Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философский анализ конфликта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказано, что в российской культуре в соответствии со стандартом: «Любите друг друга» конфликт выступает как нечто противоестественное. Это обусловлено коллективистским типом общества и его традиционным характером самоубеждения традиционного общества. Такое общество складывается при наличии трудных объективных условий и субъективных факторов развития общества, когда изначально востребуется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
    • 1. 1. Понятие конфликта
    • 1. 2. Причины конфликта
    • 1. 3. Конфликты и стандарты естественности жизни общества
  • ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ И СТАНДАРТЫ ЕСТЕСТВЕННОСТИ ЗАПАДНЫХ И РОССИЙСКИХ ОБЩЕСТВ. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
    • 2. 1. Конфликты и стандарты естественности западных обществ
    • 2. 2. Конфликты и стандарты естественности общества России
    • 2. 3. Разрешение конфликтов

Социально-философский анализ конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена целым рядом причин, связанных как с реалиями жизни современного российского общества, так и с состоянием отечественной конфликтологии.

К первой категории причин относится высокий уровень конфликтности социальных процессов российского общества. Одной из самых опасных тенденций современного развития России остается рост количества, остроты и деструктивности социальных конфликтов во всех сферах общества. Это объясняется тем, что, начиная с 90-х годов XX века, практически все стороны жизнедеятельности российского общества подверглись коренному переустройству. Основными причинами социальной напряженности в российском обществе по-прежнему выступают проблемы социального и экономического характера. Появление новых форм собственности и нового характера трудовых отношений в организациях способствовало значительному росту числа правовых и трудовых конфликтов. Управляющие предприятий тратят до четверти и более своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов и их последствий. Эта цифра увеличивается до 30% для руководителей низшего звена.

В ряде регионов России в результате деидеологизации и утраты традиционных нравственных ориентиров социальное недовольство населения приобретает экстремистскую, националистическую и религиозную окраску. Имеет место латентная эскалация национального и конфессионального противостояния. Как показывают события последних лет, межнациональные конфликты, сталкивая группы населения, провоцируют дезинтеграционные процессы, усиливают тенденции к сепаратизму. Важными причинами, обуславливающими актуальность исследования данной темы, является общее состояние отечественной конфликтологии в целом, необходимость разработки методологии социально-философского анализа конфликта. В современных условиях российскому обществу не хватает методологических, фундаментальных и прикладных знаний об источниках, закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также выявления наиболее приемлемых и адекватных для российского социума способов их предупреждения и конструктивного разрешения. Однако, российская конфликтология на сегодняшний день некоторые вопросы остаются нерешенными, так как число эмпирических исследований разного рода конфликтов в ней явно превышает количество социально-философских работ, направленных на создание общей теории конфликта. Только около 30% диссертаций, защищенных по проблеме конфликтов с 1991 по 2005 года, были чисто теоретического плана, остальные 70% работ имели прикладной характер. И лишь недавно стали появляться социально-философские аналитические работы, направленные на создание общей теории конфликта.

Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. XX век. — М.: ЮНИТИ, 2004. С. 33.

В российской конфликтологии по-прежнему остается неизученной роль национально-культурных факторов, традиций, идентичности социальных стандартов и их влияния на процесс разрешения конфликтов. Конфликтологи, активно изучающие способы разрешения конфликтов, не учитывают национальные и социально-культурные идентичности, которые определяют специфику, как протекания, так и завершения конфликта. В результате сегодня в России заимствуются и применяются на практике, созданные на Западе, модели и способы разрешения конфликтов, которые в российских условиях далеко не всегда продуктивны и не дают ожидаемого эффекта. В связи с этим разработка и исследование отечественной традиции разрешения конфликтов, идентичной модели мира российского общества, становятся крайне актуальными.

Основанием, повлиявшим на выбор темы диссертации, послужили реальные, практические интересы автора, связанные с разрешением студенческих конфликтов в вузе, а также фундаментальные философские работы В. А. Светлова по общей теории конфликта, исследующие методологии познания. Применение методологического подхода, сформулированного в работах Н. М. Чуринова, к общей теории конфликта высветило новые, ранее неизученные аспекты этой теории. Стало ясно, что выявление характерных для российской культуры стандартов социального поведения в конфликтной ситуации и способов ее успешного разрешения возможно в соответствии с определенной философской методологией — диалектической или метафизической, включающей в себя актуальную модель мира и соответствующую теорию познания репрезентации. Данный методологический подход социально-философского анализа конфликта имеет важное практическое значение и недостаточно разработан в современной конфликтологии.

Степень разработанности проблемы. Изучение конфликта как социального явления, причин его возникновения и способов разрешения традиционно разрабатывается в западноевропейской науке. Социальным конфликтам посвящено много трудов известных европейских философов, социологов, политологов и психологов. Так, с точки зрения деления общества на классы или социальные группы, имеющих неравный доступ к материальным и социальным ресурсам, конфликт изучали К. Маркс, Ф. Энгельс, а также М. Вебер.

В рамках социал-дарвинизма (Г. Спенсер) конфликт изучался как проявление всеобщего биологического закона борьбы за выживание. Это направление дало импульс для целой серии исследований этнических конфликтов и причин их возникновения (Л. Гумплович, У. Самнер, Д. Мацумото, М. Бруэр и Д. Кэмбелл).

Светлов В.А.

Введение

в единую теорию анализа и разрешения конфликтов. Учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

Впервые позитивные функции конфликта были исследованы в работах.

Г. Зиммеля. Среди последователей функционализма Г. Зиммеля были те, кто относилсяк конфликту как к социальной аномалии в жизни общества (Т. Парсонс, Р. Мертон), и тех, кто продолжал изучать позитивные функции конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг). В рамках последнего направления были созданы системные теории конфликта, изучающие его как закономерное явление социальной жизни и оказывающее позитивное влияние на процесс развития общества. В работах западноевропейской социологии и политологии впервые появились разработки технологий урегулирования и разрешения конфликтов. Это было сделано в работах Р. Дарендорфа, Д. Аптера, Е. Нордлинжера, Дж. Бертона.

В психологии XX века было создано множество теорий конфликтов, которые объясняли их возникновение и разрешение с точки зрения особенностей личности и проблем межличностных отношений. Это психоаналитическая теория (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К. Г. Юнг) — социо-тропная (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.) — этологическая (К.Лоренц, Н. Тинберген) — теория групповой динамики (К. ЛевинД. Креч, Л. Линдслей) — фрустрационно-агрессивная (Л. Берковитц, Д. Доллард, Н. Миллер) — поведенческая (А. Басс, А. Бандура, Р. Сире) — социометрическая (Д. Морено, Г. Гурвич, Э. Дженигс, С. Додд) — интеракционистская (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель) — теоретико-игровая (М. Дойч) — теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон) — теория и практика переговорного процесса (Р. Фишер, Д. Прюитт, Д. Рубин, У. Юри).

Отечественная конфликтология в силу объективных причин все еще проходит период становления. Однако необходимо отметить, что в течение всего XX века российские исследователи обращались к проблеме конфликтов. Первая волна таких исследований относится к 20-м годам, когда отечественные социологи изучали забастовки, стачки, бунты, погромы, мятежи, характерные для этого времени (Я. Л. Юделевский, П. А. Сорокин, А. С. Звоницкая, М. И. Могилевский, Г. А. Каменецкий, П. Н. Авдеев,.

Л. Я. Гурин, А. В. Шмульян, А. М. Стопани). С начала 30-х годов и в последующий период практически никаких исследований отечественными учеными-обществоведами в области социальных конфликтов не проводилось. С середины 60-х годов до начала 80-х годов прошлого века их интерес к конфликтам возобновляется и направляется, в основном, на изучение трудовых и производственных конфликтов. Существенный вклад в исследование социальных конфликтов в это время внесли В. М. Шепель, Э. Я. Мозговая, Л. А. Семенова, В. О. Храмов, В. И. Поздняков, В. Н. Шаленко, Н. В. Малярова, Е. С. Дружинин, Л. А. Нечипоренко, Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк, В. Н. Ковалев и другие. В конце 80-х годов большой вклад в развитие конфликтологии внес В. А. Светлов. С 1992 года началось становление российской конфликтологии. Это проявилось в резком увеличении количества работ российских исследователей, посвященных анализу явления конфликта, формированию понятийной базы конфликтологии, методологии анализа и методов разрешения конфликтов. Это было сделано в работах А. Я. Анцупова, Е. М. Бабосова, С. В. Баклановского, А. В. Дмитриева,.

A. К. Зайцева, Ю. Г. Запрудского, А. Г. Здравомыслова, Г. И. Козырева,.

B. А. Семенова, Э. А. Уткина, А. И., Шипилова. Психологическим причинам возникновения конфликтов и способам их разрешения посвящены работы отечественных психологов Е. Н. Богданова, Н. В. Гришиной, А. П. Ешдес,.

B. Г. Зазыкина, В. В. Ковалева, и др. В последние годы стали появляться работы, направленные на создание единой теории конфликта в отечественной науке, что нашло выражение в трудах С. Л. Прошанова и В. А. Светлова.

На современном этапе отечественной философии активно разрабатываются методология и анализ стандартов социальности, естественности и соответствующих им гносеологий в трудах Н. М. Чуринова и его научной школы. Эти идеи получили развитие в работах Н. А. Князева,.

C. Ю. Пискорской, И. А. Пфаненштиля, где изучается влияние стандартов естественности на процессы познания и на организацию социальной жизни.

Вместе с тем проблема взаимосвязи конфликтов и национально-культурных стандартов жизни общества, в частности стандартов естественности, остается практически неизученной. Все известные работы, затрагивающие проблему стандартов естественности, носят общефилософский характер и не исследуют влияние стандартов естественности на процесс. возникновения и разрешения конфликтов в разных культурах. Анализ работ по избранной диссертантом теме исследования показывает актуальность и необходимость социально-философского анализа конфликта и разработки эффективных путей решения, адекватных российскому типу общества и его стандартам.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является конфликт как социальное явление.

Предметом исследования является* социально-философский анализ конфликта.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ конфликта.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

— исследовать развитие понятия «конфликт» в философии и других социальных наукахопределить структуру и функции конфликта;

— показать системные причины и динамику развития конфликта;

— определить понятие «стандарт естественности», рассмотреть механизм его формирования и обозначить его роль в процессе разрешения конфликтов;

— выявить стандарт естественности западного общества и рассмотреть характерное для него отношение к конфликту и к способам его разрешения;

— выявить стандарт естественности российского общества, характерное для россиян отношение к конфликтам и исторически сложившуюся в России модель их разрешения;

— исследовать способы разрешения конфликтных ситуаций и определить, как влияют на выбор стратегии разрешения конфликта стандарты естественности западного и российского общества.

Теоретическая и методологическая база исследования.

Теоретическую базу исследования составили теоретические положения классиков западной «социологии конфликта»: основателя диалектической теории конфликта — К. Маркса, создателя конфликтного функционализма — Г. Зиммеля и его последователей — Л. Козера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга.

Кроме того, теоретическую базу составили работы А. А. Богданова, Э. Ласло, У. Матураны и Ф. Варелы, Н. Н. Моисеева, И. Пригожина, А. А. Самарского и С. П. Курдюмова, Г. Хакена, М. Эйгена, У. Р. Эшби, изучающие принципы развития и самоорганизации живых систем. Особое место в этом ряду занимают труды В. А. Светлова, который на основе принципов самоорганизации систем создал единую теорию конфликта. Системная теория конфликта, сформулированная В. А. Светловым, принята нами в качестве основной методологии исследования. Также мы опирались на теоретические работы Н. М. Чуринова, раскрывающие причины своеобразия российского общества и его отличия от общества западного типа.

В систему методов, положенных в основу диссертационного исследования, вошли: историко-описательный, историко-сравнительный, историко-логический методы, библиографический и историографический анализ документальной информации. В ходе исследовательского процесса использовались также общенаучные методы — анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения и обобщения.

Научная новизна исследования.

1. Показано, что под конфликтом понимается процесс изменения отношений между элементами системы или между системами, в результате которого происходит либо полное разрушение этих отношений, либо кардинальная их перестройка, способствующая лучшей адаптации системы к окружающей среде. Структура конфликта включает в себя элементы системы, отношения между ними и среду или более общую систему, частью которой является система, находящаяся, в состоянии конфликта. Функции конфликта имеют двойственный характер. С одной стороны, конфликт деструктивно влияет на личность или группу, так как разрушает сложившуюся между ними систему отношений. С другой стороны, в долгосрочной перспективе конфликт всегда выполняет конструктивную функцию, так как побуждает систему к изменению и к повышению эффективности своего существования, тем самым способствуя эволюционному развитию социальных организмов.

2. Установлено, что причины возникновения конфликтов социального, национально-культурного или психологического характера являются следствием нарушения баланса в отношениях между элементами системы или в отношениях между системой' и внешней средой. Поэтому все причины конфликтов имеют системный характер. С этой точки зрения процесс динамики конфликта можно определить как процесс изменения взаимосвязей между элементами системы, начинающийся с нарушения их сбалансированного равновесия и заканчивающийся либо восстановлением этого равновесия в новых условиях, либо полным разрушением системы. Если баланс отношений восстановить не удается, то связи между элементами распадаются и система прекращает свое существование. Исчезновение старой системы всегда сопровождается образованием новой, которая более эффективно обеспечивает жизнь и развитие своих элементов.

3. Показано, что понятие стандарта естественности фиксирует исторический опыт осознания народом естественного состояния человека, характер его жизнеспособности. Стандарт естественности предполагает определенную систему миропонимания и поведения, поэтому содержит адекватное представление о том, естественно ли для человека состояние конфликта или нет, а также систему ценностей и норм, которая обусловливает ту или иную оценку конфликта и мотивирует человека на определенные типы поведения в процессе его разрешения. Показано, что исследовать конфликты необходимо с учетом стандартов естественности общества.

4. Доказано, что в европейской культуре в соответствии со стандартом «война всех против всех», конфликт считается нормальным, естественным состоянием человека. Это обусловлено, во-первых, типом общества и характером самоутверждения традиционного индивидуалистского общества, во-вторых, представлением о свободе и природном равенстве людей, которые дают всем членам общества одинаковые возможности в реализации своих желаний и достижении целей. Движимые своей эгоистичностью, они вступают в неизбежную борьбу за удовлетворение потребностей. Государство в этой ситуации должно урегулировать возникающие конфликты, создавая нормы права и гарантируя их исполнение. В результате исторической практики в Европе получила распространение модель разрешения конфликтов с помощью третьего лица, в качестве последнего может выступать суд, главной задачей которого является рациональный анализ ситуации, применение к ней существующих правовых норм и содействие разрешению конфликта путем судебного решения.

5. Доказано, что в российской культуре в соответствии со стандартом: «Любите друг друга» конфликт выступает как нечто противоестественное. Это обусловлено коллективистским типом общества и его традиционным характером самоубеждения традиционного общества. Такое общество складывается при наличии трудных объективных условий и субъективных факторов развития общества, когда изначально востребуется доброта, взаимопомощь и сотрудничество. Исторически государство играет в этом процессе особую роль. В русской традиции оно выступает не только как один из посредников в разрешении споров, но и как авторитет, способный содействовать установлению социальной справедливости, наряду с церковью и общественными институтами. В России сложилась своеобразная модель поведения в конфликтной ситуации, которая отличается от западной модели тем, что, во-первых, основными нормами, на которые ориентируются люди в ходе конфликта, являются не только нормы права, но и нормы религии, морали, обычаев, традиций. Во-вторых, в качестве третьего лица выступают не только представители закона, но и другие социальные институты, способствующие установлению социальной справедливости и обладающие необходимыми для этого нравственными, финансовыми или политическими ресурсами.

6. Установлено, что на выбор стратегии разрешения конфликта большое влияние оказывают социальные стандарты естественности. Для европейцев и американцев при разрешении конфликта предпочтительной будет стратегия правовых норм, права, так как она является выражением принципов свободы, индивидуализма и рациональности, свойственных западной культуре. Достижение компромисса является результатом правового рационального анализа конфликтной ситуации, а взаимные уступки сохраняют наличие собственного интереса у каждой из сторон. Для россиян предпочтительной будет стратегия соборности, совершенства общественных отношений, сотрудничества. Это обусловлено высоким уровнем коллективизма россиян, приоритетом общественных интересов по сравнению с частными, высокой значимостью межличностных отношений, а также убежденность в том, что можно вообще обойтись без конфликтов и жить в мире и согласии со всеми людьми. Для того чтобы в самой России конфликтов стало меньше, а возникающие противоречия разрешались путем сотрудничества оппонентов, необходимо возрождать традиционные для нашей культуры соборные модели поведения в конфликтной ситуации. i.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении теоретических и методологических проблем, затрагивающих состояние и перспективы развития современного общества. Материалы диссертации могут быть полезными для общественных организаций, органов властипри решении конфликтных ситуаций разного характера. Основные теоретические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе средних и высших учебных заведений при разработке учебной дисциплины и спецкурса «Конфликтология». 4 V f Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в науч.

5 ных публикациях, общим объемом 3,5 п. л., докладах и выступлениях автора на международных и всероссийских научно — практических конференциях:

Международная научно-практическая конференция «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2009» (г. Одесса, 2009) — Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (г. Красно! ярск, 2010) — XIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы по борьбе с преступностью в сибирском регионе 2010» (г. Красноярск, 2010) — Международная научно-практическая конференция «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте"(г. Одесса 2010) — Всероссийская научно — практическая конференция «Проблемы ноосферной безопасности и её влияния на деятельность человека» (г. Тамбов, 2010) — Всероссийская научно — практическая конференция «Проблемы и перспективы подготовки специалистов дошкольного и начального образования в условиях новой образовательной парадигмы» (г. Пенза, 2010) — IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Булгаковские чтения 2010» (г. Орел, 2010) — Всероссийская научно — практическая конференция «Роль и место преподавателя в системе российского образования» (г. Усть-Илимск, 2010) и других.

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и методологии науки Института фундаментальной подготовки Сибирского федерального университета, а также на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнёва.

Объём диссертации и её структура определяются целью исследования и последовательного решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, мы изучили разные стороны такого распространенного явления" ш жизни, общества-: какс конфликт. Мы" рассмотрели историю" формированиям научных представленийо конфликте и определили самыйсовременный: и методологически', продуктивный подход к его исследованиюО этой? точки" зрения нами: была1 измена, проблема причин возникновения конфликтов? и их разрешения, а также влияния на этотпроцесс стандартовестественности, свойственных западной и российской" культурам. В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее методологически продуктивным, с нашей точки зрения, является системный: подход к исследованию конфликта. Он основан на самых современных представлениях о жизни и развитии живых систем, к которым, безусловно, относится и человеческое общество. К нему в полной мере относятся законысамоорганизацииживых систем, одним из проявлений которых является конфликт.

2. <2 системной точки зренияконфликт — это процесс изменения отношений между элементами? системы, в результате которого происходит либо полное.разрушение. этих отношений, либо их кардинальнаяшерестройка. Иод элементамисистемы, мы, понимаем социальные группы, отдельных людей, а также отдельные аспекты личности человекакоторые могут вступить между собой в конфликт, а под отношениями между элементами — представления участников конфликта о себе и о противнике, их оценку друг друга, ожидания в отношении друг друга, эмоциональные реакции, а также действия, которые они предпринимают в отношении другой стороны.

3. Конфликт выполняет в жизни систем позитивную: конструктивную функциют.к. способствует эволюционному развитию социальных организмов. Возникновение конфликта — симптом неэффективности работы системы.

— 1 1 и одновременно побуждение системы к изменению отношений между элементами и к повышению эффективности своего существованияВсе деструктивные влияния конфликта? на. личность или группу с точки зрениятеории систем необходимо рассматривать как временное явление, сопровождающее процесс перестройки жизни социального-организма.

4- Главной? системной^ причиной" возникновения! конфликта" является нарушение баланса в отношениях между элементами системы или в-отношениях между системой! т внешней^ средош. Этошожет проявляться" шнаруше-нии баланса.

— доступа к жизненно важным ресурсам-разных социальных групп;

— проявления этнического своеобразия-разных народов;

— между удовлетворениемпотребностей и желаний отдельного человека и исполнением требований общества;

— между целямиценностями, мотивамиманерой поведения и т. д. отдельныхлюдей-.

5. Весь процесс про гекания конфликта можно назвать процессом изменения взаимосвязей между элементами системы илимежду системой ш внешней? средой, начинающийся! с нарушения их сбалансированного равновесия и заканчивающийся восстановлением этогоравновесия в новых условиях. Этот процесс можно разделить налри стадии:

— предконфликтнаяз ситуация, характеризующаяся постепенным нарушением баланса в отношениях между элементами системы и ростом нестабильности в ее работе;

— стадия? открытого конфликта, когда полностью нарушается баланс отношений и дестабилизируется работа системы-:

— стадия разрешения конфликта, когда баланс отношений между элементами системы восстанавливается, но уже с учетом тех факторов, которые ранее вызвали его нарушение. В некоторых случаях этот баланс восстанавливается уже в новой системе.

6- В социальных системах основным способом поддержания стабильности системы и восстановления нарушенного баланса отношений в случае возникновения конфликта является следование культурным стандартам поведения. Среди всех многочисленных культурных стандартов первостепенное влияние на процесс предотвращения и разрешения конфликтов оказывают стандарты естественности. Представления о конфликте, его оценки и модели конфликтного поведения, зафиксированные в стандарте естественности той или иной национальной культуры, являются тем образцом, на который ориентируются представители этой культуры при разрешении конфликтных ситуаций.

7. Стандарт естественности является культурным стандартом, фиксирующим исторический опыт осознания тем или иным народом естественного состояния человека и роли в этом состоянии борьбы и конфликтов. Стандарт естественности бытует в жизни общества как стереотип понимания и стереотип поведения. Как стереотип понимания стандарт естественности содержит схематичное представление о том, естественно ли для человека состояние борьбы, а также систему ценностей и норм, которая обуславливает ту или иную оценку конфликта и мотивирует человека на определенные виды поведения в процессе его разрешения. Как стереотип поведения стандарт естественности содержит схему действий в конфликтной ситуации, которая признана в данном обществе наиболее успешной и используется всеми его членами для разрешения конфликтов.

