Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии развития внешнеэкономических связей регионов России с Республикой Корея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом межрегиональное сотрудничество в двусторонних отношениях играет все более заметную роль. Наибольший интерес со стороны Республики Корея наблюдается к регионам Дальнего Востока и Восточной Сибири, вследствие их географической близости и богатства природными ресурсами, востребованными на южнокорейском рынке. Более того, из-за удаленности от центральной части России и Европы данные регионы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ РОССИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ
    • 1. 1. РОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ
    • 1. 2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
    • 1. 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ РОССИИ
  • 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
    • 2. 1. ДИНАМИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ
    • 2. 2. РОЛЬ И СПЕЦИФИКА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
    • 2. 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ РОССИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
  • 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ РОССИИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
    • 3. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ
    • 3. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ
    • 3. 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ

Формирование стратегии развития внешнеэкономических связей регионов России с Республикой Корея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за последние годы приобрел значение одного из крупнейших центров международной торговли, финансовых ресурсов и современного производства. Одним из представителей этого региона является Республика Корея, играющая ключевую роль в мировой экономике. Республика Корея по объему внешнеторгового оборота в 2008 г. занимала 12 место в мире (по объему экспорта — 11 место, по объему импорта — 17 место). Ее экспорт составил 428,2 млрд долл., импорт — 451,9 млрд долл.1 Кроме того, Республика Корея является одним из крупнейших центров привлечения иностранных инвестиций в АТР (в 2008 г. в экономику страны поступило иностранных инвестиций на сумму более 85,3 млрд долл.)2.

На сегодняшний день Республика Корея является одним из ведущих третьим по величине внешнеторгового оборота после КНР и Японии) внешне2 торговых партнеров России в АТР. Значение Республики Корея для России на протяжении последних семнадцати лет возрастает благодаря сложившейся системе экономических связей, огромным инвестиционным и людским ресурсам, емкости рынков сырья и материалов.

При этом основой двусторонних отношений выступает межрегиональное сотрудничество. Наибольший интерес со стороны Республики Корея наблюдается к регионам Дальнего Востока и Восточной Сибири, вследствие их географической близости и богатства природными ресурсами, востребованными на южнокорейском рынке. Из-за удаленности от центральной части России и Европы данные регионы вынуждены активнее интегрироваться с экономиками стран-соседей по АТР. Для российских регионов Республика Корея может стать источником крупных капиталовложений, поставщиком современных техноло.

1 Korea Customs Service. Information Plaza. Korea Customs Tariff Database [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://english.customs.go.kr/kcswebAiser.tdf.

2 The Bank of Korea. Economic Statistics System [Электронный ресурс]. — Режим доступа: littp://ecos.bok.or.kr/.

3 Официальный сайт Министерства Иностранных дел РФ. Экономическая Дипломатия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:/Avww.mid.ni/bul newsite. nsf/kartaflat/05 гий, а также перспективным рынком сбыта сырья и полуфабрикатов. Одним из регионов Восточной Сибири, находящимся в сфере экономических интересов Республики Корея, является Иркутская область. В период 2003;2007 гг. на долю Иркутской области приходилось не менее 20% внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа (СФО) с Республикой Корея4. При этом нынешний уровень экономического сотрудничества Иркутской области с Республикой Корея не отражает потенциальных возможностей региона в развитии внешнеэкономических связей (ВЭС) с Республикой Корея. В 2008 г. на долю Иркутской области приходилось порядка 1,1% внешнеторгового оборота между двумя странами, и почти был равен нулю приток южнокорейских инвестиций5. Возрастание роли ВЭС регионов России с Республикой Корея (объем экспорта в Республику Корея за последние три года вырос более чем в два раза, приток инвестиций из Республики Корея в экономику российских регионов в этот же период увеличился почти в четыре раза7) настоятельно определяют потребность в формировании стратегии развития ВЭС.

Как показала российская практика, ВЭС оказывают существенное непрерывно растущее, и достаточно противоречивое влияние на самые различные стороны экономической и социальной жизни региона. С одной стороны недостаточная развитость ВЭС и, следовательно, отсутствие конкуренции, как правило, ведет к технической и технологической отсталости производства и т. д. С другой стороны излишняя открытость экономики региона усиливает его импортную зависимость. Топливно-сырьевая направленность экспорта делает экономику региона крайне зависимой от конъюнктуры на мировых товарных рынках. Это оказывает негативное дестабилизирующее воздействие и не способствует коренным изменениям в структуре экономики отдельного региона и.

4 Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье». Торгово-экономическое сотрудничество с Республикой Корея [Электронный ресурс]. — Режим доступа: litlp://vwv.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/recon ftrade5.htm.

5 Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. Статистика внешней торговли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: littp://www.customs.ni/ru/stats/arhiv-stnts-nev/.

6 Korea Customs Service. Information Plaza. Korea Customs Tariff Database [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://englisli.ciistoms.go.kr/kcsweb/user.tdf.

7 Korea EXIMBANK. FDI Information. Foreign Investment Statistics [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Iittp://www.koreaexim.go.kr/en/fdi/m02/s01 01 .jsp страны в целом. Поэтому каждый субъект РФ должен самостоятельно определить степень своего участия во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), исходя из возможностей экономики региона, целей его социально-экономической политики, при соблюдении федерального законодательства. Исследование документов (стратегий, программ, концепций) в области ВЭД субъектов РФ показало, что до сих пор методическое обеспечение процесса формирования стратегии развития ВЭД субъекта РФ недостаточно проработано и не позволяет сформировать документ, который способствовал бы достижению стратегических целей региона.

Совокупность вышеизложенных обстоятельств предопределяет актуальность проведения исследования процесса формирования стратегии развития ВЭС регионов России с Республикой Корея.

Степень разработанности темы исследования. В работах отечественных и зарубежных исследователей рассматривались основы процесса формирования стратегии ВЭД региона, а также различные аспекты развития ВЭС России с Республикой Корея.

В процессе исследования теоретических подходов к формированию стратегии были использованы труды И. Ансоффа, М. Х. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, А. Чандлера и др., посвященные вопросам стратегического управления. Научные основы разработки стратегии ВЭД региона были раскрыты в трудах следующих российских ученых: Л. И. Абалакина, М. А. Винокурова, В. А. Дмитриева, A.B. Зоновой, В. В. Кислициной, В. И. Маевского, П. А. Минакира,.

A.И. Смирнова и др. — их статьи и монографии были использованы в работе при исследовании отдельных элементов и принципов формирования стратегии ВЭД региона. По отдельным аспектам разработки стратегии имеются серьезные исследования данных авторов, прошедшие практическую апробацию.

Большой вклад в исследование проблем ВЭС России с Республикой Корея на государственном уровне внесли российские и южнокорейские специалисты.

B.Д. Андрианов, A.A. Войцеховский, X. Вонтак, A.B. Воронцов, М.В. Гринце-вич, И. В. Каукин, B.C. Квон, C.B. Ким, А. Н. Ланьков, Д. М. Ли, С. У. Ли, Е.И. О,.

М.Н. Пак, С. С. Суслина, В. П. Ткаченко, Г. Толорая, М. Ч. Хиун, Х. Ю. Цой и др., на труды которых диссертант опирался в своей работе.

Особое место при изучении вопросов, посвященных ВЭС двух государств на региональном уровне, заняли работы И. И. Богдана, Т. А. Симбирцева, В. П. Ткаченко, И. А. Толстокулакова, Н. И. Фокина, Х. Ю. Цой и др. Большинство научных работ этих авторов посвящено проблемам взаимодействия регионов Дальнего Востока с Республикой Корея. При рассмотрении проблем и перспектив развития отдельных форм сотрудничества Иркутской области с Республикой Корея были использованы труды российских ученых М. С. Говоровой, С. И. Кузнецова и др.

Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных различным аспектам формирования стратегии развития отдельной организации (фирмы) или региона, в то же время недостаточно детально изучены вопросы, касающиеся процесса разработки стратегии развития регионов в части ВЭД.

В научной литературе достаточно большое количество работ посвящено изучению отдельных аспектов ВЭС России с Республикой Корея на государственном уровне. При этом комплексные исследования двустороннего сотрудничества на региональном уровне проводились только в отношении регионов Дальнего Востока. В имеющихся публикациях, вопросы формирования стратегии развития ВЭС двух государств (и отдельных регионов) остаются мало изученными.

Все это и определило выбор темы, цель и задачи исследования, логику и структуру работы.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования — разработка теоретических и методических вопросов формирования стратегии развития ВЭС регионов России с Республикой Корея.

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач: обосновать значимость ВЭС России с Республикой Корея для развития экономики РФопределить необходимые элементы разработки стратегии развития ВЭД региона, выявить основные принципы ее формированияисследовать опыт разработок стратегий (концепций, основных направлений, программ, мероприятий и др.) ВЭД регионов РФ с целью его применения при формировании стратегии развития ВЭС регионов России с Республикой Корея;

— исследовать основные тенденции и особенности развития ВЭС России с Республикой Корея на государственном уровне и выявить экзогенные факторы, влияющие на них на региональном уровнеопределить роль Иркутской области во ВЭС России с Республикой Корея, выявить сильные и слабые стороны развития двустороннего сотрудничества Иркутской области с Республикой Корея;

— определить цели и возможные стратегические альтернативы развития ВЭС Иркутской области с Республикой Корея и рассчитать прогноз их развития;

— предложить комплекс мероприятий, направленных на изменение характера внешнеторгового сотрудничества и на интенсификацию инвестиционного и научно-технического сотрудничества Иркутской области с Республикой Корея.

Объектом исследования выступают ВЭС России с Республикой Корея на государственном и региональном уровнях.

Предметом исследования является процесс формирования стратегии развития ВЭС регионов России с Республикой Корея (на примере Иркутской области).

Теоретической и методологической основой исследования послужили зарубежные и отечественные исследования в области международных экономических отношений, региональной экономики и стратегического управления, а также исследования, раскрывающие сущность процесса формирования стратегии развития ВЭД регионов России.

Решение поставленных в диссертации задач осуществлялось с использованием системного подхода, методов анализа и синтеза, экономического, исторического, статистического и сравнительного анализов, стратегического планирования и метода экспертных оценок.

Информационная база исследования основана на анализе нормативно-правовых актов РФмежправительственных договоров и соглашений, регулирующих двустороннее сотрудничество России с Республикой Кореястратегий (концепций, программ, основных направлений, мероприятий и др.) развития ВЭД субъектов РФстатистических данных Сибирского таможенного управления, Федеральной службы государственной статистики (ФСГС РФ) и территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат), Korea Customs Service, Korea Statistical Information Service. Кроме того, в ходе исследования использовались монографии современных российских и южнокорейских авторовсправочно-аналитические сборники и отчеты государственных и региональных органов исполнительной властиинформационно-аналитические материалы специализированных организаций: Торгово-промышленной палаты РФ (ТИП РФ), Корпорации содействия торговле и сотрудничеству Республики Корея (КОТРА) — материалы российских университетов и центров, изучающих российско-корейскую проблематику (Институт Востоковедения РАН, Институт Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН) и др.) — электронные источники Интернет.

Основные научные результаты, полученные в рамках проведенного исследования:

1. Обоснована необходимость расширения ВЭС России с Республикой Корея для развития экономики РФ, определяемая возрастающей ролью южнокорейских рынков сбыта российского сырья и материалов и недостатком иностранных инвестиций в экономику России, потенциальным источником которых выступает Республика Корея. Выявлены основные тенденции развития ВЭС России с Республикой Корея на федеральном уровне, заключающиеся в неравномерности развития отдельных форм двустороннего сотрудничества опережающее развитие внешнеторговых отношений при стагнации инвестиционного и научно-технического сотрудничества), в узкой специализации российского экспорта. Выделены и систематизированы внешние факторы, влияющие на ВЭС России с Республикой Корея на региональном уровне.

2. Определены возможности использования опыта разработки стратегий (концепций, программ, основных направлений, мероприятий и др.) развития ВЭД регионов РФ с целью его применения при формировании стратегии развития ВЭС регионов России с Республикой Корея. В частности, выявлена специфика формирования стратегии развития ВЭД региона по «Типовому макету» МЭР РФ, приводящая к формализации региональных разработок.

3. Определена роль Иркутской области во ВЭС России с Республикой Корея на основе комплексного анализа состояния и перспектив развития основных форм двустороннего сотрудничества. Выявлены конкурентные преимущества и недостатки развития ВЭС Иркутской области с Республикой Корея.

4. Предложен комплекс мероприятий, направленный на сохранение в период мирового финансового кризиса, последующее расширение и интенсификацию многоаспектной сферы ВЭС Иркутской области с Республикой Корея. В частности, обоснована необходимость создания на территории региона Российско-Корейского делового центра.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Уточнена периодизация этапов развития российско-корейских ВЭС, в частности, обоснована необходимость выделения нового этапа (с 2000 г.), характеризующегося активизацией не только внешней торговли, но и инвестиционного и научно-технического сотрудничества между двумя государствами.

2. Предложен алгоритм формирования и реализации стратегии развития ВЭД региона, позволяющий поэтапно отразить необходимые элементы ее разработки (определение миссииопределение целей и задачанализ внешней средыанализ существующей позиции и возможностей регионапрогнозирование развития ВЭД региона и выбор конкретных стратегических альтернатив), которые были выявлены на основе анализа теоретических подходов к процессу формирования и реализации стратегии организации. Уточнены основные принципы ее формирования (принцип научности, реальности, целеполагания и определения приоритетных задач, системности, сценарности, масштабности во времени и т. д.) с учетом сложности и многоплановости ВЭД региона.

