваров, А.Ю., Водопьян, Г.М. Распространение инновационных учебно-методических материалов. М.: Университетская книга, 2008. — 176 с.
- Уваров, А.Ю., Ханингтон, М. Гражданское образование в информационном обществе // Вестник УРАО. 2001. — Вып. 1(11). — С. 19−64.
- Учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО). М.: Локус-Пресс, 2008. — 64 с.
- Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст / под ред. А. Рубцова. М.: Традиция, 1997. — 288 с.
- Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. М.: Весь мир, 2003. — 232 с.
- Френе, С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990.302 с.
- Фрумин, И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах: монография. -Красноярск: РИО КрасГУ, 1999. 256 с.
- Фрумин И., Канниг М., Васильев К. Политика информатизации и новая школа в России. М.: Всемирный банк, 2003. — 208 с.
- Фуллан, М. Новое понимание реформ в образовании. М.: Просвещение, 2007.-270 с.
- Фурсенко, A.A. О состоянии и основных направлениях развития законодательства в области образования и науки // Вопросы образования. -2004.-№ 1. С. 31−47.
- ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001— 2005 годы)» (утверждена Постановлением правительства РФ от 28.08.2001) Электронный ресурс. http://www.edu.ru/index.php?pageid=142.
- Харман, Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972.486 с.
- Хлыстова, Л.Б. Управление процессом информатизации системы образования в условиях города. Ноябрь, 2003. Электронный ресурс. -http://ito.edu.ru/2003/IV/IV-0−2445 .html.
- Хомерики, О.Г., Поташник, М.М., Лоренсов, A.B. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташкина. М.: Новая школа, 1994.-62 с.
- Христочевский, С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. — № 1. — С. 12−14.
- Чернышев, С.Б. Порог истории // Иное: Хрестоматия нового российского самосознания. М.: Аргус, 1995. — С. 343−375.
- Чернышев, С.Б. Страна, не стоящая почти ничего // РЖ, 22.11.2004. Электронный ресурс. http://old.russ.ru/culture/2 004 1122cher-pr.html.
- Шварцбурд, С.И., Ковалев, М.П. Электроника помогает считать. М.: Просвещение, 1978. — 362 с.
- Ширшов, Е.В. Информационно-педагогические технологии: хронология становления и развития: учебное пособие. Архангельск: АГТУ, 2003. — 172 с.
- Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе. М.: Просвещение, 1998.
- Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований: методологический аспект // Педагогика и логика М.: Касталь, 1993. — С. 7475.
- Щенников, С.А., Чернявская, А.Г., Теслинов, А. Г. Научные проблемы информатизации профессионального образования. Электронный ресурс. -http://www.ou-link.ru/pub/2002odo4(8).htm.
- Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. Тезисы доклада. 2001. Электронный ресурс. -http ://www. educat. samara.ru/proj ectktx7.
- Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. — 128 с.
- A review of the research literature relating to ICT and attainment / by ed. M. Cox, C. Abbot. A report for DfES. Coventry, ВЕСТА, 2004. Available. -http://www.becta.org.uk/pagedocuments/research/ict attainment04.pdf.
- Adapting technology for school improvement: a global perspective / by eds. D.W. Chapman, L.O. Mahlick. Paris: UNESCO, International Institute for Educational Planning, 2004. — 305 p. Available. — http://www.unesco.org/iiep.
- Anderson, R., Ronnkvist, A. Computer presence in American schools and classrooms: TLC Report 2, 1999. Available. -http://www.crito.uci.edu/tlc/findings/computersinamericanschools/.
- Aunger, R. The electric meme: a new theory of how we think. N.Y.: Free Press, 2002.
- Barber, M. The venture of accountability: system redesign, inspection and incentives in the era of informed professionalism: The Inaugural Edwin J. Dalatter Lecture. Boston, MA: Boston University Press, 2004.
- Barnouw, E. Tube of plenty: the evolution of American television. N.Y.: Oxford University Press, 1990.
- Bell, D. The Coming postindustrial society. -N.Y: Basic Books, 1973. (Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / пер. с англ. М.: Academia, 1999).
- Bill Gates Testimony before the Committee on Science and Technology U.S., 2008. March, 12. -Washington, DC: House of Representatives, 2008.
- Blackmore, S. The meme machine. -N.Y.: Oxford University Press, 1999.
- Blagovich, R. 2006. Available., http://www.il.gov/pressreleases/ShowPressRelease.cfm?RecNum=5306&SubjectID= 17.
- Borman, G., Hewes, G., Overman, L., Brown, S. Comprehensive school reform and student achievement: a meta-analyses: Report N 59. Baltimore, MD: John Hopkins University, Center for Research on the Education of Students Placed at Risk, 2002.
- Brann, N. A Monasnic dilemma posed by the invention of printing: the context of De Laude Scriptorum Manualium by abbot Johan Thrithemius (1462−1516) // Visible Language. 1979. — Vol. 13(2). — P. 150−167.
- Brown, J. Duguid, P. The social life of information. Cambridge, MA: Harvard Business School, 2002.
- Burstin, D.J. The Discoverers. -N.Y.: Random House, 1983.
- Castells, M. The rise of the network society. N.Y.: Blackwell, 1996.
- Changing the conversation about teaching, learning, and technology: A report on 10 years of ACOT research. Cupertino, CA: Apple Computer, Inc., 1995.
- Computer lesson // OECD Observer, March, 2004. N 242. Available. -http://www.oecdobserver.org/news/fullstory.php/aid/1280/Computerlesson.html.
- Connected schools. Thought leaders: essays from innovators / ed. by M. Selinger. L.: Premium Publishing, 2004.
- Connecting Schools. Networking People. -N.Y., L.: Random House, 1998.
- Cuban, L. Teachers and machines: the classroom use of technology since 1920. -N.Y.: Teachers College Press, 1986.
- Cuban, L. Oversold and underused: computers in the classroom. Boston, MA: Harvard University Press, 2001.
- Davies A., Williams P. Accountability: issues, possibilities, and guiding questions for district wide assessment of student learning // Phi Delta KAPPAN. -1997. Vol. 79. — N 1. — P. 76−79.
- Dawkins, R. The selfish gene. N.Y.: Oxford University Press, 1976.
- Dwyer, D., Ringstaff, C., Sandholz, J. The evolution of teachers' instructional beliefs and practices in high access technology classrooms: Paper presented at the Annual Meeting AERA. — Boston, MA. 1990.
- Education Network Australia. Learning in an Online World: School education action plan for the information economy. March 18, 2002. Available. -http://www.edna.edu.au/.
- Education, training and research in the information society: A national strategy for 2000−2004. Helsinki: Ministry of Education, 2002.
- E-learning Nordic 2006: Impact of ICT on education. Copenhagen: Ramboll Management, 2007.
- Eisenstein, E. The printing press as an agent of change: communications and cultural transformations in early modern Europe. N.Y.: Cambridge University Press, 1979.
- European Commission. Teaching and learning: towards the learning society. -Brussels: European Union, 1995.
- European Commission. Basic indicators on the incorporation of ICT into European educational systems. Brussels: European Commission, 2001.
- Fadel, C., Lemke, C. Technology in school: what research says?: Technology in schools report. Richmond, N.Y.: Cisco Systems Inc. & Metiri Group, 2006.
- Fillon, F. France’s vision of the school of the future // Connected schools. Thought leaders: essays from innovators / by ed. M. Selinger. L.: Premium Publishing, 2004. — P. 116−121.
- Fixsen, D.L., Naoom, S.F. et al. Implementation research: a synthesis of the literature. Tampa, Fl.: University of South Florida, 2005.
- Florman, S. Blaming technology: the irrational search for scapegoats. N.Y., St. Martin’s, 1984.
- Fuchs, S. Beyond agency // Sociological Theory. 2001. — Vol. 19. — N 1. — P. 24−40.
- Fullan, M. The meaning of educational change. N.Y.: Teacher College Press, 1982.
- Goldberg, A., Russell, M., Cook, A. The effect of computers on student writing: a meta-analysis of studies from 1992 to 2002 // The Journal of Technology, Learning and Assessment. 2003. Vol. 2. N 1. P. 1−22.
- Goldman, A. Social routes to belief and knowledge // The Monist. 2001. Vol. 84. N3. P. 346−367.
- Gulek, J.C., Demirtas, H. Learning with technology: the impact of laptop use on student achievement // Journal of Technology, Learning, and Assessment. 2005. Vol. 3. N 2. P. 1 -39. Available. — http://www.jtla.org.
- Handy, C. Education for a new world. 2001. Available. -http://www.nec.ac.uk/info/news-item?newsitemid=l 437.
- Hargreaves, D.H. Schools and the future: the key role of innovation: Innovating schools. Ch. 3. Paris: OECD, 1999.
- Heinich, R. Technology and management of instruction. Washington, DC: Association for educational communication and technology, 1981.
- Heylighen, P. Complexity and information overload in society: why increasing efficiency leads to decreasing control: Draft paper, April 12, 2002. Available. -http: www.//pespmcl.vub.ac.be/Papers/Info-Overload.pdf.
- Horvath, A. Putting an end to computer-lab thinking // Connected schools. Thought leaders: essays from innovators / ed. by M. Selinger. L.: Premium Publishing, 2004. P. 130−134.
- How people learn: brain, mind, experience, and school. Washington, DC: National Academy Press, 1999.
- Jahoda, G. The ghosts in the meme machine // History of the Human Sciences. -2002.-Vol. 15,-N2.-P. 55−68.
- Jannings, H. Pandemonium: the coming of the machine as seen by contemporary observers. -N.Y.: Free Press, 1985.
- Kerr, S.T. Why we all wont it to work: towards a culturally based model for technology and educational change // British Journal of Educational Technology. -2005. Vol. 36. — N 6. — P. 1005−3016.
- Machlup, F. The production and distribution of knowledge in United States. -Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.
- McLuhan, M., Fiore, Q. The medium is the massage. -N.Y.: Bantam, 1967.
- McLuhan, M., Lapham, L.H. Understanding media: the extensions of man. -Cambridge, MA: MIT Press, 1994.
- Meyrowitz, J. No sense of place: the impact of electronic media on social behavior. N.Y., Oxford University Press, 1985.
- Miliband, D. Education and ICT: the potential for personalization // Connected schools. Thought leaders: essays from innovators / by ed. M. Selinger. L.: Premium Publishing, 2004. — P. 106−115.
- Monke, L. The Human Touch // Education Next. 2004. — Vol. 4. N 4. P. 1014. Available. — http://www.hoover.org/publications/ednext/3 259 156.html.
- Moore, O., Anderson, A. Some principles for the design of clarifying educational environment // Handbook of socialization theory and research / by ed. D. Goslin. Chicago, 111.: Rand Macnally & Co., 1969. P. 571−614.
- Mueller, J. Authentic assessment toolbox. 2006. Available. http: www.//jonathan.mueller.faculty.noctrl.edu/toolbox/.
- Naisbit, J. Megatrends. N. Y: Warent Books, 1982.
- Noble, D.D. Cockpit cognition.: education, the military, and cognitive engineering // AI &Society. 1989. — Vol. 3. — N 4. — 271−296.
- Noble, D.F. Digital diploma mills: the automation of higher education. N.Y.: Monthly Review Press, 2001.
- O’Dwyer, L., Russell, M., Bebell, D., Tucker-Seeley, K. Examining the relationship between home and school computer use and students' English/language arts test scores // The Journal of Technology, Learning and Assessment. 2005. -Vol. 3. N. 3. P. 1−46.
- O’Dwyer, L., Russell, M., Bebell, D., Tucker-Seeley, K. Examining the relationship between students' mathematics test scores and computer use at home and at school // The Journal of Technology, Learning and Assessment. 2008. — Vol. 6. N. 5. P. 1−46.
- Oberg, L. Tehnology for knowlege’s sake: Connected schools. Thought leaders: essays from innovators / by ed. M. Selinger. L.: Premium Publishing, 2004. -P. 122−129.
- OECD. Classifying educational programmes: manual for ISCED-97 implementation in OECD countries. Paris: OECD, 1999.
- OECD. Learning to bridge the digital divide. Paris: OECD, 2000.
- OECD. What schools for the future? Paris: OECD, 2001.
- OECD. Learning to change: ICT in schools. Paris: OECD, 2001.
- OECD. Networks of innovation: towards new models for managing schools and systems. Paris: OECD, 2003.
- One Laptop per Child (OLPC). 2007. Available. http://www.web.media.mit.edu/~starsu/Activities/33A7B026−9103−458F-BADE-44045E81 617 °F.html.
- One-to-one Institute. Michigan 2005−2006 Evaluation Report. 2006. Available. -http://www.one-to-oneinstitute.org/Research.aspx?menu=3.
- Pagels, H. The Dreams of reason: The computer and the rise of sciences of complexes. -N.Y.: Simon & Schuster, 1988.
- Papert, S. Mindstorms: children, computers, and powerful ideas. N.Y.: Basic Books, 1980.
- Pedagogy and ICT use in schools around the world: Findings from the IEA SITES 2006 Study / by eds. N. Law, W.J. Pelgrum, T. Plomp. Hong Kong: CERC-Springer, 2008.
- Portfolio assessment. 2006. Available. http://www.pgcps.org/~elc/portfolio.html.
- President’s Committee of Advisors on Science and Technology: Report to the president on the use of technology to strengthen K-12 education in the United States. Washington, DC: Author, 1997.
- Putnam, R. Bowling alone: the collapse and revival of American community. -N.Y: Simon & Schuster, 2000.
- Results that matter: 21st century skills and high school reform. 2006. Available. http://www.21stcenturyskills.org/images/stories/otherdocs/AssessmentLandscape.pdf
- Rogers, E. Diffusion of innovations. N. Y: Simon & Schuster, 2003.
- Russell, M., Abrams, L. Instructional uses of computers for writing: The effect of state testing programs: Teachers College Record: the voice of scholarship in education. 2004. Available. http://www.tcrecord.org/Content.asp?ContentId=l 1575.
- Russo, A. School-based coaching: Harvard Education Letter Research Online. July/August, 2004. Available. http://www.edletter.org/past/issues/2004-j a/coaching, shtml.
- Segal, H. Technological utopianism in American culture. Chicago, 111.: University of Chicago Press, 1985.
- Shepherd, J. Why the digital era? // Social and economic transformation in the digital era / by eds. G. Doukidis, N. Mylonopoulos, N. Pouloudi. Hershey, PA: Idea Group, 2004.-P. 1−18.
- Schon, D. Beyond the stable state. Public and private learning in a changing society. Harmondsworth: Penguin, 1973. — 236 p.
- Singapore Ministry of Education. Masterplan for IT in education. March, 2006. Available. http://www.moe.gov.sg/edumall/mpite/index.html.
- Singapore Ministry of Education. Masterplan II for IT in education. March, 2006. Available., -http://www.moe.gov.sg/edumall/mp2/mp2.htm.
- Solomon, G. TV is «easy» and print is «tough»: the differential investment of menial effort in learning as a function of perceptions and attributions // Journal of Educational Psychology. 1984. — Vol. 76. — P. 647−658.
- Spring, J.H. Images of American life: a history of ideological management in schools, movies, radio, and television. Albany, N.Y.: SUNY Press, 1992.
- Suppes, P., Morningstar, M. Computer-assisted instruction at Stanford, 19 661 968: data, models, and evaluation of the arithmetic programs. N.Y.: Academic Press, 1972.
- Technology, innovation and educational change: a global perspective / by ed. R.B. Kozma. Eugene, OR: ISTE, 2003.
- The definition of educational technology. Washington, DC: Association for Educational Communication and Technology, 1977.
- The ideology of images in educational media: hidden curriculums in the classroom / by eds. E. Ellsworth, M.H. Whatley. N.Y.: Teachers College Press, 1990.
- The information economy. Washington, DC: US Department of Commerce, 1977.
- Toffler, A. The third wave. N.Y.: Harper & Row, 1978.
- UNESCO. Building the capacities of curriculum specialists for educational reform: Final report of the regional seminar held in Vientiane, Lao PDR on 9−13 September 2002. Bangkok: UNESCO Bangkok, 2002.
- Vedin, B.-A. The long now of information. Via Teldok Report 40, 2000. Available. http://www.teldok.org/pdf/via40.pdf.
- Warschauer, M. Information literacy in the laptop classroom // Teachers College Record. 2007. — Vol. 109(11). — P. 2511−2540.
- Wineburg S. T.S. Eliot, collaboration, and the quandaries of assessment in a rapidly changing world // Phi Delta KAPPAN. 1997. — Vol. 79. — N 1. — P. 59−65.
- Winner, L. Do artifacts have politics? // The whale and reactor: a search for limits in an age of high technology. Ch. 2. Chicago, 111.: University of Chicago Press, 1986.
- World Bank Latin America and the Caribbean: Education and technology at the crossroads. Washington, DC. 1998. Available. -http://www.pitt.edu/~jeregall/pdf/lac.pdf/
- Zhao, Y., Conway, P. What’s in, what’s out: an analysis of state technology plans // Teachers College Record, 2001. Available. -http://www.tcrecord.org/Content.asp?ContentID=10 717.
- Zuboff, S. In the age of smart machine. -N.Y.: Basic Books, 1988.