Правовое положение ОВД районов, городов
Основные направления деятельности ОВД в городах реализуются с помощью различных организационно-тактических форм. Сюда относятся: комплексное использование сил и средств по единой дислокации; привлечение к охране общественного порядка и общественной безопасности военнослужащих Минобороны, внутренних войск, ОМОНа, казачьих и других общественных формирований; обеспечение общественного порядка… Читать ещё >
Правовое положение ОВД районов, городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовое положение органов внутренних дел районов, городов.
Органы внутренних дел районов и городов (далее горрайорганы) являются основным звеном системы МВД по следующим обстоятельствам:
1. Система горрайорганов наиболее хорошо структурирована. Она складывалась на протяжении всей истории России, и охватывает все без исключения населенные пункты и объекты. Система горрайорганов строится по административно-территориальному признаку применительно к городу, району в городе и т. д. В основе их деятельности лежит территориально-отраслевой принцип.
2. Горрайорганы—самое многочисленное звено системы.
3. Горрайорганы—основной исполнитель титульных функций системы МВД, т. е. они, обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность, предупреждают, раскрывают и расследуют подавляющее количество преступлений, выполняя большой объем работы.
4. Горрайорганы находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Они являются тем звеном системы, через которое реализуются связи милиции с населением, общественностью, органами власти и управления. В силу этого от их работы зависит формирование общественного мнения о системе МВД в целом, ее оперативно-служебных приоритетах, ориентированности и способности выполнять стоящие перед ней задачи.
Городские ОВД осуществляют свою деятельность в условиях динамичной, быстро меняющейся оперативной обстановки. Это связано с подвижностью, мобильностью населения, сосредоточением значительного числа граждан в общественных местах, на транспорте, высоким уровнем миграции, концентрацией маргинальных элементов, от которых с высокой степенью вероятности можно ожидать совершения преступлений.
Реализация задач, решаемых ГОВД, требует ресурсного обеспечения как традиционно существующими, так и создаваемыми службами и подразделениями, а также временными структурными целевыми образованиями.
Основные направления деятельности ОВД в городах реализуются с помощью различных организационно-тактических форм. Сюда относятся: комплексное использование сил и средств по единой дислокации; привлечение к охране общественного порядка и общественной безопасности военнослужащих Минобороны, внутренних войск, ОМОНа, казачьих и других общественных формирований; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в период общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий.
Специфика среды функционирования накладывает свой отпечаток на организационные структуры ГОВД. Здесь можно выделить ГОВД, обслуживающие города, являющиеся республиканскими, краевыми, областными центрами, а также интенсивно развивающиеся курортные, туристические центры, портовые, пограничные города,
Свои особенности имеет организация деятельности городских ОВД, функционирующих в городах с районным делением. Это прежде всего централизация ряда функций на уровне УВД города и децентрализация их в ОВД районов, повышение статуса УВД города как координатора деятельности, организатора взаимодействия районных ОВД в условиях осложнения оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельств, оптимально нее соотношение структуры УВД города и районных ОВД, разумное сочетание исполнительской и управленческой деятельности УВД города.
Сельские РОВД имеют свои трудности в оргштатном построении (малочисленность личного состава, наличие служб, должностей, создание которых объясняется особенностями среды функционирования, например, подразделения по охране рыбных запасов; упрощенная структура управления).
В сельской местности важное значение имеет служба участковых инспекторов милиции, представители которой находятся ближе к населению, имеют значительную по площади территорию обслуживания, решают более широкий по сравнению с городскими участковыми инспекторами круг задач. Основу органов внутренних дел составляет милиция, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О милиции».
Легальное современное определение «милиции» дается в ст. 1 Закона, «милиция в Российской Федерации — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом „О милиции“ и другими федеральными законами».
Отличительной чертой милиции является возможность применения к правонарушителям мер непосредственного государственного принуждения. Во многих случаях оказывается достаточно только потенциальной возможности принуждения. С деятельностью милиции не идёт ни в какое сравнение деятельность организаций общественной самодеятельности с ограниченными функциями охраны правопорядка: частные агентства, бюро и пр.
Именно милиция находится на первой линии борьбы с правонарушениями, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на неё высокую ответственность.
В настоящее время правовую основу деятельности милиции составляет действующее законодательство Российской Федерации.
В первую очередь, милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, нормативными правовыми актами МВД России.
Весь этот комплекс законодательных и иных нормативных актов можно назвать «законодательством о милиции». В виду того, что милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации на деятельность органов милиции распространяет свое действие Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года N 927.
