Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизм как явление культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Оптимизм как феноменологический стержневой элемент культуры всегда выступал в качестве основы всех ее направлений, структурировал гуманистические стремления и одухотворял продуктивную культуротворческую деятельность человечества. Традиционные культуры обращали на развитие оптимизма, духовной стойкости самое пристальное внимание, создавая для этого множество методик, технологий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ОПТИМИЗМА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Оптимизм в истории философско-культурологической мысли
    • 1. 2. Диалектика оптимизма и пессимизма в культурном пространстве
    • 13. Оптимизм в контексте православной культурной традиции
      • 1. 4. Феномен оптимизма в русской народной культуре
  • ГЛАВА 2. ОПТИМИЗМ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ.
    • 2. 1. Социальный оптимизм в условиях переходного периода
    • 2. 2. Нравственный оптимизм в системе культурных ценностей современности
    • 23. Оптимизм в современной художественной культуре

Оптимизм как явление культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Оптимизм как феноменологический стержневой элемент культуры всегда выступал в качестве основы всех ее направлений, структурировал гуманистические стремления и одухотворял продуктивную культуротворческую деятельность человечества. Традиционные культуры обращали на развитие оптимизма, духовной стойкости самое пристальное внимание, создавая для этого множество методик, технологий, запечатлевая их в базовых ценностях и передавая их из поколения в поколение. Вместе с тем современные процессы глобализации породили такую социокультурную ситуацию, в которой традиционные культурные ценности явно не поспевают за ее развитием. В силу этого духовная константа человечества претерпевает изменения, в поле которых все чаще поселяются пессимистические чувства и настроения. Сужение и ослабление качественных и количественных основ оптимизма приводит к явному дисбалансу психологической стабильности личности и общества. Эти процессы привели к необходимости исследования его сущности, актуализировали исследования оптимума духовного здоровья человечества.

Оптимизм как эмоционально-рациональная мировоззренческая составляющая социума способен не только восстановить духовное здоровье, но и консолидировать общество на основе стремления к творческому созидательному преобразованию всех сторон действительности. История человечества доказала, что развитие общества возможно, если в основу деятельности как личности, так и социума будут положены принципы оптимизма как эмоционально-позитивного базиса культуры. Это обстоятельство делает актуальным его изучение не только в рамках отдельных отраслей знания, но и в контексте интегративного культурологического знания, где личность рассматривается как совокупный субъект культурной деятельности.

Актуальность исследования определяется также и тем, что изучение оптимизма как основы культуры, возникшего на стыке различных срезов человеческого бытия, открывает новые возможности для более полного понимания человека как субъекта культуры, преобразователя социокультурного пространства современности. В нем человек может проявить себя наиболее полно, основываясь на нравственно-эстетическом содержании оптимизма. Оптимистическое мировоззрение в этом случае выступает как продуктивная основа культуротворческой деятельности и ориентир интегративной нормы нравственного развития человечества.

Аксиологический аспект изучения оптимизма позволяет стимулировать поиск и утверждение гуманистических нравственных идеалов и ценностей. Здесь собственно гуманитарная культура, ориентированная на создание универсальных человеческих ценностей, закрепленных в художественных образах, теоретических конструкциях, нравственных нормах, обычаях и традициях в значительной степени влияет на процесс развития общества. Поэтому, изучение предложенной проблемы способствует качественно новому уровню формирования современных направлений развития России.

Понимание оптимизма как позитивного рационально-эмоционального компонента культуры человечества делает его предметом всестороннего исследования. Поэтому наряду с общеметодологическим культурологическим подходом представляется необходимым комплексное исследование духовных основ оптимизма, заключенных в православной культурной традиции. Их изучение и реализация в культуротворческом процессе могут выступить платформой для восстановления оптимизма в структуре системы духовных ценностей современного общества.

Таким образом, оптимизм в культуре как интегративное явление, затрагивающее все сферы социального и личностного творчества, представляет собой общекультурный феномен, имеющий универсальный мировоззренческий характер, что делает его одним из смысложизненных компонентов, как в культуре прошлых эпох, так и в контексте современной культурной ситуации^.

Несмотря на то, что проблема оптимизма являются неотъемлемой частью истории культуры, она, к сожалению, не нашла достойного места в границах современного культурологического знания. Значительное число работ, так или иначе связанных с данной тематикой, завершается 80-ми годами XX столетия. Все это в совокупности послужило причиной выделения оптимизма как явления культуры в качестве предмета диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен оптимизма явился предметом исследования целого ряда гуманитарных наук: философии, психологии, социологии, политологии, культурологи, антропологии и др. В рамках этих наук изучались различные стороны этого явления. Между тем, предпринятый нами анализ источников позволяет говорить об отсутствии целостной концепции оптимизма как культурного явления.

Категория оптимизма привлекала внимание исследователей с незапамятных времен. Так, в античной философии оптимистическая сущность мышления человека рассматривалась такими философами, как Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур. Эта традиция была продолжена в творчестве философов-рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля, Г. Лейбница. В оптимистическом мировоззрении философы-стоики (Сенека, Эпиктет, М. Аврелий) находили у человека стимулы к творческой деятельности.

Средневековые мыслители (Августин Блаженный, Н. Кузанский), изучая природу оптимизма, усматривали ее в любви к Всевышнему, в заботе человека о своей духовной сущности. Лучшие умы эпохи Возрождения (Пико дела Мирандола, Лоренцо-Валла, Данте Алигьери) ассоциировали феномен оптимизма с идеями гуманизма. Мыслители Нового времени (Парацельс, Б. Телезио, Дж. Бруно, Б. Паскаль и др.) связывали оптимизм с верой в прогресс человечества. В эпоху Просвещения споры относительно природы оптимистического мироощущения сводились к дискуссии о природе альтруизма и гуманности (Т. Гоббс, Дж Локк, К. Гельвеций, Д. Юм и др.).

Состояние европейского общества конца XIX века спровоцировало возникновение серьезной дискуссии о правомерности оптимистического и пессимистического типов мировоззрения. Этой проблеме посвящены работы известных социологов, историков, физиологов, философов (П.Е. Астафьев, Ф. Брюнетьер, Н. Я. Грот, С. Грузенберг,, Н. А. Колосов, Н. А. Котляревский, П. Лоскутов, И. И. Мечников, Е. Саго (Е. Каро), J. Sully (Дж. Сели), С. Darrow (К. Дерроу), J. Bailey (Дж. Белли) и др.).

Разработке различных проявлений социального оптимизма, таких как настроения, эмоции, чувства масс, нравственная сущность социального оптимизма, оценочный модус, принцип инновационного мировоззрения, посвящен ряд исследований отечественных ученых (Н.Г. Володина, А. Р. Геворкян, О. Г. Дробницкий, Н.Г. Золотухина-Аболина, Б. Г. Кузнецов, В. М. Михеев, B.C. Овчинников, Б. Д. Парыгин, Е. М. Решетникова, В. И. Синютин, Ш. Х. Боташева и др.).

Социально-исторические и аксиологические аспекты изучения оптимизма представлены в работах таких известных отечественных исследователей, как Э. М. Андреев, И. С. Кон, В. Библер, М. Я. Гефтер, А. Я. Гуревич, А. В. Гулыга, Н. С. Плотников, Н. Н. Неретина, В. М. Межуев, М. К. Мамардашвили, Н. П. Медведев, Б. Г. Кузнецов, Н. Б. Маньковская, И. П. Нужельская, Н. Г. Жулинский, Н. Г. Володина, В. И. Скрынченко, П. Е. Сивоконь и др.

Христианские основания оптимистического мировоззрения были проанализированы в работах И. И. Мечникова, Е. П. Аквилонова, Н. А. Бердяева, А. С. Хомякова, П. В. Мокиевского, Ф. Ф. Гусева, С. Н. Булгакова, B.C. Соловьева, П. Флоренского, Н. Федорова и др.

Психологические и педагогические стороны формирования оптимистического мировосприятия рассматривались в работах таких авторов как: В. Е. Смирнов, А. Г. Ковалев, З. Фрейд, Г. Лебон, J. Czapinski, И. С. Кон, Е. И. Рогов, К.А. Абульханова-Славская, Л. Д. Столяренко, А. С. Макаренко, А. П. Ушинский, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, О. В. Коротких, Г. В. Лунина и др.

В социологии проблемы оптимизма в той или иной степени представлены в работах таких выдающихся ученых XX века, как П. Сорокин, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, Ю. Г. Волков, В. И. Курбатов, С. И. Самыгин, С.И.

Попов, Т. А. Тимофеев, Г. Х. Шахназаров, а также в работах современных социологов — Нужельской И. П., Ряжских А. Ю. и др. Социологический аспект данной проблемы проявляется в изучении настроений электората. Этим вопросам также уделяли достаточное внимание многие зарубежные философы, такие как: Ш. Бюлер, М. Зелигман, А. Швейцер, Э. Шпрангер, Т. Парсонс, К. Кенстоун, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Э. Тоффлер, Ж.-Ф. Лиотар, R. В. Bailey (Р. Бейли), U. Веег (Э. Бёр), Н.-Н. Angermiiller (Х.-Г. Ангермиллер), К. Gabler (К. Геблер), F. Rupprecht (Ф. Руппрехт) и др.

Перечисленный ряд авторов и их концепции свидетельствуют о наличии попыток разностороннего изучения проблемы оптимизма в истории гуманитарного знания. Однако, до сих пор, так и не сформировалось единого подхода к этому феномену как явлению культуры. По нашему мнению, одним из таких подходов может стать рассмотрение оптимизма с позиций интегративного культурологического знания.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении сущностных характеристик оптимизма как явления культуры и рассмотрении его модификаций в различных видах творчества личности и общества как субъектов культуры.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

• исследовав сущность и природу оптимизма, дать родовое определение этого понятия как явления культуры;

• выделить духовные основания оптимизма в православной культурной традиции;

• выявить исторические корни и формы проявления оптимизма в русской народной культурной традиции;

• рассмотреть модификации социального оптимизма в культуре переходного периодараскрыть особенности оптимизма в рамках духовно-практического творчества в системе современных ценностей по векторам нравственной и художественной культуры.

Объектом диссертационного исследования является оптимизм как явление культуры и философско-культурологическая категория, рассматриваемый с позиций культурно-антропологического анализа.

Предметом исследования выступает процесс формирования оптимизма в контексте культуры и особенности его проявления в социальном, нравственном и художественном творчестве личности и общества.

Теоретико-методологической основой исследования выступают культурфилософские и историко-культурные концепции человека и общества, сложившиеся на рубеже XIX и XX веков, а также на протяжении XX — начала XXI веков, представленные такими авторами как И. И. Мечников, Н. А. Бердяев, B.C. Соловьев, В. И. Синютин, А. Р. Геворкян, С. С. Аверинцев, А. Мень, В. Библер, М. К. Мамардашвили, JI.H. Коган, О. П. Елисеев, А. М. Ковалёв, Э. В. Соколов А. Швейцер, Ш. Бюлер, О. Шпенглер, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, А. Камю, КЛсперс, Э. Тоффлер, А. Тойнби, Тейяр де Шарден, Ж.-Ф. Лиотаридр.

Основными методами исследования являются: контент-анализ литературыметод системного анализаметод интерпретациитипологический методаксиологический методсемиотический метод.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в: рассмотрении оптимизма как стержневого феноменологического элемента культуры, который выступает как специфическое культурно-антропологическое качество социума, фиксирует и формирует характер взаимодействий между личностью и обществом;

• выделении трех основных сфер проявления оптимизма в культуре: социального, нравственного и художественного творчества. Они типологизируются, выступая как: 1) социальный оптимизм- 2) нравственный оптимизм- 3) эстетический оптимизм. Это в целом трансформируется в платформу-механизм, реализованный в конкретной деятельности, с устойчивой системой позитивных нормативных ценностей;

• выявлении ценностной значимости социального оптимизма в культуре переходного периода как фактора, консолидирующего социальные страты соответственно профессиональным, демографическим, ситуативным и иным позициям, позволяющего проанализировать его функции как источника повышения социальной активности членов обществакак условия роста гражданской ответственностикак катализатора формирования позитивных общественных целей и задач, а также корректора способов их реализации.

• раскрытии специфики нравственного оптимизма как этического содержания жизнедеятельности человеческого сообщества, проявляющегося в системе позитивных нравственных норм и ценностей, лежащей в основе оценки творческой активности личности и общества как субъектов культуры;

• рассмотрении смысла и исторической необходимости возникновения эстетического оптимизма как смысложизненного базиса культуры, проявленного в образах художественной культуры и ревизующего функции:

— утверждения и поддержания ценности жизни;

— жизнеохранения культуры, транслирующей общечеловеческие ценности;

— эмоционально-положительного разряжения аффективных чувств.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности применения материалов исследования: в разработке ряда государственных программ в области социальноэкономической и культурной политики, в качестве теоретической базы для разработки специальных и факультативных курсов высших и средних учебных заведений.

Диссертационное исследование представляет определенный научный интерес для прикладных исследований в области антропологии, истории, культурологии, политологии, психологии, социологии, социальной работы и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Оптимизм выступает мотивационной и эмоционально-рациональной мировоззренческой основой социального, нравственного и художественного творчества. Являясь социально обусловленной подструктурой мотивационной системы личности, он проявляется в уверенности в правильности избранной цели творческого преобразования действительности и в возможности ее осуществления.

2. Духовные основания оптимизма проистекают из православной культурной традиции, синтезировавшей в себе дохристианские представления древних славян, образцы народной художественной культуры (сказки, былины, сказания, песни, загадки и др.), христианские ценности и нормы, отраженные в идее соборности, свободы воли, основных православных нравственных ценностях: вере, надежде, любви, добре и абсолютном благе. Трансформируясь в процессе исторического развития, они и в настоящее время являются базовыми для формирования оптимизма в структуре новой системы духовных ценностных ориентаций современного социума.

3. Основанием социального оптимизма является стремление к творческому преобразованию действительности в соответствии с позитивными идеалами. Фундаментом для его формирования выступают модернизированные ценности общества, учитывающие изменения социокультурного пространства: «коллективизм» как корпоративная культура, «патриотизм» как идея государственности, новая национальная идея и блок ценностей — «семья», «безопасность», «свобода», «духовность», «гуманизм» как элементы консолидации российского общества;

4. Нравственный оптимизм основывается на стремлении к творческому преобразованию действительности в соответствии с гуманистическими общечеловеческими ценностями и идеалами. Морально выдержанная нормативная основа позволяет обеспечить качественное функционирование и развитие социального организма, консолидированное оптимистическим мировоззрением. Оно становится регулятором ориентаций современного российского общества в процессе построения коэволюционной системы ценностей гуманистической культуры.

5. Оптимистическое мировоззрение в контексте современной художественной культуры выполняет функции стимуляции и направляющего вектора гуманистического развития личности и общества как субъектов культурысоциализации и трансляции общечеловеческих нравственных ценностей (гуманизм, добро, любовь, доверие, отзывчивость, сопереживание, сорадование и др.).

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования освещались на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях «Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов, 2003), «Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования» (Тамбов, 2004) — «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2004) — «IX Державинские чтения» (Тамбов 2004) — в научных статьях. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ общим объемом 3,4 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Важное место в проблемном поле философско-культурологического знания занимает история спора о приоритетности одного из противоположных мировоззренческих принципов: оптимистического и пессимистического. В работах целого ряда авторов, принадлежащих к различным эпохам и течениям в философии, психологии, социологии и других областях гуманитарного знания можно обнаружить отдельные суждения, а также целые концепции, отражающие суть этого спора. Но, несмотря на пристальное внимание к предмету этого спора оптимизм в контексте культурологического знания не рассматривался как явление культуры.

В процессе исследования автором выявлены основные типологические характеристики оптимизма как явления культуры. При этом за основу была взята творческая активность личности и общества как субъектов культуры. Поскольку творчество — это деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации, оптимистическое мировоззрение рассматривается автором в качестве мотивационной и эмоционально-рациональной содержательной основы творческой активности субъектов культуры. Оптимизм является социально обусловленной подструктурой мотивационной системы личности, характеризующейся уверенностью в истинности избранной цели творческого преобразования действительности и в возможности ее осуществления, которая базируется на позитивном эмоциональном фоне.

Духовные основы оптимизма в результате анализа обнаруживаются в православной культурной традиции, синтезировавшей в себе дохристианские представления древних славян и собственно христианские идеи и нормы. Это нашло свое выражение в идее соборности, свободы воли, а также в основных православных добродетелях, таких как вера, надежда, любовь, добро и абсолютное благо.

Исторически обусловленные черты оптимистического мировоззрения отражены в самобытных чертах русского национального характера. Это такие выделенные нами качества как целеустремленность, упорствовера в торжество добра над злом, в творческие и созидательные силы человека и общества, воля к победе, стремление к справедливости, жизнелюбие, юмор, самоирония. Закрепленные в русской народной культуре, они транслируются из поколения в поколение, благодаря гуманистическому воспитательному потенциалу, заложенному в русской народной культуре (сказки, потешки, песни, загадки). Это способствует формированию оптимистического мировосприятия и позитивных духовно-ценностных ориентаций личности с раннего детства.

Духовные основания оптимизма, сформировавшиеся в рамках русской народной культурной традиции и под воздействием официальной православной культуры и в настоящее время являются базовыми для его формирования в структуре новой системы ценностных ориентаций современного российского общества переходного периода.

Актуальность обращения к проблеме оптимизма в настоящее время диктуется теми экономическими, политическими и социокультурными изменениями современного мирового сообщества, повлекшими за собой реформацию всей системы базовых ценностей, в том числе и мировоззренческих. Оптимистическое мировосприятие в этой ситуации является жизнеутверждающим стержнем преобразований действительности в сферах социального, нравственного и художественного творчества личности как субъекта культуры. Именно поэтому, рассматривая феномен оптимизма в современном социокультурном пространстве, мы обратились к таким его типам как социальный оптимизм, нравственный оптимизм и творческий оптимизм.

В процессе анализа выявлено, что в основе социального оптимизма переходного периода лежит стремление к творческому преобразованию действительности в соответствии с позитивными общественными идеалами. Фундаментом для формирования социального оптимизма как силы противостоящей пессимистическим тенденциям российского общества переходного периода является система ценностных ориентаций, базирующаяся на позитивных ценностях прошлой эпохи, модернизированных с учетом условий современного социокультурного пространства. Этими ценностями являются «коллективизм» в форме новой корпоративной системы, «патриотизм «в виде идеи государственности, новой национальной идеи и блок ценностей — «семья «, «безопасность «свобода «, «духовность «, «гуманизм «-консолидирующих современное российское общество.

Формирование социального оптимизма в контексте культуры переходного периода протекает в сложнейших социокультурных условиях смены политических, экономических и духовно-нравственных ценностных ориентаций. Тем не менее, в российском обществе возникли и описаны нами необходимые предпосылки для развития социального оптимизма: тенденции стабилизации социально-экономического и политического положения в стране. Эти важнейшие составляющие социального оптимизма создают благоприятную атмосферу для формирования его духовно-нравственных основ: духовного обновления общества на основе сохранения культурной преемственности народов России, создания в обществе уважительного отношения к народным традициямплюрализма в культуре, обеспечивающего возможность свободной самореализации личности в процессе социального творчествасовершенствования работы средств массовой информации как транслятора культурно-нравственных ценностей обществаразвития культуры мировоззренческой рефлексии над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выборадеятельностного, активного, конструктивного отношения к действительности. В соответствии с основной ролью социального оптимизма как фактора, стимулирующего процесс адаптации к новым формам общественной жизнедеятельности, развиваются и его функции: социальный оптимизм, во-первых, это источник повышения социальной активности членов общества, во-вторых, условие роста гражданской ответственности, в-третьих, катализатор формирования позитивных целей и задач социального творчества и корректор способов его реализации, в-четвертых, регулятор противоречий, возникающих в процессе достижения целей деятельности, в-пятых, функция прогнозирования и программирования социальной деятельности. Позитивным результатом процесса адаптации является формирование системы новых устойчивых социокультурных ценностей общества.

Как показала проведенная аналитическая работа в основе нравственного оптимизма лежит стремление к творческому преобразованию действительности в соответствии с гуманистическими общечеловеческими ценностями. Решение вопроса о влиянии нравственного оптимизма на процесс формирования духовно-ценностных ориентаций современной культуры имеет принципиальное значение. Нравственный оптимизм — это оценка и определение норм нравственного поведения. Моральные нормы как основа нравственного оптимизма направлены на обеспечение наиболее оптимального функционирования и развития социального организма, состоящего из индивидов в данных культурно-исторических условиях.

Проанализировав ряд негативных тенденций, связанных с такими явлениями современности как угроза международного терроризма, межэтнические конфликты, вопросы глобализации экономического и культурного пространства, угроза экологической катастрофы, проблемы самовоспроизводства человечества (этические вопросы клонирования), были выявлены возможности нравственного оптимизма в системе культурных ценностей современного общества как аксиологической составляющей.

Одним из путей решения этих проблем является смена ценностных приоритетов и деятельностных установок сообразно с коэволюционными представлениями. Именно нравственный оптимизм как приоритетная тенденция в системе мировоззрения задает гуманистический вектор развития духовно-ценностных ориентаций современного российского общества и способствует тем самым быстрейшему выходу из духовно-нравственного кризиса. Утверждение позитивных гуманистических коэволюционных ценностей человечества и формирование нравственного оптимизма может осуществляться в первую очередь средствами художественной культуры.

Эстетический оптимизм является сущностной характеристикой художественной культуры и искусства как актов созидательного творчества и проявляется в жизненном и социальном значении искусства и культуры для человечества в целом. Ценность оптимизма в культуре заключается в той необходимой эмоциональной и рациональной жизнеутверждающей основе, которую он создает как смысложизненный базис культуры, утверждающий приоритетные культурные ценности, стержнем которых является гуманизм. Оптимистическое мировоззрение в контексте современной художественной культуры выполняет функции стимуляции и направляющего вектора гуманистического развития личности и общества как субъектов культурысоциализации и трансляции общечеловеческих нравственных ценностей (гуманизм, добро, любовь, доверие, отзывчивость, сопереживание, сорадование и др.). В эффектах воздейственности произведения искусства (эффект катарсиса или эффект катастрофы) находит отражение и конституирующая функция воздействующего произведения, и опосредующая функция творческой активности воспринимающей личности, представляющие тот или иной тип субъекта культуры (ориентированного на искусство с доминантной функцией эстетического воздействия или ориентированного на искусство с доминантой функции познавательно-экзистенциальной, что предполагает смыслотворчество воспринимающих субъектов).

Гармония художественных структур и гармонизирующий эффект воздействия искусства (классические формы искусства) обеспечивает личности сопричастность с идеальным, внушает веру в вечные ценности человеческой культуры, рождает оптимистическое мировосприятие. Акцент искусства на функции эстетического удовольствия, а также эффект завершённости действия у воспринимающих создаёт закрытость, самодостаточность ситуаций художественной коммуникации в общем контексте ситуаций человеческой жизни в первом случае художественного воздействия.

Позитивный смысл эффектов воздействия произведений постмодерна связан с открытостью, нелинейностью их структуры, что дает эффект незавершенности действия. Благодаря этому воспринимающий субъект попадает в пространство, где не дается пути к готовым смысловым структурам, но, скорее, обозначается место, где субъект может остановиться для самостоятельного осознания смысларождается ситуация творческого самопреобразования в соответствии с позитивными, оптимистическими жизненными идеалами.

Жизнеутверждающее начало, заложенное в художественной культуре, дает человечеству надежду, необходимую для оптимистичного восприятия жизни, понимания ценности ее.

В своем исследовании мы проанализировали одну из актуальнейших тем современной философско-культурологической мысли. Судьба мировой цивилизации и российской культуры в будущем зависит от того, сможет ли она выйти из затяжного кризиса в настоящем. Одним из возможных вариантов выхода из этого кризиса является способность к творческому преобразованию действительности сообразно идеалам оптимистического мировоззрения. От того, будет ли создана новая жизнеспособная система ценностных ориентаций в современном обществе, во многом зависит будущее человечества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология личности: Учебное пособие, СПб.- Изд-во В. А. Михайлова, 1999.
  2. С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9.
  3. Е.П. Бессмертие // Христианское чтение, 1912. № 3.
  4. Е.П. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия. Спб.: тип. И. В. Леонтьева, 1905.
  5. .Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л. В. Куликов. СПб.: «Питер», 2000.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1968.
  7. Г. М. Психология социального познания. Учебное пособие. М.: Аспект-пресс, 1997.
  8. П.К. Эмоции // Психология эмоций: тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  9. Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970.
  10. Антология русской философии. В 3 т. Т. 1: Учеб. Пособие / ред. Шлионский Л.М.- СПб., 2000.
  11. Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т. 4./ Пер. с древнегреч.- Общ. Ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1984.
  12. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.
  13. Д. М. Проблема национального характера и политика (по зарубежным исследованиям). Социально-психологические проблемы идеологии и политики. М., 1991.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж: Изд-во института практической психологии, 1996.1518
Заполнить форму текущей работой