Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социокультурные основания и механизмы формирования современной правовой культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Легитимизация институционального порядка также в значительной мере обеспечивается общественным мнением. Общественное мнение всегда выражает потребности социальной и культурной жизни. Зачастую эти потребности могут быть неосознаваемы носителями общественного мнения, представлены в суждениях общественного мнения в завуалированном виде. Однако если за изменчивыми и внешне противоречивыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовая культура как духовный и цивилизационный феномен
    • 1. 1. Социокультурные механизмы формообразования правосознания и правовой культуры
    • 1. 2. Правовая ментальность и правосознание в современной культурно-исторической ситуации
  • Глава 2. Современный культурно-цивилизационный кризис и и горизонты правовой культуры
    • 2. 1. Формирование правовой культуры в процессе правовой социализации и инкультурации
    • 2. 2. Общественное мнение как фактор культурно-правового контроля в условиях цивилизационной реинституциализации
    • 2. 3. Современные информационные технологии и перспективы правовой культуры в постиндустриальном мире

Социокультурные основания и механизмы формирования современной правовой культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие в России коренные социальные преобразования резко расширили степень свободы человека при одновременном ослаблении социального контроля. Причем, в последние годы стало очевидным, что доминируют сейчас негативные тенденции, связанные с криминализацией страны. Многие негативные явления современной российской жизни имеют, конечно же, социальные и политические причины. Однако они определяются факторами и общекультурными, и культурно-правовыми. Построение в России открытого правового государства невозможно без преодоления нравственного и политического нигилизма граждан, без повышения культуры правосознания, укрепления культурно-цивилизационных оснований государственности.

Актуальность предлагаемой работы заключается и в ментальной и в гносеологической переориентации, переосмыслении характера цивилизаци-онного развития и поиске методов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социокультурных процессов. Отход от формационной теории, дискуссии по вопросу об эффективности культурологического подхода к исследованию социального развития, полемика по вопросу о сущности и культурно-цивили-зационной роли права являются, на наш взгляд, выражением основополагающих проблем научной мысли в осознании характера и тенденции современных глобальных политических процессов и социокультурных сдвигов.

Это требует существенного изменения содержания философских понятий и радикальной перестройки категориальной мыслительной системы в целом, что вызывает необходимость анализа и феноменов правовой культуры и правового сознания, определения их места и роли в системе философско-культуро-логического знания в соответствии с современным уровнем цивилизационного развития России.

Актуальность предлагаемой работы развертывается в рамках проблемного поля, связанного с поисками культурно-философских контекстов и фило-софско-культурологических методов определения правовой культуры и социокультурных механизмов формирования правового сознания, сопряженных с ними таких базовых понятий как «правовая культура», «правовой менталитет», а также проблемы перехода от теоретических конструктов культурно-правового ландшафта к его практической технологизации.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексный, междисциплинарный характер темы диссертации, включаюш, ей в себя философские, культурологические, социологические, психологические, правовые вопросы, потребовал освоения самого широкого круга источников, концепций и методологий.

Первостепенное значение при изучении данной проблематики имеют труды классиков философской, культурологической и правовой мысли: Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье, Гегеля, Канта, Фихте, М. Вебера, В. Зомбарта, Вл. Соловьева, Б. А. Кистяковского, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Б. Н. Чичерина, И. А. Ильина и др., в трудах которых заложена традиция исследования правосознания в тесной связи с деятельной суп]-ностью человека и в самом глубоком культурно-цивилизационном контексте.

Особенно активно стали разрабатываться вопросы суш-ности, структуры, относительной самостоятельности правосознания и самодостаточности правовой культуры, закономерностей их формирования, функционирования и развития, после публичного разоблачения культа личности и официального признания нарушения законности в стране в эпоху тоталитаризма. Среди работ, посвященных проблеме тоталитаризма, его культуры, идеологии, политико-правовой системы, на уровне философско-культурологического обобщения, можно выделить исследования отечественных философов А. С. Ахиезера, Л. М. Баткина, Ю. М. Бородая, Ю. Н. Давыдова, А. А. Зиновьева, К. С. Гаджиева, Л. Г. Ионина, А. И. Кравченко, В. Н. Кудрявцева, В. П. Макаренко, А. С. Панарина, В. А. Подороги, Л. К. Рыклина, В. П. Римского, В. А. Чаликовой и др.

Наиболее фундаментально проблемы правового сознания и правовой культуры раскрыты в трудах Е. В. Аргановской, Г. И. Балюк, С. А. Батовой, Н. Л. Гранат, И. И. Гвоздина, Н. Г. Кузнецова, С. Н. Кожевникова, Н. Н. Козловой, И. В. Кондакова, А. П. Лыскова, Е. Н. Маркова, Д. А. Керимова, Е. Я. Соколова, А. С. Гречина и др.

