Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличием Фонда обязательного медицинского страхования от других социальных внебюджетных фондов является его децентрализованность: существует федеральный фонд и отдельные территориальные фонды в субъектах Российской Федерации, подотчетные соответствующим органам исполнительной и представительной власти. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования действуют на основании Положения… Читать ещё >

Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов

В Конституции Российской Федерации (ст. 2) сформулирована одна из фундаментальных основ конституционного строя: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства''.

Этим конституционным провозглашением государство признало требования международного сообщества, закрепленных, прежде всего, в таких нормативно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах (1966 г.).

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод российских граждан. Тем самым государство берет на себя определенные обязанности, которые реализуются через сложный и разветвленный механизм. В нем участвуют вся правовая система, все органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе правоохранительные.

Стремительное развитие денежные фонды получили в России в 90-х гг. XX в. В условиях перехода к рыночной экономике, характеризующейся повышением уровня социального риска, сопряженного с безработицей, материальной необеспеченностью работников и другими явлениями, поддержание сложившегося уровня финансирования существующей системы социальной защиты, базирующейся на доходах государственного бюджета, стало проблематично.

Возникла объективная необходимость в установлении связей между получением социальных выплат и созданием фонда финансовых ресурсов, из которого они осуществляются. Решением данной задачи было создание внебюджетных фондов государства.

Задачи данной контрольной работы:

— рассмотреть понятие и состав внебюджетных фондов, их общую характеристику и классификацию,

— проанализировать правовые основы государственных внебюджетных фондов;

— выявить финансовые механизмы регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов;

— сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

1. Понятие и виды внебюджетных фондов

Бюджетный кодекс РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные фонды (ст. 6 БК РФ).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные внебюджетные фонды делятся на:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

— Фонд социального страхования Российской Федерации;

— Фонд занятости;

— др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40.

Доходы внебюджетных фондов включают:

— специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

— отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

— средства бюджета;

— прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;

— займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

— другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод — это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России основаны на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991 г., Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Российской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Таким образом, можно дать определение внебюджетным фондам: это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан.

Финансовые ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

Для обеспечения эффективности функционирования внебюджетных фондов был предусмотрен принципиально иной механизм их формирования, который значительно отличался от формирования бюджета.

Если доходная часть бюджета образуется в основном за счет налогов — инструмента внеэкономического административного принуждения, то механизм формирования государственных внебюджетных фондов базируется на обязательных страховых взносах. Кроме страховых взносов предусмотрены и другие источники доходов: средства бюджета, перечисляемые в законодательном порядке в государственные внебюджетные фонды, добровольные взносы юридических и физических лиц и доходы от капитализации временно свободных финансовых ресурсов, но основным из них являются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды медицинского страхования.

2. Основы правового регулирования государственных внебюджетных фондов

Главное направление расходования денежных средств государственных внебюджетных фондов — социальная сфера. Следует отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда направлена на разрешение определенного круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения. Деятельность Фонда социального страхования РФ направлена на обеспечение финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых программ в рамках реализации Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Таким образом, все названные в Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования — государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность внебюджетных фондов Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются действующим законодательством Российской Федерации.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

2.1 Правовое регулирование Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ самый крупный по масштабам аккумулируемых финансовых средств из всех внебюджетных фондов в России. Основным нормативным актом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122−1.

Ряд норм, посвященных функционированию Пенсионного фонда, содержит также Закон об обязательном пенсионном страховании в РФ, в соответствии с которым Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

— целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

— организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

— организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

— организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

Кроме того, Пенсионный фонд РФ осуществляет управление средствами пенсионных накоплений, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». В частности, Пенсионный фонд заключает со специальными управляющими компаниями договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Сами управляющие компании на основании указанных договоров осуществляют инвестирование пенсионных накоплений. Инвестиционные накопления могут быть инвестированы в государственные ценные бумаги, акции и облигации различных российских эмитентов, денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях, депозиты в рублях в кредитных организациях, иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

За счет средств пенсионных накоплений, т. е. за счет дивидендов и процентов, полученных по ценным бумагам и банковским депозитам в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Застрахованное лицо не чаще одного раза в год может воспользоваться правом выбора инвестиционного портфеля или управляющей компании путем подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется его правлением и постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В субъектах Российской Федерации действуют территориальные отделения Пенсионного фонда, которые, так же как сам Пенсионный фонд, имеют организационно-правовую форму государственного учреждения. Территориальные органы Пенсионного фонда действуют на основании положений, которые утверждаются Пенсионным фондом для каждого такого органа.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются:

— на выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

— на доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда;

— на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда (включая содержание его центральных и территориальных органов);

— на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета, направляемых в Пенсионный фонд, осуществляется выплата дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях, при выходе их на пенсию.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК РФ. В составе бюджета Пенсионного фонда отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Правовую основу деятельности ПФР на данном этапе образуют:

— Конституция Российской Федерации;

— Бюджетный кодекс РФ (в части регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов, составления, утверждения и исполнения их бюджетов);

— законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ и др.);

— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

— Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

— другие федеральные законы, Указы Президента РФ и принимаемые в соответствии с ними иные подзаконные нормативные акты Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства РФ, инструкции и письма Министерства финансов РФ, иных органов исполнительной власти.

Соответственно можно констатировать, что общий объем нормативно-правовых актов, регулирующих в большей или меньшей степени деятельность Пенсионного фонда РФ, чрезвычайно велик. Только за последние 2 года в России было принято около более 10 законодательных актов, напрямую касающихся деятельности Пенсионного фонда РФ, и еще большее количество нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ.

2.2 Правовое регулирование Федерального и территориального фонда обязательного медицинского страхования

Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование (ст. 12 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). Средства фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Устава, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. Федеральный фонд является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основной задачей федерального фонда является обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Федеральный фонд осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования путем выделения средств из бюджета федерального фонда.

Управление федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором.

Отличием Фонда обязательного медицинского страхования от других социальных внебюджетных фондов является его децентрализованность: существует федеральный фонд и отдельные территориальные фонды в субъектах Российской Федерации, подотчетные соответствующим органам исполнительной и представительной власти. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования действуют на основании Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».

Фонды создаются органом законодательной власти субъекта Российской Федерации и являются самостоятельными государственными учреждениями, обладающими статусом юридического лица.

Основной функцией территориального фонда является аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование, а также осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда.

Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.

Состав правления территориального фонда утверждается представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель избирается правлением. Исполнительный директор территориального фонда назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым исполнительным директором территориального фонда.

Правовыми основами обязательного медицинского страхования являются:

— Конституция Российской Федерации;

— Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и законодательные документы, регулирующие деятельность федерального и территориальных фондов ОМС;

— Базовая программа обязательного медицинского страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 41 от 23.01.92 г.

— Типовые правила обязательного медицинского страхования, утвержденные 01.12.93 г. ФФОМС и согласованные с Росстрахнадзором, и иные нормативно-правовые документы федерального и территориального уровней управления ОМС.

2.3 Правовое регулирование Фонда социального страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Деятельность фонда регламентируется Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Денежные средства и иное имущество, которые находятся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Основная задача фонда — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством.

В Фонд социального страхования РФ входят региональные отделения, осуществляющие управление средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации, а также филиалы отделений, создаваемые региональными отделениями фонда по согласованию с председателем фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем. Деятельность фонда обеспечивает центральный аппарат фонда, а в региональных отделениях и филиалах — аппараты органов фонда.

При фонде действует правление, а при региональных отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

Заключение

В ходе работы были рассмотрены сущность Внебюджетных фондов РФ, их роль в финансовой системе, виды фондов, источники формирования и направления использования средств фондов.

Таким образом, внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее. Все это осуществляется в нашей стране с помощью средств, поступающих во внебюджетные социальные фонды, значительную часть которых до 1 января 2001 года составляли страховые взносы, которые также введены с 01.01.2010 г. (до 2010 г. — единый социальный налог).

Объем финансовых ресурсов, концентрируемых в государственных социальных внебюджетных фондах очень значителен и сопоставим с объемами федерального бюджета страны. От эффективности их формирования и использования зависит успешное решение многих социально-экономических задач. Так, в 2011 г. доходы федерального бюджета составили 11 366 000 рублей. млн руб., а общий объем доходов внебюджетных фондов — 5 519 200 млн руб., в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации — 5 137 400 млн руб., Фонда социального страхования Российской Федерации — 458 800 млн руб., Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации — 336 000 млн руб.

Основными задачами деятельности Внебюджетных фондов в Российской Федерации являются:

— обеспечение устойчивости финансовой системы обязательного страхования на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

— введение всеобщего обязательного характера социального страхования;

— гарантирование соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

— осуществление государственного регулирования системы обязательного социального страхования;

— введение обязательности уплаты страхователем страховых взносов или налогов;

— нести ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

— обеспечение надзора и общественного контроля др.

Существуют значительные продвижения в деятельности внебюджетных фондов РФ:

— одной из наиболее важных в решении проблем является повышение демографической ситуации в стране;

— государственные программы развития социального страхования в России;

— управление пенсионными накоплениями.

Для развития деятельности внебюджетных фондов РФ необходимо совершенствовать систему налогообложения.

Список источников

1. Финансовое право: учебник / А. Р. Батяева, К. С. Бельский, Т. А. Вершило и др.; отв. ред. С. В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. 792 с.;

2. Ногина О. А. Правовое регулирование инвестирования средств государственных внебюджетных фондов // Известия вузов. Правоведение. 2011. № 3. С. 113 — 123;

3. Ногина О. А. Проблемы правового регулирования сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов // Известия вузов. Правоведение. 2011. № 2. С. 141 — 156;

4. Ногина О. А. Правовые основы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 6. С. 35 — 45;

5. Ногина О. А. Принципы бюджетной системы в процессе формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов // Известия вузов. Правоведение. 2011. № 1. С. 149 — 158;

6. Бюджетное право: учебник / А. Е. Абрамова, И. И. Кучеров, М. А. Моисеенко и др.; под ред. Н. А. Саттаровой. М: Деловой двор, 2009. 296 с.;

7. Соловьев В. Н. О формах собственности в сфере социальных правоотношений // Российская юстиция. 2011. № 3. С. 4 — 9.

внебюджетный доход фонд пенсионный

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой