Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые формы использования природных ресурсов

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом… Читать ещё >

Правовые формы использования природных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа

по дисциплине «Экологическое право»

тема: «Правовые формы использования природных ресурсов»

1. Понятие и сущность права природопользования

1.1 Понятие и история права природопользования

1.2 Принципы права природопользования

1.3 Субъекты и содержание права природопользования

2. Виды права природопользования

2.1 Классификация права природопользования по объекту природы

2.2 Классификация по основаниям возникновения права природопользования

3. Совершенствование правового регулирования использования природных ресурсов

Заключение

Список используемой литературы

Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд — экономических, духовных, рекреационных и иных — в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержаться главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, а также в Федеральном законе от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» .

Актуальность темы

курсовой работы заключается в том, что Природные ресурсы являются определяющим фактором развития ныне живущих и будущих поколений людей. В связи с этим интересы охраны и рационального использования природных ресурсов приобретают первостепенную важность и должны быть обеспечены эффективным механизмом регулирования. Более того, в последние годы в России предприняты необходимые меры по восполнению законодательных пробелов в сфере природопользования, принят ряд нормативных правовых актов, направленный на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды, подготовлен ряд законопроектов.

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать понятие права природопользования, раскрыть принципы права природопользования, рассмотреть классификацию.

Указанная цель определяет задачи исследования:

1. Просмотреть историю правового регулирования права природопользования.

2. Рассмотреть виды права природопользования.

3. Раскрыть основные начала регулирующие отношения возникающих при использовании природных ресурсов.

4. Проанализировать права и обязанности субъектов права природопользования.

В данной курсовой работе использованы различные методы познания: методы анализ, метод синтез, исторический метод, логико-юридический метод.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1 Понятие и история права природопользования

Понятие природопользования имеет в отечественной юридической науке глубокие корни. Серьезное внимание проблемам правового регулирования природопользования уделялось учеными-юристами еще в 50 — 70-х годах XX в. Однако исследования того времени своим предметом охватывали преимущественно проблемы использования отдельных видов природных ресурсов (землепользования, водопользования и т. д.).

Так, профессор А. М. Турубинер рассматривал право землепользования как систему норм, регулирующих порядок непосредственной эксплуатации земли в соответствии с тем целевым назначением, для которого она предоставлена. Определения права землепользования, предложенные другими авторами в то время, отличались главным образом дополнением предмета права землепользования отношениями, связанными с предоставлением и изъятием прав на землю, охраной прав землепользователей и т. д. Исследования 50 — 70-х годов, посвященные праву природопользования, тем не менее роднились в понимании природопользования как явления главным образом и прежде всего экономического. Соответственно неблагоприятные экологические последствия воздействия хозяйственной деятельности на природные ресурсы не получили тогда еще должной юридической оценки.

Принципиально иным в этой связи в науке стало определение права природопользования, сформулированное профессором Н. И. Красновым и ставшее одним из итогов развития в 70 — 80-е годы XX в. собственно эколого-правовых исследований. С точки зрения профессора Н. И. Краснова, право природопользования — «это совокупность (система) правовых норм, устанавливающих права и обязанности, которые определяют правила поведения предприятий, организаций, учреждений и граждан при непосредственном воздействии на окружающую природную среду независимо от того, являются они или не являются специально оформленными субъектами права природопользования в отношении того объекта природы, на который воздействует их поведение (деятельность)» .

В последнее пятнадцатилетие понимание природопользования как поведения лиц при непосредственном (в том числе негативном) воздействии на окружающую среду получило продолжение в ряде научных исследований, посвященных проблемам охраны окружающей среды. В целом подобный подход утвердился и в действующем законодательстве.

Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы.

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд — экономических, духовных, рекреационных и иных — в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе об охране окружающей среды, иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам и конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т. д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

1.2 Принципы права природопользования

Под принципами права природопользования понимаются основные начала регулирующие отношения возникающих при использовании природных ресурсов.

К основным принципам права природопользования относятся: рациональное природопользование, экосистемный подход к регулированию природопользования, целевой характер пользования природными ресурсами, устойчивость права пользования природными ресурсами, платность специального природопользования.

Принцип рационального природопользования, можно сказать, — традиционный принцип природоресурсного права России. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов ЛК РФ выделяет три группы лесов, а в первой группе лесов, кроме того, могут быть установлены категории защитности.

К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из них запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источникзагрязнения окружающей среды. .

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам. На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов.

Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

При этом статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется нормирование в этой области охраны окружающей среды, в том числе утверждение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным.

Введение

м платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением

1.3 Субъекты и содержание права природопользования

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, так как он обладает возможностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими из закона. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т. е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, ЛК РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т. е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо обладание дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации.

Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствующего правоотношения.

При характеристике содержания права природопользования следует иметь в виду, что в зависимости от цели природопользования субъекты различных видов права пользования одинаковыми природными ресурсами обладают различными правомочиями пользования (например, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование; пользование недрами для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения и т. д.).

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования. Права и обязанности определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ водопользователи имеют право: осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством РФ; получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности; осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ.

Водопользователи обязаны: рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензий на водопользование и договоре пользования водным объектом; не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства; информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов; выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами; соблюдать установленный режим использования водоохранных зон; осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов. Права и обязанности землепользователей определены Земельным кодексом РФ, лесопользователей — Лесным кодексом РФ; пользователей недрами — Законом о недрах, пользователей объектами животного мира — Законом о животном мире и др. В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

2. ВИДЫ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИ

2.1 Классификация права природопользования по объекту природы

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды: право землепользования, право недропользования, право водопользования, право пользования атмосферой, право лесопользования, право пользования растительным миром вне лесов, право пользования животным миром.

В юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования. Название соответствующего Закона — об охране атмосферного воздуха, хотя предшествующий Закон в данной сфере (1982 г.) предусматривал также регулирование потребления атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41). Видом использования атмосферы является выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующее видам землепользования. Так, ЗК РФ (ст. 7) выделяет: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (ст. 85).

В соответствии с Законом о недрах (ст. 6) недра предоставляются в пользование для: геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; для других целей.

Водные объекты, могут использоваться для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; а также для иных целей.

Согласно ст. 80 ЛК РФ в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством) и др.

Основными видами пользования животным миром в соответствии со ст. 34 Закона о животном мире являются охота и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

Специфические виды использования атмосферы, регулируемые Законом об охране атмосферного воздуха, — потребление атмосферного воздуха для производственных нужд и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.

2.2 Классификация по основаниям возникновения права природопользования

Важное юридическое значение имеет классификация по основаниям возникновения права природопользования — общее и специальное.

Общее природопользование является общедоступным, т. е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также Гражданский Кодекс РФ. В соответствии со ст. 262. граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) предусматривает Земельный Кодекс РФ. При этом выделяется частный и публичный сервитут. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для: прохода или проезда через земельный участок; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона скота через земельный участок; использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; свободного доступа к прибрежной полосе. Сервитут может быть срочным или постоянным.

Закон о недрах закрепил также право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод (ст. 40, ст. 41 Земельного Кодекса РФ).

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и. спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Осуществляя право свободного пребывания в лесах, граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства России.

В то же время пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъектов РФ, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях — в связи с установленным на них режимом лесопользования.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. В соответствии с Водным кодексом РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Однако общее водопользование предполагает обязательное соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также условий, устанавливаемых уполномоченными государственными органами.

При этом органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами. К сожалению, решение о запрещении купания все чаще принимается по санитарным соображениям, из-за высоких уровней химического и биологического загрязнения водоемов.

Водный кодекс РФ выделяет как самостоятельную разновидность водных объектов объекты общего пользования (ст. 20). Водные объекты общего пользования — это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Для общего пользования предназначается, однако, не весь водоем, а лишь полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник). При этом каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств.

В формах публичного и частного водных сервитутов регулирует право водопользования Водный кодекс. Публичный водный сервитут дает право каждому пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Частный водный сервитут устанавливает право заинтересованных лиц ограниченного пользования водными объектами, предоставленными в долгосрочное или краткосрочное пользование. Данный вид сервитута может устанавливаться либо в силу договора между водопользователем и субъектом сервитута, либо на основании судебного решения. Частный водный сервитут не является формой реализации права общего водопользования, так как предоставляется на основе договора или решения суда.

Публичные и частные водные сервитуты также носят целевой характер. Они могут устанавливаться в целях: забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др.

Для осуществления водных сервитутов, как и для реализации права общего водопользования, не требуется получения лицензии на водопользование.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

Закон о животном мире прямо не предусматривает права общего пользования животным миром. Более того, ст. 33 устанавливает, что объекты животного мира могут предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование и гражданам — в краткосрочное пользование. Однако Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова регулируется лицензионный порядок лова лишь ценных видов рыб, водных животных и растений. Спортивный и любительский лов видов, не отнесенных к ценным, не в целях извлечения доходов осуществляется свободно.

Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц. Специальное природопользование реализуется в формах: комплексного природопользования, специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.

Регулирование комплексного природопользования было предусмотрено ст. 18 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Законом об охране окружающей среды оно было необоснованно упразднено. Кроме названного Закона РСФСР, положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ. К примеру, аналогичные положения установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 90-е гг. в Ленинградской области был принят Закон «О комплексном природопользовании». Проект аналогичного закона в настоящее время готовится в Москве.

Под комплексным природопользованием понимается направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или нескольких природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы — земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т. д.).

экологический природопользование юридический право

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Российская Федерация располагает громадным природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.

За последние годы уровень разведанных запасов минерального сырья начал снижаться. Добыча ряда видов минерального сырья даже при сократившихся объемах превышает прирост их запасов.

Состояние минерально-сырьевых баз многих горнодобывающих регионов России резко ухудшилось вследствие истощения и снижения качественных характеристик сырья, усложнения условий отработки. В связи с этим требуется обеспечить подготовку поисковых заделов, что связано с осуществлением комплексов работ по геологическому изучению недр, оценке ресурсов минерального сырья, особенно по остродефицитным видам полезных ископаемых, проведением разведочных работ. Возрастает актуальность выявления новых ресурсных провинций для компенсации выбывающих сырьевых баз.

Россия обладает 22% лесных ресурсов планеты, однако этот потенциал используется недостаточно. По сравнению с началом 90-x годов объем заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что привело к накоплению перестойной части лесов с одновременным снижением их качества. Возросла опасность массовых вспышек 6oлезней леса и лесных пожаров.

Неоценимо значение водных ресурсов для обеспечения социально-экономического развития России. Для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в водных ресурсах построено более 2000 крупных водохранилищ и 34 межрегиональные межбассейновые системы по перераспределению водного стока. Однако состояние многих водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений неудовлетворительно, в ряде случаев является аварийным, велик их физический износ. Широкое развитие получили эрозия берегов, подтопление земель, а также загрязнение водных источников.

Суммарный биоресурсный потенциал российского рыболовства оценивается на уровне 9−10 млн. тонн в год. Объем добычи рыбы и других водных биологических объектов с 2000 года по 2008 год сократился с 8,3 до 4,2 млн. тонн около 30% потребляемых рыбных товаров обеспечивается за счет импорта.

Остается напряженной экологическая обстановка на территории России. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

1) загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий (гг. Норильск, Нижний Тагил, Магнито-юрск, Новокузнецк и др.);

2) постоянно увеличивающееся количество отходов производства it потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области и др.);

3) загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.

В 90-х годах был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось…

Начавшийся рост промышленного производства в России может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы страны для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы.

На решение указанных проблем направлена Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002;2010 годы)». Программа рассчитана на период 2002 по 2010 год. Н первом этапе (2002; 2004) осуществлялись мероприятия по охране окружающей природной среды. На втором этапе (2005;2010) осуществляются мероприятия по обеспечению устойчивого воспроизводства природных и сырьевых ресурсов обеспечивающих среднесрочные и долгосрочные внутренние и экспортные потребности.

Базовыми документами экологической политики Российской Федерации являются: национальный план действий в области охраны окружающей среды на конкретную перспективу и соответствующие планы действий в субъектах Российской Федерации; программы социально-экономического развития субъектов различного уровня; федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России»; региональные подпрограммы.

Реализация государственной экологической политики осуществляется по таким основным направлениям: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы природоохранной подготовки кадров и повышения экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.

Правовое регулирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обеспечивается действующей отраслевой системой федеральных нормативных правовых актов и сопряженных с ними нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, учитывающих территориальные особенности природопользования. В указанную систему входят следующие основные федеральные законы:

— Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002г.);

— Земельный кодекс Российской Федерации (1991г.);

— Закон Российской Федерации «О недрах» (1992г.);

— Федеральный закон «О плате за землю» (1991 г., 1997 г.);

— Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.);

— Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.);

— Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» (1998г.);

— Лесной кодекс Российской Федерации (1997 г.);

— Налоговый кодекс Российской Федерации (1998г.).

В целях практического применения федеральных законов приняты соответствующие постановления правительства Российской Федерации и разработаны инструктивные документы федеральных министерств и ведомств. Федеральное законодательство является базой для принятия на уровне областей нормативных правовых актов, отражающих местные особенности экономического и социального развития, демографическую ситуацию, природно-ресурсные и экологические условия. Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере природопользования предполагает внесение изменений в ряд других федеральных законов и принятие новых актов в области экологического налогообложения, государственного экологического контроля и экологической экспертизы, проектирования и эксплуатации предприятий, гармонизацию с международными нормами.

Заключение

Использование природных ресурсов представляет собой эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, а также все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Отношения, которые возникают в сфере охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

В процессе рассмотрения данного вопроса можно сделать следующие выводы:

1. Рациональное использование природных ресурсов является одним из необходимо важных условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов является запрещенным.

2. Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам и конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т. д.

3. К основным принципам права природопользования относятся: рациональное природопользование, экосистемный подход к регулированию природопользования, целевой характер пользования природными ресурсами, устойчивость права пользования природными ресурсами, платность специального природопользования.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации, — М.: Омега-Л, 2005. — 38с.

2. Водный кодекс Российской Федерации, — М.: Омега — Л, 2008. — 48с.

3. Земельный кодекс Российской Федерации, — М.: Гросс — Медиа, 2006. — 80с.

4. Лесной кодекс Российской Федерации, — М.: Омега — Л, 2008. — 59с.

5. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

6. Ерофеев, Б. В. Экологическое право: учебник для вузов / Б. В. Ерофеев. — М.: Форум: Инфра, 2005. — 320с.

7. Грунцевский, Ю. В. Экологическое право: учебное пособие / Ю. В. Грунцевский, Н. Е. Савич. — М.: АО «Центр ЮрИнфор», 2001. — 302с.

8. Гейт, Н. А. Экологическое право: курс лекций / Н. А. Гейт, — М.: ТК Велби, 2007. — 320с.

9. Румянцев, Н. В. Экологическое право Российской Федерации / Н. В. Румянцев.- М.: ЮНИТИ — ДАНА, Закон и право, 2007. — 368с.

10. Эриашвили, Н. Д. Экологическое право: учебник для вузов / Н. Д. Эриашвили, В. В. Курочкина. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, Закон и право, 2004. — 367с.

11. Боголюбов, С. А. Проблемы реализации права собственности на природные ресурсы / С. А. Боголюбов // Журнал Российского права. — 2006. — № 12.

12. Боголюбов, С. А. Глобализация и развитие экологического законодательства / С. А. Боголюбов // Журнал российского права. — 2004. — № 5.

13. Игнатьева, И. А. Систематизация экологического законодательства: современные проблемы и практические подходы / И. А. Игнатьева // Журнал российского права. — 2003. — № 12.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой