Средства оптимизации процесса межличностной коммуникации в англоязычном языковом пространстве
Диссертация
Наиболее важными перспективами для развития основных линий исследования представляются следующие. Чтобы составить более подробную картину средств, используемых с целью оптимизации МК, необходимо провести анализ невербального поведения. Как известно, вербальный и невербальный каналы взаимодействуют и дополняют друг друга, при этом каждый из них обладает рядом специфичных назначений. Следовательно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ЕЁ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ
- 1. 1. Сущность процесса межличностной коммуникации
- 1. 2. Проблема успешности межличностной коммуникации
- 1. 2. 1. Показатель эффективности
- 1. 2. 2. Показатель уместности
- 1. 3. Коммуникативный комфорт в качестве показателя успешной межличностной коммуникации
- 1. 3. 1. Завоевание расположения собеседника и формирование межличностной аттракции
- 1. 3. 2. Соблюдение принципов вежливости как условие неантагонистичного взаимодействия
- 1. 3. 3. Роль речевого контакта в межличностном взаимодействии
- 1. 3. 4. Речевые стратегии, направленные на создание коммуникативного комфорта
- 1. 4. Понятие коммуникативной компетенции и анализ её структуры
- Выводы
- ГЛАВА II. РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА СТАДИИ ЕЁ ИНИЦИИРОВАНИЯ
- 2. 1. Специфика начальной фазы коммуникации
- 2. 2. Использование приветствий для «открытия» общения: факторы коммуникативно-успешного и неудачного функционирования
- 2. 3. Природа комплимента
- 2. 3. 1. Функционирование комплимента и его тематика
- 2. 3. 2. Феномен неудачного комплимента
- 2. 3. 3. Проблема выбора ответа на комплимент
- 2. 4. Фатическая беседа и её роль в достижении коммуникативного комфорта
- 2. 4. 1. Особенности функционирования фатической беседы
- 2. 4. 2. Выбор темы фатической беседы: коммуникативно-удачные и -неудачные темы
- 3. 1. Характеристика стадии поддержания коммуникации
- 3. 2. Коммуникативное поведение говорящего, направленное на поддержание межличностной коммуникации
- 3. 2. 1. Стратегические средства успешного осуществления центрального этапа коммуникации, применяемые говорящим
- 3. 2. 2. Коммуникативно не успешное поведение говорящего
- 3. 3. Коммуникативное поведение слушающего, направленное на поддержание межличностной коммуникации
- 3. 3. 1. Средства активного слушания
- 3. 3. 2. Коммуникативно не успешное поведение слушающего
- 3. 4. Коммуникативные задачи завершающей фазы общения: средства их успешной реализации и причины неудачного решения
Список литературы
- А. Критерии выделения фатичееких высказываний и особенности их функционирования в художественном тексте: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Л. А. Азнабаева. — М., 1989. — 17 с.
- Бакушева, Е.М. Социолингвистический анализ речевого поведения мужчины и женщины (на материале французского языка): Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.05 / Е. М. Бакушева. М., 1995. — 16 с.
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
- Богданов, В.В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении / В. В. Богданов // Языковое общение: единицы и регулятивы. Калинин: КГУ, 1987. — С. 18−24.
- Богин, Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: Автореф. дисс.. д-ра филол. наук: 10.02.19 / Г. И. Богин. -Ленинград, 1984. 31 с.
- Василик, М.А. Основы теории коммуникации / М. А. Василик, М. С. Вершанин, В. А. Павлов. М.: Гардарики. — 615 с.
- Виноградов, С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. -М.: Наука, 1996. С. 121−152.
- Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1993.- 172 с.
- Волкова, Л.Г. Фатическая функция и синтаксические средства её реализации: формальный, семантический, коммуникативно-прагматический: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Л. Г. Волкова. Томск, 1998. -18 с.
- Воловик, A.B. О некоторых особенностях современного английского речевого поведения. / A.B. Воловик // Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988.-С. 124−134.
- Воронина, Е.В. О языковых средствах речевого контакта в современном английском языке / Е. В. Воронина, Т. А. Снегирева // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Горький: Изд-во ГГПИ, 1980.-Вып. 2.-С. 3−8.
- Гак, В. Г. Прагматика, узус и грамматика речи / В. Г. Гак // Иностранные языки в школе. -М., 1982. Вып. 5. — С. 11−17.
- Грайс, Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // H3JT. М.: Прогресс, 1985.-Вып. 16.-С. 217−137.
- Дементьев, В.В. Жанровая структура фатической коммуникации: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / В. В. Дементьев. Саратов, 1995.- 19 с.
- Двинянинова, Г. С. Комплимент: коммуникативный статус или стратегия в дискурсе? / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка. Воронеж: ВМИО, 2001.-С. 101−106.
- Драздаускене, M.-JI.A. Контактоустанавливающая функция речи: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / M.-JI.A. Драздаускене. М., 1970.-10 с.
- Еремина, Т.В. Социолингвистический аспект функционирования коллоквиальных апеллятивов / Т. В. Еремина // Культура и мир. Восток -Запад: Тез. докл. междунар. научн. конф., 19−22 сент., 1995 г. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 1995. — С. 29−31.
- Жельвис, В.И. Эмотивный аспект речи. Психо лингвистическая интерпретация речевого воздействия / В. И. Жельвис. Ярославль: ЯГПУ, 1990.-81 с.
- Иванова, E.H. Эффективное общение и конфликты / E.H. Иванова. -СПб-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. 69 с.
- Иванцова, O.B. Маркеры коммуникативного успеха / О. В. Иванцова // Учён. зап. Ульян, гос. ун-та: Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Сер. Лингвистика. Вып. 1 (6). — Ульяновск: УлГу, 2001. -С. 121−125.
- Каган, М.С. Мир общения / М. С. Каган М.: Политиздат, 1988. — 317 с.
- Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В. Б. Кашкин. -Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.
- Капишникова, A.B. Межличностная коммуникация / A.B. Капишникова // Речевая коммуникация в современном обществе. М.: НОПОЯЗ, 2002. -С.19−29.
- Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Учебник жизни / Д. Карнеги. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 718 с.
- Карпова, Е.В. Стратегии вежливости в современном английском языке (на материале малоформатных текстов): Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. В. Карпова. СПб., 2002. — 17 с.
- Касаткин, С. Мастер общения / С. Касаткин. Спб.: Питер, 2002. — 118 с.
- Клюев, Е.В. Риторика / Е. В. Клюев. М.: Приор, 1999. — 271 с.
- Козловская, Л.А. Фатическая функция языка: социолингвистический и структурно-грамматический аспекты: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Л. А. Козловская. Минск, 1993. — 23 с.
- Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. М: Междунар. Ун-т Бизнеса и Управления, 1997. — 340 с.
- Куницына, В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
- Ларина, Т.В. Вежливость в сознании и коммуникации: межкультурный аспект // Актуальные проблемы коммуникации и культуры. Вып. 2. -Пятигорск, 2005. — С. 75−87.
- Лисенко, М.В. Место стратегий извинения в гармонизации межличностных отношений (на материале английского языка): Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / М. В. Лисенко. СПб., 1999. — 16 с.
- Морова, O.JI. Средства речевого контакта в различных функциональных стилях: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19 / О. Л. Морова. -Саратов, 1997. 18 с.
- Оликова, М.А. Обращение в современном английском языке: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / М. А. Оликова. Киев, 1977. — 15 с.
- Панкратов, В.Н. Психология успешного взаимодействия: практические рекомендации / В. Н. Панкратов. М.: Творческий центр, 1999. — 128 с.
- Пиз, А. Говорите точно / А. Пиз, А. Гарнер. М.: Эксмо, 2004. — 222 с.
- Почепцов, Г. Г. Прагматика текста / Г. Г. Почепцов. Калинин, 1980. -189 с.
- Почепцов, Г. Г. Теория и практика коммуникации. От речей президентов до переговоров с террористами / Г. Г. Почепцов. М.: Центр, 1998. — 348 с.
- Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. М.- Киев: Рефл-бук- Ваклер, 1999. — 348 с.
- Прохоров, Ю.Е. Русское коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. М.: Гос. инст. русс. яз. им. A.C. Пушкина, 2002. — 227 с.
- Рогов, Е.И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: Владос, 2003. — 335 с.
- Сильберман, М. Толковые люди / М. Сильберман, Ф. Гансбург. ^ Минск: Попурри, 2003.-223 с.
- Смирнова, М.Н. Коммуникативные неудачи в неофициальном диалоге (на материале английского языка): Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / М. Н. Смирнова. М., 2003. — 24 с.
- Тарасова, И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез / И. П. Тарасова. -М.: Высшая школа, 1992. 175 с.
- Тарасова, И.П. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие / И. П. Тарасова // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1993. — Вып. 5. — С. 7083.
- Тарасов, Е.А. Место речевого общения в коммуникативном акте / Е. А. Тарасов // Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.-С. 67−96.
- Фаенова, М.О. Обучение культуре общения на английском языке / М. О. Фаенова. М.: Высшая школа, 1991. — 142 с.
- Фёдорова, JI.JI. Общение и язык / JI.JI. Фёдорова // Русский язык. М.: Первое Сентября, 2001. — Вып. 30 (http// rus.lseptember.ru/ 2001/ 30/ 3. hfm)
- Формановская, Н.И. Речевой этикет и вежливость / Н. И. Формановская // Русская словесность. М., 2001. — Вып. 3. — С. 67−72.
- Формановская, Н.И. О речевом этикете / Н. И. Формановская // Русская словесность. М., 2001. — Вып. 1. — С. 63−68.
- Чхетиани, Т.Д. Лингвистические аспекты фатической метакоммуникации: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Т. Д. Чхетиани. Киев, 1987. — 24 с.
- Чхетиани, Т.Д. Метакоммуникативные сигналы слушающего в фазе поддержания речевого контакта / Т. Д. Чхетиани // Языковое общение: единицы и регулятивы. Калинин, 1987. — С. 103−106.
- Шаповалова, О.Н. Управление коммуникативным поведением в общении: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19 / О. Н. Шаповалова. -М., 2002.-26 с.
- Ширяев, Е.Н. Семантико-синтаксическая структура разговорного диалога / Е. Н. Ширяев // Русский язык в научном освещении. М.: Языки Славянской Культуры, 2001. — Вып. 1. — С. 132−147.
- Якобсон, П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. М.: Знание, 1973. — 40 с.
- Adler, R. Looking Out Looking In (11th ed.) / R. Adler, R. Proctor II, N. Towne. Belmont: Thomson Wadsworth, 2005. — 459 p.
- Baldrige, L. Letita Baldrige’s Complete Guide to Executive Manners / L. Baldridge. New York: Rawson Associates, 1985. — 378 p.
- Baldrige, L. Letita Baldrige’s Complete Guide to the New Manners for the 90-s / L. Baldridge. New York: Rawson Associates, 1990. — 646 p.
- Bavelas, J.B. Listeners as Co-Narrators / J.B. Bavelas, L. Coates, T. Johnson // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. — Vol. 79 (6). — P. 941−952.
- Bayraktaroglu, A. Politeness and Interactional Imbalance. // International Journal of the Sociology of Language. 1991. — Vol. 94. — P. 5−34.
- Beebe, S.A. Interpersonal Communication. Relating to Others / S.A. Beebe, S.J. Beebe, M. Redmond. 4th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2005. -419 p.
- Beinstein, J. Small Talk as Social Gesture / J. Beinstein // Journal of Communication. 1975. — Vol. 25 (4). — P. 147−154.
- Bell, R. The Affinity-Seeking Function of Communication / R. Bell, J. Daly // Communication Monographs. 1984. — Vol. 51.-P. 91−115.
- Bell, R. Interpersonal Attraction As a Communication Accomplishment: Development of a Measure of Affinity- Seeking Competence / R. Bell, S. Tremblay, Buerkel-Rothfuss // Western Journal of Speech Communication. -1987.-Vol. 51.-P. 1−18.
- Brown, P. Politeness: Some Universals in Language Use / P. Brown, S.C. Levinson. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. — 345 p.
- Burleson, B.R. Comforting as Social Support: Relational Consequences of Supportive Behaviors // Personal Relationships and Social Support. London: Sage, 1990.-P. 66−82.
- Canary, D. Interpersonal Communication. A Goal-Based Approach (3d ed) / D. Canary, J. Cody, V. Manusov. Boston: Bedford/ St. Martin's, 2003. — 557 p.
- Cappella, J.N. The Management of Conversations / J.N. Cappella // Handbook of Interpersonal Communication. California: Sage, 1985. — P. 393−438.
- Cegala, D.J. Affective and Cognitive Manifestation of Interaction Involvement During Unstructured and Competitive Interactions / D.J. Cegala // Communication Monographs. 1984. — Vol. 51. — P. 320−338.
- Cheepen, C. The Predictability of Informal Conversation / C. Cheepen. -London: Pinter Publishers, 1988. 129 p.
- Chen, R. Responding to Compliments. A Contrastive Study of Politeness Strategies Between American English and Chinese Speakers / R. Chen // Journal of Pragmatics. 1993. — Vol. 20. — P. 49−75.
- Clark, H. Using Language / H. Clark. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.- 432 p.
- Coulmas, F. Introduction: Conversational Routine / F. Coulmas // Conversational Routine. The Hague, the Netherlands: Mouton Publishers, 1981. -P. 1−17.
- Cupach, W.R. A Comparison of Dispositional and Situational Measures of Interpersonal Competence / W.R. Cupach., B.H. Spitzberg // Western Journal of Speech Communication. 1982. — Vol. 47. — P. 364−379.
- Drazdauskene, M.-L. On Stereotypes in Conversation, Their Meaning and Significance / M.-L. Drazdauskene // Conversational Routine. The Hague, the Netherlands: Mouton Publishers, 1981. — P. 55−68.
- DuFon, M.A. Bibliography on Linguistic Politeness / M.A. DuFon, G. Kasper, S. Takahashi, N. Joshinaga // Journal of Pragmatics. 1994. — Vol. 21 (5).-P. 527−578.
- Ervin-Tripp, S.M. Sociolinguistic Rules of Address / S.M. Ervin-Tripp // Sociolinguistics. Middlesex: Penguin, 1986. — P. 225−240.
- Esquire’s Guide to Modern Etiquette / Ed. by O.S.Schoeffler, RJoseph and R. Butler. Philadelphia & New York: J.B.Lippincott Company, 1969. — 427 p.
- Ferguson, C.A. The Structure and Use of Politeness Formulas / C.A. Ferguson // Conversational Routine. The Hague, the Netherlands: Mouton Publishers, 1981.-P. 21−35.
- Fraser, B. Perspectives on Politeness / B. Fraser // Journal of Pragmatics. -1990.-Vol. 14.-P. 219−236.
- Galvin, K. An Introduction to Speech Communication. Person to Person / K. Galvin, C. Book. Illinois, Chicago: National Textbook Company, 1994. — 491 p.
- Goffman, E. The Presentation of Self in Everyday Life / E. Goffman. -Garden City, New York: Doubleday Anchor Books, Doubleday & Company, Inc., 1959.-255 p.
- Goffman, E. Interaction Ritual / E. Goffman // Essays in Face-to-face Interaction. Chicago: Aldine Publishing Company, 1967. — 270 p.
- Goffman, E. Strategic Interaction / E. Goffman. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1969. — 145 p.
- Herbert, R. Say «Thank You» Or Something / R. Herbert // American Speech. 1986.-Vol. 61.-P. 76−88.
- Herbert, R. Sex-based Differences in Compliment Behavior / R. Herbert // Language in Society. 1990. — Vol. 19. — P. 201−224.
- Holmes, J. Compliments and Compliment Responses in New Zealand English / J. Holmes // Anthropological Linguistics. 1986. — Vol. 28 (4). — P. 485−508.
- Johnson, D.M., Roen D.H. Complimenting and Involvement in Peer Reviews: Gender Variation / D.M. Johnson, D.H. Roen // Language in Society. 1992. -Vol. 21.-P. 27−57.
- Jones, E. Ingratiation. A Social Psychological Analysis / E. Jones. New York: Irvington Publishers, INC., 1975. — P. 211.
- Jakobson, R. Linguistics and Poetics / R. Jakobson // Style in Language. -Massachusetts: The M.I.T. Press, 1966. P. 350−377.
- Jenkins, D. Communication? It’s Easy / D. Jenkins. 3d ed. — Portsmouth Virginia: Success Publishing Company, 2001.-260 p.
- Holmes, J. Teachers and Students Learning About Compliments / J. Holmes, D.F. Brown // TESOL Quarterly. 1987. — Vol. 21 (3). — P. 523−546.
- Hunt, G. Effective Communication / G. Hunt. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1985. — 306 p.
- Hybels, S. Communicating Effectively / S. Hybels, R. Weaver II. New York: McGraw-Hill, Inc., 1995. — 485 p.
- Kellermann, K. The Conversation MOP: III. Timing of Scenes in Discourse / K. Kellermann, L. Tae-Seop // Journal of Personality and Social Psychology. -1990.-Vol. 59 (6).-P. 1163−1179.
- Knapp, M. Introduction: Background and Current Trends in the Study of Interpersonal Communication / M. Knapp, G. Miller // Handbook of Interpersonal Communication. California: Sage, 1985. — P. 7−25.
- Knapp, M.L. The Rhetoric of Goodbye: Verbal and Nonverbal Correlates of Human Leave-Taking / M.L. Knapp, R. Hart, G. Friedrich, G. Shulman // Speech Monographs. 1973. — Vol. 40 (3). — P. 182−198.
- Konsky, C.W. Interpersonal Communication / C.W. Konsky, J.I. Murdock // Introduction to Speech Communication. Illinois: Waveland Press, Inc., 1980.
- Krivonos, P.D. Initiating Communication: What Do You Say When You Say Hello? / P.D. Krivonos, M.L. Knapp // The Central States Speech Journal. 1975. -Vol. 26 (2).-P. 115−125.
- Larson, C. Communication: Everyday Encounters / C. Larson. Belmont, CA: Wadsworth Publishing Company, 1976. — 221 p.
- Laver, J.D. Linguistic Routines and Politeness in Greetings and Partings / J.D. Laver // Conversational Routine. The Hague, the Netherlands: Mouton Publishers, 1981.-P. 289−304.
- Leathers, D.G. Successful Nonverbal Communication. Principles and Applications (3d ed.) / D.G. Leathers. -Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1997.-436 p.
- Leeds-Hurwitz, W. Communication in Everyday Life. A Social Interpretation / W. Leeds-Hurwitz. Norwood, New Jersey: Ablex Publishing Corporation, 1989. — 203 p.
- Littlejohn, S. Theories of Human Communication (8th ed.) / S. Lettlejohn, K. Foss. Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2005. — 388 p.
- Malinowski, B. The Problem of Meaning in Primitive Languages / B. Malinowski // The Meaning of Meaning. London: Routledge and Kegan Paul LTD, 1949.-P. 296−336.
- Manes, J. Compliments: A Mirror of Cultural Values / J. Manes // Sociolinguistics and Language Acquisition. Rowley, Massachusetts: Newbury House Publishers, Inc., 1983. — P. 96−102.
- Manes J. The Compliment Formula / J. Manes, N. Wolfson // Conversational Routine. The Hague, the Netherlands: Mouton Publishers, 1981. — P. 115−132.
- Martin, M. Affinity-Seeking in Initial Interactions / M. Martin, R. Rubin // The Southern Communication Journal. 1998. — Vol. 63 (2). — P. 131−143.
- Martin, J. Miss Manners' Guide to Excruciatingly Correct Behavior / J. Martin. New York: Atheneum, 1982. — 745 p.
- McCrosky, J.C. Communication Competence and Performance. A Research and Pedagogical Perspective / J.C. McCrosky // Communication Education. -1982.-Vol. 31.-P. 1−7.
- Ostrander, S. Etiquette Etc. A Concise Guide with a Fresh Look / S. Ostander. New York: Sterling Publishing Co., Inc., 1969. — 256 p.
- Parks, M. Ideology in Interpersonal Communication: Off the Couch and Into the World / M. Parks // Communication Yearbook. New Brunswick, N.J.: Transaction Books. — 1981. — Vol. 5. — P. 79−107.
- Parks, M. Communicative Competence and Interpersonal Control / M. Parks // Handbook of Interpersonal Communication. California: Sage Publications, 1994.-P. 589−618.
- Pomerantz, A. Compliment Responses: Notes on the Co-operation of Multiple Constraints / A. Pomerantz // Studies in the Organisation of Conversational Interaction. New York: Academic Press, 1978. — P. 79−112.
- Redmond, M.V. Interpersonal Communication / M.V. Redmond. Fort Worth: Harcourt Brace & Company, 1995. — 247 p.
- Redmond, M. Interpersonal Communication: Definitions and Conceptual Approaches / M. Redmond // Interpersonal Communication, Readings in Theory and Research. Fort Worth: Harcourt Brace College Publishers, 1995. — P. 4−27.
- Richmond, V.P. Communication: Apprehension, Avoidance, and Effectiveness / V.P. Richmond, J.C. McCroskey. Scottsdale, Arizona: Gorsuch Scarisbrick Publishers, 1985. — 121 p.
- Rogers, C. On Becoming a Person / C. Rogers. Boston: Houghton Mifflin Company, 1964. — 420 p.
- Rubin, R. Conceptualization and Measurement of Interpersonal Motives / R. Rubin, E. Perse, C. Barbato // Human Communication Research. 1988. — Vol. 14.-P. 608−628
- Schutz, W. FIRO. A Three-Dimensional Theory of Interpersonal Behavior / W. Schutz. New York: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1958. — 267 p.
- Spitzberg, B. Interpersonal Competence / B. Spitzberg, W. Cupach. -Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1984. 247 p.
- Spitzberg, B. An Examination of Trait Measures of Interpersonal Communication. / B. Spitzberg // Communication Reports. 1991. — Vol. 4. — P. 22−29.
- Spitzberg, B. What is Good Communication? / B. Spitzberg // Journal of the Association for Communication Administration. 2000. — Vol. 29 (1). — P. 103 119.
- Stamp, G. H. A Qualitatively Constructed Interpersonal Competence Model. A Grounded Theory Analysis / G.H. Stamp // Human Communication Research. -1999.-Vol. 25.-P. 531−547.
- Stewart, J. Together: Communicating Interpersonally (2nd ed.) / J. Stewart. G. D’Angelo. Reading, Massachusetts: Addison-Wesley Publishing Company, 1980.-407 p.
- Trenholm, S., Jehnsen A. Interpersonal Communication (5th ed.) / S. Trenholm, A. Jehnsen. New York, Oxford: Oxford University Press, 2004. -431 p.
- Vangelisti, A.L. Conversational Narcissism / A.L. Vangelisti, M.L. Knapp, J, A. Daly // Communication Monographs. 1990. — Vol. 57. — P. 251−274.
- Vela-McConnell, J. Who Is My Neighbor? Social Affinity in a Modern World / J. Vela-McConnell. Albany, New York: State University of New York Press, 1999.-328 p.
- Watts, R.J. Politeness / RJ. Watts. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.-304 p.
- Wolfson, N. An Empirically Based Analysis of Complimenting in American English / N. Wolfson // Sociolinguistics and Language Acquisition. Rowley, Massachusetts: Newbury House Publishers, Inc., 1983. — P. 82−95.
- Wolfson, N. Compliments in Cross-Cultural Perspective / N. Wolfson // TESOL Quarterly. 1981. — Vol. 15. — P. 117−124.
- Ackerman J. Stanton’s Garage / J. Ackerman // Humana Festival'93. -Newbury, VT: A Smith and Kraus Book, 1993. P. 1−52
- Armstrong M. The Rivals / M. Armstrong // 20th Century English Short Stories. -London: Nelson, 1990.-P. 107−111.
- Belber S. Tape / S. Belber // Humana Festival'2000. Hanover, New Hampshire: SKA Smith and Kraus Book, 2000. — P. 1−45
- Byatt A.S. On the Day that E.M.Forster Died / A.S. Byatt // Contemporary British Stories. Н. Новгород: Perspective Publications Ltd, 1994.
- Cassidy A. Shopping for One / A. Cassidy // British Short Stories of Today. -London: Penguin Books, 1987. P. 23−25.
- Corbett V. Spalsh / V. Corbett, J. Hopkirkand, E. Pollard. London: Headline, 1995.-467 p.
- Cunningham A. № 11. (Blue and White) / A. Cunnungham // Humana Festival'2000. Hanover, New Hampshire: SKA Smith and Kraus Book, 2000. -P. 47−104.
- Dahl R. Parson’s Pleasure / R. Dahl // 20th Century English Short Stories. -London: Nelson, 1990. P. 146−166.
- Dickens Ch. David Copperfield / Ch. Dickens. M.: Foreign Publishing House, 1949.-850 p.
- Dunn D. Getting Used to It / D. Dunn // British short Stories of Today (edited by Esmor Jones). London: Penguin Books, 1987. — P. 40−50.
- Fielding H. Bridget Jones’s Diary / H. Fielding. New York: Penguin Books, 2001.-271 p.
- Fielding H. Bridget Jones. The Edge of Reason / H. Fielding. New York: Viking, 2004. — 338 p.
- Fowles J. The French Lieutenant’s Woman / J. Fowles. New York: A Signet Book from New Am. Library, 1970. — 366 p.
- Gayle M. Turning Thirty / M. Gayle. London: Flame Hodder&Stroughton, 2000.-350 p.
- Kaufman L. Shooting Simone / L. Kaufman // Humana Festival'2000. -Hanover, New Hampshire: SKA Smith and Kraus Book, 2000. P. 69−112
- Kling K. The Ice-Fishing Play / K. Kling // Humana Festival'93. Newbury, VT: A Smith and Kraus Book, 1993. — P. 113−149.iL
- Lerner L. Dickon and David / L. Lerner // 20 Century English Short Stories.- London: Nelson, 1990.-P. 13−24.
- Lette K. Foetal Attraction / K. Lette. London: Picador Thirty, 1993. — 280 p.
- Maugham S. Moon and Sixpence / S. Maugham. M.: Progress Publishers, 1969.-239 p.
- Murdoch I. The Black Prince /1. Murdoch. London: Penguin Books, 1975. -416 p.
- O’Flanagan Sh. Far From Over / Sh. O’Flanagan. London: Headline, 2000. -410p.
- Osborne J. Look Back in Anger /J. Osborne // Modern English Plays. M.: Progress Publishers, 1966. — P. 27−42.
- Parker D. The Last Tea / D. Parker // 20th Century English Short Stories. -London: Nelson, 1990. P. 25−27.
- Shatter P. Five Finger Exercise / P. Shatter // Modern English Drama. M.: Raduga Publishers, 1984. — P. 33−156.
- Shaw B. Widowers' House / B. Shaw. Moscow: Foreign Publishing House, 1950.- 172 p.
- Spark M. A Member of the Family / M. Spark // 20th Century English Short Stories. London: Nelson, 1990. — P. 59−70.
- Tremain R. A Shooting Season / R. Tremain // Contemporary British Stories. -H.HoBropofl: Perspective Publications Ltd, 1994.-P. 151−168.
- Wain J. The Valentine Generation / J. Wain // 20th Century English Short Stories. London: Nelson, 1990. — P. 91−100.
- Waterhouse K. Billy Liar / K. Waterhouse, W. Hall // Modern English Plays.- M.: Progress Publishers, 1966. P. 233−335.