Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление организационной культурой промышленных предприятий как социально-экономической системой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс радикальных изменений сегодня охватывает все большее количество российских предприятий. Проблем на этом этапе встречается множество. Первая заключается в том, что обновление экономики любого общества всегда должно опираться на новую сильную экономическую теорию, в том числе и теорию управления. Причем на теорию собственную, а не заимствованную у других стран (что не означает полное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы управления системой организационной культуры
    • 1. 1. Теоретические подходы к формированию и развитию системы организационной культуры промышленных предприятий
    • 1. 2. Структурные особенности системы современной организационной культуры на предприятии
    • 1. 3. Методические основы исследования организационной культуры
  • Глава 2. Анализ организационной культуры на предприятиях отрасли «Машиностроение и металлообработка»
    • 2. 1. Сравнительная характеристика деятельности промышленных предприятий отрасли «Машиностроение и металлообработка»
    • 2. 2. Оценка элементов организационной культуры на предприятиях исследуемой отрасли
    • 2. 3. Исследование влияния элементов организационной культуры на результативность деятельности предприятия
  • Глава 3. Совершенствование управления организационной культурой как социально-экономической системой
    • 3. 1. Система влияния организационной культуры на результативность работы предприятия
    • 3. 2. Программа развития организационной культуры, направленная на повышение качества работы персонала
    • 3. 3. Оценка потенциала системы управления организационной культурой промышленных предприятий
    • 3. 4. Прогноз результативности работы предприятия при развитии организационной культуры

Управление организационной культурой промышленных предприятий как социально-экономической системой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях одним из важных факторов экономического развития производства является управление организационной культурой. Рост интереса менеджеров к организационной культуре обусловлен несколькими факторами: во-первых, в последней четверти XX века современное общество вступило в новую постиндустриальную фазу, что повлекло за собой существенную трансформацию внешней средыво-вторых, в этих условиях эффективное управление современными производственными организациями предполагает изменения в управленческих структурах и в шкале трудовых ценностей работниковв третьих, это обстоятельство связано с экономическими успехами развитых страни, наконец, это изменение приоритетности от «жесткой» или формальной системы управления, приветствующей безсубъектность, рациональность и иерархичность к «мягкой», неформальной.

В специальной литературе по теории и практике управления человеческими ресурсами стал часто употребляемым термин «организационная культура». И, хотя Россия постепенно включается в мировые преобразования, однако понимание концепции организационной культуры для многих российских менеджеров остается не полным. Страна все еще переживает нестабильность, отечественные предприятия буквально «задавлены» грузом нерешенных проблем и противоречий, а теоретики менеджмента разворачивают академическую, как представляется многим, дискуссию об организационной культуре. Хотя в последние годы стали появляться исследования, что организационная культура оказывает существенное влияние на мотивацию, взаимоотношения внутри коллектива, текучесть кадров в организации и на эффективность деятельности предприятия, очевидно, что пока для большинства российских организаций «высокая культура» остается лишь красивой фразой, ничего общего не имеющей с реальностью.

Процесс радикальных изменений сегодня охватывает все большее количество российских предприятий. Проблем на этом этапе встречается множество. Первая заключается в том, что обновление экономики любого общества всегда должно опираться на новую сильную экономическую теорию, в том числе и теорию управления. Причем на теорию собственную, а не заимствованную у других стран (что не означает полное отрицание эффективных наработок, получивших подтверждение в мировой практике). Как представляется, мы пока такой комплексной теорией, к сожалению не располагаем. Вторая проблема не менее важная состоит в том, что при глобальных преобразованиях руководители предприятий сталкиваются с очень большим сопротивлением со стороны персонала. Основная ошибка заключается в активном игнорировании уже сложившейся годами организационной культуры на предприятии, а также в стремление к идеализации ее внешней стороны — строгом режиме, чистоте и порядке на рабочих местах и поддержании производственной эстетики.

В результате провозглашенное движение к цивилизованному рынку, не подкрепленное, однако, солидной теоретической базой, на практике принимает стихийные и крайне болезненные формы «дикого» капитализма. Цель каждого руководителя на данном этапе — выжить. В итоге появляется «эффект близорукости», когда погоня за сиюминутной выгодой затмевает долговременное и устойчивое развитие предприятия.

Вот почему разработка новых концепций долгосрочного развития предприятия, имеет для идущих в стране преобразований огромное практическое значение. Такие концепции должны не только ориентировать российские компании на повышение уровня финансово-экономических показателей деятельности, но и приближать их к выходу на новый качественный уровень устойчивого развития. Это, в свою очередь, требует разработки и грамотного внедрения собственных новых перспективных идей в управленческой науке, к которым, бесспорно, принадлежит и теория организационной культуры. В цивилизованном обществе невозможно представить себе управление организацией без учета культурной составляющей ее жизнедеятельности. При этом западные концепции организационной культуры должны получить значительное преломление в российской действительности.

Конечно, реальное формирование эффективной организационной культуры на российских предприятиях — вопрос будущего. Но беспрецедентный динамизм современной эпохи уже сегодня требует от них выбора новых ориентиров стратегического развития. Любое российское предприятие, стремящиеся идти в ногу со временем, должно иметь в качестве одного из таких общепризнанных ориентиров формирование эффективной организационной культуры, дающей каждому работнику возможность самоутверждения, максимального проявления способностей, осознание значимости своей личности, что является одним из основных мотивов эффективной работы предприятия. Определяющую роль в становлении такой культуры должны играть именно российские руководители нового типа, способные превратить высокую организационную культуру из броского эпитета в фундаментальное качество своего предприятия, объединяющее и одухотворяющее начало.

Актуальность настоящего исследования обусловлена также практической потребностью в конкретных прикладных и апробируемых методах исследования и анализа предприятия, благодаря которым можно определить слабые места и ошибки в созданной организационной культуре.

Организационная культура сегодня популярная и актуальная тема. Эффективная организационная культура позволяет: повысить уровень управляемости и мобильности предприятияэффективно использовать главные ресурсы предприятия — человеческиедля полной реализации стратегии и политики предприятияусилить сплоченность предприятия и создать благоприятный морально-психологический климатиспользовать стратегические мотивирующие факторы, направляющие сотрудников для достижений глобальных целей предприятиясократить текучесть кадровповысить производительность трудаориентировать все подразделения и отдельные лица на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудниковпозволяет обеспечить лояльность и облегчить процесс общения внутри коллективасоздать цельную команду единомышленников.

Целью диссертационной работы является разработка ключевых подходов к управлению системой формирования и развития организационной культуры на основе выявления механизмов влияния оргкультуры на качество работы персонала предприятия.

Для достижения цели в диссертации поставлены и реализованы основные задачи:

1. изучены и обобщены теоретические аспекты исследования системы организационной культуры;

2. определены основные подходы к управлению системой оргкультуры;

3. разработана методика анализа оргкультуры на предприятии;

4. проанализировано современное состояние и развитие элементов организационной культуры на предприятиях отрасли «Машиностроение и металлообработка»;

5. разработана система влияния оргкультуры на общую результативность деятельности предприятия;

6. сформированы предложения и практические рекомендации, направленные на развитие уровня организационной культуры на предприятиях.

В качестве объекта исследования выступали 8 предприятий отрасли «Машиностроение и металлообработка» г. Пензы и Пензенской области. Были отобраны предприятия с общей численностью персонала свыше 300 человек и функционирующие на рынке в данной отрасли больше 10 лет.

Предметом исследования являются сложившаяся на предприятиях выборочной совокупности система организационной культуры и механизмы ее влияния на увеличение результативности их деятельности.

Теоретическая и методологическая основы диссертационного исследования. В ходе исследования проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам управления системой организационной культуры, а также методические, справочные, статистические, инструктивные материалы по данному направлению. В осмыслении понятия «организационная культура» мы опирались на работы, выводы, обобщения и материалы «круглых столов» и конференций зарубежных и отечественных авторов, опубликованные в научной литературе и периодической печати за последние годы. В диссертации использованы специальные работы по основам менеджмента, управлению персоналом, организационному поведению, социологии, социальной психологии, которые в той или иной степени затрагивают вопросы организационной культуры.

В процессе исследования применялись методы декомпозиции, экспертно-аналитический метод, метод полярных профилей, метод сравнения, структуризации целей, параметрический метод анализа, метод групповых оценок, метод моделирования и нормативный метод.

В диссертации был проведен анализ статистических данных о состоянии предприятий выборочной совокупности отрасли «Машиностроение и металлообработка» г. Пензы и Пензенской области. Работа выполнена с использованием возможностей современной вычислительной техники, средств статистического анализа, в том числе программы Statistica и SPSS 11.5.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— уточнены теоретические положения, и обобщен отечественный и зарубежный опыт исследования системы организационной культуры;

— предложен комплекс показателей оценки развития элементов оргкультуры;

— выявлены существенные тенденции в процессах формирования и развития оргкультуры на промышленных предприятиях отрасли «Машиностроение и металлообработка»;

— исследована зависимость промежуточных и конечных результатов деятельности предприятий от уровня развития элементов организационной культуры;

— обоснован методический подход к исследованию влияния оргкультуры на экономические показатели деятельности промышленных предприятий;

— разработана система влияния организационной культуры на результативность деятельности предприятия;

— в рамках предложенной концепции разработана матрица классификации типов оргкультуры, применение которой позволит предприятию не только выявить тип своей оргкультуры, но и определить пути её дальнейшего развития;

— на основе детального анализа, классификации и моделирования системы управления сформированы модели и практические рекомендации по развитию организационной культуры промышленных предприятий.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что разработанный метод расчета эффективности организационной культуры позволяет диагностировать уровень и эффективность организационной культуры любого промышленного предприятия. Помимо этого, результаты исследования и материалы диссертации можно использовать при реструктуризации существующей оргкультуры в изменяющихся условиях хозяйствования. Выводы и предложения, изложенные в диссертации, доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и апробированы на исследуемых предприятиях.

Апробация работы. Основные результаты исследования были обсуждены на нескольких Всероссийских научно-практических конференциях, в том числе на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в.

XXI веке" (Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы управления персоналом организации» (Пенза: ПТУ АС, 2003) — на IV городской научно-практической конференции «Идеалы и реальности культуры российского города» (Пенза, 2003) — на I Всероссийской научно-практической конференции «Экономическое и социальное развитие регионов России» (Пенза: РИО ПГСХА, 2004) — на Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы управления организацией в современных условиях» (Пенза, 2004). Материалы диссертации используются в учебном процессе в рамках курсов «Управление персоналом», «Организационное поведение». Разработанные рекомендации по повышению эффективности организационной культуры реализованы в практике деятельности промышленных предприятий г. Пензы и Пензенской области, таких как ЗАО «Веском» и ОАО «Арматурный завод».

Публикации. Основное содержание и результаты исследования опубликованы в 9 работах общим объемом 2 п.л., в том числе принадлежит лично автору 1,83 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сегодня трудно найти современную отечественную и зарубежную работу в области менеджмента, социальной психологии, психологии менеджмента, организационного поведения, индустриальной психологии, где бы ни поднимались вопросы организационной культуры. В данной диссертационной работе затрагивались вопросы необходимости изучения, формирования и развития организационной культуры. В ходе исследования были реализованы основные задачи:

1. Отражены теоретические подходы к исследованию системы организационной культуры. На основе анализа современных подходов к определению организационной культуры уточнено понятие «организационная культура».

2. Предложена и обоснована система организационной культуры, состоящая из трех подсистем: управляющей, управляемой и результативной. Преимуществом данной системы является то, что она определяет основные этапы влияния оргкультуры на результативность деятельности предприятия.

3. Обобщены методологические основы исследований оргкультуры, которые представляют собой реальные и потенциальные возможности оценки эффективности использования оргкультуры и, в частности, отдельных ее элементов. Оценена степень важности элементов каждого уровня и найден эталонный показатель, при достижении которого предприятия получат максимальную прибыль.

4. Выявлены текущие показатели степени использования организационной культуры предприятиями отрасли «Машиностроение и металлообработка», которые свидетельствуют о крайне неблагоприятной ситуации в них, где ни один элемент организационной культуры не достиг эталонного значения. Полученные результаты показали наличие значительных резервов для улучшения уровня организационной культуры.

5. Получены данные, подтверждающие необходимость развития и совершенствования организационной культуры предприятий. Доказана низкая степень осведомленности сотрудников о необходимости и степени наличия организационной культуры на предприятиях выборочной совокупности.

6. Проведен трех этапный анализ влияния элементов организационной культуры на развитие производства. Выводы о значимости элементов организационной культуры подтверждает и корреляционно-регрессионный анализ. Количественно доказано как оперативное, так и стратегическое влияние уровня организационной культуры на результативность деятельности предприятия. Необходимо отметить существенное влияние, во-первых, элементов организационной культуры на другие, во-вторых, влияние элементов на показатели, отражающие общее восприятие коллективом проявлений оргкультуры, в третьих в ходе исследований была доказана зависимость организационной культуры и промежуточных показателей (движение кадров, выбытие кадров, текучесть, система мотивации, мероприятия при приеме на работу, абсентеизм, коэффициент прироста численности). В ходе проведения третьего этапа исследований была доказана зависимость промежуточных и конечных показателей: рентабельность, доход, объем производства и т. д. Таким образом, подобное трехэтапное сравнение позволило выявить зависимость элементов организационной культуры и рентабельности предприятия. При равномерном увеличении уровня организационной культуры на 0,67 текучесть кадров приблизится к нулевому значению в 2008 году, а уровень организационной культуры в данном году будет равен эталонному показателю.

7. Выделены основные классификационные признаки организационной культуры. Определены основные свойства системы: уникальность, единство, взаимозависимость, восприимчивость, иерархичность элементов, инертность. Рассмотрена основная схема влияния субъектов на выход и управление системой.

8. В рамках общей концепции была предложена матрица классификации типов организационной культуры, которая является универсальным инструментом определения типа организационной культуры для всех видов предприятий. При использовании коэффициентов, описанных в § 1.3. руководитель может подсчитать степень использования каждого уровня организационной культуры и определить тип организационной культуры, который существует на данном предприятии.

9. С учетом предложенной классификации типов организационной культуры были разработаны программы мероприятий по повышению эффективности каждого вида организационной культуры предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие М., 1990
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985
  3. Ю.Н., Каспарян В. Н., Самыгин С. И., Суханов И. О. Социология и психология управления. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Дону: Феникс, 2001.-512 с.
  4. Л.Н. Моделирование управленческого взаимодействия как метод оптимизации организационной культуры.: Автореф. дис.канд.
  5. М.М. Культура экономической организации // Социально-политический журнал. —1995. -№ 1. -с.130−158
  6. М.М. Культура экономической организации // Социально-политический журнал.-1995.-№ 2.-с. 159−168
  7. О. Управление корпоративной компетенцией как один из аспектов долгосрочного развития компании // Управление персоналом-2000.-№ 2.- с. 73−75.
  8. В.Г., Дохалян С. В. Организационное поведение: учебное пособие. -Махачкала.-1998
  9. Асп Э. Культура предприятия в меняющемся мире: от статики к динамике, от жестких технологий к гибкости. // Персонал Микс. — 2 (15) 2003. -с. 115—118
  10. В.А., Макаров Л. В. Корпоративная культура организации в целом // Менеджмент в России и за рубежом.-2002.-№ 2.-с.110—121
  11. Г. П., Темницкий Л. В. Рабочие на частном предприятии: удовлетворенность жизнью // Социс.-2000.-№ 2.~с.33−37
  12. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М.: Изд-во «Экономика», 1976. 79 с.
  13. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Изд-во «Наука», 1973. -158 с.
  14. П.М. Исследование формальных организаций // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. -М., 1990
  15. Р.В., Моутон Д. Научные методы управления. Киев,-1988
  16. М.П. Корпоративная культура и фирменный стиль // Секретарское дело.-2002.-№ 4.-с.39−43
  17. Д., Пеэтон Р. Основы менеджмента / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптыревского СПб.: Питер, 1999
  18. Т. Как улучшить управления организацией: Пособие для руководителя. М.: ИНФРА-М, 1995
  19. Большой экономический словарь. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Азрилияна А. Н. — М. — 1248 с.
  20. А.Е. Можно ли управлять предприятием вместе? М.-1990
  21. А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Экоперспектива.-1999
  22. С.С., Горелов Н. А., Титков А. С. Антикризисное управление: реструктуризация и реинженериг персонала. СПб.: «Валери-СПб"-1999−256с.
  23. А., Трифильцева Н. Нематериальные стимулы затраты или инвестиции? // Управление персоналом, 2002, № 10, с.33−35
  24. Э.Д. Новое в культуре труда, производства, компании // Мировая экономика и Международные отношения.-1994.-№| 12
  25. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. 3-е изд. — М.: Гардарика -2002.-528 с.
  26. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ-1995.-416 с.
  27. В.П. Социализация как комплексная культурная трансляция: проблемы переходного общества. Пенза, ПГАСА, 2001 — 163 с.
  28. Г. Г. Человеческие ресурсы и современная служба персонала // Социс-1996 № 11
  29. Т.Т. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика. — 2003- 192 с.
  30. Д.М. Организация и управление. 2-е изд., доп. М.: «Наука». -1972.-536с.
  31. Гибсон Дж. JL, Иванцевич Д. М., Донели Д.Х.- мл. Организация: поведение, структура, процессы. Пер. с англ. 8-е изд.: ИНФРА-М.-М., 2000.-662 с.
  32. А.Д. (Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М.: Дело-1999
  33. В.В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. -М.: ИИУ «РАССИАНА».- 416 с.
  34. JI.A. Оценка современного состояния анализа систем управления (на примере предприятий нижегородской области) // Менеджмент в России и за рубежом.-2002.-№ 3 с. 66−72
  35. ГрачевМ. Суперкадры.-М.: Дело-1993
  36. Дж.К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер с англ. / Авт. предисл. Б. З. Мильнер.-М.: Экономика. 1991.-319 с.
  37. В.Д. Основы создания деловой репутации предприятия / В. Д. Грибов, В. А. Кузьменко. М.: Финансы и статистика. — 2003 (IV).- 160 с.
  38. Ф.Дж., Келли Дж. Н. Преобразование организации. / Пер. с англ. -«Демо».- М.-2003.-376 с.
  39. А.В. Определение миссии организации // Менеджмент в России и за рубежом.-1999.-№ 3 .-с. 130−134
  40. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. Пер. с англ., М.: ИИУ «РАССИАНА».- 224 с.
  41. Дж. М., Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления. / Пер. с англ. под ред. проф. Е. А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-463 с.
  42. Н. Мифы и легенды корпоративного мира. // Рекламист-1995.-№ 4. с. 17
  43. В.Д. Психология управления. Монография. Пенза. Издательтсво ПГУ.-2000М, 5 п.л.
  44. Н., Куприянов Е. Система мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления.-2000.-№ 2.-с. 83−88
  45. Дубров А. М, Компонентный анализ и эффективность в экономике.: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика. — 2003- 288 с.
  46. В.А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналов. Учебное пособие для ВУЗов.-М.-1998
  47. А.П. Мотивация трудовой деятельности.: Учебное пособие-Н.Новгород:НИМБ.-2003 .-320с.
  48. А.П. Управление персоналом-Н. Новгород: НИМБ.-1997−607с.
  49. С.А. Мотивационные аспекты производственной деятельности. Саратов. СГСЭУ.-2000.-6,5 п.л.
  50. С.Г. Организационная культура в современной России (социально-философский аспект). Дис.канд. социол. наук. Москва-1997
  51. С.Г. Организационная культура в современной России (социально-философский аспект).: Автореф. дис.канд. социол. наук. Москва-1997.-23с.
  52. Н.Н. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М. Вебера и современные теории развития) // Социс.-1997.-№ 4.-с.46−54
  53. . Н.Н. Экономические измерения: теории и методы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. — 157с.
  54. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ.- 2002.-157 с.
  55. В. Деловым людям о рекламной деятельности // Маркетинг-1992-№ 3.-с.67−73
  56. Инвестиции и строительство Пензенской области. Статистический сборник Госкомстат России. Пензенский областной комитет Гос. Статистики. -Пенща. — 2003 г. к*
  57. Иеспер Кунде. Корпоративная религия. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге.-2002
  58. Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие М.: ТОО «Остожье».-1999
  59. О. Экономическое чудо // Профиль. Приложение «Карьера».-1998.-№ 3
  60. Н.А. Принципы организационного управления. М.: Финансы и статистика, 2003- 288 с.
  61. А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарика, 2000 — 584 с.
  62. О.И. Культура организации // Социально-политический журнал.-1997.-№ 2.-с. 141−148
  63. М.А., Нехамкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.- 1999.-№ 3- с. 11−28
  64. JI. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М.-2000
  65. В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом.-2000.-№ 2- с.66−70
  66. В.И., Смирнова А. П. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудов у работников АПК // Социс -1999.-№ 12. с.77−79
  67. О.Б. Культура хозяйственного предприятия: социологический анализ // Социс-2001 .-№ 9. с. 51−55
  68. В.В., Козлова А. А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса. // Управление персоналом. -2000.-№ 11.- с.35−38
  69. В.М. Начни с управленческой культуры. Екатеринбург. — 1992
  70. Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющая организационной культуры предприятия // Управление персоналом. 2000.-№ 11.- с.28
  71. И.О. Резервы развития предприятий. Монография / Редакторы Артемьева Н. В., Тамберг Е.В. Н. Новгород, Нижегородский госуниверситет-2000 — 352 с.
  72. Э.М. Концепция менеджмента. М.: Инжинирингово-Консалтинговая Компания «ДеКа», 1996.-301 с.
  73. Корпоративная культура Байкальского учебного комплекса. Иркутск. 1998.- 64 с.
  74. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетина.: Пер. с нагл. 2-е европ. Изд. — М.: СПб.: К.: Издательский дом «Вильяме», 2000. -944с.
  75. Д. Культурные различия и управление // Проблемы теории и практики управления 1997 — № 3. — с.87−90
  76. Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: ИНФРА — М, 1997
  77. Ф.С. Эффективная организация управления акционерными предприятиями в условиях рынка. Финстатинформ. — М.-2000.- 316 с.
  78. P.JI. Если Вы руководитель. элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Дело, 1996.-384 с.
  79. Н.Ю., Перегоедов Н. В. Организация культуры успех фирмы // Эхо.-№ 2.-1995
  80. Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации // Вопросы экономики-1992.-№ 3 с.44−57
  81. Культура как предмет исследований («круглый стол» в Московской высшей школе социальных и экономических наук) // Управление персоналом.-2000.-№ 11- с. 19−24
  82. И. Социокультура организации // Управление персоналом-1999 -№ 5- с.55−59
  83. С.Ш. Практикум по курсу «Менеджмент» / С. Ш. Левина, Р. В. Турчаева. Пенза: ПГАСА, 2003. — 144с.
  84. С.Ш., Васин С. М. Комплексная оценка персонала как условия эффективного управления человеческими ресурсами предприятия. Сборник научных трудов «Экономические и социальные проблемы управления предприятием». -Пенза: ПГАСА, 2000 0,5 п.л.
  85. Е.В. Корпоративный бизнес. / Под ред. Сысковца О. Н. (Серия «Мировая экономика»).- Армита. — Маркетинг, менеджмент. — Минск.2001.-480 с.
  86. О. Феномен хозяйственной культуры // Российский экономический журнал.-1993 -№ 3- с.88−95
  87. Р.Д. Деловая культура в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. Пер. с англ. — 2-е изд.: Дело, М., 2001 — 448 с.
  88. Ф. Организационное поведение. Пер. с англ. 7-го изд.: ИНФРА-М, М., 1999, 692 с.
  89. В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики.-1996.-№ 1.- с.47−62
  90. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал технологии. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. — 388с.
  91. М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений // Управление персоналом-2002-№ 1.- с.24−29
  92. М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации -решающее конкретное преимущество // Управление персоналом-199 811.-с.20−27
  93. А.С., Мухин В. И. Исследование систем управления. М.-2002
  94. Е.Д. Организационная культура: зарубежный автор // ЭКО2002.-№ 10 с.81−98
  95. Е.Д. Организационная культура: зарубежный автор // ЭКО-2002.-№ 11- с. 113−129
  96. И. Система маркетинговых коммуникаций // Маркетинг-1992.-№ 3-с.61−66
  97. А.П. Деловое администрирование. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ». -Изд. :ЭКСМОС.-1998 -328с.
  98. Менеджмент организации. М.: ИНФРА — М.-1995
  99. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. -М.: Дело.-1992.-702с.
  100. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2-х т. / Пер. с англ.: Экономическая школа, Санкт-Петербург. 2001.-890 с.
  101. Е. Г. Менеджмент: организационное поведение. Уч. пособие. М.: «Финансы и статистика».-2000
  102. М.А. Повышение эффективности управления персоналом (на примере предприятия тур. индустрии) // Менеджмент в России и за рубежом-2003 .-№ 2- с.96−104
  103. А., Паффер Ш., Джонс Э. Этическое отношение к работе: новые парадигмы (сравнительный анализ отношения к работе в России и США) // Менеджмент.-1995.-№ 1.- с.41−59
  104. А.И. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент, 1996, № 3- с. 70−103
  105. Национальные счета России в 1995—2002 гг.: Статистический сборник. -Москва, 2003.- 157с.
  106. Е.А. Управление социальными процессами. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1999.- 192 с.
  107. Е.А. Управление процессами формирования и развития организационной культуры: Учеб. пособие / Е. А. Неретина, А. В. Ерастова. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2004.-124с.
  108. Ньюстром Джон В., Девис Кейт. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб: «Питер"-2000. — 448с.110.0'Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. МТ-Пресс. — М.- 2001.- 296 с.
  109. Ш. Оганесян А. С., Оганесян И. А. Оплата труда работников предприятий // Менеджмент в России и за рубежом.-2002.-№ 1- с.78−88
  110. Организационное поведение. Учебник для вузов. А. Н. Силин, С. Д. Резник, А. Н. Чаплина, Н. Г. Хайруллина, Э. Б. Воронова. Под ред. проф. Э. М. Короткова и проф. А. Н. Силина. Тюмень: Вектор Бук.-1998.-308 с.
  111. Т.М. «Паблик рилейшнз» и реклама в системе маркетинга // Маркетинг в России и зарубежом-1997- июль-август. с.20−28
  112. М.А. Методы диагностики, формирования и развития организационной культуры М.-1995
  113. Ю.Н., Козлов А. А. Проблемы определения относительной экономики персонала на промышленных предприятиях // Менеджмент в России и за рубежлм.-2002.-№ 1.- с.89−94
  114. Пб.Палацци М., Старчер Д. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент-1998.-№ 7-с.33−56
  115. С.Н., Рустомджи М. К. Искусство управлять. / Пер. с англ. -(Серия «Настольная книга бизнесмена»). Ф АИР-ПРЕСС- М- 2001 -272 с.
  116. И. Проблемы социализации индивида в организации // Менеджмент-1998.-№ 7
  117. Э. Менеджмент искусство управлять.-М.: ИНФРА-М.-1995
  118. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления.-М.-1986
  119. А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социс-1995-№ 9.- с.74−80
  120. А. Проблемы синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятиях // Менеджмент-1995,-№ 1.- с.60−77
  121. Программа социально-экономического развития Пензенской области на 2003−2008 гг. Статистический сборник Госкомстата России. — Пензенский областной комитет Гос. Статистики. — Пенза. ~ 2002 г.
  122. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления- Воронеж, гос. арх-стр. акад., Воронеж. Высшая школа предпринимателей.-1995.-195 с.
  123. B.C. Принципы и механизмы управления человеческим потенциалом организации. Дис. канд. экон. наук. Саратов. 2002
  124. С.Д. Мотивация труда управленческого персонала строительных организаций /С.Д. Резник, С. Ш. Левина, И. В. Глухова. Пенза: ПГУАС-2003.-495 с.
  125. С.Д. Управление персоналом: Учебное пособие. Ч. I, II. Пенза: ПГАСА, 1998.-206 с.
  126. С.Д., Удалов Ф. Е., Соколов С. Н. и др. Персональный менеджмент. -Пенза: ПГАСА, 2000.- 546с.
  127. О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность // Менеджмент.-1998.-№ 7.-с.67−77
  128. И. Миф. «Базис и надстройка» рекламного творчества // Реклама-1995.-№ 1−2.-с. 10−11
  129. Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим? // Управление персоналом.-2000.-№ 11- с.25−27
  130. В.И. Основы управления: многоаспектный подход. М.: Изограф.- 2000.-112 с.
  131. Р. Культура предпринимательства (Перевод с нем.). М.: ЭКОМ.-1992.-240 с
  132. С.И., Зайналабидов М. С., Макиев З. Г., Обухов Д. В. Основы управления персоналом. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Дону: Феникс.- 2001
  133. Е. Проблемы «новых шариковых» или как повысить корпоративную культуру российских компаний // Экономический пульс области.-№ 40 (190) 28.11.96 с.6
  134. С. Нуждается ли самоорганизация в управленческом обеспечении? (анализ актуальных направлений развития организационных структур) // Проблемы теории и практики управления.-1997.-№ 3- с.82−86
  135. К., Кутасова Т. Навыки руководителя: результаты анализа управленческой структуры // Проблемы теории и практики управления-1997.-№ 3- с.91−95
  136. Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы II Всероссийская научно-практическая конференция. СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ.-1999.-192с.
  137. Т. Организационная культура компании и лояльность персонала // Управление персоналом. -№ 4 (81).—203 — с. 54−56
  138. Социально-психологический климат в производственном коллективе. Методические указания к деловой игре по спецкурсу «Управление трудовым коллективом и организация управленческого труда. Сост. С.Д. Резник-1998. -Пенза.
  139. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-октябре 2002 г. Госкомстат России. Пензенский областной комитет Гос. Статистики. — Пенза. — ноябрь 2002 г.
  140. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-октябре 2003 г. Госкомстат России. Пензенский областной комитет Гос. Статистики. — Пенза. — ноябрь 2003 г.
  141. НЗ.Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб: Питер, 2001.-352 с.
  142. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. -СПб.: Издательский дом «Питер», 2001. с.416
  143. В., Кириллов JI. Искусство делегирования. // Управление персоналом. 2000.-№ 11.-с.457
  144. М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом.-2000.-№ 11- с.39−44
  145. Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева.-М.: Луч.-1999
  146. Т. Система вознаграждения топ-менеджеров в стоимостной концепции финансового управления // Проблемы теории и практики управления. -2003 .-№ 1- с. 117−123
  147. В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Издательский дом «Питер», 2001- с.368
  148. В.В. Формирование организационной культуры экономических систем // Проблемы теории и практики управления.-1995.-№ 1. с.69−73
  149. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: Практическое пособие. / Под ред. Е. П. Губина. М., Юристъ, 1999
  150. Управление современной компанией. Учебник под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса-М.: Инфра-М.-2001
  151. Управление человеческим потенциалом современной организации / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. Пенза: ПТУ АС, 2004. -584с.
  152. Учебник менеджмент / под ред. проф. М. М. Максимцова, проф. А. В. Игнатьевой. М.: Банки и биржи, ЮТИНИ.-1999
  153. П. Новичок в кресле шефа. Инфра-М. М., 1995
  154. Фритц Ван Ден Берг Межкультурное общение: минное поле для непосвященных «путешественник должен быть всегда начеку». // Управление персоналом.-2000.-№ 2 с.71−72
  155. И., Каммель А. Проблемы культуры управления межнациональными предприятиями. // Проблемы теории и практики управления. -1995.-№ 1- с.64−68
  156. Л. Я начинаю свое дело М.: Трест, 1992.
  157. .Б., Щербакова Л. В. Формирование системы оценки эффективности деятельности строительных предприятий. Пенза: ПТУ А, 2003 -143 с.
  158. .Б., Щербакова Л. В., Мебадури З. А. и др. Экономическая оценка инвестиций в строительстве: Учебное пособие с грифом УМО пообразованию в области производственного менеджмента для студентов специальности 60 800.- Пенза: ПГАСА, 2001 99с.
  159. А.Л. Культура производства промышленных предприятий в системе рыночных преобразований. Дис.докт. эконом. Наук Ростов-на-Дону1996 .-3 5 5 с
  160. Н.А. Персонал банка: технология управления и развития. -М.-Изд. Центр «Анкил». -1997.-116с.
  161. У. А. Корпоративная культура. Паблик рилейшнз (PR) в промышленных организациях. // Социс.-2000.-№ 8 с.74−78
  162. С.В. Управление персоналом современной организации. Изд. 4-е, перераб. и доп. (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом») -М. ЗАО «Бизнес-школа, Интел-синтез». -2000, 400 с.
  163. Е.В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении: Учебное пособие (Серия «Наука и управление»).- Дело — М-440 с.
  164. П.Н. Деловая культура это культура получения и распределения прибыли. // Управление персонал ом.-2000.-№ 11- с. 14−17
  165. П. Организационная культура: между поэмой и реальностью // Проблемы теории и практики управления.-1995.-№ 3. с. 111−114
  166. Д.Н. В культуре России очень много магического. // Управление персоналом.-2000.-№ 11- с.9−13
  167. Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с анлг. Под ред. В. А. Спивака.- СПб: Питер, 2002. 336 с.
  168. Л.В. Формирование системы оценки эффективности деятельности строительных предприятий. / Л. В. Щербакова, Б. Б. Хрусталев. -Пенза: ПГУАС, 2003.-143 с.
  169. С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика, формирование и функции // Социс.-1996.-№ 7 с.47−55
  170. С.В. Организационная культура как фактор перехода в рыночной экономике. Дис.канд. экон. Наук. Москва-1999
  171. В. «Профиль корпоративной культуры» инструмент диагностики организации. // Человек и труд. — 2002.-№ 4- с.81−83
  172. В. Корпоративная культура: дань моде или неотъемлемый элемент современного бизнеса? // Человек и труд.-2002.-№ 9- с.81−83
  173. Якобсон Л, И, Экономика общественного сектора. М.: Наука, 2000 — 276 с.
  174. А. «Паблик рилейшнз» как средство обеспечения экономического благополучия предприятия // Маркетинг-1998.-№ .-с.48−51.
  175. Brown, A. Organizational Culture London: Pitman Publishing, 1995
  176. Jones, M.O., Moore, M.D. and Snyder, R.C. (eds.) Inside Organizations., Newbure Park, Calif.: Sage, 1998
  177. Trice H., Beyer J. The Culture of Work Organization New Jersey. Prentice Hall, 1993, p.29
  178. Henderson, R.M. and Clark, K.B. Architectural Innovation: The Reconfiguration of Existing Product Technologies and the Failure of Established Firms. Administrative Science Quarterly, 1990, 35, p. 9−30
  179. Scholz, C. Corporate Culture and Strategy the Problem of Strategic Fit Long Range Planning, 1987, 20 (4), pp. 78−87
Заполнить форму текущей работой