Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философский аспект информации в науке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Со второй половины XX столетия интенсивность информационных потоков в обществе заметно возросла. Информация стала неотъемлемой составной частью жизни общества, насущной потребностью людей. Под влиянием научно-технического прогресса происходит уплотнение потоков потоков информации о повседневной человеческой деятельности, состоянии различных сфер жизнедеятельности, о событиях во всех… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 2. Научные знания и научная информация
  • Глава 1. Теоретике-методологические основания исследования проблемы
    • 1. 1. Многообразие путей познания информации в современной науке Научно-информационная деятельность, ее основные компоненты и структура
  • Глава 2. Социальная информация и социодиншшка научной информации
    • 2. 1. Социальная информация, ее формы, свойства, функции
    • 2. 2. Специфика движения научной информации в обществе
  • Социально-философский аспект информации в науке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность темы

    исследования. Со второй половины XX столетия интенсивность информационных потоков в обществе заметно возросла. Информация стала неотъемлемой составной частью жизни общества, насущной потребностью людей. Под влиянием научно-технического прогресса происходит уплотнение потоков потоков информации о повседневной человеческой деятельности, состоянии различных сфер жизнедеятельности, о событиях во всех странах и континентах мира. Лавинообразно нарастает поток научной информации. Постоянный рост числа изобретений, научных открытий, расширение областей исследования, дифференциация наук ведет к беспрерывному увеличению объема научных и технических знаний, расширяется объем искусствоведческих и различных других знаний. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии, привели к рьтку вперед в сферах бизнеса, промышленного производства, образования, научных исследований и социальной жизни. Интенсивный обмен информацией между различными компонентами социальной системы, а также между системой и окружающей средой — непременное условие функционирования дееспособного социального управления. Сегодня информация мыслится как важнейшая «субстанция», или среда, питающая исследователей, разработчиков, управляющие органы, которая ими же создается и непрерывно обновляется в виде всевозможных банков данных. Информация превратилась в огромный, новый и неистощимый ресурс человечества. Она, как бы, аккумулирует, перерабатывает и возвращает в классифицированном виде все важнейшие данные, имеющие социальное значение. Замечая эти процессы некоторые исследователи, не без основания, стали говорить об «информационном взрыве», о новом «информационном обществе», в котором предметом труда становится информация, а средством труда информационная технология.

    При всем этом, с необходимостью возникает потребность в социально-философском осмыслении проблемы сущности информации, ее функций и роли в общественном развитии, а также проблемы социальной упорядоченности и организации возрастающих потоков социальной информации, рационального хранения и использования научной информации.

    Актуальность данной темы обуславливается и тем, что в настоящее время отсутствуют единые целостные разработки по социально-философскому анализу проблемы информации. Нет однозначного понимания информации, ощущается потребность в выявлении места и роли проблемы информации во многообразии процессов движения научного знания и раскрытии ее важнейших социальных функций.

    Степень научной разработанности проблемы. Социально-философский аспект информации в науке, в той или иной степени, затрагивался как специалистами в области информатики и кибернетики, так и представителями философии и социологии.

    Существенную роль в выяснении природы информации играет изучение количественного аспекта информации, т. е. прежде всего математических теорий информации. Первая такая теория, созданная К. 3, Шенноном, использовала статистико-вероятностные представления. В теории Шеннона ставилась задача измерения сообщений, сведений, передаваемых по техническим каналам связи. Информация в шенноновской теории понимается, с одной стороны, как снимаемая, уменьшаемая неопределенностьс другой стороны, — информация характеризовала теперь не только аспект человеческого общения, но и коммуникативных явлений в технике и других процессах.

    Попытки философского анализа шенноновской теории в работах отечественных философов (И. А. Акчурин, И. И. Гришкин) привели к выводу, что в самом общем случае понятие информации связано с философскими категориями возможности и действительности. Всюду, где имеют место различные возможности, из которых реализуется, переходит в действительность, приобретает бытие только одна, имеет смысл говорить об информации, которую несет с собой эта реализовавшаяся возможность .

    В работах Н. М. Амосова, Л. В. Баженова, Н. И. Жукова, С. Г. Иванова, В. А. Полушкина выделяются различные виды информации, например, по гносеологическому признаку (объективная и субъективная), по прагматическому (потенциальная и актуальная), по природе: информация в природе (неживой и живой), обществе и технике. Существуют различные классификации информации в области биологической и социальной формы и других форм движения материи.

    Важной проблемой философских вопросов теории информации является определение понятия информации, выявление его содержания и объема.

    В рассмотрении экстенсивной характеристики понятия информации существуют две концепции. Согласно одной из них (Д. И. Дубровский, Н. И. Жуков, А. М. Коршунов и В. В. Мантатов, Д. Н. Меницкий и др.), информация свойственна лишь обществу, живым существам и кибернетическим устройствам, соответственно этому, информация рассматривается как чисто кибернетическая категория. Однако расширение объема понятия информации в данном случае не распространяется на объекты неживой естественной природы.

    Сторонники другой концепции (И. А. Акчурин, Н. М. Амосов, Л. Б. Баженов, В. В. Бирюков, А. Д. Урсул, И. Н. Бродский, В. М. Глушков, Д. А. Щирин, К. Е. МорозоЕ, И. Б. Новик и др.) считают, что информация является свойством не только кибернетических, но и вообще всех материальных систем. И в этом смысле информация присуща и объектам неживой естественной природы.

    В философской литературе не раз обсуждались наиболее общие признаки понятия информация. Было обращено внимание на связь понятия информация с таким всеобщим свойством материи, как отражение (Б. С. Украинцев, И. Б. Новик, В. С. Тюхтин, Н. И. Жуков, Д. И. Юргеленас и др.), а в дальнейшем и с различием, разнообразием (У. Р. Эшби, В. М. Глушков, И. Земан, А. Д. Урсул, К. Е. Морозов, А. Н. Плющ, В. С. Тюхтин и др.).

    Анализ показал, что определение понятия информации в связи с понятием отражения и разнообразия согласуется с многочисленными частными определениями информации. Информация представляется как содержание отражения. Эта трактовка информации идет еще от Н. Винера, который в книге «Кибернетика и общество» дал определение понятия информации как обозначения содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления наших чувств. Развитие этой точки зрения свелось к освобождению определения Н. Винера от понимания информации как чисто общественного явления.

    Авторы, признающие существование информации в неживой естественной природе, делают вывод, что информация, как свойство материи, является существенной стороной содержания отражения (Д. И. Юргеленас).

    Ряд работ ученых Н. М. Амосова, В. М. Глушкова, И. Б. Новика, Т. Д. Павлова посвящен вопросу взаимосвязи мышления и информации. В них идет речь о сравнении информационных возможностей машины и человека, информационном моделировании функций человеческого сознания. Другие авторы (Л. Б. Баженов, Л. Бриллюэн, К. Е. Войшвилло, И. Земан, А. Д. Урсул, Ю. А. Шрейдер и др.) делают попытку исследовать информационный аспект мышления, его форм и законов.

    Серьезное внимание обращено на исследования в области социальной информации, без чего немыслимо решение теоретических и практических проблем научного управления социальными процессами (В. Г. Афанасьев). Важно создать цельную и стройную теорию социальной информации, систему ее количественных оценок, методику и технику расчета оптимальных режимов движения информации для управления социальными объектами. Проблемы социальной информации и социальные проблемы информации привлекли внимание Б. В. Евладова, 0. В. Елчанино-вой, И. А. Федякина и др. Развитие социальных способов хранения, передачи информации в историческом плане, а также связанная с этим проблема формирования вещественных «ячеек» общественной памяти рассматривалась В. П. Свечниковым.

    В монографиях Г. М. ДоброваС. Е. Злочевского, А. В. Козенко, В. В. Косолапова, А. Н. ПоловинчикаЛ. И. Михайлова, А. И. Черного, Д. С. ГиляреЕскогоВ. В Налимова, 3. М. Мульченко и других сделана попытка построения информационной модели развития науки, анализировались такие важнейшие понятия информатики, как «научная информация», «семантическая информация» и «информационная деятельность». Ставятся проблемы классификации и закономерности развития научной информации, темпов ее накопления, связи информатики со статистин и и у ческой, семантической и прагматической теориями информации.

    Внимание исследователей привлекают проблемы связи прогнозирования и научной информации, использование научной информации в информационно-поисковых и информационно-логических системах и т. д.

    Возникает необходимость в дальнейшем исследовании сущности информации, ее роли в организации и оптимизации научно-исследовательской деятельности, а также форм, свойств и функций социальной информации.

    Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют принципы диалектики, системный подход, общенаучные методы исследования, сравнительный анализ, а также отдельные положения, базовые понятия и концепции, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов и исследователей.

    Предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

    Предметом исследования являются информационный аспект современной науки и научно-информационная деятельность в условиях развития современного общества.

    В соответствии с этим диссертант ставит своей целью на основе социально-философского анализа выявить сущность информации и ее роль в развитии науки и в других сферах социальной деятельности. Для осуществления поставленной цели в диссертации предлагается решение следующих задач:

    — исследование в общетеоретическом плане информационного аспекта современной науки;

    — дать сравнительный анализ основных подходов к выявлению сущности информации;

    — установление соотношения понятий научное знание и научная информация;

    — раскрытие сущности информационной деятельности;

    — выявление роли социальной информации в обществе;

    — определение специфики движения научной информации в обществе.

    Научная новизна диссертации заключается в следующем:

    — дан сравнительный анализ основных подходов к проблеме информации в общественных науках и в их отношениях с действительностью;

    — выявлены основные составляющие компоненты научно-информационной деятельности, их назначение, представлена общая структура этой деятельности;

    — раскрыты виды социальной информации, ее свойства и функции в общественной жизни;

    — выявлена специфика движения научной информации в различных сферах жизнедеятельности общества, которая определяется практической или теоретической ценностью, степенью доступности, условиями хранения и выдачи.

    Исходя из указанных пунктов научной новизны, на защиту выносятся следующие тезисы:

    1. В выявлении сущности информации выделились такие подходы, как вероятностный, фактологический, через понятие «отражения», семантическая теория информации, аксиологический — в процессах управления. Существующие подходы оказываются перед двумя возможностями: дать единую интерпретацию информации, что влечет за собой широкую, но по сути мало содержательную концепциюлибо давать более узкую, содержательную, но не охватывающую ряд предметных областей. Широкая концепция информации «работает» везде, но в конкретной науке используется лишь частично. Этот недостаток устраняют узкие концепции информации, давая более богатые и содержательные определения, но сфера применимости их весьма ограничена. Вне своих сфер они не могут быть использованы.

    В целом проблема информации в современной науке такова, что не существует общепризнанная единая концепция информации.

    2. Многозначность и неопределенность понятия информации нашла свое отражение в философских интерпретациях. В поле зрения прежде всего предстала проблема объективности информации. Представители логико-семантического аспекта информации и некоторые другие, понимая информацию как сведения, сообщения о чем-либо, которые передаются с помощью звуковой или письменной речи, или иных знаков от одного человека к другому, полагают информацию свойством, характеристикой только человеческого сознания и общения, явлением субъективным. Отрицается существование информации в неживой природе и в биосистемах. Однако ряд трактовок информации приводит к полаганию объективной информации. Особенно с развитием кибернетики, в которой изучаются процессы связи и управления в технических устройствах и живых организмах. Управление невозможно без информации, значит всякие управленческие процессы могут считаться одновременно и информационными. Поэтому полагаются объективно существующими биологические информационные процессы, в частности генетические информационные процессы. Решение данной проблемы возможно с учетом понимания природы отражения и механизмов кодирования информации.

    3. В развитии науки можно выделить два аспекта: а) приращение нового знанияб) упорядочение, систематизация, передача или трансляция научных знаний от одних ученых к другим, то есть научно-коммуникативный аспект. Эти аспекты позволят провести различие между понятиями «научное знание» и «научная информация». Научные знания представляют собой знания о сущности, свойствах и закономерностях явлений. «Ядром» научных знаний выступают законы, хотя наука включает в себя и ряд других элементов знания, например гипотезы, факты и так далее.

    Научная информация есть такое научное знание, которое включено в научно-коммуникативные процессы. Из этого следует, что научное знание превращается в информацию, когда функционирует лишь в системах социальной коммуникациивне этой же системы оно не является научной информацией.

    4. Научно-информационная деятельность рассматривается как составная часть единой системы социально-организованной деятельности и заключается в сборе, аналитико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в документах научной информации, а также в представлении этой научной информации ученым исследователям в соответствующее время и удобной для них форме. В качестве важнейших компонентов этой деятельности предлагаются такие, как: развитие технических средств хранения и передачи информациисистематизация научных знаний, их классификация, каталогизацияразработка технических средств информационного поиска и выдачи научной информацииобеспечение развития и устойчивости современной науки как информационной системыразвитие опережающего отражения, то есть обеспечение всех потенциальных информационных потребностей лаконичной и квалифицированной информацией о новых знаниях, опыте и прогнозах в различных сферах человеческой деятельности.

    5. Получаемая и используемая людьми информация в различных сферах деятельности является социальной по своей природе, Социальная информация заключает в себе сведения о социальных процессах и составляющих социальных компонентов.

    Социальная информация обладает рядом свойств, что позволяет выделить такие основные параметры социальной информации, как актуальность, достоверность, степень полноты (недостаточность, избыточность), интенсивность или количество (в битах, байтах), оптимальность (наивыгоднейшее значение протекания определенного информационного процесса), доступность и некоторые другие.

    6. Выделяются различные виды социальной информации. Предлагаются следующие основания различения социальной информации: по сферам жизнедеятельности и формам общественного сознания — производственная, торговая, банковская, финансовая, политическая, правовая, научно-техническая, театральная, спортивная и другаяпо степени потребности — долговременная, текущаяпо значимости — существенная, несущественнаяпо выполняемым функциям — коммуникативная, научно-познавательная, ориентационно-приспособительная, контрольно-управляющая. Каждый выделенный вид социальной информации различается по подвидам. Например, управленческая информация может быть представлена такими составляющими информации, как исходная, организационная, регулирующая, осведомляющая, учетно-контрольная и другие.

    Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические выводы позволяют выявить новое понимание проблемы информации в современной науке и ее тесной связи с социальной практикой. Они могут использоваться в преподавании отдельных тем философии, социологии и политологии в высших учебных заведениях.

    Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в их публикациях общим объемом 1,4 п. л. Отдельные положения и выводы исследования докладывались на российской региональной межвузовской научной конференции «Истоки русской духовной культуры» (г. Ставрополь, 1996 г.), а также на XXII научно-технической конференции (г. Ставрополь, СтГТУ, 1997 г.) и ряде других научно-технических конференциях СтГТУ, методологических семинарах кафедры философии СтГТУ.

    Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов и заключения. В конце работы помещены примечания и список использованной литературы, включающий 156 наименований. Общий объем работы -/57 страниц.

    ЗДКЛтЕНИЕ.

    Проблема информации занимает видное место среди важнейших проблем, поставленных современной наукой. Проблематичность познания информации объясняется в значительной степени тем, что появились и развиваются представления, не укладывающиеся в привычную, обыденную концепцию информации как сведений, предаваемых людьми.

    Запросы современного социального познания и отсутствие единой целостной социально-философской разработки по проблемам информации, ее места и роли в общественном развитии, требуют соответствующей методологии исследования и теоретического обобщения,.

    В силу этого в данном исследовании проведено социально-философское обобщение существующих представлений о природе и сущности информации, научной информации, социальной информации.

    Сложности и трудности познания информации подчеркиваются в связи с тем, что делается акцент на проблемности знаний об информации, на важнейших в философском отношении дискуссионных моментах. В области познания природы информации, как следует из вышеуказанного, получены важные как в специально научном, так и в философском аспектах результаты. В методологическом отношении один из наиболее интересных и новых выводов касается общенаучного характера проблемы информации, информационного подхода. Общенаучность понятия информации отмечают многие исследователи проблемы информации. В наше время оно вышло за пределы конкретных областей знания и стало общенаучным.

    Со стороны философов, широкое проникновение понятия ин формации в самые различные науки, вызвало различную реакцию. С одной стороны, появились концепции, считающие информацию в силу ее общенаучного характера философской категорией. Это заключение основывалось на весьма распространенном мнении, что философская категория — это наиболее общие понятия, которые применяются в любой науке, С другой стороны понятие информации, так считает ряд авторов, необходимо ограничить сферой биологической и социальной формой движения, Точка зрения, представляющая информацию одной из категорий такой частной науки, как кибернетика, является наиболее известной, Информация — это не философское, а кибернетическое понятие, подобно рефлексу, который является понятием физиологии и информация в отличии от отражения вообще возникает на определенном уровне организации материи.

    Почти все авторы, придерживающиеся, как правило, точки зрения о возникновении информации на уровне жизни, приходят к признанию информации категорией частной науки. В то же время те ученные, которые подмечают узость чисто частнонауч-ного истолкования понятия информации, склоняются больше к признанию за ним философского статуса. Было бы неправильно суживать это понятие до его кибернетического объема, так как оно по существу употребляется в разговорной речи и в научном.

    — 1 тз языке как широкая философская категория.

    Сторонников кибернетической трактовки информации в свою очередь не устраивает философский статус, приписываемый информации их оппонентами. Признание информации частнонауч-ной категорией преследует цель избежать опасности возведения этого понятия в ранг философских категорий. При этом считается по-прежнему, что философские понятия имеют всеобщий характер, отображаемые ими процессы обнаруживаются во всех без исключения сферах материальной и духовной действительности.

    Существует и ряд других мнений, которые можно было бы привести, как сторонников узрю кибернетического истолкования информации, так и ученых, считающих что понятие информации уже приобрело философский статус. Это определяет вывод, что традиционное разделение на две категории, а именно, на философские и специально научные, определило в существенной степени и «стиль» мышления: разложить все понятия по уже существующим двум «полочкам» по правилам двухзначной логики. Однако этот способ мышления оказывается односторонним. Нельзя согласиться ни с признанием информации какой-то уже ставшей философской категорией, ни с категорическим утверждением ее специального научного статуса.

    Первая концепция, хотя и правильно подмечает общенаучный характер информации, считает общенаучность спецификой философии, поэтому согласиться с ней нельзя. Одна научность между тем отнюдь не составляет специфики философского знания, а отождествление общенаучного с философским во многих случаях оказывается некорректным. Разногласия со второй точкой зрения еще более серьезные: она присоединяет к недостаткам первой концепции неадекватное отражение развития понятия информации в современной науке. Неоднократно и обоснованно общенаучный характер понятия информации подчеркивают крупнейшие специалисты, являющиеся представителями естественных, общественных и технических наук.

    Исследования, проведенные в данной работе позволили сделать ряд выводов, имеющих общетеоретическое и практическое значение. Они составляют новизну диссертации. С общефилософский позиций «информация» предстает как общенаучное понятие и поэтому в определении важно зафиксировать сущность процесса информации, а сущность эта заключена в том, что информация связана всегда с передачей сведений. Информацияэто прежде всего сведения о чем-либо или о ком-либо.

    С целью основательного различения рассматриваемых понятий «научное знание» и «научая информация» следует использовать тот факт, что развитие науки связано не только с приращением нового знания, хотя в целом научная деятельность ориентирована на это. Не менее важное значение имеет и то, что полученные знания надо упорядочивать, систематизировать и передавать, транслировать в приемлемых формах от одних ученых к другим. Данный аспект можно назвать научно-коммуникативным.

    С учетом данного аспекта, можно сказать, что научная информация есть такое научное знание, которое включено в научно-коммуникативные процессы. Из этого следует, что научное знание превращается в научную информацию, когда функционирует в системах социальной коммуникациивне этой системы оно не является научной информацией.

    Выявлены особенности научно-информационной деятельности как составной части единой системы социально-организованной деятельности. В качестве важнейших компонентов в структуре научно-информационной деятельности выделяются: а) развитие технических средств хранения и передачи информациив условиях современного научно-технического прогресса этот вид деятельности формируется в целую отрасльб) систематизация научных знаний, их классификация, каталогизацияв) разработка технических средств информационного поиска и выдачи научной информацииг) обеспечение развития и устойчивости современной науки как информационной системыразвитие опережающего отражения, то есть обеспечение всех потенциальных информационных потребностей лаконичной и квалифицированной информацией о новых знаниях, опыте и прогнозах в различных сферах человеческой деятельности.

    Понятие социальной информации рассматривается с учетом того, что «информация» представляет собой общенаучное понятие, выражающее сведения, полученные от воздействия объектов на субъект. Полученная и используемая людьми информация в различных сферах деятельности, является социальной по своей природе. Социальная информация заключает в себе сведения о явлениях социальной жизни, о состоянии социальных объектов.

    Социальная информация обладает соответствующими свойствами. К их числу относятся: актуальность, новизна, достоверность, степень полноты (недостаточность, избыточность), интенсивность или количество (в битах, в байтах), оптимальность (наивыгоднейшее значение протекания определенного информационного процесса), доступность и некоторые другие.

    На основе анализа классификации социальной информации предлагаются следующие основания различения социальной информации: по сферам жизнедеятельности и формам общественного сознания — производственная, торговая, банковская, финансо-ваяб политическая, правовая, научно-техническая, театральная, спортивная и другаяпо степени потребности — долговременная, текущаяпо значимости — существенная, несущественен *, по выполняемым функциям — коммуникативная, научно-познавательная, ориентационно-приспособительная, контрольно-управляющая. Каждый выделенный вид социальной информации различается по подвидам.

    Выделены следующие функции социальной информации: функция общения людей или коммуникативнаярегуляционно-управленческая функцияучетно-контрольнаяпрогнозирующаянаучнопознавательнаяагитационнопропагандистская.

    Выявлено, что информационное движение обладает соответствующей спецификой и определяется такими параметрами: характером источников информацииинтенсивностью информационных потоковсвязано с соотношением объемов воспринимаемой и перерабатываемой информациистепенью востребования информациихарактером научно-информационного обеспечения производствастоимостью и доступностью информационных средствфактором производства, распределения, обмена и потребления информациимногократностью потребленияинформационным аспектом превращения науки в непосредственную производительную силуэкономическим аспектом научной информации,.

    Развитые в диссертации положения являются, фактически, исходными к дальнейшей разработке проблем социальной информации. Они могут оказать существенную помощь в дальнейшем выяснении и рассмотрении таких проблем, как: движение и взаимосвязь потоков информации на различных структурных уровнях организации общества (личностном, групповом и т. д.) — рациональное хранение и эффективное использование социальной информациивыявление роли социальной информации в различных сферах человеческой деятельности и современного общества.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Р. Ф. В защиту атрибутивной концепции информации // Научные труды (вып. 158). М., 1984.
    2. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.
    3. А. К., Стась Е. В. Информатика и теория развития. М.: Наука, 1989.
    4. Т. В. Методологические проблемы организации информации в области общественных наук. На примере англо-американской социологии. М., 1980.
    5. Г. 3. Ораторское искусство. М., 1972.
    6. Н. В. Государственная система научно-технической информации: состояние и перспективы // Научно-техническая информация. Серия 1. 1981. N1.
    7. В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., 1972.
    8. В. Г., Урсул А. Д. Социальная информация // Вопросы философии. 1974. N10.
    9. В. Г. Социальная информация и управление обществом. М, 1975.
    10. В. Г., Урсул А. Д. Об эффективности социального управления // Вопросы философии. 1982. N7.
    11. . В. Информация и система. JI., 1969.
    12. А. И., Бирюков Б. В. Кибернетика путь решения проблем управления // В сб.: «Будущее науки» (вып. 3).1. М., '1970.
    13. Бестужев-Лада И. В. Окно в будущее, М., 1970.
    14. С. А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. N6.
    15. С. А., Лыскова В. КЗ. Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. N7.
    16. O.A., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. N8.
    17. . В. Кибернетика и методология науки. М., 1974.
    18. . В., Урсул А. Д. К проблеме объективности информации. Методологические проблемы кибернетики (Материалы X Всесоюзной конференции). М., 1970.
    19. Бирюков Б, В. Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.
    20. Л. Наука и теория информации, М.: Физмат-гиз, 1960.
    21. Бобрынин Б, Н. Информация производству. М.5 1972.
    22. Бурый-Шмарьян 0. Е. Наука экономика — информация.1. M., 1969.
    23. А. Информация и живые организмы // Наука и жизнь. 1976. N8.
    24. А. В. Познание и распознавание. Киев, 1972.
    25. Н. П. Информация, деятельность, мировоззрение. Тула, 1983.
    26. Н. П. Научно-информационная деятельность. -М.: Мысль, '1984.
    27. В. В. Проблема информации (к анализу категориальных структур кибернетики) // Философские науки. 1981. N5.
    28. Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
    29. В. А. Информация и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. 1983. N12.
    30. Г. Г. Информационная культура управленческого труда. М., 1969.
    31. Г. Г. Информационная культура управленческого труда. М., 1971.
    32. Г. Г. Информационная культура управленческого труда. М., 1973.
    33. Л. М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М., 1971.
    34. К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу // Социологические исследования. 1998. N2.
    35. . А. философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.
    36. В. М. Основы безбумажной информатики. М., 1982.
    37. Г. И. Научно-информационная деятельность: практика и проблемы. М.: Радио и связь, 1987.
    38. Ю. М. Об информационном алгоритмировании больших систем // Известия АН СССР. Энергетика и транспорт. 1969. N5.
    39. Ю. М., Крыленко В. А. Об информационном исчислении организованности и целенаправленности // В сб.: «Информационные методы в системах управления, измерения и контроля (Доклады семинара)». Владивосток, 1968.
    40. Ю. М., Урсул А. Д. Информация в управлении большими системами (Методологические аспекты) // В сб.: «Оптимизация и управление большими системами в энергетике (Материалы симпозиума)». Иркутск, 1970.
    41. В. С., Урсул А. Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. М., 1975.
    42. В. С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. М., 1984.
    43. И. И. Понятие информации. М., 1973.
    44. Гус М. Информация в газете. М., Л., 1930.
    45. Г. М. Наука о науке. Киев, 1970.
    46. Г. М. Системные проблемы управления научно-технической деятельностью // Науковедение и информатика.1981. N22.
    47. Д. И., Вержбицкий В. В. Категория информации (философский обзор) // Философские науки. 1976. N1.
    48. Д. И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.
    49. . В. Некоторые особенности социальной информации // В сб.: «0 методологических проблемах общественных наук». Новосибирск, 1969.
    50. Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция научного знания. М., 1983.
    51. Елчанинова 0. В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений /У Научное управление обществом (вып. 3). М., 1969.
    52. Н. И. Философский анализ понятия «информация» // Вопросы философии. 1974. N12.
    53. Г. Т. Социологические исследования эффективности идеологической работы. М., 1980.
    54. Е. С., Косолапов В. В., Козенко А. В., Половинчик А. Н. Информация в научных исследованиях. Киев, 1969.
    55. С. Г. Некоторые гносеологические аспекты теории информации // Ученые записки кафедр общественных наук вузов г. Ленинграда (вып. 7). Философские и социологические исследования. Л., 1965.
    56. Л. Ф. Философия и научный прогресс. Некоторые методологические проблемы естествознания и обществознания. М., 1977.
    57. К. В., Урсул А. Д. Научно-информационная деятельность: структура, статус, особенности /7 Международный форум по информации и документации. Т. 2. 1977. N3.
    58. К. В., Урсул А. Д. Интенсивный путь развития научно-информационной деятельности // Научно-техническая информация. Серия 1. 1983. N5.
    59. . М. Философия как общая наука в ее отношении с частными науками // Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972.
    60. М. В. Проблемы методологии и прогресс науки // Методологические проблемы науки. М., 1964.
    61. В. 3. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981.
    62. В. А. Социальная память и познание. М., 1984.
    63. П. В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. Избранные философские работы. М., 1982.
    64. А. М. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.
    65. В. В. Информационное обеспечение и прогнозирование науки. Киев. 1970.
    66. Кузнецов 0. А., Лях А. Н. Информационные системы для руководителей. М., 1973.
    67. В. А. Печатная агитация и пропаганда // Журналист. 1928. N1.
    68. В. И, Методологические проблемы системного подхода к информации, М., 1977.
    69. Курс А, Элемент интереса в информации /У Журналист, 1928. N1.
    70. Г. А. 0 количественных критериях эффективности научно-исследовательской работы // Эффективность научно-технического творчества. М., 1968.
    71. Г. А, Тактика науки. Новосибирск: Наука, 1969.
    72. М. Информация в советской прессе (к постановке проблемы). М. Л., 1925,
    73. М. Необходимость информации: ее природа и реализация // Международный форум по информации и документации, Т, 8, 1983. N3.
    74. В. А. Субъект, объект, познание, М., 1980.
    75. Лем Ст. Сумма технологий. М., 1969.
    76. И. А. Наука, автоматизация, общество. Л., 1972.
    77. В. Г. Наука как фактор регулирования и управления производством /У Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. М, 1971.
    78. Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.
    79. Методологические проблемы кибернетики и информатики. Киев: Наукова думка, 1986.
    80. А. И, Черный А- И., Гиляревский Р. С. Основы информатики. М., 1968.
    81. А. И., Черный А. И., Гидяревский Р. С. Научные коммуникации и информатика. М., 1976.
    82. А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Информация об исследованиях и исследования информации // Вестник АН СССР. 1982. N11.
    83. А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. О перспективах развития информатики // Научно-техническая информация. Серия 2. 1983. N5.
    84. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
    85. Момджян К. X, Концептуальная природа исторического материализма. М., 1982.
    86. В. Норма и мотив поведения // Вопросы философии. 1972. N8.
    87. А. В. Общественное воспроизводство и развитие научных исследований в США. Очерк теорий. М.: Наука, «1969.
    88. Новиков 3. А. Информация и исследователь. Л., 1974.
    89. М. Некоторые основные вопросы информационной науки // Международный форум по информации и документации. Т. 4. 1979. N3.
    90. Т. Д. Информация, отражение, творчество. М., 1967.
    91. Н. Г. Заметки об информации. М., 1967.
    92. В. А. К вопросу об определении информации // В сб.: «Язык и мышление». М., 1967'.
    93. Проблемы информации в печати. М., 197*1,
    94. В. Г, Урсул А, Д, Информатика, кибернетика, интеллект: Философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1989.
    95. Развитие научной информации в области социальных и гуманитарных наук: Материалы теоретической конференции, посвященной 25-летию ИНИОН // РАН, ИНИОН. М: ИНИОН, 1994.
    96. А. И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход, М., 1982,
    97. Ракитов А, И, Философия компьютерной революции. М., 1991.
    98. . Роль информации и документации в интенсификации исследовательских процессов в области общественных наук // Международный форум по информации и документации. Т. 8. 1983. N2.
    99. Рейзема Я, В. Информационный анализ социальных процессов // Проблемы социологической информации. М., 1982.
    100. Ю. С., Фокин В. М., Мохотенко Ю. А. Научные и организационные основы информационной деятельности. М., '1983.
    101. Э. П. Кибернетика и управление обществом // Научное управление обществом (вып. 6). М., 197*2.
    102. Э. П. Информация, кодирование, коммуникации в науке // Научно-техническая информация. Серия 2. 1982. N1.
    103. Семенюк 3. П. Современный этап познания мира и наука об информации // Международный форум по информации и документации. Т. 7. 1982. N3.
    104. В. И. Методологические вопросы науки об информации // Вопросы философии. 1974. N7.
    105. В. И. Наука об информации и ее проблемы // Международный форум по информации и документации. Т. 8. 1983, N1.
    106. В. И. Информатика и ее взаимодействие с философией и другими науками // Философские науки. 1984. N2.
    107. Л. Н. Введение в марксистско-ленинскую философию. М., «1969.
    108. А. И. Судебное доказательство в свете идей кибернетики // Вопросы кибернетики и право. М., 1967.
    109. В. С. Отражение, образ, модель, знак и информация // В сб.: «Ленинская теория отражения и современность». София, 1969.
    110. В. С. Теория отражения в свете современной науки. М., 1971.
    111. В. С. Кибернетическая теория распознавания и теория отражения // Ленинская теория отражения и современная наука. Т. II. Теория отражения и естествознание. София, •1973.
    112. А. А. Информация для решения проблем социально-экономического развития // Международный форум по информации и документации. Т. 6. 1981. N4.
    113. Т. Д. Социологические аспекты информатики // Международный форум по информации и документации. Т. 6. 1981. N2.
    114. А. Д. О природе информации // Вопросы философии. 1965. N3.
    115. А. Д. Информационный критерий развития в природе // Философские науки. 1966. N2.
    116. А. Д. Нестатические подходы в теории информации // Вопросы философии. 1967. N2.
    117. А. Д. Информационный аспект взаимодействия общества и природы // В сб.: «Природа и общество». М., 1968.
    118. А. Д. Методы теории информации в гносеологии и логике /7 Вопросы философии. 1968. N6.
    119. А. Д. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат, 1968.
    120. А. Д. Сложность, организация, информация // Философские науки. 1968. N3.
    121. А. Д. Теория информации и религия. М.: Знание, 1968.
    122. А. Д. Информация о мышлении. М.: Знание, 1970.
    123. А. Д. Информация. Методологические аспекты. М.: Наука, 1971.
    124. А. Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973.
    125. А. Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М.- Наука, 1975.
    126. А. Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М.: Наука, 1981.
    127. А. Д. Интенсификация и информация (проблемы методологии) // Научно-техническая информация. Серия 2. 1983. N9.
    128. Урсул А, Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. 1991. N5.
    129. П. Н. Философия и естествознание /7 Философия и естествознание. М., 1974.
    130. Т. Информация в области общественных наук и общественная практика // Международный форум по информации и документации. Т. 8. 1983, N4.
    131. И. Отношение понятий «информация» и «знание» // Международный форум по информации и документации. Т. 4. 1979. N1.
    132. Д. О некоторых социологических аспектах формальных систем передачи знаний // Проблемы информатики. М., 1973.
    133. В. П. Социальная деятельность как система.1. Новосибирск, 1981.
    134. В. Информация и отражение. София, 1977.
    135. Ф. Н. Социальная информация. Философский очерк, Кишинев, 1978,
    136. А. Н. Информационное общество и эмпирическая социология // Социологические исследования. 1998. N1.
    137. К. Э. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.
    138. Ю. М. Интегральный интеллект. М., 1970.
    139. А. П. 0 природе философских категорий // Философские науки, 1973. N4.
    140. Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов, М.: Мысль, 1973,
    141. В. Э. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М., 1973,
    142. Ю. А. 0 семантических аспектах теории информации // В сб.: «Информация и кибернетика», М., 1967.
    143. Ю. А. 0 семантических аспектах информации // В сб.: «Информация и кибернетика». М., «1969,
    144. Ю. А. Информация и метаинформация // Научно-техническая информация. Серия 2. 1974. N4.
    145. Crawford S. The Origin and Development of a Concept: The Information Society // Bull, Med. Libr Assoc. 1983. N4.
    146. Debons A. Information Science. New York, 1974.
    147. Kirschenmann P. Kibernetik, Information, Widerspiegelung. Munchen und Salzburg, 1969.
    148. Kirschenmann P. F». Information and Reflection. Dordrecht Holland, 1970,
    149. Penland P. P. Communication versus information // Proc. Amer. Inform, Science. Washington, 1969.
    150. Wild J. Zur Problematik der Nutzenbewertung von Information // Zeitschrift fur Betriebswissenschaft. 1971. Bd. 1. N5.
    151. Wilkinson J. The Concept of information and the Unity of Science // Phylosophy of Science. 1961. N4.
    Заполнить форму текущей работой