Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое государство

ШпаргалкаПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гражданство — это прочная, устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности. В России установлено единое гражданство, что означает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность федерального гражданства и гражданства республик. Утрата федерального гражданства одновременно влечет за собой и статус… Читать ещё >

Правовое государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1 Сущность, признаки, предназначения государства

Государство — сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества). Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации.

Признаки государства:

— народ (государство есть союз людей, организованный на началах права, на единой территории, имеющих единый общий интерес. Граждане обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных отношений)

— наличие определенной территории (население становится гражданами данного государства, обладают всеми гражданскими и политическими правами. Основные права и свободы должны быть гарантированы государством)

— налоговая и финансовая системы (государство устанавливает систему налогов и сборов формирования бюджета и распределяет на нужды — на содержание государственного аппарата и социально незащищенных слоев населения)

— система права (наличие правовой системы юридически оформляет государственная власть. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций задач государства) Сущность государства:

Государство призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного порядка. Социальное назначение государства — представлять общие интересы населения. «Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют единый интерес и единую цель; а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община», — Ильин.

2 Функции государства, понятие и содержание

Под функциями понимают основные направления его деятельности. Имеют постоянный характер и общесоциальную направленность.

Временные. Их появление обеспечено специфическими условиями конкретного периода развития государства.

Постоянные. На всех этапах государства.

Внешние. Сотрудничество с другими государствами, оборона страны, госбезопасность, поддержание мира и мирового правопорядка, борьба с международным терроризмом, предотвращение войн, разоружение, оказание помощи в чрезвычайной ситуации, сотрудничество в решение глобальных проблем современности.

Внутренние:

— политические (признание и защита прав и свобод человека и гражданина, создается система гарантий; регулирование политических процессов в обществе посредством законодательного закрепления принципов организации и деятельности политических партий и объединений; обеспечение общественной безопасности. Государство разрешает конфликты, поддерживает согласие, оказывает помощь беженцам)

— экономические (государство обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики)

— социальные (поддержание достойного уровня жизни населения, оказание помощи тем лицам, которые не могут самостоятельно обеспечить себя средствами для существования)

— в культурной сфере (государство оказывает поддержку развитию искусства и культуры, заботится о культурном и нравственном возрождении общества)

— экологические (охрана и рациональное использование природных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей).

Также функциями государства являются: законотворческая, правоприменительная, правоохранительная.

3 Форма государственного устройства, понятие и виды

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимодействие с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

Монархия — это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единолично главы государства, передается по наследству или династически.

— абсолютная (если верховную власть единолично осуществляет глава государства, не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти)

— органическая (власть ограничена парламентом, действующим на основе конституции: дуалистическая и парламентарная) Республика — это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, то есть источником власти выступает суверенный народ.

— президентская (возглавляет исполнительную власть; правительство несет политическую ответственность перед президентом; принцип разделения властей)

— парламентская (исполнительная власть возглавляется премьер-министром, правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность)

4 Форма государственного устройства, понятие и виды

Под формой государственного устройства в юридической науке понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его частями, а также между центральными и местными органами.

Унитарная — единая, не имеющая в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может только делиться на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. В унитарном государстве единое законодательство, единое гражданство, единая денежная система.

Федеративное — характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными органами государственной власти и органами власти субъектов. Входящих в федерацию. Субъекты имеют определенную политическую самостоятельность, являются равноправными членами. Наличие двойного гражданства.

Конфедерация — союз нескольких, самостоятельных государств, образованный на основе договора, для достижения определенных целей, которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Обычно ее не считают суверенным государственным образованием.

Содружество = конфедерация.

Империя — сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний.

5 Политический режим, понятие и виды

Политический режим — совокупность методов и приемов осуществления государственной власть, характеризующая политическую обстановку в стране, то есть степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

Демократия — народовластие — широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти. Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности.

— представительная демократия означает осуществление полновластия народа через выборные органы государственной власти и местного самоуправления

— непосредственная демократия — это прямое участие народа в решение вопросов государственной власти путем всенародного голосования или местных референдумов.

Антидемократия — устранение политических прав и свобод, отстранение народы от государственной власти, подавление всякого инакомыслия, упразднение представительных органов власти. При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти.

Тоталитарный режим — всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. В тоталитарном государстве вся деятельность граждан полностью контролируется государственной властью, не признается сфера частных интересов и свобода личности.

6 Правовое государство и гражданское общество, понятие и виды

Правовое государство это такое демократическое государство, где обеспечивается господство прав, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности.

Гражданское общество — свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека. Создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Это общество свобод индивидов. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством.

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества. Оно обслуживает потребности гражданского общества.

Признаки правового государства:

— идея народного суверенитета (суверенитет народа означает, что только народ источник всей той власти, которой располагает государство)

— господство закона (деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом)

— разделение властей (каждая из властей в государстве самостоятельная, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других)

— реальное обеспечение прав и свобод личности (права человека — важнейший фактор в развитии обществ, а в целом)

— наличие развитого гражданского общества

— создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа

— верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти

— возвышение суда как единого из средств обеспечения правовой государственности

— соответствие законов праву и правовая организация система государственной власти

7 Понятие и признаки права

— общесоциальное

— юридическое

— частное

— публичное

— субъективное

— объективное

— материальное

— процессуальное

— гражданское

— административное

— уголовное Право — не «возведенная в закон» воля, если даже эта воля господствующего класса или всего народа. Самой непосредственной данностью обладает естественное для социальной природы человека право — его основные права и свободы от рождения. В этом смысле право есть одно из важнейших качеств и свойств свободной личности. Право — результат осознания человеческим разумом принципов и идеалов человеческого общежития. Право — ответственность за осуществленный свободный выбор поступка.

Признаки права:

— право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах

— право есть мера, масштаб свободы и поведения человека

— право обеспечивает государственной властью

— нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей

— право есть реально действующая система нормативной регуляции

— право не тождественно закону.

8 Система права, отрасли права РФ

Система права — это сложное юридическое понятие, характеризующееся внутренним единством и целостностью, состоящее из правосознания, правоотношений и юридических норм, призванная поддержать такой порядок в обществе, который необходим для обеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования человечества.

Система права как сложное юридическое явление характеризуется следующими основными признаками:

— внутренним единством составляющих ее элементов

— система права имеет единую социальную природу

— она основана на нравственно-правовых принципах, таких как идеи свободы, равенства, справедливости и гуманности

— в основе формирования системы права лежит идея права, суть которой состоит в осознании необходимости существования свободной личности, ее прав и свобод

— система права призвана регулировать и упорядочивать определенные общественные отношения. Возникающие между субъектами права

— содержание системы права получает свою внешнюю форму выражения в источниках: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор Отрасли права РФ.

В системе современного российского права в зависимости от предмета и метода правового регулирования можно выделить следующие основные отрасли права:

— во главе всей системы норм права страны находится отрасль конституционного права. Главная задача конституционного права — организация осуществления государственной власти и ее ограничений рамками правового закона. Нормы конституции обладают высшей силой

— административное право — область публичного права. Нормы административного права регулируют отношения власти и подчинения. Административное право устанавливает, какие общественно-опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

— гражданское право — область частного права. Регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения

— уголовное право — область публичного права. Регулирует отношения, связанные с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления

— процессуальное право — область публичного права. Делится на гражданский и уголовный кодексы. Предметом регулирования учебно-процессуального права являются отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию, рассмотрению уголовных дел

— трудовое право

— семейное право

— финансовое право

— земельное право

— коммерческое право

— банковское право

— природоохранительное право

— уголовно-исполнительно право

— криминальное право

9 Понятие и виды источников права. Источники российского права

Под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

Являются:

— законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием

— общепризнанные принципы и нормы международного права

— юридический прецедент (судебный и административный)

— религиозные источники (священные писания, книги, трактаты)

— правовой обычай

— нормативной правовой договор

— доктрина или юридическая наука Источники права в РФ.

Являются права и свободы человека и гражданина, общепринятые принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай. Конституция РФ запрещает основополагающие принципы системы источников правовых норм.

Важнейшим конституционным принципом системы источников права является положение о том, что конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

10 Система нормативно-правовых актов РФ

Система НПА России.

— конституция

— федеральные конституционные законы

— федеральные законы

— нормативные указы президента РФ

— постановления правительства РФ

— нормативные акты министерств и ведомств РФ

— законы субъектов РФ

— подзаконные акты органов власти субъектов

— нормативные акты органов местного самоуправления Законы занимают ведущее место в системе; закон — это НПА, принятый в особом порядке органами законодательной власти/референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения (конституционные законы, текущие законы, конституция).

Подзаконные НПА — это акты органов государственной власти и управления, изданные в соответствии с законами РФ, и не противоречащие им.

11 Понятие, структура, виды правовых норм

Правовая норма — формально определенное обязательное правило поведения, имеющее представительно-обязывающий характер и официально установленное и санкционированное государством. Правовая норма ограничивает свободу поведения субъектов права в рамках установленного правила поведения.

Структура правовой нормы — это ее внутреннее строение, элементы которого имеют специфическую связь и отношение. Логически завершенная правовая норма состоит из:

— гипотеза — та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии отсутствия которых и реализуется эта норма (простые и сложные; альтернативные; казуистические и абстрактные; определенные и относительно определенные)

— диспозиция — часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения (определенные; альтернативные; бланкетные)

— санкция — часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, это мера наказания, ответственность за несоблюдение нормы права (альтернативные; абсолютно определенные; относительно определенные) Виды правовых норм:

1. по предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные, «материальные»

2. по месту правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозиционные

3. по функциональной направленности делятся на регулятивные и охранительные

4. нормы-принципы — это нормы, определяющие основополагающие исходные начала права

5. дефинитивные нормы дают определение юридических понятий и категорий таких, как преступление, наказание, штраф, сделка

6. по кругу лиц, на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы

12 Понятие, состав и содержание правоотношений

Правоотношения — особый вид общественный отношений, участники который связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Это центральная проблема права. Правоотношение как система имеет сложное строение. Его структура включает: субъект, объект, субъективное право и юридическую обязанность.

Содержание правоотношений. Различают социально и юридическое содержание правоотношений.

Социальной содержание проявляется в социально-значимой деятельности участников общественных отношений. Собственно юридическое содержание правоотношения составляют права и обязанности участников правоотношений.

Что касается обязанностей участников правоотношений, то субъективная юридическая обязанность — это мера должного поведения.

13 Правосубъективность: понятие и содержание правоспособность и дееспособность

Правосубъективность — способность лица быть субъектом права, субъектом правоотношений. По общему правилу правоспособность физических лиц не может быть ограничена. Это означает, что не могут быть ограничены права человека, поскольку они принадлежат ему от рождения. Ограничение правоспособности, пусть даже судом, означает нарушение естественных прав и свобод личности.

Если правоспособность — это способность иметь права и обязанности, то дееспособность — это способность лица самому осуществлять свои субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность связана с совершением волевых действий, что предполагает достижение определенного возраста человека и психического уровня его зрелости (с момента наступления совершеннолетия).

14 Юридические факты: понятие и виды

Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами они называются потому, что всегда влекут за собой наступление определенных юридических последствий. По волевому признаку делятся на события и деяния.

События — это юридически значимые факты, которые возникают независимо от воли человека (бедствия, смерть…). Деяния — это юридические факт, наступление которых зависит от воли людей (действие, бездействие). Правовые состояния отражают положение субъекта в обществе, его отношения с другими людьми.

15 Законотворчество — правотворчество в РФ

Законотворчество — это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Процедура законодательной деятельности представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:

— законодательная инициатива

— обсуждение законопроекта

— принятие закона

— подписание и обнародование Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно правового акта или же подготовленного законопроекта. В соответствии с конституцией РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, Конституционному, Верховному, Высшему Суду РФ.

Право осуществляется путем внесения в Государственную Думу:

— проектов

— законопроектов

— поправок к законопроекту Обсуждение законопроекта — это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый конституцией. Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов осуществляется в трех чтениях. Законопроект становится федеральным законом после того, как будет принят Государственной Думой в третьем чтении.

Принятие законопроекта происходит путем голосования его в законодательном органе. Законы РФ принимаются раздельным голосованием по палатам законодательного органа.

Подписание и обнародование — завершающая стадия законодательного процесса. В соответствии с конституцией принятый закон подписывает президент и обнародует его. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания и вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

16 Понятие, основные признаки правонарушения

Правонарушение — это такое нарушение права, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Не является правонарушением несчастный случай, причинение вреда в состоянии необходимой обороны.

Сущность правонарушения состоит в общественно опасном, противоправном и виновном поведении лица, которое нарушает нормы объективного права.

Правонарушение — это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на установленный в обществе порядок отношений, совершенное деликтоспособным субъектом права.

Признаки:

— общественная опасность или общественная вредность деяния

— противоправность деяния

— виновность субъекта правонарушения

17 Виды правонарушений

Это проступки и преступления.

Преступление — это виновное, общественно опасное противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

Проступки — это все противоправные деяния за исключением преступлений. Основным критерием разграничения преступлений от проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния:

— дисциплинарное правонарушение

— дисциплинарный проступок

— гражданское правонарушение

18 Состав правонарушений

— объект

— объективная сторона

— субъект

— субъективная сторона В каждом отдельном случае необходимо, чтобы все эти элементы были на лицо.

Объект правонарушения — это то, на что направлено противоправное деяние. От объекта необходимо отличать предмет правонарушения (различные материальные блага, ценности). Под объективной стороной понимают общественно опасные деяния:

— деяние может выступать в форме действия или бездействия

— деяние должно носить общественно опасный и противоправный характер

— чтобы был налицо нанесенный вред

— наличие причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившими вредоносными последствиями. Субъект правонарушения — это тот, кто совершает правонарушение — физическое или юридическое лицо. Может быть только деликтоспособное лицо, то есть, способное отвечать за свои поступки и нести юридическую ответственность. Субъективная сторона — включает мотив, цели и вину правонарушения.

Мотив — внутреннее психическое побуждение лица к совершенному или противоправному деянию.

Цель — результат (последствие).

Вина — определенное психическое отношение лица к совершаемым им действиям (бездействиям) и их результатам.

19 Понятие, цель юридической ответственности

Юридическая ответственность — особое правовое состояние, в силу которого лицо обязано претерпевать определенные лишения государственно-принудительного характера за совершенное правонарушение.

Цели:

— защита законных интересов личности и общественного порядка от противоправных посягательств

— наказание лица за совершенное правонарушение

— восстановление нарушенного права противоправными действиями лица, совершившего правонарушение.

20 Виды юридической ответственности

— уголовная — уголовное преступление

— административная — административное правонарушение

— дисциплинарная — дисциплинарный проступок

— гражданско-правовая — гражданское правонарушение Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

Административно-правовая ответственность — это принудительные меры государственно-правового характера, применяемые органами государственной власти, должностными лицами в установленном порядке к лицам, совершившим административные правонарушения (не подлежат: в состоянии невменяемости, в состоянии «крайней необходимости»).

Дисциплинарная ответственность наступает за неисполнение или ненадежное исполнение по вине работника, служащего возложенных на него трудовых или служебных обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность — принудительные меры имущественного характера, направленные на восстановление нарушенных прав и юридических лиц, которые применяются органами судебной власти.

21 Конституция РФ. Понятие, сущность юридические признаки

Под конституцией в любой стране понимается Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства. Механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления. Конституция является не только важнейшим правовым актом, но и политическим документом, выполняет разнообразные функции в обществе. Основное социальное содержание конституции определяется ее принципами — главными стержневыми идеями основного закона, закрепленными в ее нормах и статьях, но она характеризуется и рядом юридических свойств. Наиболее значимым из них является верховенство конституции, ее наивысшая юридическая сила. Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхождения их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы. Эти нормы с точки зрения юридической силы неоднородны, сами могут быть дифференцированы, подразделены на несколько групп:

— нормы, составляющие основы конституционного строя. Они закрепляют высшие социально-политические и юридические ценности российского общества и имеют более высокую юридическую силу в рамках самой конституции.

— конституционные нормы о правах и свободах человека

— конституционные нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах

— остальные нормы конституции, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами Важным свойством конституции является особое юридическое содержание. Конституцию невозможно спутать с другим законом государства именно в силу предмета правового регулирования. Юридическим свойством является особый порядок ее изменения и пересмотра. Он чрезвычайно усложнен и ориентирован на поддержание стабильности конституции. В качестве юридического свойства можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, действующая в России. Конституция — юридическая база текущего законодательства. Это юридическое свойство проявляется в том, что ее принципы и нормы определяют содержание и направленность как отдельных законов, так и всех отраслей российского законодательства.

22 Конституционный строй России. Принципы конституционного строя России

Конституционный строй — это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией. Конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве конституции. Необходимыми признаками являются:

— народный суверенитет

— разделение властей

— нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека Принципы:

— приоритет прав и свобод человека над иными ценностями общества и государства

— народный суверенитет, полновластие народа

— принцип федерализма (содержание многих конституционных норм и институтов)

— принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная)

— положение о России как социальном государстве (государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества)

— экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства

— гарантирование и признание местного самоуправления

23 Конституционные права и свободы личности

Положение человека, его права и свободы являются центральным объектом конституционного регулирования в России, предметом охраны и защиты других законов — источников конституционного права. В конституции решаются наиболее принципиальные, основополагающие вопросы, определяется суть отношений государства и гражданского общества к человеку, его правам и свободам, определяются перечень и механизмы их защиты.

Конституция указывает на международно0правовой источник и общепризнанный характер прав человека. Конституция исходит из того, что права человека признаются и гарантируются государством. Это означает, что государство не является источником этих прав и не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Конституция указывает на естественный и неотчуждаемый характер прав и свобод человека. Права человека принадлежат каждому человеку с момента рождения и непосредственно вытекают из достоинства человеческой личности.

Права и свободы человека по конституции являются непосредственно действующими.

2 категории прав человека:

1 группа — государство признает за человеком, личностью сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний, вмешательства государства

2 группа — активная роль государства в их реализации дает возможность индивиду требовать от государственных органов и должностных лиц положительной деятельности по обеспечению соответствующих прав и свобод.

Вся совокупность прав человека и гражданина России не может быть подразделена на три большие группы:

— гражданские (личные) конституционные права и свободы. Осуществляются самостоятельно (раво на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени, на тайну переписки, неприкосновенность жилища, на определение и указание национальной принадлежности, на пользование родным языком…).

— политические права и свободы (право на объединение, свободы мысли и слова…)

— социально-экономические и культурные права

— свобода экономической деятельности (право иметь имущество, право на жилище, на отдых, труд) Каждое конституционное право и свобода реализуются с помощью экономических, социальных, организационно-политических гарантий. Согласно конституции каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

24 Гражданство в РФ. Понятие, принципы, порядок приобретения и выхода из гражданства

Гражданство — это прочная, устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности. В России установлено единое гражданство, что означает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность федерального гражданства и гражданства республик. Утрата федерального гражданства одновременно влечет за собой и статус гражданства любой республики. Лица, обладающие российским гражданством, пользуются равными правами на всей территории России. Конституция России исходит из того, что право на гражданство — одно из естественных и неотъемлемых прав человека. Конституция России содержит принципиальную возможность гражданина России иметь гражданство иностранного государства (двойное). Основными способами приобретения гражданства РФ являются:

— приобретение по рождению

— в порядке регистрации

— в результате приема

— в результате восстановления в государстве При решении вопросов приобретения гражданства по рождению законодательство исходит из приоритета «права крови»: когда ребенок, оба родителя которого на момент его рождения состояли в гражданстве, является ее гражданином независимо от места рождения. Обычным условием приема в гражданство является постоянное проживание на территории РФ (5−3 года). Путем регистрации могут приобрести гражданство лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ и лица, у которых на момент рождения хотя бы 1 из родителей был гражданином России, но которые приобрели иное гражданство по рождению, дети бывших граждан России, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ.

Важнейшими основаниями прекращения гражданства РФ лица является:

— выход по ходатайству

— путем регистрации

— отмена решения о приеме в гражданство Согласно закону дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей.

25 Федеративная форма государственного устройства

Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов:

— республики

— края

— области

— города федерального значения

— автономная область

— автономные округа Принципы федеративного устройства:

— государственная целостность. Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное государство, включающее другие государства и государственные образования

— единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная организация предполагает единую систему власти

— разграничение предметов ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов

— принцип равноправия и самоопределения народов в РФ. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, пользование им

— равноправие субъектов РФ. Это равноправие прежде всего проявляется в:

1. в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации

2. в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени, ограниченной компетенцией самой РФ

3. в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации

26 Правовой статус и полномочия президента

Как бы широки не были полномочия президента, они не беспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения президента и органов законодательной, исполнительной власти, органов власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью. Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Только президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти — федеральных субъектов. Президент в целом независим от других органов государственной власти. У президента есть право на сове законотворчество. Возможности президента, особенно по отношению к парламенту: начиная с посланий федеральному собранию, внесения проектов законов, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, и кончая правом роспуска нижней палаты — государственной думы и назначения внеочередных парламентарных выборов. Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики: ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратифицированные грамоты. Правительство РФ вполне можно назвать правительством президента РФ, поскольку президент его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Исключительно президенту принадлежит право утверждать военную доктрину России. Конституция предоставила право президенту вводить на территории России чрезвычайное положение.

Функции президента:

— является гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина

— в установленном конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти

— в соответствии с конституцией и федеральными законами определяет новые направления внутренней и внешней политики государства

— как глава государства представляет Россию внутри страны и международных отношениях.

27 Законодательные (представительные) органы власти в России

Основная деятельность — это принятие законов и формирование других государственных органов. Однако функции Парламента не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывает также контроль за исполнительной властью, посредством форм и способов, определенных конституцией и соответствующими ей федеральными законами. Относятся: парламент; представительные органы субъектов РФ.

Парламент — федеральное собрание состоит из двух палат (совет федерации, государственная дума — 450 депутатов).

К ведению Совета Федерации относятся:

— утверждение изменения границ между субъектами РФ

— утверждение указа президента РФ о введении военного положения

— решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами РФ

— назначение выборов президента

— назначение на должность судей конституционного, верховного, высшего арбитражного суда РФ

— назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя счетной палатв и половины состава ее аудиторов

— назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ

— отрешение от должности президента К ведению государственной думы относятся:

— дача согласия президенту на назначение председателя правительства

— решение вопроса о доверии правительству

— назначение не должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом

— объявление амнистии

— выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности

28 Исполнительные органы власти в РФ

Исполнительную власть осуществляет правительство, которое состоит из:

— председателя

— заместителя председателя

— федеральных министров К исполнительным органам также относятся федеральные министерства и комитеты РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство исполняет и проводит в жизнь федеральные законы.

— разрабатывает и представляет в государственную думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет в государственную думу отчет об исполнении федерального бюджета

— обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

— осуществляет управление федеральной собственностью

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него конституцией, федеральными законами, указами президента

29 Судебная система в России

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Существующая система в России была сформирована и развивается, как результат судебной реформы, проведенной в России с начала 90 годов, и имеющей своей целью создание и поддержание механизма судебной власти, свободной от политических и юридических пристрастий, независимой в своей деятельности от исполнительной и законодательной власти.

Судебная система России состоит из:

— конституционного суда РФ и конституционных судов республик и других субъектов РФ. Конституционный суд рассматривает случаи нарушения федеральных законов, нормативных актов президента, совета федерации, государственной думы

— 75% составляют суды общей юрисдикции. Военные суды являются их частью. Верховный суд РФ является наивысшим судебным органом

— трехуровневая система арбитражных судов — высший арбитражный суд в качестве верховного судебного органа, отвечающего за улаживание экономических споров и других случаев, рассматриваемых арбитражными судами, а также за осуществление судебного контроля за их деятельностью в соответствии с процедурными функциями, предусмотренными федеральными законами Система арбитражных судов включает в себя:

— арбитражные суды субъектов РФ

— арбитражные суды районов

— высший арбитражный суд Система судов юрисдикции имеет следующую структуру:

— треть включает в себя все российские суда общей юрисдикции — городские, внутримуниципальные и равные им, или же действующие на территории РФ

— шестая часть включает в себя высшие суды республик, краев, областные суды. Городские суды Москвы и Питера, суды автономных провинций и автономных районов.

Военные суды — это главным образом военные суды армий и гарнизонов и военных образований Верховный суд — это высший судебный орган для гражданских, криминальных, административных и других нарушений, находящихся в компетенции судов общей юрисдикции. Он осуществляет контроль за их деятельностью согласно федеральным процессуальным формам и вносит разъяснения в вопросы по судебным процедурам. Верховный суд возглавляет судебную систему общей юрисдикции, представляет собой верхушку этой системы. Имеет следующую структуру:

— пленум верховного суда действует на базе изучения и обобщения случаев судебной практики и судебной статистики, обеспечивает их донесение в вопросах дальнейшего применения законов РФ

— пленум выслушивает отчеты о действии президиума верховного суда. Он имеет право представлять законодательному органу вопросы, которые должны быть решены в законодательном порядке.

Верховный суд состоит из председателя, первого заместителя и заместителей председателя, судей и присяжных заседателей.

30 Конституционные принципы правосудия

Под принципами гражданского процессуального права понимают правовые положения, которые в совокупности раскрывают его сущность и содержание и лежат в основе организации и функционирования всех процессуальных институтов и норм. Правовое положение может быть отнесено к принципу, если оно:

— является основополагающим правилом

— закреплено в правовой форме

— имеет сквозной характер, то есть призывает все стадии, процессуальные институты и нормы

— в совокупности с другими принципами раскрывает сущность и содержание гражданского процесса

1. Принцип осуществления правосудия только судом является формой реализации принципа разделения властей

2. принцип независимости судей и подчинения их только закону означает разрешение гражданских дел на основе закона в соответствии со своим правовым сознанием, в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей

3. принцип осуществления правосудия по гражданским делам на началах равенства граждан перед законом и судом состоит в том, что граждане равны перед законом и судом независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства

4. принцип гласности судебного разбирательства заключается в том, что разбирательство дел во всех судах открытое

5. принцип законности заключается в обязанности суда и всех других участников процесса неукоснительно руководствоваться в своей деятельности нормами материального и процессуального права в целях решения задач гражданского судопроизводства

6. принцип состязательности заключается в праве и обязанности участвующих в деле лиц при активной помощи суда представлять доказательства и участвовать в их исследовании в целях установления действительных обстоятельств дела

7. принцип процессуального равноправия сторон заключается в предоставлении законом сторонам равных возможностей для отстаивания своих субъективных прав и свобод интересов

31 Правоохранительные органы

Это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Это: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведка, органы таможенного контроля, органы налоговой полиции, органы юстиции.

Суд — орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке.

Арбитражный суд — осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции конституцией.

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Прокуратура — специальный государственный орган, в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе.

Органы таможенного контроля — органы государственного управления, непосредственно осуществляющие таможенное дело.

Налоговая полиция — орган, главной задачей которого является выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

Юстиция — термин, означающий всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство.

32 Понятие и признаки преступления

Преступление признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания. Формальный признак преступления означает законодательное выражение принципа «нет преступления без указания на то в законе», то есть преступным является только то деяние, про которое прямо сказано в законе. Материальный признак преступления предполагает, что преступным может быть только общественно опасное деяние, а так же что не является, хотя формально и попадающее под признаки преступления, указанные в уголовном кодексе, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности. Преступление — это всегда деяние, которое может выражаться в форме преступного действия или бездействия. Преступное действие представляет собой активную форму человеческого поведения. Это означает, что виновный не ожидает естественного стечения событий, а непосредственно сам вмешивается в их развитие с тем, чтобы достичь желаемых для него последствий. Преступное бездействие — пассивная форма преступного деяния, состоящая в неисполнении субъектом наложенной на него правовой обязанности к активному поведению при наличии реальной возможности ее выполнить. Действием или бездействием в уголовно-правовом смысле признается не только само телодвижение или совокупность, но и сознательное использование в качестве орудия совершения преступления поступков других лиц — малолетних, психически больных, действующих под влиянием обмана со стороны виновного (также признается использование природы и животных в целях совершения преступления).

Признаки преступления:

— общественная опасность — качественный признак преступления. Данный признак выражает материальную сущность преступления и объясняет, почему-то или иное деяние признается преступлением. Общественная опасность преступления представляет собой объективное свойство преступления и заключается в том, что им причиняется, либо создается угроза причинения существенного вреда объектом уголовно-правовой охраны. При этом вред может быть физический, имущественный, моральный

— уголовная противоправность. Под противоправностью принято понимать запрещенность преступления соответствующей уголовно-правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания. Преступно только то, что запрещено уголовным законом. Это свойство непосредственным образом связано с другими признаками преступления — общественной опасностью и виновностью, поскольку только то, что составляет опасность для общества и совершенно виновно — запрещено уголовным законом.

— виновность — психическое отношение лица к совершаемому деянию в виде умысла и неосторожности государства, личности.

— наказуемость — означает угрозу применения наказания за совершенное деяние. Если деяние не наказуемо, оно не может рассматриваться как преступление, наказуемость — необходимое свойство преступления.

33 Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

Обстоятельствами, исключающими преступность деяния в силу отсутствия противоправности, признаются действия (бездействие), хотя внешне и сходные с деяниями, предусмотренными уголовным законом, и выражающиеся в причинении вреда правоохраняемым интересам, но совершенные лицом при осуществлении своего субъективного права, выполнении юридической обязанности или исполнении служебного долга с соблюдением условий или правомерности.

6 обстоятельств:

— необходимая оборона

— причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

— крайняя необходимость

— физическое или психическое принуждение

— исполнение приказа или распоряжения Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону вытекает из естественного, присущего человеку от рождения права на жизнь, которое отражено в основном законе нашего государства. Осуществление акта необходимой обороны — субъективное право гражданина.

Акт задержания лица, совершившего преступление, по своей юридической природе является осуществлением субъективного права и в ряде случаев — выполнением моральной обязанности гражданина по пресечению противоправных действий и доставлению лиц, их совершивших, органам власти. Для сотрудников правоохранительных органов — это правовая, служебная обязанность. Вынужденное причинение вреда лицу, совершившему криминальное посягательство, является самостоятельным обстоятельством, исключающим преступность деяния.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой