Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Привлечение иностранного капитала в российский сектор высокотехнологичных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировой опыт показывает, что позитивное воздействие импорта иностранного капитала на развитие принимающей страны достигается в том случае, когда государство — реципиент проводит активную инвестиционную политику, а именно, действует, соизмеряя потенциальные выгоды для решения национальных экономических и политических задач с возможной угрозой независимости в случае бесконтрольного доступа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СЕКТОР УСЛУГ В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Роль и значение сектора услуг в развитии мировой экономики и международных отношений- стр
    • 1. 2. Мировая практика регулирования иностранных инвестиций, направляемых в сектор услуг- стр
    • 1. 3. Высокотехнологичные формы взаимодействия на международном рынке услуг (офшоринг и аутсорсинг услуг). стр
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА УСЛУГ
    • 2. 1. Особенности формирования сектора услуг в пореформенной России- стр
    • 2. 2. Регулирование иностранного капитала, поступающего в российский сектор услуг- стр
    • 2. 3. Характерные черты зарубежного инвестирования в российский сектор услуг на современном этапе. стр
  • ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Возможности повышения конкурентоспособности российской экономики благодаря развитию высокотехнологичных услуг- стр
    • 3. 2. Пути ускорения процесса привлечения иностранного капитала в российский сектор высокотехнологичных услуг- стр
    • 3. 3. Направления повышения офшорингового потенциала России (на примере ИТ-индустрии). стр

Привлечение иностранного капитала в российский сектор высокотехнологичных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из тенденций, характеризующих мировую экономику в последние несколько десятилетий, можно назвать повышение роли и значения сектора услуг. Сектор услуг становится важнейшим, а для некоторых стран — главным, источником экономического роста, локомотивом развития национальной экономики. Процесс роста значимости сектора услуг выражается, прежде всего, в росте доли сектора услуг в национальных и общемировом ВВП, в международной торговле, в структуре занятых в экономике, в структуре расходов конечных потребителей, государства и бизнеса. Расширяется номенклатура международной торговли услугами, всё больше производителей и поставщиков услуг становятся участниками международного разделения труда, растут объёмы иностранного капитала, направляемого в сектор услуг.

Иностранный капитал в форме прямых инвестиций, направляемых в сектор услуг, для многих стран стал стимулятором развития различных отраслей национального сектора услуг, явившись важным инструментом ликвидации финансового дефицита, а также источником технологической модернизации. При этом Россия, несмотря на технологическое отставание многих отраслей сектора услуг и явный дефицит научных разработок и капитала для устранения этого отставания, остаётся в стороне от процесса увеличения объёмов международного капитала, направляемого в сектор услуг. В целом доля России, как реципиента иностранного капитала, незначительна.

Дисбаланс между потребностью российского сектора услуг в капитале и технологиях и незначительным объёмом привлекаемого иностранного капитала в сектор услуг может стать причиной замедления развития сектора услугключевого сектора постиндустриальной экономики.

Оценка современного состояния рынка услуг РФ, — рынка, находящегося на начальной стадии развития, — с одной стороны, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на незначительный объём, вклад иностранного капитала в становление и консолидацию таких услуг, как телекоммуникационные, сотовой связи, розничной торговли, банковские, транспортно-логистические, весьма существенен. С другой стороны, статистические данные свидетельствуют о том, что большая часть накопленного и привлекаемого сейчас капитала сконцентрировано в ненаукоёмких, низкотехнологичных отраслях, таких как торговля и общественное питание, что не соответствует потребностям развивающейся экономики России.

Мировая тенденция увеличения объёмов иностранного капитала, направляемого в сектор услуг, предоставляет гораздо более широкие возможности и несёт в себе огромный потенциал для экономического роста национальных экономик принимающих стран, в том числе и для российской экономики. Необходимо подчеркнуть, что важной задачей является не просто увеличение объёмов привлекаемого капитала, но изменение его структуры с повышением доли инвестиций, направляемых в высокотехнологичные отрасли сферы услуг.

Актуальность темы

исследования определяется изменениями, происходящими на международном рынке капитала, современным состоянием российского сектора услуг, а также необходимостью изменения структуры привлекаемого иностранного капитала, направляемого в российский сектор услуг.

В связи с тем, что развитие сферы услуг играет решающую роль в процессе становления постиндустриального общества, исследование всех аспектов трансформации этого сектора экономики, её направлений, форм, качественных и количественных характеристик представляется не только актуальным с научной точки зрения, но и непосредственно практически значимым с позиции поиска оптимального пути трансформации российской экономики в постиндустриальную.

Привлечение иностранного капитала в сферу услуг в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) способно содействовать решению целого ряда задач, среди которых основными являются повышение качества и расширение ассортимента предоставляемых услуг на внутреннем рынке и повышение конкурентоспособности российских отраслей сферы услуг, носящих экспортную направленность.

В условиях либерализации экономики и роста объёмов международной торговли услугами остро стоит проблема повышения конкурентоспособности российского сектора услуг. Тот факт, что до сих пор российский сектор услуг аккумулировал незначительный в мировом масштабе объём иностранного капитала, большая часть которого направлялась в быстроокупающиеся отрасли, такие как: общественное питание, бытовое обслуживание, розничная торговлятогда как наибольший эффект на развития экономики оказывает приток капитала в высокотехнологичные отрасли сферы финансовых, информационно-коммуникационных и бизнес-услуг, — свидетельствует о том, что существует явная необходимость разработки государственной политики содействия привлечению иностранного капитала для развития высокотехнологичных отраслей сферы услуг.

В целом, стимулирование развития высокотехнологичных услуг — то есть услуг, связанных с разработкой программного обеспечения, предоставлением мобильной и космической связи, в сфере Интернет, телекоммуникаций, масс-медиа и НИОКР — должно стать одним из приоритетных направлений современной экономической политики России. При этом, как показывает мировой опыт, значительный результат в развитии сектора услуг достигается благодаря успешному сочетанию национального (государственного и частного) и иностранного капитала, вызывающему синергетический эффект. При этом иностранный капитал в данном исследовании рассматривается не столько как источник финансирования, сколько в качестве источника ноу-хау, технических и технологических решений, а также опыта решения управленческих задач в передовых сферах.

В связи с тем, что в российской экономической литературе не получили должного освещения мировой опыт и российская практика дистанционного международного предоставления услуг компаниями с иностранным капиталом, особое внимание в работе уделено офшорингу услуг. Процесс глобализации экономики затрагивает всё новые сферы человеческой деятельности и предпринимательской активности, порождая и развивая новые формы взаимоотношений на международных рынках. Не является исключением и сектор услуг. Благодаря развитию и широкому распространению информационно-коммуникационных технологий — явлению, получившему название «революция внешнеторговой мобильности», многие услуги стало возможным продавать за границу посредством современных скоростных каналов связи и международной сети Интернет. Таким образом, для некоторых услуг такая особенность их предоставления, как необходимость потребителя и производителя услуг находиться в одном и том же месте, перестала быть актуальной. Преодоление такого барьера стало причиной появления новых форм международных отношений в сфере услуг, в частности, офшоринга.

Офшоринг услуг является одним из приоритетных экспортных направлений ряда развитых и развивающихся стран и создаёт большие возможности для увеличения доходов России от экспорта услуг, являясь одним из способов диверсификации экспорта.

Ввиду того, что опережающее развитие сектора услуг является одной из важнейших мировых тенденций, изучение становления и развития современной российской сферы услуг, а также особенностей привлечения в неё иностранного капитала является весьма актуальным и востребованным направлением современных экономических исследований. Несовершенство российских законов, регулирующих приток иностранного капиталаслабость статистической базы, отражающей результаты развития как сектора услуг, так и притока в него капиталаотсутствие большого объёма монографий и публикаций по теме, с одной стороны, явились причиной затруднений при проведении исследования, но с другой стороны, свидетельствуют о том, что данное направление исследований только начинает разрабатываться, что делает данное исследование ещё более актуальным.

На фоне роста значимости сектора услуг в мировой экономике, выражающегося в значительном увеличении объёмов международной торговли услугами, увеличении потоков иностранного капитала в сектор услуг и расширении возможностей использования отраслей сектора услуг в качестве движущих сил экономического роста страны, развитию российского сектора услуг уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания, о чём свидетельствуют: незначительная доля услуг в российском экспорте, малая доля привлечённого капитала в форме прямых инвестиций, а главное отсутствие программ по стимулированию притока капитала в более сложные, высокотехнологичные отрасли сферы услуг. Поэтому основная проблема исследования заключается в отставание уровня развития российских высокотехнологичных отраслей сферы услуг от требований современного рынка.

Целью данного исследования является поиск возможностей увеличения объёма привлекаемого иностранного капитала и технологий в российский сектор высокотехнологичных услуг.

Реализация указанной цели осуществляется на основе решения следующих задач:

• определить роль и место сектора услуг в эпоху глобализации мировой экономики и становления постиндустриального общества;

• сформулировать определение понятия «высокотехнологичные услуги»;

• охарактеризовать офшоринг услуг как вид международных экономических отношений в сфере высокотехнологичных услуг, источник иностранного капитала, технологий и ноу-хау, новое явление в международном разделении труда;

• на основе анализа современного состояния рынка услуг в России, а также особенностей привлечённого на него иностранного капитала, предложить возможные направления повышения конкурентоспособности российского сектора высокотехнологичных услуг;

• на основе мирового опыта правового регулирования торговли услугами и инвестиций в сфере услуг, выявить недостатки российской нормативно-правовой базы, регулирующей приток иностранного капитала в сектор услуг, и определить, какие изменения в российском законодательстве могли бы привести к увеличению объёмов привлекаемых средств;

• определить пути оптимизации структуры привлекаемого иностранного капитала в сектор услуг, в том числе пути ускорения привлечения иностранного капитала в высокотехнологичные отрасли российского сектора услуг, развитие которых содействовало бы повышению эффективности национальной экономики;

• предложить набор мер, способствующих развитию офшоринга услуг в России, а также увеличению объёмов иностранного капитала, привлекаемого в российские высокотехнологичные услуги.

Объектом изучения является сектор услуг, его место и значение для развития национальной экономики.

Предметом исследования являются возможности привлечения иностранных инвестиций для развития российского сектора высокотехнологичных услуг.

Информационная база исследования. Незначительный объём привлекаемого иностранного капитала в российский сектор услуг, по-видимому, является главной причиной отсутствия большого числа фундаментальных исследований и публикаций по теме диссертации в российской экономической литературе, в которой гораздо больше внимания уделяется привлечению капитала в реальный сектор экономики, тогда как иностранные исследователи всё больше внимания акцентируют на инвестициях в сектор услуг. Наиболее полным и комплексным исследованием данной проблемы можно назвать «Доклад о мировых инвестициях» ЮНКТАД «Переориентация на сектор услуг» за 2004 год, в котором приводится анализ причин и последствий увеличения доли международных инвестиций, направляемых в сектор услуг. Также интерес представляет работа учёных из Всемирного Банка: «Влияние снятия барьеров на пути иностранных инвестиций в сфере услуг: последствия вступления России в ВТО» 2004 года, в которой исследованы последствия либерализации российского рынка услуг и привлечения инвестиций в бизнес-услуги.

В российской экономической литературе монографий и учебных пособий, касающихся привлечения иностранного капитала в сектор услуг, практически не существует. Серьёзные исследования в основном посвящены международной торговле услугами. Особенно весомый вклад в изучение этой темы внесли монография Дюмулена И. И. «Международная торговля услугами» и учебное пособие под редакцией Долгова С. И. «Участие России в международной торговле услугами», в которых также затронуты вопросы, связанные с инвестициями в сектор услуг.

Среди диссертационных исследований наибольший интерес представляет работа Земницкого A.B. «Оценка последствий либерализации импорта услуг для российской экономики (на примере финансовых услуг)» (2003 г.), в которой исследованы положительные и отрицательные стороны увеличения притока иностранного капитала в российский сектор финансовых услуг, а также приводится прикладное моделирование последствий либерализации рынка финансовых услуг.

При этом проблема привлечения иностранных инвестиций для создания офшоринговых компаний в российской литературе практически не исследована.

При проведении диссертационного исследования, кроме перечисленных работ, были использованы материалы сборников международных организаций, российских государственных учреждений, исследовательских институтов, в том числе таких, как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Институт мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО), Минэкономразвития РФ, Институт Маккинзи, Федеральная служба государственной статистики и материалы научных журналов, в том числе «Инвестиции в России», «Российский внешнеэкономический вестник», «Эксперт» и т. д., а также информационные ресурсы электронной сети Интернет. Более подробный анализ информационной базы исследования предложен в Приложении 1 «Обзор библиографии» на стр. 159.

Теоретическая основа исследования. Во время подготовки работы были изучены труды ведущих экспертов в данной области, таких как Адно Ю. Л., Булатов A.C., Демидова Л. С., Долгов С. И., Дюмулен И. И., Земницкий A.B., Иноземцев В. Л., Костюнина Г. М., Куренков Ю. В., Ливенцев H.H., Полуэктов А. Б., Софина Т. Н., Спартак А. Н., Фаминский И. П., а также иностранных экспертов, таких как М. Амити, Г. Беккер, Д. Белл, Е. Вилангер, Дж. К. Гэлбрейт, Д. Дженсен, М. Клименко, П. Кауэей, И. Колстад, Д. Маркуссен, Т. Ратерфорд, Д. Tapp, чьи исследования послужили основой при изучении данной темы. Нисколько не умаляя вклада перечисленных специалистов в изучение вопросов, связанных как с сектором услуг, так и с иностранным капиталом, следует отметить, что современные тенденции на международном рынке капитала требуют уделить особое внимание и провести отдельное исследование особенностей привлечения иностранного капитала в российский сектор высокотехнологичных услуг.

Методология работы основана на системном подходе и включает в себя стандартные методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, а также восхождения от абстрактного к конкретному.

Хронологические рамки. Исследование охватывает период с начала 1990;х годов до 2007 г.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней последовательно и комплексно исследованы основные черты и особенности сектора услуг как отрасли народного хозяйства, мирового лидера по объёму привлекаемых иностранных инвестиций, ключевого сектора постиндустриальной экономики. Предложено авторское определение понятию «высокотехнологичные услуги». Обоснована необходимость привлечения инвестиций с точки зрения получения доступа к современным технологиям и методам организации производства в сфере высокотехнологичных услуг. Раскрыты особенности привлечения инвестиций в те виды услуг, которые стало возможным передавать с помощью современных средств связи, в частности подробно проанализировано и оценено такое относительно новое явление в международных внешнеэкономических связях, как офшоринг услуг. Определены перспективы России на рынке офшоринга.

Уточнены особенности современного состояния российского рынка услуг, в том числе и как реципиента иностранного капитала. Выявлены недостатки правовой системы, регулирующей сектор услугисследованы основные виды препятствий, ограничивающих деятельность иностранных инвесторов на российском рынке услуг. Разработаны рекомендации по более рациональному использованию инструментов государственного воздействия в целях улучшения структуры привлекаемых иностранных инвестиций в третичный сектор российской экономики.

Положения, выносимые на защиту, органично связаны с результатами, полученными в процессе исследования, раскрывают научную новизну работы и состоят в следующем:

1. Уточнено на основе зарубежного и российского опыта влияние иностранного капитала на развитие целого ряда отраслей сектора услуг, в том числе информационно-коммуникационных, деловых и финансовых.

2. Обоснована необходимость увеличения притока иностранного капитала в сектор высокотехнологичных услуг РФ, заключающаяся не столько в дефиците национальных финансовых ресурсов, сколько в необходимости получения доступа к зарубежным передовым технологиям, управленческому опыту и навыкам (ноу-хау), носителями которых являются иностранные компании, приходящие на российский рынок.

3. Выявлены недостатки и слабые стороны российской нормативно-правовой базы по регулированию иностранных инвестиций, направляемых в сектор услуг, выдвинуты соображения по их устранению.

4. Разработаны предложения по совершенствованию региональной политики привлечения иностранных инвестиций в российский сектор услуг, нацеленные как на развитие услуг для внутреннего потребления, так и на развитие офшоринговых услуг — источника диверсификации российского экспорта.

5. Выдвинуты и обоснованы экономические и организационные меры в целях стимулирования притока иностранного капитала в высокотехнологичные отрасли сферы услуг посредством офшоринга. Обоснованы принципиальные различия между офшорингом и международным аутсорсингом услуг (часто ошибочно взаимозаменяемыми или объединяемыми понятиями).

Практическая значимость работы заключается в том, что её положения и выводы могут быть использованы как основа для дальнейшего комплексного исследовании проблематики привлечения иностранных инвестиций в сектор услуг, особенно в случае присоединения России к ВТО. Более того, выводы и предложения могут быть использованы Министерством экономического развития и торговли РФ и другими российскими министерствами и ведомствами, имеющими непосредственное отношение к повышению уровня конкурентоспособности российской сферы услуг, при подготовке проектов документов по вопросам совершенствования государственной политики, регулирующей данный сектор. Полученные результаты могут послужить справочным материалом для отечественных компаний, заинтересованных в привлечении иностранного капитала. Также основная часть исследования может быть использована для составления пособия для студентов ВУЗов экономических специальностей и может найти применение в учебном процессе при подготовке курсов лекций по внешнеэкономическим дисциплинам.

Основные научные положения, изложенные в диссертации и выносимые на защиту, опубликованы автором исследования (без соавторства) в пяти статьях, общий объём которых составляет около 2,2 авторских листа.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем основной части исследования составляет 151 страницу печатного текста. Библиография представлена 94 источниками, из них на иностранном языке более 20 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённый в диссертационном исследовании анализ вопросов, связанных с привлечением иностранного капитала в сектор услуг, показал, что данная тема, несмотря на её актуальность в настоящее время, в российской экономической литературе мало исследована и содержит ещё много дискуссионных вопросов, обсуждение которых обусловлено дальнейшим развитием таких двух сложных процессов, как регулирование иностранного капитала, привлекаемого в национальную экономику, и развитие национального сектора услуг.

В заключительной части исследования хотелось бы сделать некоторые обобщающие выводы и высказать предложения, реализация которых, на наш взгляд, могла бы способствовать дальнейшему развитию российского сектора услуг, повышению его эффективности и международной конкурентоспособности.

1. Международные внешнеэкономические связи (в том числе: экспорт, импорт, прямые и портфельные инвестиции, слияния и поглощения компаний, перемещение рабочей силы) в рамках сферы услуг развиваются быстрыми темпами. Существенное увеличение инвестиций в сферу услуг связано как с ускорением либерализации соответствующего сегмента мирового рынка, начиная с середины 90-х годах XX века (в том числе в рамках ВТО), так и обусловлено объективными процессами повышения роли этого сектора мирового хозяйства в условиях глобализации экономики. Концепция постиндустриального общества превратила сферу услуг из второстепенной, зависимой от промышленности отрасли в передовую и самостоятельную наукоёмкую, инновационную сферу. Качественный прорыв в области информационных технологий и повсеместное распространение новых знаний и навыков в этой области уже создали новые виды услуг, а также предпосылки образования ещё более новых видов и классов услуг, появление, развитие и совершенствование которых будут определять дальнейшую судьбу мирового сообщества. Осознание того, что сектор услуг может стать источником экономического роста и диверсификации экономики и конкурентоспособного экспорта, должно выразиться в конкретных мерах, направленных на развитие передовых высокотехнологичных отраслей сектора услуг.

2. Информационно-коммуникационные, финансовые и деловые услуги на сегодняшний день во многом определяют ход развития мировой экономики, развитие её экспортного и интеграционного потенциала. Иностранный капитал и сопутствующие ему новые технологии способны качественно изменить существующее положение на рынках этих услуг. Результаты технологического прорыва, произошедшего во многих отраслях сферы услуг, внедрённые на российский рынок при помощи иностранного капитала, будут способствовать качественному изменению и в других отраслях экономики.

3. Мировой опыт показывает, что позитивное воздействие импорта иностранного капитала на развитие принимающей страны достигается в том случае, когда государство — реципиент проводит активную инвестиционную политику, а именно, действует, соизмеряя потенциальные выгоды для решения национальных экономических и политических задач с возможной угрозой независимости в случае бесконтрольного доступа иностранных инвесторов к стратегически важным ресурсам страны. Иностранный капитал должен допускаться в те отрасли сферы услуг, развитие которых отвечает долгосрочным интересам страны, и в том количестве, которое необходимо и достаточно для взаимовыгодного партнёрства. В связи с этим хотелось бы подчёркнуть, что в сложившихся благоприятных условиях (стабильный экономический рост и благоприятная конъюнктура цен на энергоносители) необходимо уделить особое внимание созданию инвестиционно-привлекательного климата не только для высокотехнологичного и наукоёмкого промышленного производства но, что не менее важно, для наиболее динамично развивающейся и приобретающей всё более важное значение сферы высокотехнологичных услуг.

4. Объём международных потоков капитала, направляемого в сектор услуг, растёт опережающими темпами, при этом участие России в этом процессе незначительно, что является серьёзным недостатком российской экономической политики. На наш взгляд, одним из факторов, который будет способствовать развитию российской экономики, является увеличение объёма привлекаемого капитала в сферу высокотехнологичных услуг, потому что развитие сектора высокотехнологичных услуг улучшает не только благосостояние конечных потребителей, но и показатели реального сектора экономики, так как, помимо прочего, оказывает непосредственное воздействие и на повышение эффективности промышленного производства.

5. Российский сектор услуг в настоящее время можно охарактеризовать как динамично растущий и развивающийся темпами, соответствующими экономике переходного периода. В связи с тем, что при советской власти сектор услуг считался второстепенным и финансировался по остаточному принципу и в условиях государственной монополии и отсутствия конкуренции имел низкие темпы развития, технико-технологическое отставание во многих отраслях сектора до сих пор не преодолено. Поэтому следует отметить, что привлечение иностранного капитала в российский сектор услуг необходимо рассматривать не только как финансовый источник, но в большей степени как источник технологий, ноу-хау и управленческого опыта, дефицит которых и определяет современное положение российской сферы услуг.

6. Отраслевая структура привлекаемого иностранного капитала в настоящее время не полностью удовлетворяет потребности страны в высокотехнологичных услугах. Высокий уровень риска и неопределённость переходного периода, быстрая окупаемость вложений в ненаукоёмкие сектора услуг, а также неудовлетворённый спрос населения потребительскими услугами вызвал значительный приток капитала в отрасли оптовой и розничной торговли и общественного питания, доля которых в объёме привлекаемого в сектор услуг капитала составляет из года в год примерно 45%. Далее по объёму следуют отрасли связи, транспорта, услуги, связанные с арендой и финансовой деятельностью, однако, их доля невелика. Сложившийся дисбаланс характерен для экономик переходного периода. Для его преодоления необходимо создавать благоприятные для инвесторов условия, особенно на региональном уровне, именно в тех отраслях, развитие которых является приоритетным и становится движущей силой современной экономики.

7. Привлечение иностранного капитала в российский сектор услуг должно развиваться в сторону усиления технологического потенциала российского сектора услуг, повышения в нём доли наукоёмких, высокотехнологичных услуг. Повышение эффективности экономики от деятельности предприятий сферы услуг достигается в случае развития услуг, содействующих развитию бизнеса, таких как консалтинг, аудит, маркетинговые услуги, в сфере рекламы, логистики, банковского и страхового дела. Привлечение инвестиций в эти сферы содействует повышению качества предлагаемых на рынке страны услуг, что положительно влияет на улучшение экономической ситуации в стране в целом, а также повышает уровень благосостояния конечных потребителей услуг.

8. Среди основных причин низкого уровня притока капитала в российский сектор услуг можно назвать неразвитость российской законодательной базы, регулирующей взаимоотношения на национальном рынке услуг, а также внешнюю торговлю услугами и инвестиции в данный сектор. Модернизация и актуализация законодательной базы, приведение её в соответствие с требованиями ВТО и международного права произведёт положительный эффект, стимулирующий приток иностранного капитала в российский сектор услуг. Предлагается дать чёткое определение понятию «услуга», отсутствующее в российском законодательствепринять хотя бы рамочный закон «О привлечении иностранных инвестиций в сектор услуг», который бы определил основные понятия и правила этого процесса, права и обязанности участниковв связи с расширением участия России в трансграничной поставке услуг посредством офшоринга, принять закон «о деятельности подразделений иностранных компаний, осуществляющих офшоринговую деятельность.

9. Несмотря на то, что либерализация сферы услуг необходима и проводится в настоящее время, полное открытие границ для иностранных инвесторов в сфере услуг недопустимо, так как может привести к потере финансовой независимости целых отраслей экономики. Важной задачей, стоящей перед страной в преддверии присоединения к ВТО, является задача определения оптимального баланса: такого объёма иностранного участия в национальном секторе услуг, который бы стимулировал развитие отраслей, но не лишал их независимости. При этом необходимо определить максимальную долю участия иностранного капитала во всех или в наиболее значимых отраслях сектора услуг, как это уже сделано для банковских и финансовых услуг.

10. В ходе исследования было выяснено, что одной из новых форм взаимодействия на международном рынке услуг является офшоринг услуг. Как представляется, по целому ряду причин, Россия может стать офшоринговым центром, что позволит, с одной стороны, увеличить приток капитала в сектор услуг, а с другой, — повысить экспортный потенциал страны, расширяя номенклатуру торгового баланса услугами, увеличить число новых высокооплачиваемых рабочих мест, активнее интегрировать страну в современную международную производственную цепочку и международное разделение труда.

11. Россия может стать привлекательным центром для офшоринга только при условии принятия целого ряда мер, включающих развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры высокоскоростной связи, создание выгодных условий для офшоринга (в том числе и налоговых), разработку специальных программ подготовки и повышения квалификации специалистов в наиболее перспективных для офшоринга отраслях (особенно в регионах), а также их лингвистической подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон № 126 «О связи».
  2. Федеральный закон № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  3. Федеральный Закон № 135−1 «О банках и банковской деятельности».
  4. Федеральный Закон № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской1. Федерации».
  5. Федеральный Закон № 164 о «Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности».
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2, глава 37−53) М.:1. Гроссмедиа, 2007. 560 с.
  7. Налоговый кодекс РФ (часть 2, статьи 306−312) М.: Приор, 2004. — 400 с.
  8. Монографии, учебники и учебные пособия
  9. Инвестиционная деятельность в РФ: условия, факторы, тенденции М. Федеральная служба государственной статистики, 2006. 110 с.
  10. В.В. Энциклопедия социологии Серия «Мир энциклопедий». Минск: Книжный Дом, 2000. 1200 с.
  11. H.H., Костюнина Г. М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран): Учебник. М. Экономистъ, 2004. -368 с.
  12. П. Экономика мирохозяйственных связей М.: Прогресс, 1992. 515 с.
  13. Мировая экономика: Учебник под ред. Булатов A.C. М.: Эконоистъ, 2004. — 734 с.
  14. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику /Авт. коллектив под ред.: А. З. Астапович, С. А. Афонцев, JIM. Григорьев, E. J1. Яковлева- Бюро экономического анализа. -М.: ТЕИС, 2001. 497 с.
  15. Седов К. Б. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы
  16. России. М.: Экономика, 2006. — 272 с.
  17. С.Е. Региональная специфика инвестиционного климата. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 82 с.
  18. Участие России в международной торговле услугами: масштабы, основные направления, регулирование. Рук. Авт.колл. и общая редакция С. И. Долгов. М.: ВАВТ, 2005. — 78 с.
  19. Материалы научных исследований21.3емницкий A.B. Оценка последствий либерализации импорта услуг для Российской экономики: на примере финансовых услуг: дисс.. канд. эк. наук. М, 2003
  20. Комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвесторов: опыт Новгородской области. Под ред. Главацкой. М.: CEPRA, 2002, 109 с.
  21. О.В. Разработка стратегии развития внешнеэкономической деятельности в России в сфере экспорта транспортных услуг: дисс.. докт. эк. наук. М, 2003.
  22. Т.Н. Рынок услуг (методологические основы формирования и функционирования): дисс.. канд. эк. наук. СПб., 1999.
  23. Н.П. Развитие рынка услуг в условиях становления постиндустриальной экономики: дисс. канд. эк. наук. Саратов, 2002.
  24. Публикации в периодических изданиях
  25. Демидова J1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 2. — С. 24−32.
  26. Н.Г., Семилютина Н. Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2003. — N 3.
  27. Д.В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — № 1. — С. 14−25.
  28. В.Л. Две концепции исторического развития: марксизм и постиндустриализм // Философские исследования. 1997. — № 3. — С. 30−73
  29. C.B. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию // Международное публичное и частное право. 2005. — № 4. — С. 32−37.
  30. В., Коровин С., Кузнецова Е., Чапский П. Признание роста // Вестник McKinsey. 2004. — № 3 (8).
  31. М., Розенфельд Д., Фаррелл Д. Будущее глобального рынка труда // McKinsey Quarterly. 2006. — № 13.
  32. Д. Аутсорсинг и человеческий капитал в Восточной и Западной Европе // Beyond Transition. 2006. — июль-сентябрь — С. 6−8.
  33. Е.А. Тенденции и проблемы развития рынка услуг сотовой связи // Вестник МГТУ. 2006. — т. 9. — № 4. — С.643−647.
  34. М. Перспективы западноевропейских инвестиций в розничную торговлю России. // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. — № 2. С. 36−41.
  35. М. Прямые иностранные инвестиции как фактор конкурентоспособности и интересы России. // Инвестиции в России. 2002. -№ 10. — С. 16−20.
  36. , Л. Инвестиции в сфере услуг на примере рынков информационных систем и средств связи: гонка со сменным лидером? // Инвестиции в России. 2004. — N 7. С 44−47.
  37. Е. М. Зарубежный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций в сектор услуг. Основные выводы для России // Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 16. — С. 55−60.
  38. Д. Офшоринг переходит в наступление // Вестник McKinsey. 2004. — № 3. — С. 64−75.
  39. А. Зарплаты финансовых специалистов: последние тенденции // Финансовый директор. 2005. — № 7−8.
  40. , Е.Е. Проблемы инвестирования торговли и сферы услуг // Коммерческий вестник. 2002. — N 5−6. — С. 2−5.
  41. Публикации автора по теме исследования
  42. А.С. Некоторые аспекты привлечения иностранного капитала в сектор услуг // Проблемы современной экономики, 2007, № 3.(стр.363−366)
  43. А.С. Привлечение иностранного капитала в российский сектор услуг: перспективы развития офшоринга // Российский экономический интеренет журнал (ссылка: http://www.e-rej.ru/articles/2007/Yegorov.pdf)
  44. А.С. Место сектора услуг в процессе становления постиндустриальной экономики (инвестиционный аспект) // Вопросы экономических наук, 2007, № 2 (стр. 47- 58).
  45. А.С. Перспективы увеличения доли услуг в структуре экспорта РФ. Электронный ресурс. / ФГОУ ВПО МГТУ. Мурманск: МГТУ, 2007. (стр. 381 — 384).
  46. Источники на иностранных языках
  47. Amity М., Way С. Fear of offshoring: is it justified? National Bureau of economicresearch. Cambridge, 2004 65.
  48. Becker, Gary Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.
  49. Boosting global employment. The potential of trade in services. UNCTAD, 2005
  50. Brown Drusilla, Stern Robert. Measurement and Modeling of the Economic Effects of Trade and Investment Barriers in Services. Department of Economics. Tufts University, 1999−49 c.
  51. FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development / World Investment Report. UNCTAD, UN New York and Geneve, 2006 366 c.
  52. Foreign Direct Investment in Services and the Domestic Market for Expertise. Markusen, J., Rutherford, T.F., and Tarr, D.G., Presented at the Second Annual Conference on Global Economic Analysis, 1999.
  53. Fourastier J. Le grand espoir du XXe siecle. Paris, 1949. 319c.
  54. Global competitiveness report 2006−2007. Palgrave Macmillan. 2007. 576c.
  55. Globalization and offshoring of software. A report of the ACM Job Migration Task Force, 2006. 288. (also available at http://www.acm.org/globalizationreport)
  56. Kolstad Ivar, Villanger Espen. Determinants of foreign direct investment in services. Chr. Michelsen Institute, 2004 -31c.
  57. Marin Dalia A New International Division of Labor in Europe: Outsourcing and Offshoring to Eastern Europe, University of Munich, 2005
  58. Peterson T.J. Russia and the Information Revolution. RAND Corporation, MG 422, 2005. 140c.
  59. The Impact of Liberalizing Barriers to Foreign Direct Investment in Services: The Case of Russian Accession to the World Trade Organization by Jesper Jensen, Thomas Rutherford, David Tarr .The World Bank. Washington D.C., 2004. 58c.
  60. The share of employment potentially affected by offshoring an empirical investigation, OECD, 2005.-45c.
  61. The shift towards services. UNCTAD, World Investment Report New York and Geneve, 2004- 468c.
  62. The transnationalization of service industries. An empirical analysis of the determinants of FDI by transnational service corporations". U.N. 1993.
  63. Trade in services and development implications. UNCTAD. Geneva. 2007 18c.
  64. Trends and recent developments in foreign direct investments. OECD, 2004
  65. Transnational Corporations and the Internationalization of R&D. UNCTAD, World Investment Report 2005: Geneva. 2006.
  66. Warren, Tony and Christopher Findlay, Competition Policy and International Trade in Air Transport and Telecommunications Services, Australian National University and University of Adelaide, Conference paper, 1997.
  67. И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Распределенная конференция «Технологии информационного общества 98 -Россия» режим доступа: http://www.iis.ru/events/19 981 130/alexeeva.ru.html, свободный
  68. Без разрешения не пускать // Эксперт Online от 18.07.2007 режим доступа: http://www.expert.ru/news/2007/07/18/strateg/, свободный.
  69. В., Агабеков С. Удержат ли русские свой рынок ИТ-услуг? Cnews 08.09.2005
  70. М. Два рыночных локомотива // Эл. Журнал Бел газета. Режим доступа: www.belgazeta.by/20 050 503.21/500 294 660 свободный.
  71. МПС РФ Официальный сайт. Режим доступа: http://reforrnarzd.ru/archive/art25.html свободный
  72. С.И., Яковлева Т. И. Экономика 21 века на базе Интернет-технологий -режим доступа: http://econom.nsc.ru/ieie/main.htm, свободный.
  73. РАО ЕЭС Росии Официальный сайт. Режим доступа: http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/reason/show.cgi?content.htm свободный.
  74. Софтверные фирмы наращивают офшорный бизнес www.algonet.com
  75. Фройенхем Эд Отчет подтвердил спорные цифры по офшорингу. http://www.itplusdev.com/offshore-software-development.htm
  76. Шлямин, Линник Опыт Финляндии в повышении конкурентоспособности национальной экономики www.rusfintrade.ru
  77. Эбер Марк Конец офшорного доминирования Индии? http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=3351
  78. Chandrasekhar С.Р. Business Process Outsourcing: The New Mantra 2003 http://www.macroscan.com/cur/jun03/cur250603BusinessProcessOutsourcing.htm
  79. Services Directive the last laphttp://www.europarl.europa.eu/news/public/storypage/056−12 684−317-ll-46−909−2 006 1114ST012683−2006−13−1 l-2006/defaulten.htm
  80. Services Directive reaches final stage EP position prevailshttp://www.europarl.europa.eu/news/expert/briefingpage/12 633−320-l 1−46−2 006 1113BRI12514−16−11 -2006−2006/defaultp001 c003en. htm
Заполнить форму текущей работой