Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы заключения брака

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем сама процедура заключения брака с точки зрения ее оформления в органах загса субъектов Российской Федерации может быть весьма различной, следуя местным традициям и обычаям, поскольку семейное законодательство находится в совместной компетенции Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Законным на территории Российской Федерации признается только брак, зарегистрированный… Читать ещё >

Правовые основы заключения брака (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава 1. Эволюция становления брачных отношений

1.1 Понятие и правовая природа брака

1.2 Исторические формы семьи и брачных отношений

1.3 Современные формы брака Глава 2. Правовые основы заключения брака

2.1 Условия заключения брака

2.2 Порядок заключения брака

2.3 Обстоятельства, препятствующие заключению брака Заключение Список используемой литературы

Введение

Семья — первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходит социализация и воспитания детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как заботы о престарелых. На семью ложиться организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

В настоящее время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно 250−300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества. В 1999 году число браков на 1000 населения составило 6,3 брака, разводов — 3,7. Быстро увеличивается число внебрачных детей. В настоящее время каждый пятый родившийся — внебрачный ребенок Социология: Курс лекций. // Г. Ф. Шафранов-Куцев, — Тюмень ТГУ, 2005 г. — с.156.

Процесс снижения уровня брачности начался в России еще в 70-е годы. Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитие этого процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. За пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициент рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения, сократился на 38 процентов. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период зафиксировано явление депопуляции, то есть когда число умерших стало превышать число родившихся, и начался процесс естественного снижения численности населения. Если такие тенденции сохранятся, то через пятьдесят лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция является результатом не только обвального падения рождаемости, но и увеличения числа умерших. К началу 80-х гг. Россия по уровню продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировым лидером по продолжительности жизни (для мужчин — 73,4, для женщин — 78,3 года), наша страна отстает соответственно на 12 и 5 лет Демографическая ситуация в России и за рубежом. // Р. В. Орлов — Социологические исследования 2004 г. № 4, — с. 57.

Именно поэтому эта тема наиболее актуальна в нашей стране на данном этапе ее развития. Ведь именно будущее страны — это дети, воспитанные в нормальной социально, экономически и психологически стабильной семье.

Целью данной работы является исследовать формы семьи и брака.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи, а именно наиболее детально и подробно рассмотреть:

— понятие и правовую природу брака;

— исторические формы семьи и брачных отношений;

— современные формы брака;

— правовые основы заключения брака.

Глава 1. Эволюция становления брачных отношений

1.1 Понятие и правовая природа брака Существует несколько правовых теорий, объединяющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был связан, прежде всего, с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственное и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права Семейное право: Учебник. // М. В. Антокольская — Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — с.103.

В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становиться представление о нем, как о «самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой» Курс семейного права. // И. А. Загоровский — М.: Екатеринбург, 1996. — с.5.. Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака.

В тот период когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был в полнее оправдан, но с заменой канонических норм светскими установления он изживает себя. Советское право в отличии от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, эстетической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовную, физическую и материальную. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые, однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз получило признание не сразу.

Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и в месте с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью, но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак снова попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое отношение брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов». Кант считал, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения о том, что концепция договора неприменима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоящих в брачном общении.

Недостатком этой теории является перенесение этических представлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связаны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, обосновываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правому регулированию, во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же прибивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. «Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, — пишет по этому поводу К. Д. Кавелин, — брак по духовной своей стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контакта и на нем основанное, брак есть гражданский институт» Семейное право: Учебник. // М. В. Антокольская — Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — с.105.

Данное определение соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, — это гражданско-правовые отношения. В своей другой части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или как средство достижения определенных выгод — все это лежит за гранями права.

Этическая оценка своего брака — сугубо личное дело каждой супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, философических и этических представлений. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак.

Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небезразлично для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.

Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное.

Г. Ф. Шершеневич считал, что основание возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Отличие брака от обязательства он видит в том же, что и И. Кант: «Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное же сожительство не имеет виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание» Общая теория права. Т.1// Г. Ф. Шершеневич , — М.: 1997. — с.160. .

Таким образом, Г. Ф. Шершеневич признавал юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение возникающее на его основе, он тоже относил к институтам особого рода.

Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором, основные их доводы можно свести к следующему: во-первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т. д. Вторым доводом служит то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений.

Например, О. С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании юридического факта совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на корыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак О. С. Иоффе назвал желание получить государственного признания созданного союза, «основа которого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юридическое содержание». Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках Семейное право: Учебник. // М. В. Антокольская — Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — с.106.

Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и не правовых. Прежде всего они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов.

Когда мы говорим, что брак — наиболее полное общение супругов: материальное, духовное и физическое, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых они определяют сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат внеправовой сфере. Поэтому невозможно сказать, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производиться не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов брачных договоров и других соглашений между супругами.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

Признание этого факта не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед Богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит внеправовой сфере.

1.2 Исторические формы семьи и брачных отношений Сведения о семейном укладе нардов, населяющих территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны.

Летописи говорят о том, что у полян уже сложились моногамная семья, у других же славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей — еще сохраняется полигамия. Семейные отношения в этот период регулируются обычным правом. В различных источниках содержаться указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний — похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне, как описывается в летописи, имели обычай похищать себе на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. Существуют и многочисленные доказательства того, что в древние времена существовал и еще один способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласия невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой. Брак заключается по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы ее родственники приносили приданое Обычаи и традиции русского народа. // И. А. Панкеев, — М.: БЕТА-Сервис, 1998 г. — с.227.

Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера.

С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон — собрание византийского семейного права, состоящего из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен и постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги. Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытеснение византийским законодательством обычного семейного права происходило медленно. Церковное венчание, веденное в 11 веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитком язычества. Особенно был распространен обряд заключения брака «у воды». Церковь постоянно боролась с этими обычаями за ведение канонической формы брака.

Согласно установлениям Кормчей книги венчанию предшествовало обручение — сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка — заряд, достигавшая иногда значительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании. Обручение связывала жениха и невесту почти так же, как брак, нарушение верности жениху рассматривалась в качестве прелюбодеяния. Был установлен возраст вступления в брак — 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был предусмотрен, но священникам предписывалась отказываться венчать престарелых лиц. Обращалось внимание и на то, что между вступающими в брак не должно быть «великой разницы в летах». Запрещались браки с близкими родственниками; между лицами, состоящими в духовном родстве, основанного на совершении обряда крещения. Нельзя было также вступать в брак при наличии другого нерасторгнутого брака. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Однако в действительности в тот период согласие невесты практически никогда не спрашивалось. Запрещалось вступление в четвертый брак. В своде канонического права 1551 года приводятся по этому поводу слова Григория Великого: «Первый брак — закон, второй — прощение, третий законнопреступление, четвертый — нечестие, свинское есть житие» Хрестоматия по истории государства и права России.: Учебник доя высших учебных заведений. // П. А. Кириллов. М.: 1996 г., — с. 54. .

Не позднее чем за две недели до венчания три раза в подряд в праздничные дни в приходе жениха и невесты оглашалась имена лиц, вступающих в брак. При этом всем, знающим о препятствиях к браку, предлагалось заявить о них. Прежде всем венчать, священнику предписывалась также производить «обыск» — выяснения у родственников жениха и невесты и других лиц, нет ли препятствий к браку.

Венчание производилось только священником, обозначенным в венчальной записи не менее двух свидетелей.

Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняется. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Сам же церковный брак признавался таинством, совершаемым на небесах, направленное на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. Однако духовная сторона христианского брака не получает существенного развития в России того периода. Она рассматривалась достаточно примитивно и формально: только как общность религиозной жизни. С этим связан и запрет на вступление в брак с нехристианами. До московского периода замужние женщины пользовалась относительной свободой, затем наступила так называемая «эпоха терема», когда женщины из верхним слоев общества не общались практически ни с кем, кроме ближайших родственников. За убийство жены муж подвергался легкому наказанию, а жена, убившая мужа, живой закапывалась в землю. Муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога Курс семейного права. // И. А. Загоровский — М.: Екатеринбург, 1996. — с.48.

Реформа Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восполнения пробелов в каноническом праве.

Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. По указу Петра I, действовавшему, правда, непродолжительное время, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. Это положение затем получило закрепление в Своде законов Российской Империи. Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть законно совершен без добровольности и непринужденного согласия сочетающихся лиц».

Указом 1714 года Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка не увенчалась успехом. Указом 1722 года было запрещено женить «дураков, которые не в науку, ни в службу не годятся».

При Петре I обручение становиться расторжимым. Запрещается снабжать его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке на случай, если брак не состоится. Затем это положение получило дальнейшее развитие в Своде законов. Часть 2 статьи 12 Законов гражданских гласит, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок, и поэтому обещание вступить в брак может быть свободно невыполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 году обручение сливается во времени с венчанием.

В 1721 году православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны со шведами Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по законам того времени они не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим было установлено правило (просуществовавшее вплоть до Октябрьской революции) о том, что христианин другой конфессии вправе вступать в брак с православным, дав подписку, что он не будет совращать православного супруга в свою веру и обязуется воспитывать детей в православии.

В 1810 году Синод составил перечень запрещенных степеней родства. Согласно каноническим правилам запрещались браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. До такой же степени запрещались и браки между свойственниками. Светской законодательство распространило ограничение только до четвертой степени бокового родства и свойства. Препятствием к браку по-прежнему оставалось и духовное родство.

В 1744 году указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от бога установлен, — гласит указ, — для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно» Лекции по семейному праву: Учебное пособие. // М. В. Антокольская, — М.: Юристъ, 1995, — с. 47. В 1810 году повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Для вступления в брак необходимо было согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты (статья 6 Законов гражданских). Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее не признавался недействительным, но дети лишались права наследовать имущество родителей по закону, если родители их не простили. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, обязывались получить согласие на брак своего начальства (статья 9 Законов гражданских). За брак, заключенных без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию. Законодательство того периода знает и случаи ограничения брачной правоспособности в судебном порядке. Приговором суда запрещалось вступать в брак лицам, осужденным за двоебрачие, а также тому из супругов, брак с которым был расторгнут из-за его неспособности к брачной жизни.

Заключение

брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Исключения делались лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами.

Дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. Российское брачное законодательство, и светское и каноническое, всегда строились на основании религиозных правил. Поэтому лиц разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. С одной стороны, это было свидетельство веротерпимости, с другой стороны, на рубеже XIX — XX веков начала настоятельно осуществляться потребность в хотя бы альтернативном едином светском законодательстве, допускающем браки между лицами разных религий, развод по взаимному согласию в светском органе и т. д.

Мусульманам разрешалось заключать полигамные браки. Развод между мусульманами регулировался законами Шариата, которые предусматривали развод по взаимному согласию и по воле мужа в одностороннем порядке.

Брак между католиками был не расторжимым, дозволялось только сепарация — судебное разлучение от стола и ложа. Вступить в новый брак супруги, получившие решение о сепарации, не могли.

Протестантская церковь допускала большую свободу разводов, в том числе и при «отвращении супруга к брачной жизни».

По иудейским религиозным законам муж мог развестись со своей женой при наличии любой серьезной причины. Жена же имела право требовать развода только в строго определенных случаях.

Почти сразу же после Октябрьской революции 1917 года были проведены две важнейшая реформа семейного законодательства. 18 декабря 1917 года вышел декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Согласно этому декрету единственной Фомой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в органах ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет для женщин и 18 лет для мужчин — и взаимного согласия будущих супругов. Препятствием к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства, а также наличие другого не расторгнутого брака.

В 1923 году началась разработка нового семейного кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 году его вынесли на всенародное обсуждение.

Наиболее существенным нововведением этого кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Последовательное проведение светской концепции брака как договора заставляет придавать решающее значение не факту регистрации брака, а взаимному соглашению сторон. Поэтому в ходе дискуссии были выдвинуты многочисленные предложения по упразднить регистрацию брака вообще. На принятие решения оказали и модные в то время в социалистических кругах теории об отмирании брака.

