Творчество С. Прокофьева: анализ метафизической составляющей
Диссертация
Светлая, оптимистическая направленность музыки Прокофьева является общепризнанной. Однако природа и характер этого света не могут быть поняты сразу, ясно и однозначно, тем более что музыка Прокофьева полна драматизма, достигающего порой трагической интенсивности. Не случайно сложность языка и многозначность художественных образов С. Прокофьева порождают множество трактовок, зачастую… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая
- ТВОРЧЕСТВО С. ПРОКОФЬЕВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИСКУССТВА XX ВЕКА: ОПТИМИЗМ И СВЕТЛОЕ НАЧАЛО
- 1. 1. Особенности мироощущения С. Прокофьева
- 1. 2. Творчество С. Прокофьева как выражение мироощущения композитора
- Глава вторая.
- ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ С. ПРОКОФЬЕВА
- 2. 1. Феноменология музыки СЛрокофьева
- 2. 2. Духовная составляющая музыки С. Прокофьева в контексте русской религиозной традиции
Список литературы
- Авангард: мифы и реальность // Вопросы искусствознания. — М.: изд. ГИИ, 1994. № 1. — 2 8 4 с.
- Адорно Т. Избранное: Социология музыки. — М.- СПб.: Университетскаякнига, 1999.-445 с.
- Акопян Л. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. СПб.:Дмитрий Буланин, 2004. — 475 с.
- Алпатов М. Андрей Рублев. М.: Искусство, 1959. — 100 с.
- Ансимов Г. Сергей Прокофьев: тропою оперной драматургии. Режиссерские прикосновения. — М.: ГИТИС, 1994. — 176 с, илл.
- Арановскии М. Мелодика Прокофьева: Исследовательские очерки. —Л.: Музыка, 1969. — 231 с.
- Арановскии М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича // Русскаямузыка и XX век. М.: Музыка, 1998. — 213−249.
- Арановскии М. Русское музыкальное искусство в историихудожественной культуры XX века // Русская музыка и XX век. — М.: Музыка, 1998.-С. 7−24.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — Л.: «Музыка», 1971. — 376с.
- Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1979.-342 с.
- Асафьев Б. Сергей Прокофьев // Сов. музыка. 1958. № 3. — 44−51.
- Асафьев Б. Сергей Прокофьев. Л.: Музыка, 1927. — 340 с.
- Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х тт. T.I.- М. , 1995.-411 с.
- Бекетова Н. Рахманинов-Шостакович: этапы национальногосамосознания // Шостаковичу посвящается. — М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — 208−235.
- Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.220 с.
- Бердяев Н. Самопознание. — Л.: Лениздат, 1991. — 395 с.
- Бердяев Н. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — 607 с.
- Бердяев Н. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
- Боганова Т. Национально — русские традиции в музыкеС.С. Прокофьева. — М.: Советский композитор, 1961. — 163 с.
- Брюир Ж. Очерк о Прокофьеве // Сергей Прокофьев. 1891 — 1991. Дневники, письма, беседы, воспоминания. М.: Советский композитор, 1991. 165−177.
- Булгаков Свет невечерний // Булгаков Н. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1994. Т.2.-414 с.
- Бунин И. Суходол. Жизнь Арсеньева. Рассказы. — Воронеж: Центр.Чернозем. Кн. изд-во, 1978. — 479 с: ил.
- Валъкова В. Рефлексы «александрийской эпохи» в творчестве1ЬЬ Прокофьева и Шостаковича // Шостаковичу посвящается.— М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — 199−208.
- Вартанова Е. Мифопоэтические аспекты симфонизма С В . Рахманинова// СВ. Рахманинов. К 120 — летию со дня рождения (1873−1993). Научн. тр. Московской государственной консерватории. — М., 1995. — С 42−53.
- Варунц В. Новые материалы из зарубежных архивов // Музыкальнаяакадемия. — М.: Композитор, 2000. № 2 — 188−202.
- Василенко Балеты Прокофьева. — М. — Л.: Музыка, 1965. — 76 с.
- Вишневецкий И. Поэтика многоязычия в дружеской переписке сВладимиром Дукельским // Музыкальная академия. — М.: Композитор, 2000. № 2 — С 180−187.
- Гаврилова В. Формирование концепции балета Прокофьева «Блудныйсын» в свете духовных исканий композитора 20-х годов XX века // Материалы международной научно-практической конференции «ГУ Серебряковские чтения». Книга I. — Волгоград, 2007. — 144−150.
- Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века: Очерки. — 2-е изд., доп. — Л.:Сов. композитор, 1990. — 288 с.
- Гаккель Л. Фортепианное творчество Прокофьева. — М.: Гос. муз.издат., 1960. — 172 с.
- Головинский Г Мусоргский и Чайковский: Опыт сравнительнойхарактеристики. — М.: Индрик: Летний сад, 2001. — 143 с.
- Горбатов Д. Накануне нового тысячелетия: Размышление оШостаковиче в рамках проблем общей музыкальной эстетики. (http://www.lebed.com/2000/art2336).
- Делъсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. — М.: Советскийкомпозитор, 1973. — 287 с.
- Демченко А. Взлеты и падения оперного гения Прокофьева // ДемченкоА.И. Статьи о музыке. — М.: Композитор, 2008. — 231−246.
- Демченко А. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XXвека: Исследование. — М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. — 264 с.
- Демченко Г Феноменология романтизма в фортепианном творчествеР.Шумана. Аспекты музыкальной герменевтики. Дисс.канд.иск. — Саратов, 2006.-250 с.
- Долинская Е. Прокофьев и Мясковский // Московский музыковед. Вып.2 .-М.: Музыка, 1991.-С. 88−101.
- Достоевский Ф. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 28. Кн. 1. Письма 1832−1859. — Л.: Наука, 1985. — 552 с.
- Друскин Я. Материалы к поэтике Введенского // Введенский А. Полноесобрание произведений: В 2-х т. — М., 1993. Т. 2. — 164−174.
- Дукельский В. Об одной прерванной дружбе // Сергей Прокофьев: Письма. Воспоминания. Статьи. Сборник. М.: ООО «Дека-ВС», 2007. — 75 109.
- Епифанова Н. Нравственные основания жизненного мира человека:философско-методологический анализ. Автореф. дисс.канд. филос. наук. — Саратов, 2009.-21 с. lb/
- Еремина Н. «Андрей Рублёв» Тарковского: По ком звонит колокол?(http://afisha.km.ru/magazin/view print. asp?id={7E0EE2DA-6A77−428E-B2E0B65E6C767498)&data
- Зенкин К. «О неоклассических тенденциях в музыке XX века в связи сфеноменом Прокофьева» // Искусство XX века: уходящая эпоха? Сб. ст. Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997. Т.1. — 54−62.
- Зенкин К. Музыка в контексте «высшего синтеза» А.Ф.Лосева //Вопросы философии. 1999. № 9. — 66−75.
- Зенъковский В. История русской философии. В 2 т. — Ростов-на-Дону:Феникс, 1999. Т.2. — 544 с.
- Из воспоминаний М.А. Мендельсон-Прокофьевой // Сергей Прокофьев.1891 — 1991. Дневники, письма, беседы, воспоминания. М.: «Советский композитор», 1991. — 236−254.
- Изосимов А. Теодецима. Рукопись.
- Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. — М: ACT, 2004. — 586 с.
- Ильин И. О духовности инстинкта // Ильин И. А. Путь к очевидности.М.: Республика, 1993.-430 с.
- История зарубежной музыки: Учебник. Вып. 6 / Ред. В. В. Смирнов.СПб.: Композитор, 2001. — 630 с.
- Казанцева Л. Автор в музыкальном содержании: монография. — М.:РАМ им. Гнесиных, 1998. — 248 с, нот.
- Кандинский А. Н.А. Римский-Корсаков // История русской музыки: Учебник для музыкальных вузов: В 3 т. Т. 2. — М.: Музыка, 1979. — 278 с.
- Кандинский В. О духовном в искусстве. — М.: Архимед, 1992. — 108 с.
- Катонова Балеты Прокофьева. — М.: Сов. композитор, 1962. — 30 с.
- Кедров К. Поэтический Космос. М.: Советский писатель, 1989.(http ://bookz.ru/authors/kedrov-konstantin/kedrovkaO 1/1 -kedrovkaO 1 .html).
- Кекова Мироощущение Николая Заболоцкого: опыт реконструкциии интерпретации. Саратов: СГСЭУ, 2007. — 160 с.
- Келдыш Ю. Пути развития советской музыкальной культуры в 20-х иначале 30-х годов. // История музыки народов СССР. — М.: Советский композитор, 1970. Т. 1. — 113−196.
- Кириллина Л. «Огненный ангел»: Роман Брюсова и опера Прокофьева. //Московский музыковед. Вып. 2. — М., 1991. — 136−156.
- Кириллина Л. Идея развития в музыке XX века // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 101−126.
- Кириллова Ю. «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева. — М.:Музыка, 1969. — 80 с.
- Киселева Е. Побочные тоны в гармонии Прокофьева // Теоретическиепроблемы музыки XX века. М.: Музыка, 1967. Вып. 1. — 424−440.
- Ковнацкая Л. «Что Вам пишут из СССР? Мне — мало.» //Музыкальная академия. — М.: Композитор, 2000. № 2 — 203−216.
- Кондаков И. Введение в историю русской культуры: учеб. пособие длявузов. — М.: Высшая школа, 1997. — 687 с.
- Кремлев Ю. Эстетические взгляды Прокофьева: по материаламвысказываний — М. — Л.: Музыка, 1966. — 155 с.
- Кулагина О., Малышева Т. Либретто оперы Прокофьева «Любовь ктрем апельсинам» в свете преломления жанра волшебной сказки // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи. — Саратов, 2002.-С. 42−47.
- Ладыгин Л. Музыкальное содержание балета «Ромео и Джульетта» иварианты его хореографического воплощения // Московский музыковед. Вып. 2 .-М., 1991.-С. 117−135.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте1ЬУ эпохи: Исслед. — М.: Музыка, 1991. — 166 с, нот.
- Леви-Строс К. Мифологики: Сырое и приготовленное. Перевод сфранцузского А. З. Акопяна и.З. А. Сокулер. — М.: ИД «Флюид», 2006. — 399 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: Наука, 1983. — 535 с.
- Леви-Строс К. Существуют ли дуальные организации? // Структурнаяантропология. — М.: Наука, 1983. — 124−201.
- Липчанская Е., Малышева Т. Опера Прокофьева «Огненный ангел» всвете появления магического начала // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи. — Саратов, 2002. — 49−53.
- Лобачева К Прокофьев-читатель // Музыкальная академия — М.:Композитор, 2008. № 4. — 63−69.
- Лосев А. Диалектика мифа. — М.: Мысль, 2001. — 559 с: ил.
- Лосев А. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Форма. Стиль.Выражение. М.: Мысль. 1995. — 405−602.
- Лосев А. О мироощущении Эсхила // Лосев А. Форма. Стиль.Выражение. — М.: Мысль, 1995. — 782−880.
- Лосев А. О музыкальном ощущении любви и природы // Лосев А.Форма. Стиль. Выражение. — М.: Мысль, 1995. — 604−621.
- Лосев А. Русская философия // Лосев А. Ф. Философия. Мифология.Культура. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
- Лосев А. Строение художественного мироощущения // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. — 297−320.
- Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русскогодворянства (XVIII — начало XIX). — СПб.: Искусство-СПб., 2001. — 412 с.
- Ляхович А. Природа поэтики Прокофьева в контексте особенностей егомузыкального театра. — (http//www.21israelmusic.com/MusicJournal_NolO.htm — 7k).
- Малевич К. Собрание сочинений в 5-ти тт. — М., 1995. T. I (1913−1929).394 с.
- Мандельштам О. Утро акмеизма // Мандельштам О. Собраниесочинений: в 4 т. — М.: Арт-бизнес-центр, 1999. Т. 1. — 177−181.
- Манн Н. — Полъдяева Е. О Прокофьеве еще можно узнать много нового// Музыкальная академия. — М.: Композитор, 2000. № 2 — 241−252.
- Мартен М. Язык кино. — М.: Искусство, 1959. — 292 с.
- Мартынов И. Сергей Прокофьев: Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1974. — 560 с.
- Мартынова Из переписки Прокофьева // Сергей Прокофьев: Письма.Воспоминания. Статьи. Сборник. М.: ООО «Дека-ВС», 2007. — 148−178.
