Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые вопросы обеспечения информационной безопасности

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование информационных ресурсов и развитие информационной деятельности — деятельности, непосредственно связанной со сбором, хранением, обработкой, передачей информации в самых разных организационных формах (документированная, звуковая, световая, цифровая и т. п.); деятельности по созданию средств обработки информации в электронном виде — создание программ, программного обеспечения и иных… Читать ещё >

Правовые вопросы обеспечения информационной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Защита информации в Российской Федерации

2. Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности

3. Информационное законодательство — основной источник информационного права

4. Правовые проблемы информационной безопасности Заключение Список литературы

В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу. Правовые проблемы регулирования информационных отношений при построении информационного общества в России в настоящее время нуждаются в тщательном исследовании, поскольку резко ускоряющиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации эволюционируют в качественно новое состояние — режим реального времени. Возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в адекватном правовом регулировании.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности, разобраться в полноте отражения ими существующих реалий общественной жизни, возможно, увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:

— изучить понятие информационной безопасности;

— рассмотреть нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере информационной безопасности;

— отразить степень соответствия существующих норм реально имеющимся отношениям;

— сформулировать свои предложения по совершенствованию законодательства.

1. Защита информации в Российской Федерации

В практическом смысле, понятном каждому, определение информации дал С. И. Ожегов: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1978.

Информация — это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретает в последние десятилетия и особенно в настоящее время задача обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, как неотъемлемого элемента ее национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач. Защита информации обеспечивается в любом государстве и в своем развитии проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств ее добывания (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.

В настоящее время большие изменения происходят в методологии защиты информации. Осуществляется переход от дорогостоящего скрытия заведомо завышенного объема данных к гарантированной защите принципиально важных, «узловых точек».

2. Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности

Государственная политика в Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности реализуется через правотворчество, правоприменение и участие государства в развитии правосознания и правовой культуры граждан.

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:

Акты федерального законодательства:

— Международные договоры РФ;

— Конституция РФ;

— Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);

— Указы Президента РФ;

— Постановления правительства РФ;

— Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;

— Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

К нормативно-методическим документам можно отнести Методические документы государственных органов России:

— Доктрина информационной безопасности РФ;

— Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);

— Приказы ФСБ;

Стандарты информационной безопасности, из которых выделяют:

— Международные стандарты;

— Государственные (национальные) стандарты РФ;

— Рекомендации по стандартизации;

— Методические указания.

За последние годы российское законодательство существенно обновилось. Особенно это коснулось тех сфер правового регулирования, где приняты кодифицированные акты, в том числе Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Семейный, Уголовный, Водный и Лесной, Земельный, Трудовой, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. С их принятием появились реальные условия для проведения полноценной систематизации законодательства и издания Свода законов России.

При формировании законодательства в информационной сфере в самостоятельную отрасль, формирующееся законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности является подотраслью информационного законодательства, а при его кодификации в случае принятия Информационного кодекса Российской Федерации может стать его составной частью. Сегодня же, признавая информационное право в качестве отрасли российского права, следует учитывать, что ему не соответствует в законодательстве информационное законодательство в качестве отрасли российского законодательства и его формирование является делом трудным, рассчитанным, по-видимому, на долгие годы.

3. Информационное законодательство — основной источник информационного права

Вопросы, связанные с информационным законодательством требуют отражения внимания государства к ряду направлений деятельности в области информатизации. Можно отметить из них наиболее очевидные.

Формирование информационных ресурсов и развитие информационной деятельности — деятельности, непосредственно связанной со сбором, хранением, обработкой, передачей информации в самых разных организационных формах (документированная, звуковая, световая, цифровая и т. п.); деятельности по созданию средств обработки информации в электронном виде — создание программ, программного обеспечения и иных средств работы с информацией и ее транспортировкой (коммуникацией) по каналам связи, сетям в соответствии с типами организации информационных систем и сетей на основе современных технических и технологических достижений; управление качеством информационных технологий (достоверность, полнота, неуязвимость передаваемой информации и создание средств ее защиты в системах информационной безопасности); организация рынка информационных технологий. Все эти направления могут быть объединены в блок формирования специальной отрасли информатики, объединяющей проблемы создания, производства и использования средств информатизации, информационных технологий в широком понимании.

Вторым крупным блоком в системе государственного управления является деятельность по организации применения средств информатизации и информационных ресурсов в самых разных сферах социального развития.

Здесь сосредоточены проблемы информатизации экономики, экологии, здравоохранения, любых отраслей производства, науки, образования, культурно-просветительской деятельности, формирования и использования соответствующих видов и форм информационных ресурсов. Сюда же входят проблемы региональной и отраслевой информатизации и формирование специальных отраслей государственного управления в данной сфере. Горбачев В. С. Концептуальные вопросы применения средств криптографической защиты информации в информационных системах. М. 2007.

Это направление охватывает процессы информатизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их взаимодействия. Деятельность органов государственной власти — законодательных, исполнительных, правоохранительных — только и может быть продуктивной и эффективной при условии применения информационных технологий в работе аппарата каждого органа и в системе взаимодействия различных органов между собой.

Четвертый блок в сфере государственного управления в области информационных технологий составляет деятельность каждого из ведомств и государственных организаций, которые самостоятельно и с учетом своих потребностей обеспечивают процессы информационного обеспечения своей деятельности. При отсутствии должной координации на уровне федерации это направление деятельности подвержено местничеству и заканчивается неоправданной тратой средств, несовместимостью средств информатизации, в том числе и информационных технологий в едином пространстве страны.

Поддержка процессов информатизации во всех секторах хозяйства и культуры страны, во всех сферах социального развития и жизнеобеспечения; привлечение населения к новым методам работы с информацией на основе воспитания информационной культуры, переподготовки кадров и массового обучения молодого поколения работе в новых условиях. Здесь сосредоточены организационно-правовые проблемы обеспечения реализации права на информацию различных субъектов, разрешение конфликтов в области формирования и использования информационных технологий.

Все обозначенные направления государственного управления в области информационных технологий реализуются на основе создания и применения соответствующих законов и иных правовых актов, введения обязательных государственных стандартов, методик и правил.

4. Правовые проблемы информационной безопасности

Законом РФ «О безопасности» Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Можно выделить три основных направления правового обеспечения информационной безопасности.

1. Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.

2. Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.

3. Третье направление. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации.

Режим защиты информации устанавливается:

— в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне;

— в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом;

— в отношении персональных данных. Никитов В. А. «Информатика в терминах и определениях российского законодательства» М. Юрист, 2006.

В целом вопросы этого направления правового обеспечения информационной безопасности условно разделяются на защиту открытой информации и защиту информации ограниченного доступа.

Защита открытой информации осуществляется нормами института документированной информации. Защита информации ограниченного доступа регулируются нормами: института государственной тайны, института коммерческой тайны, института персональных данных, а также нормами защиты других видов тайн.

Объекты правоотношений в области информационной безопасности — это духовность, нравственность и интеллектуальность личности и общества, права и свободы личности в информационной сфере; демократический строй, знания и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.

Субъектами правоотношений в области информационной безопасности выступают личность, государство, органы законодательной, исполнительной и судебных властей, система обеспечения безопасности, граждане.

Ответственность за правонарушения в информационной сфере устанавливается гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая ответственность.

Основной проблемой в сфере информационной безопасности является отсутствие на настоящий момент кодифицированного законодательного свода, объединившего бы в себе все разбросанные по российскому законодательству статьи, посвященные информационной безопасности и информационному праву в целом, как отрасли права.

Заключение

информационная безопасность законодательный правовой Информационная безопасность общества, государства характеризуется степенью их защищенности и, следовательно, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и др.

Правовая наука пока не может остановиться на какой-либо определенной модели в области регулирования и защиты интеллектуальной собственности и особенно исключительных прав создателей информационного и технологического продукта. Тем не менее, закон должен откликаться на коллизии в этой среде. Важное направление работы и области создания адекватной инфраструктуры в сфере информатики формируется вокруг создания и использования таких объектов, как информационные технологии и вычислительная техника.

Информационная безопасность определяется способностью нейтрализовать воздействие по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне, как внедрения, так и извлечения информации.

В заключении необходимо сказать, что информационная безопасность России является базовой составляющей национальной безопасности России. Она напрямую влияет на эффективную работу органов государственной власти, является неотъемлемым фактором в борьбе с организованной преступностью и мировым терроризмом.

Внедрение современных технологий и законодательная основа защиты информации должна стать мощным звеном в укреплении вертикали власти в России и ее становлении как экономически и политически сильного государства на мировой арене.

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)

3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»

4. Горбачев В. С. Концептуальные вопросы применения средств криптографической защиты информации в информационных системах. М. 2007.

5. Никитов В. А. «Информатика в терминах и определениях российского законодательства» М. Юрист, 2006.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1978.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой