Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Резервы эффективного развития нефтеперерабатывающих предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Текущем состоянии производства в любой момент времени, кратный шагу контроля, является основой не только для определения состояния системы в целях принятия мер по повышению ее гибкости и эффективности, но также и для разработки методов расчетов, связанных с решением оптимизационных задач эффективного регулирования процесса внедрения резервов при диверсификации «нефтеперерабатывающего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы исследования процесса эффективного развития
    • 1. 1. Сущность и содержание эффективного развития предприятий
    • 1. 2. Концептуальные основы управления эффективным развитием промышленных предприятий
  • ГЛАВА 2. Методология управления эффективным развитием НПЗ
    • 2. 1. Современные тенденции и приоритеты развития нефтеперерабатывающей промышленности
    • 2. 2. Управление процессами эффективного развития НПЗ
  • ГЛАВА 3. Резервы совершенствования технико-технологической базы НПЗ
    • 3. 1. Методические положения по исследованию резервов эффективного развития
    • 3. 2. Резервы, связанные с развитием технической базы производства
    • 3. 3. Резервы прогрессивной технологии
  • Глава 4. Резервы эффективного развития предприятий за счет улучшения качества продукции
    • 4. 1. Анализ достигнутого уровня качества продукции нефтепереработки
    • 4. 2. Влияние реализации резервов качества на эффективность деятельности предприятий
  • ГЛАВА 5. Организационные предпосылки управления эффективным развитием НПЗ в современных условиях
    • 5. 1. Совершенствование управления эффективным развитием НПЗ на основе выявленных резервов
    • 5. 2. Основные направления практической реализации организационных процессов

Резервы эффективного развития нефтеперерабатывающих предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование механизма рыночного хозяйствования предполагает целенаправленное использование всех возможностей эффективного развития предприятия, применение научно-обоснованных методов оценки на всех стадиях его деятельности.

Действенное управление резервами эффективного развития нефтеперерабатывающих предприятий позволяет обеспечить конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Именно этим обусловлена актуальность данного научного исследования, результаты которого позволят выявить закономерности образования резервов эффективного развития нефтеперерабатывающего производства, а также адекватные формы и методы организации и управления в деятельности нефтяных компаний.

Нефтеперерабатывающие компании увеличивают активность в сфере интеграционных процессов, стремясь повысить производительность и прибыль.

Решение задачи значительного повышения качественного уровня производства — в первую очередь — за счет использования резервов эффективного развития, реализуется, главным образом, в сфере непосредственного осуществления процесса производства — на нефтеперерабатывающем предприятии.

Основу выявления резервов эффективного развития нефтеперерабатывающего предприятия должна составлять рыночная стратегия его производственно-хозяйственной деятельности: максимизация прибыли, завоевание новых рынков сбыта, конкурентоспособный ассортимент продукции, быстрое реагирование на изменение потребностей, ускорение окупаемости капитальных вложений, решение социальных вопросов, выполнение экономических обязательств. Поэтому важной задачей экономической науки является определение факторов, влияющих на формирование резервов эффективного развития и управление технической политикой.

Сложность изучаемой проблемы определяет работу в качестве самостоятельной и требует всестороннего исследования.

В предлагаемой диссертации рассмотрены специфические проблемы развития нефтеперерабатывающей промышленности, а также приведены результаты разработки автором общей методологии резервов эффективного развития. На этой основе проведены изыскания путем решения назревших вопросов совершенствования технико-технологической системы предприятия. При этом автор исходит из того, что в рыночных условиях нефтеперерабатывающее производство должно развиваться не столько за счет увеличения ввода новых мощностей, сколько на основе интенсификации путем непрерывного воспроизводства на новом, более высоком научно-техническом и производственном уровнях. Решение этих сложных задач в рамках нефтеперерабатывающей отрасли во многом зависит от совершенства применяемых методов и организации системы эффективного развития.

В связи с этим в диссертации освещаются общетеоретические проблемы резервов эффективного развития, рассматриваются вопросы совершенствования рыночного воздействия на заводские процессы развития техники и технологии, формирования на предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса технической политики. Значительное внимание уделяется проблемам развития экономического механизма, способствующего созданию комплекса организационных условий, обеспечивающих расширение возможностей использования в пределах НПЗ достижений научно-технического прогресса.

Всё вышесказанное и предопределило выбор темы диссертационной работы, ее актуальность, народнохозяйственную значимость и потребность в научной проработке проблем эффективного развития в условиях рынка.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты рассматриваемой проблемы, являющиеся научно-методологической основой данной работы, рассмотрены в работах многих зарубежных ученых, таких как: Альберт М., Ансофф И., Бир С., Бранга М., Даллаго Б., Иглхарт Д. Л., Кинг У., Клиланд Д., Сакс Дж., Мескон М., Санталайнен Т., Солоу Р., У айн П., Уотермен Р., Хансен Э., Хедоури Ф., Хеннсмэнн Р., Портер М., Шедлер Д. С. и др. В их трудах разработаны теоретические и методологические предпосылки исследования проблем резервов эффективного развития и управления им.

Резервы эффективного развития рассматривались также в работах Абросимова А. А., Анискина Ю. П., Афанасьева Н. В., Бенцмана Б. Л., Васильева Г. А., Горфинкеля В. Я., Денисова В. Т., Кокурина Д. И., Короткова Э. М., Кунявского М. Е., Кушлина В. И., Ларина В. М., Лившица А. Я., Майданчика В. И., Моисеева Н. К., Осипова Ю. Г., Попова Е. В., Путилина Л. А., Семенова С. Н., Сенчагова В. К., Солодкова В. Т., Стрельцова А. В., Яковлевой О. П., Яковца Ю. В. и др.

Среди наиболее существенных отечественных авторов, внесших вклад в разработку проблем резервов эффективного развития предприятий нефтепереработки, можно назвать: Алекперова В. Ю., Баркова А. А., Бертолусини В. Г., Глухова В. В., Злотникову Л. Г., Каминского Э. Ф., Капустина В. М., Карпова Н. М, Костромина Т. С., Кукоса С. Г., Липкина В. В., Малышева Ю. М., Пархоменко Р. С., Радченко Е. Д., Сидорова А. П., Туреева А. А., Ушанского М. М., Хавкина В. А., Черевко А. И., Черного И. Р., Чувашина Е. П., Шагиева P.P., Шарифова B.C., Шматова В. Ф. и др.

В то же время практика исследования резервов эффективного развития в нефтеперерабатывающем комплексе все более актуализирует разработку новых подходов к управлению нефтеперерабатывающей промышленностью в рыночных условиях. Анализ работ, раскрывающих те или иные аспекты резервов эффективного развития, показывает, что проблема управления эффективным развитием в нефтеперерабатывающей отрасли разработана лишь по отдельным направлениям, остаются открытыми вопросы общих методологических подходов и алгоритмов управления обновлением технической базы нефтеперерабатывающей компании в целом.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка направлений использования резервов эффективного развития нефтеперерабатывающих предприятий в условиях современного этапа развития рыночной экономики.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

• обоснована концепция управления эффективным развитием нефтеперерабатывающих предприятий;

• определены и исследованы основные направления и закономерности образования внутипроизводственных резервов в нефтеперерабатывающей промышленности;

• теоретически обоснованы процессы образования и использования внутрипроизводственных резервов на нефтеперерабатывающих предприятиях;

• исследованы организационно-экономические основы поиска и реализации резервов эффективного развития предприятий нефтепереработки;

• исследован функциональный потенциал и особенности нефтеперерабатывающего производства в отдельных нефтяных.

— компаниях;

• проведен анализ практики формирования резервов эффективного развития на нефтеперерабатывающих предприятиях с целью повышения конкурентоспособности производства;

• определена совокупность параметров, характеризующих эффективное развитие нефтеперерабатывающей промышленности;

• выявлены объективные предпосылки тенденций образования резервов повышения качества нефтепродуктов в рамках общих направлений эффективного развития НПЗ;

• установлены методические основы анализа внутрипроизводственных резервов в нефтеперерабатывающей промышленности;

• установлена связь между эффективным развитием нефтеперерабатывающего предприятия, эффективностью использования резервов и достигаемыми результатами производственно-хозяйственной деятельности;

• сформулированы практические предложения по использованию резервов при диверсификации управления предприятиями нефтеперерабатывающего комплекса.

Объект исследования. Объектом исследования являются отечественные нефтеперерабатывающие предприятия различных организационно-правовых форм.

Предмет исследования. Предметом исследования являются резервы эффективного развития нефтеперерабатывающих предприятий в современных условиях.

Теоретические и методологические основы исследования. Научной и методологической основой исследования послужили обобщения теоретических и концептуальных разработок ведущих зарубежных и отечественных ученых в области исследования резервов эффективного развития. В качестве конкретного инструментария в процессе диссертационного исследования использовались общенаучные принципы сравнительного и системного анализа, формирование и последовательная апробация рабочих гипотез, статистические методы сбора и обработки первичной информации, элементы экономико-математического моделирования ситуации, а также специальные методы экономического исследования: факторный анализ и метод систематизации.

Научная новизна диссертационной работы. Научная новизна диссертационного исследования определяется предложенным концептуальным подходом к исследованию резервов эффективного развития в нефтепереработке и применению обоснованных методов управления эффективным развитием. Диссертантом выносятся на защиту следующие положения, сформулированные в работе:

— предложен концептуальный подход к проблеме исследования резервов эффективного развития. В авторской трактовке данная проблема состоит не только в создании действенных инструментов прямого воздействия на реализуемые на нефтеперерабатывающих предприятиях научные исследования, технологические разработки освоения производства новых нефтепродуктов и внедрения новой техники, но, в первую очередь, -в совершенствовании комплекса рыночных условий и отношений, влияющих на темпы эффективного развития. По мнению автора, эффективное развитие производственной базы — неотъемлемая часть общего рыночного управления им, один из блоков рыночной стратегии предприятия;

— предложено ресурсное обоснование объекта управления эффективным развитием. При этом автор исходит из того, что эффективное развитие, являясь специфическим экономическим ресурсом, воздействует на общественное производство через другие экономические ресурсы и позволяет сокращать затраты, направляемые на удовлетворение возрастающих потребностей. В диссертации эффективное развитие как экономический ресурс рассматривается двояко. С одной стороны, в каждый конкретный момент времени объем общественного производства, а следовательно, и степень удовлетворения потребностей общества, определяются массой вовлеченных в производство экономических ресурсов, зависящих, главным образом, от достигнутого уровня эффективного развития. С другой стороны, эффективное развитие рассматривается как ресурс для решения перспективных задач общества. Если в первом случае мы говорим о фиксированном, определенном на каждый конкретный момент времени уровне эффективного развития, то во втором случае речь идет об эффективном развитии как процессе, изменяющемся во времени;

— сформирована методология управления эффективным развитием на нефтеперерабатывающем предприятии при динамично изменяющейся рыночной ситуации, учитывающая отраслевые особенности объекта управления: из-за специфики технологии извлечения нефтепродуктов из нефти достижение конечной цели любого научно-технического мероприятия, как правило, отделено значительным промежутком времени от момента осуществления затратмногостадийностью научно-технического прогресса, включающего разнородные этапы на разных стадиях единого и непрерывного процесса нефтепереработкивысокой степенью неопределенности затрат (включая затраты времени) и результатов при реализации организационно-технических мероприятий в разных пределах непрерывного процессабольшим разнообразием конкретных экономических и социальных форм, в которых находит выражение эффективное развитие, в связи со сложностью технологических процессов на НПЗ;

— дана авторская трактовка технической политики нефтеперерабатывающего предприятия, связанной с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по выбору в соответствии с требованиями рынка прогрессивных технологий, определением форм их приобретения и необходимых для этого ресурсов;

— предложен авторский подход к программно-целевой методологии формирования резервов эффективного развития в период диверсификации производства, направленный на разработку и реализацию комплекса целевых программ развития производства, включающий обеспечение инновационной деятельности, координацию решения инновационных задач по обновлению и расширению ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, потребностей населения в нефтепродуктах и условий потребления, что позволяет преодолевать инертность организационно-экономических отношений на предприятии при его адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры и колебаниям экономической активности;

— обоснован механизм мониторинга управления качеством в нефтепереработке при переходе на альтернативные методы управления с использованием европейских и международных стандартов. Доказано, что новый подход к управлению качеством позволяет воздействовать на функции внутризаводского управления (планирования, регулирования и т. д.), а также на основные показатели эффективности;

— предложен механизм развития малого предпринимательства в нефтепереработке, позволяющий осуществлять расширение сложившихся рынков для достижения конкурентных преимуществ. В отличие от существующих точек зрения, динамизм и перманентная обновляемость из-за специфических особенностей конечной продукции и непрерывных технологических процессов нефтеперерабатывающего производства на малых предприятиях позволят вовлечь в процесс технического развития разрозненные научно-проектные структуры и предприятия нефтяного машиностроения;

— обобщен подход к исследованию резервов диверсификации нефтеперерабатывающего производства по выпуску продукции с использованием следующих основных блоков: первый блок содержит анализ деятельности существующего производства и подтверждение его действий при расширении объемов выпуска продукции, связанной с диверсификацией. При этом автор, предлагает использовать показатель технологических границ производства с учетом издержек производства при выпуске товара в зависимости от объемов привлекаемых финансовых средств. В долгосрочном периоде разные объемы и финансовые ресурсы формируют структуру каждого направления производства со свойственной ему спецификой организации и использования принципов специализации и кооперациивторой блок позволяет дать представление об изменениях качественных состояний диверсификационного процесса и количественных ориентиров возможной диверсификации. На практике степень рыночной взаимозависимости предлагается рассчитывать с учетом тесноты корреляционной функции исследуемого диверсификационного процесса. При этом вероятностная оценка состояния диверсификационного процесса, связанного с выпуском новой продукции, на основе информации о.

— текущем состоянии производства в любой момент времени, кратный шагу контроля, является основой не только для определения состояния системы в целях принятия мер по повышению ее гибкости и эффективности, но также и для разработки методов расчетов, связанных с решением оптимизационных задач эффективного регулирования процесса внедрения резервов при диверсификации «нефтеперерабатывающего производстватретий блок решает проблему подтверждения «эффекта экономии от разнообразия» реализуемых резервов, т. е. положительного эффекта масштаба при росте четко определенных издержек выпуска определенной диверсифицированной продукции. Автор предлагает учитывать соответствие специализации и технологии производства особенностям выпускаемой продукции. Это даст возможность изменения объемов производства продукции сходного назначения, близкой по характеристикам к предыдущим модификациям товара или родственному товару, производившемуся на том же оборудовании и тем же производственным персоналом. — разработан алгоритм оценки результативности эффективного развития с использованием критериев Байера-Лапласа, Гурвица, Ходжа-Лемана, Гермейера и др., позволяющий дифференцировать принятие решений, устанавливать оптимальный вариант использования резервов на основе анализа чувствительности предприятия к нововведениям и выравнивания различных позиций по отношению к научно-техническим преобразованиям в нефтепереработке;

— разработана концептуальная модель совершенствования механизма эффективного развития, заключающаяся в конвертации фонда освоения нефтяных компаний в части направления их средств на создание конкурентоспособного уровня производства за счет временной монополии на использование финансового ресурса по сравнению с другими предприятиями в вертикально интегрированных нефтяных компаниях;

— разработаны направления совершенствования бизнес-планирования эффективного развития НПЗ на основе внедрения мастер-планов, аутсортинга информационной системы планирования, применения усовершенствованных систем управления (УСУ), современных программно-технических комплексов;

— доказана возможность диверсификации управления, позволяющей разработать механизм формирования резервов эффективного развития, регламентирующей производственный процесс (ограничивающей риск, связанный с изменением технологии) и обязывающей нефтяные компании регулировать производственную деятельность в период реструктуризации.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно развивает недостаточно разработанное в отечественной экономической теории научное направление формирования и использования резервов эффективного развития нефтеперерабатывающего производства.

Разработанные методологические подходы в исследовании проблем обнаружения резервов эффективного развития позволяют решить крупную народнохозяйственную задачу — повысить эффективность функционирования нефтеперерабатывающих предприятий в условиях конкурентной борьбы на рынке. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до уровня практической апробации и могут служить методическими рекомендациями для повышения эффективности функционирования нефтеперерабатывающего производства, что позволит предприятиям использовать их в производственно-хозяйственной деятельности при изменении технологии переработки нефтепродуктов — и на этой основе в целом улучшать свое экономическое положение и конкурентоспособность на рынке. Содержащиеся в диссертационном исследовании положения и выводы нашли отражение в учебном процессе при изучении следующих курсов: «Организация предпринимательской деятельности», «Стратегический менеджмент», а также спецкурсов, посвященных вопросам управления качеством.

Апробация работы. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации докладывались и обсуждались на научных семинарах, всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях, а также использовались при разработке Прбграммы развития промышленности Саратовской области до 2006 года. Наиболее существенные положения и результаты по теме исследования нашли отражение в публикациях общим объемом 86,8 п.л., из них авторских 48,8 п.л., в том числе в авторских монографиях объемом 25,9 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 197 источников, и изложена на 457 стр., содержит 42 таблицы и 18 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В современных условиях темпы эффективного развития и внедрение технических новшеств в производство, сокращение временных разрывов между принципиальным научным открытием и конкретным техническим решением, между созданием конструкции или технологии, воплощающей новую идею, и массовым применением новой техники или технологии в производстве, техническим уровнем отдельных отраслей и всего материального производства, соответствие структуры общественного производства объективным тенденциям эффективного развития, эффективностью применяемой техники и технологии — все это проблемы, решение которых определяет хозяйственную жизнь развитых и развивающихся стран.

Эффективное развитие расширяет диапазон возможностей и многовариантность технических решений. Но в конце концов из имеющихся технических возможностей в каждом конкретном случае выбирается одна, и этот выбор оказывает вполне однозначное влияние на основные пропорции воспроизводства. С этих экономических позиций эффективное развитие выступает не в традиционном функциональном плане: автоматизация, химизация, электрификация и т. п. Влияние каждого из этих направлений на пропорции экономического развития отнюдь не однозначно. Различные варианты автоматизации или использования химической технологии оказывают неодинаковое воздействие на такие параметры воспроизводственного процесса, как трудоемкость, материалоемкость или фондоемкость валового и конечного продукта. Установить роль каждого из этих обобщающих параметров на том или ином этапе, степень предпочтения, которого он заслуживает, — важнейшая задача экономической науки.

2. Чтобы сделать топливный рынок действительно рынком, необходимо увеличить количество НПЗ и их собственников. Речь идет не о создании избыточных мощностей по переработке нефти, а о строительстве необходимых для удовлетворения локального спроса мини-НПЗ с глубокой переработкой сырья. Возможно, с постепенным выводом из эксплуатации выработавшего свой ресурс оборудования на некоторых крупных заводах.

Но чтобы знать, сколько, что и где строить, необходима соответствующая государственная целевая программа, которая должна разрабатываться в рамках государственной энергетической политики, концепция которой пока окончательно не сформулирована.

Во-первых, государство может оговорить необходимость строительства мини-НПЗ при выдаче лицензий на разработку еще не распределенных нефтяных и газоконденсатных месторождений.

Во-вторых, федеральные и местные органы власти могут предложить на конкурсных условиях владельцам АЗС в соответствующих регионах построить собственные мини-НПЗ, выделив льготные кредиты и установив налоговые каникулы. Причем возвращать кредиты можно будет также моторным топливом для государственных нужд. Так будут созданы условия для развития мелких и средних вертикально интегрированных нефтяных компаний.

В-третьих, государство может сдавать соответствующие месторождения в аренду на условиях СРП. Продукцией будет моторное топливо, для чего понадобится строить мини-НПЗ, что также должно быть условием договора.

В-четвертых, местные власти совместно с заинтересованными потребителями могут создавать некоммерческие партнерства для малотоннажного производства моторного топлива для собственных нужд.

Децентрализация переработки нефти позволит значительно ослабить монополизм в этой отрасли, что также повлияет на удешевление моторного топлива и электроэнергии. Вместе с тем увеличение количества НПЗ и их размещение вблизи потребителей снизит риски массового прекращения поставок нефтепродуктов при аварии на каком-либо предприятии.

3. По мнению диссертанта, основным «углубляющим» процессом на период до 2010 г. останется, по-видимому, каталитический крекинг вакуумных дистиллятоводнако по мере углубления переработки для загрузки этого процесса потребуется вовлечение все более тяжелого сырья, вплоть до мазутов и гудронов (после их соответствующей подготовки), а также газойлей вторичного происхождения.

Все более широкое применение в промышленности находит процесс гидрокрекинга, обеспечивающий более высокие выходы моторных топлив по сравнению с каталитическим крекингом, а сочетание процессов каталитического крекинга и гидрокрекинга позволит создать оптимальные схемы переработки нефти с максимальным выходом и требуемым ассортиментом моторных топлив.

4. Улучшение использования производственного потенциала предприятия — одна из наиболее актуальных задач рыночной экономики. Поэтому в современных условиях необходимо ускоренное обновление производственного потенциала на основе внедрения новых технологических процессов при опережающем росте производительности оборудования, по сравнению с увеличением его стоимости.

В теории организации производства производственный потенциал следует рассматривать как сложную систему пересекающихся характеристик его элементов. Причем последние, в той или иной степени, могут замещать друг друга, то есть они альтернативны. Предположим, увеличились масса основных фондов и одновременно уровень их автоматизации, значит, сократился такой элемент производственного потенциала, как рабочая сила. В то же время, дополнительное привлечение последней для расширения производства продукции снижает в структуре потенциала величину основных фондов.

Производственный потенциал не механическое соединение, а динамическое сочетание взаимообусловливающих элементов. Но степень их альтернативности не остается постоянной. Она меняется в зависимости от экономической ситуации, уровня развития производственного потенциала, от особенности хозяйственной системы: масштабности, характера деятельности и, наконец, от того, насколько она замкнута.

5. В диссертации разработаны и апробированы методические положения по анализу влияния на прибыль и рентабельность производства новой техники и технологий, внедряемых в нефтеперерабатывающую промышленность, содержащие несколько этапов.

Первый этап анализа — это определение основных технико-экономических показателей нефтепереработки, достигаемых при осуществлении рассматриваемых технических мероприятий.

Второй этап анализа — оценка влияния выявленных изменений в технико-экономических показателях нефтепереработки на объем производства и реализации продукции.

Третий этап анализа — оценка влияния изменений в показателях нефтепереработки на издержки производства. На заводе, например, предусматривается внедрение процесса селективной очистки масляных дистиллятов фурфуролом (взамен фенола).

На четвертом этапе анализа определяются вложения в основные фонды и оборотные средства, связанные с внедрением технического нововведения.

Анализ завершается определением экономического эффекта, полученного в результате внедрения мероприятия. Количественно этот эффект находит свое выражение прежде всего в абсолютной массе дополнительной прибыли, полученной в результате применения новой техники. Эта дополнительная прибыль определяется как разница между дополнительной реализацией продукции (в оптовых ценах предприятия) и дополнительными затратами на производство продукции.

6. По мнению автора, под системой управления качеством на НПЗ следует понимать комплекс действий, методов и средств, направленных на достижение заданных стандартами и ТУ показателей качества нефтепродуктов.

Система управления качеством НПЗ охватывает все уровни внутризаводского управления, и на каждом из них деятельность соответствующих подразделений предприятия сводится к целенаправленному воздействию на факторы и условия, формирующие качество, с тем чтобы оно всегда находилось на рыночном уровне. При этом используются разнообразные способы влияния на качество через реализацию всех основных производственно-сбытовых функций.

Наличие полной организационно-функциональной модели системы управления качеством, содержащей все необходимые и достаточные элементы, позволяет оценить избыточность, недостаточность и противоречивость организационной структуры предприятия, а также полноту и достаточность работ, выполняемых подразделениями предприятия.

Следовательно, появляется возможность четкого определения единственно правильных организационных форм управления предприятием, его структурными подразделениями и отдельными исполнителями.

Таким образом, система управления качеством предстает в виде чрезвычайно сложной структуры, включающей деятельность заводских служб по достижению и поддержанию необходимого для продажи уровня качества, использующей различные технико-организационные и сбытовые методы.

7. В ходе проведенного исследования выяснилось, что на всех без исключения НПЗ в рыночных условиях система управления качеством — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

Рассматривая систему качества как совокупность организационных структур, методик и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством, следует отметить её «внутрифирменную» направленность. Она должна быть составной частью системы управления организации и создавать у руководства организации и потребителя уверенность в том, что продукция будет соответствовать установленным требованиям к её качеству. При этом масштаб системы качества должен соответствовать задачам организации в области качества (политики организации в области качества), а затраты на её создание и функционирование не должны превышать «положительного эффекта» от эксплуатации или потребления продукции. Система должна быть документирована в такой степени, чтобы быть легко актуализированной в организации и прозрачной для её контроля. При разработке системы следует обращать внимание на решение трёх основных задач: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества. Эти задачи могут быть решены с использованием различных методов и принципов управления. Так, в стандартах системы ИСО 9000 используется, как правило, метод Тейлора, основанный на жестком нормировании и контроле за соблюдением нормативных требований. Это метод эффективен в организациях с высоким уровнем технической компетентности руководящих работников по сравнению с уровнем исполнителей и невысокой степенью автоматизации производства.

8. По мнению автора, исходным при организации управления обновлением производственного аппарата является принцип системности (комплексности).

Системный подход к исследованию этого процесса предполагает рассмотрение его в следующей последовательности:

• определить состав целей (задач) управления;

• построить модель структуры управления;

• определить факторы, влияющие на управление в этой области;

• определить и разработать основные направления совершенствования управления техническим перевооружением и реконструкцией с целью повышения их влияния на организационно-технический уровень производства.

Следует отметить, что с углублением разделения труда усложняется функциональная структура практически всех отраслей народного хозяйствав процессе производства готового продукта в настоящее время задействованы десятки производственных звеньев. Часть из них связана между собой административно, а другие представляют собой самостоятельные производственные организации, находящиеся часто в различном административном подчинении.

9. Рост конкуренции между нефтяными компаниями требует повышения технико-экономической эффективности функционирования предприятий, улучшения качества продукции. Успешная работа ставит участников рынка перед необходимостью вложений в строительство новых и реконструкцию действующих производств, которые должны быть оснащены современными программно-техническими комплексами (ПТК). Но к вопросу автоматизации необходимо подходить, четко осознавая потребности и возможности. На взгляд диссертанта, комплексное решение этой задачи для российских НПЗ следует начинать с разработки так называемого мастер-плана, который уже давно и с успехом применяется на Западе. Существует лучшая мировая практика в области определения корпоративной политики по общим принципам. Мастер-план в данном случае является элементом, отражением корпоративной политики, позволяющим осуществлять управление с помощью наиболее эффективной организации бизнес-процессов. Применение мастер-планов на отечественных НПЗ означает переход на новые принципы корпоративного управления.

Мастер-планы могут быть разные, разного уровня, разной степени детализации, для разных предприятий. Чтобы разработать качественный мастер-план, специалисты компании должны, прежде всего, очень хорошо понимать отраслевую специфику и уметь определить степень детализации для каждого конкретного проекта.

10. Диссертант считает, что на сегодня главная задача — изменить ориентацию нефтяных компаний, перенести упор на интенсивные методы ведения бизнеса, обеспечить тем самым серьезное повышение конкурентоспособности производства нефтепереработки. Задача состоит в том, чтобы экономический рост в нефтяных компаниях все в большей степени происходил путем повышения производительности труда и ускорения процессов технического развития.

Существует, таким образом, неразрывная связь между техникой и экономикой, между социально-экономическими и техническими задачами, стоящими перед нефтяными компаниями. Достижение поставленных целей требует соответствующего развития технической базы производства. И поскольку техническое развитие — не самоцель, а средство для более полного удовлетворения постоянно растущих потребностей рынка, предприятия интересует не новизна техники, как таковая, а возможности новой техники увеличить экономическую эффективность нефтеперерабатывающего производства. В этой связи возникает задача анализа конкурентоспособности новой техники и отбора наиболее эффективных ее вариантов, то есть планирования и инвестирования тех направлений технического развития, которые обеспечивают наибольшее снижение затрат труда на единицу объема произведенной продукции.

Объективная необходимость планирования технического развития существовала всегда, однако в настоящее время эта задача приобретает особо важное значение и одновременно становится более сложной в связи с изменениями в развитии технической базы производства, которые вызваны современными рыночными требованиями и составляют ее основные особенности.

11. Основными задачами экономического стимулирования нефтеперерабатывающих предприятий, осваивающих новую технологию, являются, с одной стороны, компенсация им дополнительных затрат, связанных с выпуском новой продукции, а с другой — создание непосредственной материальной заинтересованности работников предприятий в обновлении продукции на базе технического развития. Эти задачи решаются такими методами стимулирования, как создание в нефтяных компаниях специальных фондов освоения новой техники, материальное поощрение за внедрение новой техники и установление повышенных цен на вновь изготовляемую продукцию в соответствии с улучшением ее качественных показателей.

Фонд освоения новой техники должен создаваться в нефтяных компаниях и образовываться за счет отчислений предприятий от себестоимости товарной продукции. Размеры отчислений должны дифференцироваться в пределах от 1 до 5%. В нефтедобыче — в рамках 3 -4%, в нефтепереработке — от 1−3%, в транспортировке — до 4%, в реализации — до 5%.

Фонд освоения должен быть централизованным для нефтяной компании. В его создании участвуют все предприятия компании, а получают средства из него только предприятия, осваивающие новую технологию и продукцию, которая впервые будет производиться. Перечень новых видов продукции устанавливается руководством нефтяной компании, которая выступает держателем фонда освоения. Организация производства такой продукции включается в задания предприятиям по программе организационно-технических мероприятий, следовательно, право на получение средств из фонда освоения имеют только те предприятия, которые участвуют в выполнении программы освоения новой техники.

12. В нефтяных компаниях необходима такая увязка экономических показателей с планом технического развития нефтеперерабатывающего производства, при которой предприятие могло бы получать прибыль и образовывать фонды инвестирования только при выполнении программы развития конкурентоспособных производств.

Вместе с тем, разрабатывая политику эффективного развития, нельзя упускать из виду, что принципиально новое оборудование, обещающее в будущем высокие темпы роста объемов производства, как правило, проходит в первые годы после начала функционирования «инкубационный период», в течение которого его экономические показатели хуже показателей заменяемого старого оборудования. Для дальнейшего совершенствования требуются большие дополнительные затраты. Типичный пример в этом отношении — атомная энергетика, которая в течение первого десятилетия своего существования заметно уступала по уровню экономичности обычным электростанциям, работающим на мазуте. Очевидно, планирование развития новых технологий и техники должно основываться не столько на расчетах сравнительной экономической эффективности, сколько на глубокой разработке долгосрочных технических прогнозов в нефтяных компаниях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Исследование, разработка и внедрение методов ' повышения экологической безопасности нефтеперерабатывающихпроизводств. Дисс. .докт. технич. наук. -М., 1998.
  2. А.А., Туреев А. А. Экономические аспекты применения нефтепродуктов. М.: 1997.
  3. Ю.П., Липкина В. В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. 2000 г. № 10.
  4. Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996,
  5. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998.
  6. Н.В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства/ под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1996.
  7. С.Г., Карпова Н. М. и др. Нефть, процессы и продукты ее углубленной переработки// Труды ВНИИ НП. 1993. 4.5.
  8. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  9. Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге/ Пер. с англ. Под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финстатинформ, 1993.
  10. Н.М. Долговременный характер установления высоких цен на мировых рынках нефти // Нефтяное хозяйство, 2005.
  11. Бар дик Д. Л., Леффлер У. Л. Нефтехимия. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  12. Ю.А. Дефицит, рынок и управление запасами. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991.
  13. И.К. и др. Статистика рынка товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1995.14.' Бем И. С. и др. Производственный аппарат машиностроения: структура и эффективность.- Киев, 1982. С. 16.
  14. С.А., В.Г. Скобелев. Методы принятия решений в маркетинге: Учебное пособие. Саратов, 2004.
  15. Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. М.: Манускрипт, 1993.
  16. А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, ТОО «КоМаркт Лтд», 1997.
  17. Дж., Кенигсберг Э. Научное управление запасами. М.: Наука, 1969.
  18. Э. Прогресс, подтвержденный статистикой // Нефть и жизнь. 2005. № 4.
  19. Васильев Г. А. Ускорение автоматизации производства на предприятии: вопросы социально-экономической эффективности. М.: Экономика, 1988.
  20. А.О., Волошин Д. И. Теория многоуровневой экономики в контексте современной экономической мысли //Проблемы прогнозирования. 2004. № 1.
  21. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994. «^
  22. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник/ Пер. с дат. А. Н. Чеканского, О. В. Рождественского. М.: Высшая школа, 1994.
  23. Ф., Воронина Г. О конкурентоспособности промышленных предприятий // Экономист.2004. № 6, С. 19.
  24. Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. -М.: Финпресс, 1998.
  25. Н.П., Перерва П. Г. и др. Маркетинг инновационного процесса: Учебное пособие.- Киев, 1998.
  26. А.П. Отраслевая дифференциация производства предприятия. Методы анализа и количественной оценки. JL: ЛПИ им. М. И. Калинина, 1976.
  27. А.П., Тютикова В. М., Угориц Р. А. Служба перспективного развития. -JL: Лениздат, 1986.
  28. В.Д. Организационные и экономические основы бизнеса. М.: НЭП, 1995.
  29. Т.П. Планирование «жизненного цикла» промышленной продукции. -JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.
  30. В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учеб. пособие. -М.: Софит, 1994.
  31. A.M. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. М.: Химия, 1996.
  32. Р., Каст Ф., Розенцвейт Д. Системы и руководство. /Пер. с англ. Под ред. Гаврилова Ю. В., Печатникова Ю. Т. М.: Радио и связь, 1971.
  33. Е. Отрасль с «плохой наследственностью». Нефть России. 2002. № 9.
  34. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие. /Пер. с нем. Макарова A.M. Под ред. Минко И. С. М.: Высшая школа, ИНФРА-М, 1996.
  35. Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ. ИНФРА-М, 1997.
  36. Н.П. Организация и деятельность смешанных обществ за рубежом. -М.:МГИМО, 1997.
  37. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. Пер. с англ. -М.: Бук Чембер Интернешнл, 1992.
  38. С. А., Ганштак В. И., Саксаганский Т. Д. Основы экономики и организации машиностроительного производства.- М.: Машгиз, 1962.
  39. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996.
  40. А.Н., Жукова J1.M. Концентрация, специализация, кооперирование и комбинировние в машиностроении. М.: Высшая школа, 1969.
  41. В .И. Реформы в России: 1985−1995 гг. М.: Союз, 1997.
  42. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. -М.:ИВЦ «Маркетинг», 1997.
  43. С.Н. Экономическая эффективность инвестиций (методы расчета и анализа)/ Под ред. В. А. Роменца. М.: МГИСС, 1996.45.' Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера. P.R. -М.: Глоссарий, 1998.
  44. Д.Л., Шедлер Д. С. Регенеративное моделирование сетей массового обслуживания / Пер. с англ. А. К. Камышева. Под ред. Калашникова В .В. М.: Радио и связь, 1984.
  45. М.И., Туровец О. Г. Экономика, организация и планирование технической подготовки производства. -Киев: Выща школа, 1987.
  46. Э.Ф., Хавкин В. А. Глубокая переработка нефти: технологический и экономический аспекты. М.: 2001.
  47. Ю.М. Научно-технический потенциал (проблемы накопления и использования). М.: Наука, 1974.
  48. Е.М., Градов А. П. Экономическая эффективность концентрации, специализации производства в машиностроении.-Л.: Машиностроение, 1970.
  49. . Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. /Пер. с англ. Горина О. Д. Под ред. Приписнова В. А. М.: Экономика, 1991.
  50. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика.-М., 1982.
  51. А.Н., Оленев И. Д., Соколицын С. А. Организация и планирование производства на машиностроительном заводе. Л.: Машиностроение, 1979.
  52. Д.И., Стрельцов А. В. Оценка результативности инновационного обновления основного капитала в машиностроении. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 1999. № 6.
  53. Е.В. Независимый нефтяной бизнес в России: проблема 2005 г.// Нефтяное хозяйство, 2004.
  54. Я. Дефицит. /Пер. с венг. Под ред. Гончарука М. М.: Наука, ' 1990.
  55. Р.А., Оноприенко Ю. Г. Максимизация инновационного эффекта от инвестиций нефтяной отрасли методом линейного программирования // Нефтепереработка и нефтехимия. 2005. № 3.
  56. А.И., Поляков Д. И. Повышение эффективности машиностроительного производства. М.: Машиностроение, 1979.
  57. Т.С., Радченко Е. Д. и др. Катализаторы крекинга остаточного нефтяного сырья. -М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1991.60.' Котел К. Организация производства на предприятии. / Сокр. пер. с венг. Шорохова А. А. Под ред. Крука Д. М. М.: Экономика, 1984.
  58. В.И. Производственный аппарат будущего (проблемы, эффективность). -М: Мысль, 1981.
  59. М.Е. Экономические проблемы мелкосерийного производства. Изд-во Саратовского университета, 1982.
  60. М.Е., Кублин И. М. Организационно экономические проблемы диверсификации производства.- Изд. центр СГЭА, 1997.
  61. М.Е., Кублин И. М., Распоров К. О. Управление маркетингом промышленного предприятия. -М.: Международные отношения, 2004.
  62. Курс предпринимательства: Учеб. для вузов. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандера. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  63. В.И. Интенсификация обновления производственного . аппарата. М., 1986. С. 6−7.
  64. С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М., 1986.
  65. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. /Пер. с нем. Котелкина В. П. Под ред. Г. П. Баркова. М.: Дело, 1993.
  66. В.М., Горемыкин В. П., Кунявский М. Е. Резервы машиностроительного комплекса РСФСР. Саратов: СГУ, 1990.
  67. В.Г., Дунаева B.C., Кушлин В. И. Стратегия ускорения: экономические основы и пути реализации./ Под. ред. Сальникова И. И. и др. -М.: Экономика, 1988.
  68. Ф.М. Огранизация маркетинга фирмами Японии // Приложение к БИЛИ. 1987. № 10.
  69. В.А., Туровец О. Г. Организация производства. Теория и практика. М.: Машиностроение, 1982.73.' Лившиц А. Я., Афанасьева Н. В. и др. Введение в рыночную экономику. -М.: Высшая школа, 1995.
  70. И.В. Бизнес-план основа успеха. Практическое пособие. -М.: Дело, 1994.
  71. В.Логинов. Условия инновационного развития экономики // Экономист. 2001. № 3.
  72. С. Международный маркетинг / пер. с англ. М.: Международные отношения, 1979.
  73. Е.З. Процессы планирования в экономике: информационный аспект. М.:Экономика, 1971.
  74. Г. Г. Организация и проведение технических совещаний/ Сокр.пер. с англ. М., 1974.
  75. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.80., Методика прогнозирования потребности народного хозяйства визделиях электронной техники / Под ред. П. М. Стуколова. М.: ЦНИИ электроника, 1982.
  76. С.В. ХТТМ, 2000, № 2.
  77. Р.П. Оптимизация трудовых процессов с использованием математических методов и ЭВМ. М.: Экономика, 1975.
  78. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.
  79. А. «Сделано в Японии»/ Пер. с англ.- М., 1991.
  80. Я., Сибакава Р., Такаянати С., Нагао Т. Как работают японские предприятия / Пер. с англ. Бирюкова В. А., Малышева А. А. Под ред. Бобрышева Д. Н., Миронова JI.E. М.: Экономика, 1989.
  81. Р., Хайзе Г.-Й. Азбука рационального предпринимательства. Конспект лекций. Омск: Фирма «ЛЕО», 1998.
  82. И.В. Рынок и государство: проблемы макрорегулирования. -Минск, 1994.
  83. Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ// Экономист. 2001. № 6.
  84. В.П., Тарасевич В. М., Цацулин А. Н. Рынок, спрос, цены: сертификация, анализ, прогноз-СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  85. Е.Г., Попов Э. В. Реинженеринг бизнеса: реинженеринг организации и информационной технологии. М.: Финансы истатистика, 1997.
  86. Ю.Г. Основы теории хозяйственного механизма.- МГУ, 1994.
  87. Основы предпринимательского дела: Учебник / Под ред. Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой. М.: Изд. Бек, 1996.
  88. В., Витин А. Тенденции и факторы инвестиционного спроса. // Экономист. 2000. № 11. С. 28.
  89. П.Г. Управление ассортиментом продукции. М.: Изд-во «Реклама, информация, маркетинг», 1991.
  90. Г. А., Махалин В. Н. Планирование, учет и стимулирование структурных подразделений предприятия в условиях перехода к внутрикорпоративному управлению // Нефтепереработка и нефтехимия, 2005, № 9.
  91. М.К. Производство водорода в нефтеперерабатывающей промышленности.-М.: Химия, 1976.
  92. Е.В., Клюев Ю. Б. Методы маркетинговых исследований.-Екатеринбург: УГТУ, 1996.
  93. С.В. Организация хозяйства в России. Омск: «Курьер», 1999.
  94. Т.Г., Сыроежин И. М., Эйсснер Ю. Н. Экономическая кибернетика. Системный подход. Л.: ЛФЭИ, 1978.
  95. М. Международная конкуренция: конкурентное преимущество стран / Пер. с англ. Под общ. ред. В.Д. Шепинина- М.: Международные отношения, 1993.
  96. В.Ф. Оптимизация планирования.- М., Экономика, 1968.
  97. Л.А. Совершенствование анализа подготовки производства новой продукции в машиностроении. Воронеж: ВПИ, 1984.
  98. И.М., Шухгальтер Л. Я. и др. Организация и планирование машиностроительного производства. М.: Машиностроение, 1967.
  99. Дж. П. «Дженерал Моторс» в истинном свете. /Пер. с англ. Стоплера Р. И. Под ред. Медведева С. Ю. М.: Прогресс, 1985.
  100. Ф.М., Попова Е. В. Теория корпоративного управления неустойчивым состоянием экономики. М.: Изд-во Рос. Экон. акад., 1999.
  101. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.: Прогресс, 1986.
  102. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России.2003.
  103. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. М.: Госкомстат России, 1997.
  104. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. М.: Госкомстат России, 1999.
  105. Садчиков И. А, Климов В. А. Применение методов оценки рыночной стоимости компании при обосновании проекта строительства завода глубокой переработки нефти // Нефтепереработка и нефтехимия. 2005. № 3.
  106. Т. и др. Управление по результатам. М., 1988.
  107. Р.Л. Организация и планирование внутризаводской специализации.-Л.: 1974.
  108. ПЗ.Сачко Н. С. Концентрация производства в промышленности. М.: Экономика, 1968.
  109. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. -М.: Юристъ, 1999.
  110. В.К. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства. -М.: Финансы и статистика, 1979.
  111. В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
  112. В.И., Маслова Н. П. Статистическая теория: потребительно-стоимостные основы. -М.: Изд-во стандартов, 1995.
  113. Словарь-справочник для деловых людей. М.: Изд-во РАН, 1993.
  114. Современный бизнес: Учебник. В 2-х т.: /Пер. с англ. Д.Дж. Речмен, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж.В. Тилл. М.: Республика, 1995.
  115. В.Т. Управление развитием машиностроительного предприятия. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1992.
  116. С.И. Современные мировые рынки Украины. Киев: — Демос, 1995.
  117. В.Е. Менеджмент- искусство XXI века // Нефтепереработка и нефтехимия 2005. № 1.
  118. А.А. Планирование эксперимента при исследовании технологических процессов. М.: Машиностроение, 1981.
  119. Современные транснациональные корпорации: Экономико-статистический справочник. Под ред. Солюса Г. П. М.: Мысль, 1983.
  120. Стратегическое планирование /Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998.
  121. Л.Б., Маннанов Р. Г. Менеджемент: Наука и искусство управления бизнесом /Учебно-практическое пособие-Тольятти: Современник, 1992.
  122. И.М. Планомерность. Планирование. План: (Теоретические очерки). / Под ред.Е. З. Майминаса. -М.: Экономика, 1986.
  123. Теория прогнозирования и принятия решений. Киев.: Выща школа, 1977.
  124. Теория управления социалистическим производством: Учебник для студентов инж.-экон. спец. вузов / Под ред. О. В. Козловой М.: Экономика, 1983.
  125. Термины и понятия рыночной экономики/ Сост.: Абалкина Л. А., • Бекряев Б. А., Захарова М. Н., Шустерман Е. Б. М.: 1995.
  126. . А есть ли дефицит? Азбука нефтяной экономики. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  127. P.M. Конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1985.
  128. Э.А., Степин Ю. П., Андреев А. Ф. Компьютерные методы поддержки принятия управленческих решений в нефтегазовой промышленности. М.: Синтег, 2005.
  129. П. Управление исследованиями и разработками. М., 1981.
  130. Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Пер. с англ.- М., 1988.
  131. Учебник по основам экономической теории (экономика)/ В. Д. Камаев и др. М.: Владос: издательство МГТУ, 1994.
  132. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство/ Сост. Подвойский Г. П. — М.: Республика, 1992.
  133. Финансы в управлении предприятием / Под ред. A.M. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1995.
  134. В., Цыгичко А., Николаева Т. Возможности обновления производственного аппарата // Экономист. 1996. № 1.
  135. Финансы предприятий: Учеб. пособие/ Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина и др.- Под ред. Е. И. Бородиной. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995.
  136. Фишер Стенли, Дорибуш Рудибер, Шмалензи Ричард. Экономика /Пер. с англ. Балашовой Е. Е., Золотухиной Т. Н., Тапхилевича Е. В., Горюшиной Н. Г. Под ред. Санова Г. Г. М.: Дело, 1993.
  137. М. Специализация и кооперирование — резервы повышения производительности труда.-М.: Знание, 1970.
  138. Хейне Пол. Экономический образ мышления / Пер. с англ. Под общей ред. Пинскера Б. Под ред. Аукционек С., Бойко М. М.: Дело, при участии изд-ва Cata. Maxy, 1993.
  139. Р. Применение математических методов в управлении производством и запасами. -М.: Прогресс, 1976.
  140. Т. Инновация и конкурентоспособность техники // ' Экономист. 1998. № 2.
  141. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 1999.
  142. А. И., Сидоров А. П., Мелешкин М. Г. Укорение освоения мощностей в промышленности. -М.: «Экономика», 1969.
  143. И.Р. Производство сырья для нефтехимических синтезов. М.: Машиностроение, 1998.
  144. Черчилл Гилберт А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2000.
  145. . Е. П. Бюджет и финансы нефтегазовых компаний. -М.: Изд-во «Де Ново», 2000.
  146. В.М. Управленческая психология. М., 1984.
  147. Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
  148. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  149. Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 1997.
  150. Экономика и жизнь. 1992. № 18.
  151. Экономическая теория. Хрестоматия /Сост.комммент., словарь и предметный указатель Борисова Е.Ф./ М.: Высшая школа, 1995.
  152. В.Н. Маркетинговые информационные системы промышленных предприятий СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.
  153. Якокка J1. Карьера менеджера / Пер с англ. М.: Прогресс, 1991.
  154. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: Методология, оценка, регулирование. Саратов: Издат. центр СГЭА, 1997.
  155. АМА Board Approves New Marketing Definition // Marketing News/ 1985/ 1 March 1.
  156. ISO, Международные стандарты 9001−94^-9004−94 M. ИПК изд. Стандартов 1994.
  157. AakerD.A. Strategic Market Management, Wiley, Chichester, 1984.
  158. Andrews K. Corporate strategy the essential intangibles, McKinsey Quarterly, Autumn, 1984.
  159. Ansoff H.I. Corporate Strategy. Pelican Books, Gretna, Los Angeles, 1968.
  160. Barksdale M.J., Hart S.J., Black C.D. and Abdel-Mohsen T. The contribution of marketing to competitive success: a literature review. Jornal of Marketing Management, Vol.2., 1986.
  161. Boston Consulting Group. Perspective of Experience, The Boston, Consulting Group Inc., 1985.
  162. Brawnlie D.T. and Bart C.K. Products and Strategies. Vol.1, MCB University Press, 1985.
  163. Burns P. Growth in the 1990s: Winners and Losers. Special Report 12< 3 European Enterprise Center, 1994.
  164. Camp P.C. Benchmarking. The Search of Industry Best Practice That Lead to Superior Performance, ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
  165. Cardil T.F., Meger R.A. Intertemporal Stability of relutionship between interest rates and price changes. Journal of Finance, September, 1977.
  166. Carrington I.C., Edwards G.T. Financial industry investment. NY, 1979.
  167. Cateora P.R. International marketing. Irwin, Boston, 1990.
  168. Charchill G.A. Marketing Research, Technical Foundations. Chicago, The Dryden Press, 1991.
  169. Von Nenmann JA Model of General Egnilibrium // Reveien of Economic Studies XIII, 1945.
  170. Solow R. Technical Change and the Aggregate Production Function. Revew of Economics and Statistics. 1957. August.
  171. Solow, R. M.: «А Contribution to the Theory of Economic Growth», Quarterly Journal of Economics? 1956.
  172. Cooper M.H. Federal Budget Deficit. Wash., 1984.
  173. Deficit and Interest Rates. Wash., 1983.
  174. Doyle P. What makes an excellent company? Journal of Marketing Management, Spring, 1992.
  175. Impact of Federal Deficit on Credit Conditions and Economy. Wash., 1982.
  176. Jeannet J.P., Hennessey H.D. Global marketing strategies. 2 ed/ Houghton. Mifflin Company. B-N, 1992.
  177. Lusch J.G., Hooley GJ. and Laczniak G.R. The future of marketing strategy. Business Horizons, vol.19, December, 1976.
  178. McDaniel S.W. and Hise R.T. Have CEOs adopted the marketing?, in Varadaraian P. (ed). The Marketing Concept: Perspectives and Viewpoints, Texas A&M University, Texas, 1983.
  179. McDonald M.H.B. Some Methodological Problems Associated with the Directional Policy Matrix. MBA Review, 1990.
  180. McKenna R. Marketing is everything. Harvard Business Review, Vol.69, 1991.
  181. Molnar J. Now to Penetrate Foreign Markets by Eastern European Companies, 2 IMS «Marketing in Practice». Veszprem, 1993.
  182. Karp A., Dickenson R.// Petroleum Technology Quaterly. Winter 1997−1998. P.67.
  183. Pallister J., Jones W. and Higgins L. Marketing’s role in business process redesign. MEG Proceedings, Loughborough University Business School, 1993.
  184. Pascale R.T. Managing on the Edge: How successful Companies Use Conflict to Stay Ahead. Viking, London, 1990.
  185. Prais S.I. Evolution of giant firms in Britain Cambridge. 1976.
  186. Reid D.M. and Hinkley L.C. Strategic Planning: The Cultural Impact. Marketing Intelligence and Planning, Vol.7,1989.
  187. Schon D.A. The reflective practitioner how professionals think in action. Basic Books, NY, 1983.
  188. Sunders J. and Wong V. Business Orientations and Corporate Success. Journal of Strategic Marketing, Vol.1,1993.
  189. Oil and Gas Journal. 1999.97.№ 51
  190. Varadarajan P. The marketing Concept: Perspectives and Viewpoints. Texas A&M University, Texas, 1983.
  191. Wink N. Historical perspective in marketing management explicating experience. Journal of Marketing Management, Vol.8,1992.
Заполнить форму текущей работой