- Медушевский В. Интонационная форма музыки. — М.: Композитор, 1993.- 268 с.
- Медушевский В. Красота природы в музыке и ее этические основания //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. — Л.: Наука, 1986.-С. 197−215.
- Медушевский В. Музыковедение: проблема духовности. — Советскаямузыка, 1988, № 5. — 5−14.
- Медушевский В. Сущностные силы человека и музыки // МузыкаКультура — Человек. — Свердловск, 1988. — 44−63.
- Мендельсон-Прокофьева М. Воспоминания о Сергее Прокофьеве. Фрагмент: 1946−1950 годы // Сергей Прокофьев. Воспоминания, письма, статьи. — М.: Издательство «Дека-ВС», 2004. — 5−226.
- Мендельсон-Прокофьева М. Из дневника // Московский музыковед.Вып. 2. — М.: Музыка, 1991. — 60−77.
- Мендельсон-Прокофьева М. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве // С.Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания. Изд.2-е, доп. — М.: Гос. г/1 муз. издат., 1961. — 370−397.
- Мориссон «Огненный ангел»: третья версия // Музыкальнаяакадемия. — М.: Композитор, 2000. № 2 — 221−228.
- Морозов. Прокофьев. — М.: Молодая гвардия, 1967. — 278 с.
- Мф. 7, 21 // Библия. Новый Завет — М.: Российское библейскоеобщество, 1995. — 1372 с.
- Мясковский Н. Статьи, письма, воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1960, т. L — 5 8 8 с.
- Мясоедов А. Прокофьев // О гармонии русской музыки (Корнинациональной специфики)-М.: «Преет», 1998. с. 123−129.
- Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 с.НО. Назайкинский Е. Принцип единовременного контраста // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. — М.: Музыка, 1985. — 365 с, портр., ил., схем., нот.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Шестоеиздание. — М.: Классика-ХХ1, 1999. — 232 с.
- Нестъев И. Жизнь Сергея Прокофьева / Изд. 2-е, перераб. и допол. — М.:Советский композитор, 1973. — 662 с.
- Нестъев И. Классик XX столетия // Сергей Прокофьев. Статьи иматериалы. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1965. — 11−53.
- Нестъев И. Прокофьев. — М.: Музгиз, 1957. — 527 с.
- Нестъев И. Светила и спутники // Сергей Прокофьев. 1891 — 1991. Дневники, письма, беседы, воспоминания. — М.: «Советский композитор», 1991.-С. 260−289.
- Нестъев И. Три этюда о Прокофьеве // Нестьев И. В. Век нынешний ивек минувший. Сборник статей о музыке. — М.: Сов. Композитор, 1986. 386 с.
- Никитина Л. «Огненный ангел» Прокофьева как метафора русскогоэроса // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам: Научно-публ. Сб. — М.: Моск. гос. консерватория, 1993. — 116−135.
- Никитина Л. Об истоках и типологических чертах оперного эпосаМ. Глинки и Прокофьева // Московский музыковед. Вып. 2. — М.: Музыка, 1991.-С. 102−117.
- Ноно Л. Автобиография: (Фрагменты интервью с Э. Рестаньо) // XX век. Зарубежная музыка: Очерки и докум. — М.: Музыка, 1995. — Вып. 2. — 5873.
- Овчинников М. О романтических тенденциях в интерпретацияхфортепианных произведений Прокофьева советскими пианистами // Московский музыковед. Вып. 2. — М.: Музыка, 1991. — 78−88.
- Ойстрах Д. О дорогом и незабвенном (из воспоминаний оС.С. Прокофьеве) // Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. Изд.2-е, доп. — М.: Гос. муз. издат., 1961. — 447−453.
- Орджоникидзе Г. Фортепианные сонаты Прокофьева. — М.: Музгиз, 1962.-151 с.
- Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991.638 с.
- Павлинова В. О становлении «новой интонации» Прокофьева //Московский музыковед. Вып. 2. — М.: Музыка, 1991. — 156−176.
- Памяти Павла Флоренского. Философия. Музыка. — СПб.: «ДмитрийБуланин», 2002. — 260 с.
- Пашинина Д. Основания мифа в культуре и миф как основание культуры// Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. — (http://anthropology.ru/ru/texts/pashinina/misl857.html).
- Преподобный Иустин (Попович). Путь богопознания. Гносеология1/3 святого Исаака Сирина. Перевод и комментарии И. А. Чароты. Минск: СвятоЕлисаветинский монастырь, 2003. — (rittp://stihouse.narod.ru/biblio/pract/way.htm).
- Прокофьев о Прокофьеве: Статьи, интервью / Ред.-сост. В. Варунц. — М.:Сов. композитор, 1999. — 285 с: ил.
- Прокофьев Воспоминания. Письма. Статьи: к 50-летию со днясмерти / Ред.-сост. Рахманова М. П. — М.: Изд — во «Дека-ВС», 2004. — 417 с: ил.
- Прокофьев Дневник. 1907 — 1933: В 2-х частях. — Paris: sprkfv., 2002.Ч. 1 — 9−760.
- Прокофьев Дневник. 1907 — 1933: В 2-х частях. — Paris: sprkfV., 2002.Ч. 2 — С. 13−837.
- Прокофьев О себе и своем творчестве // Московский музыковед.Вып. 2. — М.: Музыка, 1991. — 5−45.
- Прокофьев Статьи и материалы / Изд. 2-е, допол. и перераб. — М.:Музыка, 1965.-400 с.
- Прокофьев С. и Мясковский Н.Я. Переписка. — М.: «Советскийкомпозитор», 1977. — 599 с.
- Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. Изд.2-е, доп.М.: Гос. муз. издат., 1961. — 707 с.
- Прокофьев С. Статьи и исследования. — М.: Музыка, 1972. — 333 с.
- Прокофьев. Автобиография / Изд. 2-е, допол. — М.: Советскийкомпозитор, 1982. — 600 с.
- Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. — М.: Лабиринт, 1998.512 с.
- Пургин Философия в круге слова: Вячеслав Иванов. Екатеринбург: Сфера, 1997.-ПО с.
- Рахманова М. Вторая жизнь партитуры // Музыкальная академия. — М.:Композитор, 2000. № 2 — 230−235.
- Рахманова М. Н.А. Римский-Корсаков (1890−1900) // История русскоймузыки в 10-ти тт. Т.9. — М., 1994. — 42−147 с.
- Ржавинская Н. Драматургия оперы Прокофьева «Огненный ангел». —М., МДОЛГК, 1968.
- Римский-Корсакое Н. «Снегурочка» — весенняя сказка (тематическийразбор). — М.: Музыка, 1978. — 32 с.
- Римский-Корсакое Н. Летопись моей музыкальной жизни. — М.: Гос.муз. издат., 1955. — 397 с.
- Рихтер О Прокофьеве // С. Прокофьев. Материалы. Документы.Воспоминания. Изд.2-е, доп. — М.: Гос. муз. издат., 1961. — С. 455−470.
- С. Прокофьев — П. П. Сувчинскому // Сергей Прокофьев. 1891 — 1991. Дневники, письма, беседы, воспоминания. — М.: Советский композитор, 1991. — С. 153−155.
- Сабинина М. Семен Котко и проблемы оперной драматургииПрокофьева. — М.: Сов. композитор, 1963. — 292 с.
- Савкина К Сергей Сергеевич Прокофьев. — М.: Музыка, 1981. — 143 с.
- Савкина Н. Христианская наука в жизни С. Прокофьева // Научныечтения памяти А. И. Кандинского: материалы науч. конф. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. — 241−256.
- Савкина. Н. С. Прокофьев и секта Христианская наука // СергейПрокофьев. 1891 — 1991. Дневник, письма, беседы, воспоминания. — М.: Советский композитор, 1991. — 155−157.
- Савченко Чужое слово у Прокофьева и Шостаковича // СергейПрокофьев: Письма. Воспоминания. Статьи. Сборник. М.: ООО «Дека-ВС», 2007.-С. 271−277.
- Сергей Прокофьев: Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания — Сост. Тараканов М. Е. — М.: Советский композитор, 1991. — 319 с.
- Скворцова И., Петровская Ю. Солярный мифопоэтический код втворчестве Н.А. Римского-Корсакова и С Прокофьева // Исследования о русской и зарубежной музыкальной культуре: ст., заметки, аналит. этюды. Тамбов, 2004. — 75−92.
- Слонимский Симфонии Прокофьева: Опыт исследования. — М. — Л.:Музыка, 1964.-230 с.
- Слонимский Трагическая судьба солнечного музыканта (оПрокофьеве) // Свободный диссонанс. СПб.: Композитор, 2004. — С 120−128.
- Смирнов М. Магия, религия и мифологическое сознание // Смыслымифа: мифология в истории и культуре. — (http://antiiropology.ru/ru/texts/smirnov_mi/misl812.html).
- Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М.:Правда, 1989. Т.2. 5−170.
- Соловьев Э. Верование и вера Ивана Карамазова // Наука и религия.М.: Знание, 1971. № 11. — 47−53.
- Сорокер Я. О первой скрипичной сонате Прокофьева // Вопросымузыкально-исполнительского искусства -М.: Музыка, 1969. 229−246.
- Стравинский И. Диалоги. — Л.: Музыка, 1971.-414с.
- Тараканов М. Прокофьев: легенды и действительность // СергейПрокофьев. 1891 — 1991. Дневник, письма, беседы, воспоминания. — М.: Советский композитор, 1991. — С 3−14.
- Тараканов М. Прокофьев: многообразие художественного сознания //Русская музыка и XX век. М.: Музыка, 1998. — С 185−211.
- Тараканов М. С Прокофьев // История русской музыки в 10-ти тт. Т. 10А. — М.: Музыка, 1997. — С 403−445.
- Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева: исследование. — М.:Музыка, 1968.-432 с.
- Толстой Л. Исповедь. В чем моя вера? — Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1991.-410с.
- Трубачёв Музыкальный мир П. А. Флоренского // Советская музыка.1988. № 8. — С. 81−89.
- Трубецкой Е. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Республика, 1994.-С. 291−292.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М, 2006.576 с.
- Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминания прошлыхдней. Природа. — М.: Московский рабочий, 1992.-С. 210−216.
- Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. — М.: Аграф, 1998. — 380 с.
- Фомина 3. Методологические возможности феноменологии висследовании музыки // Художественное образование: преемственность и традиции. Сб. ст. Саратов: Изд-во СГК, 2008. — 309−315.
- Фомина 3. Онтология музыки. Саратов: Изд-во СГК, 2005. — 88 с.
- Фомина 3. Человеческая духовность: бытие и ценности. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. — 190с.
- Франк Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 510 с.
- Франк Непостижимое // Франк Л. Сочинения. М.: Правда, 1990.559 с.
- Холопов Ю. Диатонические лады и терцовые хроматические системы вмузыке Прокофьева // От Люли до наших дней. М.: Музыка, 1967. — 256 279.
- Холопов Ю. Классические структуры в современной гармонии //Теоретические проблемы музыки XX века. М.: Музыка, 1967. Вып. 1. — 91 128.
- Холопов Ю. Очерки современной гармонии. — М.: Музыка, 1974. — 287с.
- Холопов Ю. Сквозное развитие в гармонических структурах сочиненийПрокофьева // Теоретические проблемы музыки XX века. М.: Музыка, 1967. Вып. 1.-С. 391−423.
- Холопова В. О концепции Шестой симфонии // Сергей Прокофьев: Письма. Воспоминания. Статьи. Сборник. М.: ООО «Дека-ВС», 2007. — 264−270.
- Холопова В. О ритмике Прокофьева // От Люди до наших дней. М.:Музыка, 1967. — 230−255.
- Цукер А. Моцарт — Прокофьев: традиция и судьба // Цукер А. Единыймир музыки: Избранные статьи. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С В. Рахманинова, 2003. — 193−203.
- Цуккерман В. Несколько мыслей об опере Прокофьева «СеменКотко» // Черты стиля Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1962. — 314 с.
- Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского: в 3 т. Т. 2. —М.: Алгоритм, 1997. — 607 с.
- Чайковский П. Переписка с Н. Ф. фон-Мекк: в 3 кн. Кн. 1. 18 761 878 годы. — М., 2004. — 3−622.
- Чайковский П. Переписка с Н. Ф. фон-Мекк: в 3 кн. Кн. 3. 18 821 890 годы. — М., 2004. — 1305−2033.
- Чемберджи В. XX век Лины Прокофьевой. — М.: «Классика-ХХ1», 2008.-336 с, ил.
- Черницкая И. — Кравец Н. Жертвы сталинских репрессий //Музыкальная академия. — М.: Композитор, 2000. № 2 — 236−240.
- Чернышева Е. Стилевой диалог в творчестве 20-х годов // Музыкальнаяакадемия. — М.: Композитор, 2000. № 2 — 162−174.
- Черты стиля Прокофьева: Сборник теоретических статей. — М.: Сов. композитор, 1962. — 316 с.
- Шахназарова Н. Парадоксы советской музыкальной культуры. 30-егоды. — М.: Индрик, 2001. — 128 с.
- Шелер М. Положение человека в космосе // Проблемы человека взападной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. 31−95.
- Шнитке А. Слово о Прокофьеве // Беседы с Альфредом Шнитке. — М.:Классика-ХХ1, 2005. — 320 с, ил.
- Эйзенштейн Заметки о С. Прокофьеве // Прокофьев С.Материалы. Документы. Воспоминания. Изд.2-е, доп. — М.: Гос. муз. издат., 1961.-С. 481−492.
- Элиаде М. Проленгомены религиозного дуализма: диады ипротивоположности // Космос и История: избр. работы / М. Элиаде. — М.: Прогресс, 1987.-С. 199−251.
- Юзефович В. Из бесед с Игорем Ойстрахом. — (http://www.21 israelmusic.com/PrkfV.htm).
- Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 1994. — 380 с.
- Юсфин А. Музыкальная природа творчества отца Павла Флоренского //Памяти Павла Флоренского. Философия. Музыка. СПб.: СанктПетербургская гос. консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 2002. 139−148.
- Якимович А. Парадигмы XX века // Русский авангард 1910−1920-х годовв европейском контексте. — М., 2000. — 3−16.
- Якобсон А. О поэзии гармонической и трагической. —rhttp://www.antho.net/librarv/vacobson/texts/o-poezii.htmn.
- Якубов М. Полифонические черты мелодики Прокофьева(имитационные формы скрытой полифонии) // От Люли до наших дней. М.: Музыка, 1967.-С. 193−229.
- Budmen L. Featured Composer Sergei Sergeevich Prokofiev — Florida USA.(http//www. lawrencebudmen.com/articles_sergei_prokofiev.html).
- Burke R. Russian roulette: Sergei Prokofiev broke a lot of rules when he setDostoyevsky’s The Gambler to music // Opera News. — 2001. — Vol. 65, N 10. — P. 16−23.
- Dietel G. Recensio. // Neue Zeitschrift fur Musik. — 1997. N 4. — S. 77.Rec. ad op.: Schipperges Th. Sergej Prokofjew. — Reinbek, 1995. — 160 S.
- Gojowy D. Recensio. // Osterreichische Musikzeitschrift — 2004. № 1. — S.87. — Rec. ad op.: Streller F. Sergej Prokofjew und seine Zeit. — Laaber, 2003. 365 S.
- Kettle M. First among equals — The Guardian, Fridai 21 July 2006.(http//www.guardian.co.uk/musik/2006/jul/21/classicalmusicandopera).
- Pisani M. A «kapustnik» in the American opera house: Modernism andProkofiev’s «Love for three oranges» // Musical Quarterly. — 1997. — Vol. 81, N 4. — P. 487−515.
- Press St. Diaghilev and the two versions of Prokofiev’s «Chout» // Music and1.tters. — 2001. — Vol. 82, N 1. — P. 51−77.
- Redepenning D. Recensio. // Neue Zeitschrift fur Musik. — 1997. N 4. — S.77−78. — Rec. ad op.: Biesold M. Sergej Prokofjew: Komponist im Schatten Stalins Beltz Quadriga. — Weinheim, 1996. — 343 S.
- Redepenning D. Manchester, 7. bis 10. Februar 2003: «Prokofiev and 20Century Culture» // Die Musikforschung. — 2003. № 3. — S. 287−288.
- Savkina N. The significance of Christian Science in Prokofiev’s life and work// Three Oranges. 2005. № Ю (November). — P. 18−24.