Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие предпринимательских сетей на розничном рынке продуктов питания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российские розничные продуктовые сети за исследуемый период показали стабильный рост: увеличились показатели товарооборота, количества магазинов и общей торговой площади. Установлено, что данный процесс протекает под воздействием большого числа факторов, которые трудно учесть, используя лишь функциональные зависимости. В связи с этим предложено использование методики, основанной на построении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
    • 1. 1. Роль межфирменных отношений в развитии предпринимательства
    • 1. 2. Механизм формирования и реализации межфирменных отношений предпринимателей
    • 1. 3. Структура и особенности предпринимательских отношений на рынке продуктов питания
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
    • 2. 1. Тенденции развития современного продовольственного рынка России
    • 2. 2. Характеристика крупнейших продовольственных сетей на российском рынке
    • 2. 3. Анализ развития продовольственных сетей в регионах
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
    • 3. 1. Модель формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности продовольственных торговых сетей
    • 3. 2. Оптимизация системы хозяйственных связей предпринимателей на региональном продовольственном рынке
    • 3. 3. Рекомендации по формированию предпринимательских сетей на региональном продуктовом рынке

Формирование и развитие предпринимательских сетей на розничном рынке продуктов питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Основной задачей, способствующей успешному функционированию современной российской экономики, является создание эффективной предпринимательской среды, основанной на хозяйственных отношениях между различными рыночными субъектами как внутри страны, так и за ее пределами.

При этом возрастает роль межфирменных отношений предпринимателей на основе партнерства и построение предпринимательских сетей. Особенно такие отношения актуальны для малых предприятий, обеспечивая возможность выживания, и создавая инвестиционную привлекательность. Межфирменные отношения дают возможность выхода на новые рынки сбыта или обеспечивают доступ к сырьевым, финансовым, трудовым, информационным ресурсам.

Межфирменное взаимодействие предпринимателей в развитой экономике является механизмом саморегулирования. Однако в экономической науке не сформировано понятие того, как оно должно формироваться и насколько тесной должна быть интеграция предпринимателей. Кроме того, экономика регионов России развита неравномерно, в предпринимательстве отсутствует культура межфирменного сотрудничества и практика построения предпринимательских сетей.

Основной потенциал современного Российского предпринимательства сосредоточился в торгово-посреднической деятельности и, в частности, на рынке продовольственных товаров. Это повлекло за собой бурное развитие федеральной и региональной сетевой торговли, а также приход на российский рынок иностранных операторов. В результате произошло обострение конкуренции в сфере предложения продовольственных товаров. При предложении стандартного ассортимента продуктов питания и набора сопутствующих услуг предприятия могут достичь стабильного роста, лишь активизируя свой потенциал и оптимизируя издержки. Инструментом в реализации этих целей может послужить создание отраслевых и межотраслевых хозяйственных связей на глобальном или региональном продовольственном рынке.

Актуальность выбранной темы исследования подтверждается также и тем, что она все чаще становится предметом обсуждения ученых и практиков на профессиональных научно-практических форумах.

Состояние изученности проблемы. Проблемами взаимодействия, малого и крупного бизнеса, предпринимательства, теории организации, построения предпринимательских структур и обоснования их параметров занимались зарубежные ученые: И. Ансофф, М. Грановеттер, П. Друкер, X. Итами, М. Кастельс, У. Кинг, Д. Клиланд, Ф. Котлер, Р. Коуз, М. Х. Мескон, У. Пауэлл, М. Портер, Д. Старк, О. И. Уильямсон, Дж. Уэллс, Н. Флигстин, Ф. Фукуяма, Ф. Хедоури, Й. Шумпетер, а также российские: Г. Д. Антонов, A.A. Афанасьев, Г. Л. Багиев, A.B. Бусыгин, A.B. Гладилин, Д. Е. Давыдянц, Н. Е. Егорова, М. В. Ильин, Г. Б. Клейнер, В. В. Масленников, В. В. Радаев, H.H. Тренев, В.И. ТрухачевJI.A. Хасис, C.B. Хайниш, и многие другие.

Отмечая многообразие подходов к раскрытию данной тематики, следует одновременно подчеркнуть, что отдельные аспекты формирования межфирменных взаимодействий и предпринимательских сетей недостаточно изучены и требуют пересмотра или доработки с учетом времени и особенностей российского продовольственного рынка. Такое положение послужило основанием для выбора направления, целей и задач диссертационного исследования.

Область исследования. Диссертационная работа выполнена согласно специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство, и соответствует п. 10.15 «Организация системы взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого предпринимательства, формирование и развитие предпринимательских сетей» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по совершенствованию экономического механизма межфирменного взаимодействия и построения предпринимательских сетей различной степени интеграции для повышения прибыльности предприятий и совершенствования системы продовольственного обеспечения населения.

В соответствии с целью в работе были поставлены и решались следующие задачи:

— установить роль межфирменных взаимодействий и предпринимательских сетей в развитии продуктового рынка и дать их характеристику;

— раскрыть сущность и определить эффективность различных форм межфирменных связей предпринимателей на российском рынке продуктов питания;

— выявить современные тенденции развития глобальных и локальных розничных продовольственных сетей и определить основные показатели их деятельности;

— спроектировать метод расчета прибыльности розничных торговых сетей на основе системы наиболее значимых факторов их хозяйственной деятельности;

— охарактеризовать особенности становления розничной сетевой торговли в регионах и разработать практические рекомендации по поддержке локального развития предпринимательства.

Объектом исследования послужили федеральные и региональные предприятия продовольственного комплекса, а также иностранные, федеральные и региональные розничные продовольственные сети.

Предметом исследования являются межфирменные взаимодействия предприятий федерального и регионального продуктового рынка, основные направления формирования и развития предпринимательских сетей в условиях становления новых форм розничной торговли.

Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов. Изучены литературные источники, диссертации по аналогичным тематикам, публикации в периодической печати, аналитические обзоры консалтинговых фирм, Законы и постановления правительства РФ, нормативные документы. В качестве исходных источников информации использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, сведения Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края, материалы научно-практических конференций, годовые отчеты розничных продовольственных сетей. Исследования в различных областях экономики и отраслях экономической деятельности собраны в единый комплекс, согласно теме исследования.

Инструментом исследования послужили методы: сравнительного анализа, группировки данных, экономико-математические и статистические.

Научная новизна работы заключается в развитии теоретических и практических основ межфирменного взаимодействия и построения предпринимательских сетей на рынке продуктов питания. При этом наиболее существенные результаты, заключаются в следующем:

— развиты теоретические положения построения межфирменных отношений на российском и региональном продуктовом рынке в части сущности, структуры, принципов и методов исследования, что дает возможность выявить основные преимущества и недостатки становления и развития сетевой торговли, определить пути повышения эффективности предприятий продовольственного комплекса и обеспечить поддержку малому бизнесу в условиях трансформации рынка;

— построен алгоритм расчета синергетического эффекта межфирменного взаимодействия юридически независимых предприятий продовольственного комплекса на основе взаимодополнения по различным направлениям деятельности, который позволяет оценить целесообразность интеграции за определенный период на основе результирующего показателя рентабельности или чистой прибыли;

— разработана методика определения прибыльности розничных продовольственных сетей сгруппированных в зависимости от преимущественного формата торговли для анализа вариантных решений развития продуктового ритейла региона, что дает возможность повышать доходность сетей и осуществлять планирование в краткои среднесрочной перспективе;

— обоснованы предложения по построению предпринимательских сетей на региональных продуктовых рынках содержащие рекомендации по выбору потенциальных партнеров для комбинированной интеграции, мониторингу эффективности союза, государственной поддержке, дающие возможность более полно реализовать экономический потенциал региона и обеспечивать продовольственную независимость.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические и методические разработки, выводы и предложения способствуют решению вопросов совершенствования системы продовольственного обеспечения населения, посредством построения предпринимательских сетей с участием малых предприятий на рынке продуктов питания, становлению современных форматов торговли и оживлению экономики в целом.

Предлагаемая в диссертационном исследовании статистическая модель может быть использована в хозяйственной деятельности розничных продовольственных сетей для анализа наиболее значимых факторов влияющих на их прибыльность, прогнозирования и дальнейшего стратегического планирования.

Результаты диссертационной работы приняты к внедрению в работе.

Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя.

Положения, изложенные в диссертационном исследовании, можно использовать в преподавании дисциплин: «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика организаций» и «Региональная экономика».

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования докладывались с положительной оценкой на международных, всероссийских и вузовских научно-практических конференциях, проводимых в Ставропольском государственном аграрном университете 2004;2008 гг., Северо-Кавказском государственном техническом университете 2005 г.

Результаты диссертационной работы приняты к внедрению в работе Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 статей общим объемом 4,13 п. л. (в т. ч. автора — 3,57 п. л.).

Объем и структура диссертации. Работа объемом 158 страницы, включает введение, три главы, выводы и предложения, библиографический список (174 наименования), иллюстрирована 22 рисунками и 30 таблицами, содержит 3 приложения.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенное в диссертационной работе исследование теоретических и практических направлений в организации межфирменного, взаимодействия на основе партнерства. и создания предпринимательских сетей на розничном рынке продуктов питанияпозволяет сделать следующие выводы и предложения:

Г. Глобализация экономики способствует глубоким процессам интеграции предприятий как по одному виду деятельности, так и между отраслями. Особую роль партнерские отношения? имеют длямалых предприятий, которые-необходимы для> оздоровления экономики российского рынка. Установлено, что малому бизнесу достаточно сложно выжить в современных условиях жесткой конкуренции, поэтому необходимо, чтобы внешняя среда могла обеспечить поддержку егостановления' и последующегоразвития для запуска, процессов самофинансирования: В работе доказано-.чтопутемреализации"этихзадач является, взаимодействие малых, средних или крупных предприятий на основе партнерства и формирование предпринимательских сетей.

2. Сетевые технологии на рынке продуктов питания в настоящее время являются самыми высокоэффективнымии вытесняют другие формы торговли. Все большие объемышродаж приходятся на крупные иностранные и федеральные розничные продовольственные сети. В работе дана детальная характеристика. продуктовых^ сетей различных типов и форматов, показана динамика их работы за период активного роста (2003 — 2006 гг.) по обоснованному перечню показателей: объем: товарооборотаколичество собственных и франчайзинговыхторговых точек, их общаяплощадьчисленность персоналаструктура ассортимента: и долятоваров- «private label»: Определено место малого бизнеса в формированиии развитии продовольственных сетей, для чего раскрыты особенности трансформации розничной торговли. В результате доказана необходимость формирования предпринимательских сетей розничной торговли продуктами питания с участием малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации и отдельных ее регионов.

3. Российские розничные продуктовые сети за исследуемый период показали стабильный рост: увеличились показатели товарооборота, количества магазинов и общей торговой площади. Установлено, что данный процесс протекает под воздействием большого числа факторов, которые трудно учесть, используя лишь функциональные зависимости. В связи с этим предложено использование методики, основанной на построении корреляционно-регрессионных моделей по определенному перечню переменных для сетей, сгруппированных по форматам. В результате анализа моделей определили, что наибольшее влияние на формирование финансовых результатов оказывают количество торговых точек, причем открытых по договору франчайзинга с привлечением малых и крупных региональных предприятий и процент товаров произведенных под частной маркой сети. Модель имеет прогнозный характер иможет применяться для принятия вариантных решений^ постратегиям экономического развития регионов России:

4. Активное развитие сетевой торговли в регионах, посредством внедрения иностранных или крупных федеральных сетей, оказывает негативное воздействие на местную торговлю продуктами питания и развитие экономики региона.

Проведенный анализ показал, что для предприятий Ставропольского края такая ситуация привела к замещению локальных операторов, как правило малых предприятий, пришлой сетевой торговлей.

Определено, что локальные продовольственные сети и самостоятельные магазины должны перейти на современные форматы торговли. Для реализации этих целей и обеспечения выживания региональных предпринимателей в работе предложено реализовать предлагаемую стратегию построения предпринимательских сетей по всей производственно-сбытовой цепочке посредством комбинированной интеграции.

5. Установлено, что' механизм формирования предпринимательских сетей в России недостаточно развит из-за отсутствия соответствующих методик и слабой нормативно-правовой базы. В связи с этим, предложен алгоритм построения предпринимательских сетей на локальных продуктовых рынках, который включает ' в себя поиск и ранжировку потенциальных партнеров вертикальной, горизонтальной и диагональной интеграции, а так же оценку эффективности союза. Формирование предпринимательских сетей является региональным компонентом реализации дополнительных возможностей по высококачественному обслуживанию населения в целях обеспечения продовольственной безопасности региона. Эффективность проведенных исследований подтверждают расчеты эффекта синергизма от объединения крупных розничных сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в компанию «Х5 Retail Group», при этом фактический показатель чистой прибыли союза был на 18%, а общее количество торговых точек на 30% больше значений’прогнозируемых по многофакторной модели.

6. В развитие на территории регионов иностранные и федеральные ритейлеры инвестируют средства, намного превышающие те которые могут привлечь локальные сети регионов, поэтому со стороны государства необходимы меры по поддержке предпринимательских сетей на рынке продуктов питания и противодействию монополизации. Автором переложен ряд мер государственной регуляции баланса 'локальных и федеральных розничных сетей на рынке продуктов питания, что благотворно скажется на. развитии экономики регионов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской федерации // Гражданский кодекс РФ. Все редакции 2002−2006 годов. -М.: Эксмо, 2006.-416 с.
  2. Российская федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации // Налоговый кодекс Российской федерации (части I и И): Официальный текст. М.: «ЭЛИТ», 2004. — 376 с.
  3. Российская федерация. Законы. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ // Сборник законов РФ. С изменениями и дополнениями на 15 апреля 2006 года. М.: Эксмо. — 2006. — 906 с.
  4. Российская федерация. Законы. О защите конкуренции: федер. закон от 26 июля 2006 № 135-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.
  5. Российская федерация. .Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федер. закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2000. № 2. — Ст. 150.
  6. Российская федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ. // Сборник законов РФ. С изменениями и дополнениями на 15 апреля 2006 года. М.: Эксмо. -2006. — 906 с.
  7. ГОСТы в торговле. Сборник нормативных актов / под ред. М. А. Подобед. М.: Книга-сервис, 2006. — 64 с.
  8. Учебные и методические пособия, научно-аналитические обзоры:
  9. , В. А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге / В. А. Абчук. М.: Издательство «Михайлова В. А.», 2005. — 448 с.
  10. Анализ рынка розничной торговли: продуктовые сети / Маркетинговое агентство Step by Step. М.: Step by Step, 2006. — 54 с.
  11. , И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф — пер. с англ. С. Жильцова — под ред. Ю. Н. Каптуревского и др. СПб.: Питер, 1999. -414 с.
  12. , Г. Д., Иванова, О. П. Предпосылки интеграции и эволюция интеграционных структур в России / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 5. — С. 32−44.
  13. , В., Муромкина, И., Евтушенко, Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка: учебное пособие / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. СПб.: Питер, 2006. — 272 с.
  14. , А. Предпринимательские сети форма сотрудничества малых фирм / А. Ардишвили // Проблемы теории и практики управления. — 1990. — № 4. — С. 36−52.
  15. , А., Стерлин, А. Предпринимательские сети новая форма организации межфирменного взаимодействия // Мировая экономика и международные отношения. 1991.-№ 4.- С. 70−80.
  16. , А., Гаспаришвили, А. Стили лидерства менеджеров в странах СНГ / А. Ардишвили-, А. Гаспаришвили // Мировая экономика и международные отношения. 2002. -№ 2. — С. 98−105.
  17. , А. А., Кущ, С. П. Маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей: российский опыт / А. А. Афанасьев, С. П. Кущ // Российский журнал менеджмента. 2004. — № 1. — С. 33−52.
  18. , В. И. Анализ финансовой отчетности / В. И. Бариленко. -М.: КНОРУС, 2006. 416 с.
  19. , О. Н. Сеть как условие экономического действия / О. Н. Безрукова // Экономическая социология. 2003. — № 3. — С. 78−93.
  20. , Б., Эванс, Дж. Розничная торговля: стратегический подход / Б. Берман, Дж. Эванс. М.: Вильяме, 2003. — 1184 с.
  21. , А. Эффективное управление / А. Богданов // Новости торговли.-2001.-№ 12.-С. 32−34.
  22. , Е. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и практические советы / Е. Бузукова. СПб.: Питер, 2007. — 176 с.
  23. , А. В. Введение в предпринимательство / А. В. Бусыгин. М.: Изд. «Бусыгин», 2003. — 230 с.
  24. , Ф. Запах сверх прибыли / Ф. Верб // Компания. 2002. — 18 марта. с. 44−45.
  25. , А. Л., Панкрухин, А. П. Стратегическое управление / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2004. — 472 с.
  26. , Н. С. Управление развитием интеграционных связей малых и крупных предприятий в процессе реформирования промышленности :дис.. канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 12.02.02: утв. 24.06.02 / Гахокидзе Нана Сергеевна. — М., 2002. — 163 с.
  27. , М. Российский продуктовый ритейл: аналитическое исследование / М. Гладкова. — М.: Ист. Капитал, 2007. — 53 с.
  28. , К. «Крестовый поход» западных ритейлеров / К. Головина // Управление компанией. 2006. — № 5. — С. 16−29.
  29. , А., Соболева, О. Некоторые тенденции в розничной торговле продовольственными товарами / А. Голохвастов, О. Соболева // Сфера. 2003. — № 2. — С. 24−26.
  30. А. Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Профессиональные методики. Регламенты и инструкции. Учет в холдинге / А. Р. Горбунов. Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Глобус, 2005. — 224 с.
  31. , Г. Сети магазинов: российские перспективы / Г. Губанова // ЭКО. 2001. — № 7. — С. 68−79.
  32. , Ф. Ж., Келли, Д. Н. Преобразование организации / Ф. Ж. Гуияр, Д. Н. Келли — под общ. ред. С. Р. Филоновича — пер. с англ. О. Е. Гончаровой. М.: Дело, — 2000. — 376 с.
  33. Двадцатка крупнейших продовольственных сетей России 2005 года // Коммерсант. 2005. 15 сентября.
  34. , Г. Интервью / пер. с англ. М. С. Добряковой — под ред. В. В. Радаева // Экономическая социология. 2004. — № 4. — С. 6−22.
  35. , Г. Международное хозяйство и экономическое развитие / Г. Джереффи — пер. с англ. М. С. Добряковой — под ред. В. В. Радаева // Экономическая социология. 2004. — № 5. — С. 35−62.
  36. , Р., Мерфи, Д. Оздоровление розничной торговли. Как установить успешные стратегические взаимоотношения / Р. Джонс, Д. Мерфи — пер. с англ. М.: Баланс Бизнес Букс, 2005 — 278 с.
  37. , Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять / Г. Джоунз — пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1996. 304 с.
  38. , П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер — пер. с англ. М. Котельниковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 288 с.
  39. , А. П. Основы маркетинга / А. П. Дурович. Минск: Новое знание, 2006. — 512 с.
  40. , А., Соколов, А. Интегрированные бизнес-группы вфоссийской экономике / А. Дынкин, А. Соколов // Вопросы экономики. 2002. -№ 4. — С. 78−98.
  41. , H. Е. Формы и экономические механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий / H. Е. Егорова // О роли малых и средних предприятий в экономике страны: международный опыт и будущая политика России: тез. семинара. М. : — 2002. — С. 12−24.
  42. , H. Е., Маренный, М. А. Использование принципов кооперации для повышения эффективности работы малых промышленных предприятий / H. Е. Егорова, М. А. Маренный // Консультант директора. -2003.-№ 18.-С. 26−32.
  43. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учебное пособие / А. Т. Зуб. М.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
  44. , М. В. Мегатренды мирового развития / М. В. Ильин — под ред. В. Л. Иноземцевой. М.: Экономика, 2001. — 295 с.
  45. , О. И. Современный российский экономический институционализм. Экономическая теория на пороге 21 века / О. И. Иншаков. М.: Юрист, 2002 — 351 с.
  46. , В. Я. Экономическая теория : учебник / В. Я. Иохин. М.: Экономист, 2006. — 861 с.
  47. , Э. и др. Бренд-менеджмент / Э. Йохимштайлер, и [др.] - пер. с нем. П. Тимофеева. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -192 с.
  48. , М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. JI. Иноземцева- пер. с анг. М.: Academia, 1999. — 640 с.
  49. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс — пер. с англ. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  50. , B.C. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980 90-е годы / В. С. Катькало // Вестн. СПб. ун-та. Сер. 5, Экономика. — 1999. — № 2. — С. 21−38.
  51. Кац, Дж. О., Маккорник, Д. JI. Энциклопедия торговых стратегий / Дж. О. Кац, Д. JI. Маккорник — пер. с англ. Изд. 5-е, перераб. и доп. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 392 с.
  52. , И. Кому на Руси будет жить хорошо. Продовольственный рынок России: развитие и прогноз / И. Качалов // Russian food & drinks market magazine. 2005. — № 8. — С. 25−30.
  53. , Т. В. Корпоративные (внутрифирменные) акты. Образцы документов с кратким комментарием / Т. В. Кашанина. — М.: Юрист, 2004.-512 с.
  54. , Э. Стратегический синергизм / Э. Кемпбелл, К. Саммерс Лачс. — Изд. 2-е. перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003. — 416 с.
  55. , В. С. Оздоровление предприятия: экономический анализ /
  56. B. С. Кивачук. Мн.: АМАЛФЕЯ, 2002. — 384 с.
  57. , К. Логистика в розничной торговле. Как построить эффективную сеть / К. Ковалев, С. Уваров, П. Щеглов. СПб.: Питер, 2007. — 272 с.
  58. , Ю. Франчайзинг в продуктовом ритейле / Ю. Комлева Торговое оборудование в России. — 2006. — № 1. — С. 45−46.
  59. , Г. Частная марка дешевый суррогат или качественная замена бренда? / Г. Корнев // Торговое оборудование в России. — 2006. — № 5. —1. C. 48−56.
  60. , Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер — пер. с англ. Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. Изд. 11-е, перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2005. — 800 с.
  61. , Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз — под ред. Р. Капелюшникова — пер. с англ. Б. Пинскера. -М.: Дело ЛТД, 1993. 192 с.
  62. , Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман, // Общественные науки и современность. 2001. — № 3. — С. 122−139.
  63. , Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле : учебник / Л. И. Кравченко. М.: Новое знание, 2004. — 544 с.
  64. Кущ, С. П. Сравнительный анализ основных концепций теориимаркетинга взаимоотношений / С. П. Кущ1 // Вестн. Санкт- ?
  65. Петербургского университета. Сер.: Менеджмент. 2003. — № 4. — С.3−25.
  66. Кущ, С. П. Стратегическое управление российскими компаниями: сборник учебных кейсов / С. П. Кущ, М. М. Смирнова, Д. И. Баркан и др. — под ред. И. В. Гладких, В.' С. Катькало.- СПб.: СПбГУ, 2004. -248 с.
  67. Кущ, С. П., Рафинеджад, Д., Афанасьев, А. А. Сетевой подход в маркетинге: российский опыт / С. П. Кущ, Д. Рафинеджад, А. А. Афанасьев // Санкт-Петербургского университета. Сер.: Менеджмент. -2002, — № 1. С. 81−107.
  68. , М. Г. Справочник директора предприятия / М. Г. Лапуста. М.: ИНФРА-М, 2004.-912 с.
  69. , М. Д., Нарежный, В. В., Фомичева, Л. П. Совместная деятельность. Юридические, налоговые и бухгалтерские правила партнерства / М. Д. Левант, В. В. Нарежный, Л. П. Фомичева. М.: Вершина, 2006 — 256 с.
  70. , А. Доверие и трансакционные издержки / А. Ляско // Вопросы экономики. 2003. -№ 1.- С. 41−52.
  71. , А. Межфирменное доверие и шумпетерианские инновации / А. Ляско // Вопросы экономики. 2003. — № 11. — С. 27−40.
  72. , М. А. Методы финансового анализа кооперационных взаимодействий малых промышленных предприятий / М. А. Маренный // Аудит и финансовый анализ. 2001. — № 3. — С. 25−75.
  73. , В. В. Предпринимательские сети в бизнесе. Библиотека хозяйственного руководителя / В. В. Масленников — М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. — 168 с.
  74. , В. В. Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности : дис. д-ра экон. наук: 08.00.30 / Масленников Валерий Владимирович- М., 1998. — 318 с.
  75. , В. В. Посредническое предпринимательство / В: В. Масленников. М.: ИНФРА-М. — 2003. — 271 с.
  76. , Ю. С. Специфика финансов и менеджмента стабильного предприятия в условиях социальной рыночной' экономики. Разработка по управлению финансовой деятельностью предприятия / Ю. С. Маслеченков. М.: БДЦ-ПРЕСС, 2002. — 160 с.
  77. , К. Экономика организаций' / К. Менар — под ред. А. Г. Худокормова — пер. с франц. М.: ИНФРА-М. — 1996. — 160 с.
  78. , М. X. Основы менеджмента / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хежоури — пер. с англ. М. А. Майорова и др. М.: Дело, 2006. — 720 с.
  79. Методические рекомендации по анализу и прогнозированию товарных рынков / А. А. Зайцев и др. М.: Новый век, 2001. — 96 с.
  80. , Б. 3. Теория организации / Б. 3. Мильнер. Изд. 5-е. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 720 с.
  81. , В. Трудовая «Копейка» / В. Мусорина // Прямые инвестиции. 2006. — № 7. — С. 50−57.
  82. , Т. Российские розничные сети рассчитывают на франчайзинг // Retail.ru: профессиональный сайт, посвященный розничной торговле. Библиотека: франчайзинг, 2006. ЬИр:/Лууу. retail.ru (20.03.2007).
  83. , В. Цветкова, А. Маркетинг в современной торговле / В. Никишкин, А. Цветкова // Маркетинг. 2002. — № 4. — С. 46−96.
  84. , Н. Автоматизация как фактор достижения технологического преимущества в конкурентной борьбе на рынке сетевой розничной торговли / Н. Новиков // Торговое оборудование. — 2002. — № 2. —1. С. 14−16.
  85. , К. А., Риддерстрале, И. Бизнес в стиле Фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / К. А. Нордстрем, Й. Риддерстрале — пер. с нем. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2003. — 279 с.
  86. А. Модель сетевого капитализма / А. Олейник // Вопросы экономики. 2003. — № 8. — С. 132−150.89* Олейников, Е. А. Экономическая и/ продовольственная безопасность: Учебник / Е. А. Олейников. М.: Экзамен XXI, 2005. — 766 с.
  87. , А. В. Надежда: о малом бизнесе в России / А. В. Орлов. М.: Международный университет, 2003. — 160 с.
  88. , Ф. Г. Коммерческая деятельность : учебник / Ф. Г. Панкратов. М.: Дашков и Ко, 2005. — 504 с.
  89. , С. И. К теории сетевой экономики / С. И. Паринов. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. 168 с.
  90. , С. И. Сетевая экономика в виртуальном пространстве / С. И. Паринов // Вестник РФФИ. 1999. — № 3. — С. 41−46.
  91. , У., Лорель Смит-Дор Сети и хозяйственная жизнь / У. Пауэлл, Лорель Смит-Дор — под общ. ред. В. В. Радаева // Экономическая социология. 2003. — № 3. — С. 64−100.
  92. , С. Б. Физиология ажиотажа. Маркетинговые приемы привлечения потребителей к торговой марке / С. Б. Пашутин. — М.: КНОРУС, 2008. 504 с.
  93. , В. В., Соломатин, А. Н. Экономика товарного обращения / В. В. Петров, А. Н. Соломатин. М.: ИНФРА-М, 2002. — 224 с.
  94. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России: аналитический сборник / Академия менеджмента и рынка — Институт предпринимательства и инвестиций — под общ. ред. В. П. Ващенко и др. — М.: АМИР, ИЛИ, 2001.-384 с.
  95. , М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер — пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 454 с.
  96. ЮО.Радаев, В. В. Сетевой мир / В. В. Радаев // Эксперт. 2000. — № 12. -С. 34−37.
  97. , В. В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы / В. В. Радаев // Экономическая социология. — 2001.-№ 3,-С. 5−26.
  98. , В. В. Социология рынков: к формированию нового направления / В. В. Радаев. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 328 с.
  99. , В. В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках: на примере розничных сетей / В. В. Радаев. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 64 с.
  100. , Б. М., Скубченко, А. И. Инжиниринг и моделирование бизнеса / Б. М. Рапопорт, А. И. Скубченко. М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2001.-240 с.
  101. Региональная экономика. Принципы и модели управления предпринимательским климатом региона / А. П. Градов и др. СПб.: Питер, 2003. — 224 с.
  102. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России: аналитический отчет / РосБизнесКонсалтинг. М.: РБК, 2005. — 457 с.
  103. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России: аналитический отчет / РосБизнесКонсалтинг. М.: РБК, 2006. — 684 с.
  104. Розничные торговые сети по- продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России: аналитический отчет / РосБизнесКонсалтинг. М.: РБК, 2007. — 740 с.
  105. Российский статистический ежегодник: статистический сборник / М.: Росстат, 2006 806 с.
  106. , Р. Свои против наших. Марки розничных сетей потеснят на полках брэнды производителей / Р. Садгиев // Ведомости. 2006. — 16 февраля.
  107. Ш. Сергеева, С. Новое в брендинге, или «Рамстор» на этикетках / С. Сергеева // Управление компанией. 2002. — № 5. — С. 23−25.
  108. , Д. В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними / Д. В. Сидоров. М.: Вершина, 2007. -320 с.
  109. , С. И. Производственные системы глобализации: сети, альянсы, партнерства, кластеры / С. И. Соколенко. Киев: Логос, 2002 — 645 с.
  110. Сравнительный анализ стабилизационных программ 90-х годов / Р. Анчак и др. — под ред. С. Васильева. М.: Гендальф, 2003. — 447 с.
  111. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник / под общ. ред. Н. М. Николаева. — Ставрополь: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2006. -209 с.
  112. , Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма / Д. Старк // Вопросы экономики. — 1996.- № 6.-С. 4−24.
  113. , С. А. Становление и развитие частных торговых марок продовольственных розничных сетей в современной России / С. А. Старов // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. — № 32. — С. 26−48.
  114. , Я. Б., Кумар, Н. Марки торговых сетей. Новые конкуренты, радиционных брендов / Я: Б Стенкамп,, Н. Кумар, пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 264 с.
  115. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник / С. А. Айвазян и др. — под общ. ред. Г. Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998. — 342 с.
  116. , JI. Ф., Чернова, Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия / JI. Ф. Сухова, Н. А. Чернова. М.: Финансы и статистика, 2007. — 160 с.
  117. , К. Южный регион родина лидера / К. Терещенко // Мое дело магазин. — 2004. — № 4. — С. 20−25.
  118. , Т. А. Построение партнерских отношений на российском продовольственном рынке / Т. А. Толоконникова // Российское предпринимательство. — № 11, — 2006. — С. 3−6.
  119. Топ-50российских ритейлеров // Коммерсант. — 2006. — 22 марта. № 49.
  120. Топ-50 российских ритейлеров // Коммерсант. 2006. — 06 апреля. — № 57. •
  121. Топ-500 крупнейших компаний России // Финанс. 2006: — 18−24 сентября.-№ 36.,
  122. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. Руководство / под. ред. Д. Г. Тара. М.: Издательство «Весь мир», 2006. — 588 с. ,
  123. Торговое дело: экономика и организация: учебник / под общ. ред. JI. А. Брагина, Т. П. Данько. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  124. Торговые сети. Итоги 2005 года: периодический отраслевой обзор / Информационная система «INFO line». M.: «INFO line», 2006. — 37 с.
  125. , Э. Шок будущего / Э. Тоффлер — пер. с англ. В. Кулагина-Ярцева.-М.: ACT, 2001. 560 с.
  126. , H. Н. Методология управления предприятием на основе самоорганизации / H. Н. Тренев // Консультант директора. 2000. -№!. — С. 10−25.
  127. , H. Н. Организационные структуры / H. H. Тренев // Консультант директора. 2000. — № 6. — С. 9−23.
  128. , H. Н. Потребность в кооперации / Н. Н. Тренев // Консультант директора- 2000. — № 11. — С. 16−20.
  129. , О. А. Новый этап эволюции маркетинговой концепции управления / О. А. Третьяк // Российский экономический журнал. 1997. -№ 10.-С. 74−81.
  130. , О. А., Румянцева, М. Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена / О. А. Третьяк, М. Н. Румянцева // Российский журнал менеджмента. — 2003. Т. 1. — № 2. — С. 25−50.
  131. , О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О. Уильямсон — науч. ред. В'. С.
  132. Катькало — пер. с англ. СПб.: Лениздат, СБУ Пресс, — 1996. — 702 с. i
  133. Учет формирования консолидированных групп предприятий и анализ их финансового состояния / Л. К. Плотникова, и др. Саратов: Полиграфический центр ЗАО «СЕНС-принт», 2005. — 300 с.
  134. , В. Г., Федцова, А. В. Как открыть магазин (на примере розничной торговли) / В. Г. Федцов, А. В. Федцова. М.: Приор, 2007 -128 с.
  135. , Р. Переговоры без поражения. Гарвардский метод / Р. Фишер, У. Юри, Б. Патон — пер. с англ. М.: Эксмо, 2006. — 320 с.
  136. , Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений / Н. Флигстин — пер. М. С. Добряковой // Экономическая социология / под ред. В. В. Радаева. -2001. -Том 2, — № 4. -С. 28−56.
  137. , Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния / Ф. Фукуяма // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. -148 с.
  138. , Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма — пер. с англ. М.: АСТ, 2003 -480 с.
  139. , С. В. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий / С. В. Хайниш и др. М.: Бизнес-Тезаурус, 1998.- 141 с.
  140. , С. В., Токарева, Н. Ю. Структура организации: от реальности до виртуальности один шаг / С. В. Хайниш, Н. Ю. Токарева. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Рохос, 2003 — 192 с.
  141. , Л. А. Закономерности развития российских розничных торговых сетей / Л. А. Хасис. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 92 с.
  142. , Л. А. Мировая розничная торговля. Основные тенденции / Л: А. Хасис. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 80 с.
  143. , Л. А. Розничные торговые сети в современной экономике / Л. А. Хасис. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 80 с.
  144. , П., Боутке, П., Причитко, Д. Экономический образ мышления / П. Хейне, П. Боутке, Д. Причитко — пер. с англ. Изд. 10-е, перераб. и доп. — М.: Вильяме, 2005. — 544 с.
  145. , Р. X. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. X. Холл. -СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  146. , О. В. Характеристика розничных торговых предприятий в ¦ России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом, 2001.1. С. 95−98.
  147. , С., Климин, А. Кредит в розничной торговле. Путь к увеличению продаж / С. Шевцова, А. Климин. СПб.: Питер, 2007. -352 с.
  148. , А. Д. Негашев, Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческой организации / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. -М.: ИНФРА-М, 2005. 236 с.
  149. , С. Эффективное управление продажами КМСв. Проверено опытом / С. Шпитонков. СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
  150. , И. А. История экономического анализа. В 3-х томах / Й. А. Шумпетер — пер. с нем. В. Автономова. — М.: Экономическая школа, 2004.- 1664 с.
  151. Экономическая теория на пороге 21 века. В 2 т. Т. 2. Теоретическая экономия / под ред. Ю. М. Осипова, Е. С. Зотовой. М.: Юрист, 2002. -655 с.
  152. Эксперт-400: Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции // Эксперт. 2006. — № 37.
  153. , О. У. Маркетинг взаимодействия: философия и методология межфирменных коммуникаций / О. У. Юлдашева//Маркетинг. 1999. — № 3. — С. 32−39.
  154. Anderson, J., Hakansson, Н., Johanson, J. Dyadic business relationshipswithina* business network context / J. Anderson, — H. Hakansson, J. Johanson, // Journal, of Marketing. 1994. -№ 58(4). — P. 1−15.
  155. Granovetter, M. Network sampling. Some first steps / M. Granovetter // American Journal of Sociology.- 1977.-№ 81.-P. 1287−1303.
  156. Granovetter, M. The strength of weak ties / M. Granovetter // American Journal of Sociology. 1983. -№ 87. — P. 1360−1380.
  157. Hakansson, H., Snehota, I. No business is an island / H. Hakansson, I. Snehota // Scandinavian Journal of Management. 1989. — № 5 (3). — P. 187−200.
  158. Hallen, L., Johanson, J., Seyed-Mohamed, N. Interfirm Adaptation in Business Relationships / Hallen L., Johanson J., Seyed-Mohamed N. // Journal of Marketing. 1991. — Vol. 55 (April). — P. 29−37.
  159. Huber, P., Worgotter, A. Observations on Russian business networks / P. Huber, A. // Worgotter Post Soviet Affairs. 1998! — № 14 (1). — P. 81−91.
  160. Mattsson, L. Development of Firms in Networks: Positions and Investments / L. Mattsson // Advances in International Marketing. 1989. — Vol. 3. — P. 121 139.'
  161. Morgan, R., Hunt, S. The commitment trust theory of relationship marketing / R. Morgan, S. Hunt // Journal of Marketing. 1994. — № 58 (3). — P. 20−38.
  162. Petzinger, T. The New Pioneers: The Men and Women Who Are Transforming the Workplace and Marketplace / T. Petzinger. — NY.: Simon & Schuster, 1999. 302 p.
  163. , W. (1987). Hybrid organizational arrangements: new forms of transitional development? / W. Powell // California Management Review. -1987. № 29. — Vol. 4. — P. 67−87.
  164. Shapiro, C., Varian Hal R. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy / C. Shapiro, Hal R. Varian. USA.: Harvard Business School Press, 1998.-352 p. iL
  165. The American Heritage Dictionary of the English Language. 4 ed. Boston: Houghton Mifflin Company, 2000. P. 1214.
  166. , H. B. 1986 Networks: Between markets and hierarchies / H. B. Thorelli // Sloan Managemenet Review. 1986. — № 7. — P. 37−51.
Заполнить форму текущей работой