Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые качества личности в системе условий правомерного поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние научной разработанности темы исследования. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме правовых качеств личности и по проблемам политических или моральных качеств личности показывает, что избранной проблематике уделено гораздо меньше внимание и результаты исследований выглядят гораздо поверхностнее и однообразнее. Кроме того, в юридической теории проблеме… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
    • 1. Понятие правового качества личности
    • 2. Система правовых качеств личности
    • 3. Ценностная характеристика правовых качеств личности и ее типология
  • Глава вторая. ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
    • 1. Факторы и условия, определяющие правомерное поведение
    • 2. Правовые качества личности в системе критериев правомерности поведения
    • 3. Связь правовых качеств и типов правового поведения
  • Глава третья. ПРАВОВЫЕ КАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. Роль личностного фактора в деятельности сотрудников органов внутренних дел
    • 2. Особенности правовых качеств сотрудников органов внутренних дел

Правовые качества личности в системе условий правомерного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Опыт последних лет убедительно свидетельствует, что движение России по пути прогрессивного развития возможно лишь на общецивилизационной демократической основе и, прежде всего, должно быть связано с утверждением истинно правовых начал в общественной жизни. В то же время, право лишь тогда отвечает требованиям нравственности, когда оно ориентировано на конкретного человека, способствует развитию его личностных качеств (и правовых в том числе), позволяет ему реализовать себя как свободного индивида. Личность, являясь активным, деятельным субъектом правовых отношений, формирует правовое пространство общества и в то же время созидает себя в процессе этой деятельности. В этой связи исследование проблемы детерминации правомерного поведения личности, представляется весьма актуальной.

Кроме того, актуальность работы обусловлена: во-первых, тем, что правовые качества личности очень редко становились предметом самостоятельного исследования и рассматривались в основном в связи с проблемами правового воспитания. Во-вторых, правовые качества личности рассматриваются только в их положительном выражении, как-то, что соответствует общественным требованиям, тогда как к правовым следует относить и качества негативного плана. В-третьих, в условиях реформирования современного российского общества, возлагания на правовые средства организации жизни больших надежд, а также вследствие стремления преобразовать систему российского права в соответствии с международными, цивилизованными стандартами практически все вопросы юридической теории права и государства нуждаются в пересмотре, развитии, расширении представлений о сторонах социальной жизни людей. И в-четвертых, избранная тема является особенно актуальной в связи с тем, что мы стали обращать внимание на права человека, а не только на право как способ организации общественной жизни. Активность правовой позиции человека напрямую зависит от степени развитости его правовых качеств. В свою очередь активная правовая позиция неразрывно связана с задачами построения правового общества и государства, демократизации всех сфер общественной жизни.

Состояние научной разработанности темы исследования. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме правовых качеств личности и по проблемам политических или моральных качеств личности показывает, что избранной проблематике уделено гораздо меньше внимание и результаты исследований выглядят гораздо поверхностнее и однообразнее. Кроме того, в юридической теории проблеме правовых качеств уделяется мало внимание как второстепенной проблеме. Раскрытие проблемы в прикладном плане, в применении к вопросам правового воспитания, не могут исчерпать всего объема теоретических вопросов о правовых качествах, хотя можно указать на целый ряд общепризнанных теоретических положений юриспруденции, следствием из которых является необходимость ее исследования. В теории правового поведения, криминологии, психологии и других науках затрагивается вопрос о качествах человека, но речь главным образом идет вообще о социальных или психологических качествах, а не о правовых качествах.

Объектом исследования является человек в его социальных свойствах и системе выполняемых функций в обществе. Кроме того, в объект исследования входит личность, характерная для российской общественной культуры.

Предмет исследования составляет совокупность разнородных правовых качеств личности, способы их активизации и развития, а также правовые качества профессионала-юриста, в том числе сотрудника органов внутренних дел. В предмет исследования входят также средства правового воспитания личности в современных российских условиях.

Цель исследования — выявить совокупность правовых качеств личности, характерных для современного российского общества, и определить условия, при которых они могут развиваться и находиться во взаимном согласовании. Достижение данной основной цели предполагается с помощью решения следующих задач:

— определить природу правовых качеств, выработать критерии их отличия от других типов социальных качеств личности;

— выделить типы правовых качеств и дать их классификацию, на основе которой можно раскрывать систему правовых качеств;

— выявить правовые качества, которые являются основными, в сравнении с которыми другие качества носят производный характер. Нужно это для того, чтобы:

— определить наиболее оптимальную и эффективную организацию правового воспитания;

— выявить особенности содержания и взаимосвязи правовых качеств сотрудников органов внутренних дел.

Решение указанных задач является необходимым условием выработки конкретных научных и практических рекомендаций по избранной теме исследования.

Методологическую основу исследования составили главным образом общенаучные методы научного познания, позволяющие изучать предмет, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях в его взаимосвязях с другими явлениями действительности.

В качестве исследовательского инструментария применяются методы формально-логического анализа, герменевтики, методы, обеспечивающие междисциплинарный подход к предмету.

В исследовании анализируются данные социологической статистики, которые позволили определить возможности воздействия правовых качеств личности на линию ее поведения.

Теоретическая основа диссертационного исследования. Сама постановка проблемы правовых качеств личности обусловливает обращение к самым разноплановым теоретическим источникам.

Первые упоминания о необходимости исследования природы добродетелей и пороков, и их систематизацию внесли Платон и Аристотель.

Западная и российская философско-правовая и теоретико-правовая классика, заложившая мировоззренческие и методологические основы научного анализа нравственного и правового сознания личности и исследования ее моральных и правовых качеств, представлена такими персоналиями, как Ф. Аквинский, Г. В. Ф. Гегель, Т. Гоббс, К. Д. Кавелин, И. Кант, Д. Локк, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Ф. К. Савиньи, B.C. Соловьев, Б. Спиноза, В. П. Тугаринов, С. Л. Франк, Д. Юм и др.

Вопросы правового положения личности в обществе нашли отражение в работах современных авторов С. С. Алексеева, В. П. Казимирчука, В. Н. Карташова, Д. А. Керимова, Н. И. Козюбры, В. Н. Кудрявцева, О. Э. Лейста, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, B.C. Нерсесянца, В. П. Сальникова и др.

Самостоятельная постановка вопроса о правомерном поведении личности нашла отражение в работах Р. Т. Жеругова, В. В. Лазарева, Н. С. Малеина, М. Ф. Орзиха, Ю. Н. Оборотова и, особенно В. Н. Кудрявцева, который исследовал правовое поведение, как единство двух противоположностей правомерного и противоправного. Различным аспектам правомерного поведения посвящены диссертационные работы Ж. Д. Бусурманова, Т. А. Гуменюк, В. Н. Казакова, В. П. Малахова, Е. К. Нурпеисова, В. В. Оксамытного, Н. Г. Швыдак, А. Р. Смирнова.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в необходимости сформулировать проблему правовых качеств личности и определить ее место в системе проблем правовой теории.

Большинство из перечисленных задач или решались довольно давно и потому нуждаются в существенной корректировке, или вообще не ставились. Их осмысление и решение должны составить новизну исследования.

Научная новизна диссертации нашла отражение в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. В России, в силу глубинного культурного конфликта формализма юридического права и общественного запроса к содержательности правовой жизни, выключенность человека (в его индивидуальных проявлениях) из правотворчества, из настояния и реализации своих прав, фактическая незначимость этих прав — все это в определенной мере негативно сказывается на эффективности реализации права. Всемерное развитие — через систему правовой идеологии, правового воспитания, правовой практики — правовых качеств человека, способно повысить значимость правовых регуляторов в индивидуальной жизни людей и в системе общественных отношений. А это направление государственной политики непосредственно связано с необходимостью активного развертывания научных исследований проблемы правовых качеств личности.

2. Только при условии, когда государство существует и развивается в рамках гражданского общества, когда частный интерес, частная жизнь обладают относительной самостоятельностью и реальной значимостью, -только тогда становится существенным вопрос о личности как носителе определенного комплекса общественно значимых качеств правового характера: только тогда право становится действенным не только как регулятивно-нормативная система, но и как система общественных и личностных правовых ценностей.

3. Интересы, потребности, мотивы, цели являются, как известно, лишь непосредственными элементами конкретного действия или даже определенной линии действий (деятельности, поведения). Но указание на них еще не позволяет ответить на вопрос, а что же определяет их в конкретном действии. Ссылки на требования социальной ситуации, на систему обстоятельств и факторов жизни человека и окружающей его общественной среды, даже рассуждения о культурно-историческом факторе в деятельности людей и правовой жизни общества далеко не исчерпывают существа поставленного вопроса об объеме субъективного фактора в правомерном или неправомерном проведении. Обращение к качествам человека как фактору формирования его правомерного поведения требует высвечивания некоторых глубинных, постоянных величин, характеризующих поведенческий аспект жизни человека.

