Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности эволюции и современное состояние системы валютного регулирования и контроля в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научные результаты, отражающие личный вклад автора в разработку ключевых положений диссертационного исследования, обладающие научной новизной, содержащие приращение научных знаний в исследуемой области, заключаются в следующем: показаны место и роль валютного регулирования в качестве одного из средств обеспечения стабильности национальной экономики и стимулирования экономического роста… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы оценки валютного регулирования и его роли в валютной политике государства в России и за рубежом
    • 1. 1. Роль валютного регулирования в условиях формирования и реализации валютной политики государства. Зарубежный опыт валютного регулирования и контроля
    • 1. 2. Эволюция системы валютного регулирования и валютного контроля России
    • 1. 3. Принципы, виды и формы организации валютного регулирования и контроля в РФ
  • ГЛАВА 2. Влияние системы валютного регулирования и контроля на внешнеторговую, инвестиционную и интеграционную политику РФ
    • 2. 1. Механизм валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспортных операций и проблемы его реализации
    • 2. 2. Влияние валютного регулирования на инвестиционную привлекательность Российской Федерации
    • 2. 3. Воздействие валютной системы на участие России в интеграционных процессах на постсоветском пространстве
  • ГЛАВА 3. Современные тенденции развития валютного регулирования и котроля и оценка его эффективности по внешнеэкономическим сделкам
    • 3. 1. Новейшие тенденции в развитии системы валютного регулирования и контроля в Российской Федерации
    • 3. 2. Эффективность механизма валютного контроля в области утечки капитала за границу
    • 3. 3. Макроэкономические проблемы валютного регулировании на современном этапе. Меры воздействия за нарушение валютного законодательства
    • 3. 4. Особенности и пути совершенствования валютного контроля в коммерческом банке (на примере ОАО «Альфа-Банк)

Особенности эволюции и современное состояние системы валютного регулирования и контроля в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В современном мире глобализация международных экономических отношений диктует свои правила взаимодействия между странами, в валютной сфере это выражается в общемировой тенденции либерализации порядка осуществления текущих валютных операций и операций движения капитала. Межгосударственные и международные соглашения и договоренности (прежде всего, в рамках созданных международных организаций) по упорядочению осуществления трансграничных валютных операций, а также предупреждению или смягчению последствий возможных кризисных ситуаций в валютной сфере, налагают определенные ограничения на спектр инструментов и методов, которые страны могут использовать для достижения целей экономической, в том числе валютной политики. Огромное значение международного фактора в регулировании странами валютных отношений обусловлено, прежде всего, ростом взаимозависимости и уязвимости национальных экономик в условиях глобализации международных экономических отношений, высокой мобильности капитала.

Как показывает развитие мировой экономики, в современных условиях глобализации воздействие мировой финансовой системы на отдельные страны осуществляется на качественно ином уровне с учетом исключительности влияния ва-лютно-финансовой составляющей в экономике любого государства. Поэтому в составе национальной экономической безопасности важная роль отводится ва-лютно-финансовым инструментам и характеру их использования. Валютно-финансовая безопасность государства, по мнению исследователей достигается, соответствующим уровнем устойчивости экономического развития государства, его банковской системы, денежно-кредитной и валютной политикиона поддерживается способностью государства противостоять мировым финансовым кризисам она во многом зависит от возможности предотвращения крупномасштабной утечки капитала за границу, его «бегства» из реального сектора экономики.

В условиях повсеместной интернационализации хозяйственной жизни, валютное регулирование традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших инструментов регулирующего воздействия на экономические отношения, что объясняется взаимной обусловленностью процессов проистекающих в валют-но-финансовой сфере и экономики в целом.

Государственное регулирование валютных отношений представляет собой комплекс мер направленных на предотвращение масштабных колебаний валютного рынка, ограничение оттока значительных валютных ресурсов из национальной экономики и способствующих их концентрации в руках государства в целях финансирования приоритетных отраслей национального хозяйства.

Выбор форм и методов валютного регулирования зависят от целого ряда факторов и в первую очередь от условий экономического положения страны, а также состояния мировой и региональной валютных систем. В связи с этим, выделить единую, эталонную модель валютного регулирования, отвечающую требованиям каждого отдельно взятого государства, не представляется возможным. Таким образом, на первый план выходит проблема поиска тех механизмов валютного регулирования и валютного контроля, которые были бы наиболее адекватны современному этапу развития российской экономики.

Дополнительную сложность в создании целостной и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля создает комплексный характер рассматриваемых отношений. Отсутствие системного подхода к государственному регулированию валютных отношений связано с материальными потерями вследствие недополучения значительных иностранных инвестиций.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что развитие валютных отношений, внутреннего валютного рынка происходит при активном регулирующем участии государства и эффективном контроле за валютными операциями со стороны уполномоченных органов1. Более того, в условиях экономического кризиса, затронувшего и Россию, совершенствование контроля за осуществлением валютных операций приобретает чрезвычайную актуальность. Результативность систе.

1 См, например: Кличева Н. В. Валютное регулирование в обеспечении финансово-экономической безопасности государства в системе мирохозяйственных связей: Дисс.. канд. экон. наук, 08.00.14 -М.: РГТУ, 2006. С.37−39- 1 Жиренко В. В. Трансформация механизма валютного регулирования в системе мер по интеграции России в мировую экономику: Дисс.. канд.экон.наук, 08.00.14. — М.: Дип.акад. МИД РФ, 2007. мы валютного регулирования и валютного контроля является важнейшим фактором обеспечения устойчивости национальной валюты, стабильности финансово-кредитной системы и финансового рынка, формирования инвестиционного климата в стране, развития международной экономической интеграции.

В этой ситуации актуальность исследования, посвященного проблемам эффективности системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, существенно возрастает.

Степень разработанности проблемы. В экономической науке доминирует подход, в соответствии с которым во главу угла ставится ретроспективный анализ существовавших валютных систем. Нисколько не умаляя значение истории, в то же время, вынуждены признать, что вопросы современного состояния валютного регулирования в России, не нашли своего должного отражения. В этой связи, комплексно проблема валютного регулирования и контроля в России представляется до настоящего времени недостаточно изученной. Следует отметить, что период 1990;2000 гг. был ознаменован появлением целого ряда исследований в области валютного контроля, но в силу постоянной эволюции законодательства в данной сфере данные исследования практически не могут быть использованы в качестве научного аппарата настоящего диссертационного исследования. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что в настоящее время сложились все условия, необходимые для перехода на качественно новый уровень изучения валютного регулирования в России и перспектив его развития. Кроме того, за последние годы и сама валютная система подверглась глубокому реформированию, а, следовательно, требует нового серьезного теоретического осмысления и практических выводов.

Цель работы — комплексный анализ теоретических и практических аспектов формирования и развития валютного регулирования и контроля, а также предложений по совершенствованию методов его реализации в современных экономических условияхформулирование предложений по совершенствованию валютного регулирования в системе мер по интеграции России в мировую экономику.

Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи: определить роль валютного регулирования в современных международных экономических отношениях, его место в экономической политике государствапроанализировать международный опыт валютного регулирования и валютного контроля в развитии интеграционных процессов в мировой экономике и выявить возможность его применения в Россиипровести периодизацию истории развития валютного регулирования в советской и постсоветской России, проанализировать основные этапы становления системы валютного регулирования и валютного контроля в Россиираскрыть институциональные особенности и факторы, лежащие в основе формирования и организации системы валютного регулирования и контроля в РФ, выявить недостатки законодательства РФ в исследуемой области, обобщить требования валютного законодательства в области осуществления мероприятий по выявлению и пресечению нарушений в валютной сфереоценить эффективность механизма в области утечки капитала за границу и определить меры воздействия за нарушение валютного законодательствасформулировать практические предложения и предложить рекомендации по совершенствованию инструментария валютного регулирования и контроля в современной экономике РФоценить риски и возможности России при переходе к либеральной модели валютного регулированияпредложить комплекс мер в сфере валютного регулирования, в частности, по оптимизации притока и оттока валюты в экономике Россиивыявить способы совершенствования валютного регулирования и контроля на примере Открытого Акционерного Общества «Альфа-Банк».

Объект исследования — современная система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.

Предмет исследования — особенности процесса формирования и развития валютного регулирования в России и его эффективность в транзитивный период развития российской экономики с учетом сдвигов во внешнеэкономической и валютной политике страны.

Тема диссертационного исследования соответствует следующим пунктам паспорта специальности Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ 08.00.14 — «Мировая экономика»: п. 14. Мировая валютная система, тенденции ее дальнейшей эволюции. Валютные зоны. Соперничество доллара, евро и иенып. 21. Направления и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую базу диссертации составили положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, занимающихся теоретическими, методологическими и методическими вопросами валютных отношений: Абрамов Д.В.- Антонов В.А.- Булатов A.C.- Буторина О.В.- Горбунов О.Н.- Горлякова М.В.- Гринберг P.C.- Ершов М.В.- Жиренко В.В.- Кличева Н.В.- Красавина JT.H.- Крашенинников В.М.- Крылов О.М.- Лаврушин О.И.- Любский И.М.- Петрукович Н.Г.- Платонова И.Н.- Плотникова Н.В.- Рыбалкин В.Е.- Симина E.JI.- Фаминский И.П.- Фролов A.B.- Шалашова Н.- Шубина Т.- Эбке В. и др.

Информационную базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей, научно-публицистические издания и статьи, монографическая литература ведущих специалистов в исследуемой области. При написании работы использовались материалы российской и зарубежной периодической печати, материалы научных и научно-практических конференций, данные рейтинговых компаний и агентств, а также статистические данные Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирного банка, Росфиннадзора, Центрального Банка РФ, Министерства финансов РФ и др. Большое количество материалов, использованных автором, предоставлено глобальной сетью Интернет.

Метод исследования. Комплексный характер отношений, входящих в предмет исследования, обусловил привлечение и использование специальной экономической литературы, освещающей вопросы регулирования международной валютно-кредитной и финансовой деятельности, а также теоретические и практические вопросы эффективности экономического роста. Экономико-правовой характер темы исследования потребовал также изучения ряда научных работ юридической направленности, в том числе источников по банковскому, финансовому и валютному праву. Кроме того, принимая во внимание тот факт, что легитимная валютная политика государства имеет обязательное законодательное оформление, базой для исследования послужил нормативно-правовой массив, формирующий действующее валютное законодательство Российской Федерации.

Разработка основных положений диссертации осуществлялась на базе методов системного анализа, статистического анализа и сравнительного анализа, их синтеза, группировки фактических данных и выборочных обследований, метода индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении системного подхода к оценке эффективности государственного регулирования валютных отношений, которые оказывают воздействие на процесс интеграции России в мировую экономику.

Научные результаты, отражающие личный вклад автора в разработку ключевых положений диссертационного исследования, обладающие научной новизной, содержащие приращение научных знаний в исследуемой области, заключаются в следующем: показаны место и роль валютного регулирования в качестве одного из средств обеспечения стабильности национальной экономики и стимулирования экономического роста в современных условияхвыявлена преобладающая на нынешнем этапе тенденция валютного регулирования к постепенной замене рыночными рычагами детальной регламентации хозяйственной деятельностидоказано, что эволюция системы валютного регулирования и валютного контроля в России стало ответом на динамично развивающуюся экономику страны и либеральных тенденций в реализации ее экономической политикина основе исследования законодательной базы валютного регулирования и недостатков в современном валютном законодательстве РФ определено основное направление его совершенствования: движение к упрощению, либерализация и приведение в соответствие с международными нормамиобосновано, что цели деятельности органов валютного регулирования и контроля направлены на обеспечение достижения задач развития внешнеэкономических связей России, на основе чего сделан вывод о том, что реализация этих целей предполагает: дальнейшее совершенствование взаимодействия органов и агентов валютного регулирования и контроля, развитие инструментария валютного контроля с учетом влияния новейших факторов развития мировой экономикиразработку принципиально новых подходов к предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в валютной сферепроведена оценка эффективности механизма валютного контроля в области утечки капитала за границу, которая показала, что несмотря на положительные сдвиги с области утечки капитала на определенных этапах развития экономики РФ, вопреки проводимой валютной политике, возможны существенные скачки в показателях бегства капитала в период кризисапредложены и детально аргументированы рекомендации по совершенствованию валютного регулирования и контроля, которые включают предложения о внесении уточнений в административный регламент Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля, и предусматривают: разработку методики планирования деятельности по валютному контролюуточнение алгоритма проведения контрольных мероприятий, а также совершенствование системы управления процессами осуществления валютного контроля (на основе реформирования информационно-технической базы и реализации концепции информационно-технологической инфраструктуры).

Научно-практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения диссертационного исследования в области валютного регулирования России могут быть использованы при разработке теоретически обоснованной и практически эффективной политики в области валютного регулирования и контроля. В свою очередь, реализация выдвинутых в работе конкретных предложений позволит более эффективно осуществлять полномочий органов и агентов валютного контроля в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений в валютной сфере, что направлено, прежде всего, на укрепление и защиту экономики страны.

Ряд методологических разработок диссертации может применяться в учебном процессе по дисциплинам «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» «Валютное регулирование и валютный контроль" — при подготовке соответствующих учебно-методических материалов.

Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию на кафедре «Управление внешнеэкономической деятельностью» Института национальной и мировой экономики Государственного Университета Управления (ГУУ). Наиболее важные положения диссертационной работы были отражены в семи публикациях автора в различных научных изданиях общим объемом 3,0 п.л. и доложены в 2010;2011 гг. на международных научно-практических конференциях «Эволюция валютного регулирования в России», «Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля».

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Основной текст работы изложен на 184 страницах. Библиографический список включает 139 источников. В диссертации приведено 15 таблиц, 6 рисунков и 4 приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с целью диссертационного исследования были получены следующие основные:

1. Сфера отношений, предмет которых составляет валютное регулирование, определяется как «валютные операции». Валютные операции включают в себя трансграничные переводы торгового, инвестиционного, спекулятивного и неторгового характера, таким образом валютное регулирование оказывает влияние на такие базовые макроэкономические категории, как курс валюты, объем внешней торговли, платежный баланс и инвестиции. Также, в силу своей сущности валютное регулирование тесно взаимосвязано с денежно-кредитной и фискальной политикой. Следовательно, валютное регулирование не может рассматриваться как отдельный, независимый инструмент, используемый по принципу «регулирование ради регулирования». Валютное регулирование является лишь инструментом экономической политики в целом, неизбежно подчиненным целям этой политики.

2. Анализ международного опыта валютного регулирования внешней торговли выявляет следующее:

Страны Южной Америки в основном являются закрытыми по отношению к операциям нерезидентов в национальной валюте: в тех из них, где такие операции разрешены, установлены существенные ограничения. В странах с явной привязкой национальной валюты (Аргентина) к иностранной (доллару), т. е. действующим режимом внешнего управления («currency board») такие ограничения нецелесообразны, так Аргентина пережила тяжелейший финансовый кризис, связанный со спадом экономики США и ослаблением американской валюты.

В странах Центральной и Восточной Европы существенные ограничения установлены лишь в странах с нестабильной макроэкономической ситуацией в целях ее стабилизации. В прочих странах этого региона действующие ограничения являются частью комплексных мер по увеличению прозрачности финансовых операций и борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, в рамках общеевропейских инициатив в данной области.

В странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) действующие ограничения операций нерезидентов с национальной валютой и активами, выраженными в национальной валюте, являются частью комплексных мер, направленных на преодоление последствий финансовых кризисов.

В связи с опытом стран ЮВА, следует особенно отметить комплексный подход к оздоровительным мерам. Регулирование операций нерезидентов в национальной валюте в этих странах не является лишь элементом обособленной валютной политики, а тесно связано с регулированием фондового рынка, денежно-кредитной политикой и общеэкономической политикой государства в целом. Эта политика направлена на реинтеграцию в мировую финансовую систему на условиях снижения уязвимости экономик этих стран к колебаниям на мировых финансовых рынках.

На указанном основании представляется целесообразным использование в Российской Федерации положительного опыта в области интеграции различных направлений экономической политики в целях поддержания и дальнейшего усиления достигнутой макроэкономической стабильностиснижения уязвимости экономики России к колебаниям на мировых финансовых рынках, особенно в связи с либерализацией валютного законодательства, непредсказуемостью конъюнктуры на мировых рынках сырья и обязательствам РФ по выплатам внешнего долга.

3. Органами валютного регулирования по-прежнему остаются Правительство Российской Федерации и Банк России, но их компетенция в Законе № 173-Ф3 существенно уточнена, и более четко разграничены валютное регулирование и валютный контроль. Так, закреплено четкое разделение правотворческой компетенции между органами валютного регулирования и органами валютного контроля. Ранее органы валютного контроля имели возможность издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные к исполнению всеми субъектами внешнеэкономической деятельности, что было неприемлемо ни с теоретической, ни с практической точек зрения. Исключение органов валютного контроля из сферы регулирования валютных отношений благоприятно скажется на сокращении потенциальных злоупотреблений со стороны органов государственной власти.

Как видно из приведенного выше далеко не полного перечня особенностей регулирования валютно-финансовых отношений реформа валютного регулирования и валютного контроля заложила основу для действительно радикальной перестройки сложившегося в Российской Федерации порядка проведения валютных операций.

Несмотря на то, что новый Федеральный закон от 10.12.2003 № 173 -ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит ряд недостатков, следует признать, что его принятие является существенным достижением в сфере либерализации порядка государственного регулирования валютных отношений.

4. Система валютного регулирования и валютного контроля внешнеторговых сделок в России традиционно отличалась высоким уровнем государственного вмешательства в регулирование соответствующих отношений.

Вместе с тем, начиная с 2001 г. сформировались предпосылки для формирования новой, теперь уже либеральной тенденции в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку лишь такой подход позволит создать необходимые условия для эффективной реализации экономического потенциала государства. Апогеем реформирования валютной системы России стало принятие Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Смягчение режима валютного регулирования позволит нормализовать деловой оборот бизнеса в отношении внешнеэкономической деятельности, устранить необоснованные административные барьеры и будет способствовать ускорению темпов экономического роста и притоку инвестиций.

Унаследованная фактически с советских времен громоздкая бюрократическая система валютного регулирования и валютного контроля уже не отвечала потребностям рыночной экономики. И потому в необходимости либерализации валютного регулирования мало кто сомневался. Споры велись лишь о методах осуществления либерализации.

Исходя из либеральной концепции минимизации вмешательства государства в экономику, в ходе реформы последовательно сокращен инструментарий макроэкономического регулирования, в частности, отменена практика лицензирования капитальных валютных операций, заложена основа для перехода от разрешительного принципа проведения валютных операций к уведомительному.

Фактически единственным действующим на сегодняшний день видом валютных ограничений выступает резервирование, которое направлено на экономическое дестимулирование, а не на административный запрет отдельных видов валютных операций, что следует признать серьезным проявлением либерального подхода.

Требование же об использовании специального счета в качестве валютного ограничения рассматриваться не может, включение института специального банковского счета в систему валютного регулирования продиктовано стремлением обеспечить полное и своевременное исполнение требования о резервировании.

Отсутствие системного подхода к государственному регулированию валютных отношений имеет для государства, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных иностранных инвестиций.

5. Оценка эффективности таможенно-банковского контроля позволяет сделать вывод о том, что усовершенствование действующего таможенно-банковского валютного контроля должно включать следующие меры:

— распространить систему валютного контроля на все внешнеторговые операции. До сих пор валютным контролем не охвачен экспорт и импорт услуг, что объясняется сложностью определения моментов начала и окончания выполнения услуг, то есть неясно, как проконтролировать была ли вообще услуга;

— создать системы учета и мониторинга, совершенных через уполномоченные банки валютных операций резидентов, и единую базу данных о нарушениях законодательства.

Сформированная база данных на основе постоянного мониторинга за репатриацией в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных операций и платежей по импортным операциям позволит оперативно выявлять факты нарушений валютного законодательства и принимать адекватные меры по их пресечению.

6. Либерализация законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, последствия административной реформы в сфере органов исполнительной власти позволяют прогнозировать формирование негативных тенденций в сфере борьбы с незаконным вывозом капитала: увеличения оттока капитала по «серым» и «черным» схемамухудшения условий государственного мониторинга и контроля за миграцией отечественного капитала за границу, ослабление способности государства воздействовать на курс национальной валюты, снижения результативности таможенных и правоохранительных органов по привлечению к административной и уголовной ответственности за нарушение валютного законодательства, регулирующего вывоз капитала и т. п.

7. Для предотвращения этих и им подобных негативных последствий либерализации валютного законодательства необходим ряд законодательных и правоприменительных мер, в частности, внесение изменений в ст. 193 УК РФ по установлению ответственности за преступление по данной статье в отношении группы лиц, организовавшей преступление, а не только руководителя организациивведение ограничений при регистрации в качестве субъекта ВЭД для лиц, ранее привлекавшихся к ответственности за нарушение валютного законодательстваужесточение требований к деятельности уполномоченных банков как субъектов валютного контроля и др. Однако речь не идет об очередном ужесточении валютного контроля за вывозом капитала, а только о его постепенном совершенствовании без ущерба для внешней торговли и экономики России.

8. На основании анализа особенностей организации валютного контроля на примере конкретного банка автором выделены такие основные проблемы валютного контроля в ОАО «Альфа-Банк», как: невозвращение выручки от экспортных операцийпротиворечивость функции коммерческого банка как агента валютного контроля (осуществление реального валютного контроля) и задачи коммерческой организации (сохранение клиентов) — недостатки валютного законодательстванедостаточно эффективное взаимодействие органов валютного контроля, ФТС России и коммерческих банков в процедурах валютного контроля. В целях совершенствования валютного контроля в коммерческом банке автором предлагается усовершенствовать систему российского валютного контроля в коммерческих банках за счет: ужесточения мер административного воздействия, установления банковской ответственности, за нарушение их клиентами правил возврата валютной выручки, а также путем четкого распределения функций по валютному контролю среди субъектов валютного регулирования в законодательном порядке.

9. В целом, основными целями валютного регулирования, с позиций рыночной экономики, в России должны быть, во-первых, усиление значимости национальной валюты, то есть повышение степени ее конвертируемости, и уменьшение инфляционного давления валютного курса. Во-вторых, — стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам. Наконец, стимулирование активности субъектов ВЭД, то есть поддержка промышленного экспорта и создание условий для развития импортозамещающих производств. Для их достижения, прежде всего, необходимо выделить рыночные принципы валютного регулирования, которые должны служить ориентирами валютной политики страны и своеобразной системой координат в построении валютного законодательства.

Определенная жесткость стратегии валютного регулирования и контроля должна способствовать недопущению ущемления экономических интересов России. Изменение курса экономических реформ не означает отказа от принципиальных идей. По мере равноправного встраивания в мирохозяйственную систему валютное регламентирование будет либерализовываться, как это происходило в большинстве развитых стран.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что любые серьезные шаги по либерализации валютного регулирования не принесут ожидаемой пользы, если государство не будет проводить дальнейшие мероприятия по улучшению состояния экономики в целом и повышению ее инвестиционной привлекательности, включая борьбу с инфляцией, совершенствование налогового режима и повышение конкурентоспособности национальной банковской системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
  2. Федеральный Закон от 26 июля 2006 г. 131-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. Федеральный выпуск № 4128. 27.07.2006.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1490.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561.
  5. Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» // Вестник Банка России. 2004. № 29.
  6. Инструкция Банка России от 30 марта 2004 года № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».
  7. Инструкция Банка России от 01 июня 2004 г. № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» // Вестник Банка России. 2004. № 35.
  8. Инструкция Банка России от 07 июня 2004 г. 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» // Вестник Банка России. 2004 № 36.
  9. Инструкция Банка России от 07 июня 2004 г. № 115-И «О специальных брокерских счетах для учета денежных средств нерезидентов» // Вестник Банка России. 2004. № 36.
  10. Инструкция Банка России от 7 июня 2004 г. № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов».
  11. Информационное письмо Банка России от 31 августа 2004 г. № 29 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» // Вестник Банка России. 2004. № 55.
  12. Указание Банка России от 30 марта 2004 года № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов».
  13. Указание Банка России от 28 апреля 2004 года № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками».
  14. Положение Банка России от 9 октября 2002 года № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
  15. Положение Банка России от 1 апреля 2003 года № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».
  16. Положение Банка России от 09 июля 2003 года № 232-П «О порядке формирования резервов на возможные потери».
  17. Положение Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  18. Телеграмма Банка России от 11 июня 2004 г. № 1443-У «О процентной ставке рефинансирования, установленной с 15 июня 2004 года» // Вестник Банка России. 2004 № 34.
  19. Диссертации и авторефераты диссертаций
  20. Д.В. Валютная политика России в условиях глобализации: Дисс. канд. экон. наук, 08.00.14. М.: ВНИКИ, 2007.
  21. A.C. Экономические факторы и организационные условия повышения инвестиционного потенциала российской экономики при привлечении иностранного капитала: Дисс. канд. экон. наук, 08.00.14. М., 2010.
  22. М.В. Валютное регулирование как инструмент экономической политики государства: Автореф.. дисс. канд. экон. наук, 08.00.10. — СПб: СПбГУ, 2007
  23. Е.В. Влияние международных валютных потоков на развитие национальной экономики: Дисс. канд. экон. наук, 08.00.14. М., 2010.
  24. В.В. Трансформация механизма валютного регулирования в системе мер по интеграции России в мировую экономику: Дисс.. канд. экон. наук, 08.00.14. М.: Дип. акад. МИД РФ, 2007
  25. Н.В. Валютное регулирование в обеспечении финансово-экономической безопасности государства в системе мирохозяйственных связей: Дисс.. канд. экон. наук, 08.00.14 -М.: РГТУ, 2006.
  26. A.C. Трансформация содержания и условий вывоза за рубеж российского предпринимательского капитала: Дисс. канд. экон. наук, 08.00.14. -М.: ДА МИД РФ, 2010.
  27. A.B. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект: Дисс. докт. экон. наук, 08.00.14. М.: ИМЭМО РАН, 2008.
  28. И.М. Состояние и перспективы валютно-финансового взаимодействия России со странами СНГ: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2006. 187 с.
  29. В.В. Роль валютного курса в повышении международной конкурентоспособности национальной экономики: Автореф.. дисс. канд. экон. наук, 08.00.14. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010
  30. Н.Г. Валютно-финансовая интеграция Республики Беларусь и Российской Федерации: тенденции и перспективы: Автореф. дисс. канд. экон. наук, 08.00.10, 08.00.14. Спб: СПбГУЭФ, 2010.
  31. Н.В. Совершенствование государственного финансового контроля за осуществлением валютных операций: Автореф.. дисс. канд. экон. наук, 08.00.10-М.: РАГС, 2010.
  32. Е.Л. Механизмы и проблемы валютно-финансового взаимодействия России на пространстве СЕТ: Дисс. канд. экон. наук, 08.00.10. Саратов, 2007.
  33. С.Х. Стимулирующие механизмы перемещения инвестиционных ресурсов в мировой экономике: Дисс. канд. экон. наук, 08.00.14. — М.: ДА МИД РФ, 2010.
  34. Монографии. учебники и учебные пособия
  35. О.Б. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 240 с.
  36. В.А. Мировая валютная система и международные расчеты. М.: ТЕИС, 2000.
  37. Банковское дело: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина,, 7-е изд. — М.: Кнорус, 2008.
  38. Бзежинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М: Международные отношения, 1999.
  39. О.В. Мировая экономика в век глобализации. — М.: Экономика, 2007.
  40. A.C. Мировая экономика и международные экономичекие отношения: Учебник. М.: Магистр, 2008. — 654 с.
  41. О.В. Мировые финансы к 2020 году // Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить / под ред. С. А. Караганова. М.: ACT, 2008.-С. 86−112.
  42. Валютное регулирование и валютный контроль: Учебник / Под ред. В. М. Крашенинникова. — М.: Экономистъ, 2005.
  43. Валютный рынок и валютное регулирование. Учеб. пособие / Под ред. И. Н. Платоновой. 1998.
  44. .Ю., Земцов H.H., Пушин В. А. Валютное право России: Учебное пособие / Под общ. ред. Б. Ю. Дорофеева. М.: Издательство НОРМА, 2001.
  45. A.B. О концепции единого валютного пространства СНГ. М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ «, 2002.
  46. H.H. Валютное право: Учебное пособие. — М.: МПСИ- Флинта, 2006.
  47. Ю.А. Валютное право. — М.: Высшее образование, 2007.
  48. П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Учебник для вузов/Пер. с англ. под. ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. -М.: Экон. факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  49. Л.А. Правовое положение Международного валютного фонда и Всемирного банка. М., 1996.
  50. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под. ред. Л. Н. Красавиной. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  51. Международные экономические отношения: Учебник / Под. ред. И.П. Фа-минского, 2-е изд. М.:Юристь, 2004.
  52. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник, 6-е изд.: под ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. -М.: Кнорус, 2010.
  53. В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.: ИМЭМО РАН, 2002. — 265 с.
  54. В.Е., Щербанин Ю. А. и др. Международные экономические отношения. 7-е изд. М.: Юнита-Дана, 2009. -605 с.
  55. К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. -М.: Гардарики, 1999.
  56. Г. А., Емелин A.B. Валютное право российской Федерации: Учеб. пособие. -М.: Дело, 2002.
  57. Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Юристъ, 2008.
  58. Финансовое право: Учебник. З-е изд., перераб. и доп./Отв. Ред. О. Н. Горбунова. М.: Юристъ, 2006.
  59. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. JI.A. Дробозиной. М.: Юни-ти. 2003.
  60. В. Международное валютное право: Пер. с нем. М.: Междунар отношения, 1997.
  61. Эффективный экономический рост: теория и практика/Под ред. Т. В. Чечеревой. -М.: Экзамен, 2003.
  62. Статьи в периодических изданиях, статистические сборники
  63. Ю. Как вернуть «Сбежавшие капиталы» //Экономика и финансы. 2005 № 8.
  64. Д.Г., Пыхтин СВ., Сапожников Н. В. Новое в валютном законодательстве // Банковское право. 2004. № 3.
  65. Д. Некоторые аспекты валютного регулирования в условиях валютного кризиса // Дайджест-финансы. 2008. № 11(167).
  66. О.Н. Меры валютного регулирования в условиях перехода к либерализации внешнеэкономических отношений. // Право и экономика. 2005. № 2.
  67. В.Н. Внешнеэкономическая политика России: современное состояние и основные направления оптимизации // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. №№ 7,9,10,11.
  68. О.В. Антикризисная стратегия Европейского союза: ближние и дальние рубежи // Полития. 2009. № 3.
  69. Валютное регулирование: Нужны ли валютные вожжи нашей экономике? // Время МН. 12.03.2003.
  70. Валютное регулирование в современной экономической политике России // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал, 2007, № 1(21).
  71. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ // Audit-it.ru: 17 ноября 2005 г.
  72. Вывоз капитала: экспорт или бегство.// Материалы компании Roche & Duf-fay. 2004.
  73. Д., Головнин, М. Монетарная власть выбирает режим // http://www.internetforex.ru/statii/149.htm
  74. Годовой отчет Банка России за 2009 год. М.: Прайм-Тасс, 2010. — 277 с.
  75. Р. С. Некоторые проблемы валютной политики России. // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Денежно-кредитная и валютная политика». М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 197 206.
  76. М. Иностранные инвестиции: из России с любовью // Новая газета. 19.03.2010 г.
  77. А.В. Новеллы и нерешенные проблемы // «эж-ЮРИСТ». 2004. № 5.
  78. А.Н. Спекулятивный капитал в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 3.
  79. Н.С., Кибардина Ю. С. Влияние финансового кризиса на деятельность иностранных банков в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 9.
  80. Е.И., Ершов М. В. Валютная либерализация и национальная экономика. // Деньги и кредит. 2003. № 6. — С. 44 — 47.
  81. А.С. Современные инвестиционные тенденции в мировом хозяйстве и их проявления в российской экономике. // Международная экономика. № 12. 2009. С.28−32.
  82. О.М. Фискализация современная тенденция развития валютного законодательства Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2005. № 2.
  83. А.В. Капиталовложении из ЕС в России: значимые перемены // Современная Европа. 2009. Вып. III.
  84. П. Русские идут. Зарождение развивающихся российских транснациональных компаний // РУСАЛ в сотрудничестве с The Economist Intelligence Unit, 2006.
  85. В. Учет и контроль основные процедуры // ЮРИСТ. 2004. № 37.
  86. А. Валютное регулирование: что дальше? // Все о финансовых рынках. 2005. № 6.
  87. А.Е. Контроль либерализовали // ЮРИСТ. 2004.
  88. Методы регулирования валютных операций // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 3. 2005.
  89. Е.В. Вывоз капитала: законодательство и практика его применения // Законодательство и экономика. 2005. № 3.
  90. Мировой опыт валютного регулирования // Ученые записки С.-Пб. им. В. Б. Бобкова филиала РТА, 2007, № 1 (27).
  91. Ю. Резервирование ограничение или свобода? // Новая бухгалтерия. 2004. № 8.
  92. . Вывоз капитала и эффективность валютного контроля // Финансовый мир. 2003. № 16.
  93. К.А. Валютно-финансовые отношения стран ЕврАзЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 8.
  94. Е. Валютные недомолвки тают // Расчет. 2005. № 3.
  95. А.И. Валютное законодательство РФ нуждается в корректировке ряда положения // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 3.
  96. Н. Почему портфельный капитал ушел из России? // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 6.
  97. М., Плисецкий Д. Трансформация глобальных финансов // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 7.
  98. Н. Г. Межбанковское сотрудничество в рамках валютно-финансовой интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 39 (375).
  99. Н. Г. Развитие процессов валютно-финансовой интеграции // Финансы и бизнес. 2009. № 4.
  100. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2003. № 93.
  101. С. Валютные операции по специальным счетам // Новая бухгалтерия. 2004. № 9.
  102. М., Шохина Е. Не либерализация, но порядок // Эксперт. 2003. № 20.
  103. Ю. Контроль по-новому // Расчет. 2004. № 8.
  104. М.С. Механизм внедрения европейского опыта регулирования обменных операций в российскую экономику. // Экономические науки, 2009. № 1. С.348−351.
  105. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012—2013 гг. М.: МЭР РФ, Июнь 2010.
  106. А. В. Проблемы валютного регулирования и контроля: мировой опыт и российская практика. // Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Денежно-кредитная и валютная политика». — М.: Финансы и статистика, 2003.
  107. А.О. О некоторых аспектах либерализации валютного регулирования // Дайджест-Финансы. 2001. № 8.
  108. Н. Методы регулирования валютных операций // Финансовая газета 2005. № 3.
  109. Т. Либерализация валютного регулирования // Экономика и жизнь 2004. № 12.
  110. Этапы становления системы валютного регулирования в России // Гуманитарное знание. 2007. вып. 4.
  111. И.З. Перспективы достижения рублем статуса резервной валюты // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 10.
  112. И.З. Россия как экспортер и импортер капитала // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 3.
  113. Материалы на иностранных языках
  114. Doing Business in Russia 2009. — Wash., DC: WorldBank, IFC, 2010. — 54 P
  115. Global Financial Stability Report: Meeting New Challenges to Stability and Building a Safer System. IMF: World Economic and Financial Surveys, April 2010.-224 p.
  116. Robert W.K., Ricardo J.R. Principles of finance. D.C. Health and Company. 1992.
  117. Russian Federation: Financial Sector Stability Assesment// IMF Country Report № 10/96, April 2010. 55 p.
  118. World Development Indicators, 2008. Wash., DC: World Bank, 2009.
  119. World Economic Outlook 2010. Rebalancing Gross. IMF: World Economic and Financial Surveys, April 2010.-195 p.
Заполнить форму текущей работой