Среди иных указов президента РФ необходимо выделить:
— Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»
— Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» .
Наряду с указами президента РФ к правовому регулированию положения органов милиции применимы и Постановления правительства РФ.
Отметим наиболее важные:
— Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» .
— Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции»;
— Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О структуре милиции общественной безопасности, создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета» ;
— Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589;
Свои функции органы внутренних дел выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных преступников, поиском и ликвидацией террористических групп, освобождением заложников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и безопасности и массовых беспорядков в населенных пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф.
Кроме того, на органы внутренних дел возложены большие и ответственные задачи по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при осуществлении мероприятий гражданской обороны в мирное время, в период общей готовности и в военное время.
Конкретные задачи поставленные перед органами милиции закрепляются в ст. 2. Закона «О милиции». Ими являются:
· обеспечение безопасности личности;
· предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
· выявление и раскрытие преступлений;
· охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
· защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
· оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом.
И, если иные задачи на милицию могут быть возложены только Законом «О милиции», то расшифровка их содержания и конкретизация (а иногда и спецификация) содержатся в различных уставах и положениях.
Так, например, Устав Комитета федеральной криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве закрепляет следующие основные задачи:
— борьба с организованной преступностью, выявление, предупреждение и пресечение деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций);
— подрыв экономических основ деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций);
— борьба с коррупцией в органах государственной власти города Москвы и органах местного самоуправления;
— борьба с преступлениями в сфере высоких технологий;
— проведение в установленном порядке оперативно-технических мероприятий;
— проведение в установленном порядке оперативно-поисковых мероприятий;
— обеспечение собственной безопасности.
Система милиции — представляет собой строгую иерархию организационно-функциональных звеньев.
И, прежде всего милиция в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Закона о милиции подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности — также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Криминальная милиция
Основными задачами криминальной милиции, в соответствии со ст. 8 Закона «О милиции» являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
В криминальную милицию органов внутренних дел районов, городов, районов в городах входят подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, подразделения по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при органах внутренних дел районов, городов, районов в городах и иных муниципальных образований, а также могут входить территориальные подразделения Национального центрального бюро Интерпола.
Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации. И этим постановлением является указанное выше Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции» .
Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.
Милиция общественной безопасности
В соответствии с Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.
В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.
Правовая основа и принципы деятельности милиции общественной безопасности определяются законодательством Российской Федерации.
Основными задачами милиции общественной безопасности, в соответствии со ст. 9 Закона «О милиции», являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности, оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены обязанности, предусмотренные статьей 10 Закона РСФСР «О милиции», за исключением обязанностей, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.
Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Милиция общественной безопасности также является органом дознания. В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» она является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел как компетенцию других органов дознания. Милиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении.
Структура милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926.
В милицию общественной безопасности входят:
1) дежурные части Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел. ;
2) участковые инспектора милиции;
3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;
7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
9) отряды милиции особого назначения;
10) подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б) дознания;
в) патрульно-постовой службы милиции;
г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е) по делам несовершеннолетних;
ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;
з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.
Анализ специфики деятельности милиции позволяет выделить десять общих для представителей ее различных служб характеристик:
1) деятельность милиции является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения работниками определен в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники милиции имеют специальные звания и при выполнении своих должностных обязанностей должны, как правило, носить специально установленную форму одежды;
2) деятельность сотрудников милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности;
3) нормативно-правовая регламентация деятельности милиции определяет специфику проведения правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охраны общественной безопасности;
4) как правило, выполнению милицейских функций противодействуют правонарушители и их пособники;
5) работникам милиции предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит от их умения разумного, целесообразного и законного применения власти;
6) милиция обладает специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения, замечания и т. д.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия);
7) разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать работникам милиции, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность произошедшего события и коммуникативным качествам;
8) деятельность милиции проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны;
9) милицейская деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическими перегрузками в работе;
10) на деятельность сотрудников влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет милиции.
МВД России уделяет большое внимание совершенствованию деятельности горрайорганов, повышению эффективности их работы. В целях предупреждения преступлений подразделения горрайорганов внутренних дел:
Осуществляют ежемесячный анализ криминогенной обстановки на обслуживаемой территории (объектах обслуживания).
Определяют и реализуют организационные и практические меры по предупреждению преступлений.
Осуществляют подготовку материалов по комплексной оценке результатов работы сотрудников подразделений по предупреждению преступлений, разрабатывают мероприятия по ее активизации.