4. Характерной чертой юридической теории права, и не только отечественной, является установка на внешние характеристики человека, на деятельностную, а не на мотивационную сторону правовой жизни, на объективно представленное, а не субъективно существующее в человеке. Такой подход присущ юридической теории в той мере, в какой она отождествляет правовую жизнь общества с действующим позитивным правом. А позитивное право имеет дело именно с объективной стороной правовых отношений и практики. Субъективная сторона в человеке интересует теорию преимущественно с точки зрения возможности оценки его вменяемости и ответственности.

5. Построение научно обоснованной системы правовых качеств личности, а также характеристика отдельных правовых качеств дает возможность их исследования как элементов единой системы индивидуального правового сознания.

6. Предлагаемая ценностная типология личности призвана конкретизировать задачу формирования правовых потребностей человека, позволяет дифференцированно подойти к оценке данного феномена с учетом специфики отдельных его разновидностей. В результате создается благоприятная возможность специализированного проведения правовоспитательной работы с целью выработки у людей навыков активного, социально полезного правомерного поведения.

7. Основой правомерного поведения сотрудников милиции выступает профессиональное правосознание, опирающееся не только на прочные юридические знания, но и на высокие морально-правовые качества, способствующие формированию нового облика защитника правопорядка.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследуемая проблема носит междисциплинарный характер, а потому ее рассмотрение окажет влияние не только на решение проблем теории права и правового воспитания, но и ряда тесно соприкасающихся с ними наук, таких как этика, политология, социология, психология и др. Кроме того, рассмотрение комплекса указанных проблем может стать важной составной частью теории прав человека.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно непосредственно направлено на совершенствование правового воспитания, профилактики правонарушений, работы сотрудников ряда подразделений органов внутренних дел. Кроме того, его результаты могут быть положены в основу организации подготовки высококвалифицированных кадров российской милиции.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертации нашли своё отражение в научных публикациях автора по теме проведённого исследования, а также научно-практических конференциях, проводившихся в Московском университете МВД России в 2002;2004 гг.

Материалы диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры теории государства и права Московского университета.

МВД России. Отдельные теоретические выводы проведенного исследования активно используются в учебном процессе в Московском университете МВД России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разработка научной основы правовых качеств личности в контексте совершенствования ее теоретической и методологической составляющих позволила не только расширить, но в отдельных аспектах и изменить знания о данном феномене.

Пять основных задач ставил перед собой диссертант и пытался решить их на протяжении всей работы.

Во-первых, задача формулирования и обоснования ряда исходных положений общей теории правовых качеств. Были рассмотрены вопрос о природе правовых качеств личности и их основных особенностях, о соотношении в них индивидуального и общечеловеческого.

Во-вторых, центральной задачей было построение научно обоснованной системы правовых качеств личности и соответствующей их типологии, а также характеристика отдельных правовых качеств, как элементов единой системы индивидуального правового сознания.

Решая эту задачу, диссертант выделил ряд правовых свойств, которые были разделены на типы, а внутри них — на ряд подтипов и распределены по ценностным классам. Классификации и характеристике всей этой совокупности правовых качеств и было посвящено основное содержание работы.

В-третьих, курс на демократизацию общественной жизни и создание правового государства предполагают новую ориентацию на использование правового сознания как средства социального регулирования правомерного поведения сотрудников ОВД. В свою очередь это, на наш взгляд, предопределяет теоретическую и практическую необходимость исследования вопросов правомерного поведения сотрудников милиции и, в первую очередь, роли личностного фактора в формировании этого поведения.

В этой связи ставилась задача выявить значимость правовых качеств личности для формирования правомерного поведения. С этой целью были определены факторы и условия, определяющие правомерное поведение, выявлена роль и значимость правовых качеств личности в системе критериев правомерности поведения.

В-четвертых, конкретизирована роль личностного фактора в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Это позволило сформулировать цели и задачи правового воспитания сотрудников органов внутренних дел, а также работы по предупреждению правонарушений данной категории лиц.

В-пятых, в последней главе автор стремился хотя бы кратко охарактеризовать те изменения в содержании и структуре правовых качеств сотрудников ОВД, которые происходят в современном российском обществе, рассмотреть основные тенденции этих изменений. При этом главный вопрос, который стоял перед нами: реальна ли вообще задача превращения каждого сотрудника ОВД в личность, наделенную самыми высокими и благородными качествами и лишенную многолетних пороков и антиобщественных свойств.

Таким образом, поставленные исследовательские задачи выполнены, завершен определенный познавательный цикл. Поэтому, хотя проблема правовых качеств личности осталась далеко не исчерпанной данным исследованием, у нас есть все основания подвести общие итоги.

Теоретические выводы по каждому из поставленных вопросов были сделаны по ходу исследования. Поэтому в заключительной части нас должно интересовать, главным образом, то, не является ли исследование самодостаточным или, иными словами, имеет ли оно теоретическое и практическое значение.

Научное знание всегда предполагает его реализацию на практике, оно рано или поздно должно найти использование, применение в той или иной сфере, в преобразовании самого человеческого мышления. В этом аспекте теоретическое знание не есть нечто окончательно завершенное, а лишь возможность, предпосылка и средство для завершенности, которая наступает в результате реализации научных идей, концепций. Представляется, что разработка проблемы взаимосвязи теоретического и практического применительно к категории правовых качеств личности имеет существенное значение.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что успешное решение задач по предотвращению правонарушений среди сотрудников ОВД требует повышенного внимания к их личностным качествам и, в первую очередь, правовым.

Кроме того, целесообразно: внедрить систему должного материального и морального стимулирования сотрудников ОВД с учетом характера и условий прохождения службы, профессионализма и классности;

— постоянно проводить работу в подразделениях по улучшению исполнительской дисциплины и формированию атмосферы нетерпимости к нарушителям дисциплины и законности в коллективах;

— шире использовать возможности средств массовой информации для отражения не только позитивных, но и негативных аспектов деятельности органов внутренних дел;

— повысить уровень культуры и профессиональной подготовки сотрудников ОВД, активизировать проведение воспитательной работы с личным составом на должном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1996.
  2. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть П // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 32. Ст. 5369.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)». М., 2000.
  8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета. 2001.—4 апреля.
  9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2003. — 17 мая.
  10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. — 26 апреля.
  11. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи) / Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН—Нью-Йорк, 1992.
  12. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов / Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН—Нью-Йорк, 1992.
  13. Основные принципы, касающиеся роли юристов / Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН—Нью-Йорк, 1992.
  14. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование / Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН — Нью-Йорк, 1992.
  15. Всеобщая декларация прав человека / Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН—Нью-Йорк, 1992.
  16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах / Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН Нью-Йорк, 1992.
  17. Международный пакт о гражданских и политических правах / Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН—Нью-Йорк, 1992.
  18. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.
  19. С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  20. Ю.А., Козюля В. Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. М., 1996.
  21. А.П. Отношения права и нравственности в русской философии права конца XIX-начала XX веков. СПб., 1998.
  22. А.П., Сальников В. П. Роль философии права вформировании правовой культуры личности. СПб., 1998.
  23. Г. Е. Метафизика прав человека в трактовке C.JI. Франка // Историко-философский ежегодник. М., 2000.
  24. Американский характер. Очерки культуры США: традиция в культуре. М., 1998.
  25. Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992.
  26. Е.А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984.
  27. Г. С. Социальная активность. М., 1974.
  28. В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации. М., 1998.
  29. В.Ю. Права человека в Российской империи: вопросы истории отечественной правовой мысли. Ставрополь, 1996.
  30. А.В. Формирование перечня профессионально важных качеств для оценки персонала. Иркутск, 2000.
  31. М.М. Философия поступка. М., 1995.
  32. А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М., 1991.
  33. Г. Г. Естественное право. Права человека. Мораль. СПб., 2000.
  34. Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М., 1985.
  35. В.А. Моральные качества личности. Воронеж, 1974.
  36. С.Б. Честь как культурно-антропологический феномен: эволюция философской интерпретации. Екатеринбург, 1997.
  37. С.В. Права инвалида в условиях российской культурной традиции. СПб., 1997.
  38. А.П. Компенсация морального вреда при защите чести и достоинства // Правоведение. 1999. № 1.
  39. Будь лицом: ценности гражданского общества. Т.1. Томск, 1993.
  40. . Мотив чужого. Минск, 1999.
  41. A.M. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.
  42. Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. М., 1990.
  43. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  44. К.С. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.
  45. М.Л. Правосознание подростков. М., 1998.
  46. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  47. В.А. Право и проверка деловых качеств работников. Минск, 1981.
  48. С.И. Права человека в истории общественно-политической мысли России (XVIII начало XX в.). Екатеринбург, 1996.
  49. В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. Киев, 1985.
  50. Гражданское общество и перспективы демократии в России. М., 1994.
  51. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991.
  52. М., Кэй Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека: практика и комментарий. М., 1997.
  53. Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М., 1994.
  54. И.А. Личное самосовершенствование и мораль. М., 1975.
  55. Н.В., Пономаренко Е. В. Правовое освоение действительности в системе юридических категорий. Тюмень, 1996.
  56. Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь. М., 1998.
  57. Духовность. Правопорядок. Преступность. М., 1996.
  58. В.М. Права человека и власть закона. М., 1995.
  59. Защита прав человека в современном мире. М., 1993.
  60. И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
  61. И.А. Путь к очевидности. М., 1998.
  62. Институт прав человека в России. Саратов, 1998.
  63. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1986.
  64. К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.
  65. В.Н., Малахов В. П. Правосознание и правомерное поведение. Монография. М., 2002.
  66. Р.А. Принцип добросовестности в современном международном праве. М., 1991.
  67. И. Метафизика нравов в двух частях. Соч., т.4, ч.2. М., 1965.
  68. В.К. В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994.
  69. С. Измененные состояния сознания. Донецк, 1998.
  70. К.А. О русском национальном характере. М., 1994.
  71. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977.
  72. П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М., 1998.
  73. С.Н. Правомерное поведение и правонарушение. Сущность и содержание. М., 2001.
  74. В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1996.
  75. В.Н. Какое государство мы строим. М., 1991.
  76. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  77. В.Н. Социальные деформации. М., 1992.
  78. В.В. Права человека: мифы и реальность. Киев, 1987.
  79. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.
  80. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.
  81. В.А. Личность, свобода, право. М., 1978.
  82. Л. Права человека: вопросы и ответы. М., 1997.
  83. В.И. Памяти графа Гейдена. Полн. собр. соч., т. 16.
  84. В.П. Философия права. М., 2002.
  85. А.В. Ограничения прав человека: понятие и цели. Тольятти, 1997.
  86. А.Г. Понятие, структура и принципы основ правового статуса личности. М., 2001.
  87. Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.
  88. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  89. И.Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. М., 1997.
  90. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
  91. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
  92. B.C. Наш путь к праву: от социализма к цивилизму. М., 1992.
  93. B.C. Философия права. М., 1997.
  94. Общая теория прав человека. М., 1996.
  95. В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985.
  96. А.И. Личные качества и ответственность руководителя. М., 1982.
  97. М.Ф. Право и личность. Киев-Одесса, 1978.
  98. И.Л. Личная жизнь: пределы вмешательства. М., 1989.
  99. Права человека в диалоге культур. М., 1998.
  100. Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.
  101. Права человека и правовая мысль России (XVIII- начало XX вв.). Антология. Курск, 2001.
  102. Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990.
  103. Право. Свобода. Личность. Сб. ст. Архангельск, 2001.
  104. А.Р., Ефимова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988.
  105. Сальников В. П Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л., 1987.
  106. Л.М. Конфликты гражданского общества: экзистенциальная дилемма современной России. М., 1996.
  107. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.
  108. В.В. К вопросу о двойственном характере прав человека // Власть силы, сила власти. М., 1996.
  109. .В. Уголовно-правовые гарантии правомерного, социально полезного поведения. Казань, 1992.
  110. Г. Ч. Философско-правовые облики человека. Омск, 2001.
  111. В.Н. Правовое обеспечение реализации свободы человека. СПб., 1998.
  112. Социальные права человека: Документы и материалы Совета Европы. М., 1996.
  113. Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.
  114. Т.Ф., Бушуев A.M. Формирование политической культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях демократизации политической системы. Уфа, 1995.
  115. М.М., Утяшева Л. М. Права человека в России: состояние и перспективы. Уфа, 1997.
  116. В.А. Формирование законопослушного гражданина -приоритетное направление правовой политики современной России // Правоведение. 1998. № 1.
  117. Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. 1998. № 7.
  118. М.Н. Достоинство и ничтожество: различные статусы человека в обществе и характеристика личности // Актуальные проблемы юриспруденции. Тюмень, 1998. Вып. 2.
  119. М.Н. О нравственном и правовом содержании человеческого достоинства // Актуальные проблемы юриспруденции. Тюмень, 1996. Вып. 1.
  120. Е.А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. №№ 3−4.
  121. Р.Г., Гусейнов А. А. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. № 7.
  122. П.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2.
  123. Г. С. Общественно-историческая, деятельная сущность человека // Вопросы философии. 1967. № 3.
  124. В., Пушкарева Н. Религиозность в легитимном поле прав человека и межпоколенная толерантность // Религия и право. 2002. № 1.
  125. П.А. Проблема личностных качеств в структуре марксистского учения о природе человека // Философские исоциологические проблемы формирования социальной активности личности. Владимир, 1989.
  126. А.Г. Факторы, влияющие на качество профессиональной подготовки юриста // Проблемы эффективности юридического образования. Материалы научно-практической конференции. Волгоград, 2002.
  127. Бестужев-Лада И. В. Структура потребностей и социальные качества личности // Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. М., 1990.
  128. .Я. Право человека на личную свободу и его закрепление в российском законодательстве // Новое российское законодательство и практика его применения. Барнаул, 1997.
  129. .Д. О роли убеждений в формировании мотивов правомерного и социально активного поведения личности // Известия АН Каз ССР. Серия общественных наук. 1983. № 4.
  130. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.
  131. Ю.Ю., Широков А. С., Трифонов А. С. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-практической конференции) //Государство и право. 2001. № 10.
  132. Л.Д. Индивидуальное и коллективное в конституционном статусе личности // Вестник Московского университета. Сер. 11 «Право». 1997. № 5.
  133. Е.А. Концепция «прав человека» в истории политической мысли // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. Пермь, 1994.
  134. Ю.А. Устойчивость и характер антисоциальных личностных качеств как основание типологии преступников // Сборник аспирантских работ. Свердловск, 1974. Вып. 17.
  135. Е.Б. К вопросу о генезисе буржуазной концепции «прав человека» в социальной философии США // Вестник Белорус, гос. ун-та им. В. И. Ленина. Сер. 3. Минск, 1986.
  136. А.А. Социальная работа как гарантия реализации прав человека // Культура демократии и право. Новосибирск, 1996.
  137. Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследования // Вопросы философии. 2000. № 2.
  138. Э. Универсальность прав человека и культурное многообразие // Международный журнал социальных наук. 1999. № 25.
  139. В.А., Куприянова В. И., Рябцев В. П. и др. Изучение квалификации и личностных качеств работников райгорпрокуратур // Проблемы кадровой работы в органах прокуратуры: Сборник научных трудов. М., 1994.
  140. А.К. Социальный статус личности // Педагогика и психология. М., 2000. Вып. 1.
  141. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности. Сб. ст. адъюнктов и соискателей. Ростов-н/Д., 1998.
  142. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. № 5.
  143. Достоинство человека: от философско-правовой идеи к конституционному принципу современного государства. Материалы межрегионального научно-практического семинара. Барнаул, 1999.
  144. С.Г. Суверенитет права в социальном правовом государстве // Право и демократия. Выпуск 6. Минск, 1994.
  145. С.А. Некоторые черты правового статуса личности в контексте правового государства // Советское государство и право: проблемы развития. Самара, 1992.
  146. Я.С. Качества, относящиеся к человеку, и их выражение в современном русском языке // Филология и журналистика, 97. Красноярск, 1998. Вып. 3.
  147. В.Н. Возрожденное естественное право в России конца XIX-начала XX в.: общественно-политическая функция и онтологическая основа//Государство и право. 2001. № 4.
  148. С.Н. Профессионально важные качества сотрудника милиции в экспертных оценках и представлениях молодых сотрудников // Социально-психологические исследования. Тверь, 1999.
  149. Х.Й. Демократия, всеобщность права и реальный плюрализм // Вопросы философии. 1999. № 2.
  150. Н.Г. Потребность в престиже и некоторые вопросы ее психологической природы // Известия АНГССР. Серия «Философия и психология». 1982. № 4.
  151. А.А. Права человека: этапы, проблемы, перспективы // Право и жизнь. 1999. № 18.
  152. З.В. О некоторых особенностях русского менталитета // Философские исследования. 1997. № 4.
  153. В. Гражданско-правовой статус личности // Право и жизнь. 1996. № 8.
  154. Н.Г. Нравственность, безнравственность, преступность // Государство и право. 1994. № 11.
  155. JI.H., Капункин С. А. Концепция качества жизни как основа изучения психосоциальных проблем личности (сотрудников МВД) // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1995. № 2.
  156. А.П. Влияние свойств и качеств человека на творческие процессы в системах управления // Кадры управления. Вильнюс, 1982. Вып.2.
  157. В.Т. Защита прав человека главное направление правовой политики России//Правоведение. 1998. № 1.
  158. В.Н. Диагностика нравственно-волевых качеств будущих сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1996. № 1.
  159. Р.А. Юридические последствия некоторых видов правомерного поведения государств // Советское государство и право. 1986. № 8.
  160. Э.Н. Модель специалиста как система личностных социальных качеств // Наука и образование в условиях развитого социализма. Томск, 1983.
  161. В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность // Филология. 1994. № 3.
  162. Д.А. Психология и право // Государство и право. 1992. № 12.
  163. В.Н. Общая характеристика прав человека // Право и демократия. Минск, 1999. Вып. 10.
  164. М.В., Солнцева Г. Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология», № 4.
  165. JI. К дискуссии о правах человека // Век XX и мир. 1986. № 4.
  166. E.JI. Современный взгляд на проблему понимания правомерного поведения // Право и политика. 2001. № 7.
  167. А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1994. № 2.
  168. B.C. Правомерное поведение как форма реализации законных интересов граждан // Вестник Удмуртского университета. 1998. № 1.
  169. Н.В. Права человека как сфера взаимодополнения права и морали // Права человека и политическое реформирование. М., 1997.
  170. И.А., Наконечный И. Г., Тельнихина И. А. Проблема прав и свобод человека в различных типах правопонимания и в политико-правовой практике современной России. Ростов-на/Д., 2001.
  171. В.Н., Лупырь В. Г. Размышления о профессиональных качествах будущего работника уголовного розыска // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1998. № 2.
  172. В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы И Государство и право. 2000. № 10.
  173. О.В. Свои и чужие: общекультурный смысл правовой регуляции человеческого поведения // Реминисцентный анализ: экономика, политика, право. Екатеринбург, 1996.
  174. В.Н., Лукашева Е. А. Государство, право, человек // Коммунист. 1986. № 9.
  175. В.Н., Лукашева Е. А. Новое политическое мышление иправа человека // Вопросы философии. 1990. № 5.
  176. В.Т., Уразалиева Г. К. Развитие деятельности и ее самодетерминация // Вопросы философии. 2001. № 3.
  177. Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл // Философские науки. 1986. № 4.
  178. С.П. О соотношении так называемых «первичных», «вторичных» и «третичных» качеств // Философия науки и техники: итоги XX века. Материалы региональной научной конференции, 1315 декабря 2000. Новосибирск, 2000.
  179. Л.Н. О правомерном поведении личности // Проблемы формирования правовой культуры населения в современных условиях. Чебоксары, 1996.
  180. Е.А. Права человека: время трудных решений // Свободная мысль. 1992. № 4.
  181. Е.А. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти // Права человека и политическое реформирование. М., 1997.
  182. В.Я. Права человека и формирование гражданского общества в России // Вопросы теории государства и права. Саратов, 2001. Вып. 3.
  183. О.В. Гражданское общество и правовое государство // Правоведение. 1993. № 3.
  184. Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 1994. № 6.
  185. М.Н. Правовой взгляд на проявление нетрадиционных способностей (качеств) человека // Государство и право. 1994. № 2.
  186. М.Н. Право гражданина на индивидуальный облик (вид) //
  187. Советское государство и право. 1990. № 11.
  188. В.П. Субъективные основания уголовной ответственности //
  189. Государство и право. 1995. № 1.
  190. . Философия прав человека (Ответ на анкету ЮНЕСКО, июнь 1947 г.). Публикация // Европейский альманах. М., 1992.
  191. К. Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья).
  192. Дебаты по поводу закона о краже леса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1.
  193. Т.А. Показатели человеческих качеств // Побудительныесилы социального обновления. М., 1989.
  194. Н.И. К вопросу о суверенитете личности // Правоведение.1994. № 4.
  195. Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле:гносеологический аспект// Правоведение. 1999. № 4.
  196. А.В. Международно-правовая культура прав человека и проблема развития российской государственности // Московский журнал международного права. 1996. № 2.
  197. Н.И., Соколков Е. А. Проблемы формирования этикоправовых качеств личности в вузе // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Сборник научных трудов. СПб., 1993. Вып. 1.
  198. М. Социальный строй и проблема прав человека // В кн.: Проблемы международного культурного сотрудничества: От Хельсинки до Мадрида. София, 1980.
  199. Мордовец А. С. Уважение как принцип прав человека и гражданина
  200. Теоретико-методологический аспект) // Вестник Саратовской государственной академии. 1998. № 3.
  201. JI.А. Права человека в условиях становления гражданскогообщества. Международная научно-практическая конференция // Государство и право. 1997. № 10.
  202. Л.А., Сальников В. П., Федоров А. Б. Права человека истатус правоохранительных органов (Материалы симпозиума в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России) // Государство и право. 1994. № 11.
  203. B.C. Правовое государство: история и современность. // Вопросы философии. 1989. № 5.
  204. B.C. Право, человек, история (На XII Всемирном конгрессе Международной ассоциации правовой и социальной философии) // Советское государство и право. 1986. № 2.
  205. Л.В. Структура созидательного потенциала личности //
  206. Проблемы повышения созидательной активности. Калининград, 1988.
  207. В.И. Профессиональные качества советского юриста //
  208. . Л., 1982. № 2.
  209. Оценка личностных качеств российских политических лидеров: проблемы измерения и интерпретации (Круглый стол) // Полис. 2001. № 1.
  210. И.Л. Человек как социально-правовая ценность //
  211. Государство и право. 1999. № 10.
  212. А. Либеральные ценности защиты прав человека: от какогонаследства нам нельзя отказываться? // Правозащитник. 2000. № 3.
  213. П.А. Личностные качества социального работника //
  214. Социально-гуманитарные проблемы современности. Шахты, 2001. Вып. 38.
  215. В.А. К вопросу о роли права в активизациичеловеческого фактора в трудовом коллективе // Социологические проблемы активизации человеческого фактора в промышленности. Вильнюс, 1987.
  216. Права человека высшая ценность: «Круглый стол» руководителейгосударственных правозащитных ведомств стран СНГ и Балтии (г. Санкт-Петербург, окт. 10−13 2000 г.). М., 2001.
  217. Права человека в России и Европейская Конвенция о защите правчеловека и основных свобод: Материалы международной научно-практической конференции (29 30 окт. 1996 г.). Саратов, 1997.
  218. Права человека в условиях становления гражданского общества //
  219. Актуальные проблемы развития юридической науки. Архангельск, 2001.
  220. Права человека и культура мира: проблемы обучения и воспитания:
  221. По материалам II Европ. Конгресс по воспитанию в духе мира «Обучение правам человека. От идеи к реальности» 26−30 июля 1996 г., Лиллехаммер. М., 1999.
  222. Права человека, социальная справедливость и равенство //
  223. Социально-политический журнал. 1998. № 4.
  224. Ю.Рыков В. В. Методологический аспект проблемы социального качества личности // Социально-философские вопросы исследования человека. М., 1980.
  225. В.Ю. Права человека в российской правовой мысли второй половины XIX начала XX века. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995.
  226. Виноградов, Алексей Андреевич Гетерохронность развития профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001.
  227. С.И. Организационно-правовые аспекты кадрового обеспечения высших учебных заведений МВД России. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Москва, 2003.
  228. К.Ф. Единство политических и моральных качествсоциалистической личности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1985.
  229. B.C. Правовое воспитание как средство активизации человеческого фактора. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Кишинев, 1989.
  230. М.Ю. Правовой статус личности: гарантии реализации. Историко-теоретический аспект. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000.
  231. В. Воспитание гражданственности как интегрального качества личности учащихся средних учебных заведений Польши. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1999.
  232. Л.И. Правовое регулирование аттестации работников. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Харьков, 1985.
  233. Е.А. Нравственно-правовые основы формирования социалистического правомерного поведения. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1989.
  234. В.Г. Соотношение социального статуса и идеалов в развитии личности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. СПб., 1997.
  235. С.В. Индивидуальный социально-правовой статус личности и механизм его функционирования (Общетеоретический аспект). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.
  236. В.В. Правомерное поведение личности (теоретические и методологические проблемы). Автореф. дисс. доктора юрид. наук. Киев, 1990.
  237. В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности. Автореф. дисс. доктора психол. наук. Новосибирск, 1999.
  238. В.П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-правовой аспект). Автореф. дисс. доктора юрид наук. СПб., 1996.
  239. Ф.А. Познание духовной сущности человека Автореф. дисс. доктора филос. наук. Тверь, 2000.
  240. Р.К. Самореализация человека как феномен русской ментальности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2000.
Заполнить форму текущей работой