Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цицерон как историк философии и теоретик культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В более общем плане сложное и даже противоречивое отношение Цицерона к греческой культуре рассматривалось в работах многих исследователей. В частности, можно отметить статью Нахова «Цицерон и греческая культура», в которой проводится мысль о самостоятельности и оригинальности римского мыслителя. О создании Цицероном целостной и оригинальной эстетической системы неоднократно писали такие авторы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Цицерон и античная доксография
  • Вводные замечания
    • 1. Доксографический характер сочинений Цицерона
      • 1. 1. Историко-философские трактаты Цицерона
      • 1. 2. Развитие доксографии от Аристотеля до Цицерона
    • 2. Истоки мировоззрения и творчества Цицерона
      • 2. 1. Письменные источники и живые учителя
      • 2. 2. Анализ и критика римской и эллинистической историографии
    • 3. Соотношение философии и красноречия в творческом наследии Цицерона
      • 3. 1. Взаимное влияние философии и риторики в Греции и Риме с V по I вв. до н. э
      • 3. 2. Цицерон как историк и учитель философского красноречия
    • 4. Цицерон о сущности и истоках эллинистической и римской философии
  • Вместо заключения
  • Глава II. Цицерон о смехе и понятии смешного
    • 1. Смех и ораторское искусство
    • 2. «Теория смеха»: пять общих вопросов
    • 3. Цицерон о родах смешного
    • 4. Эстетический характер концепций смешного у Аристотеля и Цицерона
  • Глава III. Вопросы философии религии в произведениях
  • Цицерона
  • Вводные замечания
    • 1. Цицерон об истоках и характере римской религии
    • 2. Вопрос о судьбе и проблема истинности высказываний о будущем
    • 3. Трактаты Цицерона «О дивинации» и «О природе богов»

Цицерон как историк философии и теоретик культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всякое философское произведение не только заключает в себе осмысление бытия человека и его отношения к окружающей действительности, но и выражает личность самого философа, его переживания, его собственный взгляд на мир. Поскольку переживания у разных философов различны, естественно, что в философии формулируется множество пониманий этого мира, систем поведения человека в нем, восприятий самого человека, его природы и предназначения. Так что результаты философствования тесно связаны с индивидуальностью, с личностью творца. Как отмечал В. И. Вернадский, философия является попыткой из личности познать сущее. «Произведения великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей важности и поучения, но они не могут быть общеобязательны. Они отражают: 1) прежде всего личность в ее глубочайших размышлениях о мире- 2) индивидуальное понимание реальности.» 1.

На этом своеобразии философского знания основывается феномен личностного восприятия читателем философских произведений: резкое неприятие одних и непреодолимое влечение к другим. Эта черта, в частности, роднит философское творчество с художественным, позволяет усматривать сходство между философией и искусством. Русский философ Н. Я. Грот писал: «Философские системы, как все творения художников и поэтов, всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца.», что в целом отличает их от научных теорий.2.

1 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. Кн.2.М., 1977, с. 73.

2 Грот Н. Я. Философия как ветвь искусства.// Начала. 1993, N3, с.16−11.

Одним из следствий данного положения может оказаться следующий тезис: знание истории философии, изучение трудов философов прошлого есть необходимая предпосылка современного философского познания. Без знания произведений мыслителей ушедших веков практически невозможна полноценная деятельность философа в современном мире. Ведь так же, как нас окружают и сопровождают в ф жизни творения великих художников, поэтов и музыкантов, философ и историк философии постоянно общается с произведениями мыслителей прошлого, и некоторые из них становятся ему особенно близки. И дело здесь не только в личностном, эмоциональном моменте восприятия, но и в актуальности проблематики этих произведений для современности.

В течении того длительного периода, что существует философия, у нее появлялись разного рода почитатели. Для одних она оказывалась неким утешением, своеобразной нишей, в которой можно укрыться от суетности этого мира. Там, среди вечных и неизменных истин можно было наслаждаться чистым интеллектуальным созерцанием. Другие отвергали подобное понимание философии, видя в ней некое орудие, с помощью которого можно изменить мир. Подобный «утилитарный» подход имеет сравнительно недавнее происхождение. Известно, что для древних греков философия была стремлением к знанию, к мудрости, не зависимым от соображений полезности.

Возможно, эти две ориентации — на созерцание и на практику, эти два мировоззрения, сменяли друг друга в истории культуры. За спокойными периодами, когда ценилась мысль сама по себе и искусство существовало ради искусства, следовали периоды бурной деятельности, когда на первый план выдвигались не творческие, а деловые люди, и дело уже существовало ради дела.

Эти соображения приходят на ум при сравнении древнегреческой и древнеримской культур. Греки были влюблены в «истину» и «красоту», римляне же, отдавая дань уважения этим ценностям, были захвачены делом создания великого государства, упрочения его славы и сохранения его ценностей. И те, и другие создали свою философию, каждая из которых имеет свои особенности. В задачи данной работы вовсе не входит определение и анализ этих особенностей. В ней рассматривается именно личность конкретного мыслителя, в общем контексте античной философии.

Несомненно, что фигура Марка Туллия Цицерона представляет определенный интерес для историка философии. Прежде всего, его считают одним из родоначальников древнеримской философии, который в своих многочисленных произведениях определил ее характерные черты. Более того, будучи большим почитателем греческой философии, он немало потрудился для того, чтобы познакомить с ее основными положениями других людей. Поэтому, целью данного исследования является выяснение вклада Цицерона в развитие философской мысли античности, а именно: каким образом и какими методами он передавал содержание греческой философии своим современникам. Кроме того, для историко-философского исследования остается актуальной задача анализа «собственной философии» Цицерона.

Дело в том, что для исследований философии Цицерона последних десятилетий характерна тенденция подчеркивать самостоятельную ценность его философских сочинений. Такая ценность достаточно долго отрицалась в период так называемого Quellenforschung, когда труды Цицерона рассматривались исключительно как источник по истории греческой философии, помогающий восстановить не дошедшие до нас сочинения греческих мыслителей, главным образом эпохи эллинизма.

Многие историки философии видели в произведениях Цицерона лишь материал для изучения греческой философии периода Средней Стой. На то у них были определенные основания. Действительно, труды римского мыслителя представляют собой ценный, а порой и единственный источник по истории древней философии. Показать это — одна из задач данной работы.

Направление Quellenforschung было подвергнуто критике в работах Буаянсе и других ученых. В своих посвященных Цицерону работах эти авторы стремились подчеркнуть независимость и самостоятельность мысли римского оратора и философа. Произведения Цицерона оригинальны и ценны сами по себе. Поэтому, например, Буаянсе настаивал на необходимости изучать развитие цицероновской мысли и его взгляды по различным философским вопросам, а не взгляды его учителейгреческих философов.1.

В более общем плане сложное и даже противоречивое отношение Цицерона к греческой культуре рассматривалось в работах многих исследователей. В частности, можно отметить статью Нахова «Цицерон и греческая культура», в которой проводится мысль о самостоятельности и оригинальности римского мыслителя. О создании Цицероном целостной и оригинальной эстетической системы неоднократно писали такие авторы о как Г. С. Кнабе и А. Ф. Лосев. В трудах А. Ф. Лосева выражено глубокое осмысление эстетики Цицерона. В разделах «Истории античной эстетики», посвященных Цицерону, автор рассматривает Цицерона как теоретика риторической науки и как философа, сформулировавшего теоретические принципы эстетики. А. Ф. Лосев показывает принципиальную новизну ряда эстетических положений Цицерона, приходя к выводу, что его эстетика.

1 См. Boyance Р. Les preuves stoiciennes de l’existence des dieux d’arpes Ciceron. Paris, 1962.

2 См. также Trouard M.A. Cicero’s attitude towards the Greeks. Chicago, 1942.

3 См., например, Кнабе Г. С. Цицерон. Античная классика и рождение классицизма. // Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994, с. 7−51. была новым этапом в развитии философской мысли раннего эллинизма. По словам А. Ф. Лосева, «для истории античной философской мысли творчество Цицерона было символом одного из самых колоссальных обобщений, без которого трудно мыслить античную эстетику в целом.» 1.

Что касается данной диссертации, важную роль при ее подготовке сыграли также труды ныне работающих русских философов, особенно Г. Г. Майорова, посвященные различным сторонам многообразной деятельности Цицерона (в частности, «Цицерон как философ», «Цицерон и античная философия религии» и др.), а также книга В. Т. Звиревича «Цицерон: философ и историк философии», диссертация Т. К. Фоминой и др. Из работ зарубежных авторов, посвященных проблемам философии Цицерона, которые активно использовались в диссертации, следует назвать книги К. Бюхнера, В. Зюсса и Х.Ханта. В частности, книга HuntH.A.K. The humanism of Cicero представляет собой попытку показать весь цикл философских работ Цицерона как единую, цельную, продуманную систему философского образования римлянина. Эти авторы привлекают внимание своей широкой эрудицией и оригинальным отношением к подбору материала.

О Цицероне уже написано множество книг и монографий, статей и диссертаций. Многие ученые пытались определить, какое влияние оказало его творчество на мыслителей последующих веков и оценить его вклад в историю человеческих идей. В данной работе мы ограничиваемся исследованием того, что представляет собой «философская личность» Цицерона в контексте античного образа мышления. Во многом именно благодаря Цицерону у нас сложился определенный образ классической древности и мы знаем об античности гораздо больше, чем могли бы знать.

1 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1976, с. 487.

В данной работе, состоящей из трех глав, рассматривается несколько тем, которые достаточно актуальны в историко-философском плане, в частности, потому, что они менее всего разработаны в литературе, посвященной изучению творческого наследия Цицерона. В первой главе описана методика, которой Цицерон пользовался в своих трудах для систематизации и изложения историко-философского материала. Анализ некоторых его произведений, представляющих собой ценный источник сведений об античных мыслителях, их идеях и концепциях, позволяет сделать вывод о том, что Цицерон отдавал предпочтение «доксографическому» методу. Несомненно, что такой выбор был обусловлен прежде всего его собственной философской позицией. В связи с этим в задачи данной работы входит: показать, насколько тесно переплетаются в творчестве Цицерона философские и историко-философские аспекты, а также выяснить, какое место занимают его труды в античной доксографической традиции. Поэтому в первой главе рассматривается также форма взаимосвязи философии и красноречия в системе его мировоззрения. Будучи оратором и философом, он полагал, что истинный философ должен выражать свои идеи правильно и красиво, а речи оратора легковесны, а иногда даже опасны, если не подкрепляются философской эрудицией. В контексте своего времени Цицерон был крупным историком и учителем красноречия, а данная его мысль весьма актуальна и в наши дни.

Мало кто из исследователей творчества Цицерона уделял серьезное внимание тому, что этот выдающийся римлянин был не только великолепным оратором или интересным философом, но и очень остроумным человеком, который мог не только легко рассмешить других, но и теоретически обосновал, почему и как это следует делать. Эта сторона деятельности Цицерона и составляет основной предмет второй главы, назначение которой — показать, что Цицерон был одним из античных авторов, трактовавших смех, комическое, смешное и его разновидности как важные философские и эстетические категории, причем он внес свой оригинальный вклад в анализ этих категорий.

В третьей главе рассматриваются некоторые сочинения Цицерона, в которых он касается вопросов религии. При этом показано, что в его трудах уделялось внимание не только мифологическим и религиозным системам греков и римлян, но и других античных народов, в частности, этрусков — одного из самых загадочных народов древности. Кроме того, анализ отдельных произведений Цицерона позволяет считать его достаточно компетентным автором в области философии религии. В свое время он был участником дискуссий по фундаментальным вопросам, традиционно со времен античности относимым к философско-религиозной тематике. К подобным вопросам, в частности, принадлежит вопрос о соотношении веры в традиционные религиозные установления и критически настроенного разума, склонного давать религиозным верованиям собственные интерпретации. Некоторые трактаты Цицерона представляют собой опыт систематизации взглядов различных философов античности относительно природы богов, их отношений с миром и человеком, веры в провидение и возможности предсказания будущего. Кроме того, в них подвергаются критике разного рода религиозные предрассудки и суеверия, что лишний раз доказывает широту философского мировоззрения Цицерона.

Здесь же частично затронут вопрос о влиянии Цицерона на представителей раннехристианской философии. Теоретики раннего христианства часто использовали его трактаты, адаптируя их для своих целей. Многие из них в ряде вопросов из области философии и религии придерживались позиции и тона Цицерона.

В историко-философской перспективе те вопросы, которые обсуждаются на страницах его произведений — о том, что человек должен знать, во что верить, как строить свои отношения с другими людьми, с государством, с богами и собственной судьбой — остаются актуальными всегда. В современном мире значимость философской личности Цицерона заключается, прежде всего, в том, что ему удалось показать пример того, как противоречия между различными сторонами философского знания можно не доводить до конфликтов, а объединять в некую гармоническую систему. Одним из компонентов такой системы является разработанное Цицероном и введенное им в философский обиход понятие «гуманизм», которое, в частности, связывает между собой целый ряд эпох: античность, период Возрождения, век просвещения и современность. Анализ трактовки этого понятия в античном Риме времен Цицерона и характерных черт гуманизма самого Цицерона занимает в данной работе место заключения.

1. Цицерон. О высшем благе и крайнем зле. Казань, 1889.

2. Цицерон. Речи. Т. 1−2. М., 1962.

3. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

4. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

5. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.

6. Цицерон. Диалоги. М., 1994.

7. Цицерон. Письма в 3-х томах. М., 1994.

8. Цицерон. Эстетика: Трактаты, Речи, Письма. М., 1994.

9. Марк Туллий Цицерон. Полное собрание речей в русском переводе под редакцией Ф. Зелинского, т.1, Спб. 1901.

10. М. Т. Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975.

11. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М, 2000.

12. Аветисьян А. А. Античные философы. Свидетельства, фрагменты, тексты. Киев, 1955.

13. Авл Геллий. Аттические ночи. // Памятники поздней античной научно-художественной литературы. II—V вв. М., 1964.

14. Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

15. Античные риторики. М., 1978.

16. Антология мировой философии. Т. 1. М., 1969.

17. Арзаканян Ц. Г. К вопросу о становлении истории философии как науки. //Вопросы философииN6, 1962, стр. 96−108.

18. Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978.

19. Аристотель. Сочинения. Т. 1−4, М., 1976;1984.

20. Баумгартен Ф. и др. Эллинистически-римская культура. Спб. 1914.

21. Браш М. Классики философии. Т. 1, Спб., 1895.

22. Буассье Г. Цицерон и его друзья. Спб. 1914.

23. Буассье Г. Оппозиция при цезарях. Спб., 1993.

24. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. М., 1995.

25. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. // Научная мысль как планетное явление. Книга вторая. М., 1977.

26. Гаспаров М. П. Цицерон и античная риторика. // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

27. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4. М., 1959.

28. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. М., 1969.

29. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1970.

30. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. М., 1995.

31. Головня В. В. История античного театра. М., 1972.

32. ГримальП. Цицерон. М., 1991.

33. Грот Н. Я. Философия как ветвь искусства. // Начала, N3, М., 1993.

34. Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

35. Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврелия. Москва-Харьков, 1999.

36. Ельницкий Л. А. Соцально-политические аспекты «Бронтоскопического календаря» Нигидия Фигула. // ВДИ, N2, 1972.

37. Звиревич В. Т. Цицерон как философ и историк философии. Свердловск, 1988.

38. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. М., 1995.

39. Зелинский Ф. Ф. Цицерон. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, т. 28(75), Спб. 1903.

40. Иванов Г. Взгляд Цицерона на современное ему изучение красноречия в Риме в связи с его собственным образованием. М., 1878.

41. Иванов Г. Ciceronis De finibus bonorum et malorum по лекциям проф. Г. Иванова. Спб. 1905.

42. История греческой литературы в 3-х томах. Том 3. М., 1959.

43. История римской литературы в 2-х томах. Том 1. М., 1959.

44. История эстетического воспитания. T.l. М., 1974.

45. Кагаров Е. Г. Источники и композиции диалога Цицерона De natura deorum.//" Гермес", NN11−12,1912, стр. 309−312, N7,1913, стр. 186−188.

46. Карасев JI. В. Философия смеха. М., 1996.

47. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. Ч. 1−2. Спб., 1834.

48. Кнабе Г. С. Древний Рим история и повседневность. М., 1986.

49. Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1994.

50. Коллинз Л. Цицерон в изложении Лукаса Коллинза. Спб. 1876.

51. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

52. ЛевекП. Эллинистический мир. М., 1989.

53. Ливий Тит. Римская история от основания города. Т.1−3. М., 1989;1993.

54. Лосев А. Ф. Цицерон. // Философская энциклопедия, т.5, 1970.

55. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974.

56. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинзм. М., 1976.

57. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинзм. М., 1978.

58. Лосев А. Ф. Диоген Лаэрций историк античной философии. М., 1981.

59. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1994.

60. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.

61. Лурье С. Д. Демокрит. Л., 1970.

62. Майоров Г. Г. Цицерон и античная философия религии. М., 1985.

63. Майоров Г. Г. Цицерон как философ. // Цицерон. Философские трактаты. М., 1985, стр. 5−59.

64. Маковельский А. О. Досократики. Казань, 1914.

65. Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. М., 1968.

66. Модестов В. И. Лекции по истории римской литературы. Спб., 1888.

67. Нахов И. М. Цицерон и греческая культура. // Цицерон. 2000 лет со времени смерти. Сборник статей. М., 1959.

68. Немировский А. И. У истоков исторической мысли. М., 1959.

69. Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983.

70. Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Воронеж, 1969.

71. Орлов Т. Н. Демосфен и Цицерон: их жизнь и деятельность. Спб. 1901.

72. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II—V вв. М., 1964.

73. Паскаль Б. Письма к провинциалу. Спб., 1898.

74. Плиний Старший. Естественная история, кн. XVII-XVIII. // Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве. М., 1957.

75. Платон. Сочинения. Т. 1−3. М., 1968;1972.

76. Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987.

77. Покровский М. М. Лекции по Цицерону, ч. 2, М., 1914.

78. Поэтика древнеримской литературы. М, 1989.

79. Преображенский П. Ф. В мире античных идей и образов. М., 1965.

80. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991.

81. Соколов П. П. «Octavius» Минуция Феликса и «De natura deorum» Цицерона. Страница из литературной истории диалога. Спб. 1910.

82. Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. Спб. 1902.

83. Тимофеева Н. К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск, 1980.

84. Утченко С. Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики. М., 1952.

85. Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972.

86. Фомина Т. К. Философская терминология Цицерона (на основе трактата «De finibus bonorum et malorum»). M., 1959.

87. Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. M., 1992.

88. Цицерон. Сборник статей. М., 1958.

89. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

90. Черняев П. Н. Философские воззрения Цицерона по De divinatione. // Варшавские университетские исследования, т. 2, 1911.

91. Шестаков В. П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М., 1983.

92. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

93. Штаерман Е. М. От религии общины и мировой религии. // Культура Древнего Рима, т. 1. М., 1985.

94. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

95. Эллинистически-римская культура в изложении Ф. Баумгартера, Ф. Поланда, Р.Вагнера. Спб., 1914.

96. Atkins J.W.H. Literary Criticism in Antiqity. Vol. 1. London, 1952.

97. Bloch R. The Origins of Rome. N.Y. 1960.

98. Bouche-Leclecq A. Histoire de La divination dans L’antiquite. Paris, 18 791 882.

99. Bouche-Leclecq. A. Les Pontities de L’ancienne Rome. Paris, 1874.

100. Boyancee P. Etudes sur La religion romaine. Paris, 1972.

101. Buckley M. Philosophical Method in Cicero. // Journal of the History of Philosophy, vol. 8, N2, 1970.

102. Cicero Marcus Tullius. M. Tullii Ciceronis Scripta quae manserunt omnia. Lipsiae (Leipzig), Teubner, 1863. P. 1−4. 1876.

103. Cicero Marcus Tullius. Marci Tullii Ciceronis Epistolae. Lipsiae (Leipzig), Teubner, 1894.

104. Cicero Marcus Tullius. De inventione. De optimo genere oratorum. Topica. With English translation by H.M.Hubbell. London, 1949.

105. Cicero. De finibus bonorum et malorum Rec. N. Madvigus. Olms, Hildesheim, 1965 (repr. Copenhagen. 1876).

106. Clark B. European Theories of Drama. London, 1960.

107. Clarke M.L. The Roman Mind: Studies in the History of Thought from Cicero to Marcus Aurelius. Cambridge: Harvard University Press, 1960.

108. Coleman R. Cicero De natura deorum, 1.65 and the Stoic criticism of the Atomic Theory. // Mnemosyne, vol. 13, N1, 1960.

109. Davies J.-C. The originality of Cicero’s philosophical works // Latinitas. 1971.30.

110. Fustel de Coulanges N.D. La Cite antique. Paris, 1905.

111. Grimal P. Ciceron: fut-il un philosophe? // Revue des etudes anciennes. 1962. 64. P. 117−126.

112. Grube G. M. A. The Greek and Roman Critics. London, 1965.

113. Hallward B. L. Cicero historicus. // The Cambridge Historical Journal, vol. 3, N3,.

114. Harris B. Cicero as an academic. // University of Auchland Bulletin, N58 1961.

115. Hunt H. The Humanism of Cicero. Melbourne, 1954.

116. Howes J.R. Cicero’s moral philosophy in the De Finibus II Cicero and Virgil: Studies in Honor of H.A.K. Hunt. Amsterdam, 1972. P. 37−59.

117. Kee H. C. Miracle in the Early Christian World. London, 1983.

118. Long A. Hellinistic Philosophy. L., 1974.

119. MacKendrick P. The Philosophical Books of Cicero. L., 1989.

120. Middleton J. H. The remains of ancient Rome. London & Edinburgh, 1892.

121. M. Tullii Ciceronis De finibus bonorum et malorum. Libri quinque. Lipsiae (Leipzig), Teubner, 1900.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой