Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация содержания мысли в процессе производства речи: Психолингвистический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, рабочая гипотеза, верифицируемая в эксперименте, заключалась в том, что при производстве речи мысль (оречевляемая языковыми знаками) переводится в другую форму при помощи значений языковых знаков, претерпевая изменения по причине знаний, аккумулированных в этих значениях языковых знаков. Процесс оречевления мысли, т. е. процесс производства речи, анализировался на основе… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования
    • 1. 1. Определение понятия сознания и языкового сознания в гуманитарных науках
      • 1. 1. 1. Сознание
      • 1. 1. 2. Языковое сознание и образ мира
    • 1. 2. Взаимосвязь языка и сознания
      • 1. 2. 1. Лингвистический подход к рассмотрению проблемы
      • 1. 2. 2. Психолингвистический подход
    • 1. 3. Восприятие вербального и иконического текста
      • 1. 3. 1. Текст и его знаковая структура
      • 1. 3. 2. Природа иконического знака и его связь с означаемым
      • 1. 3. 3. Механизмы восприятия вербального и иконического текста
    • 1. 4. Выводы по первой главе
    • 1. 5. Формулирование гипотезы
  • Глава 2. Экспериментальный анализ психолингвистических особенностей перевода мысли в слово
    • 2. 1. Описание психолингвистического эксперимента. Обоснование методики
    • 2. 2. Восприятие визуальных объектов
      • 2. 2. 1. Групповая категориальная структура восприятия визуальных объектов
      • 2. 2. 2. Тендерная специфика категориальной структуры
      • 2. 2. 3. Восприятие конкретных фотографических изображений в категориальном пространстве
      • 2. 2. 4. Выводы
    • 2. 3. Восприятие текстовых описаний
      • 2. 3. 1. Групповая категориальная структура восприятия текстов
      • 2. 3. 2. Тендерная специфика категориальной структуры
      • 2. 3. 3. Восприятие конкретных текстовых описаний в категориальном пространстве
      • 2. 3. 4. Выводы
    • 2. 4. Сравнительный анализ восприятия фотографических изображений и их текстовых описаний
      • 2. 4. 1. № 1 («Балерина»)
      • 2. 4. 2. № 4 («Сломанное дерево»)
      • 2. 4. 3. № 5 («Старик с собачкой»). >
      • 2. 4. 4. № 7 («Девочка»)
    • 2. 5. Выводы по второй главе

Трансформация содержания мысли в процессе производства речи: Психолингвистический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению функционирования языкового сознания в речи.

Исследование языкового сознания базируется на методологических принципах, сформированных в рамках деятельностного подхода, и сосредоточено на проблемах производства и восприятия речи.

Концепция «языковое сознание» как область исследования семантических процессов при производстве и восприятии речи сформировалась в рамках отечественной психолингвистики в последние два десятилетия, и в настоящий момент проблемы его изучения являются одним из приоритетных направлений психолингвистических исследований. У истоков проблемы языкового сознания стоял выдающийся лингвист и философ Вильгельм фон Гумбольдт, предвосхитивший современное понимание данного вопроса своей идеей о «языке как духе народа».

Понятие языкового сознания близко тому пониманию, которое современная отечественная психология вкладывает в понятие «образ мира», при условии, что язык при этом рассматривается как система значений, которые могут выступать в предметной и вербальной форме. Наряду с этим, языковое сознание может выступать как особая форма освоения мира, представляющая собой первую моделирующую систему, первый способ репрезентации реальности в духовном мире.

Объектом анализа является процесс вербализации мысли носителями русского языка.

Предмет настоящего исследования составляют закономерности функционирования образов языкового сознания в процессе их вербализации.

На выбор темы данного экспериментального исследования («Трансформация содержания мысли в процессе производства речи (психолингвистический аспект)») в значительной мере повлиял не ослабевающий интерес к проблемам языкового сознания, порождения и восприятия речи, а также психологического, в том числе и речевого воздействия в современном обществе. В некоторой мере на выбор темы повлияло и развивающееся направление отечественной гуманитарной науки — гендерологии, в центре внимания которого находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о мужских и женских качествах.

Таким образом, актуальность исследования определяется не ослабевающим интересом к феномену языкового сознания и обусловлена потребностью во всестороннем и углубленном теоретическом исследовании данного феномена в связи с недостаточной разработанностью проблем производства и восприятия речи.

В соответствии с этим цель диссертации заключается в изучении и расширении представлений о специфике функционирования языкового сознания носителей русского языка.

Поставленная цель достигается через решение следующих задач:

• анализ современного состояния проблемы языкового сознания;

• изучение лингвистического и психолингвистического подхода в исследовании (проблемы) взаимосвязи языка и сознания;

• определение понятия «иконический текст» и особенностей его восприятия;

• подготовка и проведение психолингвистического эксперимента по верификации рабочей гипотезы;

• выявление, описание и интерпретация изменений в содержании мысли при речепорождении.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

• впервые экспериментальным путем вскрывается механизм изменений в содержании оречевляемой мысли при производстве речи;

• впервые при исследовании образов сознания исходная мысль задается при помощи иконических текстов;

• впервые используется методика шкалирования для анализа влияния формы текста (вербальная / иконическая) на передачу и восприятие информации идентичного содержания.

Методологическую основу настоящей работы составляют теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория сознания А. Н. Леонтьева — В. П. Зинченко. Работа выполнена в русле онтологии и представлений московской психолингвистической школы о закономерностях формирования и функционирования языкового сознания.

Теоретической основой исследования послужило обоснованное в психолингвистике представление о том, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в процессе деятельности и общения, отображаются в его сознании таким образом, что это отображение фиксирует временные, пространственные и причинные связи явлений, предметов и эмоций, вызываемых их восприятием. В связи с этим определенная совокупность ассоциаций может являться такой моделью сознания, которая (представляет собой набор правил оперирования культурными знаниями) формирует у носителя определенной культуры представления о фрагменте образа мира.

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней выявлены психолингвистические особенности речевого поведения носителей русского языка, реально присутствующие в их сознании и неосознанно определяющие их поведение (в целом), оценку и отношение к миру, что может учитываться при оптимизации процесса общения. Поэтому данное исследование вносит значительный вклад в развитие представлений о процессе вербализации мысли, расширяя и углубляя знания о специфике функционирования языкового сознания носителей русского языка.

Практическая ценность работы заключается в том, что полученные данные о специфике функционирования образов сознания носителей русского языка могут быть рекомендованы к использованию в дальнейших научных исследованиях языкового сознания, в курсах лекций по психолингвистике и общему языкознанию, в агитации и рекламе с целью оптимизации воздействия на аудиторию.

Материалом для настоящего исследования послужили результаты психолингвистического эксперимента (включающего методику модифицированного семантического дифференциала), для чего было отобрано несколько фотографических изображений из современных профессиональных журналов по фотографии, и были составлены описывающие их тексты.

Опрос был проведен в Москве в период с марта 2002 по октябрь 2003 года.

Достоверность полученных результатов обеспечивается рассмотрением обширного теоретического материала по данной проблематике, достаточным для проведения психолингвистического эксперимента числом информантов (всего 163) и достаточным объемом проанализированного материала, а также адекватными исследуемому материалу и задачам работы методами.

На различных стадиях работы в соответствии с поставленными задачами нами применялись следующие методы исследования: метатеоретический анализ, психолингвистический эксперимент, метод семантического дифференциала, компонентный анализ (лексических единиц), описательно-сопоставительные методы качественного и количественного анализа данных.

Структура работы обусловлена поставленными в ней исследовательскими задачами. Настоящее диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

2.5. Выводы по второй главе.

Цели, поставленные в начале исследования, были достигнуты в результате проведения серии запланированных психолингвистических экспериментов и интерпретации полученных данных.

Так, нами было выявлено: 1) каким образом в сознании испытуемых категоризована картина визуального и вербального восприятия- 2) какова тендерная специфика категориальной структуры (хотя это и не входило в основные цели исследования) — 3) как трансформируется мысль при ее «пересказывании» при помощи вербальных знаков.

1. Картина визуального и вербального восприятия в сознании испытуемых категоризована одинаково, т. е. семантическое пространство в обоих случаях имеет одинаковую четырехфакторную структуру: ОЦЕНКА — СИЛА — АКТИВНОСТЬ — ДОСТУПНОСТЬ.

2. Категориальная структура восприятия как визуальных, так и текстовых объектов тождественна в обеих подвыборках испытуемых, т. е. мало зависит от пола, хотя здесь можно отметить некоторые нюансы. Например, категория ОЦЕНКИ ярче выражена у мужчин, причем положительная оценка стойко ассоциируется с состоянием покоя, а отрицательная — с состоянием тревожностикатегория СИЛЫ, являясь практически инвариантной, представляется более значимой для мужчин, для которых данная категория однозначно ассоциируется с маскулинностью и взрослостью, а для женщин — только со взрослостьюкатегория АКТИВНОСТИ имеет более сложное и эмоционально насыщенное смысловое содержание у испытуемых-женщин, чем у мужчин, и ассоциируется в большей степени с молодостью, яркостью, мажорностью.

3. Рабочая гипотеза, верифицируемая в эксперименте, заключалась в том, что при производстве речи мысль (сконструированная из первичных образов сознания, формируемых при восприятии объектов реальной действительности), оречевляемая языковыми знаками, переводится тем самым в другую форму или «пересказывается» при помощи значений языковых знаков, претерпевая некоторые изменения из-за знаний, аккумулированных в этих значениях языковых знаков. Процесс оречевления мысли, т. е. процесс производства речи, анализировался на основе исследования восприятия языковой формы оречевления. Исследование осуществлялось при допущении, что фотографическое изображение фигурирует в качестве аналога оречевляемой мысли, и, следовательно, характеристики восприятия изображения в заданной метрике мы приписывали оречевляемой мысли, а по восприятию текстового описания, проанализированного в той лее самой метрике, судили о трансформации мысли при ее оречевлении. Другими словами, трансформация содержания мысли в процессе производства речи доллена отражаться в изменении оценки текстового описания по отношению к фотографическому изобрал<�ению и, как следствие, в изменении положения данных объектов в семантическом пространстве.

4. Результаты сравнительного анализа иконических (ФИ) и вербальных (ТО) текстов показывают, что по основным / классическим факторам семантического пространства (ОЦЕНКА — СИЛААКТИВНОСТЬ) происходит трансформация мысли при ее вербализации во всех четырех рассматриваемых случаях (№ 1, 4, 5, 7), хотя с различной долей интенсивности.

Наибольшие расхождения при сравнительном анализе ФИ и ТО фиксируются по категории СИЛА во всех четырех рассматриваемых случаях, причем в паре № 1 и № 7 ФИ имеет пололштельную, а ТО отрицательную оценку по указанному факторув паре № 4 и № 5 наблюдается противоположная картина: ТО имеет положительную, а ФИ отрицательную оценку по фактору СИЛА.

В рейтинге расхождений при восприятии ФИ и ТО категория ОЦЕНКА занимает второе месторасхождения фиксируются во всех четырех случаях, но незначительные, за исключением № 5.

Категория АКТИВНОСТЬ в данном рейтинге занимает третью позицию, поскольку значительные расхождения отмечаются только в случае № 7 (ТО имеет очень высокую оценку по данному фактору, а ФИочень низкую) — в трех остальных случаях (№ 1, 4, 5) результаты по ФИ и ТО практически совпадают.

5. При анализе экспериментальных данных наряду с традиционными факторами (ОЦЕНКА — СИЛА — АКТИВНОСТЬ) категориальной структуры семантического пространства нами был выделен в отдельную категорию фактор ДОСТУПНОСТЬ, который фиксирует реалистичность изображения (иконического текста) или текстового описания и доступность их содержания для понимания реципиентов. Доступность содержания иконического или вербального текста для понимания (или их реалистичность) зависит от того, насколько объект привычен: чем больше в описании или изображении непривычных или шокирующих элементов, тем менее реальным он представляется.

6. Результаты сравнительного анализа иконических (ФИ) и вербальных (ТО) текстов показывают, что по фактору ДОСТУПНОСТЬ трансформаций при переводе мысли в слово не фиксируется, поскольку во всех четырех рассматриваемых случаях (№ 1, 4, 5- 7) ФИ и ТО воспринимаются одинаково.

7. Таким образом, полученные экспериментальные данные подтверждают основное положение нашей гипотезы о том, что мысль, оречевляемая языковыми знаками трансформируется, или искажается знаниями, аккумулированными в этих значениях языковых знаков, из которых только часть адекватна оречевляемой мысли, а другая часть (не являясь облигаторной) «вынужденно» присутствует в оречевляемых текстах.

1- I.

Заключение

.

Представленное диссертационное исследование «Трансформация содержания мысли в процессе производства речи (психолингвистический аспект)» выполнено в русле исследований языкового сознания, одного из приоритетных направлений современной отечественной психолингвистики, и посвящено изучению функционирования языкового сознания в речи.

Исследование языкового сознания базируется на методологических принципах, сформированных в рамках деятелыюстного подхода, и сосредоточено на проблемах производства и восприятия речи.

Языковое сознание можно рассматривать как частный случай сознания в его связи с речевой деятельностью. В концепции деятельностного подхода сознание являет собой одну из способностей личности формировать и использовать ментальные образы в деятельностной форме и во внешней форме продуктов этой деятельности, т. е. в форме предметов культуры. Внешние формы существования сознания — предметная и деятельностная — доступны для внешнего наблюдения и анализа. Также они могут служить средством для изучения ментальных образов, которые доступны только для интроспекции. Поэтому деятельность, культурные предметы и их вербальные описания представляют собой великолепную возможность анализировать сознание и личность.

Языковое сознание тесно связано с понятием «образ мира».

В разных науках существует ряд понятий, которые представляют психические, лингвистические, логические, философские модели объективного мира: концептуальная картина мира, картина мира, образ мира, модель мира, концептуальная система, индивидуальная когнитивная система, языковая картина мира и др.- но при всех внешних различиях дефиниций перечисленных понятий их объединяет философская ориентация на представление моделей как субъективного образа объективного мира, как «исходного глобального образа», как «сокращенного и упрощенного отображения». Этим самым модели подводятся под традиционное понимание идеального. Кроме того, за редким исключением, в дефинициях выделяются в качестве обязательных два компонента: мировидение (видение мира, сумма представлений о мире, знания о мире, отражающая способность мышления и т. п.) и деятельностная природа картины мира (познающая деятельность человека, духовная активность, опыт человека и т. д.).

Образ мира является наиболее развитым представлением, или моделью, для исследования и описания (образов) сознания, в том числе и языкового, и трактуется в современной психологии и психолингвистике как «отображение в психике человека предметного мира, опосредованного предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами, и поддающееся при этом сознательной рефлексии» (Леонтьев 1983).

Целью исследования являлось вскрытие характеристик процесса оречевления мысли при производстве речи.

Формулируя рабочую гипотезу, мы опирались на теории речепорождения выдающихся ученых отечественной психологии и психолингвистики (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия, A.A. Леонтьев, Н.И. Жинкин), принципиальным моментом которых является положение о том, что движение от мысли к слову (т.е. вербализация мысли) проходит несколько этапов, в результате чего (начальная) мысль трансформируется под «влиянием» общепринятых значений, которые несут в себе единицы конкретного языка.

Таким образом, рабочая гипотеза, верифицируемая в эксперименте, заключалась в том, что при производстве речи мысль (оречевляемая языковыми знаками) переводится в другую форму при помощи значений языковых знаков, претерпевая изменения по причине знаний, аккумулированных в этих значениях языковых знаков. Процесс оречевления мысли, т. е. процесс производства речи, анализировался на основе исследования восприятия языковой формы оречевления, для чего был проведен сопоставительный анализ фотографических изображений и их текстовых описаний, или иконических и вербальных текстов, несущих идентичную информацию. Допуская, что фотографическое изображение фигурирует в качестве аналога оречевляемой мысли, характеристики восприятия изображения в заданной метрике (семантический дифференциал) мы приписывали оречевляемой мысли, а по восприятию текстового описания, проанализированного в той же самой метрике, судили о том, какие трансформации претерпевает мысль при производстве речи.

В результате проведения ряда психолингвистических экспериментов и анализа экспериментальных данных рабочая гипотеза получила подтверждение. Для анализа был выбран психосемантический метод, который помог не только выявить, как категоризована картина визуального и вербального восприятия испытуемых, но и наглядно продемонстрировать, какие трансформации происходят при вербализации мысли. Сопоставительный анализ фотографических изображений (фигурировавших в качестве аналога оречевляемой мысли) и их вербальных воплощений показал, что несоответствия в восприятии визуальных и вербальных объектов фиксируются по всем категориям (ОЦЕНКА — СИЛА — АКТИВНОСТЬ), составляющим субъективное семантическое пространство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Пермь как текст. Пермь: Изд-во Премского ун-та, 2000. — 400 с.
  2. Н.Ф. Проблемы вербализации концепта. Волгоград: Перемена, 2003. — 95 с.
  3. П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. № 7.
  4. П.К. Узловые вопросы функциональной системы. М.: Наука, 1980. Анциферова Е. А. Типы упорядоченностей в архитектурном тексте // Альманах исследований по искусству. Саратов: Сарат. гос. пединститут, 1993.-Вып. 1.-С.42−58.
  5. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 276 с.
  6. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: изд-во МГУ, 1980.- 126 с.
  7. Е.В. Антропоморфные образы в пространственных искусствах // Синергия культуры. Саратов: Сарат. гос. технич. ун-т, 2002. — С. 271 274.
  8. В.А., Насуленко В. Н. Системность. Восприятие, Общение.- М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 480 с.
  9. ММ. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  10. М.М. Марксизм и философия языка. М.: Лабиринт, 1993. — 189 с.
  11. Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 447 с.
  12. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологииактивности. М., 1966.
  13. H.A. Пути и задачи физиологии активности // Вопросы философии. 1961. № 6.1. M., 1994.
  14. H.П., Гоголицын IO.JI., Кропотов Ю. Д., Медведев C.B. Нейрофизиологические механизмы мышления. JI., 1985. Богин Г. И. Филологическая герменевтика. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1982. — 85 с.
  15. А.П. Концептуализация знания в искусствоведческим дискурсе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1994. — № 4. — С. 34−49. Бучшо Н. Ф. Восприятие искусства: Дис. д-ра филос. наук. 45 с.
  16. В.В. Искусствознание и критика. Л.: Художник РСфСР, 1988. 127 с.
  17. .М. Современная когнитивная психология. М. Ун-та, 1982.-336 с.
  18. .Р. Введение в историческое изучение искусства. -искусство, 1985. 280 с.
  19. C.B. Фоносемантические идеи в зарубежном языкозг Изд-во ЛГУ, 1990.- 198 с.
  20. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. З, М., 1983.
  21. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. -414 Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. сфч. М., 1982. Т. 2.
  22. С. И. Онтологическое единство текста и виды внутритекстовой организации // Машинный перевод и прикладная лингвистика. М., 1971.- С.114−135 (Тр. МГПИИЯ им. М. Тореза- вып. 14).
  23. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. М.: Наукова думка, 1984. — 207 с. Горелов И. Н. 1988
  24. Е.И. Языковое сознание (ассоциативная парадигма). Дисс.. доктора филол. наук. М., 2001.
  25. C.B. К уточнению некоторых понятий семиотики // Филологические науки. 1997. — № 2. — С. 67−76.
  26. В. фон Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.- 396 с.
  27. В.П. История русского языкознания. Иркутск, 1998. С. 81−90. Даниэль С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. Л.: Искусство, 1990. — 120 с.
  28. A.B. Концепция музыкального языка и семиотическая теория // Вести молодых ученых. СПб.: Гуманитарные науки, 1999. — № 1. — С.81−85.
  29. ДерридаЖ. О грамматологии. M.: Ad Marginem, 2000. — 512 с. Дмитрюк Н. В. Ассоциативные портреты — характеристики представителей русского и казахского этносов // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 248−268.
  30. H.B. Формы существования и функционирования языкового сознания в негомогенной культурной среде: Дисс. .доктора филол. наук. М., 2000а.
  31. Т.М. Язык информации и язык реципиента как факторы информативности // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. -М.: Наука, 1972. С.34−80.
  32. Г. В. Языковое сознание и механизмы контроля языковой правильности речи // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. «Языковое сознание». М., 1988. С. 59−60.
  33. H.A. Ленинский принцип коммунистической пропаганды и психология пропагандистского общения // Вопросы психологии. 1981. -№ 2. — С.11−19.
  34. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — С.5−33. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. — 1991, № 2.
  35. В.П. Проблема «образующих» сознания в деятельностной теории психики // Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 3, 1988. С. 2534.
  36. В.П. Проблемы психологии развития (Читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии, 1992, № 3−4.
  37. В.П., Мамардаишили М. К. Проблема объективного метода в психологиии // Вопросы философии, 1977, № 7. С. 109−125. Ибраев Л. И. Надзнаковость языка (к проблеме семиотики и лингвистики) // Вопросы языкознания. 1981. — № 1. — С. 17−36.
  38. Е.Б. Художественный видеофильм как текст и его категории // Языковая личность: проблемы креативной семантики. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 200−206.
  39. К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 440с. С. 133. Карасик В. И. О категориях дискурса //Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. — Волгоград — Саратов: Перемена, 1998.-С. 185−197.
  40. Ю.П. Ассоциативная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М., 1999.
  41. P.C. Языковые представления и языковое сознание // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. «Языковое сознание». М., 1988. С. 84−85.
  42. С.Д. Речемыслительные процессы // Вопросы языкознания. 1984. № 4.
  43. С.Д. Содержание слова, значение и его обозначение. JL: Наука, 1965. 108 с.
  44. С.Д. Типология языка и речевое мышление. Д.: Наука, 1972. -215 с.
  45. Ким В. В. Семиотические аспекты системы научного познания. -Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. 223 с. Кравченко A.B. Знак, значение, знание. — Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2001. -261 с.
  46. A.M. От компонентного анализа к компонентному синтезу. М.: Наука, 1986. 128 с.
  47. A.A. Семантика связанного текста и единицы информационного анализа // Научно-техническая информация. Сер. 2. — 1981. — № 1. — С.21−29.
  48. A.A. Знак // Философские проблемы психологии общения. Фрунзе, 1976.
  49. A.A. Психология общения. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1974.-218 с.
  50. A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. 288 с.
  51. A.A. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976а. С. 47-далее.
  52. A.A. Психолингвистические единицы порождения речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 306 с.
  53. A.A. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная реальность. М., 1993. С. 16−22.
  54. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -303 с.
  55. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М., 1983.
  56. А.Н. Материалы о сознании // Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1979, № 2, С. 3−13.
  57. А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения в 2-х т. М., 1983а.
  58. А.Н. Предисловие // Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения. М.: Прогресс, 1965. 236 с. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1 1965а.
  59. А.Н. Психология образа // Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1988, № 3, С. 6−25.
  60. Д.А. Тематический апперцептивный тест. 3-е изд. М.: Смысл, 2004.-254 с.
  61. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
  62. Ю.М. Искусство в ряду моделирующих систем // Труды по знаковым системам 3. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1967. — Вып. 198. -С. 130−142.
  63. ЮМ. Текст как семиотическая проблема // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. — Т.1. — С.129−247.
  64. Л.Н. Язык, текст и культура // Человек. Текст. Культура. -Екатеринбург: Департамент образования Свердловской обл., 1994. С. 160−169.
  65. Н.Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 79−92.
  66. У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 229 с.
  67. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 175 с.
  68. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. -207 с.
  69. В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997. -398 с.
  70. В.Ф., Нистратов A.A., Хайруллаева JIM. Исследование семантической структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала // Вестник МГУ. Психология. 1980. № 2. С. 27−36.
  71. В.А. Активность субъекта в условиях риска: Дисс.. кандидата психол. наук. М., 1977.
  72. В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3.
  73. A.B., Ярошевский М. Г. История психологии. М.: РГГУ, 1994. 445 с.
  74. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1984, № 4. С. 13−20.
  75. B.B. Психологическое описание визуальных способов решения задач. Автореф. канд. дисс. М., 1978.
  76. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1969. С. 55−231.
  77. Ч.С. Элементы логики // Семиотика. М.: Радуга, 1983. — С. 151 211.
  78. А.Ф., Швырев B.C. Знак и деятельность. М.: Политиздат, 1970.-63 с.
  79. А.Н. О понятии знакового сознания // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. ((Языковое сознание". М., 1988. С. 139−141.
  80. А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX—XX вв. Иваново: Изд-во Иванов, ун-та, 1994.-370 с.
  81. В.И. Картина миров жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988. С. 8−69. Постовалова В. И. Язык как деятельность: Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М.: Наука, 1982. 220 с. 1.
  82. A.A. Из записок по русской грамматике. Т. 1−2. М.: Учпедгиз, 1958.-535 с.
  83. A.A. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Харьков, 1894.
  84. Пэк A.A. К проблеме бытия произведений искусства // Вопросы философии. 1971. — № 7. — С. 82−90.
  85. O.A. Язык как миросозидание. Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. 4.1. М., 1997.
  86. С.Д. Образ мира как предмет психологии познания // Тезисы научных сообщений советских психологов к YI Всесоюзному съезду психологов СССР «Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы». М., 1983.
  87. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. Монография. М., 1985.
  88. E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., 1981 Солш (ев В. М. Языковой знак и его свойства // Вопросы языкознания. -1977.-№ 2.-С. 15−28.
  89. А.Г. Когнитивная лингвистика: становление парадигмы: Монография. Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2003.
  90. Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998. — 784 с. Стопин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  91. И.П. Лингвистика на подступах к языковому сознанию // Тезисы IX
  92. Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации.
  93. Языковое сознание". М., 1988. С. 173−174.
  94. Тайны сознательного и бессознательного. М., 1993. С. 12−30.
  95. Е.Ф. Введение // Язык и сознание: парадоксальная реальность.1. М., 1993. С. 6−15.
  96. Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 7−23.
  97. Е.Ф. Ментальность россиян. М., 1997.
  98. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969. 304 с.
  99. Ц. Теория символа. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. -384 с.
  100. Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000.
  101. А.И. Язык как результат и как средство деятельности сознания //I
  102. Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. «Языковое сознание». М., 1988. С. 183−184. Философская энциклопедия. Т.5. 1970. С. 43−46.
  103. У.Л. Значение и структура языка. М.: Прогресс, 1975. 430 с.
  104. А. Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике // Вопр. психологии. 1983. № 4. С. 16−28. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. -480 с. С. 69.
  105. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика//Вопр. психологии. 1982. № 5. С. 36−46. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: ТОО «Петрополис», 1998. -432 с.
  106. Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000.
  107. Языковое сознание: содерэ/сание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тезисы докладов. М., 2000.
  108. Языковое сознание: устоявшееся и спорное. XIY Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тезисы докладов. М., 2003.
  109. P.O. В поисках сущности языка // Семиотика. М.: Радуга, 1983. -С. 102−118.
  110. J. M., & Paivio A. Dual coding theory and education. Educational Psychology Review, 3 (3), 1991. P. 149−210.
  111. Droste F.G. Symbols, icons and sign processes // Linguistics: An interdisciplinary of the lang. sciences. Berlin (West): 1989. — Vol. 27. — № 5. -P. 921−938.
  112. Gyselinck V. Les modeles mentaux dans la comprehension de textes: le role desillustrations. These de doctorat. Universite de Paris 5,1995.
  113. Johnson-Laird P. N. Mental Models. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
  114. Johnson-Laird P. N., & Byrne R. M. J. Deduction. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1991.
  115. Mayenova M. Semiotyka i struktura tekstu. Warszawa, 1973. — 374 s. Mayer R. E. Multimedia learning: Are we asking the right questions? Educational Psychologist, 32, 1997. — P. 1−19.
  116. Osgood C.E. The nature and measurement of meaning. Psychological bulletin, 1952, V. 49, P. 197−237.
  117. Osgood C.E., May W.H., Miron M.S. Cross-cultural universals of effectivemeaning, Urbana, UL: University of Illinois, 1975. XIX, 486 p.
  118. Osgood C.E., Suci C.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning.
  119. Urbana: University of Illinois press, 1957. 342 p.
  120. Paivio A. Imagery and verbal process. N.Y.: Holt, 1971. — XII, 596 p.
  121. Paivio A. Mental representations: A dual-coding approach. New York: Oxford1. University Press, 1986.
  122. Winn W. D. Contributions of perceptual and cognitive processes to the comprehension of graphics. In W. Schnotz, & R. Kulhavy (Eds.), Comprehension of graphics (pp. 3−27). Amsterdam: Elsevier, 1994.
Заполнить форму текущей работой