Так как правовое сознание и правовая культура являются элементами и формами духовной и культурно-цивилизационной систем, то в своей работе автор опирался на исследования в области духовной жизни и культуры Л. С. Выготского, П. С. Гуревича, В. Е. Давидовича, Г. В. Драча, Ю. А. Жданова, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Р. Минарда, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе и др.

Анализируя влияние культуры, психологии и общественного мнения на становление правовой культуры и функционирование правосознания, автор исследовал работы таких специалистов в этих областях, как американские социологи А. Лоуэлл, У. Липман, П. Лазарсфельд, отечественные философы и социологи A.A. Возьмитель, Д. П. Гавра, Б. А. Грушин, Н. С. Данакин, Л.Я.Дятче-нко, Б. А. Ерунов, О. И. Иванов, А. К. Уледов, В. Я. Ядов, и др.

Вместе с тем следует отметить, что пока еще не было специального междисциплинарного, культурологического исследования правового сознания и правовой культуры. Сегодня возникла необходимость всесторонне исследовать социокультурные условия, характер, пути, механизмы, методы и направления формирования правового сознания и правовой культуры России в ходе становления новой государственности. Все это и обусловило определение предмета, целей и задач исследования.

Предметом исследования выступает социокультурная динамика становления и развития правовой культуры и правового сознания граждан России в современном культурно-историческом контексте.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования заключается в культурологическом осмыслении вопроса о социокультурных основаниях и механизмах формообразования современной правовой культуры.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

• Раскрыть диалектику правового менталитета и правосознания в контексте социокультурной динамики;

• Провести анализ современного состояния правосознания в культурно-цивилизационном контексте современной России;

• Рассмотреть аспекты правовой социализации и инкультурации в условиях реинституализации классической и тоталитарной системы права в посттоталитарном и постиндустриальном мире.

• Исследовать роль общественного мнения, культурных норм и ценностей как социокультурных механизмов формирования правосознания и правовой культуры;

• Определить социокультурные трансформации правосознания под влиянием новых информационных технологий в условиях постиндустриальной цивилизации;

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве методологической базы в диссертационном исследовании выступают принципы диалектики, исторического и логического, системности и «нового» детерминизма, связанного с синергетикой, культурологические методы и методики.

Теоретическую основу исследования составляют не только труды классиков социологии, философии и культурологии (Т.Парсонс, М. Вебер, В. Зомбарт, К. Манхейм, Г. Тард, О. Шпенглер и др.), но также широко используются понятия и методы анализа социокультурных феноменов, предложенные в работах П. Бурдье, П. Лазарсфельда, У. Липмана и др. Кроме того, в работе применяются культурно-антропологические и психологические (В.Л.Васильев Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Поршнев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе В.Ф. Шкуратов и др.), философские (Э.В.Ильенков, М. К. Петров, М.К.Мамардашвили) и философско-антропологические понятия и методы анализа, которые позволяют раскрыть сущность правосознания как культурно-цивилизационного и духовного феномена.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

• Показано, что основные закономерности функционирования и формообразования правового сознания определяются такими системообразующими факторами, как социально-правовые установки, культурно-правовые нормы и ценности;

• Проанализированы диалектическая взаимосвязь правового менталитета и правового сознания, процесс структуризации правосознания и его интеграции в целостную правовую культуру в современном российском обществе;

• Выявлен социокультурный механизм правовой социализации и инкультурации, который позволяет разработать методику и технологии правового воспитания и обучения в различных учебных заведениях и социальных институтах (органы МВД, армия и т. д.);

• Раскрыты культурно-антропологический и культурно-психологический механизм формирования правового сознания, роль культурно-цивилизаци-онных идеалов и общественного мнения в формировании и функционировании правового сознанияИсследовано влияние информационных и интеллектуальных технологий на правовую культуру, взаимосвязь информационной и правовой культуры, показана роль информационной составляющей в ценностных установках правосознания в постиндустриальном обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Правовое сознание — это синтезированное восприятие сложного комплекса социокультурной и культурно-правовой реальности, составляющее существенный элемент духовного мира человека и общества. В социальной жизни правовое сознание выступает как сложное системное целое, в состав которого входят представления индивидов о праве, правовые идеи и теории, ценностно-нормативные ориентации, социально-правовые установки. В качестве системообразующего фактора, ядра правового сознания выступают социально-правовые нормы и установки, детерминированные состоянием наличной культурно-цивилизационной реальности. Субстанциональной основой механизма формирования правового сознания и правовой культуры является деятельность, понимаемая как социально и культурно-воспроизводимая система.

2. Духовная и культурная жизнь правового сознания детерминирована особенностями правового менталитета, алгоритмом его действия в координатах общественного сознания и культуры. Правовая ментальность является основанием идентичности, функционально обеспечивающей культурно-правовую автономность социума.

3. Правовая культура, создаваемая в результате правотворческой и правоприменительной деятельности, является культурно-организующим началом в правовых отношениях между различными субъектами права. Действенными механизмами целенаправленного формирования правовой культуры и общества являются правовая инкультурация, социализация и ресоциализация, задающие основные ценностно-правовые ориентиры и культурно-правовые установки.

4.0бщественное мнение является важнейшим фактором неинсти-туциализированного культурно-правового контроля в условиях открытого общества и правового государства. Как культурно-нормативный институт общественное мнение выступает в качестве особого рода социальной власти. индикатором социокультурных потребностей и интересов личности и общества.

5. Процесс перехода к информационному обществу является решающим фактором, влияющим на формирование современной правовой культуры. Использование информационных и телекоммуникационных технологий приводит к повышению общей эффективности деятельности государственного механизма, формированию открытого информационного общества, становлению новых и трансформации старых культурно-правовых институтов.

Практическая значимость диссертации состоит в следующем:

• Анализ современного состояния правосознания в российском обществе позволяет наметить практические пути выхода из культурно-цивилизационного кризиса.

• Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах и спецкурсах по культурологии, философии, социологии, психологии, теории права в разделах, посвященных проблеме культуры и правосознания как его составной части.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научной конференции «Правовая система современной России: состояние и перспективы» (Курск, март 2001 г.), на Региональной межвузовской научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и молодых ученых «Методологическая и мировоззренческая культура: проблемы исследования и опыт преподавания» (Белгород, апрель 2001 г.), на заседании кафедры культурологии и религиоведения БелГУ, отражены в публикациях автора.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного диссертационного исследования показывают, что проблема выяснения духовно-культурного статуса правового сознания и правовой культуры с точки зрения социокультурного подхода является перспективной и обладает значительным эвристическим потенциалом. В социокультурном подходе системообразующим фактором является культура. Социокультурный подход не отрицает экономический, технологический, психологический и другие факторы, он просто рассматривает их через призму детерминирующего фактора — культуры. Признание более широкой, чем экономическая, детерминации не отменяет материализм в обществознании, а наоборот расширяет его за счет подключения новых детерминирующих факторов.

Правовое сознание, с точки зрения социокультурного подхода, представляет собой синтезированное восприятие сложного комплекса социокультурной и правовой реальности, составляющее существенный элемент духовного мира человека и общества. Оно является сложным системным образованием, в состав которого в качестве подсистем входят представления индивидов о праве, правовые идеи и теории, ценностно-нормативные ориентации, социально-правовые установки. Системообразующим фактором, ядром правового сознания, являются социально-правовые установки, обусловленные состоянием культурно-цивилизационной реальности.

Анализ закономерностей формирования правового сознания позволяет выделить категорию деятельности и общественных отношений в качестве детерминирующих факторов этого процесса. При этом сама деятельность, как субстанциональная основа формирования правосознания, имеет культурно-историческую природудеятельностью является лишь социально и культурно воспроизводимая система. Воспроизводство деятельности не может осуществляться искусственно-манипулятивно. Оно предполагает включение в этот процесс культурно-цивилизационного опыта и традиций общества, все виды и формы общественного сознания.

Как форма индивидуального и общественного сознания правовое сознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание на всех уровнях его проявления обладает активной, творчески преобразующей силой. Его активность проявляется, во-первых, в том, что оно отражает социально-правовую действительность всегда избирательново-вторых, его активность реализуется в практической деятельности людей, когда правосознание выступает как реальная сила, оказывающая существенное воздействие на развитие всего культурно-исторического и цивилизационного процесса.

Анализ взаимоотношения между правовым сознанием и правовой ментальностью показывает, что духовная и культурная жизнь правового сознания, его «самость» в огромной мере детерминирована особенностью правового менталитета, алгоритмом его действия в координатах общественного сознания и культуры. Правовая социализация и инкультурация индивида, прежде всего, предполагает интеллектуальное освоение им утвердившегося в социальной общности стиля правового мышления. Индивид получает уже готовые правовые знания, представления, принципы, идеи и т. д., на основе чего у него возникает сходный с культурно-типовым алгоритм правового мышления, стереотип реагирования на ту или иную правовую ситуацию. Стиль правовой мысли, образ правового мышления, имманентно присущее им содержание обусловливают соответствующее правовое поведение индивидов. Социальная и этноправовая ментальность задает образу правовых действий субъектов правовых отношений духовно-психологическую и культурную специфичность и определенность. Ментальная энергия стимулирует совершение юридических поступков, которые традиционны, привычны, удобны с точки зрения правовой культуры. При этом игнорируются либо преследуются нетрадиционные, аномальные (с позиции господствующего правового менталитета) правовые действия личности как не отвечающие содержанию данной ментальности.

Понимание, знание и интуитивное чувствование законодателем народного правового менталитета есть совершенно необходимая и надлежащая духовная гарантия законности и правопорядка. Правовой «баланс» интересов и потребностей личности, общества и государства достижим только при условии выявления и учета онтологических, аксиологических, культурологических и иных особенностей правового духа народа. Это дает возможность достичь большей правовой, социальной и культурной «синхронизации» потребностей, интересов и целей индивидов.

Анализ причин деформации правосознания показывает, что оно носит институциональный характер. Более глубокое исследование этих причин возможно только на основе новой методологии, которая избавится от следующих недостатков. Во-первых, от истолкования человека как элемента социального целого, во-вторых, от политического и экономического редукционизма в понимании общественно-исторического процесса. Для выработки целостного культурологического подхода к исследованию роли и места правосознания в социокультурной системе необходим синтез различных точек зрения. Такой синтез может быть реализован на базе формируемого ныне системно-синергетического подхода, ориентированного на выявление глубинных механизмов функционирования социокультурной системы общества, дополняющего диалектику культурно-цивилизационных систем конкретными моделями социокультурной динамики.

С точки зрения данного подхода общество можно рассматривать как разновидность динамической развивающейся системы с сильно отличающимися слоями явлений. Современные исследования позволяют говорить о наличии трех уровней таких слоев явлений, с которыми связаны качественно различные процессы. Наиболее значимым для анализа правовой культуры является верхний слой, представленный в виде качественно новых явлений. Такими новыми качествами и одновременно средствами согласования, совмещения компонентов нижнего слоя (активности людей, социальных групп и т. п.) выступают мораль, право и иные формы осознания обществом самого себя. Все явления верхнего слоя можно объединить понятием культурного мира. Причем, все это не просто сумма идей, взглядов, а некие идеальные, общезначимые формы, материализованные в сложной системе знаков и символов, естественных и искусственных языков, которые организованы в специфическую целостность — культурный Космос, культурный мир.

Культурный мир является некоторым своеобразным активным центром в структуре социума, который вычленяет из всего богатства и разнообразия форм общественного сознания это необходимое для его нормального функционирования в данный момент времени ядро в виде доминирующих идей, положений, концепций, отвечающих текущему состоянию цивилизации. Они направляют активность членов общества и социальных групп в направлении сохранения и развития социума.

Бог, человек, представления о добре, справедливости, о правах и обязанностях человека, дозволениях и запретах — все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль правовой культуры. Таким образом, в культурном мире правосознание личности получает необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами правовых норм.

Анализ места правового сознания в структуре культурного мира, проведенный в диссертационном исследовании, показал, что правосознание представляет собой узловой пункт, аккумулирующий в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении именно как результат социально-правовых установок и ценностных ориентации. Это позволяет утверждать, что правосознание является, во-первых, составной частью правовой культуры, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов реализации, воплощения в жизнь правовой культуры, в-третьих, средством оценки соответствия стандартов поведения нормам права. Таким образом, правосознание как элемент правовой культуры пронизывает весь механизм правового регулирования.

Кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры. Особое место в ряду этих мер должно занять правовое воспитание в рамках инкуль-турации, социализации и ресоциализации личности, поскольку именно эти механизмы обеспечивают процесс легимитизации правовой системы. Правовая инкультурация, социализация и ресоциализация являются действенными механизмами целенаправленного формирования правовой культуры личности и общества. Целью правовой инкультурации и социализации должно стать формирование уважения к праву, закону, которое будет опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере, восприятие правовых идеалов и символов. Именно правовая инкультурация и социализация направлены на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс целостного органического формирования правового сознания и правовой культуры.

Легитимизация институционального порядка также в значительной мере обеспечивается общественным мнением. Общественное мнение всегда выражает потребности социальной и культурной жизни. Зачастую эти потребности могут быть неосознаваемы носителями общественного мнения, представлены в суждениях общественного мнения в завуалированном виде. Однако если за изменчивыми и внешне противоречивыми высказываниями и оценками общественного мнения исследователям удается увидеть пульсацию жизненных интересов, их коллизии, пересечения и совпадения, выявить опорные ценностно-нормативные ориентации населения, то они получают информацию, которая необходима для создания социально обоснованных правовых законов, отвечающих потребностям общественного развития. В этом смысле общественное мнение должно быть для органов власти, прежде всего, не ограничивающим фактором, который они стремятся нейтрализовать путем «убеждения и воспитания» населения, а неинституциализированной формой социального контроля, индикатором социальных потребностей и интересов, которые необходимо знать и учитывать.

Анализ процесс трансформации правовой культуры в современных условиях показывает, что наблюдается повышение значимости информационных и телекоммуникационных технологий в формировании правосознания как компонента правовой культуры информационной цивилизации. Одно из главных мест в структуре правосознания начинает занимать отношение к информации, к правам и обязанностям по ее хранению, передачи, идентификации и использованию. По этой причине подлинная информационно-правовая культура должна обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый его гражданин, находящийся в любом пункте и в любое время, сможет получить всю необходимую для его жизнедеятельности и решения, стоящих перед ним проблем, информацию.

Эти проблемы, как и многие другие, вряд ли могут быть решены только совершенствованием законов и практики их реализации государственными органами. Без должного теоретического осмысления происходящих процессов, невозможно выработать принципы и методы формирования правосознания и правовой культуры, отвечающие современным условиям. Именно благодаря целостному осмыслению проблемы в рамках культурологического подхода.

136 можно осуществить принципиальную трансформацию правосознания с тем, чтобы право из абсолютного слуги государства превратилось в орган, подчиняющий своему контролю государство (т.е. чтобы государство стало правовым). Это требует дальнейших исследований в данной области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
  2. Н.С. Концепция сознания в структурализме // Проблема сознания в современной западной философии. Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989. — С. 213−226.
  3. Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. -286 с.
  4. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000.-288 с.
  5. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. -СПб.: Универс. книга, 1997. 728 с.
  6. В.И. Символ, условность, культура // Вестник МГУ. Сер.7, философия. — 1993. — С. 26−37.
  7. Ю.М. Миф и вечность. М.: Логос, 2001. — 464 с.
  8. Аристотель Политика. Сочинения в 4-х томах. Т.4. М.: Мысль, 1984. -468 с.
  9. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. — 303 с.
  10. Ю.Астафьева О. Н. Социокультурные процессы в синергетическойтрактовке // Синергетика в современном мире: Сборник материалов международной научной конференции: часть 3. Белогород, 2001 — С. 52−61.
  11. П.Ахиезер A.C. Россия как большое обгцество // Вопросы философии, 1993, № 1.-0.3−13.
  12. A.C. Социокультурная динамика России. К методологии исследования // Полис, 1991, № 5. С.51−64.
  13. A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии, 2001, № 9. С. 29−45.
  14. А.Н. Правовая культура личности: (Филос.-социол. аспект).: (09.00.10). Дисс. на соиск. уч. ст. к. филос. н. — М., 1996. — 21 с.
  15. P.C. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение, 2000, № 2. С. 31−40.
  16. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.:Наука, 1989.- 616 с.
  17. П.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
  18. В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право, 2001. № 5. С. 14−20.
  19. В.А. Антропосоциологические проблемы права: методология и эмпирия // Правоведение, 2000, № 3. С. 39−44.
  20. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. Н. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986.-448 с.
  21. П. Понимание современности // Социологические исследования, 1990, № 7.-С. 127−133.
  22. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., Медиум, 1995.-303 с. 23 .Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -224 с.
  23. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 312 с.
  24. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-224 с.
  25. В.П. Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000. -108 с.
  26. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. Книга 1. М.: 1989.
  27. Ш. За гуманизм правовой науки // Право и образование. 2000. № 5.-С. 106−108.
  28. ЗГБуева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 238 с.
  29. П. Социология политики. -М.: Наука, 1993.-325 с.
  30. Ф. Тоффлер О. Куда идет мир? // Бурлацкий Ф. М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М.: Политиздат, 1988. — С. 8−36.
  31. O.B. Синергетический подход к проблеме взаимодействия многоуровневой системы человеческого «Я» и социальных норм // Синергетика в современном мире: Сборник материалов международной научной конференции: часть 3. Белогород, 2001. — С. 183−185.
  32. Р. Общества // СоциоЛогос: Социология, Антропология, Метафизика. 1991, вып. 3. — 340 с.
  33. Бюрократия и общество. М.: Философское общество СССР, 1991.-249 с.
  34. Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1993, № 2. С.3−34.
  35. Г. Н., Зобов P.A., Келасьев В. Н. Проблемы индивидуального и коллективного разума. СПбГУ, 1998. 240 с.
  36. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной организации). СПб.: 1999. 324 с.
  37. М. Образ общества. -М.: Юристъ, 1994. 480 с.
  38. Ю.Ю. Собственноручные замечания Гегеля на полях своей рукописи «Философия права». Белгород: «Крестьянское дело», 2001. -148 с.
  39. Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений в б-ти томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. — С. 5−361.
  40. К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии, 1996, № 9. С. 3−22.
  41. Г. Ф. Философия права //Антология мировой правовой мысли в 5 т. Т. Ш. Европа. Америка: XVII XX вв. М.: Мысль, 1999. — С. 323−345.
  42. СИ. Сознание как феномен культуры. (24.00.01). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. филос. н. — Самара, 1996. — 36 с.
  43. М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Наука, 1988. 374 с.
  44. A.C. Социология правового сознания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-256 с.
  45. .А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
  46. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350 с.
  47. ЗО.Гуревич А. Я. Культура средневековья и историк конца XX в.// История мировой культуры. Наследие Запада.- М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.-С. 210−318.
  48. Н.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. Вопросы философии, 2000, № 10. С. 37−41.
  49. Данакин Н. С, Дятченко Л. Я. Социальная коммуникация: Учебное пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 432 с.
  50. Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. — 574 с.
  51. К.Х. Методологические проблемы современной синергетики // Синергетика в современном мире: Сборник материалов международной научной конференции: часть 3. Белогород, 2001.- С. 38−52.
  52. O.A., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 240 с.
  53. . Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. М., 1991.
  54. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Москва-Белгород: ЦСТ, 1993. — 276 с.
  55. Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М.: 1996. — С. 15- 38.
  56. В.И. Аксиологические основания правосознания: (09.00.11). -Автореф. дисс. на соек. уч. ст. к. филос. н. Н. Новгород, 1996. -19 с.
  57. В.И. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии, 2000, № 3. С. 3−21.
  58. B.C. Социальная культурология.: Пособие для студентов вузов. -2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  59. B.C., Кортуков Е. В., Саксонов Е. А., Джугели Т. П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю. А. К концепции информатизации образования // Социальная информатика. М.: 1990.
  60. А.К. Правосознание и правовое воспитание молодежм и основные факторы его формирования. Дне. канд. юрид. наук. М., 1989. 21 с.
  61. А. Метафизические корни коммунизма // Вопросы философии, 1994,№ 12.-С.19−32.6 8. Игнатьев A.A. Ценности науки и традиционное общество (социокультурные предпосылки радикального политического дискурса) // Вопросы философии. JY" 4. 1991. С. 3−30.
  62. Э. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  63. И.А. О монархии и республике // Вопросы философии, 1991, № 4.-С. 107−151- № 5 .-С. 95−145.
  64. И.А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. — 235 с.
  65. В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии, 1997, № 10. С.29−44.
  66. Информационное общество и баланс интересов государства и личности (под ред. Мелюхина И.С.) //Информационное общество, 1997, № 4−6. -С.3−26.74. ионин Л. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 280 с.
  67. К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. — 653 с.
  68. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 352 с.
  69. И. Учение о праве // Антология мировой правовой мысли в 5 т. Т. III. Европа. Америка: XVII XX вв. Ь.: Мысль, 1999. — С.311−321.
  70. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. — 688 с.
  71. СИ. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи (09.00.10), Автореф.дисс. на соиск. к. филос. н. -М., 1999.-25 с.
  72. Л.П. Философия истории. С-Петербург, АО «Комплект», 1993.-351 с.
  73. Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека. М.: Высш. шк., 1993. С. 108−123.
  74. Э. Эссе о человеке // Мистика, религия, наука. М.: Канон, 1998.-С. 379−430.
  75. В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 215 с.
  76. Керимов Д. А Общая социология и социология права // Право и образование, 2001, № 2. С. 18−21.
  77. Д.А. Сознание, правосознание и интеллектуальность // Право и образование, 2000, № 5. С. 47−53.
  78. Ф.Х. О парадоксе России // Вопросы философии, 2000, № 6. С. 87−91.
  79. КИС1ЯКСВВСКИИ Б. А. В защиту права. (Интеллигенция и правосознание)// Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991. — С. 122−149.
  80. E.H. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс -Традиция, 2000. — 326 с.
  81. E.H., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике //. Вопросы философии. 1997, № 3. — С62−79
  82. Л.П. Социология культуры. Екатеринбург: УГУ, 1992. — 470 с.
  83. А. Миф масс и магия вождей. М.: РАН, 1999. 432 с.
  84. М.С. Общество как социокультурная система // Проблемы теоретической социологии. СПб.: Петрополис, 1994. 248 с.
  85. И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект Пресс, 1997.-687 с.
  86. Г. А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород: Бел. ГТАСМ- Крестьянское дело, 2000. — 162 с.
  87. М. Культурно-историческая психология. М.: «Когито-Центр», 1997.-262 с.
  88. И.И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии, 1999, № 1. С. 3−17.
  89. С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса// Общественные науки и современность, 1997, № 4. С. 17- 33.
  90. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М.: Юристъ, 1995.- 297 с.
  91. Культура Византии XIII первая половина XV в. — М.: Наука, 1991. -640с.
  92. Культурология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. — 576 с.
  93. В.В. Социология права. М.: НОРМА. — 304 с.
  94. Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии, 2000, № 6. С.3−17.
  95. Д. Впервые в России гражданские компьютерные сети // Российский бюллетень по правам человека, 2000, № 3.
  96. Ю. Индикаторы и парадигмы культуры в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения. 1998. — № 3. — С.7−12.
  97. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 376 с.
  98. А.Н. Психологическая теория деятельности // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.П.-М.: Педагогика, 1983. С. 93−261 с.
  99. H.A. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  100. Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: «Александра», 1992. 479 с.
  101. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, изд. Группа «Прогресс», 1992. — 272 с.
  102. Н. Тавталогия и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-логос. Общество и сфера смысла. М.: Прогресс, 1991.
  103. A.B. «Правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право, 2001, № 5. С.5−13.
  104. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
  105. ИЗ. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ). М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  106. Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право, 2001, № 10. С. 5−12.
  107. И.П. Правовая культура Византийской империи. М.: Алетейя, 2001.-576 с.
  108. Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социологические исследования, 1994, № 11.
  109. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 1999 с.
  110. В.М. О национальной идее // Вопросы философии, 1997, № 12.-С. 3−14.
  111. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.
  112. В. Власть и право. Соблазн и угроза тоталитарной демократии. Таллин: Aleksandra, 1988. — 296 с.
  113. И. Права человека в массовом сознании. М., 1995 г.
  114. И. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России .// Российский бюлллетень по правам человека. 2000, № 9
  115. В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб.: СпбГУ, 1994. 142 с.
  116. Ш. О духе законов // Антология правовой мысли в 5 т. Т. Ш. Европа. Америка: XVII XX вв. М.: Мысль, 1999.- С. 108−126.
  117. Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя. М.: Наука для общества, РГРУ, 1995. 220 с.
  118. С. Машина, творящая богов. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. — 560 с.
  119. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Политические исследования, 1995, № 4. С. 69−76.
  120. М. Терпимость свойство культуры, путь к гражданскому согласию // Свободная мысль. — 1994, № 5. — С.59−69.
  121. А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика исторического процесса. М.: Прогресс, 1986. -164 с.
  122. Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина, ресурс человечества. -М.: Эдиториал, УРСС, 1999. 174 с.
  123. И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение, 2000, № 2. С. 23−31.
  124. B.C. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социологические исследования, 2001, № 10. -С. 3−15.
  125. B.C. Философия права. М.: НОРМА — ИНФРА, 1999. -652 с.
  126. Е.П. Духовный мир- органический космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии, 1991, № 8. С. 3−12.
  127. П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.639 с.
  128. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 1999. — 520 с.
  129. Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии, 1997, № 10. С. 3−12.
  130. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: «Весь мир», 1997.- 704 с.
  131. Осмыслить культ Сталина. М.: Прогресс, 1989. — 656 с.
  132. Г. Выход из транса. М.: Юрист, 1995. — 575 с.
  133. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. 880 с.
  134. Платон. Государство // Соч. в 3-х томах. Т. 3. 4.1. М.: Мысль, 1971.-С. 89−454.
  135. Платон. Законы // Соч. в 3-х томах. Т.З. Ч.П. М.: Мысль, 1972. -С.83 -478.
  136. И.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем.- Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета. -1999. 352 с.
  137. B.C. Миф. Религия. Государство. М.: Ладомир, 1999. -440 с.
  138. Г., Голдстайн Б. Информационная технология -миллионные прибыли. М., 1990.
  139. Г. Г. Психологические войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2000. — 528 с.
  140. Правовая культура России на рубеже столетий. Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции /Ю.Ю.Ветюнов, А. С. Шириков, A.C. Трифонов. // Государство и право, 2001, № 10. С. 106−109.
  141. И., Стенгерс П. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 309 с.
  142. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.
  143. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии, 1994, № 4.
  144. Ю.М. Введение в социальную теорию. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. — 327 с.
  145. В.П. Культура и тоталитаризм. Белгород: Изд-во Белгород, гос. ун-та, 1999. — 92 с.
  146. В.П. Тоталитарный космос и человек. Бегород: Изд-во Белгород, гос. ун-та, 1988. — 126 с.
  147. В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии // Вопросы философии, 2001, № 2.-С. 96−106.
  148. Э. Ленинская мифология государства. М.: Юристъ, 1996. -320 с.
  149. Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии, 1997, Ш 10. С. 13−28.
  150. Российская ментальность. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 25−53.
  151. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-720 с.
  152. Н. Юридическая антропология. М.: НОРМА, 1999. — 310 с.
  153. Руссо Ж. Ж Об общественном договоре, или принципы политического права // Антология мировой правовой мысли в 5 т. Т. Ш. Европа. Америка: XVII- XX вв. М.: Мысль, 1999. С. 128−140.
  154. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб, «Петрополис», 1994.-217 с.
  155. Самоорганизация: психо- и социогенез. Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во СПбУ, 1996. 200 с.
  156. P.A. Политический статус общественного мнения // Социологические исследования, 1979, № 4. С. 12−29.
  157. X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986.-448 с.
  158. Н. Социология. М.: Феникс, 1996. 688 с.
  159. B.C. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.1. СПб., 1994.
  160. П. Главные тенденции нашего времени. -М.: Наука, 1997.442 с.
  161. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  162. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: 2001. — 600 с.
  163. Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 550 с.
  164. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М.: Юристъ, 1997. 524 с.
  165. И.В. Правовая культура в условиях современного российского общества: региональные аспекты: (22.00.05). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.соц.н. — Саратов, 1998. — 22 с.
  166. А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1996. — 608 с.
  167. О. Третья волна. М.:"Фирма". Издательство ACT, 1999.784 с.
  168. Э. Футурошок: Спб.: Лап, 1997. 464 с.
  169. .Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социс, 2001, № 6. -С.3−15.
  170. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 2000, № 1. С. 3−32.
  171. E.H. Труды по философии права. Спб.: изд-во РХГИ, 2001.-543 с.
  172. В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993, № 8. С. 52−58.
  173. Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. — 63О с.
  174. И.М., Ровинский P.E. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии, 2000, № 5. -С.76−87.
  175. B.C. Трансформация общества и смена типов социальной деятельности // Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы: Тезисы международного конгресса. СПб: Петрополис, 1996. — С. 14 -19.
  176. Формирование общественного мнения населения крупного города: опыт изучения / Под ред. О. И. Иванова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. — 152 с.
  177. СЛ. Духовные основы общества. М.: Наука, 1992. — 278 с.
  178. Г. Синергетика. М.: Мир, 1985. — 404 с.
  179. Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии, 1990, № 10. -С. 113−151- № П.-С. 123−165- № 12.-С. 103−149.
  180. С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования, 1994, № 1. С. 33 — 48.
  181. В.Л. Целостность духовной культуры. Киев: Феникс, 1995.-399 с.
  182. В.Н. Теория государства и права. М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1993. — 377 с.
  183. К. Нация: от забвения к возрождению. М.: Канон, 2001. -400 с.
  184. Цивилизация. Культура. Личность. /Под ред. В. Ж. Келле. М.: Эдиториап УРСС, 1999.-221 с.
  185. Е.Б. Цивилиография. М.: Междунар. отношения, 1996. -384 с.
  186. И. Л. Диалогическая онтология права в ситуации постмодерна // Правоведение, 2001, № 3. С. 45−52.
  187. A.M. Девиантное поведение молодежи как одно из проявлений ее правосознания: (09.00.11). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филос. н. — Иркутск, 1996. — 20 с.
  188. Шер Л. Интерактивное обсуждение юридических вопросов в ИНТЕРНЕТ // Российский бюллетень по правам человека, 2000, № 6.
  189. Шер Л. Интернет как средство повышения правовой культуры граждан. // Российский бюллетень по правам человека, 2000, № 7.
  190. Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс». 1999. — 544 с.
  191. В. А. Историческая психология. 2-е, перераб. изд. — М.: Смысл, 1997.-505 с.
  192. О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность. -Новосибирск: ВО «Наука», 1993. 591 с.
  193. Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург, РАН, Уральское отделение, 1998. — 400 с.
  194. П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования, 2001, № 1. С. 6−16.
  195. М. Аспекты мифа / пер. с фр. М.: «Инвест-!И111» СТ «ППП», 1996. — 240 с.149
  196. А. Масштабная повестка дня: Перестраивая Америку до XXI века // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. Н.С. Гуре-вича. М.: Прогресс, 1986. 448 с.
  197. Юм Д. О первоначальных принципах правления // Юм Д. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1966.
  198. И.Л. О философии права на XXI в. // Правоведение, 2000, № 4.-С. 4−33.
  199. И.П. Волновые процессы в обш-ественном развитии. -Новосибирск: Наука, 1992. 224 с.
  200. А. Тень грозного царя. М.: Наука, 1997.
  201. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -527 с.
  202. Brewer М., Kramer R. The Psychology of Intergroup Attitudes and Behavior // Annual Review of Psychology/ 1985. № 36. P. 219- 243.
  203. Erikson E. Psychosocial Identity // A Way of Looking at Things. Selected Papers / Ed. By S. Schlein. N. Y.:W.W. Norton & Compani, 1995.
  204. Price V. Public Opinion. Newbury Park, CA: Sage, 1992. — 105 p.
  205. Strouse C. James The Mass Media, Public Opinion, and Public Policy Analysis: Linkage Explorations. Columbus, Ohio, 1975. — 215 p.
  206. Yankelowich D. Coming to public judgment: making democracy work in a complex world. Syracuse, New York: 1991 — 269 p.
Заполнить форму текущей работой