Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование законов регулирования силовых установок тепловозов с целью повышения их технико-экономических характеристик

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации решена крупная научно-техническая задача совершенствования законов регулирования дизель-генераторов тепловозов путем создания и внедрения электронных регуляторов частоты вращения коленчатого вала дизеля и мощности тягового генератора, позволивших повысить топливную экономичность тепловозов. В процессе решения основной задачи исследования поставлены и решены следующие вопросы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРОВ ТЕПЛОВОЗОВ
  • 2. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЗАКОНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРОВ
    • 2. 1. Анализ исследований эксплуатационных режимов работы тепловозных дизель-генераторных установок
    • 2. 2. Уточненный алгоритм управления переходным процессом силовых установок тепловозов
    • 2. 3. Методика выбора рациональных законов управления режимами работ тепловозных дизель-генераторов
    • 2. 4. Методика выбора скоростной ограничительной характеристики переходного процесса
    • 2. 5. Алгоритм рационального переходного процесса при реализации управления электронными системами
    • 2. 6. Задачи реализации рациональных законов управления при применении современных и перспективных установок
  • 3. РАЗРАБОТКА МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ И МОЩНОСТИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРОВ ТЕПЛОВОЗОВ
    • 3. 1. Общие принципы построения системы автоматического регулирования
    • 3. 2. Устройство, технические характеристики и работа основных частей микропроцессорной системы
    • 3. 3. Работа микропроцессорной системы на тепловозе
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ И ЭКСПЛУАТАЦИИ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
    • 4. 1. Показатели работы микропроцессорной системы регулирования на установившихся режимах и в переходных процессах
    • 4. 2. Реализация расширения функциональных возможностей системы при изменении скоростных характеристик дизеля
  • 5. ОЦЕНКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКЩЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕПЛОВОЗАХ
    • 5. 1. Оценка технико-экономической эффективности применения микропроцессорной системы по результатам эксплуатационных испытаний. из
    • 5. 2. Эффективность применения микропроцессорной системы
  • ЭР4МЗ ОТЗ на тепловозах 2ТЭ

Совершенствование законов регулирования силовых установок тепловозов с целью повышения их технико-экономических характеристик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Природные топливно-энергетические ресурсы и созданный производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики — национальное достояние России. Вопросы рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов становятся в настоящее время одним из основных необходимых условий дальнейшего развития практически всех отраслей народного хозяйства России.

Одним из направлений осуществления этих мероприятий является повышение эффективности и надежности технических средств железнодорожного транспорта, снижение удельных транспортных издержек на основе ускорения внедрения новой техники, прогрессивной технологии и автоматизированных систем управления, повышения уровня ремонтных работ [1,2].

Использование автоматизированных систем управления и диагностирования локомотивов в перспективе позволяет компенсировать рост затрат на топливно-энергетические ресурсы. Поэтому необходимо проведение научных исследований, направленных на разработку новых методов и средств управлени-ия энергетическими установками тепловозов и их оборудованием.

Диссертационная работа направлена на совершенствование систем управления дизель-генераторами при работе на установившихся режимах и в переходных процессах с целью снижения расхода топлива при эксплуатации тепловозов, что является актуальной задачей.

Цель и задачи исследований.

Целью исследования является разработка и реализация законов управления силовыми установками тепловозов при применении электронного управления частотой вращения коленчатого вала дизеля и мощностью тяговой передачи.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Выполнить анализ существующих систем регулирования, дизель-генераторами тепловозов, проанализировать реализуемые в них законы управления и эффективность их использования.

2. На основе теоретического исследования выявить взаимосвязи между реализуемыми законами управления дизель-генераторами и технико-экономическими показателями работы тепловозов.

3. Разработать предложения по усовершенствованию законов управления дизель-генераторами тепловозов и алгоритмы их реализации электронными системами регулирования.

4. Разработать конструкции электронных систем регулирования и программы, реализующие выбранные законы и алгоритмы управления.

5. Провести эксплуатационную проверку работоспособности и расчет экономической эффективности использования разработанных систем на тепловозах.

Объект исследования. Системы управления дизель-генераторами тепловозов.

Предмет исследования. Взаимосвязь реализуемых законов регулирования частоты вращения и мощности дизель-генераторов с технико-экономическими показателями работы тепловозов.

Методы исследования.

Поставленная задача решалась методами математического моделирования показателей работы тепловозов, экспериментальными исследованиями процессов и алгоритмов управления силовыми установками тепловозов на стендах и тепловозах.

Научная новизна работы.

Разработаны новые подходы к созданию алгоритмов регулирования силовых установок тепловозов, реализующих оптимальное управление частотой вращения и мощностью дизель-генераторов при работе на установившихся и переходных режимах работы.

Разработан алгоритм управления силовой установкой тепловоза с адаптацией режимов работы к внешним условиям.

Введено новое понятие — скоростная ограничительная характеристика переходного процесса.

Разработана методика определения предлагаемой характеристики, определены рациональные скоростные (тепловозные) характеристики с учетом ограничительной характеристики переходного процесса.

Достоверность научных положений и результатов.

Достоверность научных положений, выводов и результатов исследований подтверждена положительным опытом эксплуатации тепловозов, оснащенных электронными системами управления, реализующими разработанные в диссертации характеристики и алгоритмы.

Практическая ценность.

Разработано программное обеспечение, реализующее предложенные автором характеристики и алгоритмы управления, для дизель-генераторов тепловозов .

Реализация результатов работы.

Разработанные алгоритмы управления составили основу созданных под руководством автора электронных регуляторов частоты вращения и мощности типа ЭРЧМЗОТ, которые установлены и эксплуатируются на тепловозах ЧМЭЗ, ТЭМ2, ТЭМ18Д, 2ТЭ10, 2ТЭ116, ТЭП70 и 2ТЭ25 в количестве более 2000 ед.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Алгоритм и способ реализации оптимального управления переходным процессом дизель-генератора тепловоза.

2. Понятие и метод определения ограничительной характеристики переходного процесса.

3. Алгоритм и способ реализации процесса адаптации заданных характеристик нагружения в зависимости от внешних условий работы тепловоза.

Апробация работы.

Основные материалы диссертации поэтапно докладывались, обсуждались и получили одобрение на Межотраслевой научно-технической конференции «Современные проблемы развития поршневых ДВС», посвященной 75-летию кафедры судовых ДВС и дизельных установок Санкт-Петербургского государственного морского университета, 2005 г., на Всероссийском научнотехническом семинаре в МГТУ им. Н. Э. Баумана в 2005 и в 2006гг., на Международной конференции Двигатель-2007, посвященной 100-летию школы двига-телестроения МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007 г., на научно-техническом семинаре кафедры «Локомотивы» СамГУПС, 2011 г.

Публикации.

Основные положения и результаты диссертационной работы изложены в монографии, 10 статьях, из них 4 — в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, тезисах двух докладов, а также в 5 патентах, выданных Госреестром изобретений РФ.

Структура и объем работы.

Диссертация изложена на 149 страницах машинописного текста, включая 16 таблиц, 30 рисунков, и состоит из введения, 5 глав, заключения, библиографического списка из 91 наименования и 5 приложений на 6 страницах.

Выводы.

1. Внедрение микропроцессорной системы регулирования на 2000 тепловозов привело к экономии финансовых средств в системе ОАО РЖД около 430 млн руб. в год.

2. Применение модернизированного дизеля Д49 с адаптивной микропроцессорной системой регулирования приводит к дополнительной экономии финансовых средств около 2364 тыс. Руб. В год на одну секцию тепловоза 2ТЭ116.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации решена крупная научно-техническая задача совершенствования законов регулирования дизель-генераторов тепловозов путем создания и внедрения электронных регуляторов частоты вращения коленчатого вала дизеля и мощности тягового генератора, позволивших повысить топливную экономичность тепловозов. В процессе решения основной задачи исследования поставлены и решены следующие вопросы:

1. Проведен анализ развития систем регулирования тепловозов, на основании которого сделан вывод о необходимости существенного повышения качества регулирования силовых установок по мере увеличения форсировки по наддуву. Имевшиеся в эксплуатации электрогидромеханические регуляторы фирмы Woodward (США) и Ч7РС2, созданные на Коломенском тепловозостроительном заводе, не могут обеспечить требуемую стабильность работы и дальнейшее совершенствование законов управления.

2. Впервые введено понятие «ограничительная скоростная характеристика переходного процесса», дана методика ее определения и проведена оценка влияния на заданные скоростные (тепловозные) характеристики. Показано, что ограничением подачи топлива в переходном процессе является снижение темпа роста индикаторной мощности.

3. Теоретический анализ влияния законов регулирования на показатель поездной работы показал, что за счет совершенствования системы управления можно снизить расход топлива тепловозами в эксплуатации от 3 до 15% в зависимости от вида поездной работы при сохранении их производительности.

4. Применение усовершенствованных законов управления возможно только при существенном улучшении качества системы регулирования. В диссертации задача решена путем создания электронных регуляторов частоты вращения коленчатого вала и мощности тягового генератора, для которых разработаны программное обеспечение, электронные планы, схемные решения, конструкции исполнительных устройств и датчиков.

5. При непосредственном участии автора данной работы созданы электронные регуляторы ЭРЧМЗОТ для дизель-генераторов тепловозов ЧМЭ2, ЧМЭЗ, ТЭМ18Д, 2ТЭ10, 2ТЭ116, ТЭП70 всех модификаций. Разработаны проекты установки и эксплуатационная документация. В настоящее время регуляторы ЭРЧМЗОТ успешно эксплуатируются более чем на 2000 тепловозах РЖД и стран содружества.

6. На базе созданного электронного регулятора ЭР4030Т впервые создана адаптивная система управления, корректирующая закон регулирования в зависимости от температуры наружного воздуха. Система реализована на тепловозе 2ТЭ116 № 1360 и в эксплуатации позволила получить стабильную экономию топлива 9−10%, что хорошо согласуется с результатами теоретических исследований.

7. Внедрение электронного регулирования обладает высокой технико-экономической эффективностью. Применение регулятора ЭР4030Т позволяет получить экономию около 2700,0 тыс. руб. в год на каждый тепловоз. Применение адаптивной системы позволяет только за счет снижения расхода топлива экономить более 1,0 млн руб. в год на каждый тепловоз.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Анализ использования топливно-энергетических ресурсов на железнодорожном транспорте в 2002 году», МПС ЦТ, Москва, 2003 г.
  2. В. А., Шпаковский И. Д., Зейтман С. М. «Тепловоз Ээл типа 2−5-1 с электрической передачей», М.: Редбюротрансмаш, 1936 г., 349 с.
  3. Н. М. «Тепловозы». М.: Гос. трансп. ж-д. изд-во, 1948 г., 388 с.
  4. А. И., Фофанов Г. А. «Топливная экономичность силовых установок тепловозов», М.: Транспорт, 1979 г., 126 с.
  5. Транспорт, 1988 г., 344 с.
  6. КуценкоС.М., Карпов И. П., ГулякинаТ.В. Системы и математическое моделирование процессов управления тепловозом. Учебное пособие для вузов. Харьков.: ХПИ, 1980. — 92 с.
  7. .Н. Регулирование частоты вращения и мощности дизель-генераторов тепловозов. М.: Транспорт, 1976. — 112 с.
  8. H.A., Кузнецов Т. Ф. Тепловоз ТЭ2.-М: Транспорт. 1956. 272 с.
  9. А.Г., Марков В. А., Шатров В. И., Фурман В. В., Федянов A.B. Анализ статических и динамических свойств САР дизель-генератора, Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Машиностроение. 2006. № 3. (Тезисы доклада на ВНТС в МГТУ им. Н.Э. Баумана), с.112−113.
  10. Тепловозы ТЭМ1 и ТЭМ2: Руководство по эксплуатации и обслуживанию.- М., Транспорт. 1978. 278 с.
  11. Тепловоз ТЭМ7. Под ред. Г. С. Меликжанова.-М.: Транспорт, 1989.-295с.
  12. Н.П., Заславский Е. Г. Тепловоз ТЭЗ. -М: Транспорт. 1986. 215с.
  13. А. Э., Хомич А. 3., Куриц А. А. «Тепловозные двигателивнутреннего сгорания» Изд. 2-е перераб. и доп., М.: Транспорт, 1987 г., 536 с.
  14. Е.Е., Шапран Е. М., Фурман В. В. Совершенствование режимов работы силовых энергетических систем тепловозов, Монография. Луганск, Издательство Схщноукрашский национальный университет им. Владимира Даля, 2006., 280 с.
  15. Е.Е., ПоварковИ.Л. Экспериментальное исследование переходных процессов тепловозных дизелей и систем автоматического регулирования // Труды ВНИИЖТ. М.: 1977. — вып. 570., с. 116−126.
  16. Е. Е. «Повышение производительности и топливной экономичности тепловозов путем оптимизации режимов работы дизелей», Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук, МИИТ, Москва, 1987 г., 363 с.
  17. Тепловозы 2ТЭ10М, ЗТЭ10М: Устройство и работа/ Филонов С. П. и др.-М: Транспорт, 1986. 288 с.
  18. Тепловоз ТЭП60. Руководство по ремонту и обслуживанию.- М: Транспорт. 1966. 246 с.
  19. С. П., Гибалов А. И., Никитин Е. А. и др. «Тепловоз 2ТЭ116″, изд. 3-е перераб. и доп., М.: Транспорт, 1996 г., 334 с.
  20. А.В. Информационное обеспечение микропроцессорных систем автоматического регулирования локомотивов // Вестник ПАНИ, № 28,СПб, 2010 г., с. 63−69.
  21. Е.Е. Оптимизация работы тепловозного дизель-генератора // Труды МИИТ. М.: 1972. — вып. 700., с. 8−21.
  22. В.Н. Эксплуатационная экономичность тепловозных дизелей с учетом переходных процессов // Труды МИИТ. М.: Транспорт, 1978, вып. 611., с. 27−34.
  23. В.Н. Улучшение переходных процессов тепловозных дизелей типа 1 ОД 100 и Д70 // Электрическая и тепловозная тяга. М.: 1970 — № 11., с. 44−45.
  24. Тепловоз М62.- М: Транспорт. 1977. 246с.
  25. HEIZMANN. Цифровые регуляторы частоты вращения // Руководство DG00−003−243 104−04.
  26. Railweg Technology International // 1990, реферат 44.
  27. А. 3., Тупицын О. И., Симеон А. Э. „Экономия топлива и техническая модернизация тепловозов“, М.: Транспорт, 1975 г., 264 с.
  28. А.П., Заславский Е. Г., Тартаковский Э. Д. Резервы повышения экономичности тепловозов 2ТЭ10Л-М.: Транспорт 1975. 65 с. 34. Ост по кпд
  29. В. И., Шатров В. И. Некоторые результаты экспериментального исследования переходных процессов дизеля с турбонаддувом // Известия вузов. М.: Машиностроение, 1965, № 12. С. 51 56.
  30. В. И. Переходные процессы в дизель-генераторах. JL: Машиностроение, 1979. 119 с.
  31. А. И. Моделирование на ЭВМ работы тепловозных дизелей. М.: Транспорт, 1985. 216 с.
  32. А. М. Расчет на ЦВМ оптимальных переходных процессов комбинированных двигателей методом динамического программирования // Изв. вузов. М.: Машиностроение, 1967, № 12. С. 130- 133.
  33. Л. Е. и др. Моделирование переходных процессов двигателя со свободным турбокомпрессором // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков: 1974, № 21. С. 53−57.
  34. М. Р. Система квазиоптимального управления переходными режимами энергетической установки тепловоза путем раздельного регулирования ее частоты вращения и мощности: Дис. на соиск. ученой степени канд. техн. наук. Харьков, 1983.
  35. А. А., Долгих И. Д., Тараканов С. И. Выбор ограничительной характеристики по давлению наддува для транспортных дизелей // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков: 1981, вып. 38.С.34−57.
  36. Е.Е., Шапран Е. М., Фурман В. В. Совершенствование режимов работы силовых энергетических систем тепловозов, Монография. Луганск, Издательство Схщноукрашский национальный университет им. Владимира Даля, 2006., 280 с.
  37. В.А., Шленов М. И., Фурман В. В., Оценка расхода топлива и токсичности отработавших газов дизеля на различных режимах, „Грузовик &“, 2006, № 2, с.40−49.
  38. С. И. „Повышение эффективности работы тепловозных дизелей корректированием нагрузки в переходных процессах“, Диссертация на соискание ученой степени канд. тех. наук, М., 1988 г.
  39. ХребаМ.С. Повышение технико-экономических показателей работы тепловозов в республике Сирия путем совершенствования технологии обслуживания и характеристик дизель-генаратора. М.: Дисс. канд. техн. наук., 1994.- 152 с.
  40. В.А. Повышение эксплуатационной эффективности маневровых тепловозов. М.: Дисс. канд. техн. наук, 1984. 206 с.
  41. С.И. Повышение эффективности работы тепловозных дизелей корректированием нагрузки в переходных процессах.-М.: Дисс. канд. техн. наук. 1988.-239 с.
  42. Е.Е., Вдовина Л. И., Михайлиди К. Г. и др. Методика расчетарасхода топлива и производительности тепловозов с учетом работы на неустановившихся режимах // Труды МИИТ. М.: 1981. — вып. 632., с. 60−72.
  43. М. Повышение эффективности работы тепловозов в эксплуатации путем оптимизации режимов работы дизеля с использованием электронного регулятора оборотов и мощности // Автоматизация работы дизелей. Познань: АУТО-МАСИЛ, 1993.
  44. С.О. Повышение эффективности тягового подвижного состава при применении накопителя энергии в силовой цепи // Труды 5-ой международной научно-практической конференции „Trans-Mech-Art-Chem“. -М.: МИИТ, 2008. С. 170−172.
  45. Е.Е., ПоварковИ.Л. Исследование соответствия некоторых характеристик дизелей с высоким наддувом требованиям тепловозной тяги // Вестник ВНИИЖТ. 1975. № з., с. 23 28.
  46. Е. Е., Сухопаров С. И. „Оптимизация режимов работы тепловозных дизель-генераторов“ М.: Интекст, 1999 г., 184 с.
  47. В.А., Аникиев И. П., Корнев А. Н., Проваторов И.Е.Тепловоз ТЭРА1 ¡-результаты тяговых и теплотехнических испытаний.-Локомотив.№ 12 2002г. 4 с.
  48. A.M. Исследование переходных режимов двигателей маневровых тепловозов с использованием ЦВМ. М.: Дисс. канд. техн. наук., 1967.-114 с.
  49. Дружинин М. М. Повышение эксплуатационной экономичности тепловозов обеспечением оптимальной по расходу топлива генераторной
  50. СеврукИ.В., ЭпштейнА.С. Методика расчета переходных процессов четырехтактного тепловозного дизеля с высоким газотурбинным наддувом //
  51. Двигатели внутреннего сгорания. Харьков, 1970, вып. 11., с. 78 — 83.
  52. Правила тяговых расчетов для поездной работы / Под ред. Киселевой Н. П. М.: Транспорт, 1985. — 287 с.
  53. К.Г., Коссов Е. Е. Моделирование функциональных связей системы объединенного регулирования при расчете переходных процессов тепловозного дизель-генератора. М.: Рук. деп. ЦНИИТЯЖМАШ, 1985, МИИТ. -№ 1514 ТМ-85 Деп. 30 с.
  54. П.Т., Долганов А. Н., Скворцова А. И. Тяговые расчеты: Справочник. / Под ред. П. Т. Гребенюка. М.: Транспорт, 1987. — 272 с.
  55. Е. Е., Копыленко В. А. Влияние технических характеристик тепловозов на эффективность работы железнодорожной линии // Труды МИИТ. М.: Транспорт, 1982, вып. 715. С. 116- 127.
  56. В.Н., Файн М. А. Расширение диапазона реализуемых мощностей дизеля с турбонаддувом // Электрическая и тепловозная тяга. -М.: 1978.-№ 7., с. 44−47.
  57. RenaldD.T. Turboharger Developments for Large Engines // Diesel and Gas Turbine Progress, 1974. № 4., p. 20−21.
  58. Система РПРТ тепловозов// Донской А. Л., Назаров И. В., Молчанов А. И., Поварков И. Л., Попов K.M., Холяпин М.В./ Локомотив № 7, 2006. С-22−24.
  59. А.Э. Газотурбинный наддув дизелей. М.: Машиностроение, 1964.-248 с.
  60. К. Наддув двигателей внутреннего сгорания = Aufladung von Verbrennungsmotoren: Пер. с немецкого / Под ред. д.т.н. Иванченко H.H. Л.: Машиностроение, 1978. — 264 с.
  61. Д. А. Быстроходные турбопоршневые двигатели с воспламенением от сжатия. М.: Машгиз, 1963. — 640 с.
  62. М.Г. Агрегаты воздухоснабжения комбинированных двигателей внутреннего сгорания. -М.: Машиностроение, 1973. 296 с.
  63. В.Д., Щербаков В. Г., Белинский И. Н. Расчетно-экспериментальное исследование по выбору систем газотурбинного наддува двигателей 4ЧН8, 4ЧН12/12 и 8ЧН13/11,5 //ДВС. Харьков: 1980. — вып. 31., с. 68−77.
  64. Backhause R., Winterbanse D.E. Dynamic Behaviour of a turbocharged diesel engine // SAE Tehn. Pop. Ser. 1985, № 860 453., p. 1−8.
  65. C.C., ЛазуркоА.А., Щеглова З. И. и др. Конструктивные особенности систем наддува дизелей с высоким и сверхвысоким уровнем форсирования // Двигатели внутреннего сгорания. М.: ЦНИИТЭИТЯЖМАШ, 1981. -№ 30., 49 с.
  66. Wadman Bruce W. Engine Harisans. Diesel and Gas Turbine Progress. 1972. V. 38, № 9, p. 9−11.
  67. Д.А., Шепелев В. А. Улучшение топливной экономичности тепловозного дизеля за счет изменения характеристики турбокомпрессора // МГОУ-ХХ1- Новые технологии. 2000 № 2. С 27−29.
  68. В.В., Лобанов C.B., Протасов Д. Б. Способ регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания., № 2 168 647, Заявка № 99 126 219 Приоритет изобретения 14 декабря 1999 г.
  69. Е.Е., Аникиев И. П., Кирьянов А. Н., Лобанов B.C., Черезов И. А., Фурман В. В., Миронов В. А. Электронное управление подачей топлива, „Локомотив“, № 7, 2011 г., с.29−31.
  70. В.В., Аникеев И. П., Коссов Е. Е., Нестрахов A.C., Бычков Д. А., Кирьянов А. Н. Лобанов C.B. Электронный регулятор для дизель-генератора магистрального тепловоза, „Локомотив“, № 6, 2004г., 5 с.
  71. В.В., Аникеев И. П., Коссов Е. Е., Нестрахов A.C., Бычков Д. А., Кирьянов А. Н., Лобанов C.B. Электронный регулятор для дизель-генератора магистрального тепловоза, „Локомотив“, № 7, 2004г., 4 с.
  72. Руководство по эксплуатации „Система регулирования частоты вращения и мощности электронная тепловоза 2ТЭ116″ ЭРЧМЗОТЗ.00.000−01РЭ, ООО“! И Ш Дизельавтоматика», Саратов, 2002 г.
  73. Э. И., Фельдман Э. Д. и др. «Методические указания по определению технико-экономической эффективности новых и усовершенствованных электровозов», М.: Транспорт, 1986 г.
Заполнить форму текущей работой