Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов последней трети XX века
Диссертация
Общепризнанно, что в прошлом XX столетии эволюция музыки протекала неравномерно: периоды активных устремлений, новаций, манифестов закономерно сменялись стабилизацией, выведением норм и правил, периоды экспериментов, радикального обновления музыкального языка и содержания — этапами осмысления и отбора, движения к синтезу, компромиссу. С 70-х годов в отечественной музыке шёл процесс «наведения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Тема как смысловой компонент фуги
- 1. Понятие темы в современном отечественном музыкознании
- 2. Интонационные модели в темах фуг современных отечественных композиторов
- 3. Типология тем в современных фугах
- ГЛАВА 2. Содержательные особенности современной фуги
- 1. Содержательный аспект преобразований темы и других компонентов фуги
- 2. «Художественный мир» современной фуги
- ГЛАВА 3. Содержательные особенности фуги в полифонических циклах
- 1. Фуга в малом полифоническом цикле
- 2. Фуга в большом полифоническом цикле
Список литературы
- Абдуллина Г. В. Пассакалия в отечественной инструментальной музыке второй половины XX века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — СПб., 2005.-20 с.
- Алексеева И.В. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко: Исследование. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, РИЦ УГАИ им. Загира Исмагилова, 2005 — 298 с.
- Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи / Ред.-сост. С. С. Крылатова. М.: Клас-сика-ХХ1, 2005. — 364 с.
- Ананьев Ю. Новая парадигма мироотношения в культуре конца XX века // Искусство XX века: уходящая эпоха?: Сб. ст. / Нижегородская гос. консерватория- Ред.-сост. В. Б. Валькова, Б. С. Гецелев. Н. Новгород, 1997. Т. 2.-С. 186−201.
- Антипова Т.В. Музыка и бытие. Смысл толкования в контексте толкования смысла. М., 1997. — 280 с.
- Арановский М.Г. Заметки о творчестве. // Сов. музыка. 1981. № 9. С. 16−22.
- Арановский М.Г. Мелодика Прокофьева. Исследовательские очерки. Л.: Музыка, 1969.-232 с.
- Арановский М.Г. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича // Русская музыка и XX век / Гос. институт искусствознания- Ред.-сост. М.Г.Аранов-ский. М., 1997. — С. 213−249.
- Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. — М.: Композитор, 1998.-343 с.
- Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 90−128.11 .Арановский М. Г. Симфонические искания: исследовательские очерки. — Л.: Сов. композитор, 1979. — 288 с.
- Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии / ВНИИ искусствознания. -М.: Музыка, 1991. 317 с.
- Асафьев Б.В. Встречи и раздумья // Сов. музыка. 1954. № 11. С. 35−42.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.
- Баранова И.Н. Симметрия музыкальной структуры (на материале советской музыки): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1985. — 16 с.
- Барсова И.А. Опыт этимологического анализа // Сов. музыка. 1985. № 9. — С. 59−66.
- Барсова И.А. Специфика музыкального языка в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1986. — С. 99−116.
- Белоусова В.А. Симметрия в музыке (теоретический и исторический аспект): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1995. — 20 с.
- Белый А. Стихотворения и поэмы / Сост. Т. Ю. Хмельницкая. — М., Л.: Сов. писатель, 1966. 656 с.
- Бергер Л.Г. Контрапунктический принцип композиции в творчестве Хин-демита и его фортепианный цикл «Ьиёиэ ШпаНэ» // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / Сост. Л. Г. Раппопорт. М.: Музыка, 1971.-С. 187−221.
- Березовчук Л.Н. Стилевые взаимодействия в творчестве Шостаковича как способ воплощения конфликта // Вопросы теории и эстетики музыки / Ред. А. И. Климовицкий. Л.: Музыка, 1977. Вып. 15. — С. 94−119.
- Бобровский В.П. О самом важном // Музыкальная академия. 1997. № 1. -С. 6−20.
- Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. -М.: Музыка, 1989. Вып. 1.-268 с.
- Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. — М.: Музыка, 1978.-332 с.
- Богатырёв С. С. Обратимый контрапункт. -М.: Музгиз, 1960. 184 с.
- Богатырёв С.С. Wohltemperiertes Klavier, Teil II // Богатырев C.C. Исследования, статьи, воспоминания. М.: Сов. композитор, 1972. — С. 29−52.
- Борисова Е.В. Свойства художественного времени в отечественной инструментальной музыке 70−90-х годов XX века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2005. — 24 с.
- Бычков Ю.Н. Проблема смысла в музыке // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. тр. / РАМ им.- Гнесиных- Отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. М., 1999. Вып. 151.-С. 8−21.
- Валъкова В.Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. / Ред.-сост. Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1978. Вып. 3.-С. 168−190.
- Валъкова В.Б. Музыкальный тематизм мышление — культура: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. — М., 1993. — 48 с.
- Валъкова В.Б. Рождение музыкальной темы из духа новоевропейского рационализма // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Ред.-сост. А. В. Крылова. М., 1989. Вып. 106. — С. 77−96.
- Валъкова В.Б. Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича // Шостакович: между мгновением и вечностью: Документы и материалы. Статьи / Ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 2000. — С. 679−716.
- Валъкова В.Б. Тема // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. Т. 5. -Стб. 487−488.
- Васильева Н.В. Пространственно-временной аспект типового формообразования // Пространство и время в музыке: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Отв. ред. Э. П. Федосова.-М., 1991. Вып. 121.-С. 132−143.
- Взгляд из предыдущего десятилетия. Беседа М. Нестьевой с А. Г. Шнитке и С. М. Слонимским // Музыкальная академия. 1992. № 1. С. 20−26.
- Вязкова Е.В. «Искусство фуги» И.С.Баха: Исследование. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2006. — 482 с.
- Вязкова Е.В. О смысле в полифонической музыке // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- Отв. ред и сост. Ю. Н. Бычков.-М., 1999. Вып. 151.-С. 22−39.
- Гервер JI.JI. Полифонические этюды // Музыкальная академия. 2002. № 1. -С. 123−131.
- Гецелев Б. С. О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине XX века // Проблемы музыкальной драматургии XX века: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Отв. ред. В. М. Цендровский. М., 1983. Вып. 69. -С. 5−48.
- Гшьдинсон Л. К проблеме единства стиля в произведениях А.Шнитке 70-х годов // Советская музыка 70−80-х годов. Стиль и стилевые диалоги: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Отв. ред. В. Б. Валькова. М., 1985. Вып. 82. -С. 80−101.
- Гиршман Я.М. В-А-С-Н. Очерк музыкальных посвящений И. С. Баху с его символической звуковой монограммой. Казань: Казанская гос. консерватория, 1993.-108 с.
- Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX—XX вв.еков: Очерки. М.: Музыка, 1981. — 279 с.
- Голъдшмидт Г. Музыкальный образ и интонация // Интонация и музыкальный образ: Статьи и исследования / Ред. Б. Л. Ярустовский. М.: Музыка, 1965.-С. 134−147.
- Гончаренко С. С. Зеркальная симметрия как драматургический и формообразующий принцип в музыке XIX — первой половины XX века: Авто-реф. дис.. докт. искусствоведения. М., 1994. — 35 с.
- Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. — 208 с.
- Демешко Г. А. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. — Новосибирск, 2002.-48 с.
- Демченко А.И. Золото первых десятилетий // Музыкальная академия. 2003. № 1. С. 66−70.
- Демченко А.И. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира. — Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990.- 111 с.
- Демченко А.И. Смысловые ориентиры полистилистики А.Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра» / Ред.-сост. А. В. Богданова. М.: Моск. гос. ин-т им. А.Шнитке. 2001. Вып. 2. — С. 100−109.
- Денисов A.B. К проблеме семиотики музыки // Музыкальная академия. 2000. № 1.-С. 211−217.
- Дмитриев А.И. Полифония как фактор формообразования. Теоретическое исследование на материале русской классической и советской музыки. — Л.: Музгиз, 1962.-488 с.
- Должанский А.Н. 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича. — Л.: Сов. композитор, 1970.-258 с.
- Должанский А.Н. Относительно фуги // Сов. музыка. 1959. № 4. — С. 151 162.
- Долинская Е.Б. О русской музыке последней трети XX века. Магнитогорск: Изд-во МаГК, 2000. — 158 с.
- Доможирова Е.В. Фуга в немецкой инструментальной музыке XIX века: Дис.. канд. искусствоведения. Петрозаводск, 2003. — 201 с.
- Евдокгшова А.А. Основные аспекты содержания музыки: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1987. — 23 с.
- Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. М.: Музыка, 1989. — 303 с.
- Задерацкий В.В. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1995. Вып. 1.- 367 с.
- Задерацкий В.В. Предисловие // В.Бибик. «34 прелюдии и фуги» для фортепиано, соч. 16 в. Киев: Музична УкраТна, 1982. Т. 1. — С. 3−6.
- Зайцева Т.А. Динамическая реприза. О творчестве С. Слонимского 90-х годов // Музыкальная академия. 1998. № 2. С. 16−24.
- Захаров Ю.К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 1999. -27 с.
- Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII веков. — М.: Музыка, 1983. — 77 с.
- Золотарёв В.А. Фуга. Руководство к практическому изучению. М.: Муз-гиз, 1956.-415 с.
- Иванова Л.П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. — СПб., 2005. 34 с.
- Интервью с Р. Щедриным // Советская музыка на современном этапе. Статьи и интервью / Ред.-сост. Г. Л. Головинский, Н. Г. Шахназарова. — М.: Сов. композитор, 1981. С. 349−359.
- Интервью с Н. Сидельниковым и Г. Канчели // Новая жизнь традиций в советской музыке: Статьи и интервью / ВНИИ искусствознания- Ред.-сост. Н. Г. Шахназарова, Г. Л. Головинский. — М.: Сов. композитор, 1989. — С. 318−331,350−363.
- Казанцева Л.П. Тема как категория музыкального содержания // Музыкальная академия. 2002. № 1. С. 131−139.
- Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания. — Астрахань: Факел, 2001.-368 с.
- Казанцева Л.П. Полистилистика в музыке XX века: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». Казань: Казанская консерватория, 1991. — 36 с.
- Калужский В.М. Эволюция темы фуги в классической и современной музыке: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1983. — 26 с.
- Карпычев М.Г. Теоретические проблемы содержания музыки. Новосибирск, 1997.-69 с.1%.Кац Б. А. О культурологических аспектах анализа // Сов. музыка. 1978. № 1.-С. 37−43.
- Кац Б. А. Сюжет в баховской фуге // Сов. музыка. 1981. № 10. -С. 100−110.
- Климовицкий А.И. Ещё раз о монограмме D-Es-C-H // Д. Шостакович: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения / Ред.-сост. Л. Н. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 1996. — С. 249−268.
- Клочкова E.B. Тема апокалипсиса в творчестве Альфреда Шнитке и Алемдара Караманова // Альфреду Шнитке посвящается. К 65-летию со дня рождения. Из собраний «Шнитке-центра» / Ред.-сост. А. В. Богданова. М.: Композитор, 2003. Вып. 3. — С. 148−156.
- Кон Ю.Г. О двух фугах И. Стравинского // Полифония: Сб. ст. / Ред.-сост. К. И. Южак. -М.: Музыка, 1975. С. 173−197.
- Корнелюк Т.А. Феномен фуги в истории культуры // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад: Материалы науч. конференции 24−25 апреля 2002—2003 гг. — Владивосток.: Изд-во Дальневосточ. унта, 2004. Вып. 9, 10. — С. 89−94.
- Коробейников С.С. Фуга XIX века в стилевом контексте музыкального романтизма: Очерки по истории полифонии. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1999. 72 с.
- Коробейников С. С. Фуга XIX века в стилевом контексте музыкального романтизма (на примере произведений Ф. Мендельсона и М. Регера): Авто-реф. дис.. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2001. — 24 с.
- Кравченко Т.С. «Одна и та же тема в фугах различных композиторов» // Баховский семинар: Статьи и доклады молодых музыковедов / Петрозаводская гос. консерватория. — Петрозаводск, 1996. С. 39−45.
- Крупина JI.JI. Эволюция фуги. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2001. — 188 с.
- Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII—XX вв. СПб.: Лань, 2006. — 432 с.
- Кузина О. Александр Пирумов // Композиторы Российской Федерации: Сб. ст. / Ред.-сост. В. И. Казенин. — М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 4. С. 3−33.
- Кузнецов И. К Теоретические основы полифонии XX века. М.: НТЦ «Консерватория», 1994.-286 с.
- Кузнецова Г. Ваяние образов на слуху // Сов. музыка. 1978. № 1. -С. 61−64.
- Курч О.О. Ещё раз о клавире современного строя (к вопросу о творческом процессе С.М.Слонимского) // Процессы музыкального творчества / РАМ им. Гнесиных- Отв. ред. Е. В. Вязкова. М., 1997. Вып. 2. — С. 143−162.
- Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. М.: Композитор, 2003. — 312 с.
- Лаврова C.B. Цитирование как проявление принципа комплементарности в творчестве композиторов последней трети XX века: Дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2005. 189 с.
- Лианская Е.Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: Авто-реф. дис.. канд. искусствоведения. — Н. Новгород, 2003. — 21 с.
- Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. М.: Музыка, 1982. Кн. 2. — 622 с.
- Литинский Г. И. Жизнь, творчество, педагогика: Сборник статей, воспоминаний, документов / Ред.-сост. А. В. Григорьева. М.: Композитор, 2001. -360 с.
- Лихачёва ИВ. 24 прелюдии и фуги Р.Щедрина. М.: Музыка, 1975. — 111 с.
- Лихачёва ИВ. Ладотональность фуг Родиона Щедрина // Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. / Сост. Г. А. Орлов, В. Н. Холопова, М. Е. Тараканов. — М.: Сов. композитор, 1973. Вып. 2. С. 177−197.
- Лихачёва ИВ. Тематизм и его экспозиционное развитие в фугах Р.Щедрина // Полифония: Сб. ст. / Ред.-сост. К. И. Южак. М.: Музыка, 1975.-С. 273−290.
- Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. -М.: Сов. композитор, 1990. 312 с.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с.
- Лысяная О. Претворение константных принципов формообразования в советской фуге 50−70-х годов (на материале русских и украинских циклов): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Киев, 1982. — 26 с.
- Любовский Л.З. Смысл фуги в европейском музыкальном мышлении. — Казань, Хэтер, 2000. 40 с.
- Любовский Л.З. У истоков музыки. Заметки о творческом процессе композитора. Об этике и психологии композиторского труда, о некоторых особенностях и проблемах профессии. М.: Композитор, 2006. — 89 с.
- Любовский Н.Ю. Хорал и хоральность в западноевропейской инструментальной музыке XIX века: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Л., 1989.-25 с.
- Ляшенко Г. Роль фуги в драматургии неполифонических произведений: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Киев, 1972. 30 с.
- Мазелъ Л.А. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие. — М.: Музыка, 1979. 534 с.
- Мальцев С. Об импровизационной природе фуги // Теория фуги: Сб.науч. тр. / Ред.-сост. А. П. Милка. — Л.: Ленингр. гос. консерватория, 1986. -С. 58−93.
- Марченков В. Монодия, полифония, личность: мечта о русском многоголосии // Музыкальная академия. 2001. № 3. — С. 30−36.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. — 262 с.
- Медушевский В.В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке // Критика и музыкознание: Сб. ст. / Ред.-сост. О. П. Коловский. Л.: Музыка, 1980. Вып. 2. — С. 5−16.
- Медушевский. B.B. Художественная картина мира в музыке // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения 1984 / АН СССР. — Л.: Наука, 1986.-С. 82−99.
- Медушевский. В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. музыка. 1980. № 9. С. 39−48.
- Милка А.П. К вопросу о генезисе фуги // Теория фуги: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. А. П. Милка. Л.: Ленингр. гос. консерватория, 1986. — С. 35−57.
- Михайленко А.Г. Фуга в теоретическом и творческом наследии С.И.Танеева. Страницы истории русской полифонии. — Новосибирск: Но-восиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1992. 171 с.
- Михайленко А.Г. Фуга как категория музыкознания // Теория фуги: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. А. П. Милка. Л.: Ленингр. гос. консерватория, 1986. -С. 10−34.
- Михайлов A.B. Письмо к В.Б.Вальковой // А. В. Михайлов. Музыка в истории культуры: Избранные статьи / Ред.-сост. Е. И. Чигарева. — М.: Московская гос. консерватория, 1998. С. 226−236.
- Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / Ред.-сост. А. Вульфсон. Л.: Музыка, 1990. — 285 с.
- Мнацаканова Е.А. Некоторые наблюдения над стилем сборника «24 прелюдии и фуги» // Дмитрий Шостакович: Сб. ст. / Ред.-сост. Г. Ш. Орджоникидзе. -М.: Сов. композитор, 1967. С. 260−287.
- Мюллер Т.Ф. Полифония: Учебник. М.: Музыка, 1988. — 335 с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988. — 254 с.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982.-319 с.
- Назайкинский Е.В. Тема и тематическая экспозиция // Сов. музыка. 1982. № 6.-С. 25−33.
- Напреев Б.Д. Оркестр и фуга. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. — 168 с.
- Нейгауз Г. Г. О последних сонатах Бетховена // Сов. музыка. 1963. № 4.- С. 67−72.
- Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. М.: Музыка, 1991.-278 с.
- Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. Тамбов, 1993. — 104 с.
- Овсянкина Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д. Шостаковича: Монография: В 2-х кн. — СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2003. 324 с.
- Овсянникова Т. Синтаксическое строение полифонического тематизма // Теоретические проблемы полифонии: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных- Отв. ред. Л. В. Попеляш. М., 1980. Вып. 52. — С. 75−90.
- Овсянникова Т. Фуга в творчестве С.Слонимского // Вопросы музыкальной формы / Ред.-сост. В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1985. Вып. 4. — С. 128−150.
- Орлов Г. А. Древо музыки. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2005.- 440 с.
- Папуш М.П. К анализу понятия мелодии // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. / Ред.-сост. Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1973. Вып. 2. -С. 135−174.
- Папуш М.П. Элементы учения о мелодии // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. / Ред.-сост. Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1978. Вып. 3. -С. 145−167.
- Петров А.Н. Лирический сюжет в инструментальной музыке // Сов. музыка. 1985. № 9. С. 72−74.
- Петрова С. Мифоритуальный код как один из методов музыковедческого анализа на примере клавирных сюит И.С.Баха // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- Отв. ред и сост. Ю. Н. Бычков.-М., 1999. Вып. 151.-С. 99−105.
- Печерская Э. 24 прелюдии и фуги С.Слонимского // Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского / Ред.-сост. Т. Зайцева, Р.Слонимская. СПб.: Композитор ¦ Санкт-Петербург, 2003. — С. 457−466.
- Полъдяева Е. Апокриф или послание? О творчестве Алемдара Карама-нова // Музыкальная академия. 1996. № 2. С. 1−15.
- Праут Э. Анализ фуг. — М.: Изд.-во Юргенсона, 1922. — 248 с.
- Присяжнюк Д.О. Музыкальный риторизм и композиторская практика XX века: Дис. канд. искусствоведения. — Н. Новгород, 2004. — 242 с.
- Протопопов В.В. Западноевропейская музыка XVII — первой четверти XIX века // История полифонии: В 7-и вып. М.: Музыка, 1985. Вып. 3. -494 с.
- Протопопов В.В. Полифония в русской музыке XVII — начала XX века. История полифонии: В 7-и вып. М.: Музыка, 1987. Вып. 5. — 319 с.
- Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы И.С.Баха: Очерки. — М.: Музыка, 1981. -355 с.
- Прохоров Г. «Межкартинные связи» в русской живописи второй половины XIX века. Проблемы цикла и серии // Советское искусствознание. — М., 1990. Вып. 26.-С. 184−210.
- Раабен Л.Н. О духовном ренессансе в русской музыке 1960−80-х годов. — СПб.: Бланка Бояныч, 1998. — 351 с.
- Раабен Л.Н. О новом музыкальном мышлении XX века // Стилевые искания в музыке 70−80-х годов XX века: Сб. ст. Ростов н/Д: РГК, 1994. -160 с.
- Рапацкая Л.А. Преодолевая гитарные стереотипы // Гитарист. 1997. № 3. С. 23−26.
- Рехин И.В. Путь к циклу «24 прелюдии и фуги» // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Вып. 7. № 165. -С. 153−167.
- Решетняк JI.B. Восемь очерков о феномене палиндрома в теории и практике музыкального искусства // http: // www.astray.i~u / main / 8htm.
- Риман Г. Фуга // Музыкальный словарь. М.: Изд-во Юргенсона. 1901. -С. 1362−1363.
- Ромадинова Д.Г. Полифонический цикл Р.Щедрина. — М.: Сов. композитор, 1978.-231 с.
- Ручъевская Е.А. Мелодия сквозь призму жанра // Критика и музыкознание: Сб. ст. / Ред.-сост. О. П. Коловский. Л.: Музыка, 1980. Вып. 2. — С. 35−53.
- Ручъевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. -160 с.
- Ручъевская Е.А., Кузьмина H.H. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль: Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова- Отв. ред. Е. А. Ручьевская. Л., 1990. Ч. 2. — С. 129−174.
- Рыжкова H.A. О некоторых тенденциях формообразования в современной советской музыке // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л. Н. Раабен, ред.-сост. А. Л. Порфирьева. Л., 1981. — С. 43−59.
- Сергей Беринский —Александр Казаренко. Диалогизм культур — одно из главных завоеваний XX века // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 96−100.
- Симакова H.A. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика — М.: Композитор, 2002. Ч. 1. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция. — 528 с.
- Симакова H.A. Контрапункт строгого стиля и фуга. Фуга: её логика и поэтика. М.: Композитор, 2007. Ч. 2. — 800 с.
- Синельникова О. Семантическая функция цитаты в инструментальной музыке Р.Щедрина 80−90-х годов // Семантика музыкального языка: Материалы науч. конференции 29−31 марта 2005 г. / РАМ им. Гнесиных- Отв. ред. И. С. Стогний. М., 2006. — С. 97−108.
- Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-446 с.
- Скребков С.С. Черты нового в инструментальной фуге И.С.Баха // Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. ст. / Ред.-сост. Ю. К. Евдокимова, В. В. Задерацкий, Т. Н. Ливанова. М.: Музыка, 1978. — С. 158−173.
- Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985. — 288 с.
- Слонимский С.М. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. — СПб.: Композитор, 2000. 152 с.
- Соколов A.C. Введение в музыкальную композицию XX века. М.: Владос, 2004.-231 с.
- Соколов A.C. Константы индивидуальности // Сов. музыка. 1992. № 2. -С. 46−50.
- Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1994. -214 с.
- Сохор А.Н. Интонация // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1974. Т. 2. — Стб. 550−557.
- Стогний И.С. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. тр. / Ред.-сост. А. В. Крылова. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. Вып. 106. С. 23−41.
- Стогний И. С. О семантической многомерности музыкального произведения // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- Отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. М., 1999. Вып. 151. — С. 40−52.
- Танеев С.И. Несколько писем по музыкально-теоретическим вопросам // С. И. Танеев. Материалы и документы. М.: Академия наук СССР, 1952. Т. 1. «Переписка и воспоминания». — С. 219−249.
- Тараканов М.Е. Творчество Родиона Щедрина / ВНИИ искусствознания. — М.: Сов. композитор, 1980. -328 с.
- Тарасевич Н.И. Проблемы тематизма в музыке эпохи Ренессанса: Ав-тореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 1994. — 25 с.
- Тевосян А.Т. Откровение и благовествование Алемдара Караманова // Музыкальная жизнь. 1990. № 17. С. 8−9.
- Тема // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1991.-С. 541.
- Теория современной композиции: Уч. пособие / Отв. ред. В. С. Ценова — М.: Музыка. 2005. 624 с.
- Тюлин Ю.Н. Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников // Русская книга о Бахе: Сб. ст. / Ред.-сост. Т. Н. Ливанова, В. В .Протопопов. М.: Музыка, 1985. — С. 249−266.
- Файн Я.H. Прелюдии и фуги Р.Щедрина: новаторство и традиции //с
- Музыкальный современник: Сб. ст. / Ред.-сост. С. С. Зив. М.: Музыка, 1973. Вып. 1.-С. 214−237.
- Файн Я.Н. Проблема ответа в фуге (о некоторых традициях и тенденциях) // Теория фуги: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. А. П. Милка. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. — С. 94−119.
- Фраёное В.П. Учебник полифонии. М.: Музыка, 2000. — 207 с.
- Фраёное В.П. Фуга // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. Т. 5. Стб. 975−993.
- Франтоеа Т.В. Неклассические полифонические формы в музыке советских композиторов 60−70-х годов // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сб. тр. / Сост. Э. А. Стручалина. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. Вып. 132. — С. 216−232.
- Франтоеа Т.В. Полифония А.Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ АПСН, 2004. — 404 с.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: В 2-х ч. — М.: Московс. гос. консерватория, 1990−1991. Ч. 1. 138 е.- Ч. 2. — 122 с.
- Холопова В.Н. Праздник, который всегда с тобой // Музыкальная академия. 2003. № 1. С. 70−77.
- Холопова В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. — 310 с.
- Холопова В.Н. Тематизм // Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. СПб.: Лань, 2002. — С. 272−366.
- Холопова В.Н. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50−80-е годы) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вузов: Сб. тр. / Сост. Э. А. Стручалина. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. Вып. 132.-С. 46−79.
- Хренов Н.А. Проблема художественного времени в практике советского искусства 70-х годов // Советское искусство (60−80 гг.). Проблемы. Задачи. Поиски.-М.: Наука, 1988.-С. 85−112.
- Христиансен Л.Л. Прелюдии и фуги Р.Щедрина // Вопросы теории музыки / Ред.-сост. Ю. Н. Тюлин. М.: Музыка, 1970. Вып. 2. — С. 396−429.
- Хусаинов И.С. Фуга и логика: Лекция по курсу «Полифония» / Петрозаводская гос. консерватория. — Петрозаводск, 1996. — 30 с.
- Цахер И.О. Фуга как феномен музыкального мышления (Бетховен, Хиндемит, Танеев, Шостакович). — М.: Композитор, 2005. — 240 с.
- Цирикус Е.И. Об «экспериментаторстве» Баха как отражении тенденций эпохи // И. С. Бах и современность / Ред.-сост. Н.А.Герасимова-Персидская. -Киев: Музична Украша, 1985. С. 74−80.
- Цытович В. И Размышления о роли мелодии в современной музыке // Критика и музыкознание: Сб. ст. / Ред.-сост. О. П. Коловский. — Л.: Музыка, 1980. Вып. 2.-С. 54−61.
- Чернова Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984.-144 с.
- Чигарёва Е.И. Проблемы интерпретации «риторического слова» в музыке Моцарта // Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения / Ред.-сост. Т. Н. Дубравская, А. М. Меркулов. М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 2003. Вып. 37. — С. 194−220.
- Чугаев А.Г. Особенности строения клавирных фуг Баха. — М.: Музыка, 1975.-255 с.
- Шаймухаметова Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Исследование. — М.: Гос. институт искусствознания, 1999. 311 с.
- Шаймухаметова Л.Н. Семантические процессы в музыкальной теме: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. — М., 2000. — 44 с.
- Шнитке А.Г. Интервью // Музыкальная академия, 1992. № 1. — С. 20−26.
- Шнитке А.Г. Полистилистические тенденции в современной музыке //
- B.Н.Холопова, Е. И. Чигарёва. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. -М.: Музыка, 1990.-С. 327−331.
- Шуранов В.А. Об онтологических основах музыкальной поэтики // Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных- Отв. ред. Л. Н. Шаймухаметова. М., 1998. Вып. 144. —1. C. 7−25.
- Щедрин Р.К. Слово о Шостаковиче // Муз. жизнь. 1975. № 18. С. 3−4.
- Эйзенштейн С.M. Избранное собрание сочинений. — М., 1946. Т. 2. — 295 с.
- Южак К.И. О природе и специфике полифонического мышления // Полифония: Сб. ст. / Ред.-сост. К. И. Южак. М.: Музыка, 1975. — С. 6−62.
- Южак К.И. Полифония и контрапункт: вопросы методологии, истории, теории: В 2-х кн. СПб.: Сударыня, 2006. Кн. 1 — 392 е.- кн. 2 — 288 с.
- Южак К.И. Теоретический очерк полифонии свободного письма. -Петрозаводск: Карелия, 1990. 84 с.
- Южак К.И. Шостакович Должанского: опус 87, изменяющийся во времени // Южак.К. Полифония и контрапункт: вопросы методологии, истории, теории: В 2-х кн. СПб.: Сударыня, 2006. Кн. 1. — С. 354−391.
- Ястребова Н. Новая жизнь старой легенды в художественном сознании 70-х годов // Советское искусство (60−80 гг.). Проблемы. Задачи. Поиски. М.: Наука, 1988. — С. 113−127.
- Butler G. Fugue and Rhetoric // Journal of Music Theory. 1977 Spring, Vol. 21, № l.-P. 49−109.
- Horsley I. Fugue. History and practice. New York, 1966. — 399 p.
- Kirkendale W. Fugue und Fugato in der Kammermusik des Rokoko und der Klassik. Tutzing, 1966. — 379 S.205
- Mann A. The study of fugue. New York, 1965. — 341 p.
- Oldroyd G. The technique and spirit of fugue. London, 1948. — 222 p.
- Ruf W. Ordnung als grundproblem musikalischer forming I I Chaos und Zuf-fal: Interdisziplionases Forum mit Vortragen, Diskussionen und Musik 28−29 Januar 1993. Mainz, 1994. — S. 103−114.
- Unger U. Klavierfuge im zwanzigsten Jahrhundert.-Resensburg, 1956. — 147 S.