Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационные и клинические аспекты медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прогнозы развития транспорта показывают, что количество транспортных средств быстро растет, что увеличивает вероятность роста числа ДТП и создает проблемы при организации медицинской помощи пострадавшим. Наряду с этим, причинами роста количества транспортных несчастных случаев и тяжести травм при них могут быть и иные факторы, в том числе и «человеческий фактор». Например, в России основными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организация оказания медицинской помощи при обеспечении 18 безопасности дорожного движения. Состояние вопроса
    • 1. 1. Медико-социальная значимость дорожно-транспортного 18 травматизма. Понятийный аппарат
    • 1. 2. Дорожно-транспортные происшествия и дорожно-транспортный 30 травматизм

    1.3. Состояние скорой медицинской помощи в аспекте дорожно- 47 транспортного травматизма. Предпосылки к созданию системы организации оказания медицинской помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях

    1.4. Особенности оказания медицинской помощи при катастрофах и 56 чрезвычайных ситуациях

    Глава 2. Материалы и методы исследования

    2.1. Материалы и методы исследования организации и оказания 61 медицинской помощи в ДТП

    2.2. Материалы и методы исследования эффективности обезболивания 67 пострадавших в ДТП

    Глава 3. Анализ деятельности скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф при дорожно-транспортных происшествиях

    Глава 4. Приоритетные направления совершенствования системы организации и управления при оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях

    4.1. Разработка стратегии и нормативно-правового обеспечения оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях

    4.2. Разработка пилотного проекта системы организации экстренной 98 медицинской помощи пострадавшим на федеральной трассе Москва -Санкт-Петербург

    4.3. Разработка системы межведомственного взаимодействия органов 104 управления, сил и средств, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

    4.4. Организационные основы медицинского обеспечения, как критерии 121 эффективности оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях

    Глава 5. Разработка тактики применения лечебных технологий и 125 методов оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях

    5.1. Определение и классификация ведущих патологических 125 синдромов, как критерия оценки тяжести состояния и дальнейшей тактики лечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях

    5.2. Комплекс тактических и лечебных мероприятий необходимых к 132 проведению в период «золотого часа»

    5.3. Адекватная анестезия как ведущий элемент эффективного оказания 144 медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях

    5.3.1. Обезболивание с применением налбуфина, морфина и 144 бупренорфина в комплексной терапии травматического шока у пациентов с автодорожной травмой в условиях скорой медицинской помощи.

    5.3.2. Регионарная анестезия, как альтернатива, в безопасной анестезии 156 при автодорожной травме конечностей

    5.4. Клинико-физиологическая оценка лечебно-тактических методов оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях

    Глава 6. Разработка комплекса организационно-тактических мер 166 необходимых к использованию при медицинском обеспечении пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях

    6.1. Оценка действий бригад скорой помощи при оказании помощи 166 пострадавшим

    6.2. Анализ зависимости тяжести последствий дорожно-транспортных 177 происшествий от факторов, влияющих на организацию оказания медицинской помощи

    Глава 7. Регламент оказания первой медицинской помощи при 182 дорожно-транспортных происшествиях

    Глава 8. Медико-социальная профилактика дорожно-транспортного травматизма

Организационные и клинические аспекты медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здоровье населения является одним из важнейших показателей социально-экономического развития государства. Одним из основных показателей общественного здоровья является средняя продолжительность предстоящей жизни. Сегодня Россия по величине показателя ожидаемой продолжительности жизни занимает 133 место в мире для мужчин (59 лет) и 100 место для женщин (72 года). Статистика показывает, что в последние годы, в России сформировался регрессивный тип населения страны, основной причиной которого является увеличение уровня смертности. Структура смертности от неестественных причин показывает, что наиболее социально и экономически значимым является смертность от транспортного травматизма, на долю которого, по данным ВОЗ, приходится 30−40% и более всей смертности от несчастных случаев. Автотранспорт является наиболее потенциально опасным средством передвижения и на него приходится подавляющая часть транспортных происшествий — 98,8−99,2% этих происшествий [41, 51−58].

В настоящее время дорожно-транспортный травматизм принял характер эпидемии. К концу XX в. на Земле ежегодно регистрировалось 30 млн. несчастных случаев, связанных с дорожным транспортом, в которых получали травмы 10−15 млн. человек и от 250 тыс. до 1 млн. погибали. В прошлом столетии — «столетии смертей от несчастных случаев на дорогах», «пандемии транспортных катастроф» в условиях «перманентной войны среднего масштаба» автомобиль был причиной смерти около 30 млн. человек [41].

По результатам исследований Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно на дорогах погибает свыше 1 млн. человек, а число раненых достигает 10 млн. человек [286]. Только на лечение раненых в ДТП расходуется до 3% валового национального продукта [41].

Согласно прогнозам, к 2020 году дорожно-транспортный травматизм будет занимать третье место среди проблем здоровья во всем мире, уступая лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и тяжелым депрессиям. Прослеживается определенная закономерность между количеством погибающих от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и уровнем экономического развития страны [6, 181, 182]. Число погибающих на 1 млн. населения в России в 1,5−2 раза выше, а число погибающих на 1 млн. машин в 3−5 раз превышают аналогичные показатели стран развитой автомобилизации. Особенно неблагополучное положение в России сложилось с тяжестью последствий (число погибших в ДТП на 100 погибших и раненых). Если на дорогах Европы (Англия, Франция, Германия) тяжесть последствий составляет 2,0−4,1, то на дорогах и улицах России в 2000 году она составила 14,2. При таких показателях тяжести последствий, как в странах Европы и при существующем уровне пострадавших на дорогах России, в 2000 году можно было бы сохранить жизни от 20 до 24 тыс. россиян. Изучение динамики погибших и раненых в ДТП в России не вызывает оптимизма. Если в 2000 году на дорогах России было зарегистрировано незначительное сокращение показателей аварийности (1,5−2,5%), то в 2001 г. обстановка резко усложнилась. Количество ДТП увеличилось на 4,3%, абсолютное число погибших возросло на 4,5%, раненых на 4,7%. В абсолютном выражении прирост основных показателей составил 6,8 тыс. ДТП, 1,3% погибших, 8,4 тыс. раненых [184,189].

Прогнозы развития транспорта показывают, что количество транспортных средств быстро растет, что увеличивает вероятность роста числа ДТП и создает проблемы при организации медицинской помощи пострадавшим [164−166, 275]. Наряду с этим, причинами роста количества транспортных несчастных случаев и тяжести травм при них могут быть и иные факторы, в том числе и «человеческий фактор». Например, в России основными причинами является массовое пренебрежение участниками дорожного движения норм правил дорожного движениянедостаточная профессиональная подготовка и недисциплинированность водителей транспортных средствнесовершенство системы управления и недостатки технического обеспечения безопасности дорожного движенияотставание развития дорожной инфраструктуры от среднегодового прироста автомобильного парканеудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного составанедостаточный уровень активной, пассивной и поставарийной безопасности выпускаемых в стране транспортных средств [141, 166, 167, 184, 189, 193, 194].

Среди всех видов травматизма дорожно-транспортный травматизм составляет 12−74,7%, а пострадавшие в ДТП — более 60% от числа пострадавших с тяжелой механической политравмой и шоком [190,192].

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показало, что происходит постепенное увеличение числа дорожных происшествий с одновременным получением травм у нескольких человек. Причем, эти травмы характеризуются особой тяжестью повреждений в силу преобладания множественных и сочетанных травм, что усложняет организацию и оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим [169,191,200,272].

В виду неожиданности возникновения ДТП при оказании медицинской помощи нередко возникав?1, ситуация несоответствия сил и средств здравоохранения с их реальными потребностями. Это несоответствие усугубляется еще и недостаточной материальнотехнической и лекарственной обеспеченностью нынешнего отечественного здравоохранения [203,207].

Трудности организации и оказания медицинской помощи в дорожных происшествиях, особенно с массовым числом пострадавших, их неизученность требует самого тщательного анализа каждого такого случая. Для решения проблем организации эффективной медицинской помощи, оперативного и целенаправленного распоряжения ресурсами здравоохранения необходим быстрый сбор и анализ поступающей информации.

Организационные и клинические вопросы медицинского обеспечения пострадавших в ДТП безусловно актуальны не только для медицины катастроф, так как проблема дорожно-транспортного травматизма определяет одно из существенных направлений повседневной деятельности территориальных и особенно местных центров МК. Возросли требования к догоспитальному медицинскому обеспечению пострадавших в ДТП. Реализация этого направления на практике невозможна вне использования качественно нового подхода к подготовке специалистов, оказывающих экстренную медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях [170, 188].

Рациональная организация экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП возможна лишь в рамках системы, связывающей догоспитальное и стационарное звенья в единое целое [208, 209,204 ]. Такая организация лечебного процесса, учитывающая специфику существующей структуры государственного здравоохранения, позволяет оказать медицинскую помощь оптимального объема и качества каждому конкретному пострадавшему в ДТП. Для этого необходимо осуществить переход от принципа «медицинский работник — пациент» к принципу, принятому в медицине катастроф, «медицинский работник — контингент пострадавших» [165]. В указанном аспекте необходимостью является выработка критериев эффективности медицинского обеспечения догоспитальном периоде, базирующихся на комплексном анализе течения посттравматического периода, особенно «золотого часа» и первых двух суток пребывания больного в стационаре [154, 168].

Проблема эффективного медицинского обеспечения пострадавших в ДТП сохраняет свою актуальность уже не одно десятилетие. Во многом это связано с высокой распространенностью и тяжестью современной дорожно-транспортной травмы. Принимаемые меры по снижению дорожно-транспортного травматизма в России дают надежды на уменьшение тяжести их последствий. В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В 1998 году в соответствии с этим законом разработана и принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения» на 2000;2003 годы, целью которой является уменьшение количества погибающих на дорогах России. Аналогичные программы приняты на территориальном и местном уровнях органов исполнительной власти. Существуют Правительственная и территориальные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. В то же время, практика показывает, что принимаемые меры не приносят существенных результатов, что говорит о необходимости дальнейшего исследования и научного обоснования, в том числе на территориальном и местном уровне, программ по повышению безопасности дорожного движения. Для выполнения этой актуальной задачи надо провести не только анализ причин возникновения ДТП, но и определить слабые звенья в организации медицинского обеспечения пострадавшим [169,193, 194,195,207].

Научный анализ проблемы организации медицинского обеспечения дорожно-транспортных происшествий с позиции медицины катастроф представляется сегодня очевидной необходимостью и предопределяет возможность комплексного подхода к разработке эффективных рекомендаций. Острота проблемы медицинского обеспечения дорожно-транспортного травматизма определяет ее высокую актуальность, связанную с поиском научно обоснованных организационных и клинических мероприятий медицинского обеспечения пострадавших в ДТП, доступных к широкому практическому использованию во всех регионах нашей страны, что в целом определяет цель и задачи данного исследования.

Цель исследования — определить и разработать организационные и клинические пути повышения эффективности медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить комплекс проблем, возникающих при существующей организации медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

2. Разработать тактику оперативного контроля и управления медицинским обеспечением пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

3. Обосновать и отобрать наиболее рациональные технологии оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с учетом «золотого часа» .

4. Разработать комплекс тактических и лечебных мероприятий, применяемых на месте происшествия и в период эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение.

5. Создать лечебно-тактический регламент медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

6. На основе разработанной тактики оперативного управления и контроля определить возможность прогнозирования эффективности медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

7. Определить перспективные пути повышения эффективности медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на основе рационального сочетания разработанных организационно-клинических технологий.

8. На основе полученных данных разработать медицинскую часть проекта системы организации экстренной медицинской помощи пострадавшим на федеральной трассе Москва — Санкт-Петербург.

Научная новизна.

Впервые на основе анализа организации оказания медицинской помощи осуществлена комплексная оценка эффективности существующей системы медицинского обеспечения пострадавших в ДТП и определены ее наиболее слабые места.

Выявлена прямая зависимость тяжести клинического течения и летальности при дорожно-транспортной травме от объема и качества догоспитальной медицинской помощи, времени прибытия бригад и доставки пострадавшего в ЛПУ, уровня взаимодействия межведомственных сил, задействованных в ликвидации последствий ДТП.

Показано, что тяжесть последствий ДТП напрямую зависит от организации оказания медицинской помощи и взаимодействия ведомств, принимающих участие оказании помощи пострадавшим.

Научно обоснована и доказана возможность и необходимость синдромной диагностики и последующей коррекции патологических нарушений жизненно важных систем организма пострадавшего в ДТП в течение «золотого часа» на догоспитальном этапе.

Определены оптимальные объемы медицинской помощи пострадавшим в ДТП в догоспитальный период и допустимые временные параметры их госпитализации в зависимости от сложившейся оперативной медицинской обстановки.

Создан лечебно-тактический регламент медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с учетом особенностей ряда регионов Российской Федерации.

Разработана тактика оперативного управления и контроля медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях применительно к регионам Российской Федерации.

Практическая значимость:

Разработанная система оценки качества медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях позволяет ускорять процесс принятия организационных решений и рационально использовать наличные силы и средства учреждений здравоохранения.

Использование разработанной системы медицинского обеспечения при дорожно-транспортных происшествиях позволяет Службе медицины катастроф и Службе скорой помощи Минздрава России всех уровней планировать материально-технические ресурсы, а ГУ ГИБДД МВД России планировать и осуществлять соответствующие меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

Предложенная система анализа объема и качества медицинской помощи в ДТП, критерии их оценки дают возможность руководителям Службы скорой помощи и Службы медицины катастроф Минздрава России всех уровней оценивать уровень медицинской помощи, пострадавшим в ДТП.

Разработанная система организации медицинского обеспечения ДТП позволяет определять оптимальную тактику, последовательность и необходимый объем лечебно-эвакуационных мероприятий, являющихся рациональными и доступными для всех регионов России.

Предложенный лечебно-тактический регламент медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях позволяет максимально объективизировать процесс диагностики и повышает эффективность выявления повреждений у пострадавших в ДТП.

Созданная система медицинского обеспечения при дорожно-транспортных происшествиях легла в основу пилотного проекта организации экстренной медицинской помощи пострадавшим на федеральной трассе Москва — Санкт-Петербург.

Показано, что на догоспитальном этапе, при обезболивании пострадавших с травмами, следует использовать быстродействующие аналгетики или регионарную анестезию Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уменьшение количества пострадавших, снижение смертности и улучшение функциональных исходов может быть достигнуто оптимизацией существующей системы организации и оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях.

2. Комплексное использование современных лечебно-тактических технологий, на основе разработанного регламента медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях является высокоэффективным методом, способствующим снижению тяжести последствий ДТП.

3. Система взаимодействия ведомств (Минздрав России, МВД, МЧС и др.), организующих спасение и оказание помощи при ДТП — путь повышения эффективности медицинского обеспечения пораженных.

4. Основой принятия организационных решений деятельности СМП при дорожно-транспортных происшествиях служит система анализа объема и качества оказания медицинской помощи пострадавшим.

5. Оказание медицинской помощи в ДТП в течение «золотого часа» должно быть основано на использовании оптимальных лечебно-тактических технологий с учетом синдромного подхода к состоянию пострадавшего.

Апробация работы.

Материалы исследования доложены и обсуждены на:

Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство», апрель 1997;

5 th Italian chopter meeting Regional anesthesia and acute post operative pain: clinical aspects andcosts. June 4−7 1997;

Российской научно — практической конференции «Организация медицинской помощи больным с болевыми синдромами» 7−9 октября 1997. Новосибирск;

Научно-практической конференции «Возможности и перспективы совершенствования диагностики и лечения в клинической практике» ГВМУ МО РФ, ГВКГ им. Н. Н. Бурденко. 1997;

11 th annual trauma anesthesia and critical care symposium. 21−23 May 1998. Vienna. Austriaвторой научно-практической конференции «Единые дежурно-диспетчерские службы. Опыт, проблемы, перспективы», Москва, 2000;

2-й научно практической конференции «Современные технологии в абдоминальной эндоскопической хирургии», Владивосток, 2000;

2-й Всероссийской научно-практической конференции «Единые дежурно-диспетчерские службы. Опыт. Проблемы. Перспективы», 7−8 сентября, 2000, Москва;

3-й Всероссийской практической конференции по вопросам безопасности дорожного движения «Автомобиль и окружающая среда», 6−7 декабря, 2000, Москва;

Международной научно-практической конференции «Медицина катастроф, скорая и неотложная помощь и экстремальная медицина», 18−19 апреля, 2000, Москва;

Всероссийской научно-практической конференции.

Профессиональное мастерство и культура поведения водителей — основа безаварийной работы автомобильного транспорта", Сочи, 6−7 июня 2001;

Всероссийской научно-практической конференции.

Профессиональное мастерство и культура поведения водителей — основа безаварийной работы автомобильного транспорта", Москва, 2002;

4-й Всероссийской научно-практической конференции по обеспечению безопасности дорожного движения — 10 декабря 2002, Москва;

Научно-практической конференции Московской области «Новые медицинские технологии, а анестезиолого-реанимационной практике», Москва, МОНИКИ, 24 декабря, 2002.

Межрегиональной Научно-практической конференции «Безопасность дорожного движения. Оказание неотложной помощи», Уфа, 30 мая, 2003.

Всероссийском совещании главных врачей станций и больниц скорой медицинской помощи, Санкт-Петербург, 16 июня, 2003.

Внедрение и реализация работы.

Основные положения диссертации изложены в 35 работах, опубликованных в открытых медицинских изданиях.

Диссертация выполнена во Всероссийском центре медицины катастроф «Защита» по открытому плану в рамках Федеральной целевой программы «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997;2001 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. № 51.

220 ВЫВОДЫ.

1. Существующая система медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях из-за отсутствия единых подходов к организации и оказанию помощи, недостаточной специализации и оснащенности подразделений СМП, большого времени доезда — в среднем 4550 минут, не отвечает современным требованиям и нуждается в совершенствовании.

2. Разработанная во время исследовательских учений тактика оперативного управления и контроля медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях позволяет наладить взаимодействие различных служб и ведомств, уменьшить время прибытия спасательных бригад.

3. Выявленные характерные повреждения при ДТП, встречающиеся у 65,5% пострадавших, позволили отобрать рациональные лечебные технологии оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе оказания помощи.

4. Внедрение разработанной рациональной тактики медицинского обеспечения с учетом «золотого часа» позволило стабилизировать уровень показателя «тяжесть последствий ДТП» на фоне роста количества дорожно-транспортных происшествий.

5. В комплексе противошоковых мероприятий, проводимых на догоспитальном этапе обезболивание следует выполнять быстродействующими аналгетиками, альтернативным вариантом при травме опорно-двигательной системы может служить регионарная анестезия.

6. Разработанная система организации медицинской помощи на трассе Москва — Санкт-Петербург позволяет осуществить комплексный подход к проведению спасательных операций на других федеральных трассах.

7. Созданный лечебно-тактический регламент медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях учитывает особенности взаимодействия бригад скорой помощи и спасателей, что оптимизирует оказание догоспитальной помощи и позволяет обеспечить оказание первой помощи в течение первых 30 минут после травмы.

8. Показатель тяжести последствий ДТП более чем на 50% определяется организационными аспектами оказания медицинской помощи.

9. ЛПУ, оказывающие помощь пострадавшим в ДТП должны быть готовы к работе, как специализированные притрассовые больницы, способные оказать помощь большому количеству поступающих пораженных с автодорожной травмой.

10.В качестве первого уровня медицинского обеспечения безопасности дорожного движения и уменьшения количества пострадавших при ДТП должны выступать профилактические мероприятия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Организацию оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП необходимо проводить в соответствии с «Примерным Положением о взаимодействии органов управления подразделений и сил МВД России, МЧС России, и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» .

2. При отсутствии единой диспетчерской службы спасения в регионе, о ДТП должны единовременно оповещаться подразделения Центрспаса МЧС России, ГУ ГИБДД МВД России, структуры СМП и медицины катастроф Минздрава России.

3. При оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП бригадами СМП необходимо использовать упреждающие лечебно-тактические технологии с целью исключения развития жизнеугрожающих последствий в период эвакуации в ЛПУ.

4. В качестве критериев оценки эффективности оказания медицинской помощи при ДТП следует использовать: наличие и уровень первой помощи, количество диагностических ошибок, объем оказания помощи на догоспитальном этапе, оснащенность, кадровый состав и уровень подготовки бригад СМП.

5. Для оказания помощи пострадавшим в ДТП следует направлять врачебные или реанимационные бригады СМП.

6. Врачи и фельдшеры СМП должны пройти специальный курс обучения по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

7. При комплектовании укдадок бригад СМП, принимающих участие в оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП, необходимо учитывать табель оснащения, указанный в «Регламенте проведения аварийно-стасательных работ при ДТП» .

8. В комплексе противошоковых мероприятий препаратом выбора при обезболивании у пострадавших в ДТП является налбуфин (нубаин) в дозе.

0,28+0,003 мг/кг, при проводниковой анестезии ультракаин DS (адреналин 1:200 000).

9. Для повышения безопасности и уменьшения количества пострадавших при ДТП меры профилактики должны быть направлены на воспитание культуры дорожного движения прежде всего у водителей транспортных средств.

10. С целью воспитания неукоснительного соблюдения правил дорожного движения водителями, при их обучении, необходимо введение в курс подготовки занятий по психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М., Картавенко В. И., Лебедев В. В. и др. Скорая медицинская помощь при огнестрельных ранениях на догоспитальном этапе // Методические рекомендации. М., 1997. — 24 с.
  2. М.Я., Смольников П. В., Ширяев B.C. Стадол -альтернатива наркотических аналгетиков. М., 1994. 142 с.
  3. М.Я., Ширяев B.C. Мачулин А. В. Морадол (буторфанол-тартат) в качестве средства, обеспечивающего аналгетический компонент современной комбинированной общей анестезии // Анестезиология и реаниматология. 1990. — № 4. — С.32−36.
  4. О.В., Фиалко В. А. Психологические факторы, влияющие на качество работы врача скорой медицинской помощи // Скорая медицинская помощь. 2002. — № 3. — С.46−48.
  5. В.Л., Веселов Н. Г., Чавпецов В. Ф., Каземирский В. Е. Зависимость автодорожного травматизма от некоторых особенностей жизнедеятельности детей и транспортной среды крупного города // Ортопед, травматол. 1982. — № 11. — С. 60−64
  6. В.Н., Кочетов Г. П., Еотяков А. Г., Величко Ю. В. Характеристика санитарных потерь при крупно-масш -абных катастрофах // Маг. Юбил. XXV науч.-практ. конф. врачей. Н. Новгород, 1994. — С.16−17.
  7. B.C., Брянцева JI.H., Лавров А. И., Поварушкин Н. С., Павлова М. Н. Сравнительная оценка инвалидности при дорожно-транспортных и производственных травмах и пути ее снижения // Ортопед, травматол. 1986. № 5. С.56−59
  8. Г. А., Губарь Л. Н. Особенности и структура автомобильной травмы // Вестник хирургии. 1987. — № 5. — С. 73−77
  9. Безопасность пешеходов в дорожном движении: Обзорная инф. Вып. 12.-М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2000. 28 с.
  10. Д.Ш. Контроль боли у детей в послеоперационном периоде по собственной шкале субъективной оценки боли при лечении трамалом // Анестезиология и реаниматология. 1994. — № 2. — С.37−40.
  11. Н.А., Ханин В. П. Оценка интенсивности возникновения аварий на железнодорожном и автомобильном видах транспорта// ВИНИТИ. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1999. — № 2. — С. 2026
  12. Е.Г. Влияние морфина на нейрофизиологические механизмы регуляции гемодинамических ноцицептивных реакций // Нейропсихофармакология болеутоляющих средств. Л., 1986. — С. 21−42.
  13. К.Н., Севрук В. А., Сазонов В. В., Малкин М. Г., Кривинских А. А. Анализ травматизма при дорожно-транспортных происшествиях в областном центре // Ортопед, травматол. 1981. — № 11. — С. 47−49
  14. В.В., Шехтер B.JI., Джаксон B.J1. Структура травм у детей при автодорожной катастрофе// Медицина катастроф: Матер, междунар. конф.-М., 1990.-С. 57
  15. К. Общая теория систем скелет науки // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969. — 325 с.
  16. Н.Н., Коломиец Ю. И., Коробко В. Б. и др. Проблемы проектирования и реорганизация службы скорой медицинской помощи в больших городах // ВИНИТИ. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1997. — Вып. № 5. — С.56−68
  17. П.Г., Ерюхин И. А., Левшанков А. И. Противошоковая и анестезиологическая помощь при катастрофах // Воен. мед. журн. 1990. № 8. -С. 57−58
  18. С.А. Организационно-тактические принципы хирургической помощи в условиях катастроф мирного времени (территориальные аспекты). Дис.. докт. мед. наук. Казань, 1999. — 246 с.
  19. А.В. Нейрофармакология наркотических анальгетиков. -Л.: Медицина, 1972. 224 с.
  20. М.Г. Интенсивная терапия пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе: Автореф.. дис. канд. мед. наук. М. 1997. — 22 с.
  21. И.А., Касьянова И. Т. и др. Анализ и оценка состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации. —М.: НИИАТ, 1997.- 108 с.
  22. В.А. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Воронежской области // Обеспечение безопасности дорожного движения. Матер, десятой юбил. Всерос. науч.- практ. конф. — Сочи, 5−7 июня 2002 г. — Москва, 2002. — С. 125 -138
  23. Л.Ф. Особенности клиники дорожно-транспортных повреждений // Ортопед, травматол. 1976. — № 1. — С. 65−67
  24. А.И., Цветкова, М.Р. Взаимодействие медицинских сил служб системы здравоохранения (обзор) // Гражданская оборона. 1990. — № 2.-С. 3−7
  25. .М. Скорая медицинская помощь в условиях катастроф // Сов. медицина. 1990. — № 9. — С. 18−22
  26. Служба медицины катастроф: состояние, организация, итоги деятельности, перспективы развития: Матер, междунар. конф. 29 сентября-3 октября 1997 г., т. 1. М.: ВЦМК «Защита», 1998. — С. 127−136
  27. И.В., Гвоздев М. П., Селезнев С. А., Цыбин Ю. Н. Объективная оценка тяжести травматического шока в клинике // Политравма. -Рига, 1982.-С. 21−29.
  28. И.В., Рыбаков И. Р., Фролов Г. М., Цибин Ю. Н. Прогнозирование шокогенности и исходов травмы в зависимости от ее характера и локализации // Особенности патогенеза и терапии шока при травмах различной локализации. Д., 1977. — С. 78−80.
  29. И.В., Тарелкина М. Н., Сейфетдинов Е. А., Цибин Ю. Н. Анализ летальных исходов при тяжелой механической травме // Нарушения функции важнейших систем организма при травме и шоке и их коррекция. JL, 1984.-С. 5−8.
  30. А.С., Толуев Ю. И. Моделирование организации медицинской помощи при катастрофах// Сов. здравоохр. 1991. — № 2. — С.35−36.
  31. М.П., Гальцева И. В., Цибин Ю. Н., Шапот Ю. Б. Организация медицинской помощи пострадавшим с тяжелой механической травмой // Вестник хирургии им. Грекова. 1983. — Т. 131. — № 10.-С. 135−9.
  32. JI.B. Причины удлинения сроков нетрудоспособности у пострадавших от автодорожных травм // Транспортный и бытовой травматизм: Сборник науч. Трудов. Киев: «Здоров'я». — 1975. — С. 84−87
  33. Н.К., Булага В. В. Общие принципы работы специализированного центра сочетанной травмы и шока // Вестн. Хир. 1989. — № 6. — С. 139−141
  34. С.Ф. Современное состояние и перспективы развития Всероссийской службы медицины катастроф // ВИНИТИ, ВЦМК «Защита». Медицина катастроф. Служба медицины катастроф. М., 1997. — № 1. — С. 610.
  35. Государственный доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» (Проект). М., 2003, 86 с.
  36. Ф.Г. Опыт формирования сельского районного центра медицины катастроф // Здрав. Рос. Фед. 1995. — № 5. — С. 10−11
  37. А.Д. Детский автодорожный травматизм в г.Тольятти и его профилактика // Анналы травматол. Ортопед. 1995 — № 3. — С. 17−21
  38. А.Н. Теория и практика управления медицинской службой в мирное время// Воен. Мед.журн. 1998. — № 6. — С. 8−17
  39. И. Мероприятия по уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий // Всемирный Форум здравоохранения. 1992. -Т. 13. -№ 2/3. — С.48−54
  40. Доклад о глобальных катастрофах. 1998. Международная. Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Женева. 1998. -261 с.
  41. О. А. Мейзеров Е.Е., Блинов А. В. и др. Нейрофизиологический анализ действия центральных анальгетиков морадола, трамала и нубаина // Вестник РАМН. 1994. — № 8. — С. 50−52.
  42. В.А., Виноградов В. М. Основные направления исследований в области профилактики травматического шока с помощью фармакологических средств. Сообщение 2 // Военно-медицинский журнал. -1982.-№ 1.-С. 22−26.
  43. О.В., Юрчак В. Ф., Романченко С. П. Дорожно-транспортный травматизм среди детей и пути его снижения // Транспортный и бытовой травматизм: Сборник науч. трудов. Киев: «Здоров'я». — 1975. — С. 106−110
  44. Дорожно-транспортные происшествия в России (10 месяцев 2002 г.)-Москва, 2002.- 16 с.
  45. Дорожно-транспортные происшествия в России (1991−1995 гг.). Статистический сборник. М.: НИЦ ГАИ МВД России. — 1996. — 68 с.
  46. Дорожно-транспортные происшествия в России (1994г.). Статистический сборник. М.: НИЦ ГАИ МВД России. — 1995. — 64 с.
  47. Дорожно-транспортные происшествия в России (1996г.). Статистический сборник. М.: НИЦ ГАИ МВД России. — 1997. — 60 с.
  48. Дорожно-транспортные происшествия в России (1997г.). Статистический сборник. М.: НИЦ ГАИ МВД России. — 1998. — 69 с.
  49. Дорожно-транспортные происшествия в России (1998 г.). Статистический сборник. М.: НИЦ ГИБДД МВД России. — 1999. — 61 с.
  50. Дорожно-транспортные происшествия в России (1999 г.). Статистический сборник. М.: НИЦ ГИБДД МВД России. — 2000. — 68 с.
  51. Дорожно-транспортные происшествия в России (2000 г.). Обобщенные сведения. М.: НИЦ ГИБДД МВД России -2001. — 18 с.
  52. Р.А., Колесников Д. В., Сломянский В. П. и др. Состояние системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях // ВИНИТИ. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2000. — № 5.-С. 216−221.
  53. П.А., Румянцева А. В. Зависимость тяжести травм от характера дорожно-транспортных происшествий // Ортопед, травматол. -1976.-Хо 1.-С. 15−18
  54. Ю.С. Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях// Транспортный и бытовой травматизм: Сборник науч. трудов. Киев: «Здоров'я». — 1975. — С. 58−60
  55. .Г. Травматический шок. М., 1992. — 215 с.
  56. Е.Г., Чернецов А. А., Беленький В. М. О приближении медицинской помощи к передовым этапам медицинской эвакуации // Воен. мед. журн. 1996. — № 5. — С. 25−28
  57. С.М., Теодоридис К. А. Мототранспортные несчастные случаи. Клинико-статистические и профилактические проблемы // Анналы травматол. ортопед. 1996 — № 4 — С. 14−20
  58. С.М., Теодоридис К. А., Новиков П.Е Медико-демографические аспекты травматизма, связанного с мототранспортныминесчастными случаями // Вестник травматологиии и ортопедии. 1996. — № 3. -С.61−64.
  59. Журнал учета событий. М.: Управление ГОЧС С АО г. Москвы, 1999.
  60. А.А., Сытинский И. А. Медико-биологические аспекты тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий // Пути снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. J1., 1975. — С. 61−67
  61. Инструкция о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утв. Приказом МЧС России от 07.07.97 № 382
  62. Г. П. Организация и лечение пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях // Автореф. дис д-ра мед. наук.-М., 1990. 53 с.
  63. Г. П. Особенности современного дорожно-транспортного травматизма (ДТТ), оказание медицинской помощи и лечения пострадавших при ДТП // Матер, междунар. конф. «Медицина катастроф». М.1990. — С.39−41
  64. JI.B. Физиологические механизмы регуляции болевой чувствительности. М.: Медицина, 1984. — С. 63−73.
  65. А.В., Пожариский В. Ф. Множественные и сочетанные повреждения // Политравма. Рига, 1982. — С. 39−44.
  66. А.Н., Караулов С. А., Трубин В. В., Тереньев В. А. Анализ летальности больных с множественной и сочетанной травмой (по данным отделения сочетанной и множественной травмы МПЗ «СМП») // Мед. журн. Чувашии. 1997. — № 3. — С. 17−23
  67. Н.А., Васильев В. А., Хоре Н. И., Шевчук В. П. Иммитационное моделирование в больницах скорой медицинской помощи/Ддравоохр.Рос. Фед. 1997. -№ 1. -С.24−26
  68. А.А., Мыльникова Л. А. Медицинская безопасность дорожного движения: управление и организация/УЗдравоохранение. 2000. -№ 10.-c.10- 14.
  69. Н.А. Характер и причины дорожно-транспортных травм у взрослого сельского населения // Анналы травматол. и ортоп.-1996.- № 3.-С.38−42.
  70. Н.А. Характер повреждений при дорожно-транспортных происшествиях, их этапное лечение и профилактика в сельском районе: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1995. 31 с.
  71. И.Г. Обоснование путей совершенствования работы скорой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени: Автореф. дис.. канд. мед наук. СПб., 1994. — 23 с.
  72. Ю.П., Исманский С. Г. Система мероприятий по организации медицинской помощи на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных происшествиях // Анналы травматол.ортопед. 1995. — № 3. -С. 22−24
  73. .Д., Елкин П. А., Чувашов P.M. Организация догоспитального лечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях Н Ортопед, травматол. 1976. — № 1. — С. 3−9
  74. Т.А., Мелешкнн В. Г., Глухов и др. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим в автодорожных чрезвычайных ситуациях Ростовской области// Медицина Юга России. 1999. — № 5. — С. 1618
  75. Концепция повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период 1999—2010 годы. М.: «Трансконсалтинг». 1998.-22 с.
  76. Концепция Федерального закона «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения. М.: Минтранс России. — 1999
  77. Н.В., Грязнухин Э. Г. Типичные Сочетанные травмы при транспортных катастрофах// Медицина катастроф: Матер, междун. конф., Москва, 1990. М., 1990. — С.98
  78. Л. Г. Московская городская служба медицины катастроф // Московский мед. журн. 1997. — С. 7−12
  79. Л.Г., Стажадзе Л. Л. Служба экстренной медицинской помощи г. Москвы // Медицина катастроф: проблемы, состояние и перспективы развития: Сб. трудов ВЦМК «Защита» (к 5-летию образования). -М.:ВЦМК «Защита», 1998. С. 143−152
  80. Л.Г., Стажадзе Л.Л Территориальная служба медицины катастроф Москвы. М.: Изд-во «Аякс», 2001. — С. 223
  81. А.Ф., Соколов В. А. О состоянии медицинской помощи при дорожно-транспортных травмах // Анналы травматологии и ортопедии. -1995. № 3.-С.9−13.
  82. .П., Смирнов И. А. Организация и содержание хирургической помощи в чрезвычайных ситуациях // Мед. катастроф. 1998. -№ 1−2.-6−8
  83. .П., Яковенко Л. М., Розанов В. Е. Методика анализа и оценки качества оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных катастрофах // Методические рекомендации. М. ВЦМК «Защита», 1999 г. — 28 с.
  84. В.В., Лисин В. В., Фадеев Г. И., Устинов А. А. Состояние организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на автомобильной дороге Москва-Симферополь. // Ортопед, травматол. 1978. — № 3. — С. 5−8
  85. Е.А., Гаджиева Л. Ш. Объем и характер деятельности реанимационной бригады скорой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях к условиях крупного города // Ортопед, травматол. 1982. — № 1. — С. 59−61
  86. Р.Н. Обезболивание трамалом на догоспитальном этапе в условиях скорой медицинской помощи // Применение трамала в условиях скорой медицинской помощи. М., 1997. — С. 13−14.
  87. Р. Н. Никода В.В. Опиоидные анальгетики -дифференцированный подход в использовании у больных с острой болью // Терапевтический архив. 1994. -Т.66. — № 10. — С.3−5.
  88. Р.Н., Никода В. В., Петров P.O. Сравнительная оценка влияния трамала, нубаина, морадола и морфина на центральную гемодинамику у кардиохирургических больных // Анестезия и интенсивная терапия при травме. -Нижний Новгород, 1995. С. 62−3.
  89. А.Л. Методические основы и организационные технологии оценки качества и эффективности медицинской помощи. // Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 1994. — 48 с.
  90. А.Л., Шаровар Т. М., Васюкова B.C. Оценка качества и эффективности медицинской помощи: методические материалы // М.: НИИ СГЭ и УЗ РАМН, 1994. 92 с.
  91. В.И., Скворцов А. Ф., Зайцева Л. А., Солнцева О.В. Характеристика потерь населения в чрезвычайных ситуациях в Российской
  92. Федерации (1997 1998 гг.).//Медицина катастроф. — 1999. — № 4 (28). — с.13−16.
  93. Г. Д., Рыжков Н. А., Сипанин Ю. В. Задачи автоматизированного управления действиями службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях// Воен.-мед. журн. 1994. -№ 9. — С.20−24
  94. В.А. Болевой синдром. М., 1990. — 225 с.
  95. А.А., Рысакова С. Л. Банк данных медицины катастроф // Воен. мед. журн. 1992. — № 10. — С. 10−12
  96. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-ый пересмотр. ВОЗ. — Женева, 1995. -Т. 1, ч. 2.
  97. Методические рекомендации по формированию и реализации региональных программ по обеспечению безопасности дорожного движения // Москва, 2002. 54 с.
  98. Н.Д., Полина Л. Ю., Семибратова Л, В., Суковицын В. Н. Обеспечение безопасности дорожного движения в странах Азии и Тихоокеанского регион // Автостроение за рубежом. 1999. -№ 4. — С. 18−23.
  99. В.М. Механизм образования повреждения автотранспортом при различных условиях происшествия Ч Автореф. дисс. .канд. мед. наук. Л., 1984. — 21 с.
  100. А.Н. Клинико-статистическая характеристика дорожно-транспортных травм и экспериментальное развитие концепции травматогенезав службе скорой помощи // Дисс.докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 1991.-333 с.
  101. В.Л., Лукьянов Л. М. О путях снижения дорожно-транспортного травматизма // Ортопед, травматол. 1986. — № 5. — С. 51−53
  102. Д.К. Организационно-функциональная модель территориальной службы медицины катастроф г. Москвы.: Дис.. канд. мед. наук. М., 1999.- 159 с.
  103. Э.А. Проблемы медицинского обеспечения в экстремальных ситуациях // Воен. мед. журн. -№ 3. 1990. — С. 10−15
  104. Э.А., Фаршатов М. Н. Военная медицина и катастрофы мирного времени. М: НИО «Квартет», 1994. — 320 с.
  105. В.В. Аналитическая эффективность трамала при оказании догоспитальной помощи пациентам с травмой // Применение трамала в условиях скорой помощи. М., 1997. — С. 15−16.
  106. В.В., Петров P.O., Сандриков В. А., Чижов А.И Влияние опиоидных аналгетиков на легочную вентиляцию и метаболизм у больных с острой послеоперационной болью // Анестезиология и реаниматология. -1994. № 5 — С. 28−9.
  107. Новые подходы к повышению безопасности дорожного движения // Доклад Исследовательской группы ВОЗ. ВОЗ, Женева, 1991. — 65 с.
  108. Л.Г. Несчастные случаи на дорожном транспорте. Женева. ВОЗ. 1962.- 151 с.
  109. Г. Г., Ашурбеков Т. Р., Лисянский Б.М. и. др. Характеристика политравм при дорожно-транспортных происшествиях // Соврем, вопр. судебной медицины и экспертной практики. Ижевск, 1991. -Вып. 5.-С.-93−94.
  110. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.95 № 647 (изменения и дополнения от 01.12.97 № 1513)
  111. О безопасности дорожного движения. Федеральный закон от 10.12.95, № 196
  112. Обеспечение безопасности дорожного движения на мототранспорте: Обзорная инфор. Вып. 10. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 1999.-С.36
  113. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.95 № 1113
  114. Г. Г., Ашурбеков Т. Р., Лисянский Б.М. и. др. Характеристика политравм при дорожно-транспортных происшествиях // Соврем, вопр. судебной медицины и экспертной практики. 'Лжевск, 1991. -Вып. 5.-С.-93−94
  115. О предрейсовых осмотрах и медицинских освидетельствованиях на состояние опьянения. Письмо Минздрава России от 20.01.03 № 2510/478−0332 // Здравоохранение. 2003. — № 3. -С. 120.
  116. Н.А. Современные принципы клинического применения аналгетиков центрального действия // Анестезиология и реаниматология. -1994. № 4.-С. 16−20.1996.
  117. Основные положения проекта концепции дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997—2005 гг. // Информационный бюллетень ГУ ГАИ МВД Российской Федерации. Вып. № 1.- 1997.-С. 1−20
  118. Отчет Комиссии экспертов высшего уровня по Европейской политике дорожной безопасности. ООН. — Нью-Йорк- Женева, 1991. — 63 с.
  119. Н.П., Троицкий В. Г., Сальников С. С. Опыт усовершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях // Анналы травматол. ортопед. 1995. — № 3. — С. 25−27.
  120. Е.Е. Дорожно-транспортный травматизм в густозаселенном регионе юго-запада страны: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1990. — 22 с.
  121. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Высшая школа, 1989. 367 с.
  122. Периодический технический осмотр транспортных средств: Обзорная инф. Вып. 1. М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1996. — 36 с.
  123. Г. И. Организация медицинского обеспечения безопасности дорожного движения // Третья Всерос. практ. конф. по вопросам безопасности дорожного движения (материалы). Москва, 6−7 декабря 2000. — С.57 — 61.
  124. Г. М., Гончаров С. Ф. О совершенствовании Всероссийской службы медицины катастроф. // Медицина катастроф, 2000, № 3 (31). С. 5−10.
  125. В.Ю., Стороженко И. Н., Судьин В. И. и др. Изучение механизмов антигипотензивного действия противошокового костюма у пострадавших с травматическим шоком // Анестезиология и реаниматолгия. -1995.-№ 1.-С. 22−25.
  126. А.Б. Проблемы профилактики и предупреждения дорожной аврийности на пассажирском транспорте // Обеспечение безопасности дорожного движения. Матер, десятой юбил. Всерос. науч.-практ. конф. — Сочи, 5−7 июня 2002 г. — Москва, 2002. — С.20 — 26
  127. Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. V 1зерждено постановлением Правительства РФ от 13.09.96, № 1094.
  128. Н.Ф. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций на транспорте в Рязанской области // Медицина катастроф.-2001 .-№ 3. С.26−30
  129. А.И., Теряев В. Г. Принципы оказания медицинской помощи пострадавшим в зоне катастрофы и во время эвакуации // Воен. мед. журн. 1990. — № 8. — С. 43−45
  130. А.И., Теряев В. Г., Газетов Б. М. Экспертная оценка организации медицинской помощи при катастрофах мирного времени // Воен. мед. журн. 1990.-№ 4.-С. 11−14
  131. В.И. Совершенствование организации и оказания экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях на транспорте // Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 2002. — 37 с.
  132. Т.А., Ратников В. Ф., Кобец Г. П., Илларионов В. В., Левицкий Р. Л., Кудиевский А. В. Автодорожный травматизм и егопрофилактика в Донецкой области // Ортопед, травматол. 1974. — № 2. — С. 14−18
  133. М. А. Меркулов С.П., Новиков П. Е. Медицинские аспекты профилактики автодорожных травм и их последствий // Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. Рига, 1974. — С. 29−31.
  134. В.М., Савельев С. Б., Кешишян Р. А. и др. Дорожно-транспортный травматизм в Москве// Травматол. и ортопед. России. 1993. -№ 2.-С. 134−140
  135. М.М., Прудников К. М., Гельмель Е. И. Непроизводственный травматизм и инвалидность // Реанимации и инвалидность: Сб. трудов. Иркутск, 1979. — Вып. 147. — С. 19−24
  136. Г. Г. Принципы оказания экстренной медицинской помощи при тяжелой травме // Новые технологии в хирургии: Сб. науч. работ, посвящ. 75-летию кафедры хирургии Киевской академии последипломного образования МЗ Украины.- Киев, 1997. С. 144−146.
  137. В.В. Аналгетическая активность ненаркотических лекарственных средств при инфаркте миокарда // ТЕРРА МЕДИКА -1996. № 3, С. 12−4.
  138. В.М., Смирнов И. А., Сахно И. И., Трифонов С. В. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в ходе ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций // Медицина катастроф. -1996. № 4. — С.6−16.
  139. Сборник правовых и организационно-технических требований по организации и эксплуатации информационной системы обнаружения дорожно-транспортных происшествий и вызова помощи пострадавшим // Москва, 2000.-46 с.
  140. А.П., Костомарова Л. Г. Медицинские аспекты защиты населения Москвы при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях// ВИНИТИ. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1997 -Вып. № 3. — С. 69−71
  141. А.П., Мумладзе Р. Б. Принципы организации лечения больных с закрытой сочетанной травмой // Оказание помощи при сочетанной травме: Сборник науч. труд. Том 108., М.:НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, 1997. — С.9−11.
  142. .А. и Преображенский Д.В. Клиническое применение антитромботических препаратов. М., 1997. -182 с.
  143. A.M. Свойства идеального аналгетика для скорой помощи и частота болевого синдрома в практике скорой помощи // Применение трамала в условиях скорой помощи. М., 1997. — С. 6−11.
  144. К.Н., Давидян В. М. Объем и характер скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях // Здравоохр. Рос. Фед. 1992. — № 7. — С. 14−15
  145. Система безопасности дорожного движения как фактор сохранения жизни и здоровья граждан: Рекомендации Парламентских слушаний, Санкт-Петербург, 31 мая 1 июня 1999. — СПб., 1999
  146. Скорая медицинская помощь при политравмах на догоспитальном этапе пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Л., 1983. -15 с.
  147. В.А. Сочетанная травма // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. 1998. -№ 2. -С.-54−65
  148. В.М. Совершенствование лечения дорожно-транспортных травм конечностей на этапах эвакуации: Тез. докл. Междунар. семинара «Автодорожная медицина», Н. Новгород. Н. Новгород, 1991. — С. 99−100
  149. В.М. Оптимизация диагностики и лечения дорожно-транспортных травм на этапах эвакуации // Автореф. дис.. д-ра мед. наук. -Самара, 1996.-33 с.
  150. А.Ф. Аналитические материалы состояния аварийности на автомобильном транспорте Российской Федерации // М., 1997. 40 с.
  151. Состояние аварийности и программы обеспечения безопасности дорожного движения: Обзорная инф. Вып. 9. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 1999.-32 с.
  152. Е.А. Реанимационно-анестезиологическое обеспечение пострадавших с травмой на догоспитальном этапе (клинико-физиологические и организационные аспекты) // Автореф. дис.. докт. мед. наук.-М., 2002.-41 с.
  153. Справка по медико-санитарным последствиям ДТП за 1998−1999 гг. М.: ВЦМК «Защита», 2000. — 4 с.
  154. Справка-отчет о работе в 1998 г. М.: Поисково-спасательная служба ЦАМО по г. Москве, 1999. — 5 с.
  155. Л.Л., Четверушкин Б. В., Боровкова Т. В., Кох А.О. Борьба с болью в комплексе лечения пострадавших при катастрофахна догоспитальном и госпитальном этапах // Терапевтический архив. -Т. 62.-№ 10. -С. 34−8.
  156. В. Здоровье жителей России // Медицинский вестник.- 1999.-№ 2.-с. 19−22.
  157. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Копенгаген. Европейское региональное бюро ВОЗ. 1981. — 48 с.
  158. Статистика дорожно-транспортных несчастных случаев в Европе.- Нью-Йорк- ООН (Европейская экономическая комиссия, Женева). 1993. -Т. XXXVI11.-63 с.
  159. Статистика дорожно-транспортных происшествий в Европе и Северной Америке. ООН. Т. XL IV. 1999. 113 с.
  160. И.С. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Кишинев: Изд-во Картя Молдовеняске. — 1988. — 163 с.
  161. В.А. Опыт организации и результаты выполнения целевой программы по борьбе с дорожно-транспортным травматизмом в УССР // Ортопед, травматол. 1987. — № 3. — С. 38−41
  162. Д.Ч. Психическое здоровье и автотранспорт // XI1 съезд психиатров России. Москва, 1−4 ноября 1995 г.: Матер, съезда. М., 1995. — С. 121−122
  163. К.А. О состоянии дорожной безопасности в странах Европейского Союза// Вестник травматол. и ортопед, им. Н. Н. Приорова. -1998. -№ 3.- С. 48−53
  164. К.А. Медико-социальные аспекты дорожных мототранспортных несчастных случаев в России // Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Москва, 2001. — 40 с.
  165. М.Б., Лордкипанидзе Е. Ф., Какауридзе М. В., Лекишвили М. Н. Данные о летальности от дорожно-транспортных травм // Ортопед, травматол. 1982. — № 9. — С. 50−52
  166. В.Ф., Истомин Г. П., Зайцев В. Т. Анализ современного дорожно-транспортного травматизма и пути улучшения медицинской помощи пострадавшим // Ортопед, травматол. 1979. — № 9. — С. 18−23
  167. В.Ф., Попов И. Ф. Исходы лечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с множественной и сочетанной травмой, доставленных случайным транспортном // Ортопед, травматол. -1985.-№ 9.-С. 12−16
  168. В.Ф., Попов И. Ф., Пикенин A.M., Истомин Г. П. Организация помощи пострадавшим на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных происшествиях реальность и перспективы // Ортопед, травматол. — 1986. — № 2. — С. 51−56
  169. И.А. Обеспечение безопасности дожного движения на федеральных автомобильных дорогах // Обеспечение безопасности дорожного движения. Матер, десятой юбил. Всерос. науч.- практ. конф. — Сочи, 5−7 июня 2002 г. — Москва, 2002. — С.89 -97
  170. Д.И., Гуткин Е. Г., Михайловский В. В. и др. Сочетанные и множественные переломы при автодорожной травме. Вестник хирургии им. Грекова. — 1987. — № 5. — С.85−86.
  171. Д.И. Ранний металлоостеосинтез сочетанных и множественных переломов длинных трубчатых костей при автодорожной травме // Травматология и ортопедия России.-1995.-№ 6.-С.83.
  172. Д.И., ЧукинЕ.Г., Быстряков А. В. Сочетанные и множественные автодорожные травмы // Травматология и ортопедия России. -1995. № 6. — С.82−84.
  173. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России» на 2000−2003 гг. Москва., 1998.
  174. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения». Принят Государственой Думой 15 января 1995 года.
  175. Хай Г. А. Оценка качества скорой медицинской помощи // Скорая медицинская помощь. 2002. — № 3. — С.30−36.
  176. Р.И. К вопросу об определении ущерба от чернобыльской аварии. //В кн. Подходы к экономической оценке ущербов, связанных с радиационными авариями и загрязнениями. М., 1994.
  177. Г. Х. Обоснование затрат, выделяемых на предотвращение гибели людей, при несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях //Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1993. — № 8. С 14−18
  178. Ю.Н., Гальцева И. В., Рыбаков И. Р. Прогнозирование тяжести травматического шока в клинике // Травматология. Вып.2.-Л., 1975.-С.75−85.
  179. Ю.Н. Многофакторная оценка тяжести травматического шока в клинике // Вестник хирургии.- 1980.- Т. 125.- № 9. С.62−67.
  180. И.С. Дорожно-транспортные травмы и их клинические особенности // Ортопед, травматол. 1974. — № 2. — С. 10−14
  181. Г. Н. Травматический шок // Вестник интенсивной терапии. 1992. — № 1. — С. 66−69.
  182. А.А., ГайкоГ.В., Рощин Г. Г. и др. Концептуальные аспекты оказания неотложной помощи пострадавшим с травмой // Юпшчна х1рурпя.-1998. № 7. — С.44−45.
  183. В.В., Кашеваров А. Д., Сидельников А. И., Елохин А. Н. Оценка эффективности оказания медицинской помощи населению при катастрофах // Воен. мед. журн. 1991. — № 7. — С. 53−55
  184. Ю.М. Состояние аварийности в Российской Федерации за 1999 г. // Информационный бюллетень. М.: Глав, управл. ГИБДД МВД России. — 2000. — Вып. № 10. — С. 43−48.
  185. Ю.М., Бородина С. Г. Особенности легковых автомобилей иностранного производства с правосторонним расположением рулевого управления с очки зрения аварийности // Информ. бюлл. 2000 -Вып. 11.-М.: ГИБДД МВД России — С. 47−50
  186. И.В., Костин Н. С. Некоторые вопросы организации медицинской помощи травматологическим больным при дорожно-транспортных происшествиях// Ортопед, травматол. 1987. — № 6. — С. 61- 66
  187. И.В., Процык А. И. Совершенствование медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий на догоспитальном этапе // Ортопед, травматол. 1987. — № 3. — С. 41−44
  188. Яковенко J1.M. Дорожно-транспортные катастрофы (концептуальная модель, классификация, эпидемиология, прогноз безвозвратных потерь и нуждающихся в госпитализации) Дис.. докт. мед. наук. М., 2003. — с.
  189. А.Е. с соавт. Построение динамической ЭС для медицины экстремальных ситуаций на основе двухуровневой структуры БЗ: Труды 11 Всесоюз. конф. «Искусственный интеллект -90». Минск, 1990. — С. 106−109
  190. А.Е., Приходько А. Н., Кошелев В. П. Динамическая экспертная система принятия организационных решений при ликвидации последствий катастроф // Воен. мед. журн. 1992. — № 10. — С. 16−18
  191. Altenburger К. Massenkarambolage auf der A81.// Brandhilfe. 1996. -№ 6. — S. 180
  192. Annual epidemiological and vital statistics, 1957. World Health Organization (WHO). Geneva, 1960.
  193. Bahloul F.L., Gall J.R., LoiradR. et al. Prognostic factors in intersive care // Press med.-1988. Vol.17. — № 34. — P. 1741−1744.
  194. Baker S.P. Geography variations in mortality from motor vehicle crashes // New Enyl. J. Nod. 1987. — № 22. — P. 1384−1387
  195. Bjornstigg U., Larsson T. J. Injuries associated with work, vehicles, and sports // Accid. Anal, and Prev. 1994. № 1. — P. 41−48
  196. E. В., Hickling E. J., Vollmer A. J. et al. Short-term follow-up of post-traumatic stress symptoms in motor vehicle // Behav. Res. Ther. 1995. -№ 4.- P. 369−377
  197. Boyd A., Sullivan J.P. Emergency preparedness for transit terrorism // TCRP Synth. 1997. — № 27. — P. I-VIII, 1−73
  198. Brockhoff L. Traffic accident environment of heavy vehicles // VTJ rapp. 1992. № 380 A, Pt 4. — P. 244−249
  199. Bryant R.A., Harvey A. G. Psychological impairment following motor vehicle accidents // Aust. J. Public Health. 1995. — № 2. — P. 185−188.
  200. Bull J.P. Road accident statistics a comparison of police and hospital information. Accident analysis and prevention, 5: 45−53 (1973)
  201. Chambers J.A., Guly H.R. Prehospital intravenous nalbuphine administered by paramedics // Resuscitation. -1994. 27 (2). — P. 153−8.
  202. Chapman C.R., Bonica J.J. Acute pain // Upjohn, 1983.- 125 p.
  203. Chau Wen-Ta. Epidemiology of head injury: Neurotrauma Symp. Cruise Moscow-Volga River, Moscow, July 12−17, 1997: Progr. and Abstr. M., 1997. P. 38.
  204. Ciaramelli F. Use of moradol (butorphanol tartrate) in balancedanasthesia andanalgesic for acute and chronic pain // 6 Congress of Yugoslav anaesthesiologists. Belgrade, 1989. — S. 86−89.
  205. Collins J.S., Morris J.l. Highway collision analysis. C.C.Thomas. Publisner. Springfield, Illinois, USA. 1967. — 128 p.
  206. Conelly M.L., etc. Child pedestrians crossing gap thresholds // Accident analysis and Prevention. 1998 — 30, N 6. — PP. 731−743
  207. Domanski M.J., Topol E.J. Cardiogenic shock: current understandings and future research directions // The American journal of cardiology. -1994. Vol. 74. -P. 724−6.
  208. Droste В., Masslowski J.-P. Accident with packages for ram on a German autobahn // Int. J. Radioact Mater. Transp. 1995. — № 4. — P. 271−272
  209. Elanga M. On road accidents in Kinshasa (Democratic Republic of Congo) // Proc. of the ISDM. 1998. № 73. — P. 16−20
  210. Ferguson S. A., Preusser D. F., Lund A. K., Zador P. L., Ulmer R. G. Day-light saving time and motor vehicle crashes: the reduction in pedestrian and vehicle occupant fatalities // Am. J. Public Health. 1995. — № 1. — P. 92−95
  211. Freye E. Opioid agonists, antagonists and mixed narcotic analgetics // Theoretical background and considerations for practical use springer vedag.-1987. -P. 25−9.
  212. Freye E., Schnitzler M., Schenk G. Opioid induced respiratory depression and analgesia may be mediated by different subreceptors // Pharm. Res. -1991.-8 (2). -P. 196−9.
  213. Ghosh G. Safety in road transportation of hazardous materials: prevention and control of transit accidents and emergencies // Chem. Age India. -1989−1990.-№ 4.-P. 183−186
  214. Grossman D.C., Soderberg R., Rivora F.P. Prior injury and motor vehicle crash as risk factors for youth suicide // Epidemiology Mar. 1993. — № 2. -PP. 115−119
  215. Harms P. Crash injury investigation and injury mechanisms in road traffic accidents// Dig. TRL Repts. 1993, Oct. — P. 7−8
  216. Holmberg I., Pulkkinen U., Porn K. Risk decision making in operational safety management-experience from the Nordic benchmark study// Risk Anal. 1995. — 14, N 6. — P. 983−991
  217. Huber P. Inferno auf der Autobahn // Brandhilfe. 1994. — № 5. — S. 234−235
  218. Hug C.C. Hemodinamik effects of opioids // Anesthesia and the heart patient. Stoneham: Butterworths, 1988. — P. 9−14.
  219. Hug C.C. Opioids: clinical use as anesthetic agents // Journal of pain and symptom management. -1992. P. 350−4.
  220. Jackobs 1. Emergency Medical System Aproach to Disaster Planning // J. Trauma. 1994. — N 3. — P. 157−157
  221. Kanz K.G., Eitel Z., Waidner H., Schweiberer L. Entwicklung von klinischen Algorithmus fur die Qualitatssicherung in der Politraumaverorgung // Unfallchirurgie. 1994. — № 97. — S. 303−307.
  222. Kaul S., Abbott R.D. Evaluation of chest pain in the emergency departament // Annals of Intern. Med. 1994. — Vol. 121. — № 12. — P. 976−977.
  223. Kearney J. Assises nationales de medicine du trafic II Secur. civ. et ind. 1991.-№ 415.-P. 19−23
  224. Key Areas of Traffific Safety Work according to European Experts.// Nordic Road & Transport Research. 1998. — N 2. -P. 20−22
  225. Krabbel G. Infrastructurmassnahmen fur den Fussgangerschutz // Zeitschriff fur verkehrssicherheit. 1998, № 1. — S. 19−24
  226. Kwasny O., Kutscha Lisseberg F., Vecsei V. Der Polytrauma-tisierte pazient zielsetzungen, prioritaten und management //Acta Chir.Austr.-1992. -H.24. S.316−318.
  227. La Prevention Routiere Internationale. Rapport d’activites (1997−1998). -1998. N 2
  228. L. В., Songer T. J., La Porte R. E. Should persons with diabetes be licensed to trucks? Risk management // Risk Anal. 1993. — 13, N 3. — P. 327 334
  229. Lee Т.Н., Cook E.F., Weisberg M., Sargent U.K., Wilson C., Goldman L. Acute chest pain in the emergency room. Identification and examination of low-risk patients // Archives of Internal Medicine. 1985. -Vol. 145.-P. 65−9.
  230. Lehmann K.A. Tramadol for the management of acute pain // Drugs. -1994. 47. — Suppl l.-P. 19−32.
  231. Lehmann K.A. Tramadol for the managerment of acute pain // Drugs. -1994.-Suppl l.-P. 19−32.
  232. Longensen N.O. Transport of dangerous goods // VTI rapp. 1992. — № 380 A.-P. 227−241
  233. Maio R.F., Wu A., Blow F.C., Zink B. EMS providers do not accurately note motor-vehicle crash patients with positive serum alcohol concentrations // Prehospital and Disaster medicine. 1995. — V. 10, № 2. — P. 110 112
  234. McNiven E. Increased prevalence of lefthandedness in victims of head trauma // Brain. Inj. 1994. — 8, N 5. — P. 457−462.
  235. Medhekar S.R., Gekler W.C., Bley D.C. Frequency estimates for transportrelated hydrofluoric and sulfuric acid release scenarios // Process Safety Progr. 1993. — № 3. — P. 166−175
  236. Motor-vehicle safety: a 20 th centure public health achievement // Morb Mortal Wkly Pep. -1999. -Vol. 48, № 18. P. 369−374.
  237. Northemann P., Schaeffer E. Gefahrgut klasse 7 «Radioaktive Stoffe» // Florian Hessen. — 1995. — N 2. — S. 10−11
  238. Oslub I.P., McLafferty S. A weighted covering model to aid in dracuncutiasis eradication // Pap. Reg. Sci. 1992. — 71, N3. — P. 243−257
  239. Pucher J. Urban Passenger Transport in the United States and Europe // Transport Reviews. 1995. — Vol. 15. — № 2. — P. 15−19
  240. Road traffic accidents in developing countries: report of a WHO Meeting. Geneva: WHO Technical Report Series, N 703,1984
  241. Rommens P.M., Broos P.L., Deloos H.H. Preclinical and clinical care of extremity lesions in polytraumatized patients // Acta chir. Belg. 1990. — Vol.90.- № 1. P.32−38
  242. Rossi R., Pfenninger E., Ahnefeld W. Das Polytrauma // Munch. Med. Wsechr. 1988. — H. 6. — S. 121−122, 125−126
  243. Saunders R.A. Reliability of road accident statistics // J. Roy. Soc. Hlth.- 1987. V. 107. — N 3. — P. 107−109
  244. Sayer I.A., Palmer C. Pedestrian accidents and road safety education in selected developing countries. CODATU U 11 Conference, February 1996
  245. Schiestl R. Schwerer Verkehrsunfall in Worschach // Blaulicht. 1996. -45,N 12.-P.18
  246. Schlag G., Redl H. Neue Erkenntnisse der pathogenese des schock geschenens in der traumatologie // Unfallchirurgie. 1988. — Bd.14, № 1.- S.3−11.
  247. Schou J. Prehospital emergensy medicine. Germany, 1992. — 384 s.
  248. Schweres Busungluck forderte sechs Menschenleben// Bevolkerungsschutz. 1994. -N 3−4. — S. 5
  249. Silcock D., Selby Т., Walker R., Packham D. Measurement of pedestrians' exposure to risk. Paper to traffic safety on two continents Lisbon. 1997.-33 p.
  250. Sims D. See how they run: Modeling evacuations in VR // IEEE Cjmput Graph, and Ahhl. 1995. -15, N 2. — P. 11−13
  251. Singh D., Sundara Rao I. A review of transport incidents involving radioactive material in India // Int. J. Radioact. Mater. Transp. 1990. — № 1. — P. 41−44
  252. Sokie S. Epidemioloska situacija drumskog saobracainog traumatizma u vecen broju eucopskin zemalja // Zdrav. Zastita. 1985. -14, 11. — P. 18−22
  253. T. J., Lave L. В., La Porte R. E. The risks of licensing persons with diabetes to drive trucks // Risk. Anal. 1993. -13. N 3. — P. 319−326
  254. Thorson J., Sande J. Hospital statistics on road traffic accidents. Proceedings of the Third Triennial Congress, International Association for Accident and traffic medicine, 1969, p.20. University of Michigan, Highway Safety Research Institute, 1971
  255. Trouton T.G., Adgey A.A. High dose nalbuphine in early acute myocardial infarction// Internal j. of cardiology. -1989. 23 (1). — P. 53−7.
  256. Wagner R. Massenkarambolage auf der A3 bei Wurzburg // Brandschutz. 1996. — №. — P 285−289
  257. Wagner R. Messen Karambolage auf der Bundesantobahn A3 bei Wuzzburg 11 Brandwacht. 1997. — Bd.52. — № 1. — S.9−11.
  258. Waller J.A., Skelly J.M., Davis J.H., Herreid T.W. Characteristics, hospital charges, and effects of road transportation injuries in Vermont // Accid. Anal, and Prev. 1994 — № 5. — P. 635−645
  259. Watson L. Background to world’s first study into vehicle entrapment rescue// Fire. 1994. № 1067. — P. 19−20
  260. Widetschek O. Gefahrliche Stoffe ein immer grober werdendes risiko // Blaulicht. 1994. — 43, N 5. — S. 26−29
  261. Wood D., Mooney S. The role of car size and agressivity in relative collision safety: Conf. Road Safety Eur.//VTI rapp. 1992. № 380 A, Pt. 4.-S.210−226
  262. Sokie S. Epidemioloska situacija drumskog saobracainog traumatizma u vecen broju eucopskin zemalja 11 Zdrav. Zastita. 1985. — 14, 11. — P. 18−22
  263. T. J., Lave L. В., La Porte R. E. The risks of licensing persons with diabetes to drive trucks // Risk. Anal. 1993. — 13. N 3. — P. 319−326
  264. Thorson J., Sande J. Hospital statistics on road traffic accidents. Proceedings of the Third Triennial Congress, International Association for Accident and traffic medicine, 1969, p.20. University of Michigan, Highway Safety Research Institute, 1971
  265. Trouton T.G., Adgev A. A, High dose nalbuphine in early acute myocardial infarction// Internal j. of cardiology. -1989. 23 (1). — P. 53−7.
  266. Wagner R. Massenkarambolage auf der A3 bei Wurzburg // Brandschutz. 1996. — № 4. — P 285−289
  267. Wagner R. Messen Karambolage auf der Bundesantobahn A3 bei Wuzzburg // Brandwacht. 1997. — Bd.52. — № 1. — S.9−11.
  268. Waller J.A., Skelly J.M., Davis J.H., Herreid T W. Characteristics, hospital charges, and effects of road transportation injuries in Vermont // Accid. Anal, and Prev. 1994 — № 5. — P. 635−645
  269. Watson L. Background to world’s first study into vehicle entrapment rescue// Fire. 1994. № 1067. — P. 19−20
  270. Widetschek O. Gefahrliche Stoffe ein immer grober werdendes risiko // Blaulicht. 1994. — 43, N 5. — S. 26−29
  271. Wood D., Mooney S. The role of car size and agressivity in relative collision safety: Conf. Road Safety Eur.//VTI rapp. 1992. № 380 A, Pt. 4.-S.210−226 253
Заполнить форму текущей работой