Российская духовная культура и творчество С. Д. Эрьзи: Этический аспект
Диссертация
Показаны противоречивые взаимоотношения скульптора с новой властью и модернистскими течениями в первое десятилетие после Октябрьского переворота (1917;1926 гг.). Как и подавляющее большинство представителей художественной интеллигенции, он находился под иллюзией моральной правоты большевиков, выдвинувших лозунги всемирной пролетарской революции ради достижения всеобщего счастья и благоденствия… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Языческие и христианские мотивы в творчестве С.Д. Эрьзи
- 1. 1. Отголоски древней мифологии и языческих верований в мировосприятии мордовского народа и их воздействие на молодого С.Д. Эрьзю
- 1. 2. Влияние православного христианства на С. Д. Эрьзю: библейские сюжеты и персонажи, нравственные идеалы и ценностные ориентации
- ГЛАВА 2. Серебряный век, российские модернистские течения XX века и мировосприятие С.Д. Эрьзи
- 2. 1. Идейно-нравственная направленность Серебряного века и ее отражение в искусстве С.Д. Эрьзи
- 2. 2. Этический смысл модернистских течений послереволюционной России и творчество С.Д. Эрьзи
Список литературы
- Абрамов К.Г. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов). Биографический очерк. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. — 112 с.
- Абрамов К Г. Сын эрзянский. М.: Современник, 1974. — 286 с.
- Александрова Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М.М. Бахтина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 176 с.
- Александрова Р.И. Серебряный век и творчество М.М. Бахтина // Вестн. Мордов. ун-та. 1997. — № 2−3. — С. 65−70.
- Александрова Р.И., Курносикова Е. А. Россия: духовность, философия любви. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. — 176 с.
- Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. Т. 2. — М.: Искусство, 1966.-234 с.
- Амфитеатров А. В. Мертвые боги. М.: Современник, 1991. — 541 с.
- Андреев И.П. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. -416 с.
- Ю.Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллиас Лак, 1997.-736 с.
- П.Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. -М.: ИФ РАН, 1995.-353 с.
- Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.-232 с.
- Баранова М. Мастер певучей пластики // Искусство. 1976. — № 10. — С. 3037.
- Батай Ж. Эротизм как оплот морали // Звезда. 1997. — № 9. — С. 148−150.
- Баткин J1.M. Пристрастия: Избранные эссе и статьи по культуре. М.: ТОО «Курсив-А», 1994. — 284 с.
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — С. 9−191.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия. 1979. 320 с.
- Бахтин М.М. Смелее пользоваться возможностями // Новый мир. 1970. -№ 11.-С. 237−240.
- Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.-С. 43−320.
- Бердяев Н.А. Самопознание. -М.: СП «ДЭМ»: Международные отношения, 1990.-334 с.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства / Сост. Л. В. Полякова. М.: ИМА-пресс, 1990.-288 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -608 с.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2000. — 1371 с.
- Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред. Свениц-кой И.С. М.: Республика, 1996. — 335 с.
- Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. Л.: Худож. лит., 1989. — 424 с.
- Бовуар С. де. Второй пол: В 2 т. М.: СПб.: Прогресс- Алетейя, 1997. -832 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1 Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.
- Борискин В.М. Атеизм и творчество. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. -120 с.
- Бояркин Н.И. Музыкальная культура: наболевшие вопросы // Мордовский народ: что нас волнует / Сост.: И. П. Долгаев, А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — С. 167−183.
- Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнего мира. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. — 148 с.
- Брыжинский B.C. Народный театр мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.- 168 с.
- Брюсов В.Я. Ключи тайн // Брюсов В. Я. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6. М.: Худож. лит., 1975.-С. 78−93.
- Букин А.О. С.Д. Эрьзя и Рерих // Творчество С.Д. Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.1. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. С.6−7.
- Булгаков С.Н. Моя Родина // Новый мир. 1989. — № 10. — С. 201−246.
- Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Тер-ра, 1991.-416 с.
- Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. — 415 с.
- Бычков. 2000 лет христианской культуре: sub specie aesthetica. В 2 т. Т.2. -М.: СПб.: Университетская книга, 1999. 527 с.
- Бышова B.C. Новая типографика конструктивистов // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрь-зинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 9−10.
- Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля: Рождественский собор XIII в. М.: Искуство, 1975. — 183 с.
- Вагнер Г. К. Тысячелетние корни. М.: Сов. Россия, 1990. — 96 с.
- Введение в культурологию / Под ред. Е. В. Попова. М.: Владос, 1996. -336 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
- Воронова О. Дум высокое стремленье.// С веком наравне. Т. 3. Книга о скульптуре. М.: Молодая гвардия, 1974. — С. 256−267.
- Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / Под ред. Э.П. Гомберг-Вержибинской и Ю. Н. Подкопаевой. Д.: Искусство, 1976. — 383 с.
- Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -368 с.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая антология XX века. -М.: Республика, 1997.-495 с.
- Галактионов А.А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX вв.. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. — 744 с.
- Гершензон М., Иванов Вяч. Переписка из двух углов // Наше наследие. -1989. № 3. — С. 120−131.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. — 452 с.
- Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 157 с.
- Гусейнов А.А. Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика. -М.: ИФ РАН, 1996.- 185 с.
- Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. — 472 с.
- Дворецкая B.C. Великая дружба // Сов. Мордовия. 1991. — 21 мая. — С. 3.
- Дворецкая B.C. И разойдутся небылицы по белу свету.// Сов. Мордовия.1990. 29−30 декабря. — С. 12.
- Дворецкая B.C. Умирающий гений // Известия Мордовии. 1995. — 6 июня. -С. 4.
- Дворецкая B.C. Я никогда ничего не сделаю, что бы могло повредить Родине // Известия Мордовии. 1996. — 18 октября. — С. 3.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388 с.
- Дубко Е.Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 191 с.
- Евсевьев М.Е. Избр. труды. В 5 т. Т.5. Историко-этнографические исследования. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. — 552 с.
- Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей: история, предания. М.: «Наука». 1997.-602 с.
- Ефимов И.А. Только в условиях свободы./ Мордовский народ: что нас волнует / Сост.: И. П. Долгаев, А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-С. 224−237.
- Ефремов Ю.А. Встреча скульптора с писателями // Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе / Сост. Г. С. Горина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. -С.110−144.
- Иванов В.И. По звездам: Статьи и афоризмы. СПб.: Оры, 1909. — 447 с.
- Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. — 428 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431с.
- История мировой отечественной культуры / Под ред. Н. И. Ворониной. Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 1994. — 284 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 384 с.
- Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
- Каргина Н.И. Семиотика: вариации на тему С. Д. Эрьзи // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрь-зинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С.24−26.
- Каталог произведений Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) 1876−1959 // Сост. Н. А. Дорфман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969 — 96 с.
- Клюева И.В. Историко-культурный подход в изучении творчества Степана Эрьзи // Российская провинция: история, культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиев. науч. чтений. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998. — С. 164−166.
- Клюева И.В. Ностальгия как творческий импульс на примере творчества С.Д. Эрьзи) // Творчество С. Д. Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 38−40.
- Клюева И. В. Творчество С.Д. Эрьзи как «зримая антропология» // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов ун-та, 1997. — С. 26−29.
- Козлова A.JI. Творчество С. Д. Эрьзи в контексте современного мифологического сознания // Творчество С. Д. Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. Ч. 1. С. 95−96.
- Коненков С.Т. Мой век // Москва. 1969. — № 3. — С. 3−79.
- Корев Ю.С. С.Д. Эрьзя и музыка // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века.: Тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 139.
- Косидовский 3. Сказания Евангелистов. М.: Политиздат, 1977. — 262 с.
- Костин В. О художественности //Искусство. 1956. — № 2. — С. 13−16.
- Коэн С. Бухарин. Политическая биография, 1888−1938. М.: Прогресс, 1988. — 572 с.
- Краева O.JI. Диалектика потенциала человека. М.: Н. Новгород: Нижего-род. гос. с-х. академия. — 1999. — 251 с.
- Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1985.-255 с.
- Кузин И.В. От фаллоцентризма к колпоцентризму // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы международной научной конференции. СПб.: Нестор, 1999. — С.275−284.
- Кураев А. Кто послал Блаватскую? Теософия, Рерихи и православие. М.: Троицкое слово, 2000. — 399 с.
- Кураев А. Школьное богословие СПб.: Светлояр, 2000. — 371 с.
- Ламбина С.А. Мой Эрьзя // Мордовия. 1993. — № 59. — С. 9.
- Ламбина С.А. Полизначность скульптурной работы С.Д. Эрьзи «Моисей» и возможность ее целостной смысловой интерпретации // Творчество Степана
- Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзин-ских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 32−34.
- Л-ва А. Л. Мордва. Этнографический очерк // Родина 1880. — № 11 — С.646−662.
- Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. -496 с.
- Левицкий С.А. Трагедия свободы М.: Канон, 1995. — 512 с.
- Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Полн. собр. соч. Т. 45. — М.: Изд-во Полит, лит., 1982. — С.23−33
- Ленин В.И. О пролетарской культуре // Полн. Собр. соч. Т.41. — М.: Изд-во Полит, лит., 1981. — С.336−337.
- Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи «очередные задачи Советской власти» // Полн. Собр. соч. Т. 36.. — М.: Изд-во Полит, лит., 1981. -С.127−164.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1984. — 64 с.
- Ломшина Е.Н. Нравственная культура мордовского этноса. -Дисс.канд. философ, наук. Саранск, 1994. — 134 с.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. / Под ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. — 432 с.
- Манн Т. Письма. М.: Наука, 1975. — 463 с.
- Маркелов М.Г. Мордва. Оттиск из кн.: Религиозные верования народов CCCP.-T.II.-1931. С. 190−212.
- Маркелов М.Т. Саратовская мордва // Саратовский этнографический сборник. Вып.1. — Саратов, 1922. — С.51−234.
- Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. Спб.: Изд-во С, — Петербург, ун-та, 1993. — 230 с.
- Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта // К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные сочинения: В 9 т. Т. 8. М.: Политиздат, 1957. — С. 115−217.
- Мережковский Д.С. Христос и Антихрист: Трилогия. Т.2. М.: Книга, 1990.-395 с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — 416 с.
- Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М.: ИФ РАН, 2000.-318 с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. -М.: Рос. Энциклопедия, 1994. Т.2. — 719 с.
- Модернизм. Сборник. / Под ред. В. В. Ванолова и Ю. Д. Колпинского. -М.: Искусство, 1973. 280 с.
- Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.-248 с.
- Мокшин Н.Ф. Тайны мордовских имен. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.- 144 с.
- Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Соцэкгиз, 1934. — 352 с.
- Мордва: Историко-культур. очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов, B.C. Бры-жинский, И. А. Ефимов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995 — 624 с.
- Мордовские народные сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. -399 с.
- На площади уральских коммунаров // Уральский рабочий 1920. — 4 мая. -С.З.
- Настольная книга атеиста / Под ред. С. Д. Сказкина. М.: Политиздат, 1985. -460 с.
- Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис, 1997. — 160 с.
- Нехорошев Ю. Традиции советского изобразительного искусства и их развитие в современном творчестве // Искусство. 1987. — № 3. — С. 6−8.
- Новочадов В. Мордва // Тамбовские епархиальные ведомости. 1876. -№ 14. — С. 399−403.
- Осовский Е.Г. А.Ф. Юртов предтеча мордовского просветительства. -Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1995. — 36 с.
- Пайман Аврил. История русского символизма. М.: Республика, 1998. -415 с.
- Палий С. Кто умнее: мужчина или женщина // Век. № 48. — 1998. — С. 10.
- Памятники мордовского народного музыкального искусства: В 3 т. / Сост. Н. И. Бояркин: Под ред. Е. В. Гиппиуса. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988.-Т. 3.-337 с.
- Панарин А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. — 424 с.
- Письма Победоносцева к Александру III. Т.2. М.: Новая Москва, 1926. -384 с.
- Полевой Б.Н. С. Эрьзя. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. — 72 с.
- Поляков О.Е. Мордовия многонациональная: взаимоотношения народов взаимоотношения языков. — Саранск: НИИ регионологии, 1993. — 140 с.
- Поляков О.Е. Русский язык в жизни мордовского народа. Саранск. 1988. -72 с.
- Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 624 с.
- Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, КСП+, 1998. — 320 с.
- Пудваль А.Р. Здравствуйте, Эрьзя!: Биогр. повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — 176 с.
- Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1987. — 334 с.
- Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Терра, 1997. — 400 с.
- Решетникова Т.К. Российская массовая культура в аспекте этико-философского анализа. Автореферат. канд. философ, наук. Саранск, 1995.- 14 с.
- Розанов В.В. Пол как прогрессия нисходящих и восходящих величин // Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития: Лит.-эстет. Работы. М.: Искусство, 1990. — С. 394−417.
- Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. -399 с.
- Рункова А.В. Чувственно-поэтическая интерпретация женских образов С.Д. Эрьзи в преломлении художественных стилей эпохи // Вестник Мордовского ун-та. 2000. — № 1−2. — С. 80−84.
- Русский эротический фольклор: песни, обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки /Сост. А. Топоркова. М.: Ладомир, 1995.-548 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / АН СССР, Отд-ние истории, Инт археологии. М.: Наука, 1987. — 783 с.
- Рюриков В. Три влечения. Любовь, ее вчера, сегодня и завтра. М.: Искусство, 1968. — 240 с.
- Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. -Иванова: Ивановский гос. ун-т, 1997. 160 с.
- Савкин Н.С. Патриотизм в творчестве и ценностных ориентациях С.Д. Эрьзи // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — С. 62−63.
- Северова Т.А. Друг и коллега // Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе / Сост. Г. С. Горина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. — С. 83−102.
- Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. — 576 с.
- Сергеев М.Г. С Родиной в сердце // Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе / Сост. Г. С. Горина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. — С. 3183.
- Серебряный век. Мемуары. Сборник. / Сост. Т. Дубинская-Джалилова. -М.: Известия, 1990. 672 с.
- Сказка Серебряного века / Сост. Т. Берегулева-Дмитриева. М.: Терра, 1997.-640 с.
- Скрипник А.П. Моральное зло. М.: Политиздат, 1992. — 352 с.
- Скульптор Эрьзя: Биогр. Заметки и воспоминания. / Сост. М. Н. Баранова,
- B.C. Ионова. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1995. -285 с.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
- Соловьев Вл. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1990 — 815 с.
- Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов): Альбом / М. Н. Баранова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. — 272 с.
- Степанян Н.С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М.: Эксмо -Пресс, 1999. -416 с.
- Столович М.И. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. -М.: Республика, 1994. 464 с.
- Сурина М.И. С.Д. Эрьзя и русский символизм начала XX века // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. -С.58−59.
- Сутеев В.Г. Мой первый учитель // Воспоминания о скульпторе
- C.Д. Эрьзе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. — С. 144−155.
- Сутеев Г. О. Скульптор Эрьзя. Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 1968. -176 с.
- Сычев А.А. С.Д. Эрьзя мастер выражения чувств и страстей человеческих // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез.докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.1. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997.-С. 123−124.
- Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПБ.: Мифрил, 1994. VI+346 с.
- Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
- Толмачев В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1991. — № 5. -С. 18−28.
- Трофимов В.И. Образ Ленина в творчестве С Эрьзи // Искусство. -1970. -№ 3,-С. 14−17.
- Трофимов В.И. Эрьзя в Баку. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1970. — 48 с.
- Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М.: ИнфоАрт, 1991. -112 с.
- Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 199 с.
- Фролов Д.Е. Основной мировоззренческий вопрос философии: новое понимание и диалог альтернативных направлений // Материалы III Харь-ювських Mi ж нар одних Сковородит ьких читань: «Фшософ1я: классика i су-часшсть» Харьюв, 1996. — С. 19−20.
- Фролов Д.Е. Программа по курсу философии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1990.-47 с.
- Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: ООО Фирма Издательство ACT, 1998. -784 с.
- Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999. — 512 с.
- Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. М.: Республика, 1994. — 559 с.
- ЦГАРМ, Ф. 1689. -Оп.1.-Д.421.-5 док. 51 лл.
- ЦТ, А РМ, Ф. 1689. Оп.1. — Д.562. — 1 док. 40 лл.
- ЦТ, А РМ, Ф. 1689. Оп.1. — Д.610. — 1 док. 1 л.
- ЦГАРМ, Ф.1689. Оп.1. — Д. 703. — 1 док. 3 лл.
- ЦГАРМ, Ф-1689, Оп.1- Д. 1521.
- Цеткин К. Воспоминания о Ленине. М.: Госполитиздат, 1955. — 70 с.
- Шибаков Н.И. Деревянная скульптура мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980.- 152 с.
- Шибаков Н.И. Диапазон неисчерпаемости: Неизвестные работы С. Д. Эрьзи // Солнечный край: Лит-худож. сб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. — С.251−262.
- Шибаков Н.И. Степан Дмитриевич Эрьзя. Проблемы творчества. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. — 160 с.
- Шуляев А.Д. Жизнь и песня. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. -172 с.
- Щербаков Р. Серебряный век // Знание сила. — № 2. — 1991. — С. 88−95.
- Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. 416 с.
- Эрзянь цера // Чилисема. 1991. № 11. — С. 10−12.
- Эрьзя. Альбом / Сост. М. Н. Баранова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-240 с.
- Эрьзя на родине: Альбом / Сост. М. Н. Баранова, B.C. Ионова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. — 240 с.
- Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа Л.: Художник РСФСР, 1988. — 480 с.
- Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. — 384 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. — 336 с.
- Юнг К. Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий / Пер. с нем. М.: Канон, 1996.-384 с.
- Юрченков В.А. Хронограф. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 368 с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. — 596 с.
- Bahm A. Aesthetics // Bahm A. Organicism: origin and development. Albuquerque, 1996. P. 418−429.
- Bahm A. Ethics // Bahm A. Organicism: origin and development. Albuquerque, 1996. P. 430−444.
- Cann Alfred. Erzia. La vida у la obra rebedes preculares de Nefedov. Buenos-Aieres. Talleres Graficos A.J. Weiss Rio Bamba 761, 1936. — 104 p.
- Corsuera Ibanes M. Stefan Erzia у las prodigiosas maderas Argentinas // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века: Тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1997.-С. 114−116.
- Frolov D.E. Die Hirarchie der sozialen Werte und der Wechesel des Paradig-mas des Wertdenkens // Das Neue Denken im Westen und Osten. Sammelband von Vortragen der internationalen wissenschaftlichen Konferenz. St. Petersburg: «Nestor», 2000. S.53−56.
- Gottlob R. Ethik: Hierarchie der Werte // Gottlob R. Der Skandal der Philoso-phie. Verlag Die Blaue Eule, Essen, 1989. S. 247−252.147
- Gtinzl H.S. Philosophen verandern die Welt. Die Synthese von Freiheit und Ordnung // Das Neue Denken im Westen und Osten. St. Petersburg: «Nestor», 2000.-S. 4−21.
- Kramer H. Inegrative ethik. Frankfurt/M., Suhrkamp, 1992. 220 s.
- Mainov W.N. Les restes de la Mithoiogie mordvine. mordvine. — Jurnal de la Societe finno-ouqrienne. V. Helsinqissa, 1889. — 159 st.
- Schmid W. Philosophie der lebenskunst: eine Grundlegimg. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1998. 566 s.