3. Сформировано дерево целей и определены три возможные стратегические альтернативы («сохранения», «ограниченного роста» и «устойчивого роста») ВЭС регионов России с Республикой Корея (на примере Иркутской области), выявленные на основе корреляции внешних и внутренних факторов развития ВЭС региона с Республикой Корея. Для каждой альтернативы рассчитан точечный и интервальный прогноз показателей внешнеторгового сотрудничества региона с Республикой Корея.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в углублении исследований в области интеграции России в систему мирохозяйственных связей с учетом возрастающей роли ВЭД субъектов РФ, в определении и обосновании направлений развития ВЭС регионов России с Республикой Корея. Разработанные в диссертационном исследовании теоретические положения позволяют раскрыть особенности процесса формирования стратегии развития ВЭС регионов России с Республикой Корея.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования положений и выводов в деятельности региональных органов власти при разработке стратегии развития ВЭД субъекта РФ. Результаты исследования могут иметь прикладное значение для расширения ВЭС Иркутской области с Республикой Корея. Кроме того, результаты исследования могут найти применение в деятельности российских компаний, работающих с южнокорейскими партнерами, в качестве информационного и аналитического материала.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Мировая экономика», «Внешнеэкономическая деятельность», а также спецкурса «Экономика Республики Корея».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на конференциях различных уровней: региональной научно-практической конференции «Пятые Востоковедные чтения БГУЭП» (г. Иркутск, 2007 г.) — межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы устойчивого развития региональной экономики в условиях глобализации мировой хозяйственной системы» (г. Иркутск, 2007 г.), «Четвертые Востоковедные чтения БГУЭП» (г. Иркутск, 2005 г.) — ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Байкальского государственного университета экономики и права в 2005;2009 гг.

Результаты исследования, касающиеся методических положений формирования стратегии развития внешнеэкономических связей регионов России с Республикой Корея (на примере Иркутской области), будут использованы управлением внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области при разработке документов, направленных на расширение и интенсификацию внешнеэкономических связей региона с Республикой Корея (справка о внедрении).

Результаты исследования тенденций развития внешнеэкономических связей России с Республикой Корея на федеральном и региональном уровнях, будут использованы департаментом внешних связей Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири при проведении маркетинговых исследований южнокорейских рынков товаров и услуг, и при оказании консультационно-информационных услуг по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности в Республике Корея (справка о внедрении).

Представленные в работе результаты используются в учебном процессе Байкальского государственного университета экономики и права при преподавании дисциплин «Мировая экономика» и «Внешнеэкономическая деятельность» (справка о внедрении).

Соответствие паспорту специальности. Исследование выполнено в рамках п. 21 «Направления и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов» Паспорта специальности ВАК 08.00.14 -«Мировая экономика».

Публикации. По проблематике диссертационного исследования опубликовано 9 статей, из которых одна — в журнале, рекомендованном ВАК для публикации основных научных результатов диссертационных исследований, общим объемом 3,3 п.л. (весь объем авторский).

Объем и структура работы. Структура диссертационной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 172 источника, а также девяти приложений, включающих 3 рисунка и 11 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования процесса формированию стратегии развития ВЭС регионов России с Республикой Корея (на примере Иркутской области), можно сделать следующие выводы:

1. Одним из важнейших процессов, протекающих в российской экономике, является ее интеграция в мировое хозяйство, которая происходит посредством развития ВЭД России и ее регионов. Как показала российская практика, ВЭД оказывает существенное непрерывно растущее и достаточно противоречивое влияние на самые различные стороны экономической и социальной жизни региона. Поэтому каждый субъект РФ должен самостоятельно определить оптимальную степень своего участия в ВЭД, исходя из возможностей экономики региона и целей его социально-экономической политики. В условиях, когда субъект РФ является активным участником международных экономических отношений, качественно проработать направления развития многоаспектной сферы ВЭД региона можно только путем формирования стратегий развития ВЭД региона.

В ходе исследования было раскрыто содержание понятия «стратегия ВЭД региона», как системы теоретически обоснованных, согласованных планов и действий органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере ВЭД, которая в рамках существующего национального законодательства и государственных интересов должна обеспечивать достижение внешнеэкономических целей региона. Кроме того, были систематизированы необходимые и достаточные элементы разработки стратегии развития ВЭД региона, уточнены основные принципы ее формирования. Это позволило выделить необходимые и достаточные этапы для разработки стратегии развития ВЭД региона, логически взаимосвязанные между собой, т. е. был разработан одноименный алгоритм. Это особенно актуально, если учесть, что до сих пор отсутствует соответствующее методическое обеспечение процесса формирования стратегии развития ВЭД региона.

2. Обзор имеющегося опыта разработок «предплановых» документов (стратегий, программ, концепций и т. д.) в области ВЭД субъектов РФ показал, что часто у разработчиков стратегий отсутствует понимание того, чем будет заниматься регион в ближайшем будущем, чем будет привлекателен на мировых рынках с учетом основных тенденций развития внешней среды. А саму стратегию развития ВЭД региона представляют как набор прописных истин (например, «содействие привлечению иностранных инвестиций», «увеличение производства экспортной продукции» и т. д.).

Говоря о процессе разработки стратегии ВЭД региона, необходимо отметить, что многие документы (стратегии, программы, концепции и т. д.) были разработаны органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с «типовым макетом» программ развития ВЭД, предложенным МЭР РФ. Формально регионы не обязаны разрабатывать свои стратегии по предложенному шаблону. Однако на практике рекомендации со стороны федеральных органов в адрес региональных властей часто носят директивный характер. По сути дела «типовой макет» программы развития ВЭД — это «шпаргалка», воспользовавшись которой можно выполнить формальные требования для получения регионом дотаций из федерального бюджета. Автор не отрицает того, что должно присутствовать методическое единство, однако такой подход не может являться эффективным. Полученный таким образом документ ведет скорее не к развитию, а к стагнации ВЭД региона, так как зачастую не соответствует стратегическим целям региона.

В ходе анализа предплановых документов в области ВЭД субъектов РФ была выявлена специфика их формирования, дана развернутая характеристика положительных и отрицательных моментов при разработке отдельных элементов стратегии. Это было сделано для того, чтобы избежать подобных ошибок при формировании стратегии развития ВЭС России и ее регионов с Республикой Корея.

3. Отношения с Республикой Корея — одно из приоритетных направлений азиатско-тихоокеанскои политики России160. На сегодняшний день Республика Корея является третьим (после КНР и Японии) по величине внешнеторгового оборота (18 088 млн долл.) партнером России в АТР161. Значение Республики Корея для России на протяжении последних семнадцати лет постоянно возрастает благодаря сложившейся системе экономических связей, огромным инвестиционным и людским ресурсам, емкости рынка сырья и материалов. Было доказано, что на рубеже XX—XXI вв.еков Россия и Республика Корея вступили в новый (четвертый) этап развития двусторонних отношений, который характеризуется активизацией внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества, а также поиском новых форм ВЭС между двумя государствами.

При этом межрегиональное сотрудничество в двусторонних отношениях играет все более заметную роль. Наибольший интерес со стороны Республики Корея наблюдается к регионам Дальнего Востока и Восточной Сибири, вследствие их географической близости и богатства природными ресурсами, востребованными на южнокорейском рынке. Более того, из-за удаленности от центральной части России и Европы данные регионы просто вынуждены активнее интегрироваться с экономиками стран-соседей по АТР. Возрастающая роль южнокорейских рынков сбыта российского сырья и материалов, рост интереса со стороны южнокорейских инвесторов к регионам России, настоятельно определяют потребности в формировании стратегических альтернатив развития ВЭС России и ее регионов с Республикой Корея. Обзор межправительственных договоров и соглашений между Россией и Республикой Корея показал, что практически невозможно в международных документах федерального уровня предусмотреть всю спёцифику развития ВЭС отдельных регионов России. Поэтому каждый субъект РФ должен самостоятельно оценивать собственные потребности и возможности расширения ВЭС с Республикой Корея.

160 Официальный сайт Министерства Иностранных дел РФ. Департамент информации и печати. Выступление Президента России В. В. Путина в Национальном собрании Республики Корея 28 февраля 2001 года, Сеул [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ln.mid.ru/pl.nsf.

161 Korea Customs Service. Information Plaza. Korea Customs Tariff Database [Электронный ресурс]. — Режим доступа: httn://english.customs.go.kr/kcsweb/user.tdf.

4. В результате анализа ВЭС России с Республикой Корея на федеральном уровне была доказана неравномерность развития отдельных форм двустороннего сотрудничества. Причем эта особенность прослеживается и во взаимодействии на уровне субъектов РФ с Республикой Корея. На сегодняшний день внешняя торговля является основной формой ВЭС, значительно опережая остальные формы, как по объемам, так и по темпам развития. Однако, несмотря на высокую динамику развития внешней торговли между Россией и Республикой Корея, каждая из стран занимает в совокупном товарообороте партнера пока еще малозаметное место. Так, доля российских товаров в импорте Республики Корея в 2000;2008 гг. составляла не более 2%, а удельный вес товаров, направляемых в Россию, не превышал 2,5%. Структура российско-корейской внешней торговли носит ярко выраженный топливно-сырьевой характер. В то же время, на фоне постепенной активизации двусторонней внешней торговли, инвестиционное сотрудничество между Россией и Республикой Корея развивалось не столь динамично. По прошествии более чем 17 лет после установления официальных дипломатических отношений между нашими странами, объем реальных южнокорейских инвестиций остается крайне незначительным и далек от прогнозируемого ранее уровня. Более того, Россия заметно отстает по объемам привлеченных инвестиций от других южнокорейских партнеров, в том числе и некоторых стран СНГ. Взаимодействие по другим формам сотрудничества не получило широкого распространения и носило разовый характер. По большей части, кредитно-финансовое сотрудничество России с Республикой Корея свелось к долгосрочному заимствованию. А научно-техническое сотрудничество никак не может перейти из области перспективного направления ВЭС России с Республикой Корея в практическую плоскость.

С помощью РЕ8Т-анализа были выявлены и сгруппированы внешние факторы, воздействующие на ВЭС России с Республикой Корея на региональном уровне. В результате действия экзогенных факторов проблемные позиции и конкурентные преимущества субъекта РФ могут проявляться еще острее и приобретать ярко выраженный характер.

5. Анализ ВЭС России с Республикой Корея на региональном уровне показал, что Иркутская область входит в зону стратегических интересов Республики Корея. Благоприятная внешнеторговая конъюнктура на мировых товарных рынках в последние годы способствовала существенному росту внешнеторгового оборота Иркутской области с Республикой Корея. Несмотря на начавшийся мировой финансово-экономический кризис, который существенно повлиял на параметры развития внешней торговли Иркутской области с Республикой Корея, в 2008 г. был достигнут максимальный объем торговли за весь период развития внешнеторговых отношений между Иркутской областью и Республикой Корея — 2115 млн долл. (причем на 88% он был обеспечен экспортными поставками). При этом следует отметить сохранение топливно-сырьевой направленности регионального экспорта. Иркутская область не входит в число ведущих инвестиционных партнеров Республики Корея, заметно уступая остальным регионам России, как по объемам, так и по темпам развития инвестиционного сотрудничества.

С одной стороны, проведенный 8^ЮТ-анализ ВЭС Иркутской области с Республикой Корея позволил выявить ряд ключевых конкурентных преимуществ и предпосылок развития, при правильном использовании которых Иркутская область может занять достойное место в российско-корейских отношениях. С другой стороны, наличие большого числа проблем развития ВЭС Иркутской области с Республикой Корея свидетельствует о том, что возможности экстенсивного роста регионального экспорта уже практически исчерпаны. Все это указывает на неоднозначный характер ВЭС Иркутской области с Республикой Корея.

Комплексный анализ состояния и перспектив развития ВЭС Иркутской области с Республикой Корея позволил сформировать научно-обоснованную и достоверную базу для разработки стратегических альтернатив развития ВЭС Иркутской области с Республикой Корея. Это особенно актуально в условиях, когда имеющиеся оценки основных тенденций развития ВЭС Иркутской области и Республики Корея далеко не однозначны, еще более дискуссионны возможные направления их развития.

6. В соответствии с алгоритмом формирования и реализации стратегии развития ВЭД региона, были последовательно пройдены все этапы, начиная от актуализации проблемы и заканчивая выбором стратегической альтернативы развития ВЭС Иркутской области с Республикой Корея. С одной стороны это позволило сформировать все необходимые и достаточные элементы разработки стратегии, с другой стороны — удалось избежать формальности при разработке дерева целей и стратегических альтернатив развития ВЭС региона с Республикой Корея, как в случае использования «Типового макета» МЭР РФ. На основе матрицы корреляционного 8\ЮТ-анализа автором были сформулированы три возможные стратегические альтернативы (сохранения, ограниченного роста, устойчивого роста) развития ВЭС Иркутской области с Республикой Корея, каждая из которых имеет свою степень привлекательности и реализуемости. Для каждой стратегической альтернативы был построен краткосрочный прогноз развития основных форм двустороннего сотрудничества Иркутской области с Республикой Корея. Наиболее предпочтительной с точки зрения перспектив развития ВЭС Иркутской области с Республикой Корея является стратегическая альтернатива устойчивого роста. Однако данная альтернатива практически нереализуема в краткосрочном периоде, так как предполагает серьезные структурные изменения.