Введение

в 1917 году гражданской формы брака многие считали не более, чем антирелигиозным приемом, направленным на борьбу с церковной формой брака. Считалось, что в 1926 году большевикам удалось в значительной мере искоренить «религиозные предрассудки» населения и опасность возрождения церковной формы брака больше не представлялась им серьезной. Еще одним доводом в пользу придания правового значения фактическим брачным отношениям были статистические данные, свидетельствовавшие о том, что в незарегистрированных браках, как правило, состояли женщины из наиболее обеспеченных слоев населения, особенно нуждающихся в правовой защите. Часто такие женщины, брошенные фактическим супругом, оставались без средств к существованию, поскольку ни права на имущество, ни права на взыскание алиментов по закону они не имели.

Признание силы законного брака за фактическими брачными отношениями привело к изменением в трактовке самого значения регистрации брака. Например, С. И. Раевич писал, что регистрация по кодексу 1926 года не является уже моментом совершения брака. Брак, по его мнению, не совершается, а оформляется регистрацией. Брак по сути своей превратился, как в Древнем Риме, в частную неформальную сделку. Придание ему частноправового характера, безусловно, стало прогрессивным явлением. Деформализация брака, наоборот, сыграла отрицательную роль. Параллельное существование фактического и зарегистрированного брака ни к чему, кроме правовой неопределенности, путанице и подрыву принципа моногамии привести не могла Лекции по семейному праву: Учебное пособие. // М. В. Антокольская, — М.: Юристъ, 1995, — с. 67.

Были внесены существенные измения и в регулирование брака. Многие участники обсуждения Кодекса высказывались за повышение брачного возраста для женщин. Отмечалось, что ранние браки препятствуют завершению женщиной образования и ее профессиональному росту. В результате в КЗоБСО был установлен единый брачный возраст для женщин и мужчин — 18 лет.

Кодекс закрепил веденное еще в 1924 году право супругов при вступлении в брак по своему выбору сохранять добрачную фамилию или именоваться общей.

Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода.

Указом от 15 февраля 1947 года были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами.

1.3 Современные формы брака Семейное право и законодательство признают в качестве единственной, защищаемой государством формы брака — брак, заключенный и зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (в загсе). Особый порядок заключения и регистрации браков предусматривается законом для лиц, находящихся в лечебных учреждениях, в местах лишения свободы, на кораблях, в иных неординарных ситуациях. Оформление брачных отношений супругов должно строго следовать предписанию семейного закона — Семейного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем сама процедура заключения брака с точки зрения ее оформления в органах загса субъектов Российской Федерации может быть весьма различной, следуя местным традициям и обычаям, поскольку семейное законодательство находится в совместной компетенции Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Законным на территории Российской Федерации признается только брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния. Акт гражданского состояния — это утвержденный от имени Российской Федерации факт, имеющий значение для определения правового статуса гражданина и являющийся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей гражданина, в том числе и семейных. Регистрация брака служит именно этим целям. Государственная регистрация брака исключает тем самым иные способы заключения брака, а также правовые последствия, которые могли бы при этом возникнуть. Женщина и мужчина, совместно проживающие просто без оформления брака, либо оформив его по религиозным или иным обрядам, либо заключив его не в целях, предусмотренных Семейным кодексом, не могут претендовать на какие-либо права, исполнение обязанностей, связанных с такого рода нелегитимным браком. Юридически существующим признается только брак, официально зарегистрированный в органах загса.

Не имеют правового значения совершаемые между женихом и невестой разного рода торжественные церемонии типа помолвки, обручения, церковного оглашения предстоящего брака. Все это личное дело самих вступающих в брак и не подлежит какой-либо регистрации. Вместе с тем нельзя не отметить, что в некоторых зарубежных странах нарушение помолвки или обручения может явиться поводом иска о возмещении причиненных этим нарушением убытков.

Государственная регистрация брака требуется законодательством почти всех развитых стран (Франции, Германии, Бельгии, Голландии и т. д.). В ряде стран наравне с гражданской формой брака правовые последствия порождает и брак церковный. Так, в Италии заключение брака формально допускается как в гражданской, так и в церковной формах, причем при условии обязательного последующего уведомления государственных органов о состоявшейся церковной процедуре бракосочетания. Имеется целый ряд своеобразных форм заключения брака в мусульманских, латиноамериканских, африканских странах.

От зарегистрированного государством брака следует отличать брак, заключенный по религиозным обрядам — в церкви, мечети, синагоге и других культовых учреждениях (церковный брак), — который возможно совершать до и после государственной регистрации брака, но не вместо нее. Венчание и аналогичные церемонии не порождают каких-либо правовых последствий, прав и обязанностей между заключающими брак по этим обрядам.

В России введение гражданской формы брака и соответствующая отмена церковной была произведена в декабре 1917 г. В настоящее время Семейный кодекс в виде исключения предусматривает возможность признания правовой силы за церковным браком только в том случае, когда он был заключен на оккупированной территории, входившей в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этой территории органов записи актов гражданского состояния. Государство не создает каких-либо препятствий церковным обрядам, это личное дело верующих людей, вступающих в брак, однако они должны четко представлять себе их значение, а также необходимость обязательной до или после этих церемоний государственной регистрации брака Домашняя юридическая энциклопедия. // Под ред. И. М. Кузнецовой, — М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997 г. — с.34.

Правовой порядок прежде всего. Именно он обеспечит прочность и стабильность семьи, дальнейшую благополучную жизнь супругов и их потомков. И недаром в последние годы даже русская православная церковь призывает священников не венчать молодых людей без предоставления справок из загсов о регистрации брака. Особенно строго следует относиться к этой формальности при заключении россиянами браков с иностранцами. Церковь в подобных случаях желает быть точно уверенной в том, что новобрачный не имеет других жен за границей.

В том же случае, если обряд венчания совершается между россиянами, священнослужители обязаны подумать об интересах и правах как супругов, так и будущих детей и отказывать тем, кто не зарегистрировал брак в загсе.

В жизни существует весьма распространенный брак без какого-либо оформления, по существу, простое совместное (не обязательно длительное) сожительство женщины и мужчины, не связанных между собой какими-то правовыми обязательствами. Такой не зарегистрированный органами государства брак-сожительство не создает взаимных прав и обязанностей супругов.

Фактические браки, учитывая обязательную государственную регистрацию брака, сколько бы времени они ни продолжались, не являются браками в юридическом смысле и не порождают правовых последствий. А все возникшие между фактическими супругами имущественные отношения по совместно приобретенным вещам регулируются нормами об общей собственности Гражданского кодекса. На территории России фактические браки признавались действительными наряду с зарегистрированными государством в период с 1926 по 1944 г., после чего супруги могли оформить свои отношения, зарегистрировав брак с указанием срока совместной жизни. Если же брак не мог быть зарегистрирован (гибель на фронте одного из них), супругу предоставлялось право обратиться в суд о признании ее (его) супругом умершего или пропавшего без вести другого супруга. Сроки подач таких исков не установлены.

Вместе с тем нельзя отрицать возрастающее число лиц, проживающих в фактическом браке. К ним относятся прежде всего две категории населения. Первая — совсем молодые люди, у которых имеются сложности с заработками, жильем, материальные проблемы, возражения родителей против вступления в брак. Они, можно сказать, вынуждены при этих обстоятельствах создавать фактическую семью, жить совместно (или раздельно) без правовой регистрации своих отношений. Большой беды в этом нет, но в случае рождения детей возникают существенные проблемы с отцовством, алиментами и прочие. Чаще всего молодые пары спохватываются и оформляют свои отношения, регистрируют брак Домашняя юридическая энциклопедия. // Под ред. И. М. Кузнецовой, — М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997 г. — с.38.

Ко второй категории следует отнести такие пары, которые поличным соображениям не хотят оформлять свой брак (например, один из супругов уже состоит в браке и развод нежелателен). Фактический брак здесь может продолжаться много лет, но, повторяем, каких-либо правовых отношений между этими лицами, тем не менее не возникает.

Если фактические брачные отношения существовали до издания Указа Президиума Верховного Совета ССР от 8. 07. 1944 г. и не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или пропажи супруга на фронте без вести, другой супруг имеет право обратиться в суд с заявлением о признании ее (его) супругом умершего или пропавшего без вести лица, аналогично правилам ст. 169, 170 Семейного кодекса РФ.

Нельзя смешивать установление факта состояния в фактических брачных отношениях с установлением самого факта регистрации брака в случаях, когда свидетельство о регистрации брака было утрачено и ЗАГС отказывает в выдаче повторного свидетельства, поскольку не сохранились такие записи.

Брак между мужчиной и женщиной может носить иногда только внешнюю видимость брака, по существу же представлять собой сделку, имеющую целью не создание семьи, а приобретение каких-либо материальных, имущественных выгод. Такой брак будет фиктивным браком. Фиктивный брак не выражает воли сторон на создание семьи, а преследует цель получения прав и преимуществ, вытекающих из факта регистрации брака. Фиктивный брак признается судом недействительным с момента его регистрации.

Наиболее распространенным мотивом заключения фиктивного брака будет намерение одной из сторон (как правило, за вознаграждение) получить право на жилую площадь, на прописку, на закрепление в данном населенном пункте. Кроме того, преследуются цели прямого завладения имуществом, права на пенсию, на получение наследства.

Следует иметь в виду, что фиктивным может быть признан брак не только в том случае, когда оба лица не имели намерения создать семью, но и тогда, когда один из них действовал в целях образования фиктивного брака, а другой был введен в заблуждение, имея в виду регистрацию действительного брака.

Если же супруги, заключая фиктивный брак, впоследствии вступили в отношения, характерные для супругов, такой брак будет признан действительным.

Брак по расчету существует в настоящее время и, очевидно, долго еще будет существовать. Приходят в загс и далеко не молодые люди, желающие избежать одинокой старости, и молодые — с намерением получить определенную, далеко не всегда большую выгоду. «Под венец» ведет боязнь одиночества, состояние здоровья, ребенок без отца и даже, чего скрывать, некоторые расчеты жилищного, материального характера.

Семейный кодекс РФ не рекомендует «расчетные» отношения, если брак зарегистрирован и реален, т. е. если молодожены намеревались создать и создали настоящую семью. Первоначальные же мотивы остаются их личным делом. Супружеская любовь, привязанность приходят со временем, а если же не приходят вовсе, то такой брак неминуемо разрушается.

Возраст вступающих в брак иногда вызывает сомнения у окружающих он весьма пожилой, а она совсем молодая. Ну и что, если есть любовь и взаимное влечение? Аморально выходить замуж за «мерседес», дачу, квартиру, но если все это дополнительно к хорошему чувству, то бояться нечего.

Только обеим сторонам в данном случае нужно ясно себе представлять будущее, последствия такого «неравного» брака. Расчеты могут не оправдаться, имущество будет охранено, возраст меняется очень быстро. Расчет в любви существует всегда, кроме разве самой начальной юности. Пара подбирается с внутренним расчетом, с учетом вкусов и взглядов, положения и перспектив. Хорошо известны счастливые браки, заключенные «по рассудку» совершенно неравных сторон и по возрасту и по положению. Именно поэтому семейное законодательство и не содержит каких-либо ограничений в этом отношении (исключая, конечно, фиктивные браки).

Право на этот счет запретов не сдержит, но жизненная практика учит правильному пути в браке и семье.

Также не существует запретов на межнациональные браки, многие считают даже, что соединение членов различных наций порождает более одаренное потомство. Это в какой-то степени верно, но нельзя не учитывать разность культур и обычаев различных рас. Так, например, у некоторых африканских народов считается, что семью должна кормить жена, муж же все заработанные деньги тратит на родных и друзей. В большинстве своем обречены и межрелигиозные браки — слишком велика разница норм и правил различных религий.

Психологи считают, юристы с ними согласны, что для создания крепкой семьи нужно учитывать все эти немаловажные факторы. Желательна (по возможности) одна национальность (или раса), близкий социальный статус, вера. Ну и конечно, определенная материальная независимость.

Не случайно те, кто пренебрегает всем этим и уезжает (девушки) в дальнюю чужую страну, редко счастливы в браке.

эволюция брачный свобода регистрация

Глава 2. Правовые основы заключения брака

2.1 Условия заключения брака Условия заключения брака — это обстоятельства, наличие которых необходимо, чтобы брак имел правовую силу. Их соблюдение свидетельствует о законности заключенного брака. Поэтому, придавая большое значение регистрации брака, закон устанавливает условия его заключения.

Семейный кодекс определяет в качестве первого условия брака это союз между мужчиной и женщиной без каких-либо исключений. Сексуальные меньшинства, чья деятельность активизировалась в последние годы по всему миру, в том числе и в России, в отношении заключения брака между собой не получили никакого законодательного закрепления ли регламентирования. В некоторых европейских странах (Дании, Норвегии и Швеции) такого рода сожительства, хотя и не признаются браками, однако регистрируются. Следует отметить вместе с тем, что по российскому законодательству добровольное мужеложство (как и лесбиянство) совершеннолетних лиц не является преступлением Семейное право: Учебник. // М. В. Антокольская — Изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — с.110.

Для заключения брака необходимо еще два условия: добровольное взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижения ими брачного возраста Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) ч.1 ст. 12. // СПС «Консультант Плюс».. Оба эти условия определены федеральным законом и обязательны к соблюдению на всей территории России, а также для всех граждан РФ, проживающих за ее пределами, и для российских граждан, вступающих в брак с иностранцами и лицами без гражданства. Нарушение этих требований ведет к признанию брака недействительным.

Согласие стать мужем и женой должно выражать подлинное намерение жениха и невесты вступить в брак в брачные отношения без каких-либо сомнений, оговорок, условий (кроме предусмотренных брачным договором). Взаимное волеизъявление должно быть осознанным и стороны должны отдавать отчет в своих действиях и управлять ими. В случае, когда один из вступающих в брак даже временно находится в состоянии, не дающем ему возможности понимать значение и последствия своих действий, бра не должен регистрироваться. Зарегистрированный в такой ситуации брак может быть признан недействительным ввиду нарушения требований о добровольном и сознательном согласии Комментарий к Семейному кодексу РФ // Ю. А. Королев — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003 г. — с. 59.

Также может случиться, например, если лицо, вступающее в брак, находится под воздействием наркотических средств или в состоянии сильного алкогольного опьянения либо в том случае, когда лицо страдает душевным заболеванием и — даже без судебного признания его недееспособным — не отдает себе отчета в собственных действия.

Следует указать, что простое алкогольное опьянение еще не будут достаточным основанием для недействительности такого брака, необходимо действительное отсутствие понимания своих действий.

Добровольное взаимное согласие — не единственное, но необходимое условие для вступления в брак, причем волеизъявление сторон должно быть выражено совершено свободно, без какого-либо насилия или принуждения (физического или психологического) или обмана. Насилие должно исключаться как со стороны самих участников бракосочетания — жениха и невесты, так и от друзей, родственников или посторонних лиц. Отсутствие перечисленных обстоятельств проверяется непосредственно работником ЗАГСа, производящими регистрацию брака, которые могут отказать в регистрации или перенести ее. Супруги обязаны лично подписать заявление о заключении брака, лично присутствовать при заключении брака (а не через представителей) — все это служит гарантиями соблюдения принципа добровольности. Следует добавить к этому, что брак, заключенный под влиянием обмана, заблуждения, насилия, может быть признан недействительным по иску потерпевшего супруга или же прокуратура Домашняя юридическая энциклопедия. // Под ред. И. М. Кузнецовой, — М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997 г. — с.44.

Уголовный кодекс РФ прежде содержал статью, охранявшую добровольность заключения брака: уголовная ответственность предусматривалась за принуждение женщины к вступлению в брак, препятствование ее вступлению в брак, похищение для вступления в брак, если эти действия являлись пережитками местных обычаев. Новый уголовный кодекс не содержит таких специальных составов преступления, а устанавливает уголовную ответственность за похищение человека, незаконное лишение его свободы Уголовный кодекс РФ от 13июня 1996 г.№ 63-ФЗ ст. 126, ст. 127 // Свод Кодексов и Законов РФ. — СПб.: ИГ «Весь», 2005 г. .

Брачный возраст — это установленный законом возраст с достижением которого допускается вступление в брак.

Законом установлен единый брачный возраст для мужчины и женщины — 18 летСемейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) ст. 13 // СПС «Консультант Плюс».. В этом возрасте гражданин признается совершеннолетним и приобретает в полном объеме способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять обязанности Гражданский кодекс, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.06.2010) ст. 21 // СПС «Консультант Плюс». .

Семейный кодекс не ограничивает верхних пределов возраста вступления в брак. Не существует также ни каких ограничений относительно разницы в возрасте между будущими супругами. Вместе с тем нельзя не отметить, что работника ЗАГСа нередко при очень большой разнице возрасте проводят с супругами разъяснительную беседу рекомендательного характера о последствиях такого брака, откладывают регистрация брака для размышления супругов. Церковное дореволюционное право содержало решение Святейшего Синода по браку восьмидесятилетнего о том, что в этом возрасте «не о браке надо думать, а о спасении души…»

Семейный кодекс предусматривает возможности исключений из правил, касающихся нижнего уровня брачного возраста жениха и невесты.

По действующему Семейному законодательству РФ вопрос о снижении брачного возраста решается по-разному в зависимости от возраста несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак.

Брачный возраст жениха и невесты может быть снижен до 16 лет по их просьбе при наличии причин, которые органы местного самоуправления по месту государственной регистрации брака сочтут уважительными. Перечня такого рода в кодексе не содержаться. Надо полагать, что, как и прежде, к уважительным причинам следует отнести: беременность невесты, рождения ребенка, фактические брачные отношения, необходимость срочного отъезда одного из вступающих в брак. Одним словом, перечень не исчерпывающий и в него могут быть включены любые ситуации, которые соответствующим органом местного самоуправления будут признаны оправдывающими вынесения решения о снижении возраста лицам, достигшим 16 лет. При чем такие действия местных органов предпринимаются обязательно в интересах несовершеннолетних лиц.

Возможность снижения брачного возраста вызвана серьезными социальными причинами. За последние 5 лет число абортов у девушек-подростков до 17 лет резко увеличилось — более чем в 2 раза. Ежегодно беременность прерывают более 3000 девушек в возрасте до 15 лет. Материнская смертность, связанная с ранними абортами, составляет 25−26% Социология. Учебник для высших учебных заведений. // Н. Н. Каросенко, — М.: «ФЕНИКС», 2006 г. — с.32.

С заявление о снижении брачного возраста в орган местного самоуправления могут обратиться, прежде всего, сами достигшие 16 лет несовершеннолетние, желающие заключить брак, их законные представители (родители, усыновители, попечители, приемные родители).

Действительным будет только официальное решение, вынесенное органом местного самоуправления по месту регистрации брака (районной, городской, районной в городе, сельской или поселковой администрацией). Какие-либо акты других органов или должностных лиц о снижение брачного возраста не имеют юридической силы. В этих случаях закон не требует получение согласия родителей несовершеннолетних, их возражение не имеют правового значения при решении вопроса по существу, однако могут быть учтены в процессе принятия решения о снижении возраста. Во всяком случае, позиция родителей должна быть известна органам, решающим этот вопрос Комментарий к Семейному кодексу РФ // Ю. А. Королев — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003 г. — с. 60.

Лица, которым снижен брачный возраст в установленном порядке, регистрируют брак в органе ЗАГСа на общих основаниях. Решение органа местного самоуправления о возможности заключить брак до достижения брачного возраста имеет разовое значение, т. е. относится только к данному случаю заключения брака.

Семейный кодекс допускает регистрацию брака лиц, не достигших возраста 16 лет, однако при условии, что такая возможность предусмотрена в законе субъекта РФ, на территории которой брак регистрируется Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) ч. 2 ст. 13// СПС «Консультант Плюс». .

Важным ориентиром при решении этого вопроса является указание Семейного кодекса на то, сто снижение брачного возраста ниже 16 лет должно носить характер исключения и должно быть обусловлено особыми обстоятельствами. К таким обстоятельствам, по-видимому, можно отнести рождение ребенка или поздние сроки беременности, поскольку вступление в брак приводит к приобретению полной гражданской дееспособности (ст. 21 ГК), которой лица в столь раннем возрасте не смогут должным образом воспользоваться. Правовая защита со стороны родителей, их правовые обязанности по содержанию несовершеннолетних детей со вступлением последних в брак полностью утрачиваются Там же. ст. 61.

В настоящее время решение о снижении брачного возраста до 14 лет для девушек (при наличии беременности невесты и рождения ребенка) приняла Московская областная Дума (решение Московской областной Думы от 15.05.96 г. № 9/90).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой