Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этническая принадлежность является одним из средств приспособления, лучшей ориентации и достижения определенных социальных целей в сложном полиэтничном мире. Принадлежность к этнической группе — это также способ выделиться, обратить на себя внимание, через этничность повысить свою ценность. В настоящее время это очень важный момент для многих культур мира, так как отличительность начинает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и методология социально-философского анализа конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе
    • 1. 1. Межэтнические конфликты в условиях конфессиональной неоднородности на Северном Кавказе
    • 1. 2. Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов Северного Кавказа в геополитическом контексте
    • 1. 3. Методология исследования конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе
  • Глава 2. Специфика конфессиональных факторов в межэтнических конфликтах в Северо-Кавказском регионе
    • 2. 1. Тенденции динамики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе
    • 2. 2. Индикативные характеристики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе
    • 2. 3. Стабилизирующая роль конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе

Конфессиональные факторы межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конфессиональное пространство Северо-Кавказского региона современной России чрезвычайно насыщено, многообразно и разнородно. Этот факт может нравиться или не нравиться, вызывать интерес или раздражение, рассматриваться как закономерный результат исторического развития российского общества или как проявление чьей-то злой воли или неосмотрительности, но от него никуда не уйти: конфессиональное пространство Северного Кавказа, структура вероисповедного состава населения сегодня именно таковы, каковы они есть.

Геополитические процессы развиваются весьма противоречиво. Углубляется экономическая дифференциация стран, предпринимаются попытки выборочного сокращения роли национальных государств. Попытки формирования однополярного мира, навязывания одной идеологии, представлений о мире выливаются в вооруженные конфликты, порождают такое явление, как терроризм. В то же время формируются новые экономические и социокультурные центры, конкурирующие с возникшим после распада биполярной системы временным единым центром силы.

Новое общество — информационное общество. В эпоху глобальной информатизации уже нельзя жить замкнутым «мирком», даже если этот «мирок» размером с империю. Все, что делается в мире, в том числе в религиозной сфере, получает отражение и в нашей стране. Все, что происходит в России, немедленно становится известным в мире и получает свой резонанс. Пространство России стало таким же прозрачным для распространения религиозной информации любого конфессионального содержания как извне, так и внутри страны. И люди стали другими — и по уровню образования, и по уровню квалификации, и по мобильности, и, главное, по уже усвоенному, хотя и далеко не полностью, демократическому опыту. Даже обратившись к религии в последние годы, показывая при социологических опросах высокий уровень доверия к церкви как общественному институту, люди могут проявлять критическое или, по крайней мере, скептическое отношение ко многим ее действиям и инициативам.

Однако складывается впечатление, что ни Русская Православная Церковь, ни другие конфессии в нашей стране, в первую очередь традиционные находятся вне понимания того, что и мир, и Россия, и сами россияне изменились. В том массовом обращении россиян к религии, пик которого пришелся на 1992;1994 гг., заслуги самой Церкви, собственно говоря, очень мало. Это не она своей проповедью и миссионерской деятельностью привела массы людей в храмы, а они сами пришли в поисках новой идентичности и новой системы мировоззрения и ценностей взамен утраченных — социалистических.

Главная причина сравнительно большего конфессионального успеха в исламских регионах России в том, что на их территории призывают к вере растерявшихся после крушения привычной системы ценностей людей, тем самым укрепляя религиозное самоопределение. Поэтому следует признать реальность и закономерность именно такого современного состояния конфессионального пространства в СевероКавказском регионе. Его разнородность и насыщенность в переплетении с многообразием этнического состава населения составляет культурное богатство Северного Кавказа, но при этом всегда таит в себе возможность возникновения и обострения как противоречий, так и конфликтов на национальной и религиозной почве.

Перед населением региона стоит непростая и ответственная задача консолидации как одного из важнейших условий выхода из кризиса, обеспечения национальной безопасности и поступательного движения вперед. Предпосылкой ее достижения в многонациональном и многоконфессиональном обществе является воспитание, утверждение, даже заботливое культивирование в массовом сознании национальной и религиозной терпимости, установок толерантного сознания и поведения. У нас нет иного выбора, нет иного пути достижения мира и согласия в обществе, раздираемом сейчас национальными и религиозными противоречиями.

Эффективным средством в достижении мира и согласия в многоконфессиональном обществе является диалог. Речь в данном случае идет не о доктринальном диалоге и не о том, что кто-то должен поступиться своими догматами и канонами, а о поиске общих интересов и ценностей, способных объединить усилия всей общественности и религиозных конфессий на благо всего общества, Северного Кавказа, об умении слушать и понимать друг друга, даже исповедуя разные религии. Вышеназванные проблемы, рассмотренные в ракурсе социально-философского анализа, и определяют актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных направлений современной социологии, политологии, религиоведения, социальной философии, правоведения, социальной психологии. В различных научных направлениях имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по изучению различных аспектов религиозной сферы жизни общества, социальных функций религии, религиозной ситуации.

Что касается социально-философского осмысления проблемы «конфессии», то эта тема нашла широкое отражение в работах таких философов, как О. фон Больнов, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Гуссерль и А.

Щютц. Этими учеными был внесен огромный вклад в смыслополагание понятия «конфессии» и понимание его как конкретной социальной действительности, ценностно-определенной по отношению к социальному субъекту.

Проблемы взаимоотношений государства, общества и религии, осмысление социальных функций религии нашли отражение в трудах социологов М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Р. Мертона, П. А. Сорокина.

Роль религии в современном мире, проблемы динамики религиозной ситуации исследовались Р. Беллом, Г. Зиммелем, Дж.М. о.

Иингером, Т. Парсонсом.

Большое внимание проблемам изучения религиозных конфликтов, их содержания и структуры уделено в работах зарубежных исследователей Дж. Вильсона, Ч. Глока, У. Джеймса, А. Нудельмана, Г. Оллпорта, Р. Старка. В их трудах нашли отражение вопросы типологизации религиозности, осмысление структуры религиозных конфликтов, их динамики.

В отечественной социально-философской литературе сложилась традиция рассмотрения религии как социального явления, что является необходимой методологической предпосылкой для изучения конфессионального фактора. В работах JI.A. Андреева, В. И. Веремчука, В. И. Гараджи, B.C. Глаголева, Т. А. Кудриной, JI.H. Митрохина, М. П. Мчедлова, JI.A. Нуруллаева, А. Д. Сухова, Н. А. Трофимчука, Д. М. Угриновича, И. Н. Яблокова всесторонне рассмотрены взаимосвязь религии и общества, религии и культуры, специфика религиозного сознания. Их труды стали теоретической основой для исследования религиозной ситуации в России.

Осмыслению современных государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в Российской Федераций, которые диссертант рассматривает в качестве важных составляющих конфликтных ситуаций, посвящены работы JI.A. Баширова, О. Ю. Васильевой, А. В. Залужного, Ю. П. Зуева, С. И. Иваненко, И. Я. Кантерова, В. В. Кравчук, Г. П. Лупарева, М. И. Одинцова, А. Е. Себенцова, О. Н. Федяевой, М. О. Шахова и др.

Проблемам конфессиональных факторов на региональном уровне посвящены работы Г. А. Выдриной, Г. Г. Гудим-Левковича, Ю. В. Попкова, Е. А. Тюгашева, И. В. Симонова, О. М. Хомушки, Г. С. Широкаловой, Н. Г. Ярыгина, Ю. Ю. Синелиной и др.

Религиозные организации, межконфессиональные отношения, истоки и тенденции развития конфессиональных конфликтов в современной России стали предметом изучения таких исследователей, как Н. Д. Барабанова, О. Ю. Редькиной, О. И. Сгибневой, Н. Н. Станкова, И. О. Тюменцева.

Религиозный фактор в процессе этнических конфликтов нашел отражение в работах Л. М. Дробижевой, З. В. Сикевича, В. А. Тишкова, А. Ямскова.

Имеются отдельные работы таких авторов, как В. А. Авксентьев, И. О. Бабкин, А. Ю. Хоц, В. В. Шнюков, посвященные конфессиональной стороне этнических конфликтов, но в целом по Северному Кавказу тема практически не разработана.

Подводя итог обзору научной литературы, отметим, что при наличии определенного теоретического материала по теме исследования с разной степенью полноты изучены отдельные стороны проблемы, тогда как в целом социально-философский анализ конфессиональных факторов в этнических конфликтах Северного Кавказа пока не осуществлялся. Настоящая диссертация призвана в определенной степени восполнить этот пробел.

Цель диссертационного исследования состоит в определении роли конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в СевероКавказском регионе на основании принципов социально-философского анализа. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть межэтнические конфликты в условиях конфессиональной неоднородности в Северо-Кавказском регионе;

— проанализировать конфессиональные факторы в межэтнических конфликтах Северо-Кавказского региона, в геополитическом контексте;

— определить методологию исследования конфессиональных факторов межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе;

— отрефлексировать тенденции динамики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов Северного Кавказа России;

— выявить индикативные характеристики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на территории Северо-Кавказского региона;

— обосновать стабилизирующую роль конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе.

Объектом исследования являются межэтнические конфликты в Северо-Кавказском регионе.

Предмет исследования — динамическая, индикативная и стабилизирующая роль конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе.

Методологические и теоретические основы исследования. В качестве методологических и теоретических основ исследования были использованы достижения ученых, разрабатывавших проблемы вероисповедной политики, исследовавших конфессиональные факторы, уровень и степень религиозности населения в этнических конфликтах (В.А. Авксентьев, Г. С. Денисова, И. П. Добаев, А. В. Лубский, М. П. Мчедлов, В. А. Тишков, В. В. Черноус и др.).

Теоретической и методологической базой данной работы послужили принципы историзма и системности. В диссертации использовались методы, выработанные и применяемые социальной философией: конкретно-исторический подход, диалектический метод, а также системный анализ, синтез, сравнительный анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— в результате анализа межэтнических конфликтов в условиях конфессиональной неоднородности Северного Кавказа обосновано, что конфликтный потенциал конфессионального разнообразия этого региона России возрастает с появлением экстремистских религиозных течений и соответствующих фобий у представителей других конфессий;

— проанализированы конфессиональные факторы межэтнических конфликтов на Северном Кавказе в геополитическом контексте и установлено влияние глобализации и регионализации, модернизирующих поликонфессиональное пространство региона;

— определена неоклассическая методология социально-философского исследования, основанная на переходе от анализа конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе России к их синтезу с учетом того, что эти факторы находятся в многомерной взаимозависимости;

— установлено, что основной тенденцией динамики конфессиональных факторов межэтнических конфликтов Северного Кавказа является возрастающая степень веротерпимости при относительно низких показателях каких-либо притеснений в вероисповедании населения;

— обосновано, что религиозный фактор превращается в один из важнейших инструментов этнополитической и любой иной политической мобилизации в зоне каждого межэтнического конфликта на Северном Кавказе, что дает возможность говорить об индикативных характеристиках конфессиональных факторов;

— определена стабилизирующая роль конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе, основанная на мирном сосуществовании разных конфессий, на поиске диалога между их носителями.

Положения, выносимые на защиту:

1. На развитие межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе определенное влияние оказывают конфессиональные факторы. Это напрямую связано с потребностями этнических групп в самоидентификации. И хотя данный фактор не достиг еще особой остроты, но потенциально при дальнейшем ухудшении общей ситуации в регионе именно в этом векторе конфликтной напряженности можно ожидать деструктивные последствия. Обеспокоенность исследователей этих явлений подтверждается общим ростом религиозности населения, непропорциональным изменением численности представителей отдельных конфессий, общим изменением вектора мировой религиозной активности, прежде всего исламской. Появление на территории региона экстремистских течений «северокавказского ваххабизма» способствует формированию у населения районов, в которых преобладают русские, исламофобии.

2. При рассмотрении геополитических аспектов, влияющих на межэтнические конфликты в Северо-Кавказском регионе, выявлено, что основное свойство глобализации заключается в том, что она проявляется во всех сферах человеческой жизни и непосредственно влияет на религиозный фактор. Человек, регион, общество — вот базовое трехмерное пространство в глобализирующемся мире. Особенность современной ситуации российского социума заключается в асимметричности, контрастности качеств его социокультурного пространства. В сложившейся сегодня обстановке уместнее говорить именно о процессе модернизации как о новом витке религиозности. Но в условиях одновременно протекающих в современном обществе. процессов глобализации — регионализации — у человечества нет иного выбора, кроме как преодоления различных религиозных конфликтов и противоречий с целью объединения и развития диалога.

3. Наиболее эффективный подход в исследовании конфессиональных факторов межэтнических конфликтов на Северном Кавказе предполагает использование методологии ситуационно-факторного анализа, который позволяет выделить основные факторы, направляющие развитие тех или иных процессов в регионе, и рассматривать глобализацию как процесс формирования новой конфигурации «мироцелостности» в результате взаимодействия локальных цивилизаций. Рейтинговая оценка факторов процессуального развития помогает достаточно корректно выявить «точки конфликтогенности» и стать основой методологического конструкта исследования конфессиональных факторов в межэтнических конфликтах.

4. Применительно к Северо-Кавказскому региону можно сказать, что здесь за несколько столетий теснейшего этнического соседства сформировалась специфическая среда взаимодействия различных этносов и конфессий, отличающихся отсутствием ярко выраженных, агрессивно-враждебных элементов. Оставаясь в рамках своей этноконфессиональной принадлежности, население региона находит общие точки соприкосновения в материальной и социальной областях, включаясь в единую социокультурную систему без ощутимого напряжения или неприятия. Тем не менее религия на сегодняшний день не может стать основой сплочения общества, многочисленных этносов на Северном Кавказе.

5. Многочисленные этнополитические и этнотерриториальные конфликты на территории Южного федерального округа продемонстрировали, что религиозный фактор способен значительно затруднить их урегулирование и содействует превращению их в конфликты ценностей, разрешение которых практически невозможно, так как они способствуют актуализации конфессиональной идентичности населения в зоне конфликта и возникновению социальной напряженности в религиозной сфере. Вопрос об идентификации себя как верующего или неверующего в последние годы стал для значительной части граждан затруднительным.

6. В условиях открытых вооруженных конфликтов миротворческий потенциал религии ограничен. Он не способен быть основной формой миротворческих усилий. Но религиозный фактор не должен игнорироваться при формировании государственной политики в регионе. Важно поддержание систематического диалога между представителями ведущих конфессий — исламом и православием. В этом и заключается роль конфессиональных факторов при урегулировании этнических конфликтов на территории Северо-Кавказского региона.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения религиозной ситуации, деятельности религиозных организаций, государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Теоретические и эмпирические данные, представленные в диссертации, могут использоваться при выработке религиозной политики в Северо-Кавказском регионе, совершенствовании работы по урегулированию этнических конфликтов. Полученные результаты исследования могут служить основой для разработки учебных курсов и программ по социальной философии, религиоведению, конфликтологии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России, региональных научных конференциях по проблемам этноконфессиональных отношений в Северо.

Кавказском регионе. Автор был участником ряда аспирантских семинаров, результаты его докладов отражены в научных публикациях, в частности, в одном научном издании, а также в 5 статьях и тезисах общим объемом 3,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Мир и согласие в многонациональном и поликультурном обществе Северного Кавказа могут быть достигнуты и сохранены не с помощью силы и оружия, а путем налаживания взаимоотношений между людьми на основе этнических, нравственных, религиозных и других норм. Перед лицом все новых угроз необходимо, искать новые стратегии в социализации человека и воспитании его в духе толерантности, уважения к достижениям различных культур. Сегодня на первый план выдвигается потребность развития культуры толерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.

Этническая принадлежность является одним из средств приспособления, лучшей ориентации и достижения определенных социальных целей в сложном полиэтничном мире. Принадлежность к этнической группе — это также способ выделиться, обратить на себя внимание, через этничность повысить свою ценность. В настоящее время это очень важный момент для многих культур мира, так как отличительность начинает занимать достаточно высокое место в иерархии современных жизненных ценностей. Как своего рода компромисс между испытываемой многими в условиях кризиса социальной ненадежностью и острой потребностью в защищенности этническая идентичность становится для многих универсальной формулой ответа на вопрос о смысле существования и социального действия. Ибо идентичность является одним из важнейших механизмов личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования системы личностных смыслов. Этническая идентичность выступает мощным фактором формирования этнических групп и их социальных связей.

Особое значение развитие принципов этноконфессиональной толерантности приобретает в условиях полиэтнического, поликультурного и поликонфессионального Северо-Кавказского региона, на территории которого проживают представители более ста народностей, исповедующих ислам, христианство, буддизм, иудаизм. Эти религии помогли сохранить национальные культуры и национальное самосознание народов Северного Кавказа на протяжении многих веков своего функционирования в регионе. Многие исследователи сходятся во мнении, что Северо-Кавказский регион исторически является ярким примером межэтнического и межнационального согласия, мира и веротерпимости. Тысячелетний опыт мирного проживания народов, сохраняющих свои культурные особенности, религии, обычаи, образцы толерантного поведения нуждаются в углубленном изучении и осмыслении.

Большинство культур Северного Кавказа относятся к типу трудно модернизируемых, их характеризует стремление к сохранению привычного жизненного уклада. Этносоциологические исследования всегда фиксировали высокую значимость традиционного компонента для самосознания народов региона. Общепринятыми критериями традиционализма являются: устойчивость традиционных социальных институтов, сила связи с прошлым, сопротивление переменам.

Активное возрождение на Северном Кавказе традиционных социальных институтов свидетельствует о тяготении северокавказских культур к прошлому. Связь с ним активно осуществляется посредством религии, которую можно назвать способом воскрешения коллективной памяти.

Для Северо-Кавказского региона, где сравнительно на небольшой территории проживают представители многих национальностей и конфессий, это вполне закономерно. Разрушение политических, хозяйственных, социальных, идеологических основ прежнего единства вынуждало многих людей искать новые опоры жизнедеятельности, устойчивые связи и отношения, опираясь на которые можно было бы обеспечить себе выживание или надежду на благополучие в новых условиях. Последними из таких основ всегда были кровнородственные, национальные и религиозные связи.

Неслучайно в последнее время в южнороссийском обществе вырос престиж религии и религиозных организаций. Религия стала оказывать существенное влияние на духовную культуру и общественное сознание дагестанцев. Исламские, христианские, буддистские и иудейские духовно-нравственные системы ценностей активно воздействуют на формирование мировоззрения верующих, особенно молодого поколения. Соблюдение религиозных традиций некоторая часть молодых людей рассматривает как неотъемлемую часть своей этнической и национальной идентичности. Правда, многими отмечается, что сдвиг массового сознания в сторону религиозности происходит не столько в теологическом плане, столько в «атрибутивном». Влияя на многие стороны жизни общества, возрождение ислама не дает заметного улучшения в нравственной, духовной жизни республики. Возрождение религии в регионе имеет двойственный характер. Наряду с несомненными положительными моментами возникли проблемы, связанные с радикализацией ислама, использованием исламского фактора в политических целях, дестабилизирующей деятельностью религиозно-политических экстремистов, привлечением к этой деятельности молодежи, религиозным фанатизмом и т. д.

Народы Северного Кавказа никогда не были приверженцами религиозного фанатизма. И сегодня, учитывая рост религиозности населения, нужно активнее использовать имеющийся потенциал религиозных объединений для расширения миротворческой практики, расширять, в том числе, межконфессиональные связи для укрепления религиозной терпимости, согласия и мира.

Изменения в общественном развитии привели к тому, что толерантность стала политической необходимостью и, следовательно, должна быть закреплена законодательно, и стать культурной нормой. В условиях многонационального региона, огромное значение имеет воспитание культуры этноконфессиональной толерантности. Такое воспитание предполагает уважение к чужой культуре, языку, обычаям и религии, отказ от ограничения рамками своей национальности, узкого круга национальных интересов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Некоторые аспекты этноконфессиональных отношений в России. URL: www. c-society.ru/wind.php?ID=308 602&soch=l
  2. А.В., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира / Под ред. В. А. Шаповалова. Ставрополь, 1998.
  3. А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.
  4. В.А. Проблемы теории и моделирования этнических конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18.
  5. В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.
  6. В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. № 12.
  7. В.А., Шаповалов В. А. Современная этнополитическая конфликтология: от простоты к сложности // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. Воронеж, 2001.
  8. Ю.А. Социальный порядок в России (Институциональный и нормативно-правовой аспекты). Ростов на/Д, 2000.
  9. П.Агафонова М. Ю. Роль насилия в социальном познании: социокультурный и социально-политический аспекты. Ростов на/Д, 2001.
  10. В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997.
  11. JI.A. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке // Общественные науки и современность. 2003. № 1.
  12. А. А., Крикунов В. П., Невская В. П. Северокавказская цивилизация: проблемы типологии // Актуальные проблемы историографии и методологии истории. Ставрополь, 1997.
  13. Антропология насилия / Отв. ред. В. В. Бочаров, В. А. Тишков. СПб., 2001.
  14. С.А. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать легальную правовую нишу // Итоги. 1999. 19 января.
  15. Ю.В., Дробижева JI.M. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987.
  16. М.А., Савельев В. Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ростов на/Д- Пятигорск, 2000.
  17. А. А. Общественный договор и гражданское общество // Мир России. 2005. № 3.
  18. А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Новосибирск, 1997. Т. 1.
  19. И.А. Миростроительство в контексте культуры мира // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологияразрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. М.- Ставрополь, 2002.
  20. Э.Я. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М., 1973. .
  21. А. Адыгская цивилизация: Автореф. дис.. канд. ист. наук. Нальчик, 1998.
  22. С.П. Воображаемые сообщества как социологический феномен. М., 2001.
  23. М.Ю. К понятию этнополитического конфликта // Южнороссийское обозрение. Вып. 6. Ксенофобия на юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления. Ростов на/Д, 2002.
  24. B.C. Новейшие тенденции этнических миграций на Ставрополье и проблемы региональной политики // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Сборник научных статей. М.- Ставрополь, 2002.
  25. Берсанова 3. Система ценностей современных чеченцев (по материалам опросов) // Чечня и Россия. Общества и государства. М., 1999.
  26. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. Л., 1994.
  27. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер и судьбы страны. Л., 1992.
  28. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  29. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
  30. Т.Ю., Дмитриев С. А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. М., 1986.
  31. А.П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность о общественно-политический смысл //
  32. Социологические исследования. 2000. № 9.
  33. П.Дж. Смерть Запада. М., 2003.
  34. А. Д. Славяно-нахские лексические параллели. Грозный, 1994.
  35. А.А. Развитие политического процесса и проблемы южнороссийской конфликтологии // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.18: Этническая и региональная конфликтология. М.- Ставрополь, 2002.
  36. М. Избранные произведения. М., 1990.
  37. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.
  38. М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение // Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985.
  39. Э. Кавказ: Кровавые предвестники «священной войны» («Die Presse», Австрия). URL: http://www.inosmi.ru/ translation/216 842.html
  40. А.А. Диверсификация образа жизни. Способы и стили жизни в постсоветском социальном пространстве // Мир России. 2002. № 1.
  41. А.А. Образ жизни // Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. М., 2003.
  42. А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М., 1997.
  43. К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001.
  44. Р. Ислам против терроризма // Терроризм и религия. М., 2005. С. 75−108.
  45. Дж. Чеченский кризис: Истоки, итоги, перспективы: Политический аспект. М., 1999.
  46. ГараджаВ.И. Социология религии. М., 1996.
  47. М.Р. Палеокавказская этническая общность и проблема происхождения народов Дагестана. Махачкала, 1994.
  48. JI.A. Фролова Ю. С. Этноконфессиональные особенности Южно-Российского региона // Социологические исследования. 2007. № 2.
  49. Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь. 1992. № 1.
  50. Ч. Социология религии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.
  51. А.В., Красова Е. Ю. Политико-психологические контроверзы этнических конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18- Этническая и региональная конфликтология. М.- Ставрополь, 2002.
  52. Государственные институты и духовные лидеры должны объединить свои усилия в противодействии деструктивным силам. URL: www.ufo.gov.ru/news/1548.html
  53. М.Н. Идентификация идентичностей. Этносоциологические очерки. М., 2003.
  54. Г. С. Русское население Северного Кавказа: динамика статусных позиций и социальное самочувствие // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.18: Этническая и региональная конфликтология. М.- Ставрополь, 2002.
  55. А.В. Конфликтность миграции: проблемы взаимоотношений мигрантов и резидентов // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Сборник научных статей. М.- Ставрополь, 2002.
  56. И. П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе / Отв.ред. В. В. Черноус. Ростов н/Д., 2001.
  57. Д.В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция северной Евразии. // Полис. 1995. № 3.
  58. JI.M. Федеративные и межнациональные отношения в Российской Федерации // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. М.- Ставрополь, 2002.
  59. JI.М. Этнические конфликты // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис. 2000. № 2.
  60. А.Г. Кавказский узел // Современные проблемы геополитики Кавказа / Отв. редактор В. В. Черноус. Ростов н/Д., 2001.
  61. С.Н. Этнические трансформации на Северном Кавказе на рубеже XX XXI вв. Ростов н/Д., 2005.
  62. С.С., Зонн И. С., Ушков A.M. Геополитика Каспийского региона. М., 2003.
  63. Ю.Г. Региональные конфликты: понятие и специфика Северного Кавказа // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Сборник научных статей. М.- Ставрополь, 2002.'
  64. А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
  65. А.Г. Социология конфликта. М., 1996.
  66. В.Г., Бутов В. И. Южная Россия и ее регионы. М.- Ростов н/Д, 2006.
  67. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.
  68. Ислам и народная культура / Отв. ред. В. Н. Басилов, Б. Р. Логашова. М., 1998.
  69. Дж. М. Социология религии как наука: функциональный подход // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
  70. Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственные интересы России. Ростов н/Д, 1999.
  71. А. В. Маруховская О.А. Полипарадигмальный подход к изучению этнополитических конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. М.- Ставрополь, 2002.
  72. П.Л. Религия и грозящая катастрофа. СПб., 1994.
  73. Ю.Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М., 1995.
  74. Г. А. Введение в кавказское языкознание. М., 1986.
  75. А.В. Социально-исторические аспекты процесса глобализации // Материалы II Всероссийского социологического конгресса. 2003.
  76. Ю.М. Место исламской цивилизации в этноконфессиональной структуре Северной Евразии России // Общественные науки и современность. 1996. № 2.
  77. В.И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография. 1983. № 2.
  78. В.Н., Лубский А. В. В поле зрения ростовских ученых -этнополитические процессы на Юге России // Политология в российских регионах. 1991−2001: Сборник материалов. М., 2001.
  79. А.Г., Сидоренко С. Я. Мифы этнорелигиозного традиционализма на Северном Кавказе в контексте геополитических реалий // Политическая мифология и историческая наука на Северном Кавказе / Отв. ред. В. В. Черноус. Ростов н/Д., 2004.
  80. Н.В. Влияние религиозного мировоззрения на процесс самоидентификации // Философия ценностей: религия, право, мораль: Материалы IV Международной научной конференции. Курган, 2008.
  81. В.А. Местные сообщества и территории // Муниципальный мир. 1999. № 3.
  82. Н.И. Антропосоциетальные основания общей социологии // Он же. Общая социология. М., 2006. Ч. I.
  83. В.Н. Мир человека и пространство власти // Мир России. 2005. № 3.
  84. А.В. Власть и вера. М., 2005.
  85. В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социологические исследования. 2006. № 11.
  86. ВВ., Синелина Ю. Ю. Религиозная ситуация в Ярославской области. М., 2004.
  87. А.В. Конфликтогенные факторы на Юге России: методология исследования и социальные реалии. Ростов на/Д, 2005.
  88. С.А. Исламский фактор и военная политика России. М., 2001.
  89. Ю.Ф. Государственно-территориальное устройство // Политическая энциклопедия. М., 1999. Т. 1.
  90. Ю.Е. Факторы развития сепаратизма в СевероКавказском регионе // Насилие в современной России. Ростов н/Д, 1999.
  91. JI. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.
  92. М.П. и др. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей // Социологические исследования. 2005. № 6.
  93. М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М., 2005.
  94. М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах межнациональных контактов // Социол. исслед. 2006. № ДО.
  95. В.Ш. Основы позитивного межнационального диалога и субъект субъектных отношений этнонаций // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Сборник научных статей. М.- Ставрополь, 2002.
  96. Нации и национализм / Б. Андерсенн, О. Бауэр, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум и др. / Пер с англ. И нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского. М., 2002.
  97. НГ-Религии. 2005. 21 января.
  98. А.В. Фундаментализм // Политическая энциклопедия. М., 2000.
  99. В.Ф., Черноус В. В. Русская (российская) цивилизация // Российская историческая политология. Ростов н/Д, 1998.
  100. Православные, неверующие // Известия. 2004. 16 января.
  101. Пути мира на Северном Кавказе // Северный Кавказ в условиях глобализации. Майкоп, 2001.
  102. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад под редакцией В. А. Тишкова. М., 1999.
  103. Религии и миротворчество на Северном Кавказе: опыт и проблемы. URL: dhis.dgu.ru/geo7.htm
  104. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.
  105. Религия и идентичность в России / Сост. и отв. ред. М. Т. Степанянц. М., 2003.
  106. Религия и конфликт. М., 2007.
  107. Религия и общество. Хрестоматия по социологии. М., 1996.
  108. Россия и мир в 2020 году. М., 2005.
  109. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? М., 2005.
  110. Россия федеративная. М., 2001.
  111. Ф.М. Завтра всегда поздно. М., 1989.
  112. Северный Кавказ: Обветшалая окраина империи (The Economist. 11.02.05. Великобритания). URL: http://www .inosmi.ru/translation/217 138 .html
  113. Северо-Кавказская цивилизация: история, культура, экономика, социология, философия. Пятигорск, 1996. Ч. I -II.
  114. А.Н. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции. М., 2001.
  115. В.Н. Северный Кавказ новая геополитическая реальность // Современные проблемы геополитики Кавказа / Отв. ред. В. В. Черноус. Ростов н/Д., 2001.
  116. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  117. А.И. Власть в политическом измерении // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 6.
  118. В. А. Проблемы урегулирования этнотерриториальных конфликтов и ликвидации их последствий // Ксенофобия на Юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления, собрание трудов «Южнороссийское обозрение». 2002. № 6.
  119. П. Система социологии. Петроград, 1920. Т. 2.
  120. X. Живая судьба народов // Эльбрус (Нальчик), 1999.
  121. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Отв. ред.'Л.М. Дробижева. М., 1998.
  122. Старые и новые лики национальной проблемы / Отв. ред. А. А. Галкин. М., 2005.
  123. Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы / Центр конфликтологии Института социологии РАН. М., 1996.
  124. Е.И. Методология анализа социальных конфликтов. Социальные конфликты в современной России. М., 1999.
  125. Е.И. Регионализация этноконфликтологии в России как альтернатива современному 'глобализму // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. М.- Ставрополь, 2002.
  126. Е.И. Уроки вооруженного конфликта в Чечне: глобальный и региональный аспекты // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Сборник научных статей. М.- Ставрополь, 2002.
  127. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина. М., 2004.
  128. В. А. Федерализм и этнический фактор на Северном Кавказе. URL: federalmcart.ksu.ru/conference/konferl/tishkov.htm
  129. В.А. Пути мира на Северном Кавказе М., 1999.
  130. В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М., 2001.
  131. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  132. В. А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1992. Вып. 2. Ч. 1.
  133. В.А. Этнология и политика. М., 2001.
  134. .Т. Парадоксы религиозного сознания // Реформирование России: реальность и перспективы. М, 2003.
  135. .Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. М., 2003.
  136. В.П. Полифония этнонациональных идеологий: в поисках «культурной» модели модернизации // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. М.- Ставрополь, 2002.
  137. СР. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004.
  138. Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Концепция этнической субъектности. Ростов-на-Дону, 1997.
  139. Л.Л. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1998.
  140. А.П. Метаморфозы религиозно-нравственной детерминации сознания молодежи // Социологические исследования 2007. № 7.
  141. Христианство-2000. Российская Академия Наук, Русская Православная Церковь, Министерство Культуры России. М., 2001.
  142. К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России // Полис. 1999. № 2.
  143. В.В. Ислам в этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе (вместо предисловия). // Северо-Кавказский юридический вестник. 1997. № 2.
  144. В.В. К вопросу о горской цивилизации // Россия в XIX начале XX в. Ростов н/Д, 1992.
  145. М.А. Глобальный контекст постсоветской России. Очерк теории и методологии мироцелостности. М., 1999.
  146. М.А. Осмысление мироцелостности: новая оппозиция идей или их сближение? // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 2.
  147. Г. Глобализация и глобалистика феномен и теория // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 4.
  148. Е.С. Современный философский подход к проблеме глобализации и возможности взаимодействия религий. URL: www.vlc.ru/congress/ru/information/cultureshevchenko.htm
  149. И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972.
  150. В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
  151. Kavolis V. Nationalism, Modernization and Polylogue //
  152. Comparative Civilizations Review. 1991. № 25.
  153. Ltibbe H. Sakularisierung: Geschichte eines ideenpolitischen Begriffs. Miinchen, 1965.
  154. Mathieu V. Phenomenologie de l’esprit revolutionnaire. Paris, 1974.
Заполнить форму текущей работой