Для того чтобы в среднесрочной перспективе сгенерированный в сырьевом секторе экономики поток средств и прямые южнокорейские инвестиции привели к обновлению существующих и появлению новых конкурентных производств в регионе, необходима реализация целого комплекса мероприятий. Одним из ключевых мероприятий является создание Российско-Корейского делового центра на территории региона, способствующего развитию и совершенствованию основных форм ВЭС. В противном случае ВЭС Иркутской области с Республикой Корея сохранят инерционный характер развития и высокую зависимость от конъюнктуры на южнокорейских товарных рынках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. система.
  3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон РФ от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. система.
  4. О порядке координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ: Федеральный закон РФ от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. система.
  5. О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ: Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 июня 2002 г. № 170 // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. система.
  6. Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан: Указ Президента Республики Башкортостан от 04.03.1996 №УП-130 // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. система.
  7. Направления внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края на 2006−2010 гг.: Постановление Правительства Хабаровского края от 04.08.2006 № 124-пр // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. система.
  8. Программа социально-экономического развития Иркутской области на 20 062 010 гг.: Закон Иркутской области от 26 октября 2006 года № 68-оз // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ.-прав. система.
  9. Монографии, диссертации, книжные издания
  10. П.Абалкин Л. И. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Л. И. Абалкин. М.: Экзамен, 2004. — 608 с.
  11. Азия и РФ: экономические связи в 2000 году / сост. Л. М. Авдеев. — М.: .Тэис, 2000.-556 с.
  12. Актуальные проблемы развития стран Восточной Азии. — М.: ИМЭПИ РАН, 2002.-74 с.
  13. В.Д. Современное состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России с Республикой Корея / В. Д. Андрианов. -М.: Юристъ, 1999. 255 с.
  14. И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989. -89 с.
  15. И.И. О современном состоянии и перспективах торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Корея / И. И. Богдан // Материалы пятой научной конференции. М.: РАН ДВ, 2003.-146 с.
  16. Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: История и современность.: тез. докл. Второй международной научно-практической конф. -Иркутск., 1997.-343 с.
  17. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Иркутской области 2005: стат. сб. Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат). — Иркутск, 2006 г. — 49 с.
  18. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Иркутской области 2006: стат. сб. Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат). — Иркутск, 2007 г. — 50 с.
  19. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Иркутской области 2007: стат. сб. Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат). — Иркутск, 2008 г. — 52 с.
  20. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Иркутской области 2008: стат. сб. Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат). Иркутск, 2009 г. — 35 с.
  21. A.A. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России со странами Корейского полуострова: дис.. канд. экон. наук: 08.00.14 / A.A. Войцеховский. -М., 2003. 173 с.
  22. A.B. Республика Корея: социально-экономическая структура и торгово-экономические отношения с СНГ / A.B. Воронцов. — 3-е изд. — М.: ИВ РАН, 2005.- 100 с.
  23. A.B. Эволюция политики США, КНР, Японии и России в отношении корейского полуострова на рубеже веков. Корея на рубеже веков / A.B. Воронцов. М.: ИВ РАН, 2002. — 400 с.
  24. М.В. Российская Федерация и Республика Корея: опыт сотрудничества и проблемы взаимоотношений на современном этапе: дис.. канд. политич. наук: 23.00.04 / М. В. Гринцевич. Владивосток, 2004. — 200 с.
  25. Т.В. Мировая экономика, экономическая интеграция, глобализация рынков / Т. В. Грис. С-Пб.: Знание, 2001. — 428 с.
  26. В.А. Региональная стратегия внешнеэкономической деятельности: сущность, структура, и методические основы ее разработки: дис.. канд. экон. наук.: 08.00.01. / В. А. Дмитриев. Иркутск, 2000. — 125 е.
  27. Д.И. Внешнеэкономическая политика Республики Корея в начале XXI века: дис.. канд. экон. наук.: 08.00.14. / Д. И. Дмитров. М., 2003. — С. 129
  28. Как делать бизнес в Азии: Япония, Южная Корея, Китай, Вьетнам / Под ред. В. В. Заяц. -М.: АСМО-Пресс, 2004. 142 с.
  29. И.В. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Корея: современное состояние и перспективы развития: дис.. канд. экон. наук.: 08.00.14. / И. В. Каукин. -М., 2002. — 221 с.
  30. Корейский полуостров и вызовы XXI века.: тез. докл. VI научной конференции корееведов. Москва, 26−27 марта 2002 г. М.: ИДВ РАН, 2003. — 102 с.
  31. Корея: Новые горизонты.: тез. докл. IX научной конференции корееведов России и стран СНГ. Москва, 29−30 марта 2005 г. / Под ред. А. З. Жебина, Е. У. Ким, Р. В. Савельева. М .: ИДВ РАН, 2005. — 279 с.
  32. Корея на рубеже веков. Сб. статей / Отв. ред. Ю. В. Ванин. М.: ИВ РАН, 2002.-400 с.
  33. Ю.А. Финансово-промышленные группы в экономическом развитии Южной Кореи / Ю. А. Королев. 2-е изд. — М.: Наука, 2006 — 502 с.
  34. Круглый стол. «Корейская проблема в квадратуре Россия — США — Китай — Япония». 17 октября 2002 г. / Международный общественный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев—Фонд). -М., 2002.- 80 с.
  35. Н.В.- Фокин Н.И. Потенциал экономического развития Республики Корея / Н. В. Кузнецова, Н. И. Фокин. Владивосток: ДВГУ, 2003. — 300 с.
  36. Н.В., Фокин Н. И. Экономическое развитие Республики Корея: Ресурсы, проблемы, перспективы / Н. В. Кузнецова, Н. И. Фокин.- Владивосток: ДВГУ, 2003.-256 с.
  37. Ли С.К. Социально-экономический анализ торговой и инвестиционной деятельности между Россией и Республикой Корея / С. К. Ли. М.: Наука, 1997. -100 с.
  38. Ли С. У. Российское направление во внешней политике Республики Корея: конец XX начало XXI в.: дис.. канд. полит, наук: 23.00.04 / С. У. Ли. — М., 2005.-159 с.
  39. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 1999. — 350 с.
  40. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1998. — 704 с.
  41. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
  42. A.M. Инвестиции в развитие экономики стран Восточной Азии и России / A.M. Мозгоев. Улан-Удэ, Изд-во Бурятского науч. центра СО РАН, 2001.-227 с.
  43. Некоторые проблемы современного социально-экономического развития и внешнеэкономических связей стран Восточной Азии. — М.: ИМЭПИ РАН, 2006.- 135 с.
  44. О Е.И. Торгово-экономическое сотрудничество Республики Корея с РФ: состояние и перспективы развития в условиях глобализации: дис.. канд. экон. наук: 08.00.14/'Е.И. О.-М., 2002.- 180 с.
  45. Пак М. Н. Взгляд на историю российско-корейских отношений / М. Н. Пак -М.: Дрофа, 1997.-255 с.
  46. А.Г. Экономика Зарубежных стран / А. Г. Погорлецкий. — СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 491 с.
  47. Проблемы азиатско-тихоокеанского региона и внешняя политика России / Отв. ред. М. Е. Тригубенко. М.: ИМЭПИ РАН, 2004. — 104 с.
  48. Развитие корейской экономики: уроки переходного периода. Учебное пособие / Ред. Н. В. Кузнецова, И. А. Толстокулаков. Владивосток: ДВГУ, 2001. — 308 с.
  49. Регионы России. Социально-экономические показатели 2006. Стат. Сб. в 2-х т. М.: Госкомстат России, 2007. — 879 с.
  50. Россия и Корея: Модернизация, реформы, международные отношения / Ред. C.B. Волков. М.: Вост. лит., 2005. — 255 с.
  51. Сибирь и Корея в Северо-Восточной Азии. Siberia and Korea in North-Eastem Asia. Сб. науч. статей / Отв. ред. С. И. Кузнецов и др. Иркутск, 2004.-250 с.
  52. Страны Восточной Азии в начале XXI века: экономическая стратегия и внешнеэкономические связи. / Отв. ред. М. Е. Тригубенко. — М.: ИМЭПИ РАН, 2003.-258 с.
  53. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве / пер. с кит. и исследование Н. И. Конрад. М.: София, 2008. — 224 с.
  54. С.С. Республика Корея на постиндустриальной стадии развития / С. С. Суслина. М.: РАН. Институт Востоковедения, 1999. — 224 с.
  55. .И. Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке / В. П. Ткаченко. Владивосток: ДВГУ, 2005. — 140 с.
  56. В.П. Корейский полуостров и интересы России / В. П. Ткаченко. -М.: Мысль, 2004. 208 с.
  57. М.Е. Восточноазиатский вектор внешней политики России / М. Е. Тригубенко. -М.: ЭПИКОН, 1999. 200 с.
  58. М.Ч. Экономическое сотрудничество Республики Корея с Россией в 90-е годы: дис.. канд. экон. наук: 08.00.14 / М. Ч. Хиун. -М., 1998.-203 с.
  59. Цой Х. Ю. Внешнеэкономические связи Российской Федерации и Республики Корея на федеральном и региональном уровнях (на примере Республики Саха (Якутия)): дис.. канд. экон. наук: 08.00.14 / Х. Ю. Цой. М., 2002. -209 с.
  60. А. Стратегическое управление корпорацией / А. Чандлер. М.: Экономика, 1988.-263 с.
  61. В.И. Новые горизонты российско-корейского торгово-экономического сотрудничества / В. И. Бахтин // Коринф. — 2005. — № 30. — С. 13.
  62. Г. Зачем приезжал Ким Чен Ир / Г. Булыгчев // КорусБогит. 2002. -№ 8. — С.9−11.
  63. М.А. Теоретические основы формирования региональной экономики / М. А. Винокуров // Вестник ИГЭА. 1998. — № 7. — С. 8.
  64. Внешнеторговые связи в экономике Иркутской области // Иркутская губерния. 2003. — № 2. — С. 28−33.
  65. Внешняя торговля // Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат России, 2006. С. 241−255.
  66. В Сеуле прошла презентация Транссиба // Сеульский Вестник. 2001. — № 2.- С. 1, 8, 9.
  67. И.С. Зарубежный опыт кризисного управления (на примере Республики Корея) / И. С. Гладков // Государственное управление. Электронный вестник. 2003. — № 1. — С. 1−9.
  68. И.А. Обречены идти в АТР / И. А. Дробышева // Дальневосточный капитал. 2005. -№ 10.- С. 4.
  69. A.B., Кислицына B.B. Методика проведения SWOT-анализа в процессе стратегического планирования развития субъекта федерации / A.B. Зонова, В. В. Кислицына // Региональная экономика: теория и практика. 2005. — № 4. — С. 27−33.
  70. Иностранные инвестиции в экономику Республики Корея // БИКИ. — М., 2001.-№ 143, — 15 декабря.-С. 1−4.
  71. Информация о сотрудничестве Иркутской области с Республикой Корея: Отчет управления ВЭД Администрации Иркутской области // Вестник Иркутской области. 2008. -№ 5. — С. 5−10.
  72. H.A. Рынок топливно-энергетической продукции России / H.A. Кирилова // Внешняя торговля. 2005. — № 10. — С. 4−5.
  73. О.П., Колесов В. Ю., Трифилова A.A. Стратегическое поведение: от разработки до реализации / О. П. Коробейников, В. Ю. Колесов, A.A. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 3. — С. 88−109.
  74. С. Три кита Тихоокеанского региона / С. Лавров // Россия и АТР. -2005.-№ 1.-С. 19.
  75. А.Н. Корейская внешняя торговля: 2001 / А. Н. Ланьков // Российские корейцы. 2002. — № 5. — С. 10−11.
  76. А.Н. Чеболь: гибель гигантов? / А. Н. Ланьков // Русский журнал. -2003. -№ 8.-С. 25−26.
  77. А.Н. Россия и две Кореи — проблемы и перспективы / А. Н. Лукин // МЭиМО. 2002. — № 6. — С. 64−70.
  78. В.И. Долгосрочная стратегия начала XXI века: контуры и особенности / В. И. Маевский // Экономист. 2000. — № 1. — С. 26−33.
  79. С.А. Роль государства в формировании инвестиционного климата в Республике Корея / С. А. Маигов // МЭиМО. 2000. — № 6. — С. 11−15.
  80. И.Н. Плюсы и минусы Южнокорейской экономики: что сильнее? / И. Н. Машков // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1999.-№ 1.-С. 61−75.
  81. П.А. Тихоокеанская Россия: вызовы и возможности экономической кооперации с Северо-Восточной Азией / П. А. Минакир // Пространственная экономика. 2005. — № 4. — С. 5−20.
  82. Некоторые аспекты законодательного регулирования российско-корейских отношений / Отв. ред. И. А. Толстокулаков. // Вестник Центра корееведче-ских исследований ДВГУ. 2002. — № 1. — С. 37.
  83. О ближайших перспективах южнокорейской экономики // БИКИ. — 2003. — № 39.-С. 1−4.
  84. О позиции России на рынке республики Корея // БИКИ. 2006. — № 126. — С. 2−3.
  85. Политика РФ на корейском направлении: проблемы и перспективы // МЭи-МО.-2001.-№ 11.-С. 121−124.
  86. Предполагаемый южнокорейский демпинг // БИКИ. 2004. — № 42 — С. 9.
  87. Развитие интеграционных процессов в АТР: роль и приоритеты Южной Кореи // МЭиМО. 2002. — № 6. — С. 55−63.
  88. И.А. Стратегические приоритеты азиатско-тихоокеанской политики РФ / И. А. Романов // Вестник Московского университета. — 2002. № 2. — С. 36.
  89. Российское Корееведение // Альманах. 2001. — С. 32−45.
  90. Российско-корейское сотрудничество // Коринф. 2005. — № 20. — С. 20−22. •
  91. Россия и две Кореи — проблемы и перспективы // МЭиМО. — 2005. № 6. — С. 64−70.
  92. C.B. Трехсторонние экономические связи России, Северной и Южной Кореи как важный компонент международного сотрудничества в СВА / C.B. Севастьянов // KopycForum. 2006. — № 1. — С. 18.
  93. Т. Россия и Корея: отношения и оценки / Т. Симбирцева // Проблемы дальнего Востока. 2001. — № 4. — С. 116−123.
  94. А.И. Современное состояние внешнеэкономических связей Красноярского края / А. И. Смирнов, Д. Е. Кацик // Региональные проблемы. -2006. — № 1.-С. 106−123.
  95. Современное состояние экономики Республики Корея и ее торгово-экономическое сотрудничество с Россией // Внешнеэкономический бюллетень 1999. — № 8 — С. 18−23.
  96. С.С. Экономическое сотрудничество России с Южной и Северной Кореей и интеграция в Северо-Восточной Азии / С. С. Суслина // Внешнеэкономические связи России. 2007. — № 2. — С. 1−7.
  97. Ю. Сеул и Москва большие возможности, отличные перспективы / Ю. Тавровский // Дипломат. 2003. — № 4. — С. 4−10.
  98. Тенденции развития внешней торговли Республики Корея // БИКИ. -2002. № 109. — 24 сентября. — С. 1−4.
  99. Г. Новый старый партнер на Дальнем Востоке / Г. Толорая // Проблемы Дальнего Востока. 2005. — № 5. — С. 12−13.
  100. И.А. Основные векторы российской политики на Корейском полуострове / И. А. Толстокулаков // Россия и АТР. 2006. — № 3. — С. 91.
  101. Торгово-экономическое сотрудничество России и Республики Корея // МЭиМО. 2005. — № 11.-С. 52−55.
  102. Н. Ключевое место стратегии в управлении фирмой / Н. Тулен-ков // Проблемы теории и практики менеджмента. 2005. — № 4. — С. 104 109.
  103. Хан Д. С. Экономическое сотрудничество будет расширяться / Д. С. Хан // Коринф. 2006. — № 30. — С. 3−4.
  104. Л.Г. Государственное регулирование импорта в Республике Корея / Л. Г. Ходов // Внешняя торговля. 2004. — № 5. — С. 35−37.
  105. Цой Х.Ю. Торгово-экономическое сотрудничество России и Республики Корея/Х.Ю. Цой//МЭиМО. -2001. -№ 11.-С. 52−55.
  106. Ю.А. Российский газ на корейском рынке / Ю. А. Шпаков // Московские новости. — 2003. № 16. — С. 3.
  107. Е. Сеул не станет сворачивать межкорейские проекты / Е. Штефан // Сеульский вестник. 2006. — № 10. — С. 13−15.
  108. Экономика и торговая политика партнеров России // Коринф. — 2002. — № З.-С. 22−23.
  109. Экономическое развитие Республики Корея и возможности российско-корейского экономического сотрудничества // Коринф. 2005. — № 30. — С. 5−9.
  110. Экономические связи Южной Кореи со странами АТР // Экономика и управление в зарубежных странах. 2002. — № 10. — С. 37−47.
  111. Bulichev G., Kulkin D. Russia and South Korea: some facts on the first decade of relations / G. Bulichev, D. Kulkin // Korea Economic Institute of America. — 2002.-№ 1.-P. 9−15.
  112. China and Korea: partners or competitors? // Korea Economic Institute of America. 2004. — Vol. 4, № 9. — P. 76−95.
  113. Dong H. The Korean sunshine policy: its light and shade / H. Dong // Pacific Focus. 2003. — Vol. XVIII, № 1. — P. 175−200.
  114. Dong-Won S. Institutional embedded ness and chaebol restructing in the Korean economy / S. Dong-Won // Pacific Focus. 2007. — Vol. XVII, № 1. — P. 4766.
  115. Kim S. The politics of economic recovery in South Korea / S. Kim // Pacific Focus. 2002. — Vol. XVII, № 1. — P. 29−45.
  116. Korea and Russia: how to grow rich or to remain poor // Pacific Focus. 2002. — Vol. XVII, №i. p. 67−82.
  117. Korean overview // Korea Newsworld. 2003. — № 12. — P.14−17.
  118. Korea’s economy at the beginning of 2005 // Korea Economic Institute of America.-2005.-Vol. 7,№ 1.-P. 104−116.
  119. Kotier P. Marketing Management: Analysis, Planning, Implementation, and Control / P. Kotier. Prentice Hall, 1991. — Seventh Ed. — 475 p.
  120. Kwon W.S. Economic corporation between Korea and Russia after the advent of Putin’s administration /W.S. Kwon // Russian Politics and National Strategies in 21-th Century. Seoul: Ilshinsa, 2001. — P. 58.
  121. Macroeconomic overview of the Korean economy // Korea Insight. — 2004. -№ 2.-P. 132−145.
  122. Moiseev V. Russian policy on the Korean peninsula / V. Moiseev // Korea Economic Institute of America. 2004. — № 3. — P. 19−27.
  123. Porter M. Competitive Strategy / M. Porter. New-York: Free Press, 1980. -350 p.
  124. President Putin’s Korean policy // Korea Economic Institute of America. — 2001.-№ 7.-P. 8−12.
  125. Russia and ROK: in search of cooperation model // Korea Economic Institute of America. 2001. — № 8. — P. 27−31.
  126. Smith G.D., Arnold D.R., Bizzel B.G. Business Strategy and Policy / G.D. Smith, D.R. Arnold, B.G. Bizzel. Boston: Houghton Miffin, 1988. — 250 p.
  127. Toloraya G. Russia and the two Koreas / G. Toloraya // Korea Economic Institute of America. 2002. — № 1. — P. 15−20.
  128. Trade drives Korean economy in 2004 // Korea Economic Institute of America. -2005.-Vol. 7, № 2.-P. 15−31.
  129. Wontack H. Trade and growth: A Korean perspective / H. Wontack. — Seoul: SongBow Korea, 1998. 250 p.1811. Электронный ресурс
  130. Азиатская библиотека. Экономика и Корейские государства Электронный ресурс. Режим доступа: http://asiapacific.narod.ru/analiseapr/russiakoreas/geopoliticskorea.html
  131. Аналитический центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. Внешняя торговля России в 2008 году Электронный ресурс. М., 2009. — Режим доступа: http://cea.gov.ru/izdan/t05vntorg/311 061 6372Z2.pdf
  132. Д. Энергетическая политика России на Корейском полуострове Электронный ресурс. /Д. Верхотуров // Сеульский вестник. — 2006. -№ 103. Режим доступа: http://vestMk.tripod.com/articles/korea-russia-gas.html
  133. Второй Дальневосточный экономический форум. Долгосрочная стратегия развития Сибири и Дальнего Востока: макроэкономические оценки экономического роста Электронный ресурс. — Режим доступа: http://wvAV.dvforum.ru/itogPdolg.aspx
  134. Департамент финансов Иркутской области. История кредитных рейтингов Иркутской области Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gfu.ru/dolg/detail.php7IBLOCK ID=30&SECTIQN ID=260&ELEM ENT ID=3695
  135. Корейская культурно-информационная служба Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.infokorea.ru/economiccooperation/text2.php
  136. Корейско-российский журнал «KopycForum» Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.komsfomm.org/kfr.html
  137. Официальный сайт Горбачев-фонд. Презентация доклада «Россия и межкорейские отношения» Электронный ресурс. — Режим доступа: http ://www. gorby.ru/rubrs. asp? rubr id=70
  138. Официальный сайт Министерства Иностранных дел РФ. Экономическая Дипломатия Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.mid.ru/bul newsite. nsf/kartaflat/05
  139. Официальный сайт МЭР РФ. Экономика. Внешнеэкономическая деятельность Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/welcome/econo my/foreigntrade/notariffreguldirection/
  140. Официальный сайт «Россия-Экспорт-Импорт». Экономика и статистика. Внешняя торговля Электронный ресурс. Режим доступа: http://mw.msimpex.ru/indexl.htm?varurl:=Content/Services/index.htm
  141. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Россия в цифрах. Внешнеэкономическая деятельность Электронный ресурс. — Режим доступа: http://VAw.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7 0 PJ. sIl 0 375/ th/J 0 69/ s.7
  142. О А/7 О 2У5/ s.7 О А/7 0 375
  143. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. Статистика внешней торговли Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. customs .ru/ш/stats/arhiv-stats-new/
  144. Первый Тихоокеанский конгресс Электронный ресурс. Материалы Первого Тихоокеанского Конгресса. Владивосток, 2003.- Режим доступа: http://wvw.vlc.ru/congress/ru/infomiation/index.htm
  145. Развитие приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке Электронный ресурс. — Режим доступа: http ://www. dvcongress .ru/doklad/sotrudni chestvo. pdf
  146. Торговый Отдел (КОТРА) Генерального Консульства Республики Корея во Владивостоке. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.kotra. vl.ru/partner.htm
  147. Экономическая экспертная группа «EEG». Аналитика и консалтинг по экономике и финансам. Основные экономические показатели. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eeg.ru/pages/22
  148. РБК.Исследования Рынков. Электронный ресурс. Режим доступа: http://research.rbc.ru
  149. Korea Customs Service. Information Plaza. Korea Customs Tariff Database Электронный ресурс. Режим доступа: http://english.custoins.go.kr/kcsweb/user.tdf
  150. Korea EXIMBANK. FDI Information. Foreign Investment Statistics Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.koreaexim.go.kr/en/fdi/m02/s01 Ol .jsp
  151. Korea: macroeconomic reports and data Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/26/53/18 761 211 .htm
  152. Korea National Statistical Office (KNSO). Statistical surveys. Economy Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nso.go.ki-/eng2006/e01 OOOO/eOlb OOOO/eOlba OOOO/eOlba 0000 .html
  153. Korea Statistical Information Service (KOSIS). External trade, Foreign Exchange, Balance of Payment Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kosis.kr/eng/index.htm
  154. KOTIS (Korea Trading Information System). Korea Trade Statistics Электронный ресурс. Режим доступа: http://global.kita.net/
  155. Ministry of Finance and Economy Republic of Korea. Statistics. Economic Indicators Электронный ресурс. Режим доступа: http://english.mofe.go.kr/statistics/index.html
  156. Ministry of Foreign Affairs and Trade Republic of Korea. Economy and Trade Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mofat.go.kr/me/index.html
  157. The Bank of Korea. Economic Statistics System Электронный ресурс. -Режим доступа: http://ecos.bok.or.kr/
  158. Хронология подписания межправительственных договоров и соглашений• между Россией и Республикой Корея
  159. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Корея о культурном сотрудничестве
  160. Соглашение по вопросам сотрудничества и взаимопомощи в области таможенного контроля
  161. Составлено автором на основе материалов справочно-правовой системы «Консультант Плюс. Версия Проф.»
  162. Стратегии, программы, концепции развития ВЭД в субъектах РФ
  163. Субъект РФ Дата и номер принятия документа Название документа
  164. Центральный федеральный округ
  165. Владимирская область Постановление главы администрации Владимирской области от 25.03.1998 № 175 Концепция долгосрочной программы развития ВЭД Владимирской области до 2005 г.
  166. Закон Владимирской области от 04.10.2001 № 78-оз Областная целевая программа развития экспортной базы и инфраструктуры ВЭД Владимирской области на 2001−2005 гг.
  167. Постановление Главы Администрации Владимирской области от 25.11.2005 № 671 Концепция развития ВЭД Владимирской области на 2006−2010 гг.
  168. Брянская область Постановление Администрации Брянской области от 02.04.1999 № 162 Концепция развития ВЭД Брянской области на 1999−2005 гг.
  169. Ивановская область Постановление Правительства Ивановской области от 04.07.2001 № 61-п Концепция развития ВЭД Ивановской области на период до 2003 г.
  170. Тульская область Постановление губернатора Тульской области от 23.08.1996 № 521 План мероприятий по реализации концепции развития ВЭД Тульской области на 1996−1997 гг.
  171. Северо-Западный федеральный округ
  172. Республика Коми Указ главы Республики Коми от 28.08.1995 № 323 Концепция ВЭД Республики Коми
  173. Ленинградская область Распоряжение губернатора Ленинградской области от 27.12.2002 № 744-рг Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004−2006 гг.1. Южный федеральный округ
  174. Республика Адыгея Постановление Кабинета Министров — Правительства Республики Адыгея от 21.11.1994 № 417 Концепция ВЭД Республики Адыгея
  175. Ростовская область Постановление Главы Администрации Ростовской области от 29.05.1998 № 203 Основные положения региональной государственной политики развития ВЭД Ростовской области на период до 2001 г.
  176. Ставропольский край Распоряжение Правительства Ставропольского края от 26.05.2003 № 156-рп Концепция развития ВЭД Ставропольского края на период до 2006 г.
  177. Приволжский федеральный округ
  178. Пензенская область Постановление Правительства Пензенской области от 20.08.2001 № 314-пП Программа развития ВЭД и экспортного потенциала Пензенской области на 20 012 005 гг.
  179. Пермская область Постановление Губернатора Пермской области от 31.12.1997 № 470 Программа поддержки и стимулирования экспорта предприятий Пермской области
  180. Чувашская Республика Постановление кабинета министров Чувашской республики от 30.06.1995 № 184 Концепция развития ВЭД в Чувашской Республике на 1995−1997 гг.
  181. Удмуртская Республика Постановление Правительства Удмуртской области от 13.11.1997 № 999 Программа развития ВЭД Правительства Удмуртской Республики в 1998—2000 гг. и на период до 2005 г.
  182. Постановление Правительства Удмуртской области от 14.03.1997 № 272 Концепция развития ВЭД Удмуртской области
  183. Республика Мордовия Постановление Правительства Республики Мордовия от 25.06.1996 № 327 Программа развития ВЭС Республики Мордовия на 1996−1997 гг.
  184. Субъект РФ Дата и номер принятия документа Название документа
  185. Постановление Правительства Республики Мордовия от 03.04.2001 № 139 Программа развития ВЭД Республики Мордовия на период до 2010 г.
  186. Республика Башкортостан Указ Президента Республики Башкортостан от 04.03.1996 №УП-130 Концепция ВЭД Республики Башкортостан
  187. Республика Татарстан Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.1993 № 759 Стратегия ВЭД Республики Татарстан и механизм ее реализации (вместе с «Концепцией ВЭД Республики Татарстан на период до 2000 г. и механизм ее реализации»)
  188. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.08.2000 № 560 Программа стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 г.
  189. Уральский федеральный округ
  190. Курганская область Постановление Администрации Курганской области от 12.05.1997 № 307 Концепция развития ВЭД Курганской области на 1997−2000 гг.
  191. Свердловская область Постановление Правительства Свердловской области от 16.04.1996 № 299-п Концепция развития ВЭД Свердловской области на период до 2005 г.
  192. Сибирский федеральный округ
  193. Республика Бурятия Постановление Правительства Республики Бурятия от 29.03.1996 № 89 Программа развития ВЭД и международного сотрудничества Республики Бурятия на 1996−2000 гг.
  194. Кемеровская область Постановление администрации Кемеровской области от 22.11.1999 № 109 Концепция ВЭД Кемеровской области
  195. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.10.2006 N1123-р Концепция развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области
  196. Новосибирская область Постановление главы администрации Новосибирской области от 25.12.2004 № 757 Концепция развития ВЭД Новосибирской области на период до 2007 г.
  197. Омская область Постановление Главы Администрации Омской области от21.03.1994 № 125-р Программа развития ВЭС Омской области на 1994 г.
  198. Постановление Главы Администрации Омской области от 26.01.2000 № 29-П Концепция развития ВЭС Омской области до 2005 г.
  199. Дальневосточный федеральный округ
  200. Амурская область Постановление Главы Администрации Амурской области от 06.05.1996 № 254 Концепция развития ВЭД Амурской области на 1996 г. и перспективу и программа развития ВЭД на 1996 г.
  201. Сахалинская область Постановление Губернатора Сахалинской области от 04.04.1996 № 185 Программа развития долговременных связей Сахалинской области со странами АТР
  202. Хабаровский край Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 10.02.2000 № 42 Основные направления развития экспорта и экспортных баз Хабаровского края на 20 002 005 гг.
  203. Постановление Правительства Хабаровского края от 04.08.2006 № 124-пр Направления внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края на 2006−2010 гг.
  204. Составлено автором на основе материалов справочно-правовой системы «Консультант Плюс. Версия Проф.»
Заполнить форму текущей работой