Информируют в установленном порядке органы местного самоуправления, а также организации, предприятия, учреждения, расположенные на территории обслуживания (объектах обслуживания), о преступлениях, причинах и условиях, способствовавших их совершению, с изложением конкретных предложений по их устранению.
Привлекают общественные объединения правоохранительной направленности и граждан к проведению мероприятий по предупреждению преступлений.
Тем не менее, в организационной деятельности горрайорганов имеются проблемы, связанные с поддержанием служебно-боевой готовности, повышением роли дежурной части как органа оперативного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, оперативным управлением силами и средствами, повышением профессиональной подготовки личного состава (в том числе поиск новых форм, методов работы по раскрытию тяжких преступлений), улучшением системы финансового, материально-технического, информационного и другого обеспечения.
В настоящее время совершенствование управления горрайорганами осуществляется по следующим направлениям.
1. Четкая постановка целей, задач, определение приоритетных направлений деятельности.
2. Дифференцированное разграничение полномочий и ответственности по руководству подчиненными подразделениями со стороны МВД России, МВД, ГУВД, УВД, субъектов Федерации, горрайорганов.
3. Оптимальное соотношение начал централизации и децентрализации в управлении ОВД.
4. Укрепление правовых основ организации и функционирования ОВД.
5. Оптимизация организационных форм построения ОВД, расширение прав министров, начальников ГУВД, УВД, горрайорганов по корректированию оргструктур и перераспределению штатной численности.
6. Совершенствование процессов управления.
7. Создание надежной системы информационного обеспечения всех звеньев МВД России, особенно низового звена, обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами в соответствии с нормативами.
8. Максимальное использование положительно зарекомендовавших себя форм и методов оперативно-служебной, организаторской деятельности.
9. Улучшение стиля и методов управления.
Задача № 1
Проводя рейд, уполномоченный ГИБДД Скляров задержал водителя Козлова, управляющего автомобилем ВАЗ-2106 в нетрезвом состоянии.
Какие меры могут быть приняты к Козлову?
К Козлову должны быть приняты меры, предусмотренные статьёй 12.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), по которой за данное правонарушение предусмотрено лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Задача № 2
От Каменевой в РОВД поступило заявление о том, что ее муж злоупотребляет спиртными напитками и угрожает ей расправой. Участковый уполномоченный Смирнов установил, что Каменев является членом охотного общества и имеет охотничье ружье, за бесцельную стрельбу из которого привлекался к административной ответственности и дважды предупреждался устно.
Изложите действия участкового уполномоченного.
В соответствии со статьёй 20.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах) на Каменева правомерно наложить административный штраф в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
Так как это вторичное привлечение к административной ответственности в течение года, то в соответствии со ст. 26. Закона «Об оружии» (Аннулирование лицензий или разрешений) Каменева можно лишить разрешения на хранение оружия и конфисковать его.
Принятию решения об аннулировании разрешения по данным основаниям должно предшествовать предварительное письменное предупреждение Каменева органом, выдавшим это разрешение. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены.
Библиографический список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.09.2005 N 124-ФЗ).
3. Закон РСФСР «О милиции «от 18 апреля 1991 г. № 1026-I (в ред. от 09.05.2005 N 45-ФЗ).
4. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». Федеральный закон от 12.08.95 г. N 144-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
5. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).
6. Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» .
7. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 927. " Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" .
8. Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288).
9. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции» (в ред. Постановления Правительства от 24 июня 2003 г. N 362).
10. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности «.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.92 № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 N 66, от 04.08.2005 N 489).
12. Приказ МВД РФ от 14 сентября 1993 г. № 420 «О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте».
13. Приказ МВД РФ от 20 сентября 1994 г. № 260 «О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных отделов внутренних дел на транспорте».
14. Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
15. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».
16. Приказ МВД России от 11 августа 1998 г. N 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» .
17. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть общая /под ред. проф. А. П. Коренева. — М.: «Щит — М», 2001.
18. Астафьев Л. В. Расширение прав начальников горрайорганов внутренних дел — объективная необходимость // Вестник МВД России.-1994. № 1.
19. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). — М.: Юридич. лит., 1999.
20. Игонькина С. И. Милиция в механизме Российского государства: Автореф. дис… канд. юрид. наук. — М.: Академия МВД России, 1996.
21. Кондрашов Б. П. Российский закон о милиции / Б. П. Кондрашов,
Ю. П. Соловей, В. В. Черников. — М.: Вердикт, 1992.