8. Изучив стандарты естественности западноевропейского общества, мы пришли к выводу, что конфликт рассматривается в европейской культуре как нормальное, естественное состояние человека. Это обусловлено, во-первых, представлением о несовершенной природе человека, его эгоистичности и зависимости от своих желанийво-вторых, представлением о свободеи природном равенстве людей. Каждый человек изначально независим от других людей, свободен от какого-либо принуждения, имеет целый ряд изначальных прав и в этом абсолютно равен всем другим людям. Это равенство и свобода дают всем людям одинаковые возможности в реализации своих желаний и достижении целей. Движимые, своей эгоистичностью, они вступают в борьбу за лучшие условия жизни. Следовательно, конфликты в человеческом обществе — явление неизбежное;

9. В европейской культурной традиции сложилась модель урегулирования конфликтных ситуаций, которая предполагает, наличие разумной системы законов и третьего лица, выступающегопосредником между конфликтующими сторонами. Третье лицо, в качестве которого может выступать судья, адвокат, медиатор, общественная, профсоюзная или международная организация, осуществляет рациональный анализ ситуации, применяет к ней существующие правовые нормы и содействует разрешению конфликта путем достижения компромисса. Стратегия достижения компромисса способствует снятию напряжения' в отношениях между оппонентами и предотвращает их насильственные действия по отношению друг к другу путем взаимовыгодных уступок. При этом причина конфликта сохраняется, и поэтому функционирование системы стабилизируется временно. Такая модель предполагает постоянное возобновление конфликтов, что соответствует свойственному европейской культуре представлению о естественном состоянии человека.

10. В российской культуре конфликт считается ненормальным и неестественным состоянием человека. Такое отношение к конфликту обусловлено представлением о том, что изначально человеку свойственна доброта, взаимопомощь и сотрудничество. Человек не индивидуальное, независимое ни от кого существо, а существо коллективное, способное обеспечить свое существование только совместно с другими людьми, что объективно способствует развитию у него вышеперечисленных качеств. Однако человек слаб перед своими желаниями и страстями, что способствует нарушению «правильных» условий общественной жизни. Вместо того чтобы ограничивать эгоистичность людей и способствовать их нравственному развитию и духовному совершенствованию, общественное устройство создает все условия для роста эгоизма, желаний, потребностей и, в конечном итоге, агрессивности людей.

11. В российской культурной традиции сложилась модель разрешения конфликтов, которая предполагает.

— ориентацию в ходе конфликта на нормы морали;

— привлечение в качестве посредника авторитетного лица, которое, чаще всего, не является представителем закона и приобретает уважение граждан за свою мудрость, опыт, финансовые или политические ресурсы;

— использование для разрешения конфликта стратегии сотрудничества или совместный поиск оппонентами возможностей, устранить причину конфликта. Это более эффективная стратегия разрешения конфликта по сравнению с компромиссомт.к. сотрудничество позволяет элементам системы сознательно и целенаправленно восстановить, взаимовыгодный, баланс в отношениях друг с другом, ликвидировав причину напряжения и сохранив, при этомцелостность системы.

12. Мы полагаем, что на выбор стратегии, разрешения конфликта, помимо особенностей личности участников и характера конфликтной ситуации, большое влияние оказывают выделенные выше стандарты естественности. Поскольку они усваиваются людьми в детстве или в течение длительного' времени-проживания взрослого* человека в поле неродной культуры, то оппоненты практически бессознательно используют знакомые им клише оценок и схемы действий. Поэтому для европейцев, американцев, а также россиян, длительное время проживавших на Западе, при разрешении конфликта всегда предпочтительной будет стратегия компромисса, а для россиян, а также иностранцев, длительное время проживающих в России, — стратегия сотрудничества.

13. Российское общество, особенно в последнее время, пытается использовать для разрешения конфликтов западную модель, что приводит к постепенной утрате у россиян не только навыков применения, но даже знания традиционной для России модели разрешения конфликтов. Поэтому необходимо возрождать традиционные для нашей культуры модели поведения в конфликтной ситуации. Для этого необходимо содействовать росту коллективизма в обществе, повышению значимости нравственного поведения и развитию нравственного воспитания, а также возрождению старых или созданию новых механизмов привлечения к разрешению конфликтов известных и авторитетных в обществе людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авдеев, П. Н. Трудовые конфликты в СССР. Ml: Вопросы труда-1928:
  2. B.C. Межгрупповое1 взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ им. М1 В. Ломоносова, 1990- 240 с.
  3. А. Практика и* теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
  4. Г. М., Богомолова Н. П., Петровская Л. А. Зарубежная* социальная психология XX столетия: теоретические подходы. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс- 2001 г. — 286 с.
  5. А.Я., Баклановский C.B. Конфликтология в схемах ^комментариях. Учебное пособие для студентов ВУЗов. СПб: Питер, 2005.-288 с.
  6. Анцупов А. Я, Ковалев В. В. Социально-психологическая оценка персонала. Учебное пособие для студентов1 ВУЗов. М.: ЮНИТИ, 2008.-391 с.
  7. А.Я., Прошанов С. Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. XX век. М.: ЮНИТИ, 2004. — 702 с.
  8. А.Я., Шипилов А.И Конфликтология. — СПб: Питер, 2007. -490 с.
  9. А.Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб: Питер, 2006. 528 с.
  10. A.B. Мужское и женское поведение в истории культуры (пособие по спецкурсу). Воронеж: Воронежский университет, 2000.-78 с.
  11. Е.М. Конфликтология. -Мн.: Тетра Системе, 2000.
  12. И.А. Демократия и российская менталыюсть. // Менталь-ность этнических: культур. Материалы международной- научной конференции. СПБ: БГТУ, 2005. С. 222 — 228.
  13. ША. Философияшеравенства: — Mh ACT, 2006. —349 с.15: Богданов*А*.А1Тёктология1 Всеобщаяшрганизационнаящаука-, Книга? 1−2- М!: — Экономику&bdquo-1989^. — 655 с:
  14. Богданов? Е. Н-, Зазыкин В. Г. Психология личности"1 в конфликте- Учебное пособие. СПб: Питер, 2004. — 221 с. mi Бородкиш Ф. Щ Коряк Н: М* Внимание: конфликт! Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1983. — 141 с.
  15. М. Образ общества. Пер. с нем. М.: Юрист, 1994 г. 704 с.
  16. М. Основные понятия стратификации.// Социсс. 1994 г., № 5. С. 147 -156.
  17. Е.М., Костомаров В .Г. Язык и культура. М!: Индрик, 2005.- 1037с.23'. Вершинин М. С. Конфликтология. Конспект лекций. — Спб: Михайлов, 2003. 59 с.
  18. Е. Социология политических отношений- Пер. с польского- -М.: Прогресс, 1979. 463 с.
  19. Т. Левиафан.// Сочинения. В 2-х т. / Под общ. ред. В. В. Соколова. Т.1. -М.: Мысль, 1989 1991 гг. — 624 с.
  20. Fo66c Т. Левиафан.// Сочинениям В* 2-х т. / Под общ. ред: В. В. Соколова. Т.2. Ml: Мысль, 1989 — 1991 гг. — 735х.
  21. Григорий Богослов, патриарх Константинопольский. Избранные слова:// Святитель Григорий Богослов. — Mi: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2002. — 557 с.
  22. П.О., Могилевский М. И. Трудовые конфликты и порядок их разрешения- Пп.Губпрофсовет, 1924.
  23. Гришина’Н. В. Психология конфликта. СПб-, Москва, Харьков, Минск: Питер, 2002. — 464 с.
  24. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Институт ДИ-ДИК, 1997.-638 с.
  25. Л. Общее учение о государстве. Пер. с нем: СПб.: Тип. Тов-во «Общественная польза», 1910 г. — 516 с.
  26. Л. Национализм и интернационализм в XIX- веке. Пер. с нем. СПб.: типо-лит. М-П. Прохорова, 1906. — 51 с.
  27. ЪА Гумплович-Л- Социология и политика. Пер. с нем. — М.: Д.А. Бонч-Бруевич, 1895 г. 124 с.
  28. Гуревич А. Я: Смерть как проблема исторической- антропологии: о новых направлениях в зарубежной историографии. //Альманах- «Одиссей». Человек в истории. Сборник. М: Наука, 1989 г. С. 114 — 135.
  29. Л.Я., Шмульян A.B. Трудовые конфликты и их движение. — М.: Вопросытруда, 1929.1
  30. ДарендорфР. Элементы теории социального конфликта. Пер. с нем. В. М: Степаненковой. Социсс, 1994 г., № 5. С. 142−147.
  31. Действия России в тот момент были оправданы, оперативны и адекватны.// Русская линия. Православное информационное агентство, 08.08.2009.
  32. Ю. (Юделевский Я.Л.). Социальные антагонизмы-и классовая^ борьба в истории. Спб: «Общественная польза», 1910.-387 с.
  33. A.B. Конфликтология. — М-: Гардарики, 2001. — 318 с.
  34. П.В. О’Происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. Ml: Благовест, 2008: — 491 с.
  35. ДружининЕ.С. © содержании понятия «конфликт» в марксистской,* социологии./ Философские и социально-экономические проблемы управления. -М.: Издательство АНХ, 1984. С. 39−40.
  36. Ешдес А. П: Лабиринты общения, или как ладить с людьми. М.: ACT — ПРЕСС, 2007.
  37. Зайцев1 А.К., Социальный конфликт. -М: Academia, 2000: -461 с.
  38. Ю.Г. Социальный конфликт (политологический анализ). — Ростов н/Д.: Издательство университета, 1992. 120 с.
  39. Звоницкая Агн. Опыт теоретической социологии. Т. 1. Социальная ^ связь. Киев: Книгоиздательство И. И. Самоненко, 1914. — 294 с.
  40. A. F. Социология конфликта. Россия на" путях преодоления кризиса: — М.: Аспект Пресс, 1994. 317 с.
  41. F. Социальная* дифференциация: социологическое и психологическое исследование. Пер. с нем. Киев: тип. И: И. Чоколова- Харьков: Ф. А. Иогансон, 1898. — 223 с.
  42. F. Религия: социально-психологический этюд. Пер. с нем.-М.: М. и С. Сабашниковы, 1909. 82 с.
  43. В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане. // Вопросы психологии. 1990 г. -№ 4. С. 108−116.
  44. Зноско-Боровский М. Православие, римо-католичество, протестантизм, и сектантство. Сравнительное богословие. — Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 г. —207 с.
  45. В.Г. Концепт в культурологическом аспекте. // Зинченко
  46. B.Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Межкультурная коммуникация: от системного подхода к синергетической парадигме. Учебное пособие для Вузов. — М.: Флинта Наука, 2008 г. С. 37−52.
  47. История-ментальностей" и историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. — М!: Рос. Гос. гуманит. университет, 1996:-254"с.
  48. Г. А. Трудовые конфликты и профессиональные объединения.-Л.: Губпрофсовет, 1925.
  49. Кара-Мурза С. Г., Курицын В. М. История государства и права России. М5.: Издательство «Былина», 2001. — 524 с.
  50. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема Восток Запад. — М.: ЭКСМО- Алгоритм- 2002. — 255 с.
  51. Кара-Мурза'С.Г. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. М.: Алгоритм, ЭКСМО, 2004. — 637 с.
  52. Кирнозе З. И: Французское. // Зинченко В. Г., Зусман’ВТ., Кирнозе З. И- Межкультурная коммуникация: от системного подхода к, синергетической парадигме. Учебное пособие для Вузов. М.: Флинта Наука, 2008 г. 1. C. 196−211.
  53. Л. Функции социального конфликта. Пер. с англ. М.: Идея-пресс- Дом интеллектуальной книги, 2000. — 205 с.
  54. Г .И. Введение в конфликтологию. Учебное пособие. — М.: Владос, 1999. 174 с.
  55. Кон И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений). // Новый мир. 1966 г. № 9. С. 187 — 205.
  56. С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных Законов. — М.: Зерцало, 2004. — 392 с.
  57. Т. Самый прямой- путь в бомжи — семейный конфликт. — Новый регион — Москва, 27.07. 2007 г.
  58. Краткая философская энциклопедия. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  59. Краткий-психологический словарь./ Под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов — н/д.: Издательство «Феникс», 1998 г. —512 с.
  60. Э. Основания единой трансдисциплинарной теории// Вопросы философии 1997, № 3. С. 80 84.
  61. К. Разрешение социальных конфликтов. Пер. в англ. — СПб: Речь, 2000. 407 с.
  62. К. Динамическая психология. Избранные труды. / Под общ. Ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001. — 572 с.
  63. К. Акцентуированные личности. Пер. с нем.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 374 с.
  64. У. Общественное мнение. /Пер. с англ. Т. В. Бар чу нова. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004 г. 384 с.
  65. Локк Дне. Два трактата о правлении. // Сочинения. В 3-х т. Т.З. — М.: I Мысль, 1988 г. 668 с.
  66. К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества.
  67. К. Оборотная сторона зеркала. Пер. с нем. М.:. Республика, 1998 г. -393 с.
  68. Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами. Учебник для студентов ВУЗов. М.: Трикета: Академический Проект, 2007. — 798 с.
  69. С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1998. -446 е.,
  70. Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб: Питер, 2000. 684 с.
  71. Мак-Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М. 1916 г.-214 с.
  72. Т. Опыт о законе народонаселения.// Шедевры мировой экономической мысли. Т.4. Петрозаводск: Петроком, 1993. — 139 с.
  73. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. // Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистической общественной формации. Т. 1.С. 258−290.
  74. К. Критика политической экономии. (Рукопись 1857 1858 гг.). // Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистической общественной формации. Т. 2. С. 30−67.
  75. У.Р., Варела Ф. Х. Древо познания. Биологические корни человеческого познания. М.: Прогресс — Традиция, 2001. — 223 с.
  76. Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. СПб: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, 2008. — 668 с.
  77. Ментальности в средневековье: концепции и практика. Обзор. // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: Рос. Гос. гуманит. университет, 1996 г. С. 79−96.
  78. Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования, 1992 г, № 2−4.
  79. И.В. Очерки философии права. В 2-х томах. Томск, 1914.
  80. H.H. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. — 473 с.
  81. Насилие в семье становится нормой.// Сайт «Газета. СПб». 05.08.2008.
  82. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. — 199 с.
  83. Л.А. Социальный конфликт как социологическая категория.// Философские науки, 1977, № 4. С. 32 38.
  84. П.И. Введение в философию права: кризис современного правосознания. — СПб: Лань- Санкт-Петербургский университет МВД России- Фонд «Университет», 2000. 349 с. •
  85. Обзор внешней политики РоссийскойФедерации. М-: МИД- 20 091
  86. Ожегов С. И, Шведова4 Н.Ю. Толковый- словарь русского языка- —1. М.: «АЗЪ». 1995 г.-928 с.
  87. Пантелеймон- иеромонах. Антропология по творениям св. Иоанна Дамаскина. // Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 1. Пермь: ПО «Панагия», 2002- С. 60 — 180-
  88. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002. — 879 с.
  89. С.Ю. Стили научного познания и их стандарты. Автореферат диссертации на соискание, ученой-степени: доктора философских наук. Красноярск, 2007 г. 33 с. * -
  90. .Ф. Социальная психология и история. М.: «Наука», 1979.-232 с.
  91. И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: ТЖ^ 2008. — 294 с,
  92. И. Р. От существующего к возникающему: время и сложность®- физических науках. Пер. с англ. М.: УРСС, 2006. — 291 с.
  93. И. Природа, наука и новая рациональность. // Философия и жизнь. 1991 г. № 7. С. 32 — 41.
  94. Проект Директивы Европейского парламента и Совета Евросоюза № 2004/0251 от 22.12.2004 г. «О некоторых аспектах медиации в гражданской и коммерческой сферах». // Третейский суд. -.2005 г., № 5. С. 159.
  95. С.Л. Социальный конфликт: теория и практика (монография). -М.: АПК и 11ПРО, 2006. 162 с.103- Прошанов С. Л. Становление социологии конфликта в России.
  96. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. -М.: РГСУ, 2007. 45 с.
  97. Психология. Словарь. /Под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  98. В.А. Аналитика конфликта. Учебное пособие для студентов ВУЗов. СПб: «Росток», 2001. — 511 с.
  99. В.А. Управление конфликтом: новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. — СПб: «Росток», 2003. — 135 с.
  100. В.А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов. Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.-304 с.
  101. В.А. Конфликтология: история, теория, методология. Учебное пособие. СПБ: СЗАГС, 2008. — 383 с.
  102. JI.A. Нравственные письма к Луцилию. Кемеровское книжное издательство, 1986. — 464 с.
  103. A.B. Русские: стереотипы, поведение, традиции и мен-тальность. -М.: Флинта- Наука, 2007. 320 с.
  104. Дж. Конфликты. Пути из разрешения. — Киев: Внешторгиз-дат, 1991.-192 с.
  105. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру.
  106. С. Машина времени. // Сайт консультативного совета региональных профсоюзных объединений.
  107. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: ЭКСМО, 2007 г. 960 с. 115. «Создана ассоциация медиаторов» // Экономическое обозрение, 16 мая 2008.
  108. П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб: Я. Г. Долбышев, 1914. — 448 с.
  109. П. Социология революции. М.: Астрель, 2008. — 784 с.
  110. П. Историческая необходимость. // Социсс, 1989 г., № 6. С. 131−139.
  111. Е.В. Христианство и правовая культура.//Русская философия права. СПб: Алетейя, 1999. — С. 355 — 379.
  112. Г. Основания социологии. // В. И. Добреньков, JI. П. Бе-ленкова. Тексты по истории социологии XIX XX вв. Хрестоматия. — М.: «Наука», 1994 г. С. 26−55.
  113. В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа.// Социсс. 1994 г. № 5. С. 141 142.
  114. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. — 824 с.
  115. Е.А. Военно-гражданские отношения в операциях невоенного типа. М.: «Права человека», 2001. — 272 с.
  116. Т.Г. Этнопсихология. Екатеринбург: Деловая книга- М.: Академический проект, 2000. — 320 с.
  117. Н. Поведение животных. Пер: с англ. М.: Мир, 1985. — 192 с.
  118. E.H. Энциклопедия права. СПб: Юридический институт, 1998. — 183 с.
  119. Трудовые конфликты: практическое руководство. Сборник статей. /Под ред. A.M. Стопани. М.: Вопросы труда, 1925.
  120. Э.А. Конфликтология: теория и практика. М.: ЭКСМОС, 2000.-271 с.
  121. Г. П. Россия и свобода.// Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 2. СПб: София, 1992. С. 276−303.
  122. Дж. Мировая динамика. Пер. с англ. М.: Наука, 1978. -167 с.
  123. С.JI. Духовные основы общества.// Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. С. 13 147.
  124. С.Л. Собственность и социализм. // Русская философия собственности (ХУП XX вв.). — СПб: СП «Ганза», 1993. С. 309 — 330.
  125. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.-455 с.
  126. Фрейд 3. Тотем и табу. Сборник. М.: Олимп- ООО «Издательство ACT — ЛТД», 1998. — 448 с.
  127. Э. Иметь или быть? Пер. с англ. -М.: «АСТ», 2000. 238 с.
  128. Г. Синергетика. Пер. с англ. М.: Мир, 1980. — 406 с.
  129. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. Пер. с англ. М.: Мир, 1985. — 419 с.
  130. Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. Пер. с нем. — Москва Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.-319 с.
  131. .Н. Философия права. СПб: Наука, 1998. — 654 с.
  132. Н.М. Совершенство и свобода. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2006 г. — 712 с.
  133. М.В. Английское. // Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Межкультурная коммуникация: от системного подхода к синергетиче-ской парадигме. Учебное пособие для Вузов. М.: Флинта Наука, 2008 г. С. 157−181.
  134. В.М. Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации и их решение. М.: Моск. Рабочий, 1972.
  135. А. Насилие в российском обществе.// Сайт «Лента: Общество». 17.03.2008.
  136. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Наука, 1985. — 245 с.
  137. М. Самоорганизация материи и эволюция биологическихмакромолекул. Пер. с англ. М.: Мир, 1973. — 216 с.
  138. М. Шустер П. Гиперцикл. Принципы организации макромолекул. М.: Мир, 1982. — 270 с.
  139. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994 г. — 336 с.
  140. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. Сборник статей. М.: Наука, 1975 г. С. 89 — 105.
  141. Apter D. Political Change. Englewood Cliffs, 1973.
  142. Arnold C.C., Bowers J.W. Handbook of rhetorical and communication theory. Boston: Allyna. Bacon. 1984.
  143. Boulding K. Conflict and Defense: A General*Theory. -N.Y. 1963.
  144. Brewer M.B., Campbell D.T. Ethnocentrism and Intergroup Attitudes: East African Evidence. N.Y., «Halsted / Wiley», 1976.
  145. Buunk B.P., Schaap C., Prevoo N. Conflict Resolution Styles Attributed to Self and Partner in Premarital Relations. // Journal of Social Psychology, 1990, 130, 821−824.
  146. Cosier R.A., Ruble T.L. Research on Conflict Handling Behavior: An experimental approach.//Academy of Management journal, 1981,24- 816−831.
  147. Darendorf R. The modern social conflict. L. 1988.
  148. Esser J.K., Walker J.L., Kurtzweil P.L. Strategies for Oligopoly Negotiations Involving Multiple Issues.// Journal of Applied Social Psychology, 1991, 21,1473−1489.
  149. Jones K.E., Melcher B.H. Personality and Preference for Modes of Conflict Resolution. //Human Relations, 1982, 35, 649−658.
  150. Kipnis D., Schmidt S.M., Wilkinson I. Intraorganisational Influence Tactics: Exploration in Getting One’s Way.// Journal of Applied Psychology, 1980, 65, 440−452. ^
  151. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Ac-tion.//Toward a General Theory of Action. Cambridge: Harvard UP, 1951. P. 388 -433.
  152. Mitchell Ch. R. The Structure of International Conflict. N.Y., St. Martin’s Press, 1981.
  153. Pruitt G.D., Rubin Z. Social Conflict, Escalation, Stalemate and Settlement. -N.Y.: Random House, 1986.
  154. Sumner W. Folkways. New-York: Dover, Inc., 1959.
Заполнить форму текущей работой