Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Защита коммерческой тайны как экономическая потребность в информационном обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные процессы развития информационного общества и глобализации экономики обуславливают необходимость и дают возможность применения геоэкономического подхода к определению ценности конкретной коммерческой тайны. Усиление национального режима секретности коммерческой информации оправдано лишь тогда, когда оно может защитить реально существующее преимущество страны перед другими… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Природа проблемы защиты коммерческой тайны
    • 1. 1. Тайна как форма реализации потребности человека в защите информации
    • 1. 2. Защита коммерческой тайны как экономическая потребность
    • 1. 3. Коммерческая тайна в исторической ретроспективе
  • Глава II. Информационное общество: научные концепции и общественная реальность
    • 2. 1. Информация как философская и экономическая категории
    • 2. 2. Основные характеристики информационного общества
    • 2. 3. Геоэкономические процессы и ихЪоследствия
  • Глава III. Коммерческая тайна в исторической перспективе: попытка экономического прогнозирования
    • 3. 1. Новая парадигма глобального цивилизационного развития: конец экономики?
    • 3. 2. Коммерческая тайна: умирающий феномен?

Защита коммерческой тайны как экономическая потребность в информационном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема защиты коммерческой тайны относится к разряду тех, о которых говорят: «стара, как мир». На протяжении едва ли не всей истории развития человечества люди, вступая в экономические отношения, с одной стороны, вынуждены осуществлять производство ценностей и обмен ими в условиях той или иной степени неопределённости в достижении желаемого результата, а с другой — ограничивать прозрачность своего экономического поведения в интересах получения идеально представляемой максимальной выгоды.

Несмотря на столь солидный исторический «стаж» проблемы, её актуальность в наше время, как свидетельствуют ученые и практики, не только не исчезла, но существенно возросла. «Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно-экономических отношениях и через данные факторы в определенной степени оказывает влияние на блок социальных отношений в целом» 1. Следует ли из такой функции коммерческой тайны выводить закономерность: «чем больше коммерческих (и других видов) тайн, тем лучше для общества»? При поиске ответа нельзя не учитывать, что человечество веками затрачивало и продолжает затрачивать немалую часть своих материальных и интеллектуальных ресурсов как на защиту разного рода секретов, в том числе и коммерческих, так и на их раскрытие. При этом величина таких затрат возрастает с увеличением скорости создания закрытой информации и её объёмов.

Поэтому проблемы социальной практики защиты коммерческой тайны не могут быть объективно осознаны и разрешены исключительно в рамках технократического подхода, идеологии совершенствования средств и методов предотвращения утечки информации. Фатьянов А. А. Тайна как социальное и правовое явление. Её вилы// Государство и право. — 1998. — № 6. — С. 10.

Рассмотрение проблемы с точки зрения экономической эффективности превалирует в научной литературе. Однако при этом перед предпринимателями возникает другая серьезная проблема — «проблема определения стоимости защищаемой информации». По этому вопросу в отечественной литературе есть лишь отдельные и не всегда аргументированные рекомендации.

Коммерческая тайна является информацией, а она, как одно из фундаментальных общенаучных понятий, «всё больше претендует на статус полноправной философской категории» 1. Данное обстоятельство обуславливает необходимость поставить проблему в плоскость философского осмысления.

Коммерческая тайна как правовой институт, существующий во многих странах, находится в состоянии перманентной трансформации, стремясь адекватно реагировать на возрастающие темпы социально-экономический процессов, развитие информационных и иных инфоёмких технологий. Особо проблемная сфера законотворчества и правоприменения — информационное право, появление которого связано с принципиальными изменениями видов информации и её социальной функции.

Зарождение и дальнейшее существование конкретной коммерческой тайны являются результатами управленческой деятельности субъектов экономики. Это делает необходимым рассмотреть исследуемую проблему и с точки зрения теории управления.

Поставленный выше вопрос об общественной полезности самого явления закрытости информации придаёт проблеме отчетливое социально-политическое звучание.

Создавая и защищая коммерческую тайну, человек реализует одну из главных первичных потребностей — в безопасности и защищённости, а их обеспеченность напрямую связана с достижением основополагающих целей в строительстве демократического правового государства.

1 Такой статус информации обосновывается Авдеевым Р. Ф. в монографии «Философия информационной цивилизации». — М.: ВЛАДОС, 1994.

Человечество вступило в XXI век, который называют веком информационного общества. В этой связи перед наукой возникает ряд аналитических и прогностических задач, решение которых позволило бы дать объективные ответы на ряд не риторических вопросов.

Насколько информационное общество в его современном виде и в будущем есть и будет более безопасным для Человека и комфортным для его самореализации, в том числе в сфере экономической деятельности? Насколько неограниченным и общедоступным будет его основной ресурс — информация? Какое влияние окажет фиксируемая наукой открытость общества на феномен коммерческой тайнысохранится ли он как экономическая потребность и будут ли созданы технические и правовые условия его дальнейшего существования?

Поиск ответов на эти вопросы представляется актуальным и применительно к разработке внутренней и внешней экономической политике России, которая переживает период становления рыночных отношений, появления целого класса предпринимателей, подавляющее большинство из которых не имеют достаточного опыта ведения бизнеса в условиях риска на национальном и мировом рынках.

Торговля и производство, находящееся в состоянии стагнации, требуют притока внутренних и зарубежных инвестиций, внедрения передовых технологий. Однако инвестирование требует определенной прозрачности объектов инвестирования, которая зачастую, неоправданно ограничивается вследствие фетишизации понятия «секрет фирмы». Не изжита советская ментальность всеобщей секретности, которая, как это почти всеми признано, стала одним из решающих факторов экономического отставания СССР от развитых мировых держав.

В постсоветской России интеллектуальный научно-технический потенциал востребован пока еще очень слабо, что стало следствием «утечки умов» за границу.

В деловых кругах бурно распространяется понимание возрастания ценности информации, практически в каждой компании действуют службы безопасности, которым наряду с другими функциями вменяется задача по защите коммерческих секретов. Однако эти службы и руководство компаний испытывают серьезные затруднения в практической работе по защите коммерческих секретов, т.к. сама методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране еще окончательно не разработана.

Пробелы в правовом регулировании института коммерческой тайны создают дополнительные сложности и являются одной из причин конфликтности отношений между бизнесом и властью в сфере финансовой отчетности, налогообложения, экспорте технологий.

Препятствия на каналах сбора коммерческой информации бумерангом бьют по интересам бизнеса, т.к. затрудняют условия для производства аналитической обобщенной коммерческой информации и организации общедоступных банков данных, порождая дефицит информационного обеспечения предпринимательства.

Неурегулированность общественных отношений в сфере защиты коммерческой тайны создает обстановку повышенной коммерческой секретности, атмосферу агрессивности, сдерживает налаживание цивилизованных партнерских отношений между предпринимателями, что, в свою очередь, провоцирует противоправные действия конкурентов: криминальное насилие, промышленный шпионаж, посягательства на коммерческие секреты и другие виды интеллектуальной собственности.

Будущее России зависит от степени её интеграции в мировое экономическое пространство. Однако этого невозможно осуществить без обмена технологиями, научными идеями, ноу-хау и т. д. Какова должна быть наша интеграционная политика? Как объективно определить ценность наших информационных ресурсов, экономически и политически эффективно ими воспользоваться, чтобы входить в геоэкономику в ранге достойного партнера?

Таким образом, проблема защиты коммерческой тайны напрямую связана с выработкой адекватных действий по отношению к шансам и вызовам России со стороны новой информационной цивилизации.

До последнего времени о научном осмыслении коммерческой тайны, этого многоликого социального явления, представляется возможным говорить лишь с точки зрения фиксации фактов наличия секретов производства товаров и услуг, а также в торговле и констатации того положительного значения, которое имела их сохранность для выживания его владельца и для благополучия общества. Наряду с этим в литературных источниках отмечаются и негативные последствия для стран и народов, наступившие в результате утраты важных секретов из-за того, что процесс их наследования был прерван.

В наше время феномен коммерческой тайны и проблема её защиты получают актуализацию в экономической науке, юриспруденции, теориях управления. Экономисты рассматривают коммерческую тайну в качестве одного из решающих инструментов в конкурентной борьбе и обеспечении рентабельности. Юристы пытаются оптимизировать как само содержание этого института, так и правовые средства его защиты. Управленцы фокусируют свои усилия на проблемах практического освоения разрабатываемых нормативно-правовых актов, внедрении организационных и технических способов предотвращения утечки коммерческих секретов.

Общим для всех научных источников указанных отраслей знаний и практических наставлений по предпринимательству является акцентирование возрастающей значимости проблемы защиты коммерческой тайны в условиях ускоряющихся темпов научно-технического прогресса и роста относительной ценности информационного продукта. Вместе с тем, в литературе, посвященной анализу национальных законодательств по защите коммерческой тайны, указывается на разнообразие терминов, которое объясняется тем, что в большинстве стран отсутствуют специальные нормативные акты о защите информации, а нормы о коммерческой тайне включены в самые различные акты или же существуют в виде судебных прецедентов1. Эффективность действия принятых законодательных норм оценивается неоднозначно. «К.

1 Рачковский В. В. Зарубежное законодательство о коммерческой тайне//Правоведение. — 1999. — № 3. — С.100. сожалению, осуществление на практике защиты против утечки торговых секретов представляется весьма сложным. Что еще более важно, правовое вмешательство может иметь место только после того, как секрет был раскрыт" 1.

Как отмечают отечественные юристы (А.А. Фатьянов, В. Н. Лопатин, А. Д. Куликов, Ю. Бобылов), «нормативно — правовое регулирование института коммерческой тайны сопряжено с рядом проблем, которые законодатель будет обязан решить, в противном случае практическая реализация механизма.

— у защиты таких сведений не будет достаточно эффективной" ^.

На этом фоне особо примечательным является то, что проект Закона РФ «О коммерческой тайне», принятый Государственной Думой, отклонен Президентом РФ.

Актуальность теоретического осмысления и социально-экономическая значимость проблемы защиты коммерческой тайны, её многоплановый характер и историческая обусловленность определяют выбор методологии исследования.

Наиболее оптимальным представляется полидисциплинарный взгляд на проблему в исторической ретроспективе и исторической перспективе её развития.

На наш взгляд, такая методология даёт возможность достичь основной цели исследования — определить экономически обоснованные оптимальные подходы к разрешению проблемы защиты коммерческих секретов в контексте наблюдаемых и прогнозируемых тенденций общественного развития.

В рамках поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: — вскрыть природу феномена тайны как формы реализации потребности человека в защите информации;

1 Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 5: Советы начинающему предпринимателю. Пер. с англ./Общ. ред. B.C. Загашвили. М.: «Прогресс», 1993. С. 22. ~ Фатьянов А. А. Указ. соч. С. 11. описать состояние правового института коммерческой тайны в российском и зарубежном законодательстве и дать экономическое объяснение существующих законотворческих проблем и различийдать обоснование коммерческой тайны как экономической потребности и выявить общие закономерности ее реализации в конкретных исторических условиях экономической деятельностипроанализировать современные научные трактовки информации как философской и экономической категорийобобщить научные концепции информационного общества, дать свое определения этого понятия с точки зрения экономической природы информационного ресурсапоказать взаимосвязь природы информационного общества и развития геоэкономических процессовдать оценку концепции «неоэкономики» и прекращения действия закона стоимостивыявить закономерности влияния основных процессов развития геоэкономического пространства на формирование и реализацию экономической потребности в защите коммерческой тайны.

Заключение

.

Результаты проведённого исследования дают основание для формулирования ряда выводов методологического характера, которые, на наш взгляд, позволяют более адекватно, чем это имеет место в массовом сознании и в некоторых научных источниках, осмыслить общественную значимость феномена коммерческой тайны как экономической потребности и правового института в контексте глобальных тенденций развития экономики и государства.

Коммерческая тайна как информация и процесс ограничения свободного доступа к ней — результат реализации первичной потребности человека в безопасности и защищённости, проявляемой в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Коммерческая тайна не является единственным средством в достижении целей безопасности бизнеса и его обязательным атрибутом. Сохранность тайны коммерческой информации способна дать экономический эффект только при достижении сравнительного преимущества в её использовании. При отсутствии такового коммерческая тайна утрачивает своё свойство.

2.Создание коммерческой тайны, надёжность её защиты и эффективность использования зависят от степени свободы доступа к массивам открытой информации. Всякое ограничение такого доступа или дефицит релевантной информации снижают экономический потенциал коммерческой тайны.

3. Достижение сравнительного преимущества в использовании коммерческой тайны зависит от способности системы управления организацией извлекать оперативную информацию из структурных информационных массивов, а также от характера объективных процессов во внешней среде.

4.Современные процессы развития информационного общества и глобализации экономики обуславливают необходимость и дают возможность применения геоэкономического подхода к определению ценности конкретной коммерческой тайны. Усиление национального режима секретности коммерческой информации оправдано лишь тогда, когда оно может защитить реально существующее преимущество страны перед другими геоэкономическими субъектами в использовании имеющихся у неё коммерческих секретов. В противном случае такие меры только увеличат отставание национальной экономики от мировых лидеров и затруднят её выход на мировой рынок.

5.На геоэкономическом пространстве государство выполняет функции глобального субъекта экономики, что определяет его отношение к проблеме правовой защиты тех или иных коммерческих секретов. Диалектика агрессивной и защитной функций тайны в современных условиях материализуется в государственной политике информационной войны. Правовой институт коммерческой тайны имеет тенденцию к интернационализации и эффективность его применения будет зависеть от процессов развития наднациональных государственных образований.

6.Компьютеризация способов хранения, обработки и передачи информации создаёт ряд технических проблем в обеспечении защиты информации и диктует необходимость совершенствования законодательства о коммерческих секретах с точки зрения доказывания её владельцем наличия состава преступления.

7.Получившие распространение в литературных источниках тезис о возрастании стоимости информации в условиях информатизации экономической деятельности и вытекающий из него вывод о возрастании социальной значимости коммерческой тайны не выдерживают научной критики. В информационном обществе стоимость издержек обмена информацией снижается, его скорость возрастает относительно скорости обмена материальными благами, что приводит к сравнительно более высоким темпам возрастания ценности производного информационного продукта и утрате ценности исходной информации. Всякое откладывание действий по реализации информации приводит к издержкам, стоимость которых равна размеру прибыли от наилучшего альтернативного использования информационного продукта. Первый тезис мотивирует экономически необоснованное накопление и защиту информации, наш вывод стимулирует наиболее эффективное использование информации, в том числе, коммерческой тайны.

8.В качестве одного из таких способов реализации некоторого сравнительного преимущества России в научно-техническом творчестве (создании интеллектуального продукта) при серьёзном отставании в организации промышленного внедрения новаций видится интенсификация выборочной торговли изобретениями и созданными на их основе промышленными образцами. Для этого российское государство должно взять на себя функции геоэкономического субъекта в отборе коммерческих секретов частных предпринимателей и продвижении их на мировой рынок. Национальным интересам также отвечала бы государственная политика поддержки инфоёмких производств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.- 58 ил.
  2. Э.Я. О книге О. Тоффлера.// США экономика, политика, идеология. — 1982. — № 7. — С. 85−96.
  3. М. К вопросу о цене информации //Проблемы теории и практики управления. 1999 г. — № 1. С. 79- 83.
  4. Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.: ИНФРА, 1997. — 400 с.
  5. С.Ю. Безопасность России. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. Сборник материалов Всероссийской конференции. М.: МГФ «Знание», 1998. 384 с.
  6. Д. О банковской и коммерческой тайне//3аконность. 2000. -№ 1. -С.51−52.
  7. Горичева J1. Экономические проблемы и национальное самосознание//. Вопросы экономики 1993. — № 8. — С. 50−58.
  8. П.С. Человек в авантюре саморазвития. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., Изд-во «Республика», 1993. С. 5−16.
  9. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. М.- 1956. С. 368.
  10. А. Научно-технический прогресс в рыночной среде (Некоторые проблемы теории зарубежного опыта и отечественной практики)//Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 10. — С. 118−129.
  11. Карло Жан, Паоло Савона и др. Геоэкономика. Господство экономического пространства. Пер. с итальянск. Под общ. ред. Карло Жана и Паоло Савоны, — М., 1997. 207 с.
  12. М.С. Две судьбы одного изобретения (роль культурного контекста)// Вопросы философии. 1993. — № 9. С. 97 — 109.
  13. Коммерческое право: Учебник/ А. Ю. Бушев, О. А. Городов, Н. С. Ковалекская и др.- Под. ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Лковлевой. -Издательство С.-Петербургского университета 1998. — 518 с.
  14. В.А. Информационное право: Учебное пособие. -М.:Юристъ, 1997. 472 с.
  15. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: ИЧП «Издательство Магистр». 1997.- 48 с.
  16. Э. Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства): Учебник. М.: Издательство БЕК, 1999. — 480 с.
  17. А.Д. О коммерческой и служебной тайне//Дело и право. 1996. -№ 10. — С.17−25.
  18. В. Почему мы бедны?//Эксперт. -2000. № 1,2. — С.40−46.
  19. Т. Опыт о законе народонаселения. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.2. М.: «ЭКОНОВ», 1993. 486 с.
  20. В.И. Защита информации в информационно-телекоммуникационных системах органов государственной власти// Системы безопасности. 1996. — № 6.
  21. Г. Одномерный человек. М.: «REFL-book». — 1994. — 368 с.
  22. А. Принципы политической экономии, тт. 1−3.- М., 1983. Т.З. -С. 208.
  23. Мельниченко Е. Н Геополитика и национальные интересы России: взгляд из провинции. Доклад на региональном семинаре «Современные проблемы европейской безопасности». Конспект докладчика. Волгоград, февраль 1998.
  24. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: «Дело», 1992. 702 с.
  25. . Ю.А. Право акционера на информацию об акционерном обществе. Жур. Юридический мир. № 4 1998. С. 33−39.
  26. Н.Н. Мир XXI века и христианская традиция//Вопросы философии. 1993. — № 8. — С. З -14.
  27. А. Реквием XX веку// Эксперт. 2000 — № 1−2. — С. 68−70.
  28. С.А. Нематериальные активы//Бухгалтерское приложение. -1997. № 5. С Л 1
  29. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М: Прогресс, 1986.
  30. О.В. Аудит служебной и коммерческой тайны (ноу-хау) в нематериальных активах//Бухгалтерский учет. 1999. — № 8. — С.69−77.
  31. Ф.Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для высш. и средн. спец.учеб. заведений.-3-е изд. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. — 328 с.
  32. В. Трактат о налогах и сборах. Антология экономической классики. В 2-х томах. T.I. М.: МП «ЭКОНОВ», 1993. — 475 с.
  33. Г., Голдстайн Б. Информационная технология миллионные прибыли: Пер. с англ./Науч. ред. и авт. Предисл. В. В. Симаков. — М.: Экономика. — 1990. — 238 с.
  34. В.В. Зарубежное законодательство о коммерческой тайне//Правоведение. 1999. — № 3. — С. 100 -104.
  35. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики. В 2-х томах. T.l. М.: МП «ЭКОНОВ», 1993, — 474 с.
  36. Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
  37. Справочник директора предприятия / Под. ред. М. Г. Лапусты. Изд.3-е, испр. и доп. М.: ИНФРА -М, 1998. -784 с.
  38. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса/Под. ред. Д. Г. Плахотной. М.: Изд.-во МГУ, 1992. -96 с.
  39. М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. М.: Изд-во РАГС. 1996. 374 с.
  40. О. Третья волна.// США экономика, политика, идеология. -1982. -№№ 7 — И.
  41. А.А. Проблемы формирования института служебной тайны в отечественном праве//Государство и право. 1999. — № 4. — С. 14−20.
  42. А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Её виды// Государство и право. 1998. -№ 6. — С. 5 -14.
  43. Э. Революция надежды. Психоанализ и этика. М., Изд-во «Республика», 1993. С. 218 -356.
  44. Э. Человек для самого себя. Психоанализ и этика. М., Изд-во «Республика», 1993. С. 19 — 186.
  45. Н.Т. Земля и легенды Китая. М.: «Советская Россия». 1961. — 249 с.
  46. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 5: Советы начинающему предпринимателю. Пер. с англ./Общ. ред. B.C. Загашвили. М.: «Прогресс», 1993. — 192 с.
  47. Хейне Пол. Экономический образ мышления. Пер. с англ. — М.: Изд-во «Новости» при участии Изд-ва «СагаПаху'1, 1991. — 704 с.
  48. Хроника законодательной деятельности Государственной Думы. Октябрь 1999 года//Журнал российского права. -2000. № 1. — С. 136
  49. Д.С. Оружие, которое может быть опаснее ядерного// Независимая газета. 1995. — № 123.
  50. П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.Т.2. М., 1993. С. 224
  51. Юридический мир. 1999. — № 10. — С.74.
  52. Л. Карьера менеджера: Пер. с англ./ При участии У. Новака- Общ. ред. и вступ. ст. С. Ю. Медведева. М.: Прогресс, 1991.-384 с.
Заполнить форму текущей работой